Правила приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов устанавливаются в целях защиты прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства.
Главная задача Правил — установление общих принципов объективной, независимой и всесторонней оценки готовности законченных строительством объектов к нормальной эксплуатации, а также упорядочение процедур приемки, ввода и их документирования.
Правила основаны на методе комиссионной проверки соответствия законченных строительством объектов утвержденной в установленном порядке проектной документации и требованиям нормативных документов.
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Дата введения 28 июля 2000 г.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящие нормы устанавливают порядок приемки и ввода в эксплуатацию законченных новым строительством, расширением, реконструкцией, техническим перевооружением (в дальнейшем — строительством) объектов производственного и непроизводственного назначения независимо от источников финансирования, кроме малоэтажных жилых домов и вспомогательных построек индивидуальных застройщиков, приемка и ввод в эксплуатацию которых осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующими территориальными строительными нормами Республики Дагестан.
Порядок установления дополнительных требований. Разбор постановления от 29.12.2021 № 2571
1.2. Положения настоящего документа обязательны для органов управления и надзора, предприятий, организаций и объединений, юридических и физических лиц (независимо от форм собственности и принадлежности), участвующих в строительстве, приемке и вводе в эксплуатацию объектов на территории Республики Дагестан.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящих территориальных строительных нормах применены следующие термины и их определения.
2.1. Инвестор — единое юридическое или физическое лицо или уполномоченное руководством подразделение организации комплексного типа, осуществляющее от своего имени или группы юридических (физических) лиц-вкладчиков вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций на строительство объекта в объеме полного его инвестирования, а также обеспечивающее их целевое использование.
2.2. Вкладчик — юридическое или физическое лицо, передающее инвестору на договорных условиях собственные, заемные или привлеченные средства в качестве доли для формирования инвестиций на строительство объекта.
2.3.* Заказчик — инвестор или другое, уполномоченное инвестором юридическое или физическое лицо, или уполномоченное руководством подразделение организации комплексного типа, осуществляющее реализацию инвестиционного проекта по строительству и вводу в эксплуатацию объекта за счет средств инвестора с привлечением подрядчика на основе договора подряда для выполнения строительно-монтажных работ.
2.4. Индивидуальный застройщик — физическое лицо, осуществляющее для собственных нужд за свой счет, своими силами и под свою ответственность строительство малоэтажного жилого дома и вспомогательных построек без привлечения подрядчика.
Подготовка текста КС и прямого соглашения: пошаговый разбор вместе со Сбером
2.5. Подрядчик — юридическое или физическое лицо, принимающее на себя по договору подряда с заказчиком обязательство своими силами и под свою ответственность выполнить строительно-монтажные работы, обеспечивающие полную реализацию инвестиционного проекта по строительству объекта.
2.6. Генеральный подрядчик — подрядчик, привлекающий на договорной основе субподрядчиков к выполнению специальных работ при реализации инвестиционного проекта по строительству объекта.
2.7. Объект — предусмотренный утвержденной в установленном порядке проектной документацией комплекс зданий и сооружений, отдельное здание или сооружение или его автономная часть в составе, обеспечивающем их самостоятельную эксплуатацию по назначению в соответствии с требованиями нормативных документов.
2.8. Законченный строительством объект — объект, на котором выполнены и приняты в соответствии с требованиями проекта и нормативных документов все строительно-монтажные работы, а также пуско-наладочные и другие работы по подготовке его к вводу в эксплуатацию.
2.9. Приемка законченного строительством объекта — комиссионная проверка и документальное подтверждение готовности объекта к вводу в эксплуатацию.
2.10. Приемочная комиссия — временный коллегиальный орган, устанавливающий и документально подтверждающий соответствие законченного строительством объекта утвержденной в установленном порядке проектной документации и требованиям нормативных документов, а также готовность его к вводу в эксплуатацию.
2.11.* Ввод объекта в эксплуатацию — юридическое действие, осуществляемое заказчиком состоящее из приемки объекта приемочной комиссией, утверждения акта приемки заказчиком, включения объекта в государственную статистическую отчетность о вводе, технической паспортизации, государственной регистрации и начала эксплуатации объекта в соответствии с его назначением.
2.12. Техническая паспортизация объекта — составление технического паспорта объекта органами технической инвентаризации в установленном порядке.
2.13. Государственная регистрация объекта — регистрация права собственности на здания, сооружения и другое вновь созданное недвижимое имущество, а также сделок с ним в уполномоченных государственных органах в установленном порядке.
2.14. Малоэтажные жилые дома — жилые дома, которые могут иметь до двух жилых этажей, цокольные и мансардные этажи.
2.15. Вспомогательные постройки — служебно-хозяйственные строения на индивидуальном приусадебном участке, выполняющие вспомогательные функции для ведения домашнего хозяйства.
3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1. Законченный строительством объект должен быть принят приемочной комиссией и введен в эксплуатацию в установленном данными нормами порядке.
3.2.* Подрядчик имеет право предъявить заказчику для приемки, заказчик — назначить приемочную комиссию, а приемочная комиссия — принять только законченный строительством объект при наличии документации в соответствии с перечнем, приведенным в приложении А .
3.3.* При строительстве объектов «хозяйственным способом», когда заказчик и подрядчик, а иногда и проектировщик, являются одним и тем же юридическим лицом, комиссия назначается не заказчиком, а непосредственно органом самоуправления.
Обязанности заказчика и подрядчика должны быть закреплены за разными подразделениями комплексной организации с запретом на возможность их совмещения одним лицом.
3.4.* Заказчик имеет право ввести в эксплуатацию только законченный строительством и принятый приемочной комиссией объект при наличии документации в соответствии с перечнем, приведенным в приложении А .
3.5. Принятый и введенный в эксплуатацию объект должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к законченным строительством объектам.
Незавершенными при вводе объектов в эксплуатацию могут оставаться работы по внутренней отделке помещений, установке санитарно-технического оборудования и бытовых приборов в тех случаях, когда соглашениями между участниками инвестиционного процесса предусмотрено доведение помещений до полной готовности иждивением пользователя (собственника) объекта или жильцами дома.
На объектах, принимаемых в эксплуатацию в зимнее время, допускается по решению приемочной комиссии переносить сроки выполнения работ по озеленению, устройству верхнего покрытия подъездных путей к зданиям, тротуаров, хозяйственных, игровых и спортивных площадок, а также отделке элементов фасадов зданий на ближайший весенне-летний период, но не позднее августа месяца, со сдачей их приемочной комиссии в установленном данными нормами порядке.
3.6. Заселение жилых домов и эксплуатация объектов гражданского назначения, а также промышленная эксплуатация производственных объектов до их приемки и ввода в эксплуатацию в соответствии с настоящими нормами запрещается.
4. ПОРЯДОК ПРИЕМКИ И ВВОДА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЗАКОНЧЕННЫХ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ОБЪЕКТОВ
4.2.* Заказчик должен подготовить объект к вводу в эксплуатацию, обеспечив: выполнение комплексного опробования оборудования и пуско-наладочных работ с пробным выпуском продукции, передачу территориальным или другим эксплуатационным организациям внешних наружных коммуникаций на обслуживание, получение специальных разрешений на эксплуатацию объектов и оборудования в соответствующих органах государственного надзора.
4.3.* Законченный строительством и подготовленный к вводу в эксплуатацию объект подрядчик обязан заблаговременно в зависимости от его характера и сложности предъявить заказчику для приемки приемочной комиссией, представив документацию в соответствии с перечнем, приведенным в приложении А .
4.4.* Заказчик обязан в течение 15 дней после получения заявки подрядчика назначить приемочную комиссию либо дать в письменной форме мотивированный отказ в ее назначении.
Персональный состав комиссии должен устанавливаться заказчиком по согласованию (не позднее, чем за 15 дней до начала работы комиссии) с органами, представители которых должны включаться в состав комиссии.
Замена персонального состава комиссии после ее назначения в обоснованных случаях может производиться органами, представители которых заменяются, что подтверждается доверенностью, оформленной в установленном порядке.
Заказчиком в состав приемочной комиссии могут включаться также представители других органов государственного и ведомственного надзора и контроля, других заинтересованных органов и организаций.
4.7. Председатель и члены приемочной комиссии должны проверить законченность строительством и подготовленность объекта к вводу в эксплуатацию в соответствии с требованиями проектной документации и нормативных документов.
4.8. Приемочная комиссия самостоятельно устанавливает программу проверки, назначает в необходимых случаях контрольные опробования, испытания и проверки, в том числе со вскрытием отдельных узлов и конструкций.
4.9. Приемка законченного строительством объекта оформляется актом приемочной комиссии, который должен быть составлен председателем приемочной комиссии по формам, приведенным в приложении Г , Д и Е в пяти экземплярах. К акту должны быть приложены документы по перечню, приведенному в приложении А .
При этом представитель инспекции Госархстройнадзора РД подписывает акт при наличии подписей других надзорных органов, которым этот объект подконтролен.
Право подписи акта имеют только лица, персонально назначенные в состав приемочной комиссии в соответствии с п. 4.5* и п. 4.6* .
4.11. В случае отказа отдельных членов приемочной комиссии от подписи акта, они должны представить председателю комиссии мотивированные заключения в письменной форме с изложением замечаний, входящих в полномочия органов, давших заключения, и имеющих отношение к исполнению требований проектной документации принимаемого объекта и нормативных документов. Эти требования должны быть выполнены или сняты с участием органов, давших заключения. Объекты, по которым не выполнены или не сняты такие требования в установленный для работы комиссии срок, должны быть признаны комиссией не подготовленными к приемке.
4.12. Приемочная комиссия при установлении неподготовленности объекта к приемке должна составить в письменной форме, в четырех экземплярах, мотивированное заключение об этом и в установленный для работы комиссии срок представить его инвестору, заказчику, подрядчику и органам Гасархстройнадзора.
4.13. Объекты, по которым акты не подписаны в установленном п. 4.10* порядке в установленный для работы комиссии срок, считаются не принятыми и по ним должна быть назначена приемочная комиссия повторно.
4.17.* После утверждения акта приемки заказчиком участники строительства представляют статистическую отчетность в установленном порядке.
4.18.* Заказчик в течение пяти дней после утверждения акта приемки должен получить в органах технической инвентаризации, а органы технической инвентаризации — выдать заказчику технический паспорт объекта в установленном порядке.
4.19.* Заказчик в течение трех дней после получения технического паспорта объекта должен осуществить государственную регистрацию объекта, а специально уполномоченные органы произвести ее с выдачей документов о регистрации в установленном порядке.
4.20. Приемосдаточная документация хранится в эксплуатирующей организации вплоть до вывода объекта из эксплуатации. Исполнительная документация по подземным сетям передается в республиканский геофонд.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАСТНИКОВ ПРИЕМКИ И ВВОДА
ОБЪЕКТОВ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
5.1. Участники приемки и ввода объектов в эксплуатацию несут в установленном порядке административную, материальную и уголовную ответственность за нарушения настоящих норм и за ущерб, причиненный охраняемым законом правам или интересам потребителей строительной продукции, общества и государства, в пределах своей компетенции.
5.2. Исполнение меры наказания не освобождает виновных от исправления нарушений и возмещения ущерба.
ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное)
Документация, представляемая генеральным подрядчиком
1.* Перечень организаций, участвующих в производстве строительно-монтажных работ с указанием видов выполняемых ими работ, фамилий инженерно-технических работников, непосредственно ответственных за их выполнение, и данных о наличии соответствующих лицензий.
2. Комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приемке объекта с надписями, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ, о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них проектной организацией в установленном порядке изменениям по согласованию с органами управления и надзора, компетенцию которых эти изменения затрагивают.
3. Исполнительная геодезическая документация в составе, установленном требованиями СНиП на соответствующие здания, сооружения, конструкции и виды работ, ГОСТ на исполнительную геодезическую документацию.
4. Сертификаты, технические паспорта, протоколы испытаний или другие документы, удостоверяющие качество, безопасность и свойства материалов, конструкций и изделий, примененных при производстве работ.
5. Акты освидетельствования скрытых работ и акты промежуточной приемки отдельных ответственных конструкций и узлов (опор и пролетных строений мостов, арок, сводов, подпорных стен, несущих металлических и сборных железобетонных конструкций и т. п.)
6. Акты индивидуальных испытаний смонтированного оборудования.
7. Акты испытаний технологических трубопроводов, внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения, отопления и вентиляции, наружных сетей и сооружений водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, дренажных устройств, сооружений по очистке промвыбросов в атмосферу, теплоотводящих и теплозащитных экранов, приборов дистанционного управления открывания и закрывания фрамуг, светоаэрационных фонарей, камер обеспыливания и дегазации спецодежды, а также испытаний сварных соединений.
8. Акт о выполнении уплотнения (герметизации) вводов и выпусков инженерных коммуникаций в местах их прохода через подземную часть наружных стен зданий в соответствии с проектом.
9. Акты испытаний внутренних и наружных электроустановок и электросетей.
10. Акты испытаний устройств телефонизации, радиофикации, телевидения, сигнализации и автоматизации.
11. Акты испытаний устройств, обеспечивающих взрывную, пожарную безопасность, молниезащиту, и систем противопожарной защиты.
12. Акты испытаний прочности сцепления в кладке несущих стен каменных зданий, расположенных в сейсмических районах.
13. Журналы производства работ и авторского надзора проектных организаций.
14. Материалы проверок, проведенных в процессе строительства органами государственного и ведомственного надзора.
Документация, представляемая заказчиком
15. Заявление заказчика о готовности объекта к вводу в эксплуатацию с просьбой о назначении приемочной комиссии.
16. Документ, подтверждающий приемку объекта заказчиком от подрядчика.
17. Утвержденная проектная документация.
18. Документы о геологии и гидрологии строительной площадки, о результатах испытаний грунта и анализах грунтовых вод, данные о результатах микросейсморайонирования и экологических изысканий.
19. Документы об отводе земельных участков.
20. Разрешения органов Госархстройнадзора на выполнение строительно-монтажных работ.
21. Лицензия на комплексное природопользование в Республике Дагестан с документами на специальное водопользование.
22. Документы на геодезическую разбивочную основу для строительства, а также на геодезические работы в процессе строительства, выполненные заказчиком.
23. Справки территориальных или других эксплуатационных организаций о том, что внешние наружные коммуникации холодного и горячего водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и связи обеспечивают нормальную эксплуатацию объекта и приняты ими на обслуживание.
24. Паспорта на установленное оборудование.
25. Акты о комплексном опробовании оборудования
26. Специальные разрешения на эксплуатацию объектов и оборудования, подконтрольных соответствующим органам государственного надзора в случаях, когда выдача таких разрешений предусмотрена положениями об этих органах (заключения центров Госсанэпиднадзора о радиационной безопасности объекта и о соответствии качества питьевой воды на объекте гигиеническими требованиями, разрешения органов Госгортехнадзора на эксплуатацию лифтов и другого оборудования и т.п.).
27. Справка БТИ о фактических показателях жилых домов.
28. Проект акта приемочной комиссии.
29. Копия договора на техническую эксплуатацию объекта с приложением на ___ листах.
Дополнительные документы, представляемые заказчиком к акту приемки автомобильных дорог и мостовых переходов:
— данные диагностических испытаний построенной автомобильной дороги, выполненные в соответствии с действующими нормами;
— документ органа управления дорожным хозяйством, определяющий эксплуатационную организацию объекта;
— заключение организации, проводившей обследование и диагностику построенной автомобильной дороги, испытание мостового перехода, с выводами о возможности приемки в эксплуатацию.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Исключено
ПРИЛОЖЕНИЕ В* (справочное)
Наименование органа
Виды принимаемых объектов
Центр Госсанэпиднадзора в Республике Дагестан, центры Госсанэпиднадзора в городах и районах Республики Дагестан
Все объекты производственного и жилищно-гражданского назначения
Управление Государственной противопожарной службы Республики Дагестан
Все объекты производственного и жилищно-гражданского назначения
Государственная инспекция труда в Республике Дагестан
Объекты производственного назначения
Комитет природных ресурсов по Республике Дагестан МПР РФ
Все объекты производственного и жилищно-гражданского назначения
Республиканский отдел инспекции радиационной безопасности в народном хозяйстве Госатомнадзора России
Объекты атомной энергетики, производства, переработки, хранения ядерных материалов и другие объекты, подконтрольные Госатомнадзору России.
Дагестанское отделение Российской транспортной инспекции
Железные и автомобильные дороги, аэродромы, другие объекты железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта, все объекты, имеющие в своем составе подъездные пути, посадочные площадки, терминалы, пристани и т.п. элементы, входящие в транспортно-дорожный комплекс Федерального значения
Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД Республики Дагестан (ГИБДД МВД РД)
Автомобильные дороги и другие объекты, подконтрольные ГИБДД
Государственный комитет по земельным ресурсам и землеустройству Республики Дагестан
Объекты оросительных и осушительных систем, рекультивированные земли, лесные насаждения, противоэрозионные гидротехнические сооружения и другие объекты, сооружаемые в целях повышения плодородия и охраны земель
Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан
Объекты со встроенными сооружениями (помещениями) гражданской обороны или отдельно стоящие сооружения гражданской обороны
Управление Госсвязьнадзора Республики Дагестан
Объекты и сооружения связи и телевидения
Управление Госэнергонадзора Республики Дагестан
Все объекты производственного и жилищно-гражданского назначения
Дагестанская горнотехническая инспекция Госгортехнадзора России
Объекты подконтрольные Госгортехнадзору России
Государственная ветеринарная инспекция Комитета Правительства Республики Дагестан по ветеринарии
Объекты, связанные с производством, переработкой и хранением продуктов животноводства, сывороток и иных средств защиты животных от болезней; крестьянские (фермерские) хозяйства
Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора Республики Дагестан
Все объекты производственного и жилищно-гражданского назначения
ПРИЛОЖЕНИЕ Г* (обязательное) .
(соответствует типовой межотраслевой форме № КС-14, утвержденной
постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71 а)
должность заказчика, инвестора
М.П. _______ _______________
подпись расшифровка подписи
АКТ
приемки законченного строительством объекта
приемочной комиссией
Источник: www.tehlit.ru