ГрК РФ Статья 5.2. Перечень мероприятий, осуществляемых при реализации проектов по строительству объектов капитального строительства (введена Федеральным законом от 01.07.2021 N 275-ФЗ) 1. Для целей настоящего Кодекса под проектом по строительству…
Проектирование капитального строительства
Строительство любого объекта как производственного, так и непроизводственного назначения может быть осуществлено только при наличии соответствующего проекта.
Проектирование строительства имеет очень важное значение, так как от качества проекта зависит эффективность работы будущего предприятия. Проектирование осуществляют проектные организации, имеющие на этот вид деятельности соответствующие лицензии.
В ряде важнейших отраслей созданы специализированные отраслевые проектные организации (институты). Один из них, наиболее крупный, располагающий высококвалифицированными кадрами, выделяется в качестве головного, называемого генеральным проектировщиком.
На головные институты возлагается координация действий всех проектных организаций, обслуживающих ту или иную отрасль. Под их руководством и при непосредственном их участии разрабатываются технико-экономические обоснования проектов. Они же осуществляют и проведение единой технической и экономической политики в области проектирования предприятий и сооружений отрасли и подотрасли. С этой целью головные проектные организации изучают и обобщают отечественный и зарубежный опыт проектирования, строительства и эксплуатации аналогичных объектов. Головные институты оказывают квалифицированную помощь однопрофильным институтам отрасли, а также осуществляют экспертизу разработанных ими проектов.
Кроме отраслевых подрядных организаций существуют и специализированные межотраслевые проектные организации, которые выполняют проектные работы в узкой специализированной области.
Проектирование крупных и сложных промышленно-производственных предприятий и других сооружений осуществляется обычно силами нескольких проектных организаций различных специализаций (субпроектировщиками). До начала разработки проектов генеральные проектировщики получают от заказчиков (застройщиков) задания на проектирование и заключают с ними генеральные договоры на весь период проектирования предприятия или сооружения. Между генеральными проектировщиками и всеми другими проектными организациями, участвующими в комплексном проектировании, также заключаются договоры сначала на весь объем и срок получаемого ими проектирования, а затем на их основе – годовые договоры. На основе генеральных и годовых договоров генпроектировщики организуют изыскательские работы для всего комплекса намечаемого строительства и выдают субпроектировщикам соответствующие исходные данные, необходимые для разработки соответствующих частей комплексных проектов либо для проектирования крупных объектов, входящих в состав проектируемого предприятия или сооружения.
Финансирование проектно-изыскательских работ осуществляется за счет средств заказчика, а заказчиком могут быть государство, региональные или местные органы власти, коммерческие организации.
Генеральные проектировщики отвечают перед заказчиками (застройщиками) за своевременность разработки и качество всего проекта, а субпроектировщики ответственны перед генеральными проектировщиками за порученную им часть проектирования. После завершения разработки проектов генпроектировщики передают их заказчикам (застройщикам) для рассмотрения и утверждения. Заказчики (застройщики) подвергают проекты экспертной проверке, государственной вневедомственной экспертизе и государственной экологической экспертизе.
Проект строительства включает необходимый комплекс технической и экономической документации. Это не только схемы и чертежи, дающие графическое изображение будущего предприятия, цеха или сооружения, но и технические, и экономические расчеты, подтверждающие целесообразность и экономическую эффективность намеченного строительства. В проекте строительства промышленного предприятия устанавливаются номенклатура его продукции, производственная мощность, место строительства, сырьевая, топливная и энергетическая база, хозяйственные связи; определяются технология производства, техническая оснащенность проектируемого предприятия, использование отведенной для строительства территории; намечаются экономические показатели по строительству и эксплуатации сооружаемого предприятия. Техническая и экономическая части проекта взаимосвязаны и образуют единый технико-экономический документ, без которого не может осуществляться строительство.
Существуют следующие этапы проектирования:
1) технико-экономическое обоснование (ТЭО);
2) технический проект (устанавливает основные проектные решения, определяет общую сметную стоимость строительства и основные технико-экономические показатели будущего предприятия);
3) рабочие чертежи, которые выполняются на основе технического проекта.
Для повышения экономической эффективности проектных решений предварительно осуществляется ТЭО необходимости и целесообразности намечаемого строительства или расширения и реконструкции действующего предприятия. В нем приводятся следующие сведения: характеристика будущего предприятия, его мощность, номенклатура выпускаемой продукции, ее конкурентоспособность, обоснование намечаемого района и пункта строительства. Сведения о производственном кооперировании с другими предприятиями, рынок сбыта, необходимая величина капитальных вложений и др. За последние годы во многих случаях вместо ТЭО стал разрабатываться бизнес-план.
Проектирование может вестись как в одну, так и в две стадии. При сложном и дорогостоящем объекте проектирование осуществляется в две стадии: сначала разрабатывается технический проект, а затем уже рабочие чертежи. Если объект небольшой и несложный, то проектирование ведется в одну стадию: разработка технического проекта и разработка рабочих чертежей совмещаются. Проектирование сложных объектов осуществляют специализированные проектные организации (институты), которые по своей специфике могут быть отраслевыми и межотраслевыми.
Технический проект промышленного предприятия состоит из следующих частей: экономическая часть, генеральный план и транспорт, технологическая часть, строительная часть, организация строительства, сметная документация.
Технический проект со сводным сметно-финансовым расчетом после его утверждения в установленном порядке является основанием для финансирования строительства, заказа основного оборудования и разработки рабочих чертежей.
Основы ценообразования в строительстве.
Механизм ценообразования в строительстве имеет следующие специфические особенности:
— многообразие строительной продукции. Каждый объект строительства имеет свои особенности и он, в определенной мере, неповторим. Даже объекты, строящиеся по типовому проекту, имеют свои особенности, так как они привязываются к определенной местности. Из этой особенности вытекает, что каждый строительный объект имеет свою индивидуальную цену;
— длительность производственного цикла строительства. Эта особенность проявляется в том, что в условиях инфляции проектная цена может не совпадать с фактической. Эта же особенность заставляет всех заинтересованных участников инвестиционного процесса учитывать фактор времени при формировании цены на строительную продукцию;
— высокая материалоемкость строительной продукции, что обусловливает необходимость систематически отслеживать цены на строительные материалы и определять, как они влияют на себестоимость строительной продукции, а, следовательно, и на ее цену;
— в формировании цены на строительную продукцию одновременно участвуют проектировщик, заказчик и подрядчик, каждый из которых преследует свои интересы.
Поэтому окончательная цена на строительную продукцию – согласованная и компромиссная цена между заинтересованными юридическими лицами.
Действовавшая до 1 января 1991 года система ценообразования и сметного нормирования в строительстве была основана на фиксированных (неизменных в течение достаточно длительного периода – от 5 до 15 лет) оптовых ценах, тарифах и других элементах стоимости на применяемую в строительстве промышленную продукцию. Она соответствовала требованиям директивного планирования, была сориентирована на сохранение стабильного уровня сметных цен в строительстве в период между их реформированием и не требовала уточнения сметной документации вследствие текущих изменений ценовых факторов. Такие принципы определения сметной стоимости приводили к значительным искажениям истинных показателей строительной продукции. Совершенно очевидно, что такая система ценообразования непригодна для рыночной экономики.
Основные задачи рыночной системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве следующие:
— формирование свободных (договорных) цен на строительную продукцию;
— обеспечение полного набора сметных нормативов (элементарных и укрупненных) и различных условий их применения при самостоятельности субъектов инвестиционной деятельности;
— определение стоимости строительства на разных этапах инвестиционного цикла.
Определение стоимости строительства осуществляется:
1. в составе технико-экономического обоснования (ТЭО) на предпроектной стадии разработки проекта. В ТЭО приводится расчетная стоимость, которая представляет собой предварительную сумму денежных средств, требующихся для осуществления строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений;
2. в составе проектно-сметной документации. На этом этапе определяется сметная стоимость строительства предприятий, зданий и сооружений. Сметная стоимость строительства – сумма денежных средств, необходимых для его осуществления в соответствии с проектом. Определяется проектной организацией по поручению заказчика (инвестора) в ходе разработки проектной документации.
Для определения сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составляется следующая документация:
а) в составе проекта – сводный сметный расчет стоимости строительства и (при необходимости) сводка затрат; объектные и локальные сметные расчеты; сметные расчеты на определенные виды затрат (в том числе на проектные и изыскательские работы);
б) в составе рабочей документации – объектные и локальные сметы.
Основанием для определения сметной стоимости строительства служат:
— проект и рабочая документация, включая чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ; спецификации и ведомости на оборудование; основные решения по организации и очередности строительства, принятые в проекте организации строительства, а также пояснительные записки к проектным материалам;
— действующая сметно-нормативная база.
В случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы, а также для специализированных строек в составе проекта, могут использоваться индивидуальные сметные нормы.
Сводный сметный расчет стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений или их очередей является документом, определяющим сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом. Утвержденный сводный сметный расчет стоимости строительства служит основанием для определения лимита капитальных вложений и открытия финансирования строительства.
Составляется такой расчет в базисно-текущем или базисно-прогнозном уровне цен по определенной форме на основе объектных смет и расчетов, а также сметных расчетов на отдельные виды работ и затрат.
Сводный сметный расчет содержит 12 глав:
Глава 1. Подготовка территории строительства.
Глава 2. Основные объекты строительства.
Глава 3. Объекты подсобного и обслуживающего назначения.
Глава 4. Объекты транспортного хозяйства и связи.
Глава 5. Объекты энергетического хозяйства.
Глава 6. Наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, тепло- и газоснабжения.
Глава 7. Благоустройство и озеленение территории.
Глава 8. Временные здания и сооружения.
Глава 9. Прочие работы и затраты.
Глава 10. Содержание дирекции (технический надзор) строящегося предприятия и авторский надзор.
Глава 11. Подготовка эксплуатационных кадров.
Глава 12. Проектные и изыскательские работы.
После итога по главам 1 – 12 в сводный сметный расчет сметной стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства при уточнении проектных решений или условий строительства. Резерв устанавливается в размере не более 2% для объектов социальной сферы и 3% для объектов производственного назначения от итога глав 1 – 12. После начисления суммы резерва средств на непредвиденные работы и затраты приводится итог: «Всего по сводному сметному расчету».
Под итогом сводного сметного расчета стоимости строительства указывают:
— возвратные суммы (материалов и деталей, получаемых от разработки временных зданий и сооружений, в размере 15% их сметной стоимости; материалов, получаемых в порядке попутной добычи и др.);
Для строительно-монтажных, ремонтных организаций налогооблагаемой базой для исчисления НДС является стоимость реализованной строительной продукции, исчисленная исходя из свободных (договорных) цен на нее. Сметная стоимость используется для определения капитальных вложений, финансирования строительства, формирования свободных (договорных) цен на строительную продукцию, расчетов за выполнение подрядных строительно-монтажных работ. Исходя из сметной стоимости, определяется балансовая стоимость вводимых в действие основных фондов по построенным предприятиям, зданиям и сооружениям.
Сметная стоимость строительства в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций определяется по следующим элементам:
— работы по монтажу оборудования (монтажные работы);
— затраты на приобретение (изготовление) основного и вспомогательного технологического оборудования, мебели и инвентаря;
В практике учета и планирования строительные и монтажные работы объединены в единую статью – строительно-монтажные работы (СМР). Сметная стоимость СМР по методам расчета и экономическому содержанию делится на три основные части: прямые затраты (ПЗ), накладные расходы (НР) и плановые накопления (сметная прибыль). Исходя из этого, сметная стоимость СМР определяется как сумма всех трех частей.
Прямые затраты включают: оплату труда рабочих, стоимость материалов, деталей и конструкций; расходы по эксплуатации строительных машин и механизмов. Затраты определяются непосредственно прямым счетом на основе физических объемов по конструкциям, видам работ и сметных норм и цен.
Накладные расходы – часть стоимости СМР, представляющая собой совокупность затрат, связанных с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием. Обычно они составляют 20% прямых затрат.
Сметная прибыль (плановые накопления) – сумма средств, необходимая для покрытия отдельных (общих) расходов строительно-монтажных организаций, не относимых на себестоимость работ, и являющаяся нормативной (гарантированной) частью стоимости (цены) строительной продукции. Она устанавливается по согласованию сторон и обычно находится на уровне 8% от суммы прямых и накладных расходов.
Общая сметная стоимость объекта определяется путем суммирования сметной стоимости СМР; стоимости необходимого оборудования; дополнительных затрат, связанных со строительством объекта (аккордная оплата труда, удорожание строительства в зимнее время, доставка материалов и др.) и прочих неучтенных затрат (затраты на проектно-изыскательские работы, возвратные суммы и др.).
При составлении сметных расчетов и смет в них раздельно определяется стоимость:
— оборудования, предназначенного для производственных нужд;
— инструмента и инвентаря производственных зданий;
— оборудования и инвентаря, предназначенных для общественных и административных зданий.
Основой для определения стоимости оборудования в сметной документации на строительство являются цены, по которым оно может быть приобретено у поставщиков. Свободные оптовые цены на продукцию производственно-технического назначения устанавливаются изготовителями по согласованию на равноправной основе с потребителями. Цены на приобретение отечественного оборудования, как правило, устанавливаются франко-вагон (судно), франко-станция (пристань, порт) отправления. В них учитываются затраты поставщика (отправителя) по доставке продукции на станцию (пристань, порт) и погрузке, в том числе расходы по подаче и уборке вагонов, станционные сборы и другие расходы на станции отправления.
Цены на приобретение импортного оборудования рассчитываются из условия франко-вагон или речное (морское) судно, на которое перегружается оборудование в порту перевалки грузов.
Согласно инструкции «О порядке разработки, согласования, утверждения и состава проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» сметная документация является составной частью проектов на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного назначения, а также объектов жилищно-гражданского назначения и входит в проект в виде отдельного раздела. В соответствии с этой инструкцией сметная документация подлежит государственной экспертизе и утверждению в составе проекта независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности проектов в соответствии с порядком, принятым в РФ.
Утверждение проектов на строительство объектов производственного назначения в зависимости от источников финансирования производится:
а) при строительстве за счет государственных капитальных вложений, финансируемых из федерального бюджета РФ, в порядке, установленном Госстроем России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами;
б) при строительстве за счет капитальных вложений, финансируемых из соответствующих бюджетов республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, — соответствующими органами государственного управления или в установленном ими порядке;
в) при строительстве за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов (включая иностранных инвесторов) – непосредственно заказчиками (инвесторами).
Градостроительная документация, ТЭО и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в РФ (независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности) до их утверждения подлежат государственной экспертизе в Главном управлении государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое РФ, в организациях государственной вневедомственной экспертизы в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге, в отраслевых экспортных подразделениях министерств и ведомств и других, специально уполномоченных на то государственных органах.
Сметная стоимость строительства является основой для определения договорной цены между заинтересованными лицами (заказчиком и подрядчиком). Договорная цена формируется с учетом спроса и предложений на строительную продукцию, договорных условий на рынке труда, конъюнктуры стоимости материалов, применяемых машин и оборудования, решения вопросов развития строительной базы подрядных организаций и социальной сферы, получения ими необходимой прибыли, обеспечивающей расширенное воспроизводство.
Договорная цена устанавливается на момент заключения договора между сторонами. В связи с тем, что строительство – длительный процесс, который может продолжаться несколько лет, и за этот период экономическая ситуация в стране (инфляция, изменение цен, банковского процента и т.п.) может существенно измениться, на конец строительства договорная цена уже не отражает реальную действительность, и поэтому договаривающиеся стороны корректируют договорную цену и устанавливают компромиссную цену реализации строительного объекта.
Таким образом, установление объектной рыночной цены на строительную продукцию – очень трудоемкий и сложный процесс. Сложность этого процесса заключается в том, что при установлении рыночной цены на строительную продукцию необходимо учитывать многие факторы (в том числе и непредвиденного характера), в первую очередь связанные с изменением макроэкономической ситуации в стране и регионе.
Капитальное строительство — это сложный процесс, в котором задействовано много людей, техники и материалов. … Варианты BIM. Технологии капитального строительства отличаются уровнями сложности — можно выбрать просто чертежи в CAD с обменом информацией между участниками на бумаге и изредка на электронном носителе, или более продвинутый вариант с многоуровневой трехмерной унифицированной средой, в которой соединены работы всех участников проекта . … Решение: развитие системы календарного планирования в интеграции с транзакционными системами заказчика.
Развитие проектов капитального строительства
ГрК РФ Статья 5.2. Перечень мероприятий, осуществляемых при реализации проектов по строительству объектов капитального строительства
(введена Федеральным законом от 01.07.2021 N 275-ФЗ)
1. Для целей настоящего Кодекса под проектом по строительству объекта капитального строительства понимается перечень мероприятий, осуществляемых застройщиком, техническим заказчиком, федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и (или) иными организациями в соответствии с положениями настоящего Кодекса, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства, ввода такого объекта в эксплуатацию, а также государственной регистрации прав на него.
2. Реализация проекта по строительству объекта капитального строительства может состоять из следующих этапов:
1) приобретение прав на земельный участок, в том числе предоставляемый из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
2) утверждение или выдача необходимых для выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объекта капитального строительства сведений, документов, материалов;
3) выполнение инженерных изысканий и осуществление архитектурно-строительного проектирования;
4) строительство, реконструкция объекта капитального строительства, ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства;
5) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на построенный, реконструированный объект капитального строительства (помещение, машино-место).
3. Приобретение прав на земельный участок, предоставляемый из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может включать следующие мероприятия:
1) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду или в собственность на торгах в соответствии с земельным законодательством;
2) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством;
3) принятие решения об установлении публичного сервитута, заключение соглашения об установлении публичного сервитута, сервитута в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, внесение изменений в такое соглашение;
4) выдача в соответствии с земельным законодательством разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
4. Утверждение или выдача необходимых для выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объекта капитального строительства сведений, документов, материалов может включать следующие мероприятия:
1) подготовка и утверждение документации по планировке территории, которые включают:
а) принятие решения о подготовке проекта планировки территории, проекта межевания территории;
б) общественные обсуждения или публичные слушания по проектам планировки территории, проектам межевания территории;
в) утверждение документации по планировке территории;
2) предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, в том числе проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении такого разрешения;
3) предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении такого разрешения;
4) выдача градостроительного плана земельного участка;
5) получение технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при архитектурно-строительном проектировании в целях реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов, в том числе сетей инженерно-технического обеспечения, в соответствии со статьей 52.2 настоящего Кодекса;
6) заключение договора с правообладателями существующих линейных объектов, в том числе сетей инженерно-технического обеспечения, в целях их реконструкции, капитального ремонта в соответствии со статьей 52.2 настоящего Кодекса;
7) получение предусмотренных частью 3 статьи 52.1 настоящего Кодекса технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
8) заключение указанных в статье 52.1 настоящего Кодекса договоров о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
9) принятие в соответствии с земельным законодательством решения об установлении, изменении, о прекращении существования зон с особыми условиями использования территории в связи со строительством, реконструкцией объекта капитального строительства.
5. Выполнение инженерных изысканий и осуществление архитектурно-строительного проектирования могут включать следующие мероприятия:
1) проведение экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий;
2) проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия в случае, предусмотренном частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
3) проведение государственной экологической экспертизы проектной документации в случае, предусмотренном частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса.
6. Строительство, реконструкция объекта капитального строительства, ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства могут включать следующие мероприятия:
1) выдача разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство), внесение изменений в разрешение на строительство, присвоение адреса объекту адресации;
2) направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке;
3) направление в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» извещений, предусмотренных настоящим Кодексом;
4) подписание актов о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
5) предоставление органом федерального государственного энергетического надзора временного разрешения, разрешения на допуск в эксплуатацию объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, энергопринимающих установок, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок;
6) заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии), договоров горячего водоснабжения, договоров холодного водоснабжения, договоров теплоснабжения, договоров водоотведения, в том числе в отношении строящегося, реконструируемого объекта на период его строительства, реконструкции, а также заключение договоров поставки газа;
7) выдача заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса);
8) подготовка технического плана здания, сооружения в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;
9) выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, внесение изменений в разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях);
(в ред. Федерального закона от 06.12.2021 N 408-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) направление уведомления о соответствии построенного, реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо несоответствии построенного, реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
7. Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав на объект капитального строительства (помещения, машино-места) осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
8. Для реализации проекта по строительству объекта капитального строительства при комплексном развитии территории также требуются принятие в установленных настоящим Кодексом порядке и случаях решения о комплексном развитии территории, заключение договора о комплексном развитии территории, а также в случае, предусмотренном статьей 70 настоящего Кодекса, заключение соглашения о разграничении обязанностей по осуществлению мероприятий по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей.
9. Правительство Российской Федерации утверждает исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных частями 3 — 7 настоящей статьи мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2022 N 124-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9.1. При выполнении предусмотренных частями 3 — 7 настоящей статьи мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные им организации не вправе требовать от застройщика, технического заказчика представления документов, сведений, материалов, которые имеются у указанных органов и организаций (за исключением случаев, предусмотренных законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг).
(часть 9.1 введена Федеральным законом от 01.05.2022 N 124-ФЗ)
10. Предъявление требований о получении в целях реализации проекта по строительству объекта капитального строительства не предусмотренных в соответствии с настоящей статьей разрешений, заключений, документов, сведений, материалов, согласований, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, подведомственными им организациями, иными организациями, не допускается.
11. Правительством Российской Федерации могут быть утверждены единые стандарты предоставления государственных услуг и (или) муниципальных услуг, предусмотренных настоящей статьей, подлежащие соблюдению федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, подведомственными им организациями, иными организациями при оказании таких услуг.
12. Правительством Российской Федерации могут быть установлены случаи, в которых предусмотренные настоящей статьей мероприятия осуществляются исключительно в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и (или) государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
объекта капитального строительства . 5. Технологическое соединение административных, управленческий и. строительных процессов. … 3.1. Развитие основных сегментов строительства . 3.1.1. Жилищное строительство . … — введение новых требований к строительству типовых проектов панельных домов и запрет использования устаревших серий; — создание условий для долгосрочного спроса на продукцию обновленных предприятий (например, возможность участия в программах реновации, программах замещения ветхого и аварийного жилья, строительства жилья для отдельных категорий населения)
Развитие проектов капитального строительства
Развитие и совершенствование материально-технической базы советского общества связано с развитием и совершенствованием капитального строительства, как отрасли материального производства, основная задача которого — наращивание производственного потенциала страны на новой технической основе, строительство жилья и объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения. Особое значение для развития и совершенствования материального производства имеет топливно-энергетический комплекс страны, в первую очередь его ведущие отрасли — нефтяная и газовая промышленность. [c.3]
Средства производства, используемые строительными и монтажными организациями, являются в СССР государственной (общенародной) собственностью. Это определяет связь и единство строительно-монтажных организаций в системе народного хозяйства в целом и в капитальном строительстве как отрасли материального производства и обусловливает возможность и необходимость планомерного и пропорционального развития строительного производства. [c.5]
Капитальное строительство как отрасль материального производства способствует развитию всех отраслей народного хозяйства, повышению благосостояния, удовлетворению жилищно-бытовых потребностей общества. [c.207]
Капитальное строительство — одна из основных отраслей материального производства, обеспечивающая вместе с тяжелой индустрией все отрасли народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь и др.) основными фондами. Посредством капитального строительства создаются здания и сооружения производственного назначения. Развитие этой отрасли определяется уровнем тяжелой промышленности, обеспечивающей ее передовой техникой, энергией и материальными ресурсами. В то же время, как отмечал В. И. Ленин, одним из условий роста крупной машинной индустрии (и характерным спутником ее роста) является развитие строительной индустрии [2, т. 3, с. 525]. Объясняется это тем, что развитие промышленности, повышение производительности общественного труда на основе научно-технического прогресса, рост материального и культурного уровня жизни народа и создание материально-технической базы коммунизма в значительной мере зависят от темпов и масштабов капитального строительства. [c.5]
Первостепенной задачей является планирование действующего производства и нового строительства как единого целого. Это означает, что рост объемов производства продукции на предприятиях в первую очередь будет планироваться за счет использования внутренних резервов. При этом капитальные вложения в развитие отраслей материального производства будут выделяться под запланированный прирост продукции и услуг, а не под новое строительство. [c.56]
План капитального строительства утверждается в составе Государственного плана развития народного хозяйства СССР, как и для всех других отраслей материального производства. На современном этапе при огромных объемах капитальных вложений совершенствование планирования капитального строительства приобретает особо важное значение. [c.59]
Таким образом, экономика строительства занимается изучением строительства как особой отрасли национальной экономики, которая формируется, с одной стороны, как процесс воспроизводства основных фондов, требующий необходимых капитальных вложений на его осуществление, и с другой — как процесс собственного развития данной отрасли материального производства. [c.17]
План капитальных вложений — важнейшая часть народнохозяйственного плана, так как определяет темпы и пропорции развития всего материального производства и отдельных отраслей. Основанием для разработки проектов планов капитального строительства по отраслям и предприятиям (объединениям) являются контрольные цифры по производству продукции, лимиты государственных централизованных капитальных вложений и Строительно-монтажных работ. Принимаются во внимание собственные средства предприятий, представленные фондом производственного и социального развития и рассчитанные по нормативам на соответствующую пятилетку. [c.208]
Исходя из социально-экономических задач, определяемых пар тией и правительством на длительную перспективу, и комплексной программы научно-технического прогресса министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик разрабатывают стабильный пятилетний план капитального строительства с распределением заданий по годам, сбалансированный с ресурсами материалов, технологического и энергетического оборудования, с трудовыми и финансовыми ресурсами и мощностями строительно-монтажных и специализированных организаций. При этом планирование действующего производства и нового строительства осуществляется как единое целое и капитальные вложения на развитие отраслей материального производства должны выделяться под запланированный прирост объема продукции и услуг. В процессе раз работки планов должно быть обеспечено первоочередное направление материальных ресурсов, оборудования, необходимых лимитов капитальных вложений, строительно-монтажных и подрядных работ на реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий и объектов. На строительство новых и расширение действующих предприятий средства могут выделяться только в тех случаях, когда потребности народного хозяйства в данном виде продукции не могут быть обеспечены путем реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, а для переходя-ших строек выделены капитальные вложения, обеспечивающие своевременный ввод их в действие. [c.78]
Для планирования действующего производства и нового строительства как единого целого предусматривать в проектах пятилетних планов капитальные вложения на развитие отраслей материального производства под запланированный прирост объема продукции и услуг. [c.30]
В капитальном строительстве наиболее выгодно концентрировать материальные, финансовые и трудовые ресурсы прежде всего на техническом перевооружении и реконструкции действующих предприятий. Новое строительство, как правило, необходимо только для ускорения развития наиболее перспективных и развивающихся продуктов и отраслей производства, а также для освоения принципиально новой техники и технологии, которые не вписываются в старые производственные строения. Кроме этого, новое строительство сохраняет актуальность в добывающих отраслях, особенно после выработки месторождений на старых предприятиях. Необходимость в новом стро- [c.84]
На XXV съезде КПСС была отмечена необходимость улучшения планирования капитальных вложений и технико-экономического обоснования объектов строительства. В соответствии с этим в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. о совершенствовании хозяйственного механизма предусмотрена конкретная система мер по ускорению ввода в действие производственных мощностей и объектов и повышению эффективности капитальных вложений. Разрабатываются долговременные комплексные строительные программы. В пятилетних планах капитальные вложения на развитие отраслей материального производства предусматриваются под запланированный прирост продукции и услуг. В химической, как и других отраслях промышленности, проводится комплекс мероприятий, направленных на сокращение количества строительных объектов и концентрацию капиталовложений, на улучшение проектирования и обеспечение строек высококачественной проектно-сметной документацией, своевременную поставку строящимся объектам оборудования и повышение уровня организации всей работы по капитальному строительству. С целью улучшения качества проектирования, применения прогрессивных технических решений и снижения сметной стоимости строительства в химической промышленности систематически пересматриваются проекты. Например, по Балаковскому химическому заводу (Союзосновхим) в результате пересмотра сметной стоимости строительства общая ее величина снижена на 20%, что равно сметной стоимости крупного завода по производству товаров бытовой химии1. [c.115]
Внутри крупных отраслей материального производства на основе хозяйственного разделения труда выделяются виды деятельности, формируются более дробные отрасли. Например, в промышленности разделение труда выступает между суботраслями, такими, как черная металлургия, машиностроение, химическая промышленность. В строительстве получают самостоятельное развитие организации, осуществляющие строительные и монтажные работы подрядным и хозяйственным способами организации, осуществляющие капитальный ремонт зданий и сооружений организации по эксплуатационному бурению и др. [c.68]
Состояние развития материально-технической базы сроитель-ства в значительной мере определяет успешное выполнение планов капитального строительства, поэтому рост мощностей предприятий по производству материалов и конструкций должен опережать рост объемов строительно-монтажных работ. Этому способствует такой порядок планирования капитальных вложений, при котором средства на развитие строительной индустрии и промышленности строительных материалов выделяются как для отдельной отрасли народного хозяйства. [c.144]
Важными чертами структурной политики являются усиление дифференциации в темпах роста отдельных отраслей и производств, уменьшение темпов роста тяжелой промышленности и производственного строительства и, напротив, ускорение развития потребительского сектора экономики. В отраслях тяжелой промышленности форсированно должны развиваться только те производства, которые связаны с распространением научно-технического прогресса. Смягчение требований к росту выпуска продукции тяжелой промышленности является необходимым условием улучшения использования как действующих, так и новых мощностей, оснащенных передовой техникой. Вывод из эксплуатации устаревшего оборудования позволит высвободить необходимые для их нормального функционирования ресурсы — материальные и трудовые, из-за недостатка которых они сегодня существенно недоиспользуются. Напряженные планы по росту производства будут по-прежнему вести к изготовлению в больших объемах устаревших средств труда, которые в сфере эксплуатации будут отвлекать значительные объемы материальных и трудовых ресурсов, в том числе и на поддержание производственного аппарата в рабочем состоянии путем капитальных ремонтов. Экономике при этом не удается вырваться из порочного круга воспроизведения дефицита. Нельзя будет и в широких,масштабах перераспределить ресурсы в новые производства и в потребительский сектор. [c.174]
Э. с. как наука неразрывно связана с практикой планирования и руководства стр-вом. Улучшение системы планирования стр-ва и повышение материальной заинтересованности строительных орг-ций в концентрации средств на пусковых и важнейших стройках и ускорении ввода в действие осн. фондов— один из важнейших факторов повышения экономической эффективности капитальных вложений во всех отраслях нар. х-ва. Большое значение в этой связи имеет совершенствование ценообразования в стр-ве на базе прогрессивных норм, научно обоснованных цен на стройматериалы, конструкции и детали, а также внедрения твердых прейскурантов на конечную продукцию стр-ва. К числу проблем Э. с. относится совершенствование нормативной базы стр-ва, разработка нормативов удельных капитальных вложений в его производств, базу, норм продолжительности строительства, норм заделов, технико-экономич. показателей использования производств, фондов и мощностей строительных орг-ций, механо-вооруженности труда, фондоемкости стр-ва и т. д. Важными задачами Э. с. являются дальнейшее улучшение орг. структуры строительных трестов, управлений и объединений, изучение оптимальных форм и путей развития специализации, кооперирования и комбинирования в строительной индустрии. Гл. задачей, стоящей перед Э. с., является изыскание конкретных путей повышения экономич. эффективности стр-ва на основе сочетания централизованного планового руководства с всемерным развертыванием инициативы и самостоятельности строит.-монтажных организаций и использования методов экономического воздействия на их работу. [c.416]
В рамках раздела "Инновационное развитие института строительной экспертизы" предполагается, что доля проектов (особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства ), по которым будет осуществляться комплексное экспертное сопровождение от нулевой стадии до завершения строительства , вырастет от 10% в 2020 году до 70% к 2030. Напомним, что экспертное сопровождение проектов строительства — это законодательное новшество, которое введено 151-ФЗ от 27.06.2019. Оценка соответствия внесенных в проектную документацию изменений может проводиться в форме экспертного сопровождения.
- https://studopedia.ru/6_152508_proektirovanie-kapitalnogo-stroitelstva.html
- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/51843d8aa672b4bab2a19ffcb42b733b1af0b96d/
- https://economy-ru.info/info/100284/