Сущность регулирования и методы государственного регулирования инвестиционно-строительной деятельности
В условиях рыночной экономики одновременно функционируют рыночные саморегуляторы и методы государственного управления и регулирования инвестиционно-строительной деятельности. Инвестиционно-строительная деятельность осуществляется на рынках капитальных вложений и подрядных работ, составляющими которых являются сектора (сегменты) проектных работ и инжиниринговых услуг, строительных материалов, конструкций, изделий, технологического оборудования. На каждом сегменте рынков капитальных вложений и подрядных работ постоянно действуют законы спроса и предложения, конкуренции, а также меры государственного регулирования деятельности основных объектов инвестиционно-строительной сферы (инвесторов, заказчиков, подрядных строительно-монтажных предприятий).
Анализ состояния инвестиционно-строительной сферы показывает, что за период 1991—1998 гг. происходило сокращение инвестиций в основной капитал (примерно на 10% ежегодно) и подрядных работ на фоне общего кризиса национальной экономики. Рыночные саморегуляторы (спрос, предложение, конкуренция) и меры государства (налоги, кредиты, субсидии, бюджет, законы) оказались не в силах остановить затянувшийся кризис в инвестиционно-строительной сфере и хотя бы стабилизировать экономику. Сегодня большинство российских ученых, специалистов пришли к выводу об усилении роли государства в рыночной экономике, и прежде всего в решающих сферах деятельности — промышленном производстве, строительстве, сельском хозяйстве, внешнеэкономической деятельности.
Обществознание 8 класс (Урок№14 — Роль государства в экономике.)
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными структурами с целью решения основных проблем экономики страны. Экономическая задача — решение проблем инвестиционно-строительной сферы, которая зеркально отображает состояние строительной отрасли.
Мировой опыт свидетельствует, что, как бы ни были распространены методы рыночной саморегуляции и велика доля частного сектора в экономике, государство всегда выступает ключевым фактором социально-экономического развития. А развитие экономики невозможно без роста инвестиций в основной капитал и повышения их эффективности, т.е. без позитивного положения дел в инвестиционно-строительной сфере.
Невмешательство государства в этот процесс оборачивается серьезными экономическими последствиями. Если в конкурентной рыночной экономике падение платежеспособного спроса вызывает снижение цен, то монополии отвечают на уменьшение спроса не снижением цен, а сокращением объемов производства. Никакое снижение спроса в монополист-экономике не позволяет достичь так называемой «цены равновесия», поэтому данную проблему надо решать на основе разумной ценовой политики государства, включая эффективный государственный контроль за монопольным ценообразованием.
В то же время немедленная демонополизация нашей экономики не приведет к ее стабилизации, а лишь углубит кризис (искусственное нарушение единого технологического конвейера, плохое использование ОПФ, рост постоянных издержек, ослабление научно-прикладной науки, снижение качества изделий, уменьшение объемов производства, порождение новых, но более «узких» монополистов и т.д.). Напротив, государство должно стимулировать создание новых трансакционных (СНГ) корпораций, многопрофильных концернов.
Роль государства в экономике | Обществознание ЕГЭ 2022 | Умскул
Границы ГРЭ определяются размером валового внутреннего продукта, перераспределяемого через консолидированный бюджет и внебюджетные фонды, а также размерами государственного сектора экономики.
Существуют три группы методов государственного регулирования: правовые, административные и экономические. Роль административных методов регулирования экономики значительна в период кризисов, тогда как экономические методы преобладают во время стабильного развития народного хозяйства.
Административные методы — это меры запрета, разрешения и принуждения. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий для относительно слабо защищенных слоев населения.
Наряду с административными средствами существует также неэкономическое регулирование — правительственные убеждения. В ряде случаев правительство обращается с призывами проявлять сдержанность в расходах, покупать больше отечественных и меньше импортных товаров, активнее участвовать в жилищном строительстве, покупать облигации государственного целевого займа.
Экономические методы ГРЭ подразделяются на средства денежно-кредитной (косвенные) и бюджетной политики (прямые).
Основные средства денежно-кредитной политики:
- -регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
- -установление размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные институты стали обязаны хранить в центральном банке;
- -операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие, как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении.
Инвестиционно-строительная сфера представляет собой совокупность экономических взаимоотношений между ее субъектами по вопросам осуществления инвестиций в основной капитал в форме капитальных вложений, т.е. создания и воспроизводства основных фондов всех отраслей хозяйственного комплекса.
Субъекты инвестиционно-строительной сферы:
- -инвесторы (застройщики, заказчики) в лице государства, частных предприятий и предприятий иных форм собственности, граждан, вкладывающих инвестиции в создание или поддержание в рабочем состоянии основного капитала;
- -подрядные строительные предприятия, проектно-изыскательские организации, предприятия стройиндустрии и промышленности строительных материалов и прочие предприятия строительного комплекса, осуществляющие основные этапы реализации инвестиционных проектов (проектирование, изготовление основных строительных материалов, конструкций, изделий, возведение зданий и сооружений);
- -учреждения центрального и коммерческих банков, осуществляющие взаиморасчеты между всеми участниками инвестиционного процесса;
- -предприятия большинства отраслей народного хозяйства, поставляющие материалы, товары и услуги для участников инвестиционного проекта;
- — посреднические и информационные фирмы.
Инвестиционно-строительная сфера — это важнейшая часть воспроизводства основного капитала путем трансформации строительства зданий, сооружений (новое строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение).
Главная цель вложения инвестиций в основной капитал — получение экономического эффекта (социального, экологического) в будущем, после процесса обмена инвестиционных (финансовых) ресурсов на новые потребительские стоимости.
Инвестиционно-строительная сфера представляет собой открытую систему, взаимодействующую со средой. Основные предпосылки успешной деятельности данной сферы экономики находятся не только внутри, но и во внешней среде, т.е. зависят от внешнеэкономических, социальных и других отношений в обществе. Инвестиционно-строительную сферу следует рассматривать как определенную систему, состоящую из ряда подсистем: пред проектной, проектной, производственной (строительной), комплектационной, эксплуатационной, посреднической, финансовой, плановой, результирующей. Общепринято представлять каждую подсистему как экономическую ячейку, обладающую определенной самостоятельностью в выборе режима своего функционирования, погруженную во внешнюю среду (сформированную другими ячейками и другими экономическими системами). Каждая ячейка имеет свою целевую функцию, свою систему стимулов и оценки эффективности технико-экономических режимов, поэтому следует обеспечить совместную согласованную деятельность экономических ячеек, т.е. выбрать оптимальный режим деятельности всей системы при одновременном сохранении возможности свободы выбора каждой ячейкой автономного, собственного распорядка работы.
Теория оптимизации играет важную роль при проектировании механизма взаимодействия подсистем. Принцип совместной оптимизации базируется на соблюдении следующих условий.
1. Оптимальное состояние каждой подсистемы в системе менее эффективно, чем оптимальное состояние системы:
где — оптимальное состояние 1-й подсистемы; п, Й — сумма подсистем (от г до п); 1 = 1; ОС — оптимальное состояние всей системы.
2. Оптимизация состояния системы приводит к субоптимальным (нижестоящим за оптимальным уровнем) состояниям составляющих ее подсистем:
где (Х-* — субоптимальное состояние 1-й подсистемы.
Согласно теории оптимизации (принципу совместной оптимизации), достижение эффективного конечного результата в инвестиционно-строительной сфере возможно при условии взаимного согласия всех участников проекта действовать не в самых выгодных для них условиях. Преследование ими только своих собственных экономически оптимальных целей может нанести ущерб другим участникам и проекту в целом. Незнание или игнорирование положений теории оптимизации служит одной из главных причин недостаточной эффективности большинства инвестиционных проектов и низкой отдачи в целом от инвестиций в основной капитал.
В рыночной экономике в основе концепции управления инвестиционно-строительной сферой, по мнению автора, должно лежать три принципа: маркетинг, адаптация, предпринимательское поведение.
Принятие решения о реализации инвестиционного проекта по созданию или воспроизводству основного капитала определяется сопоставлением двух главных показателей:
- 1) ожидаемой нормы чистой прибыли от реализации проекта;
- 2) реальной ставки процента (ставки рефинансирования Банка РФ).
Если первый показатель в 1,2—1,5 раза превышает второй показатель, то инвестор вправе принять решение о реализации проекта. В случае если второй показатель больше или равен первому, частный капитал не будет осуществлять инвестиции и только государство в необходимых случаях (в случае получения социального или экологического эффекта достижения оборонной или продовольственной безопасности страны, проведения приоритетных научно-технических исследований) вправе пойти на экономически неэффективное (убыточное) решение.
Государственное регулирование инвестиционно-строительной сферы — это специфическая функция управления, призванная объединить государственные (общественные) и частные интересы для формирования рациональных крупных пропорций (соотношений) в национальной экономике между потреблением, накоплением и инвестированием на основе прогнозирования, стратегического планирования (индикативного, рекомендательного), бюджетного финансирования, налогообложения и других мер государственного воздействия на рынки инвестиций, подрядных работ, недвижимости. Государственные регуляторы и рыночные саморегуляторы должны способствовать достижению оптимальной структуры и инфраструктуры общественного хозяйства (структурной реформе) и деятельности конкретных субъектов экономических отношений как экономики в целом, так и отдельных регионов на основе инвестиций в основной капитал.
Государственное регулирование инвестиционной сферы рыночной экономики должно обеспечивать упорядоченность сложнейших составляющих инвестиционного процесса, на которые не всегда могут эффективно влиять отдельно применяющиеся экономические или административные регуляторы.
При регулировании инвестиционно-строительной сферы следует выделять следующие аспекты направлений рыночной системы:
- — антикризисный; антимонопольный;
- — антизатратный; создание организационных структур и системы управления, адекватной этапу перехода к государственно регулируемой экономике.
Главные направления реформирования системы регулирования деятельности строительной сферы:
- 1. Усиление конкуренции.
- 2. Лицензирование деятельности строительных предприятий.
- 3. Бюджетно-финансовое регулирование.
- 4. Налогообложение предприятий строительной сферы.
- 5. Применение ужесточенных норм продолжительности строительства объектов.
- 6. Контроль за целевым использованием амортизационных ресурсов.
Рис. 9.1. Основные этапы осуществления преобразований в системе регулирования деятельности строительной сферы
- 7. Ценообразование.
- 8. Ипотечное кредитование.
- 9. Диверсификация.
Основные этапы осуществления преобразований в системе регулирования деятельности строительной сферы приведены на рис. 9.1.
Алгоритм преобразования экономических явлений в инвестиционно-строительной сфере имеет следующие значения:
Источник: studme.org
Опыт организации управления строительством в экономически развитых капиталистических странах
Роль государства в управлении строительством. Под влиянием научно-технического прогресса строительство в наиболее развитых капиталистических странах сформировалось в крупную отрасль экономики.
Строительство Соединенных Штатов Америки представляет собой одну из наиболее крупных отраслей экономики страны . Доля строительной продукции всех секторов материального производства составляет 8% национального дохода США (в капиталистических странах Европы этот показатель равен 6-10%).
Численность рабочих в строительстве составляет 7- 8% всей рабочей силы страны. На строительные нужды непосредственно расходуется около 10% материальных ресурсов. Кроме того, на изготовление строительных деталей, конструкций, материалов на заводах — еще 10%.
В Великобритании доля продукции строительной отрасли в валовом. национальном продукте составляет 9,4%.
Значительное место строительство занимает в экономике Японии. Оно обеспечивает до 20% валового национального продукта. В строительстве Японии занято около 9% численности всех работников страны.
Несмотря на частнопредпринимательский характер капиталистического метода хозяйствования в рассмотренных странах строительство все в большей степени вовлекается в систему централизованного государственного регулирования. В последний период в большинстве капиталистических стран образованы строительные министерства или другие государственные органы, в функции которых входит кредитование строительной деятельности, разработка рекомендаций по внедрению прогрессивных технических и технологических мероприятий, стандартизация и унификация строительных норм и правил и т. п. Однако функция планирования и организации строительного производства не входит .в компетенцию указанных министерств.
Основными объединениями строительных фирм Великобритании являются национальные федерации предпринимателей в области строительства (National Federation of Building Trader Emploges NEBTE) и федерации подрядчиков в области гражданского строительства (Federation of Civil Engineering Contrantors FCEC). Имеются также организации, представляющие мелкие фирмы, специализированные подрядные и субподрядные фирмы и строительные фирмы по отдельнымрайонам.
Большинство фирм, производящих строительные материалы, также имеют свои ассоциации, например Федерация производителей цемента. В масштабах страны их деятельность и политику координирует Национальный совет производителей строительных материалов (National Council of Building Material Products NC -BMP). В состав совета также входит ассоциация производителей сборных элементов. Совет издает еженедельный информационный бюллетень и ежемесячный статистический бюллетень. Фирмы, осуществляющие сбыт строительных материалов, объединены в Национальную федерацию торговцев строительными материалами (National Federation Bubdersand Plumbers Marehaute NFBPM).
Главным государственным органом, ведающим вопросами строительства, является Министерство окружающей среды (Department of Environment — DOE), созданное в 1970 г. и объединившее функции, выполнявшиеся ранее отдельными министерствами жилищного строительства и местных органов управления, транспорта, государственного строительства и общественных работ. ДОЕ отвечает за жилищное строительство, планировку, благоустройство, строительство дорог, объектов транспорта и осуществляет надзор за деятельностью местных органов власти в области строительства.
Через управление по делам строительства ДОЕ осуществляет общее руководство строительной отраслью и деятельностью архитектурнопроектных фирм, а также надзор за соблюдением строительных правил и норм. Управление исследований руководит исследовательской деятельностью в области жилищного и прочего строительства, объектов транспорта, городской планировки, охраны окружающей среды. В его ведении находятся научно-исследовательский строительный институт Building Research Befalishment — BRE), транспортная и дорожная научно-исследовательская лаборатория (Transport and Beat feslarch Laboratory — TRRL) и ряд других научно-исследовательских организаций.
В ФРГ существует Совет по развитию городов, который был основан в 1971 г. Главной его функцией является проведение научно-технической политики в городском строительстве. Перед Советом по развитию городов стоят сложные проблемы, связанные как с жилищным строительством (качество и размеры квартир, их стоимость и т. п.), так и с городским хозяйством (оздоровление окружающей среды, упорядочение городского транспорта, всемерное уменьшение городского шума и пр.).
Основным органом государственного управления строительством в Японии является Министерство строительства, состоящее из 7 управлений (бюро) и имеющее штат около 1300 человек. Наиболее важными функциями министерства являются контроль за деятельностью крупных строительных фирм, решение вопросов стандартизации, проектирования и технического нормирования строительных работ; проведение исследований (при министерстве имеются два научно-исследовательских института) .
Существенное регулирующее влияние на строительство оказывает также объединение предпринимателей. В строительстве Японии функционирует ассоциация генеральных подрядчиков, объединяющая 23 тыс. компаний, а также ассоциация подрядчиков по строительству инженерных сооружений.
В США обсуждается вопрос о создании государственного органа, который занимался бы проблемами строительства в масштабе всей страны. Целью этого органа управления должна быть координация усилий правительства по сохранению, расширению и поддержке экономики этой жизненно важной отрасли как внутри страны, так и за рубежом. Функции такого органа предполагается ограничить изучением законодательства, статистикой, организацией и координацией исследований в области строительства. Имеются предложения о включении этого органа в состав Министерства торговли или создании самостоятельного Министерства строительства.
Укрупнение строительных фирм, развитие специализации, механизации, увеличение размеров и усложнение строящихся объектов значительно обострили проблемы управления, что проявляется в снижении его оперативности, нарушении координации деятельности многочисленных участников создания строительных комплексов и вызывает рост численности управленческих работников.
В поисках выхода из создавшегося положения идут по пути усиления целевой направленности управления, используют матричные и проектные структуры управления, создают новые подразделения в аппарате управления, большое внимание уделяют автоматизации процессов обработки управленческой информации с помощью ЭВМ.
Один из главных резервов повышения экономического эффекта в деятельности фирм зарубежные специалисты видят в дальнейшем совершенствовании системы управления на базе использования более совершенной технологии управления с применением ЭВМ. Наличие в составе фирм структурных подразделений по обслуживанию и применению ЭВМ считается необходимым условием их конкурентоспособности. Кроме того, многие фирмы пользуются услугами консультационных центров. По данным литературных источников, широкое применение ЭВМ в строительстве значительно повышает результативность деятельности фирм всех видов.
Наибольший экономический эффект от внедрения вычислительной техники обеспечивается лишь при охвате всех производственных и обслуживающих сфер деятельности фирмы. Применение их только на части работ не дает необходимого эффекта. Однако американские строительные фирмы не стремятся переходить к новой системе управления сразу во всех звеньях. Они считают, что даже самая тщательная подготовка не означает, что работа предприятия и тем более крупной фирмы, включающей несколько предприятий, сразу же улучшится с переходом на современные методы управления с помощью ЭВМ. По их мнению, единовременный перевод всей деятельности крупной фирмы на новые рельсы может привести даже к полной дезорганизации производства. Поэтому фирмы, осваивающие ЭВМ, все чаще перестраивают свою систему управления не сразу, а постепенно,
этап за этапом (бухгалтерский учет, заработная плата, планирование, отдельные производственные операции, организация контроля и т. д.).
Однако необходимо заметить, что крупномасштабное внедрение в последние годы новейшей управленческой техники и автоматизированных систем в наиболее развитых капиталистических странах с новой силой доказало, что главная роль в процессах управления — от постановки целей до их практического достижения — принадлежит не техническим средствам, а человеческим возможностям. Использование системных методов и современного математического аппарата для обновления управленческих решений вызвало объективную необходимость использования суждений, опыта, знаний, интуиции управляющих различных рангов. Такой подход к управлению в условиях массового внедрения ЭВМ был сформулирован в докладах большинства участников XVII Мирового конгресса по управлению, проходившего в ноябре 1975 г. в г. Каракасе (Венесуэла).
На этом же конгрессе П. Дракером, одним из ведущих американских специалистов в области управления, было высказано мнение, что на практике не оправдались предсказания тех, кто после внедрения ЭВМ утверждал, что «компьютеры заменят руководителей среднего уровня и не останется никаких промежуточных звеньев между руководителями высшего звена и мастером». «Как раз в этот момент,- отметил он,- началось колоссальное увеличение работ на среднем уровне управления. Во всех развитых странах количество управляющих среднего уровня как в бизнесе, так и в правительстве увеличивалось в три раза быстрее, чем рост общей занятости за последние 20 лет, и их рост происходил параллельно с ростом использования ЭВМ».
Большое внимание при разработке новых форм организации управления отводится поиску таких, которые бы позволили согласовать усилия многочисленных участников создания объекта (проектировщиков, строителей, эксплуатационников), по возможности совместить их деятельность во времени с тем, чтобы обеспечить быстрейшее достижение главной цели -сдачу объекта в эксплуатацию.
Одной из наиболее ярко выраженных тенденций в совершенствовании управления является создание новых типов организаций, представляющих собой корпорацию (чаще всего акционерную компанию). В условиях капиталистической системы производства корпорация, включающая в свой состав полный комплекс крупных строительных и промышленных предприятий, а также научных, проектных и других организаций, необходимых для сдачи заказчику объекта «под ключ», является наиболее эффективной формой управления в условиях постоянно меняющегося строительного рынка. В США в состав корпорации входит 15% общего количества предприятий, на долю которых приходится 70% общего дохода предприятий строительной индустрии США.
Примером таких корпораций являются проектно-строительные компании, охватывающие весь комплекс работ, начиная с идеи создания объекта до ввода его в действие. Они разрабатывают технико-экономическое обоснование, ведут проектирование строительной и технологической частей объекта, включая оборудование, осуществляют строительство, подготовку эксплуатационных кадров, пуск и наладку оборудования, освоение производственных мощностей, а в некоторых случаях даже ремонт.
В жилищном строительстве появились компании, осуществляющие застройку микрорайонов и целых городов. Они подготавливают территорию, возводят жилые дома, торговые центры и обслуживающие предприятия. В состав таких компаний входят фирмы и предприятия по производству мебели, ковров и других материалов и услуг, обеспечивающих сдачу жилья «под ключ».
Дальнейшее развитие такой формы управления строительством привело в США к появлению нового вида подряда — комплексного подряда, который осуществляется двумя способами. В первом случае одна из фирм компании, выступающая в роли генподрядчика по определенному объекту, осуществляет только координацию деятельности всех остальных подразделений компании (и внешних фирм при привлечении к выполнению специальных работ и услуг). Во втором случае фирма выполняет не более 15% общего объема работ своими силами и, как правило, возводит каркас объекта (здание, сооружение), остальные работы выполняются внутренними (и при необходимости внешними) субподрядными фирмами.
Основной задачей генподрядной фирмы в обоих случаях является выполнение координационных функций, обеспечивающих ввод объекта в сроки, установленные контрактом, с наименьшими затратами всех видов ресурсов за счет глубокой специализации и кооперации деятельности фирм.
Комплексные подряды имеют ряд преимуществ по сравнению с прямыми и генподрядными договорами: возможность максимального совмещения этапов проектирования и строительства, что обусловливает сокращение общего срока проектирования и строительства объекта, лучший учет местных условий, возможностей строительных фирм и т. п.
Реализация этих преимуществ достигается за счет применения матричной (табличной) структуры управления. Особенность этой структуры заключается в создании в составе генподрядных фирм координационных групп во главе с управляющим проектом, которые контролируют по календарному (сетевому, линейному) графику выполнение всех видов работ (от изыскательских до пусконаладочных) во всех подразделениях фирмы, участвующих в реализации данного проекта через своих представителей, подчиненных как управляющему проекта (оперативное целевое подчинение на период реализации проекта), так и руководителю подразделения, в котором они работают (административно-хозяйственное подчинение).
Двойное подчинение, являющееся второй особенностью матричной структуры управления, обеспечивает эффективность деятельности фирм за счет рационального использования высококвалифицированных специалистов, решающих очень узкий круг задач, во всех проектах данной фирмы. Оперативное руководство их работой со стороны представителя управляющего проектом позволяет добиваться ритмичности и выполнения работ при максимальном их совмещении и, следовательно, высокой производительности труда (особенно на проектных и строительно-монтажных работах).
Матричные структуры управления наиболее эффективно применяются в сочетании с линейно-штатной структурой. Это дает возможность фирмам сохранить узкую специализацию при постоянном наращивании производственных мощностей без снижения уровня управляемости.
Наибольшее распространение матричная структура управления в начальный свой период нашла в сфере проектирования, поэтому ее еще называют проектной, а управление с ее использованием — проектным.
Указанные особенности матричной структуры управления позволяют крупным корпорациям на строительтве сложных промышленных комплексов и переход на звенную структуру управления.
Источник: studopedia.ru
Государственная поддержка строительства
Государственная поддержка строительства – это меры, реализуемые органами государственной власти с целью развития строительной отрасли, а также решения социальных задач обеспечения населения жильем и иными объектами социального назначения.
Значение строительной отрасли для государства
Строительство представляет собой важнейшую отрасль национальной экономики, оказывающую влияние как на интенсивность экономического развития, так и на социальное обеспечение населения.
Строительная отрасль составляет основу промышленного развития страны, обеспечивая развитие общества в социальном плане. В первом случае речь идет о создании основных фондов, во втором о строительстве жилого фонда. Если в первом случае в государственной поддержке нуждаются преимущественно социально значимые отрасли, то во втором случае речь идет о решении глобальных социальных проблем, состоящих в обеспечении жильем различных категорий и групп граждан.
Немалую долю строительной отрасли составляет также производство строительных материалов, которое в настоящее время отстает в темпах своего развития от общемировых показателей. Производство строительных материалов нуждается в разработке современных технологий, обеспечивающих ресурсосбережение, сокращение затрат и иные способы оптимизации. Проведение научно-исследовательской работы в этом направлении требует значительных финансовых вложений, которые зачастую не могут быть осуществлены в полной мере только за счет коммерческих средств.
Роль государства в развитии строительства
Современная российская экономика еще не сформировала действенного рыночного механизма, позволяющего обеспечить полную саморегуляцию строительной отрасли. Отставание российской строительной отрасли от западных аналогов выступает причиной высоких издержек ее деятельности, отрицательно сказывающихся на динамике развития и платежеспособном спросе.
Вмешательство государства в регулирование строительной отрасли позволяет рассматривать его в качестве комплексного фактора, способного влиять на эффективность функционирования строительной индустрии. Воздействие органов власти на развитие строительной отрасли проявляется через систему административных и экономических методов регулирования всех сфер развития строительных предприятий. В качестве административных методов государство использует метод разработки и реализации нормативно-правовых актов, способствующих формированию рыночных отношений в строительной отрасли, метод осуществления контрольно-надзорной деятельности за соблюдением требований законодательства, метод формирования государственных строительных стандартов и так далее. Экономические методы регулирования строительной отрасли подразумевают использование инструментов налоговой, финансово-кредитной, инвестиционной, таможенной, страховой политики и так далее.
Готовые работы на аналогичную тему
Смена политического строя в свое время потребовала существенной структурной перестройки строительной отрасли. Но многие программы реструктуризации получили свое начало еще в 1990-х годах. Государство в период реструктуризации активно осуществляло налоговое стимулирование инвестиционной и производственной деятельности строительной отрасли, совершенствовало механизмы долгосрочного кредитования, осуществляло разработку и оптимизацию механизмов привлечения инвестиционных ресурсов в строительную отрасль со стороны российских и зарубежных инвесторов.
Государственная поддержка строительной отрасли подразумевает реализацию мер, направленных на формирование инвестиционного климата, защиту внутреннего рынка, поддержку научно-исследовательских работ в строительной сфере.
В настоящее время государство стремится к снятию избыточных административных барьеров в строительной отрасли, рассматривая это как приоритетную задачу государственной поддержки строительства. Неблагоприятная экономическая ситуация в долгосрочной перспективе приведет к падению рынка строительной отрасли, в частности жилищного строительства.
Государство намерено поощрять организацию на территории России производства собственных строительных материалов, организацию энергосберегающего производства строительных материалов в том числе, субсидировать научные исследования в данном направлении, оказывать налоговую и иную поддержку начинающим хозяйствующим субъектом.
Государство активно реализует различные проекты в строительной сфере, призванные решать актуальные общественные задачи, обеспечивать развитие общества в социально-экономическом плане.
Государство должно обеспечивать аккумулирование массовых ресурсов в строительной отрасли, поддерживать платежеспособный спрос населения в случае приобретения собственного жилья за счет субсидирования ипотечного кредитования или реализации различных государственных программ в этом направлении.
Планируемые меры государственной поддержки строительной отрасли в 2022 году
В 2022 году государство собирается осуществить по отношению к строительной отрасли следующие меры государственной поддержки:
Источник: spravochnick.ru
Роль Государства в решении проблемы жилья
Ущерб от недостатка жилья в России, его низком качестве, дороговизне содержания и большого объёма жилья, в виде многоэтажных казематов, никто не считал, но он сопоставим с потерями от системных глобальных катаклизмов.
Сколько теряет Государство от бытового семейного неустройства, сколько семей теряют или не используют свой потенциал, сколько детей, выращенных в «скотских» условиях, так и не стали достойными гражданами своей страны, не говоря о тех, кто мог родиться, но не родился! О проблеме говорят много, делаются попытки её решения, есть программы и планы, но где их эффективность?
Читаем Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1957 года «О развитии жилищного строительства в СССР»: «Медленно внедряются прогрессивные сборные конструкции заводского изготовления. Недостаточно применяются крупноблочные и крупнопанельные конструкции и облегченные кирпичные кладки, отстает развитие заводского стандартного домостроения. Жилищное строительство в сельской местности также отстает от потребностей, что является следствием неудовлетворительной организации сельского строительства и его слабой производственной и технологической базой. Далеко не во всех колхозах имеются строительные бригады, мало создано межколхозных строительных организаций и предприятий. »
Полная копия современной констатации проблемы, а прошло 60 лет!
Народ выбирает власть и делегирует ей полномочия для решения проблем народа, но где результат? Может, есть объективные причины, но судя по особнякам и дворцам «слуг народа», всё чудесно. В мире же давно есть разработанные способы решения проблемы жилья, тем более в такой богатой стране как Россия!
Даже в странах бывшего СССР, динамика решения этой проблемы, более заметна и эффективна. Почему нет решений, обеспечивающих выделение земли под жилую застройку? Почему Государство не может решить проблему обустройства застраиваемых площадей в регионах?
Давно известно, что эффективность строительства качественного и современного жилья, зависит от объёма и процента готовности «заводского» объёма строительства! Парадокс, но в России нет ведомства, отвечающего за его развитие! Наши строители имеют производительность труда в 3 – 4 раза меньше, чем в развитых странах, а темы в правительстве нет! Именно заводское домостроение может решить проблему доступных цен на жильё, выполняя основной объём строительных работ на заводском конвейере.
Индустриализация в строительстве – это процесс развития и совершенствования применения крупноразмерных элементов зданий высокой заводской готовности, с использованием средств механизации и автоматизации строительных процессов. Цель индустриализации – повышение производительности труда, замена ручного труда на механизированный процесс, ускорение темпов строительства и ввода объектов, снижение их стоимости и повышение качественных характеристик.
Решающее значение в решении проблемы жилья, имеет платёжеспособность населения и соотношение цены квадратного метра жилья и дохода гражданина. Понятно, что повышение доходов граждан, задача более сложная, но и выбранный путь решения проблемы через ипотеку – тупиковый. При ставке ипотечного кредита более 5% – это грабёж населения, снижение его платёжеспособного потенциала и стагнация строительной отрасли.
Бодрые отчёты о росте ипотечных кредитов, вызывают оторопь, особенно когда звучат из Минстроя. Да, уже перешагнули сумму в триллион рублей, а это при сроке кредита в 20 лет и тех ставках, которые действуют сегодня, надо вернуть банкам 3,5 триллиона! Кто об этом думает? Надо понимать, что общая сумма доходов населения величина, относительно, постоянная. Т.е.
3,5 триллиона, которые население будет возвращать банкам, выпадут из актива населения и не придут строителям в виде новых заказов. И это каждый год по триллиону на ипотеку, каждый год покупательная способность населения будет снижаться, повышаются только доходы банков!
Пока есть население, которое может себе позволить ипотечный кредит, но завтра этот ручеёк уменьшится, резко сократятся заказы на жильё, покупательная способность упадёт. Отрасль ждёт стагнация. Не говоря об ипотечном «пузыре», который может громко лопнуть. Мы этого хотим?
Накопительная система в стране не приживается и это «заслуга» законодателей и администраций регионов, но шанс её развития есть. Необходимо обобщить, имеющийся положительный опыт, необходимо изменить общественное мнение, надо создать возможности развития ещё одного финансового инструмента, для населения с небольшими и не стабильными доходами. Мировой опыт говорит об его эффективности, но нам нужна политическая воля.
Всё это можно изложить в виде идеологических тезисов, выработать детальный план движения, ещё раз вернуться к формированию программы решения жилищной проблемы, но на новой основе, которая бы учитывала реальное положение дел в стране и в обществе.
Источник: ardexpert.ru