Промышленность строительство сельское хозяйство транспорт торговля это

При анализе разных типов территориально-производственных систем (хозяйство мира, региона, страны, района и т. д.) обычно приходится иметь дело с двумя видами структур — отраслевой и территориальной. И та и другая показывает соотношение различных элементов хозяйственной системы — вещественных нетерриториальных (отрасли, предприятия, производства), и тогда речь идет о ее отраслевой (компонентной) структуре, и территориальных (регион, экономическая зона, район и т. п.), и тогда рассматривается ее территориальная (региональная) структура.

Отраслевая структура хозяйства

Отраслевая структура хозяйства — это совокупность его отраслей, характеризующихся определенными количественными соотношениями (состав и пропорции развития отраслей) и взаимосвязями.

Отраслевая структура хозяйства представлена отраслями материального и нематериального производства (отраслями производственной и непроизводственной сферы),

Производственную сферу образуют отрасли:

* непосредственно создающие материальный продукт (промышленность и строительство, сельское и лесное хозяйство);

Cities: Skylines || Подробный гайд #5 || Промышленность в Industries, Sunset Harbor и vanilla

* доставляющие материальный продукт потребителю (транспорт и связь);

* связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки).

Непроизводственная сфера включает отрасли услуг (жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения, транспорт и связь по обслуживанию населения) и социального обслуживания (просвещение, здравоохранение, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование, финансирование и страхование, аппарат управления и др.).

Представленные основные отрасли хозяйства — промышленность, сельское хозяйство, строительная индустрия, транспорт расчленяются на так называемые укрупненные отрасли, а те, в свою очередь, — на однородные (специализированные) отрасли и виды производства (например, сельское хозяйство распадается на земледелие и животноводство; земледелие — на зерновое хозяйство, производство технических культур, овощеводство, бахчеводство, садоводство и виноградарство и т. д.; животноводство — на скотоводство, овцеводство, свиноводство, птицеводство, пчеловодство и т. д.).

В отраслевой структуре хозяйства выделяются также межотраслевые сочетания (комплексы), представленные как совокупность однородных производств в рамках одной отрасли (например, топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, транспортный комплексы), так и технологически связанные разные отрасли (например, строительный, военно-промышленный, аграрно-промышленный комплексы).

Наиболее сложной структурой среди них отличается агропромышленный комплекс (АПК), включающий три сферы деятельности:

* промышленность, производящую средства производства для сельского хозяйства (сельскохозяйственное машиностроение, производство удобрений и др.);

* собственно сельское хозяйство (отрасли земледелия и животноводства);

§ 2 Развитие промышленности, транспорта и торговли

* отрасли по заготовке и переработке сельскохозяйственной продукции, доведению ее до потребителя (пищевая промышленность и первичные отрасли легкой промышленности, заготовительная система и элеваторно-складское хозяйство, торговля продтоварами и общепит).

Важной составной частью хозяйства является инфраструктура, представляющая собой совокупность материальных средств по обслуживанию производства и населения.

В зависимости от выполняемых функций различают производственную, социальную и рыночную инфраструктуру.

Производственная инфраструктура продолжает процесс производства в сфере обращения и включает транспорт, связь, складское хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения и устройства, коммуникации и сети (линии электропередач, нефтепроводы, газопроводы, теплотрассы, водопровод, телефонные сети и т. п.).

Социальную инфраструктуру в основном образуют отрасли жилищно-коммунального и бытового хозяйства населенных пунктов (пассажирский транспорт, сети водо- и энергоснабжения, канализация, телефонные сети, культурно-зрелищные объекты, учреждения народного образования, здравоохранения, общепита и т. п,).

Рыночная инфраструктура включает коммерческие банки, товарно-сырьевые и фондовые (операции с денежными ресурсами и ценными бумагами) биржи.

Отраслевая структура хозяйства определяется:

* по удельному весу отраслей в общем, объеме производства продукции;

* по численности занятых и стоимости основных производственных фондов (машин, оборудования, инструментов, производственных зданий и сооружений и т. п., используемых в материальном производстве).

Читайте также:  Пвг это в строительстве

Среди перечисленных основным является показатель объема произведенной продукции, позволяющий наиболее объективно судить о соотношении отраслей и их взаимосвязях.

В ходе исторического развития в отраслевой структуре мирового хозяйства происходят изменения. Как общая тенденция, сначала «первичные отрасли» (сельское хозяйство и добывающая промышленность) уступают первенство «вторичным отраслям» (обрабатывающая промышленность и строительство), затем «вторичные» — «третичным» (сфера услуг).

В современной структуре мирового хозяйства доля сферы услуг и других отраслей непроизводственной сферы (третичные отрасли) существенно возросла и уменьшилась доля производственной сферы (первичные и вторичные отрасли). В среднем в мире в непроизводственной сфере уже занято более 1/3 активного населения, а в отдельных развитых странах мира этот показатель (занятости) доходит до 50% и выше. В структуре ВВП отдельных развитых стран доля сферы услуг и того выше (60% в Германии и Японии, 70% в США).

Большие изменения в настоящее время происходят и в структуре материального производства. Они связаны, прежде всего, с изменением пропорций между промышленностью и сельским хозяйством в пользу промышленности, от развития которой зависит рост производительности труда во всех отраслях хозяйства. Удельный вес промышленности в ВВП наиболее развитых стран мира (США, Япония, Германия, Франция и др.) находится на уровне 25-35%, а сельского хозяйства составляет всего 2—3%. В новых индустриальных и постсоциалистических странах доля сельского хозяйства также неуклонно снижалась, хотя еще и относительно высока (6 -10% ВВП) Удельный вес промышленности в ВВП в странах этих групп немного превышает уровень развитых — 40%..

И только в развивающихся странах сельское хозяйство (его доля в ВВП составляет 30-40%) по-прежнему значительно превосходит промышленность Региональная экономика: Учебник / под ред. Степанова М.В. М., Инфра-М; изд-во Рос. экон. акад., 2005. — 87с. (10-20%).

В составе промышленности продолжает снижаться доля добывающих отраслей и расти доля обрабатывающих. В последних особо высокими темпами роста выделяются новейшие наукоемкие отрасли машиностроения и химической промышленности (микроэлектроника, робототехника, органический синтез и др.).

Произошли изменения и на транспорте. В грузообороте первое место занимает морской транспорт (более 60%), а в пассажирообороте — автомобильный (около 80%). И в том и в другом виде перевозок второй — железнодорожный транспорт (соответственно 15 и 10,2%), Быстро развиваются сравнительно новые виды транспорта: воздушный и трубопроводный.

В пассажирских перевозках воздушный транспорт уже приблизился к железнодорожному (9,2%), в грузовых — трубопроводный (11,8%) также догоняет железнодорожный.

В товарной структуре мировой торговли увеличилась доля готовых изделий, машин и оборудования, уменьшилась доля сырья и продовольствия. Возросла торговля технологиями (патентами, лицензиями и т. д.).

Источник: studbooks.net

Сельское хозяйство, торговля, промышленность и транспорт.
план-конспект по краеведению

Тема: Сельское хозяйство, торговля, промышленность и транспорт в 19 веке.

Сельское хозяйство можно разделить на основные отрасли: животноводство, земледелие, виноделие.

Экстенсивное животноводство – это когда скот основную часть года содержался на подножном корму ( природная трава лугов).

1.Коневодство. (развитая отрасль с/х, табунное коневодство с ростом цен на землю уступило подворному).

2.Крупный рогатый скот. (мясо и рабочая сила)

3.Овцеводство. (грубошерстные овцы, с 1870-х гг. мерсиновое тонкорунное овцеводство).

4.Козы, свиньи, домашняя птица.

Вывод : животноводство хорошо развивалось на Кубани, для этого были все условия.

1. До 1880-х гг. уделялось внимания намного меньше, в 1860-х гг. одно из последних мест в стране по урожайности.

2. В 80-90-х гг. XIX в. Переходили к трехпольным севооборотам, применению удобрений, поливке полей. Все больше полей отводилось под злаковые культуры: пшеница, ячмень. ( Трехпольная система земледелия — система земледелия, широко распространенная в прошлом в Европе, при которой пахотная земля делилась на три части. Каждое из полей год находилось под паром, в то время как два других засевались зерновыми культурами. Трехполье исчезло после того, как обнаружилось, что клевер обогащает почву и пар совсем не обязателен .)

Читайте также:  Коэффициент уплотнения песка при строительстве

3. К концу 1890-х гг. подсолнечник занимал третье место кубанских посевов.

4. В 1860-х гг. в районе Анапы табачные плантации. В конце XIX в. Кубань вышла на первое место в России по сбору табака высших сортов.

5. Огородничество – помидоры, капуста, огурцы, лук – центр – Лабинский отдел.

Бахчеводство – центр – Ейский отдел.

Садоводство – из-за войн сады пришли в упадок, в 1880-х гг. возрождение – выдавали бесплатные саженцы.

Вывод. Сначала жители Кубани не придавали большого значения земледелию, но с приходом «иногородних», земледелие стало развиваться и в некоторых отраслях достигло первых мест по стране.

Виноград был древнейшей плодовой культурой Кубани. Но, но как отдельная отрасль с/х виноградарство стало развиваться в конце XIX в. На Тамани и Черноморском побережье. Центр разведения – имение Абрау-Дюрсо в 1871г..Огромный вклад в виноградарство внесли начальник Черноморского округа Д.В. Пиленко и агроном Ф.И. Гейдук.

К концу века – винодельческая продукция не уступала на внутреннем рынке со знаменитыми напитками провинции Шампань.

Вывод. Отрасль виноградарство занимало важное значение в с/х Кубани, принося огромный урожай.

У величение объема продукции сельского хозяйства требовало расширения сбыта, что стимулировало развитие в крае рыночные отношения, то есть торговля.

Ярмарочная торговля – основная система сбыта продукции на внутреннем рынке Кубани. Она продолжалась от нескольких дней до двух недель. Славились Старощербиновская, Кущевская, Кавказская и др.

Купленный товар отправляли по Кубани, в Турцию, Францию, Германию, Грецию. В 70-90-х гг. XIX в. стала развиваться стационарная торговля – постоянная на сельских и городских базарах.

Вывод . На первое место вышла кубанская пшеница – ее вывозили в центральную Россию и почти во все рынки Европы. Так же на внутреннем рынке России и за рубежом большой спрос был на скот, семена подсолнечника, табак, шерсть, кожу. На Кубань завозили фабрично-заводскую и земледельческую технику – паровые молотилки, сноповязалки, сеялки, косилки и другую технику. С приходом техники намного увеличилась урожайность на Кубани.

Становление кубанской промышленности .

1. Мукомольное производство – примитивные (ручные), высокомеханизированные паровые, водяные, ветровые.

2. Маслобойное производство – в1899г. Братья Аведовы в Екатеринодаре до 20 тонн масла в сутки.

3. Винокуренное производство – в 1890-е годы завод барона В.Р. Штейнгеля за год 5 млн тонн спирта

4. Нефтяная промышленность – в 1864г. Отставным полковником А.Н. Новосильцевым в долине реки Кудако построена первая в стране буровая вышка, в 1866г. Первый нефтяной фонтан.

5. Цементная промышленность – ведущие позиции в экономике края. В начале 1880-х в районе г. Новороссийска первый завод по выработке высококачественного цемента. Через год завод лидер по России.

6. Металлообрабатывающая промышленность – в 1886г австрийский подданный запустил первый завод – земледельческие машины, механизмы для мельниц и маслобоен.

7. Кожевенные и табачные предприятия.

Давайте теперь рассмотрим, какое же влияние развитие промышленности оказало на изменение социальной структуры кубанского общества к концу XIX века?

1. 160 фабрично-заводских предприятий.

2.В Екатеринодаре из 98% казачьего населения осталось 6%, преобладали городские жители.

3.В городах Кубани больше каменных строений и мощеных улиц. На улицах Кубани — освещение, в Екатеринодаре – электрическое.

4.Разрастались династии предпринимателей и купцов (торговый дом «И.П. Бедросов с сыновьями» — табачная фабрика, «Н. Дицман с сыновьями» -паровая мельница, маслобойный завод, торговые заведения. Сын Дицмана – основал пароходство на Кубани и т.д.

Читайте также:  Канализация является капитальным строительством

5. В 1876 г. в Екатеринодаре было создано первое банковское учреждение – Общество взаимного кредита.

Вывод. Во второй половине XIX века на Кубани отмечается рост промышленности, прежде всего обрабатывающей сельскохозяйственное сырье, формирование местной торговой буржуазии, которая играла возрастающую роль в экономическом развитии края.

С развитием торговли и всероссийского рынка все большее значение приобретала транспортная система. В первой половине прошлого века основными видами транспорта были водный и гужевой.

Важные прогрессивные изменения произошли в России в области транспорта . В первой половине XIX века в стране появились железные дороги: Царскосельская (1837), Варшавско-Венская (1839-1848), Петербургско-Московская (1843-1851). В предреформеные годы было построено свыше 8 тысяч верст шоссейных дорог. Однако этого было явно недостаточно для огромной страны.

Основная масса грузов по-прежнему перевозилась по воде. На рубеже XVIII-XIX вв. была построена система каналов, связавшая Волгу с Балтийским бассейном (Мариинская и Тихвинская системы), Днепр через Огинский, Березинский, Днепровско-Бугский канал был связан с западными реками. Заметно выросло число пароходов. Первый пароход был испытан на Неве в 1815г., а в 1860г. по рекам, озерам и морям России насчитывалось свыше 330.

Север и Северо-Запад страны с Центром и Поволжьем соединяли каналы. Кроме построенной в XVIII в. Вышневолоцкой системы каналов, в начале века начали действовать Мариинская и Тихвинская. По каналам ходили различные типы судов, в том числе большие и малые баржи, передвигаемые ватагами

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
Загрузка ...