Программу переподготовки инженерных кадров в РФ продлят на два года
Сколько инженеров нужно России? Как студенту получить грант на полмиллиона? Кто готовит кадры для нового космодрома «Восточный»?
Эти и другие вопросы на «Деловом завтраке» в «РГ» обсуждали заместитель министра образования и науки России Александр Климов и ректоры ведущих вузов.
В колледжах и техникумах открыто 440 тысяч мест, так или иначе связанных с производством. В вузах — примерно 200 тысяч мест на инженерных специальностях. Сколько инженеров нужно сейчас в России?
Александр Климов: В последние годы инженерный труд изменился. Теперь мало знать только свою узкую профессиональную область, надо обладать широкими компетенциями, чтобы грамотно организовывать деятельность, взаимодействовать с другими специалистами, работать в команде, куда зачастую входят люди, не имеющие инженерного образования, дизайнеры, биологи, врачи.
Важно, насколько быстро выпускник может адаптироваться под изменения технологий и моделей организации производства. Поэтому вопрос не только и не столько в том, какое количество инженеров нужно, а еще и в том, где они нужны и какими знаниями и компетенциями должны обладать.
Президентская программа подготовки управленческих кадров — программа со знаком качества
Для решения этих вопросов приказом министра образования и науки утвержден координационный совет по инженерному образованию. Его основная задача — актуализировать федеральные государственные образовательные стандарты. Далее будут разработаны примерные образовательные программы. Это важно.
Хотя, с моей точки зрения, ведущие вузы и сегодня выпускают толковых инженеров и технологов.
Петр Чубик: Я не уверен, что мы сейчас найдем человека, который будет способен подробно расписать, сколько инженеров нужно подготовить по существующим 254 направлениям и специальностям, относящимся к группе «Инженерное дело, технологии и технические науки». Да еще в разрезе прикладного бакалавриата, академического бакалавриата, специалитета и магистратуры. Востребованность наших выпускников — 160-170 процентов.
Иными словами, на 10 выпускников есть 16-17 заявок от предприятий. На некоторые направления и специальности востребованность до 400 процентов. Это прежде всего то, что связано с ядерными технологиями. По заявкам предприятий трудоустраиваются примерно 92-94 процента наших выпускников, остальные ищут работу самостоятельно.
В оставшихся 6-8 процентах и иностранцы, которые не имеют права трудоустраиваться на наших предприятиях.
А что думают работодатели?
Марина Новикова: У нашей компании четыре больших комбината — Лебединский и Михайловский горно-обогатительные комбинаты, Оскольский электрометаллургический завод, «Уральская сталь» на Южном Урале. Примерно 50 тысяч сотрудников. Каждый год около 20 процентов вакансий мы закрываем выпускниками МИСиСа — нашего основного поставщика инженерных кадров.
Более того, в вузе мы формируем свои группы и знаем, что эти студенты через какое-то время придут к нам работать. У нас есть стипендиальная программа для талантливых школьников в регионах, которые победили в наших олимпиадах. Они поступают в МИСиС, и мы гарантируем им место на предприятии.
Видеосюжет на канале Россия 1: обучение по Президентской программе подготовки управленческих кадров
Алевтина Черникова: И Новотроицк, и Оскол, и Выкса — в основном моногорода. Конечно, мы досконально изучаем потребности работодателей и на каждый их запрос стараемся ответить конкретными программами и учебными планами. Программы подготовки инженеров в Москве и в наших филиалах в регионах немного отличаются.
В регионах выпускники получают еще до пяти рабочих профессий. Все это мы организовали вместе с работодателями — учебные курсы, учебные центры профинансировали нам предприятия. В наших филиалах есть ежегодные стипендиальные программы от работодателей для лучших студентов.
Более 1500 студентов вовлечены в проекты, которые интересны работодателям. Ежегодно около 30 студентов получают гранты до 400 тысяч рублей.
Расскажите, что за проект инженерного спецназа создается в МИСиСе?
Алевтина Черникова: Речь идет о магистерской программе, в которой активное участие принимает работодатель. Наш вуз давно перестал быть институтом только стали и сплавов. Теперь это прежде всего материаловедческий университет, где изучаются нанотехнологии, горное дело, IT-технологии и управление производством.
Для развития материаловедения очень важно, куда пойдут наши материалы, какие изделия будут из них изготавливаться. В университете создается инжиниринговый центр для подготовки специалистов, которые будут способны организовать любое производство — от идеи до внедрения на конкретном предприятии. Для этого мы будем приглашать лучших преподавателей, в том числе иностранных.
В Томском политехе только что впервые в России получили стратегически важный металл бериллий. Студенты в этих разработках участвовали?
Петр Чубик: Да, потому что здесь есть большие перспективы для молодых исследователей. Например, сталь с добавками бериллия приобретает уникальные свойства. В частности, она способна выдерживать огромные напряжения и может использоваться на стартовых площадках космодромов.
Нужно и получать новые уникальные материалы, и исследовать их свойства, и совершенствовать технологию получения самого металлического бериллия, ведь пока наработаны лишь первые 100 граммов этого металла.
Как быстро устаревают инженерные знания?
Александр Климов: Если инженер с первого дня работы не начинает думать о профессиональном развитии, то через месяц-два его знания начинают устаревать. Есть технологии, которые меняются в течение года-двух. Особенно в области обработки и использования информации.
Анатолий Александров: Знания устаревают так же быстро, как компьютер. Его только из коробки вынули, а он уже устарел за то время, пока вынимали. С образованием то же самое.
Работодатели часто говорят: вы дайте нам выпускника, заточенного под наше производство, который сразу знает, что и где крутить. Но будущему инженеру надо дать прежде всего базовые знания и научить его потом добывать их. Ведущие университеты так и делают.
Инженер — это тот, кто приносит жене большую зарплату
Два года назад в редакции «РГ» мы обсуждали проблему подготовки кадров для космоса и ситуация была драматичная. Что-то поменялось?
Анатолий Александров: Драматизм, который был два года назад, немного ушел в сторону. Сегодня, по-моему, абсолютно все понимают, насколько нужны инженеры. Несмотря на демографический кризис, в Бауманке растет конкурс. К нам приходит больше ребят с высокими баллами ЕГЭ.
Реальный конкурс — три человека на место, а принимаем мы 3,5 тысячи в год. Так что приходят более 10 тысяч абитуриентов. Это много. Особенно если учитывать, что идут те, кто четко сориентирован на профессию, а названия большинства наших специальностей звучат совсем не модно. Например, физика взрыва, технология машиностроения, прокатка, обработка давлением.
Никакой романтики. А лет 5-7 назад у нас были проблемы с набором. Сегодня мы чувствуем, что у абитуриентов и их родителей изменилось отношение к инженерному образованию.
Юристов и экономистов во власти знают все. А кто из инженеров сейчас в российской политической или управленческой элите? За исключением Дмитрия Ливанова — выпускника МИСиСа.
Алевтина Черникова: Скажу: губернатор Приморского края Владимир Миклушевский.
В «Бауманке» учились многие выдающиеся конструкторы. В их числе был и Сергей Королев, благодаря которому человечество открыло дорогу к звездам. Фото: РИА Новости www.ria.ru.
Петр Чубик: Когда я учился в школе, нас обучали проверять правильность написания слова «инженер» очень просто: инженер — это тот, кто приносит жене большую зарплату. Лет 50-60 назад труд инженера высоко оценивался обществом. У главных инженеров предприятий жены обычно могли не работать — достатка хватало.
Вот вы затронули вопрос о падении престижа инженерной профессии. Чем в этом смысле отличается нынешнее время от прежнего? В условиях плановой экономики человек шел учиться на инженера и потому, что видел перспективу стать главным инженером, директором завода.
К примеру, был период, когда все атомные электростанции Советского Союза возглавляли выпускники Томского политеха и три наших выпускника одновременно были союзными министрами. Сегодня, в условиях рыночной экономики, такой перспективы почти нет.
Анатолий Александров: Время было таким, что в руководстве страны и управлении промышленностью были инженеры. Сейчас в каждом министерстве есть заместитель министра — бауманец, есть много директоров департаментов. Но не в этом главное.
Главное, чтобы наши выпускники могли заниматься своим делом, чтобы мы могли перечислять не заместителей министра, а генеральных конструкторов, таких как Туполев, Королев. А управленцы из инженеров тоже получаются хорошие. Важно, чтобы они ушли не в Большой театр, а остались на производстве.
Зачем школе кафедра
Выпускники школ плохо знают физику, математику. В этом году даже снизили минимальный порог, чтобы не оставить двоечников без аттестатов. При этом количество мест на инженерных специальностях растет.
Зачем нам столько плохих инженеров?
Петр Чубик: ЕГЭ по физике и химии сдают суммарно только треть выпускников. Химию, кстати, школьники сдают лучше, но у нас на химические технологии в общей сложности примерно 100 мест. Больше нужна физика, а ребят, которые хорошо сдают физику, к сожалению, не так уж много.
Одномоментно проблему школьной физики не решить, поэтому мы сами решили идти в школу и весьма оригинальным путем.
В марте этого года Томский политех официально запустит открытую образовательную платформу, которую я условно называю «Интернет-лицей для миллионов», чтобы с помощью игровых технологий привлечь школьников, начиная с седьмых-восьмых классов, к изучению естественных и точных наук. Апробация ее уже идет. Вряд ли получится значительно увеличить долю сдающих ЕГЭ по физике и химии, но можно и нужно сделать так, чтобы внутри этой группы было больше сдающих ЕГЭ на «хорошо» и «отлично».
Знания устаревают так же быстро, как компьютер. Его только из коробки достали, а он уже устарел за то время, пока доставали.
Анатолий Александров: Согласен, что физику в школах преподают слабо. Мы идем на то, чтобы переподготавливать учителей. Во всех наших лицеях, которые работают при Бауманке, открыты кафедры физики.
Александр Климов: Сдать хорошо ЕГЭ по математике, физике, химии достаточно сложно. У нас обеспечена доступность высшего образования. Гораздо сложнее обеспечить доступность качественного высшего образования. Ключевой фактор успеха — мобильность абитуриентов и студентов.
По абитуриентам ЕГЭ сыграл ключевую роль. Дал возможность учиться в ведущих вузах лучшим выпускникам школ. Кстати, все ректоры, которые присутствуют на этой встрече, принимают ежегодно много выпускников школ из регионов.
Алевтина Черникова: Разработанная три года назад программа профессиональной навигации университета уже сегодня дает свои результаты: в 2012 году у нас не было абитуриентов из 17 регионов, в 2013-м — только из трех, а в 2014-м к нам поступали абитуриенты из всех регионов России и 27 стран мира. 70 процентов наших студентов — иногородние. Практически все нуждающиеся обеспечены общежитием.
Общежитие университета, к слову, признано лучшим в Москве и заняло третье место по России.
С какими баллами поступают абитуриенты?
Алевтина Черникова: Нижняя граница — 185 баллов за три предмета (физика, математика, русский язык). Более 80 первокурсников имеют балл ЕГЭ выше 200.
Анатолий Александров: Средний балл по одному экзамену 78, по сумме трех экзаменов — 234.
Петр Чубик: 80 процентов поступивших в наш вуз на технические направления и специальности набрали на ЕГЭ по математике, физике и русскому языку более 185 баллов.
Продолжится ли программа переподготовки инженерных кадров, по которой прошли обучение около 16 тысяч человек?
Александр Климов: Я считаю, что это одна из самых успешных программ. Все присутствующие тут ректоры активно участвовали в ее реализации вместе с ведущими предприятиями. Сейчас мы работаем над тем, чтобы еще на два года продлить эту программу.
Петр Чубик: Вузам эта программа и в целом это направление деятельности очень выгодно. Достаточно сказать, что мы зарабатываем на повышении квалификации и профессиональной переподготовке больше 200 млн рублей в год. Деньги платят работодатели, которые заинтересованы в профессиональном росте своих кадров.
Один из руководителей военно-промышленного холдинга России сказал, что российскому инженеру не хватает патриотизма. А вы как считаете?
Алевтина Черникова: Главное для вузов сейчас — формировать креативную творческую среду, где могли бы максимально развиваться все способности студентов. Без чувства патриотизма, без любви к Родине, родному университету, к своей семье ничего этого не будет. У человека вообще не будет будущего.
Как и у народа, если он не помнит своих корней, не помнит своей истории.
Анатолий Александров: Буквально несколько лет назад слово патриотизм было ругательным, мы почему-то его стеснялись. Но для Бауманки это часть внутреннего содержания. У нас седые стены, наши традиции основаны на патриотизме.
И это было во все времена начиная с 1830 года.
Александр Климов: Для человека очень важна профессиональная самореализация. У России есть гордость за нашу инженерную школу. Весь мир знает Королева, Туполева, Сухого.
Есть сотни менее известных талантливых конструкторов и инженеров, которые внесли колоссальный вклад в развитие техники и технологий во всем мире.
Петр Чубик: Я уже говорил о том, что наши выпускники востребованы. И так было всегда. Они приходят на предприятие, впрягаются и тянут свой воз, тянут профессионально и надежно.
Обогатившись опытом, переходят из пристяжных в коренные. Они нужны своей стране и поэтому почти все работают в России.
Марина Новикова: Без патриотизма нельзя стать хорошим руководителем предприятия, креативным инженером. Все наши руководители, которые работают на комбинатах управляющими директорами, зачастую прошли путь от рабочего. Они осознанно выучились и продвигались вперед по служебной лестнице.
В декабре этого года должен состояться первый пуск ракеты «Союз-2» с нового космодрома Восточный. Космодром строится, планы огромные. Не предусматривается ли специальная программа по подготовке специалистов именно для Восточного?
На какие вузы ляжет основная нагрузка? — задали вопрос ректорам журналисты «РГ».
— У нас в стране достаточно много технических, в том числе авиационных и аэрокосмических университетов. Бауманка, МАИ, Казанский авиационный институт, Самарский аэрокосмический университет. — ответил ректор Бауманки. — И не совсем правильно было бы говорить о том, что только Бауманка и МАИ откроют на Восточном свои филиалы. На первый план выходит сетевое сотрудничество.
В Благовещенске есть хороший университет, который мог бы к нему присоединиться. Нужны совместные программы с региональными университетами: надо переподготовить их профессуру, преподавателей, которые читают математику, физику, инженерные дисциплины.
Можно открывать совместные магистратуры, чтобы студент получил базовые знания в местном вузе, в магистратуру приехал в Москву, Казань, Самару или Томск и потом вернулся на космодром работать. Надо думать, как адресно готовить инженеров. Есть возможность открыть на предприятиях отраслевые факультеты, когда в первой половине дня идут лекции, а во второй — работа на производстве.
Такие факультеты уже есть на РКК «Энергия», НПО «Машиностроение», на других предприятиях. Примерно такое же мы должны сделать для космодрома Восточный.
Корреспонденты «РГ» тут же позвонили в Благовещенск ректору Амурского госуниверситета Андрею Плутенко.
— Мы за все формы кооперации, — сказал ректор. — С 2009 года наш университет сотрудничает в подготовке кадров с МАИ и Южноуральским госуниверситетом. Сначала студенты учатся у нас два с половиной года, потом мы отправляем их еще на такое же время в Москву и Челябинск. По таким программам уехали учиться уже 100 студентов. Проблема в том, как их вернуть назад в регион?
Если удастся вернуть хотя бы половину инженеров — уже хорошо. Их надо заинтересовывать перспективами карьерного роста, зарплатой, социальным пакетом. Может быть, и жильем.
«Отучилась в очной аспирантуре. Научный руководитель уехал в длительную командировку, диссертация написана, но защитить ее я не успела. Как быть?
Становиться соискателем?» Анна, Москва.
Александр Климов: Необходимо связаться с организацией, где разрабатывалась диссертация, и просить дать заключение. Далее следует обратиться в любой диссертационный совет по соответствующей специальности. Список советов можно посмотреть на сайте ВАК.
В случае если возникают проблемы, можно обращаться в Рособрнадзор.
«Так кто все-таки должен присуждать ученые степени — ВАК или сам вуз?» Преподаватели технического университета, Екатеринбург.
Алевтина Черникова: ВАК — всего лишь организационная структура, она координирует деятельность вуза. Оценку по большому счету дает научное сообщество, оно не такое большое, потому что в каждой предметной области не так уж много людей, которые занимаются конкретной проблематикой долго и глубоко. Не важно, по какой системе оценивать диссертации.
В любом случае ответственность за качество несет вуз, в котором была подготовлена работа и диссертационный совет, где она защищалась.
«Что может измениться в правилах приема в инженерные вузы?» Семья Кузнецовых, Калининград
Александр Климов: В целом Порядок приема в вузы на 2015/16 учебный год имеет высокую степень преемственности в сравнении с предыдущими годами. Мы заинтересованы в том, чтобы выпускники школ могли планировать свою деятельность. Начиная с этого года вузы смогут учитывать индивидуальные достижения абитуриентов.
Дополнительные баллы могут начисляться за спортивные достижения, аттестат с отличием, волонтерскую деятельность, участие в олимпиадах, итоговое сочинение. Вуз сам решает, сколько баллов начислять и за что. Важно, что все правила приема опубликованы вузами еще 1 октября.
Поэтому рекомендую смотреть информацию на их сайтах.
«Куда не надо поступать абитуриентам в этом году? Какие технические вузы ожидает реорганизация?» Елена Петушкова, мама выпускника, Тула.
ИсточникПрограмма повышения квалификации инженерно-технических кадров
Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров направлена на обеспечение государственно-частного партнерства при организации и осуществлении повышения квалификации инженерных кадров по направлениям, наиболее востребованным предприятиям и организациями реального сектора экономики.
Отбор программ проводился на конкурсной основе Министерством образования и науки РФ по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России:
- энергоэффективность и ресурсосбережения,
- ядерные, транспортные и космические системы,
- медицинские технологии,
- стратегические информационные технологии,
- индустрия наносистем,
- перспективные виды вооружения, военной и специальной техники.
Победители конкурсного отбора программ повышения квалификации Ведомственной целевой программы «Повышение квалификации инженерно-технических кадров 2015-2016 годы»
ИсточникПрограмма подготовки инженерных кадров 2015
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
—>
—>
—> Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет приглашает всех желающих, проживающих на территории Российской Федерации, пройти обучение по Президентской Программе подготовки управленческих кадров по программам: 10 декабря 2015 г. в Министерстве экономического развития Российской Федерации прошло совещание с представителями стран — партнеров, принимающих участие в реализации Программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации. Со стороны иностранных партнеров в совещании приняли участие: представители Министерства экономики и энергетики Германии, представители Посольства Японии в России и Посольства Франции в России, а также руководители организаций, уполномоченных реализовывать Программу: Общества GiZ (Германия), АНО «Японский центр по развитию торгово-экономических связей», Представительства по торговле и инвестициям Посольства Французской Республики в Российской Федерации (BusinessFranceRussie), Института менеджмента Финляндии. В Министерстве экономического развития Российской Федерации 4 декабря 2015 г. прошла Конференция по подведению итогов реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2015 году и о перспективах реализации Президентской программы в 2018 году. В конференции приняли участие представители субъектов РФ и ресурсных центров, а так же руководители Президентской программы в вузах. С 24 по 29 ноября группа российских специалистов из числа слушателей ведомственной целевой программы «Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы», реализуемой Высшей торгово-технологической школой СПбГТЭУ, прошла стажировку в Академии Международной Экономики (Германия, г. Берлин). Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ – это масштабная Программа в формате государственно-частного партнерства, которая реализуется в Российской Федерации с 1998 года. По результатам анализа эффективности Президентской программы Постановлением Правительство Российской Федерации № 928 от 03.09.2015 г. был продлен срок её реализации до 2017/18 учебного года. В рамках президентской программы «Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы» с 12 по 26 октября 2015 г. в Высшей торгово-технологической школе ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ» проведено обучение по программе «Современные системы обеспечения и контроля качества пищевых и биотехнологических производств». 24 сентября состоялся Круглый стол «Лучший проект выпускника Президентской программы – Санкт-Петербург 2015», организованный СПбГБУ «Санкт-Петербургский межрегиональный ресурсный центр». По результатам конкурса по отбору среди слушателей Президентской программы 2014/2015 учебного года диплом второй степени присужден выпускнице Программы, доценту кафедры маркетинга и логистики «СПбГТЭУ», кандидату экономических наук Плетневой Наталье Александровне. 26 июня 2015 года в Смольном состоялась торжественная церемония единого выпуска слушателей программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации 2014/2015 учебного года. Открыл заседание Михайлов Ю.А. — директор СПб ГБУ «Ресурсный центр». Выпускников приветствовал вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Николаевич Мовчан. Выпускникам Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета были вручены дипломы о профессиональной переподготовке. 18 и 19 июня состоялись защиты выпускных квалификационных работ слушателей программы, обучающихся в рамках реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства, по направлению «Менеджмент», «Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия (организации)». Слушатели представили свои проекты перед итоговой аттестационной комиссией, возглавляемой председателем «Союза ресурсных центров», кандидатом технических наук В.Л. Расковаловым, ответили на вопросы и получили ценные рекомендации по усовершенствованию и применению своих разработок в дальнейшей профессиональной деятельности. Несколько работ будут представлены на конкурсе Губернатора на лучший проект выпускников Президентской программы 2015 года. 28 мая состоялся долгожданный финал конкурса маркетинг-кейсов студентов ФГБОУ ВПО СПбГТЭУ, организаторами которого стали слушатели президентской программы подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства РФ: соучредитель и коммерческий директор ООО «Эмпрана Консалтинг» Александр Духин и генеральный директор ООО «ЭКОЛОГИСТИКА» Наталья Плетнева! Студенты представили свои работы перед компетентным жюри, все участники получили подарки от компании «Эмпрана Консалтинг». Источник
Загрузка ...
|