Проектирование объекта капитального строительства выполняется в строгом соответствии с

Содержание

Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального

Проектирование объекта капитального строительства выполняется в строгом соответствии с

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АРХИТЕКТУРЫ

от 21 ноября 2019 года N 44567-ОД/08

[О разработке проектной документации на отдельные этапы строительства]

Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение по вопросу о разработке проектной документации на отдельные этапы строительства и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением территориального планирования), жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, и не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкованию нормативных правовых актов.

Вместе с тем по существу заданных вопросов Департамент полагает возможным сообщить следующее.

Частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) предусмотрено, что архитектурно-строительное проектирование предполагает подготовку:

— проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка;

— проектной документации применительно к объектам транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения или их частям (если документацией по планировке территории предусмотрено размещение указанных объектов), строящимся, реконструируемым, в том числе в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка;

— отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства.

Представляемые на государственную экспертизу проектные материалы по своему составу и содержанию должны отвечать требованиям, установленным в соответствии с частями 12 и 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), в том числе требованиям Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 (далее — Положение N 87).

Согласно части 11 статьи 48 Кодекса подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

При этом, в соответствии с частями 12.1 и 13 статьи Кодекса* подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать «частями 12.1 и 13 статьи 48 Кодекса». — Примечание изготовителя базы данных.

Проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства.

В соответствии с пунктом 19 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 (далее — Положение N 145), проектная документация на объект капитального строительства может представляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объекта капитального строительства при условии, что она соответствует понятию «этап строительства», определенному в пункте 2 Положения N 145.

Возможность подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства должна быть обоснована расчетами, подтверждающими технологическую возможность реализации принятых проектных решений при осуществлении строительства по этапам.

Проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства. Указанная документация должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, установленным настоящим Положением N 87 для объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 7 статьи 51 Кодекса в числе документов, направляемых с заявлением о выдаче разрешения на строительство, застройщик прилагает, в том числе положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса).

Департамент обращает внимание, что согласно части 8 статьи 49 Кодекса основаниями для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, направленных на экспертизу, является, в том числе отсутствие в составе проектной документации разделов, предусмотренных частями 12 и 13 статьи 48 настоящего Кодекса.

Исходя из приведенных норм законодательства в области градостроительной деятельности следует вывод, что при принятии соответствующего решения застройщиком, разработка проектной документации каждого этапа строительства осуществляется в объеме, установленном Положением N 87, с последующим прохождением экспертизы, получением разрешения на строительство, строительством и получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию каждого этапа строительства.

И.о. директора Департамента
градостроительной
деятельности и архитектуры
О.А.Дашкова

Проектная документация (ПД) выполняется в соответствии с постановлением Правительства № 87 "Об утверждении Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" и подлежит прохождению экспертизы проектной документации. Проектная документация состоит из текстовой и графической частей. Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства , описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.

Проектирование объекта капитального строительства выполняется в строгом соответствии с

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии

Градостроительный кодекс Российской Федерации N 190-ФЗ:

Статья 48 ГрК РФ. Архитектурно-строительное проектирование

1. Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.

1.1. В случае, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения или в случае, если подготовка проектной документации такого объекта осуществляется до утверждения документации по планировке территории в соответствии с частью 11.1 настоящей статьи, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к такому объекту и его частям, строящимся, реконструируемым, в том числе в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка.

1.2. В случае, если земельный участок для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не указанных в части 1.1 настоящей статьи, образуется из земель или земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, подготовка проектной документации, рабочей документации для размещения указанных объектов капитального строительства до образования такого земельного участка в соответствии с земельным законодательством осуществляется на основании утвержденной документации по планировке территории, принятого в случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, решения о подготовке документации по планировке территории и (или) выданного в соответствии с частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса градостроительного плана земельного участка.

2. Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

2.1. Рабочая документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, их частей. Рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации. Подготовка проектной документации и рабочей документации может осуществляться одновременно.

3. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому.

3.1. Положения части 3 настоящей статьи не применяются в случае, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения.

4. Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также — договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Читайте также:  Создание объекта капитального строительства

4.1. Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования:

1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров подряда на подготовку проектной документации с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на подготовку проектной документации с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на подготовку проектной документации в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы указанные юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на подготовку проектной документации с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;

4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на подготовку проектной документации с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на подготовку проектной документации с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц.

5. Лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик, иное лицо (в случае, предусмотренном частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи) либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на подготовку проектной документации. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Застройщик, иное лицо (в случае, предусмотренном частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи) вправе выполнить подготовку проектной документации самостоятельно при условии, что они являются членами саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, либо с привлечением иных лиц по договору подряда на подготовку проектной документации.

5.1. Утратил силу с 1 июля 2017 года. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 372-ФЗ.

5.2. Договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.

6. В случае, если подготовка проектной документации осуществляется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании договора подряда на подготовку проектной документации, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор обязаны предоставить таким индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу:

1) градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, а также случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи);

2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором подряда на подготовку проектной документации должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);

3) технические условия подключения (технологического присоединения), предусмотренные статьей 52.1 настоящего Кодекса (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).

7 — 10.1. Утратили силу с 1 сентября 2021 года. — Федеральный закон от 01.07.2021 N 276-ФЗ.

11. Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории либо в случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, решения о подготовке документации по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями подключения (технологического присоединения), предусмотренными статьей 52.1 настоящего Кодекса, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

11.1. Подготовка проектной документации линейного объекта федерального значения, линейного объекта регионального значения или линейного объекта местного значения может осуществляться до утверждения документации по планировке территории, предусматривающей строительство, реконструкцию соответствующего линейного объекта. В этом случае обязательными приложениями к заданию застройщика или технического заказчика на проектирование являются:

1) решение о подготовке такой документации по планировке территории;

2) чертеж границ зон планируемого размещения соответствующего линейного объекта, сведения о его характеристиках и схема планировочных решений, предусмотренные разрабатываемой документацией по планировке территории соответствующего линейного объекта.

11.2. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, проектная документация линейного объекта направляется на экспертизу проектной документации при наличии утвержденного проекта планировки территории, предусматривающего строительство, реконструкцию линейного объекта.

12.1. Подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

12.2. В случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. В случае, предусмотренном частью 10 статьи 52 настоящего Кодекса, при составлении указанной сметы подготовка такого акта не требуется. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.

12.3. Сведения об объекте капитального строительства в задании застройщика или технического заказчика на проектирование и в проектной документации подлежат указанию в соответствии с классификатором объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства), утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

12.4. Форма задания застройщика или технического заказчика на проектирование объекта капитального строительства, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которого осуществляются с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

13. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции в соответствии с требованиями настоящей статьи и с учетом следующих особенностей:

1) подготовка проектной документации осуществляется в объеме отдельных разделов применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также на основании задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при реконструкции объектов капитального строительства (в случае проведения реконструкции объекта капитального строительства);

2) проект организации строительства объектов капитального строительства должен содержать проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей (в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

3) содержащиеся в проектной документации решения и мероприятия должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (в случае подготовки проектной документации для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности таких объектов);

4) проектная документация должна включать раздел «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» (в случаях, если строительство, реконструкция, снос финансируются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, указанных в части 2 статьи 8.3 настоящего Кодекса, капитальный ремонт финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса);

5) в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», статьей 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», статьей 30 Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», пунктами 2 и 3 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в состав проектной документации в обязательном порядке включаются документация, разделы проектной документации, предусмотренные указанными федеральными законами.

Читайте также:  Является ли опора лэп объектом капитального строительства

14. Проектная документация объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения радиоактивных отходов), опасных производственных объектов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности также должна содержать перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий по противодействию терроризму.

15. Проектная документация, а также изменения, внесенные в нее в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, утверждаются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации, за исключением случаев, предусмотренных частями 15.2 и 15.3 настоящей статьи.

15.1. Особенности подготовки, согласования и утверждения проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, устанавливаются законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.

15.2. Застройщик или технический заказчик вправе утвердить изменения, внесенные в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, при наличии подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленного лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, утвержденного привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта.

15.3. В случае утверждения застройщиком или техническим заказчиком изменений, внесенных в проектную документацию в соответствии с частью 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, такие изменения утверждаются застройщиком или техническим заказчиком при наличии указанного в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса и предоставленного органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу данной проектной документации, в ходе экспертного сопровождения подтверждения соответствия вносимых в данную проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, и (или) положительного заключения экспертизы проектной документации, выданного в соответствии с частью 3.11 статьи 49 настоящего Кодекса.

15.4. Внесение указанных в частях 15.2 и 15.3 настоящей статьи изменений в проектную документацию после получения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации не допускается в случае, если при строительстве, реконструкции такого объекта капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с настоящим Кодексом.

15.5. Оценка соответствия разделов проектной документации объекта капитального строительства, в том числе разделов проектной документации, подготовленных применительно к этапу строительства, реконструкции объекта капитального строительства, изменений в них, требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий по решению застройщика или технического заказчика может осуществляться в форме экспертного сопровождения органом исполнительной власти или организацией, уполномоченными на проведение экспертизы проектной документации, до направления проектной документации на экспертизу проектной документации. Порядок такого экспертного сопровождения, в том числе порядок и сроки согласования указанных в настоящей части разделов проектной документации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

16. Не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

Вернуться к оглавлению документа: Градостроительный кодекс РФ в действующей редакции

— проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка … — отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства .

Разработка проектной документации

Любое строительство включает в себя разработку проектной документации. Физическое лицо или организация должна обратиться в уполномоченный орган для получения плана будущих мероприятий. От того, как грамотно будет составлен данный план, зависит безопасность и надежность сооружения. Проектная документация — комплекс документов, раскрывающих сущность проекта и содержащих обоснование его целесообразности и реализуемости; документация, содержащая текстовые и графические материалы и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции и/или технического перевооружения объектов капитального строительства и инженерных коммуникаций[1].

Содержание и объём проектной документации для отдельных объектов строительства определяются нормативными документами, инструкциями по разработке проектов и смет[2].

Что представляет собой проектная документация?

Проектная документация – это документы, содержащие текстовые и графические материалы, которые определяют конструкционные, инженерные и технические решения, архитектурные, необходимые для выполнения строительных работ и реконструкции зданий. [8]

Разработка проектной документации для строительства осуществляется компаниями, которые имеют специальные лицензии, обратившись к подрядчику обязательно проверьте у него наличие лицензии!

Цель проектной документации?

Полностью исключить ошибки во время строительства, обеспечить рациональное управление инженерных систем. При этом, законодательство обязывает произвести разработку проектной документации для строительства. Цель — предотвратить строительство зданий, эксплуатация которых будет нарушать права физических и юридических лиц. Или же не соответствуют строгим требованиям конструктивной надежности.

Проведение проектной документации регламентируется градостроительным кодексом Российской Федерации в статье 49, пункте 1 [3] и Федеральным законом номер 337[4].

Разработка проектной документации – состав

Согласно данным постановления РФ номер 87 16.02.2008 [5] с внесенными изменениями от 17.09.2017 в состав проектной документации входит:

Строительство для жизни – малоэтажное частное строительство

Строительные компании предоставляют комплексные услуги по проектированию, архитектуре и возведению домов премиального уровня под ключ. Процесс включает в себя:

  1. Разработку индивидуального проекта;
  2. Проведение работ соответствующим европейским стандартам качества;
  3. Использование современных технологических процессов при создании проекта и строительстве объекта;
  4. Круглосуточный контроль строительных работ;
  5. Индивидуальная сервисная программа обслуживания построенного объекта.

Малоэтажное частное строительство включает в себя объекты премиум-класса – усадьбы, частные дома, коттеджи, гостевые постройки, резиденции, виллы и другие.

Выбор строительства «под ключ» — когда одна компания выполняет все виды работ от проектирования, архитектуры, защиты документации в гос. органах, строительства, контроля качества. До обслуживания и озеленения объекта, создания ландшафтного дизайна на строительном участке.

Малоэтажное частное строительство осуществляется с применением современных материалов – из кирпича, поризованного и керамического блока. Преимуществами таких материалов являются:

  • высокий уровень прочности по сравнению с другими материалами – деревом;
  • длительный срок эксплуатации зданий сроком свыше 150 лет;
  • безопасность – кирпич не воспламеняется;
  • комфорт – кирпич является одним из лучших звукоизоляционных материалов.

Малоэтажное частное строительство включает в себя:

  1. Оценка геологии грунта;
  2. проведение земляных работ и возведение фундамента;
  3. подводка и разводка инженерных коммуникаций;
  4. возведение стен и перекрытий;
  5. обустройство крыши;
  6. установка фурнитуры окон и дверей;
  7. проведение внешних отделочных работ.

Строительство для бизнеса – возведение коммерческих и промышленных объектов

К объектам коммерческой недвижимости относят, торговые центры, гостиничные комплексы, автомобильные салоны, промышленные объекты – цеха, заводы и складские помещение, бизнес-центры, “Моллы”, бизнес кварталы, медицинские учреждения, здания банков и др. В проектировании таких объектов используется более сложная структура организационной работы. Привлекаются высококачественные специалисты в данной области обладающие определенными навыками проектирования и строительства подобных объектов.

Компания предоставляющая данный спектр услуг, должна четко понимать организацию строительства подобных объектов, быть участником СРО (саморегулируемой организации), уметь разрабатывать проекты коммерческих зданий определенного уровня сложности. Уметь собирать разрешительные документы, чертежи, фасады. Создавать эскизные проекты, проводить подробные сметные расчеты.

Как выполняется процесс разработки проектной документации?

Архитектура

Разработка проектной документации для строительства – это сложный комплекс мероприятий, которые направлены на оптимизацию строительных работ. Процесс разработки проектной документации включает в себя следующее:

  1. Изучаются результаты геологических исследований.
  2. На основе этого создается эскизный проект.
  3. На основе анализа эскизного проекта разрабатываются чертежи, разрезы, схемы кровли и многое другое.
  4. Выполняется подготовка плана инженерных сетей и благоустройства.
  5. Рассчитывается смета и предварительный план закупки материалов.
  6. Описываются технические условия: рытье котлованов, возведение стен, сварочные работы и многое другое.
  7. Документация передается для экспертного анализа с дальнейшей выдачей заключения. Процесс является трудозатратным по времени. Экспертизу выполняют государственные органы.

Окончательный этап – оформление пояснительных записок для строительной компании. Они необходимы для облегчения процесса строительства, а также для защиты от ошибок во время строительных работ.

Проектная документация может быть представлена в сокращенном составе (если будет отсутствовать необходимость осуществления экспертизы): пояснительная записка, схема организации земельного участка в виде плана, архитектурные решения, ПОС – проектная документация для организации строительных работ.

Проектная документация для возведения частного дома, небольшой постройки в виде бани, гаража включает в себя минимальное количество документов – ПЗУ, архитектурные решения, КР (конструкционные и планировочные решения), сметные документы.

Раздел «Схема планировочной организации земельного участка» включает в себя характеристику такого объекта, обоснование границ, планировку земляных масс, ситуационный план, решение по обустройству территории.

Раздел «Архитектурные решения» включает описание объекта, решений по отделочным работам, архитектурных решений, изображение фасада в цвете, планировку объектов по этажам.

Раздел «КР – конструкционные и планировочные решения» включает указание данных климата, геодезии, геологии, гидрологии на объекте, описание грунта и его свойств, схематические данные, принятые во время расчетов. Также включает в себя все планы – перекрытий, крыши, покрытий, схемы каркасных конструкций, планы по этажам с детальным указанием данных по размерам. Дополнительно указываются спецификации, сечение фундамента.

Какие виды экспертизы проектной документации?

Проектная документация должна пройти проверку в специальных уполномоченных инстанциях для того, чтобы установить факт соответствия строгим требованиям законодательной базы и многим другим. На данный момент времени известно несколько вариантов прохождения экспертного анализа – государственными органами или же частными лицами.

Необходимо детальным образом ознакомиться с каждым из случаев.

Государственная экспертиза

Установлены объекты, для которых осуществление государственной экспертизы – необходимость, а не выбор. К ним относят следующее:

  1. Объекты, которые участвуют в создании обороноспособности, а также безопасности.
  2. Объекты культурного наследия, которые имеют государственное значение.
  3. Здания, которые располагаются в территориальных или внутренних водах.
  4. Объекты особой сложности.
  5. Здания, которые являются опасными и имеют государственную тайну.

Еще одной категорией объектов, которые должны проходить государственный экспертный анализ, являются те, которые размещены в экономической зоне. Во время процедуры экспертного анализа выполняется оценка соответствия проектной документации нормативным требованиям технического регламента и многим другим.

Компания ООО «БраерСтрой» предлагает комплекс строительных услуг по Разработке проектной документации, защите в экспертизе, авторскому надзору, разработке ландшафтного дизайна, благоустройству территории, реконструкции и реставрации зданий, комплексной поставке материалов, строительству.

Негосударственная экспертиза

В случае, если объект не относится к вышеуказанному перечню, то разрешается осуществить именно «частную» экспертизу проекта. При этом всем, конечная цель этого мероприятия ни в коем случае не меняется. Также требуется определить соблюдение установленных требований, правил, которые бы гарантировали надежность и безопасность объекта для лиц.

Читайте также:  Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно технического обеспечения

Осуществление экспертного анализа от частных лиц выполняется таким образом:

  1. Застройщик должен предварительно сформировать заявление и приложить документ – техническая документация, задание на оформление проектной документации).
  2. Необходимо прийти к консенсусу и составить договор относительно заказчика и исполнителя. В договоре обязательно должны быть прописаны требования касательно каждой из сторон.

Проведение экспертного анализа от частных компаний включает в себя следующее:

  1. Проверяется соответствие техническим условиям, требованиям, стандартам в строительной отрасли проекта.
  2. Заявитель информируется о имеющихся недостатках и исправляет их.
  3. В случае доработки проекта проводится повторный анализ.
  4. Выдается заключение – окончательный этап.

Осуществление экспертизы – как от государственных органов, так и от частных исключает вероятность получения претензий со стороны законодательства и лишних трат. Только для того, чтобы получить успех в этом нелегком деле, потребуется правильно подойти к выбору частной организации.

После завершения экспертного анализа, клиент получает проектную документацию. Она тщательно проверена, доработана и полностью соответствует строгим требованиям, критериям, Градостроительного кодекса РФ, техническому регламенту и правилам в строительной отрасли.

Далее приступаем к выполнению строительных работ. Частный экспертный анализ или государственный – это процедуры, которые ничем не отличаются по уровню юридической силы. Частный экспертный анализ имеет одно преимущество – можно выбирать исполнителя, сэкономить. Только нужно правильно подобрать соответствующую компанию, чтобы не «попасть в просак».

Этапы заказа государственной экспертизы проектных документов

Для того, чтобы провести частную экспертизу, достаточно всего лишь найти специализированную компанию, составить договор и получить специальное разрешение. Оценка стоимости работ и сроки выполнения – строго в индивидуальном порядке. Государственная экспертиза проекта может выполняться и посредством.

Причем, на выполнение подобной государственной экспертизы проектной документации может влиять большое количество факторов, например, тип объекта:

  1. если это объекты капитального строительства или типовые, то этот срок составляет 30 дней.
  2. если это другие сооружения, которые не являются к нестандартным – то около 45 дней.
  3. если это нестандартные объекты, то в таком случае срок составляет около 60 дней.

Чтобы получить услугу государственной экспертизы проектной документации, потребуется предоставить определенный пакет документов – заявление, сам проект, ТЗ на составление проекта и инженерные изыскания, копия саморегулируемых организаций о допуске фирмы к оформлению проектной документации, документы, которые подтверждают полномочия.

В каких случаях требуется повторно провести экспертизу и когда ее не нужно производить?

Иногда может возникнуть необходимость в выполнении повторной процедуры экспертизы.

  • Если было получено отрицательное заключение по проектному документу. В таком случае повторный экспертный анализ выполняется для получения положительного заключения и одобрения с целью запуска строительства. Ведь что важно заказчику? Чтобы изменения и исправления были выполнены в кратчайшие сроки в соответствии с требованиями.
  • Если были внесены серьезные правки в проектной документации. Например, повторный экспертный анализ может потребоваться в том случае, если были добавлены разделы, внесены правки, изменение дополнений.
  • Важно помнить, что на основе Градостроительного кодекса РФ в статье 49 имеются исключения, которые не принуждают к выполнению повторного экспертного анализа. К их числу относят следующее:
  • Если проект был откорректирован и была пройдена проверка в вышестоящих инстанциях.
  • Если изменения, которые были внесены в проектной документации, не влияют на конструктивные компоненты или другие важные технические характеристики объекта.
  • Если изменение проектной документации не ведет за собой изменение состава сметы на реализацию процедуры строительства объекта.

Повторный экспертный анализ требуется только в том случае, если были внесены серьезные правки. Повторная проверка может проводиться на добровольной основе только в том случае, если были внесены изменения, а если же были замечены ошибки и создано негативное заключение, то этот характер повторной экспертизы – принудительный.

В случае, если будет получен отказ от проведения повторного экспертного анализа, строительные работы не могут быть начаты, разрешение не будет получено.

В законодательной базе не указано строгое ограничение по выполнению повторного экспертного анализа. В случае осуществления такой процедуры будут учтены правила проведения первичной государственной экспертизы. Во время проверки будет оценен раздел проекта, где были внесены изменения, а также уровень совместимости обновленных данных с другими документами и проверка на правильность.

Чтобы произвести повторный экспертный анализ, нужно будет получить документы, указанные в ПП номер 145 [9]. К ним относят заявление на оценку, проект, получивший положительный отклик ранее, само заключение, технические задание на внесение правок, справка.

Рассмотрение проектной документации может выполняться либо полным образом, либо частичным (исходя из строгих требований).

Какие требования предъявляются к проектной документации?

Чтобы минимизировать риск возникновения ошибок и будущей повторной экспертизы, необходимо тщательно разработать проектную документацию. Причем, это относится не только к технической части, но и к визуальному оформлению. В любом случае разработка проектной документации для строительства – это сложный процесс.

К общему регламенту оформления документации относят следующее:

  1. На «главном» листе указывают наименование проекта, разработчиков проектной документации, заказчика, адрес и дату разработки проекта. Также устанавливаются дополнительные метки о согласовании.
  2. Из разделов формируется оглавление.
  3. Каждый проект имеет приложения, где указывается список ключевых словосочетаний, данные о количественном содержании проектной документации, таблицы и дополнительную информацию. Также прилагается смета.
  4. Источники указываются в виде специального приложения к проектной документации в текстовом формате. Подразделяются на два типа – опубликованные и, соответственно, неопубликованные.
  5. На чертежах и других идентичных элементах в правом нижнем углу расположен штамп содержащий всю необходимую информацию (логотип компании, название раздела, ответственные исполнители и др.). Обозначения схем и других графических компонентов указываются на специальном листе. Обозначение таких элементов осуществляться в строгом соответствии с требованиями специальной документации.
  6. При составлении документации в бумажном варианте, она прошивается и дополнительно нумеруются.

В случае, если проектная документация была составлена в бумажном варианте, то она дополнительно должна быть прошита и пронумерована арабскими цифрами (вместе с заглавной страницей).

Если же проектная документация была разработана в электронном виде, то она дополнительно должна быть заверена специальной электронной цифровой подписью. Она идентична ручной подписи в случае бумажного вида. Чтобы получить электронную цифровую подпись, потребуется обратиться в специализированное учреждение. Название документов, каталогов и другие данные должны быть идентичны с бумажной версией. Максимальное количество носителей не должно превышать 150.

Если были задействованы и указаны графические элементы, то они должны быть объединены в специальной папке. Документация, находящаяся в качестве прилагаемых к проектной документации, не требуют заверения подписью.

Запись на накопитель файлов заявки на экспертизу и сертификат электронной цифровой подписи не нуждаются в подписи.

Срок действия проектной документации

Если внимательным образом изучить законодательную базу и федеральные законы, то не найдется соответствующего пункта, который бы указывал точный срок действия проектной документации. Период использования такого вида документации формируется на основе следующего:

  • Срок действия ГПЗУ и технических условий на подключение подготовленного здания к инженерным или техническим коммуникациям.
  • Срок существования инженерно-топографического плана.
  • Соответствует ли проектная документация техническим решениям, формирующим надежность и соответствие эксплуатационных параметров технического регламента.

Владельцы предприятия по окончании процедуры проверки документации, оценивают возможности применения и принимают решение — стоит ли применять устаревшие документы или модернизировать их.

Как выполняется хранение такого вида документации?

Конкретные требования, условия касательно процесса хранения проектной документации установлены в Федеральном Законе. Документация для хранения представляется в следующем виде:

  1. это оригинальные документы и сами копии, разработанные самостоятельным образом и отданы для выполнения хранения.
  2. это специальный разрешительный документ для внесения правок в документации.
  3. типовые бумаги.

В случае, если компания осуществляет прием бумаг для хранения не только бумажные экземпляры, но и в электронном, можно их изменять. Только для того, чтобы можно это было реализовать, нужно учесть следующее:

  1. Документация, предлагаемая для хранения в бумажном виде, может конвертироваться в электронный вид.
  2. В случае, если документы были напечатаны на компьютере, они должны быть созданы с учетом требования нормативной документации – ГОСТ 2.004.[6]
  3. Если документация была преобразована, потребуется указать ссылки после передачи.
  4. После того, как были поставлена электронная цифровая подпись и реквизиты, файлы разрешается преобразовать в цифровой вид документа.
  5. Разрешается преобразовывать электронный документ в бумажную форму с использованием компьютера (при условии наличия специальной подписи от инстанций).
  6. Если документ был преобразован, то наименование должно быть идентичным, не измененным.

После того, как документация была принята, органы осуществляют проверку на целостность (наличие необходимых листов), а в случае электронного варианта проверяется наличие специальной подписи. Внимательным образом изучается внешний вид документов, укомплектованность, правила оформления в соответствии с требованиями ГОСТ. Оригинальные документы для хранения обязаны соответствовать требованиям стандарта – 2.051.[7]

Регистрационные процедуры по приему документации осуществляются либо в ручном или же в автоматическом виде. Процесс регистрации включает в себя внесение сведений – название документации, количество листов, дата, источник, подпись и другие. В случае проведения ручной работы, данные сведения записываются в специальной книге. Если же в авторежиме, то в электронной версии. Это и есть основные правила и особенности хранения проектной документации.

Сроки оформления проектной документации

Потребуется для определения точного времени оценить факторы – отсутствие или наличие конкретных бумаг, скорость выполнения конкретной компании услуги, проведение экспертизы, нужно ли дорабатывать документацию или она готова полностью.

Срок составляет от 2 месяцев до 6. Вышеупомянутые факторы будут влиять на скорость выполнения услуги. Замедляющим фактором считается экспертиза.

Ее проведение выполняется сроком около 1-2 месяцев. Наибольшее количество времени задействуется для оформления проекта на нестандартные строительные объекты. Как итог, можно сделать следующие выводы касательно сроков экспертизы:

  1. Отсутствие или наличие подготовленного пакета проектной документации.
  2. Степень подготовленности процедуры проверки.
  3. Уровень качества кооперации работы относительно экспертов.
  4. Уремя на доработки.

Получается, что конкретные сроки напрямую варьируют от того, насколько тесно и качественно взаимодействует заказчик с исполнителем. Тем более тесная и оперативная связь, тем меньший срок потребуется для того, чтобы провести оформление проектной документации. Средний срок занимает от 3 до 6 месяцев.

Поэтому наилучшим решением проблемы будет обращение в узкоспециализированные компании, которые выполняют разработку проектной документации для строительства.

Для заказа такой услуги, для проведения строительных работ под ключ, для защиты в экспертизе, авторскому надзору рекомендуется обратиться в компанию ООО “БраерСтрой”. Специалисты дополнительно реализуют другие услуги — разработка ландшафтного дизайна, облагораживание территории, реконструкционные и реставрационные работы, закупка и поставка материалов. Работы будут выполнены в строгом соответствии с требованиями регламента, договором, пунктами Федеральных законов.

раздел 11 (СМ) «Смета на строительство объектов капитального строительства »; раздел 12 (ГОЧС) «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами». Строительство для жизни – малоэтажное частное строительство . … Во время процедуры экспертного анализа выполняется оценка соответствия проектной документации нормативным требованиям технического регламента и многим другим. … Работы будут выполнены в строгом соответствии с требованиями регламента, договором, пунктами Федеральных законов.

Источники
  • https://docs.cntd.ru/document/564950378
  • https://logos-pravo.ru/statya-48-grk-rf-arhitekturno-stroitelnoe-proektirovanie
  • https://braerstroy.ru/arkhitektura

Рейтинг
Загрузка ...