Отвечает Орловский природоохранный межрайонный прокурор Булгакова И.П.:
«Анализ поступающих в Орловскую природоохранную межрайонную прокуратуру обращений свидетельствует о распространенности фактов неправомерного строительства гидротехнических сооружений на руслах водных объектов, что зачастую приводит к существенному нарушению гарантированных законом прав граждан и организаций на пользование водоемами.
Как показывает практика, чаще всего земляные плотины возводятся в естественных углублениях рельефа местности путем перегораживания русла водного объекта для создания водохранилища.
Однако, прежде чем приступить к строительству такого сооружения необходимо учесть, что для строительства гидротехнических сооружений в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 11 Водного кодекса РФ, действующей в редакции Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ, водный объект должен быть предоставлен в пользование на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование.
Проведение строительных работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах осуществляется в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Разрешение на строительство как получить и зачем оно нужно
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 224-ФЗ строительство любого объекта капитального строительства, к которым, в частности, относится гидротехническое сооружение (плотина), должно осуществляться в соответствии с разрешением на строительство, выдаваемым уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Одновременно при строительстве должны соблюдаться требования природоохранного законодательства с целью обеспечения охраны природных объектов.
Невыполнение названных требований закона может повлечь для виновного лица наступление административной ответственности по следующим статьям Кодекса РФ об административных правонарушениях:
— статья 7.1 (в редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 46-ФЗ) — самовольное занятие земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;
— статья 7.6 (в редакции Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ) — самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий;
— статья 8.42 (в редакции Федерального закона от 28.12.2009 № 380-ФЗ) — нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта;
— статья 9.5 (в редакции Федеральных законов от 18.07.2011 № 243-ФЗ и 22.06.2007 № 116-ФЗ) — нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию.
Нередко при строительстве плотин выявляются факты самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы, что в свою очередь влечет ответственность по статье 8.6 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 02.04.2014 № 61-ФЗ.
2 серия. Получение разрешения на строительство капитального строения нежилого ангара
Следует учесть также, что частью 1 статьи 250 Уголовного кодекса РФ в редакции № 420-ФЗ от 07.12.2011 предусмотрена уголовная ответственность за загрязнение вод, если незаконные действия повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Квалифицирующими признаками части 2 рассматриваемой статьи Кодекса являются причинение в результате преступных действий вреда здоровью человека, массовая гибель животных; совершение неправомерных действий на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации.
Помимо этого, если в результате незаконных действий будет установлен вред природным объектам, подобные нарушения грозят виновнику наступлением гражданско-правовой ответственности в виде возложения обязанности по возмещению причиненного вреда, прекращения судом зарегистрированных прав на земельные участки под водными объектами и ГТС».
Источник epp.genproc.gov.ruРазрешение на строительство пруда
Получение разрешений на строительство прудов и гидротехнических сооружений — это одно из наиболее специализированных направлений деятельности нашей компании. Получить разрешение на строительство пруда, когда оно действительно необходимо, непросто. Придется разрабатывать проект водоема, проходить множество согласований, обращаться в водоохранные и природоохранные организации и т.д.
Эксперты нашей компании пройдут всю процедуру оформления за Вас. Мы точно знаем, какие документы потребуются для выдачи допусков, где их запрашивать и как составлять заявление. Чтобы заказать услугу, просто позвоните и расскажите детали ситуации. Дело в том, что разрешение необходимо оформлять далеко не для каждого водоема.
Когда требуется получать разрешение на строительство пруда?
Прежде всего, нужно определиться, какой именно пруд планируете построить. В действующем законодательстве обозначено четкое разделение на две группы водоемов: сопряженные и не сопряженные с иными водными объектами.
- К первым относят любые пруды, напрямую связанные с морями, заливами, реками или ручьями, озерами, болотами, бассейнами подземных вод и другими водными ресурсами. Чтобы построить такой пруд, возводится дамба либо плотина, создается тоннель или другая гидротехническая конструкция.
- Пруды из второй группы возводятся в изоляции от естественных или иных источников воды. Их наполняют паводковыми водами, путем выпадения осадков или своими силами (за счет водопровода). По сути, это просто выкопанные ямы, дно которых забетонировано или изолировано иным образом.
Для обустройства первой группы объектов потребуется разрешение на строительство пруда, а вторые можно возводить без специальных допусков (исключение составляют земли для сельскохозяйственного производства и сельхозугодья).
Как оформить разрешение на строительство пруда?
- Закажите проект водоема в специализированной организации. Он должен отвечать требованиям законодательства, а будущий объект – строительным, экологическим и иным специальным нормативам.
- Подготовьте правоустанавливающие документы на землю, на которой будет размещен пруд. Учитывая, что он составляет единое целое с участком, его отчуждение, без отчуждения надела невозможно.
- Разрешение на строительство пруда оформить не получится, если экологи вынесут отрицательный ответ по результатам экспертизы.
- В заявлении на выдачу данного документа, необходимо просить о допуске к строительству гидротехнического сооружения. Его выдают в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ.
- Территория относится к землям сельскохозяйственного назначения – придется получать разрешение на использование ее как рыболовного хозяйства.
- После того, как проектная документация прошла необходимые согласования, обратитесь в местную администрацию с пакетом бумаг (свидетельство о праве собственности на землю, удостоверение личности, проект, результаты экспертиз и т.д.) и ходатайством о выдаче разрешения.
Чтобы исключить риск отказа, гарантированно получить допуски от природоохранных организаций и оформить нужный документ, заручитесь поддержкой юристов нашей компании.
Нужно ли разрешение на строительство пруда на даче?
Земельный кодекс РФ допускает создание прудов на собственном дачном участке. Если вы решили сделать небольшой обособленный водоем, не связанный с другими водными объектами (реки, озера и прочие естественные акватории), разрешение на его обустройство получать не нужно. Главное соблюдать экологические, санитарные и прочие нормативы.
Помимо положений Земельного кодекса, нужно учитывать нормы федерального закона №2395-1. В нем указана максимальная глубина пруда – 5 метров. Чтобы не получать разрешение на создание пруда, придется учитывать и другие ограничения:
- максимальная глубина у берега – 0.7 метра (чтобы проще было выбираться из воды);
- водоем не должен сообщаться с естественными водными ресурсами, иначе он из частной переходит в федеральную собственность;
- расстояние от границы пруда до границы соседнего земельного участка не должно быть меньше 3-х метров;
- максимальная площадь такого водного объекта – 1 сотка;
- берег должен быть укреплен – это исключает подмывание и разрушение почвы.
При этом строить искусственный водоем можно только в пределах своего дачного участка. Если эти условия соблюдены, разрешение на его создание получать не надо. Если же есть сообщение с естественными водными объектами, появляется и риск их загрязнения, а значит, придется соблюдать более строгие нормативы и запрашивать разрешение в уполномоченных органах.
Помимо перечисленных выше ограничений, при строительстве пруда надо учитывать рельеф местности, объемы дневного света в месте нахождения водоема, размещение поблизости растительности и наличие очистительных сооружений. Чтобы в воде не развивались опасные микроорганизмы, нужно регулярно обновлять воду и не допускать попадание в нее листвы и прочего мусора.
Придется учитывать и интересы третьих лиц. Создание искусственного водоема не должно мешать соседям. Желательно перед началом строительства согласовать его с местной администрацией. Под землей, в том месте, где вы решили выкопать пруд, может находиться канализационная труба, кабель под напряжением или иная конструкция. Поэтому следует сначала проконсультироваться с юристом, а уже затем приступать к строительству.
Как получить разрешение на строительство гидротехнического сооружения?
Проектирование и строительство гидротехнических сооружений – особо сложная и трудоемкая инженерная задача. Не менее сложной является процедура получения разрешения на строительство подобных объектов. К их числу относят дамбы, причалы, плотины и прочие конструкции, размещаемые на воде или под водой. Чтобы получить допуски к их возведению, потребуется:
- постановление о передаче в пользование заявителю конкретного водного ресурса (озера, реки и т.п.);
- подтверждение, что вред водному объекту, нанесенный в ходе хозяйственной деятельности, будет возмещен;
- результаты гос. экологической экспертизы (ее заказывают для проектной документации, изготавливаемой для гидротехнических сооружений).
На первом этапе оформляется право пользования водоемом на время строительства. Для этого нужно обратиться в уполномоченный орган, отвечающий за конкретный водоем (Федеральное агентство водных ресурсов, областная администрация и т.д.). Сюда надо представить заявление и пакет документов:
- учредительная документация на заявителя (юр. лицо);
- проект (как будут организованы работы);
- подтверждение прав на участок, прилегающий к месту строительства;
- согласование с администрацией водных путей;
- программа наблюдений за водными ресурсами на период работ.
Точный перечень бумаг устанавливается исходя из вида гидротехнического сооружения, местоположения водоема и других нюансов. Например, подтверждение прав на пользование участком, прилегающим к месту строительства, требуется при возведении причала. Иногда требуют представить расчеты возможного вреда, наносимого биоресурсам.
Когда заявку и документы рассмотрят, выносится решение о предоставлении водного ресурса в пользование, либо отказ в данном действии. Особое внимание будут уделять проекту будущего сооружения, проекту организации работ и результатам экспертизы таких документов. Провести все согласования вам помогут земельные юристы Геобюро. Мы составим точный перечень необходимой документации, подадим обращения в уполномоченные органы и получим разрешение.
Как получить разрешение на строительство прудов накопителей?
Перед обращением за разрешением на строительство пруда, необходимо убедиться в его безопасности для природы и людей. Если водоем загрязняет экологию, либо способствует распространению вредоносных микроорганизмов, допуски не выдадут. Процедура согласования зависит от того, на какой территории создается пруд-накопитель, каковы его размеры и прочие характеристики.
Первое, что надо сделать для оформления разрешения – это заказать проект будущего водоема. Оформляют его в специализированной организации. Проект должен учитывать:
- строение пруда-накопителя (состоит из двух частей);
- уровень воды в ближайшем естественном водоеме;
- разновидность очистной настройки и прочие нюансы.
Затем проект отправляется на согласование в уполномоченные органы. Как правило, запрашивают положительное заключение от экологов.
Необходимо собрать документы на участок, где будет расположен пруд-накопитель. Если надел относится к землям сельскохозяйственного назначения, потребуются дополнительные согласования. Когда все предварительные этапы пройдены, надо подготовить новый пакет бумаг:
- выписка из ЕГРН на участок;
- проект будущего водоема;
- результаты экологической экспертизы;
- согласования с иными ведомствами.
Все это, вместе с заявлением на выдачу разрешения, направляют в местный муниципалитет. Когда документы и заявку рассмотрят, выдают допуски к строительству, либо выносят отказ.
Источник geoburo.ruФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию отдельных объектов морского и внутреннего водного транспорта
Государственная услуга по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию отдельных объектов морского и внутреннего водного транспорта осуществляется Федеральным агентством морского и речного транспорта на основании:
Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
Постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»;
Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 371 «Об утверждении Положения в Федеральном агентстве морского и речного транспорта»;
Федерального закона от 29.12.2004 №190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»;
Постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2012 № 110 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию отдельных объектов морского и внутреннего водного транспорта»;
Административного регламента Федерального агентства морского и речного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию отдельных объектов морского и внутреннего водного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 30.04.2013 № 147.
Способы подачи документов:
по почте заказным письмом с описью вложения (125993, г. Москва, ул. Петровка, д. 3/6);
непосредственно (лично или через курьерскую службу) в Росморречфлот: 125993, г. Москва, ул. Петровка, д. 3/6 , режим работы: пн-чт 9:00-18:00, пт 9:00-16:45, обеденный перерыв 12:00-12:45.
Ответственное управление: Управление внутреннего водного транспорта
Режим работы Росморречфлота: понедельник, вторник, среда, четверг — с 9:00 до 18:00, пятница — с 9:00 до 16:45.
Срок предоставления услуги: Росморречфлот оказывает услугу не позднее 5 рабочих дней с даты поступления документов, необходимых для получения государственной услуги.
Источник morflot.gov.ru3.6. Особенности создания гидротехнических сооружений
Понятие гидротехнического сооружения дано в Федеральном законе от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – закон № 117-ФЗ). Так, под гидротехническим сооружением понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъёмники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» [1] .
Гидротехнические сооружения чаще всего представляют собой различные берегоукрепительные сооружения, волнозащитные пляжи, объекты, используемые для удобного подхода и швартовки судов. На гидротехнических сооружениях зачастую размещают административные здания, подъёмные механизмы, погрузочные краны и т. п.
В отношении всех гидротехнических сооружений ведётся регистр [2] , при внесении в который такому сооружению присваивается один из четырёх классов опасности:
I класс – гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности;
II класс – гидротехническое сооружение высокой опасности;
III класс – гидротехническое сооружение средней опасности;
IV класс – гидротехническое сооружение низкой опасности.
Детальные критерии классификации гидротехнических сооружений установлены Постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 № 1607 «Об утверждении критериев классификации гидротехнических сооружений» (который действует до 01.01.2027).
При этом согласно пп.пп. 2, 9 п. 1 ст. 48.1 ГрК РФ портовые гидротехнические сооружения, а также гидротехнические сооружения первого и второго классов относятся к особо опасным и технически сложным объектам.
Отнесение гидротехнических сооружений к перечню опасных объектов влечёт для их владельцев обязанность страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения (ст. 15 закона № 117-ФЗ, ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ).
Отметим, что гидротехническое сооружение может находиться в государственной, муниципальной или частной собственности, что прямо предусмотрено законом № 117-ФЗ, а собственник гидротехнического сооружения (или эксплуатирующая организация) несёт ответственность за его безопасность до момента перехода прав собственности к другому лицу (либо до момента завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения).
Рассматривая особенности строительства гидротехнических сооружений, первое, что стоит отметить, – обязанность работников, руководителей организаций, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, капитальным ремонтом, эксплуатацией, реконструкцией, консервацией и ликвидацией, а также техническим обслуживанием, эксплуатационным контролем и текущим ремонтом гидротехнических сооружений, не реже одного раза в пять лет проходить аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений (ст. 9.1 закона № 117-ФЗ).
Категории работников, обязанных проходить аттестацию, а также сам порядок проведения аттестации установлен Постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики».
Орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство гидротехнического сооружения, определяется в зависимости от того, к какому классу отнесено спроектированное гидротехническое сооружение.
Так, если к строительству запланировано гидротехническое сооружение I и II классов, разрешение на его строительство выдаётся Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пп. 4 п. 4 ст. 51 ГрК РФ, п. 5.4.2 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1038)).
Разрешение на строительство гидротехнических сооружений иного класса выдаётся органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (п. 4 ст. 51 ГрК РФ).
В целях получения разрешения на строительство гидротехнического сооружения проектная документация такого объекта подлежит экспертизе. При этом проектная документация гидротехнического сооружения I и II классов подлежит обязательной государственной экспертизе [3] .
Согласно ст. 6.1 закона № 117-ФЗ государственный надзор при строительстве, реконструкции гидротехнических сооружений осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору [4] , а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Кроме указанных выше особенностей строительства гидротехнических сооружений, стоит учитывать, что значительные отличия строительства гидротехнических сооружений от строительства иных объектов капитального строительства связаны с тем, что обычно для строительства гидротехнических сооружений используются не только земельные участки, но и водные объекты.
Указанное влечёт за собой первичную необходимость приобретения права пользования водными объектами, порядок получения которого урегулирован в гл. 3 ВК РФ. При этом использование водных объектов для строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должно осуществляться в соответствии с ВК РФ и иными федеральными законами (ст. 52.1 ВК РФ).
Строительство гидротехнических сооружений, затрагивающее как водную территорию, так и территорию земельных участков, должно вестись при соблюдении требований не только водного законодательства, но и земельного и градостроительного законодательства (в т. ч. в части требований градостроительных регламентов, распространяющих своё действие на территорию, где ведётся строительство).
Нельзя не сказать о существующей тесной связи между строительством гидротехнических сооружений и искусственными земельными участками [5] , т. к. по своей сути гидротехническое сооружение имеет значительное сходство с искусственным земельным участком.
Критерием, по которому гидротехнические сооружения и искусственно созданные земельные участки, сходные по способу создания, отличаются друг от друга, может служить возможность использования того или иного сооружения по самостоятельному назначению [6] .
При этом гидротехническое сооружение, строящееся согласно ГрК РФ и закону № 117-ФЗ, может быть расценено как искусственный земельный участок. Такой искусственный земельный участок будет соответствовать понятию объекта самовольного строительства, установленному в ст. 222 ГК РФ, следовательно, в отношении него может быть установлен судебный запрет на использование и обязанность демонтажа такого объекта [7] . Признание права собственности на такой объект самовольного строительства затруднён, что подтверждается судебной практикой [8] .
Для того чтобы устранить риск признания гидротехнического сооружения искусственным земельным участком, рекомендуем предварительно оценивать с точки зрения закона № 117-ФЗ, соответствует ли спроектированный объект понятию гидротехнического сооружения, а также всем требованиям, предъявляемым к нему законом № 117-ФЗ. Также для строительства такого объекта застройщиком должен быть получен и разработан полный комплект документов, являющийся необходимым для того, чтобы строительство подобного объекта было законным. Указанное позволит минимизировать риски признания гидротехнического сооружения искусственным земельным участком, а значит, и минимизировать риски и негативные последствия от признания этого объекта самовольной постройкой.
Источник www.kachkin.ru