Предоставление земельных участков на площадях залегания полезных ископаемых, включая случаи изменения целевого назначения использования этих участков, производится по согласованию с органами Госгортехнадзора. Застройка площадей залегания полезных ископаемых регулируется ЗК РФ [107] с учетом требований Закона РФ «О недрах» [46], Градостроительного кодекса РФ [75], Положения о МПР [101] и Положения о Госгортехнадзоре [108].
Госгортехнадзор устанавливает порядок выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых, включая размещение строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и требования по обеспечению промышленной безопасности и охраны недр, а также безопасности территорий и поселений, их защиты от воздействий техногенного характера.
Эти требования являются обязательными для всех организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации), а также индивидуальных предпринимателей и физических лиц, осуществляющих разработку градостроительной документации, проектирования, строительство и эксплуатацию зданий и сооружений, включая промышленные комплексы, инженерные сооружения, объекты дачного и садоводческого строительства, подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых (далее — объекты) на территории РФ и в пределах ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны.
Будте осторожны при самостоятельной покупке участка !!!Для строительства дома.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения федерального органа управления Государственным фондом недр или его территориальных подразделений и органов Государственного горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.
Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ в градостроительную документацию всех видов включаются разделы об охране недр, окружающей природной среды, о рациональном использовании природных ресурсов и землеустройства.
Обязательным условием для утверждения градостроительной документации любого вида, проведения государственной экспертизы градостроительной и проектной документации в случаях строительства на площадях залегания полезных ископаемых является наличие положительного заключения органов Госгортехнадзора России.
В соответствии с Законом РФ «О недрах» одним из требований рационального использования и охраны недр являются предупрежде ние самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях, обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов полезных ископаемых, охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку.
При этом пользователь недр имеет право ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода.
Разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых выдаются в целях предупреждения самовольной и необоснованной застройки площадей залегания полезных ископаемых, охраны недр, включая сохранение условий для наиболее полного извлечения полезных ископаемых, а также обеспечения охраны объектов строительства от вредного влияния горных работ.
При наличии заключения территориального органа МПР об отсутствии полезных ископаемых под площадью, намечаемой к застройке, получение разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых не требуется.
Под площадью залегания полезных ископаемых, на застройку которой требуется разрешение, понимается: —
территория, под которой непосредственно залегают полезные ископаемые и прилегающие к ней территории, попадающие в зону вредного влияния горных разработок и взрывных работ на объекты поверхности и подземные сооружения; —
акватория внутренних морей, озер и других водоемов, рассолы, рапа, донные отложения которых являются полезными ископаемыми или источником получения минерального сырья; —
территория горного отвода месторождения лечебных минеральных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а при его отсутствии — территория округа горносанитарной охраны.
Разрешение на застройку выдается на основе данных горногеологического обоснования до начала проектирования намечаемого строительства объекта.
Разрешение на застройку площади горного отвода выдается при наличии согласия на застройку соответствующего пользователя недр.
Разрешение на застройку в случаях, когда месторождение полезных ископаемых прошло государственную экспертизу и его запасы поставлены на государственный баланс запасов полезных ископае мых, а также в случаях подработанных территорий как с законченным, так и с незаконченным процессом сдвижения, выдается Госгортехнадзором или его территориальным органом. Разрешение на застройку площадей залегания полезных ископаемых, отнесенных к прогнозным ресурсам, выдается совместно Госгортехнадзором и МПР или их территориальными органами при наличии согласия пользователя недр и заинтересованных организаций.
Пользователь недр имеет право ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода, в том числе по срокам начала и окончания строительства объектов.
Пользователь недр указывает причины и обоснования ограничений на застройку. О случаях самовольной застройки территории горного отвода пользователь недр ставит в известность органы Госгортехнадзора.
Условия разрешения на застройку могут быть пересмотрены по инициативе пользователя недр, Госгортехнадзора и МПР или их территориальных органов во взаимодействии с органами архитектуры и градостроительства, а также по ходатайству заинтересованных организаций, осуществляющих строительство, в случаях необходимости изменения указанных условий по причинам: —
выявления при проведении дальнейших геологоразведочных работ или при разработке месторождения полезных ископаемых существенных изменений в условиях залегания пластов, рудных тел, залежей, в характеристике свойств и качества полезных ископаемых под площадью, разрешенной для застройки; —
необходимости изменения мер охраны объектов, изменения сроков, направлений, систем и способов разработки месторождения полезных ископаемых под площадью, разрешенной для застройки, если эти изменения вызывают ранее не предусмотренное ухудшение условий застройки.
Разрешение на застройку площадей залегания полезных ископаемых может быть отменено и приостановлено во взаимодействии с органами архитектуры и градостроительства в случаях: —
несоблюдения владельцем объекта условий, на которых разрешена застройка; —
если застройка оказывает более вредное, чем предусмотрено проектом, влияние на сохранность месторождения полезных ископаемых, горных выработок, буровых скважин и подземных сооружений; —
если предусмотренные проектом меры охраны объекта от вредного влияния горных разработок не обеспечивают безопасность жизни и здоровья населения; —
если строительство не начато в течение пяти лет со дня получения разрешения.
При отмене разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых вопросы ограничения в пользовании объектом, его сноса или перемещения решаются в судебном порядке.
Проектирование, строительство и реконструкция городских и сельских поселений и объектов до получения заключения МПР России или его территориального органа о наличии или отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предполагаемой застройки не допускаются.
Если территория, намечаемая к застройке, не охвачена поисковыми и (или) геологоразведочными работами на предмет выявления полезных ископаемых, то организация этих работ производится на условиях, определяемых МПР, если иное не установлено законодательством РФ или субъектов РФ.
При застройке территорий, а также строительстве объектов недвижимости должны осуществляться строительные и иные мероприятия, обеспечивающие возможность извлечения из недр полезных ископаемых, охрану горных выработок и месторождений полезных ископаемых, а также охрану объектов от вредного влияния горных разработок.
При этом строительные и иные мероприятия должны обеспечивать: —
охрану горных выработок от вредного влияния объектов строительства, в том числе от проникновения вредных веществ в горные выработки, и размещение этих объектов с учетом требований, предусмотренных техническим проектом горного предприятия и годовыми планами развития горных работ; —
охрану месторождения полезных ископаемых от затопления, подтопления, пожаров и других факторов, связанных с его застройкой, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождения или осложняющих его разработку.
Размещение объектов строительства на площадях, подработанных горными работами, или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, допускается только после окончания процесса сдвижения земной поверхности.
Застройка подработанных территорий с незаконченной активной стадией процесса сдвижения, а также на тектонических нарушениях, попавших в зону сдвижения и имеющих выход на дневную поверхность или под наносы, а также в зоне провалов от очистных и подготовительных выработок, пройденных на малой глубине, не допускается.
Застройка площадей залегания нефти и газа допускается при создании на месторождении геодинамического полигона и организации систематических наблюдений за оседанием земной поверхности и устойчивостью зданий и сооружений для предотвращения аварийных ситуаций.
Застройка площади залегания месторождения нефти и газа, на котором отсутствует геодинамический полигон и не ведутся систематические наблюдения за оседанием земной поверхности в результате добычи углеводородного сырья, не допускается.
Не допускается также размещение объектов на устьях скважин всех категорий на месторождениях нефти и газа.
Источник: lib.sale
Статья 171. Ограничения строительства на земельном участке в пределах горного отвода. 1. Застройка площадей в пределах горного отвода, предоставленного для добычи полезных ископаемых, а также размещение в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений, не связанных с добычей этих полезных ископаемых, допускаются с разрешения государственного органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять управление и регулирование в области использования и охраны недр, или его территориального органа по согласованию с государственным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять горный надзор, или его территориальным органом только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности указанных застройки или размещения подземных сооружений.
Разрешение на застройку выдается на основе данных горно-геологического обоснования до начала проектирования намечаемого строительства объекта. Горно-геологическое обоснование может разрабатываться в составе градостроительной документации.
Передача полученного разрешения на застройку иным организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам не допускается.
2. Использование отработанных горных выработок или участка недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, на горном отводе, предоставленном для разработки месторождения полезных ископаемых, осуществляется на условиях лицензии на пользование недрами. В случаях получения самостоятельной лицензии на пользование недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, горноотводный акт, выданный для разработки месторождения полезных ископаемых, подлежит переоформлению, а на предоставленные в пользование отработанные горные выработки или участок недр оформляется самостоятельный горноотводный акт. При переоформлении горноотводного акта из горного отвода, предоставленного для разработки месторождения полезных ископаемых, исключаются горные выработки или участок недр, предоставленный в пользование, не связанное с добычей полезных ископаемых.
3. Самовольная застройка или размещение подземных сооружений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов и сооружений.
Источник: www.zonazakona.ru
Лицензирование недропользования: удостоверение границы горного отвода
Соответствующие разъяснения даны в Письме Росприроднадзора № СР-08-03-34/8490, Роснедр № ЕП-02-31/5415 от 28.03.2022 «О направлении разъяснений».
В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр (ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон)).
Документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения), оформляются после подготовки и согласования в установленном порядке технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых или технического проекта строительства и эксплуатации подземных сооружений, предусмотренных ст. 23.2 Закона, в соответствии с Правилами подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода в порядке, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1465 (далее – Правила).
Горноотводный акт оформляется органом государственного горного надзора — в 2 экземплярах, один из которых остается на хранении в органе государственного горного надзора, а другой экземпляр не позднее 5 дней со дня оформления передается пользователю недр. Копия горноотводного акта с планом границ горного отвода не позднее 5 дней со дня оформления направляется органом государственного горного надзора в государственный орган исполнительной власти, выдавший соответствующую лицензию на пользование недрами (п. 16 Правил).
Включение документов, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводного акта и графических приложений), в лицензию на пользование недрами в качестве ее неотъемлемой составной части осуществляется в рамках процедуры по внесению изменений в лицензию на пользования недрами (п.6 ч.5 ст.12.1 Закона).
Включение документов, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода, в лицензию на пользование недрами осуществляется исключительно по инициативе Федерального агентства по недропользованию и его территориальных органов – в отношении участков недр местного значения — по инициативе органов государственной власти субъекта Российской Федерации (с ч.8 ст. 12.1 Закона).
Таким образом, необходимость обращения в уполномоченные органы государственной власти, осуществляющие внесение изменений в лицензии на пользование недрами, для включения в лицензию документов, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода, отсутствует.
Разработку месторождений необходимо осуществлять в границах лицензионного участка с учетом уточненных границ горного отвода в соответствии с оформленными Ростехнадзором горноотводными актами, внесенными в базу данных Федеральной государственной автоматизированной системы лицензирования недропользования.
Источник: www.profiz.ru
Можно ли построить объект в зоне рекреации на горном отводе шахт.
Можно ли построить объект в зоне рекреации на горном отводе шахт. Рядом жилой сектор, все коммуникации есть но строится и даже проводить реконструкцию никому не разрешают, администрауия ссылается на ФЗ. Земля в аренде под огородничество, выкупить или переоформить тоже не дают. Только через суд?
Но суд не может обязать администрацию принять меры по изменению градостроительного плана. Это тупик?
Ответы на вопрос:
Через суд можно решить этот вопрос, я считаю.
Для изучения и предметного анализа спорных правоотношений с целью определения правовых оснований и порядка их разрешения с учётом Ваших прав и законных интересов рекомендую своевременно обратиться на индивидуальную юридическую консультацию.
Похожие вопросы
2. Можно ли ее переоформить ее в статус для «подсобного хозяйства и т д» Ну то есть чтобы построить на ней дачу?
Хочется купить участок, у хороших друзей, они готовы его продать, но он находиться у них в аренде.
Статус земли: «для садовничества и огородничества»
1. Можно ли выкупить эту землю у администрации?
2. Можно ли ее переоформить ее в статус для «подсобного хозяйства и т д» Ну то есть чтобы построить на ней дачу?
3. Как это все лучше сделать? (Пойдет ли на это администрация?)
Это возможно с согласия администрации, но они могут назначить торги.
Купить землю в аренде нельзя, т.к. продавать имущество может собственник (ст. 209 ГК РФ). Можно только переуступить права и обязанности арендатора по договору аренды, но нужно согласие администрации (арендодателя)
Ответчик в арбитражном суде физ лицо.
Я был и ИП и закрыл его. Передал свою землю по договору другому лицу так как мне не продлила администрация договор на аренду земли. Передал все документы на переоформление собственности до окончания договора аренды участка.
Но администрация города выставила мне иск через арбитражный суд так как регистрация объекта прошла на несколько недель позднее и посчитала меня собственником объекта на участке земли. В тоже время есть решение суда города и края что эта земля и объект мною не использовался а был захвачен другими лицами на которых я вынужден был и переоформить объект незаконченого строительства и выданы исполнительные листы на удаление этих лиц с объекта. Но администрация выставила счет за использование земли на меня уже после окончания договора аренды. Я не согласился и арбитражный суд поддержал администрацию города и решил что я обязан платить за аренду земли хоть я и не пользовался ею, передал стоящий на ней объект до окончания срока аренды и являлся физическим лицом.
Вам, если не согласны с данным решением необходимо подать апелляционную жалобу ст 260 АПК РФ в вышестоящий арбитражный суд Иного варианта отменить это решение суда у вас просто не существует В жалобе укажите почему и накаком основании вы не согласны с решением суда Жалоба подается в срок один месяц
«Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. В силу с 04.08.2018)
1. Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд в письменной форме. Апелляционная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем, уполномоченным на подписание жалобы. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 228-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В апелляционной жалобе должны быть указаны:
1) наименование арбитражного суда, в который подается апелляционная жалоба;
2) наименование лица, подающего жалобу, и других лиц, участвующих в деле;
3) наименование арбитражного суда, принявшего обжалуемое решение, номер дела и дата принятия решения, предмет спора;
4) требования лица, подающего жалобу, и основания, по которым лицо, подающее жалобу, обжалует решение, со ссылкой на законы, иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства;
5) перечень прилагаемых к жалобе документов.
В апелляционной жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для рассмотрения дела сведения, а также заявлены имеющиеся ходатайства.
3. Лицо, подающее апелляционную жалобу, обязано направить другим лицам, участвующим в деле, копии апелляционной жалобы и прилагаемых к ней документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручить их другим лицам, участвующим в деле, или их представителям лично под расписку.
4. К апелляционной жалобе прилагаются:
1) копия оспариваемого решения;
2) документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины;
3) документ, подтверждающий направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копий апелляционной жалобы и документов, которые у них отсутствуют;
4) доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия на подписание апелляционной жалобы.
К апелляционной жалобе на определение арбитражного суда о возвращении искового заявления должны быть также приложены возвращенное исковое заявление и документы, прилагавшиеся к нему при подаче в арбитражный суд. Документы, прилагаемые к апелляционной жалобе, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде.
Источник: www.9111.ru