Экспертиза проекта – детальный анализ определенных областей деятельности в рамках проекта и составление общей картины хода и состояния проекта в целях повышения качества выполнения как данного проекта, так и проектов предприятия в целом.
Экспертизу осуществляют наиболее квалифицированные и опытные специалисты в области управления проектами. К проведению экспертизы могут привлекаться специалисты в смежных областях, а также весь персонал проекта, в том числе занятый в успешных областях проекта.
Для проведения экспертизы используется следующая информация:
· Формализованные данные, полученные в результате процедур аудита и мониторинга проекта;
· Сведения, получаемые путем консультаций и собеседований и относящиеся к неформализованным областям управления проектом (компетентность персонала, межличностные отношения).
По результатам экспертизы готовится заключение, содержащее анализ причин, а также рекомендации по организационным решениям и мероприятиям для преодоления неблагоприятного развития данного проекта, либо, в случае успешного развития проекта, для систематизации и тиражирования положительного опыта.
Судебная строительная экспертиза
Основные направления экспертизы включают семь различных аспектов. В сложных больших проектах по каждому из направлений формируется группа экспертов.
Коммерческое направление заключается в том, чтобы оценить проект как коммерческое мероприятие, дающее прибыль. Здесь сопоставляются вложенные средства с доходами и прибылью, которые позволяют получить осуществление анализируемого проекта.
Техническоенаправление рассматривает такие вопросы, как правильность выбора технологии производства, закупки основного и вспомогательного оборудования, организации поставок сырья, материалов и другие производственные аспекты, заложенные в проект.
Институциональное направление обращает внимание на соответствие решений по проекту действующему законодательству страны, где предполагается реализация проекта. Здесь анализируется правильность применения в проекте особенностей налогообложения, калькулирование затрат, лицензирования и т.д.
Социальное направление рассматривает проект с точки зрения решения социальных вопросов в регионе (занятость населения, заработная плата работников, охрана труда, решения по развитию социально-бытовой инфраструктуры).
Экологическое направление призвано рассмотреть проект с точки зрения его взаимоотношений с окружающей средой (вопросы охраны природы, нейтрализации вредных воздействий проекта на окружающую среду, вопросы утилизации отходов).
Финансовое направление дает оценку проекта со стороны эффективности инвестиций, их формирования для реализации проекта и использования в нем.
Экономическое направление анализирует все стороны и особенности эффективности проекта. Здесь уделяется внимание методам расчета, полноте и обоснованности экономических расчетов, делается заключение о правильности выводов о целесообразности разработки данного проекта.
В проектах небольшого объема некоторые направления могут быть объединены, но при этом точки зрения анализа должны быть сохранены.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ
В зависимости от того, кто проводит экспертизу, различают государственную, ведомственную, внутреннюю, внешнюю и независимую экспертизу.
Государственная экспертиза проектов проводится государственными структурами или другими организациями по заказу государства. Она преследует цель оценки проекта со стороны интересов государства.
Ведомственная экспертиза проводится ведомственными структурами и преследует цель определения или проверки эффективности проекта, правильности принятых исходных данных и условий. Особое внимание уделяется соответствию проектных решений экономической и технической политике, проводимой органами руководства отраслью.
Внутренняя экспертиза проводится специалистами предприятия, где выполняется проект, с целью проверки и контроля выполнения проектных заданий.
Внешняя экспертиза заключается в передаче проекта на рассмотрение в специализированную организацию. Желательно, чтобы эта организация не имела отношения ни к заказчику, ни к разработчику. В этом случае экспертиза становится независимой.
Источник: studopedia.ru
Экспертиза промышленной безопасности проектной документации
Проектная документация содержит ряд инженерно-технических решений, направленных на модернизацию, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов (ОПО), которые предполагают выполнение различных видов работ, влияющих на безопасность этих объектов. Поэтому Федеральным законом ФЗ-116 предусмотрено проведение экспертизы промышленной безопасности проектной документации в целях контроля.
Что представляет собой ЭПБ проектной документации?
Экспертные мероприятия представляют собой тщательную проверку проектной документации. Это позволяет всесторонне оценить соответствие, содержащихся в ней инженерно-технических решений требованиям промбезопасности.
Проекты подлежащие ЭПБ
Реализация экспертных мероприятий является обязательной для промышленных проектов, связанных:
- С техническим перевооружением
- Консервацией
- Ликвидация ОПО
Проектную документацию на возведение и реконструкцию капитальных объектов охватывает более длительная и дорогостоящая процедура госэкспертизы. Ее проведения можно избежать в отельных случаях, ограничившись заключением ЭПБ, полученным на раннем этапе разработки проекта
Кем и зачем осуществляется ЭПБ?
Экспертные мероприятия могут быть реализованы только теми организациями, которые обладают соответствующей лицензией Ростехнадзора и штатом специалистов, аттестованных по правилам, обновленным в 2017 году:
- Перед одобрением решения о модернизации, консервации или полном устранении ОПО
- После любой актуализации проектной документации на модернизацию, консервацию или полное устранение ОПО
Проведение ЭПБ до начала работ, предусмотренных промпроектом, позволяет своевременно исправить возможные отклонения, допущенные в расчетах и учесть нормативы, обеспечивающие безопасность объекта
Проведение ЭПБ
ЭПБ проектной документации проводится на объектах:
- Котлонадзора
- Газораспределения и потребления
- Химической промышленности
- Отдельных объектах металлургической, нефтеперерабатывающей и коксохимической отрасли
- Подъемные механизмы
Содержание базового комплекта документов
Экспертный процесс начинается после формирования и предоставления заявителем комплекта исходной документации:
- Технико-экономическая аргументация, подтверждающая целесообразность капиталовложений
- Исходная информация необходимая для разработки проекта
- Промышленный проект, состав которого регламентируется ФЗ-116, ФНП № 538 и приказом Ростехнадзора от 15.10.2012 № 584
- Рабочая документация, сопровождающая каждый раздел проекта
В ходе экспертных мероприятий проектная документация может анализироваться как в полном объеме, так и в частичном. Стоимость и продолжительность проведения экспертизы всегда рассчитываются индивидуально, поскольку они во многом зависят от сложности и объемов предстоящих работ.
Если проектная документация на техническое перевооружение объекта, осуществляемое одновременно с его реконструкцией, входит в состав промышленного проекта, она подлежит государственной экспертизе, предусмотренной Градостроительным кодексом РФ.
Для проектной документации на консервацию и ликвидацию ОПО экспертиза промбезопасности является безусловной и обязательной.
Как осуществляется экспертный процесс?
После получения комплекта проектной документации эксперты оценивают его полноту, правдивость и обоснованность, проверяя и анализируя:
- Задание на проектирование
- Безопасность, надежность и целесообразность одобренного технологического процесса, а также предусмотренные им превентивные мероприятия, направленные на минимизацию возникновения нештатных ситуаций
- Степень взрывопожароопасности и токсичности используемого сырья, готовых изделий и отходов
- Наличие и эффективность действий по обеспечению безопасности будущего объекта
- Допустимость максимально быстрого отсоединения отдельных конструкций и элементов объекта для безопасного выполнения аварийно-ремонтных работ
- Оптимальность предлагаемых проектом решений по расположению и установке технологического оборудования
- Рациональность решений безопасного размещения зданий и сооружений
- Сравнение предлагаемого производственного метода с аналогами, используемыми в зарубежной практике
- Обеспечение взрывобезопасности зданий посредством противоаварийной сигнализационной защиты
- Оснащенность контрольно-измерительными устройствами
- Соблюдение требований ПБ и обеспечение защиты персонала
По итогам проведенных работ составляется заключение ЭПБ, подписанное исполнителями и руководителем экспертной организации, в котором содержатся:
- Титульный лист с наименованием документа
- Вводная часть с аргументацией необходимости проведения экспертных мероприятий, информацией о заявителе, сведениями об организации-исполнителе, наличии у нее соответствующей лицензии и аттестованных экспертов
- Список объектов, охваченных действием экспертного заключения
- Цель проведения экспертных мероприятий
- Краткое описание исследуемых объектов
- Информация о проектной документации, проанализированной в ходе экспертизы
- Итоги ЭПБ
- Финальная часть с аргументированными выводами и предложениями по инженерно-техническим решениям и выработке компенсаторных мероприятий
Неправильное оформление и состав документа влекут за собой доработку и повторную экспертизу, возможную только после устранения замечаний, отраженных в сопроводительном письме. Одним из обязательных условий перехода проекта в стадию реализации является наличие положительного заключения ЭПБ, сведения о котором внесены в реестр Ростехнадзора
Источник: cvetmetremont.ru
11.1. ЭКСПЕРТИЗА СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Особенности и порядок экспертизы строительных проектов определяются ЮМ плексом законодательных документов, первоначальным из которых является р достроительный кодекс РФ (1), В котором определен предмет экспертизы — градостроительная документация (3, 4, 8).
Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территории Российской Федерации и частей территории Российской Федерации (градостроительная документация федерального уровня) включает в себя Генеральную схему расселения на территории Российской Федерации и схемы градостроительного планирования развития частей территории Российской Федерации, включающих в себя территории двух и более субъектов Российской Федерации или части их территорий (далее — консолидированные схемы градостроительного планирования).
В градостроительной документации федерального уровня определяется сфера взаимных интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области градостроительства и устанавливаются нормы, которые должны учитываться субъектами Российской Федерации при осуществлении градостроительной деятельности.
Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий субъектов Российской Федерации (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга) и частей территорий субъектов Российской Федерации (градостроительная документация уровня субъекта Российской Федерации) включает в себя территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, пригородных зон, иных территорий (далее территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и частей территорий субъектов Российской Федерации).
В градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий субъектов Российской Федерации и частей территорий субъектов Российской Федерации определяется сфера взаимных интересов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области градостроительства.
Градостроительная документация для территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований включает в себя градостроительную документацию о градостроительном ^ планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и градостроительную документацию о застройке территорий городских и сельских поселений.
Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований включает в себя: территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов); генеральные планы городских и сельских поселений; проекты черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований.
Градостроительная документация о застройке территорий городских н сельских поселении включает в себя:
проекты планировки частей территорий городских и сельских поселений (да- лее — проект планировки);
« проекты межевания территорий;
проекты застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений (далее — проект застройки).
в кД°му объекту градостроительной деятельности соответствует определенный гтпп гРаД0стРоительн°й документации, разрабатываемый в соответствии с градо- р ительными, экологическими и иными нормативами.
гоягЬ^а^°СТ^0Ительная Д°кУментация любого вида включает в себя текстовые и ниемЧеСКИе м5теРиалы> содержит обязательные положения, установленные зада- на разработку градостроительной документации соответствующего вода, градостроительная документация любого вида подлежит государственной эко- Рпггий™« экспертизе в случаях и в порядке, установленных законодательством РОССИЙСКОЙ Федерации об экологической экспертизе.
любог^ ш1еЛЬНЬШИ Условиями Для утверждения градостроительной документации да являются ее согласование соответствующими органами саннтарно-эпи- демиологического надзора, а также наличие положительного заключения органов охраны памятников культуры в случаях, определенных законодательством в области охраны памятников истории и культуры, других заинтересованных государственных органов с учетом мнения населения.
Градостроительная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе в порядке, определенном Кодексом (1) и разрабатываемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Государственная экспертиза градостроительной документации осуществляется в целях установления соответствия данной документации требованиям законодательства Российской Федерации о градостроительстве.
Государственная экспертиза градостроительной документации осуществляется федеральными и территориальными органами государственной экспертизы градостроительной и проектной документации.
На федеральном уровне осуществляется государственная экспертиза градостроительной документации в отношении объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, другой градостроительной документации и научно-исследовательских работ, разрабатываемых за счет средств федерального бюджета и совместного финансирования с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации, градостроительных разделов федеральных целевых программ, программ социально-экономического развития территории Российской Федерации, а также схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур федерального значения и благоустройства территорий федерального значения в части соблюдения градостроительных требовании.
Территориальными органами государственной экспертизы градостроительной и проектной документации осуществляется государственная экспертиза градостроительной документации, научно-исследовательских работ, градостроительных разделов целевых программ субъектов Российской Федерации и местных целевых программ, программ социально-экономического развития территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства территорий в части соблюдения градостроительных требований.
Пример осуществления защиты ирай граждан на территории г.
Градостроительная деятельность на территории Москвы регулируется федеральным законодательством, а также законами г. Москвы, в том числе: «О защите прав граждан при реа лизации градостроительных решений в г. Москве» (25 июня 1997 года № 28-51), Уставда города Москвы от 28 июня 1995 года, Законом города Москвы от 10 июля 199о год^ 26-77 «О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве», от 11 сен тября 1996 года МЬ 28-91 «О районной управе в городе Москве» и другими.
Закон устанавливает, что граждане, проживающие в городе Москве и достигшие 1°’ле™. возраста, имеют право участвовать в процессе разработки предложений и подготовки ПР0 комплексному благоустройству территории в порядке, установленном законодательс ’ в —
па независимую экспертизу градостроительных проектов за счет собственных р д
в том числе техническую и экологическую; «ППИТОШИ —
на участие в обсуждении градостроительных планов и проектов развития терр
ДО их утверждения органом власти района или администрацией города Москвы. ^
Порядок участия граждан в обсуждении градостроительных планов, проектов V даа. по иным вопросам, связанным с использованием городской территории, определя р
тивными правовыми актами города Москвы и решениями районных управ.
В качестве приоритетных задач (градостроительных приоритетов) развития территории устанавливаются: —
строительство школ, детских садов, поликлиник, спортивных сооружении и других объектов социальной инфраструктуры; —
развитие торговой сети, строительство предприятий бытового обслуживания и общественного питания; —
строительство жилых домов, в том числе социального использования, гостиниц, мотелей; —
развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе тепловых узлов, телефонных станций, многоэтажных и подземных автостоянок и гаражей, устройство транс- портных развязок; —
строительство театров, кинотеатров, клубов и других учреждений культуры; —
реконструкция и реставрация памятников истории и культуры, восстановление церквей и молельных домов; —
комплексное благоустройство территории; —
вывод с территории экологически вредных предприятий и производств; —
расчистка завалов и пустырей, ликвидация свалок; —
вывод с территории складских помещений и оптовых торговых предприятий; —
снос плоскостных гаражей, гаражей-ракушек и предоставление лицам, обладающим такими гаражами на законных основаниях, льгот по приобретению мест в многоэтажных гаражах; —
снос сараев, временных и капитальных хозяйственных построек, вывод автостоянок нз дворов жилых домов, скверов, детских площадок и иных земельных участков; —
использование в законных интересах граждан внутридворовых проездов, тротуаров, скверов и газонов; —
иные приоритетные задачи, установленные Генеральным планом города Москвы и утвержденной градостроительной документацией.
Заключение органа государственной экспертизы градостроительной и проектной документации должно быть основано на заключениях государственной экологической экспертизы, Комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, специально уполномоченных органов охраны памятников культуры, управления государственным фондом недр, государственного горного надзора, санитарно-эпиде- миологического надзора, органов охраны недр, а также других заинтересованных государственных органов, перечень которых определяется заданием на разработку градостроительной и проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положительное заключение органа государственной экспертизы градостроительной и проектной документации является основанием для утверждения градостроительной и проектной документации.
Утверждение градостроительной документации и проектов строительства осуществляется в следующем порядке.
Градостроительная документация утверждается государственными органами Представительной и исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством Российской Федерации.
Проекты строительства утверждаются в соответствии с Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г.
№ 585: проекты строительства, осуществляемого за счет государственных капитальных вложении, финансируемых из республиканского бюджета Российской Федерации, утверждаются Госстроем России или в порядке, устанавливаемом этим комитетом совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, в оответствии с положениями о разграничении функций по этому вопросу; проекты строительства, осуществляемого за счет капитальных вложении, финансируемых из соответствующих бюджетов республик в составе Российской Гян^т?1111, АкРаеВ) областей, автономных образований, городов Москвы и УРга’ УТвеРждаются соответствующими органами государственного ^ управления или в устанавливаемом ими порядке;
с?пгл!Ы стРоительства> осуществляемого за счет собственных финансовых ре- ИНКА ’ темных и привлеченных средств инвесторов (включая иностранных оров;, утверждаются непосредственно заказчиками (инвесторами). 11.2.1. Экспертиза проектно-сметной и проектной документации
Экспертиза проектно-сметной и проектной документации по строительству регламентируется рядом документов (2, 3, 18, 19).
В указанных документах установлено, что технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в Российской Федерации независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежно- сти до их утверждения подлежат государственной экспертизе в Главном управлении государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Главгосэкспертизе России), организациях государственной вневедомственной экспертизы в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге, отраслевых экспертных подразделениях министерств и ведомств и других специально уполномоченных на то государственных органах.
Градостроительная документация и проекты строительства утверждаются при наличии положительного заключения органов государственных экспертиз, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, также согласований органов государственного надзора и ГКЧС России.
Законодательно установлено, что экспертиза является неотъемлемым и необходимым этапом проектного цикла.
Основной проектной стадией, подлежащей государственной экспертизе, является технико-экономическое обоснование строительства (ТЭО). На основании утвержденного в установленном порядке ТЭО строительства, как правило, проводятся торги (тендеры), заключается договор (контракт) подряда, открывается финансирование строительства и разрабатывается рабочая документация.
Для технически и экологически сложных объектов и при сложных природных условиях строительства, а также по заключению государственной экспертизы по рассмотренному ТЭО строительства осуществляется дополнительная детальная разработка проектных решений по отдельным разделам, зданиям и сооружениями, входящим в состав объекта.
Для этих случаев состав представляемой на экспертизу и утверждение проектно-сметной документации устанавливается строительными нормами и правилами Российской Федерации по порядку разработки, согласования и составу проектносметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений. 11.2.2.
Порядок проведения экспертизы
Государственная экспертная комиссия Минэкономики России осуществляет экспертизу ТЭО строительства объектов, имеющих важное народнохозяйственное значение (в том числе с привлечением иностранных инвесторов), определяемых Минэкономики России совместно с Госстроем России. Государственная экспертная комиссия Минэкономики России организует рассмотрение указанных ТЭО с участием Главгосэкспертизы России и Главного управления государственной экологической экспертизы Минприроды России.
На федеральном уровне
Главгосэкспертиза России осуществляет экспертизу:
градостроительной документации’, схем районной планировки административно-территориальных образований, в которых решаются вопросы федерального значения; генеральных планов городов с расчетной численностью населения о тыс. человек и более, исторических и курортных городов и городов-новострое ,
проектов строительства’. й
объектов, осуществляемых за счет государственных капитальных вложедаи, финансируемых полностью или частично из республиканского бюджета и внеотод жетных фондов Российской Федерации, а также государственного кредита, гласно перечню, устанавливаемому Госстроем России совместно с соответствуют; ми министерствами и ведомствами Российской Федерации;
объектов, осуществляемых за границей при техническом содействии Российской Федерации;
объектов совместного с другими государствами пользования и с привлечением инофирм при финансировании строительства этих объектов из республиканского бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации и государственного кредита;
экспериментальных и базовых проектов и проектов массового применения разрабатываемых по планам бюджетных работ Госстроя России;
потенциально опасных и технически особо сложных объектов по перечню, устанавливаемому Госстроем России совместно с ГКЧС России, Минприроды России и с соответствующими органами государственного надзора, а также объектов, признанных особо ценным культурным наследием городов Российской Федерации независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности этих объектов.
Главгосэкспертиза России проводит комплексную экспертизу проектов строительства и подготавливает сводное экспертное заключение с учетом заключений государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы условий труда или с их участием, заключений отраслевой экспертизы министерств и ведомств, а также результатов общественного обсуждения по объектам, имеющим важное народнохозяйственное, градостроительное и социальное значение.
Для осуществления более качественного контроля и организации мониторинга действенности экспертизы Главгосэкспертиза России осуществляет выборочный контроль за качеством градостроительной документации и проектов строительства, разрабатываемых и утверждаемых в Российской Федерации, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов.
На уровне субъектов Федерации
Органшации государственной вневедомственной экспертизы республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют экспертизу:
градостроительной документации нефедерального значения; проектов строительства’.
объектов, осуществляемых за счет капитальных вложений, финансируемых из соответствующих бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
объектов, осуществляемых на соответствующей территории, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности, в части вопросов, относящихся к компетенции республиканских и местных органов управления, контроля за соблюдением нормативных требований по надежности и эксплуатационной безопасности объектов с учетом долговременных последствий по намечаемому.
Организации государственной вневедомственной экспертизы осуществляют вы- орочнои контроль утвержденных проектов строительства на соответствующей тернии независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов иэоственности и принадлелсности объектов и принимают участие в рассмотрении роекюв строительства государственными органами управления.
На уровне отраслей и ведомств ектп кспеРТНЬ1е подразделения министерств и ведомств проводят экспертизу про- ППЛ/-Г стРоительства по вопросам, отнесенным к их компетенции, в соответствии с ломгЖеНЮП1? ° РазгРаничении Функций по экспертизе между министерствами, ве- Российской Федерации и Госстроем России и подготавливают сводные опгЯГ^1е«заключения с Учетом заключений соответствующих территориальных зкпгггл-т2ИИ оГОСУдаРСТвенной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы или с их участием.
Государственная экспертиза является обязательным этапом инвестиционного процесса в строительстве п проводится в целях предотвращения строительства
объектов, создание и использование которых не отвечает требованиям государственных норм и правил или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства, а также в целях контроля за соблюдением социально-экономической и природоохранной политики.
Проекты строительства до их утверждения подлежат государственной экспертизе независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности объектов.
Заключение государственной экспертизы является обязательным документом для исполнения заказчиками, подрядными, проектными и другими заинтересованными организациями.
ОБЪЕМ ПРОЕКТНОЙ Проекты строительства представляются заказчиком ДОКУМЕНТАЦИИ И ПОРЯДОК в государственный экспертный орган, осуществляю* ЕЕ ПРОСТАВЛЕНИЯ щИй комплексную экспертизу, в объеме, предусмот- НА ЭКСПЕРТИЗУ ренном действующими нормативными документами
на их разработку, в двух экземплярах вместе с исходной и разрешительной документацией, необходимыми согласованиями и заключением государственной экологической экспертизы (если документация не рассматривается совместно).
По объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов, проектная документация представляется на экспертизу в объеме, необходимом для оценки проектных решений в части обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, надежности возводимых зданий и сооружений, соответствия проектных решений утвержденной градостроительной документации и соблюдения установленного порядка согласования и утверждения проектов строительства.
По просьбе заказчика рассмотрение проектной документации по таким объектам может осуществляться как в полном объеме, так и отдельных разделов, что определяется договором на проведение экспертизы.
Объем документации проектов строительства, подлежащих рассмотрению в порядке выборочного контроля, устанавливается экспертным органом. К представляемой документации прилагаются документы об утверждении проекта, заключение ранее рассматривавшего проект экспертного органа и справка о состоянии строительства (по строящимся объектам).
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ, Основные вопросы уточняются в зависимости от ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ ПРИ отраслевой специфики, особых условий и видов ЭКСПЕРТИЗЕ строительства.
При экспертизе проектов строительства проверяется: 1)
соответствие принятых решений обоснованию инвестиций в строительство объекта, другим предпроектным материалам, заданию на проектирование, а также исходным данным, техническим условиям и требованиям, выданным заинтересованными организациями и органами государственного надзора при согласовании места размещения объекта; 2)
наличие необходимых согласований проекта с заинтересованными организациями и органами государственного надзора; хозяйственная необходимость экономическая целесообразность намечаемого строительства, исходя из социальной потребности в результатах функционирования запроектированного объекта; 3)
конкурентоспособности его продукции (услуг) на внутреннем и внешнем ры ках, наличия природных и иных ресурсов; 4)
выбор площадки (трассы) строительства с учетом градостроительных.^ нерно-геологических, экологических и других факторов и согласовании мес ных органов управления в части землепользования, развития социально производственной инфраструктуры территорий, результатов сравнитель анализа вариантов размещения площадки (трассы); . 5)
обоснованность определения мощности (вместимости,^ пропускной спосо сти) объекта, исходя из принятых проектных решений, обеспечения сыр > топливно-энергетическими и другими ресурсами, потребности в выпускаемой продукции или предоставляемых услугах; 6)
достаточность и эффективность технических решений и мероприятий по охране окружающей природной среды, предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий; 7)
обеспечение безопасности эксплуатации предприятий, зданий и сооружений и соблюдение норм и правил взрыво-пожарной и пожарной безопасности; 8)
соблюдение норм и правил по охране труда, технике безопасности и санитарным требованиям; 9)
достаточность инженерно-технических мероприятий по защите населения и устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; 10)
наличие проектных решений по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения; 11)
оценка технического уровня намечаемого к строительству (реконструкции) предприятия (производства), его материало- и энергоемкости; 12)
обоснованность применяемой технологии производства на основе сравнения возможных вариантов технологических процессов и схем; 13)
выбор основного технологического оборудования; 14)
достаточность и эффективность технических решений по энергосбережению; 15)
оптимальность принятых решений по инженерному обеспечению; 16)
возможность и целесообразность использования автономных систем и вторичных энергоресурсов; 17)
наличие безотходного (малоотходного) производства на базе полного и комплексного использования сырья и отходов; 18)
обоснованность и надежность строительных решений (особенно при сооружении объекта в сложных инженерно-геологических условиях); 19)
оптимальность решений по генеральному плану, их взаимоувязка с утвержденной градостроительной документацией, рациональность решений по плот- Н0СТИ застР°^ки территории и протяженности инженерных коммуникаций;
^0) обоснованность принятых объемно-планировочных решений и габаритов зданий и сооружений, исходя из необходимости их рационального использования для размещения производств и создания благоприятных санитарно-гигиенических и других безопасных условий работающим. Эффективность использования площадей и объемов зданий; обеспечение архитектурного единства и высокого уровня архитектурного облика зданий и сооружений, соответствие их градостроительным требованиям в увязке с существующей застройкой;
; оценка проектных решений по организации строительства;
Достоверность определения стоимости строительства;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА
) оценка эффективности инвестиций в строительство объекта и условий его реализации.
По результатам экспертизы составляется заключение. Экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, подготавливает сводное экс- лом с лдт * пертное заключение по проекту строительства в це-
рассмотрен^п3^?46111111 государствениых экспертиз, принимавших участие в
требования по составу и содержанию экспертного заключения по ложении 1?°1ите-?ьства объектов производственного назначения приведены в При- иия — в Приложении 11 ^КТБВ лилищно~гРажданского и общественного назначе- ?
1^ертН0Є заключение должно содержать:
пшР^ар!КТерИ5™кУ исх°Диых данных, условий строительства и основных тельства- Р ении’ а также технико-экономические показатели проекта строи- ?
конкретные замечания и предложения по принятым проектным решениям, изменения и дополнения, внесенные в процессе экспертизы; ?
ожидаемый эффект от их реализации (с количественной оценкой); ?
общие выводы о целесообразности инвестиций в строительство с учетом экономической эффективности, экологической безопасности, эксплуатационной надежности, конкурентоспособности продукции и социальной значимости объекта;
О рекомендации по дополнительной детальной проработке отдельных проектных решений при последующем проектировании; ?
рекомендации об утверждении (при отсутствии серьезных замечаний, ведущих к изменению проектных решений и основных технико-экономических показателей) или отклонении проекта.
При выявлении в результате экспертизы грубых нарушений нормативных требований, которые могут повлечь за собой снижение или потерю прочности и устойчивости зданий и сооружений или создать иные аварийные ситуации, экспертным органом вносится предложение о применении в установленном порядке к организациям — разработчикам проектной документации штрафных санкций или приостановлении (аннулировании) действия выданных нм лицензий.
Заключение утверждается руководителем экспертного органа и направляется заказчику или в утверждающую проект инстанцию. При проведении совместной экспертизы заключение утверждается руководством экспертных органов, участвующих в рассмотрении проекта строительства.
Сроком начала экспертизы является дата утверждения руководством экспертного органа плана ее проведения (или подписания договора на экспертизу), а окончания экспертизы — дата отправки заключения заказчику или утверждающей проект инстанции.
Источник: lib.sale