Решение исполкома об отводе земельного участка под строительство

Земельные отношения в России в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле регулируются Земельным кодексом Российской Федерации и иными нормативными актами.

Земельным кодексом РФ установлен порядок изъятия, представления и передачи земельных участков в собственность и аренду.

Согласно Земельному кодексу РФ для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются, по согласованию с собственником земли (землевладельцем, землепользователем), земельные участки несельскохозяйственного назначения или непригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой оценке.

Для строительства линий электропередач, связи, дорог, магистральных трубопроводов и других линейных сооружений допускается предоставление земель более высокого качества.

Данные объекты размещаются главным образом вдоль дорог, существующих трасс и границ полей севооборотов.

Раздел земельного участка. 5 требований Земельного кодекса РФ 2022

Предоставление земельных участков на площадях залегания полезных ископаемых производится по согласованию с органами государственного горного надзора.

Предприятия, учреждения, организации, заинтересованные в строительстве объекта, обращаются в местную администрацию района (города) с ходатайством о предварительном согласовании места его размещения, обосновав примерные размеры земельных участков и сроки пользования землей.

Администрация района (города) или по ее поручению местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам обеспечивает выбор земельного участка в натуре (на местности). При выборе участка принимают участие сельские (поселковые) администрации, собственники земли (арендаторы, представители соответствующих государственных служб и представители организаций, заинтересованных в отводе земель).

Результаты работы оформляются актом выбора земельного участка для размещения объекта. К акту прилагаются картографические материалы, расчеты убытков собственников земли, землевладельцев (арендаторов) и потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земельного участка.

Рассмотрение ходатайств о предварительном согласовании места размещения новых и расширения действующих промышленных предприятий, предназначенных для обеспечения федеральных и республиканских потребностей или имеющих межрегиональное значение, осуществляется при наличии согласия органов власти республик, входящих в состав РФ, а на строительство предприятий, предназначенных для обеспечения краевых, областных нужд, — согласия администрации края, области.

Местные администрации районов информируют население о возможном (предстоящем) предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает его интересы, и выясняют мнение граждан через местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной информации.

Граждане, общественные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, затрагивающих интересы населения.

Межевание. Порядок установления границ земельного участка. Что необходимо для регистрации права.

Материалы предварительного согласования места размещения объекта утверждаются администрацией района и решением представительного органа, которые являются основанием для проведения проектно-изыскательских работ и принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка.

Право собственности на землю и право пользования земельным участком удостоверяются государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующей местной администрацией района (города, поселений). Приступать к использованию земельных участков разрешается после установления границ этих участков в натуре (на местности).

Убытки, причиненные изъятием земельных участков под строительство объектов, подлежат возмещению в полном объеме (включая упущенную выгоду в расчете на предстоящий период).

Возмещение убытков, включая упущенную выгоду, производится предприятиями, организациями, которым отведены изымаемые земельные участки.

Предварительное согласование места размещения объекта не требуется в случаях предоставления земель для сельс- кохозяственного производства, строительства объектов в населенных пунктах в соответствии с их генеральными планами и проектами районной планировки и застройки.

Все земли городов, поселков, сельских населенных пунктов используются в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки.

Разрешения на строительство объектов на земельном участке, на который установлен градостроительный регламент27 или распространяется действие градостроительного регламента, выдаются органом местного самоуправления. В иных случаях разрешение выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Для получения разрешения застройщик направляет в соответствующий орган заявление с приложением следующих документов: ?

правоустанавливающие документы на земельный участок; ?

градостроительный план земельного участка; ?

материалы, содержащиеся в проектной документации и др. документы, предусмотренные ст. 51 ГсК РФ (утвержденного Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ)28.

Источник: laws.studio

Решение исполкома об отводе земельного участка под строительство

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 ноября 2017 г. N 23-КГ17-6

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Горшкова В.В.,

судей Гетман Е.С. и Марьина А.Н.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по искам Аслаханова М.И. и Аслаханова А.М. к мэрии г. Грозного и ООО «ИНЭ-Интерсервис» о признании незаконными действий по изъятию земельного участка для строительства многоквартирного жилого комплекса, возложении обязанности приостановить строительные работы, взыскании денежных средств и выделении трехкомнатной квартиры,

по встречному иску мэрии г. Грозного к Аслаханову М.И. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, аннулировании записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним

по кассационным жалобам Аслаханова М.И. и Аслаханова А.М. на решение Ленинского районного суда г. Грозного от 9 июня 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 25 августа 2016 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гетман Е.С., объяснения Аслаханова А.М., действующего в своих интересах и по доверенности в интересах Аслаханова М.И., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя мэрии г. Грозного Межиева И.М., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Аслаханов М.И. обратился в суд с иском (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) к мэрии г. Грозного и ООО «ИНЭ-Интерсервис» о признании незаконными действий по изъятию земельного участка для строительства многоквартирного жилого комплекса, возложении обязанности приостановить строительные работы, выделении трехкомнатной квартиры.

Аслаханов А.М. обратился в суд с иском (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) к мэрии г. Грозного и ООО «ИНЭ-Интерсервис» о признании незаконными действий по изъятию земельного участка для строительства многоквартирного жилого комплекса, возложении обязанности приостановить строительные работы, взыскании в счет незаконно изъятого земельного участка денежных средств в размере 2 635 000 руб., судебных расходов в размере 21 375 руб., расходов на оплату услуг оценщика в размере 5000 руб.

Определением Ленинского районного суда г. Грозного от 26 апреля 2016 г. указанные иски объединены в одно производство (л.д. 48).

Мэрия г. Грозного обратилась со встречным иском к Аслаханову М.И. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, аннулировании записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решением Ленинского районного суда г. Грозного от 9 июня 2016 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 25 августа 2016 г., в удовлетворении исковых требований отказано, встречные исковые требования удовлетворены. Суды признали отсутствующим право собственности Аслаханова М.И. на земельный участок с кадастровым номером <. >, расположенный по адресу: <. >.

Аслаханов М.И. и Аслаханов А.М. подали кассационные жалобы, в которых просят об отмене решения Ленинского районного суда г. Грозного от 9 июня 2016 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 25 августа 2016 г., как незаконных.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Гетман Е.С. от 5 октября 2017 г. кассационные жалобы с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах, возражения на кассационные жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобы подлежащими удовлетворению.

Согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 26 апреля 1991 г. приказом N 7 по совхозу «Юбилейный» Аслаханову М.И. предоставлен в бессрочное пользование приусадебный земельный участок площадью 1000 кв. м в с. <. >для улучшения жилищных условий и ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 18).

30 апреля 1991 г. решением исполнительного комитета Старосунженского сельского Совета народных депутатов Грозненского района Чечено-Ингушской Республики утвержден приказ директора совхоза «Юбилейный» о предоставлении Аслаханову М.И. в бессрочное пользование приусадебного земельного участка площадью 1 000 кв. м по <. >микрорайона для индивидуального строительства и ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 22).

30 апреля 1991 г. составлен акт об отводе земельного участка в натуре под строительство индивидуального жилого дома (л.д. 23 — 24).

23 января 2009 г. Аслаханов М.И. поставил на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером <. >и видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства». Границы земельного участка не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д. 20 — 21).

24 марта 2009 г. Аслаханов М.И. зарегистрировал право собственности на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) (л.д. 19).

25 апреля 1991 г. решением исполнительного комитета Старосунженского сельского Совета народных депутатов Грозненского района Чечено-Ингушской АССР Аслаханову А.М. предоставлен в бессрочное пользование земельный участок площадью 1000 кв. м по <. >микрорайона, N 208, для индивидуального строительства и ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 63).

25 апреля 1991 г. составлен акт об отводе земельного участка в натуре под строительство индивидуального жилого дома (л.д. 65 — 66).

20 декабря 2010 г. Аслаханов А.М. поставил земельный участок на кадастровый учет с кадастровым номером <. >и видом разрешенного использования «под индивидуальную жилую застройку». Границы земельного участка не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д. 68).

24 января 2011 г. Аслаханов А.М. зарегистрировал право собственности на земельный участок в ЕГРП (л.д. 64).

30 марта 2015 г. мэрия г. Грозного заключила с ООО «ИНЭ-Интерсервис» договор аренды земельного участка с кадастровым номером <. >общей площадью 39 000 кв. м сроком на 10 лет для строительства многоэтажного жилого комплекса (л.д. 34).

4 декабря 2015 г. решением Ленинского районного суда г. Грозного отказано в удовлетворении исковых требований Комитета имущественных и земельных отношений мэрии г. Грозного к Аслаханову А.М. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок и аннулировании записи в ЕГРП. Встречные исковые требования Аслаханова А.М. о возложении обязанности на мэрию г. Грозного выделить трехкомнатную квартиру взамен изъятого земельного участка удовлетворены. Суд возложил на мэрию г. Грозного обязанность выделить Аслаханову А.М. трехкомнатную квартиру по окончании строительства жилого дома (л.д. 181).

11 февраля 2016 г. апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики решение Ленинского районного суда г. Грозного от 4 декабря 2015 г. отменено в части удовлетворения встречных исковых требований Аслаханова А.М. к Комитету имущественных и земельных отношений мэрии г. Грозного, в указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Аслаханова А.М. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования мэрии г. Грозного, заявленные во встречном иске, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались законодательством, действовавшим на момент предоставления земельных участков истцам, в частности Земельным кодексом РСФСР, утвержденным Законом РСФСР от 1 июля 1970 г., и исходили из нарушения порядка предоставления земельных участков Аслаханову А.М. и Аслаханову М.И. в 1991 году, указав, что земельные участки были неправомерно предоставлены истцам по двум основаниям: для ведения личного подсобного хозяйства и для улучшения жилищных условий.

Читайте также:  Строительство на землях имеющих сельхозназначение

Кроме того, отказывая в удовлетворении исковых требований Аслаханова А.М., суды первой и апелляционной инстанций указали на то, что ранее апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 11 февраля 2016 г. право собственности Аслаханова А.М. на земельный участок признано отсутствующим.

С такими выводами судов первой и апелляционной инстанций согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно статье 4 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 1 июля 1970 г. и действовавшего на момент предоставления земельных участков истцам, вся земля в РСФСР входила в состав единого государственного земельного фонда, который в соответствии с основным целевым назначением земель состоял из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных в пользование колхозам, совхозам и другим землепользователям для сельскохозяйственных целей; земель населенных пунктов (городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов); земель промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения; земель государственного лесного фонда; земель государственного водного фонда; земель государственного запаса.

В соответствии со статьей 5 Земельного кодекса РСФСР отнесение земель к категориям, указанным в названной выше статье, производилось в соответствии с основным целевым назначением земель. Перевод земель из одной категории в другую производился в случаях изменения основного целевого назначения этих земель. Отнесение земель к указанным категориям и перевод их из одной категории в другую производились в соответствии с перспективными планами использования единого государственного земельного фонда органами, принимающими решения о предоставлении этих земель, если иной порядок не был предусмотрен законодательством Союза ССР и РСФСР.

В силу статей 9 и 10 Земельного кодекса РСФСР земля в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике предоставлялась в пользование колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям и учреждениям; промышленным, транспортным, другим несельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям и учреждениям; гражданам СССР. Пользование землей осуществлялось бесплатно, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством Союза ССР.

Согласно статье 11 Земельного кодекса РСФСР земля предоставлялась в бессрочное или временное пользование. Бессрочным (постоянным) признавалось землепользование без заранее установленного срока.

В соответствии со статьей 18 Земельного кодекса РСФСР право землепользования колхозов, совхозов и других землепользователей удостоверялось государственными актами на право пользования землей, которые выдавались исполнительными комитетами районных, городских Советов народных депутатов.

В силу статей 20 и 21 Земельного кодекса РСФСР землепользователи имели право и были обязаны пользоваться земельными участками в тех целях, для которых они им предоставлены.

В зависимости от целевого назначения каждого земельного участка, предоставленного в пользование, землепользователи имели право в установленном порядке: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения; производить посевы сельскохозяйственных культур, посадку лесных, плодовых, декоративных и других насаждений; проводить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы; пользоваться сенокосами, пастбищами и другими угодьями; использовать для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф и водные объекты, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли. Права землепользователей могли быть ограничены законом в государственных интересах, а также в интересах других землепользователей.

Согласно статье 56 Земельного кодекса РСФСР из земель, предоставленных в пользование совхозу или иному государственному сельскохозяйственному предприятию, организации и учреждению для сельскохозяйственных нужд, в соответствии с утвержденным проектом внутрихозяйственного землеустройства выделялись и отграничивались в натуре приусадебные земли, предназначенные для предоставления рабочим и служащим приусадебных земельных участков.

Из содержания указанных норм в их взаимосвязи следует, что на момент предоставления истцам земельных участков в бессрочное пользование Земельный кодекс РСФСР не разделял целевое назначение земельных участков только для индивидуального жилищного строительства либо только для ведения личного подсобного хозяйства.

Судом установлено, что Аслаханову М.И. предоставлялся в бессрочное пользование приусадебный земельный участок из приусадебного фонда с. Старая Сунжа за счет земель совхоза «Юбилейный» для улучшения жилищных условий и ведения личного подсобного хозяйства.

Аслаханову А.М. предоставлялся приусадебный земельный участок в бессрочное пользование для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства в порядке очередности исходя из списка лиц на выделение земельных участков.

Таким образом, земельные участки истцам были предоставлены в целях индивидуального жилищного строительства и ведения подсобного хозяйства одновременно, что не противоречило нормам Земельного кодекса РСФСР.

В связи с этим вывод судебных инстанций о нарушении порядка предоставления земельных участков Аслаханову А.М. и Аслаханову М.И. является ошибочным и не основан на нормах действовавшего законодательства.

В силу статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент регистрации права собственности на земельные участки) оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается (пункт 3).

Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП (абзац первый пункта 9).

Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац первый пункта 9.1).

Государственная регистрация прав собственности на указанные в пункте 9.1 земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется (абзац четвертый пункта 9.1).

Таким образом, Аслаханов М.И. и Аслаханов А.М. правомерно зарегистрировали право собственности на земельные участки, ранее предоставленные им в постоянное (бессрочное) пользование.

Каких-либо доказательств, подтверждающих поддельность документов, представленных Аслахановым М.И. и Аслахановым А.М. для государственной регистрации права собственности на спорные земельные участки, о чем мэрия г. Грозного заявляла в своих возражениях на первоначальные исковые требования, материалы дела не содержат, и суды на них не ссылались.

Кроме того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации обращает внимание на следующее.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 — 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).

В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

На основании части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Юридически значимыми обстоятельствами в настоящем деле являются обстоятельства, связанные с определением того, когда земельный участок с кадастровым номером <. >, переданный по договору аренды ООО «ИНЭ-Интерсервис», был поставлен на кадастровый учет, зарегистрировано ли на него право муниципальной собственности, вошли ли земельные участки с кадастровыми номерами <. >и <. >, принадлежащие на праве собственности соответственно Аслаханову А.М. и Аслаханову М.И., в границы земельного участка с кадастровым номером <. >, и если вошли, то суду следовало определить последствия наложения указанных земельных участков.

Однако эти обстоятельства установлены не были.

Ссылка судов на то, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 11 февраля 2016 г. было признано отсутствующим право собственности Аслаханова А.М. на земельный участок, также не может быть принята во внимание.

Решением Ленинского районного суда г. Грозного от 4 декабря 2015 г. отказано в удовлетворении исковых требований Комитета имущественных и земельных отношений мэрии г. Грозного к Аслаханову А.М. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок и аннулировании записи в ЕГРП. Встречные исковые требования Аслаханова А.М. о возложении обязанности на мэрию г. Грозного выделить трехкомнатную квартиру взамен изъятого земельного участка удовлетворены. Суд возложил на мэрию г. Грозного обязанность выделить Аслаханову А.М. трехкомнатную квартиру по окончании строительства жилого дома (л.д. 181).

Из резолютивной части апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 11 февраля 2016 г. следует, что решение Ленинского районного суда г. Грозного от 4 декабря 2015 г. в части удовлетворения встречных исковых требований Аслаханова А.М. к Комитету имущественных и земельных отношений мэрии г. Грозного о выделении взамен изъятого земельного участка равноценного земельного участка и трехкомнатной квартиры отменено, в этой части принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Аслаханова А.М. В остальной части решение суда оставлено без изменения (л.д. 189 — 190).

Следовательно, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Комитета имущественных и земельных отношений мэрии г. Грозного к Аслаханову А.М. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок и аннулировании записи в ЕГРП оставлено без изменения.

Кроме того, судами не было учтено следующее.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее — постановление Пленума N 10/22) лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 52 постановления Пленума N 10/22 в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (в том числе, если право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Таким образом, иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующими является исключительным способом защиты, применение данного способа защиты возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация) и установления факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.

На основании изложенного суду, учитывая конкретные обстоятельства дела, следовало установить, являлся ли надлежащим способом защиты права встречный иск, заявленный мэрией г. Грозного к Аслаханову А.М., и были ли нарушены права мэрии г. Грозного регистрацией права собственности Аслаханова А.М. на земельный участок, выделенный ему в 1991 году.

Однако этого судами также сделано не было.

Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм права являются существенными, они повлияли на исход дела, и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.

Таким образом, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым решение Ленинского районного суда г. Грозного от 9 июня 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 25 августа 2016 г. отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Читайте также:  Строительство бама началось во время правления кого

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

решение Ленинского районного суда г. Грозного от 9 июня 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 25 августа 2016 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Источник: legalacts.ru

Решение исполкома об отводе земельного участка под строительство

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ РСФСР

ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА

от 19 декабря 1966 г. N 86

1. Утвердить согласованную с Министерством сельского хозяйства РСФСР, Министерством коммунального хозяйства РСФСР и Юридической комиссией при Совете Министров РСФСР Инструкцию о порядке отвода земельных участков под индивидуальное жилищное строительство на территории РСФСР согласно Приложению.

2. Хозяйственному управлению (т. Цивину ) обеспечить размножение указанной Инструкции в кратчайший срок.

Председатель Госстроя РСФСР

Приказом Госстроя РСФСР

от 19 декабря 1966 г. N 86

Срок введения в действие

с 1 января 1967 года

О ПОРЯДКЕ ОТВОДА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

ПОД ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

НА ТЕРРИТОРИИ РСФСР

Инструкция о порядке отвода земельных участков под индивидуальное жилищное строительство на территории РСФСР утверждена Приказом Госстроя РСФСР от 19 декабря 1966 г. N 86 в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 21 мая 1966 г. N 468.

Инструкция согласована с Министерством сельского хозяйства РСФСР, Министерством коммунального хозяйства РСФСР и Юридической комиссией при Совете Министров РСФСР.

Разработана Отделом планировки и застройки городов и населенных пунктов Госстроя РСФСР.

I. Общие положения

1. Отвод земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в РСФСР производится в городах и поселках, за исключением городов, являющихся областными, краевыми и республиканскими (АССР) центрами, городов с населением свыше 100 тыс. человек и курортных городов.

Отвод земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в городах с населением свыше 100 тыс. человек, кроме курортных городов и городов, являющихся столицами автономных республик и административными центрами краев и областей, может, в отдельных случаях, разрешаться Госстроем РСФСР .

Постановление Совета Министров РСФСР от 21 мая 1966 г. N 468.

Предоставление земельных участков для переноса жилых домов и других строений, в связи с отводом земель для государственных и общественных надобностей, допускается в пределах той местности, где произведен отвод земель.

2. Советам Министров Калмыцкой, Тувинской и Якутской автономных республик, Магаданскому и Сахалинскому облисполкомам разрешено Советом Министров РСФСР производить в 1966 — 1970 годах отвод в установленном порядке земельных участков под индивидуальное жилищное строительство соответственно в городах Элисте, Кызыле, Якутске, Магадане и Южно-Сахалинске.

3. Для рассмотрения вопросов об отводе участков под индивидуальное жилищное строительство в городах с населением свыше 100 тысяч человек в Госстрой РСФСР представляются следующие документы: ходатайство Совета Министров АССР, крайисполкома, облисполкома с обоснованием необходимости и целесообразности индивидуального жилищного строительства в городе; выкопировка из генерального плана или плана городских земель с размещением на этих планах проектируемых районов, отдельных населенных пунктов или участков индивидуального строительства; справка об объемах и стоимости работ (в укрупненных показателях) по дорожному строительству, инженерному оборудованию территории и культурно-бытовому строительству; справка об источниках финансирования указанных выше работ и плановых сроках строительства.

4. Размещение районов, участков индивидуальной застройки в городах, рабочих, курортных и дачных поселках производится на основе проектов планировки, утвержденных в установленном порядке.

5. Новые районы индивидуальной застройки могут быть размещены не только на территории данного города, но и за его пределами (за чертой города) в виде отдельных населенных пунктов, соответственно благоустроенных .

О строительстве и благоустройстве районов индивидуального строительства см. Инструкцию Госстроя РСФСР о порядке планировки, застройки и благоустройства районов индивидуального строительства, утвержденную 3 августа 1963 г.

6. Отвод земельных участков для индивидуального строительства в сельской местности должен производиться на основе проектов планировки и застройки населенных пунктов, подлежащих развитию, перечень которых утверждается соответствующими Советами Министров автономных республик, крайисполкомами и облисполкомами.

II. Порядок отвода земельных участков для индивидуального

7. Отвод земельных участков для нужд индивидуального жилищного строительства из земель предприятий, учреждений, организаций всех министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций местного подчинения, совхозов, подсобных хозяйств общей площадью до 50 гектаров, из земель колхозов — до 25 гектаров, из земель гослесфонда общей площадью до 50 гектаров в районах с лесистостью от 50% и выше и до 25 гектаров в районах с лесистостью ниже 50% производится по решениям Советов Министров автономных республик, крайисполкомов и облисполкомов .

Постановление Совета Министров РСФСР от 5 июня 1961 г. N 696 (СП РСФСР, 1961, N 16, ст. 60).

Отвод земельных участков из земель перечисленных землепользователей в больших размерах, чем это указано в настоящем пункте, производится по решениям Совета Министров РСФСР.

8. Отвод земельных участков для индивидуального строительства из земель, находящихся в пользовании граждан, производится в установленном порядке в соответствии с проектами перепланировки районов, кварталов, согласованными с республиканскими (АССР) управлениями, областными, краевыми отделами по делам строительства и архитектуры и утвержденными соответственно краевыми, областными исполкомами Советов депутатов трудящихся и Советами Министров автономных республик.

Указанный выше отвод земельных участков со сносом жилых домов и других строений может быть допущен в каждом отдельном случае лишь с разрешения соответствующего исполкома краевого, областного Совета депутатов трудящихся, Совета Министров автономной республики.

9. Ходатайства об отводе земельных участков для индивидуального строительства из земель колхозов, совхозов, предприятий, учреждений и организаций всех министерств и ведомств в сельской местности, гослесфонда , госземзапаса , а также из земель сельскохозяйственных предприятий и организаций, размещенных в черте городов, рабочих, курортных и дачных поселков возбуждаются и рассматриваются в порядке, установленном «Положением о порядке возбуждения и рассмотрения ходатайств об отводе земельных участков для государственных, общественных и других надобностей», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 февраля 1966 г. N 197 (см. Приложение N 1 — не приводится).

Подготовка материалов по отводу земельных участков из земель колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, размещенных в черте городов, рабочих, курортных и дачных поселков, производится главными архитекторами городов и районными архитекторами, областными, краевыми отделами и республиканскими (АССР) управлениями по делам строительства и архитектуры по согласованию с районными производственными управлениями сельского хозяйства.

10. Ходатайства об отводе земельных участков для индивидуального строительства из земель предприятий, организаций, не связанных с сельским хозяйством, и гослесфонда , размещенных в черте городов, рабочих, курортных и дачных поселков, возбуждаются перед Советами Министров АССР, крайисполкомами и облисполкомами, которые поручают главным архитекторам городов (районным архитекторам) в 2-недельный срок рассмотреть заявки, оформить дело отвода земельного участка и со своим заключением представить материалы на рассмотрение горисполкомов, райисполкомов.

В деле отвода земельного участка должны быть следующие документы:

а) заявка министерства, ведомства, предприятия, учреждения, горисполкома, райисполкома об отводе земельного участка с обоснованием его размера;

б) выкопировка из генерального плана города, поселка или плана городских земель, с нанесением на ней земельного участка, подлежащего отводу;

в) проект или схема размещения всех объектов строительства на испрашиваемом участке с указанием очередности строительства;

г) план (чертеж) землепользования, из которого отводится земельный участок с экспликацией земель;

д) акт комиссии горисполкома, райисполкома (с участием заинтересованных сторон) об оценке строений, фруктово-ягодных насаждений, неиспользованных затрат, вложенных в отводимый земельный участок;

е) акт технического обследования и план лесных участков, составленные лесхозом, в случае, если отвод участка производится из земель, покрытых лесом;

ж) согласие или возражение землепользователя в связи с отводом части или полностью земельного участка;

з) справка соответствующего территориального геологического управления Министерства геологии РСФСР об отсутствии под площадками, намеченными к отводу, выявленных запасов полезных ископаемых;

и) заключение архитектора города (районного архитектора);

к) решение райисполкома (горисполкома).

11. После принятия решения по вопросу об отводе земельного участка главный архитектор города (районный архитектор) направляет дело по отводу земельного участка в краевой, областной отдел или республиканское (АССР) управление по делам строительства и архитектуры.

12. Областной, краевой отдел или республиканское управление по делам строительства и архитектуры в 2-недельный срок рассматривает материалы, поступающие от главных архитекторов городов или районных архитекторов об отводе земельных участков, согласовывает с республиканскими, краевыми, областными органами или с соответствующим предприятием, учреждением, организацией союзного значения, из земель которых производится отвод земельных участков, дает заключения и вносит предложения об отводе участков на рассмотрение Совета Министров автономной республики, крайисполкома, облисполкома.

13. Возникающие при отводе земель для индивидуального жилищного строительства вопросы о возмещении затрат землепользователям решаются на основании следующих законодательных актов:

а) передача исполкомам городских, районных Советов депутатов трудящихся или государственным предприятиям и организациям строений, сооружений, принадлежащих государственным предприятиям, производится в порядке, установленном Постановлением СНК СССР от 15 февраля 1936 г. N 254 (С.З. СССР, 1936, N 11, ст. 93);

б) передача исполкомам городских, районных Советов депутатов трудящихся или государственным предприятиям и организациям строений и сооружений, принадлежащих кооперативным (общественным) организациям, производится в порядке, установленном Постановлением СНК СССР от 5 мая 1940 г. N 667 (С.П. СССР, 1940, N 15, ст. 364);

в) возмещение затрат гражданам за принадлежащие им сносимые строения и сооружения производится в порядке, установленном Постановлениями Совета Министров СССР от 15 декабря 1961 г. N 1131 и от 16 августа 1966 г. N 651.

14. Компенсация за передаваемые сельскохозяйственными предприятиями, колхозами, совхозами пашни, сенокосы, выгоны, сады и т.п. производится в порядке, установленном Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 февраля 1966 г. N 197, и в соответствии с Инструкцией о порядке возмещения колхозам, совхозам и другим государственным сельскохозяйственным предприятиям расходов на освоение новых земель, взамен сельскохозяйственных угодий, отводимых для строительства и других сельскохозяйственных целей, разработанной и утвержденной 20 июня 1966 г. Министерством сельского хозяйства РСФСР, Министерством финансов РСФСР и Российской республиканской конторой Госбанка СССР.

Компенсация гражданам за фруктово-ягодные насаждения и посевы производится в порядке, установленном Постановлением Совета Министров СССР от 15 декабря 1961 г. N 1131.

III. Размеры земельных участков, отводимых

15. Размеры земельных участков, отводимых индивидуальным застройщикам в городах, рабочих, курортных и дачных поселках, определяются в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 26 августа 1948 г. N 3211 исполкомами краевых, областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся в зависимости от размера дома и местных условий, в пределах норм: в городе от 300 до 600 кв. метров, вне города от 700 до 1200 кв. метров.

Усадебные участки размером 300 — 400 кв. метров отводятся в городах на территориях, обеспеченных канализацией.

16. Для постоянных рабочих, специалистов и служащих совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, находящихся в сельской местности, в поселках городского типа (в рабочих, курортных и дачных поселках) и городах районного подчинения, а также для сезонных рабочих указанных предприятий — бывших членов колхозов, преобразованных в эти предприятия, размер приусадебных участков установлен на семью до 0,30 гектара.

Указанным выше рабочим и служащим на территории застройки городов, рабочих, курортных и дачных поселков, определенной проектом планировки, отводятся участки в размерах, установленных Постановлением Совета Министров СССР от 26 августа 1948 г. N 3211.

За одинокими престарелыми и нетрудоспособными колхозниками колхозов, преобразованных в совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, сохраняется пожизненно приусадебный земельный участок, которым они пользовались в колхозе.

17. Для проживающих и работающих в сельской местности по специальности агрономов, зоотехников и других специалистов сельского хозяйства, включая работников, имеющих среднее и высшее специальное счетно-экономическое образование, механизаторов и инженерно-технических работников ремонтных мастерских и производственных подразделений объединений и отделений «Сельхозтехника», машинно-мелиоративных станций, оросительных, обводнительных, осушительных систем, водохранилищ и каналов системы Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР, механизаторов, работающих в колхозах, лесников, постоянных рабочих, инженерно-технических работников и служащих предприятий лесного хозяйства и лесной промышленности, работников гидрометеорологической службы, общеобразовательных и специальных школ, медицинских учреждений, отделов рабочего снабжения при предприятиях лесного хозяйства и лесной промышленности, директоров и преподавателей техникумов и других учебных заведений, работников связи, молочных, маслодельных и сыродельных заводов, совхозрабкоопов и сельпо, сельских Советов, сельских клубов и домов культуры, библиотек, детских домов, детских садов , детских яслей, киномехаников, обслуживающих сельские клубы и дома культуры, охотоведов и охоттехников районной службы охотничьего надзора Главохоты РСФСР, штатных охотников, рабочих, специалистов и служащих госпромхозов и коопзверопромхозов размеры приусадебных участков установлены до 0,25 гектара.

Читайте также:  Материал для строительства цехов

18. Для рабочих и служащих, проживающих в Сахалинской, Камчатской и Магаданской областях, Амурском, Аяно -Майском, Верхнебуреинском , Комсомольском, Нанайском, Охотском, имени Полины Осипенко, Тугуро-Чумиканском и Ульчском районах, на части территории, административно подчиненной горсовету г. Николаевска-на-Амуре (в границах бывшего Нижне-Амурского района) и горсовету г. Советская Гавань Хабаровского края, размеры участков установлены до 0,50 гектара.

19. Для проживающих в сельской местности рабочих, служащих и других граждан (не указанных в п. п. 16, 17, 18) размеры земельных участков установлены до 0,15 гектара.

20. Размеры приусадебных участков, предусмотренные в п. п. 16, 17, 18 и 19 настоящей Инструкции, на поливных землях сокращаются наполовину.

21. Исполкомам городских и районных Советов депутатов трудящихся с согласия общих собраний членов колхозов (собраний уполномоченных), руководителей совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий разрешено оставлять в виде исключения сверх установленных норм в пользовании рабочих, служащих и других граждан — не членов колхозов мелкие отрезки площадью 0,03 — 0,05 гектара, образовавшиеся в результате упорядочения приусадебного землепользования этих лиц.

Указанные отрезки оставляются в пользовании упомянутых лиц в случаях, если их невозможно использовать в общественном хозяйстве колхозов, совхозов и других предприятий и организаций или передать другим гражданам.

22. В целях более рациональной планировки и застройки населенных пунктов колхозов, совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий и их благоустройства рекомендуется, в пределах установленных норм приусадебных участков, выделять часть земли при жилом доме, а остальную часть за пределами населенного пункта.

23. В городах, рабочих, курортных и дачных поселках на двухквартирный жилой дом отводится один земельный участок в пределах норм, установленных Постановлением Совета Министров СССР от 26 августа 1948 г. N 3211, т.е. в городе от 300 до 600 кв. м, вне города 700 — 1200 кв. м.

Земельные участки для строительства многоквартирных жилых домов силами индивидуальных застройщиков на началах трудовой взаимопомощи с сохранением права личной собственности одного застройщика на одну квартиру отводятся в размерах, определяемых исполкомами городских, районных Советов депутатов трудящихся .

Постановление Совета Министров РСФСР от 9 июля 1959 г. N 1184 (СП РСФСР, 1959, N 9, ст. 77).

24. Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 1 июля 1958 г. генералам, адмиралам и старшим офицерам, прослужившим не менее 25 календарных лет в Советской Армии, Военно-Морском Флоте, войсках и органах Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, а также генералам, адмиралам и старшим офицерам, прослужившим не менее 25 лет и уволенным в запас или в отставку по состоянию здоровья или по возрасту, земельные участки для индивидуального жилищного строительства отводятся в следующих размерах:

а) в поселках городского типа (рабочих, курортных и дачных поселках) и курортных местностях до 0,12 гектара;

б) во всех остальных местностях: генералам и адмиралам до 0,25 гектара и старшим офицерам до 0,15 гектара.

В районах орошаемого земледелия указанные в подпунктах «а» и «б» размеры земельных участков сокращаются наполовину.

Отвод земельных участков генералам, адмиралам и старшим офицерам для индивидуального жилищного строительства в городах производится в размерах, предусмотренных Постановлением Совета Министров СССР от 26 августа 1948 г. N 3211, т.е. от 300 до 600 кв. м.

25. В городах, рабочих, курортных и дачных поселках при наличии на участке двух отдельно стоящих домов, принадлежащих разным владельцам, земельный участок может быть разделен и образованы два самостоятельных домовладения.

Раздел может быть произведен при условии, если оба дома приняты в эксплуатацию и если размеры участков позволяют организовать самостоятельные домовладения.

IV. Правовое оформление отвода земельных участков

для индивидуального жилищного строительства

26. Документами, подтверждающими право граждан на строительство индивидуальных жилых домов и пользование земельным участком в городах, рабочих, курортных и дачных поселках, являются: решение исполкома городского, районного Совета депутатов трудящихся об отводе земельного участка; договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности; план земельного участка, проект застройки участка и разрешение на строительство, выдаваемые главным архитектором города или районным архитектором.

27. Для выделения земельных участков граждане подают заявления в исполкомы городских, районных Советов депутатов трудящихся с приложением ходатайства от администрации или профсоюзной организации по месту работы и акта проверки жилищных условий, подписанного работником жилищного (коммунального) хозяйства и представителем профсоюзной организации. Городские и районные исполкомы Советов депутатов трудящихся рассматривают заявления граждан не позднее двадцатидневного срока со дня подачи.

28. В рабочих, курортных и дачных поселках заявления граждан на отвод земельных участков под индивидуальное строительство подаются через исполкомы поселковых Советов депутатов трудящихся в соответствующие исполкомы городских или районных Советов депутатов трудящихся.

29. Решения исполкомов городских и районных Советов депутатов трудящихся устанавливают:

а) кому отводится земельный участок;

б) подробное местонахождение участка и размер его площади;

в) размер жилой площади возводимого строения (не менее 25 кв. метров и не более 60 кв. метров жилой площади на одного застройщика);

г) задание главному архитектору города или районному архитектору на отвод участка в натуре;

д) предложение застройщику заключить с отделом коммунального хозяйства договор о предоставлении участка в бессрочное пользование и удостоверить договор в нотариальной конторе;

е) обязанность застройщика перенести строения или компенсировать в установленном оценочной комиссией исполкома городского, районного Совета депутатов трудящихся размере прежнему землепользователю стоимость сносимых строений или их переноса, а также стоимость фруктово-ягодных насаждений и прочие затраты;

ж) обязательства застройщика в отношении сохранения подземных коммуникаций, проходящих через участок, зеленых насаждений, благоустройства участка и прилегающей к нему территории;

з) прочие условия по застройке и эксплуатации участка.

30. На основании решения исполкома городского, районного Совета депутатов трудящихся главным архитектором города или районным архитектором производится в городе, рабочем, курортном и дачном поселке отвод земельного участка в натуре. После этого отдел коммунального хозяйства заключает с застройщиком договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности в соответствии с Типовым договором, утвержденным Приказом Госстроя РСФСР и Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 6 октября 1965 г. N 67 (Приложение N 2 — не приводится).

На отвод участка в натуре составляется акт.

31. Приусадебные земельные участки колхозникам и другим гражданам — не членам колхоза отводятся в сельской местности из свободных земель приусадебного фонда колхоза по решению общего собрания членов колхоза (собрания уполномоченных) в соответствии с проектом планировки и застройки сельского населенного пункта, утвержденным исполкомом районного Совета депутатов трудящихся.

Приусадебные земельные участки рабочим и служащим совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также другим гражданам в сельской местности отводятся из земель совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений по приказу директора или руководителя этого хозяйства и из других земель по решениям райисполкомов в соответствии с проектом планировки и застройки сельского населенного пункта, утвержденным Министерством сельского хозяйства автономной республики или областным, краевым управлением сельского хозяйства.

Проекты планировки согласовываются с областными, краевыми отделами и республиканскими (АССР) управлениями по делам строительства и архитектуры.

32. При отсутствии проекта планировки и застройки сельского населенного пункта районный архитектор на период разработки проекта устанавливает, по согласованию с производственным управлением сельского хозяйства, район первой очереди строительства и обеспечивает разработку проекта планировки и застройки этого района. Отвод участков в этом населенном пункте производится на основе проекта планировки и застройки района первой очереди строительства, утвержденного исполкомом районного Совета депутатов трудящихся.

33. Документами на право строительства и пользования приусадебным земельным участком в сельской местности, отводимом из земель колхоза и совхоза или другого сельскохозяйственного предприятия, являются: постановление общего собрания членов колхоза (собрания уполномоченных), приказ директора совхоза или руководителя другого сельскохозяйственного предприятия; акт отвода земельного участка; проект застройки приусадебного земельного участка и разрешение на строительство, выдаваемые районным архитектором.

Строительство жилого дома осуществляется по согласованному с районным архитектором типовому или надлежаще утвержденному индивидуальному проекту .

Пользование земельным участком на землях колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий членом колхоза, рабочим, служащим и др. гражданами регистрируется в земельной шнуровой книге.

34. Отвод земельных участков для индивидуального строительства членам колхоза, работникам совхоза на территории, определенной проектом планировки и застройки города , рабочего, курортного, дачного поселка, оформляется по их заявлениям и ходатайствам правлений колхозов или директоров совхозов в порядке, установленном для отвода земельных участков под жилищное строительство в городе (п. 30 настоящей Инструкции).

35. В случаях, когда индивидуальное строительство осуществляется в населенных пунктах колхозов и совхозов на землях, изъятых у них для этой цели, в порядке, предусмотренном Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 февраля 1966 г. N 197, земельные участки рабочим и служащим для индивидуального строительства предоставляются по правилам, установленным для отвода земельных участков в городах (п. 30 настоящей Инструкции).

Источник: www.libussr.ru

Постановление об отводе земельного участка отменено

Уважаемые коллеги, я совершенно не специалист в области земельных отношений, пришлось столкнуться с ситуацией создавшей много трудносией для меня — времени искать и читать нормативку совсем нет, поэтому вынужден просить помощи.

в 1994 г. в связи с решением горисполкома постановлением администрации гражданину отведен в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства. Выданы:
1. Свидетельство о праве собственности на землю
2. Постановление об отводе земельного участка.

в 1998 г. ТА ЖЕ самая адмниистрация по протесту прокуратуры отменяет указанное постановление и признает правоустанавливающие документы недействительными.

На удачу обращаюсь в Регистрационную службу с заявлением о государственной регистрации права — соответственно получаем отказ на основании того что постановления отменены.

Вопрос состоит в том, что на мой взгляд отменять эти постановления должен был суд на основании ч.3 ст 35 Конституции РФ. Суда никакого не было — это известно точно.

Реально ли восстановить права на землю на ваш взгляд?
Если да = прошу помочь определиться со способом защиты права.

#2 Ионыч Ионыч —>

1994 г. в связи с решением горисполкома постановлением администрации

#3 LAMlawkeeper LAMlawkeeper —>

В курсе, что сейчас даже не 2008 год?

в общем да — однако узнали об отмене постановлений когда обратились за регистрацией, никто ж не сообщал. Однако в администрации стоят на том что всех уведомляли заказными письмами о необходимости переоформить документы. (притом у них же), но понятно что ни каких писем не было.

Да и в общем то в суд все равно лучше обратиться по голове там еще никаму не дали. Вопрос в другом — подобрать более подходящий способ защиты права.

Добавлено немного позже:

полномочия были у них такие, вы проверяли?? Если нет, то однодикственно — «давали/не давали. «

3.1. Земельные участки под индивидуальное жилищное строительство предоставляются гражданам на основании решения исполкома городского, районного Совета народных депутатов.
Основанием для рассмотрения просьбы о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома является письменное заявление гражданина, которое подается в исполком городского, районного Совета народных депутатов. — ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ОТВОДА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОД ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В РСФСР

Статья 19 №К РСФСР Компетенция городских Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений
Ведению городских Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений подлежит:
1) предоставление на основании утвержденного генерального плана города и проекта планировки и застройки земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передача их в собственность и аренду в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса;

Источник: forum.yurclub.ru

Рейтинг
Загрузка ...