Мы проводим множество времени внутри помещений – отдыхаем дома, учимся в образовательных учреждениях, работаем в офисе или на производстве, организуем свой досуг в культурных заведениях. От того, насколько безопасен внутренний микроклимат помещения, зависит наше здоровье и самочувствие.
Использование материалов с повышенным радиационным фоном может способствовать развитию ряда отклонений в нормальном функционировании здорового человеческого организма.
Застройщики, в угоду экономии и в ущерб здоровью жильцов, зачастую опускают такой важный фактор как радиационный фон внутри помещения. Решать проблему радиационной безопасности нужно еще на ранних этапах строительства: при выборе места под застройку, выборе материалов для возведения фундамента, стен, выборе внутренней и внешней отделки, обустройстве прилегающей территории.
Из-за ухудшения радиоактивными строительными материалами экологии помещения людей начинают беспокоить
Согласно Нормам радиационной безопасности НРБ-99 и ГОСТ 30108-94, нормирование проводится по параметру удельная эффективная активность:
Радиационная безопасность при работе с источниками ионизирующих излучений
Аэфф = АRa + 1.31АTh + 0.085АK,
где АRa, АTh, АK — удельные активности радионуклидов 226Ra, 232Th и 40K соответственно, Бк/кг.
Согласно ГОСТ 30108-94 за результат определения удельной эффективной активности в контролируемом материале и установления класса материала принимается значение, определяемое по формуле:
Aэфф м = Аэфф + D,
где D — абсолютная погрешность определения Аэфф.
· Для материалов, использующихся во вновь строящихся жилых и общественных зданиях (I класс) Аэфф м не должна превышать 370 Бк/кг.
· Для материалов, используемых в дорожном строительстве в пределах территории населенных пунктов и зон перспективной застройки, а так же при возведении производственных сооружений (II класс) Аэфф м не должна превышать 740 Бк/кг.
· Для материалов, используемых в дорожном строительстве вне населенных пунктов (III класс) Аэфф м не должна превышать 1500 Бк/кг.
ГОРОДА: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Волгоград, Воронеж, Владивосток, Ярославль, Обнинск, Калининград, Орел, Тюмень, Томск, Тамбов, Тверь, Улан-Удэ, Смоленск, Саранск, Сочи, Ставрополь, Сыктывкар, Рязань, Пенза, Оренбург, Набережные Челны, Новгород Великий, Новороссийск, Магадан, Магнитогорск, Липецк, Калуга, Кемерово, Краснодар, Ижевск, Иваново, Иркутск, Забайкальск, Владимир, Вологда, Белгород, Брянск
Источник: izron.ru
Радиационная безопасность при строительстве
Возведение объекта всегда связано с рисками. Обеспечить безопасность при строительстве позволяют нормы законодательства и контроль за их соблюдением. Однако не все риски очевидны, например, радиация. Чтобы обеспечить безопасность в этой сфере, пресечь или предотвратить риск радиационного заражения, законодательство предъявляет требования к строительному объекту на всех стадиях его реализации: от создания документации, до сдачи, а также в процессе эксплуатации.
Основы радиационной безопасности. Лекция-01
Контроль за радиационной безопасностью на стадии проектирования
Действующее законодательство в области проектирования устанавливает требования к исходным данным при подготовке проектной документации объектов строительства. Федеральный закон № 384-ФЗ от 30.09.2009 «Технический регламент безопасности здания и сооружений» (далее — закон № 384) устанавливает, что здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы при проживании и пребывании человека в здании или сооружении не возникало вредного воздействия на человека в результате физических, биологических, химических, радиационных и иных воздействий (ст. 10).
Таким образом, если заказчик работ не передаст подрядчику документацию, которая соответствует экологическим требованиям, последний вправе не приступать к работам до ее получения . Он также вправе потребовать расторгнуть контракт. При этом заказчик не сможет рассчитывать на неустойку за просрочку, если только не докажет вину подрядчика.
Например, суд удовлетворил иск подрядчика о расторжении контракта и отказал во встречном иске заказчика, который требовал неустойку за нарушение сроков работ. Суд установил, что заказчик не передал исполнителю документацию, которая содержит требования к радиационной безопасности. Это стало причиной задержки сроков.
Пункт 2 статьи 15 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» указывает, что проектирование и строительство зданий и сооружений ведется с учетом предотвращения поступления радона в воздух этих помещений.
Статья 28 закона № 384 требует предусматривать в проектной документации на здания и сооружения, строительство которых планируется на территории, что в соответствии с результатами инженерных изысканий является радоноопасной, проведение мер по дезактивации территории и по обеспечению вентиляции помещений, конструкции которых соприкасаются с грунтом.
Уровень радона устанавливается при выполнении инженерно-экологических изысканий согласно Приказу Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». Согласно указанному Приказу работы в составе инженерно-экологических изысканий включают в себя инженерно-экологическую съемку территории, исследования химического загрязнения почвогрунтов, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, источников загрязнения, лабораторные химико-аналитические и газохимические исследования образцов и проб почвогрунтов и воды, исследование и оценку физических воздействий и радиационной обстановки на территории.
СНиП 2.02.01-83* (СП 22.13330.2011) «Основания зданий и сооружений», регламентирующие порядок проектирования фундаментов зданий и сооружений, разделом 13 «Экологические требования при проектировании оснований» устанавливают, что при проектировании и устройстве оснований, фундаментов и подземных сооружений должны выполняться требования, имеющие целью предотвращение, минимизацию или ликвидацию вредных и нежелательных экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий (пункт 13.1). Экологические требования, учитываемые при проектировании и строительстве, основываются на результатах инженерно-экологических изысканий, выполняемых в соответствии с СП 47.13330 и СП 11-102. С учетом результатов инженерно-экологических изысканий при проектировании и устройстве оснований, фундаментов и подземных сооружений необходимо выбирать проектные решения и разрабатывать мероприятия, которые защитили бы объекты строительства и людей от имеющихся неблагоприятных воздействий и не ухудшили экологическую обстановку (пункт 13.3 СНиП 2.02.01-83* (СП 22.13330.2011).
Пунктом 13.5 СНиП 2.02.01-83* (СП 22.13330.2011) предусмотрено, что при превышении нормативных уровней загрязнения окружающей среды необходимо предусмотреть соответствующие мероприятия по ликвидации или уменьшению возможных негативных воздействий.
Пункт 4.20 СНиП 2.02.01-83* (СП 22.13330.2011) предусматривает, что на участках, где по данным инженерно-экологических изысканий имеются выделения газов (радона, метана и др.), должны быть предусмотрены мероприятия по изоляции соприкасающихся с грунтом конструкций или способствующие снижению концентрации газов.
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что нарушение заказчиком условий контракта — непередача исполнителю отчета по инженерно-экологическим изысканиям не позволила достигнуть предусмотренной контрактом цели. Это признается существенным нарушением договора, являющегося основанием для его расторжения (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2015 № 20АП-3179/2015 по делу № А68-10686/14).
Контроль за радиационной безопасностью при выдаче разрешения на строительство и в процессе возведения объекта
Положения ч.ч. 1 , 5 , 9 ст. 49 ГрК РФ указывают, что проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе.
Предметом исследования являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Однако встречаются ситуации, когда о нарушении экологических требований становится известно только в процессе строительства. В этом случае контролирующие органы вправе приостановить возведение объекта.
Так, прокурор Свердловского района г. Красноярска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц. Он требовал признать незаконным разрешение на строительство здания в связи с нарушениями требований градостроительного и экологического законодательства, а также он потребовал обязать приостановить строительство объекта до получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации строящегося здания.
Суд удовлетворил иск. Строительство велось без заключения экспертизы, а, следовательно, оценка соответствия проектной документации санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям в нарушение требований градостроительного и экологического законодательства не проводилась, в связи с чем доводы прокурора о нарушении экологического законодательства при строительства указанного объекта являются обоснованными (апелляционное определение Красноярского краевого суда от 19.02.2014 № 33-1230/2014).
Отсутствие заключения государственной экологической экспертизы может стать причиной отказа в выдаче разрешения на строительство . Например, суд первой инстанции признал такой отказ незаконным. Он посчитал достаточным представленное заключение негосударственной экспертизы. Однако вышестоящая инстанция отменила указанный судебный акт. Апелляция указала, что требования ядерной, радиационной и иной безопасности являются предметом государственной экспертизы . Отсутствие положительного заключения считается основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016 № 15АП-2012/2016 по делу № А32-34621/2015).
Законодательство предусматривает ответственность за умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, в том числе за сокрытие сведений о радиационной обстановке (ст. 8.5 КоАП РФ), а также за нарушение обязательных требований в сфере строительства (ст. 9.4 КоАП РФ), если застройщик не осуществляет контроль на соответствие требований радиационной безопасности строительных материалов (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 № 11АП-737/2016 по делу № А65-23223/2015).
Например, общество привлекли к ответственности за сокрытие экологической информации при строительстве объекта.
Согласно ч. 2 ст. 24 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Данные требования АО «***» не выполнило.
При таких обстоятельствах выводы должностного лица и суда о наличии в действиях АО «***» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.
Суд при рассмотрении жалобы пришел к правильному выводу о наличии в действиях АО состава правонарушения (решение Московского городского суда от 28.08.2015 по делу № 7-9103/2015).
Контроль за соблюдением радиационной безопасности при сдаче и дальнейшей эксплуатации
Встречаются ситуации, когда органы местного самоуправления отказываются выдавать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если не подтверждается его радиационная безопасность. Например, администрация городского поселения отказалась принимать объект, поскольку в составе документов ей не представили протоколы радиационной безопасности.
Однако такое основание для отказа не предусматривает закон (ч. 6 ст. 55 Грк РФ). Если застройщик предоставил документы в соответствии с требованиями ГрК РФ, такой отказ можно успешно оспорить (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2015 № 10АП-3901/2015 по делу № А41-70310/14).
Тем не менее такие протоколы, а, следовательно, проведение экспертизы, может потребовать заказчик работ в составе передаваемой с объектом документацией. Например, суд удовлетворил требование о понуждении подрядчика устранить нарушения муниципального контракта, в том числе предоставить протоколы лабораторных и инструментальных исследований и измерений по результатам радиационного контроля (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 по делу № А05-13018/2014).
Для проведения таких экспертиз исполнителю работ необходимо обратиться в специализированные учреждения, которые имеют свидетельства об аккредитации. Например, оспаривая предписание уполномоченного органа об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований, заявитель предъявил отчет о лабораторных и инструментальных исследованиях на объекте строительства, а также протокол радиационного контроля здания, проведенный организацией, имеющей соответствующее свидетельство (решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.02.2015 по делу № А60-48500/2014).
В другой ситуации экспертиза проводилась с целью получения разрешения на ввод в эксплуатацию, поскольку у заявителя отсутствовало разрешение на строительство. Чтобы его получить, он доказывал отсутствие угрозы жизни и здоровью строящимся объектом.
Из экспертного заключения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта от ДД.ММ.ГГГГ и экспертного заключения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы объекта строительства по радиационному фактору от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объект соответствует государственным санитарным нормам и правилам, а также требованиям СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности НРБ-99/2009» (постановление Президиума Самарского областного суда от 25.02.2016 № 44г-18/2016).
Самые строгие требования к радиационной безопасности закон предъявляет к особым режимным объектам. Если они представляют опасность, прокурор вправе потребовать вывести такие объекты из эксплуатации и потребовать от предприятия-нарушителя разработать проект санитарно-защитной опасной зоны (СЗЗ). Например, с таким требованием к режимному предприятию вышел представитель Второй прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области. Суд удовлетворил иск.
По результатам измерений четырех проб грунта, отобранных из подвала корпуса, обнаружено наличие изотопов урана. В соответствии с таблицей 3.12.1 и п. 3.12.2 Основных Санитарных правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010) СП 2.6.12612-10, а также таблицей 3.2 Санитарных правил Обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-2002) СП 2.6.6.1168-02 грунт — рыхлые отложения с бетонного пола подвала корпуса — следует отнести к открытому источнику ионизирующего излучения категории твердых, среднеактивных радиоактивных отходов. Все виды обращения, включая и временное хранение этого грунта, должно осуществляться в полном соответствии с требованиями по обеспечению радиационной безопасности, содержащимися в НРБ-99/2009 и п. 3.8.4, п. 3.8.5, п. 3.8.20, п. 3.11.7, п. 3.11.9, п. 3.11.19 ОСПОРБ 99/2010.
В связи с возможным неконтролируемым поступлением в организм человека радиоактивных веществ, потенциальная опасность объектов относится к 1 категории, для которых, с учетом положения ст. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, разработка проекта СЗЗ является обязательной (апелляционное определение Московского областного суда от 05.02.2014 по делу № 33-2782/2014).
Таким образом, контроль за радиационной безопасностью начинается на стадии проектирования и не прекращается вводом объекта в эксплуатацию. Застройщики подвергаются проверкам, а сдача объекта, несмотря на прямое отсутствие в законе специального требования, не обходится без проверки документации о радиационной безопасности.
Источник: www.top-personal.ru
Радиационная безопасность в строительстве
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте профессиональную справочную систему
«Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
2.6.1. ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Радиационный контроль и санитарно-эпидемиологическая оценка жилых, общественных и производственных зданий и сооружений после окончания их строительства, капитального ремонта, реконструкции по показателям радиационной безопасности
Дата введения 2011-02-28
1. Разработаны Федеральным государственным учреждением науки «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П.В.Рамзаева» Роспотребнадзора (И.П.Стамат — руководитель, В.А.Венков, А.В.Колотвина, Д.В.Кононенко, Т.А.Кормановская, А.В.Световидов); Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (В.С.Степанов); Управлением Роспотребнадзора по г.Санкт-Петербургу (Г.А.Горский); Управлением Роспотребнадзора по г.Москве (С.Е.Охрименко); ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по г.Санкт-Петербургу» (А.В.Еремин); Управлением Роспотребнадзора по Калининградской области (Н.О.Гарри); ФГУП НТЦ Радиационно-химической безопасности и гигиены ФМБА России (А.М.Маренный); Центром метрологии ионизирующих излучений ФГУП «ВНИИФТРИ» (В.П.Ярына); группой компаний РЭИ (М.А.Маренный, Л.А.Белянина); Управлением Роспотребнадзора по Самарской области (С.А.Шерстнева).
2. Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (протокол от 28 декабря 2010 г. N 3).
3. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г.Онищенко 28 января 2011 г.
4. Введены в действие с 28 февраля 2011 г.
5. Введены взамен методических указаний «Проведение радиационно-гигиенического обследования жилых и общественных зданий. МУ 2.6.1.715-98 от 24.08.1998».
1. Область применения
1.1. Настоящие методические указания (далее — МУ) распространяются на организацию и порядок проведения радиационного контроля на соответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям по показателям радиационной безопасности жилых домов, общественных и производственных зданий и сооружений.
1.2. МУ предназначены для организаций, осуществляющих радиационное обследование жилых домов, общественных и производственных зданий и сооружений. Ими могут руководствоваться также индивидуальные предприниматели и юридические лица, деятельность которых связана с проектированием, строительством (капитальным ремонтом или реконструкцией) и эксплуатацией жилых домов, общественных и производственных зданий и сооружений, а также с проведением радиационного контроля.
1.3. Настоящими МУ руководствуются организации (структурные подразделения) федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор за обеспечением радиационной безопасности населения при облучении природными источниками излучения.
1.4. Показатели радиационной безопасности производственных помещений, расположенных в жилых и общественных зданиях, должны соответствовать требованиям, установленным для помещений производственных зданий и сооружений.
1.5. Владельцы зданий и сооружений, используемых в личных целях, соблюдают требования настоящих МУ на добровольной основе.
2. Нормативные ссылки
В настоящих методических указаниях использованы ссылки на следующие нормативные и методические документы:
2.1. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009): СанПиН 2.6.1.2523-09 от 2.07.2009 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 августа 2009 г., регистрационный номер 14534).
2.2. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010): СП 2.6.1.2612-10 от 26.04.2010 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 августа 2010 г., регистрационный номер 18115).
2.3. Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения: СП 2.6.1.1292-03* от 18.04.2003 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 мая 2003 г., регистрационный номер 4535).
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют СанПиН 2.6.1.2800-10, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
2.4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях: СанПиН 2.1.2.2645-10 от 10.06.2010 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 июля 2010 г., регистрационный номер 17833).
2.5. Радиационный контроль и санитарно-эпидемиологическая оценка земельных участков под строительство жилых домов, зданий и сооружений общественного и производственного назначения в части обеспечения радиационной безопасности: МУ 2.6.1.2398-08 от 02.07.2008.
3. Общие положения
3.1. Мощность дозы гамма-излучения и среднегодовая эквивалентная равновесная объемная активность изотопов радона в воздухе помещений зданий жилищного и общественного назначения, сдающихся в эксплуатацию после окончания строительства, капитального ремонта и реконструкции, должна соответствовать требованиям п.5.3.2 НРБ-99/2009, а в помещениях производственных зданий и сооружений требованиям п.5.2.1 ОСПОРБ-99/2010.
3.2. Целью настоящих МУ является установление единых требований к организации и проведению радиационного контроля и санитарно-эпидемиологической оценки по показателям радиационной безопасности жилых домов, общественных и производственных зданий и сооружений, сдающихся в эксплуатацию. Требования настоящих МУ направлены на обеспечение соблюдения действующих нормативов по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения при проектировании, строительстве и эксплуатации жилых домов, общественных и производственных зданий и сооружений.
Оценка соответствия жилых домов, общественных и производственных зданий и сооружений санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам радиационной безопасности при сдаче их в эксплуатацию производится по результатам радиационного контроля.
3.3. В соответствии с п.п.2 и 3 статьи 15 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» от 9.01.1996 N 3-ФЗ «В целях защиты населения и работников от влияния природных радионуклидов должны осуществляться: <. >приемка зданий и сооружений в эксплуатацию с учетом уровня содержания радона в воздухе помещений и гамма-излучения природных радионуклидов. <. >При невозможности выполнения нормативов путем снижения уровня содержания радона и гамма-излучения природных радионуклидов в зданиях и сооружениях должен быть изменен характер их использования».
3.4. Настоящие МУ устанавливают минимальный объем и порядок проведения радиационного контроля, необходимые для санитарно-эпидемиологической оценки соответствия жилых домов, общественных и производственных зданий и сооружений при вводе их в эксплуатацию по показателям радиационной безопасности.
3.5. При проведении радиационного контроля жилых домов, общественных и производственных зданий и сооружений определению подлежат следующие показатели радиационной безопасности:
мощность эквивалентной дозы гамма-излучения (далее — мощность дозы) в помещениях зданий;
3.6. Радиационный контроль помещений зданий включает поиск и выявление локальных радиационных аномалий в ограждающих конструкциях зданий.
3.7. Радиационный контроль жилых домов, общественных и производственных зданий и сооружений для оценки их соответствия требованиям санитарных правил и гигиенических нормативов по показателям радиационной безопасности проводят испытательные лаборатории, аккредитованные в установленном порядке в соответствующих областях измерений (испытаний).
3.8. Результаты радиационного контроля жилых домов, общественных и производственных зданий и сооружений оформляются протоколом испытательной лаборатории.
4. Требования к методикам и средствам радиационного контроля
4.1. Методики выполнения измерений показателей радиационной безопасности жилых домов, зданий и сооружений общественного и производственного назначения, результаты которых используются для оценки их соответствия требованиям санитарных правил и гигиенических нормативов, проходят аттестацию в порядке, установленном законодательством.
4.2. На средства измерений, используемые для контроля показателей радиационной безопасности жилых домов, общественных и производственных зданий и сооружений, следует иметь действующие свидетельства о государственной поверке.
4.3. Для измерений мощности дозы применяются дозиметры гамма-излучения с техническими характеристиками:
для 1-го этапа (гамма-съемка ограждающих конструкций) применяются поисковые гамма-радиометры (например, типа СРП-68-01, СРП-88Н и др.) или высокочувствительные дозиметры гамма-излучения, имеющие поисковый режим работы со звуковой индикацией. Поисковые гамма-радиометры (высокочувствительные дозиметры в поисковом режиме работы) должны обеспечивать регистрацию потока гамма-квантов в диапазоне энергий 0,05-3,0 МэВ при скорости счета импульсов от 10 с и выше;
для 2-го этапа контроля (измерения мощности дозы гамма-излучения) применяются дозиметры, у которых нижний предел диапазона измерения мощности дозы гамма-излучения при суммарной относительной неопределенности (0,95) не выше 60% должна составлять не более 0,1 мкЗв/ч; суммарная относительная неопределенность измерений мощности дозы на уровне 0,3 мкЗв/ч и выше должна быть не более 30%.
Поиск и выявление локальных радиационных аномалий на прилегающей территории (при необходимости) и измерения мощности дозы гамма-излучения рекомендуется проводить при толщине снежного покрова на территории не более 0,1 м.
5. Определение мощности дозы гамма-излучения
5.1. Контролируемой величиной в жилых домах и общественных зданиях и сооружениях является разность между мощностью эквивалентной дозы гамма-излучения в помещениях и на прилегающей территории, которая не должна превышать 0,3 мкЗв/ч.
Контролируемой величиной в производственных зданиях и сооружениях, сдающихся в эксплуатацию после окончания строительства, капитального ремонта или реконструкции, является мощность эквивалентной дозы гамма-излучения в помещениях, которая не должна превышать 0,6 мкЗв/ч с учетом фона.
5.2. Контроль мощности дозы гамма-излучения на территориях благоустройства жилых домов, общественных и производственных зданий и сооружений следует проводить в соответствии с п.5 МУ 2.6.1.2398-08.
5.3. Измерения мощности дозы гамма-излучения на прилегающей территории, результаты которых используются для оценки соответствия помещений требованиям НРБ-99/2009, производятся вблизи обследуемого здания не менее чем в 5 точках, по возможности расположенных на расстоянии от 30 до 100 м от существующих зданий и сооружений.
Для измерений по возможности выбирают участки с естественным грунтом, не имеющим локальных техногенных изменений (щебень, песок, асфальт). При использовании дозиметров типа ДРГ-01Т1, ДБГ-06Т и т.п. число измерений в каждой точке должно быть не менее 10, а при использовании дозиметров с неограниченным временем интегрирования длительность измерения должна выбираться такой, чтобы статистическая погрешность результата измерения не превышала 20%.
В качестве численного значения мощности дозы гамма-излучения в каждой контрольной точке на прилегающей территории принимают среднее значение по результатам измерений.
5.4. Контроль мощности дозы гамма-излучения в помещениях жилых домов, общественных и производственных зданий и сооружений следует проводить в два этапа.
5.5. На первом этапе проводится гамма-съемка поверхности ограждающих конструкций помещений здания с целью выявления и исключения в сдающемся здании мощных источников гамма-излучения, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью населения.
Гамма-съёмка проводится с использованием поисковых радиометров со сцинтилляционными детекторами и удобными выносными датчиками типа СРП-68-01 и осуществляется путем обхода всех помещений здания по свободному маршруту по центру помещений при непрерывном наблюдении за показаниями поискового радиометра с постоянным прослушиванием скорости счета импульсов в головной телефон.
5.6. Если по результатам гамма-съемки в стенах и полах помещений не выявлено зон, в которых показания радиометра в 2 раза или более превышают среднее значение, характерное для остальной части ограждающих конструкций помещения, и при этом мощность дозы не превышает значения 0,3 мкЗв/ч в помещениях жилых и общественных зданий или 0,6 мкЗв/ч — в помещениях производственных зданий и сооружений, то считается, что локальные радиационные аномалии в конструкциях зданий отсутствуют.
При обнаружении локальных радиационных аномалий в конструкциях зданий принимаются меры по их устранению.
5.7. На втором этапе проводятся измерения мощности дозы гамма-излучения в квартирах жилых домов и помещениях общественных и производственных зданий и сооружений. При этом в число контролируемых обязательно включаются помещения, в которых зафиксированы максимальные показания поисковых радиометров (дозиметров), а также помещения после ликвидации обнаруженных локальных радиационных аномалий.
Измерения мощности дозы гамма-излучения в помещении выполняют в точке, расположенной в его центре на высоте 1 м от пола. Для измерений выбирают типичные помещения, ограждающие конструкции которых изготовлены из различных строительных материалов.
5.8. Объем контроля следует определять достаточным для выявления всех помещений, в которых мощность дозы гамма-излучения может превышать установленный норматив, а также для оценки ее максимальных значений в типичных помещениях (по функциональному назначению, занимаемой площади, на этаже, в подъезде, а также по типу использованных строительных материалов). Число квартир (помещений) выбирается в зависимости от этажности здания, общего числа квартир (помещений), наличия достоверных сведений о показателях радиационной безопасности земельного участка, содержании природных радионуклидов в строительном сырье и материалах и других характеристик здания.
Если имеются документальные сведения о соответствии показателей радиационной безопасности земельного участка требованиям п.п.5.1.6 и 5.2.3 ОСПОРБ-99/2010, а строительного сырья и материалов, использованных при строительстве здания, требованиям п.5.3.4. НРБ-99/2009, то объем контроля выбирается минимальным с учетом:
— для односемейных домов, школьных и дошкольных детских учреждений измерения проводятся во всех помещениях для постоянного пребывания людей;
— в многоквартирных домах при числе квартир до 10 и зданиях и сооружениях общественного и производственного назначения при числе помещений для постоянного пребывания людей до 30 оптимальное число квартир (помещений), где проводятся измерения, может составлять 25% от их общего числа;
— в многоквартирных домах при числе квартир до 100 и зданиях и сооружениях общественного и производственного назначения при числе помещений для постоянного пребывания людей до 100 оптимальное число квартир (помещений), где проводятся измерения, может составлять 10%;
Источник: docs.cntd.ru
Радиационный контроль готового объекта промышленного/гражданского строительства
Радиационный контроль в построенном или реконструируемом здании нужно провести для его ввода в эксплуатацию, но иногда он необходим также и в процессе эксплуатации. Радиологические исследования могут проводиться как для уже готовых помещений, так и для строительных материалов.
ИЗМЕРЕНИЕ РАДИОАКТИВНОСТИ ПОМЕЩЕНИЙ
Для проверки уровня радиации в помещениях проводят измерения ионизирующих факторов: гамма-фона (гамма-съемка ограждающих строительных конструкций и МЭД — мощность эквивалентной дозы МЭД), ЭРОА радона и торона.
Ионизирующие излучения — это такие разновидности излучений, которые в определенных средах превращают атомы и молекулы в ионы. Такая ионизация атомов и молекул происходит при ядерных реакциях и при ядерном распаде отдельных химических элементов.
Ионизирующие излучения наносят большой вред здоровью человека. Некоторые болезни от их воздействия могут развиться быстро, другие — лишь спустя многие годы. Это, прежде всего, лейкозы, лучевая болезнь, раковые опухоли, наследственные заболевания (не проявлявшиеся ранее). У будущих поколений высока вероятность появления генных мутаций и различных болезней.
Чтобы защитить человека от возможных ионизирующих излучений, перед заселением жилого дома или запуском предприятия нужно сделать проверку на радиацию.
Чтобы осуществить контроль радиоактивного загрязнения, в каждое помещение входят специалисты с приборами (поисковыми и профессиональными дозиметрами, радиометрами радона и торона) и собирают показания.
ПРОВЕДЕНИЕ РАДИАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Проверка на радиоактивность делается для следующих материалов:
— сыпучих строительных материалов (песка, гравия, цемента, щебня);
— изделий из камня, облицовочных и декоративных плит, кирпича;
— отходов производства, которые используются в качестве стройматериалов или сырья для них.
По уровню радионуклидов эти строительные материалы делятся на классы, которые определяют или ограничивают область их использования.
Есть два метода радиационного контроля строительных материалов: экспрессный и лабораторный.
Экспрессный метод применяется, когда материалы поступают на стройку и их нужно оценить на радиологическую безопасность. Для этого используют радиометр удельной эффективной активности ЕРН и контрольный радионуклидный источник.
Лабораторный метод требуется, чтобы установить или уточнить класс стройматериалов, а также для получения сертификата на продукцию. В этом случае применяют радиометрическую установку, стандартные образцы удельной активности ЕРН и некоторые вспомогательные приборы.
По результатам исследований специалисты могут сделать расчеты по специальным формулам и выдать заключение.
Перечень параметров и цен проверки на радиацию приведен в таблице ниже.
КОНТРОЛЬ РАДИАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ СТРОИТЕЛЬНОГО ОБЪЕКТА В УРАЛЬСКОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ЛАБОРАТОРИИ ПРОМЫШЛЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Заказать оценку радиационной обстановки на объекте промышленного или гражданского строительства вы можете в нашей лаборатории по выгодной цене. Стоимость исследования для вас мы рассчитаем индивидуально. Позвоните по телефону +7(351)220-70-20 (старший специалист Алена Михайловна), чтобы уточнить все подробности.
ВИД ИЗМЕРЕНИЯ | СТОИМОСТЬ, РУБ. |
Замеры мощности эквивалентной дозы (МЭД) γ-фона (γ-излучения) внутри помещений + γ-съемка ОСК | 10 |
Определение эквивалентной равновесной объемной активности (ЭРОА) изотопов радона и торона в воздухе внутри помещений (среднегодовые уровни) | 80 |
РАДИАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ВИД ИЗМЕРЕНИЯ | СТОИМОСТЬ, РУБ. |
Удельная активность изотопа Цезия-137 | 535 |
Удельная активность изотопа Стронция-90 | 535 |
Удельная активность изотопов Плутония (239, 240) | 1100 |
Удельная активности изотопов Урана (234, 235, 238) | 1200 |
Удельная активность изотопа Тория-232 | 375 |
Удельная активность изотопа Радия-226 | 375 |
Удельная активность изотопа Калия-40 | 375 |
ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ДОЗИМЕТР, ДБГ-06Т
Предназначен для измерения мощности амбиентного эквивалента дозы окружающей среды и мощности экспозиционной дозы фотонного излученияна (рентгеновского и гамма-излучения) рабочих местах, помещениях, на территории предприятий, использующих радиоактивные вещества и другие источники ионизирующих излучений, в санитарно-защитных зонах. Дозиметр используется для контроля эффективности биологической защиты, радиационных упаковок и радиоактивных отходов, а также для оценки радиационой обстановки в местах жительства. Дозиметр обеспечивает измерение в интервале энергий фотонов от 0,05 МэВ до 3,0 МэВ
ДОЗИМЕТР-РАДИОМЕТР, МКС-08П
Дозиметр-радиометр предназначен для измерения амбиентного эквивалента дозы и мощности амбиентного эквивалента дозы фотонного (рентгеновского и гамма-) излучения, для измерения плотности потока вета-частиц от источников и загрязненных поверхностей и для измерения ил индикации плотности потока альфа-частиц. Прибор позволяет осущствлять оперативный поиск загрязненных предметов или источников радиоактивного излучения, проводить измерение объемной активности проб воды, почвы, пищи, продуктов растениеводства, животноводства и т.д. Прибор используется для оценки радиационной безопасности рабочих мест, жилища, местности, оценки радиоактивного загрязнения предметов, материалов, проб, в т.ч. денежных билетов.
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС, АЛЬФАРАДПЛЮС-АРП
Предназначен для экспрессных измерений и непрерывного мониторинга объемной активности радона-222 и количества распадов полония-216, а также эквивалентной объемной активности радона и торона-220 в воздухе жилых, рабочих помещений и на открытом воздухе. Наличие специальных пробоотборных устройств позволяет проводить измерения содержания радона-222 в воде, почвенном воздухе, определять плотность потока радона с поверхности грунта. Комплекс применяется для санитарно-гигенических обследований помещений и проведения работ в полевых условиях.
Источник: uralstroylab.ru