Цивилизация – культурная общность людей на отдельной земле, который создается в силу общности истории, традиций, обычаев, языка, религиозных верований.
Древний мир – это период в истории человечества, выделяемый между первобытной эпохой и началом средних веков в Европе.
Древний Восток – это обширное пространство в Северной Африке и Азии в эпоху появления и развития там древнейших государств.
Фараон – это правитель Египта.
Раб – это человек, находящийся в собственности у другого человека.
Столица – это главный город государства, чаще всего местопребывание правительства и других высших органов государственной власти.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
- Древний мир. Книга для чтения по истории / Под ред. В.П. Буданова. – М. : АСТ., 2006.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Разбор ВПР по истории 2021 5 класс
Человеческое общество усложнялось, появлялись богатые и бедные, свидетельствуя о возникновении неравенства.
Самым опытным членом общины был старейшина, который стоял во главе каждого рода. Племя объединяло несколько родов и возглавлялось вождём – военным лидером. Для защиты от врагов и охраны своих богатств требовались сильные мужчины. Но кто будет содержать семью, если мужчина отправится на войну?
Чтобы быть в безопасности люди решили отдавать часть своего урожая тем, кто их защищает. Так появились налоги. А для их подсчёта понадобились чиновники.
В обществе часто возникали конфликты. Для их решения нужны были общие правила. Чтобы можно было на них ссылаться, их стали записывать. Записанный обычай стал первым законом.
Важное значение приобрело то, где живут свои, подчиняющиеся установленным законам, а где чужие. Люди обозначили границы своей земли. Границы проживания, система власти, законы, налоги, армия являются признаками государства. Это новая стадия отношений между людьми.
Вместе с государством появились города, в которых люди занимались ремеслом и торговлей. Появилась письменность, необходимая для подсчёта урожая, налогов и фиксирования законов. Государство, города и письменность, тесно переплетены друг с другом, они указывают на то, что люди взошли на ступень цивилизации.
Слово «цивилизация» имеет два основных значения. Во-первых, это стадия развития общества, следующая после первобытности.
Второе значение слова цивилизация – общность нескольких народов, а иногда и государств с общими культурными и религиозными традициями, объединенных особенностями ведения хозяйства, правилами отношения между людьми и управлением государством. Согласно исследованиям учёных, древнейшие цивилизации появились в долинах крупных рек: Нила, Инда, Евфрата и Хуанхэ. На их берегах возникали поселения, которые позже объединялись в государства.
История 5 класс. Всероссийская проверочная работа (ВПР). Египет
Одним из первых государств на нашей планете (вместе с государствами в Междуречье Тигра и Евфрата, а также Эламом) был Египет.
На северо-востоке Африки протекает с юга на север большая полноводная река Нил. На берегах Нила, от первого порога (труднопроходимого участка реки) до Средиземного моря, располагалось одно из древнейших государств мира – Древний Египет.
В своем течении Нил образует долину, удлиненную впадину вдоль русла реки. Она представляла собой узкую полосу плодородной земли, ширина которой колебалась от 1 до 25 километров – это дельта реки. Египет стал первой в мире страной, где пашенное земледелие стало главным занятием населения. Земледелию мешали засухи, но преодолеть издержки, связанные с пустыней, позволяла построенная египтянами система каналов для полива полей – ирригация. Поля, куда вода не доходила, поливали при помощи специальных приспособлений – шадуфов.
Много сил древние египтяне тратили на то, чтобы прорыть водоотводные каналы, через которые в Нил уходила перед посевом оставшаяся на полях вода. Упорным трудом всего племени, а подчас объединенными усилиями нескольких племен осуществлялось орошение полей и осушение почвы, то есть ирригация. Без ирригации в долине Нила земледелие было невозможно.
Постепенно возникала общность людей, живущих на определенной территории и связанных с конкретной системой ирригации. Они имели административный центр – город, окруженный стенами. В нем размещались правитель и его приближенные, а также находился храм местного божества. Такие объединения получили в науке название «номы».
К моменту образования единого Египетского царства таких номов было около сорока. В длительной и упорной борьбе сильные номы покоряли более слабые. В результате появилось два больших царства: Северный (Нижний) Египет и Южный (Верхний) Египет. Примерно в 3000 году до н. э. царь Мина (Менее) покорил Северный Египет и объединил всю страну. Мина построил новую столицу – город Мемфис.
Группы, на которые делилось, можно представить в виде пирамиды.
1. На её вершине находился фараон, которого египтяне считали воплощением божества.
2. На следующей ступени пирамиды власти располагались господствующие слои: вельможи, чиновники, писцы и жрецы.
3. Основную массу населения составляли вовсе не рабы (это миф), а свободные общинники – земледельцы (крестьяне) и ремесленники. Их называли «царские люди», т.е. они находились в подчинении фараону. Они выполняли три основные обязанности перед государством: платили налоги, служили в войске и участвовали в общественных работах (строительство дорог, пирамид и пр.).
4. Рабы – наиболее бесправная часть населения, которая считалась имуществом своего господина. Их использовали в качестве домашних слуг, а затем как вспомогательную рабочую силу в хозяйствах зажиточных египтян.
На берегах Нила (особенно в дельте) лесов не было, но в изобилии рос папирус – это тростниковая пальма семейства осоковых высотой в 2–3 человеческих роста. Папирус египтяне активно использовали:
1. Из стволов делали хижины, которые обмазывали глиной, и лодки.
2. Из тонких побегов плели сандалии и циновки – плетёный настил, на котором спали.
3. Молодые побеги употребляли в пищу.
4. Из стеблей делали знаменитый материал для письма, на котором сохранились памятники письменности Древнего Египта (например, религиозные тексты знаменитой «Книги мёртвых»).
Папирус – первый в истории человечества материал, специально предназначенный для письма. Египтяне изобрели иероглифическое письмо, в котором было около 7–8 сотен иероглифов.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Как использовали папирус древние египтяне? Установите соответствие.
Источник: resh.edu.ru
§ 11. Фараоны и пирамиды
Надписи на руинах древних храмов и гробниц, обелисках, папирусные свитки, посуда, оружие, украшения и т.д.
В чем значение открытия Шампольона?
В письменных источниках скрыты тайны жизни древних египтян, а Шампольон, помог их раскрыть. Благодаря ему, мы знаем имена многих фараонов, знаем про чудесные изобретения египтян, их сказки, повести, про их богов и образ жизни.
Зачем нужны пирамиды? Почему египтяне их строили?
Пирамиды являлись гробницами фараонов. Там хранились мумии фараонов, их богатства, умерщвленные рабы и жены и т.д. Там хранилось все, что потребуется ему в загробной жизни. Кроме этого, они призваны были отражать величие Египта и самого фараона, его времени правления.
Сосчитайте, сколько тыс. лет прошло со времени постройки пирамид до путешествия Геродота в Египет.
2200 г. до н.э. начали строить пирамиды. Пирамиду Хеопса построили около 2600 г. до н.э. а Геродот посетил Египет в 2500 лет тому назад, т.е. в 500 г. до н.э. Прошло примерно 1700 лет
Назовите признаки, по которым можно узнать фараона на древних рельефах и картинах.
В руках у фараон держал символы власти – жезл и плеть. На голове двойная корона, которая напоминала про объединение Египта. Если были военные действия, то фараон надевал синий шлем украшенный изображениями двух змей и двух лент. Роскошная одежда.
Широкий пояс, фартук фараона расшит золотом и драгоценными бусами, на руках и ногах браслеты, на шее двойная золотая цепь и тяжелое ожерелье. Также, фараон всегда изображался выше простых людей.
Кто помогал фараону управлять страной?
Фараон правил единолично, один. Но ему помогали вельможи, которых он назначал правителями городов и областей, судьями и военачальниками. Им же подчинялось огромное количество чиновников, писцов и стражников.
Что такое налоги и повинности?
Повинности — обязательные работы на благо государства. Древние египтяне, выполняя повинности, строили дороги, храмы, усыпальницы, дворцы и крепости, дамбы, служили в войске.
Как вы поняли, почему профессия писца в Древнем Египте ценилась выше многих других профессий? Какие еще знания, кроме умения писать и читать, требовались писцам?
Писцы подсчитывали урожай, отмечали уплату налогов, записывали приказы фараона и вельмож. Они записывали и вели подсчет. Писать их учили в специальных школах. Это было очень сложно, из-за большого количества иероглифов, и стоило дорого. Поэтому позволить себе образование могли только богатые, они стремились передать свою должность по наследству.
Что нового вы узнали о жизни египтян и постройке египетских пирамид?
Пирамиды являлись гробницами фараонов. Там хранились мумии фараонов, их богатства, умерщвленные рабы и жены и т.д. Там хранилось все, что потребуется ему в загробной жизни. Кроме этого, они призваны были отражать величие Египта и самого фараона, его времени правления. Фараон правил единолично, один.
Но ему помогали вельможи, которых он назначал правителями городов и областей, судьями и военачальниками. Им же подчинялось огромное количество чиновников, писцов и стражников. Простые земледельцы и ремесленники платили налоги и выполняли повинности. Рабы, которых было очень много, не имели прав и приравнивались к орудиям труда, их называли «живые мертвые».
Сколько лет назад были расшифрованы египетские иероглифы? В каком веке это было? Через сколько лет после объединения Египта была построена пирамида Хеопса?
Шампольон расшифровал египетские иероглифы в 1822 году, т.е. в начале 19 века. Мы живем в 2017 г., а иероглифы расшифрованы 195 лет назад. Египет был объединен около 3000г до н.э. пирамида Хеопса построена в 2600 г. до н.э. – построена через 400 лет.
Подготовьте рассказ про гробницу Тутанхамона и ее сокровища, используя слова: фараон, мумия, пирамида, саркофаг.
Гробница Тутанхамона знаменита тем, что она оказалась почти нетронутой древними грабителями и сохранилась до наших дней. В ней были найдены и мумия фараона в саркофаге, и множество произведений искусства — позолоченная колесница, сиденья, ложа, светильники, драгоценные украшения, одежда, письменные принадлежности. Археологи до сих пор продолжают изучать гробницу Тутанхамона.
Многие уверены, что там могут найти и мумию Нефертити, древнеегипетской царицы, которую считали эталоном женской красоты. Также, гробница фараона Тутанхамона известна и легендой о «проклятии фараона». Те люди, которые ее первыми изучали, проводили раскопки, вскоре после этого умерли.
Как вы думаете, какие знания требовались Шампольону и другим ученым, разгадавшим тайны письменности древних народов?
Они должны были знать множество иностранных языков и даже умершие языки. Они должны были знать историю, изучать рисунки на гробницах и т.д., надписи, археологические находки.
Источник: resheba.me
Древний Египет — Годер 5 класс 1 часть (ГДЗ, ответы)
Египет — так называлась страна, которая располагалась (по берегам какой реки? От какого места и до какого моря?) по берегам реки Нил от первых порогов до Средиземного моря (на каком материке? В какой его части?) в северо-восточной части Африки.
Первой столицей Египетского государства стал город Мемфис.
Царей Древнего Египта называют фараон
Задание №23. Ответьте на вопросы и выполните задание
В древнеегипетской «Повести о двух братьях» старший брат говорит младшему: «Давай приготовим плуг и упряжку быков, потому что хлебное поле вышло из-под воды. »
Объясните эти слова старшего брата. Чем он предлагает заняться? В каком месяце по нашему календарю поля в Древнем Египте освобождались от воды? С каким явлением природы это было связано? Опишите его
Он предлагал заняться пахотой. В июле Нил начинал разливаться, что связано с сезоном тропических ливней в районах истоков реки. Течением приносило перегнившие тропические растения и солевые осадки, что служило прекрасным удобрением. К ноябрю вода спадала и наступало время пахоты
Задание №24. Выполните задание по рисунку нашего времени
В древнеегипетском тексте сказано: «Горе земледельцу! Он связан, связаны его жена и дети».
Опишите рисунок , посвященный сбору налогов в Египте. Предположите, кто этот египтянин в белых одеждах и с посохом в руке. Что за люди его сопровождают (справа)? Чем занят сидящий на земле человек со скрещенными ногами? Правее его изображены две пустые корзины: чем они будут наполнены? Кого и почему поставили на колени (в центре)? Кто эта женщина с детьми (слева)?
Почему происходящее стало для земледельца горем?
В белой одежде изображен сборщик налогов. Его сопровождает вооруженная охрана и носильщики. На земле сидит писец, в документах которого записано сколько должно быть изъято зерна, для которого приготовили корзины, изображенные правее писца. Крестьянин, вероятно, не может сдать зерно, потому его поставили на колени. Слева мы видим его жену и детей. В Древнем Египте даже стихийные бедствия не освобождали от налога и крестьянину грозит суровое наказание
Задание №25. Заполните «линию времени»
Отметьте на «линии времени» год образования единого государства в Египте. Подсчитайте, сколько лет назад это было. Вычисления делайте письменно
3000+2013=5013 (лет)
Ответ: Это было 5013 лет назад
Задание №26. Заполните контурную карту «Древний Египет»
1. Надпишите название реки, протекающей через Египет, и обозначьте на ней 1-й порог
2. Закрасьте зеленым цветом районы земледелия в Египте (границы районов обозначены пунктиром)
3. Надпишите названия двух морей, ближайших к Египту
4. Закрасьте кружочек, обозначающий древнюю столицу Египта, и надпишите ее название
5. Обозначьте значком район пирамид
Задание №27. Впишите недостающие даты
Единое государство в Египте образовалось около 3000 года до н.э.
Пирамида фараона Хеопса была построена около 2560 года до н.э.
Завоевания фараона Тутмоса были сделаны около 1500 года до н.э.
Задание №28. Заполните контурную карту «Военные походы фараонов»
1. Обозначьте стрелками направления завоевательных походов египетских войск
2. Обведите границы Египетского царства около 1500 года до н.э.
3. Надпишите название азиатской реки, до которой доходили границы Египетского царства на севере (Евфрат)
4. Закрасьте кружочек, обозначающий город в Азии, который более полугода осаждали войска фараона Тутмоса, и надпишите название этого города (Мегиддо)
5. Закрасьте кружочек, обозначающий столицу Египта во времена фараона Тутмоса, и надпишите название этого города (Фивы)
6. Страны и полуостров, завоеванные фараонами за пределами Египта, обозначены на карте цифрами. Напишите их названия
1. Нубия
2. Синайский полуостров
3. Палестина
4. Финикия
5. Сирия
Задание №29. Впишите недостающие слова
Самые крупные завоевания совершил около 1500 года до н.э. Фараон по имени Тутмос.
У египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из бронзы. Так называется сплав двух металлов: меди и олова.
Войсками фараонов были завоеваны в Африке богатая золотом страна Нубия, в Азии — богатый залежами медной руды Синайский полуостров и страны:
1. Палестина
2. Финикия
3. Сирия
Границы Египетского царства в Азии доходили до реки Евфрат, а в Африке — до 5 порога на реке Нил
Задание №30. Заполните «линию времени»
Отметьте на «линии времени» даты, связанные с правлением фараонов Хеопса и Тутмоса. Могли ли эти владыки Египта что-нибудь знать друг о друге? Объясните, почему так считаете
Только Тутмос мог знать о Хеопсе, так как жил после него
Задание №31. Впишите недостающие буквы в имена богов и священных животных, почитавшихся древними египтянами
Амон — бог солнца
Апоп — бог тьмы
Геб — бог земли
Нут — богиня неба
Тот — бог мудрости
Бастет — покровительница женщин и их красоты
Апис — священный бык
Сет — бог пустыни
Осирис — фараон и судья в царстве мертвых
Гор — бог — покровитель правящего в Египте фараона
Исида — богиня — жена Осириса
Анубис — бог — покровитель умерших
Маат — богиня правды
Задание №32. Вспомните мифы о богах и ответьте на вопросы
1. Как египтяне именовали Кота и Змея, изображенных на первом рисунке нашего времени? Кто всегда побеждает в схватке между Котом и Змеем? Где она происходит? Как долго продолжается?
В образе кота изображен бог солнца Ра, в образе змея — бог тьмы и зла Апоп. Каждую ночь они сражаются под землей и Ра всегда побеждает Апопа
2. Опишите второй рисунок нашего времени. Что изображено на нем? Чьи имена из тех, кто изображен на рисунке, вам известны? Что вы знаете о каждом из них? С какой целью принесен деревянный ящик?
Согласно мифу Сет принес в дом Осириса саркофаг и предложил гостям узнать, кому тот будет по росту. Когда в саркофаг лег Осирис, Сет захлопнул его и выбросил в Нил. Осирис и Сет были братьями. Осирис затем стал царем подземного царства, а Сет богом хаоса, разрушения, войны, стал олицетворением зла, сатаной
Задание №33. Ответьте на вопросы
Вспомните сказания о богах. Кто мог бы сказать о себе такие слова? По какому поводу?
1. Я скрывала его, я прятала его из страха, чтобы его не убили. Позвала я обитателей болот, чтобы они помогли мне. Одна мудрая женщина сказала мне: «Не унывай и не бойся! Ребенок твой недоступен своему противнику: заросли непроходимы, смерть не входит через них!»
Исида. После смерти своего мужа, Осириса, Исида была вынуждена прятаться вместе со своим сыном Гором, чтобы спасти его от Сета
2. Зависть и злоба терзают меня. Тот, кому я завидую, красив, добр, повелевает тысячами людей. Меня же все они проклинают и ненавидят. Ради захвата власти в стране я пойду на все, вплоть до убийства
Сет. Он был братом Осириса, правившего Египтом. Сет завидовал брату и стремился захватить власть
3. Имя мое Амамат, что значит «Пожирательница». Тем из вас, кто не делал зла и не был причиной чужих слез, не надо бояться моих острых зубов. Но горе завистникам, лгунам и ворам! Рано или поздно мы с ними встретимся
Мифическое существо в образе гиппопотама с лапами и гривой льва и головой крокодила. Обитала в подземном царстве. На суде Осириса она пожирала души грешников
Задание №34. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени
Ночь. Куда крадучись идут двое египтянин? «Я боюсь гнева богов!» — дрожит от страха один. «Не будь трусом — мы умилостивим богов жертвами! Поспешим, я знаю, как проникнуть внутрь!» — торопит другой.
Что они замышляют? Чем привлекают их каменные громады? Вы дадите ответ, если вспомните, что нашли археологи в неразграбленной гробнице Тутанхамона, вырубленной в скалах на западном берегу Нила
Они пробираются к пирамидам, чтобы ограбить их. После смерти фараона хоронили в саркофаге, который был сделан из чистого золота, но помимо самого саркофага усыпальницу заполняли драгоценностями, украшениями, ценными вещами
Задание №35. Ответьте на вопросы
1. Почему человек, умеющий читать и писать, казался египтянам настоящим мудрецом?
В Древнем Египте существовало огромное число иероглифов (более 500), система письма была очень сложной, потому выучить ее представлялось огромным трудом
2. Кому было легче овладеть грамотой: мальчику в Древнем Египте или российскому школьнику в наши дни? Объясните, почему вы так думаете
Школьнику наших дней легче. В русском алфавите 33 буквы и помимо согласных, есть гласные звуки. В египетском же письме иероглифов, обозначающих гласные, не было, помимо этого число иероглифов было огромным, и, вдобавок, для правильного чтения сочетаний иероглифов использовали специальные значки. Все это сильно усложняло письмо
3. На чём и чем писали ученики египетских школ?
Сначала писали на черепках глиняной посуды. Когда ученик овладевал письмом, ему давали для письма папирус. Писали тонкой тростниковой палочкой, используя черную и красную краски
4. Почему окончившие школу египтяне могли позволить себе носить белые одежды, а на руках у них не было мозолей?
Профессия писца считалась престижной и очень доходной, они были частью двора фараонов и освобождались от уплаты налогов, службы в армии и какой бы то ни было физической работы
Задание №36. Решите древнюю задачу и ответьте на вопросы
В написанном на папирусе древнеегипетском задачнике для школы имеется такая задача: «Было семь домов, в каждом семь кошек, каждая кошка съела семь мышей, каждая мышь съела семь колосков, каждый съеденный колос мог бы дать семь мер зерна. Найдите сумму общего числа домов, кошек, мышей, колосьев и мер зерна»
1. Давайте вместе найдем эту сумму.
Сколько кошек обитало в семи домах? 7х7=49
Сколько мышей съели кошки? 49х7=343
Сколько колосков съели мыши, прежде чем были съедены кошками? 343х7=2401
Сколько мер зерна дали бы колоски, съеденные мышами? 2401х7=16807
Теперь сложите числа:
домов 7
кошек 49
мышей 343
колосков 2401
мер зерна 16807 Итак, какова общая сумма? 19607
2. Кошки почитались египтянами как священные животные. Если бы не они, то всему населению Египта угрожал бы голод. Подумайте почему.
Они истребляли грызунов, извечных врагов урожая, за что и особенно почитались египтянами.
3. Кем становились выпускники школы в Древнем Египте? Где им могло каждодневно пригодиться умение умножать, складывать, вычитать и делить?
Писцами, которые затем служили при дворе фараонов, знатных вельмож, при храмах и занимались, в основном, учетом налогов и сборов. Грамотность открывала дорогу и к высоким государственным постам
Задание №37. В вашем учебнике бог солнца назван Амон-Ра. В других книгах тот же бог назван иначе — Амун-Ра. Знаем ли мы, как надо правильно произносить древнеегипетские имена? Если нет, то почему?
Скорее всего не знаем, так как в древнеегипетском письме не было иероглифов, обозначавших гласные звуки. Все слова записывались только согласными звуками
Задание №38. Решите чайнворд «На берегах Нила»
1. Бог тьмы, облик которого воспроизводит чайнворд (Апоп). 2. Древнейший материал для письма, изготовленный из нильского тростника (папирус). 3. Книга из папируса, свернутая в трубку (свиток). 4. Каменный столб, поддерживающий перекрытие в храме (колонна). 5. Священный бык с белой отметиной на лбу (Апис).
6. Богато украшенный гроб из дерева или камня (саркофаг). 7. Сын Осириса, победивший злого Сета (Гор). 8. Одно из имен бога солнца (Ра). 9. Другое имя бога солнца (Амон). 10. Богиня неба (Нут).
11. Знаменитый фараон-завоеватель (Тутмос). 12. Огромная каменная фигура, изображающая льва с головой человека (Сфинкс). 13. Число небольших государств, первоначально возникших в Египте (сорок). 14. Животное, в облике которого бог Амон-Ра каждую ночь сражается со свирепым змеем (кот). 15. Бог мудрости, научивший людей письму (Тот).
16. Фараон, чью гробницу археологи нашли неразграбленной (Тутанхамон). 17. Жена фараона, скульптурный портрет которой дошел до наших дней (Нефертити). 18. Значок египетского письма (иероглиф). 19.
Слово, которым называют властителей Египта (фараон). 20. Река в Египте (Нил)
Задание №39. Решите кроссворд «В Древнем Египте»
Если вы правильно решите кроссворд, то в обведенных рамкой клетках по горизонтали прочтете имя французского ученого, разгадавшего в начале 19 века тайну иероглифов
По вертикали: 1. Особое приспособление, при помощи которого египтяне поливали высоко расположенные сады и огороды (шадуф). 2. Богиня правды (Маат). 3. Первая столица Египетского царства (Мемфис). 4. Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона или его вельможи (писец). 5. Фараон, для которого была выстроена самая большая гробница (Хеопс).
6. Частицы полусгнивших растений и горных пород, остающихся на берегах Нила после разлива (ил). 7. Область в Северном Египте, похожая на огромный треугольник (дельта). 8. Один из каменных столбов, стоявших перед входом в храм (обелиск). 9. Бог мертвых с головой шакала (Анубис)
Задание №40. Решите кроссворд, вспоминая слова из древнеегипетского текста «Поучение писцов ученикам». Если вы забыли этот текст, найдите его в учебнике
Определите, какие слова пропущены в приведенных ниже отрывках из «Поучения писцов ученикам». Впишите эти слова в клетки кроссворда в таких же числе и падеже, в каких они должны стоять в тексте
По горизонтали: 1. Будь писцом — он освобожден от работы мотыгой. 5. Читай книгу свою ежедневно. 7. Решай задачи молча. 8. Не проводи ни одного дня в безделье. 9. Если ты будешь бродить по улицам, то будешь избит плетью из кожи бегемота. 11. Обезьяна и та понимает слова. 13.
Писца не будут сечь прутьями.
По вертикали: 2. Ты будешь ходить в белой одежде. 3. Будь писцом, чтобы тело твое было гладким. 4. Будь писцом — ты не будешь таскать корзин. 6. Надоело мне повторять тебе наставления. 7. Уши мальчика на спине его.
10. Обучают даже львов, но ты поступаешь по-своему. 12. Ударю я тебя сто раз
Задание №41. Ответьте на вопросы
Кто, по мнению египтян, произнес эти слова? Кому они были сказаны?
1. Я не убивал, я не крал, я не лгал, я не завидовал
Это слова умершего, которые он произносил перед лицом Осириса на суде в царстве мертвых
2. Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его
Поучение писцов своим ученикам
3. Ты как свинья, пожирающая собственных поросят
Бог земли Геб. Египтяне представляли звезды детьми богини неба Нут и Геба. Каждое утро Нут проглатывала звезды, и Геб гневался на супругу, произнося эти слова
4. Я выбираю кратчайший путь на Мегиддо, чтобы внезапно напасть на врагов
Фараон Тутмос. Узнав, что противники объединили свои силы, Тутмос решил идти кратчайшим путем через ущелье и застал врага врасплох
5. Сын солнца предлагает своему вельможе вернуться: ты умрешь не на чужбине. Тебе будет устроена каменная гробница
Слова фараона Сенусерта I, обращенные к вельможе Синухэ, долгие годы жившего в Сирии
Задание №42. Найдите ошибки
Один враль и хвастун утверждал, что с помощью «машины времени» побывал в Древнем Египте
— Когда я попал в эту страну, — рассказывал он друзьям, — то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было перейти вброд. Корабельщики довезли меня по Нилу до первого порога. Я щедро расплатился сними, взял сдачу — горсть мелких монет и сошел на правый берег.
В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в которой, как всем известно, похоронен Тутанхамон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще. Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась.
— Перестань выдумывать, — прервали рассказчика слушатели, — ты никогда не был в Древнем Египте! В твоем рассказе с десяток исторических ошибок
Опишите эти ошибки
а) Разлив Нила был каждый год, б) Нил — единственная река Египта, в) в Древнем Египте не было денег, как таковых, не чеканилась монета, г) гробница Тутанхамона располагалась в долине Царей к западу от Фив, это намного севернее 1-го порога, д) самая большая пирамида в Египте — Хеопса и располагалась на севере около Мемфиса, е) сам Тутанхамон долгое время был почти неизвестен и обнаружение его гробницы в 1922 году — величайшее открытие археологии, ж) ливень на юге Египте — крайне редкое явление природы и длится всего несколько минут, з) дуб в Египте не растет, и) гробница Тутанхамона не была разграблена и дошла до нашего времени в первозданном виде, к) предметы из гробницы сейчас находятся в музеях мира
Задание №43. Придумайте окончание сказки
В Древнем Египте была создана сказка о заколдованном царевиче. Ее конец не сохранился. Вот начало этой сказки:
«Жил да был фараон. Родился у него сын. Это был единственный и долгожданный сын, которого фараон вымолил у богов. Но царевич заколдован, и уже при его рождении богини предсказывают, что он умрет молодым или от крокодила, или от змеи, или от собаки. Такова судьба, которую никто не в силах изменить.
Но родители царевича хотят перехитрить судьбу. Они отделили своего сына от всего живого — поместили мальчика в большой башне и приставили к нему верного слугу.
Проходят годы. Мальчик растет и начинает интересоваться окружающим миром. Как-то он замечает внизу какое-то странное существо на четырех ногах. «Это собака», — объясняет удивленному ребенку слуга. «Пусть приведут мне такую же!» — просит царевич. И ему дают щенка, которого он растит в своей башне.
Но вот мальчик становится юношей, и родители вынуждены объяснить ему, почему он живет один, строго охраняемый, в этой башне. Царевич убеждает отца, что судьбы не миновать. И тот отпускает его в дальнее странствие.
В сопровождении своего верного слуги и собаки царевич на колеснице добирается до страны Сирии. Здесь также в высокой башне живет красавица-царевна. Она достанется тому, кто проявит богатырскую силу и прыгнет на высоту 70 локтей прямо в окно башни, из которого выглядывает царевна.
Никому это не удается, и лишь наш герой совершает прыжок и добирается к ней. С первого взгляда они полюбили друг друга. Но отец царевны не хочет отдать свою дочь в жены какому-то безвестному египтянину. Дело в том, что заколдованный царевич скрыл свое происхождение и выдал себя за сына воина, бежавшего от злой мачехи. Но царевна и слышать не хочет ни о ком другом: «Если отнимут у меня этого юношу, не буду есть, не буду пить, умру в тот же час!» Пришлось отцу уступить.
Молодые люди поженились. Они счастливы. Но царевна стала замечать, что ее супруг иногда грустит. И он открывает ей страшную тайну, говорит о предсказании богинь: «Я обречен трем судьбам — крокодилу, змее, собаке». Тогда жена сказала ему: «Прикажи убить свою собаку».
Он же ответил ей: «Нет, не прикажу убить собаку, которую взял щенком и вырастил».
Царевна решает предотвратить страшный рок, нависший над ее мужем, и ей это дважды удается. Первый раз она его спасает от змеи, которая вползла в спальню. Предчувствуя грозящую царевичу опасность, царевна поставила в спальню чашку молока, и змея, прежде чем ужалить царевича, набросилась на молоко. Тем временем царевна проснулась, призвала на помощь служанку, и вдвоем раздавили гадину.
Молодожены отправляются в Египет, и тут царевна снова спасает своего супруга — на этот раз от крокодила. И вот наступил следующий день. »
На этом месте текст на папирусе обрывается. Как, по-вашему, завершилась сказка? Пусть в вашем ответе окончание сказки происходит в Египте. Помните, что молодая жена царевича впервые оказалась в этой стране. Что ее могло поразить в природе Египта?
Какие постройки, какие статуи могли увидеть герои сказки? Какой прием во дворце мог оказать им отец-фараон? Как он выглядел? Наконец, погиб или остался жив царевич?
Оказавшись в Египте, царевна была поражена Нилом, она никогда не видела такой большой реки. Как на чудо смотрела она на громады пирамид, на грозного сфинкса, будто охранявшего покой усопших фараонов. Ее поразили величественные храмы и великолепие дворцов фараона. Отец радостно принял сына и его юную жену.
На следующий день царевич пошел гулять со своей собакой. «Неужели ты способен предать меня?» — спрашивал царевич. Вдруг собака оскалила зубы и кинулась на царевича. Но юная жена и тут спасла своего супруга, ударив собаку ножом. Она была очень умной и оберегала своего мужа. Так прошло несколько лет.
Предсказание стало забываться. В один из дней между супругами возникла пустая ссора и жена оттолкнула царевича, тот споткнулся и, падая, ударился головой о камень. «Ты, избавившая меня от трех судеб. » — прошептал он и испустил дух
Задание №44. Рассмотрите на передней обложке тетради роспись из древнеегипетской гробницы, ответьте на вопросы, вставьте недостающие слова
1. Кто из египетских богов изображен справа? Как выглядел этот бог по представлениям египтян? В какое место он поведет однажды каждого из живущих на земле?
Бог Древнего Египта Анубис, с головой шакала и телом человека. Он был проводником умерших в загробный мир
2. Какую клятву в этом месте готовились произнести египтяне? Как, согласно их верованиям, становилось известно, не лгут ли они?
Египтяне клялись, что не совершали грехов. Сердце умершего, то есть душу, взвешивали на весах Тот и Анубис. На другой чаше весов лежало перо богини правды Маат. Если душа была легче пера, значит египтянин говорил правду
3. Определите по головному убору, кем был изображенный слева человек. Опишите его одежду и украшения
Это фараон. На нем одета набедренная повязка с богато украшенным передником. На плечах украшение — ожерелье-оплечье и браслеты на руках
4. Предположите, для чего на стене гробницы помещены небольшие рисунки. Кого или что они изображают? Почему некоторые из них обведены овальной рамкой?
Египтяне верили, что все изображенное на стенах сопровождало умершего в загробном мире, потому изображали себя, свой дом, семью и все, что окружало человека при жизни. Овальной рамкой обводили только имена фараона и его жен
5. Вспомните, как в Египте на рельефах и в росписях было принято изображать человека. Мы как бы смотрим на него с разных точек зрения. На одни части его тела — спереди (на какие именно?): на плечи и глаза, а на другие — сбоку (на какие?)
Задание №45. Рассмотрите на задней обложке тетради древнеегипетские статуи, выполните задания и ответьте на вопросы
1. Почему статуи вельможи и его жены были поставлены в гробнице? Почему статуи должны были быть похожи на людей, похороненных в гробнице?
Согласно верованиям египтян, душа умершего время от времени возвращается из царства Осириса и вселяется в мумию. Если душа, прилетев в гробницу, не обнаружит мумии, она погибнет и её загробная жизнь прекратится. Поэтому в гробницу ставили каменную или деревянную статую умершего, в точности воспроизводящую его облик. Верили, что душа может вселиться в статую, если мумия не сохранится
2. Предположите, почему вельможа и его жена изображены молодыми людьми, хотя, быть может, они умерли в старости
По представлениям египтян, на «полях Осириса», то есть в раю, все молоды и красивы
3. Опишите каждую из статуй. В каких позах представлены вельможа и его жена? В каком положении находятся их руки и ноги?
Статуи в сидячем положении, ноги расположены вместе, а правая рука на сердце
4. Почему вельможа и его жена изображены с кожей разного цвета?
Это связано с техникой живописи. Мужчины всегда изображались с более темной кожей
Источник: poistorii.ru
Страна пирамид. Сценарий интеллектуальной игры по теме «Древний Египет». 5-й класс
Интеллектуальная игра завершает изучение раздела “Древний Египет” в 5 классе. Предварительно (за 1-2 недели) учащиеся получают задания для подготовки команд.
- обобщить знания по истории Древнего Востока (тема “Древний Египет”);
- углубить знания учащихся по мифологии Древнего Египта;
- активизировать интерес к изучению истории;
- воспитывать сотрудничество, взаимопомощь;
- развивать творческую активность при подготовке и во время игры.
В игре принимают участие 2 команды по 7 человек (капитан и 6 игроков). Участники готовят название и девиз команды и, вместе с группой поддержки, небольшую сценку на тему “Школа в Древнем Египте”. Баллы, полученные болельщиками за правильные ответы в конкурсе для зрителей, прибавляются к баллам, заработанным командой.
Жюри и помощники ведущих выбираются из старшеклассников, обучающихся в гуманитарном (профильном) классе. Максимальное число баллов за правильный ответ объявляется перед каждым конкурсом.
- раздаточный материал для конкурсов № 1, 3;
- две коробки, фигурка кошки, изображение египетского лотоса (для конкурса капитанов);
- планшет с изображением пирамиды, на которую крепятся 16 карточек с номерами вопросов, репродукции памятников искусства Древнего Египта (для конкурса “Пирамида”);
- жетоны, которые выдаются зрителям за правильные ответы;
- таблица для подведения итогов каждого конкурса (заполняется жюри в течение игры);
- грамоты и призы для награждения победителей.
Продолжительность игры: 40 минут:
- Представление команд – 3 минуты;
- Разминка (“Один из трех”) – 4 минуты;
- Конкурс капитанов (“Посылка из Египта”) – 5 минут;
- Конкурсы команд (“Реставрация”) и болельщиков – 5 минут (оба конкурса проходят одновременно).
- Блиц (“Пирамида”) – 10 минут.
- Домашнее задание – 10 минут.
- Подведение итогов и награждение – 3 минуты.
Ход игры
Уважаемые участники и зрители! Мы рады вас приветствовать на игре, посвященной Древнему Египту – стране, где строились пирамиды и правили великие фараоны, велись кровопролитные войны и создавались великолепные произведения искусства.
По древнеегипетским верованиям, имя – Рен – является одной из человеческих душ. Прежде чем начать игру, команды должны представить нам свое Рен – название, а девиз в древнеегипетском стиле. Максимальное число баллов в конкурсе – 3.
Конкурс 1. Один из трех.
Конкурс проходит в тестовой форме. Из трех вариантов ответа нужно выбрать один – верный – и отметить его на карточке. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1. Египтяне копали каналы, чтобы:
а) спасаться в них от палящего зноя;
б) орошать удаленные от Нила поля;
в) содержать в них священных крокодилов.
а) фантастическое существо с телом льва и головой человека или барана;
б) динозавр, который водится в южном Египте;
в) фантастическое существо с телом человека и головой быка.
а) сплав золота и серебра;
б) сплав меди и цинка;
в) сплав меди и олова.
4. Стены гробницы египетского вельможи украшали надписями, рисунками и рельефами, потому что египтяне:
а) любили искусство и ценили все прекрасное;
б) верили, что все изображения чудесным образом оживут в загробном мире;
в) считали, что гробница вельможи должна отличаться от могилы обычного человека.
5. Носителем царских сандалий фараон назначал вельможу:
а) если был разгневан на него;
б) в знак особой милости;
в) из числа самых молодых придворных.
6. Иероглиф (кружок с точкой в центре) означает слово:
7. Чужеземных воинов, попавших в плен к египтянам, называли:
а) наемниками;
б) варварами;
в) живыми убитыми.
8. В египетскую армию зачисляли:
а) всех взрослых мужчин;
б) каждого десятого юношу;
в) только воинов-наемников.
9. Древние египтяне считали, что разум человека находился:
а) в голове;
б) в сердце;
в) в печени.
10. Если древний египтянин давал клятву, то он клялся:
а) носом, потому что нос вдыхает воздух, а бог воздуха – это бог жизни;
б) глазами, потому что глаза – это зеркало души;
в) сердцем, потому что в нем, как считалось, заключен ум человека.
Конкурс 2. Посылка из Египта.
Для участия в конкурсе приглашаются капитаны. Представьте, что вы правитель государства, желающего заключить мир с египетским фараоном. Из Египта вам присылают пестрый ящик с заключенным внутри священным объектом. Если вы угадаете, что находится в ящике, мирный договор вам обеспечен.
Вам будет сделано 5 подсказок. Чем меньше подсказок вы используете, тем выше окажется заработанный вами балл. В крайнем случае, капитан может попросить помощь команды. Минимальное количество баллов за конкурс – 1, максимальное – 5.
- он был посвящен богине Исиде и ее супругу Осирису;
- в его середине родился на свет бог Солнца;
- его изображения украшали стены храмов и гробниц и капители колонн;
- он бывает розового, белого и голубого цвета;
- его цветок был эмблемой Верхнего Египта.
Ответ: лотос.
- первыми их стали почитать земледельцы;
- у них была своя богиня – доброе божество любви, веселья, музыки;
- бог солнца Ра в трудной битве принял облик одного из них;
- в XV веке до нашей эры фараон запретил держать их египтянам, оставив эту привилегию лишь за собой;
- их древнеегипетское название – “миу”.
Ответ: кошка.
Конкурс 3. Реставрация.
В этом конкурсе командам предстоит проявить себя в роли художников и знатоков религии. Во время стихийного бедствия в египетских храмах оказались повреждены изображения богов. Какой ужас – у них не хватает лиц! Восстановите изображения и скажите, чьи головы были у богов, и какую роль выполняли эти боги? , , , . Каждая команда восстанавливает два изображения. Максимальное число баллов за конкурс – 4.
- Анубис – бог мертвых и бальзамирования. Изображался с головой шакала.
- Гор – сын Исиды и Осириса, бог восходящего солнца, божественный повелитель Египта. Изображался с головой сокола. .
- Себек – бог воды, обитавший в Ниле, покровитель крокодилов. Изображался с головой крокодила.
- Тот – бог мудрости, создатель древнеегипетской письменности. Чаще всего изображался с головой ибиса.
Конкурс 4. Игра со зрителями.
- Царь Древнего Египта (Фараон).
- Растение, из стеблей которого делали материал для письма (Папирус).
- Знак письменности Древнего Египта (Иероглиф).
- Гробница египетских фараонов (Пирамида).
- На каком материке находится Египет? (Африка).
- Столица Древнего Египетского царства (Мемфис).
- Место в пустыне, где есть растительность и вода (Оазис).
- Какому богу поклонялся фараон Эхнатон? (Атон).
- Бог Солнца древних египтян (Ра).
- Так звали древнеегипетского бога пустыни, врага Осириса. (Сет).
- Здание, где люди поклонялись богам (Храм).
- Древнеегипетский фараон, для которого построена самая большая пирамида (Хеопс).
- Египтяне называли его “отец ужаса”, его двадцатиметровая статуя с лицом фараона действительно внушала им страх (Сфинкс).
- Когда египтяне начинали строить гробницу – при жизни человека или после его смерти? (При жизни).
- Чем занимались древнеегипетские крестьяне в период разлива Нила? (Работали на строительстве пирамид).
- Какого цвета одежду чаще всего носили древние египтяне и почему? (Белого, чтобы спастись от палящих солнечных лучей).
- Вряд ли будет разумным носить два головных убора сразу, но один древний египтянин делал именно так. Что это за головные уборы? (Короны Верхнего и Нижнего Египта).
- Древние Египтяне называли свою страну Кеме. Название какой современной науки происходит от этого слова? (Химия).
- Почему египтяне называли свою страну даром Нила? (Почва в долине Нила очень плодородна и легка для обработки, потому что после разлива реки на полях оставался слой ила).
- Назовите священных животных Древнего Египта (кошка, бык, крокодил, ибис и т.д.)
Конкурс 5. Пирамида.
Перед вами находится пирамида, сложенная из 16 камней-вопросов, распределенных по 6 категориям. Команды по очереди выбирают себе вопрос и отвечают на него. Не забывайте, что это конкурс-блиц, в котором дать ответ нужно как можно быстрее. За правильный ответ присуждается 1 балл.
Категория 1. Изречение.
1. Путешественник, посетивший Древний Египет, увидев это, воскликнул: “Горы камня, возведенные на горах камня!” (Пирамиды).
Категория 2. Папирус.
2. “Привет тебе, о таинственный бог, явившийся, чтобы дать жизнь Египту! О путь, текущий с небес, о покровитель хлебов, приносящий радость в хижины! Когда ты гневаешься, исчезает рыба. Когда ты нисходишь на наши поля, ни одна птица не тронет на них урожая”. Какому божеству посвящен гимн? (Хапи, бог реки Нил).
Категория 3. Фараоны.
3. Этого фараона египтяне называли еретиком, потому что он приказал верить в одного бога вместо многих. (Эхнатон).
4. Фараон, который вел длительную войну в Азии и совершил самые большие в истории Египта завоевания. (Тутмос).
Категория 4. Тростниковые поля (вопросы о погребальных обычаях египтян).
5. Древние греки назвали его “пожиратель плоти”, египтяне считали его лучшим подарком ко дню рождения, он бывает деревянный, каменный и даже золотой. (Саркофаг).
6. Как называлась душа-двойник умершего? (Ка).
7. Высушенное тело умершего, обмотанное льняными бинтами. (Мумия).
Категория 5. Галерея (назвать, кто или что изображено на иллюстрации).
8. Имя древнеегипетской царицы. (Нефертити).
9. Кому из фараонов была посвящена пирамида? (Пирамида Джосера).
10. Как назывался этот вид памятника? (Обелиск).
11. Имя владельца драгоценной маски (Тутанхамон).
Категория 6. Коротко о разном.
12. Устье Нила, разделенное на несколько рукавов. (Дельта).
13. Французский ученый, разгадавший тайну египетских иероглифов. (Шампольон).
14. Самая престижная профессия в Древнем Египте (Писцы).
15. Это учреждение древние египтяне называли “Дом папируса”. (Библиотека).
16. Приспособление, с помощью которого египтяне поднимали воду из каналов на высоко расположенные поля. (Шадуф).
“Пиши твоей рукой и читай твоим ртом, и спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Не будь человеком без разума, не имеющим воспитания! И ночью тебя учат, и днем тебя воспитывают, но ты не слушаешь никаких наставлений. Воистину не знают подобного тебе во всей стране”, — так говорится в наставлении древнеегипетскому школьнику. Не так уж много изменилось с тех времен…
Команды и зрители получили задание представить современные школьные ситуации в древнеегипетском духе. Напоминаю, что сценки должны быть короткими, не более чем на 4-5 минут. Максимальная оценка за конкурс – 5 баллов.
Команды показывают сценки: “Фараон и его жена проверяют школьный дневник сына”, “Сына фараона пригласили в школу с родителями”.
Источник: urok.1sept.ru