Разрешение на строительство СССР

В статье 1 ГрК РФ имеется определение устойчивого развития территорий — это обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. Исходя из приведенного понятия можно сделать вывод, что градостроительная деятельность и принимаемые решения направлены прежде на обеспечение безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Между тем, практика градостроительства знает достаточно примеров тому, когда те или иные градостроительные решения были продиктованы различными военно-стратегическими или политическими причинами, навсегда войдя в страницы отечественной истории: от выбора Петром I достаточно сложного для строительства места заложения Санкт-Петербурга, до реализации программы строительства объектов Зимней Олимпиады 2014 года в Сочи и развития города Сочи как горноклиматического курорта. Лякишева В. Г. верно отмечает, что на протяжении всей своей истории в градостроительстве боролись два начала: объективные условия и воля градостроителя. Как пример можно привести Москву, основа которой образовалась исторически, и Санкт-Петербург, спланированный по воле архитектора

Иванов А. Еврейские этнографические экспедиции и музейное строительство в России и СССР №2

Градостроительная деятельность, взаимосвязана с различными областями человеческой деятельности и областями знаний, является сложным механизмом организации социальной среды, оказывает значительное и продолжительное по времени влияние на различные стороны общественной жизни. В связи с чем важно понимание исторической сущности регулирования градостроительной деятельности в России.

Некоторые исследователи указывают на различные элементы градостроительной деятельности уже с периода Древней Руси. В частности, Новгородские летописи 1465 г. предусматривали достаточно детальные градостроительные ограничения как расстояния между зданиями, достаточные для устройства садов; постройки размещались в соответствии с правилом «прозора», по которому нельзя было заслонять соседу вид на улицу, реку, отдаленные окрестности, церкви, озера, холмы, монастырские сады, городские въезды и ворота и другие достопримечательности .

В середине XVII в. при царе Алексее Михайловиче, появился первый градорегулирующий акт «О недозволении домохозяйствам ставить свои хоромы близко к соседней меже и пристраивать к стене соседа печи и поварни» и «О сломке тех построек, кои будут возведены несогласно с сими правилами». Царь Фёдор Алексеевич 23 октября 1681 г. повелел москвичам использовать для кровель не солому и дрань, а тес. На улицах Москвы, расположенных в районе Кремля и Китай-города, разрешалось только кирпичное строительство, причем во избежание пожаров дома следовало разделять каменными стенами — «брандмауэрами» .

Вместе с тем для древнерусских городов XV века было характерно, что жилые дома в основном располагались на срединной части усадьбы, тогда как на улицу выходили лишь второстепенные постройки и заборы. Таким образом, городские улицы, а также площади не осмысливались как архитектурно-пространственная композиция города…какой-либо преднамеренной «системы» планировки уличной сети древнерусские города не имели.

Большинство авторов работ по истории градостроительства отмечают, что активное развитие нормативной базы градостроительства приходится на XVII- XVIII века.

Реформы Петра I, строительство военных поселений (Преображенского и Семеновского полков в предместьях Москвы), городов-крепостей (крепость св. Креста у Астрахани, г. Кронштадт) и городов-заводов (в новых промышленных районах страны на Урале) с развитыми торговыми и жилыми кварталами, складами, госпиталями, школами потребовали планировки и размещения зданий в таких городах на регулярной основе, с типизированным набором зданий.

Особое значение имело строительство новой столицы — Петербурга, генеральный план которого разработал сам Пётр I. В 1704 г. вышел его указ о запрещении сначала в Москве, а потом и в других городах строительства домов во внутренних дворах. Государь велел, чтобы фасады домов выходили на «красные линии» мостовых. Желая ускорить реализацию своего замысла, император под страхом «разорения имения и ссылки» запретил использовать камень для строительства зданий во всех городах, кроме Петербурга. Позднее, выносились указы о широком применении зеленых насаждений, о строительстве набережных, замощении и освещении улиц в ночные часы. Известен указ от 18 сентября 1736 г. «О назначении меры ширины улиц в некоторых местах Санктпетербурга и о правилах построения зданий» .

Для проектирования и руководства практическим осуществлением проектов планировки и застройки Петербурга 10 июля 1737 г. была учреждена Комиссия о Санкт-Петербургском строении, в задачи которой входило составление проектов планировки территории города, детальное проектирование застройки, а также разработка инструкции для полиции о контроле за строительством в городе .

Однако, деятельность комиссии этим не ограничивалась. Исследователи истории градостроительства указывают на подготовленный членами указанной комиссии трактат-кодекс, имевший спорный полунормативный характер (использовался также в качестве учебника) и отражал идеальные представления о предполагаемой реформе градостроительной деятельности петровской эпохи — «Должность архитектурной экспедиции» .

Правление Екатерины II было отмечено продолжением широких градостроительных мероприятий – формированием новых «регулярных» городов на основе опыта строительства Санкт-Петербурга. Екатерина Великая 11 декабря 1762 г. создала Комиссию под руководством И. И. Бецкого, которой вменялись в обязанность реконструкция старых и возведение новых городов. Названная Комиссия была организована по образцу и взамен ранее учрежденной Комиссии о Санкт-Петербургском строении 1737 г., но работала уже не в рамках одного города, а всей империи. Императрица законодательно обосновала ее деятельность, подписав Указ «О сделании всем городам и улицам специальных планов, по каждой губернии особо» .

За 34 года члены Комиссии разработали проекты генеральных планов 416 из 497 российских городов и заложили основные принципы строительства, просуществовавшие до начала XX в. Как отмечает Ожогов С.С., одним из них стало зонирование застройки по высоте и качеству, повышение этажности от периферии к центру, подчинение планировочной структуры городского массива доминантам храмов и общественных зданий, расположенных в наиболее выгодных точках — на холмах и высоких речных берегах. Церкви, соборы, крепостные сооружения, древние палаты тщательно сохранялись и включались в новую планировку .

Распространенными нормативными источниками указанной эпохи являются специфические графические документы — серии «образцовых» проектов для застройки городов, представляющие собой альбомы чертежей и рисунков фасадов зданий.

Саваренская Т.Ф. отмечает, что еще со времён Древней Руси в отечественной градостроительной традиции укоренился, наравне с принципом иерархии, принцип подобия . Учитывая введение государством ряда требований к композиционному решению фасадов, размещению домов по красным линиям, согласно предварительно составленному проекту планировки, характерным приемом отечественного градостроительства стало использование «образцовых», то есть типовых и повторных проектов. Что, в первую очередь, позволило решить одну из острейших проблем, препятствующих развитию градостроительства — дефицита квалифицированных архитекторов, строителей, инженеров. Типизация застройки была задумана очень широко и касалась не только жилых домов, но и участков в целом. Интересы государства-градостроителя требовали, во-первых обеспечения пожарной и санитарной безопасности в городе и, во-вторых, соблюдения правил строительства, обеспечивающих благоустроенный и регулярный облик улиц, площадей и проездов, составляющих показную часть, «главный фасад» города Так, в 1770-х гг. на основе проектов, разработанных для Твери, пострадавшей от большого пожара, была создана серия «Фасадов примерных каменных и деревянных домов». В 1785 г. появилось одно из первых руководств по типовому строительству — «Опыт городовым и сельским строениям, или руководство к зданию: как располагать и строить всякого рода строения по неимению архитектора». В 1809-1812 гг. были изданы альбомы «Собрание образцовых фасадов», представлявшие типовые фасады «сплошных домов»: двухэтажные каменные и одноэтажные деревянные .

Читайте также:  Полный расчет материалов для строительства дома

Следующим этапом развития градостроительного регулирования стало появление Устава строительного, который представлял собой кодифицированный свод правил в сфере строительства . Варианты четырех его редакций — 1832, 1842, 1857, 1900 гг., а также приложений и дополнений к нему, включали в себя систему норм, регламентирующих порядок проектирования, строительства и благоустройства, перечень технических требований к производству строительных работ. С того момента и до 1917 года любая постройка в городе могла быть возведена только в соответствии с городским планом.

Пирожкова И.Г. отмечает, что в результате проведенного контент-анализа хронологических указателей к первым двум собраниям Полного собрания законов Российской империи, изданных отдельно, и указателей, помещенных в каждый том третьего собрания, в настоящий момент выявлено около полутора тысяч нормативных актов, непосредственно касающихся градостроительной политики .

Применительно к органам управления Ерхов А. В. указывает, что ещё со времен Петра I полицейское ведомство было наделено правом надзирать за качеством строительства, и ведало градостроительной политикой в различных организационно-правовых формах до второй половины XIX века . В 1864 г. при губернских правлениях были созданы специальные строительные отделения, укомплектованные архитекторами, поверенными и техниками. Специалисты утверждали проекты, контролировали порядок и способы ведения строительных работ, занимались освидетельствованием зданий. Однако до 70-х гг. XIX в. часть функций строительных отделений также принадлежала полицейским властям .

Стоит отметить, что градостроительное регулирование осуществлялось неоднородно по объему требований или ограничений в зависимости от типа, назначения или местоположения возводимого объекта, а также его принадлежности («обывательской» или «казенной»). Наравне с жесткой регламентацией государством требований к фасадам домов на красной линии, в Полном собрании законов Российской империи зафиксировано большое количество указов, которые так или иначе снижали требования к постройкам, особенно в кварталах на окраине городов, и разрешали совершенно недопустимое с точки зрения Строительного устава – например, крыть дома соломой и другими горючими материалами.

Для сельских строений вблизи дорог сохраняли нормативное значение специальные образцовые чертежи, выполнявшие роль архитектурных проектов, в то время как для остальных типов построек с 1856 г. они перестали быть обязательными. Рекомендательный характер этой нормы касался только строений вблизи дорог ведомства Главного управления путей сообщения и публичных зданий. В общественном сельском строительстве важнейшими объектами были хлебные магазины (склады) на случай неурожая, поэтому строительству этих сооружений были посвящены самые проработанные нормативные акты. Отдельными систематизированными актами регулировались вопросы культового строительства. Так, инициирование строительства новой приходской церкви должно было опираться на решение ряда вопросов, четко оговоренных в акте внутрицерковного управления — Уставе духовной консистории (редакции 1841, 1883 гг., глава III. О благоустройстве и сооружении церквей) и одновременно — Строительном уставе: о приличии места для строительства, о том, будет ли достаточно в ней прихожан, не обеднеют ли при этом прихожанами уже имеющиеся церкви .

Революционные изменения начала XX века в России не могли пройти бесследно и для сложившейся системы градостроительного регулирования.

Первое десятилетие советской власти оценивается как неопределенность градостроительной политики в целях и задачах: изменившиеся «объективные условия» и отсутствие «четкой воли» градостроителя. Формирующаяся, как отмечает Вайтенс А.Г. административная система градорегулирования, обладая директивной жесткостью, в то же время оказывалась слабой и неопределенной в концептуальном плане, меняя одни необоснованные решения на другие. В ней не было выстроено четкой системы субъектов, юридических и нормативных средств градорегулирования. Использовались также административные средства градорегулирования, не увязанные в единую систему: постановления центральных органов власти, приказы, распоряжения, циркуляры и инструкции различных ведомств российского, а затем и союзного подчинения. Неоднократные попытки создать градостроительное законодательство оказывались преждевременными, поскольку были не ясны пути развития советских городов и, соответственно, долговременные цели градорегулирования. Соответственно крайне медленно развивалась и система общих градостроительных нормативов .

Поворотным моментом, заложившим основы для развития местной системы градорегулирования стало учреждение института главных городских архитекторов. Постановлением СНК РСФСР от 26.07.1935г. эта должность вводилась с 1936 года в 39 городах РСФСР . В 1940 г. было принято новое «Положение о главном городском архитекторе», повысившее статус и наделившее дополнительными полномочиями главного архитектора. Главным архитекторам городов предписывалось сосредотачивать все проектные работы на местах, создавать архитектурно-планировочные мастерские, отвечать за качество градостроительных решений и их воплощение в натуре.

Вайтенс А.Г. указывает, что в 1938 — 1939 гг. был составлен проект общесоюзных «Норм планировки городов», изданный в 1940 г. Действие этого собрания неутвержденных нормативов распространялось только на проектирование Генеральных планов городов. Таким образом, к 1941 г. в СССР начал формироваться массив общесоюзных градостроительных справочников и пособий, содержащих неутвержденные предложения по нормативам. Однако эти материалы носили лишь рекомендательный характер. Дополняя Вайтенса А.Г., следует упомянуть, что столица нового государства была единственным городом, удостоенным уже в 1935 году планом комплексного развития — Постановлением СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 10.07.1935 № 1435 был утвержден генеральный план реконструкции города Москвы . Так, преамбула указанного постановления объективно свидетельствует, что качество организации городской среды Москвы начала XX века действительно проигрывало прогрессивному градостроительному порядку Санкт-Петербурга: узкие и кривые улицы, изрезанность кварталов множеством переулков и тупиков, неравномерная застройка центра и периферии, загроможденность центра складами и мелкими предприятиями, низкая этажность и ветхость домов при крайней их скученности, беспорядочное размещение промышленных предприятий, железнодорожного транспорта и других отраслей хозяйства и быта — мешают нормальной жизни бурно развивающегося города, в особенности городскому движению, и требуют коренного и планомерного переустройства. Генеральный план реконструкции предусматривал такие приёмы градостроительного регулирования как нормирование застройки и заселения города, требования к этажности жилых домов не менее 6 этажей, а на широких магистралях и в пунктах города, требующих наиболее выразительного и парадного оформления (на набережных, площадях и широких улицах), более высокие дома в 7 — 10 — 14 этажей.

Далее ни до войны, ни после нее, работа над градостроительным законодательством не велась, хотя в первые послевоенные годы шло довольно активное изучение зарубежного градостроительного законодательства. Однако, вряд ли возможно, как предлагает Тумасян А. В., объяснить это тем, что «фактически в тот период собственником земли, заказчиком, проектировщиком, подрядчиком выступало одно и то же лицо — государство.

Читайте также:  Комиссионная приемка объекта капитального строительства

Ввиду чего не было никакой необходимости в регулировании градостроительной деятельности на законодательном уровне» . Ерхов А.В. и ряд других исследователей указывают, что более очевидной и непреодолимой проблемой, препятствующей формированию советской нормативной базы градостроительства был организационный конфликт двух государственных систем регулирования застройки городов — через управленческие архитектурно-градостроительные органы и через систему ведомств, который приобрел в конце 1940-х — начале 1950-х гг. особенно обостренный характер. Это означало, что в рассматриваемой сфере отсутствовало единое руководство, строительство однородных объектов осуществлялось различными организациями, не было утверждённых генеральных планов развития городов, не все объекты строительства в городах были подконтрольны местным властям.

Некоторые объекты строительства, в зависимости от ведомственной подчиненности и вовсе имели градостроительный «иммунитет» против местных властей. Так и анализа ряда актов Совмина РСФСР и Совмина СССР следует, что местные исполнительные органы власти не всегда входили в состав государственных приемочных комиссий по вводу в эксплуатацию ряда законченных строительством ведомственных объектов, хотя и расположенных на территориях таких поселений , либо получали право на организацию государственных приемочных комиссий с согласия соответствующих министерств и ведомств . К тому же контрольные полномочия были размыты среди различных публичных субъектов: проектных организаций, банков, а также заказчиков (застройщиков).

В результате чего в послевоенные годы система управления строительством неоднократно пересматривалась . Последующие сменявшие друг друга управленческие структуры были скорее ориентированы на технические задачи строительства, чем на решение проблем развития городов. Руководство продолжало осуществляться через постановления, служебные инструкции и другие распорядительные акты разных уровней и различных ведомств. Это создавало противоречия между различными директивами, приводило к постоянным переделкам градостроительных проектов и невозможности их окончательного утверждения. В связи с чем, на протяжении 1930-х — 1960-х гг. остались нерешенными многие градостроительные проблемы территорий и крупнейших городов СССР ввиду различных ведомственных интересов, порою не соотносящихся с градостроительными задачами поселений. Сложившаяся сложная и неповоротливая бюрократическая система утверждения генеральных планов городов способствовала тому, что они по многу лет не получали утверждения, постоянно перерабатывались, поэтому проектные средства градорегулирования также не давали твердой опоры в управлении развитием городов. Таким образом, идея централизованного управления развитием городов так и не получила полноценного воплощения .

В таких условиях восстановление и развитие местной системы градорегулирования, учитывающей особенности города, внутри общей административной системы управления развитием городов, приобретало большое значение. В качестве первого системообразующего документа, в котором бы впервые нормировалось строительство всех без исключения объектов, в соответствии с архитектурно-планировочным заданием, давалась подробная информация об участке строительства и регламентации его застройки, а контрольным органам на местах было предоставлено право при нарушениях градостроительной дисциплины приостанавливать любое строительство, независимо от его ведомственной принадлежности можно указать на Правила застройки Ленинграда и его пригородов, утвержденные в 1959 году . По существу, как верно отмечает Вайтенс А.Г. это были первые правила землепользования и застройки . Качественное отличие Правил застройки Ленинграда и его пригородов 1959 года от генерального плана реконструкции города Москвы 1935 года состоит не в заданных к намеченному сроку (по генплану Москвы — 10 лет) показателях и параметрах отдельных (хотя и многих) элементов городской среды, продиктованных во многом политическими и пропагандистскими соображениями, достижение которых потребовало отвлечения производственных сил всей страны, а в универсальном, но при этом детальном, последовательном регулировании процесса застройки, распространяющемуся на всю территорию и объекты градостроительных отношений.

Подводя итог, можно сказать, что отечественная нормативная база градостроительства прошла длительную и непростую историю развития. Возникнув как высочайшие предписания по отдельным вопросам строительства, в дальнейшем перечень таких требований и ограничений расширялся, приобретая концептуальные и кодифицированные свойства.

На современном этапе, начиная с реформ 90-х годов XX века, возникновения новой правовой реальности, закрепившей права муниципалитетов и населения проживающего на соответствующих территориях на участие в градостроительной деятельности, градостроительное законодательство получило возможность активного развития, выработки новых инструментов (институтов) градорегулирования.

Источник: zakon.ru

Разрешение на строительство ссср

от 24 июня 1981 года N 5150-X

Основы жилищного законодательства Союза ССР
и союзных республик

В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране были созданы необходимые предпосылки для решения одной из важнейших социальных проблем — удовлетворения потребности трудящихся в жилье.

Претворяя в жизнь ленинские идеи построения коммунистического общества и осуществляя курс на повышение материального и культурного уровня жизни народа, советское государство последовательно реализует разработанную коммунистической партией программу жилищного строительства.

Высокие темпы развития государственного и общественного жилищного фонда на основе государственных планов, меры, принимаемые государством по содействию кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, создают необходимые условия для обеспечения гарантируемого Конституцией СССР права граждан на жилище.

Важной государственной задачей является обеспечение сохранности жилищного фонда, увеличение срока его службы, повышение уровня благоустройства жилых домов. В решении этой задачи активное участие принимают общественные организации и граждане.

Конституция СССР обязывает граждан бережно относиться к предоставленному им жилищу.

Советское жилищное законодательство призвано содействовать обеспечению права граждан на жилище, эффективному использованию и охране жилищного фонда.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Право граждан СССР на жилище

В соответствии с Конституцией СССР граждане СССР имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги.

Статья 2. Задачи советского жилищного законодательства

Задачами советского жилищного законодательства являются регулирование жилищных отношений в целях обеспечения гарантируемого Конституцией СССР права граждан СССР на жилище, надлежащего использования и сохранности жилищного фонда, а также укрепление законности в области жилищных отношений.

Статья 3. Жилищное законодательство Союза ССР и союзных
республик

Жилищные отношения в СССР регулируются настоящими Основами и издаваемыми в соответствии с ними другими актами жилищного законодательства Союза ССР, жилищными кодексами и иными актами жилищного законодательства союзных республик.

Отношения, связанные со строительством жилых домов, регулируются соответствующим законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 4. Жилищный фонд

Находящиеся на территории СССР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд.

Жилищный фонд включает:

жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд);

жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд);

Читайте также:  С чего начинается строительство аэс

жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов);

жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).

Государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). Дома ведомственного жилищного фонда в городах и поселках городского типа подлежат постепенной передаче в ведение местных Советов народных депутатов в порядке и в сроки, определяемые Советом Министров СССР и Советами Министров союзных республик.

В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. К этим домам применяются правила, установленные настоящими основами для общественного жилищного фонда.

В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера.

(В редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1988 года N 9913-XI).

Статья 5. Назначение жилых домов и жилых помещений

Жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий. Предоставление помещений в жилых домах для нужд промышленного характера запрещается.

Статья 6. Исключение из жилищного фонда жилых домов
и жилых помещений

Периодически, в сроки, устанавливаемые Советами Министров союзных республик, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета районного (в союзных республиках, не имеющих областного деления), городского (города республиканского подчинения) Совета народных депутатов.

Перевод пригодных для проживания жилых домов и жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда в нежилые, как правило, не допускается. В исключительных случаях перевод жилых домов и жилых помещений в нежилые может осуществляться по решению органов, указанных в части первой настоящей статьи. Перевод жилых домов и жилых помещений ведомственного и общественного жилищного фонда в нежилые производится по предложениям соответствующих министерств, государственных комитетов, ведомств и центральных органов общественных организаций.

Перевод жилых домов и жилых помещений, принадлежащих колхозам, в нежилые осуществляется по решению общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных.

Статья 7. Жилищные права и обязанности граждан

Граждане СССР имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда либо в домах жилищно-строительных кооперативов.

Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставляются гражданам в бессрочное пользование.

Граждане вправе иметь в личной собственности жилой дом (часть дома) в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.

Никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным законом.

Граждане обязаны бережно относиться к дому, в котором они проживают, использовать жилое помещение в соответствии с его назначением, соблюдать правила пользования жилыми помещениями и правила социалистического общежития, экономно расходовать воду, газ, электрическую и тепловую энергию.

Жилые дома и жилые помещения не могут использоваться гражданами в целях личной наживы, извлечения нетрудовых доходов и в других корыстных целях, а также в ущерб интересам общества.

Статья 8. Компетенция Союза ССР в области регулирования
жилищных отношений

Ведению Союза ССР в области регулирования жилищных отношений подлежат:

1) обеспечение единства законодательного регулирования жилищных отношений;

2) руководство жилищным хозяйством союзного подчинения, общее руководство жилищным хозяйством союзно-республиканского подчинения;

3) установление общих начал организации и деятельности органов государственного управления жилищным хозяйством;

4) утверждение плановых заданий по капитальному ремонту жилищного фонда по союзным республикам, министерствам, государственным комитетам и ведомствам СССР;

5) проведение единой технической политики в области ремонта жилищного фонда;

6) установление нормативов расходования финансовых и материальных ресурсов на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда по союзным республикам, министерствам, государственным комитетам и ведомствам СССР;

7) установление единого порядка государственного учета жилищного фонда;

8) установление основных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений и пользования ими;

9) установление размера квартирной платы и льгот по оплате жилых помещений и коммунальных услуг;

10) установление основных правил организации и деятельности жилищно-строительных кооперативов;

11) государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда и установление порядка его осуществления;

12) решение других вопросов общесоюзного значения в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда в соответствии с Конституцией и настоящими Основами.

Статья 9. Компетенция союзных республик в области
регулирования жилищных отношений

Ведению союзной республики в области регулирования жилищных отношений вне пределов компетенции Союза ССР подлежат:

1) законодательное регулирование жилищных отношений в республике;

2) руководство жилищным хозяйством союзно-республиканского и республиканского подчинения, установление порядка организации и деятельности органов государственного управления этим хозяйством;

3) утверждение плановых заданий по капитальному ремонту жилищного фонда в республике;

4) осуществление государственного учета жилищного фонда на территории республики;

5) установление порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений и пользования ими;

6) установление порядка и сроков внесения квартирной платы и платы за коммунальные услуги;

7) установление порядка организации и деятельности жилищно-строительных кооперативов, прав и обязанностей их членов;

8) установление правил и норм технической эксплуатации жилых домов и правил пользования придомовыми территориями;

9) осуществление государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда;

10) решение других вопросов в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда, если они не отнесены к компетенции Союза ССР.

РАЗДЕЛ II. УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ

Статья 10. Государственное управление в области использования
и обеспечения сохранности жилищного фонда

Государственное управление в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда осуществляется советом министров СССР, Советами Министров союзных республик, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, министерствами, государственными комитетами и ведомствами, а также специально уполномоченными на то государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 11. Органы, осуществляющие управление государственным
и общественным жилищным фондом и фондом
жилищно-строительных кооперативов

Управление жилищным фондом местных Советов народных депутатов осуществляется их исполнительными комитетами и образуемыми ими органами управления.

Управление ведомственным жилищным фондом осуществляется министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями.

Источник: docs.cntd.ru

Рейтинг
Загрузка ...