В соответствии с требованиями федерального законодательства, в настоящий момент оценка воздействия на окружающую среду (далее — ОВОС) является составной частью документации, передаваемой на государственную экологическую экспертизу.
Основанием для разработки ОВОС является Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ.
Виды проектной документации, являющиеся объектами государственной экологической экспертизы и требующие разработки ОВОС:
- проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с критериями, определенными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2398, к объектам I категории НВОС (за исключением документации, входящей в состав материалов обоснования лицензий на обращение с отходами I-IV класса опасности);
- проектная документация объектов, используемых для размещения и обезвреживания отходов I — V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, в том числе проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I — V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I — V классов опасности;
- проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
- проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий;
- проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;
- объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30.11.1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17.12.1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
Материалы ОВОС представляют собой комплект обосновывающей документации, используемый для принятия экологически обеспеченных управленческих решений. Под ОВОС понимают выявление, анализ и учет результатов исследования воздействия проектируемого объекта на окружающую среду для принятия решения о возможности или невозможности его осуществления.
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)
Результатами ОВОС являются:
- информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;
- выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;
- решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.
Перед подачей материалов на государственную экологическую экспертизу необходимо проведение общественных слушаний.
Предметом государственной экологической экспертизы помимо ОВОС является комплект проектной документации в целом.
Оценку воздействия на окружающую среду нужно разработать в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…
- мы являемся лидерами сферы природоохранного проектирования;
- проектирование ведется узкоспециализированными специалистами профильного отдела;
- многолетний опыт помогает принять правильные и обоснованные решения при проведении ОВОС;
- в группе компаний работают признанные эксперты в области охраны окружающей среды, имеющие опыт проектирования и успешного решения сложных задач;
- для проведения замеров и натурных исследований мы используем ресурсы собственного лабораторного комплекса, включающего четыре аккредитованные инструментальные лаборатории;
- в процессе проектирования учитываются региональные требования (специалистами группы компаний выполнено большое количество ОВОС в различных регионах РФ);
- специалистами группы компаний успешно выполнены ОВОС сложных объектов, например, полигонов ТБО в составе проектной документации т.д.;
- опыт успешного прохождения государственной экологической экспертизы позволяет минимизировать количество вопросов со стороны экспертов;
- для выполнения расчетов наши проектировщики используют программный комплекс УПРЗА «ЭКО ЦЕНТР» (сертификат соответствия № РОСС RU.СП09.Н00130);
- предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
- мы не только выполняем работы, но и исключительно своими силами обеспечиваем необходимые согласования и утверждения до получения результата;
- качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.
При разработке оценки воздействия на окружающую среду в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…
- недостаточные квалификация и опыт специалистов;
- отсутствие понимания о стадиях разработки ОВОС и прохождения государственной экологической экспертизы (например, заказчик не знает о необходимости прохождения процедуры общественных слушаний, что может привести отрицательному заключению в целом по документации);
- заказчика не предупреждают о необходимости проведения государственной экологической экспертизы, что влечет за собой незапланированные финансовые и временные затраты;
- исполнители со стороны проектной организации руководствуются устаревшими представлениями о составе описательной части и расчетов, выполняемых в ОВОС, в результате не учитываются требования органа, проводящего государственную экологическую экспертизу ;
- работа не доводится до логического завершения из-за необходимости проработки мероприятий, снижающих негативное воздействие на окружающую среду (например, из-за специального режима ведения хозяйственной деятельности на особо охраняемой природной территории);
- в стоимости проектных работ заложены скрытые условия и платежи.
-
Федеральный закон от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (ст. 14)
Источник: eco-c.ru
Разработка раздела проекта ОВОС по новым требованиям
✚ Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) от компании «ЭкоЭксперт» для объектов в Москве, Московской области, по всей России.
Оценка воздействия на окружающую среду — это комплекс экологических работ, включающий:
- оценку уязвимых компонентов природной окружающей среды;
- определение источников негативного воздействия на окружающую среду на объекте (техники, технологии, конструкции);
- оценку характера и интенсивности воздействия хозяйственного объекта;
- определение степени опасности для природы, окружающей среды и здоровья человека;
- расчет последствий негативного воздействия при заданных параметрах функционирования объекта;
- проведение альтернативных расчетов, если по умолчанию вредное влияние на среду оказывается слишком велико.
Основные расчеты в составе раздела: прямое и косвенное воздействие предприятия на атмосферный воздух окружающей среды, природу, поверхностные и подземные воды; шум и образование отходов. В более сложных случаях в состав ОВОС включают дополнительные разделы. В расчетах учитывается воздействие объекта на стадии строительства и в ходе эксплуатации.
Разработка и согласование ОВОС: требования
Разработка экологического раздела ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) требуется в следующих случаях:
- 1. Проектируемый объект подлежит государственной экологической экспертизе и оценке воздействия на окружающую среду: например, предполагается строительство на землях особо охраняемых природных территорий (ООПТ), перечень которых утвержден Минприроды.
- 2. Проектируемый объект не подлежит государственной строительной экспертизе, но для получения разрешения на строительство необходимо сделать оценку ОВОС. В ходе оценки нужно доказать, что объект не является источником негативного воздействия, либо оно невелико и будет под контролем.
- 3. По требованию контролирующих органов — местных администраций, Росприроднадзора, Роспотребнадзора (СЭС), ГосСтройНадзора. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 регламентирует отдельные случаи, когда проект СЗЗ (санитарно-защитных зон) на объекте не нужен и достаточно оценки ОВОС окружающей среды.
- 4. При размещении объекта в зоне влияния аэропортов.
Разработка ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) и экспертиза для крупных промышленных объектов (ТЭЦ, ГЭС и АЭС) требуются в редких случаях. Самые распространенные причины заказа ОВОС в Москве и других регионах:
- нужно проходить экологическую экспертизу, , а определенные инвестиции в проект и строительство уже сделаны.
Задача наших экологов – помочь Вам разобраться в ситуации и составить необходимую экологическую документацию в кратчайшие сроки.
Посмотрите видео о проектировании раздела ОВОС
Процедура ОВОС
ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) – это «экологический паспорт» проекта. Разработка этого раздела регламентируется ФЗ № 174 от 23.11.1995, ее принципы проведения изложены в СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Необходимо понимать, ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) – это не выявление уже нанесенного вреда окружающей среде на стадии строительства. Главная задача при проведении – заранее предусмотреть и проанализировать все варианты воздействия, чтобы предотвратить негативное действие хозяйственного объекта на окружающую среду, жизнь и здоровье людей.
Используя данные расчетов и анализа информации, нужно еще до начала строительства доказать общественности и государственным органам, что объект на самом деле не причинит вреда и не изменит состояние окружающей среды в худшую сторону. Выполнив это условие, застройщик получает подтверждающие документы: «Слушания проведены, строительство разрешено». Грамотно проведенные общественные слушания – один из важнейших этапов ОВОС. Они станут защитой от возможных претензий со стороны населения, общественных организаций, представителей власти относительно экологической безопасности объекта для окружающей среды, если возникнут инциденты.
Расчеты ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) пригодятся и для планирования перечня профилактических мероприятий по охране окружающей среды. Их перечень (ПМООС) – еще один обязательный экологический документ для предприятия. Поэтому очень важно составить ОВОС и пройти все его этапы четко, в соответствии с законодательными нормами. На следующих стадиях разработки проекта ошибки обойдутся уже очень дорого.
Фото 1. Процесс разработки проекта ОВОС.
Процедура разработки ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) состоит из 5 этапов:
- 1. Подготовка уведомления о намерениях — УН. Вся информация о проекте предоставляется в открытой форме, общественность может ознакомиться с проектом строительства, видом деятельности, основными параметрами объекта, его альтернативами.
- 2. Подготовка заявления о воздействии на окружающую среду — ЗВОС. Проводят анализ экологической ситуации на текущий момент, выявляют возможные воздействия на окружающую среду, их характер, интенсивность, основные источники. На основе полученных данных составляют заявление.
- 3. Проведение общественных слушаний и составление соответствующего протокола. На слушаниях проект в присутствии представителей застройщика открыто обсуждают с населением, представителями общественных организаций. На основе принятого протокола решения по проекту корректируют, либо оставляют без изменений.
- 4. Разработка мероприятий, которые помогут предотвратить негативные последствия.
- 5. Разработка заявления об экологических последствиях — ЗЭП. Этим документом заказчик даёт общественности гарантии того, что новый объект не причинит вреда окружающей среде и здоровью людей.
На этом проведение ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) завершено. Остается пройти государственную экологическую экспертизу.
ОВОС и экологическая экспертиза (ГЭЭ)
Контроль процедуры разработки ОВОС государственные органы проводят во время экспертизы документации по экологии. Комиссия государственной экологической экспертизы рассматривает материалы оценки, исходную экологическую документацию по проекту, материалы экологических изысканий участка, который окружает объект ОВОС.
Если процедура проведены правильно, а все представленные документы соответствуют строительным нормам и природоохранным требованиям, то экспертиза даст положительное заключение.
В г. Москве Госэкоэкспертиза проводится в Департаменте Природопользования и Охраны Окружающей Среды, в Московской области — в Минэкологии М.О., федеральная экологическая экспертиза осуществляется Росприроднадзором.
Экологи компании «ЭкоЭксперт» сопровождают экологическую документацию на каждой стадии – от проведения общественных слушаний до выдачи положительного заключения госэкспертизы.
Проект ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду), госстройэкспертиза и разрешение на строительство
Согласно Градостроительному кодексу, Госстройэкспертиза и оценка не проводятся в отношении проектной документации на производственные 2-х этажные здания площадью менее 1500 кв м. Санитарно-защитная зона для них устанавливается по границе здания или участка, или не предусмотрена вовсе.
Фото 2. Пример отчёта.
Иногда застройщик или инвестор направляет документы в Госстройнадзор с заявлением о выдаче разрешение на строительство и рассчитывает успешное согласование. Однако в ответ получает требование пройти Госстройэкспертизу, либо предоставить доказательство, что объекту застройщика не требуется санитарно-защитная зона (СЗЗ) или что СЗЗ сокращена по границе земельного участка.
Если объект относится к V классу опасности по классификации экологической документации СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, и при этом заявитель — малый бизнес, то для него разрабатывается раздел проекта ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду), обосновывающий размер СЗЗ по границам земельного участка или здания.
Если объект не проходит по санитарной классификации, то есть два пути разработки:
- уменьшить масштаб производственной деятельности для попадания в нужную категорию;
- сокращать санзону до нуля.
Оба варианта – сложные и дорогостоящие, но экологи «ЭкоЭксперт» помогут найти оптимальное решение задачи.
После разработки документов по оценке воздействия на окружающую среду и подачи его в составе документации для получения разрешения на строительство, дальнейших проблем у наших Заказчиков не возникает.
Стоимость оценки и экспертизы воздействия на окружающую среду ОВОС
Цена разработки проекта ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) зависит от размера объекта, сроков проведения оценки и порядка оплаты (аванс, НДС и т.п.). Мы составляем экологическую документацию более 13 лет и можем назвать примерную стоимость, зная основные параметры объекта. Точный расчет можно получить только после предоставления исходной документации.
Для ориентира ознакомьтесь с нашими выполненными объектами и границами цен на ОВОС в разделе «Цены».
Вы можете также оставить заявку на проведение бесплатной консультации с экспертом-экологом, заполнив форму ниже.
Видео про проведение оценки воздействия на окружающую среду
Штрафы
ОВОС – один из основных разделов экологической документации, составляемой для объекта, негативно воздействующего на окружающую среду, на стадии проектирования. Его отсутствие не позволит пройти экологическую экспертизу и получить разрешение на строительство. Кроме того, нарушения в проведении процедуры ОВОС и составлении документации могут попасть под статью 8.1 КоАП РФ, и отвечающая за это организация может быть оштрафована.
Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, влечет предупреждение или наложение административного штрафа: | на граждан – от 1000 до 2000 рублей |
на должностных лиц – от 2000 до 5000 рублей | |
на юридических лиц — от 20 000 до 100 000 рублей |
Если объект будет построен и начнет функционировать без прохождения экологической экспертизы (проект не пройдет ее при отсутствии или неправильном оформлении ОВОС), то такое нарушение попадает уже под статью 8.4 «Нарушение законодательства об экологической экспертизе».
Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы (ст. 8.4, п.1 )влечет предупреждение или наложение административного штрафа: | на граждан – от 1500 до 2000 рублей |
на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей | |
на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей |
Вы можете быть уверены в компетентности наших специалистов, которые не допустят нарушений при разработке проекта ОВОС. Мы тщательно следим за качеством работы и гарантируем прохождение экспертизы.
Источник: xn--80anccgcwd3a3hra8a.xn--p1ai
Проект ОВОС: оценки воздействия на окружающую среду
Оценка воздействия на окружающую среду (сокращенно «ОВОС») — это анализ негативного воздействия хозяйственной деятельности уже действующего или строящегося предприятия на окружающую среду.
Оценка воздействия на окружающую среду оформляется в проект ОВОС.
Результатом проекта ОВОС является принятие решения о возможности или невозможности осуществления юридическим лицом или ИП своей деятельности.
Когда разрабатывается ОВОС?
В соответствии с Федеральным законом от 18.12.2006 №232 проект ОВОС является обязательным этапом при проведении государственной экологической экспертизы.
ОВОС также разрабатывается в составе раздела ОС (раздела охраны окружающей среды) для проектной документации капитального строительства или реконструкции объектов (например, документация капитального строительства металлургического завода).
Каковы требования к проекту оценки воздействия на окружающую среду?
После разработки проекта ОВОС проводятся общественные слушания, на которых по закону должны быть приглашены представители государственных органов власти, общественные деятели и граждане.
Для этого в обязательном порядке предприятие обязано разместить приглашение на общественные слушания и на своем сайте и в СМИ.
На общественных слушаниях все участники обсуждают проект и задают уточняющие вопросы разработчикам ОВОС.
Общественные слушания – самый сложный этап оценки воздействия на окружающую среду.
К ним необходимо тщательно подготовиться, чтобы нивелировать любой возможный негатив общественности, правильно обосновав ей необходимость реализации проекта (например, озвучив социально-экономические выгоды и рассказав о способах снижения загрязнения окружающей среды)
По результатам общественных слушаний разрабатывается прокол, который содержит расшифровку всех обсуждений, которые были на общественных слушаниях, а так же список участников.
Общественные слушания могут также проходить и в дистанционном формате.
После проведения общественных слушаний проект ОВОС либо в составе ООС подается на прохождение Главгосэкспертизы (для получения разрешения на капитальное строительство) либо подается в Росприроднадзор для прохождения государственной экологической экспертизы.
Когда проводится оценка воздействия предприятия на окружающую среду?
- Проектов капитального строительства или реконструкций объектов расположенных на территории или рядом с территорией природоохранный зон (федерального и регионального уровня);
- Проектов добычи полезных ископаемых на территории природоохранных зон;
- Технической документации на земельные участки, которые имеют статус региональных природоохранных зон.
- Объектов, проходивших ранее государственную экологическую экспертизу, но у которых: истек срок прошлого положительного заключения государственной экологической экспертизы (сокращенно «ГЭЭ») /была изменена проектная документация, которая ранее получила положительное заключение экспертизы/реализация проекта произошла с отхождениями от ранее разработанной и утвержденной заключением ГЭЭ документации.
Узнайте примерную стоимость разработки ОВОС
Назад |
Далее |
Получить точное предложение |
Узнайте стоимость разработки проекта ОВОС. Ответьте на вопросы и узнайте предварительную стоимость работ.
Назад |
Далее |
Получить точное предложение |
Ответы на частые вопросы
За 7 лет практики курировала разработку экологической документации для: «МИСИС», ПАО «Ростелеком», «Новатэк».
Информирование о проведении процедуры общественных обсуждений осуществляется заявителем не позднее за 20 рабочих дней до даты проведения общественных обсуждений.
На муниципальном уровне – путем размещения извещений на официальном сайте уполномоченного органа власти, а также в средствах массовой информации.
На региональном уровне – путем размещения извещений на официальном сайте территориального органа Росприроднадзора, а также в средствах массовой информации.
На федеральном уровне — размещения извещений на официальном сайте Росприроднадзора, а также в средствах массовой информации.
А также, на официальном сайте заявителя (предприятия).
Да, мы помогаем и размещать приглашения на общественные слушания и полностью сопровождаем на всех этапах прохождений общественных слушаний.
Оценка воздействия планируемой деятельности предприятия на окружающую среду проводится строго ДО начала строительства объекта на этапе проектирования.
Раздел «Охрана окружающей среды» (ООС) является обязательной частью любой проектной документации капитального строительства/реконструкции.
Большинство проектов нуждаются просто в разработке раздела ООС проектной документации.
Однако, если строительство объекта (реализация проекта строительства/реконструкции/ремонта) повлечет загрязнение окружающей среды выбросами в воздух, воду, (например, проект капитального строительства металлургического завода с дымовыми печами), то на проектную документацию разрабатывается оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС).
Зависит от места проведения общественных слушаний, но благодаря нашим связям и опыту — размещение обойдется на самых благоприятных для Вас условиях.
Зависит от сложности объекта, но часто можно провести оценку воздействия на окружающую среду путем проведения компьютерных расчетов.
Бесплатная консультация
Позвоните нам по телефону или напишите в мессенджеры.
Наши эксперты будут рады проконсультировать вас.
За 2021 мы разработали более 200 экологических проектов
За последние 3 года мы разработали различную природоохранную документацию для 500+ компаний от Москвы до Владивостока.
Мы заслужили доверие более чем 700 довольных клиентов, среди которых крупнейшие предприятия страны: ПАО «МОЭК», ПАО «МОСГАЗ», ПАО «Мосэнерго», ПАО «Туполев», АО «Транснефть–Диаскан» и др.
Мы обладаем всей необходимой документацией для проведения экспертиз промышленной безопасности, разработке экологических и промышленных проектов для сотен различных отраслей промышленности.
Разрешительная документация позволяет нам реализовывать самые сложные проекты.
За качество наших работ по промышленной безопасности отвечает руководитель направления — Каменева Маргарита и технический директор — Руфина Колсанова.
Каждое наше заключение, каждый наш проект проходит двойную систему проверки качества и согласования прежде чем попадет к Вам на стол. Подробнее о нашем подходе к работе можете прочитать здесь.
На первом этапе проводится предварительная оценка воздействия на окружающую среду.
Эксперты-экологи выезжают на объект, проводят изыскательные работы (в том числе натурные измерения: воздуха, воды, почвы, источников шума).
Экологи проводят тщательный анализ возможного воздействия предприятия на окружающую среду, и расчетным методом предполагают как планируемая деятельность объекта повлияет на окружающую среду: просчитывают потенциальную степень загрязнения воздуха, воды, почвы; анализируют какой урон будет нанесен биоразнообразию в результате хозяйственной деятельности предприятия.
На следующем этапе разрабатывается сам проект ОВОС, структуру которого мы обязательно разберем ниже.
После проведения ОВОС необходимо опубликовать предварительные данные оценки воздействия на окружающую среду в публичном пространстве (например, на сайте предприятия) для ознакомления общественности с проектом.
На финальном этапе проект ОВОС проходит общественные слушания.
На общественных слушаниях экологи-разработчики проекта отвечают на вопросы общественности (всех желающих, кто подал заявку на участие в общественных слушаниях). Результатом общественных слушаний является протокол, который содержит расшифровку всего обсуждения проекта.
Проведение ОВОС проводится на основании ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды.
Источник: triadacompany.ru
Разработка проектной документации по охране окружающей среды (ПМООС, ОВОС, СЗЗ)
Компания «СПЕЦИНЖПРОЕКТ» – специализированная проектная инженерно-экологическая компания, оказывающая спектр услуг экологического проектирования, экологического сопровождения в области охраны окружающей среды. Наши специалисты качественно и точно в срок разработают для вас проектную документацию в соответствии с нормативно-правовой и технической базой.
Индивидуальная работа
Для каждого клиента составляется индивидуальное коммерческое предложение с учетом специфики его предприятия и работы.
Команда квалифицированных специалистов
В штате нашей компании трудятся все необходимые специалисты для выполнения разработки ваших проектов ООС, ОВОС, СЗЗ и др.
Работа любой сложности
Проекты разрабатываются экологами узкого профиля, что позволяет нам выполнять расчеты высокого уровня и знать все нюансы. Вся разрабатываемая нашими экологами документация соответствует действующим нормативам и требованиям и легко проходит экологические проверки.
Бесплатная консультация навсегда!
Для наших текущих и бывших клиентов мы всегда рады предоставить консультацию по всем вопросам экологической безопасности!
Что вы получаете?
Гарантированный результат качественно и в оговоренные сроки (с учетом внесения изменений в законодательство РФ) с гарантией прохождения экспертизы любого уровня.
Схема работы
- Для заказа любой услуги заполните форму на сайте и укажите свои контактные данные.
- С вами свяжется наш специалист и проведет предварительную консультацию.
- Для каждого клиента оформляется индивидуальное коммерческое предложение с учетом специфики его вопроса.
- После согласования всех деталей заключается Договор и вносится предоплата.
- Наши специалисты разрабатывают проект.
- После согласования документации в государственных инстанциях с клиентом подписывается акт выполнения работ.
Перечень мероприятий по охране окружающей среды (ПМООС) – важнейший раздел проектной документации, необходимой для строительства и введения в эксплуатацию какого-либо здания или строения. Этот раздел считается необходимой частью проектных документов и его отсутствие – весомое основание для отказа в строительстве или реконструкции.
Форма оформления и составления ПМООС определяется целым рядом нормативно-правовых актов — ст. 12 Градостроительного кодекса № 190-ФЗ, ст. 34 ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды», ст.11 и 12 ФЗ № 174 «Об экологической экспертизе». Также эту часть проектных документов регламентирует Постановление Правительства России № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
Правовая основа разработки ПМООС:
- ФЗ №190 «Градостроительный кодекс Российской Федерации»;
- ФЗ №7 «Об охране окружающей среды»;
- Постановление Правительства РФ №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»;
- Постановление Правительства РФ №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержаниям»;
- Другие действующие нормативные акты. документации и результатов инженерных изысканий»;
Проектная документация разрабатывается в соответствии с Постановлением Правительства РФ №87 состоит из текстовой и графической частей.
Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.
Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.
Подготовка проектной документации должна осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. Постановление Правительства РФ №87 «О составе разделов проектной документации и Документы, необходимые для разработки проекта ПМООС (требуется уточнение в зависимости от проектируемого объекта)
- Местоположение объекта с обязательным перечнем прилегающих к нему зданий и строений
- Перечень документов, подтверждающих права собственности на земельный участок.
- Разрешение органов местного самоуправления «о согласовании места расположения планируемого здания», «о выборе земельного участка», «о проектировании».
- Ситуационный план в масштабе М=1:2000. В зависимости от общей площади участка ситуационный план может быть представлен как в масштабе М=1:5000, так и М=1:10000
- Техническое заключение по натурному обследованию земельного участка, акт натурного технического обследования участка, а также заключение и ведомость сплошного перечета древесно-кустарниковой растительности, попадающей под вырубку. Документы предоставляются при наличии на отведённом под строительство участке кустарниковой растительности и деревьев.
- Результаты проведения инженерно- геологических изысканий.
- Результаты выполненных инженерно- экологических изысканий.
- Справка о фоновых концентрациях, климатическая характеристика, полученная в «ЦГМС-Р», по разрабатываемому участку.
- Санитарно-эпидемиологическое заключение на участок, отведённый под строительство.
- Технические условия на присоединение к сетям водоснабжения и канализации.
- Сведения о численности персонала предприятия, основной график работы, число смен, а также численность рабочих.
- Сведения о наличии автотранспорта на балансе предприятия с указанием марки машины, объёма и типа двигателя, для грузовых автомобилей указывается грузоподъёмность. Перечисление мест и вместительности стоянки транспорта, в том числе гостевых стоянок.
- При сокращении нормативной санитарно-защитной зоны объекта требуется заключение Роспотребнадзора.
- Если планируемый объект является водопользователем, то требуется заключение «Управления рыбного хозяйства».
- Решение по котельной.
- Решение по монтажу хозяйственно бытовой и ливневой канализаций с предоставлением паспортов на установку.
- Данные о существовании на исследуемой площади особо охраняемых зон и санитарно-защитных полос.
Оценка воздействия на окружающую среду
ОВОС – представляет собой раздел проекта (проект) по учету экологических требований законодательства РФ и способствующий принятию экологически правильного решения на реализацию намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействия.
Разработка этого документа необходима организаторам деятельности, располагающими финансовыми и материальными ресурсами, необходимыми для подготовки и реализации намечаемых хозяйственных решений при строительстве или реконструкции промышленных объектов (предприятий) в любом регионе РФ.
Цель проведения ОВОС:
- Определение направленности и степени опасности всех потенциальных видов воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровья населения.
- Оценка экологических и социальных последствий этого воздействия.
- Недопущение или смягчение воздействия хозяйственной деятельности.
Основные задачи, решаемые в процессе ОВОС:
- Оценка состояния окружающей среды, определение параметров окружающей среды их характеристик, которые могут быть решаться до реализации проектных решений и в процессе хозяйственной деятельности.
- Определение основных причин и форм негативного воздействия на окружающую среду в отношении реализуемой планируемой деятельности, загрязнение атмосферного воздуха, шумовое воздействие, воздействие на геологическую среду, загрязнение поверхностных и подземных вод, загрязнение почв, общее влияние на экологическую обстановку.
- Аргументирование показателей ПДВ и норм природопользования исходя из экологических лимитов намечаемого вида деятельности.
- Разработка предложений и мер по ограничению или нейтрализации всех основных видов воздействия с учетом использования современных систем защиты окружающей среды и ресурсосберегающих технологий.
Эколого-экономическое обоснование является обязательным в соответствии с требованиями природоохранного законодательства при разработке обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений на территории Российской Федерации. Одним из основных элементов этого обоснования является составление оценки воздействия проектируемого объекта на окружающую природную среду. В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ОВОС представляет собой вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осущеcтвления (статья 1).
ОВОС имеет важное значение, так как проводится при разработке всех альтернативных вариантов проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность. ОВОС не только определяет возможные негативные воздействия, но и разрабатывают комплекс мер по их минимизации. В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» обязательность ОВОС при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности является одним из основных принципов охраны окружающей среды.
При разработке ОВОС должны учитываться требования экологической безопасности размещения проектируемого объекта, охраны здоровья населения, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Результаты ОВОС являются основой для разработки перечня мероприятий по охране окружающей среды. Как результаты ОВОС, так и перечень соответствующих природоохранных мероприятий, являются обязательной составляющей проектной документации объектов капитального строительства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
ОВОС является обязательной предусмотренной законодательством мерой и проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности (статья 32) и вне зависимости от того, является ли проектная документация конкретного объекта капитального строительства объектом государственной экологической экспертизы или нет.
Разработка раздела ОВОС включает в себя материалы оценки воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в период строительства и эксплуатации, описание физико-географических условий района проектирования и состояния окружающей среды, характеристика источников загрязнения окружающей среды при строительстве и эксплуатации объекта, а также рассмотрены мероприятия по охране атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, земельных ресурсов, растительного и животного мира, охране окружающей среды при обращении с отходами.
Правовой основой разработки ОВОС являются документы:
- Федеральный Закон «Об охране окружающей природной среды» № 7–ФЗ.
- Федеральный Закон «Об охране атмосферного воздуха» № 96–ФЗ.
- Федеральный Закон «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ.
- Федеральный Закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
- Федеральный закон «О государственной экологической экспертизе» № 174-ФЗ.
- Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ.
- Водный Кодекс РФ.
- Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
- Федеральный закон от 24.04.95 г. «О животном мире» № 52-ФЗ.
- Практическое пособие к СП 11-101-95 по разработке раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» при обосновании инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений, М., 1998 г.
- Другие действующие нормативные акты.
Исходные данные для разработки раздела ОВОС
- Исходно-разрешительная документация.
- Ситуационный план размещения объекта М 1:2000 с границами занимаемой территории, жилой застройкой, границами природоохранных комплексов и режимом регулирования градостроительной деятельности.
- Инженерно-экологические изыскания.
- Инженерно-геологические изыскания.
- Информирование общественности о намечаемой деятельности (для предварительного раздела ОВОС не требуется, для окончательного раздела ОВОС обязательно.
- Генплан с указанием существующих и проектируемых строений, инженерных сетей и транспортных схем. Технико-экономические показатели объекта.
- Характеристика проектируемого объекта с указанием функционального назначения помещений.
- Техническое задание на проектирование, технический регламент, технические условия. Технология: производительность, годовые и часовые объемы выпускаемой продукции и используемого сырья (его состав).
- Справки о фоновых концентрациях и климатической характеристике района расположения объекта;
- План вентиляции проектируемого объекта, технические и шумовые характеристики систем вентиляции.
- План водоснабжения и водоотведения, предполагаемый баланс водоотведения и водопотребления. Проект очистных сооружений (если предусматривается).
- Схема утилизации и переработки отходов.
- «Технологический регламент по обращению с отходами строительства и сноса» (если объект на территории г. Москвы).
- Дендрологическая часть проекта. Проект «Благоустройства и озеленения».
- При наличии автостоянки, информацию о количестве машиномест и ее местоположение.
- Проект организации строительства.
- ТУ на инженерное обеспечение (водоснабжение, канализация, водосток, теплоснабжение, газоснабжение и пр.).
- Справка ФГУП «Геоцентр-Москва» об отсутствии полезных ископаемых.
- Справка отдела культуры (города, района) об отсутствии памятников культуры на участке.
- При размещении объекта в 1-м поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (ЗСО) – заключение Мособлводхоз, заключение ЦГСЭН в г. Москва, технические условия МГУП «Мосводоканал» на водоотведение.
Исходные данные могут корректироваться в зависимости от объекта.
Раздел «Оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС) разрабатывается на стадии обоснований инвестиций в строительство и основывается на материалах инженерно-экологических изысканий.
Этапы разработки раздела ОВОС:
- определение характеристик намечаемой хозяйственной или иной деятельности и возможных вариантов ее реализации;
- оценка современного состояния территории размещения проектируемого объекта;
- оценка возможного воздействия проектируемого объекта на окружающую среду (ОС);
- количественная оценка воздействия на окружающую среду (осуществляется расчетным методом);
- разработка мероприятий, снижающих величину воздействия проектируемого объекта на ОС;
- разработка программ мониторинговых исследований и контроля на всех этапах реализации проекта; эколого-экономическое обоснование инвестиций в строительство; подготовка материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и рекомендаций по последующим этапам разработки экологического обоснования.
В состав итоговых материалов ОВОС входят:
- общие сведения — сведения о заказчике, название объекта, характеристика типа обосновывающей документации (декларация о намерениях, обоснование инвестиций, технико-экономическое обоснование, рабочий проект), пояснительная записка;
- характеристика намечаемой хозяйственной деятельности (цель, характер, средства и сроки) и обоснование места размещения с описанием возможных альтернатив, включая «нулевой» вариант;
- природная (физико-географическая) и экологическая характеристика территории, особенно тех ее компонентов, которые могут быть потенциально вовлечены в ОВОС в качестве объекта исследований;
- анализ и оценка состояния компонентов окружающей среды в районе предполагаемой деятельности, которые могут быть затронуты в ходе ее реализации;
- описание местонахождения и состояния существующих источников загрязнения, оценка их влияния на окружающую среду, а также изменения фоновых характеристик, вызванные их воздействием. Проводятся отдельно по трем направлениям намечаемой деятельности: строительство, эксплуатация и аварийная ситуация;
- характеристика социальной среды и состояния социально экологических аспектов: инфраструктуры;
- характеристика проектируемого объекта: описание возможных принципиальных вариантов проектных решений, в том числе инженерных, технологических, архитектурно-планировочных и т.д.;
- анализ и оценка потенциальной опасности всех видов воздействий намечаемой деятельности, включая источники воздействия, характеристику видов воздействия (химическое, физическое и биологическое загрязнение), а также последствия, связанные с изъятием из окружающей среды земельных, минеральных ресурсов, флоры, фауны и т.д.
- обоснование лимитирующих экологических факторов устойчивости экосистемы;
- оценка вероятности возникновения экологических рисков, степени, характера, масштаба воздействий на компоненты экосистем. Выявление зон распространения воздействий, прогнозирование экологических, социальных и экономических последствий при строительстве, эксплуатации и аварийной ситуации;
- обоснование допустимых нагрузок на окружающую среду и правил природопользования, исходя из намечаемой деятельности;
- комплекс природоохранных мероприятий по предотвращению негативных последствий. Регламент действий в аварийной обстановке;
- обоснование комплексного ущерба от реализации намечаемой деятельности, включая расчет плат за загрязнение воздуха, воды и за размещение отходов;
- краткие программы мониторинга;
- материалы общественных обсуждений при проведении исследований и подготовке материалов ОВОС, включающие характеристику способа информирования общественности, вопросы, рассмотренные участниками обсуждений, высказанные замечания, выводы по результатам обсуждений;
- резюме нетехнического характера, доступное для понимания неспециалистов.
Согласование раздела ОВОС
Окончательно разработанный раздел ОВОС передается на Государственную и Общественную экологическую экспертизу, которая и определяет законность и безопасность проекта.
Согласно п.п.1.6 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 г. № 372, результаты ОВОС документируются в материалах по оценке воздействия, которые являются частью документации по этой деятельности, представляемой на экологическую экспертизу, а также используемой в процессе принятия иных управленческих решений, относящихся к данной деятельности.
Санитарно-защитная зона (СЗЗ)
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это территория специально подготовленная и обоснованная вокруг производственных, социальных объектов и производств, имеющих источники воздействия на окружающую среду, зону обитания и здоровье человека, которая имеет особый режим использования и является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»).
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) предназначена для:
- обеспечения снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха, уровней шума и других факторов негативного воздействия до предельно допустимых значений;
- создания санитарно-защитного и эстетического барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки;
- организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию, фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и повышение комфортности микроклимата.
Санитарно-защитная зона – обязательный элемент любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека и в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 распространяется на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др.
Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ (п.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяет проект санитарно-защитной зоны предприятия. Для объектов I — III классов опасности разработка проекта является обязательной.
Если предприятие относится к IV-V классам опасности и главой VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определен и выдержан ориентировочный размер санитарно-защитной зоны, то проект СЗЗ предприятия разрабатывать не нужно.
Правовой основой разработки СЗЗ являются документы:
- Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
- Федеральный закон от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
- Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
- Федеральный закон от 29.12.2004 №190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации».
- Федеральный закон от 25.10.2001 г. №136-ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации».
- Постановление Правительства РФ № 222 от 03.03.2018 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
- Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.06.2017 № 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе».
- Приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок».
- Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. НИИ Атмосферы, СПб. 2012 г..
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
- СанПиН 2.1.2.1002-00 Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям.
- СанПиН 2.1.6.1032-01. «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».
- ГН 2.1.6.1338-03 Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.
- ГН 2.1.6.2309-07 Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.
- СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.
- СН 2.2.4/2.1.8.566-96 Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий.
- СН 2.2.4/2.1.8.583-96 Санитарные нормы инфразвука на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки.
- Другие действующие нормативные акты.
Исходные данные для разработки проекта СЗЗ:
- Правоустанавливающие документы на землепользование.
- Генплан предприятия с нанесенными существующими строениями и указанием перспективного строительства в М 1:500, с указанием объектов, которые считаются источниками выбросов загрязняющих веществ и физического воздействия.
- Топографический план с линиями градостроительного регулирования в М 1:2000.
- Ситуационный план предприятия в масштабе 1:2000; с нанесенными точками источников выбросов загрязняющих химических веществ, шума и вибрации.
- Характеристика территории, анализ ее функционального использования, структура предприятия с подробным описанием технологического процесса и работы промышленного оборудования.
- Характеристика разрешенного и намечаемого строительства.
- Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) и результаты последнего контроля соблюдения нормативов.
- Данные инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ. Паспорта на вентиляционные системы и газоочистные установки.
- Проект нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС).
- Отчет об инженерно-экологических изысканиях на объекте.
- Шумовые паспорта вентиляционных систем и оборудования.
- Гигиенические паспорта источников ионизирующего излучения, электромагнитного излучения и т.д.
- Документы, подтверждающие инженерное обеспечение территории – водоснабжение, подведение канализации, теплоснабжение, подключение электричества;
- Данные по транспорту предприятия;
- Характеристика источников сточных вод;
- Оценка уровня физических и химических воздействий на окружающую среду, проведенная аккредитованной организацией;
- Характеристика отходов, образующихся на предприятии;
- Разработанный и утвержденный руководителем комплекс мероприятий по снижению негативного влияния деятельности предприятия на окружающую среду;
- Справка о фоновых концентрациях загрязнения атмосферного воздуха;
Порядок разработки СЗЗ можно разбить на несколько этапов.
согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона разрабатывается последовательно в 2 этапа:
- расчетная (предварительная) – выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.);
- установленная (окончательная) – на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров, выполненных в соответствии с программой наблюдений, разрабатываемой в составе проекта.
Проект СЗЗ разрабатывается отдельно для каждой промплощадки. Общий проект СЗЗ для двух и более площадок одного предприятия разрабатывается если:
две и более площадки одного предприятия непосредственно граничат или сообщаются между собой, нормативные СЗЗ двух и более площадок одного предприятия накладываются друг на друга или пересекаются.
Этап разработки СЗЗ включает в себя:
- анализ и сбор сведений об источниках выброса загрязняющих веществ, источниках физического воздействия (шум, вибрация, электромагнитное поле, ионизирующее излучение, инфразвуковое воздействие и т.д.). на предлагаемом объекте;
- инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ для расчета воздействия химических факторов (выбросов ЗВ);
- оценка приземных концентраций веществ после рассеивания в воздухе используя действующий том нормативов ПДВ, если до начала его разработки не было изменений технологического процесса на предприятии;
- расчет приземных концентраций проводится на определенных контрольных точках на жилой зоне, иных территориях с нормируемыми показателями качества атмосферного воздуха и на границе расчётной СЗЗ. Расчет рассеивания производится: с учетом и без учета фонового загрязнения воздуха по выбранным ингредиентам. При рассеивании учитываются метеорологические и климатические характеристики местности.
- инвентаризация источников шумового воздействия, вибрационного, электромагнитного и прочих видов воздействия для расчета физического воздействия;
- определение нормативных размеров санитарно-защитной зоны для отдельных источников воздействия и в целом от промплощадки;
- расчет СЗЗ по фактору загрязнения атмосферного воздуха с использованием (УПРЗА) «Эколог» (версия 4.50);
- моделирование зон акустического дискомфорта использованием программы «Эколог-Шум»»;
- расчет уровня звукового давления в контрольных точках с учетом экранирования застройкой и зелеными насаждениями;
- разработка мероприятий по планировочной организации и благоустройству СЗЗ;
- определение местоположения точек с максимально возможным уровнем воздействия для проведения инструментальных исследований;
- разработка программы наблюдений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия;
- оформление схематичных и графических материалов;
- другие виды работ.
По результатам соответствия проекта СЗЗ санитарно-гигиеническим нормам, на проект выдается санитарно-эпидемиологическое заключение. После получения СЭЗ размер СЗЗ устанавливается Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ (для объектов I и II классов) или решением Главного государственного санитарного врача субъекта РФ (для III, IV и V классов при необходимости).
В зависимости от характера и количества выбросов установлено пять классов предприятий с шириной санитарно-защитной зоны от 1000 до 50 м. Размер СЗЗ устанавливается от источника загрязнения атмосферы. В соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов устанавливаются следующие размеры СЗЗ:
- I – 1000 м.,
- II – 500 м.,
- III – 300м.,
- IV – 100м.,
- V – 50м.
После получения санитарно-эпидемиологического заключения по проекту расчетной СЗЗ в случае необходимости проводятся натурные исследования и измерения по программе наблюдений.
Проект окончательной (установленной) СЗЗ разрабатывается на основании проекта расчетной (предварительной) СЗЗ с учетом результатов натурных исследований и измерений (предприятий всех классов опасности) и оценке риска для здоровья населения (предприятий I и II класса опасности).
После установления окончательной санитарно-защитной зоны согласованный проект СЗЗ представляются в муниципальное управление архитектуры для утверждения границы санитарно-защитной зоны в качестве линии градостроительного регулирования (генплан, схема территориального планирования и др.).
Структура пояснительной записки к проекту организации санитарно-защитной зоны:
- Общие сведения о предприятии.
- Анализ функционального использования территории в районе расположения предприятия.
- Краткая характеристика природно-экологических особенностей территорий.
- Оценка ранее выполненных расчетов границ СЗЗ.
- Расчет СЗЗ по фактору загрязнения атмосферного воздуха.
- Расчет СЗЗ по фактору шумового воздействия.
- Расчет СЗЗ по прочим факторам негативного воздействия.
- Анализ водопотребления и водоотведения.
- Образование производственных отходов.
- Мероприятия по снижению негативного воздействия на среду обитания.
- Обоснование границ СЗЗ по совокупности показателей.
- Мероприятия по планировочной организации и благоустройству СЗЗ.
- Организацию санитарно-гигиенического контроля на границе СЗЗ и на территории жилой застройки, прилегающей к СЗЗ.
Табличные материалы.
- Баланс территории предприятия.
- Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу.
- Анализ результатов расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере.
- Концентрация загрязняющих веществ в расчетных точках (на границах СЗЗ, в жилой застройке).
- Содержание загрязняющих веществ в стоках.
- Перечень объектов озеленения.
- Рекомендуемый ассортимент деревьев для озеленения СЗЗ.
- План-график мероприятий по сокращению негативного воздействия на окружающую среду
- План-график выполнения мероприятий по организации, благоустройству и озеленению территории.
- Программа проведения замеров в контрольных точках.
Графические материалы:
- Генеральный план предприятия.
- Схему функционального использования территории в месте расположения предприятия.
- Схема размещения источников выбросов и загрязнения атмосферного воздуха (на существующее положение и прогнозируемое).
- Схема размещения источников шума, вибрации, ЭМИ, радиации и зоны их воздействия (на существующее положение и прогнозируемое).
- Схема по установлению границы СЗЗ.
- Схема планировочной организации СЗЗ.
- План благоустройства и озеленения СЗЗ.
- Схему размещения постов санитарно-гигиенического контроля.
Основной масштаб выполнения графических материалов 1:2000. В зависимости от площади объекта (объектов) возможно использование масштаба 1:5000 – 1:10000.
Согласование проекта санитарно-защитной зоны СЗЗ
Разработанный и утвержденный проект СЗЗ руководством предприятия передается на экспертизу и согласование в надзорные органы (службы):
- для получения санитарно-эпидемиологической экспертизы и экспертного заключения по проекту расчетной СЗЗ – ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»;
- для рассмотрения и выдачи санитарно-эпидемиологического заключения на проект расчетной СЗЗ – «Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».
Проект СЗЗ может быть утвержден только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. При этом, проект санитарно-защитной зоны для предприятий I и II класса опасности должен получить заключение заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения. Проект СЗЗ для предприятий III, IV и V классов опасности должен получить санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации.
После прохождения всех этапов предприятие получает лишь временно установленную СЗЗ, и только через год с учетом соблюдения всех норм и требований будет установлена окончательная граница санитарно-защитной зоны СЗЗ предприятия.
Источник: specinzhproekt.ru