Проведение занятий по инженерной подготовке
Обучение иностранных студентов инженерной графике на этапе довузовской подготовки отличается специфическими особенностями: предельно краткие и жесткие временные параметры освоения ряда дисциплин, отсутствие знания языка обучения, разноуровневая или недостаточная подготовка по дисциплине. Основной целью довузовской подготовки иностранных учащихся является максимальная подготовка к поступлению в высшее учебное заведение и дальнейшее обучение в нем.
В процессе довузовского обучения у учащихся формируется умение конспектировать, реферировать, готовить устные сообщения, выполнять самостоятельные работы. Но сначала необходимо формировать общекультурные универсальные знания, умения и навыки в области речи, а затем уже на их основе создавать более сложные и многокомпонентные педагогические, профессиональные умения. В статье показана организация учебного материала, на примере использования рабочей тетради при проведении занятий по инженерной графике в группах довузовской подготовки иностранных учащихся.
Проведение занятий по боевой подготовке в условиях сильных морозов
1. Антипина Н. А., Буркова С. П., Долотова Р. Г., Нехорошева Ю.Г. Инженерная графика. Учебное пособие для иностранных студентов. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. — 165 c.
2. Антипина Н. А., Буркова С. П., Долотова Р. Г. Инженерная графика. Рабочая тетрадь. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. — 90 c.
3. Буркова С.П., Винокурова Г.Ф., Долотова Р.Г., Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в обеспечении дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика» [электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2014. — № 3. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/117-13550
4. Буркова С.П., Долотова Р.Г., Винокурова Г.Ф. Современные образовательные технологии [электронный ресурс]// Современные проблемы науки и образования. – 2013. — № 2. – С. 282. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/108-8770
5. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Общее владение / Н.П. Андрюшина, Т.В.
Козлова. – Изд. 2-е, испр. – М. СПб: ЦМО МГУ – «Златоуст», 2004. – 80 с.
Довузовская подготовка иностранных учащихся занимает особое место в образовательном процессе и характеризуется специфическими свойствами, из которых особо следует отметить чрезвычайно короткие и жесткие временные параметры обучения, отсутствие знаний о языке обучения, отсутствие многоуровневой подготовки по общетехническим предметам, различия в социально-культурной среде, этнопсихологические характеристики.
Основной целью довузовской подготовки иностранных учащихся является максимальная подготовка к поступлению в высшее учебное заведение и дальнейшее обучение в нем. В процессе довузовского обучения у учащихся формируется умение конспектировать, реферировать, готовить устные сообщения, выполнять самостоятельные работы.
Проведение практических занятий в группе подготовки Сигналист П
Но сначала необходимо формировать общекультурные универсальные знания, умения и навыки в области речи, а затем уже на их основе создавать более сложные и многокомпонентные педагогические, профессиональные умения. И это важно не только для освоения русского языка как средства коммуникации, но и для обретения способности читать, понимать и обсуждать научные публикации по избранной специальности. Поэтому возникает потребность параллельного ознакомления с необходимой терминологией, основными законами и принципами решения задач.
Инженерная графика является одной из дисциплин, составляющих основу инженерного образования. Необходимость ее изучения обусловлена тем, что ни один инженерный проект не может быть выполнен без соответствующего графического оформления.
Поэтому наряду с общетехническими дисциплинами в Томском политехническом университете для учащихся технического профиля подготовительного отделения запланированы занятия по инженерной графике. В результате изучения этого курса слушатель подготовительного отделения получает знания по основным правилам и нормам оформления и выполнения чертежей и других конструкторских документов согласно Государственным стандартам Единой системы конструкторской документации. Он должен иметь представление о графических моделях реальных объектов и способах их получения; о нормативах графических работ; должен знать основные законы, методы и приемы геометрического и проекционного черчения; должен уметь использовать основные законы, методы и приемы геометрического и проекционного черчения; употреблять графическую символику; читать и выполнять чертежи.
Специально для слушателей подготовительного отделения на кафедре инженерной графики и промышленного дизайна Томского политехнического университета разработано адаптированное в соответствии с программой по русскому языку учебное пособие по инженерной графике. Пособие составлено в соответствии с требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников факультетов и отделений предвузовского обучения иностранных граждан (отраслевой стандарт). Учебное пособие состоит из введения; девяти глав (1 – геометрические фигуры на плоскости; 2 – геометрические тела в пространстве; 3 – правила оформления чертежей; 4 – геометрические построения;
5 – прямоугольные проекции; 6 – аксонометрические проекции; 7 – изображения; 8 – эскизы; 9 – типовые соединения деталей) и русско-английского словаря новых слов и словосочетаний, понимание которых может вызвать затруднения [1]. В конце каждой главы приведены вопросы для самопроверки и указания к выполнению упражнений и заданий для самостоятельной работы по закреплению теоретического материала. Кроме того, подготовлены методические указания по разным темам курса с вариантами индивидуальных заданий.
Приступая к изучению курса инженерной графики, иностранные студенты испытывают ряд сложностей. Это и проблемы с восприятием лекционного материала, трудности при самостоятельной работе с книгой при выполнении домашних заданий; и различные уровни подготовки по математике, геометрии и черчению иностранных граждан, которые приезжают из разных стран; а также серьезные трудности в адаптации режима работы к новым требованиям, формам и методам обучения.
Преодоление всех этих трудностей возможно в результате кропотливой индивидуальной работы с каждым студентом. На первом этапе занятий необходим постоянный контроль выполнения самостоятельных заданий иностранными студентами.
Методические материалы и индивидуальные задания для занятий по инженерной графике составлены в соответствии с лексическим минимумом по русскому языку как иностранному [5]. Посредством различных видов аудиторной работы вырабатываются навыки конспектирования, самостоятельной работы с текстом, книгой. При обучении на подготовительном отделении очень важно помочь обучающемуся преодолеть речевой барьер, поэтому целесообразно использовать коммуникативные ситуации, речевые задания, при выполнении которых используются чертежи, зарисовки, общепринятые символы.
При изучении курса «Инженерная графика» значительное место отводится выполнению графических работ. Только самостоятельное решение графических задач позволяет слушателю глубоко понять и освоить изучаемый материал. Инженерная графика — достаточно трудоемкая дисциплина, она требует значительных временных затрат при объяснении материала о выполнении чертежей.
Субъективное представление о выполнении чертежа приводит к тому, что, несмотря на общепринятые приемы черчения, каждый из слушателей представляет свой графический вариант задания, в результате чего возникают некоторые разночтения в чертежах. В связи с этим появилась необходимость в упорядочении тематического набора графических задач по дисциплине для решения на практических занятиях. В конечном итоге это привело к созданию для проведения практических занятий еще одного вида методических материалов — рабочей тетради, которую можно рассматривать как методическое издание, способное облегчить процесс усвоения материала и помочь слушателю наиболее рационально использовать свое рабочее время, тем самым сделать работу более продуктивной [4].
Выполнение заданий, включенных в тетрадь, поможет приобрести и развить как языковые навыки, так и навыки построения изображений, развить пространственное представление. Все изображения в рабочей тетради выполняются чертежными инструментами. Ответы на вопросы выполняются письменно.
Надписи на чертежах наносят шрифтом и в соответствии с принятой системой обозначений.
Перед выполнением заданий в рабочей тетради необходимо изучить теоретический материал, который относится к данному разделу в учебном пособии. Порядок расположения разделов тетради соответствует их последовательности в учебном пособии.
Поскольку рабочая тетрадь призвана, помимо приобретения навыков построения изображений и развития пространственного представления, помочь прибрести и развить языковые навыки, то в начале рассмотрения каждой новой темы в тетради перечисляются новые слова, с которыми слушатели познакомятся в процессе работы.
Использование рабочей тетради в процессе обучения черчению дает ряд преимуществ как слушателю, так и преподавателю. Во-первых, она позволяет существенно ускорить процесс объяснения материала; во-вторых, с помощью тетради можно определить степень завершенности работы и оценить уровень понимания изложенного материала.
Использование тетради позволяет концентрировать внимание слушателя на главном и существенном, отсекая все ненужное и второстепенное, позволяя выявить условия правильного выполнения задания. Тетрадь позволяет экономить время при решении задач, так как в ней представлены печатные основы, существенно снижающие механическую часть работы.
При защите индивидуальных графических заданий она является удобным справочным материалом, облегчает процесс отчета по работе слушателям, слабо владеющим устной речью и испытывающим затруднения при попытке сформулировать то или иное утверждение. В процессе освоения материала той или иной темы курса слушатели в конспективной форме заносят информацию по теме в тетрадь либо в форме ответов на вопросы, либо в форме описания алгоритма решения задач. Наличие в тетради соответствующей записи будет весьма полезным, поскольку в процессе занесения записи в тетрадь формируются логика и навыки письменной речи, а в процессе ее воспроизведения всегда можно уточнить фразу, заглянув в тетрадь.
Рассмотрим подачу материала в учебно-методическом комплексе «Учебное пособие»→«Рабочая тетрадь» на примере изучения построения сопряжений [2].
В учебном пособии приводится подробное разъяснение назначения сопряжений, видов сопряжений, параметров сопряжений, приводится наглядный пример сопряжения в конструкции конкретной детали (рис. 1).
Рис. 1. Иллюстрации к теме «Сопряжения» учебного пособия
Изучив материал пособия, слушатели приступают к работе в рабочей тетради. В первую очередь они повторяют новые слова, с которыми они познакомились, изучая тему, затем записывают новые термины и определения в отведенные на странице тетради поля (рис. 2).
Рис. 2. Страница рабочей тетради
Только после этого учащиеся выполняют задачи, приведенные в тетради. Задачи заданы графически (рис. 3), поэтому правильность решения можно быстро и просто оценить.
Рис. 3. Фрагмент задания на построение сопряжения в рабочей тетради
В завершение изучения темы для закрепления материала слушатели выполняют самостоятельную работу в рабочей тетради: построение детали, основу контура которой представляют сопряжения (рис. 4).
Рис. 4. Задание для самостоятельной работы
Рабочая тетрадь повышает мотивацию обучения. Она, по сути, является образовательным опытом развития учащегося. Всем своим конструированием, заданиями и вопросами, источниками она направлена на «соавторство» и «сотворчество». На смену заучиванию и репродукции приходит самостоятельное добывание знаний.
Все эти особенности рабочей тетради позволяют повысить эффективность учебного процесса. Актуальность ее использования заключается в оптимальном сочетании содержания информационной подготовки слушателя с возможностью выявить направление движения формирования мыслительной деятельности [3].
Таким образом, применение рабочей тетради в довузовском обучении иностранных студентов улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации, появляется возможность реализации перспективных методов обучения. Как показала практика, применение в процессе обучения рабочей тетради способствует более продуктивному усвоению специальных терминов и понятий, приобретению практических умений и навыков, формированию у обучающихся умений и навыков самоконтроля, развитию пространственного мышления. Кроме того, оно дает возможность преподавателю постоянно контролировать процесс обучения и уровень усвоения материала.
Рецензенты:
Стародубцев В.А., д.п.н., профессор кафедры инженерной педагогики Института развития стратегического партнерства и компетенций Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск;
Сапожков С.Б., д.т.н., и.о. зав. кафедрой естественно-научного образования Юргинского технологического института Национального Исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.
ИсточникПроведение занятий по инженерной подготовке
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлена: 19.10.2020
Просмотров: 2806
Скачиваний: 57
СОДЕРЖАНИЕ
Необходимо помнить, что время работы одной собаки должно быть не более 40 минут. После этого необходимо собаку заменить и дать ей возможность отдохнуть. Во время отдыха собаки должны находиться в безопасном месте на привязи и быть укрытыми от солнца. Не допускается оставлять собак МРС без присмотра.
При наличии информации или при обнаружении мин, фугасов, установленных с разлитыми ГСМ, рассыпанным порошкообразным или кусковым тротилом, или при непонятном поведении двух собак во время обследования одного и того же участка дороги, использовать расчеты МРС на данном участке запрещается.
При обнаружении мины или фугаса саперами, оснащенными нелинейными локаторами или миноискателями, подается команда «Всем стой!». При этом саперы и подразделение прикрытия остаются на месте, где их застала команда и занимают оборону в готовности к ведению огневого боя. Командир группы принимает решение на способ уничтожения фугаса.
По возможности фугасы необходимо уничтожать путем расстрела из пулеметов БТР (МТ-ЛБ).Если это невозможно, то при включении в состав группы разведки и разминирования ИМР установка заряда рядом с фугасом осуществляется при помощи манипулятора. Если такой возможности нет — сапер, обнаруживший фугас, устанавливает штатный заряд, воспламеняет ЗТП и отходит в указанное командиром место.
Отходить от фугаса необходимо по тому же маршруту, по которому подходили к нему. Результаты подрыва фугаса осматривает один человек, назначенный командиром.
Управление подразделением осуществляется передачей команд голосом и сигналами Применение средств радиосвязи в условиях использования генераторов помех исключается.
Действия отделения по подготовке и содержанию путей выдвижения войск, устройству переходов и содержанию переправ при преодолении (форсировании) водных преград
Инженерно-саперное отделение при выполнении задач может действовать в составе таких подразделений, как отряд обеспечения движения (ООД), группа разграждения, и составлять основу инженерных разведывательных дозоров, выделенных от этих подразделений.
Инженерно-саперное отделение перемещается на БТР, разведывательных машинах, вертолетах или в пешем порядке и оснащается приборами наблюдения и определения расстояния (биноклями, перископами, дальномерами, рулетками), средствами разведки МВЗ (миноискателями, щупами, кошками и т. д.), средствами обозначения путей днем и ночью.
Отделение, действующее в составе ООД, оснащается приборами определения проходимости местности, фонарями МБФ, а для разведки водных преград, кроме того, гидровертушками, гидроспидометрами, спасательными жилетами, водолазным снаряжением.
Отделение передвигается от одного объекта к другому. По радио или подвижными средствами связи командир отделения представляет донесения о ходе выполнения задачи.
Действия отделения зависят от возлагаемых на него задач.
Инженерно-саперное отделение при подготовке и содержании путей выдвижения должно установить: состояние дорожного полотна и дорожных сооружений, наличие заграждений и разрушений, зараженные участки дороги, возможность их объезда, наличие строительных материалов. Командир отделения составляет схему разведки, организует Действия подчиненных; два номера расчета определяют места и характер разрушений (заграждений); два — разведывают дорогу и обозначают объезд (обход) препятствий, определяют проходимость местности; два — проверяют зараженность местности и наличие строительных материалов.
При устройстве переходов через препятствия инженерно-саперное отделение определяет их характер, протяженность, отыскивает объезды и обозначает их. При невозможности обхода (объезда) препятствий отделение устраивает переход взрывным способом с последующей дорасчисткой проезжей части вручную или с использованием путепрокладчиков.
При устройстве и содержании переправ командир отделения руководит действиями отделения; два номера расчета определяют пути выдвижения к переправам, обозначают их, разведывают съезды в воду и выезды из воды; два других номера определяют характеристики реки, берегов и дна; еще два — проверяют местность на радиоактивное заражение и на наличие строительных материалов.
Съезды (выезды) к водной преграде при отсутствии путепрокладчиков отделение устраивает взрывным способом.
Действия отделения гусеничных плавающих транспортеров
по оборудованию десантных переправ
В зависимости от ширины водной преграды и условий обстановки отделение гусеничных плавающих транспортеров может оборудовать и содержать десантную переправу на одном или двух створах.
Для оборудования и содержания десантной переправы могут привлекаться инженерно-саперные и инженерно-дорожные подразделения. Задачами этих подразделений являются: подготовка путей к переправе; проверка берегов и водной преграды на минирование; устройство съездов и выездов; проделывание проходов в заграждениях на берегу и в воде.
В установленное время отделение гусеничных плавающих транспортеров выдвигается к месту погрузки первого рейсорасчета. В целях обеспечения маскировки, удобства подхода к транспортерам для погрузки (посадки) переправляющейся техники (личного состава) и быстрого выхода к переправе транспортеры отделения располагаются в местах погрузки рассредоточено.
В этом районе командир отделения дает указание командирам транспортеров по подготовке машин к погрузке, проведению контрольного осмотра перед входом в воду. Погрузка (посадка) техники (личного состава) производиться по команде командира отделения, под руководством командиров транспортеров.
Погрузка техники осуществляется по аппарелям и откидному борту своим ходом или лебедкой транспортера. После погрузки техники, расчеты плавающих транспортеров и водители тягача (автомобиля) осуществляют ее крепление на платформе транспортера. Командир отделения дает указания расчетам переправляемой техники находиться только на грузовой платформе транспортера.
С получением установленного сигнала отделение плавающих транспортеров выдвигается к водной преграде к заранее подготовленным и разведанным трассам, Дистанция между транспортерами в ходе выдвижения должна составлять не менее 40 метров. Командир отделения руководит входом плавающих транспортеров в воду и выходом их на свои створы.
Методика проведения тактико-строевого занятия с отделением
Порядок проведения занятия зависит от его масштаба, поставленных учебных целей учебных вопросов, материального обеспечения занятия и времени, отведенного на его проведение.
На тактико-строевое занятие подразделение выводится в полном составе со штатной техникой и другими средствами инженерного вооружения. В отдельных случаях такие занятия могут проводиться вначале методом «пеший по-машинному», а затем на штатной технике.
На занятиях без материальной части «пеший по-машинному» подразделения обеспечиваются средствами связи, мегафонами, флажками, а ночью — сигнальными фонарями и приборами ночного видения. При выдвижении в район проведения занятий и возвращении с занятий руководитель занятия посредством объявления обучаемым вводных, отрабатывает с подразделением отдельные вопросы по тактической подготовке (например, защита от налета авиации противника или отражение воздушного десанта противника), выполнение отдельных нормативов по радиационной, химической и биологической защите (далее будет именоваться РХБЗ), например, преодоление зон или участков заражения и т.п.
С прибытием подразделения в район проведения занятия руководитель объявляет тему, учебные цели занятия, вводит обучаемых в тактическую обстановку, доводит порядок проведения занятия и первый учебный вопрос.
Тактическая обстановка на тактико-строевых занятиях создается для отработки каждого учебного вопроса. Для обозначения противника могут использоваться мишени и (или) группа военнослужащих со средствами имитации. Наиболее эффективны и поучительны те занятия, которые проводятся на тактическом (учебном) поле, где наряду с мишенями, инженерными сооружениями, заграждениями, разрушениями и средствами имитации применяются звуковые эффекты боя, записанные на магнитную пленку и транслируемые через громкоговорящие устройства, т. е. когда занятия проводятся в условиях, максимально приближенных к боевым.
Отработку учебного вопроса руководитель занятия начинает, как правило, с образцового показа выполнения приемов и действий специально подготовленным подразделением. При этом целесообразно изучаемое действие вначале показать в целом, затем по элементам, после чего показать выполнение действия в целом.
При показе (демонстрации), образцовых действий подчиненных, показ (демонстрацию) Целесообразно сопровождать краткими пояснениями руководителя занятия, после обучаемое подразделение приступает к отработке учебного вопроса методом тренировки.
В ходе проведения тактико-строевых занятий рядовой состав (специалисты) подразделений отрабатывают приемы и способы выполнения задач инженерного обеспечения в составе отделений (экипажей, расчетов), взводов и рот, а командиры, которые проводят занятие с подразделениями, получают практику в управлении подразделениями в ходе выполнения подразделениями задач инженерного обеспечения боевых действий войск.
При отработке обучаемыми приемов и способов действий, руководитель занятия добивается правильного их выполнения, слаженности и умелых действий обучаемых. Если элемент приема подразделением выполняется правильно, то руководитель занятия переходит к отработке следующего элемента приема.
При наличии недостатков в действиях обучаемых — руководитель останавливает занятие, указывает на ошибки, разъясняет порядок их устранения и тренирует личный состав в выполнении слабо усвоенных приемов или способов действий. В целях экономии моторесурса техники, используемой на занятии, повторение действий при исправлении допущенных ошибок обучаемых рекомендуется осуществлять методом «пеший по-машинному».
Приемы и действия обучаемых повторяются до тех пор, пока обучаемые не научатся выполнять их правильно, в нужном темпе и во времени, отведенном для выполнения данной задачи соответствующими нормативами, а подразделения не добьются согласованных действий. Следует руководствоваться правилом: не добившись четкого выполнения одного приема, не отработав качественно и в полном объеме один учебный вопрос, не следует переходить к отработке следующего приема или учебного вопроса.
Начиная отработку каждого нового учебного вопроса, командир, проводящий занятие, если необходимо, ориентирует подчиненных командиров подразделений на местности, вводит их в обстановку и ставит новые задачи подразделениям. При этом на создание тактической обстановки и постановку задач он должен затрачивать минимальное время с тем, чтобы предоставить как можно больше времени подразделениям для отработки приемов и способов действий войск. С этой же целью не следует на занятиях допускать заслушивания докладов об обстановке, выводов из нее и решений подчиненных командиров.
Отработав учебный вопрос, руководитель занятия может провести частный разбор, в ходе которого указывает на степень отработки учебного вопроса занятия, оценивает действия обучаемых, указывает на недостатки и пути их устранения.
Для обучения личного состава действиям ночью, определяется порядок применения приборов ночного видения, уточняется порядок освещения местности, имитация действия противника по рубежам постановки световых ориентиров (створов). Занятия обеспечиваются осветительными средствами.
Для личного состава и техники готовятся опознавательные знаки и готовятся сигналы взаимного опознавания и взаимодействия, места и порядок обозначения проходов в минно-взрывных заграждениях.
При проведении занятия ночью руководитель занятия особое внимание должен обратить: на соблюдение личным составом свето- и звукомаскировки; умение личного состава ориентироваться на местности: на подготовку ночных прицелов и приборов ночного видения; на подготовку личного состава к выполнению задач инженерного обеспечения, водителей (механиков-водителей) к выполнению задач на технике с использованием светомаскировочных устройств (СМУ) и приборов ночного видения.
После отработки учебных вопросов занятия, руководитель занятия дает команду на проверку наличия и комплектности УМТБ занятия и экипировки личного состава подразделения. Командиры подразделений при этом организуют выполнение личным составов указаний руководителя занятия, после чего докладывают ему результаты проверки.
Занятие завершается разбором. В разборе руководитель занятия напоминает тему цели занятия, анализирует действия подразделений при отработке каждого учебного вопроса подкрепляя их требованиями уставов, наставлениями, опытом войн, вооруженных конфликтов и учений войск. Отмечает действия отличившихся военнослужащих, а также недостатки, имевшие место в ходе занятия.
В заключение объявляется общая оценка подготовки каждого отделения (расчета, экипажа), взвода, роты. Указываются недостатки выявленные в ходе проведения занятия и пути их устранения.
Разбор проводится вначале со всеми военнослужащими, а затем раздельно с сержантским и офицерским составом.
Работа командира отделения по организации боевых действий
и повседневной деятельности войск
Боевой опыт, практика подготовки и ведения боевых действий в современных условиях со всей убедительностью свидетельствуют о том, что успешное выполнение поставленных задач зависит от правильности и своевременности принятия обоснованного решения на бой, от глубины знаний, опыта и воли командира, наличия времени на подготовку боевых действий и других факторов.
Научный подход к организации боевых действий (мероприятий повседневной деятельности) должен сочетаться с умением командира принимать оптимальные решения в короткие сроки, ясно и четко ставить задачи подчиненным, настойчиво добиваться их выполнения и уверенно управлять войсками в ходе боя.
В настоящее время у командиров всех степеней значительно понизился уровень организаторского мастерства вследствие слабой методической подготовки и несоблюдения общепринятых принципов работы с получением задачи на бой (действия). Умение уяснить суть задачи, отделить главное от второстепенного, существенное от несущественного должно являться характерной чертой каждого командира.
В рекомендациях рассмотрены основные направления методики работы командиров в выработке единых принципов всего комплекса организаторской деятельности. Применение рекомендаций предполагает творческий подход к решению поставленных задач, сообразуясь с конкретными условиями и особенностями обстановки.
ИсточникЗадачи и виды строевой подготовки военнослужащих ВС РФ, методика проведения
Служба в армии
С древнейших времен воинам требовалось публично подтверждать свою боеготовность. Помимо личных воинских качеств и мастерства обращения с оружием, им следовало демонстрировать и умения действовать коллективно, слушать и выполнять команды командира.
В дальнейшем основной формой такой проверки боеспособности стали строевые смотры воинов, где проверялись их выправка, обмундирование и вооружение. Зачастую такие мероприятия сопровождались показом особых строевых умений — перестроений, движений с оружием и без оружия. Элементы и общие правила строевой подготовки имеют глубокие корни, основанные на воинских традициях каждой страны.
Что такое строевая подготовка: основные термины и понятия
Строевая подготовка — отдельная базовая дисциплина в рамках боевой подготовки каждого военнослужащего. Она направлена на обучение личного состава при прохождении военной службы требованиям поддержания надлежащего внешнего вида, а также выработке умений быстро и правильно выполнять команды, строевые приемы с оружием и без него. Эти умения должны проявляться в слаженности действий военнослужащих в составе подразделений, воинских частей.
Сводом норм и правил, определяющих все требования строевой подготовки, является Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации. Его редакция, действующая на настоящий момент, была утверждена Приказом Министра обороны РФ № 111 от 11.03.2006 г. В качестве основных положений этот документ устанавливает следующие основные термины и понятия:
- Строй — установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и воинских частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.
- Шеренга — строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии на установленных интервалах.
- Линия машин — строй, в котором машины размещены одна возле другой на одной линии.
- Фланг — правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.
- Фронт — сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины — лобовой частью).
- Тыльная сторона строя — сторона, противоположная фронту.
- Интервал — расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями.
- Дистанция — расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями.
- Ширина строя — расстояние между флангами.
- Глубина строя — расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах — расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней линии машин (позади стоящей машины).
- Ряд — военнослужащие разных шеренг, стоящие в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий последующей шеренги, такой ряд называется неполным. При повороте строя кругом военнослужащий неполного ряда обязан перейти во впереди стоящую шеренгу.
- Колонна — строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) — одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром. Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более.
В качестве основных видов воинского строя установлены следующие:
- Двухшереножный — строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются первой и второй. При повороте строя названия шеренг не изменяются.
- Сомкнутый — строй, в котором военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями.
- Разомкнутый — строй, в котором военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.
- Развернутый — строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю (в линию машин) или в линию колонн на интервалах, установленных Уставом или командиром. Такой строй, как правило, применяется для проведения проверок, расчетов, смотров и т.п.
- Походный — строй, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром. Применяется для передвижения подразделений, при совершении марша, прохождениях на торжественных мероприятиях, а также в других необходимых случаях.
Задачи строевой подготовки: устав
Строевая выучка дисциплинирует военнослужащих, вырабатывает у них быстроту и четкость действий при вооружении и на боевой технике, а также способствует приобретению навыков, которые необходимы на занятиях по тактической, огневой, специальной подготовке и по другим предметам обучения.
Строевой Устав ВС РФ определяет:
- строевые приемы и порядок их выполнения, в т.ч. без оружия и с оружием;
- правила движения военнослужащего в составе строя;
- действия строев подразделений и воинских частей в пешем порядке и на машинах;
- порядок выполнения воинского приветствия, проведения строевого смотра;
- положение Боевого знамени воинской части в строю, порядок совместного выноса и относа Государственного флага Российской Федерации и Боевого знамени воинской части;
- обязанности военнослужащих перед построением и в строю и требования к их строевому обучению;
- способы передвижения военнослужащих на поле боя и действия при внезапном нападении противника.
Таким образом, строевая подготовка, являясь составной частью боевой подготовки, оказывает влияние на все стороны жизни и деятельности войск. Она способствует соблюдению воинского порядка и укреплению дисциплины, совершенствует умение владеть своим телом, развивает внимательность, наблюдательность и исполнительность.
Дисциплина
Армия — это одна из основополагающих общественных структур, обеспечивающая безопасность и само существование общества и государства. Эффективная деятельность такой структуры основана на строгом и безупречном исполнении военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами вышестоящих командиров.
В свою очередь, это повышает важность дисциплины как основы для поддержания требуемого порядка. В этом плане именно строевая подготовка закладывает базу как в умениях военнослужащего подчиняться приказам, так и в командирских умениях грамотно их отдавать, избегая неоднозначных толкований.
Быстрота реакции
Это свойство относится к числу важнейших показателей психофизического состояния каждой человеческой личности. Оно вместе с человеком воспитывается и совершенствуется, поскольку требует проявления в различных сторонах его жизни и деятельности и во многом обусловливает его способность к определенным жизненным и профессиональным навыкам.
Для военнослужащих требования к быстроте реакции — также в числе основополагающих. Хороший уровень строевой подготовки вырабатывает набор сигналов, которые солдат выполняет на подсознательном уровне и понимает без пояснений. Таким образом, без правильно поставленного строевого обучения трудно добиться четких действий солдат в современном бою.
Следует также учесть, что, несмотря на развитие военной техники, решающая роль в боевых действиях по-прежнему принадлежит человеку, его умению не допускать неверных (в том числе поспешных или запоздалых) движений.
Чувство сплоченности
Строевая подготовка нужна, чтобы научить военных координировать свои действия в группе. Воинский строй по самому своему характеру имеет важное воспитательное значение: военнослужащие, представляя собой единую массу, послушную знаку или команде командира, незаметно осознают, что принадлежат к единому коллективу, сплоченному для достижения общей цели. Сейчас, когда подразделения и части насыщены сложной техникой, когда значительно возросла роль коллективного оружия в бою, уровень взаимодействия, воспитываемый строевой выучкой, должен быть особенно высок.
Виды строевой подготовки в ВС РФ
Строевая подготовка в ВС РФ включает в себя такие виды:
- одиночное строевое обучение без оружия и с оружием;
- последовательная отработка строевой слаженности отделений (расчетов, экипажей), взводов, рот (батарей), батальонов (дивизионов) и полков при действиях в пешем порядке и на машинах;
- строевые смотры подразделений и частей.
Строевое обучение проводится на плановых занятиях и совершенствуется при всех построениях и передвижениях, на всех других занятиях и в повседневной жизни.
Одиночной является индивидуальная подготовка военнослужащих, проводимая ими в составе подразделения под руководством своего непосредственного командира. В ходе практических тренировок солдаты находятся в разомкнутом строю.
Групповой метод подготовки военнослужащих реализуется по составлению строя различных порядков в колонны и шеренги. Групповая подготовка солдат проводится по выработке строевого шага и выполнению команд на месте и на ходу. Дальнейшие групповые занятия направлены на накопление опыта и умений в действиях практической направленности.
Методика проведения занятий по строевой подготовке
Занятия по строевой подготовке планируются в роте, как правило, со всеми взводами одновременно. Они проводятся регулярно в течение всего периода первичного обучения военнослужащих. Практические строевые занятия включают в себя следующие этапы:
- проверка и тренировка выполнения ранее изученных приемов;
- показ нового строевого приема и его разучивание;
- тренировка обучаемых до правильного и четкого выполнения разученного приема;
- организация состязания на лучшее выполнение строевого приема и проведение разбора занятия.
В ходе тренировки командир следит за действиями своих подчиненных и указывает на допущенные ими ошибки, добивается их устранения, обращая внимание на правильность, четкость выполнения строевых приемов и действий. Все военнослужащие должны знать наизусть свои обязанности перед построением и в строю.
Для того, чтобы повысить уровень строевой выучки солдат, в частях и соединениях проводятся состязания на лучший взвод, роту или батальон по строевой подготовке. В часы самоподготовки военнослужащие изучают положения Строевого устава.
В качестве стандартной основы строевой подготовки обучающиеся должны знать и уметь выполнять:
- строевые приемы и движения без оружия;
- строевые приемы и движения с оружием;
- выход из строя и возвращения в строй;
- подход к начальнику и отход от него;
- воинское приветствие;
- движение строя подразделения в пешем порядке;
- понятие строевого смотра подразделения и требования должного соответствия Строевому уставу.
При оценке одиночной строевой подготовки военнослужащий оценивается за состояние внешнего вида, знание положений Строевого устава в объеме занимаемой должности и выполнение строевых приемов в соответствии с требованиями программы обучения.
Оценка военнослужащим за внешний вид определяется: «удовлетворительно», если военнослужащий имеет опрятный внешний вид, аккуратную прическу и все предметы военной формы одежды соответствуют правилам ее ношения при правильном расположении знаков различия, орденов, медалей (планок с лентами орденов и медалей), нагрудных знаков и значков.
При получении военнослужащим положительной оценки за внешний вид проверяется выполнение строевых приемов без оружия и с оружием. Каждый военнослужащий выполняет по указанию проверяющего не менее 10 строевых приемов (шесть приемов без оружия и четыре с оружием) из общего количества приемов, изложенных в Строевом уставе.
Обучение строевым приемам и движениям без оружия
В перечень обязательных к изучению строевых приемов и движений без оружия входят следующие элементы подготовки:
- выполнение команд: Становись, Равняйсь, Смирно, Вольно, Заправиться, Отставить, Головные уборы снять (надеть).
- повороты на месте;
- движение строевым шагом;
- выполнение воинского приветствия на месте и в движении;
- построение, перестроение, повороты, изменение движения.
Обучение строевым приемам и движениям с оружием
В подготовку обучающихся строевым приемам и движениям с оружием входят:
- Строевая стойка с оружием.
- Выполнение приемов с оружием на месте. В том числе — отработка основных положений оружия: «на ремень», «на грудь», «за спину», а также перевод оружия из одного положения в другое и операции по подтягиванию ремня.
- Выполнение приемов с оружием в движении.
Последний из пунктов в рамках строевой подготовки в основном включает элементы, что ранее осваивались без оружия. Строевые действия в бою отрабатываются, как правило, в рамках тактических занятий по боевой подготовке.
Обучение способам управления строем
Обучение способам и навыкам управления строем относится к компетенциям военнослужащих в рангах командиров, начиная с младшего командного состава. Процесс такого обучения требует знаний команд и сигналов, установленных Строевым уставом в целях управления строем — таких, как «Внимание», «Сбор командиров», «Марш», «Стой», «Увеличить дистанцию», «Уменьшить дистанцию», «В колонну» и т.п.
Строевые команды в ВС РФ
Управление строем осуществляется командами и приказаниями, которые подаются командиром голосом, сигналами (в т.ч. жестами рук, флажками, фонарем) и личным примером, а также передаются с помощью технических и подвижных средств. Команды и приказания могут передаваться по колонне через командиров подразделений (старших машин) и назначенных наблюдателей. Управление в машине осуществляется командами и приказаниями, подаваемыми голосом и с помощью средств внутренней связи.
В строю старший командир находится там, откуда ему удобнее командовать. Остальные командиры подают команды, оставаясь на местах, установленных Уставом или старшим командиром. Командирам подразделений от роты и выше в походном строю батальона и полка разрешается выходить из строя только для подачи команд и проверки их исполнения.
Строевые команды в армии принято разделять на предварительную и исполнительную. В то же время Уставом допускается, что такие команды могут быть и только исполнительными.
Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир. По всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю, принимают строевую стойку, в движении переходят на строевой шаг, а вне строя поворачиваются в сторону начальника и принимают строевую стойку.
При выполнении приемов с оружием в предварительной команде при необходимости указывается наименование оружия. Например: «Автоматы на — ГРУДЬ» и т.д. С целью привлечь внимание подразделения или отдельного военнослужащего в предварительной команде при необходимости называется наименование подразделения или звание и фамилия военнослужащего.
К примеру, «Вторая рота — СТОЙ» или «Рядовой Иванов, кру-ГОМ».
Исполнительная команда (в Уставе, как и в данном разделе — выделяется крупным шрифтом) подается после паузы, громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение.
Голос при подаче команд должен соразмеряться с шириной и глубиной строя.
При необходимости командир может назначать дополнительные сигналы для управления строем. При передаче команды сигналом предварительно подается сигнал «ВНИМАНИЕ», а если команда относится только к одному из подразделений, то подается сигнал, указывающий номер этого подразделения. Получение сигнала подтверждается его повторением или подачей соответствующего сигнала своему подразделению.
Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда «ОТСТАВИТЬ». По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.
При обучении допускаются выполнение указанных в Уставе строевых приемов и движение по разделениям, а также с помощью подготовительных упражнений. Как пример — «Направо, по разделениям: делай — РАЗ, делай — ДВА».
При подаче команд для подразделений родов войск и специальных войск вместо наименований «отделение», «взвод», «рота», «батальон» и «полк» указываются наименования подразделений и воинских частей, принятые в родах войск и в специальных войсках видов Вооруженных Сил России.
Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю
Этот перечень обязанностей оговаривается Строевым Уставом ВС РФ отдельно для командиров и военнослужащих. Для первых из них — в статье 25, для вторых — в статье 26.
Обязанности командира
В числе обязанностей командира значатся:
- указать место, время, порядок построения, форму одежды и снаряжение, а также какое иметь вооружение и военную технику;
- произвести назначение (при необходимости) наблюдателя, отвечающего за исполнение отданных команд (принятие сигналов);
- проверить и знать наличие в строю подчиненных своего подразделения (воинской части), а также вооружения, военной техники, боеприпасов, средств индивидуальной защиты и индивидуальной бронезащиты, шанцевого инструмента;
- проверить внешний вид подчиненных, а также наличие снаряжения и правильность его подгонки;
- поддерживать дисциплину строя и требовать точного выполнения подразделениями команд и сигналов, а военнослужащими своих обязанностей в строю;
- при подаче команд в пешем строю на месте принимать строевую стойку;
- при построении подразделений с вооружением и военной техникой произвести внешний осмотр их, а также проверить наличие и исправность оборудования для перевозки личного состава, правильность крепления перевозимых (буксируемых) вооружения и военной техники и укладки военного имущества;
- напомнить личному составу требования безопасности;
- в движении соблюдать установленные дистанции, скорость и правила движения.
Обязанности военнослужащего
Военнослужащий, согласно требованиям Строевого устава, обязан:
- проверить исправность закрепленных за ним оружия и боеприпасов, вооружения и военной техники, средств индивидуальной защиты и индивидуальной бронезащиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения;
- аккуратно заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь товарищу устранить замеченные недостатки;
- знать свое место в строю, уметь быстро, без суеты занять его;
- в движении сохранять равнение, установленные интервал и дистанцию;
- соблюдать требования безопасности; не выходить из строя (машины) без разрешения;
- в строю без разрешения не разговаривать и не курить.
ИсточникБыть внимательным к приказаниям и командам своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим. Передавать приказания, команды без искажений, громко и четко.