Я забронировала квартиру в новостройке. Пришла к застройщику подписывать договор долевого участия, а менеджер сказал, что регистрация ДДУ в Росреестре будет стоить 27 000 Р . Я попробовала отказаться, но мне намекнули, что иначе снимут бронь.
Я не рассчитывала на такую сумму и пока ничего не подписывала. Законно ли ведет себя застройщик? Можно ли зарегистрировать ДДУ самой и не переплачивать?
По закону, чтобы ДДУ считался заключенным, его нужно зарегистрировать в Росреестре. Нет регистрации — нет прав на квартиру, даже если договор подписали и вы, и застройщик.
Вместе с представителем застройщика вы должны подать в Росреестр документы и написать заявление. Сделать это в одиночку, без застройщика, невозможно. Исключение — если так решит суд, но это уже другая история.
На этом застройщики и зарабатывают, и ситуация с дополнительными тратами на регистрацию вполне типична. Конечно, навязывать регистрацию ДДУ как дополнительную услугу незаконно, но обыграть застройщика в этом деле будет трудно. Расскажу почему.
Как проходит регистрация договора долевого участия
Сколько на самом деле стоит регистрация ДДУ
Подать документы в Росреестр можно лично в МФЦ или через сервисы электронной регистрации. При этом застройщик и дольщик должны заплатить только госпошлину.
Если подавать документы лично, госпошлина для застройщика будет 6000 Р , а для дольщика, то есть покупателя квартиры, — 350 Р . Но раз в сделке две стороны, то сумма делится на два. То есть застройщик заплатит 3000 Р , а вы — 175 Р .
Чтобы зарегистрировать ДДУ через электронный сервис, у застройщика должна быть усиленная электронная цифровая подпись. Если она есть, то размеры госпошлины сокращаются на 30%, то есть застройщик платит 2100 Р , а дольщик — 122,5 Р . Плюс застройщик единовременно платит за получение подписи.
Если подписи нет, то застройщик обращается в банки — те тоже оказывают услуги по электронной регистрации. Это может стоить и 10 000, и 20 000 Р . Чтобы сэкономить, застройщики перекладывают эту сумму на дольщиков. Но обычно траты на регистрацию все равно меньше, чем просят застройщики.
Почему в договоре на допуслуги редко упоминают регистрацию ДДУ
До того как дольщик подпишет ДДУ, застройщик обычно подсовывает ему договор на дополнительные услуги. Под ними и подразумевается платная регистрация, но застройщики редко пишут это открытым текстом и никогда не указывают, что допуслуги обязательны для покупки квартиры. В этом случае они нарушили бы закон «О защите прав потребителей»: по нему услугу нельзя продавать под условием, что с ней надо купить еще и другую. Договор, в котором есть такие условия, недействителен.
Есть еще одна причина, по которой в договоре не пишут о платной регистрации: по закону для нее достаточно заплатить только госпошлину. Кроме этого никаких трат быть не должно. А то, что застройщик может переплатить банку за электронную регистрацию, — его проблемы: он затевает ее сам, потому что не хочет гонять менеджеров в МФЦ. Компенсировать застройщику расходы на электронную регистрацию не ваша обязанность, и он не вправе заставить вас за нее платить.
Регистрация договора долевого участия
Как победить выгорание
Что обычно пишут в договоре на допуслуги
Обычно в дополнительных договорах указывают информационно-консультационные услуги, но не уточняют, что это такое. Если вы подадите в суд, застройщик скажет, что это были презентации, экскурсии на объект и составление документов. И вы не докажете, что на самом деле речь шла о регистрации ДДУ. Заодно договор о консультационных услугах маскирует бронирование квартиры. То есть по факту вы платите за бронь и регистрацию ДДУ, а по договору — за консультации.
Плюс консультационные услуги — это то, что приобретать необязательно. А раз вы это сделали, значит, сами захотели. И если дело дойдет до суда, то застройщик скажет, что свобода воли и свобода договора соблюдались. В итоге то, что услуги вам навязали, будет очевидно только для вас. Хотя по факту застройщики редко подписывают ДДУ, пока дольщик не подпишет договор о допуслугах и сразу же акт выполненных работ по нему.
Суду будет трудно установить связь между регистрацией ДДУ и консультационными услугами. Особенно если их оказывает не компания-застройщик, а посторонняя фирма, которая с ним связана. Единственный способ защитить свои права — доказать, что эти услуги вам навязали. Сделать это сложно.
Почему трудно доказать навязывание услуг
Через письменный запрос. Предположим, застройщик предлагает вам подписать договор на допуслуги. Можно написать ему письмо и попросить документы, которые обоснуют, почему без такого договора квартиру вам не продадут.
Но застройщик наверняка не ответит, ведь любой ответ будет признанием, что услуга навязана. А когда вы придете в офис, вам скажут, что квартира продана и вам больше ничего не могут предложить. Застройщику не нужен клиент, который готов к судам, — проще продать квартиру тем, кто не задает вопросов.
С видеосъемкой или аудиозаписью та же история. Если вести их открыто, менеджеры застройщика сделают вид, что не понимают, о какой плате за регистрацию идет речь.
Если снимать тайно или записать телефонный разговор с менеджером, то суд может не принять эти доказательства. Дело в том, что к таким записям много требований. Например, чтобы использовать их в в суде, нужно указать, когда и в каких условиях вы записывали разговор, а лучше проговорить это прямо в начале записи. Но застройщик наверняка начнет оспаривать подлинность записи или ее обстоятельства. Потребуется экспертиза, и не факт, что она установит подлинность.
Был случай, когда запись сделал участник разговора, и она касалась договорных отношений. Верховный суд постановил, что запрет на фиксацию информации здесь не действует. Но не все суды применяют такую практику и не все истцы идут после них в Верховный суд.
Что можно сделать с навязанным договором
Договор на допуслуги можно не подписывать. И требовать, чтобы ваш ДДУ зарегистрировали только с уплатой госпошлины. Но учтите, что в итоге вам могут не продать квартиру.
А можно подписать и надеяться, что в суде вы докажете навязывание услуги. Главное, постарайтесь не подписывать акт о выполнении работ по договору на допуслуги, иначе будет сложно доказать свою правоту. В остальном есть три варианта, что делать дальше.
Подписать, но не оплачивать. Если в договоре прописано, что застройщик берет плату за регистрацию ДДУ, можно написать ему претензию. В ней укажите, что застройщик незаконно навязал вам услугу и вы отказываетесь исполнять договор. Это законно: пока услуга не оказана, от договора можно отказаться в одностороннем порядке.
В претензии потребуйте зарегистрировать ДДУ только с уплатой госпошлины. Пригрозите, что если застройщик откажет, то вы пожалуетесь в Роспотребнадзор. Но до этого желательно получить хотя бы копию ДДУ с подписью застройщика и копию договора на допуслуги.
Застройщик может решить, что проще не брать с вас плату, чем ходить по судам и разбираться с Роспотребнадзором. Но может пойти на принцип и отказаться продавать вам квартиру.
Хуже, если в договоре указаны информационно-консультационные услуги, а застройщик отказывается подписывать ДДУ, пока вы эти услуги не оплатите и не подпишете акт выполненных работ. Тут можно только писать претензии застройщику и в Роспотребнадзор, не имея на руках никаких доказательств навязывания. Но велик риск, что квартиру вы в итоге не купите.
Оплатить, но не ждать регистрации ДДУ. Пока застройщик не зарегистрировал ДДУ, вы можете отказаться от договора на допуслуги и вернуть деньги. Для этого нужно направить застройщику письменное уведомление.
Если у вас будет экземпляр ДДУ с печатью и подписью застройщика, можно подать в суд иск о том, чтобы застройщика заставили зарегистрировать ДДУ без дополнительных услуг. Зная об этом, застройщик может согласиться на ваши условия.
Но проблема в том, что застройщики обычно не дают дольщикам экземпляр ДДУ, пока тот не зарегистрирован. Исключение — если вы покупаете квартиру в ипотеку. Тогда подписанный экземпляр потребует банк. Вот тут-то и можно попробовать его достать.
Оплатить и дождаться регистрации ДДУ. После этого можно найти юриста и обратиться в суд. В иске потребуйте, чтобы договор на допуслуги признали недействительным, потому что он навязан, а деньги вернули. Так вы точно не потеряете квартиру. Но услуги юристов могут стоить дороже, чем платная регистрация.
К тому же не факт, что вы выиграете суд.
Как лучше поступить
То, что застройщик требует 27 000 Р за регистрацию ДДУ, незаконно. Но у любого нарушения закона есть две стороны: само нарушение и ваша готовность с ним бороться.
Лично я работаю юристом 13 лет и считаю, что обыграть застройщика можно. Но на это нужно много времени, нервов и сил. Обычно это несопоставимо с ценой квартиры и шансами выиграть суд. Зато можно легко потерять квартиру.
Я не знаю гарантированного способа, чтобы не платить за регистрацию ДДУ и при этом сохранить бронь на квартиру. Схемы, которые я описал, очень приблизительные. В каждом конкретном случае события могут развиваться по-разному и зависят от условий договора и вашей юридической квалификации. Поэтому перед тем, как принять решение, здраво сопоставьте возможные траты на услуги юриста, свои шансы на успех и стоимость регистрации.
Источник journal.tinkoff.ruМоскомстройинвест
Комитет города Москвы по обеспечению
реализации инвестиционных проектов в строительстве
и контролю в области долевого строительства
- Долевое строительство
- Застройщику
- Инвесторам
- Гостиницы
Как зарегистрировать договор по 214-ФЗ
Государственная регистрация ДДУ
ДДУ заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
В случае отсутствия государственной регистрации ДДУ правовые последствия такой сделки не наступают и договор может быть признан недействительным.
Государственную регистрацию ДДУ производит Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр).
Для регистрации ДДУ необходимо собрать установленный законом комплект документов и подать его вместе с заявлением сторон договора (застройщика, участника долевого строительства) и договором на регистрацию в орган регистрации прав (ч. 1, 2, 3.1 ст. 48 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Федеральный закона
№ 218-ФЗ).
Гражданам — участникам долевого строительства нужно подготовить следующие документы (ч. 1, 2 ст. 14, ч. 4, 8 ст. 18, ст. 21 Федерального закона
№ 218-ФЗ; п. 3 ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации):
оригинал ДДУ со всеми приложениями к договору;
заявление застройщика и гражданина (участника долевого строительства) о государственной регистрации ДДУ;
документы, удостоверяющие личность заявителя. Физлица вправе обратиться за регистрацией лично либо через представителя, который действует на основании нотариально удостоверенной доверенности;
нотариально удостоверенное согласие супруга на совершение сделки другим супругом. Если оба супруга являются участниками долевого строительства по одному ДДУ, то предоставление нотариального согласия не требуется;
договор залога права требования (требуется в случае, когда участнику долевого строительства предоставлены кредитные (заемные) средства для одновременной регистрации обременения права);
документы с описанием объекта долевого строительства, составленные застройщиком и согласованные с участником долевого строительства (гражданином), с указанием его местоположения на плане создаваемого объекта недвижимого имущества и планируемой площади объекта долевого строительства.
Также необходимо уплатить госпошлину за регистрационные действия. Представление документа об уплате госпошлины вместе с заявлением не требуется. Заявитель вправе сделать это по собственной инициативе.
Однако при отсутствии информации об уплате госпошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении пяти рабочих дней с даты подачи заявления, если документ о ее уплате не был представлен заявителем, орган регистрации прав возвратит заявление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения (ч. 7 ст. 18, п. 3 ст. 25 Федерального закона № 218-ФЗ). В
При регистрации ДДУ, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства, наряду с документами для регистрации, предусмотренными Федеральным законом № 218-ФЗ, застройщику нужно представить документы, касающиеся его деятельности, в том числе план создаваемого объекта недвижимости; договор поручительства по обязательствам застройщика, если размер его уставного капитала не соответствует установленным требованиям (не требуется при регистрации ДДУ, заключенного Московским фондом содействия реновации жилищного фонда), списки граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, которое построено или строится на определенных законом категориях земельных участков, а также согласие залогодержателя на прекращение права залога, если до заключения первого ДДУ земельный участок (права на него), строящиеся на земельном участке индивидуальные жилые дома и общее имущество были переданы в залог для обеспечения обязательств застройщика по целевому кредиту (ч. 2, 6.1 ст. 48 Федерального закона № 218-ФЗ; ч. 8.1 ст. 15.4 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 214-ФЗ).
Некоторые из необходимых документов, в частности проектную декларацию, разрешение на строительство, а если ДДУ заключен в отношении объекта индивидуального жилищного строительства в границах малоэтажного жилого комплекса — сведения об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории, план создаваемого объекта ИЖС и план земельного участка, на котором осуществляется строительство такого объекта, Росреестр получает путем информационного взаимодействия с единой информационной системой жилищного строительства. При отсутствии информации о разрешении на строительство в указанной системе Росреестр запрашивает соответствующие сведения в органе, выдавшем разрешение на строительство (п. п. 1, 3 ч. 2, ч. 2.1, 2.2 ст. 48 Федерального закона № 218-ФЗ; ч. 2.1-1 ст. 1, п. 6 ст. 2 Федерального закона № 214-ФЗ).
Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве
Источник stroi.mos.ruРегистрация договора долевого участия в строительстве в росреестре госпошлина
Деятельность
Государственные услуги и функции
Кадастровый учет и (или) регистрация прав
Государственная регистрация прав и кадастровый учет недвижимости
Порядок уплаты и размеры госпошлины
Порядок уплаты и размеры госпошлины
Постановка на государственный кадастровый учет осуществляется без взимания платы с заявителя. За осуществление государственной регистрации прав предусмотрена государственная пошлина.
Порядок уплаты и размеры госпошлины
Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК), при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК.
Плательщики уплачивают государственную пошлину при обращении за совершением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 21 – 33 пункта 1 статьи 333.33 НК (государственная регистрация прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним), — до подачи заявлений на совершение соответствующих юридически значимых действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме*., после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению Государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено главой 25.3 НК. В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные главой 25.3 НК, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.
В случае если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с главой 25.3 НК освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с главой 25.3 НК. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Представление документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами не требуется. Заявитель вправе представить документ об уплате государственной пошлины в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной инициативе.
При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.
Днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для государственной регистрации прав документов в случаях, если вместе с таким заявлением не представлен документ об уплате государственной пошлины или в соответствии с федеральным законом уплата государственной пошлины производится после представления таких заявления и документов, является день представления заявителем документа об уплате государственной пошлины или получения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в установленном федеральным законом порядке сведений об уплате государственной пошлины. В указанных случаях заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы могут быть приняты к рассмотрению не позднее чем в течение десяти рабочих дней со дня их представления.
Если информация об уплате государственной пошлины отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав, документы, необходимые для государственной регистрации прав, к рассмотрению не принимаются. Такие документы по истечении десяти рабочих дней с момента их поступления в случае наличия соответствующего указания в заявлении выдаются заявителю лично или направляются ему посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении. Если документы, необходимые для государственной регистрации прав, представлены в форме электронных документов*, по истечении десяти рабочих дней с момента поступления таких документов заявителю по адресу электронной почты, указанному в заявлении, направляется уведомление в форме электронного документа о непринятии заявления и таких документов к рассмотрению.
Размеры государственной пошлины за совершение регистрационных действий в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (если за совершение таких регистрационных действий статьей 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации не установлены льготы по ее уплате)
Виды регистрационных действий
Размеры государственной пошлины
Государственная регистрация права, прекращения права (за исключением случаев, указанных в подпункте 8.1 пункта 3 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации), ограничения права, обременения объекта недвижимости, сделки с объектом недвижимости, если такая сделка подлежит государственной регистрации в соответствии с федеральным законом (за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 — 26, 28 – 31 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации)
для физического лица — 2000 рублей;
для физического лица на объекты, указанные в подпункте 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, — 350 рублей;
для юридического лица – 22000 рублей;
Государственная регистрация права общей совместной собственности (за исключением прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)
для физических лиц — 2000 рублей (вне зависимости от количества участников общей совместной собственности);
для физических лиц на объекты, указанные в подпункте 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, — 350 рублей (вне зависимости от количества участников общей совместной собственности)
Государственная регистрация доли в праве общей собственности, возникающей с момента государственной регистрации (за исключением доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)
для физического лица — 2000 рублей, умноженные на размер доли в праве общей собственности;
для физического лица на объекты, указанные в подпункте 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, — 350 рублей, умноженные на размер доли в праве общей собственности;
для юридического лица – 22000 рублей, умноженные на размер доли в праве общей собственности;
Например, в случае приобретения земельного участка в равнодолевую собственность двух физических и трех юридических лиц (доли в праве равны 1/5) государственная пошлина за государственную регистрацию прав уплачивается физическими лицами в размере 400 рублей каждым (2000 рублей × 1/5), юридическими лицами — в размере 4400 рублей каждым (22000 рублей× 1/5).
Государственная регистрация доли в праве общей долевой собственности, возникновение которой не связано с государственной регистрацией права (например, наследование, полная выплата паевого взноса членом жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива) (за исключением доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)
для каждого физического лица – 2000 рублей;
для каждого физического лица на объекты, указанные в подпункте 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, — 350 рублей;
для каждого юридического лица – 22000 рублей
Государственная регистрация доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме
для всех категорий плательщиков — 200 рублей
Государственная регистрация доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения
для всех категорий плательщиков — 100 рублей
Государственная регистрация прав, ограничений прав и обременений земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, сделок с такими земельными участками, если данные сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом (за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 22.1 и 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации)
для всех категорий плательщиков — 350 рублей
Государственная регистрация права хозяйственного ведения
для юридического лица – 22000 рублей
Государственная регистрация права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения этого права и обременений данного имущества или сделок с данным имуществом
Государственная регистрация права пожизненного наследуемого владения земельным участком (за исключением прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)
для физического лица — 2000 рублей
Государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс, сделок с предприятием как имущественным комплексом, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также ограничений прав и обременении предприятия как имущественного комплекса
0,1% от стоимости имущества, имущественных и иных прав, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса, но не более 60000 рублей
Государственная регистрация договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком, объектом культурного наследия, договора субаренды, договора (соглашения) о присоединении к договору аренды, договору субаренды (далее – договор), дополнительных соглашений к договорам (за исключением сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения)
в случае, если с заявлением о государственной регистрации договора обращается одна сторона, а именно: физическое лицо — 2000 рублей; юридическое лицо – 22000 рублей;
в случае, если с заявлением о государственной регистрации договора обращаются обе стороны, то государственная пошлина уплачивается в порядке, определенном пунктом 2 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации:
если договор заключен физическими лицами — 2000 рублей, разделенные на количество участников договора;
если договор заключен юридическими лицами – 22000 рублей, разделенные на количество участников договора;
если договор заключен юридическим и физическим лицами: физическое лицо уплачивает 2000 рублей, разделенные на количество участников договора; юридическое лицо – 22000 рублей, разделенные на количество участников договора;
если договор заключен юридическим лицом и федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления: юридическое лицо уплачивает 22000 рублей, разделенные на количество участников договора (федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления – освобождается от уплаты государственной пошлины);
если договор заключен физическим лицом и федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления; физическое лицо уплачивает 2000 рублей, разделенные на количество участников договора (федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления – освобождается от уплаты государственной пошлины);
если договор заключен физическим лицом, юридическим лицом и федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления: физическое лицо — 2000 рублей, разделенные на количество участников договора, юридическое лицо – 22000 рублей, разделенные на количество участников договора, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления – освобождается от уплаты государственной пошлины.
Например, если сторонами договора аренды являются два физических лица и одно юридическое лицо, то государственная пошлина за государственную регистрацию договора уплачивается каждым физическим лицом в размере 666,6 рубля (2000 рублей разделить на 3), юридическое лицо – 7333,3 рубля (22000 рублей разделить на 3). Общая сумма уплаченной государственной пошлины будет составлять 8666,5 рубля.
При этом государственная пошлина уплачивается только за государственную регистрацию сделки вне зависимости от количества объектов недвижимого имущества, являющихся предметом договора, государственная регистрация ограничений (обременении), возникающих на основании договора, осуществляется без уплаты государственной пошлины.
Если за государственной регистрацией договора согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» обращается только одна его сторона — федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления – государственная пошлина за государственную регистрацию договора не уплачивается.
Государственная регистрация соглашений (договоров) о переуступке прав и обязанностей по договору, подлежащему государственной регистрации, переводе долга, в том числе уступке требования, передаче прав и обязанностей по договору аренды (за исключением переуступки прав по договору участия в долевом строительстве)
Государственная пошлина уплачивается в порядке, определенном п. 12 настоящей таблицы
Государственная регистрация ипотеки, включая внесение в Единый государственный реестр недвижимости записи об ипотеке как обременении объекта недвижимости (за исключением ипотеки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения)
если договор об ипотеке заключен физическими лицами — 1000 рублей (в сумме);
если договор об ипотеке заключен юридическими лицами — 4000 рублей (в сумме);
если договор об ипотеке заключен физическим и юридическим лицами, за исключением договора, влекущего возникновение ипотеки на основании закона, — 1000 рублей (в сумме)
Внесение изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости в связи с соглашением об изменении договора об ипотеке
если соглашение заключено физическими лицами — 200 рублей (в сумме);
если соглашение заключено юридическими лицами — 600 рублей (в сумме);
если соглашение заключено физическим и юридическим лицами, за исключением договора, влекущего возникновение ипотеки на основании закона, — 200 рублей (в сумме)
Государственная регистрация смены залогодержателя вследствие уступки прав по основному обязательству, обеспеченному ипотекой, либо по договору об ипотеке, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр недвижимости записи об ипотеке, осуществляемой при смене залогодержателя
для всех категорий плательщиков – 1600 рублей
Государственная регистрация смены владельца закладной, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр недвижимости записи об ипотеке, осуществляемой при смене владельца закладной
для всех категорий плательщиков — 350 рублей
Государственная регистрация сервитутов (за исключением прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)
установленных в интересах физических лиц — 1500 рублей;
установленных в интересах юридических лиц — 6000 рублей
Государственная регистрация договора участия в долевом строительстве
если договор заключен физическими лицами — 350 рублей, разделенные на количество участников договора;
если договор заключен юридическими лицами – 6000 рублей, разделенные на количество участников договора;
если договор заключен юридическим и физическим лицами: физическое лицо уплачивает 350 рублей, разделенные на количество участников договора; юридическое лицо – 6000 рублей, разделенные на количество участников договора
Государственная регистрация соглашения об изменении или о расторжении договора участия в долевом строительстве, уступки прав требования по договору участия в долевом строительстве, включая внесение соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости
для всех категорий плательщиков – 350 рублей
Внесение изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости о правах, об ограничениях прав и обременениях недвижимого имущества (за исключением внесения изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке)
для физических лиц — 350 рублей;
для юридических лиц — 1000 рублей
Внесение изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке
для физических лиц — 200 рублей;
для юридических лиц — 600 рублей;
Внесение изменений в записи Единый государственный реестр недвижимости о предприятии как имущественном комплексе
для физических лиц — 350 рублей;
для юридических лиц — 1000 рублей
Государственная регистрация перехода права собственности на объект недвижимости в связи с реорганизацией юридического лица в форме преобразования
Размеры государственной пошлины, установленные главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации за совершение юридически значимых действий в отношении физических лиц, применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае подачи заявления о совершении указанных юридически значимых действий и уплаты соответствующей государственной пошлины с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации (пункт 4 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации). Данные положения согласно Федеральному закону от 21.07.2014 № 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» действуют до 1 января 2023 года.
От уплаты государственной пошлины освобождаются:
1. федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2. Центральный банк Российской Федерации при обращении за совершением установленных главой 25.3 НК юридически значимых действий в связи с выполнением им функций, возложенных на него законодательством Российской Федерации;
3. физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации за совершение действий, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК, за исключением государственной регистрации ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество;
4. физические лица — ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, бывшие узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных немецкими фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, бывшие военнопленные во время Великой Отечественной войны при их обращении за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
5. физические лица — за государственную регистрацию права собственности на жилые помещения или доли в них, предоставленные им взамен освобожденных жилых помещений или долей в них в связи с реализацией программы реновации жилищного фонда в городе Москве.
Государственная пошлина не уплачивается:
1. за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
2. за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на земельные участки, используемые для северного оленеводства;
3. за государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности;
4. за внесение изменений в ЕГРН в случае изменения законодательства Российской Федерации;
5. за внесение изменений в ЕГРН при представлении организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества уточненных данных об объекте недвижимого имущества в порядке, установленном статьей 17 Закона;
6. за государственную регистрацию арестов, прекращения арестов недвижимого имущества;
7. за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона, а также за погашение регистрационной записи об ипотеке;
8. за государственную регистрацию соглашения об изменении содержания закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи ЕГРН;
9. за выдачу закладной;
10. за государственную регистрацию права, возникшего до введения в действие Закона, на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества;
11. за государственную регистрацию прекращения прав в связи с ликвидацией объекта недвижимого имущества, отказом от права собственности на объект недвижимого имущества, переходом права к новому правообладателю, преобразованием (реконструкцией) объекта недвижимого имущества;
13. за государственную регистрацию прекращения ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество;
14. за государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на автомобильные дороги, переданные в доверительное управление юридическому лицу, созданному в организационно-правовой форме государственной компании, и на земельные участки, предоставленные в аренду указанному юридическому лицу, государственную регистрацию договоров аренды земельных участков, предоставленных указанному юридическому лицу, а также за государственную регистрацию прекращения прав на такие автомобильные дороги и земельные участки;
15. за государственную регистрацию прекращения права при государственной регистрации за тем же правообладателем другого вида права (например, переоформление права пожизненного наследуемого владения земельным участком на право собственности в соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);
16. за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество Союзного государства и сделок с ним;
17. за совершение юридически значимых действий, указанных в статье 333.33 настоящего Кодекса, в случае, если такие действия совершаются в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период»;
ПОРЯДОК ВОЗВРАТА ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННОЙ ГОСПОШЛИНЫ
Основания и порядок возврата государственной пошлины установлены статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты в большем размере, чем это предусмотрено, а также в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган, совершающий данное юридически значимое действие.
Основание для возврата излишне уплаченной государственной пошлины является заявление плательщика или его представителя, действующего на основании доверенности. Заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган, уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена государственная пошлина.
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.
При отказе в государственной регистрации права, уплаченная государственная пошлина за государственную регистрацию права не возвращается.
При прекращении государственной регистрации прав на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина суммы, уплаченной в виде государственной пошлины за государственную регистрацию прав.
Источник rosreestr.gov.ru