Прокурор разъясняет — Прокуратура Приморского края Федеральным законом от 30.12.2020 №518-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», которыми
Кто такой правообладатель
Как правило, этот термин используется в юридической науке и практике, посвященной интеллектуальным правам. Определение термина дано в статье 1229 Гражданского кодекса РФ: это «гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации».
О том, кто такой правообладатель, говорит также Земельный кодекс и часть 1 Гражданского кодекса, где указано, что право собственности на объект, имеющий собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора с согласия законного владельца.
Понятие правообладателя
В самом общем случае этим термином называется физическое или юридическое лицо, обладающее неким правами. В сфере интеллектуального законодательства обладателями прав на объект интеллектуальной собственности могут быть:
- сами авторы и соавторы, исполнители, изготовители;
- их наследники;
- любые физические и юридические лица, которым по договору были переданы исключительные права на объект интеллектуальной собственности;
- работодатели;
- заказчики;
- Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования.
Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования. Правообладателями земельного участка признаются:
- собственники земли;
- землепользователи — лица, обладающие правом бессрочного или безвозмездного использования участка;
- землевладельцы — лица, обладающие правом пожизненного наследуемого владения;
- арендаторы и субарендаторы.
Аналогично можно ответить и на вопрос о том, кто такой правообладатель объекта недвижимости.
В целом круг прав правообладателя всегда уже, чем круг прав собственника. Обычно правообладатель может ограничено распоряжаться объектом, а собственник имеет всю полноту прав на нее. Применительно к интеллектуальному законодательству пользователь, несмотря на то, что он распоряжается интеллектуальной собственностью (использует ее), не является правообладателем.
В чем различие правообладателя и собственника
Применительно к сфере интеллектуальных прав использование термина «правообладатель» обусловлено тем, что закон разделяет лиц, которым принадлежит интеллектуальная собственность на тех, кто создал эту собственность, и тех, кто получил права на ее использование от авторов. Правообладатель объекта интеллектуальной собственности (если он и автор — не одно и то же лицо) не может быть признан автором ни при каких обстоятельствах. Собственником результата творческой деятельности может быть как автор, так и правообладатель. Автором по законодательству Российской Федерации признается только физическое лицо, правообладателем — и физическое, и юридическое. Автор становится собственником в силу самого создания произведения, для этого ему не требуется осуществлять какие-либо формальности (если речь идет об объектах авторских прав, для объектов патентного права и средств индивидуализации предусмотрена государственная регистрация, без которых защита таких объектов невозможна). Правообладатель может стать собственником, только заключив с автором договор или являясь его наследником или кредитором.
Отличия собственника и правообладателя в интеллектуальном и ином законодательствах заключаются прежде всего в том, что существует два правовых института — право собственности и право владения. Собственник остается собственником, даже если в данный момент не владеет своей собственностью.
14.2) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов ) — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких … Статья 1 дополнена пунктом 14.4 с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ. 14.4) снос объекта капитального строительства — ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства , в том числе его частей
Прокурор разъясняет — Прокуратура Приморского края
Федеральным законом от 30.12.2020 №518-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», которыми установлен порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.
Ранее учтенными объектами недвижимости являются объекты, в отношении которых осуществлен технический учет или государственный учет до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также объекты, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены в установленном законом порядке.
Так, до 1998 года учет объектов капитального строительства осуществлялся различным органами, в том числе БТИ.
С момента принятия Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» сведения обо всех объектах недвижимости учитывались в Едином государственном реестре прав и Государственном кадастре недвижимости.
В 2017 году сведения обо всех объектах, содержащихся в ЕГРП и ГКН объединены в единый информационный ресурс – Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Вместе с тем, в ЕГРН могли быть не отражены сведения об отдельных объектах, технический и государственный учет которых осуществлялся в соответствии с ранее установленными требованиями закона.
Такие объекты имеют статус «ранее учтённых объектов недвижимости». Права на них являются ранее возникшими и признаются юридически действительными.
Нововведениями предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления проводят мероприятия по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которых могут быть внесены в ЕГРН по правилам, предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, и мероприятия по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на такие объекты недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и права на такие объекты недвижимости, подтверждающиеся указанными документами, не зарегистрированы в ЕГРН.
После проведения указанных мероприятий уполномоченные органы подготавливают проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.
В случае, если ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, прекратившие свое существование, уполномоченный орган обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости.
Лицо, выявленное в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, либо иное заинтересованное лицо вправе представить в письменной форме или в форме электронного документа возражения с приложением обосновывающих такие возражения документов, свидетельствующих о том, что такое лицо не является правообладателем указанного объекта недвижимости.
Если в уполномоченный орган представлены возражения относительно сведений о правообладателе, решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости не принимается.
При этом уполномоченный орган вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта принадлежности ранее учтенного объекта недвижимости указанному правообладателю.
В случае, если в течение 45 дней со дня получения проекта решения указанным лицом, выявленным в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, в уполномоченный орган не поступили возражения, то принимается решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.
Федеральный закон вступает в силу с 29.06.2021.
Прокуратура Фрунзенского района г. Владивостока
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Приморского края
Прокуратура Приморского края
8 февраля 2021, 15:34
Законом установлена процедура выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости
Федеральным законом от 30.12.2020 №518-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», которыми установлен порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.
Ранее учтенными объектами недвижимости являются объекты, в отношении которых осуществлен технический учет или государственный учет до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также объекты, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены в установленном законом порядке.
Так, до 1998 года учет объектов капитального строительства осуществлялся различным органами, в том числе БТИ.
С момента принятия Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» сведения обо всех объектах недвижимости учитывались в Едином государственном реестре прав и Государственном кадастре недвижимости.
В 2017 году сведения обо всех объектах, содержащихся в ЕГРП и ГКН объединены в единый информационный ресурс – Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Вместе с тем, в ЕГРН могли быть не отражены сведения об отдельных объектах, технический и государственный учет которых осуществлялся в соответствии с ранее установленными требованиями закона.
Такие объекты имеют статус «ранее учтённых объектов недвижимости». Права на них являются ранее возникшими и признаются юридически действительными.
Нововведениями предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления проводят мероприятия по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которых могут быть внесены в ЕГРН по правилам, предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, и мероприятия по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на такие объекты недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и права на такие объекты недвижимости, подтверждающиеся указанными документами, не зарегистрированы в ЕГРН.
После проведения указанных мероприятий уполномоченные органы подготавливают проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.
В случае, если ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, прекратившие свое существование, уполномоченный орган обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости.
Лицо, выявленное в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, либо иное заинтересованное лицо вправе представить в письменной форме или в форме электронного документа возражения с приложением обосновывающих такие возражения документов, свидетельствующих о том, что такое лицо не является правообладателем указанного объекта недвижимости.
Если в уполномоченный орган представлены возражения относительно сведений о правообладателе, решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости не принимается.
При этом уполномоченный орган вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта принадлежности ранее учтенного объекта недвижимости указанному правообладателю.
В случае, если в течение 45 дней со дня получения проекта решения указанным лицом, выявленным в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, в уполномоченный орган не поступили возражения, то принимается решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.
Федеральный закон вступает в силу с 29.06.2021.
Прокуратура Фрунзенского района г. Владивостока
Адрес: г. Владивосток, ул. Фонтанная, д. 51; г. Владивосток, Океанский проспект, д. 19 «А»
Телефон: +7 (423) 240-62-04
Телефон: +7 (423) 240-62-54
Телефон: +7 (423) 240-44-17
— находящихся на таких земельных участках объекты капитального строительства ; освобождении от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию возникшего до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ права на объект недвижимости (до 31.01.1998). … оформить акт осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства при выявлении правообладателей по форме, установленной органом нормативно-правового регулирования, если такие здание, сооружение или объект незавершенного строительства не прекратили свое существование.
Все, что надо знать о законе по выявлению правообладателей
С 29 июня 2021 года Федеральным законом* установлен порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. О том, для чего был принят данный закон, как ведется работа по установлению собственников ранее учтенной недвижимости и какой эффект ожидается, рассказывает руководитель Управления Росреестра по Белгородской области Евгений Кошель.
В чем суть нового закона и для чего он принят?
В целом в России, в том числе в Белгородской области, существует большое количество объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН, и у которых отсутствуют сведения о правообладателях. Здание, помещение или земельный участок может годами стоять на кадастровом учете, но государству ничего не известно о его собственнике, поскольку правообладатель не установлен. Такие владельцы недвижимого имущества, в свою очередь, не могут им распорядиться — продать, подарить или сдать в аренду.
Чтобы навести порядок в этом вопросе, понимать, сколько таких объектов и кому они принадлежат, и был принят данный закон.
Какие объекты можно отнести к ранее учтенным?
Ранее учтённые объекты недвижимости — это те, права на которые возникли до 31 января 1998 года, когда вступил в силу Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»**, а также объекты, в отношении которых был осуществлен технический учет или государственный учет до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Это могут быть как земельные участки, так и объекты капитального строительства — здания, сооружения, помещения, объекты незавершённого строительства.
Каким образом будут искать правообладателей ранее учтенной недвижимости и как это затронет самих граждан?
Органы местного самоуправления наделены полномочиями проводить мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. Работа строится на межведомственном взаимодействии с налоговыми органами, органами технической инвентаризации, органами записи актов гражданского состояния, Пенсионным фондом, нотариусами – поднимаются сведения архивов и анализируются все имеющиеся документы. Важно отметить, что правообладателю не придется ходить по инстанциям и собирать документы – это работа госорганов и муниципалитета.
В случае выявления собственников ранее учтенных объектов недвижимости муниципалитеты проинформируют их об этом и в случае отсутствия возражений от этих граждан, самостоятельно направят в Росреестр заявления о внесении в ЕГРН соответствующих сведений о правообладателе.
Важно отметить, что, если гражданин получит проект решения о выявлении его как правообладателя конкретного объекта недвижимости и не будет согласен с этим, то он вправе направить возражение в течение 45 дней.
Сохраняет ли новый закон заявительный характер регистрации прав собственности на недвижимость?
Безусловно! Закон не ограничивает граждан в возможности зарегистрировать права на имущество по своему усмотрению! Государственная регистрация права в ЕГРН носит заявительный характер и, в то же время, является единственным доказательством существования зарегистрированного права, а также основой гарантии конституционных прав граждан на владение, пользование и распоряжение своим имуществом.
Правообладатель по желанию может сам обратиться в Росреестр с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права, воспользовавшись преимуществом электронной подачи заявления через «личный кабинет» правообладателя сайта Росреестра, или обратиться в ближайший офис МФЦ с паспортом и правоустанавливающим документом. Госпошлина за государственную регистрацию права гражданина, возникшего до 31.01.1998 на объект недвижимости, не взимается.
Гражданам необходимо понимать, что в случае принятия решения органом местного самоуправления о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и направления заявления в орган регистрации прав – Росреестр внесет сведения о правообладателе соответствующего объекта недвижимости, а не осуществит государственную регистрацию права собственности, которая имеет заявительный характер.
Реализация закона не повлечет за собой никаких санкций (штрафов) в отношении граждан, поскольку государственная регистрация ранее возникших прав не является обязательной и осуществляется по желанию их обладателей.
Какой эффект ожидается от нового закона, который вступил в силу 29 июня 2021 года?
Последовательная совместная работа Росреестра с муниципалитетами, направленная на установление актуальных и достоверных сведений о правообладателе ранее учтенного объекта, положительно отразится на исполнении государственных полномочий и защите имущественных интересов правообладателей недвижимости. Это означает, что право собственности на объекты недвижимости позволит правообладателям рассчитывать на получение возмещения убытков при ограничении прав на землю или при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Помимо этого, открывается возможность получения согласования местоположения границ земельных участков и решения вопроса о лице, который несет бремя содержания объекта недвижимости.
Реализация закона позволит выявить самозахваты земли, а также объекты, которые явно находятся у кого-то в пользовании, но это не отражено ни в одном реестре, а также позволит исключить из ЕГРН неактуальные сведения об объектах недвижимости в случае фактического прекращения существования таких объектов.
Таким образом, практическая реализация Закона во многом повысит качество содержащихся в ЕГРН сведений с одной стороны, с другой – повысит степень защиты имущественных интересов правообладателей ранее учтенной недвижимости. Полнота данных ЕГРН существенным образом окажет влияние на инвестиционную, экономическую и социальную привлекательность региона.
*Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
** Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
Выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. Документы. Все документы. … Ранее учтённые объекты недвижимости — это те, права на которые возникли до 31 января 1998 года, когда вступил в силу Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»**, а также объекты , в отношении которых был осуществлен технический учет или государственный учет до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 № 221-ФЗ «О государственном. кадастре недвижимости». Это могут быть как земельные участки, так и объекты капитального строительства — здания, сооружения, помещения, объекты незавершённого строительства .
- https://nris.ru/blog/kto-takoj-pravoobladatel/
- https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_25/activity/legal-education/explain?item=58594082
- https://oskolregion.ru/press-centr/vse-chto-nado-znat-o-zakone-po-vyyavleniyu-pravoob/