Расход топлива в строительстве

Когда организация владеет и распоряжается одним или несколькими служебными автомобилями, стоящими на ее балансе, перед ней постоянно стоит задача покупки топлива, обоснования его использования и списания на расходы.

Действующие правила налогообложения позволяют уменьшать за счет этого списания базу налога на прибыль, но только в том случае, если они правильно обоснованы в соответствующей отчетной документации.

Поэтому крайне важно корректно вести учет истраченных горюче-смазочных материалов и соблюдать нормы списания, устанавливаемые Министерством транспорта Российской Федерации.

Рассмотрим, какие нормы по ГСМ актуальны на сегодняшний день, как они зависят от сезона, а также нюансы, которые могут возникнуть при обосновании их списания в неоднозначных случаях. Покажем на примере, как правильно произвести нормативный расчет списания ГСМ.

Как признавать расходы на ГСМ в целях налогообложения?

Понятие норматива ГСМ

Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива. Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.

Расход топлива и выбор передачи. Тест

Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега.

Как считать

Чиновники выделили три основных понятия:

Базовая НЗТ Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций.
Транспортная НЗТ Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто.
Эксплуатационная НЗТ Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации).

Каждый из нормативных значений пересчитывается по отношению к базовому с учетом поправочных коэффициентов. Подробная таблица норм расхода топлива на 2022 год раскрывает значения по маркам авто. Сокращения в таблице:

  • Б — бензин;
  • Д — дизтопливо;
  • СНГ — сжиженный нефтяной газ;
  • СПГ — сжатый природный газ.

Кто устанавливает нормы ГСМ

Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.

Что влияет на расход топлива?

Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2016 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.

Как отразить в бухгалтерском учете организации списание ГСМ сверх установленных норм?

Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен.

Законодательная база Российской Федерации

действует Редакция от 10.02.1999

  • На момент включения в базу документ опубликован не был

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 10.02.99 N 6 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ РАСХОДА ЖИДКОГО ТОПЛИВА ДЛЯ МАШИН, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХСЯ В ПРЕДПРИЯТИЯХ УБОРКИ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ, САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ И РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»

НОРМЫ РАСХОДА ЖИДКОГО ТОПЛИВА НА РАБОТУ СПЕЦМАШИН КОММУНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Нормы расхода жидкого топлива для машин, эксплуатирующихся в предприятиях уборки городских территорий, санитарной очистки и ремонтно-строительном производстве

В данном нормативном документе приведены значения норм расхода топлива для подвижного транспорта, на котором смонтировано специальное рабочее оборудование для производства работ по содержанию городских территорий и в ремонтно-строительном производстве.

Приведенные нормативные материалы утверждены Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике взамен «Норм расхода жидкого топлива для машин, эксплуатирующихся на предприятиях уборки городских территорий, санитарной очистки и ремонтно-строительном производстве» N АТ-05-71/28 от 23.01.98.

Срок действия норм с января 1999 г. до 1 января 2002 г.

Нормативные материалы предназначены для работников предприятий, эксплуатирующих спецмашины, и могут использоваться как официальный документ для расчета тарифов на объемы выполненных работ.

Нормы расхода жидкого топлива на работу специальных коммунальных машинОбщие положения

В номенклатуру спецмашин для разработки норм расхода жидкого топлива включаются все машины на автомобильных, специальных и тракторных шасси, имеющие навесное оборудование, предназначенное для выполнения работ в городском хозяйстве.

Для спецмашин смежных отраслей техники, которые привлекаются дополнительно для выполнения ремонтно-аварийных работ в городском коммунальном хозяйстве (например, автокраны, бульдозеры, экскаваторы, автогрейдеры и др.), расход жидкого топлива устанавливается по действующим в этих отраслях нормам с учетом специфических условий городского хозяйства, в котором они используются.

Разработанные временные отраслевые нормы расхода жидкого топлива следует рассматривать как типовые, на основе которых устанавливаются нормы расхода топлива применительно к конкретным условиям эксплуатации машин.

1. Линейные нормы расхода топлива

Линейная норма расхода топлива — это норма, установленная индивидуально для каждой марки машин в однозначно определенных дорожно-эксплуатационных, климатических и нагрузочных условиях работы. В настоящее время нормативной основой для установления норм расхода отечественных машин являются введенные в действие с 1 января 1997 г. до 1 января 2002 г. «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (Р3112194-0366-97).

Для машин импортного производства нормы расхода топлива принимаются в соответствии с данными инструкции по эксплуатации.

Суммарная относительная надбавка к линейному расходу топлива исчисляется в долях единицы и определяется по формуле:

Д = Д1 + Д2 + Д3 + Д4, (1)

Д1 = 0,1 — десятипроцентная надбавка при работе спецмашины в черте города с частыми остановками (в среднем, более чем одна на один километр общего пробега);

Д2 = 0,1 — десятипроцентная надбавка на работу спецмашины в зимний период года для районов с умеренным климатом. Эта надбавка для южных районов при температуре ниже 0 град. C составляет 0,05, а в северных районах страны — 0,15. В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, — до 0,2. Перечень местностей с отнесением к особым климатическим зонам представлен в Приложении;

Д3 = 0,05 — надбавка для автомобилей со сроком службы более 8 лет;

Д4 = 0,2 — надбавка при работе в городах с населением свыше 2,5 млн. человек (при населении от 0,5 до 2,5 млн. чел. Д = 0,15).

Использование в расчетах этих надбавок обусловливается спецификой работы спецмашины, ее конструктивными особенностями и назначением.

Масса машины в снаряженном состоянии принимается по данным инструкции по эксплуатации и учитывает массу шасси, специального оборудования, кузова, приборов и инструмента. Если работа спецмашины связана с перевозкой бригады ремонтных рабочих, обслуживающих коммунальные объекты, то следует учесть и вес членов бригады из расчета 80 кг на одного рабочего.

Расход топлива на каждую тонну массы спецоборудования составляет для карбюраторных автомобилей — 2,0 литра/100 км, а для дизельных — 1,3 литра/100 км.

2. Нормы расхода топлива на работу специальных машин

Все спецмашины, используемые в коммунальных предприятиях по потреблению жидкого топлива, подразделяются на четыре группы:

— машины, имеющие автомобильные или тракторные шасси и оснащенные навесным оборудованием, привод которого осуществляется от двигателя шасси;

— машины, имеющие шасси, оснащенные специальными приборами и оборудованием, работа которых осуществляется от автономного двигателя внутреннего сгорания, установленного в кузове машины;

— малогабаритные машины и механизированный инструмент;

— машины, используемые для перевозки грузов различного назначения.

Нормативный расход топлива для специальных машин, относящихся к первой группе, определяется по формуле:

Q_ н = [H_ s + (G1 — G2) B] S/100 (I + Д) + QT, (2)

Q_ н — норма расхода топлива за сутки;

H_ s — линейная норма расхода топлива, л/100 км;

S — среднесуточный пробег машины, км;

Д — суммарная относительная надбавка к линейному расходу топлива;

Q — расход топлива при работе спецоборудования, л/час (или на 1 погрузку и разгрузку);

G1 — масса машины в снаряженном состоянии (с полным бензобаком);

G2 — масса шасси машины, т;

B — норма расхода топлива на каждую тонну массы спецоборудования, л;

T — продолжительность работы спецоборудования за сутки, час.

Нормативный расход топлива для машин, имеющих спецоборудование с приводом от автономного двигателя внутреннего сгорания, определяется как сумма расхода на передвижение машины с объекта на объект в течение определенного времени и расхода топлива на работу автономного двигателя за время работы спецоборудования.

Нормы расхода жидкого топлива на работу спецмашин, используемых для перевозки оборудования, определяются по действующим в настоящее время линейным нормам на автомобильном транспорте с учетом изменения массы базового шасси.

Нормы расхода масел на эксплуатацию спецмашин определяются расчетным методом после расчета норм потребности жидкого топлива, исходя из следующих указаний.

Вид и сорт масел и смазок Норма расхода масел на 100 л топлива
грузовые автомобили и автобусы, работающие на бензине грузовые автомобили и автобусы, работающие на дизтопливе
Моторные масла, л 2,4 3,2
Трансмиссионные масла, л 0,3 0,4
Специальные масла, л 0,1 0,1
Пластичные (консистентные) смазки, кг 0,2 0,3

Для новых машин (до 3-х лет эксплуатации) указанные нормы снижаются на 50%, а для машин свыше 8 лет эксплуатации — увеличиваются до 20%.

Примечания. 1. Линейные нормы расхода топлива на транспортное движение автомобилей приняты по «Нормам расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденным Департаментом автомобильного транспорта РФ от 29.04.1997 (Р-3112194-0366-97). Учтено изменение массы спецмашин по сравнению с массой базового шасси с использованием расчетной формулы:

H_s = H_sn + в (G_M — G_T).

Значение показателя «в» принято: для бензина 2 л/100 т.км, а для дизельного топлива 1,3 л/100 т.км.

2. Плотность топлива при расчете принята: бензина — ро = 0,74 кг/л, дизельного топлива — ро = 0,825 кг/л.

Настоящие нормы предназначены для обоснованного учета и контроля за фактическим расходом жидкого топлива на работу специальных машин, занятых уборкой и ремонтом городских дорог.

Нормы расхода горюче-смазочных материалов для спецмашин, эксплуатирующихся в предприятиях механизированной уборки городовМусоровозы, бункеровозы

N п/п Наименование марки (модели) машины Базовое шасси Марка двигателя Норма расхода топлива
на транспортное движение, л/100 км на 1 погрузку и разгрузку, л
1 2 3 4 5 6
1. 53-М ГАЗ-53 ЗМЗ-53 28,8 5,5
2. М-30А ГАЗ-53 ЗМЗ-53 28,8 2,9
3. КО-413 ГАЗ-53-14-01 ЗМЗ-53-11 28,8 5,5
4. КО-33МД ГАЗ-3307 ЗМЗ-53-11 28,2 5,5
5. КО-413-3 ГАЗ-3309 ДИЗЕЛЬ — ТУРБО 19,4 4,2
6. МКМ2 ЗИЛ-433362 ЗИЛ-508.10 35,8 7,4
7. КО-431 ЗИЛ-431412 ЗИЛ-433362 ЗИЛ-508.10 35,4 7,8
8. КО-424 ЗИЛ-494560 ЗИЛ-433362 ЗИЛ-431412 ЗИЛ-508.10 35,0 5,8
9. КО-429 ЗИЛ-133Д4 ЗИЛ-645 33,5 9,8
10. КО-415А, КО-415 КамАЗ-53213 КамАЗ-740.10 31,3 13,5
11. КО-415, КО-415А КамАЗ-53213 КамАЗ-740.10 5,5
12. БМ-53213 КамАЗ-53213 КамАЗ-740.10 31,3 11,7
13. КИ-5 «РИКО» КамАЗ-53213 КамАЗ-740.10 31,3 10,6
14. Faun (Wariopress — 211) КамАЗ-53213 КамАЗ-740.10 30,7 13,5
15. М-72 (ПП13, Югосл.) КамАЗ-55111 КамАЗ-740.10 42,4 10,2
16. MAN-26.240 MAN N = 176 кВт 33,1 13,8
17. MAN-22.192 MAN N = 139 кВт 32,5 10,2
18. MAN-16.168FKO MAN N = 124 кВт 28,2 7,4
19. IVEKO — MAGIRUS 190-25 AH IVECO N = 162 кВт 32,6 12,7
20. IVEKO — MAGIRUS KM-170D19F IVECO N = 130 кВт 30,4 9,6
21. IVEKO — MAGIRUS IVECO N = 162 кВт 31,3 7,1
22. MERSEDES BENZ -1617C MERSEDES BENZ N = 1116 кВт 26,6 6,0
23. MERSEDES BENZ -1617 MERSEDES BENZ N = 132 кВт 26,6 7,1
24. MERSEDES BENZ -1619 MERSEDES BENZ N = 139 кВт 28,0 8,1
25. MERSEDES BENZ -1622 MERSEDES BENZ N = 162 кВт 32,6 9,5
26. MERSEDES BENZ -2629 MERSEDES BENZ N = 218 кВт 49,8 18,1
27. Faun (Wariopress — 211) ЗИЛ-4331 ЗИЛ-645 30,2 10,7
28. Бункеровоз CA-3, CA-4 ЗИЛ-130 ЗИЛ-431412 ЗИЛ-433362 ЗИЛ-508.10 31,0 2,1
29. Бункеровоз ЗИЛ-4952 ЗИЛ-495710 (ЗИЛ-433362) ЗИЛ-508.10 35,5 2,2
N п/п Наименование специальной машины Базовое шасси Марка двигателя Норма расхода топлива
на транспортное движение, л/100 км на работу машины, л/100 км, <**>— л/ч
1 2 3 4 5 6
1. КО-713-01,02; ЗИЛ-431412 ЗИЛ-508.10 34,0 Плуг — 60,8
КО-002; ЗИЛ-130 ЗИЛ-130 35,8
ПМ-130, 130Б; ЗИЛ-130 ЗИЛ-130 35,8 Плуг и щетка — 73,6
КДМ-130 ЗИЛ-130 ЗИЛ-130 35,8
2. КО-713-01,02; ЗИЛ-130 ЗИЛ-130 35,8
ПМ-130; КО-002; КДМ-130 ЗИЛ-431412 ЗИЛ-43812 ЗИЛ-508.10 ЗИЛ-508.10 ЗИЛ-508.10 34,0
3. КО-705 ПЩ Трактор Т-40АП Д-37М 5,4 5,4
4. КО-812-6 Трактор ЛТЗ-55А Д-144-32 6,2 6,2
5. КО-707-1 Трактор МТЗ-80/82 Д-240 8,2 9,7
6. КО-705ПМ Трактор Т-40АП Д-37М 4,9 4,9
7. КО-719 Трактор Т-25А Д-21А1 4,6 4,6
8. ЭД-403 ЗИЛ-133 ГЯ КамАЗ-740.10 28,2 Плуг — 57,6 Плуг и щетка — 69,2
9. ЭД-403 ЗИЛ-133 Г4 ЗИЛ-645 28,2 Плуг — 49,5 Плуг и щетка — 60,2
10. КО-806.02 КамАЗ-4925 КамАЗ-740.10 27,8 Плуг — 55,1 Плуг и щетка — 65,0
11. КО-712 ПлЩ УСБ-25 ПЩ Трактор Т-25 Д-21А 4,6 4,6
12. ЭД-226 ЗИЛ-433102 ЗИЛ-645 27,0 Плуг — 49,5 Плуг и щетка — 60,2
13. ЭД-224 ЗИЛ-431412 ЗИЛ-508.10 34,0 Плуг — 60,8 Плуг и щетка — 73,6
14. МДК-5337 МАЗ-5337 ЯМЗ-236М 25,5 Плуг — 44,8 Плуг и щетка — 53,8
15. КУМ-5551 «КРОЛЛ» МАЗ-5551 ЯМЗ-236М2 30,5 Плуг, щетка — 56,5
16. Мультикар-26А СПЕЦШАССИ IVECO-8140 — 23-T-2585 16,6 Плуг, щетка — 48,3
Читайте также:  Строительная компания выиграла инвестиционные торги на право строительства жилого дома задача

Подметально-уборочные и подметальные машины

N п/п Наименование специальной машины Базовое шасси Марка двигателя Норма расхода топлива, л/100 км, <**>— л/ч
на транспортное движение на подметание проезжей части на подметание прилотковой зоны
1 2 3 4 5 6 7
1. ПУ-53А; ПУ-61; ПУ-60 ГАЗ-53А ЗМЗ-53-11 30,8 59,0 60,6
2. ПУ-93; ПУМ-1 ГАЗ-53 ЗМЗ-53 29,8 59,0 60,6
3. ПУ-93 ЗИЛ-433362 ЗИЛ-508.10 35,8 75,4 78,6
4. КО-309-А ГАЗ-53 ЗМЗ-53 29,6 77,0 81,0
5. КО-304А ГАЗ-53 ЗМЗ-53 29,3 76,5 80,0
6. «Кролл» КУМ-5551″ МАЗ-5551 ЯМЗ-236М2 32,9 11,2 12,1
7. КО-719 Трактор Т25 Д-21А 3,5 3,0 3,5
8. КО-707-1 Трактор МТЗ-80/82 Д-240 7,5 6,8 7,5
9. Бошунг — «Олимпик» Специальное ПЕЖО XUD9 8,4 8,9
N п/п Марка специальной машины Базовое шасси Марка двигателя Норма расхода топлива, л/100 км, <**>— л/ч
на транспортное движение при поливе при мойке лотковой части
1 2 3 4 5 6 7
1. КО-002; ПМ-130; ПМ-130Б; КДМ-130 ЗИЛ-130 ЗИЛ-130 34,0 116,0 140,0
2. КО-713-03; КО-713-04 ЗИЛ-431412 ЗИЛ-431812 ЗИЛ-508.10 34,0 116,0 140,0
3. КО-804 ЗИЛ-433362 ЗИЛ-508.10 34,0 116,0 140,0
4. ЭД-224 ЗИЛ-431412 ЗИЛ-508.10 34,0 116,0 140,0
5. КО-705ПМ Трактор Т-40 АП Д-37М 4,9 4,9 5,4
6. КО-811ПМ Трактор ЛТЗ-55А Д-144.32 8,5 8,8 9,3
7. КО 806-02 КамАЗ-4925 КамАЗ — 740.10 28,2 67,7 81,6
8. ЭД-226 ЗИЛ-433102 ЗИЛ-645.10 27,0 75,4 89,1
9. ЭД-403М ЗИЛ-133 ГЯ КамАЗ — 740.10 29,0 68,2 84,2
10. КО-707ПМ (прицеп) Трактор МТЗ-80/82 Д-240 8,6 9,5 10,2
11. МДК-5337 МАЗ-5337 ЯМЗ-236М 25,0 67,7 80,0
12. ЭД-403 ЗИЛ-133 Г4 ЗИЛ-645.10 26,8 75,4 89,1

Машины для вакуумной очистки емкостей и канализационных сетей

N п/п Марка специальной машины Базовое шасси Марка двигателя Норма расхода топлива
на транспортное движение, л/100 км на заполнение и слив цистерны, л на слив цистерны, л
1 2 3 4 5 6 7
1. Вакуум — машина КО-503А, КО-503Б, КО-503В ГАЗ-53 ГАЗ-3307 ЗМЗ-53 27,0 0,72
2. Вакуум — машина КО-505, КО-505А КамАЗ-53213 КамАЗ — 740.10 31,7 2,4
3. Илосос ИЛ-980, ИЛ-980А, ИЛ-980В ЗИЛ-130-76 ЗИЛ-431412 ЗИЛ-508-10 32,5 7,6
4. Вакуум — машина КО-705АНМ Трактор Т — 40АП Д-37М 5,4 5,4
5. Машина илососная КО-510 ЗИЛ-433362, 431412 ЗИЛ-508.10 35,2 7,6
6. Машина для очистки канализационных сетей КО-512 КамАЗ-53213 КамАЗ — 740.10 31,2 15,1
7. Машина для очистки канализационных сетей КО-514 КамАЗ-4925 КамАЗ — 740.10 30,6 9,5
8. Машина илососная КО-507А КамАЗ-53213 КамАЗ — 740.10 30,9 18,5
9. Машина для очистки канализационных сетей КО-502Б ЗИЛ-433362, ЗИЛ-431412 ЗИЛ-508.10 36,2 11,3
N п/п Марка специальной машины Базовое шасси Марка двигателя Норма расхода топлива, л/100 км, <**>— л/ч
на транспортное движение на выполнение рабочей операции
1 2 3 4 5 6
1. КО-713-02 ЗИЛ-431412 ЗИЛ-508.10 34,0 86,7
2. КДМ-130; ЗИЛ-130-80 ЗИЛ-508.10 34,0 86,7
МДК-433362 ЗИЛ-433362 ЗИЛ-508.10 34,4 86,7
3. ПР-130; ЗИЛ-130 ЗИЛ-130 34,0 86,7
КО-105 ЗИЛ-130 ЗИЛ-130 34,0 86,7
4. МДК-5337 МАЗ-5337 ЯМЗ-236М 25,0 70,0
5. КО-104А; КО-104 ГАЗ-53 ЗМЗ-53 27,7 74,5
6. ЭД-226 ЗИЛ-433102 ЗИЛ-645 27,0 76,3
7. КО-705УР Трактор Т-40 АП Д-37М 5,4 5,4
8. ЭД-224 ЗИЛ-431412 ЗИЛ-508.10 34,0 86,7
9. ЭД-403 М ЗИЛ-133 ГЯ КамАЗ — 740.10 27,5 89,6
10. ЭД-403 ЗИЛ-133 Г4 ЗИЛ-645 26,8 76,3
11. КДМ-4331 ЗИЛ-4331 ЗИЛ-645 26,6 76,3
12. КУМ-5551 «КРОЛЛ» МАЗ-5551 ЯМЗ-236 М2 29,7 66,2
13. Мультикар-26А Спецшасси IVECO-8140 — 23-2585 17,7 10,4
N п/п Наименование специальной машины Базовое шасси Марка двигателя Норма расхода топлива
на транспортное движение, л/100 км на выполнение рабочей операции, л/ч
1 2 3 4 5 6
1. Д-566А Специальное Д-50 4,8 4,8
2. КО-203 Специальное ГАЗ-52-01 26,5 7,6
3. КО-206 Спецшасси Д-240 7,8 7,8
4. КО-205 Трактор МТЗ-82 Д-240 8,2 8,2
5. ТМ-3А Спецшасси Д-242 5,8 5,8

Нормы расхода жидкого топлива для машин, применяемых в ремонтно-строительном производстве жилищно-коммунального хозяйстваМашины для ремонта дорог

N п/п Марка специальной машины Базовое шасси Марка двигателя Норма расхода топлива
на транспортное движение л/100 км на работу оборудования, л/ч, кг/ч
1 2 3 4 5 6
1. МТРД ГАЗ-53А ЗМЗ-53 33,0 9,0
2. ЭД-10А ГАЗ-53А ЗМЗ-53 29,1 6,0
3. АР-53 ГАЗ-53А ЗМЗ-53 33,0 4,5
4. Термос — бункер для перевозки литого асфальта РД-105 КамАЗ-55111 Силовая установка КамАЗ — 74006.10 Дизель ДЕУТЗ ФЗЛ912 39,4 6,0 на перемещение и распределение
Обогрев миксера: расход пропана 6,0
5. Термос — бункер для перевозки литого асфальта РД-905 ЗИЛ-431410 ЗИЛ-508.10 35,0 Цикл загрузка — разгрузка 3,0
6. Фреза прицепная ФД-500 Трактор МТЗ-82 Д-240 10,0
7. Фреза навесная «Амкодор» — 8047Б МТЗ-82 Д-240 10,4
8. Кохер КС-8 КрАЗ-258Б1 ЯМЗ-238 42,5 6,8 перемещение и распределение Расход пропана на обогрев миксера 6,4
9. Дорожный ремонтер ГАЗ-53А ЗМЗ-53 27,6 32 л/100 км
N п/п Марка специальной машины Марка двигателя Норма на выполнение рабочей операции, л/ч
1. ДЗ-122А А-01М 11,8
2. ДЗ-143 А-01МС 11,8
3. ДЗ-180 А-01М 12,5
4. ДЗ-98 У1Д6-ТК-С5 20,6
N п/п Марка специальной машины Марка базового шасси Норма на выполнение рабочей операции, л/ч
1 2 3 4
1. ЭО-2621А; ЭО-2621В-3 Трактор ЮМЗ-6КЛ 5,3
2. ЭО-2626; ЭО-2626А Трактор МТЗ-82Л 5,3
3. ЭО-3322Б; ЭО-3323 Спецшасси 7,1
4. ЭО-4224 Спецшаси гусеничное 9,8
5. ЭО-6526 Спецшасси 12,0
6. ЭО-5126 Спецшасси 14,3
7. ЭО-5221 Спецшасси 14,9
8. ТО-49 Спецшасси 8,0
9. ЭО-2629 Трактор ЮМЗ-6КЛ 5,1
N п/п Марка специальной машины Марка базового шасси Норма на трансспортное движение л/100 км Норма на заполнение и слив цистерны, л
1 2 3 4 5
1. АТЗ-3, 8-53А ГАЗ-53А ГАЗ-3307 27,0 3,0
2. АТЗ-3, 8-130 ЗИЛ-130 33,0 3,0
3. АТЗ-10,5 МАЗ-5337 27,0 6,0
4. АТЗ-4-131 ЗИЛ-131 44,0 3,0
5. АТЗ-52 ГАЗ-52-04 23,5 2,2
N п/п Марка специальной машины Марка базового шасси Норма на транспортное движение, л/100 км Норма при выполнении рабочей операции, л/ч
1 2 3 4 5
1. КС-2561К-1 ЗИЛ-431412 ЗИЛ-130 40,0 6,0
2. КС-2571А ЗИЛ-431412 ЗИЛ-130 40,0 6,0
3. КС-3575 ЗИЛ-133ГЯ (КамАЗ-53213, КрАЗ-250) 33,0 6,0
4. КС-3577 МАЗ-5337 29,0 6,4
5. КС-3574 УРАЛ-5557 42,20 6,4
6. КС-3561 МАЗ-500 33,0 7,7
7. КС-3577-4 МАЗ-5337 29,4 7,7
N п/п Марка специальной машины Марка двигателя Норма на выполнение рабочей операции, л/ч
1 2 3 4
1. ДУ47-Б; ДУ48Б Д-144 4,2
2. ДУ-31а А-41Д 6,0
3. ДУ-54М УД-25 5,5
4. ДУ-50 Д-144-67 4,2
5. ДУ-52 ЯМЗ-238ГМ 6,1
6. ДУ-63 Д-145Т 5,0
7. ДУ-74 Д-144 4,2
8. ДУ-65 Д-243 9,8
9. ВА-252 «АМКОДОР» Д21А1 3,0
N п/п Марка специальной машины Марка базового шасси Норма на выполнение рабочей операции, л/ч
1 2 3 4
1. ДЗ-37А МТЗ-50/52 4,8
2. ДЗ-133 МТЗ-80/82 7,0
3. ДЗ-27 Т-130 11,1 (12,5)
4. ДЗ-42 ДТ-75-С2 8,4
5. ДЗ-94С Т-330 24,2
6. ДЗ-170М; ДЗ-171.1 Т-170.01 14,5
7. СД-112 Т-150 9,8
8. «Фиат Аллис» ФД-30В Спецшасси 16,8
9. ДЗ-59 Спецшасси 17,9
10. Т-150К Спецшасси 10,1
11. К-701М Спецшасси 16,2
N п/п Марка специальной машины Марка базового шасси Норма на выполнение рабочей операции, л/ч
1 2 3 4
1. ТО-6А; ТО-7А 5,4
2. ТО-10А; ТО-10Б Трактор Т-170 6,6
3. ТО-18; ТО-18Б Спецшасси 10,6
4. УНЦ-60 Спецшасси 3,5
5. ТО-25 Трактор Т-150К 9,9
6. ТО-30 Спецшасси 9,7
7. ТО-28 Спецшасси 13,2
8. ПК-271 Спецшасси 9,0
9. ЗТМ-216 Спецшасси 15,7
10. МоАЗ-4048 Спецшасси 26,7
11. ПУМ-500 Спецшасси 4,1
12. МКСМ-800 Спецшасси 4,6
13. «Бобкет-753» Спецшасси 3,2
14. Мини-агрегат Т.02.01 Уралец Спецшасси 2,1
15. «Бобкет-553» Спецшасси 2,6
N п/п Марка специальной машины Производительность куб. м/мин. Тип ДВС привода компрессора Норма на выполнение рабочей операции, л/ч
1 2 3 4 5
1. ПКС-5 5,0 КАЗ-120 5,7
2. ЗИФ-55В 5,0 ЗИЛ-157М 5,7
3. ПР-10М 10,0 А-01МК 10,5
4. АВ-10 10,0 ЯМЗ-236 17,0
5. ПР-8 7,3 Д-243 13,0
N п/п Марка специальной машины Марка базового шасси Норма на транспортное движение, л/100 км Норма расхода топлива, л/ч
битумный насос подогрев цистерны
1 2 3 4 5 6
1. ДС-39Б ЗИЛ-431412 33,5 8,0 3,5
2. ДС-39А ЗИЛ-130 34,5 8,0 3,5
3. Д-164А МАЗ-500 31,5 8,0 7,2
4. ДС-142 КамАЗ-53213 31,0 8,0 7,2
N п/п Марка специальной машины Марка базового шасси Марка двигателя Норма на транспортное движение, л/100 км Норма на выполнение рабочей операции, л/ч
1 2 3 4 5 6
1. 4013 ГАЗ-52-07 ГАЗ-52-07 29,3 5,8
2. 4014 ГАЗ-53-12 ЗМЗ-53-11 32,5 8,1
3. 4018 ГАЗ-53-12 ЗМЗ-53-11 33,5 8,1
4. 4045 ГАЗ-63 ГАЗ-53 31,8 6,2
5. 4081 ГАЗ-53-07 Д-243 30,2 4,9
6. 4091 ГАЗ-53-07 Д-144 30,2 3,6
7. АГП-22 ЗИЛ-433362 ЗИЛ-508.10 40,5 8,3
8. DAEWOO — DISS Спецшасси 2,9
N п/п Марка специальной машины Марка базового шасси Норма на транспортное движение, л/100 км Норма на выполнение рабочей операции, л/ч
1. ТЦ-12 КамАЗ-54112 33,8 10,2
2. ТЦ-15 МАЗ-54328 30,5 7,2
3. ТЦ-26 ЗИЛ-4421 29,5 4,1
N п/п Марка специальной машины Марка двигателя Норма на выполнение рабочей операции, л/ч
1. ДС-404 Д-240 9,5
2. ДС-191 Д-260.1 16,3

Ручной механизированный инструмент

N п/п Марка оборудования Выполняемая операция Норма на выполнение рабочей операции, л/ч
1. «CRAFTSMAN» Мод. 385.798530 Бензокоса 1,0
2. «CRAFTSMAN» Мод. 536.886220 Снегоочистка 1,9

Обслуживание мусороперегрузочных станций

<**>При работе с рыхлителем

Бухгалтерский учет нормативов ГСМ

ВАЖНО! Образец заполнения акта списания ГСМ от КонсультантПлюс доступен по ссылке

При составлении баланса показатель расхода топлива для списания бухгалтер вносит:

  • в графу «Материальные расходы», если количество вписывается в установленные на предприятии нормы;
  • частично – в графу «Внереализационные расходы», если истраченные ГСМ превышают лимиты (в эту графу вписывается количество, вышедшее за пределы нормы).

Для этого применяется счет 10 «Основные средства» с соответствующими субсчетами.

Подтверждающим документом, на основании которого делается расчет фактически истраченного топлива, является путевой лист, форму которого предприятию разрешено разрабатывать самостоятельно, а также талоны, чеки, сертификаты и т.д., подтверждающие закупку топлива по определенной цене.

Как отразить в учете списание ГСМ (топлива), приобретенных за наличный расчет?

Что такое путевой лист

Путевой лист — первичный документ, в котором фиксируется пробег автомобиля. На основании этого документа можно определить расход бензина.

Организации, для которых использование транспортных средств является основным видом деятельности, должны применять форму ПЛ с реквизитами, которые указаны в разделе I приказа Минтранса от 11.09.2020 № 368.

Документ вступил в силу с 01.01.2021. Основные нововведения:

  1. Путевой лист обязателен при любой эксплуатации автомобиля вне зависимости от вида и нюансов перевозки.
  2. Введен новый реквизит «Сведения о перевозке».
  3. Обязательно нужно указывать марку прицепа.
  4. Ответственное лицо обязано указывать время выезда ТС на линию и время его возвращения.

С 01.09.2021 путевые листы заполняются с учетом новых правил технического контроля автомобилей, утв. приказом Минтранса от 15.01.2021 № 9.

Как заполнить путевой лист, пошагово рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Для организаций, которые используют автомобиль для производственных или управленческих нужд, возможна разработка ПЛ с учетом требований закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Сомневаетесь в правильности оприходования или списания материальных ценностей? На нашем форуме можно получить ответ на любой вопрос, вызывающий у вас сомнения. Например, в этой ветке можно уточнить какая базовая норма расхода ГСМ, рекомендуемая Минтрансом.

С примером приказа об утверждении ПЛ можно ознакомиться здесь.

На практике организации часто используют ПЛ, которые были утверждены еще постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. В этом постановлении есть формы ПЛ в зависимости от вида автомобиля (например, форма 3 — для легкового автомобиля, форма 4-П — для грузового).

Читайте также:  Возврат товара в строительстве

Образец заполнения обновленного путевого листа см. здесь.

О заполнении путевых листов с учетом последних нововведений вы можете узнать в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

и получить оперативный ответ по заполнению путевого листа вы можете в наших обсуждениях в группе «ВК».

Путевые листы должны регистрироваться в журнале регистрации путевых листов. Учет путевых листов и ГСМ взаимосвязан. В организациях, которые по роду деятельности не являются автотранспортными, ПЛ могут составляться с такой регулярностью, которая позволяет подтвердить обоснованность расхода. Главное — подтвердить расходы. Такие выводы содержатся, например, в письме Минфина России от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327, постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 № А38-4082/2008-17-282-17-282.

О путевых листах для ИП читайте в статье «Какие особенности у путевого листа для ИП (бланк)?».

От чего зависит величина показателя ГСМ

Рекомендованные Министерством транспорта РФ либо самостоятельно разработанные на предприятии, нормы списания топлива зависят от объективных факторов:

  • вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
  • конкретной марки авто;
  • его пробега;
  • срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
  • базового расхода ГСМ;
  • некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.

Методы замера топлива

Среди наиболее распространенных методов измерения топлива в баке транспортного средства встречаются следующие:

  • установка мерного бака на топливную систему;
  • применение щупа со шкалой;
  • слив ГСМ в специальные мерные емкости.

На результаты измерений выбранным методом всегда будут влиять допустимые погрешности. А чтобы всегда получать максимально точные результаты замеров, стоит использовать комбинацию вышеописанных методов и учет ГСМ по данным ГЛОНАСС для сравнения полученных данных. При этом, каждое транспортное средство должно оснащаться датчиком уровня топлива и БК (бортовым контроллером), чтобы вести точный учет ГСМ. Оборудование такого плана обязательно должно быть сертифицированным.

Что утверждает Минтранс

Документ-распоряжение Минтранса, устанавливающее рекомендованные нормы, носит методический характер. В нем приведены базовые показатели расхода газа, солярки, бензина для конкретных марок транспортных средств, дифференцированных также по классам и моделям. С помощью этих таблиц можно удобно вести топливный учет.

Ниже приводятся нормы топлива по самым распространенным представителям служебного автопарка. Полное перечисление всех предусмотренных Минтрансом России автотранспортных средств (около 800 марок) с соответствующими нормативами расходов ГСМ можно скачать по ссылке ниже.

Важность ведения учета и списания топлива

Основная статья расходов автопарка — топливо. И грамотный, продуманный учет ГСМ в транспортной организации — приоритетная задача. Продуманная учетная политика, параллельно с непрекращающимся анализом расхода ГСМ по факту, помогут снизить потери топлива и уменьшить издержки на его покупку в среднем на 10–50%.

Разумеется, налоговый, бухгалтерский учет топлива и смазочных материалов имеет массу тонкостей и охватить все детали этого процесса в одном материале невозможно. Поэтому сосредоточимся на самом важном и разберемся, как организовать учет топлива и горюче-смазочных материалов таким образом, чтобы он был предельно точным и простым для владельца автопарка.

Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно

Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.

Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.

Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).

Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + х К х 0,01)

  • Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
  • Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
  • S – километраж, пройденный данным авто;
  • К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.

Пример конкретного расчета

Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.

Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.

Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.

Можно ли разработать индивидуальные нормативы

Использовать стандарты Минтранса или нет в своей работе — решение руководства компании. То есть на законодательном уровне нет никаких требований к обязательному применению НЗТ.

Налоговый кодекс не требует нормировать затраты на ГСМ ни по налогу на прибыль организаций, ни по УСНО. Аналогичную позицию поддерживает Минфин (Письма от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.09.2018 № 03-11-11/69335). Каждая организация должна принять самостоятельное решение о работе с топливными нормативами.

Стандарты затрат разрешается разработать самостоятельно. Например, учреждение, основываясь на рекомендации Минтранса, утверждает собственные нормативы. Показатели отвечают реальным характеристикам транспортных средств, эксплуатируемых в процессе жизнедеятельности.

Рекомендации министерства — это лишь стандартные значения, рассчитанные по общим характеристикам марок авто. Несмотря на поправочные коэффициенты, на практике значения существенно отличаются от фактических затрат. Поэтому организации вправе утвердить собственные показатели.

Источник: avtozvuk-rb.ru

Расход топлива в строительстве

| Контакты | Для поиска на текущей странице: «Ctr+F» |

МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

НОРМИРОВАНИЕ РАСХОДА ТОПЛИВА ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

В документе содержатся методики нормирования топлива для строительных машин и проверки норм расхода, исходные данные для нормирования, типовые нормы расхода топлива.

Документ разработан в развитие и дополнение СП 12-102-2001 «Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин».

Документ разработан сотрудниками ЦНИИОМТП (отв. исполнитель Корытов Ю.А.).

Документ предназначен для строительных организаций и специалистов-механиков, занимающихся эксплуатацией строительных и дорожных машин.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий методический документ распространяется на бензин и дизельное топливо по ГОСТ 26098 (далее — топливо) строительных и дорожных машин.

Документ устанавливает правила нормирования расхода топлива на работу строительных и дорожных машин (далее — машин).

Документ предназначен для использования в организациях строительной отрасли (независимо от их организационных форм, статуса и подчиненности).

Документ гармонизирован с государственными строительными нормами Белоруссии и Украины в части метода расчета норм топлива машин.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем документе использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 25646-95. Эксплуатация строительных машин. Общие требования

ГОСТ 26098-84*. Нефтепродукты. Термины и определения

ГОСТ 27246-87. Машины землеройные. Указания по методике обучения операторов

СП 12-102-2001. Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин

3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Норма расхода топлива — расчетная (плановая) мера потребления топлива машиной, устанавливаемая руководством строительной организации (приказом, распоряжением и т.п.).

Удельный расход топлива двигателя — расход топлива на 1 кВт x ч работы двигателя при стендовых испытаниях на заводе-изготовителе.

Часовая норма расхода топлива машины — расход топлива на 1 маш .- ч работы машины.

Типовая часовая норма расхода топлива машины — расход топлива на 1 маш .- ч работы машины, установленный на основе статической обработки многолетних данных о фактическом расходе топлива машин в ряде строительных организаций при средних условиях и режимах эксплуатации машин.

Линейная норма расхода топлива транспортного средства — расход топлива транспортного средства, на базе которого смонтирована машина, на 100 км пробега.

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Нормирование расхода топлива производится для машин, эксплуатация которых организована согласно требованиям ГОСТ 25646. При этом машины используются по прогрессивной технологии строительных работ и рациональной организации труда.

При нормировании не учитываются затраты топлива, вызванные отступлением от принятой технологии, нарушением рационального режима работы, применением топлива, не предусмотренного заводом — изготовителем двигателя.

4.2. Расход топлива, не связанный непосредственно с работой машины, например, на ремонтно-хозяйственные нужды, нормируется отдельно.

4.3. Нормирование расхода топлива на работу машин производится раздельно по бензину и дизельному топливу. Нормы периодически пересматриваются с учетом достигнутых показателей расходования топлива, повышения внутри сменного использования машин по времени и мощности.

4.4. Нормы расхода топлива разрабатываются по номенклатуре и маркам (моделям) машин в соответствии с существующей классификацией машин.

Нормы разрабатывают на землеройные машины (скреперы, автогрейдеры и т.п.), на грузоподъемные и другие машины на базе автомобилей или пневмоколесных шасси, расходующие топливо либо в период стоянки (автокраны, автогидроподъемники, бурильные машины и т.п.), либо в период передвижения ( автобетоносмесители , автоцементовозы и т.п.).

4.5. Организация (предприятие, фирма и т.п.) разрабатывает, как правило, сама нормы расхода топлива на машины, имеющиеся в эксплуатации, и производит опытную проверку норм (в соответствии с разделом 7).

Нормы утверждают руководитель (главный инженер) организации или вышестоящая организация.

4.6. Исходной информацией для нормирования расхода топлива и расчета потребности в нем служат:

— данные эксплуатационных документов на машины и их силовые установки;

— показатели, характеризующие условия работы машин (время внутрисменного использования, коэффициент загрузки двигателя по мощности, удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя, природно-климатические условия и др.);

— структура и численность парка машин;

— объем и структура строительных работ (производства);

— показатели действующих стандартов на машины;

— результаты опытной проверки расхода топлива;

— отчетные данные о плановых и фактических расходах топлива за прошедшие годы (по типам и маркам машин, по видам работ и в целом по строительной организации);

— данные плана организационно-технических мероприятий по экономии топлива.

4.7. Нормирование топлива производится:

— по степени укрупнения — на машину и на парк машин;

— по режиму работы — на работу оборудования машины и на ее транспортный режим;

— по времени действия — на год, квартал, на месяц, на декаду;

— по уровню планирования — для строительных ведомств и первичных организаций (УМ, ПМК, СМУ, ДСК и т.д.).

4.8. Для определения расхода топлива применяют расчетный, опытный и статистический методы.

4.8.1. Расчетный метод основан на поэтапном учете, по элементам расхода топлива с учетом конструктивных особенностей машин, технологии и организации выполнения строительных работ (см. разделы 5, 6).

4.8.2. Опытный метод заключается в экспериментальном определении в лабораторных или производственных условиях фактического часового расхода топлива в режимах использования машин, предусмотренных технологическим процессом и инструкциями по эксплуатации.

Опытный метод применяют также для проверки расчетных норм топлива (см. раздел 7).

4.8.3. Статистический метод основан на анализе статистических данных о фактическом расходе топлива в парках машин, в ряде строительных организаций — за предшествующие годы с учетом факторов, влияющих на его изменение.

Статистическим методом разработаны типовые часовые нормы расхода дизельного топлива (Приложение, таблица 6).

5. МЕТОДИКА НОРМИРОВАНИЯ РАСХОДА ТОПЛИВА

N — мощность двигателя машины, кВт;

К — коэффициент, учитывающий условия работы машины в течение смены.

Коэффициент К определяется

где 1,03 — коэффициент, учитывающий расход топлива на запуск и регулировку работы двигателя при ежесменном техническом обслуживании машины;

— коэффициент, учитывающий изменение расхода топлива в зависимости от коэффициента использования мощности двигателя ( ), определяется по таблице 2 Приложения;

│ Наим е — │ Характеристика │ Коэф -│ Коэф -│ Коэф -│ Коэф -│ Норма расхода │

│ нование │ двигателя │ фиц и — │ фици -│ фици -│ фици -│ топлива q │

│и марка│ │ ент │ ент │ ент │ ент │ ч │

│ │ диз е — │ мощ — │удельный │ в │ м │ тм │ и │кг/ маш .- ч│л / маш .-ч│

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │

Читайте также:  Сколько человек погибло при строительстве эйфелевой башни

Для пересчета расхода топлива из единиц массы ( кг ) в единицы объема (л) применяют коэффициенты: 1,21 — для дизельного топлива и 1,35 — для бензина.

Норма уточняется с помощью суммы поправочных коэффициентов

Расход топлива машины Q на планируемое время T определяется:

где T — время работы машины, маш .-ч.

Расход топлива Q машины, смонтированной на автомобиле, на планируемое время T определяется:

где L — плановый пробег машины, км ;

где g — линейная норма расхода топлива автомобиля машины или другого транспортного средства, л /100 км;

в — расход топлива на 100 км пробега, устанавливаемый на каждую тонну увеличения массы машины по сравнению с массой автомобиля или другого транспортного средства: для двигателей, работающих на бензине, — 2 л, для двигателей, работающих на дизельном топливе, — 1,3 л;

М — общая масса машины, т;

В формулах (4) и (5) применяются коэффициенты , которые учитывают факторы, появившиеся во время T и не учтенные в часовой норме .

Нормируемый расход топлива вычисляют с точностью до первого десятичного знака.

6. ПРИМЕРЫ НОРМИРОВАНИЯ РАСХОДА ТОПЛИВА

6.1. Определим часовой расход дизельного топлива на работу бульдозера.

— номинальная мощность двигателя по паспорту или инструкции по эксплуатации N — 80 кВт;

Определяем норму расхода топлива по формуле (1):

Уточняем по формуле (3) норму расхода топлива в соответствии с условиями эксплуатации: время года — зима, место работы — Республика Северная Осетия ( = 0,05 по таблице 5 Приложения); высота над уровнем моря 800 м ( = 0,05 по таблице 4 Приложения); повышенные снежные заносы ( = 0,1 по таблице 4 Приложения).

Уточненная норма расхода топлива по формуле (3) равна:

.

Расход топлива в литрах составляет 13,16 л/ маш .-ч. Нормативный часовой расход дизельного топлива на работу бульдозера устанавливается 13,2 л/ маш .-ч.

6.2. Определим расход дизельного топлива на работу автомобильного крана.

— кран отработал T = 120 маш .- ч при общем пробеге L = 560 км в тяжелых дорожных условиях, в период осенней распутицы;

— линейная норма расхода дизельного топлива для автомобиля g = 30 л/100 км;

— масса автомобильного крана М = 14,3 т;

Линейная норма расхода топлива на пробег крана по формуле (6) равна:

Нормируемый расход топлива по формуле (5) равен:

Q = 6120(1 + 0,1) + 35,59 x 560/100(1 + 0,1)= 1011,2 л.

7. ПРОВЕРКА НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА

7.1. Проверка расчетных норм расхода топлива обычно выполняется, если в парке эксплуатируется несколько машин одной марки (модели).

7.2. Проверку выполняет комиссия, как правило, из трех человек, утверждаемая приказом по строительной организации.

В состав комиссии могут быть включены разработчик норм и машинист-оператор машины.

7.3. Проверку норм выполняют путем контрольных замеров фактического расхода топлива на работу машины в течение смены.

Объем работы, выполняемый машиной в течение смены, должен соответствовать нормам выработки, по технологическим картам или по проектам производства работ.

Режим использования машины по времени и по мощности должен быть не ниже предусмотренного при расчете нормы расхода топлива.

7.4. Проверка включает: выбор и подготовку машины, инструктирование машинистов, выбор средств и методов контроля фактического расхода, подготовку формы протокола о проведении проверки, выполнение машиной рабочего процесса, обработку данных и анализ полученных результатов.

7.5. Проверку осуществляют на технически исправной машине, предварительно прошедшей техническое обслуживание и регулировку топливной аппаратуры в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию.

Регулируют работу топливной аппаратуры для обеспечения соответствия фактического часового расхода топлива величине часового расхода, приведенного в техническом паспорте машины.

Перед проверкой необходимо обеспечить герметичность топливной системы, чтобы исключить потери топлива в результате утечек.

Машины одной марки разбивают на три подгруппы:

1-я подгруппа — машины, не прошедшие капитальный ремонт, с наработкой с начала эксплуатации не более 5 тыс. маш .-ч.;

2-я подгруппа — машины, прошедшие капитальный ремонт, но не отработавшие амортизационный срок службы;

3-я подгруппа — три машины, находящиеся в эксплуатации, но отработавшие свой амортизационный срок службы.

На машинах, участвующих в проверке норм, должны быть исправны приборы учета наработки машины.

7.6. Машинисты, участвующие в проведении контрольных замеров, должны обладать опытом работы на машине данной марки.

Машинисты-операторы землеройных машин должны пройти обучение согласно требованиям ГОСТ 27246.

7.7. Для замера расхода топлива используют измерительные приборы, но нередко применяют мерную линейку. Шкала мерной линейки тарируется непосредственно для топливного бака конкретной испытуемой машины.

При тарировании линейки и последующих контрольных замерах топлива на горловине бака (или любой другой удобной неподвижной поверхности машины) выбирают базу, помечают ее (например, краской) и располагают мерную линейку относительно этой базы, обеспечивая тем самым одинаковое положение линейки при замерах.

Линейку опускают до упора на дно бака перпендикулярно к поверхности зеркала топлива в баке.

7.8. Перед началом контрольных замеров испытуемую машину устанавливают на ровную горизонтальную площадку, заправляют топливом бак, после чего измеряют с помощью мерной линейки его количество. Данные замера и другие исходные данные заносят в протокол.

Для ведения протокола контрольных замеров назначается один из членов комиссии — инженерно-технический работник строительной организации.

7.9. Замеры производят дважды: до начала работы и в конце рабочей смены. Общая продолжительность испытания одной машины — не менее трех рабочих смен.

При каждом замере расхода топлива выполняют не менее трех измерений; среднее арифметическое значение принимают за действительное значение искомой величины.

7.10. По результатам проверки производится корректировка расчетных норм расхода топлива.

│ Наименование машин │ Коэффициент │

│ │по времени│по мощности│

│ I. Машины для земляных работ │ │ │

│Экскаваторы одноковшовые с ковшом │ │ │

│ до 0,4 (1 — 2-размерные группы) │ 0,86 │ 0,60 │

│ от 0,4 до 1,0 (3 — 4-размерные группы) │ 0,90 │ 0,50 │

│Экскаваторы траншейные роторные и цепные │ 0,88 │ 0,50 │

│Экскаваторы роторные (при работе в │ │ │

│карьере) с ковшом вместимостью, л : │ │ │

│ до 50 │ 0,88 │ 0,50 │

│ до 100 │ 0,94 │ 0,50 │

│Экскаваторы многоковшовые поперечного │ 0,88 │ 0,50 │

│Планировщики │ 0,90 │ 0,40 │

│Бульдозеры │ 0,86 │ 0,40 │

│Скреперы │ 0,92 │ 0,80 │

│Автогрейдеры │ 0,90 │ 0,50 │

│ II. Машины для ремонта и содержания │ │ │

│Машины маркировочные, │ 0,63 │ 0,30 │

│Машины для очистки и разделки трещин │ 0,63 │ 0,50 │

│Машины для приготовления и распределения │ 0,63 │ 0,70 │

│шламов, для устранения неровностей │ │ │

│Машины для устройства полос уширения │ 0,63 │ 0,40 │

│и укрепления откосов │ │ │

│Шнекороторные │ 0,77 │ 0,60 │

│Газоструйные │ 0,77 │ 0,85 │

│ IV. Машины для уплотнения грунтов │ │ │

│ и дорожных покрытий │ │ │

│Катки │ 0,79 │ 0,50 │

│Машины трамбующие │ 0,42 │ 0,27 │

│ Виброплиты │ 0,63 │ 0,60 │

│ V. Рыхлители на базе трактора │ 0,86 │ 0,80 │

│ VI. Машины и оборудование для дорожных │ │ │

│Фрезы дорожные │ 0,60 │ 0,60 │

│Цементовозы-распределители │ 0,70 │ 0,40 │

│Машины грунтосмесительные, │ 0,83 │ 0,40 │

│Установки автосмесительные │ 0,60 │ 0,60 │

│ Асфальтоукладчики │ 0,78 │ 0,30 │

│Оборудование для армирования поперечных │ 0,60 │ 0,60 │

│швов в цементобетонном покрытии │ │ │

│Машины для устройства шероховатых │ 0,63 │ 0,40 │

│Нарезчики швов │ 0,42 │ 0,30 │

│ VII. Машины и оборудование для │ │ │

│ приготовления бетонных смесей │ │ │

│ Бетоносмесители цикличного действия: │ │ │

│ стационарные вместимостью, л: │ │ │

│ до 500 │ 0,80 │ 0,40 │

│ св. 500 │ 0,80 │ 0,50 │

│ передвижные вместимостью, л: │ │ │

│ до 500 │ 0,60 │ 0,50 │

│ св. 500 │ 0,70 │ 0,50 │

│ передвижные │ 0,20 │ 0,40 │

│ стационарные │ 0,70 │ 0,40 │

│ Автобетоносмесители , автобетоновозы , │ 0,82 │ 0,50 │

│Автобетононасосы │ 0,66 │ 0,60 │

│Дозаторы непрерывного действия │ 0,90 │ 0,50 │

│Бетононасосы передвижные и стационарные │ 0,60 │ 0,50 │

│ общего назначения │ 0,20 │ 0,90 │

│ глубинные │ 0,20 │ 0,80 │

│ Вибропитатели │ 0,15 │ 0,90 │

│ IX. Краны, грузоподъемные устройства, │ │ │

│Краны стреловые автомобильные │ │ │

│ до 10 │ 0,74 │ 0,25 │

│ св. 10 │ 0,79 │ 0,25 │

│Краны стреловые пневмоколесные │ 0,90 │ 0,35 │

│Краны стреловые гусеничные │ 0,90 │ 0,30 │

│Погрузчики одноковшовые │ 0,86 │ 0,30 │

│Трубоукладчики │ 0,95 │ 0,25 │

│ X. Машины для свайных работ │ │ │

│ Шпунтовыдергиватели │ 0,82 │ 0,30 │

│ Шпунтопогружатели │ 0,82 │ 0,70 │

│Молоты дизельные, устройства для резки │ 0,82 │ 0,30 │

│свай, погружатели вибрационные, установки│ │ │

│XI. Дробильно-обогатительное оборудование│ │ │

│Дробилки стационарные │ 0,86 │ 0,60 │

│Установки передвижные дробильно- │ │ │

│сортировочные производительностью, м3/ч: │ │ │

│ до 25 │ 0,94 │ 0,60 │

│ св. 25 │ 0,94 │ 0,70 │

│Грохоты, питатели, транспортеры │ 0,82 │ 0,60 │

│ XII. Машины мелиоративные │ │ │

│Канавокопатели плужные и фрезерные, │ 0,83 │ 0,50 │

│ Грейдер-элеваторы │ 0,85 │ 0,50 │

│Снаряды землесосные производительностью, │ │ │

│ до 50 │ 0,79 │ 0,60 │

│ св. 50 │ 0,68 │ 0,50 │

│Комплекты машин для облицовки каналов │ │ │

│монолитным бетоном глубиной, м : │ │ │

│ до 1,5 │ 0,70 │ 0,60 │

│ св. 1,5 │ 0,60 │ 0,60 │

│ Виброформы для бетонирования каналов │ 0,70 │ 0,60 │

│ Плитоукладчики для облицовки каналов │ 0,70 │ 0,60 │

│Машины бурильные │ 0,60 │ 0,40 │

│ XIII. Машины строительно-отделочные │ │ │

│Для штукатурных работ: │ │ │

│ агрегаты штукатурные, растворосмесители │ 0,40 │ 0,70 │

│Станции штукатурные │ 0,60 │ 0,50 │

│Для малярных работ: │ │ │

│ компрессоры │ 0,70 │ 0,60 │

│ станции малярные │ 0,50 │ 0,70 │

│ смесители малярные │ 0,60 │ 0,70 │

│ мешалки с насосом │ 0,30 │ 0,70 │

│ Примечание. Наряду с приведенными в таблице значениями│

│коэффициентов в расчете могут использоваться фактические ,│

│местные значения этих коэффициентов. │

топлива в зависимости от коэффициента использования

│ Тип двигателя │ К при значениях К │

│ │ 0,4 │ 0,5 │ 0,6 │ 0,7 │ 0,8 │ 0,9 │

│Тракторные дизели │ 1,28 │ 1,14 │ 1,08 │ 1,05 │ 1,02 │ 0,95 │

│Автомобильные дизели │ 1,2 │ 1,09 │ 1,05 │ 1,02 │ 1,01 │ 0,98 │

│Бензиновые │ 1,08 │ 1,04 │ 1,03 │ 1,02 │ 1,01 │ 1 │

│ Примечание. При значениях К , не указанных в таблице, К │

в зависимости от использования его ресурса

│ Тип двигателя │ К при использовании ресурса двигателя, % │

│ │ 0 — 30 │ 30 — 80 │ 80 — 100 │

│Дизельные │ 1 │ 1,05 │ 1,1 │

│Бензиновые │ 1 │ 1,15 │ 1,2 │

│ Факторы, вызывающие дополнительный расход топлива│ Значения Д │

│Обкатка новой машины или эксплуатация после │ 0,05 │

│Обучение оператора (машиниста), стаж менее года │ 0,10 │

│Стесненные условия работы │ 0,10 │

│Работа в тяжелых дорожных условиях в периоды │ 0,10 │

│сезонной распутицы и повышенных снежных заносов │ │

│Работа в местностях на высоте над уровнем моря, м :│ │

│ от 500 до 1500 │ 0,05 │

│ от 1501 до 2001 │ 0,10 │

│ от 2001 до 3000 │ 0,20 │

│Работа в зимнее время (при среднесуточной │Д (приведены│

│температуре воздуха ниже 0 °C) │ 3 │

Источник: www.docstroika.ru

Рейтинг
Загрузка ...