Приказ о демонтаже объекта капитального строительства Как правильно оформить снос объектов недвижимости? Об этом рассказала главный специалист-эксперт отдела государственной
Минстроя России от 01.03.2022 N 7797-ИФ/09
На основании поступающих обращений в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сообщает.
Согласно положениям Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При этом Закон N 44-ФЗ содержит положения, позволяющие изменять условия заключенных контрактов на выполнение строительных работ.
Пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность изменить существенные условия контракта на выполнение строительных работ (в том числе цену контракта), если такой контракт заключен на срок не менее одного года, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации. При этом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%.
По итогам анализа динамики изменения цен строительных ресурсов в период с ноября 2020 года на территории Российской Федерации отмечен существенный рост стоимости строительных ресурсов.
С целью поддержки заказчиков и подрядных организаций в сложившихся экономических условиях в связи с ростом стоимости строительных ресурсов в 2021 году постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 22 октября 2021 г. N 1812 и от 31 декабря 2021 г. N 2594) (далее — Постановление N 1315) установлена возможность изменять цену действующего контракта (не более чем на 30%) стоимостью более 1 млн. руб., заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ для обеспечения федеральных нужд до 1 января 2022 г., предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в связи с ростом цен на строительные ресурсы, в том числе в рамках исполнения государственного оборонного заказа.
В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 476-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 112 Закона N 44-ФЗ, позволяющими в 2021 и 2022 годах применять положения пункта 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ к контрактам, которые заключены на срок менее одного года и предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в Постановление N 1315 внесены изменения, согласно которым установлена возможность применения положений Постановления N 1315 к контрактам, которые заключены на срок менее одного года.
При этом для контрактов, цена которых превышает 100 млн. рублей, изменения возможны только после проведения государственной экспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости, которая осуществляется в сокращенные сроки (до 14 дней).
Постановлением N 1315 также рекомендовано высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, местным администрациям с учетом положений Постановления N 1315 принять меры, обеспечивающие возможность изменения (увеличения) цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству и который заключен в соответствии с Законом N 44-ФЗ для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно.
Также рекомендовано юридическим лицам, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при изменении (увеличении) цены договора учитывать положения Постановления N 1315.
Следует отметить, что пунктом 45(14) Положения о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 (далее — Постановление N 145), установлен порядок проведения повторной государственной экспертизы проектной документации объектов в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, используемые при исполнении контракта, в случае принятия Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией решения, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в части изменения (увеличения) цены государственного (муниципального) контракта, составляющей 100 млн. рублей и более, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, заключенного до 1 января 2022 г., в отношении объектов, указанных в пункте 2 Постановления N 145.
Обоснование изменения цены контракта осуществляется согласно порядку, установленному Методикой составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 г. N 841/пр (в редакции приказов Минстроя России от 21 июля 2021 г. N 500/пр и от 7 октября 2021 г. N 728/пр) (далее — Методика N 841/пр), согласно которой также установлена возможность заказчика пересчитать смету контракта по выполненным и принятым заказчиком работам в 2021 году.
Особое внимание уделено контрактам, срок исполнения которых заканчивался в 2021 году.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2594 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — постановление N 2594) внесены изменения в Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. N 368 (далее — Правила), которыми установлена возможность изменять условия концессионного соглашения, в соответствии с которым увеличивается размер расходов концедента на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения (объекта капитального строительства) в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы, без изменения физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией, при условии, что указанное увеличение не приведет к увеличению размера расходов, установленных концессионным соглашением, более чем на 30 процентов. При этом изменение условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии, объекты газоснабжения, объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, по основанию, установленному подпунктом «к» пункта 2 Правил, не допускается. В случае, если расходы в результате их увеличения превысят 1 млрд. рублей, заявление подлежит рассмотрению Федеральной антимонопольной службой либо по поручению Службы ее территориальным органом. Наличие положительного заключения повторной государственной экспертизы проектной документации объекта концессионного соглашения (объекта капитального строительства) о достоверности определения сметной стоимости строительства обязательно.
Благодаря изменениям, которые внесены в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783 «Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом» (в редакции постановления N 2594), возможно не применять штрафные санкции к подрядным организациям с даты заключения контракта до даты представления подрядчиком предложения об изменении условий контракта с приложением обосновывающих информации и документов. Основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является заключение дополнительного соглашения об увеличении цены контракта в соответствии с положениями Постановления N 1315.
Для реализации долгосрочных контрактов Правительством Российской Федерации внесено изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2013 г. N 1071 «Об утверждении Правил принятия решений о заключении от имени Российской Федерации государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств», в соответствии с которым государственным заказчикам предоставлена возможность заключать дополнительные соглашения в случае, если объемы обязательств по оплате контракта превышают объемы лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчиков на соответствующие цели.
В соответствии с частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона N 44-ФЗ предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства (далее — Комплексный контракт).
Правила заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 563 «О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации».
В соответствии с частью 55 статьи 112 Закона N 44-ФЗ основанием для заключения Комплексного контракта в отношении конкретного объекта капитального строительства является включение такого объекта в перечень объектов капитального строительства, предметом реализации которых может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Такие перечни утверждаются Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями в отношении объектов федеральной собственности, региональной собственности и муниципальной собственности соответственно до 1 января 2024 года.
Порядок определения начальной (максимальной) цены комплексного контракта, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методика составления сметы такого контракта, порядок изменения цены такого контракта установлены приказом Минстроя России от 30 марта 2020 г. N 175/пр «Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого одновременно являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, включенного в перечни объектов капитального строительства, утвержденных Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методики составления сметы такого контракта, порядка изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 и пунктом 2 части 62 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Методика N 175/пр) (зарегистрирован в Минюсте России 20 апреля 2020 г. N 58135).
С учетом изложенного, возможность изменения цены Комплексного контракта в части изменения цены по проектным и изыскательским работам объектов капитального строительства, Постановлением N 1315 не предусмотрена.
При этом в отношении сметы Комплексного контракта на выполнение работ по строительству, составленной в соответствии с Методикой N 175/пр, допускается корректировка цены контракта в порядке, предусмотренном Постановлением N 1315 и Методикой N 841/пр.
1) разрешению на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (в случае осуществления государственного кадастрового учета объекта , введенного в эксплуатацию) и (или) проектной документации объекта капитального строительства (пункт 1 части 13 статьи 40 Закона N 218-ФЗ); 2) акту приемочной комиссии, подтверждающему завершение перепланировки помещений в многоквартирном доме (в случае, если осуществляются государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на помещения, образованные (измененные) в результате перепланировки) (пункт 2 части 13 статьи 40 Закона N 218-ФЗ).
Приказ о демонтаже объекта капитального строительства
Как правильно оформить снос объектов недвижимости?
Об этом рассказала главный специалист-эксперт отдела государственной регистрации недвижимости Управления Росреестра по Омской области Анастасия Мешкова.
Любая вещь рано или поздно может прийти в негодность и прекратить своё существование. Объекты недвижимости не являются в этом плане исключением – они точно также могут обветшать и разрушиться.
Сегодня владельцы земельных участков не смогут снести объекты на своей земле без согласования с местной администрацией. Процедура сноса объектов капитального строительства с августа 2018 года подверглась изменениям: если раньше для этого достаточно было подготовить акт о сносе, то сейчас перед подготовкой акта необходимо уведомить орган местного самоуправления.
Снос объекта капитального строительства – это ликвидация объекта капитального строительства путем разрушения, разборки или демонтажа объекта. Так, если снос здания осуществляется на основании решения собственника объекта, то в этом случае необходим проект по организации сноса данного объекта (ч. 2 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ). Право разработать данный проект имеет только специалист по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр указанных специалистов.
Проект по организации сноса не требуется в случае сноса гаража на земельном участке, не предназначенном для предпринимательской деятельности, а также в случае сноса жилых и садовых домиков, расположенных на земельных участках, предназначенных для садоводства, а также в случае сноса хозяйственных построек, строений и сооружений вспомогательного использования.
При сносе объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства, реконструкции либо если работы по сносу начаты до 04.08.2018 и проводятся не в связи с реконструкцией или строительством нового объекта – проект организации работ по сносу также не требуется.
Перед началом работ объект, который подлежит сносу, необходимо отключить от сетей инженерно-технического обеспечения, подтвердив это актом, подписанным организацией, осуществляющей эксплуатацию соответствующих сетей. Также необходимо принять меры по организации мероприятий по утилизации строительного мусора.
Не позднее, чем за семь рабочих дней до начала сноса, собственнику необходимо предоставить в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта капитального строительства уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства. Сделать это можно посредством личного обращения, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) либо почтовым отправлением или с помощью Единого портала государственных и муниципальных услуг. К уведомлению необходимо приложить материалы обследования объекта и проект (если он требуется).
Орган местного самоуправления после проверки всех приложенных к уведомлению документов в течение семи рабочих дней обеспечивает размещение уведомления и документов в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) и уведомляет о таком размещении орган регионального государственного строительного надзора.
После завершения работ по сносу объекта капитального строительства собственнику в течение семи рабочих дней необходимо отправить в орган местного самоуправления уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства.
Далее, для снятия ликвидированного объекта с кадастрового учета с одновременной регистрацией прекращения права на него необходимо будет обратиться к кадастровому инженеру для подготовки акта обследования, который будет являться документом, подтверждающим прекращение существования объекта недвижимости. Данный документ составляется в электронной форме и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) кадастрового инженера.
После того, как будет подготовлен акт обследования, необходимо подать заявление о снятии объекта капитального строительства с государственного кадастрового учета и прекращении прав на него в орган регистрации прав любым удобным способом, установленным действующим законодательством. С таким заявлением вправе обратиться только собственник снесенного объекта либо его представитель с документом, подтверждающим соответствующие полномочия. Государственная пошлина за данную услугу не взимается.
При отрицательном решении – гражданину направляется письменное решение с указанием причин отказа. Практика показывает, что для вынесения решения об отказе есть несколько оснований: неправильно оформленные документы либо они представлены не в полном объеме или имеют противоречия. Также может быть отказано, если срок, на который было произведено приостановление снятия объекта капитального строительства с государственного кадастрового учета, истек, а выявленные недостатки не устранены.
Процедура снятия с кадастрового учета является завершенной только после того, как заявителю будет выдана выписка из Единого государственного реестра недвижимости, содержащая информацию о снятии объекта с государственного кадастрового учета.
работ по строительству , реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства , проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в Постановление N 1315 внесены изменения, согласно которым установлена возможность применения положений Постановления N 1315 к контрактам, которые заключены на срок менее одного года. … Следует отметить, что пунктом 45(14) Положения о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением…
Сгорел или снесли: как снять недвижимость с кадастрового учета
Сегодня в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) содержится информация о тысячах различных объектов. При этом некоторые из них из-за своей ветхости не подлежат восстановлению или вовсе перестали существовать — например, были снесены или сгорели. Такие объекты необходимо снимать с государственного кадастрового учета, а также прекращать на них право собственности, если оно было ранее зарегистрировано.
Вместе с экспертами рассказываем, какие объекты недвижимости необходимо снимать с учета и как это сделать.
Зачем снимать объект с учета
Существует несколько причин для того, чтобы снять квартиру или дом с кадастрового учета. К примеру, в случае сноса или демонтажа имущества собственником, уничтожения объекта недвижимости в результате пожара, землетрясения или иного стихийного бедствия право собственности на недвижимость подлежит исключению из ЕГРН, поскольку право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи, рассказал юрист Amulex.ru Андрей Еремин. Кроме того, по его словам, сведения в ЕГРН нередко могут дублироваться в отношении одного и того же объекта недвижимости, при этом имеющего разные технические характеристики (отличается назначение объектов недвижимого имущества).
«Например, после проведенной реконструкции и изменения назначения объекта недвижимости с нежилого помещения на квартиру один и тот же объект может отображаться в ЕГРН под разными кадастровыми номерами как два самостоятельных объекта: квартира и нежилое помещение. Реестр недвижимости содержит информацию об объектах недвижимости, несоответствие сведений (например, наличие в реестре записи о несуществующем объекте недвижимости) означает ошибку в фиксации. В такой ситуации недостоверные сведения подлежат корректировке», — пояснил юрист.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и обязан платить налоги. Поскольку зарегистрированное право признается существующим, то лицо, указанное в ЕГРН в качестве собственника, будет обязано уплачивать налог, в том числе и за несуществующий объект, подчеркнул Андрей Еремин. По его словам, в такой ситуации владельцы недвижимости заинтересованы в исключении из ЕГРН записей об объектах недвижимости, прекративших существование.
Необходимые документы
Первым шагом для снятия с кадастрового учета объектов недвижимости станет сбор документов. В Росреестре пояснили, что необходимы:
- заявление о снятии с учета объекта недвижимости. Как правило, его составляет сотрудник МФЦ при приеме документов. Если на такой объект зарегистрировано право собственности, то заявление подается одновременно и на снятие с кадастрового учета, и на регистрацию прекращения права собственности, а если у объекта несколько собственников, то заявление подается всеми правообладателями. Также с заявлением может обратиться представитель правообладателя на основании нотариально удостоверенной доверенности;
- правоустанавливающий документ на объект недвижимости, который вы снимаете с кадастрового учета. Он необходим, если права на объект не были зарегистрированы в ЕГРН;
- акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости. Документ составляется кадастровым инженером по итогам осмотра места нахождения объекта недвижимости. Он подтверждает, что уничтожена часть здания, в котором было расположено помещение, или же все здание целиком;
- судебное решение, если объект снимается с учета по решению суда;
- документ, удостоверяющий личность заявителя или представителя заявителя.
Без каких документов можно обойтись
В сентябре 2021 года вступил в силу приказ Росреестра, устранивший административные барьеры в процессе снятия с кадастрового учета объектов капитального строительства, которые прекратили свое существование. Приказ содержит перечень документов, которые предоставляются в орган регистрации прав исключительно при их наличии. Если таких документов нет, то акт обследования готовится без них и указывается причина их отсутствия. Это упрощает для собственников процедуру снятия объектов с кадастрового учета и будет способствовать актуализации сведений ЕГРН.
Среди документов, отсутствие которых не станет препятствием для снятия объекта с учета:
- решение собственника о сносе объекта недвижимости;
- уведомление о завершении сноса объекта для органов местного самоуправления;
- решение органа исполнительной власти субъекта или муниципального образования о признании объекта аварийным и подлежащим сносу;
- решение об изъятии земельного участка и находящихся на нем объектов для государственных или муниципальных нужд;
- решение о комплексном развитии территории, на которой был расположен объект, и другие.
Процедура снятия с учета
Подготовленный пакет документов, по совету Росреестра, лучше представить следующими способами:
- в бумажном виде при личном визите в МФЦ;
- в электронном виде (при наличии сертификата усиленной квалифицированной электронной подписи) через личный кабинет на официальном сайте Росреестра;
- дистанционно, заказав выездное обслуживание с помощью онлайн-сервиса Федеральной кадастровой палаты Росреестра («Выездное обслуживание»).
В результате проведения учетных действий заявителю или его представителю будет выдана выписка из ЕГРН об объекте недвижимости. В графе «Статус записи об объекте недвижимости» будет указано, что объект снят с кадастрового учета, и отмечена дата его снятия. За снятие с кадастрового учета объекта недвижимости и регистрацию прекращения права на объект, прекративший свое существование, государственная пошлина не взимается, пояснили в Росреестре.
снос объекта капитального строительства : Ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства , в том числе его частей. [2, статья 1, часть 14.4].
- https://ppt.ru/docs/pismo/minstroy/n-7797-if-09-263315
- https://rosreestr.gov.ru/press/archive/publications/kak-pravilno-oformit-snos-obektov-nedvizhimosti/
- https://realty.rbc.ru/news/62025c999a79477826c1c772