Если предпринимательская деятельность работодателя имеет отношение к строительству, то ему крайне важно знать правила техники безопасности для оптимальной организации труда рабочих в этой сфере, столь богатой на потенциальные риски для здоровья.
Рассмотрим в статье, чем именно нужно руководствоваться нанимателю для обеспечения максимальной безопасности своим рабочим, трудящимся в строительстве.
Какой существует перечень нарядов-допусков на выполнение работ повышенной опасности?
Законодательное регламентирование охраны труда в строительстве
Правила техники безопасности и организации охраны труда при работе в строительной сфере государство устанавливает в специальных нормативных актах. Вопрос охраны труда, в том числе и в строительстве, находится в ведении Министерства труда РФ.
В 2015 году были приняты новые положения относительно требований по технике безопасности, заменившие действующий до этого свод правил. В 2017 году «Правила по охране труда в строительстве», утвержденные приказом Минтруда РФ от 01 июля 2015 года № 336н продолжают быть актуальными.
Строим дом, на чем НЕЛЬЗЯ экономить? Пять правил при строительстве дома.
Эти правила действуют для производства любых строительных работ, касающихся зданий и сооружений:
- возведение нового объекта;
- текущий ремонт;
- осуществление капитального ремонта;
- переоснащение;
- расширение;
- модернизация.
Правила обязательны к применению как юридическими лицами – строительными организациями, так и частными предпринимателями.
Потенциальный риск строительной сферы
Строительство – достаточно сложная сфера как по задействованию ресурсов, так и по своей структуре. Этот вид трудовой деятельности предусматривает создание, внесение изменений или демонтаж объекта и включает в себя такие виды работ:
- проектные;
- исследовательские;
- строительно-монтажные;
- пусконаладочные;
- организационные;
- согласование с уполномоченными органами.
Для этой сферы характерно множество факторов, могущих причинить травму, вплоть до смертельной, или стать причиной профессионального заболевания. С повышением их концентрации степень риска значительно возрастает. К таким факторам относятся:
- движущиеся механизмы и их части;
- возможность падения материалов, сырья, оборудования, частей конструкций при демонтаже и т.п.;
- высотные работы;
- загазованность, запыленность;
- чрезмерно высокая или низкая температура воздуха;
- несоответствующая влажность воздуха;
- риск от электричества;
- неблагоприятно воздействующие вещества, в том числе токсические и химические;
- тяжелые физические нагрузки;
- нервно-психическое напряжение.
СПРАВКА! В строительной сфере риск неблагоприятных последствий на каждом этапе деятельности в несколько раз выше, чем в других экономических отраслях.
Структура строительных Правил по охране труда
Текст правил разделен на 5 разделов.
Бизнес-образование: о чем нужно помнить, если хотите построить успешный бизнес
1 раздел «Общие положения» несет следующую информацию:
- зона актуальности данного нормативного документа;
- возможные причины, могущие нести угрозу здоровью и жизни работника в строительстве;
- влияние потенциальной опасности на организацию контроля за условиями труда при строительном процессе.
2 раздел «Требования охраны труда при организации проведения работ (производственных процессов) в строительном производстве» освещает такие моменты:
- требования к работодателям строительной сферы;
- основные мероприятия, касающиеся охраны труда, которые обязан проводить наниматель;
- ссылки на государственные законодательные документы, которым не должны противоречить внутренние акты по охране труда в строительстве.
В 3 разделе «Требования охраны труда, предъявляемые к производственным территориям (помещениям, площадкам и участкам работ) и организации рабочих мест» приводятся:
- предписания к организации рабочих мест для разных строительных специальностей;
- регламент наличия приспособлений для страховки, ограждений, сигналящих устройств;
- требования к коллективной безопасности на стройке.
Критерии безопасности на строительных площадках включают в себя:
- обязательную отгороженность от внешней территории (параметры ограждений приведены в Правилах);
- специальную защиту в виде ограждения и козырька над входом в зонах границ с дорогами для пешеходов и дверями;
- оснащение путей на стройплощадке разметкой, знаками и схемой для перемещения;
- запрет на загромождение проходов и проездов стройматериалами и элементами конструкций;
- освещение в темное время суток;
- круглосуточное наличие связи;
- расположение бытовых строительных посещений вдали от опасных зон;
- специфические требования, связанные с конкретным видом строительной деятельности.
4 раздел «Требования охраны труда при проведении производственных процессов и эксплуатации технологического оборудования в строительном производстве» объединяет:
- главные трудовые процессы и виды строительных трудовых функций с соответствующими специальными требованиями безопасности;
- меры для снижения возможных рисков в строительном производстве;
- максимальное уменьшение опасности использования строительного оборудования.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Этот раздел является самым важным в данном своде Правил, поскольку содержит конкретные рекомендации по отдельным видам работ в строительстве. Они сформулированы на основе ранее действующих правовых актов (СНиПов и отраслевых требований к безопасности).
В этом разделе в первом подпункте приведены требования безопасности к общим строительным работам, а также к тем, что не входят в перечень, регламентированный Правилами. В остальных 14 подразделах подробно освещается техника безопасности при производстве тех или иных конкретных строительных процессов.
5 раздел «Требования охраны труда, предъявляемые к транспортированию (перемещению) и хранению строительных конструкций, материалов, заготовок и отходов строительного производства» дополняет нормы безопасности при размещении грузов и их погрузке и разгрузке, отдельно утвержденных Минтруда РФ 17 сентября 2014 года № 642н.
Документальные меры по охране труда
Чтобы уменьшить концентрацию факторов риска при производстве строительных работ, предпринимателю предписываются определенные формы организации охраны такого труда. Он должен обзавестись определенной документальной базой, куда входят:
-
Конкретные технологические инструкции для решения любой из потенциально возможных неблагоприятных ситуаций в строительстве. Они должны быть приведены в проекте организации строительства и выполнения работ и согласованы с профсоюзом. Эти документы имеют статус правовых актов.
ВНИМАНИЕ! Инструкции по охране труда нужно составлять на основе Правил, типовых отраслевых инструкций, данных из документации к оборудованию и инструментам. Максимальный срок действия инструкции – 5 лет.
ВАЖНО! Правила гласят, что если в ходе работ появился новый опасный фактор, не отмеченный нарядом-допуском, то работы подлежат немедленному прекращению до принятия нового наряда-допуска.
Ответственность за нарушение правил и норм по охране труда
Требования к рабочим и работодателю
Правила регламентируют требования к занятым в строительстве рабочим:
- обязательное прохождение инструктажа по технике безопасности;
- своевременное посещение врачей для регулярных медосмотров;
- соответствие возрастным ограничениям и лимитам по здоровью;
- наличие специальных навыков для отдельных видов занятости в строительстве.
Работодатель, помимо общей организации и контроля над охраной труда, обязан позаботиться о наличии у работников специальной одежды и обуви, а также других предусмотренных средств индивидуальной защиты. Важно, чтобы у работников была возможность удовлетворять санитарно-бытовые потребности, а в случае необходимости быстро получить первую медицинскую помощь.
Санкции за несоблюдение
Работник, нарушивший в той или иной степени правила и нормы обеспечения безопасности, вредит не только себе: он опасен для других трудящихся и создает ущерб общему делу. Поэтому, согласно ТК РФ, КоАП РФ и внутренним нормативным актам, он должен быть наказан дисциплинарным взысканием вплоть до увольнения.
Для работодателя степень ответственности больше. В случае нарушений он рискует:
Источник: assistentus.ru
Рекомендации в строительстве это
Методические рекомендации проведения общественного контроля соблюдения органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления законодательства в сфере строительства
1.1. Методические рекомендации по проведению общественного контроля соблюдения органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления законодательства в сфере строительства (далее — Методические рекомендации) разработаны в соответствии Конституцией Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.2014 №212-Ф3 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», Законом Республики Саха (Якутия) от 30.04.2014 1305-3 №167-У «Об общественном контроле в Республике Саха (Якутия)», Законом Республики Саха (Якутия) от 29.12.2008 644-З №181-IV «О градостроительной политике в Республике Саха (Якутия)».
1.2. Основной целью проведению к общественного контроля является проверка соблюдения органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, законодательства в сфере строительства.
1.3 Методические рекомендации нацелены на решение задач по осуществлению общественного контроля, оценке деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральным законодательством отдельные публичные полномочия, по контролю за качеством строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, эффективности расходования бюджетных средств.
1.4. Область применения Методических рекомендаций — контрольные мероприятия, проводимые некоммерческими организациями по соблюдению органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления законодательства в сфере строительства.
1.5. Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие понятия:
— некоммерческие организации — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками;
— общественный контроль — сбор и анализ информации, фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности органов и организаций, а также деятельности, затрагивающей права и свободы человека и гражданина;
— застройщик — физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства (реконструкции), капитального ремонта;
— технический заказчик — физическое или юридическое лицо, действующее на профессиональной основе, уполномоченное застройщиком от его имени заключать договоры на выполнение инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве (реконструкции), капитальном ремонте объектов капитального строительства. Технический заказчик подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство (реконструкцию), капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ; утверждает проектную документацию, оформляет документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные действующим законодательством;
— инженерные изыскания — изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования;
— строительство — создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);
— объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек;
— реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;
— проектная документация — документация, содержащая текстовые и графические материалы и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства (реконструкции) объектов капитального строительства;
— разрешение на строительство — документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства (реконструкции) линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства;
— разрешение на ввод объекта в эксплуатацию — документ, удостоверяющий выполнение строительства (реконструкции) объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии проектной документацией, разрешением на строительство. Соответствие построенного (реконструированного) объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка. В случае строительства (реконструкции) линейного объекта — проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также;
— градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
— правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, утверждаемый нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;
— красные линии — линии, которые обозначают существующие (планируемые/изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее — линейные объекты);
— территория общего пользования — территория, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
- Проведение общественного контроля
При проведении общественного контроля соблюдения органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления законодательства в сфере строительства рекомендуется использовать Журнал общественного контроля (Приложение №1 к настоящим Методическим рекомендациям).
Содержание и ведение общего и специальных журналов учета выполненных работ регламентированы Порядком ведения общего и (или) специального журнала учета выполненных работ при строительстве (реконструкции) капитальном ремонте объектов капитального строительства
Общий журнал работ является основным документом, отражающим последовательность осуществления строительства, в том числе сроки и условия выполнения всех работ при строительстве.
Специальные журналы работ отражают выполнение отдельных видов работ (сварочных, бетонных и пр.).
Журналы должны быть сброшюрованы и пронумерованы заказчиком, титульные листы должны быть заполнены. Общий журнал учета выполненных работ должен содержать регистрационную надпись с указанием номера дела и печать органа государственного строительного надзора.
При проверке общих журналов учета выполненных работ следует обратить внимание на хронологическую и технологическую последовательность состава выполняемых работ. Состав работ и даты их выполнения, указанные в общем журнале работ, можно сопоставить с актами освидетельствования скрытых работ или актами освидетельствования ответственных конструкций.
Даты выполнения отдельных этапов работ в общем журнале учета выполненных работ следует сопоставить с датами поступления строительных материалов и изделий на объект строительства, а также проверить наличие паспортов качества на строительные материалы и конструкции.
Проверка журналов работ позволяет установить состав выявленных в ходе строительного контроля или государственного строительного надзора нарушений. В ходе визуального осмотра с использованием инструментальных или лабораторных методов контроля осуществляется оценка результативности мер по их устранению.
- Оформление результатов контрольных мероприятий
По результатам заполнения Журнала общественного контроля составляется Акт в двух экземплярах и подписывается членами рабочей группы и ответственными должностными лицами органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, законодательства в сфере строительства. В случае отказа от подписания Акта делается соответствующая запись, ставится число и подпись.
Источник: oprs.sakha.gov.ru
Нормативные документы в строительстве: обязательные и рекомендательные
Возведение любого объекта осуществляется по определенному регламенту. Нормативные документы в строительстве — это взаимосвязанные документы, принимаемые компетентными органами власти и предприятиями. В них содержится полная информация по техническим нормам, регулирующая все этапы возведения и эксплуатации здания в целях защиты интересов общества, государства и потребителей. Рассмотрим детальнее перечень обязательных нормативных документов в строительстве.
Кратко о системе
Нормативные документы разрабатываются с появлением новых экономических условий, законодательных актов и структуры управления на основе действующих норм, правил и стандартов (РФ) в конкретной области. Основной нормативной базой являются: ГК и ФЗ №184 «О техническом регулировании».
Виды
Нормативные документы в строительстве делятся на федеральные, документы субъектов РФ и производственно-отраслевые. Рассмотрим каждую из этих групп отдельно.
Федеральные нормы
К первой группе относятся такие документы:
- федеральные нормативные акты, принятые органами власти в вопросах строительства;
- государственные документы по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации, утвержденные Ростехрегулированием;
- руководящие документы (РД) органов госнадзора;
- стандарты отраслей, которые принимается министерствами соответствующей компетенции;
- стандарты и правила иностранного государства;
- региональные стандарты.
Полые перечень содержит справочник «Технадзор в строительстве». Нормативные документы данного уровня не должны устанавливать требований по вопросам, которые регулируются ГК, законодательством о труде или другими актами.
Перечислим основные ГОСТы по строительству:
- 1.1-2002 Система стандартизации.
- 1.9-2004 Знак соответствия национальным стандартам РФ.
- 1.4-2004 Стандарты организаций.
- 1.12-2004 Термины и определения.
- 1.0-2004 Основные положения стандартизации.
- 1.2-2004 Правила разработки, обновления, утверждения и отмены.
- 1.5-2004 Правила разработки, изложения и оформления.
- 1.8-2004 Правила проведения работ по разработке, обновлению и прекращению применения.
- 15467-79 Управление качеством продукции.
Обязательные технические нормативные документы
- Регламенты — это нормативные акты, устанавливающие обязательные требования к строительным объектам в процессе их возведения, эксплуатации, хранения и утилизации.
- ГОСТы по строительству.
- Правила проектирования зданий (СП) — это рекомендации по обеспечению обязательных требований.
- Руководящие документы органов надзора.
- Стандарты отрасли в области проектирования.
- Прочие обязательные документы технического регулирования.
- Стандарты РФ, в которых устанавливаются характеристики продукции, правила и последовательность процессов проектирования, строительства, монтажа, эксплуатации, хранения и утилизации.
- Федеральные технические нормативные документы — это межгосударственные нормы, правила, действующие на территории РФ.
- Стандарты предприятий и организаций (СТП и СТО), которые используют общественные объединения в процессе организации производства с целью обеспечения качества продукции. Их могут применять и другие учреждения, но только с разрешения авторской организации.
- Территориальные нормы строительства (ТСН) используют органы власти.
- Технические условия (ТУ) на строматериалы разрабатывают их производители как составную часть технологической документации.
СП (свод правил проектирования зданий)
Правила по строительству содержат рекомендации по обеспечению обязательных требований. Здесь представлены формулы, таблицы, справки.
РД (руководящие документы)
Руководящие документы содержат обязательные организационные процедуры по применению стандартов. То есть в них содержится детальная информация о том, как следует готовить, апробировать, принимать и применять нормативы.
ТСН (территориальные строительные нормы)
Территориальные нормы содержат обязательные требования по возведению сооружений в конкретном регионе. ТСН для каждого региона разные. Они не дублируют положения федеральных документов.
Нормативные документы в строительстве включают в себя положения по эксплуатации зданий, их частей, изделий, материалов. Нормативы содержат требования, направленные на достижение определенного уровня качества продукции, к использованию инженерных изысканий, проектированию, строительству, планировке и застройке. Нормативы не должны содержать требования к процессам, для которых предназначено само здание, но в них могут быть представлены ссылки на санитарные, экологические и прочие нормативы.
Применение
Своды правил являются общепризнанными. Их нужно отличать от рекомендаций, пособий, руководств и прочих документов, содержащих результаты разработок, материалы различной степени детализации. Нормативы применяются в пределах установленной каждым документом области и в соответствии с положениями ГК РФ, ФЗ№184 и ГОСТ 1.0-2004.
Представленные в документах положения обязательны для органов надзора и предприятий, независимо от форм собственности, которые используют их в своей деятельности. Перечисленные нормативы могут быть обязательными, рекомендуемыми или справочными. В обязательных положениях перечислены минимальные или максимальные требования, в рекомендуемых — лучшие отечественные и мировые достижения. Первая группа положений обязательна к исполнению. Вторая группа правил может применяться по возможности или при наступлении конкретных условий.
Отсутствие в контракте ссылки на определенный норматив не освобождает исполнителя от его соблюдения. Разрешение на не соблюдение требований в особых случаях может дать только орган надзора.
Межгосударственные нормативы
Международные стандарты составляет ISO. Для этой цели привлекаются эксперты из разных стан и отраслей. Их цель — унифицировать способы решения самых важных задач, основываясь на достижениях науки. Эти стандарты являются своего рода ориентирами для составления внутригосударственных норм. Они не имеют прямого действия.
То есть инженеры используют эти правила после того, как они зафиксированы в виде национальных нормативных актов. В странах СНГ действуют свои межгосударственные ГОСТы, которые имеют прямое действие и не дублируются в национальных актах.
Зарубежные нормативы могут быть обязательными и рекомендуемыми к применению. Первые называются техническими регламентами. Документы, которые содержат рекомендательные положения, не имеют ссылок на технические регламенты.
Межгосударственные нормы применяются на территории РФ в качестве отдельных норм в установленном законодательством порядке. Стандарты других стран используются в РФ в порядке, прописанном ФЗ №184.
Проектная документация
На каждый возводимый объект разрабатываются документы, раскрывающие сущность проекта, обосновывающие его целесообразность, с текстовыми, графическими материалами. В них содержатся архитектурные, технологические, конструктивные обоснования по обеспечению строительства и перевооружения объектов. Разработка проектной документации осуществляется по нормативным документам в конкретной отрасли.
В Градостроительном кодексе прописана обязательность по разработке документации для строительства, реконструкции и ремонта (если меняются несущие элементы) объектов недвижимости, в пределах участка, принадлежащего застройщику. Разработка проектной документации для частных домов не требуется. Перечень необходимых элементов представлен в Постановлении Правительства N 87 «О составе проектной документации».
Здесь же содержится расчётно-пояснительная записка с данными по техническим возможностям строительства, безопасности проведения работы в конкретных условиях. Сметно-нормативная база отражает стоимость строительства, обоснование целесообразности финансовых, материальных и трудовых затрат.
Пакет документов включает текстовую и графическую части. Первая содержит сведения об объекте, перечень принятых инженерных решений, записку с пояснениями, ссылки на нормативные документы, проектные расчеты. Чертежи с отображением принятых решений в виде схем и планов представлены в графической форме.
СНиПы по строительству
Строительные нормы и правила РФ устанавливают требования, цели и принципы, которыми следует руководствоваться в процессе возведения зданий. На сегодняшний день СНиПы находятся в процессе формирования. На практике используется ограниченное количество документов. На сегодняшний день действуют правила в отношении возведения и эксплуатации:
- зданий и сооружений;
- строматериалов и изделий;
- автомобильных дорог;
- инфраструктуры обычного и высокоскоростного ж/д транспорта, метрополитена;
- объектов морского и внутреннего водного транспорта.
Промышленное строительство регламентируется требованиями пожарной безопасности, безопасности автомобильных и железнодорожных дорог, внутреннего водного и морского транспорта. С целью выполнения обязательных регламентов используются межгосударственные стандарты. Во всех остальных случаях оценка возведенных зданий осуществляется по анализу рисков.
Технические регламенты
Основополагающим нормативным актом, которым регулируется промышленное строительство, является ФЗ № 184 «О техрегулировании». В нем прописаны минимальные требования, необходимые для обеспечения единства измерений и безопасности.
Деятельность строителей регулируется ФЗ № 384 «Техрегламент о безопасности зданий». В нем прописаны требования к уровню безопасности сооружений, которые не зависят от их назначения, и требования к процессам проектирования, возведения, наладки и сноса. Они разделены по таким пунктам:
- пожарная безопасность;
- механическая безопасность;
- условия сохранения здоровья человека, его проживания, пребывания в здании;
- меры безопасности, которые нужно предпринимать при некоторых природных явлениях;
- правила эксплуатации здания;
- энергетическая эффективность;
- доступ к зданию населения с ограниченными возможностями;
- воздействие сооружения на среду.
Здание не будет введено в эксплуатацию, если оно по характеристикам не соответствует регламентам. Перечисленные в законе нормы не применяются к сооружениям, строительство которых ведется по документации, находящейся на госэкспертизе или утвержденной, но не вступившей в силу. Сюда же относятся здания, документация на которые не подлежит госэкспертизе.
Прочие нормативные документы в строительстве
В каждой отрасли имеются свои стандарты экологической, пожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности. Например, вопросы охраны природы рассматриваются как в СНиПах, ГОСТах, так и в специальных постановлениях правительства, нормах экологических служб. Их также следует соблюдать при возведении зданий.
Источник: bishelp.ru