Роль строительства в производстве

Экономика страны состоит из ряда отраслей, которые в зависимости от характера выполняемых ими функций относятся к отраслям, производящим товары (промышленность, строительство, сельское хозяйство и др.), либо к отраслям экономики, оказывающим рыночные и нерыночные услуги.

За годы экономических реформ в отрасли произошли значительные преобразования.

Сформировался принципиально новый механизм государственного управления, который заключается, прежде всего, в регулировании государством инвестиционной деятельности в сфере строительства, а не в административном управлении организациями и предприятиями. Изучение данной темы является актуальным, поскольку строительная отрасль относится к числу наиболее приоритетных и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономики страны.

В субъектах Российской Федерации развитие производственных мощностей по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций должно быть экономически обосновано с учетом изучения спроса на них, оптимального использования имеющейся сырьевой базы отрасли, попутно добываемых продуктов и отходов других отраслей промышленности.

Амортизация простыми словами за 3 минуты

Одновременно должны решаться задачи совершенствования нормативно-технической базы, гармонизации отечественных стандартов и нормативов с зарубежными.

Изучение данной темы является актуальным, поскольку строительная отрасль относится к числу наиболее приоритетных и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономики страны.

Целью данной работы является изучение роли строительного комплекса в развитии производственных сил общества.

Таким образом, к основным задачам работы можно отнести следующие:

изучение сущности и особенностей строительного комплекса России;

выявление значения строительства в развитии производственных сил общества и экономике в целом;

изучение особенностей регулирования строительного комплекса в стране.

1. Строительный комплекс страны

Строительство включает в себя следующие виды деятельности: подготовка строительного участка; строительство зданий и сооружений; монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений; отделочные работы.

Строительный комплекс представляет собой совокупность производств и организаций, характеризующихся тесными и устойчивыми экономическими, организационными и технологическими связями для получения конечного результата — обеспечения воспроизводства основных фондов народного хозяйства.

В составе строительного комплекса можно выделить 5 групп предприятий и организаций:

1 группа — постоянно действующие строительно-монтажные организации и предприятия строительной индустрии;

2 группа — предприятия, поставляющие для строительства предметы труда (предприятия машиностроения, металлообрабатывающая, деревообрабатывающая промышленность и т.п.);

3 группа — предприятия, поставляющие средства труда (строительное и дорожное машиностроение, производство оборудования для предприятий строительной индустрии и т.п.);

Как Швеция превращает свои отходы в золото

4 группа — предприятия инфраструктуры строительства (предприятия по ремонту машин, организации материально-технического обеспечения; специализированные транспортные предприятия; научно-исследовательские и проектные организации по строительству; учреждения по подготовке специальных кадров и т.п.);

5 группа — организации, осуществляющие управление строительством (министерства, управления, департаменты и т.д.).

Из перечня видно, что строительный комплекс шире понятия строительной отрасли1.

К строительству относят и промышленность строительных материалов. Тогда оно выступает в качестве строительного комплекса. Интегральной характеристикой результатов строительной деятельности служит объем строительно-монтажных работ, исчисляемый в стоимостном выражении, а натуральными показателями — ввод в действие производственных мощностей, объектов жилищного и социально-культурного строительства. Функционирование строительства самым непосредственным образом связано с характером и масштабами инвестиционной деятельности, поскольку строительно-монтажные работы составляют около половины инвестиций в основной капитал.

В число строительных организаций включаются юридические лица всех форм собственности (предприятия), зарегистрированные и получившие лицензию на строительную деятельность, выполнявшие работы по договорам строительного подряда или государственному контракту, заключаемым с заказчиками. Аналогично определяется численность проектно-изыскательских организаций.

В настоящее время продолжает сохраняться неравномерное распределение объемов работ по территории Российской Федерации: по-прежнему большие объемы работ выполняются в Центральном, Уральском, Приволжском федеральных округах. Однако в Дальневосточном, Сибирском федеральных округах они весьма скромны.

К 2010 году социально-экономические и научно-технические целевые ориентиры развития строительного комплекса достигнут следующего уровня:

темпы роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования — 8-10 процентов в год;

удельный вес строительно-монтажных работ в составе инвестиций составит более 45 процентов;

темпы роста строительно-монтажных работ по договорам строительного подряда — 6-8 процентов;

ввод в действие жилых домов всех форм собственности — около 60 млн. кв. метров;

темп роста объемов производства строительных материалов — 6-8 процентов;

доля предприятий, производящих инновационную продукцию, в общем количестве предприятий промышленности строительных материалов — 12-15 процентов;

доля предприятий, производящих инновационную продукцию, в общем числе строительных организаций — 8-10 процентов;

объем экспорта отечественных строительных материалов в общем объеме производства — 8-10 процентов;

доля импортных строительных материалов в среднем по отрасли — 4-5 процентов;

среднегодовое сокращение численности занятых в строительстве в результате роста производительности труда, интенсификации производства, научно-технического прогресса и модернизации инфраструктуры — не менее 3-4 процентов, в промышленности строительных материалов и конструкций — 6-7 процентов.

2. Роль строительства в развитии экономики и производственных сил общества

2.1 Значение строительства в развитии производственных сил общества и экономики

В целях сбора и систематизации информации, государственного регулирования экономического развития общественного производства все производства и сферы деятельности группируются по отраслям. Единый классификатор отраслей общественного производства РФ насчитывает 24 отрасли, в том числе “строительство” — третье по количеству занятых работников (после промышленности и сельского хозяйства) в отрасли. Её назначение возводить новые здания и сооружения для всех отраслей материального производства, заниматься реконструкцией, расширением и капитальным ремонтом существующих. Удельный вес строительства в валовом внутреннем продукте РФ в 2007 году составил 7.3%2

Капитальное строительство — совокупность всех видов деятельности, обеспечивающая осуществление инвестиционного процесса от предпроектной стадии до ввода объекта в эксплуатацию. В состав этой отрасли входят организации, выполняющие строительные и монтажные работы по возведению новых зданий, сооружений и других объектов народного хозяйства, расширению, техническому перевооружению и реконструкции действующих предприятий, проектно-изыскательские организации, обслуживающие строительство, также и органы управления, (министерства, ведомства и т.д.).

Сложность изучения экономических аспектов строительства заключается в многообразии организационных и хозяйственных форм процесса строительного производства, большом количестве участников, имеющих различные функциональные цели и задачи, существенной зависимости процесса строительного производства от естественных природных условий. В процессе строительного производства участвуют инвестор — заказчик — проектировщик — подрядчик — специализированные строительные организации. Кроме этих непосредственных участников строительного процесса в создании строительной продукции участвуют десятки заводов-изготовителей технологического оборудования, строительных машин и материалов. В связи с таким большим числом участников можно утверждать, что процесс строительного производства формируется под влиянием большого количества организационных факторов. Преобразование системы управления, совершенствование её означает, в первую очередь, изменение организационных отношений и, соответственно, организационных форм управления.

Конкретная цель строительства на современном этапе определена его внешней средой (народным хозяйством в целом) — ввод объектов в эксплуатацию в нормативные сроки с надлежащим качеством при минимальной стоимости. Поэтому с очевидной остротой возникает вопрос о надлежащем управлении капитальным строительством — сознательном его государственном регулировании в целях повышения его эффективности, ускорения научно-технического прогресса и роста производительности труда в отрасли, улучшения качества продукции и обеспечения тем самым динамичного, планомерного и пропорционального развития строительной отрасли.

Это означает, что строительство обеспечивает условия для производительного использования средств и орудий труда других отраслей, создаёт условия для полноценного отдыха, здорового быта народа.

То, что мы называем отраслью капитального строительства, включает в себя главным образом подрядные строительные организации со всеми их кадрами, зданиями и сооружениями, техникой и транспортом и предприятиями строительной индустрии.

Строительство могут вести и те, кому нужны результаты строительного труда (предприятия, которые строят для себя), и те, кто берёт на себя обязательство построить для кого-то (берёт подряд). В зависимости от этого строительство называют ведущимся хозяйственным или подрядным способом.

Подрядное строительство ведётся профессиональными строительными организациями, насыщенными техникой, несущими юридическую ответственность за сроки и качество строительства. Таким способом в Российской Федерации ведётся 75%3 всего объема строительства, в Республике Башкортостан — 87%. Хозяйственный способ строительства позволяет заказчику сэкономить на разработке проектно-сметной документации, т.к любой предприниматель работает, чтобы получить прибыль. Но хозяйственный способ заставляет рисковать качеством строительства.

Продукцией строительства являются полностью законченные и принятые заказчиком объекты.

Строительство, в отличие от других отраслей, обладает рядом особенностей, делящихся на 3 группы и определяемых:

техническими особенностями строительной продукции;

особенностями строительного производства;

организационно-экономическими особенностями отрасли.

Влияние каждой из этих особенностей на экономику строительства сводится к следующему:

Влияние технических особенностей строительной продукции на экономику строительства:

Неподвижность строительной продукции приводит к необходимости передвижного характера работы исполнителей строительных работ. В строительстве перемещаются люди и орудия труда, а не предметы труда как в промышленности. Появляется необходимость в дополнительных расходах на временные сооружения и т.п.

Большие размеры продукции, их сложность и многодетальность, материалоёмкость определяют высокую удельную стоимость материалов и конструкций (до 50-60% общих затрат).

Строительная продукция капиталоёмка — требует больших капиталовложений. Отсюда важность обоснования этих затрат, высокая роль кредитов среди источников финансирования строительства.

Индивидуальный характер возводимых объектов определяет особенности ценообразования на строительную продукцию.

Длительный срок службы зданий и сооружений определяет высокий уровень морального износа строительной продукции.

Влияние особенностей строительного производства на экономику строительства:

Длительность строительного цикла определяет образование больших размеров незавершённого производства, появление финансовых расчётов за этапы и комплексы работ, необходимость страхования от стихийных бедствий и т.п.

Строительные работы большей частью производятся на открытом воздухе, что вызывает появление “сезонности», имеющей следствием, например, зимнее удорожание и др.

Разбросанность строительных объектов и передвижной характер исполнителей строительных работ определяет высокий удельный вес в структуре основных фондов строительства, транспортной техники; специфические конструктивные особенности строительной техники; необходимость иметь большое количество временных или передвижных сооружений.

Ход строительства очень сильно зависит от местных условий: развития сети дорог, наличия близко расположенных предприятий по производству материалов и конструкций и т.п. Даже одинаковые объекты возводятся по-разному в разных регионах и даже в районах одного региона.

Строители не только строят, они обязаны и освоить созданные мощности (запустить АТС, завод и т.д.).

Влияние организационно-экономических особенностей строительства на экономику:

Строительство осуществляется “на заказ» и очень редко на продажу. В этом отношении строительство до сих пор остаётся ремеслом.

В строительстве одного объекта участвуют много предприятий, что вызывает создание особых организационных форм в управлении строительством (генподрядчики, подрядчики, заказчики и т.п.).

Конструктивная сложность строительных объектов и многообразие хозяйственных связей строительства с другими отраслями выражается в необходимости использования тысяч видов материалов, конструкций и услуг других отраслей.

Степень освоения территории во многом определяет затраты на строительство, т.к. дополнительные расходы (на инфраструктуру) могут превышать собственно строительные затраты в несколько раз.

Необходимость комплексного строительства промышленных объектов определяется невозможностью функционирования, например, промышленных зданий без складского хозяйства, инженерных сетей и т.п.

И, наконец, строителю приходится учитывать и знать технологические особенности тех отраслей, для которых ведётся строительство.

2.2 Регулирование строительной отрасли в стране

В существующих условиях хозяйствования в России состояние — строительного комплекса оказывает серьезное влияние на работоспособность всех сфер экономики и жизнедеятельность населения, социально-экономическое развитие региона.

В настоящее время управление строительством в России рассматривается не как иерархическая структура взаимоподчиняющихся организаций отрасли строительства, а как система управления строительной деятельности при регулирующей роли этой деятельности со стороны государственных органов управления.

Государственное регулирование строительной деятельности — специфическая функция управления, призванная объединить государственные (общественные) и частные интересы для формирования рациональных крупных пропорций (соотношений) в национальной экономике между потреблением, накоплением и инвестированием на основе прогнозирования, стратегического планирования, бюджетного финансирования, налогообложения и других мер государственного воздействия на рынки инвестиций, подрядных работ, недвижимости.

Роль строительства в развитии производственных сил общества

Рисунок 1 — Структура государственных органов управления строительной деятельностью4.

Происходящие в строительной сфере в последние годы процессы отличаются особым динамизмом, что свидетельствует о необходимости поиска новой, более приемлемой управленческой модели. Существенный импульс решению этой проблемы дало реформирование федеральных органов исполнительной власти, проводимое в соответствии с указами Президента РФ от 09.03.2004 г. N 314 `О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти` и от 20.05.2004 г. N649 `Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти`. Принята система управления, которая схематично выглядит следующим образом: федеральные министерства — федеральные службы — федеральные агентства. Госстрой России преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) согласно соответствующему постановлению Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 г. N 286. Таким образом, на федеральном уровне управление строительной отраслью значительно видоизменилось и приблизилось к хозяйствующим субъектам, поскольку федеральные агентства являются `низовым` звеном в федеральном эшелоне органов исполнительной власти5.

Правительство РФ является высшим государственным органом по руководству промышленностью и строительством. Министерство экономического развития и торговли осуществляет формирование инвестиционных программ строительного комплекса за счет централизованных источников финансирования6.

Для преодоления кризиса в строительном комплексе следует увеличить значимость административных методов регулирования, усилить стимулирующую роль бюджетно-налоговой системы и кредитной политики, создать действенный механизм конкуренции на рынке подрядных работ при проведении единой технической политики и рекомендаций в области ценообразования8.

Строительный комплекс — это совокупность производств и организаций, характеризующихся тесными и устойчивыми экономическими, организационными и технологическими связями для получения конечного результата — обеспечения воспроизводства основных фондов народного хозяйства.

Строительство включает в себя следующие виды деятельности: подготовка строительного участка;

строительство зданий и сооружений; монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений;

Сложность изучения экономических аспектов строительства заключается в многообразии организационных и хозяйственных форм процесса строительного производства, большом количестве участников, имеющих различные функциональные цели и задачи, существенной зависимости процесса строительного производства от естественных природных условий.

Можно сделать вывод, что строительство обеспечивает условия для производительного использования средств и орудий труда других отраслей, создаёт условия для полноценного отдыха, здорового быта народа.

Можно сделать вывод, что строительный комплекс относится к числу ключевых отраслей и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономики России.

Читайте также:  Контроль выполнения проекта строительства

Ведущая роль строительного комплекса в достижении стратегических целей развития общества определяется тем, что конечные результаты достигаются путем осуществления инвестиционно — строительных программ и проектов на федеральном и региональном уровнях.

Особенности реформирования строительного комплекса страны связаны в первую очередь с сильнейшей неравномерностью развития регионов РФ, а, следовательно, с региональной спецификой управления и установлением отношений между федеральным центром и регионами.

Список использованной литературы

Игошин Н.В. Инвестиции — М.: Юнити, 2005. — 378 с.

Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в 2005-2007 гг. Госкомстат РБ. 2007. — 41с.

Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в Российской Федерации в 2007 году. Федер. Служба гос. Стат. 2007. — 36 с.

Тимофеев А.А. Формирование эффективной системы управления инвестиционно-строительным комплексом в регионе в современных условиях: Дисс:. канд. экон. наук — М., 2003. — 218 с.

Чистов Л.М. Экономика строительства. -С. Пб.: Питер, 2006. — 256с.

Дерябина Я. Системный анализ государственного управления инвестиционной сферой // Инвестиции в России. — 2003. — N9. — С.11-21

Екимова К.В. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ // Журнал «Проблемы современной экономики» N 3 (19)

Иванов А.В. Реформирование федеральных органов исполнительной власти и совершенствование государственного регулирования и управления строительной отраслью // Экономика строительства. — 2004. — N10. С.2-8.

1 Чистов Л.М. Экономика строительства. –С.Пб.: Питер, 2006. – 256с., с. 164-171

2 Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в 2005-2007 гг. Госкомстат РБ. 2007. – 41с., с. 25

3 Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в Российской Федерации в 2007 году. Федер. Служба гос. Стат. 2007. – 36 с., с. 19

4 Екимова К.В. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ // Журнал «Проблемы современной экономики» N 3(19)

5 Иванов А.В. Реформирование федеральных органов исполнительной власти и совершенствование государственного регулирования и управления строительной отраслью // Экономика строительства. — 2004. — N10. С. 2-8.

6 Игошин Н.В. Инвестиции — М.: Юнити, 2005. — 378 с., с. 82-85

7 Дерябина Я. Системный анализ государственного управления инвестиционной сферой // Инвестиции в России. — 2003. — N9. — С. 11-21

8 Тимофеев А.А. Формирование эффективной системы управления инвестиционно-строительным комплексом в регионе в современных условиях: Дисс:. канд. экон. наук — М., 2003. — 218 с., с. 160

Если Вам нужна помощь с академической работой (курсовая, контрольная, диплом, реферат и т.д.), обратитесь к нашим специалистам. Более 90000 специалистов готовы Вам помочь.

Источник: xreferat.com

Роль и значение материалов в строительстве

Природные каменные материалы и изделия. Общие сведения. Добыча камня.

Изделия из шлаковых расплавов и каменное литье. Ситаллы и шлакоситаллы.15

Список использованной литературы 18

Роль и значение материалов в строительстве.

В России производство строительных материалов возникло в далеком прошлом. Уже в глубокой древности наши предки умели изготавливать глиняный кирпич, воздушную и гидравлическую известь, широко использовали древесины и природный камень.

Строительные материалы являются основой нашего огромного строительства— промышленного, жилищного, гидротехнического, транспортного и др. К числу важнейших строительных материалов относятся: металл, лесные материалы, цемент, бетон, кирпич, камень, шифер (асбестоцементный), черепица, рулонные кровельные и гидроизоляционные материалы, теплоизоляционные, стекло и др.

Наши ученые, инженеры и новаторы производства успешно борются за дальнейшее развитие строительных материалов, сознавая, что расширение производства и повышение качества всех основных строительных материалов, особенности металла, кирпича, цемента и бетона, являются од ним из важных условий для матёриального обеспечения построения коммунистического общества.

Огромный вклад в развитие современного строительства внесли и казанские учёные. В.И.Куприянов, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, заведующий кафедрой архитектуры, ректор Казанской государственной архитектурно-строительной академий; закончил КИСИ в 1963г., факультет Строительно-технологический, затем в КИСИ, аспирант ВНИИСМа, научное направление: плёночно-тканевые материалы для строительных конструкций. Р.З. Рахимов, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники, лауреат государственной премии Татарстана, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, заведующий кафедрой Строительных материалов КГАСА; закончил КИСИ в 1961г.; ф-т Строительно-технологический; работал в строительной индустрии, затем в КИСИ; научные труды по развитию минерально-производственных комплексов строительных материалов Поволжья.

Первыми и наиболее правдоподобными суждениями о сущности качества материалов и о слагающих частицах вещества были суждения древнегреческих философов Демокрита (около 460 или 470 до н.э.) и Эпикура (34 1—270 до н.э.). Их учёния об атомизме воз никли под влиянием наблюдений за состоянием и свойствами при родных камней, керамики, бронзы и стали. Примерно к тому же времени относится и философия древнегреческого ученого Аристотеля, который установил 18 качеств у материалов: плавкость—не плавкость, вязкость—хрупкость, горючесть—негорючесть и т.п. Три известных состояния вещества (твердое, жидкое и газообразное) и отношение их к энергии выражалось Аристотелем четырьмя элементами: землей, водой, воздухом и огнем, что с позиций физики являлось определенным достижением. Римский философ Тит Лукреций Кар (99-—55 до н.э.) в дидактической поэме «О природе вещей» излагал свои суждения о природе свойств материалов: «. что, наконец, представляется нам затверделым и плотным, то состоять из на чал крючковатых должно непременно, сцепленных между собой на подобие веток сплетенных. В этом разряде вещей, занимая в нем первое место, будут алмазы стоять, что ударов совсем не боятся, да лее — твердый камень и железа могучего крепость, так же как стойкая медь, что звенит при ударах в засовы. »

Для древнего периода науки весьма характерна нерасчлененность ее по отдельным видам строительных материалов. В значительной мере в ней прослеживается общая взаимосвязь между качеством материалов и их атомистическим составом, хотя, естественно, до подлинных научных химических знаний о составе и свойствах было еще весьма далеко. Теория строилась в основном на догадках, интуициях, хотя были и удивительные решения, например в 3 в. до н.э. уже умели придавать строительным растворам гидравлические свойства, т.е. способность к их твердению в водной среде с помощью природных добавок. Этим же специалисты занимаются до сих пор.

Большой вклад в развитие науки о материалах был внесен гениальными русскими учеными М.В. Ломоносовым и Д.И. Менделеевым.

М.В. Ломоносов (1711—1765) заложил основы передовой русской философии и науки, особенно в области химии, физики, геологии. Он явился основоположником курса физической химии и химической атомистики, обосновывающей атомно-молекулярное строение вещества. В 1752 г. им было написано «Введение в истинную физическую химию». Касаясь распространенной в тот период корпускулярной теории, М.В.

Ломоносов отмечал, что корпускулы — это мельчайшие частицы, ввел представление о молекулах и их отличии от атомов, а относительно еще более распространённого тогда учения о флогистоне, выделяющемся, якобы, при прокаливании метал лов и горении веществ, то он не только отверг такое учение о таинственном «веществе огня», но и дал научное объяснение химическим явлениям, протекающим при таких воздействиях огня. Кроме того, МВ. Ломоносов впервые написал книгу на русском языке по металлургии, разработал составы цветных стекол и способ изготовления мозаичных панно из них, высказал гипотезу о происхождении янтаря и др.

Д.И. Менделеев (1834—1907) открыл важнейшую закономерность природы — периодический закон, в соответствии с которым свойства элементов находятся в периодической зависимости от величины их атомной массы. Он опубликовал книгу «Основы химии»; в ней описано, в частности, атомно-молекулярное строение вещества. Д.И. Менделееву принадлежит и публикация по основам стекольного производства.

В нашей стране, как и в других развитых странах, создавались отраслевые научные институты — НИИЦемент, НИИЖелезобетон, НИИСтройполимер, НИИАсбестоцемент, НИИКерамика, НИИ- Минерального сырья и др. Периодически собирались национальные и международные конгрессы по проблемам дальнейшего совершенствования технологий и повышения качества традиционных и новых материалов. В них остро нуждалось жилищное, промышленное, гражданское, дорожное, гидротехническое, сельскохозяйственное и другие виды строительства. Развитие практики на этом этапе в строительном материаловедении было в известной мере гипертрофировано по сравнению с теорией. Раскрытие теоретических принципов и общих закономерностей сдерживалось необходимостью быстрейшего решения проблемы интенсификации производства строительных материалов и изделий для удовлетворения острой нужды в них в этот трудный период времени.

Расширение производства материалов вызывалось по-прежнему необходимостью восстановления жилищного и промышленного фонда после второй мировой войны. Строительство было переведено на индустриальные способы, в частности, путем заводского изготовления изделий из железобетона, конвейеризации производства сборного бетона и железобетона. Если в 1950 г. в нашей стране было изготовлено 1,3 млн. м сборного железобетона в виде панелей и блоков, то в 1960 г. — 30,2 млн. м. в 1970 г. — 84,6 млн. м, в 1980 г. — 122 млн. м в 1985 г. — 151,0 млн. м из которых почти

30 млн. м — предварительно напряженных сборных железобетонных конструкций. Увеличивались объемы выпуска изделий и конструкций из легких и ячеистых бетонов (в 1985 г. 25 млн. м). Соответственно быстро возрастала мощность цементной промышленности. Если в 1950 г. выпуск цемента составил 10,2 млн. т, то в 1960 г. 45,5, в 1970 г. 96, в 1980 г. 125, а в 1985 г. — 131 млн. т. Количество разновидностей цементов составило 30. Высокий уровень развития этой промышленности был также и во многих других странах

Керамическое производство стало высокомеханизированной и автоматизированной отраслью в промышленности строительных материалов. Во второй половине ХХ в. годовая производительность одной технологической линии составляла на заводах до ЗО млн. шт. стандартного кирпича. Были внедрены поточно-конвейерные линии с годовой производительностью до 1 млн. м облицовочных керамических плиток и до 800 тыс., м плиток для полов.

Стоимость материалов в общих затратах на строительство составляет не менее половины, для уникальных зданий и сооружений может быть и больше. Промышленность строительных материалов является наиболее ёмкой, ежегодно в стране перерабатывается для этих целей более млрд. т различных компонентов.

Грузовой железнодорожный транспорт примерно на четверть загружен перевозкой строительных материалов, речной — более чем на половину. Стоимость строительных материалов зависит от затрат на их перевозку.

При транспортировании материалов на большие расстояния, учитывая размеры Рос сии, стоимость может возрасти в несколько раз. для экономии стоимости строительства следует использовать материалы, производимые вблизи строящегося объекта. Целесообразно и промышленность строительных материалов организовать как можно ближе к сырьевой базе.

Тем самым максимально используя, как принято говорить, ем сетные строительные материалы. Стоимость строительных материалов включает различные факторы, но. все должно приводиться к рента дельности и конкурентоспособности. Сюда можно отнести и качество изделий, долговечность их работы, теплоэнергетические затраты на производство, возможность переработки отходов и даже экологические аспекты, которые в конечном итоге сказываются на экономике производства, региона, страны в целом. Если все не предусматривать, то первоначальная небольшая стоимость материала может во времени обернуться значительными расходами на ремонт, реконструкцию, восстановление окружающей среды и т.п.

Все материалы и изделия соответствуют определенной государственной стандартизации (ГОСТ), разрабатываемой на основе новейших достижений науки и техники. В каждом стандарте имеются: точное определение материала, классификация по маркам и сортам, технические условия на изготовление, методы испытаний, условия хранения и транспортирования. ГОСТ является документом, имеющим силу закона. В обозначении ГОСТа первое число означает по рядковый номер стандарта, второй — год его утверждения.

Кроме стандартов действует система нормативных документов, объединенная в Строительные НОРМЫ И правила (СНиП). СНиП это свод нормативных документов по проектированию, строительству и строительным материалам, обязательный для всех организаций и предприятий.

Важнейшее значение в строительстве имеет первая подгруппа, в которую входят: а) цементные бетоны (тяжелые и легкие), изделия из них, в т.ч. крупные блоки, панели и сборные железобетонные конструкции, играющие решающую роль в индустриализации строительства; по производству сборных железобетонных конструкций и деталей СССР давно уже вышел на первое место в мире; в 1964 их было произведено 50 млн. м3; б) силикатобетонные изделия и конструкции, изготовляемые из извести, песка, шлаков и зол и других отходов промышленности с автоклавной обработкой (пропаривание под давлением); наряду с обычным (цементным) сборным железобетоном начинают применяться более дешевые конструкции из легкого железобетона, а также армированные силикатобетонные (бесцементные) балки, плиты перекрытий и другие конструкции; в) асбестоцементные изделия — большая, самостоятельная подгруппа изделий (кровельные и волнистые стеновые листы, плитки, облицовочные изделия, трубы и др.), отличающихся легкостью, высокой прочностью, водонепроницаемостью и долговечностью; только кровельного материала, так называемого асбошифера (главным образом волнистых листов).

В связи с быстрым ростом производства цемента и открытием новых мощных месторождений асбеста в СССР обеспечено дальнейшее значительное расширение производства асбестоцементных изделий, в том числе для ограждающих конструкций промышленных и жилых зданий, а также гипсовые и гипсобетонные изделия; грунтоцементные и другие грунтовые (саманные и т. п.) блоки для стен зданий в сельском строительстве, грунтоцементные дорожные покрытия или основания под них; асфальтовые бетоны и растворы, широко применяемые для устройства дорожных покрытий, тротуаров, полов промышленных зданий и плоских кровель; пластбетон и армопластбетон — новая разновидность бетона и армобетона, в которой вяжущим служат некоторые синтетические смолы. Эти материалы пока имеют ограниченное специальное применение в тех случаях, когда от бетона требуется особая водонепроницаемость пли стойкость в агрессивных средах; строительные растворы — смеси одного из вяжущих (цемента, извести, гипса) или их сочетания с водой и мелким заполнителем, таким как песок (обычным или легким), для кладки блоков и кирпича (кладочные растворы), а также для штукатурки стен, потолков и т. п. (штукатурные растворы). Роль этих растворов на стройках снижается в связи с переходом на крупные панели и блоки, имеющие готовую (заводскую) отделку, а также в связи с применением листов сухой штукатурки (гипсовой и древесноволокнистой).

На крупных стройках и в больших городах готовые (товарные) строительные растворы в виде сухих или мокрых смесей заданного состава и цвета выпускаются централизованными механизированными установками или заводами.Керамические материалы в СССР претерпевают большие изменения. Кирпич, играющий роль основного стенового материала, постепенно вытесняется более эффективными крупными панелями и блоками (бетонными, силикатными, из керамических камней и др.). Хотя часть кирпича выпускается более эффективного типа (дырчатого, укрупненного пустотелого) и заменяется пустотелыми керамическими блоками, здания и сооружения из кирпича являются более дорогостоящими и трудоемкими, чем крупнопанельные и крупноблочные здания, поэтому процесс постепенного вытеснения кирпича в индустриальном строительстве более прогрессивными стеновыми материалами является закономерным.

Читайте также:  Что такое строительство хорды

Источник: megaobuchalka.ru

Роль строительства в производстве

Экономика страны состоит из ряда отраслей, которые в зависимости от характера выполняемых ими функций относятся к отраслям, производящим товары (промышленность, строительство, сельское хозяйство и др.), либо к отраслям экономики, оказывающим рыночные и нерыночные услуги.

За годы экономических реформ в отрасли произошли значительные преобразования.

Сформировался принципиально новый механизм государственного управления, который заключается, прежде всего, в регулировании государством инвестиционной деятельности в сфере строительства, а не в административном управлении организациями и предприятиями. Изучение данной темы является актуальным, поскольку строительная отрасль относится к числу наиболее приоритетных и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономики страны.

В субъектах Российской Федерации развитие производственных мощностей по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций должно быть экономически обосновано с учетом изучения спроса на них, оптимального использования имеющейся сырьевой базы отрасли, попутно добываемых продуктов и отходов других отраслей промышленности.

Одновременно должны решаться задачи совершенствования нормативно-технической базы, гармонизации отечественных стандартов и нормативов с зарубежными.

Изучение данной темы является актуальным, поскольку строительная отрасль относится к числу наиболее приоритетных и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономики страны.

Целью данной работы является изучение роли строительного комплекса в развитии производственных сил общества.

Таким образом, к основным задачам работы можно отнести следующие:

изучение сущности и особенностей строительного комплекса России;

выявление значения строительства в развитии производственных сил общества и экономике в целом;

изучение особенностей регулирования строительного комплекса в стране.

1. Строительный комплекс страны

Строительство включает в себя следующие виды деятельности: подготовка строительного участка; строительство зданий и сооружений; монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений; отделочные работы.

Строительный комплекс представляет собой совокупность производств и организаций, характеризующихся тесными и устойчивыми экономическими, организационными и технологическими связями для получения конечного результата — обеспечения воспроизводства основных фондов народного хозяйства.

В составе строительного комплекса можно выделить 5 групп предприятий и организаций:

1 группа — постоянно действующие строительно-монтажные организации и предприятия строительной индустрии;

2 группа — предприятия, поставляющие для строительства предметы труда (предприятия машиностроения, металлообрабатывающая, деревообрабатывающая промышленность и т.п.);

3 группа — предприятия, поставляющие средства труда (строительное и дорожное машиностроение, производство оборудования для предприятий строительной индустрии и т.п.);

4 группа — предприятия инфраструктуры строительства (предприятия по ремонту машин, организации материально-технического обеспечения; специализированные транспортные предприятия; научно-исследовательские и проектные организации по строительству; учреждения по подготовке специальных кадров и т.п.);

5 группа — организации, осуществляющие управление строительством (министерства, управления, департаменты и т.д.).

Из перечня видно, что строительный комплекс шире понятия строительной отрасли1.

К строительству относят и промышленность строительных материалов. Тогда оно выступает в качестве строительного комплекса. Интегральной характеристикой результатов строительной деятельности служит объем строительно-монтажных работ, исчисляемый в стоимостном выражении, а натуральными показателями — ввод в действие производственных мощностей, объектов жилищного и социально-культурного строительства. Функционирование строительства самым непосредственным образом связано с характером и масштабами инвестиционной деятельности, поскольку строительно-монтажные работы составляют около половины инвестиций в основной капитал.

В число строительных организаций включаются юридические лица всех форм собственности (предприятия), зарегистрированные и получившие лицензию на строительную деятельность, выполнявшие работы по договорам строительного подряда или государственному контракту, заключаемым с заказчиками. Аналогично определяется численность проектно-изыскательских организаций.

В настоящее время продолжает сохраняться неравномерное распределение объемов работ по территории Российской Федерации: по-прежнему большие объемы работ выполняются в Центральном, Уральском, Приволжском федеральных округах. Однако в Дальневосточном, Сибирском федеральных округах они весьма скромны.

К 2010 году социально-экономические и научно-технические целевые ориентиры развития строительного комплекса достигнут следующего уровня:

темпы роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования — 8-10 процентов в год;

удельный вес строительно-монтажных работ в составе инвестиций составит более 45 процентов;

темпы роста строительно-монтажных работ по договорам строительного подряда — 6-8 процентов;

ввод в действие жилых домов всех форм собственности — около 60 млн. кв. метров;

темп роста объемов производства строительных материалов — 6-8 процентов;

доля предприятий, производящих инновационную продукцию, в общем количестве предприятий промышленности строительных материалов — 12-15 процентов;

доля предприятий, производящих инновационную продукцию, в общем числе строительных организаций — 8-10 процентов;

объем экспорта отечественных строительных материалов в общем объеме производства — 8-10 процентов;

доля импортных строительных материалов в среднем по отрасли — 4-5 процентов;

среднегодовое сокращение численности занятых в строительстве в результате роста производительности труда, интенсификации производства, научно-технического прогресса и модернизации инфраструктуры — не менее 3-4 процентов, в промышленности строительных материалов и конструкций — 6-7 процентов.

2. Роль строительства в развитии экономики и производственных сил общества

2.1 Значение строительства в развитии производственных сил общества и экономики

В целях сбора и систематизации информации, государственного регулирования экономического развития общественного производства все производства и сферы деятельности группируются по отраслям. Единый классификатор отраслей общественного производства РФ насчитывает 24 отрасли, в том числе “строительство” — третье по количеству занятых работников (после промышленности и сельского хозяйства) в отрасли. Её назначение возводить новые здания и сооружения для всех отраслей материального производства, заниматься реконструкцией, расширением и капитальным ремонтом существующих. Удельный вес строительства в валовом внутреннем продукте РФ в 2007 году составил 7.3%2

Капитальное строительство — совокупность всех видов деятельности, обеспечивающая осуществление инвестиционного процесса от предпроектной стадии до ввода объекта в эксплуатацию. В состав этой отрасли входят организации, выполняющие строительные и монтажные работы по возведению новых зданий, сооружений и других объектов народного хозяйства, расширению, техническому перевооружению и реконструкции действующих предприятий, проектно-изыскательские организации, обслуживающие строительство, также и органы управления, (министерства, ведомства и т.д.).

Сложность изучения экономических аспектов строительства заключается в многообразии организационных и хозяйственных форм процесса строительного производства, большом количестве участников, имеющих различные функциональные цели и задачи, существенной зависимости процесса строительного производства от естественных природных условий. В процессе строительного производства участвуют инвестор — заказчик — проектировщик — подрядчик — специализированные строительные организации. Кроме этих непосредственных участников строительного процесса в создании строительной продукции участвуют десятки заводов-изготовителей технологического оборудования, строительных машин и материалов. В связи с таким большим числом участников можно утверждать, что процесс строительного производства формируется под влиянием большого количества организационных факторов. Преобразование системы управления, совершенствование её означает, в первую очередь, изменение организационных отношений и, соответственно, организационных форм управления.

Конкретная цель строительства на современном этапе определена его внешней средой (народным хозяйством в целом) — ввод объектов в эксплуатацию в нормативные сроки с надлежащим качеством при минимальной стоимости. Поэтому с очевидной остротой возникает вопрос о надлежащем управлении капитальным строительством — сознательном его государственном регулировании в целях повышения его эффективности, ускорения научно-технического прогресса и роста производительности труда в отрасли, улучшения качества продукции и обеспечения тем самым динамичного, планомерного и пропорционального развития строительной отрасли.

Это означает, что строительство обеспечивает условия для производительного использования средств и орудий труда других отраслей, создаёт условия для полноценного отдыха, здорового быта народа.

То, что мы называем отраслью капитального строительства, включает в себя главным образом подрядные строительные организации со всеми их кадрами, зданиями и сооружениями, техникой и транспортом и предприятиями строительной индустрии.

Строительство могут вести и те, кому нужны результаты строительного труда (предприятия, которые строят для себя), и те, кто берёт на себя обязательство построить для кого-то (берёт подряд). В зависимости от этого строительство называют ведущимся хозяйственным или подрядным способом.

Подрядное строительство ведётся профессиональными строительными организациями, насыщенными техникой, несущими юридическую ответственность за сроки и качество строительства. Таким способом в Российской Федерации ведётся 75%3 всего объема строительства, в Республике Башкортостан — 87%. Хозяйственный способ строительства позволяет заказчику сэкономить на разработке проектно-сметной документации, т.к любой предприниматель работает, чтобы получить прибыль. Но хозяйственный способ заставляет рисковать качеством строительства.

Продукцией строительства являются полностью законченные и принятые заказчиком объекты.

Строительство, в отличие от других отраслей, обладает рядом особенностей, делящихся на 3 группы и определяемых:

техническими особенностями строительной продукции;

особенностями строительного производства;

организационно-экономическими особенностями отрасли.

Влияние каждой из этих особенностей на экономику строительства сводится к следующему:

Влияние технических особенностей строительной продукции на экономику строительства:

Неподвижность строительной продукции приводит к необходимости передвижного характера работы исполнителей строительных работ. В строительстве перемещаются люди и орудия труда, а не предметы труда как в промышленности. Появляется необходимость в дополнительных расходах на временные сооружения и т.п.

Большие размеры продукции, их сложность и многодетальность, материалоёмкость определяют высокую удельную стоимость материалов и конструкций (до 50-60% общих затрат).

Строительная продукция капиталоёмка — требует больших капиталовложений. Отсюда важность обоснования этих затрат, высокая роль кредитов среди источников финансирования строительства.

Индивидуальный характер возводимых объектов определяет особенности ценообразования на строительную продукцию.

Длительный срок службы зданий и сооружений определяет высокий уровень морального износа строительной продукции.

Влияние особенностей строительного производства на экономику строительства:

Длительность строительного цикла определяет образование больших размеров незавершённого производства, появление финансовых расчётов за этапы и комплексы работ, необходимость страхования от стихийных бедствий и т.п.

Строительные работы большей частью производятся на открытом воздухе, что вызывает появление “сезонности», имеющей следствием, например, зимнее удорожание и др.

Разбросанность строительных объектов и передвижной характер исполнителей строительных работ определяет высокий удельный вес в структуре основных фондов строительства, транспортной техники; специфические конструктивные особенности строительной техники; необходимость иметь большое количество временных или передвижных сооружений.

Ход строительства очень сильно зависит от местных условий: развития сети дорог, наличия близко расположенных предприятий по производству материалов и конструкций и т.п. Даже одинаковые объекты возводятся по-разному в разных регионах и даже в районах одного региона.

Строители не только строят, они обязаны и освоить созданные мощности (запустить АТС, завод и т.д.).

Влияние организационно-экономических особенностей строительства на экономику:

Строительство осуществляется “на заказ» и очень редко на продажу. В этом отношении строительство до сих пор остаётся ремеслом.

В строительстве одного объекта участвуют много предприятий, что вызывает создание особых организационных форм в управлении строительством (генподрядчики, подрядчики, заказчики и т.п.).

Конструктивная сложность строительных объектов и многообразие хозяйственных связей строительства с другими отраслями выражается в необходимости использования тысяч видов материалов, конструкций и услуг других отраслей.

Степень освоения территории во многом определяет затраты на строительство, т.к. дополнительные расходы (на инфраструктуру) могут превышать собственно строительные затраты в несколько раз.

Необходимость комплексного строительства промышленных объектов определяется невозможностью функционирования, например, промышленных зданий без складского хозяйства, инженерных сетей и т.п.

И, наконец, строителю приходится учитывать и знать технологические особенности тех отраслей, для которых ведётся строительство.

2.2 Регулирование строительной отрасли в стране

В существующих условиях хозяйствования в России состояние — строительного комплекса оказывает серьезное влияние на работоспособность всех сфер экономики и жизнедеятельность населения, социально-экономическое развитие региона.

В настоящее время управление строительством в России рассматривается не как иерархическая структура взаимоподчиняющихся организаций отрасли строительства, а как система управления строительной деятельности при регулирующей роли этой деятельности со стороны государственных органов управления.

Государственное регулирование строительной деятельности — специфическая функция управления, призванная объединить государственные (общественные) и частные интересы для формирования рациональных крупных пропорций (соотношений) в национальной экономике между потреблением, накоплением и инвестированием на основе прогнозирования, стратегического планирования, бюджетного финансирования, налогообложения и других мер государственного воздействия на рынки инвестиций, подрядных работ, недвижимости.

Рисунок 1 — Структура государственных органов управления строительной деятельностью4.

Происходящие в строительной сфере в последние годы процессы отличаются особым динамизмом, что свидетельствует о необходимости поиска новой, более приемлемой управленческой модели. Существенный импульс решению этой проблемы дало реформирование федеральных органов исполнительной власти, проводимое в соответствии с указами Президента РФ от 09.03.2004 г. N 314 `О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти` и от 20.05.2004 г. N649 `Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти`. Принята система управления, которая схематично выглядит следующим образом: федеральные министерства — федеральные службы — федеральные агентства. Госстрой России преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) согласно соответствующему постановлению Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 г. N 286. Таким образом, на федеральном уровне управление строительной отраслью значительно видоизменилось и приблизилось к хозяйствующим субъектам, поскольку федеральные агентства являются `низовым` звеном в федеральном эшелоне органов исполнительной власти5.

Правительство РФ является высшим государственным органом по руководству промышленностью и строительством. Министерство экономического развития и торговли осуществляет формирование инвестиционных программ строительного комплекса за счет централизованных источников финансирования6.

Для преодоления кризиса в строительном комплексе следует увеличить значимость административных методов регулирования, усилить стимулирующую роль бюджетно-налоговой системы и кредитной политики, создать действенный механизм конкуренции на рынке подрядных работ при проведении единой технической политики и рекомендаций в области ценообразования8.

Заключение

Строительный комплекс — это совокупность производств и организаций, характеризующихся тесными и устойчивыми экономическими, организационными и технологическими связями для получения конечного результата — обеспечения воспроизводства основных фондов народного хозяйства.

Строительство включает в себя следующие виды деятельности: подготовка строительного участка;

строительство зданий и сооружений; монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений;

Сложность изучения экономических аспектов строительства заключается в многообразии организационных и хозяйственных форм процесса строительного производства, большом количестве участников, имеющих различные функциональные цели и задачи, существенной зависимости процесса строительного производства от естественных природных условий.

Можно сделать вывод, что строительство обеспечивает условия для производительного использования средств и орудий труда других отраслей, создаёт условия для полноценного отдыха, здорового быта народа.

Можно сделать вывод, что строительный комплекс относится к числу ключевых отраслей и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономики России.

Ведущая роль строительного комплекса в достижении стратегических целей развития общества определяется тем, что конечные результаты достигаются путем осуществления инвестиционно — строительных программ и проектов на федеральном и региональном уровнях.

Читайте также:  Использование фосфогипса в дорожном строительстве

Особенности реформирования строительного комплекса страны связаны в первую очередь с сильнейшей неравномерностью развития регионов РФ, а, следовательно, с региональной спецификой управления и установлением отношений между федеральным центром и регионами.

Список использованной литературы

1. Игошин Н.В. Инвестиции — М.: Юнити, 2005. — 378 с.

2. Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в 2005-2007 гг. Госкомстат РБ. 2007. — 41с.

3. Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в Российской Федерации в 2007 году. Федер. Служба гос. Стат. 2007. — 36 с.

4. Тимофеев А.А. Формирование эффективной системы управления инвестиционно-строительным комплексом в регионе в современных условиях: Дисс:. канд. экон. наук — М., 2003. — 218 с.

5. Чистов Л.М. Экономика строительства. -С. Пб.: Питер, 2006. — 256с.

6. Дерябина Я. Системный анализ государственного управления инвестиционной сферой // Инвестиции в России. — 2003. — N9. — С.11-21

7. Екимова К.В. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ // Журнал «Проблемы современной экономики» N 3 (19)

8. Иванов А.В. Реформирование федеральных органов исполнительной власти и совершенствование государственного регулирования и управления строительной отраслью // Экономика строительства. — 2004. — N10. С.2-8.

1 Чистов Л.М. Экономика строительства. –С.Пб.: Питер, 2006. – 256с., с. 164-171

2 Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в 2005-2007 гг. Госкомстат РБ. 2007. – 41с., с. 25

3 Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в Российской Федерации в 2007 году. Федер. Служба гос. Стат. 2007. – 36 с., с. 19

4 Екимова К.В. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ // Журнал «Проблемы современной экономики» N 3(19)

5 Иванов А.В. Реформирование федеральных органов исполнительной власти и совершенствование государственного регулирования и управления строительной отраслью // Экономика строительства. — 2004. — N10. С. 2-8.

6 Игошин Н.В. Инвестиции — М.: Юнити, 2005. — 378 с., с. 82-85

7 Дерябина Я. Системный анализ государственного управления инвестиционной сферой // Инвестиции в России. — 2003. — N9. — С. 11-21

8 Тимофеев А.А. Формирование эффективной системы управления инвестиционно-строительным комплексом в регионе в современных условиях: Дисс:. канд. экон. наук — М., 2003. — 218 с., с. 160

Теги: Роль строительства в развитии производственных сил общества Реферат Экономика отраслей

Источник: dodiplom.ru

Роль строительства в производстве

В статье рассматривается вопрос степени и меры государственного интервенционизма в промышленности строительных материалов. На современном этапе развития экономики среди теоретиков и практиков отрасли не оспаривается сам факт необходимости присутствия государства, дискуссии ведутся лишь при определении форм и методов государственного регулирования промышленности строительных материалов. О необходимости повышения уровня правоприменения свидетельствуют существующие в данном секторе промышленности барьеры в развитии конкурентных преимуществ производства базовых строительных материалов. Проведено исследование роли государства в контексте функционирования предприятий – производителей цементной промышленности как ключевой отрасли строительной индустрии с целью выявления степени необходимости государственного присутствия в данной сфере материального производства. Установлено, что государство является одним из комплексных факторов, воздействующих на эффективность функционирования предприятий строительной индустрии.

1. Буданов И.А. Ресурсы и условия развития инфраструктуры России // Проблемы прогнозирования – 2013. – № 5 – C. 34–49.

2. Козыренко Е.И. Управление устойчивым развитием предприятий промышленности строительных материалов // Вестник АГТУ. Сер.: Экономика. – 2010. – № 2 – С. 130–137.

3. Овсянникова Т.Ю. Экономика строительного комплекса: Экономическое обоснование и реализация инвестиционных проектов: учебное пособие – Томск: Изд-во Томск. гос. архит.-строит. ун-та, 2003. – 239 с.

4. Приказ Минрегиона РФ от 30.05.2011 № 262 «Об утверждении Стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года»;

5. Сальников В.А., Галимов Д.И. Конкурентоспособность отраслей российской промышленности – текущее состояние и перспективы // Проблемы прогнозирования. – 2006. – № 2. – С. 55–84.

В состав строительного комплекса Российской Федерации входят различные организации: осуществляющие регулирование строительного комплекса, контроль соблюдения требований строительных норм и правил (Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу); разрабатывающие новые инженерно-технические решения, новые материалы и конструкции, новые технологии производства строительных материалов (научно-исследовательские организации); выполняющие виды строительных и монтажных работ при возведении зданий и сооружений; но основой строительной индустрии, создающей ее материально-техническую базу, являются предприятия, производящие строительные материалы.

Производство строительных материалов обладает большим потенциалом в рамках развития не только строительной индустрии, но и экономики в целом. С одной стороны, в качестве сильных сторон производства строительных материалов многие авторы отмечают естественные конкурентные преимущества и высокую конъюнктуру рынка недвижимости. С другой, анализируя сектора промышленности Российской Федерации по итогам посткризисного развития, в качестве барьеров в развитии конкурентных преимуществ производства базовых строительных материалов выделяют низкий уровень правоприменения, недостаточную степень концентрации базовых производств, острую потребность в финансовых ресурсах, необходимую для полноценного перевооружения и запуска процессов модернизации и, как следствие, высокую степень морального и физического износа фондов отрасли [5].

С макроэкономической точки зрения отставание в темпах развития отечественной строительной индустрии от стран Запада является одной из основных причин завышенных издержек российской экономики. И именно государственное регулирование экономики способно повысить темпы развития социально-экономической системы для ее стабилизации и приспособления к меняющимся условиям [2].

История экономических преобразований в России не укрепила механизмы саморегулирования свободного рынка. Сильной экономике нужно сильное государство, которое в условиях рыночной экономики лишь заменяет свои функции директивного управления функциями регулирования.

В качестве решающего аргумента в дискуссии о необходимости государственного регулирования приведем известное высказывание американского ученого В. Леонтьева, который, анализируя экономическое положение СССР накануне экономических преобразований, сравнивает рыночную экономику с яхтой в море: «Чтобы дела шли хорошо, нужен ветер – это заинтересованность. Руль – государственное регулирование. У американской экономики слабый руль. Нельзя делать так, как говорил Рейган – поднимите паруса, пусть их наполнит ветер, и идите в кабину коктейли пить. Так нас и на скалы вынесет, разобьем яхту вдребезги …» [3].

Дискуссии по вопросу о степени и мере государственного интервенционизма продолжаются, но сама необходимость его все менее отрицается. Ключевую роль строительной промышленности для страны понимали и в бывшем СССР, осознают ее и сейчас. В XXI веке важность государственного регулирования экономики, в том числе и производства строительных материалов, не вызывает сомнения среди ученых-экономистов, расхождения имеют место лишь в определении форм и методов государственного регулирования рыночной экономики, в теории и на практике отрабатываются новые направления и инструменты государственной политики.

Государство является одним из комплексных факторов, воздействующих на эффективность функционирования предприятий строительной индустрии. Такое воздействие проявляется через административные и экономические методы регулирования всех сфер развития предприятия. В числе административных методов можно назвать разработку и реализацию законодательных актов, которые способствуют развитию рыночных отношений, контроль со стороны государства за соблюдением правил обязательной сертификации, требования выполнения государственных стандартов и др. К экономическим методам регулирования относятся: налоговая, финансово-кредитная, инвестиционная, таможенная политики, система страхования и др.

Государственное регулирование цементной промышленности строительных материалов (на примере цементной промышленности) можно разделить на такие этапы, как:

1) изучение конъюнктуры рынка строительных материалов, развития предприятий отрасли и степени эффективности применяющихся мер государственного регулирования в рамках отдельных территорий для разработки перспективных программ развития, учитывающих индивидуальные особенности региона;

2) выбор системы показателей системы отраслевых характеристик;

3) разработка модели, способной обеспечить достоверные результаты анализа проблемных зон отдельных регионов, а также сбор и систематизация актуальной информации;

4) анализ развития цементной отрасли с учетом изменяющихся экономических отношений в обществе;

5) выбор метода регулирования последующего развития отрасли (субсидирование, целевые комплексные программы, сертификация продукции, финансово-кредитная политика, налогообложение и др.).

Программы по структурной перестройке промышленности строительных материалов начали разрабатываться с 1990-х годов. Реструктуризация отрасли проходила посредством принятия во многих регионах России законодательных актов по налоговому стимулированию производственной и инвестиционной деятельности промышленности, совершенствованию механизмов долгосрочного кредитования, разработке и оптимизации механизмов привлечения инвестиций отечественных и иностранных партнеров.

Обеспечение устойчивого состояния предприятий строительной промышленности основывается на регулировании финансово-экономических, организационно-правовых, информационных, инновационно-инвестиционных и других факторов. Несмотря на видовое многообразие методов государственного регулирования правовое регулирование носит всеобъемлющий характер регулирования результатов деятельности и ресурсов предприятий по производству строительных материалов. Направления экономико-правового регулирования результатов деятельности и ресурсов предприятий строительной индустрии представлены на рисунке.

Эффективное развитие строительной индустрии, как и других секторов экономики, во многом зависит от государственной политики в таких сферах, как инвестиции, защита внутреннего рынка, поддержание научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям развития экономики.

pic_69.tif

Направления экономико-правового регулирования результатов деятельности и ресурсов предприятий строительной индустрии

В рамках современных общественных проблем наибольший интерес представляют инициируемые государством проекты, которые направлены на решение актуальных общественных задач социально-экономического развития и тем самым выступают гарантами импульсов к развитию широкого круга производств, в том числе и комплекса строительной промышленности.

Снятие излишних административных барьеров в отрасли строительства является одной из приоритетных задач Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России). На фоне неблагоприятной экономической ситуации отсутствие целостного подхода к техническому регулированию в строительной отрасли усугубляется разрозненностью процедур управления на уровне субъектов Российской Федерации, при этом на государственном уровне, говоря о снятии излишних административных барьеров, подразумевают не сокращение существующих на данный момент административных процедур, а их оптимизацию.

Для решения сложившихся проблем в отрасли Минрегионом России утверждена Стратегия развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 г. Итогом реализации данной стратегии ее разработчики видят создание к 2020 году на территории Российской Федерации производства современных высококачественных энергосберегающих и конкурентоспособных строительных материалов, изделий и конструкций, развитие машиностроительной базы по изготовлению оборудования для организаций отрасли, а также повышение доли предприятий, внедряющих новые технологии [4].

Для повышения индустриализации строительства необходимо создание особого механизма, который возьмет на себя роль демпфера при аккумулировании массовых ресурсов и их подготовке к конечному использованию при осуществлении строительно-монтажных работ [1]. И в качестве такого демпфера выступает промышленность строительных материалов, от которой зависят сроки реализации инвестиционно-строительных проектов и само качество строительства. Подтверждением этого выступают как положительный исторический опыт послевоенного восстановления Европы, так и современные процессы в странах ЮВА и Китае. Если в 2000 г. на развитие производственного потенциала строительных организаций израсходовано в 7,72 раза больше средств, чем в промышленность строительных материалов, то в 2010 году разрыв сократился до 2,9 раз, а в 2013 г. – до 2,5 раз.

Необходимо усиление государственного присутствия в цементной отрасли как подотрасли промышленности строительных материалов. Хотя эта отрасль реже попадает в фокус внимания, чем, к примеру, энергетика, металлургия, машиностроение, ее экономическое значение больше, чем может показаться непрофессионалам. Цемент является одним из самых употребляемых после воды ресурсов на земле.

Стремительный рост цен на цемент, как ключевой строительный материал, как одна из ключевых проблем отрасли, напрямую влияет на рост цен на виды строительной продукции, включая жилье. Ситуация усугубляется также и тем, что в России в производстве цемента складывается монополистический рынок, например холдингу «Евроцемент групп» только в Центральном федеральном округе принадлежит 6 из 11 цементных заводов.

Только усиление государственного присутствия в решении ключевых проблем цементной отрасли обеспечит приоритет в ее развитии.

Не вызывает сомнения тот факт, что основой промышленности строительных материалов является цементная промышленность, которая имеет ключевое значение для экономического развития экономики в целом, так как является производителем основного вида строительного материала для жилищного, промышленного строительства и для строительства объектов инфраструктуры. Дальнейшее развитие «сухого» способа как наиболее интересного с точки зрения экономики и экологии способа производства цемента в России будет зависеть от таких обстоятельств, как развитие конкуренции на рынке, состояние оборудования и самое главное – от того, какую позицию займет государство. Разумное сочетание карающих и поощряющих методов, используемых государством, должно подтолкнуть производителей цемента к строительству новых «сухих» заводов и постепенному выводу «мокрых» производств из эксплуатации.

В свое время цементная промышленность Советского Союза занимала лидирующие позиции в мире по объемам производства. Распад Советского союза разрушил систему государственного управления. Переход господствующих позиций в отрасли в руки частного капитала, частных коммерческих интересов не смог достаточным образом удовлетворить потребности страны в цементе. Необходимость возврата государственного присутствия в отрасли цементной промышленности обусловлена оформившейся в последние десятилетия острой проблемой развития и модернизации российского производства, в том числе цементной отрасли. Только энергичная государственная промышленная политика применительно к цементной промышленности способна обеспечить перераспределение финансовых потоков в экономике в пользу приоритетных для нашей страны отраслей и проектов и сделать инвестиции в модернизацию российского производства наиболее выгодной сферой приложения капиталов – за счет мер налоговой, кредитной политики, участия государства в финансировании ключевых проектов и т.д.

Можно сделать вывод о том, что, во-первых, разработанная государством стратегия в области развития промышленности строительных материалов нацелена на создание качественно нового уровня в развитии отрасли с учетом изменений, происходящих на современном этапе развития отрасли с учетом процесса интеграции государств. Государство стремится сделать качественный шаг в развитии как самой отрасли (удовлетворение потребностей региональных рынков в строительных материалах, развитие привлекательности отрасли для инвестиционного капитала, повышение инновационного уровня, производительности труда), так и смежных секторов экономики.

Во-вторых, государственное присутствие в промышленности строительных материалов призвано обеспечить поддержку предприятиям – производителям цемента в планировании и выступать гарантом наличия минимального уровня заказов, обеспечивающих рентабельность производства для развития. А такое взаимодействие государства и участников промышленности строительных материалов не противоречит законам рынка, но приносит пользу и бизнесу, и государству.

Рецензенты:

Давтян М.А., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика предприятия и предпринимательство», декан экономического факультета, Российский университет дружбы народов, г. Москва;

Чаплюк В.З., д.э.н., профессор, кафедра «Бухгалтерский учет и аудит и статистика», Российский университет дружбы народов, г. Москва.

Источник: fundamental-research.ru

Рейтинг
Загрузка ...