Процедура экспертизы проектов строительства

Экспертиза проекта – детальный анализ определенных областей деятельности в рамках проекта и составление общей картины хода и состояния проекта в целях повышения качества выполнения как данного проекта, так и проектов предприятия в целом.

Экспертизу осуществляют наиболее квалифицированные и опытные специалисты в области управления проектами. К проведению экспертизы могут привлекаться специалисты в смежных областях, а также весь персонал проекта, в том числе занятый в успешных областях проекта.

Для проведения экспертизы используется следующая информация:

· Формализованные данные, полученные в результате процедур аудита и мониторинга проекта;

· Сведения, получаемые путем консультаций и собеседований и относящиеся к неформализованным областям управления проектом (компетентность персонала, межличностные отношения).

По результатам экспертизы готовится заключение, содержащее анализ причин, а также рекомендации по организационным решениям и мероприятиям для преодоления неблагоприятного развития данного проекта, либо, в случае успешного развития проекта, для систематизации и тиражирования положительного опыта.

Судебная строительная экспертиза

Основные направления экспертизы включают семь различных аспектов. В сложных больших проектах по каждому из направлений формируется группа экспертов.

Коммерческое направление заключается в том, чтобы оценить проект как коммерческое мероприятие, дающее прибыль. Здесь сопоставляются вложенные средства с доходами и прибылью, которые позволяют получить осуществление анализируемого проекта.

Техническоенаправление рассматривает такие вопросы, как правильность выбора технологии производства, закупки основного и вспомогательного оборудования, организации поставок сырья, материалов и другие производственные аспекты, заложенные в проект.

Институциональное направление обращает внимание на соответствие решений по проекту действующему законодательству страны, где предполагается реализация проекта. Здесь анализируется правильность применения в проекте особенностей налогообложения, калькулирование затрат, лицензирования и т.д.

Социальное направление рассматривает проект с точки зрения решения социальных вопросов в регионе (занятость населения, заработная плата работников, охрана труда, решения по развитию социально-бытовой инфраструктуры).

Экологическое направление призвано рассмотреть проект с точки зрения его взаимоотношений с окружающей средой (вопросы охраны природы, нейтрализации вредных воздействий проекта на окружающую среду, вопросы утилизации отходов).

Финансовое направление дает оценку проекта со стороны эффективности инвестиций, их формирования для реализации проекта и использования в нем.

Экономическое направление анализирует все стороны и особенности эффективности проекта. Здесь уделяется внимание методам расчета, полноте и обоснованности экономических расчетов, делается заключение о правильности выводов о целесообразности разработки данного проекта.

В проектах небольшого объема некоторые направления могут быть объединены, но при этом точки зрения анализа должны быть сохранены.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ

В зависимости от того, кто проводит экспертизу, различают государственную, ведомственную, внутреннюю, внешнюю и независимую экспертизу.

Государственная экспертиза проектов проводится государственными структурами или другими организациями по заказу государства. Она преследует цель оценки проекта со стороны интересов государства.

Ведомственная экспертиза проводится ведомственными структурами и преследует цель определения или проверки эффективности проекта, правильности принятых исходных данных и условий. Особое внимание уделяется соответствию проектных решений экономической и технической политике, проводимой органами руководства отраслью.

Внутренняя экспертиза проводится специалистами предприятия, где выполняется проект, с целью проверки и контроля выполнения проектных заданий.

Внешняя экспертиза заключается в передаче проекта на рассмотрение в специализированную организацию. Желательно, чтобы эта организация не имела отношения ни к заказчику, ни к разработчику. В этом случае экспертиза становится независимой.

Источник: studopedia.ru

Экспертиза промышленной безопасности проектной документации

Проектная документация содержит ряд инженерно-технических решений, направленных на модернизацию, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов (ОПО), которые предполагают выполнение различных видов работ, влияющих на безопасность этих объектов. Поэтому Федеральным законом ФЗ-116 предусмотрено проведение экспертизы промышленной безопасности проектной документации в целях контроля.

Что представляет собой ЭПБ проектной документации?

Экспертные мероприятия представляют собой тщательную проверку проектной документации. Это позволяет всесторонне оценить соответствие, содержащихся в ней инженерно-технических решений требованиям промбезопасности.

Проекты подлежащие ЭПБ

Реализация экспертных мероприятий является обязательной для промышленных проектов, связанных:

  • С техническим перевооружением
  • Консервацией
  • Ликвидация ОПО

Проектную документацию на возведение и реконструкцию капитальных объектов охватывает более длительная и дорогостоящая процедура госэкспертизы. Ее проведения можно избежать в отельных случаях, ограничившись заключением ЭПБ, полученным на раннем этапе разработки проекта

Кем и зачем осуществляется ЭПБ?

Экспертные мероприятия могут быть реализованы только теми организациями, которые обладают соответствующей лицензией Ростехнадзора и штатом специалистов, аттестованных по правилам, обновленным в 2017 году:

  • Перед одобрением решения о модернизации, консервации или полном устранении ОПО
  • После любой актуализации проектной документации на модернизацию, консервацию или полное устранение ОПО

Проведение ЭПБ до начала работ, предусмотренных промпроектом, позволяет своевременно исправить возможные отклонения, допущенные в расчетах и учесть нормативы, обеспечивающие безопасность объекта

Проведение ЭПБ

ЭПБ проектной документации проводится на объектах:

  • Котлонадзора
  • Газораспределения и потребления
  • Химической промышленности
  • Отдельных объектах металлургической, нефтеперерабатывающей и коксохимической отрасли
  • Подъемные механизмы

Содержание базового комплекта документов

Экспертный процесс начинается после формирования и предоставления заявителем комплекта исходной документации:

  • Технико-экономическая аргументация, подтверждающая целесообразность капиталовложений
  • Исходная информация необходимая для разработки проекта
  • Промышленный проект, состав которого регламентируется ФЗ-116, ФНП № 538 и приказом Ростехнадзора от 15.10.2012 № 584
  • Рабочая документация, сопровождающая каждый раздел проекта

В ходе экспертных мероприятий проектная документация может анализироваться как в полном объеме, так и в частичном. Стоимость и продолжительность проведения экспертизы всегда рассчитываются индивидуально, поскольку они во многом зависят от сложности и объемов предстоящих работ.

Если проектная документация на техническое перевооружение объекта, осуществляемое одновременно с его реконструкцией, входит в состав промышленного проекта, она подлежит государственной экспертизе, предусмотренной Градостроительным кодексом РФ.

Для проектной документации на консервацию и ликвидацию ОПО экспертиза промбезопасности является безусловной и обязательной.

Как осуществляется экспертный процесс?

После получения комплекта проектной документации эксперты оценивают его полноту, правдивость и обоснованность, проверяя и анализируя:

  1. Задание на проектирование
  2. Безопасность, надежность и целесообразность одобренного технологического процесса, а также предусмотренные им превентивные мероприятия, направленные на минимизацию возникновения нештатных ситуаций
  3. Степень взрывопожароопасности и токсичности используемого сырья, готовых изделий и отходов
  4. Наличие и эффективность действий по обеспечению безопасности будущего объекта
  5. Допустимость максимально быстрого отсоединения отдельных конструкций и элементов объекта для безопасного выполнения аварийно-ремонтных работ
  6. Оптимальность предлагаемых проектом решений по расположению и установке технологического оборудования
  7. Рациональность решений безопасного размещения зданий и сооружений
  8. Сравнение предлагаемого производственного метода с аналогами, используемыми в зарубежной практике
  9. Обеспечение взрывобезопасности зданий посредством противоаварийной сигнализационной защиты
  10. Оснащенность контрольно-измерительными устройствами
  11. Соблюдение требований ПБ и обеспечение защиты персонала

По итогам проведенных работ составляется заключение ЭПБ, подписанное исполнителями и руководителем экспертной организации, в котором содержатся:

  • Титульный лист с наименованием документа
  • Вводная часть с аргументацией необходимости проведения экспертных мероприятий, информацией о заявителе, сведениями об организации-исполнителе, наличии у нее соответствующей лицензии и аттестованных экспертов
  • Список объектов, охваченных действием экспертного заключения
  • Цель проведения экспертных мероприятий
  • Краткое описание исследуемых объектов
  • Информация о проектной документации, проанализированной в ходе экспертизы
  • Итоги ЭПБ
  • Финальная часть с аргументированными выводами и предложениями по инженерно-техническим решениям и выработке компенсаторных мероприятий
Читайте также:  Как использовать мк на строительство дома

Неправильное оформление и состав документа влекут за собой доработку и повторную экспертизу, возможную только после устранения замечаний, отраженных в сопроводительном письме. Одним из обязательных условий перехода проекта в стадию реализации является наличие положительного заключения ЭПБ, сведения о котором внесены в реестр Ростехнадзора

Источник: cvetmetremont.ru

11.1. ЭКСПЕРТИЗА СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Особенности и порядок экспертизы строительных проектов определяются ЮМ плексом законодательных документов, первоначальным из которых является р достроительный кодекс РФ (1), В котором определен предмет экспертизы — градостроительная документация (3, 4, 8).

Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территории Российской Федерации и частей территории Российской Федерации (градостроительная документация федерального уровня) включает в себя Генеральную схему расселения на территории Российской Федерации и схемы градостроительного планирования развития частей территории Российской Федерации, включающих в себя территории двух и более субъектов Российской Федерации или части их территорий (далее — консолидированные схемы градостроительного планирования).

В градостроительной документации федерального уровня определяется сфера взаимных интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области градостроительства и устанавливаются нормы, которые должны учитываться субъектами Российской Федерации при осуществлении градостроительной деятельности.

Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий субъектов Российской Федерации (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга) и частей территорий субъектов Российской Федерации (градостроительная документация уровня субъекта Российской Федерации) включает в себя территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, пригородных зон, иных территорий (далее территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и частей территорий субъектов Российской Федерации).

В градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий субъектов Российской Федерации и частей территорий субъектов Российской Федерации определяется сфера взаимных интересов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области градостроительства.

Градостроительная документация для территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований включает в себя градостроительную документацию о градостроительном ^ планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и градостроительную документацию о застройке территорий городских и сельских поселений.

Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований включает в себя: территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов); генеральные планы городских и сельских поселений; проекты черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований.

Градостроительная документация о застройке территорий городских н сельских поселении включает в себя:

проекты планировки частей территорий городских и сельских поселений (да- лее — проект планировки);

« проекты межевания территорий;

проекты застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений (далее — проект застройки).

в кД°му объекту градостроительной деятельности соответствует определенный гтпп гРаД0стРоительн°й документации, разрабатываемый в соответствии с градо- р ительными, экологическими и иными нормативами.

гоягЬ^а^°СТ^0Ительная Д°кУментация любого вида включает в себя текстовые и ниемЧеСКИе м5теРиалы> содержит обязательные положения, установленные зада- на разработку градостроительной документации соответствующего вода, градостроительная документация любого вида подлежит государственной эко- Рпггий™« экспертизе в случаях и в порядке, установленных законодательством РОССИЙСКОЙ Федерации об экологической экспертизе.

любог^ ш1еЛЬНЬШИ Условиями Для утверждения градостроительной документации да являются ее согласование соответствующими органами саннтарно-эпи- демиологического надзора, а также наличие положительного заключения органов охраны памятников культуры в случаях, определенных законодательством в области охраны памятников истории и культуры, других заинтересованных государственных органов с учетом мнения населения.

Градостроительная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе в порядке, определенном Кодексом (1) и разрабатываемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Государственная экспертиза градостроительной документации осуществляется в целях установления соответствия данной документации требованиям законодательства Российской Федерации о градостроительстве.

Государственная экспертиза градостроительной документации осуществляется федеральными и территориальными органами государственной экспертизы градостроительной и проектной документации.

На федеральном уровне осуществляется государственная экспертиза градостроительной документации в отношении объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, другой градостроительной документации и научно-исследовательских работ, разрабатываемых за счет средств федерального бюджета и совместного финансирования с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации, градостроительных разделов федеральных целевых программ, программ социально-экономического развития территории Российской Федерации, а также схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур федерального значения и благоустройства территорий федерального значения в части соблюдения градостроительных требовании.

Территориальными органами государственной экспертизы градостроительной и проектной документации осуществляется государственная экспертиза градостроительной документации, научно-исследовательских работ, градостроительных разделов целевых программ субъектов Российской Федерации и местных целевых программ, программ социально-экономического развития территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства территорий в части соблюдения градостроительных требований.

Пример осуществления защиты ирай граждан на территории г.

Градостроительная деятельность на территории Москвы регулируется федеральным законодательством, а также законами г. Москвы, в том числе: «О защите прав граждан при реа лизации градостроительных решений в г. Москве» (25 июня 1997 года № 28-51), Уставда города Москвы от 28 июня 1995 года, Законом города Москвы от 10 июля 199о год^ 26-77 «О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве», от 11 сен тября 1996 года МЬ 28-91 «О районной управе в городе Москве» и другими.

Закон устанавливает, что граждане, проживающие в городе Москве и достигшие 1°’ле™. возраста, имеют право участвовать в процессе разработки предложений и подготовки ПР0 комплексному благоустройству территории в порядке, установленном законодательс ’ в —

па независимую экспертизу градостроительных проектов за счет собственных р д

в том числе техническую и экологическую; «ППИТОШИ —

на участие в обсуждении градостроительных планов и проектов развития терр

ДО их утверждения органом власти района или администрацией города Москвы. ^

Порядок участия граждан в обсуждении градостроительных планов, проектов V даа. по иным вопросам, связанным с использованием городской территории, определя р

тивными правовыми актами города Москвы и решениями районных управ.

В качестве приоритетных задач (градостроительных приоритетов) развития территории устанавливаются: —

строительство школ, детских садов, поликлиник, спортивных сооружении и других объектов социальной инфраструктуры; —

развитие торговой сети, строительство предприятий бытового обслуживания и общественного питания; —

строительство жилых домов, в том числе социального использования, гостиниц, мотелей; —

развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе тепловых узлов, телефонных станций, многоэтажных и подземных автостоянок и гаражей, устройство транс- портных развязок; —

строительство театров, кинотеатров, клубов и других учреждений культуры; —

реконструкция и реставрация памятников истории и культуры, восстановление церквей и молельных домов; —

комплексное благоустройство территории; —

Читайте также:  Строительство хозспособом учет НДС

вывод с территории экологически вредных предприятий и производств; —

расчистка завалов и пустырей, ликвидация свалок; —

вывод с территории складских помещений и оптовых торговых предприятий; —

снос плоскостных гаражей, гаражей-ракушек и предоставление лицам, обладающим такими гаражами на законных основаниях, льгот по приобретению мест в многоэтажных гаражах; —

снос сараев, временных и капитальных хозяйственных построек, вывод автостоянок нз дворов жилых домов, скверов, детских площадок и иных земельных участков; —

использование в законных интересах граждан внутридворовых проездов, тротуаров, скверов и газонов; —

иные приоритетные задачи, установленные Генеральным планом города Москвы и утвержденной градостроительной документацией.

Заключение органа государственной экспертизы градостроительной и проектной документации должно быть основано на заключениях государственной экологической экспертизы, Комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, специально уполномоченных органов охраны памятников культуры, управления государственным фондом недр, государственного горного надзора, санитарно-эпиде- миологического надзора, органов охраны недр, а также других заинтересованных государственных органов, перечень которых определяется заданием на разработку градостроительной и проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положительное заключение органа государственной экспертизы градостроительной и проектной документации является основанием для утверждения градостроительной и проектной документации.

Утверждение градостроительной документации и проектов строительства осуществляется в следующем порядке.

Градостроительная документация утверждается государственными органами Представительной и исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством Российской Федерации.

Проекты строительства утверждаются в соответствии с Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г.

№ 585: проекты строительства, осуществляемого за счет государственных капитальных вложении, финансируемых из республиканского бюджета Российской Федерации, утверждаются Госстроем России или в порядке, устанавливаемом этим комитетом совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, в оответствии с положениями о разграничении функций по этому вопросу; проекты строительства, осуществляемого за счет капитальных вложении, финансируемых из соответствующих бюджетов республик в составе Российской Гян^т?1111, АкРаеВ) областей, автономных образований, городов Москвы и УРга’ УТвеРждаются соответствующими органами государственного ^ управления или в устанавливаемом ими порядке;

с?пгл!Ы стРоительства> осуществляемого за счет собственных финансовых ре- ИНКА ’ темных и привлеченных средств инвесторов (включая иностранных оров;, утверждаются непосредственно заказчиками (инвесторами). 11.2.1. Экспертиза проектно-сметной и проектной документации

Экспертиза проектно-сметной и проектной документации по строительству регламентируется рядом документов (2, 3, 18, 19).

В указанных документах установлено, что технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в Российской Федерации независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежно- сти до их утверждения подлежат государственной экспертизе в Главном управлении государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Главгосэкспертизе России), организациях государственной вневедомственной экспертизы в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге, отраслевых экспертных подразделениях министерств и ведомств и других специально уполномоченных на то государственных органах.

Градостроительная документация и проекты строительства утверждаются при наличии положительного заключения органов государственных экспертиз, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, также согласований органов государственного надзора и ГКЧС России.

Законодательно установлено, что экспертиза является неотъемлемым и необходимым этапом проектного цикла.

Основной проектной стадией, подлежащей государственной экспертизе, является технико-экономическое обоснование строительства (ТЭО). На основании утвержденного в установленном порядке ТЭО строительства, как правило, проводятся торги (тендеры), заключается договор (контракт) подряда, открывается финансирование строительства и разрабатывается рабочая документация.

Для технически и экологически сложных объектов и при сложных природных условиях строительства, а также по заключению государственной экспертизы по рассмотренному ТЭО строительства осуществляется дополнительная детальная разработка проектных решений по отдельным разделам, зданиям и сооружениями, входящим в состав объекта.

Для этих случаев состав представляемой на экспертизу и утверждение проектно-сметной документации устанавливается строительными нормами и правилами Российской Федерации по порядку разработки, согласования и составу проектносметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений. 11.2.2.

Порядок проведения экспертизы

Государственная экспертная комиссия Минэкономики России осуществляет экспертизу ТЭО строительства объектов, имеющих важное народнохозяйственное значение (в том числе с привлечением иностранных инвесторов), определяемых Минэкономики России совместно с Госстроем России. Государственная экспертная комиссия Минэкономики России организует рассмотрение указанных ТЭО с участием Главгосэкспертизы России и Главного управления государственной экологической экспертизы Минприроды России.

На федеральном уровне

Главгосэкспертиза России осуществляет экспертизу:

градостроительной документации’, схем районной планировки административно-территориальных образований, в которых решаются вопросы федерального значения; генеральных планов городов с расчетной численностью населения о тыс. человек и более, исторических и курортных городов и городов-новострое ,

проектов строительства’. й

объектов, осуществляемых за счет государственных капитальных вложедаи, финансируемых полностью или частично из республиканского бюджета и внеотод жетных фондов Российской Федерации, а также государственного кредита, гласно перечню, устанавливаемому Госстроем России совместно с соответствуют; ми министерствами и ведомствами Российской Федерации;

объектов, осуществляемых за границей при техническом содействии Российской Федерации;

объектов совместного с другими государствами пользования и с привлечением инофирм при финансировании строительства этих объектов из республиканского бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации и государственного кредита;

экспериментальных и базовых проектов и проектов массового применения разрабатываемых по планам бюджетных работ Госстроя России;

потенциально опасных и технически особо сложных объектов по перечню, устанавливаемому Госстроем России совместно с ГКЧС России, Минприроды России и с соответствующими органами государственного надзора, а также объектов, признанных особо ценным культурным наследием городов Российской Федерации независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности этих объектов.

Главгосэкспертиза России проводит комплексную экспертизу проектов строительства и подготавливает сводное экспертное заключение с учетом заключений государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы условий труда или с их участием, заключений отраслевой экспертизы министерств и ведомств, а также результатов общественного обсуждения по объектам, имеющим важное народнохозяйственное, градостроительное и социальное значение.

Для осуществления более качественного контроля и организации мониторинга действенности экспертизы Главгосэкспертиза России осуществляет выборочный контроль за качеством градостроительной документации и проектов строительства, разрабатываемых и утверждаемых в Российской Федерации, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов.

На уровне субъектов Федерации

Органшации государственной вневедомственной экспертизы республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют экспертизу:

градостроительной документации нефедерального значения; проектов строительства’.

объектов, осуществляемых за счет капитальных вложений, финансируемых из соответствующих бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

объектов, осуществляемых на соответствующей территории, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности, в части вопросов, относящихся к компетенции республиканских и местных органов управления, контроля за соблюдением нормативных требований по надежности и эксплуатационной безопасности объектов с учетом долговременных последствий по намечаемому.

Организации государственной вневедомственной экспертизы осуществляют вы- орочнои контроль утвержденных проектов строительства на соответствующей тернии независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов иэоственности и принадлелсности объектов и принимают участие в рассмотрении роекюв строительства государственными органами управления.

Читайте также:  Сколько нужно кирпича для строительства дома 4 6

На уровне отраслей и ведомств ектп кспеРТНЬ1е подразделения министерств и ведомств проводят экспертизу про- ППЛ/-Г стРоительства по вопросам, отнесенным к их компетенции, в соответствии с ломгЖеНЮП1? ° РазгРаничении Функций по экспертизе между министерствами, ве- Российской Федерации и Госстроем России и подготавливают сводные опгЯГ^1е«заключения с Учетом заключений соответствующих территориальных зкпгггл-т2ИИ оГОСУдаРСТвенной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы или с их участием.

Государственная экспертиза является обязательным этапом инвестиционного процесса в строительстве п проводится в целях предотвращения строительства

объектов, создание и использование которых не отвечает требованиям государственных норм и правил или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства, а также в целях контроля за соблюдением социально-экономической и природоохранной политики.

Проекты строительства до их утверждения подлежат государственной экспертизе независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности объектов.

Заключение государственной экспертизы является обязательным документом для исполнения заказчиками, подрядными, проектными и другими заинтересованными организациями.

ОБЪЕМ ПРОЕКТНОЙ Проекты строительства представляются заказчиком ДОКУМЕНТАЦИИ И ПОРЯДОК в государственный экспертный орган, осуществляю* ЕЕ ПРОСТАВЛЕНИЯ щИй комплексную экспертизу, в объеме, предусмот- НА ЭКСПЕРТИЗУ ренном действующими нормативными документами

на их разработку, в двух экземплярах вместе с исходной и разрешительной документацией, необходимыми согласованиями и заключением государственной экологической экспертизы (если документация не рассматривается совместно).

По объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов, проектная документация представляется на экспертизу в объеме, необходимом для оценки проектных решений в части обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, надежности возводимых зданий и сооружений, соответствия проектных решений утвержденной градостроительной документации и соблюдения установленного порядка согласования и утверждения проектов строительства.

По просьбе заказчика рассмотрение проектной документации по таким объектам может осуществляться как в полном объеме, так и отдельных разделов, что определяется договором на проведение экспертизы.

Объем документации проектов строительства, подлежащих рассмотрению в порядке выборочного контроля, устанавливается экспертным органом. К представляемой документации прилагаются документы об утверждении проекта, заключение ранее рассматривавшего проект экспертного органа и справка о состоянии строительства (по строящимся объектам).

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ, Основные вопросы уточняются в зависимости от ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ ПРИ отраслевой специфики, особых условий и видов ЭКСПЕРТИЗЕ строительства.

При экспертизе проектов строительства проверяется: 1)

соответствие принятых решений обоснованию инвестиций в строительство объекта, другим предпроектным материалам, заданию на проектирование, а также исходным данным, техническим условиям и требованиям, выданным заинтересованными организациями и органами государственного надзора при согласовании места размещения объекта; 2)

наличие необходимых согласований проекта с заинтересованными организациями и органами государственного надзора; хозяйственная необходимость экономическая целесообразность намечаемого строительства, исходя из социальной потребности в результатах функционирования запроектированного объекта; 3)

конкурентоспособности его продукции (услуг) на внутреннем и внешнем ры ках, наличия природных и иных ресурсов; 4)

выбор площадки (трассы) строительства с учетом градостроительных.^ нерно-геологических, экологических и других факторов и согласовании мес ных органов управления в части землепользования, развития социально производственной инфраструктуры территорий, результатов сравнитель анализа вариантов размещения площадки (трассы); . 5)

обоснованность определения мощности (вместимости,^ пропускной спосо сти) объекта, исходя из принятых проектных решений, обеспечения сыр > топливно-энергетическими и другими ресурсами, потребности в выпускаемой продукции или предоставляемых услугах; 6)

достаточность и эффективность технических решений и мероприятий по охране окружающей природной среды, предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий; 7)

обеспечение безопасности эксплуатации предприятий, зданий и сооружений и соблюдение норм и правил взрыво-пожарной и пожарной безопасности; 8)

соблюдение норм и правил по охране труда, технике безопасности и санитарным требованиям; 9)

достаточность инженерно-технических мероприятий по защите населения и устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; 10)

наличие проектных решений по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения; 11)

оценка технического уровня намечаемого к строительству (реконструкции) предприятия (производства), его материало- и энергоемкости; 12)

обоснованность применяемой технологии производства на основе сравнения возможных вариантов технологических процессов и схем; 13)

выбор основного технологического оборудования; 14)

достаточность и эффективность технических решений по энергосбережению; 15)

оптимальность принятых решений по инженерному обеспечению; 16)

возможность и целесообразность использования автономных систем и вторичных энергоресурсов; 17)

наличие безотходного (малоотходного) производства на базе полного и комплексного использования сырья и отходов; 18)

обоснованность и надежность строительных решений (особенно при сооружении объекта в сложных инженерно-геологических условиях); 19)

оптимальность решений по генеральному плану, их взаимоувязка с утвержденной градостроительной документацией, рациональность решений по плот- Н0СТИ застР°^ки территории и протяженности инженерных коммуникаций;

^0) обоснованность принятых объемно-планировочных решений и габаритов зданий и сооружений, исходя из необходимости их рационального использования для размещения производств и создания благоприятных санитарно-гигиенических и других безопасных условий работающим. Эффективность использования площадей и объемов зданий; обеспечение архитектурного единства и высокого уровня архитектурного облика зданий и сооружений, соответствие их градостроительным требованиям в увязке с существующей застройкой;

; оценка проектных решений по организации строительства;

Достоверность определения стоимости строительства;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА

) оценка эффективности инвестиций в строительство объекта и условий его реализации.

По результатам экспертизы составляется заключение. Экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, подготавливает сводное экс- лом с лдт * пертное заключение по проекту строительства в це-

рассмотрен^п3^?46111111 государствениых экспертиз, принимавших участие в

требования по составу и содержанию экспертного заключения по ложении 1?°1ите-?ьства объектов производственного назначения приведены в При- иия — в Приложении 11 ^КТБВ лилищно~гРажданского и общественного назначе- ?

1^ертН0Є заключение должно содержать:

пшР^ар!КТерИ5™кУ исх°Диых данных, условий строительства и основных тельства- Р ении’ а также технико-экономические показатели проекта строи- ?

конкретные замечания и предложения по принятым проектным решениям, изменения и дополнения, внесенные в процессе экспертизы; ?

ожидаемый эффект от их реализации (с количественной оценкой); ?

общие выводы о целесообразности инвестиций в строительство с учетом экономической эффективности, экологической безопасности, эксплуатационной надежности, конкурентоспособности продукции и социальной значимости объекта;

О рекомендации по дополнительной детальной проработке отдельных проектных решений при последующем проектировании; ?

рекомендации об утверждении (при отсутствии серьезных замечаний, ведущих к изменению проектных решений и основных технико-экономических показателей) или отклонении проекта.

При выявлении в результате экспертизы грубых нарушений нормативных требований, которые могут повлечь за собой снижение или потерю прочности и устойчивости зданий и сооружений или создать иные аварийные ситуации, экспертным органом вносится предложение о применении в установленном порядке к организациям — разработчикам проектной документации штрафных санкций или приостановлении (аннулировании) действия выданных нм лицензий.

Заключение утверждается руководителем экспертного органа и направляется заказчику или в утверждающую проект инстанцию. При проведении совместной экспертизы заключение утверждается руководством экспертных органов, участвующих в рассмотрении проекта строительства.

Сроком начала экспертизы является дата утверждения руководством экспертного органа плана ее проведения (или подписания договора на экспертизу), а окончания экспертизы — дата отправки заключения заказчику или утверждающей проект инстанции.

Источник: lib.sale

Рейтинг
Загрузка ...