Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России) в соответствии с пунктом 18 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2021 году, утвержденного приказом ФАС России от 14.04.2021 N 348/21, в целях формирования единообразной практики применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), в том числе положений пунктов 27(2), 27(3) постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Правила) в части осуществления закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) и на основании пункта 5.4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», направляет для использования в работе следующее информационное письмо.
Что нужно, чтобы начать участвовать в Госзакупках и Тендерах?
Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе устанавливаются заказчиком в документации о закупке в соответствии с Правилами.
Согласно подпункту «б» пункта 27 Правил показателем нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее — Критерий оценки) может быть показатель: «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема».
Вместе с тем в случае осуществления заказчиком закупки, по результатам которой заключается контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), в документации о закупке устанавливается один или несколько показателей Критерия оценки в соответствии с пунктом 27(2) Правил.
Таким образом, пунктом 27(2) Правил предусмотрены особые требования к показателям Критерия оценки и порядку подтверждения наличия опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта, устанавливаемые при осуществлении закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Так, в документации о закупке вышеназванных работ устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
Изменения в сфере закупок: как теперь проводятся тендеры на строительство и реконструкцию
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Таким образом, в случае осуществления закупок вышеназванных работ заказчик при установлении в документации о закупке порядка оценки заявок обязан руководствоваться требованиями пункта 27(2) Правил.
1. Об установлении в документации о закупке условия о минимальной стоимости контрактов (договоров), принимаемых к оценке.
Согласно пункту 3 Правил «оценка» — процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
ФАС России обращает внимание, что положения пункта 27(2) Правил, в отличие от положений пункта 27 Правил, не допускают возможность предъявления требований к предоставляемым участниками документам, обусловленных «успешным выполнением работ», «сопоставимым объемом и характером», поскольку в отношении закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) действуют специальные правила выбора наилучших условий исполнения контракта.
Так, например, при установлении в документации показателя «Общая стоимость исполненных контрактов» Критерия оценки заказчик не вправе устанавливать требования, в соответствии с которыми к оценке принимаются контракты (договоры) стоимостью не менее 10% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключения которого проводится закупка.
Таким образом, установление в документации о закупке требований к минимальной стоимости исполненных контрактов (договоров), подтверждающих наличие опыта выполнения работ у участника закупки, не соответствует положениям пункта 27(2) Правил.
2. Об установлении в документации о закупке условия о подтверждении наличия опыта у участника закупки контрактами (договорами) по успешному выполнению работ без начисления к подрядчику неустойки (штрафов, пеней), а также о составе документов, подтверждающих наличие такого опыта.
Пунктом 27(2) Правил предусмотрены следующие показатели Критерия оценки: «общая стоимость исполненных контрактов (договоров)»; «общее количество исполненных контрактов (договоров)»; «наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)».
При этом пункт 27(3) Правил определяет виды контрактов (договоров), которые заказчик принимает к оценке в зависимости от вида контракта, заключаемого по результатам закупки.
Таким контрактом (договором) может быть в соответствии с абзацем 5 подпункта «б» пункта 27(3) Правил контракт (договор), предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства соответствующего вида.
Исполнение указанного контракта (договора) подтверждается копией исполненного контракта (договора), копией акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство), копией разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
При этом ФАС России обращает внимание, что такие документы, например, как график выполнения работ, проектная документация — не являются подтверждением исполнения участником закупки контракта (договора), а непредоставление в составе заявки на участие в закупке указанных документов не свидетельствует об отсутствии у участника закупки требуемого опыта.
Кроме того, по мнению ФАС России, наличие штрафных санкций при исполнении контракта (договора), предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства соответствующего вида не может свидетельствовать об отсутствии у участника закупки опыта по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
3. Об установлении в документации о закупке условия о подтверждении наличия опыта выполнения работ у участника закупки исключительно контрактами, заключенными в рамках Закона о контрактной системе.
ФАС России обращает внимание, что порядок оценки, установленный заказчиком, не должен приводить к ограничению количества участников закупки.
Учитывая изложенное, исходя из положений пунктов 27(2) и 27(3) Правил, заказчик вправе при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) установить в качестве критерия оценки наличие у участника закупки опыта исполнения контрактов и договоров в соответствии с Законом о контрактной системе и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
По мнению ФАС России, принятие к оценке в качестве опыта исполнения участником закупки только государственных контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе, не соответствует пунктам 27(2) и 27(3) Правил.
4. Об установлении в документации о закупке условия о подтверждении наличия опыта выполнения работ у участника закупки контрактами (договорами) по выполнению работ на объекте капитального строительства с определенной инфраструктурной принадлежностью.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 27(3) Правил для оценки заявок по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) Правил, учитываются в том числе «контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки».
К таким видам объектов капитального строительства относятся:
— объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
— линейные объекты капитального строительства;
— особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
— объекты культурного наследия.
Таким образом, установление заказчиками в документации о закупке положений о том, что к оценке будут приниматься исключительно контракты (договоры), в рамках которых осуществлялось выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, например, для общеобразовательных нужд, не соответствует пункту 27(3) Правил.
5. Об установлении в документации о закупке предельного срока исполнения принимаемых к оценке контрактов (договоров).
ФАС России обращает внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, не допускается установление порядка оценки, приводящего к необоснованному созданию преимуществ отдельным участникам закупки.
При этом о наличии лучших условий исполнения контракта, заключаемого по результатам соответствующей закупки, свидетельствует квалификация участника, то есть опыт конкретного юридического лица на соответствующем рынке, его поведение в сфере общественно-экономического оборота, длительность осуществления хозяйственной деятельности.
По мнению ФАС России, наличие опыта выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и сносу нескольких объектов капитального строительства, например, за последние 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в соответствующей закупке, объективно свидетельствует о существенном преимуществе такого участника перед участником, имеющим опыт строительства одного объекта капитального строительства за 1 год до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Учитывая изложенное, при установлении показателей критерия оценки в части предоставления опыта участника в сфере строительства целесообразно руководствоваться сроками, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» в части, касающейся осуществления закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
ФАС России обращает внимание территориальных органов ФАС России на необходимость учета позиции, изложенной в настоящем письме, при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Источник: rulaws.ru
Строительные тендеры и особенности их проведения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
тендер / Астраханская область / строительство / стратегическое планирование регионального развития / застройщик / участники / tender / Astrakhan region / construction / strategic planning of regional development / developer / participants
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Купчикова Наталья Викторовна, Гужвинский Дмитрий Иванович
Современные интернет порталы тендерных площадок позволяют эффективно взаимодействовать заказчикам и поставщикам строительных услуг с целью достижения наиболее выгодных условий. Тендеры для строительной сферы имеют несколько отличий от регулярных закупок.
Цель настоящего исследования состоит в рассмотрении особенностей проведения строительных тендеров , поэтапное проведение тендера а также выявлению проблем связанных при их проведении. Участником закупок может стать как юридическое, так и физическое лицо, которое соответствует требованиям законодательства и заказчика. Большинство тендеров проводятся в соответствии со стандартной схемой. Участие в тендерах можно представить следующим образом: анализ рынка → выбор и получение электронной подписи → регистрация на ЭТП → поиск тендеров → подготовка финансового обеспечения заведение спецсчета (для участников закупок по 44-ФЗ) → подготовка и подача заявки на участие в закупке → участие в тендере → результат. Рассмотренные способы проведения тендеров со стороны заказчика и подрядчика, являются основными и необходимыми для участия и победы в тендере . Благодаря выявленным недостаткам в ходе рассмотрения проблем при участии в тендерах , были выделены наиболее благоприятные пути для заказчика и подрядчика.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Купчикова Наталья Викторовна, Гужвинский Дмитрий Иванович
Анализ надежности претендентов и их конкурсных предложений для тендеров на выполнение строительных работ
the Purpose of this study is to consider the features of construction tenders, stage-by-stage tendering and identification of problems associated with their conduct. A legal entity or an individual who meets the requirements of the legislation and the customer can become a participant of the procurement. Most tenders are conducted in accordance with the standard scheme. Participation in tenders can be summarized as follows: market analysis → select and obtain electronic signatures → check-in at the ETP → search tenders → preparing of financial support the institution of the special account (for participants of procurement for 44-FZ) → preparation and submission of applications for participation in the procurement → participation in the tender → result. The considered methods of tenders from the customer and the contractor are the main and necessary for participation and victory in the tender . Due to the identified shortcomings in the course of consideration of problems with participation in tenders, the most favorable ways for the customer and the contractor were identified.
Текст научной работы на тему «Строительные тендеры и особенности их проведения»
14. Купчикова Н.В., Сейтвелиева А.С. Оценка инвестиционной привлекательности строительства станкостроительного завода по адресу г. Астрахань, ул. Латышева, 16а. Перспективы развития строительного комплекса. 2013.
Т. 2. С. 55-58.
15. Купчикова Н.В. Экодевелопмент — строительство, проектирование и эксплуатация зданий и сооружений по новым стандартам Перспективы развития строительного комплекса. 2014. Т. -. С. 364-367.
16. Маклаков А. А., Купчикова Н. В. Эффективность реализации инвестиционно-строительного проекта промышленного предприятия по производству теплоизоляционного материала из пеностекла в Астраханской области. Инженерно-строительный вестник Прикаспия. 2015. № 1 (11). С. 74-81
СТРОИТЕЛЬНЫЕ ТЕНДЕРЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
Купчикова Наталья Викторовна
к.т.н., доцент, заведующая кафедрой «Экспертиза, эксплуатация и управление недвижимостью» ГАОУ АО ВО «Астраханский государственный архитектурно-строительный университет»
Россия, г.Астрахань Гужвинский Дмитрий Иванович магистрант кафедры «Экономика строительства» ГАОУ АО ВО «Астраханский государственный архитектурно-строительный университет»
Россия, г. Астрахань
Аннотация: Современные интернет порталы тендерных площадок позволяют эффективно взаимодействовать заказчикам и поставщикам строительных услуг с целью достижения наиболее выгодных условий.
Тендеры для строительной сферы имеют несколько отличий от регулярных закупок. Цель настоящего исследования состоит в рассмотрении особенностей проведения строительных тендеров, поэтапное проведение тендера а также выявлению проблем связанных при их проведении.
Участником закупок может стать как юридическое, так и физическое лицо, которое соответствует требованиям законодательства и заказчика. Большинство тендеров проводятся в соответствии со стандартной схемой. Участие в тендерах можно представить следующим образом: анализ рынка ^ выбор и получение электронной подписи ^ регистрация на ЭТП ^ поиск тендеров ^ подготовка финансового обеспечения заведение спецсчета (для участников закупок по 44-ФЗ) ^ подготовка и подача заявки на участие в закупке ^ участие в тендере ^ результат. Рассмотренные способы проведения тендеров со стороны заказчика и подрядчика, являются основными и необходимыми для участия и победы в тендере. Благодаря выявленным недостаткам в ходе рассмотрения проблем при участии в тендерах, были выделены наиболее благоприятные пути для заказчика и подрядчика.
Ключевые слова: тендер, Астраханская область, строительство, стратегическое планирование регионального развития, застройщик, участники.
Kopchikova Natalia Viktorovna
Ph. D., associate Professor, head of Department «Examination, operation and management of real estate» Astrakhan state University of architecture and construction Russia, Astrakhan Gutwinski Dmitry Ivanovich Master student of the department «Construction Economics» Astrakhan state University of architecture and construction Russia, Astrakhan
Annotation: Abstract: the Purpose of this study is to consider the features of construction tenders, stage-by-stage tendering and identification of problems associated with their conduct. A legal entity or an individual who meets the requirements of the legislation and the customer can become a participant of the procurement. Most tenders are conducted in accordance with the standard scheme.
Participation in tenders can be summarized as follows: market analysis ^ select and obtain electronic signatures ^ check-in at the ETP ^ search tenders ^ preparing of financial support the institution of the special account (for participants of procurement for 44-FZ) ^ preparation and submission of applications for participation in the procurement ^ participation in the tender ^ result. The considered methods of tenders from the customer and the contractor are the main and necessary for participation and victory in the tender. Due to the identified shortcomings in the course of consideration of problems with participation in tenders, the most favorable ways for the customer and the contractor were identified.
Keywords: tender, Astrakhan region, construction, strategic planning of regional development, developer, participants.
В настоящее время термин «тендер» в Российской Федерации законодательно не определён и является аналогом русских терминов «конкурс» или «аукцион», в официальных документах не используется. [1]. Тендеры в строительстве проводятся на основании Федеральных законов № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и № 223 -ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и подразделяются на открытые для всех участников (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений) и закрытые (для ограниченного круга лиц). Проводятся закупки как в электронной, так и бумажной форме.
Участником закупок может стать как юридическое, так и физическое лицо, которое соответствует требованиям законодательства и заказчика. Участие в тендерах для эффективного обеспечения заявки и исполнения контракта требует хорошей подготовки, в том числе, юридической, технической и финансовой. Большинство тендеров проводятся в соответствии со стандартной схемой. Участие в тендерах можно представить следующим образом: анализ рынка ^ выбор и получение электронной подписи ^ регистрация на электронной площадке (ЕТР) ^ поиск тендеров ^ подготовка финансового обеспечения заведение специального счета (для участников закупок по 44-ФЗ) ^ подготовка и подача заявки на участие в закупке ^ участие в тендере ^ результат [2].
Современные интернет порталы тендерных площадок позволяют эффективно взаимодействовать заказчикам и поставщикам строительных услуг с целью достижения наиболее выгодных условий.
Тендеры для строительной сферы имеют несколько отличий от регулярных закупок. Рассмотрим некоторые из них. Зачастую в управлении инвестиционно-строительными проектами необходимо предусмотреть условие поэтапной оплаты работ, выполняемых подрядчиком, исходя из объема работы и цены контракта. Работа оплачивается в соответствии с условиями и размерами, установленными графиком.
В том случае, когда строительные работы приобретаются у одного поставщика, клиент обязан привлекать специальные организации к рассмотрению выполненных работ. Исключение составляет, когда объектом закупок является проектная документация или результаты инженерных изысканий. Коммерческие компании действуют в рамках гражданского законодательства РФ. Они размещают информацию о своих тендерах на специализированных порталах, таких как ETP, Строй-торги или в средствах массовой информации открыто для всех участников, которые отвечают определенным условиям. Представление заявок потенциальными участниками торгов и квалификационный отбор тех, кто подал заявки, осуществляют в строгом соответствии с установленными требованиями.
При цене контракта более 3 миллионов рублей, участник закупки должен иметь членство в саморегулируемой организации (СРО). Выписка из реестра членов должна быть выдана не ранее, чем за один месяц до крайнего срока приема заявок [3]. Профильной строительной организации необходимо подтвердить количество реализованных инвестиционно-строительных проектов и введенных в эксплуатацию объектов.
Рассматривая участие в тендере со стороны клиента и поставщика можно выделить следующие основные стратегии на конкурсном рынке:
— подробное изучение подрядчиком предоставленной документации;
— запрос подрядчиком разъяснений при необходимости;
— подготовка первой и второй части заявки для участия в тендере на строительство, при этом первая часть включает так называемую «форму 2» — конкретные показатели материалов и товаров, которые будут использоваться в строительстве;
— подготовка подрядчиками их предложений и передача организаторам конкурса. Предложения должны содержать условия работы и их стоимость, должны быть переданы в запечатанных конвертах, чтобы во время открытия была возможность проверить их целостность. Открытие осуществляется в назначенный день каждой заявки и объявление условий, содержащихся в ней всем участникам торгов.
К сожалению, одна из наиболее общественно опасных форм нарушения правил конкуренции в тендерных торгах для государственных и муниципальных нужд — это сговор на торгах [4]. Электронная торговля не всегда осуществляется добросовестно.
Чаще всего именно государственные инвестиции в строительстве, направленные на стабильное финансирование объектов общенационального назначения попадают в поле деятельности недобросовестных участников торгов. Одним из видов сговора в данном случае является преднамеренное преуменьшение клиентом стоимости контракта.
Должностное лицо, действующее от имени государства, заключившее соглашение с конкретным подрядчиком, указывает на недооцененную (невыгодную для подрядчика) стоимость контракта. В результате тендер выигрывает компания сговора. После подписания контракта его стоимость увеличивается клиентом на основании положения, позволяющего изменить цену в случае форс-мажорных обстоятельств или увеличения объемов строительно-монтажных работ. Иногда дизайнер также участвует в сговоре, который после подписания контракта дает разрешение подрядчику использовать более дешевые материалы, чем указано в контракте. Однако может пострадать не только государство (заказчик), но и подрядчик. Это возможно, если в контракте содержатся требования к его гарантийным обязательствам и
денежная компенсация за статические дефекты. После подписания контракта (договора) практически невозможно что-либо исправить. Поэтому необходимо внимательно изучить проект контракта и проследить, чтобы его требования совпадали с условиями закупки.
Анализируя статистику проведения тендеров на строительство и ремонт в 2018 году, согласно полученным данным, доля допусков к торгам, проведенных в рамках 44-ФЗ, составляет 95-98%. На торгах 223-ФЗ этот показатель меньше — всего около 70%. Среднее падение цен на такие торги составляет 16% что актуально для закупок стоимостью до 3 млн. рублей, при 44-ФЗ и 2% для закупок с начальной ценой до 100 млн. рублей [5-20].
Участия в тендерах, согласно законодательства «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» показано на 1 рисунке.
Рис. 1. Статистика участия в строительных тендерах согласно отчета «Рустендер» за
Для победы в тендере есть только два способа, первый это — заранее обговоренное соглашение с клиентами, что преследуется на законодательном уровне и второй способ, используемый большинством предприятий, заключается в том, чтобы выиграть тендер, предложив клиенту более благоприятные условия, компетентную документацию и защиту своих прав. Тендеры представляют собой серьезную инвестицию с точки зрения времени, а иногда и средств с не всегда гарантированными результатами.
Рассмотренные нами способы проведения тендеров со стороны заказчика и подрядчика, являются основными и необходимыми для участия и победы в тендере. Благодаря выявленным недостаткам в ходе рассмотрения проблем при участии в тендерах, были выделены наиболее благоприятные пути для заказчика и подрядчика. Следует обратить внимание, что для закупок в бумажной форме, или закупок в электронном виде, не предусматривающих поэтапное снижение цены, как правило, после рассмотрения заявок практически сразу следует вынесение решения о признании какого-либо участника победителем торгов. Будьте внимательны к каждой детали. Успешное исполнение тендерного контракта зависит от профессионализма и опыта работы участников рынка.
1.Абдарахимов Д., Петров К.. Проведение конкурсов и тендеров: процедура, документация и управление. // Sales. — 2010. — №7. — с.24-26.
2. Абчук В.А. Коммерция: Учебник. СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2007. 475
3. Андреева Л.В. Продажа товаров: Руководство по подготовке и заключению договоров. М.: ИНФРА-М, 2008. 176 с.
4. Веденеев Г.М., Кобзев Г.Н., Гончаров Е.Ю. Конкурсные торги в России: исторический опыт. — М.: Издательство МЭИ, 2011.
5. Голубев В. Технология проведения тендерных торгов. // Логистика. — 2011. — №13. — с. 16-17.
7. Конкурсные торги в России: Московский опыт. Под общей редакцией А.В. Романовского, Г.М. Веденеева. — М.: Издательство МЭИ, 2011 .
8. Кузнецов К.В. Конкурсные закупки: торги, тендеры, конкурсы. — М.: Дело, 2010.
9. Льюис Г. Конкурсы, тендеры и предложения. Выиграйте, используя лучший опыт, изд. Баланс Бизнес-Букс, 2011 [2].
10. Международные инвестиции и международные закупки: Есипов В.Е. Санкт-Петербург, 2008. 312 с.
11. Никсон Д. Как выиграть тендер подготовив хорошее предложение. — М.: Изд-во «Вита-Пресс», 2011.
12. Осипова Л.В. «Основы коммерческой деятельности». Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011. — 324 с.
13. Платонов В.Н. Организация торговли. — Мн.: БГЭУ, 2011 [3].
14. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник. М.: ИКЦ «Маркетинг», 2009. 580 с.
15. Порядок проведения конкурсных торгов. / Под ред. О.И. Волкова, О.В. Девяткина. — 3-е изд. — М.: Инфра-М, 2010.
16. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2009. 248
17. Сухадольский Г. Тендеры. Вопросы и ответы. — М.: Вершина, 2010.
18. Купчикова Н.В., Сейтвелиева А.С. Оценка инвестиционной привлекательности строительства станкостроительного завода по адресу г. Астрахань, ул. Латышева, 16а. Перспективы развития строительного комплекса. 2013.
Т. 2. С. 55-58.
19.Купчикова Н.В. Экодевелопмент — строительство, проектирование и эксплуатация зданий и сооружений по новым стандартам Перспективы развития строительного комплекса. 2014. Т. -. С. 364-367.
20. Маклаков А. А., Купчикова Н. В. Эффективность реализации инвестиционно-строительного проекта промышленного предприятия по производству теплоизоляционного материала из пеностекла в Астраханской области. Инженерно-строительный вестник Прикаспия. 2015. № 1 (11). С. 74-81
Источник: cyberleninka.ru