Порядок предоставления земельных участков для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства регулируется ФЗ от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». В соответствии с данным Законом законодатель четко различает правовое положение дачных, садовых и огородных участков. Различаются следующие виды земельных участков:
садовый земельный участок — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений);
огородный земельный участок — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории);
Категории земель — огородничество или под дачное строительство
дачный земельный участок — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля);
садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) — некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее — садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение);
Земельные участки могут предоставляться гражданам для индивидуального или коллективного садоводства, огородничества или дачного хозяйства. Граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать:
садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества;
садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы;
садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Все названные формы объединений садоводов, огородников и дачников являются некоммерческими организациями, но каждая из них имеет свою специфику в организационной структуре, имущественной самостоятельности и ответственности, правах и обязанностях ее членов.
Предоставление земельных участков в ФЗ от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» изложено в главе 3 «ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ САДОВОДСТВА, ОГОРОДНИЧЕСТВА И ДАЧНОГО ХОЗЯЙСТВА» (в ред. федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Ранее, в статье 12, говорилось, что при зонировании территории муниципального образования определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства. С 1 марта 2015 года эта статья утратила силу.
В действующем Законе в статье 13. «Определение потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений» указывается:
п. 1. Обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
п.2. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
п. 4. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
В п. 1. статьи 14. («Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства») отмечено, что предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В п. 2. вышеназванной статьи сказано, что предельный размер земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади садовых или огородных земельных участков и площади земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования.
В целях определения предельного размера земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, площадь садовых или огородных земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого объединения, определяется как произведение количества членов указанного объединения и установленного предельного максимального размера таких земельных участков. Площадь земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования, определяется в размере двадцати пяти процентов площади садовых или огородных земельных участков, определенной по правилам, предусмотренным настоящим пунктом.
пунктом 3 (ст.13) предусмотрено, что земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
п. 4. (ст.13) Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).
В главе VII. Закона предусмотрена ОРГАНИЗАЦИЯ И ЗАСТРОЙКА ТЕРРИТОРИИ САДОВОДЧЕСКОГО, ОГОРОДНИЧЕСКОГО ИЛИ ДАЧНОГО НЕКОММЕРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
В статье 32. изложены общие требования к организации и застройке территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения:
п. 1. Организация и застройка территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Организация территории огороднического некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта межевания территории.
Подготовка и утверждение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Проект планировки территории и (или) проект межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения до их утверждения должны быть одобрены общим собранием членов соответствующего объединения (собранием уполномоченных).
п. 2. Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе приступить к использованию садовых, огородных или дачных земельных участков, за исключением строительства зданий, строений, сооружений, до возникновения права собственности на такие земельные участки или их аренды после их образования и распределения между членами соответствующего объединения на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).
Статья 34. предусматривает порядок строительства объектов индивидуального (семейного) и общего пользования в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении:
п. 1. Возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом планировки территории и (или) проектом межевания территории, а также градостроительным регламентом.
п. 2. Государственный земельный надзор за соблюдением гражданами требований, установленных земельным законодательством, к использованию земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, осуществляется в соответствии с земельным законодательством.
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (далее по тексту некоммерческое объединение). Численность членов некоммерческого объединения должна быть не менее чем три человека. Учредительным документом некоммерческого объединения является устав, утвержденный общим собранием учредителей некоммерческого объединения.
В статье 18 Закона предусмотрено членство в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении:
п. 1. Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства).
Членами садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста шестнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого кооператива.
п. 2. Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения могут стать в соответствии с гражданским законодательством наследники членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе малолетние и несовершеннолетние, а также лица, к которым перешли права на земельные участки в результате дарения или иных сделок с земельными участками.
п. 3. Иностранные граждане и лица без гражданства могут стать членами садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений. Права иностранных граждан и лиц без гражданства на садовые, огородные, дачные земельные участки определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
п. 4. Учредители садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения считаются принятыми в члены такого объединения с момента его государственной регистрации. Другие вступающие в такое объединение лица принимаются в его члены общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
п. 5. Каждому члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в течение трех месяцев со дня приема в его члены правление такого объединения обязано выдать членскую книжку или другой заменяющий ее документ.
Статья 19. предусматривает права и обязанности члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения:
п. 1. Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право:
1) избирать и быть избранным в органы управления таким объединением и его орган контроля;
2) получать информацию о деятельности органов управления таким объединением и его органа контроля;
3) самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием;
4) осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений — на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений — на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений — на огородном земельном участке;
5) распоряжаться своим земельным участком и иным имуществом в случаях, если они на основании закона не изъяты из оборота или не ограничены в обороте;
6) при отчуждении садового, огородного или дачного земельного участка одновременно отчуждать приобретателю долю имущества общего пользования в составе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества в размере целевых взносов; имущественный пай в размере паевого взноса, за исключением той части, которая включена в неделимый фонд садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива; здания, строения, сооружения, плодовые культуры;
7) при ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения получать причитающуюся долю имущества общего пользования;
8) обращаться в суд о признании недействительными нарушающих его права и законные интересы решений общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо собрания уполномоченных, а также решений правления и иных органов такого объединения;
9) добровольно выходить из садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения с одновременным заключением с таким объединением договора о порядке пользования и эксплуатации инженерных сетей, дорог и другого имущества общего пользования;
10) осуществлять иные не запрещенные законодательством действия.
п. 2. Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан:
1) нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства;
2) нести субсидиарную ответственность по обязательствам садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов такого кооператива;
3) использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, не наносить ущерб земле как природному и хозяйственному объекту;
4) не нарушать права членов такого объединения;
5) соблюдать агротехнические требования, установленные режимы, ограничения, обременения и сервитуты;
6) своевременно уплачивать членские и иные взносы, предусмотренные настоящим Федеральным закономи уставом такого объединения, налоги и платежи;
) в течение трех лет освоить земельный участок, если иной срок не установлен земельным законодательством;
8) соблюдать градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные требования (нормы, правила и нормативы);
9) участвовать в мероприятиях, проводимых таким объединением;
10) участвовать в общих собраниях членов такого объединения;
11) выполнять решения общего собрания членов такого объединения или собрания уполномоченных и решения правления такого объединения;
12) соблюдать иные установленные законами и уставом такого объединения требования.
На территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Уставы садоводческих, огороднических и дачных товариществ и садоводческих, огороднических и дачных кооперативов, созданных до вступления в силу Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, подлежат приведению в соответствие с его нормами в течение пяти лет со дня его опубликования.
Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 904 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Каков порядок предоставления земель для ведения садоводства и дачного строительства?
Павел, добрый день. Земельный участок предоставляется непосредственно СНТ, далее после межевания образованные земельный участки предоставляются членам СНТ.
Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ
«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»Статья 14. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства
1. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
2. Предельный размер земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади садовых или огородных земельных участков и площади земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования.
3. Земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
4. Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).
Таким образом, постановление неправомерно в той части, что земельный участок сперва должен быть предоставлен непосредственно СНТ, а далее уже членам СНТ.
Добрый день. Проконсультируйте пожалуйста. Мы ходим взять в аренду земельный участок для ведения на нем бизнеса, данный участок не имеет кадастрового номера. Мы обратились в администрацию, заказали платно Схему расположения участка. Администрация нам сказала, что нужно будет проводить аукцион.
Подскажите, какие, дальнейшие наши действия и должны ли мы оплачивать межевание участка и т.д. Спасибо, заранее.
Инвалиды имеют внеочередное право в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, на Согласно ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. п. 8. Инвалиды имеют внеочередное право в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства гаражей вблизи места жительства инвалидов или на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
Этот закон вступил в силу с 01.09.21 г. В г. Воронеже было принято постановление «О порядке взаимодействия структурных подразделений администрации г. Воронежа при разработке схемы размещения гаражей на территории г. Воронежа от 10.06.22 г. № 527». В июне этого года я подал заявление о предоставлении земельного участка для размещения гаража и нашёл место участка . Сейчас на процессе рассмотрения.
Однако в письме мне написали, что оформить в собственность не получится, а только на 5 лет, так как в ответе написали, что «Схема является единой для г. Воронежа и утверждается нормативным правовым актом сроком на 5 лет. Дополнительно сообщаем, что следующее, включение места под размещение гаража в схему не является для оформления в собственность земельного участка под ним».
Потом опять отписки, что ещё на разработке. Получается Постановление Правительства РФ действует с 01.09.21 года, моё заявление было подано 4 месяца назад и всё по-прежнему не готово. Обоснованно всё это? Прилагается письменный ответ.
Соседи по дачеразводят собак крупных пород на продажу. В настоящий момент у них содержатся 3 взрослые собаки и два ( было 5) подросших щенка. Нами был ранее установлен забор из сетки рабицы. Собаки свободно пролазят под сеткой и бегают по нашему участку.
У нас нет возможности свободно передвигаться по собственному участку и заниматься садоводством, т. к. существует прямая угроза жизни и здоровью. Наш кот, находясь на своем участке, подвергся нападению собак. На наши неоднократные жалобы и требования сделать надежное ограждение соседи не реагируют.
Источник: pravoved.ru
Как получить участок в СНТ бесплатно до 31 декабря 2020 года
В новом 2019 году кардинально изменится жизнь дачников, которые теперь получат другое официальное название. Теперь вместо дачников появится две категории – садоводство и огородничество. Само понятие «дачное хозяйстве», как правовой объект исчезнет навсегда. Однако будет еще небольшой переходной период, где необходимо будет решить ряд организационных моментов. Что теперь ждет дачников и к чему необходимо готовиться новым садоводами огородникам.
О взносах в безналичной форме
Вступительные взносы отменяются, членские и целевые останутся
Неплательщик!? Выйди вон из СНТ
Драконовские методы установлены для неплательщиков СНТ. Теперь им грозит исключение из состава СНТ, если они не оплачивали взносы в течение 2 месяцев. Ранее решение об исключении принимал единолично Председатель Правления, теперь необходимо за месяц до предполагаемого исключения направить заказное письмо и уведомить, что начата процедура об исключении.
Однако, ФЗ-217 дает разночтение толкование права Председателя, где есть моменты, что он единолично может принять решение об исключении неугодных, но все равно необходимо провести собрание. Как на практике будет работать эта схема неизвестно. Ожидается, что многие садоводы завалят суды исками о неправомерности действий Председателя товарищества. Последним придется прорабатывать схему исключения все-таки на основании решения собрания, а не единолично, как этот момент имеет отражение в ФЗ-217.
Земля бесплатно – но до 31.12.2020 г
Если в собственности СНТ имеется вакантный участок, то член СНТ может обратиться с заявлением к Правлению о предоставлении такого земельного участка в собственность. По решению собрания он может бесплатно получить такой участок, но только до 31 декабря 2020 года.
Проблема в том, что сегодня около 50% СНТ до сих пор не провели межевание, и как этот принцип будет реализовываться на практике неизвестно. В базе ЕГРН нет данных о межевании таких границ СНТ, но есть право выдачи бесплатно ЗУ, который имеет статус вакантный.
Навряд ли будут продлевать такой порядок после 2020 года, т.к. этот год станет последним для запуска в действие некоторых статей ФЗ-218 о кадастре. Исключения также нет смысла делать, так как опять придется все законы переделывать заново. Хотя, у нас в России часто меняют законодательство, и вполне возможно, что продлят сроки бесплатной выдачи земель для граждан, которые являются членами СНТ. Во всяком случае нет единого мнения и в среде законодателей и тех, кто лоббирует законы о садоводстве и огородничестве.
Председатель Правления на 5 лет
Новый порядок избрания Председателя СНТ. Теперь его будут выбирать на 5 лет, а не на 2 или 3 года, как это было принято раньше. В состав Общего Правления должно входить не менее 3 человек, помимо Председателя. Но общее количество члены должно состоять не более чем 5% от всех членов товарищества на текущий момент. Новое Правление получает статус Исполнительного органа.
Если не будет выбран или переизбран новый состав, все продолжают принимать соответствующие решения и в дальнейшем. Некоторые указывают, что единоличность в данном случае является угрожающей. То есть, если Председатель будет недобропорядочный, то его власть узурпирована полностью, и отсутствие кворума членов СНТ приведет к противозаконным действиям самого Правления.
В общем, у нового правления теперь будет право тормозить и отклонять некоторые решения по жизнеобеспечению товарищества. Но, тем не менее, законодатели уповают на порядочность Председателей СНТ, но многие в этом сомневаются. Других рычагов воздействия нет, разве что только суд и Прокуратура.
Источник: kadastrmap.com
Предоставление участка земли под индивидуальное строительство бесплатно по закону
В законы, дающие основания на приобретение участка земли в частную собственность, были внесены изменения. Они дают право отдельным категориям лиц получить безвозмездно в полную собственность участки под личное жилое строительство, либо ведения сельского хозяйства.
Процесс получения участка земли безвозмездно
Можно ли получить участок земли бесплатно? Фото № 1
Перед тем как детально разъяснить процесс получения участка земли бесплатно, нужно иметь некоторое представление, о законодательных актах, которые регулируют эти правоотношения.
- Земельный Кодекс. Это Федеральный нормативный акт, которым устанавливаются правила получения участков земли, их понятие, а также правовой механизм перехода в частную собственность земли, либо получения ее в безвозмездное пользование (аренду). Также он содержит нормы права, которые конкретно не устанавливают категории лиц, имеющих право на неоплатное получение участков земли, но дают ссылки на региональное законодательство, которое должно закреплять такие категории.
- Федеральное законодательство, на основании которого происходит регистрация участков земли, составление технической документации, и внесение таких участков в государственный кадастр.
- Федеральные Законы, которыми закрепляются перечни лиц, которые имеют определенные льготы, а также относятся к плохо незащищенным в социальном плане лицам.
- Региональные Законодательные акты, которые принимаются и разрабатываются субъектами РФ на выполнение требований Земельного Кодекса. Именно в них и прописываются конкретные правовые механизмы получения земли в собственность (бесплатно), а также закрепляются категории граждан, обладающих таким правом.
- Подзаконные региональные нормативные акты. Это разные Постановление, приказы, которые детально регулируют порядок подачи документов, обязанности местных (региональных) органов власти по их рассмотрению и выделению земли.
Разобравшись в нормативных актах, регулирующих процессы оформления земли в частную собственность, можно перейти к рассмотрению вопроса, каким образом происходит процесс оформления участка земли. Более детальная инструкция будет приведена ниже.
Исходя из требований законодательства, процесс получения участка земли в частную собственность можно разделить на несколько шагов:
- для начала граждане должны узнать, подпадают ли они под льготные категории, которые имеют на это право, для этого им нужно внимательно изучить региональное законодательство, либо обратиться за консультацией в органы муниципальной власти, она может быть предоставлена устно, либо в письменном виде, по соответствующему запросу;
- далее, если они подпадают под льготную категорию, узнать, какой пакет документов необходим (например, заявление, подтверждение трудового стажа), и соответственно собрать его;
- следующий шаг подача необходимых бумаг в органы муниципалитета, постановка на специальный учет, и получения соответствующего ответа
- решение о выдаче участка;
- в случае выдачи участка земли, лицам нужно будет получить на него соответствующие документы и зарегистрировать право частной собственности в государственном реестре.
Бесплатные участки земли могут выдаваться под индивидуальное жилое строительство (ИЖС), или ведение дачного хозяйства.
Важно запомнить, что отказ в предоставлении земельного участка органами муниципалитета можно оспорить путем подачи соответствующего заявления в вышестоящие государственные органы или суд.
Участки для ИЖС
Получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Фото № 2
Земельные участки под ИЖС (индивидуальное жилое строительство) должны иметь соответствующее целевое назначение. То есть они выдаются только для того, чтобы на них было сооружено жилое здание (дом) с соответствующими хозяйственными постройками. Также допускается возведения огорода. Такая земля выделяется в границах населенного пункта, где проживает гражданин.
Если гражданин получивший землю под ИЖС, в течение одного года не начнет на ней строительство, или будет использовать ее не по назначению, то орган муниципалитета может инициировать процесс по отобранию земли назад в свою собственность.
Участки для дачного строительства и ведения личного подсобного хозяйства
Земельные участки под ведение личного подсобного хозяйства, либо дачного строительства имеют также особую юридическую природу. Их целевое назначение подразумевает вышеуказанные цели, и на них нельзя заниматься индивидуальным жилым строительством.
Несмотря на то, что Закон разрешает возводить на них капитальные постройки (дачные дома), такой участок не будет иметь юридического статуса под ИЖС, и в большинстве случаев, будет находиться на территории дачного или иного кооператива.
По закону его можно перевести в другой статус (под ИЖС).
Важно запомнить, что пока земля не получила статус целевого назначения под индивидуальное жилое строительство, ее владельцы не будут иметь своего юридического адреса. То есть номера дома и улицы. Кроме этого владельцы не смогут оформлять индивидуальные договора на коммунальные услуги (например, газоснабжение к таким домовладениям не подведут).
Выделение земельных участков бесплатно по региональному законодательству
Регулирование вопросов выделения участков земли на региональном уровне. Фото № 3
Как было указано выше, обязанности по выделению земельных участков возложены на региональные или муниципальные органы власти. Поэтому им и принадлежит право определять льготные категории граждан, которые имеют право на получение бесплатной земли.
Если проанализировать нормативные акты, регулирующие данный вопрос, можно выделить несколько категорий граждан, которые имеют право на бесплатный земельный участок:
- граждане, которые получили земельные наделы под индивидуальное строительство и соорудили на них жилые дома, либо приобрели их до 1990 года;
- лица, которым была предоставлена земля по договору безвозмездной аренды под какие-либо цели (ИЖС, ведение дачного хозяйства) и они использовали ее по целевому назначению на протяжении 5 лет;
- граждане, которые получили в возмездную аренду участок, пользуются им на протяжении 5 лет, при этом не имеют задолженности по обязательным платежам и сборам, либо добросовестно погасили все пени штрафы, что могли образоваться в результате несвоевременной уплаты арендных и иных обязательных платежей;
- лица, которые работают на различных должностях в органах муниципалитета, в сельской местности, на протяжении 3-5 лет (обычно участки раздают учителям, врачам, сотрудникам силовых структур);
- многодетные семьи, которые воспитывают трех и более детей, но они не должны иметь недвижимого имущества и состоять на учете в улучшении жилищных условий, это требование касается и тех родителей, которые сами воспитывают детей;
- Герои РФ, СССР, полные кавалеры орденов трудовой славы, а также приравненные к ним лица;
- инвалиды первой и второй групп, детства.
Именно эти категории граждан имеют право получить бесплатные земельные участки. О том, как это сделать будет рассказано ниже.
Также следует отметить, что некоторые муниципальные власти, с целью привлечения в свои регионы граждан, специалистов, разрабатывают нормативные акты, которые дают право получения земли бесплатно и для других категорий. Как пример можно привести Иркутскую область, где на бесплатный участок земли могут рассчитывать граждане и семьи, переехавшие проживать в этот регион из крайнего севера, или приравненных к этому региону областей.
Важно запомнить, что лица, которые состоят на очереди по улучшению жилищных условий, могут рассчитывать на получение только земельных участков под индивидуальное строительство.
Оформление документов на получение земли
Какие документы нужны для получения земельного участка? Фото № 4
Для оформления бесплатного земельного участка, граждане должны следовать такой инструкции:
- им нужно стать на учет в органы муниципалитета, предоставив для этого необходимый пакет документов (для каждой категории он может различаться), а для этого нужно написать заявление и приложить к нему подтверждающие бумаги;
- дождаться, когда органы муниципалитета примут соответствующее решение, в котором выделят гражданину или семье земельный участок;
- получить соответствующее решение и начать оформлять землю в свою собственность.
Теперь рассмотрим некоторые нюансы данной процедуры.
Постановка и снятие на учет для получения земли
Для того чтобы стать на учет необходимо убедиться что лицо подпадает под льготную категорию, и обратиться с соответствующим заявлением в орган муниципалитета, должностные лица которого отвечают за выдачу земельных участков. Если все документы будут оформлены правильно, гражданин получит соответствующее уведомление, которое придет по почте, либо будет выдано на руки.
Снятие с учета может происходить двумя способами:
- Подача соответствующего заявления, в котором стоящий на учете гражданин, откажется от бесплатного участка по каким-либо причинам (например, переезд в другой регион).
- Если такое решение будет принято органом, который поставил на учет, а для этого может быть множество причин, например, человек получил наследство, в виде недвижимого имущества, либо нарушил правила пользования земельным участком, что выдан ему в безвозмездную или платную аренду.
Важно запомнить, что четкого перечня документов, на основании которых можно бесплатно получить землю не существует. В каждом регионе свои требования.
Основания для отказа в постановке на специальный учет
Бывают ситуации, при которых органы муниципальной власти могут отказать в праве на получения безвозмездного участка земли. Таких оснований может быть несколько:
- наличие у гражданина недвижимого жилого имущества;
- отсутствие необходимого трудового стажа в органах муниципалитета;
- неправильно собранные документы для постановки на специальный учет;
- нарушение условий договора аренды;
- нарушение целевого использования участка земли.
Некоторыми региональными законодательными нормами могут предусматриваться и другие основания для полного отказа в постановке на специальный учет.
Порядок изменения цели по предоставлению участка
Можно ли изменить целевое назначение земельного участка до его получения? Фото № 5
Законодательством также предусмотрена ситуация, когда граждане льготной категории могут изменить свое прошение о целевом назначении земли, которую они хотят получить бесплатно в свое частное владение.
Для этого лицу необходимо будет обратиться в компетентные органы муниципалитета, и написать специальное заявление, в котором попросить предоставить ему бесплатный участок для других целей. Например, сначала было указано целевое назначение ИЖС, а теперь земля необходима для ведения хозяйства.
Только в таком случае нужно понимать, что по сложившейся практике существует две очереди на бесплатную землю. Первая на индивидуальное жилое строительство, вторая на ведение хозяйственной деятельности или строительство дачи. Поэтому смена целевого назначения может привести к тому, что землю придется ждать дольше.
Важно запомнить, что на любой участок земли можно сменить его целевое назначение. Для этого его нужно сначала оформить в собственность, а затем собрать все необходимые документы и обратиться с этим вопросом в органы муниципалитета и геокадастра.
В 2016 году в законодательство о земле внесены некоторые изменения, которые предусматривают выдачу участков некоторым льготным категориям лиц под личную постройку. Решают данные вопросы только органы региональной или муниципальной власти.
О порядке предоставления земельных участков в аренду и в собственность за плату без проведения торгов и типовых ошибках при подготовке документов на получение таких участков вы можете узнать, посмотрев видео:
Источник: finfex.ru