С каждым годом увеличивается площадь застраиваемых территорий земельных участков, которые предоставляются для возведения высотных многоэтажек, малоэтажных блочных строений, частных и дачных домов, а также других объектов инфраструктуры. Но не каждый земельный надел пригоден для возведения зданий.
Существует строгое распределение использования земли согласно установленному целевому использованию. К примеру, на участках, предназначенных и относящихся к заповедной зоне, нельзя строить дома для постоянного проживания. Поэтому для каждого муниципалитета устанавливаются правила землепользования и застройки (ПЗЗ), которые опираются на законодательные акты Градостроительного и Земельного кодексов. При отсутствии ПЗЗ органы власти не смогут предоставлять участки и разрешение на строительство любого вида.
Основные понятия
ПЗЗ представляется собой свод законодательных актов, устанавливающих регламенты градостроительства для различных территорий муниципальных образований, в которых чётко прописаны условия целевого назначения каждой зоны. Отвечая на вопрос, ПЗЗ – что это такое, необходимо заметить их подчинённость Генеральному плану местности, не только сельских поселений, но и расположения объектов в городской черте. И правила пользования землёй будут отражать особенности каждого регионального муниципалитета.
Получение разрешения на строительство. Порядок действий.
С появлением в 90-х годах правил землепользования они за этот период претерпели множество изменений, постоянно корректировались и стали важным сводом законов регулирования в сегменте градостроительства. Необходимо понимать, что правила землепользования принимаются административным органом и имеют ряд разъяснительных формулировок применимости данного документа. Целевое назначение ПЗЗ, определённое Градостроительным кодексом, имеет следующие функции:
- формирует условия для стабильности развития поселений в сельской местности (в том числе городского муниципалитета), полностью сохраняя экологию и культурные достопримечательности;
- создаёт условия формирования и планировки строительных объектов конкретного региона;
- обеспечивает правовую защиту интересов отдельных людей и различных компаний, среди пользователей которых есть много собственников земли и возведённых объектов;
- при правовой защите складывается комфортная обстановка для дополнительных инвестиций посредством подбора участков земли, покупки и строительства объектов капитального строительства.
В ГрК РФ (ФЗ № 190) содержится целая глава №4, в которой объясняются все особенности использования правил землепользования. Она характеризует:
- определение и назначение ПЗЗ;
- последовательность разработки проекта;
- процедура утверждений Правил;
- последовательность внесения изменений в ПЗЗ.
В новых правилах землепользования и застройки есть нормативы, касающиеся основных положений ПЗЗ:
- рекомендации по установке зонирования территорий;
- разновидности территориальных зон и их составляющие части;
- нормативы градостроительного регламента.
Кроме этого, правоприменение этого документа частично рассматривается в Земельном кодексе. Указывается, что установление этих правил землепользования находится в компетенции местных органов власти. Также при размещении участков земли на кадастровом плане необходимо руководствоваться вышеуказанными правилами землепользования.
Особенности градостроительного регламента
Все земли муниципалитета конкретного региона делятся на различные по назначению зоны. ПЗЗ состоит из двух частей: территориальной и общей. На территориальной – указываются зоны и устанавливаются их границы. В общей части указывается градостроительное зонирование правил землепользования и застройки сельских поселений, то есть отмечаются территории, где разрешено строить дома различного назначения, а где – нет. То есть документ представляет собой классификатор земельных наделов.
Полезно!ПЗЗ является правоустанавливающим нормативным актом для всех органов самоуправления и обязательно к безоговорочному исполнению.
Важно! Правовой статус ПЗЗ не подлежит оспариванию и должен быть применим не только органами власти, но надзорными и контролирующими органами, инвесторами, собственниками недвижимости, подрядчиками и застройщиками. Правила распространяются в пределах границ одного округа и обязательно учитываются в генеральном плане и другой проектной документации, хотя законодательством допускается некоторое отклонение от нормативов, указанных в документе. Решение споров в суде по земельным вопросам всегда основывается на ПЗЗ.
Согласно ЗК РФ земли делятся на следующие категории:
- сельхозназначения;
- для организации насулённых пунктов;
- зоны промышленного назначения, где строятся заводы, космодромы, энергетические предприятия и другие;
- находящиеся на особом контроле и под охраной;
- лесного хозяйства;
- водного фонда;
- участки в запасе.
Любой участок имеет своё целевое назначение и может быть причислен к одной из перечисленных категорий. Каждая группа имеет свой правовой статус по отношению к возможности или невозможности возведения построек. При получении разрешения на строительство любого объекта обязательно проверяется разрешённость использования для данной категории.
Для справки.Существует принятый в 2015 году классификатор «Виды разрешённого использования земель», которые периодически обновляется и корректируется. Он является основанием для получения разрешения на строительство.
По правилам землепользования и застройки сельского поселения утверждаются границы зон и регламенты градостроительства.
Все сведения о разрешённом использовании земли должны быть внесены в специальный Реестр объектов недвижимости согласно градостроительному регламенту.
Зонирование категории земли
Участки, имеющие статус земель сельхозназначения, делятся в свою очередь на другие виды по практическому применению:
- дачное строительство;
- ЛПХ (полевые участки);
- ЛПХ (приусадебные участки);
- ведение подсобного хозяйства;
- сельскохозяйственное производство;
- фермерское хозяйство;
- крестьянское хоз-во;
- садоводства и огородничества;
- для строительства объектов сельхозназначения.
На сегодняшний день этих категорий насчитывается около 15 видов, которые учитываются на генеральном плане и в правилах землепользования и застройки.
Согласно Земельному кодексу РФ (ст.7) земли сельскохозяйственного назначения могут быть изменены на земли поселений. Изменить вид разрешенного использования надела в пределах одной категории допускается следующими должностными лицами:
- главой местной администрации, если ПЗЗ ещё не утверждены;
- органом местного самоуправления после утверждения ПЗЗ.
Внимание! Решение по переводу земель других категорий в земли для населённых пунктов принимают только органы местного муниципалитета, при условии, что изменения будут утверждены и внесены в генеральный план.
Документом по землепользованию регламентируется правовой статус каждого участка. Исключением является территории общественного пользования (скверы, памятники, железнодорожные магистрали и др.).
Внесение изменений: основные этапы
Любые изменения статуса назначения участка должны решаться на уровне органов самоуправления. Формируется комиссия из ответственных лиц, имеющих правовой статус вносить корректировки.
Предложения об изменениях ПЗЗ могут исходить:
- от органов федерального или регионального муниципалитета в том случае, когда правила землепользования нарушают деятельность и функционирование зданий капстроительства соответствующего назначения.
- от органов местного самоуправления, когда необходима модернизация урегулирования пользования землёй или проведение застройки соответствующих территорий.
- от организации и граждан, если участки и построенные на них объекты используются не эффективно. При этом владельцу может быть нанесён ущерб.
Предложения подаются в письменном виде, а назначенная комиссия в месячный срок должна подготовить заключение: одобрить или отклонить изменения. При положительном решении документ направляется Главе администрации, который должен принять решение о внесении изменений или отклонить также в месячный срок. Затем копии решений отправляются заявителю.
Выводы
Правила землепользования определяют статус земельного участка, который вносится в генеральный план сельского поселения или города. Устанавливаются границы зон. В зависимости от назначения участка регламентируются требования к возводимым строительным объектам.
Не нашли ответа? Остались вопросы?
Получите бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас: *
* Внимание! Юристы не консультируют по адресам и режимам работы МФЦ, порядку оказания государственных и муниципальных услуг и не оказывают техническую поддержку портала Госуслуг. Консультация носит исключительно юридический характер!
Не нашли ответа? Остались вопросы?
Здесь вы можете получить правовую поддержку. Проконсультируйтесь у юриста (бесплатно, круглосуточно, без выходных): *
* Внимание! Юристы не консультируют по адресам и режимам работы МФЦ, порядку оказания государственных и муниципальных услуг и не оказывают техническую поддержку портала Госуслуг. Консультация носит исключительно юридический характер!
Источник: infogosuslugi.ru
Землепользование и застройка ПЗЗ в Москве
Земельная застройка на территории РФ осуществляется строго согласно зонам и территориям, исходя из видов использования. Правила землепользования и застройки выступают нормативными актами для закрепления зонирования. Постановление № 120-ПП выступает именно таким документом на территории Москвы.
Что такое ПЗЗ и ГПЗУ, как получать эти документы, какие существуют варианты внесения изменений в ПЗЗ — на эти и другие вопросы мы постараемся более подробно ответить в этой статье.
Что такое ПЗЗ?
ПЗЗ — правила землепользования и застройки — категория, относящаяся к земельным правоотношениям. Юридическая трактовка этого акта содержится в ст. 1 ГрК РФ. ПЗЗ, представляя собой акт градостроительного зонирования. Данный документ содержит:
— описание территориальных зон, действующих на муниципальном или региональном уровне;
— регламенты возведения объектов капитального строительства, включая определения их местоположения, целевого назначения, параметров, режим участков и подземных коммуникаций;
— порядок предоставления официальных данных гражданам и компаниям для выдачи разрешительных документов на основе ПЗЗ;
— порядок изменения ПЗЗ, в том числе по видам использования участков, а также параметров допустимого строительства, о границах зон с особыми условиями.
Собственные правила должны быть разработаны и утверждены в каждом регионе, городах федерального значения, муниципальных образованиях. Документ обязательно передается в Росреестр для включения в базу данных ЕГРН. С релевантным документом для Москвы — ПЗЗ, утвержденные Постановлением от 28.03.2017 № 120-ПП, Вы можете знакомиться у нас на сайте в разделе «Полезные материалы»
Для чего нужны ПЗЗ с юридической точки зрения
С практической точки зрения для юридических лиц (а в некоторых случаях и для граждан) ПЗЗ являются общим сводом правил в сфере землеустройства и градостроительства. Вся застройка в пределах населенного пункта, отдельных кварталов, микрорайонов и конкретных участков должна соответствовать следующим условиям:
— надлежащий вид разрешенного использования участка (например, если земля носит сельскохозяйственное назначение, строить торговый центр или производственный комплекс не представляется возможным);
— ограничения, связанные с возможным использованием земли (к примеру, санитарные или водоохранные зоны);
— допустимые параметры строительства для отдельных участков, кварталов и целого поселения (например, максимальная этажность и высота объектов в пределах территориальной единицы);
— транспортная доступность, возможность подключения к инженерным сетям и другие социальные / общественные факторы.
Процесс разработки и утверждения ПЗЗ
- создание специальных межведомственных комиссий;
- проведение публичных слушаний с участием жителей территории;
- утверждение решения в виде нормативного документа;
- официальное опубликование акта.
Процесс внесения изменений/дополнений носит также сложный характер — если это требуется для смены вида разрешенного использования или иных параметров. Только в отдельных случаях для изменений в ПЗЗ не нужно проводить публичные слушания.
Экспертное мнение специалистов ГК Maxard:
« ПЗЗ находятся в открытом доступе. Каждый желающий может с ними ознакомиться, ведь нормативно правовые акты не являются секретными материалами. Если мы говорим о г. Москва, то это представляется возможным по следующей ссылке. С практической точки зрения, изучения данной документации даёт возможность оценить перспективы получения участка под строительство в разных местах города, обозначить возможные проблемы при согласованиях. Вся информация предоставляется в виде градостроительного плана (ГПЗУ), выписок из ЕГРН , правил землепользования (ПЗЗ). Использовать такие документы и сведения можно для получения участка под строительство или иные цели, к примеру, для оформления разрешений и согласований. »
Основные форматы информационных актов о правилах землепользования и застройки
Существует 2 основных формата документов, содержащих информацию из ПЗЗ:
1. Выписка из ПЗЗ, которая выдается любому заинтересованному лицу и основана на общедоступных открытых источниках (описание отдельных зон может охраняться режимом государственной тайны или персональных данных граждан).
Согласно последним изменениям, правила поучения выписок из ПЗЗ осуществляются в следующем порядке:
— подача заявления через портал госуслуг, МФЦ либо непосредственно в уполномоченный муниципальный орган;
— оформление непосредственной выписки в течение 10 дней без оплаты пошлин
Необходимо помнить, что все сведения в выписке сугубо носят информационный характер и не могут устанавливать или отменять права, а также изменять режим ограничений.
2. ГПЗУ ( градостроительный план земельного участка ). Выдача данного документа осуществляется в отношении конкретного участка и только его правообладателю (собственнику или арендатору). Помимо информации из правил, в ГПЗУ будут включены кадастровые сведения из ЕГРН, иные данные о фактических характеристиках участка, параметрах землепользования и строительства.
ГПЗУ указан в списке обязательных документов для получения разрешения на строительство и реконструкцию объектов. Кроме того, сведения этой формы применяются в проектировании, так как устанавливают общие допустимые параметры для вновь возводимых или реконструируемых объектов.
В столице ГПЗУ можно получить через уполномоченное ведомство – Москомархитектуру. Заявление можно подать только в электронной форме через портал Мэра Москвы. Важно, что с заявлением должен обращаться только правообладатель участка, иначе будет вынесен отказ. Если заявителю нужен бумажный вариант плана, нужно отдельно обращаться с Москомархитектуру.
Срок оформления выписки из ПЗЗ составляет 10 дней, а для ГПЗУ – 20 дней. Оба документа выдаются бесплатно.
Где искать данные : открытый доступ к информации, а также инструкция по получению отдельно запрашиваемых сведений
Первостепенно необходимо определить, какие сведения входят в ПЗЗ в виде текстовых и графических материалов. К таковым относятся:
— описание порядка применения и использования ПЗЗ
Отдельным пунктом стоит отметить, что в описание порядка применения и использования ПЗЗ должны быть включены конкретные методы и способы внесения в них изменений.
C содержательной точки зрения правила применения ПЗЗ описывают все возможные процедуры, с которыми могут столкнуться муниципальные и государственные органы, правообладатели участков, а также иные заинтересованные лица. Для Москвы данный документ содержит порядок изменения видов разрешенного использования, подготовки документации по планированию или по запросам заявителей. Также путём внедрения ПЗЗ практически возможно установление порядка проведения общественных слушаний, если это необходимо для внесения корректировок в правила.
В свою очередь карты зонирования содержат границы различных территориальных зон, применяемых на территории населенного пункта. Например, в ст. 35 ГрК РФ предусмотрены следующие виды зон:
- жилой застройки (частные дома, малоэтажная и среднеэтажная блокированная застройка, МКД);
- общественно-деловые (коммерческого, социально-бытового, коммунального и иного назначения);
- производственные (для объектов, которые оказывают воздействие на окружающую среду);
- коммунальные, в том числе с местами размещения складских объектов;
- инженерной и транспортной инфраструктуры;
- сельхозназначения;
- иные виды зон.
Зонирование предусматривает описание границ населенных пунктов, территорий с особыми условиями пользования, исторических и культурных объектов.
На практике, ПЗЗ не обязательно должны содержать все перечисленные элементы зонирования, так как особенности землепользования отличаются для разных населенных пунктов и регионов. По границам зон определяются основные, условно разрешенные и вспомогательные виды использования участков. Важно, что конкретный участок должен полностью входить в границу одной из зон, а отдельные исключения могут устанавливаться только ЗК РФ.
Не менее важны для граждан и организаций сведения градостроительных регламентов, входящих в ПЗЗ. Они содержат следующую информацию:
- виды разрешенного использования для участков и ОКС;
- предельно допустимые размеры участков и параметров строительства (реконструкции);
- ограничения по использовании ЗУ и ОКС;
- показатели инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, территориальной доступности.
Именно по этим сведения правил, включенным в ГПЗУ, будет приниматься решение о строительстве или реконструкции объекта, месту его размещения на участке, площади и высоте (этажности), отступам от границ, точкам подключения и инженерным коммуникациям.
Также к ПЗЗ оформляются приложения с описанием границ для всех зон и территорий, перечни их характерных точек. Эта информация должна соответствовать сведениям ЕГРН. Так как правила землепользования носят общий характер для всего населенного пункта или региона, ряд сведений в ПЗЗ отсутствует. Заинтересованным лицам может потребоваться:
- получение кадастровых сведений из ЕГРН (например, о наличии зарегистрированных обременений, о кадастровой стоимости участка или объекта, иные данные);
- получение информации о местах размещения подземных коммуникаций, их протяженности, местах выхода на поверхности и глубине залегания;
- запрос данные о зарегистрированных обременениях на землю или объект капстроительства;
- получение информации о правообладателях соседних земельных наделов;
- получение данных об архитектурно-художественных требованиях к фасадам и внешнему облику зданий, действующих на территории населенного пункта;
- иные данные, в зависимости от целей заявителя.
Как было упомянуто выше, ГПЗУ носит исключительно общий информационный характер, содержащий сведения о параметрах разрешенного строительства для конкретного участка. Однако, при инженерных изысканиях и проектировании нужно учитывать строительные нормы и правила (СНиП, СП), стандарты ГОСТ, санитарные и иные нормативы. Эти критерии также не содержатся в ПЗЗ, так как зависят от точных характеристик будущего объекта.
Полезные советы: как обойти ограничения, которые существуют в ПЗЗ Москвы?
Многолетняя практическая деятельность специалистов ГК Maxard позволяет поделиться с нашими читателями полезными советами, посвященными способам, позволяющим обойти определенные ограничения в ПЗЗ. В любых правилах землепользования любого населенного пункта или региона всегда есть пункты, которые повлияют на возможность строительства или его допустимые параметры.
ПЗЗ может предусматривать следующие формы ограничений:
— сервитуты, т.е. обременения участка, установленные в пользу конкретных субъектов, неопределенного круга лиц (установление сервитутов возможно в силу закона, договора, судебного акта);
— зоны санитарно-защитного назначения (например, вокруг производственных территорий всегда устанавливаются санитарные зоны, где нельзя строить жилье, ряд коммунальных объектов);
— водоохранные зоны, в пределах которых строительство любых объектов запрещено или ограничено максимально жесткими требованиями.
Вид разрешенного использования участка, отнесение его к отдельным видам зон — данные категории также могут относиться к выше упомянутым ограничениям. Например, чтобы приступить к жилой застройке на участке, входящем в общественно-деловую зону, нужно добиться внесения изменений в ПЗЗ, получить другой вид разрешенного использования. Наличие ограничений нужно учесть еще на начальной стадии принятия решения о строительстве или реконструкции.
А теперь давайте рассмотрим несколько способов, благодаря которым представляется возможным обойти ряд ограничений в официально установленном порядке.
1. Осуществление заказа оценки градостроительного аудита. Данный документ позволяет снять все или большинство ограничений до обращения за ГПЗУ и сведениями из правил землепользования (это проще и быстрее, чем проходить официальную процедуру).
2. Применение изменений характеристик и параметров будущего строительства, т.е. приведение их в соответствие с действующими ограничениями (например, если границы водоохраной зоны изначально нельзя изменить, можно спроектировать объект на другом пятне застройки).
3. Проведение официальной процедуры внесения изменений в ПЗЗ (в ряде случаев, если меняется не более одного вида разрешенного использования участка и не более 10% от исходных параметром строительства, можно избежать проведения общественных слушаний).
4. Оспаривание сведений ПЗЗ в судебном порядке.
Однако, специалисты ГК Maxard настоятельно не рекомендуют самостоятельное прохождение любых официальные или неофициальные процедур, связанных с обходом, снятием или изменение ограничений, так как вся это требует осуществления обследований, заказа экспертиз, документаций, совместно с государственными и муниципальными службами. Обращайтесь в ГК Maxard, чтобы получить содействие в устранении или изменении ограничений ПЗЗ.
Если Вы всё ещё сомневаетесь в том, какие шаги Вам необходимо осуществить перед заказом ГПЗУ, специалисты ГК Maxard обеспечат вас градостроительным аудитом.
Что такое градостроительный аудит? Насколько необходимо его осуществление на практике перед заказом ГПЗУ?
Градостроительный аудит представляет собой полноценный и комплексный анализ участка будущей застройки, до получения официальных сведений в ГПЗУ. Заказав заключение о градостроительном потенциале участка в ГК Maxard, Вы сможете:
— сократить сроки на снятие или изменение ограничений ПЗЗ (после оформления ГПЗУ придется проходить официальные процедуры, что может затянуться на несколько месяцев);
— принять объективное решение о целесообразности строительства или реконструкции, исходя из допустимых параметров объекта, расчетных показателей;
— оценить возможные строительные и инвестиционные риски, связанные с реализацией проекта.
Для оценки градостроительного потенциала изучается информация и документация на участок, проводится полноценное обследование территории, запрашиваются данные о характеристиках объектов, уже расположенных на земле. На основе ландшафтных, климатических, эстетических, архитектурно-художественных и иных факторов, которые влияют на подготовку проекта, прохождения экспертизы и получения разрешения на строительство, будет составлено комплексное заключение.
Источник: maxard.ru
Правила землепользования и застройки ПЗЗ в Москве – как получить и быстро поменять в 2022 году?
Все земли в России распределены на зоны и территории, которые учитываются при определении видов их использования, для планирования застройки. Одним из ключевых нормативных актов, которым закрепляется зонирование, являются правила землепользования и застройки. В столице такой акт регламентирован Постановлением № 120-ПП.
Что такое ПЗЗ и ГПЗУ, как получать эти документы, какие существуют варианты внесения изменений в ПЗЗ – подробнее в статье.
Что такое ПЗЗ?
- описание территориальных зон, действующих на муниципальном или региональном уровне;
- регламенты, т.е. условия возведения объектов капстроительства, определения их местоположения, целевого назначения и параметров, режим участков и подземных коммуникаций;
- порядок применения, т.е. предоставление официальных данных гражданам и компаниям, выдачи разрешительных документов на основе ПЗЗ;
- порядок изменения ПЗЗ, в том числе по видам использования участков, параметров допустимого строительства, о границах зон с особыми условиями.
Собственные правила должны быть разработаны и утверждены в каждом регионе, городах федерального значения, муниципальных образованиях. Документ обязательно передается в Росреестр для включения в базу данных ЕГРН. В столице ПЗЗ были утверждены Постановлением от 28.03.2017 № 120-ПП (скачать 120 ПП).
Уважаемые КЛИЕНТЫ!
Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефону:
Москва: 8 (499) 322-05-14 (наш адрес)
Санкт-Петербург: 8 (812) 422-35-90 (наш адрес)
Все консультации бесплатны.
ПЗЗ юридическим и простым языком
Хотя ПЗЗ является общим сводом правил в сфере землеустройства и градостроительства, они имеют практическое значение для граждан и юридических лиц. Вся застройка в пределах населенного пункта, отдельных кварталов, микрорайонов и конкретных участков должна соответствовать ПЗЗ по следующим условиям:
- вид разрешенного использования участка (например, если в ПЗЗ земля отведена под сельское хозяйство, строить на нем торговый центр или производственный комплекс нельзя);
- ограничения, связанные с возможным использованием земли (типичным примером ограничений являются санитарные или водоохранные зоны);
- допустимые параметры строительства для отдельных участков, кварталов и целого поселения (например, максимальная этажность и высота объектов в пределах территориальной единицы);
- транспортная доступность, возможность подключения к инженерным сетям, иные социальные и общественные факторы.
Процесс разработки и утверждения ПЗЗ предусматривает создание специальных межведомственных комиссий, проведение публичных слушаний с участием жителей территории, утверждение в виде нормативного документа, официальное опубликование акта. Не меньше сложностей при внесении изменений и дополнений в ПЗЗ, если это требуется для смены вида разрешенного использования или иных параметров. Только в отдельных случаях для изменений в ПЗЗ не нужно проводить публичные слушания.
Комментарий специалиста. Так как ПЗЗ является нормативным актом, он размещен в открытом доступе. Ознакомиться с правилами землепользования Москвы можно по ссылке: https://www.mos.ru/mka/documents/pravila-zemlepolzovaniya-i-zastrojki-goroda-moskvy/ .
Даже предварительное изучения ПЗЗ дает возможность оценить перспективы получения участка под строительство в разных местах города, возможные проблемы при согласованиях. Кроме того, информацию из правил можно получить в виде различных документов – градостроительного плана (ГПЗУ), выписок из ЕГРН и правил землепользования. Использовать такие документы и сведения можно для получения участка под строительство или иные цели, для оформления разрешений и согласований.
Инфографика по ПЗЗ
Как правильно получать информацию о правилах землепользования и застройки?
Информацию из ПЗЗ можно получить в виде выписки или ГПЗУ. Эти документы имею разное правовое и целевое значение. Выписка выдается любому заинтересованному лицу, в том числе не собственнику участка. Получить выписку можно в отношении сведений ПЗЗ, которые есть в открытом доступе. В частности, описание отдельных зон может охраняться режимом государственной тайны или персональных данных граждан.
Правила поучения выписок из ПЗЗ заключаются в следующем:
- подать заявление можно через портал госуслуг, МФЦ. либо непосредственно в уполномоченный муниципальный орган;
- выписка оформляется в течение 10 дней, а платить пошлину не нужно;
- сведения в выписке носят информационный характер, т.е. не могут устанавливать или отменять права, изменять режим ограничений.
Градостроительный план (ГПЗУ), напротив, выдается в отношении конкретного участка и только его правообладателю (собственнику или арендатору). Помимо информации из правил, в ГПЗУ будут включены кадастровые сведения из ЕГРН, иные данные о фактических характеристиках участка, параметрах землепользования и строительства.
ГПЗУ указан в списке обязательных документов для получения разрешения на строительство и реконструкцию объектов. Кроме того, сведения этой формы применяются в проектировании, так как устанавливают общие допустимые параметры для вновь возводимых или реконструируемых объектов.
В столице ГПЗУ можно получить через уполномоченное ведомство – Москомархитектуру. Заявление можно подать только в электронной форме через портал Мэра Москвы. Важно, что с заявлением должен обращаться только правообладатель участка, иначе будет вынесен отказ. Если заявителю нужен бумажный вариант плана, нужно отдельно обращаться с Москомархитектуру.
Срок оформления выписки из ПЗЗ составляет 10 дней, а для ГПЗУ – 20 дней. Оба документа выдаются бесплатно.
Комментарий специалиста. Если сведения в ПЗЗ защищены режимом государственной или иной тайны, получить их без соответствующего допуска будет невозможно. Также защищенные данные не публикуются в открытых источниках, как остальная информация из правил. На заявление о предоставлении таких данных будет вынесен отказ.
Какие данные есть в открытом доступе и что нужно получать отдельно?
Разберем, какой объем информации включен в ПЗЗ и доступен при получении выписок или градостроительных планов. Сведения в правилах представлены в виде текстовых и графических материалов, включают:
- описание порядка применения и использования ПЗЗ. Внесения в них изменений;
- карты зонирования;
- градостроительные регламенты.
Правила применения ПЗЗ описывают все возможные процедуры, с которыми могут столкнуться муниципальные и государственные органы, правообладатели участков, иные заинтересованные лица. В частности, ПЗЗ Москвы содержат порядок изменения видов разрешенного использования, подготовки документации по планированию или по запросам заявителей. Также установлен порядок проведения общественных слушаний, если это необходимо для внесения корректировок в правила.
Карты зонирования содержат границы различных территориальных зон, применяемых на территории населенного пункта. Например, в ст. 35 ГрК РФ предусмотрены следующие виды зон:
Уважаемые КЛИЕНТЫ!
Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефону:
Москва: 8 (499) 322-05-14 (наш адрес)
Санкт-Петербург: 8 (812) 422-35-90 (наш адрес)
Все консультации бесплатны.
- жилой застройки (частные дома, малоэтажная и среднеэтажная блокированная застройка, МКД);
- общественно-деловые (коммерческого, социально-бытового, коммунального и иного назначения);
- производственные (для объектов, которые оказывают воздействие на окружающую среду);
- коммунальные, в том числе с местами размещения складских объектов;
- инженерной и транспортной инфраструктуры;
- сельхозназначения;
- иные виды зон.
Также зонирование предусматривает описание границ населенных пунктов, территорий с особыми условиями пользования, исторических и культурных объектов.
ПЗЗ не обязательно должны содержать все перечисленные элементы зонирования, так как особенности землепользования отличаются для разных населенных пунктов и регионов. По границам зон определяются основные, условно разрешенные и вспомогательные виды использования участков. Важно, что конкретный участок должен полностью входить в границу одной из зон, а отдельные исключения могут устанавливаться только ЗК РФ.
Не менее важны для граждан и организаций сведения градостроительных регламентов, входящих в ПЗЗ. Они содержат следующую информацию:
- виды разрешенного использования для участков и ОКС;
- предельно допустимые размеры участков и параметров строительства (реконструкции);
- ограничения по использовании ЗУ и ОКС;
- показатели инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, территориальной доступности.
Именно по этим сведения правил, включенным в ГПЗУ, будет приниматься решение о строительстве или реконструкции объекта, месту его размещения на участке, площади и высоте (этажности), отступам от границ, точкам подключения и инженерным коммуникациям.
Также к ПЗЗ оформляются приложения с описанием границ для всех зон и территорий, перечни их характерных точек. Эта информация должна соответствовать сведениям ЕГРН.
Так как правила землепользования носят общий характер для всего населенного пункта или региона, ряд сведений в ПЗЗ отсутствует. Заинтересованным лицам может потребоваться:
- получение кадастровых сведений из ЕГРН (например, о наличии зарегистрированных обременений, о кадастровой стоимости участка или объекта, иные данные);
- получение информации о местах размещения подземных коммуникаций, их протяженности, местах выхода на поверхности и глубине залегания;
- запрос данные о зарегистрированных обременениях на землю или объект капстроительства;
- получение информации о правообладателях соседних земельных наделов;
- получение данных об архитектурно-художественных требованиях к фасадам и внешнему облику зданий, действующих на территории населенного пункта;
- иные данные, в зависимости от целей заявителя.
ГПЗУ носит только общий информационный характер о параметрах разрешенного строительства для конкретного участка. Однако при инженерных изысканиях и проектировании нужно учитывать строительные нормы и правила (СНиП, СП), стандарты ГОСТ, санитарные и иные нормативы. Эти критерии также не содержатся в ПЗЗ, так как зависят от точных характеристик будущего объекта.
Комментарий эксперта. Хотя без получения сведений из ПЗЗ не обойтись при проектировании и согласовании строительства (реконструкции), их будет недостаточно для решения всех важных вопросов. Например, отдельные данные можно получить только путем визуального или инструментального обследования участка или объекта, состава почвы и особенностей ландшафта.
Обратившись в компанию Смарт Вэй, вы получите полный комплекс услуг по сопровождению проектирования, получения разрешений на строительство. Услуги будут включать получение всех необходимых документов и сведений.
Семинар по изменению ПЗЗ:
Как обойти ограничения, которые существуют в ПЗЗ Москвы?
В правилах землепользования любого населенного пункта или региона всегда есть ограничения, которые повлияют на возможность строительства или его допустимые параметры. В частности, ПЗЗ может предусматривать следующие формы ограничений:
- сервитуты, т.е. обременения участка, установленные в пользу конкретных субъектов, неопределенного круга лиц (установление сервитутов возможно в силу закона, договора, судебного акта);
- зоны санитарно-защитного назначения (например, вокруг производственных территорий всегда устанавливаются санитарные зоны, где нельзя строить жилье, ряд коммунальных объектов);
- водоохранные зоны, в пределах которых строительство любых объектов запрещено или ограничено максимально жесткими требованиями.
К ограничениям может относиться и вид разрешенного использования участка, отнесение его к отдельным видам зон. Например, чтобы приступить к жилой застройке на участке, входящем в общественно-деловую зону, нужно добиться внесения изменений в ПЗЗ, получить другой вид разрешенного использования.
Наличие ограничений нужно учесть еще на начальной стадии принятия решения о строительстве или реконструкции. Обойти их можно следующими способами:
- заказать оценку градостроительного потенциала, чтобы снять все или большинство ограничений до обращения за ГПЗУ и сведениями из правил землепользования (это проще и быстрее, чем проходить официальную процедуру);
- изменить характеристики и параметры будущего строительства, т.е. привести их в соответствие с действующими ограничениями (например, если границы водоохраной зоны изначально нельзя изменить, можно спроектировать объект на другом пятне застройки);
- пройти официальную процедуру внесения изменений в ПЗЗ (в ряде случаев, если меняется не более одного вида разрешенного использования участка и не более 10% от исходных параметром строительства, можно избежать проведения общественных слушаний);
- оспорить сведения ПЗЗ в судебном порядке;
- принять решение об отказе от строительства на данном участке, если обойти ограничения невозможно, либо это сделает проект нерентабельным.
Самостоятельно пройти любые официальные или неофициальные процедуры, связанные с обходом, снятием или изменение ограничений, практически невозможно. Вам придется заказывать обследования, экспертизы и различную документацию, взаимодействовать с государственными и муниципальными службами. Обращайтесь в компанию Смарт Вэй, чтобы получить содействие в устранении или изменении ограничений ПЗЗ.
Что такое градостроительный потенциал и почему его нужно получать перед заказом ГПЗУ?
Градостроительный потенциал представляет собой полноценный анализ участка будущей застройки, до получения официальных сведений в ГПЗУ. Заказав заключение о градостроительном потенциале участка в компании Смарт Вэй, вы сможете:
- сократить сроки на снятие или изменение ограничений ПЗЗ (после оформления ГПЗУ придется проходить официальные процедуры, что может затянуться на несколько месяцев);
- принять объективное решение о целесообразности строительства или реконструкции, исходя из допустимых параметров объекта, расчетных показателей;
- оценить возможные строительные и инвестиционные риски, связанные с реализацией проекта.
Для оценки градостроительного потенциала изучается информация и документация на участок, проводится полноценное обследование территории, запрашиваются данные о характеристиках объектов, уже расположенных на земле. Эксперты учтут ландшафтные, климатические, эстетические, архитектурно-художественные и иные факторы, который повлияют на подготовку проекта, прохождения экспертизы и получения разрешения на строительство.
Калькулятор стоимости корректировки ПЗЗ
В калькуляторе есть отдельный пункт о ПЗЗ в Дополнительных работах (для мобильных пользователей можно посмотреть здесь https://smway.ru/price/)
Выводы
Правитель землепользования и застройки (ПЗЗ) являются документом градостроительного планирования. В столице ПЗЗ утверждены Постановлением № 120-ПП. В содержании правил указываются границы территориальных зоны, виды разрешенного использования участков, регламенты, иные данные. Получить сведения из ПЗЗ можно в виде выписки или ГПЗУ.
Если вам нужна дополнительная информация о применении и изменении ПЗЗ, обращайтесь в компанию Смарт Вэй. По всем возникшим вопросам мы окажем бесплатную консультацию.
Опыт работ более 15 лет.
Опубликовано более 500 статей, включая издания — Комсомольская правда, Юрист компании, Коммерсант.
Руководитель технического отдела компании Смарт Вэй с 2013 года.
Источник: smway.ru
Правила застройки и землепользования 2021: что это и зачем они нужны
Любая градостроительная деятельность требует соблюдения строгих условий застройки территории, выдерживания четкого плана, сохранения объектов культурного наследия и окружающей среды. С этой целью органы местного самоуправления разрабатывают ПЗЗ – свод правил застройки и землепользования. Давайте разберемся, что такое правила застройки и землепользования, кем они утверждаются и какие цели преследуют.
Общая информация о землепользовании
Под термином “землепользование” теория градостроения понимает распоряжение ресурсами земельного фонда и их эксплуатацию различными способами, в зависимости от целевого назначения земель.
В соответствии со ст. 14 ФЗ № 131 от 06.10.2003 , осуществляется землепользование на муниципальном уровне – именно к компетенции местной власти закон относит вопросы определения правил и условий эксплуатации земельного фонда. В рамках этой работы местные власти:
- Утверждают генеральные планы поселений и документацию по планировке территорий.
- Осуществляют градостроительное зонирование.
- Выдают разрешения на строительство и ввод сооружений в эксплуатацию.
- Утверждают местные нормативы градостроительного проектирования.
- Резервируют и изымают земли для муниципальных нужд.
- Осуществляют муниципальный земельный контроль.
- Утверждают местные правила застройки и землепользования (ПЗЗ) и так далее.
Вся указанная деятельность регулируется местными нормативно-правовыми актами.
Одним из главных нормативно-правовых актов являются правила застройки и землепользования, поэтому пришло время разобраться, что такое ПЗЗ в землепользовании.
Общая информация о правилах застройки и землепользования
В общем виде можно представить немало форм землепользования – это и использование в сельскохозяйственных целях, и в целях обустройства природоохранных зон, и даже для создания искусственных водоемов.
Но в рассматриваемом случае землепользование – это в первую очередь градостроительное освоение/застройка с целью устойчивого развития муниципальных территорий. Потому правила и землепользования, и застройки в рамках муниципалитета неразрывно связаны.
Пп. 8 п. 1 ст. 1 ГрК помогает понять, что такое ПЗЗ земельного участка. Это некий градостроительный устав, определяющий правила, условия и порядок деления и планировки земель в пределах конкретного населенного пункта с целью его дальнейшей застройки или иного развития муниципальной территории.
Необходимость в утверждении свода правил установлена не только Градостроительным, но и Земельным кодексом. Этими правилами определяются:
- границы любого земельного участка на территории поселения;
- их правовой режим, целевое и разрешенное использование;
- отнесение конкретного земельного участка к конкретной зоне (карта градостроительного зонирования); в пределах зоны;
- границы населенного пункта, расположение инфраструктурных объектов, дороги, генеральный план поселения и так далее.
Как упоминалось выше, ПЗЗ принимаются муниципальной властью для каждого конкретного поселения отдельно и утверждаются градостроительным или архитектурным комитетом субъекта.
Тем, кто интересуется, как получить ПЗЗ на земельный участок, подскажем: такие документы обычно размещаются на сайтах муниципальных образований.
В некоторых населенных пунктах выписка из ПЗЗ предоставляется даже на сайте Госуслуги. Например, здесь можно получить выписку для Брянска.
Сам документ, как правило, состоит из трех частей, нескольких десятков статей и приложений к нему. Как правило, это:
- Общая часть, включающая порядок применения утвержденных градостроительных нормативов и условия внесения в них изменений.
- Графическая часть, включающая карту градостроительного зонирования (деления территорий на зоны землепользования).
- Специальная часть – регламенты градостроения.
Остановимся на составляющих ПЗЗ подробнее.
Общая часть: применение ПЗЗ
Общая теоретическая часть ПЗЗ в первую очередь должна устанавливать порядок применения правил. Согласно ч. 3 ст. 30 ГрК, такой порядок определяет условия:
- регулирования застройки территорий муниципального образования;
- внесения изменений в порядок и цели использования;
- проведения планировки территорий и подготовки документации по ней;
- проведения общественных слушаний, на которых утверждаются новые правила землепользования и застройки для городской территории и так далее.
Общая часть, как правило, содержит:
- пределы действия ПЗЗ и расшифровку используемых в нем понятий;
- соотношение утвержденных правил с иной градостроительной документацией;
- принципы градостроительной деятельности и условия работы комиссии по землепользованию;
- порядок проведения градостроительной подготовки;
- порядок предоставления земли гражданам в пользование;
- условия резервирования земель, выдачи разрешений на строительство;
- виды и порядок разрешений на ввод строений в эксплуатацию и подобные нормативы.
Теоретическая часть, по сути, является основной, так как конкретные правила использования муниципальных земель установлены именно в ней. Использование графической части осуществляется по условиям общей части.
Графическая часть: карта зонирования
Вторая, графическая часть ПЗЗ – это карта землепользования и застройки. Согласно п. 4 ст. 30 ГрК, она определяет границы территориальных зон и относит к таким зонам конкретные земельные участки.
Речь идет о зонах, в пределах которых расположены участки одного целевого назначения и вида использования. Внесение в одну зону разных участков или формирование из них одного надела не допускается.
Карта должна включать:
- границы территорий населенных пунктов, находящихся в компетенции муниципального образования;
- пределы зон застройки и ведения хозяйственной деятельности, масштабы застройки;
- зоны с особыми правилами эксплуатации;
- пределы санитарных, водных, прибрежных территорий и береговых полос;
- пределы территорий, имеющих особое культурное или историческое значение;
- пределы зон исторических поселений местного значения и так далее.
Графическая часть может быть исполнена на нескольких картах, в зависимости от размещенных на ней зон.
Если речь идет о крупных городах, то деление производится по городским округам или районам. Например, здесь можно посмотреть зонирование в пределах СВАО г. Москвы.
Подробнее о том, как составляются такие карты, читайте в материале «Картография земельных участков».
Специальная часть: регламенты градостроения
В соответствии со ст. 36 ГрК, регламенты определяют правовой режим в отношении участка, входящего в состав конкретной зоны. В отношении каждой зоны принимается собственный регламент.
Как правило, проект застройки и землепользования включает в себя ряд обособленных территориальных зон, деление на которые происходит с учетом целевого назначения земель и видов их разрешенного/фактического использования.
Кроме того, учитываются особенности участков и их целевая сочетаемость для возможного объединения близких наделов в пределах одной зоны.
В отношении каждой зоны, учитывая данные, которые содержит генеральный план, регламенты градостроения должны установить:
- формы пользования и целевое назначение конкретных участков в пределах зоны;
- предельные размеры участков;
- допустимые масштабы застройки/реконструкции объектов строительства;
- ограничения относительно назначения и пользования участками.
Обращаем внимание, что регламенты не включают:
- земли, имеющие культурную и историческую ценность;
- земли общественного использования;
- территории добычи полезных ископаемых;
- земли лесного и водного фонда;
- особо охраняемые территории;
- сельскохозяйственные земли.
Порядок подготовки ПЗЗ
Местные правила застройки и землепользования разрабатываются в соответствии со ст. 31 ГрК. Они могут создаваться в отношении всех территорий муниципального поселения либо его частей с учетом:
- положений генерального плана города или поселения;
- условий технической документации;
- вопросов общественных обсуждений и публичных слушаний.
Решение о разработке ПЗЗ в пределах населенного пункта принимается главой местной администрации, который определяет этапы разработки ПЗЗ, порядок и сроки проведения подготовительных работ.
Одновременно с принятием решения о разработке Правил, глава администрации устанавливает поименный состав и регламент деятельности комиссии по разработке ПЗЗ. Она же будет инициатором общественных обсуждений разрабатываемого проекта.
Через 10 дней принятое решение публикуется на сайте администрации или распространяется иными средствами массовой информации. В сообщении о принятии решения также приводится:
- состав комиссии по подготовке ПЗЗ;
- этапы осуществления зонирования территорий населенного пункта;
- порядок и предварительный срок разработки проекта Правил;
- правила направления комиссии предложений от заинтересованных лиц и прочая важная информация.
После разработки проекта Правил орган местного самоуправления проводит их проверку на предмет соответствия генеральному плану и техническим регламентам.
Утвержденный проект направляется главе поселения, а в случае обнаружения несоответствий возвращается комиссии на доработку.
Глава поселения в 10-дневный срок с момента получения проекта Правил назначает его общественное обсуждение. Порядок проведения обсуждений тоже устанавливается на местном уровне, его длительность составляет 2-4 месяца.
По их результатам комиссия вносит в проект необходимые изменения, после чего вновь направляет его мэру или иному чиновнику, возглавляющему администрацию. Тот в 15-дневный срок решает: направить проект на утверждение местного совета или вернуть на доработку.
Порядок утверждения ПЗЗ
В соответствии со ст. 32 ГрК, проект Правил утверждается представительным органом местного самоуправления – городским советом. Утверждение должно происходить с учетом вопросов и предложений, внесенных общественностью на слушаниях.
По результатам его рассмотрения в местном совете депутаты могут либо утвердить и принять проект, либо вернуть его главе администрации на доработку. В случае утверждения ПЗЗ подлежат опубликованию на сайте муниципального образования или публикуются для публичного доступа иным образом.
Если ПЗЗ затрагивают права граждан или организаций, заинтересованные лица вправе оспорить их в суде. Правом на оспаривание также наделены органы государственной и региональной власти, но лишь тогда, когда Правила противоречат схемам территориального планирования региона или страны.
В 10-дневный срок с момента утверждения ПЗЗ должны быть опубликованы в системе ФГИС . С помощью этой поисковой системы легко узнать, где найти ПЗЗ или где выписка.
После утверждения Правил получить актуальную информацию из ПЗЗ можно в градостроительном управлении / департаменте местной администрации либо через МФЦ и сайт Госуслуги.
Поскольку сам документ довольно объемен, выписка предоставляется лишь в отношении запрашиваемых данных. Форма заявления на ее выдачу обычно устанавливается местным административным регламентом.
Образец выписки из правил землепользования и застройки:
Если выписка требуется в отношении конкретного участка, то в заявлении обычно указываются:
- кадастровый номер;
- общая площадь; ;
- адрес расположения;
- прочие идентифицирующие данные.
Такая выписка, в свою очередь, будет содержать все актуальные данные относительно условий пользования землей, ее размера, возможности изменения вида использования и прочую информацию.
Порядок внесения изменений в ПЗЗ
Согласно ст. 33 ГрК, закон допускает внесение изменений в правила землепользования и застройки в следующих случаях:
- обнаружение расхождений между ПЗЗ и планом территориальной застройки, перепланировки;
- обжалование Правил;
- расширение/уменьшение территории поселения.
Как правило, ходатайства о правках вносятся государственными, региональными или местными органами исполнительной власти, если принятые Правила препятствуют функционированию или сооружению объектов, находящихся в их ведении.
Однако закон не исключает возможности внесения изменений по инициативе частных физических лиц и организаций. Изменение ПЗЗ в отношении земельного участка по инициативе граждан возможно в случае, если в результате применения Правил:
- земли и объекты строительства используются неэффективно;
- причиняется вред собственникам или иным лицам, которые обладают правами на землю и объекты строительства;
- снижается стоимость земли;
- правообладатели не могут полностью реализовать принадлежащие им права.
Ходатайство о правках направляется на адрес комиссии, которая в течение 30 дней рассматривает вопрос и подготавливает заключение по нему о необходимости внесения изменений либо об отказе.
Алгоритм подготовки и утверждения идентичен порядку принятия новых ПЗЗ, только без проведения общественных слушаний.
Какие территориальные зоны бывают
Пришло время выяснить, какие зоны устанавливаются правилами землепользования и застройки. Обычно они устанавливаются градостроительными регламентами с учетом вида использования и делятся на:
- Зоны жилой застройки, которые, в свою очередь, подразделяются на зоны разной этажности застроек.
- Общественно-деловые зоны, где располагаются учреждения образования и здравоохранения, коммерческие и государственные организации, спортивные объекты и так далее.
- Рекреационные зоны: леса, пляжи, зеленые зоны.
- Производственные зоны: коммунальные и частные производственные предприятия.
- Зоны транспортно-инженерной инфраструктуры: дороги, железнодорожные пути, зоны расположения инженерных коммуникаций.
- Зоны сельскохозяйственных участков: садовое, дачное, крестьянско-фермерское хозяйство, агропроизводственные зоны.
- Специальные зоны: для размещения кладбищ и прочие.
Для определения таких зон правила землепользования и застройки муниципального образования требуют проведения предварительного зонирования.
Кадастровые кварталы и ПЗЗ
Правила землепользования имеют огромное значение и для кадастрового учета: градостроительная документация активно используется подразделениями Росреестра для проведения кадастрового учета.
Одним из этапов кадастрового учета является дополнительное зонирование территорий и их разделение на определенные территории в зависимости от их целевого назначения и использования.
Наименьшей единицей кадастрового учета является кадастровый квартал. Обычно он включает в себя небольшие населенные пункты, городские районы и прочие территории.
Заключение
В заключение еще раз подчеркнем огромное значение Правил застройки и землепользования для градостроительной деятельности. Этими правилами утверждается порядок, условия, способы и особенности использования земель в пределах конкретного населенного пункта для проведения застройки и развития территорий. Правила обязательны для всех, кто хочет получить землю, застроить ее, провести межевание или изменить вид использования. Они принимаются органами муниципальной власти и распространяются исключительно на ее земли. Если граждане не согласны с принятыми нормативами либо правила нарушают их права, можно оспорить ПЗЗ в суде.
Источник: pravovdom.ru