Антон Богатко
С 01.07.2019 закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов регулируются «новым» Указом от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее – Указ № 223) и «старым» Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (далее – Положение № 88), утв. постановлением Совмина от 31.01.2014 № 88 (в ред. постановления от 28.06.2019 № 427).
За последние несколько лет было принято столько нормативных актов, что они неизбежно привели их к коллизии (противоречивости). Разобраться в том, какие нормы применять и как это сделать правильно, очень сложно. Без системного анализа нормативных правовых актов не обойтись.
Такой анализ для наших читателей делает Антон Богатко – юрист, экономист, эксперт в области законодательства о закупках, бизнес-тренер, разработчик бизнес-процессов закупочной деятельности.
Практические аспекты закупок при строительстве по новому законодательству
Остановимся только на некоторых противоречиях, с которыми уже сегодня сталкиваются субъекты хозяйствования при принятии решения как о необходимости проведения процедуры закупки, так и о том, какую именно процедуру проводить, и возникающих при этом рисках.
Строительная деятельность (строительство) – это деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ (ст. 1 Закона от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).
Обязательность проведения процедур подрядных торгов, торгов изначально была установлена в Указе от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», который действовал до 01.01.2019. На смену ему пришел Указ № 223, который принят сроком на 2 года на основании п.п. 11, 32, 33 Протокола о порядке регулирования закупок (приложение 25 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014) для определения особенностей осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг в зависимости от сферы – в строительстве.
Сегодня закупки работ, услуг при строительстве осуществляются путем проведения подрядных торгов, торгов, переговоров (подпункты 1.1, 1.2 п. 1 Указа № 223).
Госзакупки – это приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов (абз. 3 ст. 1 Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».
Согласно подпунктам 1.1, 1.2, 1.4–1.8, 1.11, 1.12 п. 1 Указа № 223 законодательство о госзакупках товаров (работ, услуг) не применяется до 1 июля 2021 г. при проведении процедур закупок при строительстве, т.е. нормами Указа № 223 следует руководствоваться в т.ч. при приобретении товаров (работ, услуг) для строительства за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов.
Закупки в сфере строительства в 2022. Развитие или постановка на паузу. День 1 (15.12.2021)
Применение процедур подрядных торгов и торгов неизбежно увеличивает сроки строительства минимум на 6–8 месяцев. Это обусловлено системностью таких действий: в процесс строительства втянуты такие участники, как заказчик (инвестор), инженерная организация, генеральный подрядчик. Увеличение сроков строительства попросту недопустимо в рамках инвестиционного договора.
Можно ли отказаться от процедуры закупки вообще?
Случаи неприменения процедур закупок при строительстве установлены подп. 1.8 п. 1 Указа № 223. Однако в тот момент, когда заканчивается обязательность применения процедур подрядных торгов, торгов, биржевых торгов и переговоров согласно Указу № 223, возникает обязательность применения переговоров или подрядных торгов, торгов, по п. 8 Положения № 88: «Если проведение подрядных торгов (торгов, переговоров), биржевых торгов при размещении заказов, необходимых для строительства объектов, не является обязательным, инвестор, застройщик, заказчик, подрядчик, инженер (инженерная организация) вправе назначить и провести их в порядке, предусмотренном настоящим Положением». Это ситуация, когда обязательное право трансформируется в обязанность.
Денежные средства, выделяемые областным бюджетом из инновационного фонда согласно бюджетному законодательству, являются бюджетными, а товары, на которые выделяются эти средства, с учетом подпунктов 1.1 и 1.2 п. 1 Указа от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее – Указ № 26), являются товарами при строительстве. А значит – у субъекта хозяйствования остаются риски быть привлеченным к ответственности контролирующими органами за нарушение порядка проведения процедур закупок.
Существуют и риски для инвесторов. В первую очередь это правовые риски, связанные с толкованием норм законодательства при реализации инвестиционных проектов на основании инвестиционных договоров с Республикой Беларусь.
Так, Закон от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях» (далее – Закон № 53-З) предоставляет возможность инвесторам при осуществлении инвестиций в приоритетные секторы экономики использовать льготы и преференции. Для этого в целях создания дополнительных условий для осуществления инвестиций инвестор (инвесторы) имеет право на заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь (ст.ст.
16, 17 Закона № 53-З). Это соответствует и подп. 1.4 п. 1 Указа № 223: подрядные торги не проводятся в случаях, определенных Президентом (например, подп. 1.8 п. 1 Указа от 30.06.2014 № 326 «О деятельности Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий Камень» – Указ № 326).
В соответствии с Декретом от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее – Декрет № 6) коммерческие организации, индивидуальные предприниматели (далее – ИП), а также коммерческие организации, имеющие обособленные подразделения, в части деятельности обособленных подразделений вправе самостоятельно определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или покупателей продукции, товаров (работ, услуг) для собственного производства и продукции, товаров (работ, услуг) собственного производства. Исключение составляет выбор поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при приобретении товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств (подп. 1.3.2 п. 1 Декрета № 6).
Таким образом, возникает противоречие: конкуренция норм Указа № 223 и Декрета № 6, когда «иное определено Президентом Республики Беларусь».
Если же рассматривать норму подп. 1.3.2 п. 1 Декрета № 6 как исключение, то и подрядные торги, и торги на закупку товаров при строительстве, и переговоры, и биржевые торги вообще не должны проводиться, равно как при закупках в строительстве не должно применяться и законодательство о госзакупках.
Подведем итоги.
Помните, что закупки при строительстве проводятся по определенным Указом № 223 процедурам, так что, если не обязательны подрядные торги, следует проводить переговоры (подпункты 1.1, 1.2 п. 1 Указа № 223).
Источник: neg.by
Как проводить процедуры закупок в строительстве с 1 июля 2021 года?
Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 г. № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее — Указ № 223) действует до 1 июля 2021 г. На данный момент сведений о продлении данного Указа не имеется. Соответственно, с истечением срока действия Указа № 223 закупки при строительстве должны проводится с применением законодательства о государственных закупках товаров (работ, услуг).
Основным нормативным актом, регулирующим государственные закупки, является Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419).
Кроме него действующими остаются Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон № 300) и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 г. № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (далее – постановление № 88), которые имеют немного другие требования, в отличие от Закона № 419-З.
Применение норм Закона № 300 после 01.07.2021
Нормами Закона № 300 (ст. 57) и п. 2 ст. 16 и ст. 17 Закона № 419-З определены лица, которые не могут быть участниками процедур закупок в строительстве. Ограничения для лиц, не допускаемых к закупкам согласно Закону № 419, шире по сравнению с нормами Закона № 300-З, в частности:
— юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, работник (работники) такого юридического лица или индивидуального предпринимателя не должны оказывать заказчику (организатору) услуги по организации и проведению процедуры государственной закупки, в том числе консультированию, а также формированию требований к предмету государственной закупки и (или) подготовке заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;
— физическое лицо не должно являться работником заказчика (организатора), за исключением проведения процедуры закупки из одного источника у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;
— юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, должно обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения договора на создание объектов интеллектуальной собственности;
— юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, должно обладать правомочиями на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории Республики Беларусь с использованием товарных знаков и знаков обслуживания.
На практике вопрос о применении как норм Закона № 300-З, так и норм Закона № 419-З должен решить нормотворческий орган путем издания толкования указанных нормативных правовых актов в части применения к закупкам в строительстве.
Применение постановления № 88 после 01.07.2021
В связи с тем, что постановление № 88 было принято Советом Министров Республики Беларусь в целях реализации Указа № 223, соответственно, после 01.07.2021 постановление № 88 применяться не должно.
Порядок перехода к госзакупкам
На данный момент нормотворческим органом не издан нормативный правовой акт, который регулирует вопрос перехода от закупок в строительстве к государственным закупкам, что предполагает и дает время заказчикам и участникам процедур закупок в строительстве завершить начатые закупки в рамках законодательства, которое действовало при объявлении процедуры закупки.
Поэтому, если заказчик разместил извещение о проведении процедуры закупки в строительстве, которая в процессе проведения стала государственной закупкой и не завершилась на 01.07.2021 г., то такую закупку следует остановить.
Таким образом, всем участникам процедур закупок в строительстве следует учитывать данные изменения.
Источник: usiminsk.by
Кратко о закупках. Разбираемся в законодательстве и процедурах
Рассказываем о процедуре закупок в строительстве, о ключевых моментах в процессе выбора подрядчика. В каком случае следует применять необходимую процедуру закупки.
Основная цель — помочь найти свою формулу для проведения закупок в строительстве.
Самые распространенные ошибки Заказчика при проведении конкурса на закупку
- Неправильно определена процедура закупки:
- проведение процедуры подрядных торгов в случае когда можно провести переговоры, на что уходит много времени;
- проведение конкурса в случаях когда законодательство разрешает его не проводить и обратная ситуация;
- объявление конкурса согласно постановлению №88 в тех случаях когда возможно провести конкурс на основании локальных актов и ускорить процесс.
- Неправильное оформление конкурсной документации и соблюдения регламента:
- несоответствие требований и условий конкурсной документации проводимой процедуре;
- неправильный анализ конкурсных предложений, определение критериев оценки и выбор победителя. Как проверить участника торгов на соответствие требованиям законодательства (мы писали ранее) можно узнать здесь.
- отсутствие предпроектных и маркетинговых исследований для оформлении конкурсной документации.
Алгоритм определения процедуры закупки в строительстве и проектировании
Рассмотрим разные ситуации и для каждой обозначим свою процедуру.
1. Закупка осуществляется полностью или частично за счет гос. средств
Государственные закупки — это приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств. Осуществляемые РУП, ГО, иными юридическими лицами, имущество которых находится в республиканской собственности.
Ниже приведены основные нормативные акты, регулирующие закупки в строительстве (товаров, работ, услуг) за счет гос. средств:
Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее — Указ № 223), действует – до 1 июля 2021 г.;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88, которым утверждено Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов.
1.1. Когда можно заключать договор сразу без проведения процедуры закупки независимо от стоимости строительства
Указ № 223 устанавливает, что заказчик вправе не проводить процедуры закупок при строительстве, когда необходимо определить:
- генеральную подрядную организацию при строительстве жилых домов из конструкций панельного, крупнопанельного и объемно-блочного домостроения, осуществляющую строительство жилых домов из указанных конструкций собственного производства;
- генеральную проектную организацию, инженерную организацию при строительстве объектов, включенных в государственные инвестиционные программы;
- генеральную проектную организацию, генеральную подрядную организацию, субподрядные проектные, строительные и иные организации при заключении договоров на строительство объектов Белорусской энергетической системы, с перечнем объектов, определяемых Советом Министров Республики Беларусь;
- специализированные организации, подчиненные Министерству по чрезвычайным ситуациям, при проведении работ по ликвидации и захоронению непригодных для дальнейшего использования объектов, расположенных на территории радиоактивного загрязнения;
- организации при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений, ликвидации аварийных или чрезвычайных ситуаций (по согласованию с государственным органом (организацией);
- генеральную проектную организацию, генеральную подрядную организацию, субподрядные проектные, строительные и иные организации при заключении договоров о строительстве национального павильона на международных выставках «ЭКСПО»;
- поставщиков товаров, исполнителей работ, услуг при реализации проектов государственно-частного партнерства — заказчикам — частным партнерам.
1.2. Стоимость строительства более 6000 базовых величин (БВ-27 BYN).
При стоимости строительства 6000 б.в. и более обязательно проведение подрядных торгов. Важно, решение о проведении торгов принимается на основании стоимости строительства объекта, а не закупаемой услуги. Обязательным является также проведение подрядных торгов при размещении необходимых для такого строительства заказов на:
- разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами;
- выполнение проектных и изыскательских работ;
- закупку товаров, если стоимость каждого их вида составляет 3 тысячи базовых величин и более;
- оказание инженерных услуг стоимостью 3 тысячи базовых величин и более;
- выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, если стоимость каждого их вида составляет 3 тысячи базовых величин и более.
Существуют исключения когда проведение подрядных торгов не обязательно, они будут описаны ниже в разделе о проведении процедуры переговоров (п 1.3 данной статьи). Обязательно проверьте попадаете ли Ваш объект под описанные там условия. Более подробно об этом можно узнать в указе № 223.
Если вы определились с проведением подрядных торгов, то следует знать, что данная процедура состоит из двух процедур — предквалификационный отбор и подрядные торги. А документация для торгов состоит из двух отдельных документов — предквалификационная документации и конкурсная документации.
Как проводят подрядные торги, основные моменты
Организатором подрядных торгов размещается извещение о проведении таких торгов в информационной системе «Тендеры» на официальном сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в сети Интернет не позднее чем за 30 календарных дней до их проведения.
После публикации извещения лица, желающие принять участие в подрядных торгах, направляют организатору сообщение о своем согласии на участие в подрядных торгах и предварительном квалификационном отборе участников.
Для участия в торгах конкурсанты направляют в обозначенный в извещении срок два конверта для предкваликационого отбора и конкурсных торгов. В случае не прохождения предквалификации конверт с конкурсной документацией не вскрывается и направляется обратно участнику.
Результаты проведения подрядных торгов подводятся на заседании конкурсной комиссии с оформлением протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя подрядных торгов. Требования к конкурсной документации и процедура проведения подрядных торгов подробно описаны в положении №88, глава 1-5. Далее более подробно о процедурах.
1-ая процедура выбора подрядчика. Предквалификационный отбор участников
Процедура предквалификации регламентируется постановление №88. Основная цель данной процедуры — выбрать опытных участников, которые способны качественно выполнить предполагаемый объем работ, участников с которыми не возникнет технических, организационных и финансовых проблем. Предквалификационный отбор должен содержать следующие требования к участникам:
- наличие аттестата соответствия;
- подтверждение наличия сотрудников участника, привлекаемых для выполнения предмета заказа, и их профессионально-квалификационный состав;
- наличие у участника материально-технической и информационной базы, лицензионного программного обеспечения;
- способность участника выполнить весь комплекс предпроектных, проектных и изыскательских работ собственными силами;
- наличие реализованных аналогичных проектов, сопоставимых по виду и объему;
- наличие реализованных проектов по уникальным и представительским объектам за последние три года;
- наличие у участника опыта работы в стране, где планируется строительство объекта;
- наличие системы менеджмента качества, подтвержденной сертификатом соответствия;
- деловая репутация участника (отзывы заказчиков о качестве и соблюдении сроков выполнения работ, предусмотренных в соответствии с договором, сведения о наличии заключений органов государственной экспертизы или отказах в их выдаче за последние два года);
- наличие специального оборудования, обеспечивающего выполнение заказа;
- сведения об изменениях, вносимых в наименование участника, правопреемстве, периоде осуществления проектной и изыскательской деятельности.
Процедура предквалификациного отбора позволяет не допустить к торгам участников конкурса не соответствующих критериям, которые важны для реализации проекта.
Выбор единственного участника на этапе предквалификации допустимо, так как вы имеете право признать торги несостоявшимися и провести процедуру переговоров с участником прошедшим предквалификацию.
2-ая процедура выбора подрядчика. Подрядные торги
На данном этапе участвуют только подрядчики прошедшие процедуру предквалификации. Подрядные торги проводятся на основании разработанной в соответствии с положением №88 конкурсной документации. Она должна содержать сведения, сгруппированные в следующие разделы:
- «Предмет заказа»;
- «Проектная документация»;
- «Условия проведения подрядных торгов»;
- «Порядок представления участником конкурсного предложения»;
- «Условия заключения договора»;
- «Обязательства организатора подрядных торгов».
Выбор победителя осуществляется на основании стоимости услуги и сроков выполнения работ. Формула по которой оцениваются участники должна быть прописана в конкурсной документации организатором.
1.3. Случай, когда стоимость строительства менее 6000 базовых величин (БВ-27 BYN). В такой ситуации Заказчик проводит переговоры или подрядные торги на свой выбор
При стоимости объекта менее 6000 б.в. можно провести процедура переговоров. Как говорилось ранее, в соответствии с указом № 223 подп.1.7. п. 1, в независимости от суммы строительства (даже если более 6000 б.в.) существуют условия когда заказчик вправе самостоятельно определить процедуру закупки при строительстве:
- Подрядные торги, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или отказался от заключения договора.
- Генеральной проектной организацией, генеральной подрядной организацией заключаются договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (субподрядчиками) на выполнение (оказание) отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству.
- Заключаются договоры на:
- выполнение работ по текущему ремонту;
- ведение авторского надзора за строительством при невозможности осуществления разработчиком проектной документации такого надзора (при ликвидации (прекращении деятельности) разработчика проектной документации, наличии иных обстоятельств, исключающих его деятельность);
- внесение изменений и дополнений в проектную документацию по заданию заказчика;
- выполнение подрядной организацией дополнительных работ, не учтенных в проектной, в том числе сметной, документации на строительство объекта, необходимость выполнения которых возникла в ходе исполнения договора строительного подряда, с последующим внесением изменений в проектную, в том числе сметную, документацию в порядке, установленном законодательством;
- аренду техники, необходимой для выполнения отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ.
Как организовать и провести процедуру переговоров. Основные моменты
Организатор торгов подготавливает документацию для переговоров в соответствии с постановлением №88. Документация для переговоров должна содержать:
- требования к предмету заказа и их участникам;
- сведения о предпроектной (предынвестиционной) документации (проектной, в том числе сметной, документации) (если обязательность ее разработки предусмотрена нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами) и порядок ознакомления с ней или техническое задание на закупку товаров (работ, услуг), если в соответствии с законодательством разработка предпроектной (предынвестиционной), проектной документации не является обязательной;
- требования к сроку выполнения заказа;
- цену заказа, применяемую в качестве стартовой, с возможностью внесения предложений по ее изменению, в том числе валюту цены заказа и валюту расчетов, порядок учета цены расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;
- условия платежей по договору, в том числе порядок и условия открытия аккредитива, если используется аккредитивная форма оплаты;
- проект соответствующего договора;
- требования к участникам о представлении документов об их экономическом и финансовом положении;
- требования к системе контроля качества закупаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг);
- требования к наличию в случаях, установленных законодательством, декларации о соответствии или сертификата соответствия товаров (работ, услуг) и иные требования, устанавливаемые организатором переговоров с учетом особенностей предмета заказа;
- требования к содержанию, форме (в письменной форме на бумажном носителе в отдельном конверте и (или) в форме электронного документа на электронном носителе информации) и оформлению предложений для переговоров;
- порядок и срок отзыва предложений для переговоров, а также порядок внесения изменений в такие предложения;
- порядок и срок представления разъяснений положений документации для переговоров;
- порядок, место и срок подачи предложений для переговоров, а также предквалификационных документов (при необходимости);
- место, дату и время, порядок вскрытия конвертов с предложениями для переговоров в письменной форме на бумажном носителе (открытия предложений для переговоров, представленных в форме электронного документа на электронном носителе информации), а также открытия предквалификационных документов, представленных в электронном виде (на электронном носителе информации с невозможностью модифицирования информации) (при необходимости);
- право организатора переговоров на запрос у участников разъяснений их предложений;
- порядок и предполагаемые сроки проведения переговоров, а также предварительного квалификационного отбора участников (при необходимости);
- требования к участнику, в соответствии с которыми переговоры могут проводиться его уполномоченным лицом, и требования к документу, подтверждающему такие полномочия (доверенность или иной документ), который представляется перед началом проведения переговоров;
- критерии оценки победителя переговоров, их значимость и порядок определения такого победителя;
- право организатора переговоров на проведение процедуры улучшения предложения для переговоров, а также порядок проведения такой процедуры;
- срок, в течение которого победитель должен подписать проект соответствующего договора либо совершить иные действия, предусмотренные в документации для переговоров, для его подписания.
Заказчик (конкурсная комиссия) определяет перечень приглашаемых участников, направляет им приглашения для участия в переговорах. При желании, организатор торгов может провести переговоры в два этапа — с предквалификационный отбором участников.
Документация для переговоров предоставляется участнику не позднее двух рабочих дней со дня письменного обращения участника.
Организатор переговоров может провести переговоры с каждым участником индивидуально или рассматривать предложения для переговоров на заседании конкурсной комиссии.
При отсутствии конкуренции на рынке конкурсная комиссия (ответственное лицо за проведение переговоров) должна представлять руководителю организации письменное обоснование, устанавливающее причину направления приглашения одному участнику.
Выбор участника проводится в соответствии с требованиями прописанными в документации для переговоров.
Содержание и результаты переговоров отражаются в протоколе, утверждаемом руководителем организатора переговоров в течение трех дней после их проведения.
Подробно о процедуре переговоров можно узнать из постановления №88, глава 11.
2. Случай, когда закупка осуществляется за счет собственных средств Заказчика
Закупка при строительстве без привлечения бюджетных и приравненных к ним средств осуществляется в соответствии с требованиями:
Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7);
2.1. Особенности проведения торгов в соответствии с декретом № 7 для организаций без гос. участия. Закупка товаров (работ, услуг) осуществляются за счет собственных средств без участия государства — частными организациями.
В соответствии с декретом № 7 предусмотрено, что закупку разрешено осуществлять на основании локальных нормативных правовых актов (ЛНПА), утвержденных руководителями организаций. При этом отсутствуют обязанности применять установленные законодательством требования о закупках при строительстве. Речь о неприменении положения № 88.
О том, что следует включать в подобные локальные нормативные акты (ЛНПА) в декрете не уточняется. Поэтому, можно выстроить свои требования, которые, конечно, не должны противоречить законодательству.
В настоящее время законодательство Республики Беларусь не содержит обязательного требования о принятии в организациях ЛНПА. Согласно письму МАиС от 26.03.2018 №04-3-01/3918, руководитель предприятия вправе самостоятельно принять решение о разработке и применении в организации ЛНПА регулирующих порядок закупок.
Поэтому, в соответствии с приведёнными выше документами, можно осуществлять закупки за счет собственных средств без проведения какой-либо специальной процедуры.
2.2. Особенности проведения торгов в соответствии с декретом № 7 для организаций с гос. участием. Когда закупка осуществляется за счет собственных средств государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 25 процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности
С учетом сложившейся практики осуществления закупок и контроля таких предприятий со стороны органов госуправления, целесообразно рекомендовать обязательную разработку и утверждение ЛНПА, регулирующий порядок проведения закупок за счет собственных средств в строительстве.
В случае проверки «компетентными гос. органами», выбранный Вами участник должен полностью соответствовать указанным в ЛНПА требованиям, иначе возникнут проблемы, это касается как предприятий с гос. участием так и частных.
При разработке ЛНПА можно выстроить свои требования к участникам. Также, ЛНПА может быть составлен на основании положения №88 за основу можно взять как процедуру проведения конкурсных торгов так и переговоров. При разработке ЛНПА должны быть учтены нормы гражданского законодательства с учетом действия принципа свободы договора (ст. 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Еще одна особенность проведения торгов согласно ЛНПА, заключается в том, что участники не видят и не знает по каким критериям их будут оценивать. ЛНПА является внутренним документом и не обязателен к афишированию в процессе торгов.
Для организаций с гос. участием, в случае принятия решения не разрабатывать ЛНПА рекомендуется руководствоваться постановлением №88 и самостоятельно выбрать процедуру закупки, это могут быть либо подрядные торги либо переговоры. Так вы полностью обезопасите себя в случае гос. проверки.
Вывод и рекомендации
Для эффективной и быстрой процедуры закупки в строительстве и с соблюдение требований законодательства рекомендуем обратить внимание:
Источник: eneca.by