Предоставление земельных участков для строительства осуществляется

Для строительства осуществляется предоставление земельных участков с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объекта.

1. Предоставление земельных участков без предварительного согласования:

Предоставление земельного участка осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).

Порядок предоставления участков:

1. Проведение работ по формированию земельного участка- установление границ на местности

2. Государственный кадастровый учёт земельного участка.

Кадастр – одна из функций управления; перечень земель, находящихся на определённой территории, их характеристика.

3. Проведение торгов по продаже земельного участка или продаже права заключения договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка без торгов в аренду.

4. Подписание протокола о результатах торгов или договора аренды земельного участка в результате предоставления его без проведения торгов.

2. Предоставление земельных участков с предварительным согласованием:

Предоставление земельного участка для строительства осуществляется в аренду:

а) Государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казённым предприятиям, органам государственной власти и местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование.

б) Религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного значения – в безвозмездное срочное пользование на срок их строительства.

Порядок предоставления участков для строительства:

1. Выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места расположения объекта.

Выбор осуществляется в особой последовательности:

а) гражданин или юридическое лицо подаёт заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта.

В заявлении указывается назначение объекта, предположительное месторасположения, обоснование размера.

б) Орган местного самоуправления по заявлению обеспечивает выбор земельного участка на местности.

в) Результаты выбора оформляются актом о выборе земельного участка. К нему прилагаются расчёты убытков, которые понесут собственники, землепользователи, арендаторы, потери с/х производства.

г) Решение о предварительном согласовании месторасположения объекта является основанием принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение 3 лет.

2. Проведение работ по формированию земельного участка

3. Государственный кадастровый учёт земельного участка (участку присваивается номер)

4. Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Решение о предварительном согласовании месторасположения объекта и проекта границ земельного участка является основанием для расположения этих границ на местности.

Решение исполнительного органа или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов являются основанием для государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования при предоставлении земельного участка в постоянное бессрочное пользование.

Росреестр разъясняет новый порядок предоставления земельных участков

Земельный фонд. Понятие и состав.

1. Земли сельскохозяйственного назначения – земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пашни, сады, огороды, сенокосы, выгоны).

2. Земли поселений – земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий; они расположены в пределах городской, сельской, поселковой черты.

3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения – земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим ЗК, федеральными законами и законами субъектов РФ.

4. Земли особо охраняемых территорий – земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

5. Земли лесного фонда – лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

6. Земли водного фонда – земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.

7. Земли запаса – земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель.

Эти земли служат резервом для предоставления земель.

Земли запаса могут находиться в государственной и муниципальной собственности.

Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.

Структура земельного фонда не является постоянной.

Понятия и виды управления земельным фондом

Государственное управление земельным фондом – организующая деятельность по обеспечению рационального использования и охраны земель на основе проведения мероприятий организационного, административно-правового характера в сочетании с экономическими мерами.

Государственное управлении обладает государственно-властными полномочиями.

Государственное регулирование шире государственного управления.

Цель государственного управления: обеспечение соблюдения земельного законодательства путём проведения

государственного контроля за использованием и охраной земель, путём привлечения виновных к ответственности.

Государственное управление подразделяется на общее и отраслевое.

Общее государственное управление осуществляется органами внутренней компетенции и распространяется на все земли независимо от их категории.

Отраслевое государственное управление осуществляется министерствами и ведомствами и строится по принципу подведомственности предприятий (министерство с/х – земли с/х назначения и т.п.).

Все земли в пределах РФ составляют земельный фонд, который подразделяется на используемые и неиспользуемые земли.

Принципы управления земельным фондом.

Общие

1. Непосредственное участие граждан в разработке, принятии и контроле за реализацией решений, затрагивающих их земельные интересы.

2. Учёт общественного мнения (опросы, референдумы).

4. Сочетание территориального и отраслевого подходов в принятии решений.

5. Сочетание коллегиальности и единоначалия и др.

Специальные

1. Приоритет здоровья населения при постановке и решении целей и задач управления земельным фондом.

2. Обеспечение целевого характера использования земель.

3. Административно-территориальный подход с природо-географическим районированием и др.

Источник: infopedia.su

§ 4. Специфика предоставления земельных участков для строительства

ЗК РФ предусматривает различные процедуры предоставления земельных участков в зависимости от целей их предоставления: для строительства и для целей, не связанных со строительством. При выборе основания для такой классификации законодатель, видимо, руководствовался тем, что строительство и последующая эксплуатация зданий, строений, сооружений является одним из главных видов использования земли как пространственного базиса.

Согласно ст. 1 ГрК РФ под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства). При этом объекты капитального строительства определяются в той же статье ГрК РФ как здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В ст. 30 ЗК РФ закрепляются общие нормы, опосредующие предоставление земельных участков для строительства самых разных видов зданий, строений, сооружений: административных зданий, промышленных объектов, хозяйственных построек и т.д. В последующих статьях ЗК РФ (30.1, 30.2, 38.1, 38.2 и др.) установлены специальные правовые нормы, регулирующие процедуры предоставления земельных участков для отдельных видов строительства: жилищного и комплексного освоения в целях жилищного строительства.

К видам строительства с некоей долей условности можно отнести также «развитие застроенной территории». С некоей долей условности, поскольку в этом случае на земельных участках может осуществляться не только строительство, но также снос и реконструкция объектов недвижимости. Однако, принимая во внимание, что основной целью предоставления земельных участков для развития застроенной территории является именно его застройка новыми объектами, будем относить понятие «развитие застроенных территорий» к видам строительства.

Остановимся подробнее на особенностях, характерных для тех видов строительства, которым законодатель уделяет повышенное внимание.

Первый вид. Жилищное строительство.

Президент РФ Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ отметил, что в ближайшее десятилетие есть уникальный шанс решить застарелую российскую проблему — жилищную. Причем поставлена задача — перейти к решению жилищного вопроса для более широкого круга граждан: молодых семей, специалистов социальной сферы, врачей, учителей, ученых, инженеров. Это должно стать продолжением политики государства в обеспечении граждан России доступным жильем, которая определена правовыми актами, в частности Федеральной целевой программой «Жилище» на 2011 — 2015 годы .

Дорога к дому: Российская газета. Экономика: офиц. сайт. URL: http://www.rg.ru/2013/01/22/infrastruktura.html (дата обращения: 6 апреля 2014 г.).

В настоящее время в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы в городах федерального значения проводится курс на значительное увеличение объемов жилищного фонда. Правовой основой этих мероприятий являются помимо указанной Федеральной программы специально принятые региональные программы: в г. Москве — Государственная программа г. Москвы на среднесрочный период (2012 — 2015 гг.) «Жилище» , в г. Санкт-Петербурге — Региональная программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Санкт-Петербурге» на 2011 — 2015 годы .

Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 (в ред. от 12 октября 2013 г.) «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 — 2015 годы» // СЗ РФ. 2011. N 5. Ст. 739.

Постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 454-ПП (в ред. от 15 июня 2012 г.) «Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012 — 2016 гг.) «Жилище» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2011. N 57.

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24 мая 2011 г. N 624 (в ред. от 23 июля 2012 г.) «О Региональной программе «Стимулирование развития жилищного строительства в Санкт-Петербурге» на 2011 — 2015 годы» // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 2011. N 6.

Согласно расчетным показателям этих Программ в г. Москве к 31 января 2016 г. планируется ввести в эксплуатацию 12,7 млн. кв. м жилья, а уровень обеспеченности населения жильем довести до 24 кв. м на человека, в г. Санкт-Петербурге в одном только 2015 г. планируется ввести в эксплуатацию 3050 тыс. кв. м, а уровень обеспеченности жильем довести к 2015 г. до 28,0 кв. м на человека.

В рамках столь масштабных задач все большую актуальность приобретает процедура предоставления земельных участков для жилищного строительства, которая регламентируется на федеральном уровне ст. 30.1 и 38.1 ЗК РФ. Указанные статьи, а также ст. 30.2 и 38.2 ЗК РФ, регулирующие предоставление земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства, были введены в ЗК РФ в 2005 г. Введение торгов при предоставлении земельных участков в этих случаях, по справедливому мнению отдельных ученых, стало одним из самых серьезных ударов по коррупции в сфере земельных и градостроительных отношений .

См. подробнее об этом: Анисимов А.П., Дзагоев С.В., Кокоева Л.Т. Указ. соч. С. 145 — 146.

Остановимся подробнее на положениях ст. 30 ЗК РФ, которые опосредуют предоставление земельных участков для точечного, локального строительства жилых домов.

Законодатель разделяет жилищное строительство и индивидуальное жилищное строительство. Под объектом индивидуального жилищного строительства понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи (ч. 3 ст. 48, п. 1 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ).

Как видно, критериями разграничения указанных понятий служат два признака: количество этажей в жилом доме и количество семей, проживающих в нем.

При этом существует правовая позиция Роснедвижимости, согласно которой законодательством не ограничено количество этажей для объекта индивидуального жилищного строительства. В соответствии с указанной правовой позицией дефиниции индивидуального жилищного строительства в указанных выше статьях ГрК РФ не содержат легального толкования этого понятия, а используются лишь как ограничение при осуществлении подготовки проектной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте таких объектов и при проведении государственной экспертизы в отношении проектной документации указанных объектов . Такое толкование понятия объекта индивидуального жилищного строительства представляется нам небесспорным. Судебная практика, в свою очередь, также не поддерживает эту позицию Роснедвижимости .

Письмо Роснедвижимости от 12 октября 2007 г. N СП/0617 «Об объекте индивидуального жилищного строительства».

См., например: Определение Санкт-Петербургского городского суда от 28 марта 2013 г. N 33-3483/2013.

Сначала рассмотрим процедуру предоставления земельных участков для жилищного строительства в целом, затем коснемся особенностей, предусмотренных для индивидуального жилищного строительства.

В целях жилищного строительства земельные участки предоставляются без предварительного согласования места размещения объекта в собственность и в аренду, а в случаях, предусмотренных подп. 5 и 5.1 п. 1 ст. 24 ЗК РФ, — на праве безвозмездного срочного пользования.

Согласно п. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется только на аукционах, за исключением следующих четырех случаев:

1) на строительство объекта недвижимости заключен государственный или муниципальный контракт, а само строительство осуществляется полностью за счет бюджетных средств (подп. 5 п. 1 ст. 24 ЗК РФ);

2) земельные участки из государственной или муниципальной собственности предоставлены жилищно-строительным кооперативам в случаях, предусмотренных законодательством (подп. 5.1 п. 1 ст. 24 ЗК РФ);

Такие случаи предусмотрены п. 9.2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и подп. 7.3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2012 г.) «О содействии развитию жилищного строительства».

3) земельный участок предоставляется лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории (п. 2.1 ст. 30 ЗК РФ);

4) аукцион по продаже земельного участка либо права его аренды признан несостоявшимся по причине того, что в нем приняло участие менее двух участников (п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ). В таком случае единственный участник аукциона вправе заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка.

Порядок организации и проведения аукциона при предоставлении земельного участка в целях жилищного строительства закреплен в ст. 38.1 ЗК РФ. По поводу обоснованности введения в ЗК РФ ст. 38.1 (а также ст. 38.2) в литературе высказаны две противоположные позиции.

М. Попов считает, что эти статьи можно было бы и не вводить непосредственно в ЗК РФ, так как общие предписания, регулирующие процедуру земельных торгов, закреплены на подзаконном уровне и более логично было бы включить нормы об особенностях торгов по предоставлению участков для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства именно в этот подзаконный акт — Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 808.

А.И. Дихтяр и И.В. Попова, наоборот, считают присутствие ст. 38.1 и 38.2 в ЗК РФ обоснованным, поскольку этим подчеркивается важность и социально-экономическая значимость указанных целей предоставления земельных участков .

См.: Дихтяр А.И., Попова И.В. Указ. соч.

Мы полагаем, что возможная дискуссия по этому вопросу не имеет серьезной практической значимости, поскольку сводится в итоге лишь к вопросам юридической техники: должны ли нормы, устанавливающие организацию и порядок проведения торгов, содержаться в одном нормативном акте или в различных, пусть даже они будут и разной юридической силы. На наш взгляд, положения ст. 38.1 и 38.2 ЗК РФ в целом следуют положениям указанных выше Правил, поэтому должны быть включены в эти Правила отдельным параграфом в качестве особенностей при предоставлении земельных участков для жилищного строительства и комплексного освоения территории в целях жилищного строительства.

Особенностями торгов при предоставлении земельных участков для жилищного строительства, например, является то, что для предоставляемого участка должны быть определены разрешенное использование и параметры разрешенного строительства, установленные на основании инженерных изысканий, а также технические условия подключения возводимого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (п. 1 ст. 38.1 ЗК РФ); извещение о проведении торгов должно содержать в себе дополнительную информацию по сравнению с общими правилами (п. 8 ст. 38.1 ЗК РФ) и некоторые другие.

Предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность осуществляется также исключительно на торгах, а в аренду — может осуществляться также и на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении такого земельного участка.

В силу п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ в двухнедельный срок со дня получения от гражданина заявления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка. Если же испрашиваемым правом является аренда, то уполномоченный орган может принять одно из двух решений:

1) о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка;

2) опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте. Если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, уполномоченный орган власти принимает решение о предоставлении такого земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду заинтересованному лицу. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В г. Москве отдельного регионального нормативного акта, посвященного жилищному (в том числе индивидуальному жилищному) строительству, к настоящему моменту нет.

В г. Санкт-Петербурге правовым вопросам предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, напротив, уделено значительное внимание. Так, продажа земельных участков для индивидуального жилищного строительства в г. Санкт-Петербурге регулируется специальным нормативным актом — Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 3 октября 2006 г. N 1198 «О продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства» .

Читайте также:  Основные задачи инженера пто в строительстве

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 3 октября 2006 г. N 1198 (в ред. от 23 декабря 2010 г.) «О продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства» // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 2006. N 11.

Кроме того, в силу п. 1 ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 г. N 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» одной из форм оказания содействия в улучшении жилищных условий является предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в случаях, установленных законами Санкт-Петербурга. В развитие этого положения в настоящее время в указанном порядке земельные участки предоставляются:

— на основании Закона Санкт-Петербурга «О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства гражданам, имеющим трех и более детей»;

— на основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 3 апреля 2006 г. N 343 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 г. N 397-64 «О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного и дачного строительства» .

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 3 апреля 2006 г. N 343 (в ред. от 24 апреля 2009 г.) «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 г. N 397-64 «О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного и дачного строительства» // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 2006. N 5.

Второй вид. Комплексное освоение земельного участка в целях жилищного строительства.

Сущность правового института комплексного освоения территории состоит в том, что посредством него обеспечивается не точечная застройка земельного участка одним-двумя жилыми домами (как в предыдущем случае), а системная застройка значительных неосвоенных территорий населенных пунктов целыми кварталами и (или) микрорайонами.

В рамках настоящей работы будем понимать термины «комплексное освоение земельных участков» и «комплексное освоение территорий» как синонимы.

Как правило, в рамках реализации таких проектов осваиваются большие территории и ввод жилья составляет не менее 1 млн. кв. м. Эксперты, подчеркивая эффективность реализации комплексного освоения территории, отмечают, что если хотя бы в половине регионов страны будет реализовано по два таких проекта, то можно получить дополнительный прирост жилых площадей в объеме не менее 84 млн. кв. м, т.е. около 14 млн. семей смогут приобрести или получить по договорам социального найма новые квартиры .

Пора запускать спутники: Российская газета. Недвижимость: офиц. сайт. URL: http://www.rg.ru/2012/11/27/jilie.html (дата обращения: 6 апреля 2014 г.).

В классическом варианте комплексное освоение территорий — это застройка новых участков на окраинах или территорий бывших промзон .

Не все КОТу инвестиции: Российская газета. Экономика: офиц. сайт. URL: http://www.rg.ru/2013/05/29/reg-urfo/stroika.html (дата обращения: 6 апреля 2014 г.).

Законодатель не закрепляет легального определения комплексного освоения земель в целях жилищного строительства, раскрывая это понятие через совокупность трех составляющих его этапов.

Подготовка документации по планировке территории (подробнее о том, что включает в себя документация по планировке территории, см. § 3 гл. 1 настоящего исследования). Сроки реализации указанного этапа на практике могут быть различны. Например, п. 3.1.9 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21 февраля 2006 г. N 167 «О комплексном освоении территорий в целях жилищного строительства» такой срок ограничивается полутора годами.

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21 февраля 2006 г. N 167 (в ред. от 26 ноября 2009 г.) «О комплексном освоении территорий в целях жилищного строительства» // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 2006. N 4.

Выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, т.е. сетей инженерно-технического обеспечения различного назначения (системы электроснабжения, водоснабжения, канализации, в том числе дождевой, теплоснабжения, газоснабжения и т.д.).

Осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Отсутствие легального понятия комплексного освоения земель в целях жилищного строительства дает почву для доктринальных толкований.

Е.А. Галиновская понимает под комплексным освоением в целях жилищного строительства круг отношений, урегулированных особым образом, практически от начала предоставления участка и до завершения всех действий по комплексному освоению .

См.: Галиновская Е.А. Использование земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2012. N 1. С. 44.

А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, М.С. Сотникова считают, что комплексное освоение земельных участков в целях жилищного строительства — это деятельность застройщика по возведению жилых и иных объектов недвижимости, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, иного обустройства земельного участка, предоставленного ему в аренду из состава неразграниченных государственных земель, сопровождаемая разработкой градостроительной документации по планировке территории .

См.: Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Сотникова М.С. Право муниципальной собственности на земельные участки в Российской Федерации: вопросы теории и практики: Монография. М.: Новый индекс, 2010. С. 240.

Земельные участки для комплексного освоения в целях жилищного строительства предоставляются без предварительного согласования места размещения объекта, только на аукционах и только на праве аренды.

Порядок проведения аукционов установлен в ст. 38.2 ЗК РФ. По сути, он всего лишь конкретизирует порядок проведения аукционов при предоставлении земельных участков для жилищного строительства, закрепленный в ст. 38.1 ЗК РФ.

Особенности касаются, например, извещения о проведении аукциона: размер арендной платы за земельный участок в этом случае не является фиксированным, а рассчитывается на единицу площади; дополнительно устанавливаются максимальные сроки для выполнения всех трех этапов комплексного освоения территории и др. (см. п. 3 ст. 38.2 ЗК РФ).

Арендатор земельного участка, полученного для комплексного освоения, имеет право:

1) передавать в пределах срока договора аренды земельного участка свои права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления (п. 4 ст. 30.2 ЗК РФ);

2) приобрести в исключительном порядке земельные участки, образованные в границах предоставленной территории и поставленные на кадастровый учет, в собственность или в аренду (п. 5 ст. 30.2 ЗК РФ).

При этом собственник и (или) арендатор таких земельных участков обязан соблюдать установленный максимальный срок жилищного и иного строительства на приобретенный земельный участок (п. 6 ст. 30.2 ЗК РФ). Например, согласно п. 3.1.3 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21 февраля 2006 г. N 167 срок договора аренды таких участков императивно установлен равным 49 годам.

В г. Москве комплексному освоению территорий уделяется значительное внимание, подтверждением чему служит наличие подпрограммы 6 в Государственной программе г. Москвы на 2012 — 2016 годы «Жилище», которая называется «Комплексная застройка земельных участков в Москве и Московской области».

Комплексная застройка земельных участков для г. Москвы приобретает существенное значение в связи с присоединенными с 1 июля 2012 г. территориями Московской области.

Ранее в рамках реализации действующего Генерального плана развития г. Москвы и в соответствии с проектом размещения жилищного и других видов строительства в г. Москве на период 2011 — 2015 годы предусматривалось разместить на территории г. Москвы 31,9 млн. кв. м жилищного строительства. Однако позднее были выявлены значительные проблемы в сфере реализации подпрограммы, связанные с тем, что указанный проект размещения сохранял сложившиеся ранее тенденции высокоплотной застройки города, снижения комфортности проживания и наращивания транспортных проблем. Предусматриваемые в нем объемы жилищного строительства (31,9 млн. кв. м) представляются существенно завышенными и не соответствующими интересам городского развития. Снижение остроты указанных проблем и смягчение ограничений на размещение объемов нового строительства планируется обеспечить за счет комплексной жилой застройки домами малой и средней этажности на присоединенных к Москве территориях .

См.: Постановление Правительства Москвы от 19 мая 2009 г. N 462-ПП (в ред. от 8 августа 2012 г.) «О проекте размещения жилищного и других видов строительства в городе Москве на период 2011 — 2015 годы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2009. N 32.

См.: Постановление Правительства Москвы от 22 февраля 2012 г. N 64-ПП.

В г. Санкт-Петербурге институт комплексного освоения земель в целях жилищного строительства также имеет существенное значение. В Региональной программе «Стимулирование развития жилищного строительства в Санкт-Петербурге» на 2011 — 2015 годы» выделен отдельный пункт, именуемый «Комплексное освоение территорий Санкт-Петербурга в целях жилищного строительства».

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24 мая 2011 г. N 624.

В г. Санкт-Петербурге было выделено 22 территории, которые осваиваются и планируются к освоению в целях жилищного строительства (приложение 3 к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 24 мая 2011 г. N 624); 6 территорий, которые являются перспективными для комплексного освоения в целях жилищного строительства и планируются для реализации на торгах (приложение 4 к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 24 мая 2011 г. N 624); 4 стратегических и инвестиционных проекта комплексного освоения и развития в целях жилищного строительства (приложение 5 к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 24 мая 2011 г. N 624).

Что касается процедуры предоставления земельных участков в этих целях, то в столице Российской Федерации отдельного регионального нормативного акта, посвященного комплексному освоению территорий, к настоящему моменту не принято. В г. Санкт-Петербурге действует Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21 февраля 2006 г. N 167, которое подробным образом регламентирует порядок подготовки документации и принятия решений о проведении торгов на право заключения договоров аренды земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства.

Нужно подчеркнуть, что в целом правовой институт комплексного освоения территорий считается экспертами очень перспективным, несмотря на значительные трудности, связанные с его практической реализацией. Уже сегодня, по данным аналитиков, на долю проектов комплексного освоения территорий в крупных городах приходится порядка 25 — 30% от общего объема ввода жилья. Квартиры в таких микрорайонах дешевле, чем при точечной застройке, поэтому пользуются спросом .

Российская газета. Экономика: офиц. сайт. URL: http://www.rg.ru/2013/05/29/reg-urfo/stroika.html (дата обращения: 6 апреля 2014 г.).

В настоящее время комплексное освоение территорий предусматривается только для жилищного строительства. В то же время высказываются предложения распространить этот правовой институт не только на жилищное, но и на иные виды строительства. В настоящее время такая идея воспринята в упоминавшемся законопроекте Минэкономразвития России, который предусматривает распространение процедуры предоставления земельного участка для комплексного освоения территорий на все виды строительства, а не только в отношении жилищного строительства, как это предусмотрено сегодня.

Третий вид. Развитие застроенных территорий.

Как отмечает в своем исследовании И.И. Гордиенко, ежегодно в ветхий фонд переходит около 5 млн. кв. м жилья, что в 20 раз превышает масштабы его ликвидации. С учетом этого, а также с учетом нехватки бюджетных денежных средств в российское законодательство был введен новый вариант предоставления земельных участков для строительства, предусматривающий привлечение инвестиций в сферу жилья при одновременном обновлении ветхого жилья и недопущении экспансии новых территорий, — развитие застроенных территорий .

См.: Гордиенко И.И. Указ. соч. С. 156.

Легального определения понятия «развитие застроенных территорий» законодатель не предлагает.

При этом, например, А.П. Анисимов и А.Ю. Чикильдина под ним понимают комплекс градостроительных, планировочных, архитектурно-строительных и технических мероприятий, осуществляемых в установленных градостроительной документацией границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей) и включающих в себя проведение работ по сносу, реконструкции находящихся на указанных территориях зданий, строений, сооружений, объектов благоустройства, транспортных и инженерных систем и коммуникаций, иных объектов капитального строительства .

См.: Анисимов А.П., Чикильдина А.Ю. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Постатейный научно-практический комментарий. М., 2009. С. 305.

Ю.В. Поднавознова, в свою очередь, развитие застроенных территорий определяет как совокупность правоотношений, регулируемых нормами земельного, градостроительного и гражданского права и направленных на реализацию конкретного проекта комплексного развития на застроенной территории, преимущественно размещающей аварийный и ветхий фонд, посредством реконструкции, сноса и (или) нового строительства в целях обеспечения рационального использования земель поселений и безопасности проживания граждан .

См.: Поднавознова Ю.В. Правовое значение договора о развитии застроенной территории: дефиниции, коллизии, перспективы применения // Вестник СГАП. 2009. N 2. С. 78 — 79.

Правоотношениям по предоставлению земельных участков в целях развития застроенной территории федеральный законодатель посвящает ч. 2.1 ст. 30 ЗК РФ и ст. 46.1 — 46.3 ГрК РФ. Системное толкование ч. 2 и 3 ст. 46.1 ГрК РФ показывает, что первым шагом в этой процедуре является принятие органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц решения о развитии застроенной территории, которое может быть принято при одновременном наличии трех императивных условий:

1) в отношении застроенной территории утвержден в установленном порядке градостроительный регламент;

2) в отношении застроенной территории утверждены местные нормативы градостроительного проектирования либо в случае их отсутствия утверждены расчетные показатели обеспечения застроенной территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры;

3) на застроенной территории расположены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, или многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальной адресной программы, утвержденной представительным органом местного самоуправления.

В городах федерального значения решение о развитии застроенной территории принимается органами государственной власти субъекта РФ, а не муниципальными органами. Правовой основой для этого является ч. 2 ст. 63 ГрК РФ, с учетом того, что в региональных законах г. Москвы и Санкт-Петербурга отсутствует прямое указание по отнесению этих полномочий к вопросам местного значения.

Любопытно разобрать следующий момент. По смыслу ч. 2 ст. 46.1 ГрК РФ решение о развитии застроенной территории возможно только при наличии утвержденного градостроительного регламента. Как известно, градостроительный регламент является составной частью такого важнейшего градостроительного документа, как правила землепользования и застройки.

В г. Москве правила землепользования и застройки к настоящему моменту не приняты, что фактически означает невозможность предоставления земельного участка в столице Российской Федерации в целях развития застроенной территории. Этот факт является еще одним убедительным доводом к тому, что разработка и принятие в г. Москве правил землепользования и застройки является насущным и актуальнейшим вопросом.

Как отмечается в литературе, сторонники расширительного толкования данной нормы полагают, что если п. 2 данной статьи допускает замену отсутствующих местных нормативов градостроительного проектирования утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры, то и в случае отсутствия градостроительных регламентов до крайнего срока принятия правил землепользования и застройки, установленного законодателем, «в виде исключения» допускается определение параметров и видов использования территории по старым правилам, т.е. без градостроительных регламентов .

См.: Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Сотникова М.С. Указ. соч. С. 226.

На наш взгляд, оснований для подобного толкования ч. 2 ст. 46.1 ГрК РФ не имеется.

Нельзя в связи с этим не отметить, что в г. Москве имеются случаи принятия программ развития застроенной территории, например, Программы развития застроенной территории квартала N 804 «Камушки» Пресненского района г. Москвы на 2008 — 2014 годы . Буквально толкуя ч. 2 ст. 46.1 ГрК РФ, можно утверждать о том, что указанный акт не мог быть принят при отсутствии правил землепользования и застройки г. Москвы. К настоящему моменту положения этого нормативного акта были предметом судебных разбирательств в ФАС Московского округа , однако легитимность принятия самого закона поставлена под сомнение не была.

Закон г. Москвы от 25 июня 2008 г. N 29 «О Городской адресной программе развития застроенной территории квартала N 804 «Камушки» Пресненского района города Москвы на 2008 — 2014 годы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2008. N 40.

См.: Постановления ФАС Московского округа от 1 февраля 2011 г. N КГ-А40/15088-10-П по делу N А40-56113/09-72-404 // СПС «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был; от 10 февраля 2010 г. N КГ-А40/298-10 по делу N А40-56113/09-72-404 // СПС «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был.

В г. Санкт-Петербурге Правила землепользования и застройки приняты, что открывает путь к возможности использования этого правового института. В частности, в г. Санкт-Петербурге действует адресная программа Санкт-Петербурга «Развитие застроенных территорий», в развитие которой принято Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24 июля 2008 г. N 904 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «Об адресной программе Санкт-Петербурга «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге» . Согласно Перечню планируемых к развитию территорий в Санкт-Петербурге (приложение 1 к Закону Санкт-Петербурга «Об адресной программе Санкт-Петербурга «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге») к настоящему моменту выделено 25 таких территорий.

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24 июля 2008 г. N 904.

В силу п. 8 ст. 46.1 ГрК РФ предоставление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством.

Следовательно, для того чтобы земельный участок был предоставлен, необходимо помимо принятия решения о развитии территории сделать второй шаг — заключить договор о развитии застроенной территории с заинтересованным лицом. Такой договор заключается на аукционе, который проводится в соответствии со ст. 46.3 ГрК РФ.

Третьим шагом является собственно предоставление земельного участка. Согласно ч. 2.1 ст. 30 ЗК РФ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Автором выявлены особенности правоотношений по предоставлению земельных участков для строительства в городах федерального значения, которые обусловлены:

— конституционно-правовым статусом г. Москвы и Санкт-Петербурга;

— совмещением территорий этих населенных пунктов и территорий соответствующих субъектов РФ;

— исторически сложившейся застройкой г. Москвы и Санкт-Петербурга, наличием большого количества градостроительных ограничений в виде охраняемых объектов истории и культуры, особо охраняемых природных территорий, сложной и плотной сети инженерной и транспортной инфраструктуры, высокой численностью населения и тесной взаимосвязью с прилегающими территориями.

Читайте также:  Сколько стоит квадратный метр строительства

Указанные факторы обусловливают специфику трех основных элементов правоотношений по предоставлению земельных участков для строительства в городах федерального значения, взятых во внутрисистемной связи и взаимодействии:

— специфика земельных участков как объектов правоотношений заключается в сложности их образования и формирования для целей строительства в условиях существующей застройки и большого количества градостроительных ограничений, что обусловливает необходимость закрепления в законодательстве г. Москвы и Санкт-Петербурга адекватного механизма учета публичных и частных интересов при разработке и принятии документов территориального планирования и документации по планировке территорий;

— специфика субъектного состава правоотношений заключается в перераспределении ряда полномочий по предоставлению земельных участков для строительства от органов местного самоуправления к органам государственной власти этих субъектов РФ, а также в участии в соответствующих правоотношениях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти других субъектов РФ и иностранных государств;

— специфика содержания правоотношений по предоставлению земельных участков для строительства в городах федерального значения заключается в необходимости размещения на территории данных субъектов РФ органов государственной и внутригородской муниципальной власти, представительств субъектов РФ, дипломатических представительств иностранных государств, объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и иных государственных задач.

На основе выявленных особенностей правоотношений по предоставлению земельных участков для строительства в городах федерального значения сформулировано их авторское определение. Под такими правоотношениями предлагается понимать общественные отношения, урегулированные нормами земельного права и градостроительного законодательства, которые возникают, существуют и прекращаются при реализации государственной функции по передаче неиспользуемых земель (при условии формирования из их состава земельных участков), незастроенных и искусственных земельных участков участникам земельных отношений в целях размещения на территории г. Москвы или Санкт-Петербурга зданий, строений и сооружений.

В целях унификации процедур предоставления земельных участков для строительства в городах федерального значения из земель, находящихся в публичной собственности, предлагается их авторская классификация с учетом специфики правового статуса участвующих в них субъектов:

— без предварительного согласования места размещения объекта (на торгах) — физическим и юридическим лицам на основе градостроительной документации;

— без предварительного согласования места размещения объекта и без торгов — субъектам, которые прямо указаны законодателем (гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства; лицам, которые определены в конкурсном порядке в соответствии с федеральным законодательством; резидентам особых экономических зон; Российской Федерации и ее субъектам для размещения объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и иных государственных задач; и др.);

— с предварительным согласованием места размещения объекта (на торгах) — физическим и юридическим лицам (в случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, если на этот земельный участок претендуют несколько лиц);

— с предварительным согласованием места размещения объекта, но без торгов — Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям для размещения соответственно органов публичной власти и представительств субъектов РФ; иностранным государствам для размещения дипломатических представительств; физическим и юридическим лицам.

По результатам проведенного исследования выявлена несогласованность употребляемых в земельном и градостроительном законодательстве понятий «образование земельного участка» и «формирование земельного участка», что приводит к различным толкованиям данных понятий и проблемам при применении норм законодательства на практике при предоставлении земельных участков для строительства.

В целях установления единообразного понятийного аппарата в данной области отношений предлагается под формированием земельного участка понимать способ первичного образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В связи с этим п. 1 ст. 11.2 «Образование земельных участков» ЗК РФ предлагается изложить в следующей редакции: «Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также путем формирования из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

В качестве предложений по оптимизации правового регулирования сферы предоставления земельных участков для строительства целесообразными видятся следующие предложения.

1. Рекомендуется исключить из ч. 5 ст. 78 ГрК г. Москвы и п. 1.3 Административного регламента предоставления государственной услуги «Подготовка, утверждение и изменение градостроительных планов земельных участков» (утв. Постановлением Правительства Москвы от 25 мая 2011 г. N 229-ПП) нормы, согласно которым вид разрешенного использования земельного участка на территории г. Москвы определяется с учетом результатов публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки, одобренных Правительством Москвы.

2. Для устранения правового пробела в московском законодательстве предлагается принять Постановление Правительства г. Москвы «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти города Москвы при подготовке и принятии решений о предоставлении земельных участков для строительства посредством процедуры с предварительным согласованием места размещения объекта и без предварительного согласования места размещения объекта», которым необходимо урегулировать в том числе следующие вопросы:

— перечислить конкретные органы власти, принимающие участие в указанных выше процедурах при предоставлении земельного участка (в том числе органы власти, с которыми необходимо провести предварительное согласование места размещения земельного участка);

— закрепить сроки принятия органами власти решений или осуществления иных юридически значимых действий в рамках указанных процедур;

3. Представляется рациональным дополнить п. 2 ст. 32 ЗК РФ следующим абзацем: «Отсутствие факта постановки земельного участка на кадастровый учет влечет отказ в рассмотрении заявления заинтересованного лица о принятии решения о предоставлении земельного участка для строительства».

4. Видится логичным инкорпорировать положения ст. 38.1 и 38.2 ЗК РФ в Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 808.

Источник: vuzirossii.ru

Относительно порядка предоставления земельных участков

1) 6.5 нефтехимическая промышленность — размещение объектов капитального строительства, предназначенных для переработки углеводородного сырья, изготовления удобрений, полимеров, химической продукции бытового назначения и подобной продукции, а также другие подобные промышленные предприятия;

2) 7.5 трубопроводный транспорт — размещение нефтепроводов, водопроводов, газопроводов и иных трубопроводов, а также иных зданий и сооружений, необходимых для эксплуатации названных трубопроводов;

3) земельные участки под наземными сооружениями газопроводов (конденсатосборники, крановые узлы и т.п.).

Правовые основания для предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов установлены подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Вправе ли исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» продать земельный участок, находящийся в областной собственности, лицу которому ранее указанный земельный участок был предоставлен в аренду, и в отношении которого у органа государственной власти, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, в случае если момент, с которого осуществляется приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, установленный законом субъекта Российской Федерации не наступил?

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в сфере использования земель сельскохозяйственного назначения является Минсельхоз России.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона № 101-ФЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном данным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, ненаступление срока приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации указывает на невозможность предоставления земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным пунктом 4 статьи 10 Закона № 101-ФЗ.

В Администрацию поступают обращения заинтересованных лиц о заключении трехсторонних соглашений о передаче прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков, ранее предоставленных в соответствии с пунктом 21 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Указанной нормой предусмотрено, что если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 — 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 22 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка вправе передать’ свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.

При этом Земельным кодексом Российской Федерации прямо не предусмотрено заключение соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды в отношении испрашиваемого земельного участка.

В связи с изложенным, с целью формирования единой правоприменительной практики прошу Вас разъяснить:

1. Порядок передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка арендатором при переходе права собственности на объект незавершенного строительства, расположенный на арендуемом земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в случае, если ранее земельный участок был предоставлен в аренду на основании пункта 21 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

2. Обязательность и необходимость заключения трехстороннего соглашения к договору аренды земельного участка (между арендодателем, арендатором и лицом, к которому переходят права и обязанности по договору).

В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельных участков.

Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

Отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, при отчуждении объекта недвижимого имущества его покупатель приобретает право пользования земельным участком, занятым объектом недвижимости, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник, в силу прямого указания закона. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется, как и дополнительного соглашения к ранее заключенному договору аренды земельного участка, что подтверждается судебной практикой.

В частности, из пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» следует, что при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, к покупателю этой недвижимости с момента государственной регистрации перехода права собственности на нее переходит то право на земельный участок, которое принадлежало продавцу недвижимости, а также связанные с этим правом обязанности при наличии таковых (перемена лица в договоре аренды).

Вместе с тем законодательством Российской Федерации не предусмотрено внесение соответствующих изменений в сведения об арендаторе земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) при отчуждении объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке. По общему правилу внесение изменений в сведения ЕГРН носит заявительный характер.

Росреестр (его территориальные органы) не вправе самостоятельно вносить в ЕГРН какие-либо записи (в том числе об изменении арендатора земельного участка в связи с отчуждением объекта недвижимости), за исключением случаев, установленных законом.

В связи с отсутствием норм законодательства, устанавливающих особый порядок внесения в ЕГРН сведений об арендаторе земельного участка при отчуждении объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке изменение сведений в ЕГРН осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. № 943.

Отмечаем, что переход к покупателю объекта недвижимости права аренды земельного участка в силу закона не исключает возможности его приобретения в собственность в порядке, предусмотренном статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 7 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон о недрах) в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр.

При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии предоставленной лицензией.

Согласно статье 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В собственности области находится земельный участок, который располагается в границах месторождения, которое находится на Государственном балансе полезных ископаемых.

В отношении вышеуказанного участка недр выдана лицензия на пользование недрами юридическому лицу. Участок недр оформлен горноотводным актом. Площадь проекции горного отвода на горизонтальную поверхность — 150 га.

В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.

Пользователь недр, получивший лицензию, договор аренды на земельный участок в границах горного отвода не заключил.

Вместе с тем, имеется заинтересованное лицо, которое обратилось за предоставлением в аренду земельного участка площадью 19,6 га, расположенного в границах горного отвода, с разрешенным видом использования: для размещения домов отдыха, пансионатов, кемпингов. Использование земельного участка предполагается без осуществления строительства капитальных объектов.

На основании изложенного, просим разъяснить, возможно ли предоставление земельного участка (не участка недр) в границах горного отвода лицу (не являющемуся пользователем недр на основании лицензии) для целей, не связанных с пользованием недрами.

Кроме того, согласно статьи 7 Закона о недрах любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен. С учетом того, что земельный участок испрашивается не для целей пользования недрами, а также принимая во внимание тот факт, что участок недр на праве аренды пользователю недр не предоставлялся, просим разъяснить, требуется ли в данном случае согласование предоставления земельного участка с пользователем недр.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, к отношениям по использованию и охране недр применяется законодательство о недрах. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее — Закон о недрах), недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

В соответствии со статьей 7 Закона о недрах в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.

Таким образом, горный отвод и земельный участок над ним — это самостоятельные объекты права, что подтверждается судебной практикой (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2014 г. № 1314-О).

Следовательно, обладая правом на пользование недрами в границах определенного горного отвода, недропользователь не наделен правом владения, пользования, распоряжения земельными участками, расположенными в границах, определенных горным отводом, что следует также из положения статьи 25.1 Закона о недрах и подтверждается судебной практикой (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 июня 2006 г. № 15737/05). Лицензия на право пользования недрами является лишь основанием для последующего предоставления земельного участка в целях недропользования.

Читайте также:  Норма времени в строительстве это

В иных случаях действующее законодательство Российской Федерации допускает осуществление изъятия для государственных или муниципальных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

По общему правилу земельный участок может быть использован в соответствии с разрешенным использованием, которое определяется в соответствии с федеральным законодательством.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» статья 78 Земельного кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4.

Данным пунктом установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.

В настоящее время имеется правовая неопределенность по вопросу применения данной нормы при переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов.

В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее — Федеральный закон № 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 172-ФЗ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (пункт 3 части 1 статьи 7 Федерального закона № 172-ФЗ).

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 354-ФЗ) статья 78 Земельного кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4, который устанавливает, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.

Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию установлены Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ).

Как следует из положений пункта 3 статьи 7 Закона № 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается, в том числе в случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.

То обстоятельство, что земельный участок планируемый для перевода из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий находится на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, в рассматриваемом случае правового значения не имеет, поскольку иное не следует из положений пункта 4 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 20 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю осуществляется без проведения торгов.

В силу части 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, к заявлению о предоставлении земельного участка без проведения торгов прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 — 6 части 2 статьи 39.15 указанного кодекса.

Подпунктом 1 части 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что такие документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, определены перечнем, который утвержден Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1.

Согласно пункту 46 указанного перечня, недропользователем для приобретения прав без проведения торгов на земельный участок, необходимый для проведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется выдержка из лицензии на пользование недрами, подтверждающая границы горного отвода (за исключением сведений, содержащих государственную тайну).

То есть, исходя из буквального толкования взаимосвязанных вышеперечисленных норм права следует, что предоставление без проведения торгов земельного участка необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, возможно исключительно в границах горного отвода.

В соответствии со статьей 7 Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее — закон О недрах), согласно лицензии на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр.

При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 закона О недрах орган государственного горного надзора оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.

Пунктом 4 стати 12 закона О недрах установлено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе указание границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

При этом, статьей 25.1 рассматриваемого закона определено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.

Так, согласно пункту 14 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118, требования к структуре и оформлению проектной документации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Такие требования утверждены Приказом Минприроды РФ от 25.06.2010 № 218 «Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья».

В разделе Б пункт 4.3 указанных требований определено, что в проектной документации должны содержаться сведения об отвальном хозяйстве (отвалы грунта, образующиеся при разработке карьеров).

Приказом Ростехнадзора от 11.12.2013 № 599 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых» установлено, что отвалообразование это процесс размещения вскрышных пород в отвале, являющийся завершающим звеном в производстве вскрышных работ на карьерах.

В силу приказа Ростехнадзора от 23.12.2011 № 738 «Об утверждении Инструкции по предупреждению самовозгорания, тушению и разборке породных отвалов», местоположение проектируемых отвалов выбирают с учетом геодинамического районирования территории, инженерно-геологических и гидрологических изысканий, ценности земель, наличия коммуникаций, дальности и стоимости транспортировки породы и направлений последующей рекультивации.

В соответствии с пунктом 141 Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 30.05.2003 № 45 «Об утверждении «Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», местоположение, количество, порядок формирования и эксплуатации внутренних и внешних отвалов, их параметры определяются проектом. Выбору участков для размещения отвалов должны предшествовать инженерно-геологические и гидрогеологические изыскания. В проекте должна быть приведена характеристика грунтов на участках, предназначенных для размещения отвалов. Запрещается размещение отвалов на площадях месторождений, подлежащих отработке открытым способом.

Исходя из изложенного, места размещения отвалов проектируются при подготовке проекта документации для проведения работ по недропользованию, который разрабатывается после получения лицензии и подлежит государственной экспертизе.

В силу вышеперечисленным норм, размещение в границах горного отвода внешних отвалов, которые необходимы для проведения работ, связанных с пользованием недрами и являются их неотъемлемой частью, прямо запрещено действующими нормативными правовыми актами.

При этом, положениями земельного законодательства предусмотрена возможность приобретения недропользователем прав на земельные участки без проведения торгов для проведения работ, связанных с пользованием недрами, исключительно в границах горного отвода.

В данном случае имеет место коллизия норм права, содержащихся в Земельном кодексе Российской Федерации, приказе Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 и законодательстве, регулирующем недропользование, в части несоответствия возможности предоставления земельного участка без проведения торгов для целей недропользования.

На основании изложенного, прошу Вас пояснить возможно ли предоставление без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для проведения работ, связанных с пользованием недрами (размещения внешних отвалов грунта), расположенного за пределами горного отвода, но являющегося при этом в соответствии с законом О недрах, утвержденным уполномоченными органами государственной власти проектом недропользования, неотъемлемой частью работ по недропользования.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.

Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ (статья 25.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»).

Следовательно, предоставление недропользователю земельного участка в аренду без проведения торгов по основаниям, установленным подпунктом 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется исключительно в границах, установленных горноотводным актом.

Предоставление земельных участков за пределами границ, установленных горноотводным актом, осуществляется в общем порядке.

Отмечаем, что для ведение работ, связанных с пользованием недрами допускается установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (подпункт 3 статьи 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 п.п. 1 статьи 39.15 ЗК РФ, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Перечень Документов, согласно пункту № 46, приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 (ред. от 12.10.2016) «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов», должен содержать, в том числе выдержку из лицензии на пользование недрами, подтверждающую границы горного отвода.

В настоящее время, компании нефтегазового комплекса и компании, транспортирующие углеводородное сырье, нуждаются в обустройстве месторождений и строительстве инфраструктуры. Участвуя в аукционах на право пользования недрами местного значения, получают лицензии на пользование недрами с целевым назначением и видами работ – разведка и добыча песка на месторождениях. Согласно закону РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», в установленном порядке уплачивают разовые платежи за пользование недрами.

Следует отметить, что указанные в лицензии на право пользования недрами подтверждённые границы запасов имеют статус предварительных границ горного отвода, и уточняются при проектировании и утверждении в установленном порядке, горноотводного акта.

Далее выполняются работы по проектированию карьеров минерального грунта. Согласно приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.06.2010г. № 218 исходными данными для разработки проектной документации, в том числе являются распорядительные документы о согласовании места расположения объекта (акт выбора площадки) – материалы предварительного согласования предоставления земельных участков. Таким образом, получение решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка является необходимым, в первую очередь во исполнение приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.06.2010г. № 218 «Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья» для разработки проектной документации.

После экспертизы проектной документации, разрабатывается и утверждается проект горного отвода и оформляется горноотводный акт. В границы горного отвода включается дополнительная площадь для обеспечения организации работ по недропользованию и проведению рекультивации. Границы земельных участков под карьеры песка, формируют с учетом подтвержденных границ запасов, согласно лицензии на право пользования недрами, а также технологической необходимости устройства сопутствующих сооружений – кавальеров из грунта, изъятого при вскрышных работах и площадки временных зданий для размещения персонала и техники на период производства работ и т.д.

Согласно ст. 25.1 закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление земельных участков необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ. Соответственно оформленный и утвержденный в установленном порядке горноотводный акт будет предоставлен при обращении на стадии предоставления земельных участков в аренду.

При обращении с ходатайством о предварительном согласовании предоставления земельного участка, необходимого для выполнения работ по проектированию, компании получают отказ на основании того, что испрашиваемый земельный участок больше по площади границ подсчета запасов. Специалисты администрации предлагают выполнить проектирование, оформить горноотводный акт и после этого обращаться с ходатайством о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Мы считаем, что на стадии предварительного согласования предоставления земельного участка, достаточно прикладывать лицензию, в которой площадь запасов полезного ископаемого, меньше чем испрашиваемый участок. На стадии ходатайства предоставления участка в аренду будет приложен горноотводный акт и указанная в нем площадь, будет строго соответствовать площади указанной в распоряжении о предварительном согласовании предоставления участка. Границы испрашиваемого земельного участка, формируются на основании разработанного и утвержденного заказчиком ген. плана на разработку карьера, в дальнейшем включаются в границы горного отвода, что позволяет избежать разницы в площадях.

Существуют серьезные риски приступать к проектированию, без предварительного согласования предоставления участка для обеспечения работ по недропользованию, в нарушении приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.06.2010г. № 218. Так как по окончанию проектирования, дополнительная площадь, необходимая для обеспечения организации работ по недропользованию и проведению рекультивации, может быть уже предоставлена третьему лицу.

Возможно ли предварительное согласование предоставления земельного участка, большей площадью, чем площадь подсчета запасов, которая указана в лицензии?

В соответствии с подпунктом 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.

Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ (статья 25.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»).

Следовательно, предоставление недропользователю земельного участка в аренду без проведения торгов по основаниям, установленным подпунктом 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется исключительно в границах, установленных горноотводным актом.

При этом решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка не может служить предусмотренным в пункте 1.2 приказа Минприроды России от 25 июня 2010 г. № 218 «Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработка минерального сырья» распорядительным документом о согласовании места расположения объекта (актом выбора площадки), поскольку такое решение по юридической природе не является документом, подтверждающим возможность размещения объектов необходимых для проведения работ, связанных с пользованием недрами и не может быть принято до утверждения проектной документации.

Необходимо отметить, что предусмотренный земельным законодательством этап предварительного согласования предоставления земельного участка не имеет правового значения подтверждения возможности размещения здания в определенном месте, как это было в ранее действовавшем порядке предварительного согласования места размещения объекта.

Также отмечаем, что действующее законодательство Российской Федерации допускает осуществление изъятия для государственных или муниципальных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Источник: icped.ru

Рейтинг
Загрузка ...