Проблемы техносферной безопасности строительстве

В настоящее время жизнь и деятельность человека происходит в окружающей среде, претерпевшей изменения под влиянием жизнедеятельности человека в эпоху научно-технического прогресса, которую называют техносферой. В этой среде постоянно существуют и периодически проявляются различные вредные и опасные факторы, от которых зависит здоровье и продолжительность жизни человека.

В эпоху научно-технического прогресса число и уровень различных опасных и вредных факторов среды обитания и производственной деятельности значительно возросли.

В результате антропогенного воздействия на окружающую среду, глобальных изменений климата на планете, ухудшения экологической обстановки, усложнения техники, технологий, в том числе опасных производств, недостаточных темпов внедрения эффективных средств и способов защиты от опасностей значительно возрастают частота и масштабы последствий аварий, катастроф, пожаров, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникают новые виды болезней, эпидемий, эпизоотий, что приводит к гибели или преждевременной смертности десятков и сотен тысяч человек.

Узнай за 60 секунд: Техносферная безопасность

В нашей стране ежегодно происходит до 2500 техногенных и более 200 природных чрезвычайных ситуаций, в результате которых погибает более 5000 человек, а количество пострадавших при стихийных бедствиях.

Всего неестественной смертью ежегодно в нашей стране умирает порядка 300 тысяч человек. Из них:

· на транспорте — около 30 тыс. чел.,

· на пожарах – до 15–17 тыс. чел.,

· утонувших –13–15 тыс. чел.,

· в результате отравлений – до 60 тыс. чел. (в том числе смертельных отравлений алкоголем – от 20 до 55 тыс. чел.),

· самоубийств – доходило до 50тыс. чел.,

· убийств – 25–30 тыс. чел.

Аварии и катастрофы с человеческими жертвами происходят практически каждый день.

Несмотря на положительную динамику статистики несчастных случаев на протяжении ряда последних лет уровень производственного травматизма остается высоким.

Человечество предпринимает огромные усилия, затрачивает колоссальные средства на профилактику таких негативных явлений. Какова должна быть стратегия, способная удовлетворительно решать эту важнейшую социальную проблему.

Прежде всего, требуется квалифицированное и широкое информирование общественности о важности проблемы обеспечения безопасности человека в техносфере. Необходимо объективно и квалифицированно разобраться в основных причинах столь высокого уровня травматизма на производстве, аварий, катастроф и преждевременной смертности в других сферах жизнедеятельности.

Обстоятельный анализ причин аварий и несчастных случаев приводит, как правило, к заключению, что первопричиной негативных последствий, порождаемых опасностями во всех сферах нашей деятельности, являются неправильные, опасные действия людей (нарушения, ошибки и пр.), некомпетентность в области безопасности специалистов, которые причастны к профилактике опасностей и ликвидации их последствий. Именно они сыграли решающую роль во многих трагедиях, авариях и катастрофах. По этим причинам организационного характера связанным с так называемым «человеческим фактором», происходит до 70 % несчастных случаев на производстве. Более конкретно выделяют следующие организационные причины:

🔥 Как НЕ СТОИТ ВЕСТИ себя с инженером по охране труда,если вас поймали на нарушении?

· нарушения требований безопасности;

· недостатки в обучении работников по безопасности труда;

· нарушения трудовой дисциплины;

· неудовлетворительная организация производства работ.

Указанные причины являются следствием отсутствия в организации эффективной, действенной системы управления охраной труда как основы сохранения жизни и здоровья работников. В работе по созданию безопасных и безвредных условий труда следует использовать передовую технику и технологию, внедрять научную организацию труда, а также мероприятия, не требующие больших материальных затрат. Сюда входят – улучшение обучения и инструктажа работников, применение средств напоминания и повышения трудовой дисциплины, внедрение профподготовки и профотбора, создание и поддержание в коллективе нормального социально — психологического климата, создание эффективной системы управления охраной труда.

Принципы управления

Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления.

Таким образом, принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов —это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.

Классификация принципов управления:

· научность; (этот принцип требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях.

· системность и комплексность; (этот принцип требует одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Системность означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств.)

· единоначалие и коллегиальность; (любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально (коллективно) решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя фирмы (совета директоров, акционеров и т. д.))

· демократический централизм; (этот принцип является одним из важнейших и означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и )децентрализованного начал в управлении. На уровне государства это соотношение между центром и регионами, на уровне предприятия—соотношение прав и ответственности между руководителем и коллективом.

· сочетание отраслевого и территориального подхода в управлении; (развитие общества тесно связано с прогрессом отраслевого и территориального управления. Отраслевое управление характеризует необходимость углубления специализаций, повышения концентрации производства. Территориальное же управление исходит из других целевых установок.

Организация управления

Организация —функция управления, направленная на создание необходимых условий для достижения целей.

Основные задачи организации: сформирование структуры организации и обеспечение ее деятельности финансами, оборудованием, сырьем, материалами и трудовыми ресурсами.

Основной показатель высокой организации управления — ее быстрая реакция на изменения внешней среды.

Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности управляемой системы на всех ее иерархических уровнях.

В общем случае задачу организации управления на любом уровне можно определить как обеспечение перехода из имеющегося состояния в желаемое.

Методы управления

Методы управления подразделяются на следующие группы:

1.Организационно-правовые методы определяют основные границы работы: направление деятельности фирмы, ее организационно-правовую форму, условия функционирования, структуру организации, а также регламентируют права и ответственность персонала и многое другое.

2. Административные методы управления предполагают, что вся деятельность организации основывается на жестком подчинении работников и на их беспрекословном выполнении указаний, зачастую основанном на принуждении. Данная группа методов применяется, если велик вес традиций, в соответствии с которыми может быть принято только однозначное решение, если слишком узок выбор возможных альтернатив или если подавляется инициатива подчиненных. Отличительной чертой данного метода является поощрение исполнительности, а не инициативности. Как следствие, эффективность этой группы методов значительно ограничивается, так как не учитывает и не использует всех возможностей организации.

3. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности работников и позволяют активизировать их деятельность. Данная группа методов в совокупности с административными может привести к высоким результатам.

Это связано с тем, что наряду с дисциплинированностью и ответственностью за принимаемые решения на предприятии стимулируется инициативность работников, и, как следствие, повышается эффективность организации. В результате предприятие получает дополнительную прибыль за счет снижения издержек, из которой выплачиваются премии участникам работ или всем сотрудникам. Для большей заинтересованности работников денежные выплаты (заработная плата, премии) привязываются к прибыли или достигнутым результатам.

4. Социально-экономические методы являются более эффективными, чем административные и экономические, что может быть связано с тем, что материальное вознаграждение удовлетворяет основные потребности работника и у него возникают потребности более высокого порядка (по теории мотивации Маслоу). Кроме того, применение данной группы методов может не оказывать весомого влияния на творческих личностей, занятых интеллектуальным трудом. Они были сформулированы в20-егг. XX в.

5. Социально-психологические методы подразделяются на два вида воздействия: создание благоприятногоморально-психологическогоклимата в коллективе и уважительных (доверительных) отношений между руководителем и подчиненными; предоставление возможности развития и реализации личных способностей работников, что в результате приведет к повышению удовлетворенности и, как следствие, эффективности работы сотрудников и предприятия в целом.

Все вышеперечисленные методы не стоит противопоставлять, так как наибольшего результата организация может добиться только при их взаимодействии.

Все методы системы управления тесно связаны с другими элементы системы, такими как функции управления, технологий управления, технических средств управления, информации, совокупности специализированных органов и подразделений. Так методы управления, которые представляют собой совокупность способов и приемов управления, обеспечивающих достижение целей и решение задач организации: удельные веса организационно-административных, экономических и социально-психологических методов управления; обеспеченность нормативными, методическими и другими документами; уровень учета и контроля исполнения решений; уровень качества используемых методов управления; уровень мотивации труда; уровень творческой активности членов трудового коллектива; уровень организации делопроизводства и др

Формы управления

Что же понимается под формой управленческой деятельности (формой управления)?

Она представляет собой внешне выраженное действие органа управления осуществляемое в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.

При этом на первый план выдвигаются такие формы, в которых заключено непосредственное управляющее воздействие того или иного субъекта управления на соответствующий объект. Иначе говоря, в первую очередь во внешнем выражении нуждаются внешние управленческие функции. И это понятно, ибо иначе сама цель управления не может быть достигнута.

При анализе форм управления необходимо учитывать, что они могут выступать в роли:

1. форм реализации исполнительной власти;

2. форм деятельности внутри аппаратного характера.

Первые непосредственно выражают внешнее юридическое воздействие. Они являются формами управления в собственном смысле.

Вторые, представляя собой всю совокупность совершаемых органами управления действий, не носящих характер прямого управляющего воздействия, есть формы управления в широком смысле. Значимость их тем не менее высока, так как без должной внутренней организации работы (самоорганизации) субъект управления не сможет результативно и эффективно реализовать саму исполнительную власть.

В административно-правовом лексиконе встречается еще один вариант употребления термина «форма». Имеются в виду организационно-правовые формы управления. Отличие их от рассматриваемых форм управления заключается в том, что под ними понимаются различные виды органов исполнительной власти, действующих в той или иной области или сфере деятельности Например, можно говорить об организационно-правовых формах государственного управления, например, безопасностью.

С учетом разнообразия форм управления можно выделить их конкретные виды: правовые и неправовые формы управления.

Правовые формы всегда вызывают внешние и четко выраженные юридические последствия. Это любые действия субъектов исполнительной власти, совершение которых непременно влечет за собой наступление правовых последствий. В них непосредственно получают свое практическое выражение юридически властные полномочия, являющиеся спецификой субъектов исполнительной власти. Наиболее показательно эти качества данной группы форм проявляются в правовых актах управления.

Неправовые формы прямых юридических последствий не влекут, так как их совершение не связано с изданием правовых актов управления. В частности, они не порождают административно правовых отношений, что характерно для правовых форм (издание индивидуальных актов). Это совершение различного рода организационных действий, способствующих применению правовых форм или их последующей реализации.

Однако приведенной классификацией, имеющей самое общее значение, не исчерпывается видовое разнообразие форм управления. Так, очевидно, что практически невозможно все управленческие действия сводить исключительно к изданию правовых актов управления, как к наиболее показательной форме таких действий. Органами исполнительной власти совершается немало действий иного юридического характера.

В связи с этим заслуживает внимания предлагаемая в административно-правовой литературе классификация форм управления, выходящая за рамки их деления на правовые и неправовые. Наиболее показателен следующий вариант такой классификации:

1. издание нормативных правовых актов;

2. издание индивидуальных правовых актов;

3. осуществление организационных действий;

4. выполнение материально – технических операций.

Контур управления

Взаимосвязь между объектом и субъектом управления можно представить в виде контура системы управления.

Субъект управления – управляющая система, определяемая ответом на вопрос «кто или что управляет”.

Объект управления – управляемая система, определяемая ответом на вопрос «кем или чем управляют» и представляемая в виде «черного ящика», иерархической, сетевой или кибернетической моделей.

«Черный ящик» – определение материальной системы (объекта, процесса, явления), относительно внутренней организации, структуры и поведения элементов которой наблюдатель не имеет никаких сведений, но есть возможность влиять на «ящик» воздействием на входы и выходы с регистрацией реакции выхода.

«Прямая связь» (ПС) – вид соединения элементов кибернетической системы, при котором выходное воздействие одного элемента передается другому на его вход. В это воздействии нет сведений о состоянии управляемого объекта в данный момент времени (например, это приказ, инструкция руководителя, принятая подчиненным).

«Обратная связь» (ОС) – устанавливается между выходом и входомкакого-либо, но одного и того же элемента системы. Главная обратная связь отличается тем, что часть выходного сигнала всей системы (например, предприятия) передается на ее вход. Положительная ОС усиливает действие входного сигнала, ухудшая устойчивость системы, а отрицательная – ослабляет, способствуя восстановлению равновесия.

Все элементы системы управления организацией взаимосвязаны.

Минздрав России – Министерство здравоохранения РФ

· Департамент охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека.

· Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения.

· Федеральное медико-биологическое агентство.

Министр здравоохранения осуществляет руководство Всероссийской службой медицины катастроф (положение о Минздраве пункт 10.19), подчинен «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита».

Минтруд России – Министерство труда и социальной защиты РФ

· Департамент условий и охраны труда

· Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)

· Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС)

Минприроды России– Министерство природных ресурсов и экологии

Департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

МЧС России – Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Департамент пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны Департамент гражданской защиты (участвует в разработке, а также экспертизе и апробировании учебных программ и учебно-методической литературы, применяемых для обучения студентов по дисциплине «БЖД»)

Спасательные воинские формирования МЧС России

Ростехнадзор – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Заключение

Исключив все социальные процессы, можно смело утверждать, что техника и технологии определяют нашу жизнь. Наша среда обитания, которую принято называть техносферой, несет множество опасностей как человеку так и природе.

В первую очередь это определяется наличием сложнейших промышленных комплексов, неполадки в работе которых могут привести к экологическим катастрофам. Не стоит забывать и об обычных бытовых приборах, которые тоже могут стать причиной аварии.

Как не сложно об этом упоминать, но производственная деятельность человека в большинстве своем вредоносна. Последствия вмешательства человека зачастую заканчиваются экологическими катастрофами.

В нашей стране ежегодно происходит до 2500 тысяч техногенных и более двухсот природных ЧС, в результате которых погибает более пяти тысяч человек.

Аварии и катастрофы с человеческими жертвами происходят каждый день. Человечество предпринимает огромные усилия, затрачивает колоссальные средства на профилактику таких негативных явлений. Не смотря на это несчастные случаи с человеческими жертвами не прекращаются.

Какова должна быть стратегия, способная удовлетворительно решать эту важнейшую социальную проблему? Прежде всего, требуется квалифицированное и широкое информирование общественности о важности проблемы обеспечения безопасности человека в техносфере.

Для решения проблем безопасности требуется организованная деятельность в решении и выполнении научных, технических, политических, экономических и социальных задач, которые влияют на социально-экономические потери в обществе от объектов техносферы (пожаров, аварий, дорожно-транспортных происшествий и т.д.).

Необходимость выбора наилучшего решения ещё больше повышается при управлении процессами, обеспечивающими безопасность, многие из которых являются быстротекущими и многопараметрическими (взрывы, пожары, дорожно-транспортные происшествия, террористические акты и т.д.).

Библиографический список

1. Ветошкин А.Г., Обеспечение надежности и безопасности в техносфере, 2013

2. Дмитренко В.П., Мессинева Е.М., Фетисов А.Г. Управление экологической безопасностью в техносфере, 2016

3. Широков Ю.А. Техносферная безопасность: организация, управление, ответственность, 2017

4. Филоненко, О. А. Управление безопасностью труда: учеб. пособие [Текст]/О.А. Филоненко, В.С. Сердюк. –Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010

5. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов [Текст] / С.В.Белов [и др.]; под общ. ред. С.В.Белова. –7-е изд., стер. –М.: Высш. шк., 200

6. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. 28.11.2015 г.) [Электронный ресурс] // Гарант: инф. -правовой портал.

Источник: infopedia.su

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Рассматривается комплекс вопросов, характеризующих проблемы организации, управления и обеспечения техносферной безопасностью на государственном уровне и на предприятиях. Пособие составлено в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Управление техносферной безопасностью» по учебному плану направления 20.03.01 для студентов очной и заочной форм обучения. Может быть использовано при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов всех направлений всех форм обучения.

Ил. 8. Табл. 6. Библиогр.: 53 назв.

УДК 331. 45. (073)

ББК 20.18. я 7

Печатается по решению учебно-методического совета ВГТУ

Введение

В настоящее время жизнь и деятельность человека происходит в окружающей среде, претерпевшей изменения под влиянием жизнедеятельности человека в эпоху научно-технического прогресса, которую называют техносферой. В этой среде постоянно существуют и периодически проявляются различные вредные и опасные факторы, от которых зависит здоровье и продолжительность жизни человека.

Высокий уровень аварийности, производственного травматизма и преждевременной смертности в других сферах деятельности, связанный с так называемым «человеческим фактором» обусловлен, прежде всего, низкой эффективностью существующей системы образования и обучения специалистов по проблемам безопасности человека в техносфере.

Дисциплина «Управление техносферной безопасностью» закладывает базовые знания в области управления безопасностью труда и охраной окружающей среды в рыночных условиях функционирования хозяйства стрны.Управление техносферной безопасностью в строительстве основывается

Читайте также:  Общие требования в строительстве это

на документах начиная с Конституции РФ и заканчивая санитарными правилами и коллективным договором на предприятии.

Основной целью курса «Управление техносферной безопасностью» является обогащение будущих инженеров теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для создания безопасных условий в производственной, бытовой, природной средах, а также в условиях чрезвычайных ситуаций.

Эти знания и навыки должны обеспечить формирование инженера как специалиста, способного самостоятельно решать разные вопросы безопасности жизнедеятельности на производстве, при разработке новой техники и технологий, проработке мероприятий по охране труда, принимать правильные решения при дефиците времени и умение решать проблему защиты от потенциальных опасностей, создания и функционирования системы управления техносферной безопасностью в строительстве, чтобы свести до минимума риск любого вида деятельности в техносфере.

Важное значение в формировании этих способностей имеет приобретение практических навыков проведения расчетов в области безопасности окружающей производственной (охрана труда) и природной среды, оценки экономических последствий неблагоприятных воздействий технических систем предприятий на эти среды.

Учебное пособие разработано с учетом Примерной программы дисциплины «Управление техносферной безопасностью» для специальности 20.03.01 «Техносферная безопасность», профиль «Пожарная безопасность в строительстве»

Курс «Управление техносферной безопасностью» в целом рассматривает:

· Организационно-правовые основы промышленной безопасности на предприятии;

· государственные органы управления безопасностью в техносфере;

· промышленную безопасность на опасных производственных объектах;

· организацию работы по охране труда на предприятии;

· требования безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов;

· организацию обучения по охране труда;

· общие принципы моделирования процессов в техносфере;

· методические основы обеспечения безопасности в техносфере

Цели и задачи дисциплины

Цели дисциплины: выработать у студентов умения и практические навыки в идентификации источников опасностей на предприятии, в определении уровней опасностей, определении зон повышенного техногенного риска, участии в разработке требований безопасности при подготовке обоснований инвестиций и проектов, участии в разработке средств спасения и организационно-технических мероприятий по защите территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

Задачи изучения дисциплины: приобретениекомпетенций гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободы и ответственности); овладениеспособностью использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности.

Основным направлением в практической деятельности в области управления техносферной безопасностью в строительстве является профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций.

Дисциплина «Управление техносферной безопасностью» включает область знаний, охватывающих теорию и практику реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, промышленной и экологической безопасности, защиты в ЧС, изложенных в Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации и иных федеральных законах.

Изучив дисциплину «Управление техносферной безопасностью» каждый выпускник вуза по направлению «Техносферная безопасность» должен обладать следующими компетенциями:

– способностью ориентироваться в основных нормативных правовых актах в области обеспечения безопасности;

– способность осуществлять мероприятия по надзору и контролю на объекте экономики, территории в соответствии с действующей нормативно-правовой базой;

– способностью прогнозировать, определять зоны повышенного техногенного риска и зоны повышенного загрязнения;

– умением анализировать и оценивать потенциальную опасность объектов строительства для человека и среды обитания;

– способностью использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности;

– способностью контролировать состояние используемых средств защиты, принимать решения по замене (регенерации) средства защиты;

– способностью оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники;

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Резкое увеличение антропогенного давления на природу привело к нарушению экологического равновесия и вызвало деградацию не только среды обитания, но и здоровья людей. Биосфера постепенно утратила свое господствующее значение и в населенных регионах стала превращаться в техносферу.

После получения различных биологических и химических веществ, новых видов энергии возникла необходимость в осмыслении вопросов безопасности, упреждающей оценке будущих нововведений и разработке основ безопасного развития людей. Стихийное развитие техносферы влечет угрозу для благополучного существования человека. Нужно обеспечить экологическую, производственную, промышленную, информационную безопасность в техносфере, принять меры по уменьшению вреда от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Основной вред наносится в результате производства. Носителями вредных факторов в производстве являются биологические и химические предметы труда, машины, источники энергии и др.

Есть все основания утверждать, что основным противоречием нынешней эпохи служит несоответствие между возрастающими потребностями человечества и возможностями их удовлетворения непрерывно скудеющей биосферой

Переход к новым хозяйственным механизмам развития всех технологических и производственных процессов невозможен без полного применения достижений научно-технического прогресса, эффективного использования ресурсов, снижения ущерба от аварийности и травматизма. Решение этой грандиозной задачи требует также научно обоснованных подходов к анализу и синтезу всех без исключения отраслей промышленности, сельского хо­зяйства, транспорта и энергетики. В то же время дальнейшее по­вышение энерговооруженности общества, применение новых технологий и материалов ведут к побочным издержкам с серьезным моральным и материальным ущербом.

Системный анализ и моделирование основных процессов в биосфере вообще и в техносфере в частности особенно актуаль­ны на нынешнем этапе развития производительных сил, когда из-за трудно предсказуемых последствий соответствующих вредных эффектов поставлено под сомнение само существование человека [33,43].

Как показывают статистические данные, за последние 20 лет произошло 56 % (только в 80-е гг.-33 %) от общего количества наиболее крупных происшествий в промышленности и на транс­порте. Особенно остро обозначенная проблема стоит в нашей стране, поскольку уровень безопасности проведения производственных процессов в 5-10 раз ниже зарубежного.

Сложившаяся кризисная обстановка в вопросах аварийности и травматизма объясняется не только низкой культурой безопасно­сти и технологической недисциплинированностью людей, но и конструктивным несовершенством и большим износом использу­емого промышленного и транспортного оборудования. Считается, что лишь 6 % выпускаемой продукции полностью соответствует существующим требованиям к безопасности [30]. Определенный отри­цательный «вклад» в эту проблему внесло совершенно неудовлет­ворительное научное и образовательное обеспечение ее решения.

Несмотря на привлекаемые к теоретическому изучению про­блем безопасности крупные средства, до сих пор не завершена разработка общей теории безопасности и таких ее важных сфер, как теория национальной и производственно-экологической без­опасности. Следствием этого стали отсутствие соответствующих научных школ, дефицит высококлассных профессионалов в науке и образовании, а также непринятие реальных мер по предупреж­дению техногенных катастроф.

Проводимые в нашей стране исследования по проблемам рис­ка и производственной безопасности страдают из-за ведомствен­ных барьеров, отсутствия единой, скоординированной методоло­гии. Использование разных методик и критериев ведет к неопти­мальным решениям, большим экономическим издержкам и не­избежному в таких случаях риску крупных аварий. С учеными со­лидарны и крупнейшие специалисты в области надежности слож­ных систем, которые указывают, что именно наличие теорети­ческих, методологических разработок, созданных на их основе инженерных методов позволит разработать меры по обеспечению безопасности еще на этапе их проектирования.

Несомненно, что проблема предупреждения происшествий имеет особую актуальность в атомной энергетике, химической про­мышленности, при эксплуатации вооружения и военной техни­ки, оснащенных мощными источниками энергии, высокотоксич­ными и агрессивными веществами. Недооценка указанных факто­ров приводит к гибели людей, выводу из строя оборудования, загрязнению окружающей среды вредными веществами. Предуп­реждение подобных происшествий и снижение ущерба от них тре­буют целенаправленной работы по изучению обстоятельств их появления, использованию методов системного анализа и моде­лирования потенциально опасных процессов в техносфере.

Можно привести разные определения техносферы, например:

Техносфера — часть экосферы, которая содержит искусственные технические сооружения, которые изготавливаются и используются человеком:

1. Часть биосферы (по некоторым представлениям, со временем вся биосфера), коренным образом преобразованная человеком с помощью опосредованного воздействия технических средств, а также технические и техногенные объекты (здания, дороги, механизмы и т. д.) в целях наилучшего соответствия социально-экономическим потребностям человечества;

2. Сложная часть антропосферы, охватывающая взаимодействие технических средств производства с природно-ресурсным потенциалом территории на основе научно-технического прогресса;

3. Практически замкнутая регионально-глобальная будущая технологическая система утилизации и реутилизации привлекаемых в хозяйственный оборот природных ресурсов, рассчитанная на изоляцию хозяйственно-производственных циклов от природного обмена веществ и потока энергии;

4. Техносфера — синтез природы и техники, созданный человеческой деятельностью. Самопроизвольно формируется симбиоз техники и природы как объективная реальность. Создается новая среда, техническая деятельность порождает «вторую природу», квазиприроду, устойчивую лишь под надзором и при участии человека.

Техносфера, как целостная система, включает в себя:

· Собственно сами технические артефакты, то есть технику как объект и его социокультурное значение;

· Специфическое техническое знание, умение, правила, теории, их культурную ценность;

· Технической деятельности в двух планах:

-как связанную с повседневной жизнью;

· Систему отношений между человеком и природой, где техника выступает как некий посредник.

Техносферная безопасность – это понятие, охватывающее экологическую, производственную и бытовую безопасность. [28,29]. Основываясь на сказанном выше и определяя техносферные опасности как совокупность производственных, социальных и природных опасностей разрушающих техносферу, выведем определение техносферной безопасности.

Техносферная безопасность – это свойство объекта, выраженное в его способности противостоять техносферным опасностям (негативным факторам техносферных опасностей). Техносфера — это регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми в технические и техногенные объекты, т. е. среда населенных мест.

Развитие техносферы в ХХ в. имело исключительно высокие темпы по сравнению с предыдущими столетиями. Это привело к двум диаметрально противоположным последствиям. С одной стороны, были достигнуты выдающиеся результаты в науке и различных отраслях промышленности, что оказало позитивное влияние на все сферы жизнедеятельности.

С другой — были созданы невиданные ранее потенциальные и реальные угрозы человеку, сформированным им объектам и среде обитания. Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами сказалось на качестве и продолжительности жизни. Однако созданная руками человека техносфера не оправдала во многом надежды людей.

К новым техносферным относятся условия обитания человека в городах и промышленных центрах, производственные и бытовые условия жизнедеятельности. Практически все урбанизированное население проживает в техносфере, где условия обитания существенно отличаются от биосферных, прежде всего повышенным влиянием на человека техногенных негативных факторов. Соответственно изменяется соотношение между природными и техногенными опасностями, доля техногенных опасностей возрастает.

Одним из источников экологических бедствий являются техногенные аварии и катастрофы, так как при них, как правило, происходят наиболее значительные выбросы и разливы загрязняющих веществ [31,32,34]. Зонами наиболее высокого риска загрязнения окружающей среды вследствие техногенных аварий и катастроф являются промышленные районы, а также крупные города и мегаполисы.

Крупнейшие аварии и катастрофы, произошедшие в последние десятилетия в России и за рубежом, наряду с гибелью людей, огромным материальным ущербом, как правило, причиняли невосполнимый ущерб окружающей природной среде, экологическим системам ряда регионов и территорий. Экологические последствия техногенных аварий могут проявляться годами, десятками и даже сотнями лет. Они могут быть разнообразными и многогранными. Особенно опасными являются аварии на радиационно опасных объектах.

Появление в биосфере новых компонентов, вызванных хозяйственной деятельностью человека, характеризуется термином «антропогенное загрязнение», под которым понимают побочные отходы, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (общества), которые при попадании в окружающую природную среду изменяют или разрушают ее биотические и абиотические свойства. Окружающая среда загрязнена огромным количеством промышленных отходов, обладающих токсичностью, а также способностью накапливаться в организме человека или пищевых цепях.

Какова должна быть стратегия, способная удовлетворительно решать эту важнейшую социальную проблему. Прежде всего, требуется квалифицированное и широкое информирование общественности о важности проблемы обеспечения безопасности человека в техносфере [].

Необходимо объективно и квалифицированно разобраться в основных причинах столь высокого уровня травматизма на производстве, аварий, катастроф и преждевременной смертности в других сферах жизнедеятельности. Обстоятельный анализ причин аварий и несчастных случаев приводит, как правило, к заключению, что первопричиной негативных последствий, порождаемых опасностями во всех сферах нашей дея- тельности, являются неправильные, опасные действия людей (нарушения, ошибки и пр.), некомпетентность в области безопасности специалистов, которые причастны к профилактике опасностей и ликвидации их последствий. Именно они сыграли решающую роль во многих трагедиях, авариях и катастрофах. По этим причинам организационного характера связанным с так называемым «человеческим фактором», происходит до 70 % несчастных случаев на производстве [37,38]. Более конкретно выделяют следующие организационные причины:

– нарушения требований безопасности;

– недостатки в обучении работников по безопасности труда;

– нарушения трудовой дисциплины;

– неудовлетворительная организация производства работ.

Указанные причины являются следствием отсутствия в организации эффективной, действенной системы управления охраной труда как основы сохранения жизни и здоровья работников. В работе по созданию безопасных и безвредных условий труда следует использовать передовую технику и технологию, внедрять научную организацию труда, а также мероприятия, не требующие больших материальных затрат. Сюда входят – улучшение обучения и инст- руктажа работников, применение средств напоминания и повышения трудовой дисциплины, внедрение профподготовки и профотбора, создание и поддержание в коллективе нормального социально- психологического климата, создание эффективной системы управления охраной труда. Для создания эффективной системы управления охраны труда в организации как части системы управления производством и качеством необходимы знания основ управленческой науки, современных на- правлений, требований и принципов построения системы на основе последних достижений науки и практики. Эти знания можно получить при изучении курса «Управление техносферной безопасностью».

Источник: poisk-ru.ru

Организация управления техносферной безопасностью в строительстве

Принципы государственной политики в области промышленной безопасности и охраны труда. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Система допуска работников к выполнению работ в условиях профессионального риска.

Рубрика Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 16.10.2013
Размер файла 49,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»

Кафедра «Управление промышленной и экологической безопасностью»

По дисциплине «Управление техносферной безопасностью»

На тему «Организация управления техносферной безопасностью в строительстве»

Выполнил: студент Леконцев А.В., группа ПБбз-0931Д

Проверил: к.э.н., доцент Т.Ю. Фрезе

Организация управления техносферной безопасностью в строительстве — не узкая тема, а очень, на мой взгляд, большая. Вопросы безопасности — это ключевые понятия для современной промышленности и строительства.

Сложность, высотность, насыщенность инженерными системами, материалоемкость объектов, зданий и сооружений возрастает с каждым годом, но до сих пор в основных законах нашей страны не прописано, как же оценить безопасность, какими параметрами это понятие должно измеряться (надежность и продолжительность работы во времени, периодичность и система ремонтов, устойчивость к действию комплекса нагрузок и т.д.). Строительство по условиям безопасности труда относится к наиболее потенциально опасным отраслям производства. Это обусловлено характером и спецификой строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ, которые в большинстве своем выполняются на открытом воздухе в сложных природно-климатических условиях, на территории действующих промышленных предприятий и в условиях плотной городской застройки. Значительную часть этих работ выполняют на высоте и под землей в условиях действия опасных и вредных производственных факторов. Мобильный характер рабочих мест, значительное разнообразие строительных объектов, многообразие технологических и организационных способов производства строительно-монтажных работ требуют повышенного внимания к решению вопросов безопасности труда на основе применения действующих законодательных и нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

Проблема техногенной безопасности, производственных объектов, транспортных систем, строительных объектов должна иметь основополагающую базу. Для этого необходимо использовать методы, которые позволили бы рассчитать и показать на цифрах, что такое категория или класс безопасности.

Управление техносферной безопасностью в строительстве основывается на документах начиная с Конституции РФ и заканчивая санитарными правилами и коллективным договором на предприятии. Строительство — создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства). При организации и выполнении работ в строительном производстве необходимо обеспечить безопасные условия труда работников. Безопасность труда в строительстве регламентируется системой законодательных, нормативных правовых и иных нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Основным законодательным актом, устанавливающим правовые основы охраны труда, является Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ).

Согласно ст. 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Требования охраны труда являются обязательными для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологии процессов, организации производства и труда.

Основными принципами государственной политики в области промышленной безопасности и охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

Читайте также:  Перечень документов на регистрацию собственности из долевого строительства

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

В развитие статьи 211 ТК РФ принято постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». Этим постановлением определен порядок разработки государственных нормативных требований охраны труда и утвержден следующий Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда:

1. Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ), утверждаемые Минтрудом России.

2. Отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО), утверждаемые федеральными органами исполнительной власти.

3. Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ), утверждаемые Госгортехнадзором России, Госатомнадзором России.

4. Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ), утверждаемые Госстандартом России и Госстроем России.

5. Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству, утверждаемые Госстроем России.

6. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила — (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН), утверждаемые Минздравом России.

Утверждаемые Госстроем России СНиП и СП входят в систему строительных норм и правил, поэтому указанные нормативные правовые акты должны одновременно быть взаимосвязаны с системой государственных нормативных требований охраны труда и системой строительных норм и правил.

Основными нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда и регламентирующими порядок организации и выполнения работ в строительстве, являются:

СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», принятые и введенные в действие постановлением Госстроя России от 23.07.2001 г. № 80, зарегистрированные Минюстом России 9 августа 2001 г. № 2862;

СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство», принятые и введенные в действие постановлением Госстроя России от 17.09.2002 г. № 123, зарегистрированные Минюстом России 18.10.2002 г. № 3880.

Участники строительства объектов (заказчики, проектировщики, подрядчики, поставщики, а также производители строительных материалов и конструкций, изготовители строительной техники и производственного оборудования) несут установленную законодательством ответственность за нарушения требований нормативных документов.

Процесс создания системы управления охраной труда в организации предусматривает создание документации системы управления охраной труда. Указанные документы излагают порядок определенных процедур, направленных на достижение целей управления охраной труда.

Документы системы управления охраной труда разрабатываются с учетом специфики конкретной организации и содержат нормы трудового права, соответствующие действующим законодательным и иным нормативным правовым актам по охране труда. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации указанные документы относятся к локальным нормативным актам, которые не должны противоречить требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов, а применяемые в этих документах термины по охране труда должны соответствовать приведенным в приложении В.

В целях оказания помощи организациям в разработке локальных нормативных актов по управлению охраной труда приводятся макеты основных документов системы управления охраной труда, разработанные с учетом государственных требований охраны труда. Указанные документы рекомендуется вводить в действие приказом руководителя организации по согласованию с представительным органом трудового коллектива.

Наиболее распространенной формой локальных нормативных актов являются стандарты предприятий по безопасности труда (СТП ССБТ).

Построение, изложение, оформление и обозначения стандартов предприятий — согласно ГОСТ Р 1.5. Оформление первой страницы стандарта рекомендуется осуществлять согласно приложению Г.

Пересмотр стандартов предприятия производится не реже одного раза в 5 лет.

Стандарты предприятия досрочно пересматриваются:

а) при изменении законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих государственные нормативные требования охраны труда;

б) при совершенствовании системы управления охраной труда.

Стандарты безопасности труда должны тиражироваться и доводиться до сведения работников организаций. Учет и хранение стандартов предприятия осуществляет служба охраны труда.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также — организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленнойбезопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.

Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации

Принят Государственной Думой 20 июня 1997 года.

Ближе к строительству. Согласно Своду правил по проектированию и строительству Проекты организации строительства (ПОС) и проекты

производства работ (ППР) должны разрабатываться с учетом

требований охраны труда и промышленной безопасности.

Выполнение работ в условиях действия опасных и вредных

производственных факторов, а также при строительстве,реконструкции или эксплуатации опасных производственных объектов осуществляется на основе решений по охране труда и промышленной безопасности, разрабатываемых в составе организационно-технологической документации (ПОС и ППР и др.).

Руководящими и справочными материалами для учета требований, а также разработки решений по охране труда и промышленной безопасности в ПОС и ППР являются:

-требования нормативных правовых и нормативно-технических актов, содержащих государственные требования охраны труда и промышленной безопасности;

-типовые решения по безопасности труда, справочные пособия и каталоги технологической оснастки и средств защиты работающих;

-инструкции заводов — изготовителей машин, оборудования, оснастки, применяемых в процессе работ;

-ранее разработанная документация по организации строительства и производству работ.

Для обеспечения безопасных условий работ при строительстве объекта до начала выполнения основных работ необходимо в ПОС и ППР предусматривать выполнение подготовительных работ.

В частности, до начала строительства объекта должны быть выполнены общеплощадочные подготовительные работы: ограждение территории стройплощадки;

размещение санитарно-бытовых зданий, производственных и административных зданий и сооружений за пределами опасных зон;

устройство временных автомобильных дорог, прокладка сетей временного электроснабжения, освещения, водопровода;

освобождение строительной площадки для строительства объекта (расчистка территории, снос строений), планировка территории, водоотвод и перекладка коммуникаций;

устройство крановых путей, монтаж крана, устройство площадки для складирования строительных материалов и конструкций.

Выполнение основных работ на объекте разрешается при условии необходимой подготовки строительной площадки.

Безопасность решений при строительстве объекта в ПОС и ППР обеспечивается за счет выполнения следующих условий:

сокращения объемов работ, выполняемых в условиях действия опасных и вредных производственных факторов, за счет применения новых проектных решений, обеспечивающих возможность применения более безопасных методов выполнения работ;

определения безопасной последовательности выполнения работ, а также необходимых условий для обеспечения безопасности при совмещении работ в пространстве и во времени;

выбора и размещения строительных машин и средств механизации с учетом обеспечения безопасных условий работы;

оснащения рабочих мест необходимой технологической оснасткой и средствами малой механизации;

выбора безопасных методов и приемов выполнения работ;

разработки решений по охране труда и промышленной

безопасности при выполнении работ в условиях действия опасных и вредных производственных факторов при строительстве,

реконструкции или эксплуатации опасных производственных объектов.

Система управления техносферной безопасностью в строительстве устанавливает основные положения по формированию и функционированию системы управления охраной труда, а также взаимосвязь с другими локальными нормативными актами этой системы.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя, который обеспечивает создание системы управления охраной труда, требования к которой определяются ГОСТ Р 12.0.006.

Система управления охраной труда должна являться составной частью системы управления хозяйственной деятельностью организации, обеспечивающей управление профессиональными рисками, связанными с производственной деятельностью работников.

Основными элементами системы управления охраной труда являются: политика, организация, планирование и осуществление, оценка, действия по совершенствованию.

Созданию системы управления охраной труда должен предшествовать исходный анализ, который включает:

-определение перечня законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, которыми работники организации обязаны руководствоваться;

-формулирование и оценку производственных опасностей и профессиональных рисков, вытекающих из характера и условий производственной деятельности;

-определение мер безопасности, применяемых в организации для обеспечения охраны труда, и установление их адекватности имеющимся производственным опасностям.

Результаты анализа должны быть рассмотрены представителями работодателя и работников организации и служат основой для формулирования политики в области охраны труда.

Основными направлениями политики организации в области охраны труда являются:

-обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

-соблюдение требований действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда;

-гарантированное обеспечение принятия всех решений по согласованию с профсоюзами или представительными органами, привлечение работников к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда;

-непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда.

Участие работников в управлении охраной труда является важнейшим элементом политики в области охраны труда.

Работодатель должен способствовать участию работников в процессах создания и функционирования системы управления охраной труда.

Организация системы управления охраной труда

Руководитель организации по представлению службы охраны труда распределяет обязанности по охране труда между хозяйственными органами управления и должностными лицами.

Совместно с представителями работников руководитель организации создает общественные органы управления охраной труда, включающие:

комитет (комиссию) по охране труда;

институт уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

Распределение обязанностей по охране труда для работников органов управления и должностных лиц излагается в локальном нормативном акте, составленном на основании макета документа.

Все работники должны проходить обучение по охране труда в объеме возложенных на них обязанностей.

Порядок проведения обучения и проверки знаний охраны труда излагается в соответствующем локальном нормативном акте, составленном на основании макета документа.

В организации должны в установленном порядке разрабатываться, соответственно оформляться, тиражироваться и распространяться локальные нормативные акты по управлению охраной труда, включая:

инструкции по охране труда, разрабатываемые с учетом требований СП 12-135;

стандарты предприятий по безопасности труда, разрабатываемые с учетом рекомендаций настоящего документа.

В организации должна быть установлена система оперативной и отчетной документации по охране труда.

Работники должны иметь возможность доступа к локальным нормативным актам и документации по охране труда.

Планирование и осуществление мероприятий охраны труда

В организации приказом руководителя организации необходимо доводить до работников информацию о вводе в действие новых законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, содержащих государственные требования охраны труда, обязательные для выполнения в процессе производственной деятельности.

При необходимости ввод нового документа требует проведения внеочередного обучения и проверки знаний работников, а также совершенствования проводимых мероприятий охраны труда.

В организации необходимо провести идентификацию производственной опасности, оценку, регулирование и контроль профессиональных рисков, результаты которой представляются локальным нормативным актом, составленным на основании макета документа.

На основе проведенного анализа профессиональных рисков в организации должен быть составлен перечень профессий и видов работ, к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда, а также перечень работ, выполняемых по наряду-допуску.

Порядок допуска работников к указанным работам определяется соответствующим локальным нормативным актом, составленным на основании макета документа.

Мероприятия по охране труда на строительных объектах должны приниматься на основе проектных решений по охране труда в ПОС и ППР, разрабатываемых с учетом требований СП 12-136.

В организации необходимо осуществлять аттестацию рабочих мест согласно рекомендациям СП 12-133.

По результатам аттестации в организации должен быть составлен план мероприятий по оздоровлению и улучшению условий труда.

Представители работодателя и работников при заключении коллективных договоров и соглашений по охране труда в соответствии с законодательством принимают совместные мероприятия по охране труда согласно рекомендациям Минтруда России.

Оценка деятельности системы

В организации должны быть определены методы и процедуры проверки, контроля и оценки состояния охраны труда. Порядок их проведения должен определяться локальным нормативным актом.

Расследование травматизма и разработка мероприятий по профилактике причин, его вызывающих, должны осуществляться на основании ст. 227-231 Трудового кодекса Российской Федерации и Положений, утверждаемых Минтруда России.

Действия по совершенствованию

Система совершенствуется при изменении или дополнении законодательных и иных нормативных правовых актов, изменении технологии и условий производства работ, отсутствии должного эффекта.

Настоящие нормы и правила, применяемые совместно с другими нормативными актами, приведенными в информационно-справочном приложении К, образуют комплекс взаимосвязанных документов, обязательных для применения в строительстве.

Настоящие нормы и правила распространяются на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт (далее — строительное производство), производство строительных материалов (далее — промышленность строительных материалов), а также на изготовление строительных конструкций и изделий (далее — строительная индустрия) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организаций, выполняющих эти работы.

В настоящих нормах и правилах использованы ссылки на нормативные правовые акты, приведенные в приложении А.

В настоящем нормативном документе применены термины и определения, приведенные в приложении Б, в том числе установленные действующим законодательством Российской Федерации об охране труда, Конвенцией 148 МОТ 1977 года «О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах», ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1988 года N 8694-ХI, Конвенцией 155 МОТ 1981 года «О безопасности и гигиене труда и производительной среде», ратифицированной Федеральным законом Российской Федерации от 11 апреля 1998 года N 58-ФЗ.

Организация и выполнение работ в строительном производстве, промышленности строительных материалов и строительной индустрии должны осуществляться при соблюдении законодательства Российской Федерации об охране труда (далее — законодательства), а также иных нормативных правовых актов, установленных Перечнем видов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 года N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»:

— строительные нормы и правила, своды правил по проектированию и строительству;

— межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда, утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти;

— государственные стандарты системы стандартов безопасности труда, утвержденные Госстандартом России или Госстроем России;

— правила безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, инструкции по безопасности;

— государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, гигиенические нормативы, санитарные правила и нормы, утвержденные Минздравом России.

В случаях применения методов работ, материалов, конструкций, машин, инструмента, инвентаря, технологической оснастки, оборудования и транспортных средств, по которым требования безопасного производства работ не предусмотрены настоящими нормами и правилами, следует применять соответствующие нормативные правовые акты по охране труда субъектов Российской Федерации, а также производственно-отраслевые нормативные документы организаций (стандарты предприятий по безопасности труда, инструкции по охране труда работников организаций).

Требования охраны и безопасности труда, содержащиеся в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и производственно-отраслевых нормативных документах организаций, не должны противоречить обязательным положениям настоящих норм и правил и других нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда.

Участники строительства объектов (заказчики, проектировщики, подрядчики, поставщики, а также производители строительных материалов и конструкций, изготовители строительной техники и производственного оборудования) несут установленную законодательством ответственность за нарушения требований нормативных документов, указанных в пп. 4.1 и 4.2.

Обеспечение технически исправного состояния строительных машин, инструмента, технологической оснастки, средств коллективной защиты работающих осуществляется организациями, на балансе которых они находятся.

Организации, осуществляющие производство работ с применением машин, должны обеспечить выполнение требований безопасности этих работ.

Перед началом выполнения строительно-монтажных работ на территории организации генеральный подрядчик (субподрядчик) и администрация организации, эксплуатирующая (строящая) этот объект, обязаны оформить акт-допуск по форме приложения В.

Генеральный подрядчик или арендодатель обязаны при выполнении работ на производственных территориях с участием субподрядчиков или арендаторов:

— разработать совместно с ними график выполнения совмещенных работ, обеспечивающих безопасные условия труда, обязательный для всех организаций и лиц на данной территории;

— осуществлять их допуск на производственную территорию с учетом выполнения требований п.4.6;

— обеспечивать выполнение общих для всех организаций мероприятий охраны труда и координацию действий субподрядчиков и арендаторов в части выполнения мероприятий по безопасности труда согласно акту-допуску и графику выполнения совмещенных работ.

Перед началом работ в условиях производственного риска необходимо выделить опасные для людей зоны, в которых постоянно действуют или могут действовать опасные факторы, связанные или не связанные с характером выполняемых работ.

К зонам постоянно действующих опасных производственных факторов относятся:

места вблизи от неизолированных токоведущих частей электроустановок;

места вблизи от неогражденных перепадов по высоте 1,3 м и более;

места, где возможно превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

К зонам потенциально опасных производственных факторов следует относить:

участки территории вблизи строящегося здания (сооружения);

этажи (ярусы) зданий и сооружений в одной захватке, над которыми происходит монтаж (демонтаж) конструкций или оборудования;

зоны перемещения машин, оборудования или их частей, рабочих органов;

места, над которыми происходит перемещение грузов кранами.

Места временного или постоянного нахождения работников должны располагаться за пределами опасных зон.

На границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов должны быть установлены защитные ограждения, а зон потенциально опасных производственных факторов — сигнальные ограждения и знаки безопасности.

На выполнение работ в зонах действия опасных производственных факторов, возникновение которых не связано с характером выполняемых работ, должен быть выдан наряд-допуск по форме приложения Д.

Перечень мест производства и видов работ, где допускается выполнять работы только по наряду-допуску, должен быть составлен в организации с учетом ее профиля на основе перечня приложения Е и утвержден руководителем организации. Наряд-допуск выдается непосредственному руководителю работ (прорабу, мастеру, менеджеру и т.п.) лицом, уполномоченным приказом руководителя организации. Перед началом работ руководитель работы обязан ознакомить работников с мероприятиями по безопасности производства работ и оформить инструктаж с записью в наряде-допуске.

Читайте также:  Что такое индекс роста стоимости строительства жилья для индексации чеков жилье

При выполнении работ в охранных зонах сооружений или коммуникаций наряд-допуск может быть выдан при наличии письменного разрешения организации — владельца этого сооружения или коммуникации.

Наряд-допуск выдается на срок, необходимый для выполнения заданного объема работ. В случае возникновения в процессе производства работ опасных или вредных производственных факторов, не предусмотренных нарядом-допуском, работы следует прекратить, наряд-допуск аннулировать и возобновить работы только после выдачи нового наряда-допуска.

Лицо, выдавшее наряд-допуск, обязано осуществлять контроль за выполнением предусмотренных в нем мероприятий по обеспечению безопасности производства работ.

К работникам, выполняющим работы в условиях действия опасных производственных факторов, связанных с характером работы, в соответствии с законодательством предъявляются дополнительные требования безопасности. Перечень таких профессий и видов работ должен быть утвержден в организации с учетом требований законодательства.

К выполнению работ, к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда, согласно законодательству допускаются лица, не имеющие противопоказаний по возрасту и полу, прошедшие медицинский осмотр и признанные годными к выполнению данных работ, прошедшие обучение безопасным методам и приемам работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.

К самостоятельным верхолазным работам допускаются лица (рабочие и инженерно-технические работники) не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и признанные годными, имеющие стаж верхолазных работ не менее одного года и тарифный разряд не ниже 3-го.

Рабочие, впервые допускаемые к верхолазным работам, в течение одного года должны работать под непосредственным надзором опытных рабочих, назначенных приказом руководителя организации.

Предельные значения температур наружного воздуха и силы ветра в данном климатическом районе, при которых следует приостановить работы на открытом воздухе и прекратить перевозку людей в неотапливаемых транспортных средствах, определяются в установленном порядке.

При организации труда женщин следует соблюдать установленные для них нормы предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1993 года N 105, а также ограничения по применению их труда согласно Перечню тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года N 162.

При организации труда подростков следует соблюдать предельно допустимые нагрузки при подъеме и перемещении тяжестей вручную, установленные для них соответствующими постановлениями Минтруда России, а также ограничения по применению их труда согласно Перечню тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года N 163.

При прохождении производственной практики (производственного обучения) в производствах, профессиях и на работах, предусмотренных указанным выше Перечнем, учащиеся среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования могут находиться на рабочих местах не более 4 ч в день с учетом соответствующих санитарных правил и норм.

Работники, занятые работами в условиях действия опасных и (или) вредных производственных факторов, должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством в порядке, установленном приказом Минздрава России от 10 декабря 1996 года N 405, зарегистрированным в Минюсте России 31 декабря 1996 года, регистрационный N 1224.

Организации, разрабатывающие и утверждающие проекты организации строительства (ПОС), проекты производства работ (ППР), должны предусматривать в них решения по безопасности труда, по составу и содержанию соответствующие требованиям, изложенным в приложении Ж.

Осуществление работ без ПОС и ППР, содержащих указанные решения, не допускается.

При работе электротехнического и электротехнологического персонала должны выполняться требования правил эксплуатации электроустановок потребителей.

Работа с асбестом и асбестосодержащими материалами должна выполняться с учетом положений Конвенции 162 МОТ 1986 года «Об охране труда при использовании асбеста», ратифицированной Федеральным законом Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 50-ФЗ, СанПиН 2.2.3.757 (в государственной регистрации не нуждаются — письмо Минюста России от 25.10.99 N 8737-ЭП).

При производстве работ с использованием химических веществ следует выполнять требования соответствующих межотраслевых правил по охране труда.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ТРУДА

В соответствии с действующим законодательством обязанности по обеспечению безопасных условий охраны труда в организации возлагаются на работодателя.

В организации, как правило, назначаются лица, ответственные за обеспечение охраны труда в пределах порученных им участков работ, в том числе:

— в целом по организации (руководитель, заместитель руководителя, главный инженер);

— в структурных подразделениях (руководитель подразделения, заместитель руководителя);

— на производственных территориях (начальник цеха, участка, ответственный производитель работ по строительному объекту);

— при эксплуатации машин и оборудования (руководитель службы главного механика, энергетика и т.п.);

— при выполнении конкретных работ и на рабочих местах (менеджер, мастер).

Работники организаций выполняют обязанности по охране труда, определяемые с учетом специальности, квалификации и (или) занимаемой должности в объеме должностных инструкций, разработанных с учетом рекомендаций Минтруда России или инструкций по охране труда.

Представители работодателей и работников организаций в соответствии с законодательством принимают мероприятия по улучшению условий и охраны труда, которые должны определяться при заключении коллективных договоров и соглашений по охране труда в соответствии с законодательством и рекомендациями Минтруда России.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введения должности специалиста по охране труда принимается с учетом специфики деятельности данной организации.

При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций Минтруда России.

При численности работников более 10 чел. в организации в соответствии с законодательством должен быть создан совместный комитет (комиссия) по охране труда на паритетной основе из представителей администрации, профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов в соответствии с рекомендациями Минтруда России.

Для осуществления общественного контроля за выполнением работодателем требований законодательных и нормативных правовых актов по охране труда в организациях, согласно законодательству, могут быть выбраны уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов.

В организации должно быть организовано проведение проверок, контроля и оценки состояния охраны и условий безопасности труда, включающих следующие уровни и формы проведения контроля:

постоянный контроль работниками исправности оборудования, приспособлений, инструмента, проверка наличия и целостности ограждений, защитного заземления и других средств защиты до начала работ и в процессе работы на рабочих местах согласно инструкциям по охране труда;

периодический оперативный контроль, проводимый руководителями работ и подразделений предприятия согласно их должностным обязанностям;

выборочный контроль состояния условий и охраны труда в подразделениях предприятия, проводимый службой охраны труда согласно утвержденным планам.

При обнаружении нарушений норм и правил охраны труда работники должны принять меры к их устранению собственными силами, а в случае невозможности этого прекратить работы и информировать должностное лицо.

В случае возникновения угрозы безопасности и здоровью работников ответственные лица обязаны прекратить работы и принять меры по устранению опасности, а при необходимости обеспечить эвакуацию людей в безопасное место.

В организациях должны в установленном порядке разрабатываться, соответственно оформляться, тиражироваться и храниться следующие виды производственно-отраслевых нормативных документов по охране и безопасности труда:

стандарты предприятий (организаций) по безопасности труда, разрабатываемые на основе рекомендаций Госстроя России;

инструкции по охране труда для работников организаций, разработанные на основе типовых отраслевых инструкций по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, и с учетом рекомендаций Минтруда России.

Работодатели обязаны перед допуском работников к работе, а в дальнейшем периодически в установленные сроки и в установленном порядке проводить обучение и проверку знаний правил охраны и безопасности труда с учетом их должностных инструкций или инструкций по охране труда в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Установление единых требований проверки знаний лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.

В организации должны быть созданы условия для изучения работниками правил и инструкций по охране труда, требования которых распространяются на данный вид производственной деятельности. Комплект документов по охране и безопасности труда, издаваемых Госстроем России, должен быть в каждом производственном подразделении организации и предоставляться работникам для самоподготовки.

Персонал организации (лица), производящей обслуживание машин, оборудования, установок и работы, подконтрольной органам государственного надзора России, допускается к работе в соответствии с требованиями этих органов.

При работе учащихся среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, а также студентов вузов во время прохождения ими производственной практики или проведения работ по договору руководитель организации обязан:

обучить указанные лица до их направления на рабочие места безопасным методам и приемам труда по типовым программам для работников, указанных в приказе о зачислении на работу, и обеспечить инструктаж по охране труда согласно действующим правилам;

допускать указанных лиц к работе с соблюдением требований п.4.16;

обеспечить санитарно-бытовое обслуживание указанных лиц и выдачу им бесплатной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты не ниже установленных норм;

не допускать использования труда указанных лиц на работах, не предусмотренных условиями договора.

В соответствии с законодательством на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением, работодатель обязан бесплатно обеспечить выдачу сертифицированных средств индивидуальной защиты согласно действующим Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи работникам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты в порядке, предусмотренном Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, или выше этих норм в соответствии с заключенным коллективным договором или тарифным соглашением.

Все лица, находящиеся на строительной площадке, обязаны носить защитные каски. Работники без защитных касок и других необходимых средств индивидуальной защиты к выполнению работ не допускаются.

Работодатель должен обеспечить работников, занятых в строительстве, промышленности строительных материалов и стройиндустрии санитарно-бытовыми помещениями (гардеробными, сушилками для одежды и обуви, душевыми, помещениями для приема пищи, отдыха и обогрева и проч.) согласно соответствующим строительным нормам и правилам и коллективному договору или тарифному соглашению.

Подготовка к эксплуатации санитарно-бытовых помещений и устройств должна быть закончена до начала производства работ. При реконструкции действующих предприятий санитарно-бытовые помещения следует устраивать с учетом санитарных требований, соблюдение которых обязательно при осуществлении производственных процессов реконструируемого объекта.

В санитарно-бытовых помещениях должна быть аптечка с медикаментами, носилки, фиксирующие шины и другие средства оказания пострадавшим первой медицинской помощи.

В соответствии с законодательством работодатель обязан организовать проведение расследования несчастных случаев на производстве в порядке, установленном Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 года N 279.

По результатам расследования должны быть разработаны и выполнены профилактические мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний.

Работодатель обязан представлять федеральной инспекции труда и другим уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации органам государственного надзора и общественного контроля за соблюдением требований охраны труда запрашиваемую ими документацию, относящуюся к охране труда, обеспечивать беспрепятственный допуск представителей этих органов на производственные территории, в производственные и санитарно-бытовые помещения и на рабочие места.

В соответствии с законодательством работодатель обязан организовать проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации.

В организациях в качестве центров пропаганды охраны и безопасности труда в соответствии с рекомендациями Минтруда России организуются уголки или кабинеты охраны труда.

Управление охраной труда на уровне организации является наиболее сложным и важным направлением совместной деятельности работодателей и работников строительной отрасли. Эта деятельность должна осуществляться на основе государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Действующая в настоящее время система законодательных и нормативных правовых актов охраны труда представляет собой сложную и неупорядоченную систему и должна применяться в рамках действующей в организации системы управления хозяйственной и производственной деятельностью.

Это вызывает необходимость разработки и применения современных методов управления охраной труда в организации с последующей добровольной сертификацией в области охраны труда.

Нормативной основой для создания системы управления охраной труда в строительной организации (СУОТ) является документация СУОТ. Структура СУОТ и порядок ее разработки определены ГОСТ Р 12.0.006-2002* «Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации». Макеты документов, подготовленные в развитие этого ГОСТ, были представлены в Методическом пособии по разработке распорядительной и регламентной документации системы управления охраной труда в строительной организации МДС 12-35.2007.

В связи с тем, что с 1 июля 2009 г. введен в действие ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» (приложение 1), на основе указанного выше методического документа было подготовлено настоящее Методическое пособие МДС 12-53.2010.

Новый вариант Пособия значительно отличается от предыдущего варианта по составу и содержанию документов. Согласно ФЗ РФ от 24 июля 2009 г. № 206 «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» ГОСТ 12.0.230-2007, как и другие аналогичные стандарты безопасности труда, с 01.01.2010 г. получает статус обязательного нормативного акта.

С учетом этого основным регламентным документом СУОТ являет вновь подготовленный стандарт организации СТО ССБТ «Руководство по системе управления охраной труда», который так же, как и ГОСТ 12.0.230-2007, на основе которого СТО будет разрабатываться, получает статус обязательного нормативного акта на территории этой организации. Остальные регламентные документы являются руководящими документами СУОТ и разрабатываются в соответствии с СТО. Из 27 РД СУОТ, представленных в новом Пособии, 16 документов имеют аналоги в МДС 12-35.2007, а 11 документов являются вновь подготовленными.

1 ГОСТ 12.0.230-2007 является рамочным документом и устанавливает самые общие понятия, которые должны найти свое дальнейшее развитие. В частности, это относится к понятию «документация СУОТ», которое остается не совсем определенным. В целях его дальнейшего толкования можно предложить следующие два признака классификации документации СУОТ:

а) выполняемая функция или вид документа;

б) принадлежность к определенному элементу или мероприятию СУОТ.

В зависимости от выполняемой функции документация СУОТ может быть следующих двух видов:

регламентная документация СУОТ, которая устанавливает нормативный порядок проведения определенных мероприятий СУОТ в организации;

учетная документация СУОТ, которая ведется оперативно и предназначена для учета выполнения мероприятий СУОТ.

К числу регламентной документации относятся: инструкции по охране труда, различные положения, а также руководящие документы и стандарты организации ССБТ.

К числу учетной документации относятся: журналы регистрации инструктажей по охране труда; удостоверения по охране труда; наряд-допуск на производство работ повышенной опасности и т.д.

С учетом этого документацию СУОТ необходимо подразделять на регламентную и учетную. При этом первый вид документации должен определять порядок выполнения определенного мероприятия СУОТ в условиях конкретной организации, а второй вид должен регистрировать выполнение установленных регламентных требований.

В связи с тем что документация СУОТ относится к управленческой документации, она должна вводиться в действие распорядительными документами — приказами. Для того чтобы система СУОТ стала легитимной, необходимо в первую очередь разрабатывать регламентную документацию, устанавливающую порядок деятельности СУОТ. В рамках регламентной документации устанавливаются формы и порядок заполнения учетной документации.

2 Учитывая, что документация СУОТ является нормативной основой, она должна быть взаимоувязана с элементами и мероприятиями СУОТ. Согласно ГОСТ 12.0.230-2007 СУОТ включает следующие элементы, которые определяют последовательность выполнения мероприятий СУОТ:

политика организации в области охраны труда (определение целей и задач, приоритетов, основных нормативных актов);

организация (создание органов управления, распределение обязанностей по охране труда и организация разработки руководящих документов);

планирование и реализация мероприятий охраны труда;

оценка (проверка, контроль и оценка состояния условий и охраны труда).

Содержание документации СУОТ определяется видом мероприятий охраны труда, номенклатура которых регламентируется Трудовым кодексом России. В зависимости от проводимого мероприятия охраны труда могут быть следующие виды документации СУОТ:

документация по допуску работников к выполнению работ в условиях действия опасных и вредных производственных факторов;

документация по обучению и проверке знаний работников организации;

документация по расследованию и учету несчастных случаев;

документация по контролю и надзору по охране труда и т.д.

Последовательность разработки документации СУОТ должна определяться последовательностью формирования элементов этой системы. Содержание документации определяется действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, определяющими характер мероприятий охраны труда.

2.1 Разработка СУОТ начинается с подготовки Перечня действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которыми следует руководствоваться при осуществлении хозяйственной деятельности в организации. Анализ и обобщение требований этих документов позволят сформулировать основные направления политики организации в области охраны труда и определить перечень руководящих документов СУОТ.

Входящие в Перечень нормативные акты составляют базу данных законодательства по охране труда строительной организации, которая должна своевременно обновляться и пополняться.

Перечень следует вводить в действие приказом руководителя организации. Этим же приказом в организации должны быть назначены ответственные лица за обеспечение выполнения государственных нормативных требований охраны труда, а также лица, ответственные за составление и ведение нормативной и законодательной базы по охране труда в организации.

Источник: revolution.allbest.ru

Рейтинг
Загрузка ...