1.1. Метод определения стоимости на основе оценки выделенных ресурсов (затрат труда, потребности в строительных машинах, расхода материалов, изделий и конструкций) может использоваться всеми участниками инвестиционного процесса — заказчиками (инвесторами) строительства, проектными и подрядными организациями независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности.
Применение этого метода допускается на всех стадиях разработки технической документации для строительства: технико-экономических обоснований (ТЭО) инвестиций, проектов детальной планировки (ПДП) объектов жилищно-социального назначения, проектов (эскизных проектов) и рабочей документации (РД).
1.2. Метод распространяется на строительные, специальные строительные, монтажные и пусконаладочные работы. *
Метод является рекомендательным и не исключает возможности применения по усмотрению пользователя других методов составления сметной документации.
* На пусконаладочные работы подготавливается отдельная методика.
Ресурсный метод по новой методике? Изменения 258/пр, ресурсная смета. Нормативка.
1.3. Наиболее эффективное применение может быть обеспечено при использовании компьютерной техники и программных средств, разработанных для различных типов ЭВМ. При этом в автоматизированные системы вводится вся дополнительная нормативная база, готовящаяся в настоящее время и в перспективе с целью развития и расширения ресурсного метода.
1.4. Для определения сметной стоимости работ ресурсным методом рекомендуется применять формы локальной ресурсной ведомости и локального сметного расчета (локальной сметы), приведенные в приложениях 1 и 2 к настоящим Методическим рекомендациям. Может применяться также и унифицированная форма № 4 локального сметного расчета (локальной сметы), приведенная в приложении 3 . Допускается применение и других форм, более удобных для пользователя.
Ресурсы, на основе оценки которых определяется стоимость соответствующих работ, выделяются, как правило, в суммарном виде по зданию (сооружению) в целом. Возможно их суммирование также и по каждому из разделов локального сметного расчета (локальной сметы). *
В необходимых случаях производится суммирование ресурсов и при определении стоимости работ, подлежащих выполнению соответствующим субподрядчиком.
* В дальнейшем именуются «локальные сметы» или «сметы».
1.5. В качестве исходных данных для определения прямых затрат в локальных сметах выделяются следующие ресурсные показатели:
данные о трудоемкости работ (в чел.-часах) для определения размеров основной заработной платы рабочих, выполняющих соответствующие работы и обслуживающих строительные машины;
данные о времени использования строительных машин (в маш. часах);
данные о расходе материалов, изделий (деталей) и конструкций (в принятых физических единицах измерения: куб. м, кв. м, т и пр.).
В составе последних данных выделяются такие данные как:
расход ресурсов на транспортировку материалов, изделий и конструкций от поставщика до приобъектного склада подрядчика;
Составляем ресурсную смету по ГЭСН. Ресурсный метод расчёта. Уточняем смету.
масса строительных материалов, изделий (деталей) и конструкций.
1.6. Оценку выделенных ресурсов при определении стоимости рекомендуется производить как в базисном, так и текущем уровне цен. Допускается применение и только текущего уровня цен.
1.7. Для выделения ресурсных показателей могут на равноправной основе использоваться:
1.7.1. проектные материалы (в составе проектов, эскизных проектов, рабочей документации) о потребных ресурсах:
ведомости потребности материалов (ВМ) и сводные ведомости потребности материалов (СВМ), составляемые раздельно: на конструкции, изделия и детали (спецификации) и на остальные строительные материалы, необходимые для производства строительных, специальных строительных и монтажных работ * ;
данные о затратах труда рабочих и времени использования строительных машин, приводимые в разделе проекта «Организация строительства» (в проекте организации строительства — ПОС, в проекте организации работ — ПОР или в проекте производства работ — ППР);
* В настоящее время готовятся предложения для утверждения нового государственного стандарта Российской Федерации «Система проектной документации для строительства. Ведомости потребности в материалах, конструкциях и изделиях. (ГОСТ 21. ___)».
1.7.2. общие производственные нормы расхода материалов (ОПНРМ), применение которых предусматривается различными программными комплексами, а также ведомственные и местные производственные нормы расхода материалов, применяемые для конкретных подрядчиков и заказчиков;
1.7.3. сметно-нормативная (нормативно-информационная) база:
введенные в действие с 1 января 1991 г. в качестве рекомендуемых нормативов сборники сметных норм и расценок на строительные работы (СНиП 4.02-91, 4.05-91), в дальнейшем именуемые «СНиР-91». При их отсутствии (еще не получены потребителем) допускается использование элементных сметных норм на строительные работы и конструкции, действовавшие в период с 1 января 1984 г. по 31 декабря 1990 г., (ЭСН-84);
разрабатываемые сборники ресурсных сметных норм (РСН) на монтаж оборудования и специальные строительные работы * ;
сборники ресурсных нормативов на объекты производственного назначения, подлежащие разработке по отдельным видам строительства (транспортное, энергетическое и т.п.) с учетом в них отраслевой специфики и применению в укрупненном виде на стадии разработки проектов (эскизных проектов) и даже в составе предпроектных проработок ** ;
собственная нормативная база пользователя.
Ресурсные показатели, полученные из различных источников, могут сопоставляться, и выбранный вариант, наиболее приемлемый по мнению пользователя, применяется в ресурсном сметном расчете (смете) для определения стоимости работ.
* До разработки этих нормативов могут применяться ранее выпущенные укрупненные сметные нормативы, если в них приведены ресурсные показатели.
** В дальнейшем именуются «сборники РСН».
Часть сборников РСН на монтаж оборудования и специальные строительные работы разработана в 1991 году и разрабатывается в 1992 году государственной корпорацией «Монтажспецстрой» и распространяется на условиях, сообщенных ее письмом от 29.05.92 № 9/15-22 «Об определении стоимости строительства с применением ресурсных сметных норм» (в нем приведена также номенклатура сборников РСН).
Часть сборников РСН будет разрабатываться под методическим руководством ЦНИИЭУСа Минстроя России начиная с 1993 года.
1.8. Внедрение ресурсного метода рекомендуется начинать на стадии разработки рабочей документации. По мере разработки и введения в действие укрупненных ресурсных нормативов появится возможность его внедрения и на ранних стадиях проектирования, и при предпроектных проработках.
1.9. В настоящей методике приводятся общие рекомендации и направления применения ресурсного метода. Внедрение его в процесс творческий и зависит от вида строительства или вида работ (особенно по специальным строительным работам), условий строительства, а также сложившихся взаимоотношений между участниками инвестиционного процесса.
2. Порядок выделения ресурсных показателей для смет на строительные и специальные строительные работы
2.1. Для определения прямых затрат в локальных сметах на строительные и специальные строительные работы рекомендуется предварительно составлять локальную ресурсную ведомость, в которой выделяются ресурсные показатели. Они принимаются из имеющихся ресурсных нормативов и заносятся в соответствующие графы ведомости, составляемой по форме № 5 , (приложение 1 ):
в графу 2 «Шифр, номера нормативов и коды ресурсов» — шифр применяемого ресурсного норматива и коды соответствующих ресурсов;
в графу 3 «Наименование работ и затрат, характеристика оборудования и его масса» — виды работ и затрат, а вслед за каждым из видов — наименования ресурсов в следующей последовательности: затраты труда рабочих — строителей, затраты труда рабочих, занятых управлением строительных машин, наименования используемых строительных машин (в т.ч. прочие машины), виды применяемых материальных ресурсов (в т.ч. прочие материалы);
в графу 4 «Единица измерения» — единицы измерения работ и ресурсов;
в графу 5 «Количество на единицу измерения» — расходы ресурсов на единицу измерения того вида работ, к которому они относятся;
в графу 6 «Количество по проектным данным» — объем работ против наименования соответствующего вида работ, принимаемый по проектным данным, а против наименования соответствующих ресурсов — их количество, подсчитанное как произведение удельного расхода на объем работ.
Все ресурсные показатели, принимаемые из ресурсных нормативов, применяются со всеми поправками (коэффициентами), которые приведены в технических частях соответствующих сборников и в Общих положениях по применению СНиР-91 (СНиП 4.02-91) или в общих положениях к другим ресурсным нормативам.
Показатели по прочим машинам и прочим материалам принимаются обычно так, как они представлены в используемых нормативах.
В тех случаях, когда в сборниках СНиР-91 показатели строительных машин по строке «прочие машины» приведены в рублях, перевод их на ресурсные может производиться следующим образом: по укрупненной номенклатуре, приведенной в приложении 4 , устанавливаются типы машин; затем показатели машин, приведенные в норме в стоимостном выражении, делятся на расценку маш.-ч соответствующей машины.
2.2. Локальную ресурсную ведомость рекомендуется выдавать пользователю на магнитных носителях, т.е. не обязательно в распечатанном виде. В целях контроля за правильностью формирования набора ресурсных показателей ведомость может распечатываться в ограниченном количестве (контрольная распечатка) в соответствии с условиями заключенного договора с проектной организацией. Такой подход необходим не только для экономного расходования бумаги и для перехода на взаимоотношения по безбумажной технологии, но также и в связи с тем, что одним из основных принципов в ресурсном методе является проведение оценки всех ресурсных показателей лишь после предварительного суммирования их по признаку однородности.
2.3. Суммирование ресурсных показателей производится по желанию пользователя либо в целом по объекту (зданию, сооружению), либо по соответствующим разделам локальной ресурсной ведомости (сметы).
Рекомендуется суммирование показателей фиксировать в следующей последовательности:
Затраты труда рабочих – строителей — чел.-ч ____
Затраты труда машинистов — чел.-ч ____
070 149 Бульдозер мощностью —- — маш.-ч ____
Прочие машины — руб. ____
408 — 9040 Песок природный — куб.м ____
Прочие материалы — руб. ____
В отдельной графе против наименований строительных машин и материальных ресурсов проставляются соответствующие коды ресурсов, приводимые в применяемых нормативах.
2.4. Пример составления локальной ресурсной ведомости с применением СНиР-91 приведен в приложении 1 . В нем суммирование произведено в целом по зданию. При этом позиции 5 — 7 суммированных показателей по строительным машинам, полученные путем расчета на основе нормативов и помеченные сноской — звездочкой, в соответствии с решением пользователя агрегируются на применение одного вида крана (в примере решено применять кран на автомобильном ходу).
2.5. Допускается выделение и суммирование ресурсных показателей производить непосредственно в составе локальной ресурсной сметы, составляемой по форме № 4 (приложение 3 ), с заполнением граф 1 — 5. При этом в графе 3 (с правой стороны ее через тире) проставляются данные по расходу ресурсов на единицу измерения соответствующего вида работ или затрат.
2.6. По отдельным строительным работам (санитарно-технические по наружным сетям, электромонтажные и др.), специальным строительным работам рекомендуется пользоваться сборниками РСН. Информация об их разработке и выходе в свет приведена в приложении 5 . Применение этих нормативов в принципе аналогично использованию СНиР-91, а отдельные особенности применения содержатся в технических частях соответствующих сборников.
2.7. Для определения стоимости на стадии разработки проектов (эскизных проектов) или в составе предпроектных проработок (ТЭО инвестиций) на объекты производственного назначения по отдельным видам строительства (транспортное, энергетическое и т.п.) рекомендуется пользоваться укрупненными ресурсными нормативами (УРН — для транспортного строительства), укрупненными показателями ресурсов (УПР — для гидроэнергетического строительства) и другими укрупненными ресурсными нормативами и показателями, которые будут разрабатываться для применения, начиная с 1993 года. Формирование укрупненных ресурсных нормативов и показателей производится путем выборки ресурсов, группировки и существенного укрупнения номенклатуры материалов и машин, полученных в первичных наборах ресурсов по соответствующему виду укрупненного комплекса работ, конструктивному элементу или объекту в целом. При этом соблюдается условие сохранения первичной структуры набора ресурсов.
Для указанных целей могут быть использованы и ресурсные части из показателей на отдельные виды работ (ПВР) по объектам строительства, разрабатываемых в соответствии с Методическими рекомендациями по расчету сметной стоимости строительства на базе ПВР, подготовленными в 1992 году Воронежским государственным союзным проектным институтом (ВГСПИ) и ЦНИИЭУСом.
Указанные ресурсные нормативы могут использоваться и на стадии разработки РД.
2.8. Показатели по материальным ресурсам, полученные путем подсчета на основе соответствующей нормативной базы, сопоставляются с данными, приведенными в составе проектных материалов: в ведомостях потребности материалов (ВМ) и сводной ведомости материалов (СВМ), с соответствующей корректировкой, а по решению пользователя принимаются сразу из ВМ и СВМ * .
Соответственно ресурсные показатели по строительным машинам могут приниматься сразу по данным из раздела проекта «Организация строительства».
* Примеры заполнения ВМ и СВМ приводятся в Методических основах определения потребности в материалах, конструкциях и изделиях в составе рабочей документации на строительство (письмо Минстроя России от 18.11.92 № БФ-958/12).
3. Порядок выделения ресурсных показателей для смет на монтажные работы (монтаж оборудования)
3.1. Порядок выделения ресурсных показателей для смет на монтажные работы (монтаж оборудования) в сущности почти не отличается от приведенного в разделе 2 настоящих Методических рекомендаций: выделяются те же и в той же последовательности показатели, принимаемые из ресурсных нормативов на монтажные работы. При этом рекомендуется пользоваться специально разработанными и разрабатываемыми сборниками РСН на монтажные работы и Общими положениями о применении этих нормативов, информация о выпуске которых содержится в приложении 5 .
Одной из особенностей выделения ресурсных показателей для монтажных работ является учет в составе материальных ресурсов расхода электрической энергии на индивидуальное испытание оборудования.
3.2. Рекомендуется при относительно большой номенклатуре монтажных работ на объекте составлять локальную ресурсную ведомость по форме, приведенной в приложении 1 , а в других случаях можно использовать сразу форму локального сметного расчета (локальной сметы), приведенную в приложении 3 .
3.3. Примеры составления локальных ресурсных смет на монтажные работы с применением сборников РСН приведены в приложении 6 .
4. Оценка ресурсных показателей с составлением локальных смет
4.1. При определении сметных прямых затрат оценке подлежат суммарные ресурсные показатели, приведенные в локальной ресурсной ведомости (в зависимости от выбора пользователя либо по итогу объекта в целом, либо по объекту в целом и также по соответствующим разделам сметы), с составлением локальной сметы по форме № 4 а (приложение 2 ). При этом графы 1 — 5 заполняются путем перенесения итоговых данных из формы № 5 .
При использовании унифицированной формы № 4 (приложение 3 ) оцениваются итоговые данные.
4.2. При составлении по формам № 4 и № 4а смет для инвестора рекомендуется определять стоимость в базисном уровне (графы 6 и 7) и в текущем (прогнозируемом) уровне (графы 8 и 9). При этом целесообразно использовать информацию региональных центров по ценообразованию в строительстве, получаемую на основе данных подрядных строительно-монтажных организаций.
4.3. Оценка итоговых данных по трудовым ресурсам производится:
в базисном уровне — на основе средней сметной заработной платы, учтенной в рекомендуемых нормативах (исходя из среднего нормативного разряда — 3,8 и применения индекса 1,25) по состоянию на 01.01.91, т.е. 0,78 — 0,8 руб./чел.-ч; *
в текущем (прогнозируемом) уровне — на основе фактически сложившейся в соответствующей подрядной организации средней заработной платы работников, занятых на строительно-монтажных работах и в подсобных производствах, но не выше установленной нормируемой величины средств на оплату труда, относимой на себестоимость продукции (работ, услуг). **
* По регионам, где ранее были установлены районные коэффициенты к заработной плате, базисная зарплата увеличивается на такой коэффициент.
** Показатели принимаются из государственной статистической отчетности по труду, бухгалтерских данных подрядных организаций, а также сведений, поступающих от региональных центров сметного ценообразования (с учетом соответствующей индексации). По затратам труда машинистов могут быть использованы данные из фактических цен на эксплуатацию строительных машин.
4.4. Оценка итоговых данных по строительным машинам осуществляется:
в базисном уровне — по Сборнику сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин (СНиП 4.03-91);
в текущем (прогнозируемом) уровне — на основе информации о текущих ценах на эксплуатацию строительных машин, для определения которых могут быть использованы «Рекомендации по разработке и применению планово-расчетных цен на эксплуатацию строительных машин», выпущенные ЦНИИЭУСом в 1991 году.
При использовании СНиР-91, где данные по прочим машинам приведены в рублях, для перехода к текущему (прогнозируемому) уровню цен при составлении сметы следует применять индексы к базисному уровню, получаемые расчетным путем, как соотношение фактических затрат к базисным по остальным машинам. *
* Они могут быть рассчитаны различными путями на основе имеющихся в распоряжении составителей смет материалов, в т.ч. и по объектам — аналогам, объектам — представителям, данных по основным машинам, приведенных в составляемой смете или в сметах на другие объекты данной стройки.
4.5. Оценка материальных ресурсов производится:
в базисном уровне — по Сборнику сметных цен на материалы, изделия и конструкции (СНиП 4.04-91) и региональным сборникам сметных цен на материалы, разработанным на местах в связи с переходом с 1 января 1991 г. на новые нормы и цены в строительстве * ;
в текущем уровне — по фактической стоимости материалов, изделий и конструкций с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов. При этом цены на материальные ресурсы фиксируются по данным поставщиков этих ресурсов и расходов подрядных организаций на доставку до приобъектных складов. Форма ведомости текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции может быть различной, но рекомендуется ее составлять по элементам затрат (отпускная цена; заготовительно-складские расходы, транспортные расходы и др.). Рекомендуемая форма этой ведомости приведена в приложении 7 .
При использовании СНиР-91, где данные по прочим материалам приведены в рублях, для перехода к текущему (прогнозируемому) уровню цен при составлении сметы следует принимать индексы к базисному уровню, получаемые расчетным путем в порядке, аналогичном подсчету индексов для прочих машин.
* Могут быть использованы также материалы по расчетам сметных цен местных материальных ресурсов — представителей, которые выполнялись в соответствии с письмом ЦНИИЭУС Минстроя России от 29.04.92 № 24-285 (в адрес глав администраций республик, краев, областей России и институтов — соисполнителей по теме «Организация системы формирования и ежеквартального обновления фактических показателей стоимости приобретения и доставки материалов, оплаты труда и стоимости эксплуатации машин»).
4.6. Подрядным строительно-монтажным организациям рекомендуется отслеживать и формировать текущие сметные цены на материалы, изделия и конструкции с составлением ведомостей по разделам и в зависимости от вида франко, а также от того, по какой транспортной схеме завозятся материальные ресурсы: сразу на стройплощадки или с промежуточным складированием. Во втором случае транспортные расходы могут быть разделены по двум графам: в одной показываются расходы от завода — изготовителя до склада подрядчика, в другой — от склада подрядчика до стройплощадки на 1 км доставки.
На основе данных подрядных строительно-монтажных организаций в каждом регионе (республике в составе Российской Федерации, крае, области) для составления инвесторских смет рекомендуется силами региональных центров по ценообразованию разработать и постоянно поддерживать в рабочем состоянии на компьютерной основе региональные ведомости текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции. В аналогичном виде ведутся ведомости для специализированного строительства и для построечных цен, формируемых для отдельных крупных строек.
Вместе с ведомостями текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции постоянно сохраняются калькуляции (расчеты) по соответствующим видам материальных ресурсов с тем, чтобы в процессе прогнозирования текущих уровней цен вносить соответствующие поправки, учитывающие изменения ценовых параметров.
4.7. При необходимости из сметной стоимости объекта могут быть выделены транспортные расходы.
5. Накладные расходы и плановая прибыль в локальных сметах, составляемых ресурсным методом
5.1. При определении величины накладных расходов в составе локальных смет необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции, сообщенными письмом Минстроя России от 30 октября 1992 г. № БФ-907/12.
5.2. Определение величины сметной прибыли (плановых накоплений) в локальных ресурсных сметах производится в порядке, предусмотренном Методическими рекомендациями по определению величины сметной прибыли при формировании цен на строительную продукцию, которые сообщены письмом Минстроя России от 30 октября 1992 г. № БФ-906/12.
Приложение 1
Электроснабжение линии автоблокировки
ЛОКАЛЬНАЯ РЕСУРСНАЯ ВЕДОМОСТЬ № _____
на строительные работы на здание трансформаторной
подстанции (вариант с блоками питания
и трансформаторами 2 ´ 630 + 1 ´ 250 кВа)
Источник: www.tehlit.ru
1. Общие положения
1.1. Метод определения стоимости на основе оценки выделенных ресурсов (затрат труда, потребности в строительных машинах, расхода материалов, изделий и конструкций) может использоваться всеми участниками инвестиционного процесса — заказчиками (инвесторами) строительства, проектными и подрядными организациями независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности.
Применение этого метода допускается на всех стадиях разработки технической документации для строительства: технико-экономических обоснований (ТЭО) инвестиций, проектов детальной планировки (ПДП) объектов жилищно-социального назначения, проектов (эскизных проектов) и рабочей документации (РД).
1.2. Метод распространяется на строительные, специальные строительные, монтажные и пусконаладочные работы. *
Метод является рекомендательным и не исключает возможности применения по усмотрению пользователя других методов составления сметной документации.
* На пусконаладочные работы подготавливается отдельная методика.
1.3. Наиболее эффективное применение может быть обеспечено при использовании компьютерной техники и программных средств, разработанных для различных типов ЭВМ. При этом в автоматизированные системы вводится вся дополнительная нормативная база, готовящаяся в настоящее время и в перспективе с целью развития и расширения ресурсного метода.
1.4. Для определения сметной стоимости работ ресурсным методом рекомендуется применять формы локальной ресурсной ведомости и локального сметного расчета (локальной сметы), приведенные в приложениях 1 и 2 к настоящим Методическим рекомендациям. Может применяться также и унифицированная форма № 4 локального сметного расчета (локальной сметы), приведенная в приложении 3 . Допускается применение и других форм, более удобных для пользователя.
Ресурсы, на основе оценки которых определяется стоимость соответствующих работ, выделяются, как правило, в суммарном виде по зданию (сооружению) в целом. Возможно их суммирование также и по каждому из разделов локального сметного расчета (локальной сметы). *
В необходимых случаях производится суммирование ресурсов и при определении стоимости работ, подлежащих выполнению соответствующим субподрядчиком.
* В дальнейшем именуются «локальные сметы» или «сметы».
1.5. В качестве исходных данных для определения прямых затрат в локальных сметах выделяются следующие ресурсные показатели:
данные о трудоемкости работ (в чел.-часах) для определения размеров основной заработной платы рабочих, выполняющих соответствующие работы и обслуживающих строительные машины;
данные о времени использования строительных машин (в маш. часах);
данные о расходе материалов, изделий (деталей) и конструкций (в принятых физических единицах измерения: куб. м, кв. м, т и пр.).
В составе последних данных выделяются такие данные как:
расход ресурсов на транспортировку материалов, изделий и конструкций от поставщика до приобъектного склада подрядчика;
масса строительных материалов, изделий (деталей) и конструкций.
1.6. Оценку выделенных ресурсов при определении стоимости рекомендуется производить как в базисном, так и текущем уровне цен. Допускается применение и только текущего уровня цен.
1.7. Для выделения ресурсных показателей могут на равноправной основе использоваться:
1.7.1. проектные материалы (в составе проектов, эскизных проектов, рабочей документации) о потребных ресурсах:
ведомости потребности материалов (ВМ) и сводные ведомости потребности материалов (СВМ), составляемые раздельно: на конструкции, изделия и детали (спецификации) и на остальные строительные материалы, необходимые для производства строительных, специальных строительных и монтажных работ * ;
данные о затратах труда рабочих и времени использования строительных машин, приводимые в разделе проекта «Организация строительства» (в проекте организации строительства — ПОС, в проекте организации работ — ПОР или в проекте производства работ — ППР);
* В настоящее время готовятся предложения для утверждения нового государственного стандарта Российской Федерации «Система проектной документации для строительства. Ведомости потребности в материалах, конструкциях и изделиях. (ГОСТ 21. ___)».
1.7.2. общие производственные нормы расхода материалов (ОПНРМ), применение которых предусматривается различными программными комплексами, а также ведомственные и местные производственные нормы расхода материалов, применяемые для конкретных подрядчиков и заказчиков;
1.7.3. сметно-нормативная (нормативно-информационная) база:
введенные в действие с 1 января 1991 г. в качестве рекомендуемых нормативов сборники сметных норм и расценок на строительные работы (СНиП 4.02-91, 4.05-91), в дальнейшем именуемые «СНиР-91». При их отсутствии (еще не получены потребителем) допускается использование элементных сметных норм на строительные работы и конструкции, действовавшие в период с 1 января 1984 г. по 31 декабря 1990 г., (ЭСН-84);
разрабатываемые сборники ресурсных сметных норм (РСН) на монтаж оборудования и специальные строительные работы * ;
сборники ресурсных нормативов на объекты производственного назначения, подлежащие разработке по отдельным видам строительства (транспортное, энергетическое и т.п.) с учетом в них отраслевой специфики и применению в укрупненном виде на стадии разработки проектов (эскизных проектов) и даже в составе предпроектных проработок ** ;
собственная нормативная база пользователя.
Ресурсные показатели, полученные из различных источников, могут сопоставляться, и выбранный вариант, наиболее приемлемый по мнению пользователя, применяется в ресурсном сметном расчете (смете) для определения стоимости работ.
* До разработки этих нормативов могут применяться ранее выпущенные укрупненные сметные нормативы, если в них приведены ресурсные показатели.
** В дальнейшем именуются «сборники РСН».
Часть сборников РСН на монтаж оборудования и специальные строительные работы разработана в 1991 году и разрабатывается в 1992 году государственной корпорацией «Монтажспецстрой» и распространяется на условиях, сообщенных ее письмом от 29.05.92 № 9/15-22 «Об определении стоимости строительства с применением ресурсных сметных норм» (в нем приведена также номенклатура сборников РСН).
Часть сборников РСН будет разрабатываться под методическим руководством ЦНИИЭУСа Минстроя России начиная с 1993 года.
1.8. Внедрение ресурсного метода рекомендуется начинать на стадии разработки рабочей документации. По мере разработки и введения в действие укрупненных ресурсных нормативов появится возможность его внедрения и на ранних стадиях проектирования, и при предпроектных проработках.
1.9. В настоящей методике приводятся общие рекомендации и направления применения ресурсного метода. Внедрение его в процесс творческий и зависит от вида строительства или вида работ (особенно по специальным строительным работам), условий строительства, а также сложившихся взаимоотношений между участниками инвестиционного процесса.
2. Порядок выделения ресурсных показателей для смет на строительные и специальные строительные работы
2.1. Для определения прямых затрат в локальных сметах на строительные и специальные строительные работы рекомендуется предварительно составлять локальную ресурсную ведомость, в которой выделяются ресурсные показатели. Они принимаются из имеющихся ресурсных нормативов и заносятся в соответствующие графы ведомости, составляемой по форме № 5 , (приложение 1 ):
в графу 2 «Шифр, номера нормативов и коды ресурсов» — шифр применяемого ресурсного норматива и коды соответствующих ресурсов;
в графу 3 «Наименование работ и затрат, характеристика оборудования и его масса» — виды работ и затрат, а вслед за каждым из видов — наименования ресурсов в следующей последовательности: затраты труда рабочих — строителей, затраты труда рабочих, занятых управлением строительных машин, наименования используемых строительных машин (в т.ч. прочие машины), виды применяемых материальных ресурсов (в т.ч. прочие материалы);
в графу 4 «Единица измерения» — единицы измерения работ и ресурсов;
в графу 5 «Количество на единицу измерения» — расходы ресурсов на единицу измерения того вида работ, к которому они относятся;
в графу 6 «Количество по проектным данным» — объем работ против наименования соответствующего вида работ, принимаемый по проектным данным, а против наименования соответствующих ресурсов — их количество, подсчитанное как произведение удельного расхода на объем работ.
Все ресурсные показатели, принимаемые из ресурсных нормативов, применяются со всеми поправками (коэффициентами), которые приведены в технических частях соответствующих сборников и в Общих положениях по применению СНиР-91 (СНиП 4.02-91) или в общих положениях к другим ресурсным нормативам.
Показатели по прочим машинам и прочим материалам принимаются обычно так, как они представлены в используемых нормативах.
В тех случаях, когда в сборниках СНиР-91 показатели строительных машин по строке «прочие машины» приведены в рублях, перевод их на ресурсные может производиться следующим образом: по укрупненной номенклатуре, приведенной в приложении 4 , устанавливаются типы машин; затем показатели машин, приведенные в норме в стоимостном выражении, делятся на расценку маш.-ч соответствующей машины.
2.2. Локальную ресурсную ведомость рекомендуется выдавать пользователю на магнитных носителях, т.е. не обязательно в распечатанном виде. В целях контроля за правильностью формирования набора ресурсных показателей ведомость может распечатываться в ограниченном количестве (контрольная распечатка) в соответствии с условиями заключенного договора с проектной организацией. Такой подход необходим не только для экономного расходования бумаги и для перехода на взаимоотношения по безбумажной технологии, но также и в связи с тем, что одним из основных принципов в ресурсном методе является проведение оценки всех ресурсных показателей лишь после предварительного суммирования их по признаку однородности.
2.3. Суммирование ресурсных показателей производится по желанию пользователя либо в целом по объекту (зданию, сооружению), либо по соответствующим разделам локальной ресурсной ведомости (сметы).
Рекомендуется суммирование показателей фиксировать в следующей последовательности:
Затраты труда рабочих – строителей — чел.-ч ____
Затраты труда машинистов — чел.-ч ____
070 149 Бульдозер мощностью —- — маш.-ч ____
Прочие машины — руб. ____
408 — 9040 Песок природный — куб.м ____
Прочие материалы — руб. ____
В отдельной графе против наименований строительных машин и материальных ресурсов проставляются соответствующие коды ресурсов, приводимые в применяемых нормативах.
2.4. Пример составления локальной ресурсной ведомости с применением СНиР-91 приведен в приложении 1 . В нем суммирование произведено в целом по зданию. При этом позиции 5 — 7 суммированных показателей по строительным машинам, полученные путем расчета на основе нормативов и помеченные сноской — звездочкой, в соответствии с решением пользователя агрегируются на применение одного вида крана (в примере решено применять кран на автомобильном ходу).
2.5. Допускается выделение и суммирование ресурсных показателей производить непосредственно в составе локальной ресурсной сметы, составляемой по форме № 4 (приложение 3 ), с заполнением граф 1 — 5. При этом в графе 3 (с правой стороны ее через тире) проставляются данные по расходу ресурсов на единицу измерения соответствующего вида работ или затрат.
2.6. По отдельным строительным работам (санитарно-технические по наружным сетям, электромонтажные и др.), специальным строительным работам рекомендуется пользоваться сборниками РСН. Информация об их разработке и выходе в свет приведена в приложении 5 . Применение этих нормативов в принципе аналогично использованию СНиР-91, а отдельные особенности применения содержатся в технических частях соответствующих сборников.
2.7. Для определения стоимости на стадии разработки проектов (эскизных проектов) или в составе предпроектных проработок (ТЭО инвестиций) на объекты производственного назначения по отдельным видам строительства (транспортное, энергетическое и т.п.) рекомендуется пользоваться укрупненными ресурсными нормативами (УРН — для транспортного строительства), укрупненными показателями ресурсов (УПР — для гидроэнергетического строительства) и другими укрупненными ресурсными нормативами и показателями, которые будут разрабатываться для применения, начиная с 1993 года. Формирование укрупненных ресурсных нормативов и показателей производится путем выборки ресурсов, группировки и существенного укрупнения номенклатуры материалов и машин, полученных в первичных наборах ресурсов по соответствующему виду укрупненного комплекса работ, конструктивному элементу или объекту в целом. При этом соблюдается условие сохранения первичной структуры набора ресурсов.
Для указанных целей могут быть использованы и ресурсные части из показателей на отдельные виды работ (ПВР) по объектам строительства, разрабатываемых в соответствии с Методическими рекомендациями по расчету сметной стоимости строительства на базе ПВР, подготовленными в 1992 году Воронежским государственным союзным проектным институтом (ВГСПИ) и ЦНИИЭУСом.
Указанные ресурсные нормативы могут использоваться и на стадии разработки РД.
2.8. Показатели по материальным ресурсам, полученные путем подсчета на основе соответствующей нормативной базы, сопоставляются с данными, приведенными в составе проектных материалов: в ведомостях потребности материалов (ВМ) и сводной ведомости материалов (СВМ), с соответствующей корректировкой, а по решению пользователя принимаются сразу из ВМ и СВМ * .
Соответственно ресурсные показатели по строительным машинам могут приниматься сразу по данным из раздела проекта «Организация строительства».
* Примеры заполнения ВМ и СВМ приводятся в Методических основах определения потребности в материалах, конструкциях и изделиях в составе рабочей документации на строительство (письмо Минстроя России от 18.11.92 № БФ-958/12).
3. Порядок выделения ресурсных показателей для смет на монтажные работы (монтаж оборудования)
3.1. Порядок выделения ресурсных показателей для смет на монтажные работы (монтаж оборудования) в сущности почти не отличается от приведенного в разделе 2 настоящих Методических рекомендаций: выделяются те же и в той же последовательности показатели, принимаемые из ресурсных нормативов на монтажные работы. При этом рекомендуется пользоваться специально разработанными и разрабатываемыми сборниками РСН на монтажные работы и Общими положениями о применении этих нормативов, информация о выпуске которых содержится в приложении 5 .
Одной из особенностей выделения ресурсных показателей для монтажных работ является учет в составе материальных ресурсов расхода электрической энергии на индивидуальное испытание оборудования.
3.2. Рекомендуется при относительно большой номенклатуре монтажных работ на объекте составлять локальную ресурсную ведомость по форме, приведенной в приложении 1 , а в других случаях можно использовать сразу форму локального сметного расчета (локальной сметы), приведенную в приложении 3 .
3.3. Примеры составления локальных ресурсных смет на монтажные работы с применением сборников РСН приведены в приложении 6 .
4. Оценка ресурсных показателей с составлением локальных смет
4.1. При определении сметных прямых затрат оценке подлежат суммарные ресурсные показатели, приведенные в локальной ресурсной ведомости (в зависимости от выбора пользователя либо по итогу объекта в целом, либо по объекту в целом и также по соответствующим разделам сметы), с составлением локальной сметы по форме № 4 а (приложение 2 ). При этом графы 1 — 5 заполняются путем перенесения итоговых данных из формы № 5 .
При использовании унифицированной формы № 4 (приложение 3 ) оцениваются итоговые данные.
4.2. При составлении по формам № 4 и № 4а смет для инвестора рекомендуется определять стоимость в базисном уровне (графы 6 и 7) и в текущем (прогнозируемом) уровне (графы 8 и 9). При этом целесообразно использовать информацию региональных центров по ценообразованию в строительстве, получаемую на основе данных подрядных строительно-монтажных организаций.
4.3. Оценка итоговых данных по трудовым ресурсам производится:
в базисном уровне — на основе средней сметной заработной платы, учтенной в рекомендуемых нормативах (исходя из среднего нормативного разряда — 3,8 и применения индекса 1,25) по состоянию на 01.01.91, т.е. 0,78 — 0,8 руб./чел.-ч; *
в текущем (прогнозируемом) уровне — на основе фактически сложившейся в соответствующей подрядной организации средней заработной платы работников, занятых на строительно-монтажных работах и в подсобных производствах, но не выше установленной нормируемой величины средств на оплату труда, относимой на себестоимость продукции (работ, услуг). **
* По регионам, где ранее были установлены районные коэффициенты к заработной плате, базисная зарплата увеличивается на такой коэффициент.
** Показатели принимаются из государственной статистической отчетности по труду, бухгалтерских данных подрядных организаций, а также сведений, поступающих от региональных центров сметного ценообразования (с учетом соответствующей индексации). По затратам труда машинистов могут быть использованы данные из фактических цен на эксплуатацию строительных машин.
4.4. Оценка итоговых данных по строительным машинам осуществляется:
в базисном уровне — по Сборнику сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин (СНиП 4.03-91);
в текущем (прогнозируемом) уровне — на основе информации о текущих ценах на эксплуатацию строительных машин, для определения которых могут быть использованы «Рекомендации по разработке и применению планово-расчетных цен на эксплуатацию строительных машин», выпущенные ЦНИИЭУСом в 1991 году.
При использовании СНиР-91, где данные по прочим машинам приведены в рублях, для перехода к текущему (прогнозируемому) уровню цен при составлении сметы следует применять индексы к базисному уровню, получаемые расчетным путем, как соотношение фактических затрат к базисным по остальным машинам. *
* Они могут быть рассчитаны различными путями на основе имеющихся в распоряжении составителей смет материалов, в т.ч. и по объектам — аналогам, объектам — представителям, данных по основным машинам, приведенных в составляемой смете или в сметах на другие объекты данной стройки.
4.5. Оценка материальных ресурсов производится:
в базисном уровне — по Сборнику сметных цен на материалы, изделия и конструкции (СНиП 4.04-91) и региональным сборникам сметных цен на материалы, разработанным на местах в связи с переходом с 1 января 1991 г. на новые нормы и цены в строительстве * ;
в текущем уровне — по фактической стоимости материалов, изделий и конструкций с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов. При этом цены на материальные ресурсы фиксируются по данным поставщиков этих ресурсов и расходов подрядных организаций на доставку до приобъектных складов. Форма ведомости текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции может быть различной, но рекомендуется ее составлять по элементам затрат (отпускная цена; заготовительно-складские расходы, транспортные расходы и др.). Рекомендуемая форма этой ведомости приведена в приложении 7 .
При использовании СНиР-91, где данные по прочим материалам приведены в рублях, для перехода к текущему (прогнозируемому) уровню цен при составлении сметы следует принимать индексы к базисному уровню, получаемые расчетным путем в порядке, аналогичном подсчету индексов для прочих машин.
* Могут быть использованы также материалы по расчетам сметных цен местных материальных ресурсов — представителей, которые выполнялись в соответствии с письмом ЦНИИЭУС Минстроя России от 29.04.92 № 24-285 (в адрес глав администраций республик, краев, областей России и институтов — соисполнителей по теме «Организация системы формирования и ежеквартального обновления фактических показателей стоимости приобретения и доставки материалов, оплаты труда и стоимости эксплуатации машин»).
4.6. Подрядным строительно-монтажным организациям рекомендуется отслеживать и формировать текущие сметные цены на материалы, изделия и конструкции с составлением ведомостей по разделам и в зависимости от вида франко, а также от того, по какой транспортной схеме завозятся материальные ресурсы: сразу на стройплощадки или с промежуточным складированием. Во втором случае транспортные расходы могут быть разделены по двум графам: в одной показываются расходы от завода — изготовителя до склада подрядчика, в другой — от склада подрядчика до стройплощадки на 1 км доставки.
На основе данных подрядных строительно-монтажных организаций в каждом регионе (республике в составе Российской Федерации, крае, области) для составления инвесторских смет рекомендуется силами региональных центров по ценообразованию разработать и постоянно поддерживать в рабочем состоянии на компьютерной основе региональные ведомости текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции. В аналогичном виде ведутся ведомости для специализированного строительства и для построечных цен, формируемых для отдельных крупных строек.
Вместе с ведомостями текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции постоянно сохраняются калькуляции (расчеты) по соответствующим видам материальных ресурсов с тем, чтобы в процессе прогнозирования текущих уровней цен вносить соответствующие поправки, учитывающие изменения ценовых параметров.
4.7. При необходимости из сметной стоимости объекта могут быть выделены транспортные расходы.
5. Накладные расходы и плановая прибыль в локальных сметах, составляемых ресурсным методом
5.1. При определении величины накладных расходов в составе локальных смет необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции, сообщенными письмом Минстроя России от 30 октября 1992 г. № БФ-907/12.
5.2. Определение величины сметной прибыли (плановых накоплений) в локальных ресурсных сметах производится в порядке, предусмотренном Методическими рекомендациями по определению величины сметной прибыли при формировании цен на строительную продукцию, которые сообщены письмом Минстроя России от 30 октября 1992 г. № БФ-906/12.
Приложение 1
Электроснабжение линии автоблокировки
ЛОКАЛЬНАЯ РЕСУРСНАЯ ВЕДОМОСТЬ № _____
на строительные работы на здание трансформаторной
подстанции (вариант с блоками питания
и трансформаторами 2 ´ 630 + 1 ´ 250 кВа)
Источник: www.omegametall.ru
6 Экономика строительства
6.1.1 Методическая и сметно-нормативная база для расчета
сметной стоимости
Важнейшей задачей ценообразования в строительстве является определение объектной стоимости строительства, то есть свободный (договорной) цены на строительную продукцию. В формировании цены одновременно участвуют заказчик, подрядчик и проектировщик.
Свободная (договорная) цена обеспечивает инвестору определение объема инвестиций на строительство объекта, а подрядчику возврат затрат в полном объеме и причитающуюся прибыль в размере обусловленной нормы. Договорная цена на строительную продукцию определяется на основе соответствующих методических документов и сметно-нормативной базы.
Основным методическим документом является Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС с 81 — 1.99) Госстроя России, в которых даны общие сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве, положения по определению стоимости строительства и порядок составления сметной документации на строительство объектов.
Расчет накладных расходов в составе сметной стоимости строительной продукции производится в соответствии с «Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве» (МДС 81 — 4.99) Госстроя России от 17 12 99. Размер накладных расходов принимается в процентах от средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат как по укрупнённым нормативам по видам строительства, так и по нормативам на отдельные виды строительных и монтажных работ. Например, для жилищно-гражданского строительства процент накладных расходов от фонда оплаты труда рабочих строителей и механизаторов равен 118 %.
Плановые накопления рассчитываются в соответствии с «Методическими указаниями по определению величины сметной прибыли в строительстве» (МДС 81-25.2001). Общеотраслевой норматив сметной прибыли для строительно-монтажных работ составляет 65% от величины средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов). При строительстве объектов внебюджетного финансирования на практике иногда применяют территориальный норматив сметной прибыли в размере от 6 до 12% от сметной себестоимости работ в текущих ценах.
Действующая система ценообразования и сметного нормирования включает строительные нормы и правила (СНиП), Государственные федеральные сметные нормы (ГЭСН) и другие нормативы, необходимые для определения сметной стоимости строительства. Сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупнённые. К элементным сметным нормативам относятся :
— единичные расценки (прямые затраты на единицы измерения работ) в сборниках единичных расценок на строительство (ЕРС — 99 СПБ); сборник расценок на монтаж оборудования (РМО); сборник- федеральных единичных расценок (ФБР — 2001); сборник территориальных единичных расценок (ТЕР — 2001) и др.;
— средние сметные цены на основные строительные ресурсы (ССЦ- 2003) и др.
К укрупнённым сметным нормативам, выраженным в процентах, относятся :
— нормативы накладных расходов основным видам строительства и монтажных работ;
— нормативы сметной прибыли (общеотраслевые и по видам работ);
— сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-0501 2001);
— сметные нормативы дополнительных затрат при производстве строительно -монтажных работ в зимнее время (ТСН — 81 05 02 2001);
— резерв средств на не предвиденные работы и затраты (МДС 81-1.99).
Ресурсный метод расчета смет
Ресурсный метод определения стоимости строительства представляет собой калькулирование в текущих (базисных, прогнозируемых) ценах и тарифах элементов затрат (ресурсов), необходимых для реализации проекта, К ресурсам, потребляемым в процессе строительства, относятся: затраты труда рабочих основного производства и механизаторов, время эксплуатации строительных машин и механизмов, выраженный в натуральных измерителях расход материальных и энергетических ресурсов (материалы, изделия, конструкции, энергоносители на технологические нужды). Ресурсы определяются на основе сборников ГЭСН-2001 и других сметных нормативов.
Применение ресурсного метода рекомендуется на всех стадиях разработки технической документации для строительства: рабочая документация (РД), рабочий проект (РП), проект (П), эскизный проект (ЭП), технико-экономические обоснования (ТЭО) инвестиций и тендерная документация (ТД). Для всех указанных стадий, кроме РД, РП и расчетов за выполненные работы, в дальнейшем требуется разработка укрупненных сметных норм.
Для определения сметной стоимости строительных работ ресурсным методом рекомендуется применять формы локальной ресурсной ведомости и локального сметного расчета (локальной сметы), приведенные в приложениях 1 и 2 к настоящей главе, или более удобную, совмещенную форму (приложение 3). Допускается применение и других форм, более удобных для пользователя.
Ресурсы, на основе оценки которых определяется стоимость соответствующих работ, выделяются, как правило, в суммарном виде по зданию (сооружению) в целом. Возможно их суммирование также и по каждому из разделов локального сметного расчета (локальной сметы).
В необходимых случаях производится суммирование ресурсов и при определении стоимости работ, подлежащих выполнению соответствующим субподрядчиком.
Оценку выделенных ресурсов при определении стоимости рекомендуется производить в текущем или базисном уровнях цен. Для определения прямых затрат в локальных сметах на строительные работы рекомендуется предварительно составлять локальную ресурсную ведомость, в которой выделяются ресурсные показатели.
Все ресурсные показатели, выделяемые из нормативов, применяются со всеми поправками (коэффициентами), которые приведены в соответствующих сборниках и Общих указаниях к ГЭСН.
Суммирование ресурсных показателей производится по желанию пользователя либо в целом по объекту (зданию, сооружению), либо по соответствующим разделам локальной ресурсной ведомости (сметы).
Ресурсный метод является наиболее трудоемким, но позволяет добиться максимальной точности расчета. Составление ресурсных смет на крупные объекты с большой номенклатурой ресурсов возможно только с использованием компьютера и специальных программ.
Базисно-индексный метод расчета смет
Составление смет по единичным расценкам базисно-индексным методом остается приоритетным в новой системе сметного ценообразования. Базисно-индексный метод предусматривает применение различных индексов (коэффициентов) пересчета сметной стоимости (как общей, так и отдельных элементов затрат) для пересчета из базисного (на 01.01.2000 г.) в текущий или прогнозный уровень цен.
Составление смет по единичным расценкам осуществляется в базисном и текущем уровнях цен или в двух уровнях цен одновременно, когда такая необходимость установлена заказчиком сметной документации.
Стоимость материалов, изделий и конструкций, не включенных в стоимость прямых затрат по базисным единичным расценкам (т. н. «неучтенные ресурсы») и приводимых отдельной строкой непосредственно в единичных расценках с указанием кода, наименования и расхода на измеритель расценки, принимается, как правило, непосредственно в текущем уровне цен по условиям поставки (комплектации) или путем индексации базисной стоимости. В актах выполненных работ фактические текущие цены строительных ресурсов подтверждаются соответствующими рас-четно-платежными документами и данным складского и производственного учета.
Указанный подход является основой новой системы сметного ценообразования в строительстве и реализует ее важнейший принцип — контроль сметной стоимости (как со стороны заказчика (инвестора), так и со стороны подрядчика (внутрифирменный контроль) через контроль стоимости основных (т. н. «ценообразую-щих») ресурсов (в первую очередь строительных материалов, изделий и конструкций).
Составление смет на здание, проектируемое в дипломном проекте meltv выполнять базисно – индексным методом в следующей последовательности:
— определяем стоимость прямых затрат строительно-монтажных работ сравниваемых конструкций проектируемого здания. Расчет ведется согласно заданному составу и объему работ. При определении стоимости прямых затрат строительно-монтажных работ используем нормативы новой базы ценообразования в строительстве 2001 года в соответствии с постановлением Госстроя России от 08.04.2002 №16 «О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве» с применением территориальных (региональных) поправочных коэффициентов, учитывающих местные условия строительства;
— определяем сметную стоимость строительно-монтажных работ с учетом накладных расходов и сметной прибыли. Нормативы накладные расходов в соответствии с МДС 81-4.99 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве» (Госстрой России, 1999 г.), исчисляются от средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе сметных прямых затрат по видам строительных и монтажных работ. Cметная прибыль исчисляется от величины средств на оплату рабочих (строителей и механизаторов) в составе сметных прямых затрат в соответствии с МДС 81-25.2001 «Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве» (Госстрой России, 2001 г.), в которых установлены общеотраслевые нормативы сметной прибыли при строительстве и реконструкции в размере 65% к величине средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов).
Стоимость строительства определяем базисно-индексным методом с переводом цен на текущий момент времени.
Индекс изменения стоимости СМР определяем на основе Письма № 10837-ИП/08 от 04.05.2012 «Рекомендуемые к применению во II квартале 2012 года индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по видам строительства, изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ, изменения сметной стоимости прочих работ и затрат»
К ресурсам, потребляемым в процессе строительства, относятся: затраты труда рабочих основного производства и механизаторов, время эксплуатации строительных машин и механизмов, выраженный в натуральных измерителях расход материальных и энергетических ресурсов (материалы, изделия, конструкции, энергоносители на технологические нужды). Ресурсы определяются на основе сборников ГЭСН-2001 и других сметных нормативов.
Источник: studfile.net
Законодательная база Российской Федерации
Методические рекомендации по составлению сметной документации на строительные и монтажные работы ресурсным методом разработаны Управлением ценообразования, сметных норм и расхода строительных материалов Минстроя России и Центральным научно-исследовательским институтом экономики и управления строительством (ЦНИИЭУС) Минстроя России при участии институтов «Гипропромтрансстрой», «Гидропроект», ЦНИИОМТП и «Гипронефтеспецмонтаж». Предназначены для широкого круга специалистов.
В разработке Методических рекомендаций участвовали: инженеры А.М. Ивкина, Л.Н. Крылов, В.И. Кузнецов, В.К. Одинцов, В.А. Рогонов, В.А.
Степанов, Н.М. Степченкова (Минстрой России), к.э.н. В.И. Корецкий, (научный руководитель работ, ЦНИИЭУС), к.т.н. Элькин Э.З. (ответственный исполнитель, ЦНИИЭУС), инженеры Б.Е. Капланов (Гипропромтрансстрой), К.А. Майер (ЦНИИОМТП), В.Н.
Маланов (Гипронефтеспецмонтаж), Ю.Н. Соловьев (Гидропроект).
1. Общие положения
1.1. Метод определения стоимости на основе оценки выделенных ресурсов (затрат труда, потребности в строительных машинах, расхода материалов, изделий и конструкций) может использоваться всеми участниками инвестиционного процесса — заказчиками (инвесторами) строительства, проектными и подрядными организациями независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности.
Применение этого метода допускается на всех стадиях разработки технической документации для строительства: технико-экономических обоснований (ТЭО) инвестиций, проектов детальной планировки (ПДП) объектов жилищно-социального назначения, проектов (эскизных проектов) и рабочей документации (РД).
1.2. Метод распространяется на строительные, специальные строительные, монтажные и пусконаладочные работы.
Метод является рекомендательным и не исключает возможности применения по усмотрению пользователя других методов составления сметной документации.
На пусконаладочные работы подготавливается отдельная методика.
1.3. Наиболее эффективное применение может быть обеспечено при использовании компьютерной техники и программных средств, разработанных для различных типов ЭВМ. При этом в автоматизированные системы вводится вся дополнительная нормативная база, готовящаяся в настоящее время и в перспективе с целью развития и расширения ресурсного метода.
1.4. Для определения сметной стоимости работ ресурсным методом рекомендуется применять формы локальной ресурсной ведомости и локального сметного расчета (локальной сметы), приведенные в приложениях 1 и 2 к настоящим Методическим рекомендациям. Может применяться также и унифицированная форма N 4 локального сметного расчета (локальной сметы), приведенная в приложении 3. Допускается применение и других форм, более удобных для пользователя.
Ресурсы, на основе оценки которых определяется стоимость соответствующих работ, выделяются, как правило, в суммарном виде по зданию (сооружению) в целом. Возможно их суммирование также и по каждому из разделов локального сметного расчета (локальной сметы).
В необходимых случаях производится суммирование ресурсов и при определении стоимости работ, подлежащих выполнению соответствующим субподрядчиком.
В дальнейшем именуются «локальные сметы» или «сметы»,
1.5. В качестве исходных данных для определения прямых затрат в локальных сметах выделяются следующие ресурсные показатели:
данные о трудоемкости работ (в чел.-часах) для определения размеров основной заработной платы рабочих, выполняющих соответствующие работы и обслуживающих строительные машины;
данные о времени использования строительных машин (в маш. — часах);
данные о расходе материалов, изделий (деталей) и конструкций (в принятых физических единицах измерения: куб. м, кв. м, т и пр.).
В составе последних данных выделяются такие данные как:
расход ресурсов на транспортировку материалов, изделий и конструкций от поставщика до приобъектного склада подрядчика;
масса строительных материалов, изделий (деталей) и конструкций.
1.6. Оценку выделенных ресурсов при определении стоимости рекомендуется производить как в базисном, так и текущем уровне цен. Допускается применение и только текущего уровня цен.
1.7. Для выделения ресурсных показателей могут на равноправной основе использоваться:
1.7.1. проектные материалы (в составе проектов, эскизных проектов, рабочей документации) о потребных ресурсах:
ведомости потребности материалов (ВМ) и сводные ведомости потребности материалов (СВМ), составляемые раздельно: на конструкции, изделия и детали (спецификации) и на остальные строительные материалы, необходимые для производства строительных, специальных строительных и монтажных работ
данные о затратах труда рабочих и времени использования строительных машин, приводимые в разделе проекта «Организация строительства» (в проекте организации строительства — ПОС, в проекте организации работ — ПОР или в проекте производства работ — ППР);
В настоящее время готовятся предложения для утверждения нового государственного стандарта Российской Федерации «Система проектной документации для строительства. Ведомости потребности в материалах, конструкциях и изделиях. (ГОСТ 21. ___)».
1.7.2. общие производственные нормы расхода материалов (ОПНРМ), применение которых предусматривается различными программными комплексами, а также ведомственные и местные производственные нормы расхода материалов, применяемые для конкретных подрядчиков и заказчиков;
1.7.3. сметно-нормативная (нормативно-информационная) база:
введенные в действие с 1 января 1991 г. в качестве рекомендуемых нормативов сборники сметных норм и расценок на строительные работы (СНиП 4.02-91, 4.05-91), в дальнейшем именуемые «СНиР — 91». При их отсутствии (еще не получены потребителем) допускается использование элементных сметных норм на строительные работы и конструкции, действовавшие в период с 1 января 1984 г. по 31 декабря 1990 г., (ЭСН-84);
разрабатываемые сборники ресурсных сметных норм (РСН) на монтаж оборудования и специальные строительные работы
сборники ресурсных нормативов на объекты производственного назначения, подлежащие разработке по отдельным видам строительства (транспортное, энергетическое и т.п.) с учетом в них отраслевой специфики и применению в укрупненном виде на стадии разработки проектов (эскизных проектов) и даже в составе предпроектных проработок
собственная нормативная база пользователя.
Ресурсные показатели, полученные из различных источников, могут сопоставляться, и выбранный вариант, наиболее приемлемый по мнению пользователя, применяется в ресурсном сметном расчете (смете) для определения стоимости работ.
До разработки этих нормативов могут применяться ранее выпущенные укрупненные сметные нормативы, если в них приведены ресурсные показатели.
<**>В дальнейшем именуются «сборники РСН».
Часть сборников РСН на монтаж оборудования и специальные строительные работы разработана в 1991 году и разрабатывается в 1992 году государственной корпорацией «Монтажспецстрой» и распространяется на условиях, сообщенных ее письмом от 29.05.92 N 9/15-22 «Об определении стоимости строительства с применением ресурсных сметных норм» (в нем приведена также номенклатура сборников РСН).
Часть сборников РСН будет разрабатываться под методическим руководством ЦНИИЭУСа Минстроя России начиная с 1993 года.
1.8. Внедрение ресурсного метода рекомендуется начинать на стадии разработки рабочей документации. По мере разработки и введения в действие укрупненных ресурсных нормативов появится возможность его внедрения и на ранних стадиях проектирования, и при предпроектных проработках.
1.9. В настоящей методике приводятся общие рекомендации и направления применения ресурсного метода. Внедрение его в процесс творческий и зависит от вида строительства или вида работ (особенно по специальным строительным работам), условий строительства, а также сложившихся взаимоотношений между участниками инвестиционного процесса.
2. Порядок выделения ресурсных показателей для смет на
строительные и специальные строительные работы
2.1. Для определения прямых затрат в локальных сметах на строительные и специальные строительные работы рекомендуется предварительно составлять локальную ресурсную ведомость, в которой выделяются ресурсные показатели. Они принимаются из имеющихся ресурсных нормативов и заносятся в соответствующие графы ведомости, составляемой по форме N 5, (приложение 1):
в графу 2 «Шифр, номера нормативов и коды ресурсов» — шифр применяемого ресурсного норматива и коды соответствующих ресурсов;
в графу 3 «Наименование работ и затрат, характеристика оборудования и его масса» — виды работ и затрат, а вслед за каждым из видов — наименования ресурсов в следующей последовательности: затраты труда рабочих — строителей, затраты труда рабочих, занятых управлением строительных машин, наименования используемых строительных машин (в т.ч. прочие машины), виды применяемых материальных ресурсов (в т.ч. прочие материалы);
в графу 4 «Единица измерения» — единицы измерения работ и ресурсов;
в графу 5 «Количество на единицу измерения» — расходы ресурсов на единицу измерения того вида работ, к которому они относятся;
в графу 6 «Количество по проектным данным» — объем работ против наименования соответствующего вида работ, принимаемый по проектным данным, а против наименования соответствующих ресурсов — их количество, подсчитанное как произведение удельного расхода на объем работ.
Все ресурсные показатели, принимаемые из ресурсных нормативов, применяются со всеми поправками (коэффициентами), которые приведены в технических частях соответствующих сборников и в Общих положениях по применению СНиР-91 (СНиП 4.02-91) или в общих положениях к другим ресурсным нормативам.
Показатели по прочим машинам и прочим материалам принимаются обычно так, как они представлены в используемых нормативах.
В тех случаях, когда в сборниках СНиР-91 показатели строительных машин по строке «прочие машины» приведены в рублях, перевод их на ресурсные может производиться следующим образом: по укрупненной номенклатуре, приведенной в приложении 4, устанавливаются типы машин; затем показатели машин, приведенные в норме в стоимостном выражении, делятся на расценку маш.-ч соответствующей машины.
2.2. Локальную ресурсную ведомость рекомендуется выдавать пользователю на магнитных носителях, т.е. не обязательно в распечатанном виде. В целях контроля за правильностью формирования набора ресурсных показателей ведомость может распечатываться в ограниченном количестве (контрольная распечатка) в соответствии с условиями заключенного договора с проектной организацией. Такой подход необходим не только для экономного расходования бумаги и для перехода на взаимоотношения по безбумажной технологии, но также и в связи с тем, что одним из основных принципов в ресурсном методе является проведение оценки всех ресурсных показателей лишь после предварительного суммирования их по признаку однородности.
2.3. Суммирование ресурсных показателей производится по желанию пользователя либо в целом по объекту (зданию, сооружению), либо по соответствующим разделам локальной ресурсной ведомости (сметы).
Рекомендуется суммирование показателей фиксировать в следующей последовательности:
Трудовые ресурсы | |||
070 149 | Затраты труда рабочих — строителей | — чел.-ч | ____ |
Затраты труда машинистов | — чел.-ч | ____ | |
Строительные машины | |||
Бульдозер мощностью — | — маш.-ч | ____ | |
408 — 9040 | Прочие машины | — руб. | ____ |
Материальные ресурсы | |||
Песок природный | — куб. м | ____ | |
Прочие материалы | — руб. | ____ |
В отдельной графе против наименований строительных машин и материальных ресурсов проставляются соответствующие коды ресурсов, приводимые в применяемых нормативах.
2.4. Пример составления локальной ресурсной ведомости с применением СНиР-91 приведен в приложении 1. В нем суммирование произведено в целом по зданию. При этом позиции 5 — 7 суммированных показателей по строительным машинам, полученные путем расчета на основе нормативов и помеченные сноской — звездочкой, в соответствии с решением пользователя агрегируются на применение одного вида крана (в примере решено применять кран на автомобильном ходу).
2.5. Допускается выделение и суммирование ресурсных показателей производить непосредственно в составе локальной ресурсной сметы, составляемой по форме N 4 (приложение 3), с заполнением граф 1 — 5. При этом в графе 3 (с правой стороны ее через тире) проставляются данные по расходу ресурсов на единицу измерения соответствующего вида работ или затрат.
2.6. По отдельным строительным работам (санитарно-технические по наружным сетям, электромонтажные и др.), специальным строительным работам рекомендуется пользоваться сборниками РСН. Информация об их разработке и выходе в свет приведена в приложении 5. Применение этих нормативов в принципе аналогично использованию СНиР-91, а отдельные особенности применения содержатся в технических частях соответствующих сборников.
2.7. Для определения стоимости на стадии разработки проектов (эскизных проектов) или в составе предпроектных проработок (ТЭО инвестиций) на объекты производственного назначения по отдельным видам строительства (транспортное, энергетическое и т.п.) рекомендуется пользоваться укрупненными ресурсными нормативами (УРН — для транспортного строительства), укрупненными показателями ресурсов (УПР — для гидроэнергетического строительства) и другими укрупненными ресурсными нормативами и показателями, которые будут разрабатываться для применения, начиная с 1993 года. Формирование укрупненных ресурсных нормативов и показателей производится путем выборки ресурсов, группировки и существенного укрупнения номенклатуры материалов и машин, полученных в первичных наборах ресурсов по соответствующему виду укрупненного комплекса работ, конструктивному элементу или объекту в целом. При этом соблюдается условие сохранения первичной структуры набора ресурсов.
Для указанных целей могут быть использованы и ресурсные части из показателей на отдельные виды работ (ПВР) по объектам строительства, разрабатываемых в соответствии с Методическими рекомендациями по расчету сметной стоимости строительства на базе ПВР, подготовленными в 1992 году Воронежским государственным союзным проектным институтом (ВГСПИ) и ЦНИИЭУСом.
Указанные ресурсные нормативы могут использоваться и на стадии разработки РД.
2.8. Показатели по материальным ресурсам, полученные путем подсчета на основе соответствующей нормативной базы, сопоставляются с данными, приведенными в составе проектных материалов: в ведомостях потребности материалов (ВМ) и сводной ведомости материалов (СВМ), с соответствующей корректировкой, а по решению пользователя — принимаются сразу из ВМ и СВМ .
Соответственно ресурсные показатели по строительным машинам могут приниматься сразу по данным из раздела проекта «Организация строительства».
Примеры заполнения ВМ и СВМ приводятся в Методических основах определения потребности в материалах, конструкциях и изделиях в составе рабочей документации на строительство (письмо Минстроя России от 18.11.92 N БФ-958/12).
3. Порядок выделения ресурсных показателей для смет на
монтажные работы (монтаж оборудования)
3.1. Порядок выделения ресурсных показателей для смет на монтажные работы (монтаж оборудования) в сущности почти не отличается от приведенного в разделе 2 настоящих Методических рекомендаций: выделяются те же и в той же последовательности показатели, принимаемые из ресурсных нормативов на монтажные работы. При этом рекомендуется пользоваться специально разработанными и разрабатываемыми сборниками РСН на монтажные работы и Общими положениями о применении этих нормативов, информация о выпуске которых содержится в приложении 5.
Одной из особенностей выделения ресурсных показателей для монтажных работ является учет в составе материальных ресурсов расхода электрической энергии на индивидуальное испытание оборудования.
3.2. Рекомендуется при относительно большой номенклатуре монтажных работ на объекте составлять локальную ресурсную ведомость по форме, приведенной в приложении 1, а в других случаях можно использовать сразу форму локального сметного расчета (локальной сметы), приведенную в приложении 3.
3.3. Примеры составления локальных ресурсных смет на монтажные работы с применением сборников РСН приведены в приложении 6.
4. Оценка ресурсных показателей с составлением локальных
4.1. При определении сметных прямых затрат оценке подлежат суммарные ресурсные показатели, приведенные в локальной ресурсной ведомости (в зависимости от выбора пользователя либо по итогу объекта в целом, либо по объекту в целом и также по соответствующим разделам сметы), с составлением локальной сметы по форме N 4а (приложение 2). При этом графы 1 — 5 заполняются путем перенесения итоговых данных из формы N 5.
При использовании унифицированной формы N 4 (приложение 3) оцениваются итоговые данные.
4.2. При составлении по формам N 4 и N 4а смет для инвестора рекомендуется определять стоимость в базисном уровне (графы 6 и 7) и в текущем (прогнозируемом) уровне (графы 8 и 9). При этом целесообразно использовать информацию региональных центров по ценообразованию в строительстве, получаемую на основе данных подрядных строительно-монтажных организаций.
4.3. Оценка итоговых данных по трудовым ресурсам производится:
в базисном уровне — на основе средней сметной заработной платы, учтенной в рекомендуемых нормативах (исходя из среднего нормативного разряда — 3,8 и применения индекса 1,25) по состоянию на 01.01.91, т.е. 0,78 — 0,8 руб./чел.-ч;
в текущем (прогнозируемом) уровне — на основе фактически сложившейся в соответствующей подрядной организации средней заработной платы работников, занятых на строительно-монтажных работах и в подсобных производствах, но не выше установленной нормируемой величины средств на оплату труда, относимой на себестоимость продукции (работ, услуг).
По регионам, где ранее были установлены районные коэффициенты к заработной плате, базисная зарплата увеличивается на такой коэффициент.
<**>Показатели принимаются из государственной статистической отчетности по труду, бухгалтерских данных подрядных организаций, а также сведений, поступающих от региональных центров сметного ценообразования (с учетом соответствующей индексации). По затратам труда машинистов могут быть использованы данные из фактических цен на эксплуатацию строительных машин.
4.4. Оценка итоговых данных по строительным машинам осуществляется:
в базисном уровне — по Сборнику сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин (СНиП 4.03-91);
в текущем (прогнозируемом) уровне — на основе информации о текущих ценах на эксплуатацию строительных машин, для определения которых могут быть использованы «Рекомендации по разработке и применению планово-расчетных цен на эксплуатацию строительных машин», выпущенные ЦНИИЭУСом в 1991 году.
При использовании СНиР-91, где данные по прочим машинам приведены в рублях, для перехода к текущему (прогнозируемому) уровню цен при составлении сметы следует применять индексы к базисному уровню, получаемые расчетным путем, как соотношение фактических затрат к базисным по остальным машинам.
Они могут быть рассчитаны различными путями на основе имеющихся в распоряжении составителей смет материалов, в т.ч. и по объектам — аналогам, объектам — представителям, данных по основным машинам, приведенных в составляемой смете или в сметах на другие объекты данной стройки.
4.5. Оценка материальных ресурсов производится:
в базисном уровне — по Сборнику сметных цен на материалы, изделия и конструкции (СНиП 4.04-91) и региональным сборникам сметных цен на материалы, разработанным на местах в связи с переходом с 1 января 1991 г. на новые нормы и цены в строительстве
в текущем уровне — по фактической стоимости материалов, изделий и конструкций с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов. При этом цены на материальные ресурсы фиксируются по данным поставщиков этих ресурсов и расходов подрядных организаций на доставку до приобъектных складов. Форма ведомости текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции может быть различной, но рекомендуется ее составлять по элементам затрат (отпускная цена; заготовительно-складские расходы, транспортные расходы и др.). Рекомендуемая форма этой ведомости приведена в приложении 7.
При использовании СНиР-91, где данные по прочим материалам приведены в рублях, для перехода к текущему (прогнозируемому) уровню цен при составлении сметы следует принимать индексы к базисному уровню, получаемые расчетным путем в порядке, аналогичном подсчету индексов для прочих машин.
Могут быть использованы также материалы по расчетам сметных цен местных материальных ресурсов — представителей, которые выполнялись в соответствии с письмом ЦНИИЭУС Минстроя России от 29.04.92 N 24-285 (в адрес глав администраций республик, краев, областей России и институтов — соисполнителей по теме «Организация системы формирования и ежеквартального обновления фактических показателей стоимости приобретения и доставки материалов, оплаты труда и стоимости эксплуатации машин»).
4.6. Подрядным строительно-монтажным организациям рекомендуется отслеживать и формировать текущие сметные цены на материалы, изделия и конструкции с составлением ведомостей по разделам и в зависимости от вида франко, а также от того, по какой транспортной схеме завозятся материальные ресурсы: сразу на стройплощадки или с промежуточным складированием. Во втором случае транспортные расходы могут быть разделены по двум графам: в одной показываются расходы от завода — изготовителя до склада подрядчика, в другой — от склада подрядчика до стройплощадки на 1 км доставки.
На основе данных подрядных строительно-монтажных организаций в каждом регионе (республике в составе Российской Федерации, крае, области) для составления инвесторских смет рекомендуется силами региональных центров по ценообразованию разработать и постоянно поддерживать в рабочем состоянии на компьютерной основе региональные ведомости текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции. В аналогичном виде ведутся ведомости для специализированного строительства и для построечных цен, формируемых для отдельных крупных строек.
Вместе с ведомостями текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции постоянно сохраняются калькуляции (расчеты) по соответствующим видам материальных ресурсов с тем, чтобы в процессе прогнозирования текущих уровней цен вносить соответствующие поправки, учитывающие изменения ценовых параметров.
4.7. При необходимости из сметной стоимости объекта могут быть выделены транспортные расходы.
5. Накладные расходы и плановая прибыль в локальных
сметах, составляемых ресурсным методом
5.1. При определении величины накладных расходов в составе локальных смет необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции, сообщенными письмом Минстроя России от 30 октября 1992 г. N БФ-907/12.
5.2. Определение величины сметной прибыли (плановых накоплений) в локальных ресурсных сметах производится в порядке, предусмотренном Методическими рекомендациями по определению величины сметной прибыли при формировании цен на строительную продукцию, которые сообщены письмом Минстроя России от 30 октября 1992 г. N БФ-906/12.
Источник: zakonbase.ru