Промышленность и строительство это

В состав отрасли входят следующие подотрасли (отрасли): лесозаготовительная — заготовка и транспорт древесины; десная — выпускает деловую древесину, пиломатериалы; деревообрабатывающая — производство строительных деталей из дерева и плит на древесной основе, мебели, спичек, фанеры, производство и ремонт деревянной тары; целлюлозумажная — производство целлюлозы, бумаги, картона; лесохимическая и гидролиз дерева, Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность — одна из старейших отраслей Беларуси. В 1860 г. деревообработкой занимались 258 предприятий, на которых работало 1285 человек.

В 1900 г. их уже было 1138 с числом работающих 8553 человека, а в 1985 г. — 3877 предприятий и 115 тыс. человек промышленно-производственного персонала. В 1995 г. работало 4181 предприятие. По числу занятых отрасль — одна из устойчивых. На протяжении почти 50 лет здесь не отмечалось резких изменений в количестве работающих.

Экспорт лесной продукции является для Беларуси источником поступления валюты. Беларусь экспортирует в страны СНГ мебель, обои, тару, фанеру, древесноволокнистые плиты. Потенциальные потребности в древесине Украины огромны — 26 млн. куб.м в год. Потребности Молдовы, Армении, Азербайджана, Грузии равны 18 млрд. куб.м. в год. Освоить этот рынок в настоящее время мешает проблема неплатежеспособности хозяйствующих субъектов этих стран.

5 лучших отраслей промышленности России

В страны дальнего зарубежья вывозятся мебель, фанера, древесноволокнистые плиты, канифоль и другие изделия. Основными покупателями являются Германия, Франция, Дания, Нидерланды, Финляндия, Польша и другие страны.

До революции 1917 г. доля лесной промышленности Беларуси в объеме промышленного производства составляла 25% Белорусские губернии давали более 25% экспорта лесных материалов России.

Сырьевые ресурсы отрасли. В 1995 г. лесистость территории Республики Беларусь составляет 35,5% (в середине 40-х годов -24%). 42% лесов отнесены к категории, имеющей охранное значение. После Чернобыльской катастрофы четверть лесов оказалась в различной степени зараженной, На 1.01.1996г. лесной фонд Беларуси, находящийся в ведении Минлесхоза, составил 6,8 млн.га.

Посадка леса проводится ежегодно на площади 20-25 тыс. га., вырубается 18 тыс.га. Общий запас древесины в лесах Беларуси превысил 1,1 млрд.м3. Ежегодный прирост насаждений составляет примерно 24,5 млн.м3, рубка по уходу за лесом ежегодно позволяет заготовить 3,5-4 млн.м3. На сплошных рубках ежегодно заготавливается около 4 млн.м3.

Крупнейшими предприятиями отрасли является Бобруйское производственное деревообрабатывающее объединение «Бобруйскдрев», Борисовское производственное-дерево-обрабатывающее объединение, Борисовский фанерно-спичечный-комбинат, Пинское производственное деревообрабатывающее объединение «Пинскдрев», Телеханская лыжная фабрика, Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат и др.

Промышленность строительных материалов

В состав промышленности строительных материалов входят: цементная промышленность; производство сборных железобетонных и бетонных конструкций и деталей; производство стеновых материалов и черепицы; добыча и переработка нерудных материалов и легких заполнителей; производство извести, гипса (алебастра) и прочих местных вяжущих материалов; производство термоизоляционных материалов.

Отрасли промышленности

В середине XIX века и первой четверти XX века отрасль называлась силикатно-строительной, то есть строительные материалы и строительство представляли одну отрасль, Силикатно-строительная отрасль в 1860 г. насчитывала 136 предприятий с 428 рабочими, а в 1990 г. их число возросло до 679, на них 2908 человек. Число предприятий промышленности строительных материалов в 1985 г. достигла 1291, в 1990г. — 1428, а в 1995- 1414 предприятий. 1975 по 1990 гг. отрасль достигла относительно стабильной численности занятых. В этот период времени рост производства продукции происходил за счет интенсивных факторов, новых технологий и лучшей организации производства.

Важнейшими видами продукции отрасли, динамику производства которых можно проследить за длительный период, являются цемент, кирпич, стекло оконное. Период с 1960г. по 1975 г- это период бурного развития всех отраслей народного хозяйства, особенно жилищного строительства. В это время производство цемента, кирпича,

оконного стекла возрастает в два и более раз, а в следующее десятилетие (1975-1985 гг.) остается почти стабильным. В 1990-1995 гг. отрасль , как и все народное хозяйство находится в глубоком кризисе, Цемент производят на заводах объединений: «Волковыскцементшифер». «Кричевце-ментщифер», Белорусском цементном заводе в Костюковичи, мощности последнего рассчитаны на 3,6 млн. тонн цемента в год. Общая потребность (минимальная) республики цементе исчислялась в 5.5млн. тонн в год. ,

Кирпич выпускают более 200 предприятий, из которых наиболее крупными являются: Брестский, Витебский, Горынский, Гродненский, Климовичский, Минский, Полоцкий комбинаты стройматериалов. Сборные железобетонные и бетонные конструкции составляют половину всей продукции отрасли. Выпускают эту продукцию в Бобруйске, Бресте, Витебске, Гродно, Могилеве, Минске, Сморгони и других городах.

Нерудные материалы добывают на базе Микашевичского месторождения камня.

Легкая промышленность

Отрасли легкой промышленности: хлопчатобумажная, льняная, шерстяная, шелковая, трикотажная, швейная, ковровая, кожевенно-обувная, первичная обработка льна, текстильная. Легкая промышленность Беларуси в середине XIX века была широко представлена двумя отраслями: текстильной и кожевенной.

В 1860 г. текстильное производство насчитывало 2095 предприятий, это было мелкое кустарное производство с 3-4 рабочими. В 1900 г. число предприятий текстильной отрасли увеличилось до. В целом отрасль оставалась ремесленной, хотя появились некоторые относительно крупные предприятия.

Кожевенное производство в 1860 г, было представлено 52 предприятиями, В 1900 г. число предприятий выросло до 966, но число рабочих увеличилось чуть более чем в 2 раза. Крупные предприятия легкой ромышленности Беларуси появляются в конце 20-х – начале 30-х годов и последующие пятилетия советского, планового развития народного хозяйства, Число промышленных предприятий отрасли, состоящих на самостоятельном балансе в 1995 г. их было 1130.

Реформы рыночного характера привели к разукрупнению и появлению новых, малых и средних предприятий легкой промышленности. За годы Советской власти занятость в отрасли неуклонно увеличивалась. Легкая промышленность — это в основном производство, на котором заняты женщины. Поэтому размещение в городах предприятий легкой промышленности сглаживало социальные проблемы занятости среди мужчин и женщин.

Легкая промышленность Беларуси в 70-х-80-х года удовлетворяла потребности населения республики на уровне рациональных норм потребления. На внешний рынок, за пределы Беларуси вывозилось более 35% продукции отрасли.

В 1990-1994 гг. душевое потребление в Беларуси снизилось. Продвижение продукции на внешние рынки также сократилось.

Крупными предприятиями в трикотажной промышленности являются: Брестский чулочный комбинат, Витебский чулочно-трикотажный комбинат, Гомельская чулочно-трикотажная фабрика, Пинское производственное прядильно-трикотажное объединение;

в шерстяной промышленности: Брестское производственное ковровое объединение, Витебское производственное ковровое объединение, Минское производственное тонкосуконное объединение, Минский комвольный комбинат; в хлопчатобумажной промышленности: Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение; Гродненское производственное прядильно-ниточное объединение; в шелковой промышленности: Могилевс-кое производственное объединение шелковых тканей; Витебский комбинат шелковых тканей; в льняной промышленности: Оршанский льнокомбинат; в обувной промышленности: Минское производственное обувное объединение; Лидская обувная фабрика.ах удовлетворяла потребности населе-

Источник: megaobuchalka.ru

Промышленность и строительство. Их отличительные особенности и роль в социально-экономическом развитии общества

В результате своего исторического развития промышленность превратилась в крупнейшую отрасль материального производства. Она представляет собой совокупность большого числа самостоятельных предприятий, цехов и производство, занятых добычей, заготовкой и переработкой в готовую продукцию сырья.

Промышленность отличается от других отраслей рядом существенных признаков. От сельского хозяйства ее отличают следующие характерные черты:

— она базируется на технологии производства, созданной человеком, сельское хозяйство – на естественных, биологических процессах. С развитием научно-технического прогресса (НТП) биологические процессы все более подвергаются воздействию интенсивных технологий ведения хозяйства и переплетаются с промышленной технологией. Однако они и в этом случае носят естественный характер;

— промышленность отличается от сельского хозяйства характером применяемой техники, организации производства и условий труда. По мере развития НТП эти различия ослабевают, и сельское хозяйство все более превращается в разновидность индустриального труда (производства). Но оно никогда не станет тождественным промышленности благодаря специфичным непреходящим особенностям земледелия и животноводства;

— промышленность характеризуется непрерывностью производства, возможностью его осуществления в течение года, а сельское хозяйство имеет ярко выраженный прерывистый, сезонный характер.

Отличительные особенности промышленности и строительства обусловлены характером перемещения в пространстве средств труда, продукции производства и рабочей силы.

В процессе производства продукция промышленности перемещается от одного рабочего места к другому, а средства производства и рабочая сила относительно неподвижны. Продукция строительства (здания, сооружения), наоборот, привязана к одному месту, а средства производства и рабочие места передвигаются.

Это в свою очередь приводит к тому, что производственный цикл в промышленности более короткий, чем в строительстве, объем незавершенного производства также значительно меньше. Производство в промышленности носит массовый характер, чего нет в строительстве.

Читайте также:  Строительство великой стены падение ниневии строительство пирамиды хеопса

В то же время по характеру материально-технической базы строительство все больше приближается к промышленности. Тем самым оно превращается в разновидность сборочного производства промышленности.

Отличие промышленности от транспорта выражается в следующем. Задача транспорта — сохранение свойств и качества перемещаемых грузов. Задача промышленности – изменение качества и свойств обрабатываемых предметов труда. Основная функция транспорта заключается в перевозке грузов (продукции), а промышленности – в производстве продукции.

В системе народнохозяйственного комплекса промышленность играет важную роль. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

— она является единственной отраслью, которая производит орудия труда и снабжает ими все остальные отрасли народного хозяйства. Следовательно, от ее характера и совершенства зависит технический, культурно-технический уровни этих отраслей, состав, структура и квалификация кадров.

От уровня развития отраслей промышленности и их совершенства зависят темпы, эффективность перевооружения и повышения технического уровня всех других отраслей народного хозяйства.

Значит, промышленность определяет уровень развития производительных сил общества, НТП, рост производительности труда, повышение уровня интенсификации и эффективности общественного производства.

Промышленность занимает ведущее место в решении задач экономического развития страны. Она производит основную часть валового внутреннего продукта и национального дохода.

Значительно возрастает значение промышленности в решении социальных задач. Это объясняется следующим:

— промышленность является единственным изготовителем строительных материалов и конструкций строительной техники, медицинского оборудования и препаратов, торгового оборудования;

— она производит преобладающую массу товаров народного потребления;

— она предопределяет масштабы и сроки решения жилищной проблемы, совершенствования торгового и медицинского обслуживания;

— в значительной мере промышленность определяет повышение материального и духовного уровня населения.

Важное место отводится промышленности и в решении продовольственной проблемы: промышленность производит все виды сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений и средств химической защиты растений и животных. Этим самым она содействует повышению урожайности культур, сокращению потерь сельскохозяйственной продукции, повышению технической оснащенности сельскохозяйственного производства.

Промышленность является материальной основой научно-технического прогресса, реконструкции всех отраслей народного хозяйства.

Внедрение новых видов техники и прогрессивных технологий способствует повышению уровня интенсификации и эффективности производства, комплексному использованию природных ресурсов, вовлечению в хозяйственный оборот технологических и бытовых отходов. Этим самым она обеспечивает сохранение и восстановление окружающей среды.

Источник: studopedia.ru

Машиностроение и промышленность строительных материалов

Машиностроение занимается производством и ремонтом разнообразных машин и оборудования, а также производством металлических изделий и конструкций. Это отрасль состоит более чем из 70 подотраслей, которые выделяются в зависимости от назначения производимой продукции, но сходны по технологии и используемому сырью.

Машиностроение считается ведущей отраслью промышленности, так как обеспечивает оборудованием все другие отрасли — от уровня развития машиностроения зависит внедрение новых технологий во всех остальных отраслях экономики. К тому же машиностроение — самая крупная отрасль промышленности. В 2005 г. на него приходилось 18,7% промышленного производства страны. Объемы производства важнейших видов машиностроительной продукции показаны в табл. 4.12.

Производство важнейших видов машиностроительной продукции в России в 1990, 2000 и 2007 гг.

Вид продукции и единица измерения

Легковые автомобили, тыс. шт.

Грузовые автомобили, тыс. шт.

Автобусы, тыс. шт.

Тепловозы магистральные, секций

Вагоны грузовые магистральные, тыс. шт.

Вагоны пассажирские магистральные, шт.

Вагоны метрополитена, шт.

Тракторы, тыс. шт.

Комбайны, тыс. шт.

Телевизоры, тыс. шт.

Станки металлорежущие, тыс. шт.

Источник: Российский статистический ежегодник-2008. М.: Росстат, 2008.

В большинстве случаев конечная машиностроительная продукция состоит из большого количества деталей, которые нельзя произвести на одном предприятии. Поэтому в машиностроении широко распространены специализация и кооперирование.

Самыми крупными размерами выделяются сборочные предприятия, производящие конечную продукцию, вокруг которых складываются сети небольших заводов, поставляющих отдельные детали и комплектующие. В России очень часто сборочные предприятия являются монополистами, производя продукцию, которая больше нигде в стране не выпускается. В частности, только по одному заводу выпускают льноуборочные комбайны, электровозы и т.д. Более 90% продукции машиностроения выпускается в европейской части страны. В зависимости от характеристик продукции и ведущих факторов размещения предприятий все отрасли машиностроения можно разделить на шесть групп.

  • 1. Тяжелое и энергетическое машиностроение занимается производством оборудования для металлургической, горнодобывающей промышленности, для электроэнергетики, а также изготовлением подъемно-транспортного оборудования (краны, лифты, конвейеры и т.п.)- Продукция отличается большой металлоемкостью, производится в незначительных количествах, иногда штучно. Поэтому наилучшие условия для размещения предприятий имеются в районах, где одновременно размещаются сырьевые ресурсы (т.е. предприятия черной металлургии) и потребители продукции. Главным районом тяжелого машиностроении в России является Урал. Здесь выделяются заводы Екатеринбурга («Уралмаш» и др.), выпускающие различные виды турбин, горно-шахтного оборудования, мощные прессы и т.д. Несколько центров тяжелого машиностроения сложилось вокруг Сибирской металлургической базы. Здесь производят горное и металлургическое оборудование (Красноярск, Новокузнецк, Иркутск), турбины (Новосибирск), паровые котлы (Барнаул и Бийск в Алтайском крае). К Центральной металлургической базе привязаны предприятия тяжелого машиностроения в Воронеже и Курске. Около передельных заводов действует производство металлургического оборудования в Электростали (Московская область) и Комсомоль- ске-на-Амуре (Хабаровский край). Крупным центром энергетического машиностроения является Санкт-Петербург, где производят паровые и гидравлические турбины («Металлический завод»), турбогенераторы («Электросила»), атомные реакторы («Ижорские заводы»). Новым центром атомного машиностроения является город Волгодонск в Ростовской области (завод «Атоммаш»). Паровые котлы для тепловых электростанций производят в Таганроге (Ростовская область), Подольске (Московская область), Белгороде.
  • 2. Транспортное машиностроение производит транспортные средства — автомобили, железнодорожный подвижной состав, суда. Наибольшее значение имеет автомобилестроение. Главным фактором размещения для его предприятий является возможность кооперирования, так как автосборочные заводы всегда связаны с большим числом предприятий- смежников. Около 3 /4 выпуска легковых автомобилей в России дает Волжский автозавод («ВАЗ») в городе Тольятти Самарской области. Предприятие построено в 70-е годы с участием итальянских фирм. Самыми старыми являются заводы в Москве («Москвич») и Нижнем Новгороде («ГАЗ»). Кроме того, легковые автомобили производят в Ульяновске («УАЗ»), Ижевске («Иж»). Заводы по производству малолитражных автомобилей «Ока» действуют в Серпухове (Московская область) и Набережных Челнах (Республика Татарстан).

До 70-х годов грузовых автомобилей в стране производилось больше, чем легковых. В настоящее время крупнейшее производство расположено в Нижнем Новгороде, где производят полуторатонные грузовики («Газель»), нашедшие широкое использование в малом и среднем бизнесе.

Наиболее современным предприятием подотрасли является Камский автозавод («КамАЗ») в городе Набережные Челны (построен в 80-е годы), выпускающий большегрузные автомобили. Кроме того, грузовые автомобили выпускают в Миассе Челябинской области («Урал»).

Наиболее крупное производство автобусов расположено в Московской области — завод «ЛиАЗ» в городе Ликино-Дулево и его дочернее предприятие в городе Яхрома. Малогабаритные автобусы выпускают в Кургане и Павлово (Нижегородская область). Микроавтобусы — на Горьковском (в Нижнем Новгороде) и Ульяновском автозаводах. Из-за нехватки автомобилей в 90-е годы зарубежными фирмами в России было организовано несколько автосборочных производств. Наиболее крупные из них расположены в Калининграде (Kia), Елабуге в Республике Татарстан (General Motors), Го- лицино в Московской области (автобусы Mersedes), Всеволжске в Ленинградской области (Ford), Калуге (Volkswagen).

Железнодорожное машиностроение включает локомотивостроение и вагоностроение. Первоначально оно появилось на территории Центрального и Северо-Западного районов, из которых пошло строительство железнодорожной сети в стране. Более новые заводы, особенно по производству металлоемких локомотивов и грузовых вагонов, были построены около металлургических баз.

В России действует единственный завод по производству электровозов — в городе Новочеркасск Ростовской области. Предприятий по выпуску тепловозов больше — в городах Коломна (Московская область), Муром (Владимирская область), Калуга и Людиново (Калужская область), Брянск. Но в основном это производство маневровых локомотивов (кроме Коломны).

Производство пассажирских вагонов до сих пор сосредоточено в центральных районах России. Вагоны для метрополитена выпускают в Мытищах (Московская область) и Санкт- Петербурге, для электропоездов — в Орехово-Зуево (Московская область), для пассажирских поездов дальнего следования — в Твери. Грузовые вагоны выпускают в основном на Урале (Нижний Тагил в Свердловской области) и в Сибири (Новоалтайск Алтайского края и Абакан в Хакасии). Специальные грузовые вагоны производят в Брянске и Калининграде. Трамвайные вагоны производят в городе Усть-Катав Челябинской области и в Санкт-Петербурге.

Читайте также:  Какие выбирать блоки для строительства

Производство судов приурочено к морским портам (морское судостроение) или главным внутренним водным путям (речное судостроение). Значительная часть судостроения в советский период имела военный характер, тогда как гражданских судов выпускалось недостаточно.

По этой причине гражданский флот России отличается большим возрастом и нехваткой судов современных типов (лихтеровозов, газовозов и др.). Главным центром морского судостроения с начала XVIII в. является Санкт- Петербург, где могут производиться суда всех типов, в том числе атомные ледоколы. На побережье Балтийского моря суда производят также в Выборге Ленинградской области (морские платформы для добычи нефти) и в Калининграде (рыболовецкие суда). Крупнейшим центром судостроения на Тихоокеанском побережье является Владивосток. Центром морского судостроения является также Астрахань.

В каждом крупном речном бассейне страны расположены центры речного судостроения, обслуживающие этот бассейн. Самым крупным центром является Нижний Новгород, обслуживающий бассейн Волги. Здесь действует Сормовский завод, являвшийся одним из крупнейших машиностроительных предприятий России еще в начале XX в. В бассейне Оби главным центром судостроения является Тюмень, в бассейне Енисея — Красноярск, в бассейне Лены — Усть-Кут (Иркутская область), в бассейне Амура — Благовещенск.

3. Сельскохозяйственное машиностроение занимается выпуском различных видов техники для сельского хозяйства. К этой подотрасли часто относят и производство тракторов. Продукция отличается сравнительно низкой металлоемкостью и малой транспортабельностью, поэтому главный фактор размещения предприятий — потребительский: производство техники находится в сельскохозяйственных районах с соответствующей специализацией. Для более металлоемкого тракторостроения важна также близость металлургических баз.

Наиболее крупным в России является производство зерноуборочных комбайнов. В основном их выпускают в Ростовской области (Ростов-на- Дону и Таганрог), а также в Красноярске и Туле. Картофелеуборочные комбайны выпускают в Рязани, кормоуборочные — в городе Люберцы Московской области, льноуборочные — в городе Бежецк Тверской области.

Первые тракторные заводы на территории России были построены в 30-е годы XX в. в Волгограде и Челябинске. Они выпускают тяжелые тракторы для сельского хозяйства и поэтому были размещены в степных районах вблизи металлургических баз. В настоящее время тракторы производятся также во Владимире, Чебоксарах, Липецке, Санкт-Петербурге, Рубцовске (Алтайский край). Специальные тракторы для лесозаготовок производят в Петрозаводске.

  • 4. Станкостроение и точное машиностроение производят различные станки, приборы, аппараты, электронную технику. Это самые трудоемкие машиностроительные производства. Большое значение имеет близость научных и конструкторских центров, тогда как металлоемкость продукции невелика. Поэтому предприятия размещаются в районах высокой технической культуры — в крупных городах или вблизи них. Мало таких заводов в азиатской части страны. Главными центрами станкостроения в России являются Москва, Коломна, Дмитров и Егорьевск (Московская область), Нижний Новгород, Воронеж, Самара, Уфа. Крупные центры производства электротехники — Саранск, Чебоксары, Новосибирск. Важнейший центр электронной промышленности страны Зеленоград около Москвы. Заводы по выпуску телевизоров находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Нижнем Новгороде, Великом Новгороде, Александрове (Владимирская область).
  • 5. Металлообработка — подотрасль машиностроения, занимающаяся ремонтом машин и оборудования, а также производством металлических изделий и конструкций. Металлообработку можно считать начальной стадией развития машиностроения. Предприятия этой подотрасли, как правило, небольшие, а выполняемые операции не отличаются технической сложностью и наукоемкостыо. Главным фактором размещения предприятий является потребительский, поэтому заводы располагаются повсеместно. Но если в районах развитого машиностроения их значение невелико по сравнению с крупными заводами других подотраслей, то в районах аграрных и нового освоения это, как правило, единственные предприятия машиностроения. Именно заводами металлообработки представлено машиностроение на севере Сибири и Дальнего Востока, где предприятия занимаются ремонтом транспортных средств и оборудования для горнодобывающей промышленности.
  • 6. Особое место в отрасли занимает военное машиностроение, производящее вооружения и военную технику. Кроме факторов размещения, характерных для других производств, для него важное значение имеет военно-стратегический фактор — удаленность от государственных границ, размещение важнейших предприятий в «закрытых» городах, куда ограничен доступ иностранцев и посторонних людей. Наибольшей концентрацией предприятий военного машиностроения отличаются регионы Урала (Свердловская и Пермская области, Республика Удмуртия). Основные подотрасли следующие.
  • 1. Производство ядерного оружия, включающее добычу урановой руды и изготовление уранового концентрата, обогащение урана, производство тепловыделяющих элементов для АЭС (ТВЭЛов) и оружейного плутония, сборку ядерных боеприпасов и утилизацию ядерных отходов. Основные предприятия находятся в «закрытых» городах, само существование которых до середины 90-х годов было засекреченным. Главными центрами разработки ядерного оружия являются Сэров (Арзамас-16) в Нижегородской области и Снежинск (Челябинск-70), в которых расположены научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации. Сборка (в настоящее время демонтаж — в соответствии с международными договорами) ядер- ных боеприпасов осуществляется в Сарове, Заречном (Пенза-19), Лесном (Свердловск-45), Трехгорном (Златоуст-16). Утилизация ядерных отходов (захоронение в горных породах) происходит в Снежинске и Железногорске (Красноярск-26).
  • 2. Ракетно-космическая промышленность отличается высокой наукоемкостыо и технической сложностью продукции. Ведущие научно-исследовательские институты и конструкторские бюро подотрасли находятся в Москве и Московской области (Королев, Химки, Реутов, Дубна). Крупнейшие серийные производства ракет и космических аппаратов расположены в Воронеже, Самаре, Златоусте (Челябинская область), Воткинске (Республика Удмуртия), Омске, Красноярске, Железногорске (Красноярский край).
  • 3. Авиационная промышленность производит самолеты, вертолеты и авиационные двигатели. Предприятия располагаются в основном в крупных городах, имеющих хорошие возможности для кооперирования и значительные квалифицированные трудовые ресурсы. Высока концентрация центров самолетостроения в Поволжском районе — это Казань, Ульяновск, Самара, Саратов. На территории Центральной России самолеты производят в Москве, Смоленске, Нижнем Новгороде, Воронеже. В азиатской части страны самолеты выпускают в Новосибирске, Иркутске, Комсомольске-на-Амуре. В городе Таганроге Ростовской области размещаются разработка и производство гидросамолетов. Вертолетостроительные заводы находятся в Москве, Люберцах (Московская область), Казани, Рос- тове-на-Дону, Кумертау (Республика Башкортостан), Улан-Удэ, Арсеньеве (Приморский край). Важнейшие заводы по производству авиационных двигателей расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Уфе, Рыбинске (Ярославская область).
  • 4. Заводы военного судостроения расположены в тех же городах, что и гражданское судостроение. Главным центром является Санкт- Петербург, в котором на многочисленных предприятиях производились суда различных типов — от катеров и сторожевых кораблей до ракетных крейсеров и атомных подводных лодок. В настоящее время российские атомные подводные лодки выпускают только в городе Северодвинске Архангельской области. Утилизация отслуживших атомных подлодок происходит в городах Большой Камень (Приморский край) и Снежногорск (Мурманская область). Военные суда производят также в Калининграде, Нижнем Новгороде, Зеленодольске (Республика Татарстан), Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край).
  • 5. Бронетанковая промышленность является наиболее металло- емкой подотраслью военного машиностроения. Поэтому главные предприятия расположены вблизи металлургических заводов. Танки производят в Омске и Нижнем Тагиле (Свердловская область), бронетранспортеры выпускают в Арзамасе (Нижегородская область), а боевые машины пехоты — в Кургане.
  • 6. Производство стрелкового оружия является самой старой подотраслью военного машиностроения. Еще с XVII в. крупным центром производства является Тула. С XIX в. в больших масштабах выпускают оружие в Ижевске, где делают охотничьи ружья и самый массовый на Земле вид стрелкового оружия — автомат Калашникова. Важными центрами производства являются Ковров (Владимирская область) и Вятские Поляны (Кировская область).
  • 7. Производство артиллерийских систем со времен Петра I сконцентрировано на Урале. Главные центры подотрасли — Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Златоуст (Челябинская область). Современные артиллерийские системы выпускают в Туле, Нижнем Новгороде, Ульяновске.
  • 8. Производство боеприпасов состоит из выпуска взрывчатых веществ (химическая промышленность) и сборки боеприпасов (машиностроение). Предприятия отрасли находятся во многих регионах (Челябинская, Пермская, Кемеровская, Владимирская, Тульская области, Республика Татарстан и др.).

Промышленность строительных материалов занимается обеспечением строительной индустрии необходимыми конструкционными материалами. В соответствии с видами производимой продукции отрасль состоит из нескольких подотраслей: добыча минерально-строительного сырья, производство железобетонных конструкций и изделий, цементная, кирпичная, стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность.

Значение отрасли заключается в том, что без ее продукции невозможно ведение строительно-монтажных работ, без которых, в свою очередь, невозможно существование и развитие хозяйства любой страны. На строительные материалы приходится более половины затрат, связанных со строительно- монтажными работами. В 2005 г. на отрасль приходилось 3,7% промышленного производства страны. Объемы производства важнейших видов продукции промышленности строительных материалов показаны в табл. 4.13.

Читайте также:  Колонна что такое в строительстве

Производство важнейших видов продукции промышленности строительных материалов в 1990, 2000 и 2007 гг.

Вид продукции и единица измерения

Стекло оконное, млн м 2

Сборные железобетонные конструкции и изделия, млн м 3

Кирпич строительный, млрд шт. условного кирпича

Керамическая плитка, млн м 2

Нерудные строительные материалы, млн м 3

Источник: Российский статистический ежегодник-2008. М.: Росстат, 2008.

К минерально-строительному сырью относятся нерудные строительные материалы — песок, гравий, щебень, бутовый камень и т.п. Месторождения такого сырья встречаются почти повсеместно, и поэтому объемы добычи зависят в первую очередь от масштабов потребления, которое особенно велико в наиболее промышленно развитых регионах.

Соответственно больше всего добывается минерально-строительного сырья в областях Московской, Ленинградской, Свердловской. Менее распространены месторождения ценных отделочных материалов — гранита, мрамора, а также широко используемого для производства стройматериалов асбеста. Они приурочены к выходам на поверхность Земли нижних складчатых слоев, что наблюдается в разрушенных горных системах или щитах. Месторождения мрамора расположены в пределах Балтийского щита (Республика Карелия), Уральских гор (Свердловская и Челябинская области), гор Южной Сибири (Кемеровская и Иркутская области). Асбест добывается в основном в Свердловской и Оренбургской областях, а также в Республике Тыва.

Цементная промышленность занимается производством вяжущих материалов: цемента, извести, гипса. Наиболее важное значение имеет цемент, который изготавливается из известняков, мергелей, доломитов. Могут использоваться также отходы металлургического производства и переработки сланцев. Главным фактором размещения предприятий отрасли является сырьевой.

Но месторождения сырья встречаются часто, и поэтому в каждом районе имеется несколько центров производства цемента, обеспечивающих потребности данного района, но почти не вывозящих продукцию в другие районы страны. В Уральском районе производство связано с предприятиями черной металлургии, в Красноярском крае — с производством цветных металлов, в Ленинградской области — с переработкой сланцев и алюминиевых руд.

Первое место по производству цемента в стране занимает Центральный район (19% общероссийского объема), в котором производство сосредоточено в основном в Брянской и Московской областях. На втором месте находится Уральский район (17% выпуска цемента в стране), в котором выделяются Свердловская и Челябинская области. На третьем месте — Поволжский район (15% выпуска) с крупным производством в Ульяновской, Волгоградской и Саратовской областях. Центральночерноземный район (15% производства) единственный, где собственное производство цемента намного превышает потребности и значительная часть продукции вывозится в другие части России.

Главные центры производства цемента расположены в Центральном районе — Подольск, Воскресенск и Коломна в Московской области, Фокино (Брянская область), в Центрально-Черноземном районе — Белгород, Старый Оскол и Липецк, в Поволжском районе — Михайловка (Волгоградская область), Вольск (Саратовская область), Жигулевск (Самарская область), Новоульяновск (Ульяновская область), на Северном Кавказе — Новороссийск в Краснодарском крае и Черкесск, на Урале — Нижний Тагил, Невьянск и Сухой Лог (Свердловская область), Магнитогорск, Еманжелинск и Коркино (Челябинская область), в Западной Сибири — Новокузнецк и Топки (Кемеровская область), Искитим (Новосибирская область), в Восточной Сибири — Ачинск, Красноярск и Норильск (Красноярский край).

Производство железобетонных конструкций и изделий (ЖБК и ЖБИ) дает в настоящее время основную часть материалов для строительства зданий и сооружений. Значительная часть зданий (панельные дома) почти полностью состоит из стандартных серийных изделий, изготавливаемых крупными домостроительными комбинатами (ДСК) или небольшими заводами железобетонных изделий и конструкций (заводы ЖБИ и ЖБК).

На строительных площадках эти изделия сравнительно быстро и легко собираются (монтируются) в единое целое — возводимые здания, значительно удешевляя и ускоряя процесс строительства. Причем при условии применения современных технологий изготовления материалов и новых архитектурных проектов можно добиться возведения высокоэтажных зданий. Производство ЖБК и ЖБИ строго привязано к потребителю, и поэтому объемы производства непосредственно зависят от масштабов строительных работ. Основными компонентами железобетона являются стальная арматура, цемент и наполнители (песок и щебень). 3 /4 веса готовой продукции приходится на наполнители, поэтому при размещении производства выгодна близость карьеров по добыче песка и щебня, перевозка которых даже на малые расстояния обходится дороже, чем добыча.

На первом месте в стране по производству железобетонных изделий и конструкций находится Центральный район — почти 30% общего производства в России. За 90-е годы район значительно укрепил свое главенствующее положение в отрасли, поскольку объем строительно-монтажных работ в нем сократился значительно меньше, чем в среднем по стране (особенно сильно сократились объем строительно-монтажных работ и, следовательно, производство ЖБК и ЖБИ в восточных и северных районах страны — в 9—10 раз). В районе выделяются Москва и Московская область, на которые приходится около 20% производства ЖБК и ЖБИ в стране. На втором месте находится Уральский район (18% производства), где велико производство в Свердловской и Челябинской областях, Республике Башкортостан. На третьем месте Поволжский район (12% производства), в котором выделяются Республика Татарстан и Самарская область.

Кирпичную промышленность можно считать одним из самых старых производств на Земле, поскольку именно глиняные кирпичи являются одним из древнейших строительных материалов человечества, используемых на протяжении уже нескольких тысяч лет. И сегодня кирпич является одним из важнейших стеновых материалов, особенно когда необходимо сооружение сравнительно небольших построек или зданий повышенного качества и сложных в архитектурном отношении. В настоящее время кирпичи изготавливают как из глины методом обжига (красный кирпич), так и из силикатного песка методом прессования (белый кирпич). Сырье для производства обоих типов кирпичей встречается довольно широко, продукция малотранспортабельна по сравнению с исходными материалами, и поэтому главным фактором размещения предприятий является потребительский. Объемы производства, как и в случае с ЖБК и ЖБИ, напрямую зависят от масштабов строительно-монтажных работ в том или ином конкретном районе.

Соответственно и лидеры по производству кирпича практически те же, что в изготовлении ЖБК и ЖБИ. На первом месте находится Центральный район, но его преимущество не так сильно — 19% производства в России. В этом районе выделяются Москва и Московская область, но в отличие от производства ЖБК и ЖБИ Московская область обгоняет Москву в выпуске кирпича. На втором месте находится Поволжский район (17% производства), в котором выделяются Республика Татарстан и Самарская область. Третий — Уральский район (14% производства) с крупным выпуском кирпича в Республике Башкортостан, областях Свердловской и Челябинской.

Производство стеклянных и фарфоро-фаянсовых изделий первоначально сформировалось в виде народных промыслов вблизи месторождений необходимых природных ресурсов — особых сортов глин и кварцевых песков. Практически все старые центры действуют и в настоящее время, несмотря на повсеместное исчерпание близлежащих месторождений.

Связано это с тем, что при производстве стеклянных, фарфоровых и фаянсовых изделий, особенно сложных (посуда, сувениры), важна высокая квалификация работников, которая часто приобретается только с трудовыми навыками, передающимися из поколения в поколение. Главным фактором размещения предприятий отрасли в настоящее время является трудовой.

Хотя при размещении производства простых изделий (оконного стекла и т.п.) важен и потребительский фактор, так как продукция малотранспортабельна. Стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность отличается большой территориальной концентрацией производства. Так, 3 /4 выпуска оконного стекла в России приходится всего на два района. Это Поволжье (45% производства), в котором производство сосредоточено в Саратове (ориентация на ресурсы), а также Центральный район (30% производства), в котором стекло выпускается во Владимирской и других областях (ориентация на трудовые навыки населения).

Соответственно главные центры стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности расположены в основном в регионах Центральной России. Так, крупные заводы по изготовлению стекла и изделий из него находятся в городах Гусь-Хрустальный (Владимирская область), Конаково (Тверская область), Дятьково (Брянская область), Бор (Нижегородская область). Сравнительно новый и наиболее мощный в стране завод действует в Саратове. Производство фарфоровых и фаянсовых изделий размещено в основном в Московской области (город Ликино-Дулево, районы Гжели и Дмитрова) и Санкт-Петербурге. В восточных районах страны действуют небольшие производства стекла и фарфоро-фаянсовых изделий, ориентированные на удовлетворение местных потребностей (Улан- Удэ, Владивосток и другие центры).

Источник: bstudy.net

Рейтинг
Загрузка ...