Общие положения осуществления кадастровой деятельности в России. Исследование основных разделов межевого плана. Особенность составления акта обследования. Технология и методика проведения технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Кадастровые работы и услуги в 2022 году — самая подробная инструкция
Проведение кадастровых работ – это изучение исходной документации, обследования и обмеры, координирование объектов, определение их точных характеристик – границ, площади, этажности, высоты. Итоги работ фиксируются в акте обследования, межевом или техническом плане. По указанным документам осуществляется учет и регистрация в Росреестре. Работы в сфере кадастра нужны при возведении зданий, при определении границ земельных наделов, при перепланировках и реконструкциях, во многих других случаях. Определить точные параметры участков, строений, помещений, и выдать подтверждающий документ, выполнить иные кадастровые работы и услуги, вправе кадастровый инженер.
Читайте в статье, когда требуются услуги кадастрового инженера, какая документация выдается после завершения работ, как правильно выбрать специалиста.
Что такое кадастровые работы
Кадастровая деятельность связана с получением, обработкой, обобщением сведений о недвижимом имуществе. С этой целью проводятся измерения, обмеры, обследования, иные работы. Точные характеристики каждого объекта (земельный надел, строение, помещение и т.д.) отражаются в единой федеральной базе данных – ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости). Ведут ЕГРН специалисты Росреестра. Однако все данные для учета и регистрации они получают из документации, которую выдает кадастровый инженер.
Уважаемые КЛИЕНТЫ!
Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам:
8 (499) 430-01-70 — Москва (наш адрес)
8 (812) 409-60-15 — Санкт-Петербург (наш адрес)
Все консультации бесплатны.
Выполнение кадастровых работ необходимо в следующих случаях:
- при образовании объекта – после возведения строений, формирования участка, раздела или выдела наделов с появлением вновь созданных объектов;
- при изменении данных, ранее внесенных в ЕГРН — по итогам перепланировки, реконструкции или переустройства, преобразования участков;
- при утрате физического существования строения – при демонтаже, сносе, разрушении.
Отдельно выделим комплексные кадастровые работы. Они осуществляются одновременно на группы объектов, расположенных в пределах кадастрового квартала или нескольких кварталов. Например, такие работы заказывают органы власти для определения кадастровой стоимости, подготовки градостроительной документации. Даже рядовые граждане постоянно заказывают работы в сфере кадастра – после завершения перепланировки, при выделе или разделе участков, для учета частных домов ИЖС в Росреестре.
Комментарий эксперта. Проведение кадастровых работ предусматривает определение точных характеристик недвижимого имущества. Для этого применяются требования к точности и методам определения координат границ, утвержденные Приказом МЭР от 1 марта 2016 № 90 (скачать). Также в статье 29 Закона № 221-ФЗ указаны специальные требования к кадастровым компаниям и инженерам. В частности, инженеры обязаны проходить аттестацию, получать аттестат. Кадастровая компания обязана входить в состав СРО, содержать в штате аттестованных специалистов.
По итогам кадастровый работ проводится учет в Росреестре, выдается выписка ЕГРН
Простым языком
Цель кадастровых работ – изготовление документации с характеристиками недвижимости. Это нужно для внесения данных в ЕГРН. Работы могут заказать собственники, арендаторы, государственные ведомства, иные владельцы объектов. До перехода на систему кадастрового учета характеристики объектов определяли и вносили в реестры учреждения БТИ. До конца 2018 года представить информацию о параметрах недвижимости могли граждане – для этого заполнялась декларация. Только после передачи полномочий кадастровым инженерам государство добилось точности и достоверности данных на все объекты.
Выполнение кадастровых работ осуществляется по следующим правилам:
- правообладатель выбирает кадастровую компанию или инженера, передает документацию, заключает договор;
- инженер запрашивает информацию из ЕГРН на обследуемый и близлежащие объекты, изучает документацию;
- проводятся обследования на участке, в здании, помещениях;
- результаты работы фиксируются в одном из документов – межевой или технический план, акт обследования;
- документы, изготовленные инженером, передаются в Росреестр для учета недвижимости, обновления ЕГРН.
Кадастровые услуги могут включать устранение реестровых ошибок, подготовку заключений, вынос межевых знаков в натуре, дополнительные виды работ. Это определяется по договору с заказчиком.
Выполнение кадастровых работ влечет еще один важный нюанс. Так как инженеры являются профессиональными аттестованными специалистами, они несут ответственность за точность, полноту и достоверность сведений о параметрах недвижимого имущества. Текущий контроль и надзор за деятельностью кадастровых компаний возложен на СРО, Росреестр.
Эксперт в сфере сертификации, кадастра, недвижимости и проектирования. Высшее юридическое образование, опыт работы более 10 лет.
Кадастровый работы проводятся для первичной постановки на учет в ЕГРН, при каждых последующих изменениях в характеристиках участка.
Нет, кадастровый учет в Росреестре проводится только на основании документов, выданных кадастровым инженером.
Для сделки купли-продажи технический план не нужен. Но документ можно использовать для согласования перепланировки, если продавец ранее про проходил эту процедуру.
Юридически
Все виды кадастровых работ и оформляемой документации должны соответствовать следующим нормативным актам:
Документы изготавливаются в электронном формате, выдаются на диске, либо сразу направляются в Росреестр. Если клиент заинтересован в технических или межевых планах, актах, выполненных на бумажном носителе, это нужно отдельно предусмотреть при согласовании условий договора.
Комментарий эксперта. С момента переноса данных в ЕГРН, документы, выданные инженером, утратят силу. Их можно использовать в информационных и справочных целях, тогда как официальные данные нужно запрашивать в виде выписки ЕГРН. Впоследствии, при каждом изменении параметров нужно вновь обращаться в кадастровую компанию, получать документ с актуальными данными на объект.
Кто такой кадастровый инженер
Кадастровый инженер – это специалист, владеющий профессиональными познаниями в области кадастра. Чтобы гарантировать подготовку достоверных сведений о недвижимом имуществе, инженеры проходят специальную подготовку и аттестацию, получают навыки работы с высокоточным оборудованием. Росреестр ведет базу данных, в которую включаются все инженеры. Поэтому на портале Росреестра можно не только найти специалиста, но и уточнить информацию о наличии у него аттестата. Реестр кадастровых инженеров доступен по ссылке.
Чтобы заказать кадастровые услуги, допускается обращение к любому инженеру с аттестатом. Однако рекомендуем обратить внимание на опыт работы специалиста, изучить отзывы о нем и его компании. Это позволит избежать технических и реестровых ошибок, дополнительных расходов на переделку документации. Любые виды кадастровых работ вы сможете заказать в компании Архитектурное бюро МСР.
Полномочия кадастрового инженера подтверждаются квалификационным аттестатом
Виды кадастровых работ
Проведение кадастровых работ может осуществляться на любое недвижимое имущество. Вот основные виды кадастровых работ, регламентированные Законами № 221-ФЗ и 218-ФЗ:
- работы на участках – межевание, определение и согласование границ, вынос межевых знаков на местности;
- работы на объектах капитального строительства, в помещениях – определение характеристик вновь возведенного строения и помещений, обмеры и обследования после завершения перепланировки квартир или других объектов, реконструкции, переустройства;
- работы на объекте, утратившем физическое существование – для подтверждения этого факта выдается акт обследования;
- комплексные кадастровые работы – на группы объектов.
К дополнительным видам работ можно отнести оценку состояния и безопасности строения, подготовку заключений по запросу суда или по иным вопросам. По итогам каждого из видов работ оформляется разная документация. Подробнее о порядке изготовления основных документов расскажем ниже.
О выполнении комплексных кадастровых работ в отношении объектов недвижимости, расположенных на нескольких земельных участках или частично за границами земельного участка, на котором они расположены. Согласно пункту 2 части 2 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ в результате выполнения комплексных кадастровых работ осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений (за исключением линейных объектов ), а также объектов незавершенного строительства , сведения о которых содержатся в ЕГРН.
Организация кадастровых работ в отношении объектов капитального строительства
Общие положения осуществления кадастровой деятельности в России. Исследование основных разделов межевого плана. Особенность составления акта обследования. Технология и методика проведения технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Рубрика | Государство и право |
Вид | дипломная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 05.07.2017 |
Размер файла | 372,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ КАДАСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 История развития кадастровых работ в России
1.2 Общие положения осуществления кадастровой деятельности
1.3 Кадастровый инженер. Требования, предъявляемые к кадастровому инженеру
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КАДАСТРОВЫХ РАБОТ
2.1 Кадастровые работы в отношении земельных участков
2.2 Кадастровые работы в отношении объектов капитального строительства
2.3 Комплексные кадастровые работы
2.4 Акт обследования
РАЗДЕЛ 3. ВЫПОЛНЕНИЕ КАДАСТРОВЫХ РАБОТ В ОТНОШЕНИИ ПОМЕЩЕНИЯ, РАСПОЛОЖЕННОГО ПО АДРЕСУ РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ, Г. УЛАН-УДЭ, УЛ. БУЙКО 20 «А», КВ. 39
3.1 Подготовка технического плана
3.2 Внесение сведений в ЕГРН
РАЗДЕЛ 4. РЕЕСТРОВЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПО ПОДГОТОВКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЛАНА
РАЗДЕЛ 5. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Для эффективного функционирования системы управления недвижимостью важно располагать конкретной информацией о том, в отношении каких объектов происходит тот или иной управленческий процесс. В связи с этим необходимы полные и достоверные сведения об объектах недвижимости, полученные на основе технической инвентаризации. Действенная система кадастрового учета объектов недвижимого имущества призвана отслеживать состояние объекта (различные характеристики) с момента его проектирования до конца жизни с целью информирования различных структур управления.
Техническая инвентаризация недвижимости, как процедура, существует еще со времен советского государства и была направлена на строгий учет государственного имущества. Проводили ее исключительно бюро технической инвентаризации, которые впоследствии и занимались архивированием данных инвентаризации по все объектам недвижимости.
Техническая инвентаризация объектов недвижимости заключается в проверке и определении на конкретную дату наличия, местоположения, назначения, фактического использования, состава, состояния и стоимости объекта.
Основными задачами кадастрового учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются:
* обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности;
* формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах капитального строительства и их территориальном распределении;
* обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе;
* информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
* сбор и предоставление сведений об объектах капитального строительства для проведения статистического учета.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что именно в ходе технической инвентаризации объектов капитального строительства выявляются и получают официальное закрепление характеристики объекта, позволяющие однозначно выделить его из числа других объектов недвижимости.
Целью данной работы является рассмотрение вопросов связанных с организацией кадастровых работ в отношении объектов капитального строительства и носит как теоретическую, так и практическую значимость.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты кадастровых работ в отношении объектов капитального строительства;
2) выявить актуальные проблемы кадастровых работ в отношении объектов капитального строительства в современных условиях;
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из пяти разделов, заключение, список использованных источников и приложения.
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ КАДАСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе.
Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает кадастровый инженер.
Кадастровый инженер может выбрать одну из следующих форм организации своей кадастровой деятельности:
1) в качестве индивидуального предпринимателя;
2) в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом.
Кадастровый инженер в вправе выбирать форму организации своей кадастровой деятельности и место ее осуществления самостоятельно.[13]
Саморегулируемые организации кадастровых инженеров создаются в организационно-правовой форме ассоциаций (союзов), основанных на членстве в них кадастровых инженеров.
В составе СРОдолжно быть не менее семисот членов, соответствующих обязательным условиям членства в саморегулируемой организации кадастровых инженеров.
В целях обеспечения формирования единых подходов к осуществлению кадастровой деятельности, координации деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, а также в целях взаимодействия саморегулируемых организаций кадастровых инженеров с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, заказчиками кадастровых работ, третьими лицами саморегулируемые организации кадастровых инженеров создают национальное объединение.
Национальным объединением признается некоммерческая организация, членами которой являются более пятидесяти процентов саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.
1.1 История развития кадастровых работ в России
Развитие земельного кадастра в России имеет, многовековую историю. В истории развития земельного кадастра России можно выделить четыре основных этапа.
Этап становления. Начало становления кадастра относится ко времени образования Киевской Руси, об этом свидетельствуют некоторые статьи «Пространной Русской правды» Владимира Мономаха. Качественная оценка имела упрощенный характер, земельные угодья подразделялись по видам — дворовые, пахотные, пустопорожние, охотничьи угодья, без почвенных различий. Первые переписи земель с характеристикой их качества и количества относятся к XII в.
На развитие древнего земельного кадастра в России определенное влияние оказало монгольское владычество. Поскольку для верного учета и сбора дани проводилась перепись жителей, а также их имущества. При раскладке дани учитывалось качество и качество княжеских земель и частных лиц.
Наиболее активно земельный кадастр рассматриваемого периода получил свое развитие в период распада феодального общества и образования централизованного государства. Оценка земель производилась для целей налогообложения в условных единицах. Основной единицей податного обложения служила соха, а система учета земель получила название «сошного письма».
Кадастровый учет земель в XVI веке проводился по Писцовому наказу (1622г.), согласно которому на писцов возлагались обязанности учета и измерения пашни, перелогов, сенокосов, лесов и других угодий. Количество земли исчислялось приблизительно. Следует отметить, что Писцовые книги того времени имели юридический и правовой характер. В Писцовые книги заносилась информация о сделках с землей — купля-продажа, обмен земельными владениями, передача земель по наследству. Эти книги признавались государством в качестве важнейшего доказательства прав на землю, а сама запись в них получила характер земельной регистрации. Вместе с тем, качественная оценка угодий была условной, согласно которой земельные угодья делились на 4 группы — добрые, средние, худые и очень худые. Оценочной формой были различные окладные единицы — соха, выть, сошка. Позднее, московская соха служила единицей податного налога.
Второй этап развития земельного кадастра в России связан с учением В.В.Докучаева о почвах. Если первый период развития земельного кадастра носит чисто описательный характер, то методика оценки земли, разработанная В.В. Докучаевым, носит характер научно-обоснованных исследований по определению ценности земли с использованием картографического материала, составлением картосхем, физического и химического анализа почв и одновременным изучением экономических условий местности (при участии знатоков края). Земельно-оценочные работы, проводимые под руководством В.В.Докучаева и его ближайшего ученика Н.М. Сибирцева, стали первыми комплексными исследованиями, при которых изучались не только собственно почвы, но и агроэкономические условия хозяйств, культура земледелия, урожайность сельскохозяйственных культур. В экспедициях участвовали не только почвоведы, но и климатологи, ботаники, экономисты-статистики. В это время создается школа почвоведов. Большая роль в развитии русской бонитировки почв принадлежит одному из учеников В.В. Докучаева — Н.М. Сибирцеву.
Третий этап развития земельного кадастра. После социалистической революции 1917 года происходит значительное расширение роли землеустройства. На первый план выдвигаются задачи по учету и закреплению границ землепользований на местности. Вследствие ликвидации частной собственности на землю и значительного перераспределения земель между крестьянами возникает необходимость в производстве геодезических работ на больших территориях. Земельно-кадастровые работы 20-х годов носили опытный характер, работы продвигались медленно, и к концу 1927 года были оценены земли в 18 волостях общей площадью 833 тыс. га.
Значительным сдвигом в развитии земельно-оценочных работ явилось внедрение аэрофотосъемки. Впервые съемку применяли в 1927 году на Украине и в Средней Азии, позднее — в 1928 году в Фергане и в Московской области. С этого времени начинается широкое проведение по всей территории страны специальных видов съемок — геоботанических, почвенных, агрохимических. Это позволило проектировать работы по улучшению качества земель, проведению мелиоративных, противоэрозионных и других мероприятий.
Качественно новый скачок в развитии земельно-оценочной деятельности связан с введением в действие Земельного кодекса РСФСР (от 13 декабря 1968 года), содержащего раздел о государственном земельном кадастре. «Общественная методика оценки земли» (декабрь 1976 года) определила цель, порядок проведения земельно-оценочных работ и порядок составления земельно-кадастровой документации. Экономическая оценка земли предусматривала выполнение следующих видов оценки: качественная оценка (бонитировка) земель для определения пригодности их использования в сельском хозяйстве; частная экономическая оценка, проводимая для определения эффективности возделывания отдельных сельскохозяйственных культур и вложений (затрат) на землях разного качества; общая экономическая оценка земли как средства производства в сельском хозяйстве по экономическому плодородию в целом. По всей территории СССР проводится кадастровое районирование на основе природно-сельскохозяйственного районирования и учета приблизительно одинаковых местных климатических условий, физико-химических свойств почв и специализации хозяйства.
Следует отметить, что при проведении земельно-оценочных работ возникали недостатки: субъективность, «привязанность» кадастровой оценки не к естественным образованиям, а к городам, хозяйствам, отчетной документации. Для решения этой проблемы использовались «эталонные» хозяйства, в которых типы и разновидности почв составляли 2/3 от общей площади, или включением в оценку большего числа хозяйств. Оценка производилась методами корреляционного анализа.
В целом кадастровая оценка земель в СССР была направлена на плановую оптимизацию хозяйства. В России оценка земли всегда была неразрывно связана с политико-государственным строем, теория оптимального планирования носила отпечаток административно-командного политического строя государства. Земельные ресурсы интенсивно использовались на получение, так называемого «нормального» (нормативного), урожая без учета агроэкологического потенциала земли, и ее экологической устойчивости.
Современный земельный кадастр принципиально отличается от ранее существовавших форм земельного кадастра. С 1991 года, в соответствии с Федеральным Законом от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю», использование земли в России является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Современный этап земельных преобразований нацелен на переход к рыночным механизмам регулирования земельных отношений. Современный земельный кадастр от ранее существовавших форм отличается также проведением массовых мероприятий по определению кадастровой стоимости земли по единому методическому подходу.
В августе 1992 г. Постановлением Правительства Российской Федерации «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации» было утверждено Положение о порядке ведения государственного кадастра, признана необходимость координации ведения земельного кадастра, обеспечения поэтапного перехода на автоматизированный метод получения, обработки, хранения и предоставления его данных. Кроме того, была указана необходимость проведения инвентаризации земель населенных пунктов.
Важными стали Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и Гражданский кодекс Российской Федерации, которые отнесли земельные участки и все, что прочно с ними связано, к недвижимости. В декабре 1993 г. были изданы указы Президента РФ: «О налогообложении продажи земельных участков и операций с землей»; «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость»; «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы»; Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации; Основные положения о залоге недвижимого имущества — ипотеке.
Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года разрешило главный спорный вопрос в сфере земельных отношений. Конституция закрепила право частной собственности на землю в Российской Федерации и свободу распоряжения землей как одно из основных неотъемлемых прав человека, охраняемых законом.
Первым нормативным, правовым документом был Федеральный закон «О государственном земельном кадастре», который был принят 2 января 2000г.
В июле 2007 года был принят внесенный Правительством Российской Федерации закон «О государственном кадастре недвижимости». Этот закон дает основные понятия, что такое формирование объектов недвижимости, т.е. процесс, когда объект недвижимости выделяется из материального мира и становится правопригодным, правоспособным, в том числе для последующей регистрации прав на этот объект.
Кадастровая система обеспечивает правообладателей гарантиями прав на имущество, налоговые органы — актуальными сведениями об объектах налогообложения, рынок недвижимости — достоверной информацией о земельных участках и связанных с ними улучшениях, систему органов государственного и муниципального управления — данными для формирования государственной политики в сфере землепользования, учета недвижимости и развития территорий.
Принятие нового закона о государственном кадастре недвижимости, который вступил в силу с 1 марта 2008 года, ставит новые задачи по разработке соответствующих подходов и методик для применения в практике. Закон имеет несколько изменений и нововведений. В частности, в законе четко и подробно закреплено положение о процессе формирования объектов кадастрового учета.
С 1 марта 2009 года произошло объединение организаций: Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), Федерального агентства геодезии и картографии (Роскартография) в единую службу — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по организации единой системы государственного кадастрового учёта недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) — существовавший до 31 декабря 2016 года государственный информационный ресурс (включающий в себя документы на бумажных и электронных носителях, дела и систему записей по установленной форме в книгах учёта, производимых государственным регистратором), который содержит данные о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, а также данные об объектах недвижимого имущества, сведения о правообладателях, наличие обременений, арестов и т. д. на территории РФ.
Ведение ЕГРП осуществляется на основе Федерального закона РФ от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
С 1 января 2017 года ЕГРП и государственный кадастр недвижимости (ГКН) объединились в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) в соответствии с Федеральным законом РФ от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
1.2 Общие положения осуществления кадастровой деятельности
Согласно ФЗ-№221 «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает кадастровый инженер.
Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.
При выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. При выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.
Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют ФЗ-№221 «О кадастровой деятельности», другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, ведение государственного реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и ведение государственного реестра кадастровых инженеров осуществляются федеральным органом исполнительной власти.
Результатом кадастровых работ является:
— в отношении земельных участков -межевой план;
— в отношении объектов капитального строительства — технический план;
— комплексных работ — карта-план;
— в отношении прекративших своё существование объектов недвижимости — акт обследования.
1.3 Кадастровый инженер. Требования, предъявляемые к кадастровому инженеру
Согласно ФЗ — №221 «О кадастровой деятельности» кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Кадастровый инженер может быть членом только одной саморегулируемой организации кадастровых инженеров.
Обязательными условиями принятия физического лица в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров являются:
— наличие гражданства Российской Федерации;
— наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, перечень которых утверждается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, не вошедших в указанный перечень, и дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений;
— наличие опыта работы в качестве помощника кадастрового инженера не менее двух лет, в течение которых он под руководством кадастрового инженера принимал участие в подготовке и выполнении кадастровых работ;
— сдача теоретического экзамена, подтверждающего наличие профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности;
— отсутствие наказания в виде дисквалификации за нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с вступившим в законную силу решением суда;
— отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления;
— наличие действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера;
— отсутствие ограничений, предусмотренных частями 19 и 20ФЗ- № 221
По данным сайта Росреестра по состоянию на 1 июня 2017 г количество кадастровых инженеров в России составляет 39423, из них 28251 состоят в СРО.
В Бурятии количество кадастровых инженеров составляет 296 человек. Из них 233 занимаются кадастровой деятельностью, 173 состоят в СРО. 190 кадастровых инженеров занимаются кадастровой деятельностью в качестве юридического лица, 43 в качестве индивидуальных предпринимателей.
участок, объект капитального строительства , территории административного. образования и так далее. [1]. … Кадастровые работы – это выполнение кадастровым инженером работ в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом, в отношении недвижимого имущества, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе. В результате проведенных кадастровых работ осуществляется подготовка и передача заказчику следующих документов: 1. Межевого плана, по результатам выполнения работ в отношении земельных участков и (или) их частей.
Общие рекомендации по выполнению кадастровых работ Избранное
Оставлять комментарии могут только члены нашего СРО, пожалуйста авторизируйтесь. Начните обсуждение, вы будете первым.
Общий порядок оформления объектов недвижимого имущества
Законодательство устанавливает многочисленные ограничения для проведения кадастрового учета и регистрации прав. Требуется, чтобы в результате кадастровых работ в ЕГРН попадали сведения с фактическими характеристиками объектов недвижимости, при этом требуется, чтобы фактические характеристики соответствовали установленным требованиям и сведениям в исходных документах. На практике часто бывает, что фактические характеристики не соответствуют требованиям или соответствуют, но не подтверждаются исходными документами или нужные документы отсутствуют. Таким образом, не более половины объектов недвижимости в Российской Федерации могут быть учтены в ЕГРН по результатам кадастровых работ. Если при изучении имеющихся исходных документов и результатов кадастровых работ выявлены препятствия для проведения кадастрового учета, то объекты следует сначала подготовить в ходе предусмотренных законом процедур, а уже затем подавать заявление на кадастровый учет и регистрацию прав.
Законодательные Требования к ОБЪЕКТАМ, заявляемым для кадастрового учета
Проведение кадастрового учета и регистрации прав возможны только в том случае, если одновременно выполняется ряд условий: а) имеются все исходные документы, предусмотренные законодательством, б) характеристики объекта, полученные по результатам кадастровых работ, соответствуют исходным документам, в) характеристики объекта, полученные по результатам кадастровых работ не выходят за рамки установленных ограничений, г) характеристики объекта, полученные по результатам кадастровых работ, не противоречат имеющимся сведениям ЕГРН. Если хотя бы одно из вышеперечисленных условий не выполняется, объекты необходимо готовить для кадастрового учета.
Исходные документы, требуемые для проведения кадастрового учета
Образование из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
- Утвержденный проект межевания территории (для участков под многоквартирными домами, для выдела земельного участка из долевой сельскохозяйственной собственности и др.).
- Проектная документация лесных участков (для образования лесных участков).
- Утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии проекта межевания (при отсутствии проекта межевания).
Раздел земельного участка
- Раздел земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории.
- Раздел земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
- Раздел земельного участка, находящегося в частной собственности осуществляется на основании решения собственника (соглашения между участниками долевой собственности) и согласия арендаторов, залогодержателей.
- Решения суда, предусматривающего раздел земельных участков в обязательном порядке.
Выдел земельного участка
- Выдел земельного участка в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности осуществляется на основании соглашения между ними об образовании земельного участка.
- Выдел земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется на основе утвержденного проекта межевания территории; документа, подтверждающего извещение участников долевой собственности о предстоящем выделении; документа, подтверждающего отсутствие возражений о предстоящем выделении.
- Решения суда, предусматривающего выдел земельных участков в обязательном порядке.
Объединение земельных участков
- Объединение смежных земельных участков осуществляется на основании решения собственника (соглашения между участниками долевой собственности) и согласия арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
- Решения суда, предусматривающего объединении земельных участков в обязательном порядке.
Перераспределение земельных участков
- Перераспределение смежных земельных участков осуществляется на основании решения собственников (соглашения между участниками долевой собственности) и согласия арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
- Перераспределение земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
- Решения суда, предусматривающего перераспределение земельных участков в обязательном порядке.
Уточнение местоположения границ
- При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из чертежа, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок.
- При отсутствии чертежа в документе, подтверждающего право — исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании:
- проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан
- чертежи из кадастровых, землеустроительных и межевых дел, переданных на хранение в государственный фонд землеустроительной документации.
- решение суда, содержащее решение о восстановлении утраченных чертежей, являющихся приложением к документам, удостоверяющим право на земельный участок.
- Документы, подтверждающие существование на местности границ 15 и более лет и содержащие описание местоположения природных или искусственных объектов, закрепляющих границы земельных участков:
- фотопланы местности с датой изготовления 15 и более лет назад;
- документы, подтверждающие предоставление земельного участка садоводческому товариществу 15 и более лет назад;
- картографические материалы, находившиеся на хранении в государственных и муниципальных органах и организациях, изготовленные 15 и более лет назад.
- решение суда, подтверждающее существование границ на местности 15 и более лет;
При использовании документов, подтверждающих существование на местности границ 15 и более лет в Заключении кадастрового инженера обязательно приводится описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка и составляются абрисы поворотных точек границы земельного участка.
Законодательные ограничения для регистрации объектов недвижимости
При наличии законодательных ограничений для регистрации, кадастровый учет и регистрация прав не проводится ни по заявлению, ни по решению суда. В неурегулированных законодательством случаях регистрация может быть проведена по решению апелляционной комиссии при Росреестре или по решению суда.
Запрещена регистрация объектов недвижимости в следующих случаях:
- Помещение в здании не изолировано и не обособлено.
- Запрещена регистрация помещений или частей объекта недвижимости в индивидуальных жилых домах, в садовых и дачных домах.
- Характеристики построенного объекта не соответствуют установленным требованиям по этажности, высоте.
- Отступы здания от границ земельного участка не меньше нормативных.
- Границы земельного участка пересекают границ населенных пунктов, территориальных зон.
- Площадь земельного участка больше или меньше установленных правилами землепользования и застройки максимальных или минимальных размеров.
- Не разрешено строительство в территориальной зоне, на которой расположен объект.
Неурегулированные законодательством случаи, когда решение принимается государственным регистратором по своему усмотрению:
- Имеются сомнения. является регистрируемый объект объектом недвижимости или нет. Законодательство содержит расплывчатые критерии отнесения объекта к объектам недвижимости.
- Не регистрируется вспомогательный объект при отсутствии основного объекта на земельном участке. Законодательство не содержит четкого критерия отнесения объекта к вспомогательному.
Подготовка объектов для кадастрового учета
Для того, чтобы узнать, необходимо ли готовить объект для кадастрового учета, следует уяснить состав имеющихся документов, провести кадастровые работы для получения фактических характеристик и сравнить полученные фактические характеристики со сведениями в исходных документах и сведениями ЕГРН. Если имеет место, хотя бы одно из нижеперечисленных условий,
- Нет документов, обязательное использование которых для составления межевого или технического плана установлено законом и приказами Минэкономразвития по составлению межевых и технических планов.
- Фактические характеристики объекта, полученные по результатам кадастровых работ, не соответствуют сведениям в имеющихся исходных документах.
- Фактические характеристики объекта, полученные по результатам кадастровых работ, не соответствуют законодательным требованиям к объектам недвижимости.
- Фактические характеристики объекта, полученные по результатам кадастровых работ, противоречат имеющимся сведениям ЕГРН.
то объект нужно будет готовить для проведения технического учета.
Для подготовки объектов к кадастровому учету следует, прежде всего, провести кадастровые работы, по результатам которых получить фактические характеристики. Полученные фактические характеристики необходимо сравнить с законодательными ограничениями, установленными для объектов недвижимости. Для зданий это разрешенное количество этажей, разрешенное назначение, соответствие градостроительному лану земельного участка. Для земельных участков – минимальная и максимальная площадь, установленная правилами землепользования и застройки. Фактические характеристики необходимо сравнить со сведениями в исходных документах, обязательное использование которых предусмотрено законодательством и определить допустимость выявленных расхождений. Наконец необходимо сопоставить фактические характеристики со сведениями ЕГРН. Если выявлено отсутствие документов и недопустимые расхождения, препятствующие проведению кадастрового учета, то результаты кадастровых работ следует оформить в виде межевого или технического плана на бумажном носителе и использовать при проведении работ по подготовки объекта.
Пути подготовки объектов для кадастрового учета:
- Если характеристики объекта не соответствуют установленным требованиям, то не исключается приведение характеристик объект недвижимости в состояние, которое соответствует требованиям законодательства.
- Если отсутствуют нужные исходные документы, их можно попытаться найти в государственных и муниципальных архивах или получить в порядке установленных законом процедур.
- Если характеристики объекта не соответствуют сведениям в исходных документах, можно а) внести изменения в исходные документы, если законом установлены соответствующие процедуры, б) привести объект в соответствие со сведениями, указанными в исходных документах, в) отдельно оформить часть объекта, превышающую площадь по исходным документам и г) отказаться от использования части объекта, предоставленной исходными документами, если такое использование невозможно или нецелесообразно.
- Если ни один из вышеперечисленных путей не подходит, то остается подача искового заявления в суд для признания права на объект недвижимости с его фактическими характеристиками.
- Если фактические характеристики объекта недвижимости, полученные в результате кадастровых работ, противоречат сведениям ЕГРН о самом объекте или смежных объектах, необходимо внести изменения в сведения ЕГРН в порядке исправления реестровой или технической ошибки или в судебном порядке.
Приведение характеристик объекта в соответствие с требованиями законодательства
- Если помещение не обособлено, можно провести перепланировку для обеспечения доступа к помещению от мест общего пользования.
- Если помещение не изолировано, то можно установить легкие некапитальные перегородки.
- Если количество этажей в индивидуальном жилом доме превышает допустимое, возможно провести реконструкцию с объединением двух этажей в один, например, с созданием второго света или другими доступными способами.
- Если отступы здания от границ участка меньше установленных, можно указать, что строительство начато до утверждения правил землепользования и застройки. Соответствие построенного здания установленным требованиям может подтвердить суд на основании экспертного заключения проектной организации..
- При пересечении границами участка границ населенного пункта или территориальных зон необходимо вносить изменения в градостроительную документацию, что предусмотрено законом.
- Если площадь участка превышает установленные максимальные размеры, то один участок можно разделить на два.
- Если строительство на участке не разрешено, необходимо корректировать градостроительную документацию, что предусмотрено законом.
Приведение в соответствие фактических характеристик и сведений в исходных документах
При расхождении сведений в техническом плане с проектной документацией по зданию, что характерно, например, для многоквартирных и промышленных зданий, законодательство требует внесения изменений в проектную документацию, ее повторное согласование и утверждение.
В случае недопустимого превышения фактической площади по сравнениюс исходными документами, на характерных точках границы, заключающей установленную документами площадь, устанавливаются временные межевые знаки. Положение временных межевых знаков фиксируется в Абрисе характерных точек. На обороте Акта согласования помещается чертеж, где условным знаком показывается положение временных межевых знаков и фактических рубежей, по которым проходят границы.
Площадь, превышающую предоставленную по документам можно дополнительно оформить. Для оформления дополнительной площади за счет неразграниченной государственной собственности необходимо подать в местные органы власти заявление с приложением проекта Семы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Дополнительную площадь, при условии оформления основной, можно приобрети без проведения торгов в собственность или в аренду.
Если в ходе кадастровых работ выявлено превышение фактической площади по сравнениюс исходными правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами, владелец земельного участка может перенести ограждения и установить их на новом месте таким образом, чтобы ограждение ограничивало площадь, предоставленную по документам.
Приведение здания в соответствие с установленными требованиями это крайняя мера, на которую следует пойти, когда другие пути решения проблемы не дали результата.
Признание права на объект недвижимости в судебном порядке
Если требуемые документы отсутствуют или сведения в них не соответствуют фактическим характеристикам, признать право на объект недвижимости можно в судебном порядке.
Если здание возведено на земельном участке, который не предоставлялся в собственность или в аренду, то признать право на такое здание практически невозможно, даже по решению суда. Также невозможно признать право на здание, возведенное на землях, где строительство запрещено.
При отсутствии разрешения на строительство необходимо запросить документы:
- документ о предоставлении, приобретении земельного участка с видом разрешенного использования, позволяющим осуществить застройку;
- договор о предоставлении земельного участка под застройку, о праве на застройку, заключенного с уполномоченным органом государственной власти в порядке, действовавшем в период строительства такого объекта;
- копии проектной и исполнительной документации на здания и строения, хранящиеся в архивах проектных организаций.
Полученные документы могут заменить разрешение на строительство при подаче документов на регистрацию и с высокой долей вероятности позволят узаконить постройку по решению суда, если в регистрации будет отказано.
Если запросы не дали результата, то права на возведенное без получения разрешения здание можно признать по решению суда в том случае, если здание расположено на земельном участке, предназначенном для строительства. К исковому заявлению желательно приложить заключение проектной организации, которое подтверждает, что построенное здание соответствует установленным требованиям. Также необходимо приложить документы, свидетельствующие о том, что была предпринята попытка получить разрешение на строительство или ввод в эксплуатацию зданию в административном порядке, но получен отказ.
Признать права на дополнительную площадь, используемую сверх предоставленного размера, суд не может. Используемые излишки площади необходимо будет приобрести.
Законодательство допускает признание границ земельного участка, существующих на местности 15 и долее лет. Если имеются документы, подтверждающие нахождение границ на местности 15 и боле лет, можно на основе этих документов готовить документы для проведения кадастрового учета. При отсутствии документов, подтверждающих положение границ на местности 15 и более лет, подтвердить права на используемую площадь можно только по решению суда.
Востановлние исходных документов
При отсутствии чертежа границ первое, что нужно сделать — запросить сведения в организациях, где нужные сведения могут храниться:
- копии землеустроительных и кадастровых дел, хранящиеся в государственном фонде землеустроительной документации;
- утвержденный проект организации и застройки территорий садоводческого, огороднического или дачных некоммерческого объединений граждан;
- архивные фотопланы и картографические документы, подтверждающие местоположение на местности границ более 15 лет;
- картографические материалы, хранящиеся в архивах местных администраций, проектных и изыскательских организаций;
- план границ из технического паспорта БТИ, изготовленного до 1 января 2013 года.
Полученные документы служат законным основанием для обоснования прохождения уточняемых границ.
При отсутствии правоустанавливающих и правоподтверждающих документов необходимо запросить:
- выписку из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок;
- справку садоводческого товарищества о членстве.
Полученные документы служат основанием для завершения процедуры приватизации и получения решения местного органа власти об утверждении схемы расположения данного земельного участка и предоставлении земельного участка в собственность. Непосредственное использование подобных документов для регистрации права законом н предусмотрено, но не исключено.
Восстановить сведения в окончательно утерянных исходных документах можно по решению суда.
Устранение противоречий со сведениями ЕГРН
Устранить противоречия со сведениями ЕГРН можно путем подачи в Росреестр документов, подтверждающих допущенную техническую или реестровую ошибку или, при отсутствии таких документов – по решению суда, который всесторонне рассмотрев обстоятельства дела, может вынести решение об исправлении реестровой ошибки.
Для подачи искового заявления в суд по исправлению ошибок в описании местоположения границ, рекомендуется провести кадастровые работы на прилегающих территориях и определить желаемые координаты регистрируемого земельного участка, смежных земельных участков и несмежных земельных участков, если это необходимо. Также следует по возможности согласовать исправляемые границы, что облегчит решение вопроса в суде. При согласии всех заинтересованных лиц, которое оформляется в виде отдельного Акта согласования границ на каждый исправляемый земельный участок, внести исправления в сведения ЕГРН можно и без решения суда.
Сведения о зданиях, внесенные в кадастр по материалам БТИ по результатам выполнения государственного контракта, как правило, имеют расхождение с фактическими параметрами по причине того, что БТИ руководствовалось другими правилами описания объектов по сравнению с современными требованиями. Перед выполнением кадастровых работ необходимо исправить сведения, внесенные в кадастр по сведениям БТИ. Закон не устанавливает подобной процедуры. На практике следует обратиться в органы БТИ с просьбой направить от их имени заявление об устранении допущенной ошибки с приложением правильных чертежей.
Задвоение прав на помещения и здания. Если в сведениях кадастра зарегистрированы право собственности на здание и одновременно на помещения в здании, это следует исправить до начала кадастровых работ. На здание может быть два взаимоисключающих варианта регистрации прав — регистрация прав на все здание или регистрация прав на все помещения в здании.
Кадастровая деятельность ( кадастровые работы ) – это выполнение работ в отношении недвижимого имущества, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе и оказание услуг в установленных Федеральным законом 221-ФЗ от 24.07.2007г. … При выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами: — определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка); — определяются координаты характерных точек контура…
- https://mosoblreg.ru/kadastrovye-raboty-i-uslugi/
- https://knowledge.allbest.ru/law/2c0a65635b2bc79b4d53a89521206c36_0.html
- https://kadastrsro.ru/index.php/polezno-znat/metodich-material/45-metodicheskie-rekomendatsii-dlya-kadastrovykh-inzhenerov/478-obshchie-rekomendatsii-po-vypolneniyu-kadastrovykh-rabot