В единой системе измерения используется обозначение латинскими буквами:
- длину буквой l, если речь идет об одной прямой линии: маятнике, рычаге, отрезке, прямой. Но если речь идет о геометрической фигуре, например, прямоугольнике, то используется А,
- высоту или глубину – h,
- ширину – В.
Что такое система СИ, ученики узнают лишь в средней школе, поэтому обычно в младших классах специального обозначениям для этих величин не вводят.
Как обозначить глубину?
Почему же для высоты и глубины применяется одна и та же буква? Если вы построите чертеж параллелепипеда, то здесь вы отметите высоту фигуры.
А если составить чертеж прямоугольного бассейна того же размера, что и параллелепипед, то обозначается глубина. Таким образом, можно сказать, высота и глубина в этом случае будут одной величиной.
Внимание! Высота и глубина – две величины, которые обозначают один и тот же перпендикуляр, соединяющий две противоположные плоскости.
Простановка размеров
Понятие «глубина» встречается и в географии. На картах она отображается цветом. Если речь идет о водных просторах, то чем темнее синий, цвет, тем больше глубина, а если речь идет о суше, то низменности обозначаются темно-зеленым цветом.
В черчении эта величина обозначается литерой S. Она позволяет создать полное восприятие объекта иногда даже с одним видом.
Оптимальные размеры кухонной мебели.
Высота и глубина рабочих шкафов, столов соответствуют размерам газовых и электрических плит. Глубину шкафов-столов в кухнях малой площади можно уменьшить до 500 мм. Однако в этом случае плиты будут выступать над общим фронтом шкафов-столов.
Высота рабочих шкафов-столов (850 мм) принята исходя из удобства работы в кухне хозяйки среднего роста (158—160 см). Этот размер корректируют с учетом индивидуального роста хозяйки и определяют опытным путем. Однако и в этом случае необходимо учитывать высоту плит.
Глубина навесных шкафов и полок 300 мм. Шкафы и полки можно сделать меньшей глубины, но с учетом размеров посуды и инвентаря, для хранения которых они предназначены.
Отличие длины от высоты
Длина – это величина, которая характеризует протяженность линии.
А высота – это перпендикуляр, опущенный на противолежащую плоскость.
То есть можно сделать вывод, что длина от высоты отличается тем, что является частью фигуры, совпадая с ее гранью, а высота получается в результате дополнительного построения на чертеже.
Высоту проводят для того, чтобы получить новые данные для решения задач, а также новых фигур в составе исходной.
Вот такой ширины
Ширина предмета необходима для того, чтобы понять форму как двумерного, так и трехмерного объекта. Как правило, она обозначается буквой В.
Измеряется ширина в метрах (по СИ). Но если предмет слишком мал, то для удобства используют более мелкие единицы измерения:
Чтение строительных чертежей для чайников. Как научиться читать чертежи. Как читать проект дома.
- дециметры,
- сантиметры,
- миллиметры,
- микрометры и т.д.
А если предмет слишком крупный, то пишутся такие приставки:
Разумеется, такие крупные единицы измерения необходимы, например, для астрономии. Также они применяются в квантовой физике, микробиологии и так далее.
Как называются стороны прямоугольника?
В отличие от квадрата, стороны прямоугольника попарно равны и параллельны.
Это значит, что стороны, образующие углы различны.
Как правило, более длинную сторону прямоугольника называют длиной, а ширина прямоугольника это его короткая сторона.
Важно! Зная такие данные, как длина и ширина прямоугольника, можно найти его периметр, площадь, длину диагоналей и угол между ними. Вокруг прямоугольника всегда можно описать окружность. Эти свойства работают и в обратном направлении.
Толщина
Большинство из нас помнят школьные уроки математики. Ещё тогда учителя рассказывали, что, латинской литерой «s» принято обозначать такую величину, как площадь. Однако, согласно общепринятым нормам, на чертежах таким способом записывается совсем другой параметр – толщина.
Почему так? Известно, что в случае с высотой, шириной, длиной, обозначение буквами можно было объяснить их написанием или традицией. Вот только толщина по-английски выглядит как «thickness», а в латинском варианте — «crassities». Также непонятно, почему, в отличие от других величин, толщину можно обозначать только строчной литерой. Обозначение «s» также применяется при описании толщины страниц, стенок, ребер и так далее.
В чем измеряются размеры длины, ширины и высоты по СИ
По единой системе измерения длина, высота и ширина измеряются в метрах. Но иногда, если это дробное или многозначное число, для удобства в вычислениях используют кратные единицы измерения.
Для того чтобы знать, как правильно переводить единицы измерения в более крупные или же наоборот мелкие, необходимо знать значения приставок.
- Дека 101,
- Гекто 102,
- Кило 103,
- Мега 106,
- Гига 109,
- Деци – 10-1,
- Санти – 10-2,
- Милли – 10-3,
- Микро 10-6,
- Нано – 10-9.
После подсчетов эти единицы должны быть переведены в метры.
Существуют также внесистемные единицы, но они встречаются очень редко:
- миля – 1,6 км,
- фут – 12 дюймов – 0,3048 м,
- ярд – 36 дюймов – 91,44 мм,
- дюйм – 25,4 мм и т.д.
При решении задач такие единицы должны быть переведены в метры.
При выполнении геометрических заданий единицам измерения не уделяют особого внимания, главное, чтобы они были сопоставимы
(если вы производите подсчеты в сантиметрах, значит, все величины необходимо перевести в сантиметры).
А при решении физических задач ответ должен быть дан в метрах в соответствии с единой системой измерения.
Обозначения длины, ширины, высоты в геометрии
Измеряем геометрические параметры
Длина
Как уже было указано, в математике длина, высота, ширина – это три пространственных измерения. При этом, если ширина является линейным размером в поперечном направлении, то длина — в продольном. Рассматривая ее как величину физики можно понять, что под этим словом подразумевается численная характеристика протяжности линий.
В английском языке этот термин именуется length. Именно из-за этого данная величина обозначается заглавной или строчной начальной литерой этого слова — «L». Как и ширина, длина измеряется в метрах или их кратных (дольных) единицах.
Как правильно определить размеры мебели
Вы решили приобрести тумбу размером 600х400х500? Что обозначает первый, второй и третий габаритные размеры? Как определить размер кровати из сосны, кровати металлической односпальной правильно? Габариты мебели бывают разными. Иногда можно встретить обозначения без маркировки (ШГВ). Как же правильно указывать габариты мебели ?
Основные габариты мебели
Ширина х Глубина х Высота (Ш х Г х В)
Обозначение габаритов мебели без лицевой стороны Длина-Ширина-Высота
(Столы, сундуки для лежания, металлические кровати, кровати из сосны) L-B-H, L – это длина (ГОСТ 13025.3 п 2), В – это ширина , Н – высота либо Д х Ш х В
Габариты мебели с определенной лицевой стороной L х B х H Ширина-Глубина-Высота
(Столы, шкафы , диваны для сидения, кресла, стулья, настенные полки) L – это ширина, В – это глубина (ГОСТ 13025.3 п. 3.1), Н – высота
Габариты мебели для лежания с неопределённой (множественной) лицевой стороной Д х Ш х В Длина-Ширина-Высота.
Кровать из сосны, диван-кровать, лавка, сундук для лежания и изделия, стол обеденный, стол заседаний и подобное: Д х Ш х В (Длина-ширина-высота) .
Габариты выдвижных ящиков, сундуков L х B х H
Габариты деталей мебели L х B х H Длина-Ширина-Толщина
Источник статьи: https://mebeos.ru/article/126/gabarity_mebeli
Габаритные размеры
Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия . Главный редактор Г.П. Свищев . 1994 .
Смотреть что такое «Габаритные размеры» в других словарях:
габаритные размеры — Рис. 1. Габаритные размеры самолёта. габаритные размеры самолёта, вертолёта предельные значения длины и высоты, полного размаха крыла (у самолёта), диаметра несущего винта (у вертолёта) и т. п. (см. рис. 1, 2). Г. р. летательного аппарата… … Энциклопедия «Авиация»
габаритные размеры — Рис. 1. Габаритные размеры самолёта. габаритные размеры самолёта, вертолёта предельные значения длины и высоты, полного размаха крыла (у самолёта), диаметра несущего винта (у вертолёта) и т. п. (см. рис. 1, 2). Г. р. летательного аппарата… … Энциклопедия «Авиация»
габаритные размеры — Номинальные наружные размеры (включая при необходимости положительные допуски): длина, ширина и высота, измеряемые вдоль наружных кромок контейнера. Примечание Допуски к диагоналям, приемлемые для всех шести граней контейнера, даны в ИСО 668 95.… … Справочник технического переводчика
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ — (в антропометрии) наибольшие размеры тела в разных его положениях и позах, ориентированные в разных плоскостях (размеры рук, наибольший поперечный диаметр тела, горизонтальная и вертикальная досягаемость руки и т. п.). Г. р. измеряются по… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
габаритные размеры электроагрегата (электростанции) в транспортном положении — габаритные размеры Расстояние между крайними по длине, ширине и высоте точками электроагрегата (электростанции). Тематики электроагрегаты генераторные Синонимы габаритные размеры … Справочник технического переводчика
габаритные размеры пакетированной авиационной грузовой единицы — Предельные наружные размеры пакетированной авиационной грузовой единицы, включающие в себя любые ручки или другие выступающие элементы на ее поверхности. Тематики авиационные грузовые перевозки EN external dimensionsULD… … Справочник технического переводчика
габаритные размеры тары — Максимальные наружные размеры тары, включая выступающие части и детали. Тематики упаковка, упаковывание Обобщающие термины параметры и характеристики тары и упаковки EN overall dimensions of a container DE Grossmasse der… … Справочник технического переводчика
Размеры длина, ширина, высота
Производство асбоцементных профилей организовано в соответствии госстандартами: 3034095 для волновых и 1812495 для плоских.
Волновые АЦЛ
Хотя состав стройматериала одинаковый, по размерам изделия могут разниться. Это также касается толщины изделия. Как правило, она изменяется в промежутке от 5 до 9 мм. Что же касается ширины, то она определяется количеством волн.
Профиль АЦЛ зависит от формы поперечного сечения и расстояния между волнами. Форма поперечного сечения бывает двух типов – 40 на 150 и 54 на 200. Первое число этого показателя (40 или 54) указывает на высоту волны, а второе (150 или 200), соответственно, на ее шаг. Высота шифера есть не что иное, как длина отрезка, связывающее верх волны и низ без учета толщины профиля.
На заметку Отечественные производители имеют право на производство нестандартных АЦЛ на основе собственных ТУ.
Листы с различными профилями классифицируют в три группы:
- ВО – обычный профиль;
- УВ – унифицированный;
- ВУ – усиленный.
- для обычных – 1,2 на 0,68 м;
- для унифицированных – 1,75 на 1,125 м;
- для усиленных длина шифера равна 2,80 м.
- волн современных асбоцементных листов – шесть, семь и восемь. К примеру, стандартный шифер 8 ми волнового – 1,75х1,13 м при толщине – 5,2 или 5,8 мм, величина площади – 1,977 кв. м. У 7-ми и 8-ми — одинаковая высота, ширина же отличается, поскольку количество волн не совпадает.
Плоские АЦЛ
Определенные качества плоских и волновых профилей схожи, тем не менее между ними есть определенные различия. К примеру, плоские могут быть непрессованными, а это значит, что они будут отличаться по своим техническим характеристикам. Следует отметить, что плоские АЦЛ более прочные по сравнению с волновыми. К примеру, их прочность на сжатие и изгиб достигает, соответственно, 90-130 и 20-50 Мпа.
Главное достоинство этого материала, скорее всего, в разнообразии его использования. Всего несколько примеров:
- достаточно малый вес позволяет использовать плоские профили при устройстве перекрытия, причем дополнительные элементы укрепления при этом не используют.
- довольно часто используется в качестве внутренней и внешней отделки зданий;
- с их помощью возводят перегородки различного типа и вертикальные ограждения.
- длина может быть 2,5, 3,0 и 3,5 м;
- ширина – 1,2 и 1,5 м;
- толщина – 0,6, 0,8 и 1,0 см.
На строительном рынке можно встретить также плоские листы промышленного производства меньших габаритов (длина – 0,6 м, ширина – 0,4 м), которые подходят для устройства кровли.
Следует отметить, что производители изготавливают на заказ профили других габаритов и оттенков. Разработанные красители отличаются устойчивостью не только к воздействиям атмосферы, но и к выгоранию.
Размеры мебели и ее маркировка
Номера мебели по ГОСТам016-93 | Группа роста (в мм) | Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм) | Цвет маркировки | Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм) |
1 | 1000 — 1150 | 460 | Оранжевый | 260 |
2 | 1150 — 1300 | 520 | Фиолетовый | 300 |
3 | 1300 — 1450 | 580 | Желтый | 340 |
4 | 1450 — 1600 | 640 | Красный | 380 |
5 | 1600 — 1750 | 700 | Зеленый | 420 |
6 | Свыше 1750 | 760 | Голубой | 460 |
Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).
В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150 — 1300 мм — 750 мм, 1300 — 1450 мм — 850 мм и 1450 — 1600 мм — 950 мм. Угол наклона столешницы составляет 15 — 17°.
Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся начального общего образования не должна превышать 7 — 10 мин., а для обучающихся основного общего — среднего общего образования — 15 минут.
5.4. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.
5.5. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.
Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.
В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями приложения 1 настоящих санитарных правил.
5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:
— между рядами двухместных столов — не менее 60;
— между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50 — 70;
— между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, — не менее 50;
— от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, — 100;
— от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100;
— от первой парты до учебной доски — не менее 240;
— наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски — 860;
— высота нижнего края учебной доски над полом — 70 — 90;
— расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели — не менее 300.
Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся основного общего — среднего общего образования и не менее 45 градусов для обучающихся начального общего образования.
Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.
В общеобразовательных организациях первого климатического района расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.
При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием.
Абзац исключен. — Изменения N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72.
Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций необходимо предусматривать прямоугольную конфигурацию учебных помещений и кабинетов с расположением ученических столов вдоль окон и левосторонним естественным освещением.
5.7. Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый или темно-коричневый цвет и антибликовое покрытие цвет и антибликовое покрытие.
Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.
При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).
Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, сенсорными экранами, информационными панелями и другими средствами отображения информации, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.
5.8. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола.
Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами.
5.9. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
5.10. Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м2 на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.
Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45° к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 м в передне-заднем направлении.
В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков должно быть не менее 1,0 м, двухместных — 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой высотой 0,65 — 0,7 м.
Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.
Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног.
Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся (приложение 2 настоящих санитарных правил).
Слесарные и столярные мастерские и кабинеты обслуживающего труда оборудуются умывальными раковинами с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами.
5.11. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных организаций в кабинетах домоводства необходимо предусмотреть наличие не менее двух помещений: для обучения навыкам приготовления пищи и для кройки и шитья.
5.12. В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2-х столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.
5.13. Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.
Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.
5.14. В существующих зданиях общеобразовательных организаций при наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.
5.15. Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.
5.16. Оборудование учебных помещений, предназначенных для занятий художественным творчеством, хореографией и музыкой, должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.
5.17. В игровых комнатах мебель, игровое и спортивное оборудование должно соответствовать ростовым данным обучающихся. Мебель следует расставлять по периметру игровой комнаты, освобождая тем самым максимальную часть площади для подвижных игр.
При использовании мягкой мебели необходимо наличие съемных чехлов (не менее двух), с обязательной заменой их не реже 1 раза в месяц и по мере загрязнения. Для хранения игрушек и пособий устанавливают специальные шкафы.
Телевизоры устанавливают на специальных тумбах на высоте 1,0 — 1,3 м от пола. При просмотре телепередач размещение зрительских мест должно обеспечивать расстояние не менее 2 м от экрана до глаз обучающихся.
5.18. Спальные комнаты для первоклассников, посещающих группу продленного дня, должны быть раздельными для мальчиков и девочек. Их оборудуют подростковыми (размером 1600 x 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями. Кровати в спальных комнатах расставляют с соблюдением минимальных разрывов: от наружных стен — не менее 0,6 м, от отопительных приборов — 0,2 м, ширина прохода между кроватями — не менее 1,1 м, между изголовьями двух кроватей — 0,3 — 0,4 м.
5.19. Вместимость малокомплектных общеобразовательных организаций определяется заданием на проектирование.
5.19.1. При проектировании малокомплектных общеобразовательных организаций, обязательный набор помещений включает: гардероб; учебные кабинеты; столовую; санитарные узлы (раздельно для обучающихся и персонала); рекреации; помещение для хранения уборочного инвентаря; помещения медицинского назначения (кабинет врача для осмотра детей, процедурный кабинет); спортивный зал, помещение снарядной; административно-хозяйственные помещения, актовый зал и библиотеку. При спортивных залах оборудуются раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты.
5.19.2. Спортивный зал, столовая, технологические мастерские для мальчиков, гардероб размещаются на первом этаже. Допускается размещение гардероба в цокольном этаже задания.
При проектировании общеобразовательной организации помещения раздевальных при спортивном зале предусматриваются площадью не менее 14,0 м2 каждая.
5.19.3. В составе производственных помещений пищеблока предусматриваются следующие помещения: обработки овощей, заготовочный и горячий цеха, моечная для раздельного мытья столовой и кухонной посуды.
Хранение пищевых продуктов и продовольственного сырья должно осуществляться в помещениях кладовых (для овощей, сухих продуктов, скоропортящихся продуктов). При организации ежедневного поступления пищевых продуктов и продовольственного сырья допускается использование одного помещения кладовой.
5.19.4. Содержание и организация работы столовой в части объемно-планировочных и конструктивных решений, санитарно-технического обеспечения, требований к оборудованию, инвентарю, посуде и таре, санитарному состоянию и содержанию помещений, мытью посуды, организации питания, в том числе формированию примерного меню, условий и технологии изготовления блюд, требований к профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности, организации питьевого режима, соблюдению правил личной гигиены и прохождению медицинских осмотров персоналом, хранению и перевозке пищевых продуктов, ежедневному ведению необходимой документации пищеблока (бракеражные журналы, журнал здоровья и другие) должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.
Режим питания и кратность приема пищи должны устанавливаться в зависимости от времени пребывания обучающихся в организации .
СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 N 45, зарегистрированным Минюстом России 07.08.2008, регистрационный N 12085).
5.19.5. Поверхность стен, полов и потолков помещений медицинского назначения (кабинета врача для осмотра детей и процедурного кабинета) должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфекционными средствами. Используемые панели должны иметь гладкую поверхность.
Площадь кабинета врача предусматривается не менее 12 м2, процедурного — не менее 12 м2.
В помещениях медицинского назначения должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями.
Помещения должны иметь естественное освещение.
Искусственная освещенность, источник света, тип лампы принимаются в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
Необходимо предусмотреть помещение и (или) место для временной изоляции заболевших обучающихся.
40. Гигиенические требования к освещению (естественному и искусственному).
5.1. Жилые комнаты и кухни жилых домов должны иметь естественное освещение через светопроемы в наружных ограждающих конструкциях здания.
5.2. Коэффициент естественной освещенности (далее — КЕО) в жилых комнатах и кухнях должен быть не менее 0,5%.
5.3. При одностороннем боковом освещении в жилых зданиях нормативное значение КЕО должно обеспечиваться в расчетной точке, расположенной на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и плоскости пола на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от светопроемов: в одной комнате — для одно-, двух- и трехкомнатных квартир, и в двух комнатах для четырех- и пятикомнатных квартир. В остальных комнатах многокомнатных квартир и в кухне нормативное значение КЕО при боковом освещении должно обеспечиваться в расчетной точке, расположенной в центре помещения на плоскости пола.
5.4. Все помещения жилых зданий должны быть обеспечены общим и местным искусственным освещением.
5.5. Освещенность на лестничных площадках, ступенях лестниц, в лифтовых холлах, поэтажных коридорах, вестибюлях, подвалах и чердаках должна быть не ниже 20 лк на полу.
5.6. Над каждым основным входом в жилой дом должны быть установлены светильники, обеспечивающие на площадке входа освещенность не менее 6 лк, для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк, для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола. Должно быть также предусмотрено освещение пешеходной дорожки у входа в здание.
5.7. Жилые помещения и придомовая территория должны обеспечиваться инсоляцией в соответствии с гигиеническими требованиями к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий.
5.8. Нормируемая продолжительность непрерывной инсоляции для помещений жилых зданий устанавливается на определенные календарные периоды дифференцированно в зависимости от типа квартир, функционального назначения помещений, планировочных зон города и географической широты местности:
— для северной зоны (севернее 58° с. ш.) — не менее 2,5 ч. в день с 22 апреля по 22 августа;
— для центральной зоны (58° с. ш. — 48° с. ш.) — не менее 2,0 ч. в день с 22 марта по 22 сентября;
— для южной зоны (южнее 48° с. ш.) — не менее 1,5 ч. в день с 22 февраля по 22 октября.
5.9. Нормативная продолжительность инсоляции должна быть обеспечена не менее, чем в одной комнате 1-3-комнатных квартир и не менее чем в двух комнатах 4-х и более комнатных квартир.
5.10. Допускается прерывистость продолжительности инсоляции, при которой один из периодов должен быть не менее 1 часа. При этом суммарная продолжительность нормируемой инсоляции должна увеличиваться на 0,5 часа соответственно для каждой зоны.
5.12. Для жилых зданий, расположенных в северной и центральной зонах допускается снижение продолжительности инсоляции на 0,5 часа в следующих случаях:
— в двухкомнатных и трехкомнатных квартирах, где инсолируется не менее двух комнат;
— в четырех и многокомнатных квартирах, где инсолируется не менее трех комнат;
— при реконструкции жилой застройки, расположенной в центральной и исторической зонах городов, определенных их генеральными планами развития.
5.13. На детских игровых площадках и спортивных площадках, расположенных на придомовой территории, продолжительность инсоляции должна составлять не менее 3-х часов на 50% площадок участка независимо от географической широты.
41. Гигиенические принципы составления расписания уроков и их физиологическое обоснование.
Общая учебная нагрузка в школе состоит из государственного компонента учебного плана и школьного компонента.
Между занятиями по обязательному и школьному компонентам необходим перерыв не менее 30 мин для обеда и отдыха.
Многочисленные наблюдения и исследования подтверждают, что не все предметы вызывают одинаковое утомление. Наиболее значительные нарушения функционального состояния центральной нервной системы отмечены у школьников после уроков математики, физики, химии. Причем чем позже проходят эти уроки, тем большее утомление они вызывают. При составлении расписания необходимо учитывать, что по степени/трудности уроки распределяются следующим образом: тяжелые уроки — математика, физика, химия, астрономия, иностранный язык; уроки средней тяжести — история, биология, русский язык и литература,» белорусский язык и литература, география; легкие уроки — труд, рисование, пение, спецподготовка, физкультура.
В течение учебного дня необходимо легкие уроки чередовать с трудными, естественно-математические предметы — с гуманитарными, предметы, требующие большого умственного напряжения и внимания, — с уроками, включающими двигательный и динамический компоненты. В соответствии с изменениями динамики работоспособности в течение дня на первом уроке целесообразно изучать предметы средней сложности, на втором и третьем — тяжелые предметы. Уроки труда и физкультуры нужно использовать для поддержания работоспособности школьников, поэтому предпочтительно делать их четвертыми или пятыми. Перемена вида деятельности снимает утомление, и на пятом-щестом уроках школьники будут работоспособны. Предметы, требующие большего интеллектуального напряжения, сосредоточенности, внимания, не рекомендуется ставить на первые или последние уроки.
В течение недели учебная нагрузка также должна распределяться в соответствии с закономерностями динамики работоспособности. Для этого рекомендована шкала трудности предметов.
Максимальное количество баллов за день по всем предметам должно приходиться на вторник и среду. Понедельник должен быть относительно незагруженным. Четверг после напряженных дней (вторника и среды) необходимо сделать облегченным, чтобы предотвратить падение работоспособности. Пятница по загружености близка к понедельнику. А суббота должна быть наиболее легким днем.
Если наибольшее количество баллов приходится на крайние дни недели или оно одинаково во все дни — расписание не соответствует физиолого-гигиеническим требованиям.Контрольные работы проводятся по графику, который утверждается директором школы. В течение учебного дня может проводиться только одна контрольная работа. Не рекомендуется проводить контрольные работы после уроков физкультуры, на последних уроках, в понедельник и пятницу.
Между окончанием занятий в школе и приготовлением уроков необходим как минимум 1,5-часовой активный отдых на свежем воздухе. Дети с ослабленным здоровьем, перенесшие тяжелые заболевания нуждаются в дневном сне. После отдыха улучшается качество работы, точность и координация движений, острота зрения. Учащиеся первой смены готовят уроки с 15 до 17 ч, в момент подъема работоспособности. Учащиеся второй смены должны выполнять домашние задания утром, до 12-ч.
Основные требования к расписанию уроков
— Рекомендуется чередовать предметы, не требующие одинаковой работы (например, письмо и чтение). Ставить друг за другом такие уроки, как письмо и рисование, нецелесообразно. Напряжение мелких мышц кисти быстро приводит к утомлению и снижению работоспособности учащихся.
— Следует включать в середину учебного дня (3—4-й урок) уроки труда, физкультуры.
— Необходимо планировать более легкие предметы на начало и конец учебного дня, а также учебной недели.
— Не рекомендуется планировать контрольные работы на конец недели (например, в пятницу), два дня подряд (во вторник и среду), по две в день.
Для учащихся начальной школы домашние задания на понедельник рекомендуются в устной форме (включая письмо, математику). Каникулы предназначены для полноценного отдыха школьников, поэтому домашние задания на их период упраздняются. Рекомендуется только чтение.
8. Гигиенические требования к переменам, их организация и проведение
Перемены в школе нужны для отдыха и восстановления работоспособности. Первое условие правильной организации перемен — это их достаточная продолжительность. Самая маленькая перемена должна продолжаться не менее 10 мин. Это минимальное время, необходимое для снятия утомлеиия и восстановления работоспособности.
Если перемена будет недостаточна, то скопившаяся потенциальная энергия проявится на следующем уроке и дети будут плохо себя вести. В графике должны быть предусмотрены две большие перемены: (10 — 20 — 20 — 10; 10 — 10 — 20 — 20 — 10). Во время больших перемен дети принимают пищу. Перемена продолжительностью до 30 мин нерациональна: на следующем уроке много времени будет потрачено на врабатывание.
Перемена должна быть полной противоположностью уроку. Нельзя во время перемены «занимать мозг», повторяя уроки, читая, играя в шашки или шахматы. Ученики должны выйти из классов, в которых проводится сквозное проветривание. Во время перемен окна в коридорах и рекреациях должны быть закрыты. В теплое время года школьники проводят перемены на пришкольном участке.
Учитель не ограничивает двигательную активность детей. Очень хорошо организовать на перемене подвижные игры. Однако необходимо следить за тем, чтобы дети не перевозбудились, и помнить об опасности травм.
За гигиеническую норму принята длительность малых перемен — 10 мин, большой — 30 мин или двух больших по 20 мин каждая. Недопустимо сокращение длительности перемен в школе за счет задержки детей на уроке или преждевременных звонков с перемены. Полезны подвижные перемены, проводимые на свежем воздухе.
Задача администрации школы — обеспечить условия для двигательной активности учащихся, исключающие вероятность травматизма. В холлах и коридорах школы не должно быть предметов, при падении на которые ребенок может получить травму. Игры на свежем воздухе заканчиваются за 2—3 мин до звонка на очередной урок. Подвижные перемены удовлетворяют до 10 % суточной потребности детей в движениях, составляющей для учащихся 11—15 лет около 20 тыс. шагов в день.
Как правильно пишутся размеры высота, ширина, длина обозначения латинскими буквами
Решая геометрические задачи, ученики сталкиваются с вопросом: как правильно обозначить те или иные части чертежа? Например, высоту треугольника, ширину прямоугольника, размеры бассейна. Подобные обозначения мы найдем и в физических задачах: длина маятника, высота, с которой тело начинает падать… Поэтому следует знать некоторые правила.
Как обозначаются различные параметры
В единой системе измерения используется обозначение латинскими буквами
- длину — буквой l
, если речь идет об одной прямой линии: маятнике, рычаге, отрезке, прямой. Но если речь идет о геометрической фигуре, например, прямоугольнике, то используется А, - высоту или глубину – h
, - ширину – В.
Что такое система СИ, ученики узнают лишь в средней школе, поэтому обычно в младших классах специального обозначениям для этих величин не вводят.
Как обозначить глубину?
Почему же для высоты и глубины применяется одна и та же буква? Если вы построите чертеж параллелепипеда, то здесь вы отметите высоту фигуры.
А если составить чертеж прямоугольного бассейна того же размера, что и параллелепипед, то обозначается глубина. Таким образом, можно сказать, высота и глубина в этом случае будут одной величиной.
Понятие «глубина» встречается и в географии. На картах она отображается цветом. Если речь идет о водных просторах, то чем темнее синий, цвет, тем больше глубина, а если речь идет о суше, то низменности обозначаются темно-зеленым цветом.
В черчении эта величина обозначается литерой S. Она позволяет создать полное восприятие объекта иногда даже с одним видом.
Что бывает длинным
Что же такое длина и как обозначается этот показатель? Она указывает расстояние от точки до точки
, то есть размер отрезка. В геометрических задачах его принято обозначать как А. В стереометрии ее могут обозначать и А, и
l
(например, в задачах, где встречается прямая, пересекающая плоскость).
В физике же длина маятника, плеча рычага и т.д. в «Дано» обозначается буквой l
, так как речь идет об отдельной прямой.
Отличие длины от высоты
Длина – это величина, которая характеризует протяженность линии.
А высота – это перпендикуляр, опущенный на противолежащую плоскость
То есть можно сделать вывод, что длина от высоты отличается тем, что является частью фигуры, совпадая с ее гранью, а высота получается в результате дополнительного построения на чертеже.
Высоту проводят для того, чтобы получить новые данные для решения задач, а также новых фигур в составе исходной.
Вот такой ширины
Ширина предмета необходима для того, чтобы понять форму как двумерного, так и трехмерного объекта. Как правило, она обозначается буквой В.
Измеряется ширина в метрах (по СИ). Но если предмет слишком мал, то для удобства используют более мелкие единицы измерения:
- дециметры,
- сантиметры,
- миллиметры,
- микрометры и т.д.
А если предмет слишком крупный, то пишутся такие приставки:
Разумеется, такие крупные единицы измерения необходимы, например, для астрономии. Также они применяются в квантовой физике, микробиологии и так далее.
Как называются стороны прямоугольника?
В отличие от квадрата, стороны прямоугольника попарно равны и параллельны
Это значит, что стороны, образующие углы различны.
Как правило, более длинную сторону прямоугольника называют длиной, а ширина прямоугольника — это его короткая сторона.
В чем измеряются размеры длины, ширины и высоты по СИ
По единой системе измерения длина, высота и ширина измеряются в метрах. Но иногда, если это дробное или многозначное число, для удобства в вычислениях используют кратные единицы измерения.
Для того чтобы знать, как правильно переводить единицы измерения в более крупные или же наоборот мелкие, необходимо знать значения приставок
- Дека — 10 1 ,
- Гекто — 10 2 ,
- Кило — 10 3 ,
- Мега — 10 6 ,
- Гига — 10 9 ,
- Деци – 10 -1 ,
- Санти – 10 -2 ,
- Милли – 10 -3 ,
- Микро — 10 -6 ,
- Нано – 10 -9 .
После подсчетов эти единицы должны быть переведены в метры
Существуют также внесистемные единицы, но они встречаются очень редко:
- миля – 1,6 км,
- фут – 12 дюймов – 0,3048 м,
- ярд – 36 дюймов – 91,44 мм,
- дюйм – 25,4 мм и т.д.
При решении задач такие единицы должны быть переведены в метры.
При выполнении геометрических заданий единицам измерения не уделяют особого внимания, главное, чтобы они были сопоставимы
(если вы производите подсчеты в сантиметрах, значит, все величины необходимо перевести в сантиметры).
А при решении физических задач ответ должен быть дан в метрах в соответствии с единой системой измерения.
Обозначения длины, ширины, высоты в геометрии
Измеряем геометрические параметры
Теперь вы знаете, какой буквой обозначается длина, в чем измеряется ширина прямоугольника, и сможете сами объяснить любому, как обозначаются различные параметры.
Это интересно! Легкие правила округления чисел после запятой
Размеры шкафов
Нет единой нормативной документации, определяющей правильные габариты этих предметов интерьера. ГОСТ 13025.1—85 содержит требования к функциональным размерам лишь частично. Он действует, периодически обновляется. В остальном предоставляется право на фантазию, поэтому производители опираются на собственные технические условия. Но, объединив требования ГОСТа и опыт изготовителей, можно выделить следующие габариты.
Описание и характеристики груши сорта Ника, схема посадки и уход
Стандарт
Модели с такими размерами устанавливают в спальню или гостиную шаблонной планировки:
- высота цоколя — 10 см;
- общая глубина — 50-60 см, для полок — 40-50 см;
- высота — 2,4-2,5 м, ограничивается потолком в квартире;
- ширина — 2,2 м;
- длина трубы для плечиков — 80-100 см;
- для одеял и прочих постельных принадлежностей, длина и ширина ячейки составляют 46*40 см или 40*46, в зависимости от предпочтительного способа расположения;
- минимальное расстояние от нижней части полки до ограничивающего предмета — 30 см;
- глубина отделений для хранения головных уборов — 24 см;
- ширина полок — 40-100 см.
Пространство для хранения одежды на плечиках измеряется от верхней кромки штанги до пола и по стандарту должно составлять не более 190 см. При превышении нормы продумывают рычаги для опускания и подъема штанги или другие приспособления, облегчающие использование сектора.
Высота шифоньера ограничивается размерами листа ДСП или потолком. Но есть и малогабаритные изделия небольшой высоты. В обоих случаях это будет мини-купе. Оно соответствует остальным габаритам:
- общая ширина — 50-200 см;
- наименьшая глубина — 35 см;
- протяженность дверной створки — от 45 см и зависит от высоты шкафа.
В остальном на данные модели распространяются те же правила, что и на типовые. Они устанавливаются в прихожую и часто предназначены для определенного набора вещей.
Макси
Самые массивные купе не должны превышать значения по параметрам:
- глубина — 90 см, что обусловлено длиной руки среднего человека (50 см);
- ширина дверной створки — 1 м;
- длина направляющих для дверей — 5 м.
Параметры не ограничены нормами. Монтировать в зале можно на всю длину помещения. Опыт профессионалов говорит о возможности добавлять распил ДСП, изготавливать многомодульные г-образные и комбинированные модели с учетом физической нагрузки на дверцы. Об этом речь пойдет ниже.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Определенная величина обозначается буквой латинского или греческого алфавита без индексов или с индексами, служащими для уточнения различных характеристик этой величины.
1.2. Прописные и строчные буквы «О, о» латинского алфавита не должны употребляться в обозначениях. Буквы греческого алфавита следует принимать по табл. 1.
1.3. Буквенные обозначения необходимых величин, не приведенных в настоящем стандарте СЭВ, устанавливают по принципу, указанному в табл. 2.
Сила, произведение силы на длину, длина в степени, не равной единице
Прописные латинского алфавита
Длина, отношение длины ко времени в какой-либо степени, отношением усилия к единице длины или площади
Строчные латинского алфавита
Строчные греческого алфавита
1.4. Индексы подразделяются на цифровые и буквенные. Буквенные дополнительно подразделяются на одно-, двух- и трехбуквенные. Для обозначения цифровых индексов используются арабские цифры, а для обозначения буквенных индексов — буквы латинского алфавита.
1.5. Цифровые индексы применяются для выражения порядкового номера данного обозначения.
1.6. Однобуквенные индексы применяются для обозначения осей координат, расположения, вида материала, напряженного состояния, действующей нагрузки и других характеристик.
1.7. Двухбуквенные и трехбуквенные индексы применяются в том случае, когда использование однобуквенных индексов может привести к неясностям. Они отделяются от однобуквенных индексов запятыми.
1.8. Индексы располагаются с правой стороны букв внизу. При печатании на пишущей машинке букву и индекс допускается печатать на одной строчке.
1.9. Если в настоящем стандарте отсутствует необходимый индекс, его следует устанавливать из строчных букв латинского алфавита.
1.10. Обозначение, выражающее геометрическую величину, допускается дополнять вертикальным штрихом справа, если необходимо обозначить, что имеется ввиду сжатая часть сечения или элемента.
Достоинства и недостатки асбоцементных листов
Свою неизменную популярность асбоцементные листы заслужили благодаря широкому набору преимуществ. Отметим лишь некоторые из них.
Источник: turbo-tex.ru
ГОСТ 2.307-68 ЕСКД. Нанесение размеров и предельных отклонений
Правила нанесения размеров на чертежах ГОСТ 2.307-68 и ГОСТ 2.307-2011
Указанные на конструкторских документах размеры предназначены для точного указания габаритов изделия, а также его узлов. Нанесение размеров следует организовать так, чтобы, руководствуясь ими, возможно было сделать деталь без проведения дополнительных расчетов. В то же время недопустимо перегружать документ избыточными сведениями, затрудняющими его понимание. Недопустимо также дублирование нанесения размеров на чертежах.
Как предписывается государственным стандартом, численные величины в конструкторских документах указывают в мм, единицы при этом опускают. Величины углов приводят в градусах, минутах, секундах с обязательным указание единиц.
Правила нанесения размеров на чертеж
Размерные линии изображают параллельно оси, на расстоянии не менее 10 мм от контура изделия, выносные изображают перпендикулярно размерным.
Нанесение размеров
Указанное значение обязано точно соответствовать истинной величине объекта вне зависимости от выбранного масштаба.
Схема нанесения размеров
Размерные линии следует размещать снаружи контура детали. На элементах контура нанесение значений запрещено. Большие величины наносят дальше, меньшие — ближе. Это делают для того, чтобы избежать пересечений размерные и выносные линии. На концах размерной линии изображают стрелки, упирающиеся в выносные. Численные значения размещают над линией возле ее середины.
Расстояние между размерными линиями — от 7 миллиметров.
Размерные линии положено размещать без пресечений с другими элементами чертежа. Осевые, центровые и штриховочные линии при пересечении с размерной следует прервать.
Нанесение размеров конкретного элемента конструкции рекомендуется проводить, группируя их рядом с ним.
При изображении дуги на чертеже показывают ее радиус (цифры предваряются литерой R), для окружности — ее диаметр (обозначается знаком >)
Если деталь имеет сферическую форму, а из двумерного изображения это не очевидно, то обозначение сферы на чертеже наносят так «Сфера R50»
При нанесении фаски под углом 45° используют единое обозначение величины и угла, например 5×45 ° . Для фасок с другими углами предусмотрено отдельное указание линейного размера и угла
Сфера 50 на чертеже
Нанесение предельных отклонений размеров
Указание значений предельных отклонений имеет большое значение с точки зрения технологии изготовления. Исходя из этих данных, технологи будут выбирать конкретные способы механической и термической обработки, конкретный вид станочного оборудования, инструмент и оснастку.
Значения отклонений наносят сразу после величин. Если высокая точность изготовления не требуется, то нанесение этих требований в каждом месте чертежа необязательно, достаточно сформулировать их в общем виде в области технических требований. Данная формулировке должна содержать как значения, так и знак отклонений.
Если в общей записи не указываются конкретные значения допусков, допустимо использовать указание квалитета, или класса точности. Обозначается он литерами ±IT/2 , за которыми следует номер квалитета.
Указание предельных отклонений для валов и отверстий круглой формы сопровождается знаком ∅.
Отклонения угловых величин наносят только цифрами.
Если на различных участках одной и той же поверхности требуется выдержать различные отклонения, границу между ними указывают тонкой сплошной чертой, а размеры на чертежах вкупе с отклонением указывают для каждого участка по отдельности.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Выносные линии проводят перпендикулярно размерным, за исключением случаев, когда они вместе с измеряемым отрезком образуют параллелограмм. Нельзя использовать в качестве размерных линии контура, осевые и выносные.
5. Минимальные расстояния между параллельными размерными линиями – 7 мм, а между размерной и линией контура – 10 мм. Необходимо избегать пересечения размерных линий между собой и выносными линиями. Выносные линии должны выходить за концы стрелок или засечек на 1…5 мм.
6. Размерные стрелки на чертеже должны быть приблизительно одинаковыми.
7. Размерные числа наносят над размерной линией возможно ближе к ее середине. При нанесении размера диаметра внутри окружности размерные числа смещают относительно середины размерных линий.
8. При большом количестве параллельных или концентричных размерных линий числа смещают относительно середины в шахматном порядке.
9. Размерные числа линейных размеров при различных наклонах размерных линий располагают, как показано выше. Если необходимо указать размер в заштрихованной зоне, то размерное число наносят на полке линии – выноски.
Для учебных чертежей высота размерных чисел рекомендуется 3,5 мм или 5 мм, расстояние между цифрами и размерной линией – 0,5…1 мм.
10. При недостатке места для стрелок на размерных линиях, расположенных цепочкой, стрелки заменяют засечками, наносимыми под углом 45 градусов к размерным линиям или точками, но снаружи проставляют стрелки.
Читать также: 7805 Datasheet на русском аналог
11. При недостатке места для стрелки из – за близко расположенной контурной линии последнюю можно прерывать.
12. Угловые размеры наносят так, как показано выше. Для углов малых размеров размерные числа помещают на полках линий – выносок в любой зоне.
13. Если надо показать координаты вершины скругляемого угла или центра дуги скругления, то выносные линии проводят от точки пересечения сторон скругленного угла или от центра дуги скругления.
14. Если вид или разрез симметричного предмета или отдельных, симметрично расположенных элементов, изображают только до оси симметрии с обрывом, то размерные линии, относящиеся к этим элементам, проводят с обрывом, и обрыв размерной линии делают дальше оси или обрыва предмета, а размер указывают полный.
15. Размерные линии можно проводить с обрывом и при указании размера диаметров окружности независимо от того, изображена ли окружность полностью или частично, при этом обрыв размерной линии делают дальше центра окружности.
16. При изображении изделия с разрывом размерную линию не прерывают.
17. Размерные числа нельзя разделять или пересекать, какими бы то ни было линиями чертежа. Осевые, центровые линии и линии штриховки в месте нанесения размерного числа допускается прерывать.
18. Перед размерным числом радиуса помещают прописную букву R. Ее нельзя отделять от числа любой линией чертежа.
19. Размеры радиусов наружных и внутренних скруглений наносят, как показано ниже. Способ нанесения определяет обстановка. Скругления, для которых задают размер, должны быть изображены. Скругления с размером радиуса (на чертеже), менее 1 мм не изображают.
20. В случаях, если на чертеже трудно отличить сферу от других поверхностей, наносят слово «Сфера» или знак ○1420. Диаметр знака сферы ○ равен размеру размерных чисел на чертеже.
21. Размер квадрата наносят, как показано ниже. Высота знака равна высоте размерных чисел на чертеже.
22. Если чертеж содержит одно изображение детали, то размер ее толщины или длины наносят, как показано на выше.
23. Размеры изделия всегда наносят действительные, независимо от масштаба изображения.
24. Размерные линии предпочтительно наносить вне контура изображения, располагая по возможности внутренние и наружные размеры по разные стороны изображения. Однако размеры можно нанести внутри контура изображения, если ясность чертежа от этого не пострадает.
25. При нанесении размера диаметра окружности знак Ø является дополнительным средством для пояснения формы предмета или его элементов, представляющих собой поверхность вращения. Этот знак проставляется перед размерным числом диаметра во всех случаях.
В ряде случаев, пользуясь этим знаком, можно избежать лишних изображений. Так, применение знака Ø позволило для детали ограничиться одним изображением.
Последовательность нанесения размеров:
- Поэлементные размеры – размеры каждой поверхности, входящей в данную деталь. Эти размеры ставятся на том изображении, где эта поверхность лучше читается.
- Координирующие размеры – размеры привязки центров одних элементов к другим, межосевые, межцентровые.
- Габаритные размеры – общая высота, длина и ширина изделий. Эти размеры располагаются дальше всего от контура детали.
Общие правила графического оформления строительных чертеж
Масштабы. Изображение на строительных чертежах планов, фасадов, разрезов, конструкций, деталей и других элементов гражданских, промышленных и сельскохозяйственных зданий выполняют в масштабах, установленных ГОСТ 2.302—68*, с учетом требований ГОСТ 21.501—93. Масштабы для этого вида чертежей приведены в табл. 9.5.1.
Масштаб изображения следует принимать минимальным, — в зависимости от сложности чертежа, — но обеспечивающим четкость копий при современных способах размножения чертежей. В соответствии с ГОСТ 21.101—97 на строительных чертежах, как правило, масштаб не проставляют. Однако, при необходимости, масштаб изображения может быть указан в основной надписи по типу 1:10,1:100, а над изображением по типу 1—1 / 1:10, А / 1:20.
Линии чертежа. На строительных чертежах используют типы линий, приведенные в ГОСТ 2.303—68*. Толщина линий для всех изображений, выполненных в одном и том же масштабе, должна быть одинаковой.
Однако в строительных чертежах есть некоторые особенности в применении отдельных типов линий. Так, на плане и разрезе здания видимые контуры обводят линиями разной толщины. Более толстой линией обводят контуры участков стен, попавшие в секущую плоскость. Контуры участков стен, не попавшие в плоскость сечения, обводят тонкой линией (см. рис. 9.5.1, рис.
9.5.2).
Виды. На строительных чертежах они расположены в соответствии с ГОСТ 2.305—68**. Однако наименование вида может отличаться от принятого в стандарте. Например: вместо «вида спереди» изображение именуется «фасадом» и т.п. Кроме того, на строительных чертежах название вида, как правило, надписывают над его изображением по типу «Фасад 1—3».
Вид может иметь буквенное, цифровое или какое-нибудь другое наименование.
При необходимости направление проецирования может быть указано одной или двумя стрелками. Наименование вида может быть дано и без указаний направления взгляда. На чертежах металлических конструкций, где расположение видов несколько отличается от принятого, направление взгляда следует указывать стрелкой.
Разрезы. В строительных чертежах для наименования разреза допускается применять буквы, цифры и другие обозначения. В наименовании изображения допускается включать слово «разрез», например: «Разрез 1—1».
Сечения. В строительных чертежах линия, указывающая направление секущей плоскости, может быть со стрелками или без них. Сечение обозначают буквами или цифрами. В названии сечения указывают обозначение соответствующей секущей плоскости.
Размеры. На строительных чертежах размеры наносят в соответствии с ГОСТ 2.307—68* с учетом требований системы проектной документации для строительства ГОСТ 21.501-93.
Размеры в миллиметрах на строительных чертежах, как правило, наносят в виде замкнутой цепочки без указания единицы измерения. Если размеры проставляют в других единицах, это оговаривают в примечании к чертежам. Размерные линии на строительных чертежах ограничивают засечками — короткими штрихами длиной 2—4 мм, проводимыми с наклоном вправо под углом 45° к размерной линии.
Толщина линии засечки равна толщине сплошной основной линии, принятой на данном чертеже. Размерные линии должны выступать за крайние выносные линии на 1—3 мм. Размерное число располагают над размерной линией примерно на расстоянии от 0,5 до 1 мм (рис. 9.5.3). Выносная линия может выступать за размерную на 1—5 мм.
При недостатке места для засечек на размерных линиях, представляющих собой замкнутую цепочку, засечки допускается заменять точками (рис. 9.5.4).
Расстояние от контура чертежа до первой размерной линии рекомендуется принимать не менее 10 мм. Однако в практике проектной работы это расстояние принимают равным 14—21 мм. Расстояние между параллельными размерными линиями должно быть не менее 7 мм, а от размерной линии до кружка координационной оси — 4 мм (рис. 9.5.5, рис. 9.5.6).
При наличии в изображении ряда одинаковых элементов, расположенных на равных расстояниях друг от друга (например, осей колонн), размеры между ними проставляют только в начале и в конце ряда (см. рис. 9.5.6) и указывают суммарный размер между крайними элементами в виде произведения числа повторений на повторяющийся размер.
Размерную линию на строительных чертежах ограничивают стрелками по ГОСТ 2.307—68* в том случае, когда требуется указать диаметр, радиус окружности или угол, а также при нанесении размеров от общей базы, располагаемых на общей размерной линии (рис. 9.5.7, а, б, в; 9.5.8). Общие положения о нанесении размеров приведены в § 2.6. Рекомендации по нанесению размеров на планах, разрезах, фасадах и различных конструкциях будут даны в соответствующих параграфах.
Отметки. Условные отметки уровней (высоты, глубины) на планах, разрезах, фасадах (рис. 9.5.9) показывают расстояние по высоте от уровня поверхности какого-либо элемента конструкции здания, расположенного вблизи планировочной поверхности земли. Этот уровень принимается за нулевой.
На фасадах и разрезах отметки помещают на выносных линиях или линиях контура. Знак отметки представляет собой стрелку с полочкой. При этом стрелку выполняют основными линиями длиной 2—4 мм, проведенными под углом 45° к выносной линии или линии контура. Линию выноски вертикальную или горизонтальную обводят сплошной тонкой линией (рис. 9.5.10, а, б).
Размер h рекомендуется принимать от 2 до 6 мм, в зависимости от размеров чертежа. Длина полочки может быть принята следующей: для шрифта высотой 2,5 мм:
- при четырех цифрах — 11 мм;
- при пяти цифрах — 12 мм; для шрифта высотой 3,5 мм:
- при четырех цифрах — 12 мм;
- при пяти цифрах — 15 мм. При необходимости длину полочки и размер h можно увеличить.
Если около одного изображения располагаются друг над другом несколько знаков уровней, вертикальные линии отметки рекомендуется размещать на одной вертикальной прямой, а длину горизонтальной полочки делать одинаковой (рис. 9.5.11).
Знак отметки может сопровождаться поясняющими надписями. Например: «Ур.ч.п.» — уровень чистого пола; «Ур.з» — уровень земли (рис. 9.5.12).
На строительных чертежах отметки уровней указывают в метрах с тремя десятичными знаками, отделенными от целого числа запятой. Условная нулевая отметка обозначается так: 0,000. Размерное число, показывающее уровень элемента, расположенного ниже нулевой отметки , имеет знак минус (например, — 1,200), а расположенного выше— знак плюс (например, + 2,700).
На планах размерное число отметки наносят в прямоугольнике, контур которого обведен тонкой сплошной линией, или на полке линии-выноски. В этом случае перед размерным числом отметки ставят знак плюс или минус
Уклоны. На строительных чертежах уклон указывают в виде простой дроби.
При необходимости допускается уклон в виде десятичной дроби проставлять с точностью до третьего знака. Перед размерным числом, определяющим уклон, ставят знак из двух пересекающихся под острым углом линий. Обозначение уклона наносят непосредственно над линией контура или на полке линии-выноски, причем нижняя линия знака уклона должна быть параллельна линии контура или линии выноски, а острый угол направлен в сторону уклона (рис. 9.5.14).
На планах направление уклона указывают стрелкой. При необходимости над стрелкой ставят значение уклона (рис. 9.5.15).
Основные надписи. ГОСТ 21.101—97 (СПДС) устанавливает единые формы, размеры и порядок заполнения основных надписей на чертежах и текстовых документах, входящих в состав студенческих курсовых работ, курсовых и дипломных проектов.
Содержание, расположение и размеры граф основных надписей должны соответствовать: на листах чертежей зданий (сооружений) — рис, 9.5.16; на первом листе чертежа строительных изделий — рис. 9.5.17.
Основные надписи располагают в правом нижнем углу графического или текстового документа. На листах формата А4 по ГОСТ 2.301—68 основная надпись располагается вдоль короткой нижней стороны листа.
Основные надписи и рамки выполняют сплошными основными и сплошными тонкими линиями по ГОСТ 2.303—68.
В графах основных надписей (номера граф на формах показаны в кружках) указывают:
- в графе 1 — обозначение документа; сокращенное название вуза, факультета, номер студенческого билета, двухзначный номер кафедры, двухзначный номер дипломного проекта (курсового проекта) или контрольной работы, буквенное обозначение: дипломного проекта (ДП), курсового проекта (КП) или контрольной работы (КР) (шрифт прописной, размер 5);
- в графе 2— наименование проекта, работы, изделия (шрифт прописной, размер 5);
- в графе 3 — наименование задания (шрифт прописной, размер 5);
- в графе 4— наименование изображений, помещенных на данном листе (шрифт прописной, размер 5);
- в графе 5 — обозначение материала детали (графу заполняют только на чертежах деталей; шрифт строчной, размер 5);
- в графе 6 — литера «У» (учебные чертежи);
- в графе 7— порядковый номер листа (страницы текстового документа при двустороннем оформлении). На документах, состоящих из одного листа, графу не заполняют;
- в графе 8 — общее количество листов документа (комплекта чертежей, пояснительной записки и т.д.). На первом листе текстового документа при двустороннем оформлении указывают общее количество страниц;
- в графе 9— полное или сокращенное наименование кафедры (шрифт строчной, размер 5);
- в графе 10 — снизу вверх — «Студент» или «Дипломник» (для дипломного проекта), «Консультант», «Руководитель», «Нормоконтроль», «Зав. кафедрой» (шрифт строчной, размер 3,5).
- Графу «Нормоконтроль» подписывает преподаватель кафедры, контролирующий графическую часть курсовых и дипломных проектов на соответствие требованиям СПДС и ЕСКД;
- в графах 11, 12,13— соответственно, фамилия, подпись, дата;
- в графе 14 — расчетная масса изделия, изображенного на чертеже, в килограммах без указания единиц измерения;
- в графе 15— масштаб изображения по ГОСТ 2.302—68.
Наименования изделий и изображений должны быть записаны в именительном падеже единственного числа в соответствии с принятой терминологией и быть, по возможности, краткими.
В наименовании изделия, состоящем из нескольких слов, на первом месте помещают имя существительное, например, «Ферма шпренгельная».
Сокращения слов в надписях на чертежах допускаются в случаях, указанных в ГОСТ 2.316—68.
На рис. 9.5.18 показан пример заполнения основной надписи на листах чертежей зданий и сооружений, а на рис. 9.5.19— на чертежах строительных изделий.
На рис. 9.5.20 показана основная надпись для текстовых документов (первый лист), а на рис, 9.5.21 для чертежей строительных изделий и текстовых документов (последующие листы).
Названия изделий и изображений должны быть, по возможности, краткими и соответствовать принятой терминологии.
Название изделия приводят в именительном падеже единственного числа. В названиях строительных изделий первым ставится имя существительное по типу «Ферма стропильная». Необходимые сокращения слов по ГОСТ 2.316—68* и ГОСТ 21.501—93. В производственных чертежах вводятся дополнительные графы. В левом нижнем углу в полосе для подшивки размещают дополнительные графы.
Текстовая часть. При проектировании, а также при выполнении расчетно-графических учебных работ, курсовых и дипломных проектов требуется оформлять ряд текстовых документов в соответствии с ГОСТ 21.501-93.
Для текстовой части пользуются писчей бумагой, размер которой принимают по ГОСТ 2,301—68*. Рекомендуется применять листы размером 297×210 (формат А4).
Надписи. Шрифты для надписей на строительных чертежах принимают по ГОСТ 2,304—81.
Размер шрифта для различных надписей на строительных чертежах рекомендуется следующий:
- в основной надписи: наименование института, листа, объекта и т.п. — 5 или 7 мм, прочие надписи — 3,5 или 5 мм;
- в наименовании основных чертежей и таблиц *— 5 или 7 мм, второстепенных чертежей, текстовых указаний и т.п. — 3,5 или 5 мм, цифровые данные для заполнения таблиц— 3,5 или 2,5 мм;
- в обозначении координационных осей, ссылочной и нумерационной маркировки узлов, номеров позиций при диаметре кружков 6—9 мм размер шрифта 3,5 или 5 мм, при диаметре 10, 12 мм и более — 5 или 7 мм;
- высота размерных чисел на чертежах, выполненных в масштабе 1:100 и крупнее, рекомендуется 3,5 мм, а в масштабе 1:200 и мельче, а также в стесненных местах и при более крупном масштабе — 2,5 мм.
Размер шрифта для остальных надписей принимают в зависимости от масштаба и насыщенности чертежа. Надписи располагают над изображением с минимальным разрывом и не подчеркивают.
3.1. Основные положения стандарта
Основанием для определения величины изделия и его элементов служат размерные числа, нанесенные на чертеже. Размеры всегда указывают истинные независимо от того, в каком масштабе и с какой точностью выполнено изображение. Размеры должны быть назначены и нанесены так, чтобы по ним можно было изготовить деталь, не прибегая к подсчетам.
Размеров должно быть минимальное количество, но достаточное для изготовления и контроля изделия . Отсутствие хотя бы одного из размеров делает чертеж практически непригодным. Размеры должны быть нанесены так, чтобы при их чтении не возникало никаких неясностей или вопросов. Следует помнить, что чертеж читают в отсутствии автора.
Согласно ГОСТ 2.307-2011 — «Нанесение размеров и предельных отклонений» линейные размеры на чертеже приводят в миллиметрах, без обозначения единицы измерения. Угловые размеры указывают в градусах, минутах, секундах с обозначением единицы измерения. Каждый размер наносят на чертеже, в основной надписи только один раз, повторять его недопустимо.
При указании размеров прямолинейных отрезков размерные линии проводят параллельно этим отрезкам на расстоянии не менее 10 мм от линии контура и 7 мм друг от друга, а выносные линии проводят перпендикулярно размерным. Выносные линии должны выходить за концы стрелок размерной линии на 1…5 мм. Стрелка размерной линии должна иметь длину не менее 2,5 мм и угол при вершине около 20° (Рисунок 3.1). Размеры и форма стрелок должна быть одинаковыми на всем чертеже.
Разные предельные отклонения на участках поверхности
В тех случаях, когда разработчиками деталей для тех их участков поверхностей, которые имеют различные предельные отклонения номинальных значений, необходимо эти параметры обозначить, то при помощи сплошных тонких линий между ними разделяют границы. Что касается самих значений предельных отклонений, то они для каждого из участков указываются отдельно. Необходимо отметить, что в тех случаях, когда по правилам черчения на изображении имеется заштрихованная часть, то через нее граница не прочерчивается.
Пример обозначения участков поверхности с одинаковым номинальным размером и разными предельными отклонениями
3.2. Нанесение размеров
На чертежах деталей размеры проставляют, исходя из технологии изготовления данной детали и из того, какими поверхностями данная деталь соприкасается с другими деталями сборочной единицы.
Это сказывается на выборе конструкторской базы.
Базированием называется придание заготовке требуемого положения относительно выбранной системы координат.
Базой называется поверхность или сочетание поверхностей, ось или точка, принадлежащие изделию или заготовке, и используемые для базирования.
Читать также: Как открыть мебельный степлер
Конструкторская база — база используемая для определения положения детали или сборочной единицы в изделии.
Основное правило нанесения размеров — группирование размеров, относящихся к одному геометрическому элементу на одном изображении, на том, на котором данный элемент наиболее наглядно представлен. Не всегда это удается выполнить, но к этому всегда стремимся.
При указании размера угла размерную линию проводят в виде дуги с центром в его вершине, а выносные линии – радиально (Рисунок 3.2).
Размерные линии предпочтительно наносить вне контура изображения. Не допускается использование линии контура, осевые, центровые и выносные линии в качестве размерных. Недопустимо пересечение размерных и выносных линий, показанное на зачеркнутом Рисунке 3.3, а. Правильное нанесение размеров для этого случая приведено на Рисунке 3.3, б.
Как видим, меньшие размеры следует размещать ближе к контуру детали, число пересечений размерных и выносных линий при этом сократится, что облегчит чтение чертежа.
Размерную линию проводят с обрывом, если с одной стороны изображения нет возможности провести выносную линию, например, в случае совмещения вида и разреза (Рисунок 3.4, а), а также, если вид или разрез симметричного предмета изображают только до оси или с обрывом (Рисунок 3.4, б). Обрыв размерной линии делают дальше оси или линии обрыва предмета.
Размерные линии допускается проводить с обрывом в следующих случаях:
- при указании размера диаметра окружности; при этом обрыв размерной линии делают дальше центра окружности (Рисунок 3.5);
- при нанесении размеров от базы, не изображенной на данном чертеже (Рисунок 3.6).
Основная линия должна быть прервана, если она пересекается со стрелкой (Рисунок 3.5).
При изображении изделия с разрывом размерную линию не прерывают (Рисунок 3.7). Размерное число, при этом, должно соответствовать полной длине детали.
Если нет возможности разместить размерные числа и стрелки между близко расположенными сплошными основными или тонкими линиями, их наносят снаружи (Рисунок 3.8). Аналогично поступают при нанесении размера радиуса, если стрелка не помещается между кривой и центром радиуса (Рисунок 3.9).
Допускается заменять стрелки точками или засечками, наносимыми под углом 45° к размерным линиям, если между выносными линиями невозможно разместить стрелку (Рисунок 3.10).
Рисунок 3.10
Размерные числа не допускается разделять или пересекать какими-либо линиями чертежа. В месте нанесения размерного числа осевые, центровые линии или линии штриховки прерывают (Рисунок 3.11).
Рисунок 3.11
Размерные числа следует наносить над размерной линией, по возможности ближе к её середине (Рисунок 3.12) .
Рисунок 3.12
Размерные числа линейных размеров при различных наклонах размерных линий располагают, как показано на Рисунке 3.13.
Если необходимо нанести размеров заштрихованной зоне, соответствующее размерное число наносят на полке линии – выноски.
Рисунок 3.13 Угловые размеры наносят так, как показано на Рисунке 3.14.
Рисунок 3.14
В зоне расположенной выше горизонтальной осевой линии, размерные числа помещают над размерными линиями со стороны их выпуклости, в зоне расположенной ниже горизонтальной осевой линии – со стороны вогнутости размерной линии.
Размерные числа над параллельными размерными линиями следует располагать в шахматном порядке (Рисунок 3.15).
Рисунок 3.15
При указании размера диаметра во всех случаях перед размерным числом наносят знак ?. Перед размерным числом диаметра (радиуса) сферы также наносят знак «О» ? (R) без надписи «Сфера» (Рисунок 3.16).
Рисунок 3.16 Если на чертеже трудно отличить сферу от других поверхностей, допускается наносить слово «Сфера» или знак «О», например, «Сфера ? 18, OR12». Диаметр знака сферы равен высоте размерных чисел на чертеже. Размеры квадрата наносят, как показано на чертеже (Рисунок 3.17). Рисунок 3.17
Высота знака должна быть равна высоте размерных чисел на чертеже.
При нанесении размера радиуса перед размерным числом помещают прописную букву R . При большей величине радиуса центр допускается приближать к дуге, в этом случае размерную линию радиуса показывать с изломом под углом 90° (Рисунок 3.18). Если не требуется указывать размеры, определяющие положение центра дуги окружности, то размерную линию радиуса допускается не доводить до центра и смещать ее относительно центра (Рисунок 3.19).
Радиусы скруглений, размер которых в масштабе чертежа 1 мм и менее, на чертеже не изображают и размеры их наносят, как показано на Рисунке 3.20. При нанесении размера дуги окружности размерную линию проводят концентрично дуге, а выносные линии – параллельно биссектрисе угла, и над размерным числом наносят знак «» (Рисунок 3.21).
Размеры фасок под углом 45° наносят, как показано на Рисунке 3.22, а. Допускается фаску под углом 45° , размер которой в масштабе чертежа 1 мм и менее, не изображать и размеры ее указывать на полке линии – выноски, как показано на Рисунке 3.22, б.
Размеры фасок, имеющих другие углы, наносят по общим правилам – двумя линейными размерами или линейным и угловым размерами (Рисунок 3.23).
Читать также: Компрессор для бытовых нужд
Вопрос, какие размеры следует наносить на чертеже, решается с учетом технологии изготовления деталей и контроля изготовления.
Как правило, размеры полных окружностей ставятся диаметром, неполных окружностей – радиусом.
Когда требуется задать расстояния между окружностями, например, изображающими отверстия, задают, расстояния между центрами окружностей и расстояние от центра любой окружности до одной из поверхностей детали.
Рисунок 3.23 Поверхности, от которых задают размеры других элементов детали, называют базовыми поверхностями или базами. Существует несколько способов нанесения размеров:
- от общей базы (Рисунок 3.24); в качестве базовой поверхности выбрана левая поверхность планки, от которой проставлены размеры всех отверстий.
Такая система имеет преимущество, но при этом размеры являются независимыми друг от друга, ошибка одного из них не отражается на других.
- от нескольких баз (Рисунок 3.25);
- цепочкой (Рисунок 3.26).
Рисунок 3.24
При нанесении размеров, определяющих расстояние между равномерно расположенными одинаковыми элементами изделия (например, отверстиями), рекомендуется вместо размерных цепей наносить размер между соседними элементами и размер между крайними элементами в виде произведения количества промежутков между элементами на размер промежутка (Рисунок 3.27).
При большом количестве размеров, нанесенных от общей базы, допускается наносить линейные и угловые размеры, как показано на Рисунке 3.28, при этом проводят общую размерную линию от о и размерные числа наносят в направлении выносных линий у их концов.
Рисунок 3.27
Рисунок 3.28
Допускается не наносить на чертеже размеры радиуса сопряжения параллельных линий (Рисунок 3.29). Рисунок 3.29
Наружные и внутренние контуры деталей при изготовлении и контроле измеряют отдельно, поэтому на чертеже их размеры следует наносить раздельно (Рисунок 3.30).
Размеры, относящиеся к одному и тому же конструктивному элементу (пазу, выступу, отверстию и т.п.), рекомендуется группировать в одном месте, располагая их на том изображении, на котором геометрическая форма данного элемента показана наиболее полно (Рисунок 3.31).
Рисунок 3.31 При наличии у детали скруглений размеры частей детали наносят без учета скруглений с указанием радиусов скруглений (Рисунок 3.32). Рисунок 3.32
Размеры симметрично расположенных элементов изделия (кроме отверстий) наносят один раз без указания их количества, группируя, как правило, в одном месте все размеры (Рисунок 3.33).
Рисунок 3.33
Одинаковые элементы, расположенные в разных частях изделия (например, отверстия) рассматривают как один элемент, если между ними нет промежутка (Рисунок 3.34, а) или, если эти элементы соединены тонкими сплошными линиями (Рисунок 3.34, б). При отсутствии этих условий указывают полное количество элементов (Рисунок 3.34, в).
Рисунок 3.34 Размеры нескольких одинаковых элементов изделия, как правило, наносят один раз, с указанием на полке линии – выноски количества этих элементов (Рисунок 3.35).
Рисунок 3.35
При нанесении размеров элементов, равномерно расположенных по окружности (например, отверстий), вместо угловых размеров, определяющих взаимное расположение элементов, указывают только их количество (Рисунок 3.36 — 3.38).
При изображении детали в одной проекции размер ее толщины или длины наносят, как показано на Рисунке 3.39.
Рисунок 3.39 Размеры на чертеже не допускается наносить в виде замкнутой цепи, за исключением случаев, когда один из размеров указан как справочный. Справочные размеры – размеры, не подлежащие выполнению по данному чертежу и указанные для большего удобства пользования чертежом.
Справочные размеры на чертеже о, а в технических требованиях записывают «* Размеры для справок». Если же все размеры на чертеже справочные, их знаком «*» не отмечают, а в технических требованиях записывают «Размеры для справок».
К справочным размерам относятся следующие размеры:
- один из размеров замкнутой размерной цепи (Рисунок 3.40);
- размеры, перенесенные с чертежей – заготовок (Рисунок 3.41);
- размеры, определяющие положение элементов детали, подлежащих обработке по другой детали (Рисунок 3.42);
Рисунок 3.40 Рисунок 3.41
Рисунок 3.42
- размеры на сборочном чертеже, по которым определяют предельные положения отдельных элементов конструкции, например, ход поршня, ход штока клапана двигателя внутреннего сгорания и т.п.;
- размеры на сборочном чертеже, перенесенные с чертежа детали и используемые в качестве установочных и присоединительных;
- габаритные размеры на сборочном чертеже, перенесенные с чертежей деталей или являющиеся суммой размеров нескольких деталей;
- размеры деталей (элементов) из сортового, фасонного, листового и другого проката, если они полностью определяются обозначением материала, приведенным в соответствующей графе основной надписи (Рисунок 3.43).
Рисунок 3.43 Примечания:
- Установочными и присоединительными называются размеры, определяющие величины элементов, по которым данное изделие устанавливают на месте монтажа или присоединяют к другому изделию.
- Габаритными называются размеры, определяющие предельные внешние (или внутренние) очертания изделия.
Вспомогательные знаки
Зачастую для упрощения нанесения размеров используются вспомогательные знаки. Например, деталь может иметь резьбовые или сквозные отверстия, зенковку, технологические уклоны, фаски, скругления и прочие элементы.
При простановке размеров квадратных элементов деталей перед числовым значением ставится значок квадрата. Пример наглядно показан на рисунке.
Симметричные части деталей, например, шестигранники, изображаются до оси симметрии либо показываются не до конца, а чертёж заканчивается обрывистой линией, причём размерную линию следует перерывать после оси симметрии или линии обрыва.
Для деталей, имеющих скошенный или закруглённый конец, на чертежах принято указывать фаску или скругление. Они нужны как для придания эстетичности изделию или детали, так и для некоторых функциональных решений, например, для облегчения сборки механизмов, то есть делают их более технологичными.
Обозначение фаски на чертежах можно выполнить различными способами в зависимости от масштаба, а также углов скоса и их количества. Важнейший критерий — это удобство чтения. При изготовлении не должно возникать излишних вопросов и сомнений. На чертеже обязательно ставятся два значения: величина угла относительно оси детали и ширина скоса.
Наиболее часто встречающиеся фаски располагаются под углом 45°. Зачастую фаски обозначаются двумя линейными размерами, каждый из них имеет отметку о величине среза в различных плоскостях.
В некоторых случаях элементы с равными размерами указаны цифрами (1, 2…9 и т. д. ) в технических требованиях к чертежу, тогда на поле самого чертежа можно проставлять только номер этой ссылки. Такая простановка избавляет от проставления размера каждый раз.
Все эти тонкости необходимы для более истинного представления детали и точности её изготовления.
Источник: npfgeoprom.ru