Меня красные периодически достают воплями «при царе тракторов не было!» Отвечаю обычно им, мол, при нем много чего не было. «Воронков» для перевозки заключенных, например, не было. А что же было? Решил разобраться с вопросом более детально, тем более что нашлась статья соответствующая в ЖЖ у почтенного bash_m_ak , к которой добавил немного полезной информации.
Начиная с середины 19 века паровые машины начинают постепенно играть важную роль в сельском хозяйстве. Называются они по разному — дорожные локомотивы, самоходные локомобили, но пока еще не «трактора».
Несмотря на то, что вспашка — одна из наиболее энергозатратных операций в сельском хозяйстве, паровые трактора для вспашки практически не используются — слишком маленькая мощность (порядка 10 л.с) при слишком большом весе (порядка 10 т). Вспашку надо производить пока земля влажная, а вытащить из грязи десятитонную махину даже без плуга — отнюдь не тривиальная задача.
В 1854 году Королевское сельскохозяйственное общество (Британская Империя) учреждает приз в 500 фунтов для наилучшей паровой конструкции для вспашки. Выиграл Джон Фаулер, но приз ему вручили далеко не сразу, поскольку вспашка лошадьми оказалась более выгодна. Несмотря на это, конструкция Фаулера закрепилась на лидирующих позициях и просуществовала до изобретения привычных нам тракторов. Смысл изобретения был в следующем — локомобиль стоял на обочине и на поле не заезжал, а по полю шел плуг, передвигающийся с помощью системы тросов.
Изоплат что это? Как применять? IZOPLAT.RU. Отзыв Александра г. Барнаул
Несмотря на присущие локомобилям значительные недостатки, распространились они весьма широко, в том числе и в Российской империи. Например, можно прочитать про поставки локомобилей в далеком 1870 в глухую провинцию: село Тимашево, Самарской губернии. В 1875 г. в сельском хозяйстве России применялось 1,3 тыс. локомобилей. К 1901 г. их число возросло до 12 тыс., в 1904 г. стало 17 287 штук.
Локомобили не только импортировались, но и производились на месте. Крупнейшим заводом по выпуску локомобилей был Людиновский завод Мальцова, выпустивший в апреле 1912 года свой 1000-й локомобиль.
Несмотря на некоторые успехи паровых машин в сельском хозяйстве, уровень обеспечения машинами даже в экономически передовых США падал последнее десятилетие 19 века, да и первое десятилетие века 20го — лошади были дешевле. Эра тракторов началась с внедрения двигателя внутреннего сгорания.
Первые шаги тракторов были трудны: всю партию тракторов, произведенных Waterloo Gasoline Traction Engine Company, «благодарные» покупатели вернули назад. До Первой Мировой войны трактора так не вышли из стадии экспериментов. Мировой лидер тракторостроения — компания Hart-Parr (придумавшая слово «трактор») — выпустила за 1906-1918 гг. всего 4114 тракторов. Некоторое оживление в тракторостроении возникло с началом ПМВ, но, как вы понимаете, не из-за сельского хозяйства. Кто-то должен был таскать тяжелые артиллерийские орудия.
✅Фатальные ошибки строительства в загородных домах. Как мы искали трубу. [SashaBagot.ru]
Соотношение количества тракторов и лошадей в сельском хозяйстве США выглядит следующим образом
Как любят погундеть ненавистники Российской Империи, в РИ к 1913 году с тракторами все было плохо, иногда цитируя такое:
«1911 год. Я.В.Мамин изготовил трактор с двигателем мощностью 18 кВт собственной конструкции и дал ему название «Русский трактор-2″. После испытания и небольшой переделки был создан трактор с двигателем мощностью 33 кВт. На Балаковском заводе было выпущено до 1914 года более 100 таких тракторов. Кроме Балаковского завода, незадолго до первой мировой войны несколько заводов России (в Ростове-на-Дону, Кичкассе, Барвенкове, Харькове, Коломне, Брянске и др.) приступили к выпуску тракторов.»
По-моему, вполне неплохо для «безнадежно отсталой» страны
Эра тракторов в действительности началась с выпуска Фордом трактора Фордзон в 1917 году, но Российской империи тогда уже не существовало. Забавно, что даже для продвинутых американских фермеров автомобиль был важнее трактора, в 1920 только 3,6% ферм имели трактора. При этом автомобили имели 31% ферм, владея почти 2 миллионами пикапов и грузовиков. В этом же году, когда весь мир наслаждался окончанием Первой Мировой, в России бушевала развязанная «красными» вместо «империалистической» Гражданская война, опустившая экономику ниже плинтуса.
В общем, сельскохозяйственное машиностроение развивалось в РИ бурными темпами. С 1911 г. началась системная научно-исследовательская работа на кафедрах вузов и агрономических школ в области создания новой сельскохозяйственной техники.
Всероссийская выставка 1896 г. в Нижнем Новгороде дала известное представление о росте российского сельхозмашиностроения, на этой выставке было приблизительно 300 экспонентов. Особое внимание привлекали к себе так называемые «лобогрейки», производство которых превышало 20 тыс. штук в год. Популярны были конные молотилки русских заводов.
Активно строились новые заводы: в 1897 г. в Ростове-на-Дону было создано АО «Аксай» для производства земледельческих орудий; в 1900 г. в Киеве появился завод комбинированных сеялок Фильверта и Дедина; в 1904 г. в Рязани был основан завод братьев Левинтиных, ныне это завод «Рязсельмаш». В 1910 г. американская фирма «Международная компания жатвенных машин» построила в Люберцах под Москвой завод, который выпустил 60 тысяч с/х машин. В советское время предприятие стало называться «Заводом им. Ухтомского». В это же время сельскохозяйственные машины выпускали также Путиловский, Сормовский, Брянский, Коломенский, Воткинский заводы, Рижский завод «Руссо-Балт» и многие другие.
А ЧТО ТАМ С ТРАКТОРАМИ В СССР?
В СССР тракторостроение развивалось быстрыми темпами, ведь с помощью механизации сельского хозяйства партия пыталась компенсировать низкую производительность рабского труда людей, насильно загнанных в колхозы и получающих сущие гроши. Резкое падение производства тракторов в 1936 году связано с переходом СТЗ и ХТЗ на выпуск гусеничных тракторов. А вот то, что переход затянулся и выпуск не особо вырос (войну встретили с катастрофической нехваткой тягачей) — за это «спасибо» товарищу Сталину, который организовал массовые расстрелы «вредителей-врагов-народа» среди руководства и технических специалистов заводов.
К примеру, неполный список репрессированных специалистов на Сталинградском тракторном заводе в 1937-1938гг.:
Иванов — директор завода,
Фокин — директор завода после Иванова,
Кардунер — директор завода после Фокина,
Чарнко — главный инженер завода
Бурсак — начальник управления строительства завода
Куско — зам.главного инженера по производству
Станкевич — начальник технического отдела, главный конструктор
Лев — начальник проектного отдела
Кукса — начальник технологического бюро
Литвак — ведущий технолог моторного производства
Котляр — начальник обьединенного конструкторского бюро
Жабин — начальник станкостроительного бюро
Зарицкий — начальник механосборочного цеха №1
Симонов — начальник механосборочного цеха №2
Чешев — начальник кузнечно-прессового цеха
Рыбаков — начальник чугунолитейного цеха
Зыбин — начальник сталелитейного цеха
Вержинский — главный металлург завода
Кузьмин — начальник центральной лаборатории завода
Машевский — главный энергетик завода
Чункин — зам. начальника производственного отдела
Руэ — начальник ремонтно-механического цеха
Ингельман — зам. главного механика завода
Сучев — зам. начальника кузнечного цеха
Пирогов — нач. конструкторского бюро главного механика
Белохвостов — начальник отдела испытания тракторов
Удалов — зам. начальника ремонтно-механического цеха
Яротенко — главный бухгалтер завода
Селянинов — директор ФЗУ и учебного комбината завода
Сазонов — главный инспектор завода и многие другие.
В 1975г. СССР произвел гигантское количество тракторов: 550 тысяч штук (больше всех в мире). США в этом же году произвели тракторов ровно в 2 раза меньше. Что может означать это безусловное лидерство СССР с точки зрения элементарной логики? Только одно: механизированное советское сельское хозяйство должно досыта кормить весь советский народ и еще полмира в придачу.
Однако на деле самой острой проблемой страны была именно продовольственная. Буквально каждый год партия из кожи вон лезла, чтобы вбухать в колхозы еще денег, техники, кадров и других ресурсов, а проблему дефицита даже элементарных продуктов питания решить так и не удавалось. Более того, приходилось закупать десятки миллионов тонн продовольствия за границей.
Например, в 1980 году закупили около 30 млн. тонн зерна, а мясопродуктов почти на миллиард долларов. Это ли не чудо? Возникает только один вопрос: КАК? Как этим фееричным дебилам из ЦК КПСС удалось одновременно кардинально перегнать США по производству с/х техники и решительно отстать в области производства с/х продукции.
Для наглядности
На пике «развитого социализма» СССР добывал железной руды в 4 раза больше, чем США; выплавлял чугуна в 2,5 раза больше, стали почти в 2 раза больше; производил в 1,5 раза больше удобрений. Но вот парадокс: урожайность зерновых в СССР составляла около 16 центнеров с гектара в среднем по стране и 5-6 центнеров на героически поднятой целине.
В РСФСР же и того меньше: 13 центнеров, а в 23 российских регионах не превышала 10 центнеров с гектара. Много это или мало? Да это ужас просто. Средняя урожайность зерновых культур в мире в целом достигла 28 центнеров с гектара, в США — 45, в странах ЕС — 55, в Германии — 62, в Финляндии — 34 центнеров с га, а в Швеции – 44 центнера с га.
Кто не знает, где находятся Финляндия и Швеция, посмотрите на карту и выясните это для себя. Это для тех, кто списывает результаты «социалистического хозяйствования» на климат.
Вывод: РИ никак нельзя назвать отстающей в тракторостроении просто потому, что тракторостроение как серьезная отрасль мирового хозяйства возникло только в 1917 году. Советский Союз действительно производил больше всех в мире тракторов, но экономического смысла в этом было мало, уж очень быстро они ломались, а затем в виде металлолома шли на производство новых тракторов. Не случайно именно при коммунистах приобрела всеобщую популярность поговорка: хотели как лучше — получилось как всегда.
Источник: historical-fact.livejournal.com
Римский бетон — история появления, свойства, секреты прочности
Римляне начали использовать бетон более 2000 лет назад, но он не был похож на современные составы. Они готовили его по другой формуле, из которой получалось вещество менее прочное, чем современный бетон. В статье мастер сантехник расскажет, что такого есть в римском бетоне, что позволяет Пантеону и Колизею все еще стоять.
Как появился бетон
В Древнем Риме не было слова «бетон». Оно появилось гораздо позже, в XVIII в. во Франции. Римляне же материал, подобный бетону, называли по-разному. Так, литую кладку с каменным наполнителем они именовали греческим словом «эмплектон» (emplekton). У Витрувия в кн.
VII, гл. 4,5 при описании полов встречается слово «рудус» (rudus), которое в переводе Ф. А. Петровского и других известных ученых-историков означает бетон. Однако чаще всего при обозначении таких слов, как раствор, возведении стен, сводов, фундаментов, молов и тому подобных конструкций в римском лексиконе употреблялось словосочетание «опус цементуй» (opus caementitium), которым и стали называть римский бетон.
Трудно точно сказать, где и когда появился бетон, так как начало его зарождения уходит далеко в глубь веков. Очевидно лишь то, что он не возник таким, каким мы его знаем сегодня, а, как большинство строительных материалов, прошел длинный путь развития.
Наиболее ранний бетон, обнаруженный археологами, можно отнести к 5600 г. до н. э. Он был найден на берегу Дуная в поселке Лапенски Вир (Югославия) в одной из хижин древнего поселения каменного века, где из него был сделан пол толщиной 25 см. Бетон для этого пола приготавливался на гравии и красноватой местной извести, доставлявшейся вверх по течению реки более чем за 400 км от места добычи.
История бетона неразрывно связана с историей цемента. Древнейшими вяжущими веществами, используемыми человеком, являлись глина и жирная земля, которые после смешивания с водой и высыхания приобретали некоторую прочность.
Использование глины в строительстве восходит приблизительно к 10 тысячелетию дс н, э. На основе глины и жирной земли приготавливались смеси типа растворов и бетонов, которые в те Далекие времена широко применялись при строительстве самых Различных построек и сооружений,- начиная от простейших глинобитных (землебитных) домов до громадных храмов — зиккуратов (рис. 1).
Рис. 1. Зиккурат а древнем городе Ур, реконструкция
Римский писатель и ученый Плиний Старший (23—79 гг. н. э.) в «Естественной истории» с восхищением пишет о виденных им в Африке и Испании «формованных» стенах таких построек. «. Веками стоят они, не разрушаемые ни дождем, ни огнем, более прочные, чем сделанные из бутового камня. В Испании,— пишет он,— до сего дня стоят сторожевые вышки и башни Ганнибала из глины, построенные на вершинах гор». Плиний недаром называл такие стены «формованными», так как они, действительно, изготавливались путем трамбования (формования) влажного грунта или глины с камнем, уложенных между деревянными щитами опалубки, и в этом смысле являлись прообразом современных монолитных бетонных стен.
По мере развития и усложнения строительства возрастали требования, предъявляемые к вяжущим веществам. Считается, что более чем за 3 тыс. лет до н. э. в Египте, Индии и Китае начали изготавливать искусственные вяжущие, такие, как гипс, а позднее — известь, которые получали посредством умеренной термической обработки исходного сырья.
Вместе с производством вяжущих расширялось применение растворов и бетонов. Вероятно, первыми шагами в освоении бетона было помимо полов сооружение траншей для фундаментов зданий, которые заполнялись галькой или обломками битого камня, затем заливались раствором глины, битума или извести с песком и превращались со временем в плотную и относительно прочную массу.
Отдельные примеры связывания мелких камней растворами или использование раствора с крупным заполнителем были известны в глубокой древности у египтян, вавилонян, финикийцев и карфагенян. Наиболее раннее применение бетона в Египте, обнаруженное в гробнице Тебесе (Теве), датируется 1950 г. до н. э. По сведениям Плиния Старшего, бетон был применен при строительстве галерей египетского лабиринта и монолитного свода пирамиды Нима задолго до нашей эры.
Народы, жившие на островах Эгейского моря и в Малой Азии, начиная с VII—VI вв. до н. э. применяли растворы на жирной извести с гидравлическими добавками при строительстве отдельных зданий и гидротехнических сооружений. В Индии Уже в наше время в храмах и дворцах знати были обнаружены хорошо сохранившиеся бетонные «набивные» полы (IV—V вв. До н. э.).
Искусство производства бетона постепенно распространялось в Восточном Средиземноморье и примерно к 500 г. до н. э.; достигло Древней Греции, где для покрытия стен, в том числе из необожженного кирпича, использовался мелкозернистый известковый бетон. Таким образом были отделаны дворцы царей Креза (560—546 гг. до н. э.) и Атталы. Впоследствии бетон стал применяться в виде бутовой кладки. Пространство между двумя рядами каменной стены заполнялось крупными камнями, а затем заливалось известковым раствором. Витрувий в своем трактате довольно подробно описал несколько видов такой кладки.
Можно предположить, что римские бетонные стены и другие подобные конструкции развились как раз из греческой бутовой кладки путем постепенного расширения бутобетонного ядра за счет уменьшения толщины каменных стен, которые из главного элемента кладки постепенно превратились в тонкую оболочку, играющую уже подсобную, второстепенную роль.
Заметное применение бетона на территории древнеримского государства началось примерно с конца IV в. до н. э. и продолжалось около 700 лет. За это время в его развитии, как в живом организме, можно проследить четыре важных этапа: рождение, быстрый рост, зрелость и гибель этого материала.
Так, зарождение бетона, т. е. медленное и постепенное внедрение его в римскую строительную практику, длилось более двух! столетий (до I в. до н. э.). Второй этап, продолжавшийся до! II в. н. э., сопровождался ускоренным ростом и широким распространением объемов бетонного строительства по всей Римской империи и прилегающим к ней странам. На третьем этапе (в период так называемой зрелости) бетон развивался не так стремительно, но с заметным улучшением свойств, технологии; изготовления и принятия новых конструктивных решений. Это был этап качественного роста и развития больших потенциальных возможностей, который продолжался с начала II в. и примерно до середины III в. н. э. Наконец, заключительный, четвертый этап, продолжался менее ста лет и закончился в начале IV века н. э.
Указанное деление эволюционного развития римского бетона на отдельные этапы довольно условно, но позволяет схематично показать весь путь, который прошел этот материал за семь веков своего существования.
От псевдобетона до пантеона
Римляне, как уже было сказано, не были изобретателями бетона, так же, как не они первые обнаружили вяжущие свойства извести, не они придумали арку, свод, большинство строительных машин и оборудования. Они переняли все это у этрусков, греков и других народов. Однако массовое применение, или как говорят сегодня — внедрение, все это получило именно в Древнем Риме. Только там широкое применение получил и бетон. Только римляне сумели полностью использовать такие его свойства, как прочность, водонепроницаемость и экономичность, а с I в. н. э. бетон превратился в один из основных конструкционных строительных материалов.
Первые бетонные постройки Древнего Рима датируются II в. до н. э. Однако, несомненно, этот материал применялся в римском государстве намного раньше. Подтверждением служат многие работы археологов, в частности американского археолога Е. Ван Деман.
Бетон того далекого времени т. е. IV—III вв. до н. э., мало походил в качественном отношении на последующий римский, хотя принципиальное сходство между ними сохранилось. Недаром до наших дней почти не дошло ни одного сооружения из «старого» раннеримскою бетона. Е. Ван Деман, посвятившая большую часть жизни изучению древнеримской архитектуры и строитель-, ства, назвала такой материал псевдо- или квази (якобы) бетоном.
В качестве вяжущего в псевдобетоне использовалась воздушная известь, а заполнителем служили песок и камень с большим количеством грунта. Камни крупного заполнителя часто были размером более 40—60 см.
Археологические раскопки стен Помпеи показали, что римский псевдобетон представлял собой материал, напоминающий современную бутовую кладку, где в качестве сердечника, т. е. ядра кладки, выступали крупные битые камни или валуны, скрепленные известковым раствором, а в качестве облицовки — две параллельные стены из крупных естественных камней, также связанных раствором из песка и извести.
Подобную кладку в то время называли «опус инцертум» (opus incertum) или просто «инцерт», т. е. кладка камней, образующая на фасаде сооружения неправильный, нерегулярный рисунок. Бетон в ней был очень непрочен, и устойчивость таких стен достигалась не столько за счет связующей силы раствора, сколько за счет внутреннего давления, создаваемого массой заполнителя, и трения между камнями. Определенную роль играла здесь и облицовочная стенка, которая одновременно выполняла роль; опалубки, хотя уже в то время были известны случаи возведения бетонных сооружений с разборной деревянной опалубкой.
Начиная со II в. до н. э. бетон употребляется при строительстве фундаментов и стен жилых домов, храмов и сооружений утилитарного значения, в частности дорог. Известно, что строительству дорог римляне придавали очень большое значение, так как это связано с их военной политикой и освоением захваченных территорий.
Одним из первых наиболее крупных бетонных сооружений в Риме, по дошедшим до нас сведениям, явился огромный продовольственный склад рода Эмилиев. Он был построен во II в. до н. э. из массивных бетонных стен, вытянутых на 500 м вдоль Тибра.
Примерно с первой четверти I в. до н. э. состав бетона меняется. Улучшается качество заполнителей за счет более разнообразного зернового состава, уменьшается наибольшая крупность камней до величины с «кулак», резко сокращается количество грунта в заполнителях. В связи с этим растет и прочность бетона. Постепенно на смену «инцерту» приходит «ретикулат» (opus reticulatum): возведение опорной стенки из камней, имеющих правильный сетчатый рисунок (рис. 2).
Рис. 2. Часть бетонной стены мавзолея Августа
На юге Италии, особенно в районе Путеол, вместо обычно применявшегося песка для раствора и бетона местные жители использовали залегающие здесь пуццоланы, сначала даже не подозревая, какими превосходными качествами эти добавки обладают. Подобные свойства имели и вулканические породы в окрестностях Рима. Отличались они от неаполитанских (путеоланских) только цветом, но строители Рима не знали этого и ввозили такие добавки до середины I в. до н. э. с юга страны. После того, как было обнаружено, что местные добавки обладают такими же свойствами, как и добавки из района Путеол, их стали повсеместно использовать в бетоне, на что указывает красноватый оттенок бетонных сооружений в Риме и его окрестностях. Впоследствии все добавки подобного типа стали называть пуццоланами.
В 1 в. до н. э. во времена Юлия Цезаря, пуццоланы в бетонах все чаще используются непосредственно по своему назначению, Примерами могут служить ранние гидротехнические сооружения; некоторые из них сохранились до наших дней, в частности большой волнолом близ Неаполя, построенный в конце I в. до н. э. (рис. 3). При этом толченый бой отходов кирпича и черепицы, который добавлялся также в качестве гидравлической добавки и позднее получил название пуццолан, стал применяться несколько раньше, чем добавки вулканического» происхождения. Есть сведения, что подобные добавки использовались на Крите за много веков до римской цивилизации.
Рис. 3. Бетонный волнолом близ Неаполя
«Опус инцертум» все больше уступает место «опусу ретикула-ту». Появляется тенденция в качестве крупного заполнителя использовать обломки старых разрушенных зданий. Размеры камня в бетонных основаниях теперь всегда начинают превышать размеры его в бетонных стенах.
Становится очевидным, что древние мастера уже обратили внимание на то, что качество бетона зависит от качества заполнителя. В это же время все большее распространение получает технология возведения бетонных сводов и куполов. Бетонные своды к тому времени уже достигают пролета 20—22 м, хотя и строятся преимущественно из тесаного камня или кирпича.
В правлении римского императора Августа начинается расцвет бетонного строительства — второй его период. В это время в Риме возводится ряд крупных общественных зданий. Грандиозное строительство было неотъемлемой частью политической программы новой монархии. Рим как столица, центр империи, должен был быть хорошо украшен. Кроме того, он должен был вместить огромные массы людей.
В I в. н. э. население Рима составляло более одного миллиона человек. Для такого огромного города необходим был целый ряд мер по благоустройству, проведению водопроводов, дорог, жилых и общественных зданий. Это требовало, с одной стороны, достаточно высокого уровня практических и теоретических строительных знаний, а с другой — прочного и долговечного материала. Всем этим требованиям лучше всего отвечал бетон.
В конце I в. до н. э. возводятся первые крупные общественные постройки с монолитными бетонными стенами и фундаментами — театры в Помпеях и Риме (в частности, известный театр Марцелла — 17 г. до н. э.). Есть сведения, что основания отдельных мостов, которые довольно интенсивно строились в тот период, также были бетонными.
К этому времени в основном стандартизируется состав бетонной смеси и технологии его приготовления. Так, крупный заполнитель уже представлял собой камни размером до 100 мм, песок просеивался и для различных работ строго подразделялся по происхождению. Нередко в качестве крупного заполнителя использовали битую черепицу, называя в этом случае бетонную массу «структура цистациа» (structure cistacea).
Впоследствии бетон почти полностью вытеснил дерево и каменную кладку из прямоугольного камня, используемую при возведении арок и сводов, и лишь при строительстве наиболее ответственных сооружений, например мостов, по-прежнему использовалась каменная кладка, так как полного доверия к бетону пока не было.
Примерно с середины 60-х годов I в. н. э. в правление Нерона архитекторами Севером и Целером в Риме сооружается громадный по размерам «золотой дом Нерона», где бетон с большим успехом используется при возведении стен, сводов и куполов (рис. 4).
Рис. 4. Восьмиугольный зал «Золотого дома Нерона»
В 90-х годах 1 в. н. э. был открыт Колизей, построены термы и триумфальная арка в честь побед Тита, где мощный пятиметровый фундамент был выполнен из трамбованного бетона. В то же время архитектором Рабирием воздвигнут грандиозный Дворец на Палатине, своды которого представляли собой кирпичный каркас, заполненный бетоном. К концу I в. н. э. бетон занял в строительстве лидирующее положение среди основных конструкционных строительных материалов.
Со II в. н. э., начиная с правления Траяна и позднее Адриана, расширяется строительство инженерных сооружений из бетона. Однако особое место бетону, как и прежде, отводится при возведении общественных и жилых зданий, особенно при постройке так называемых инсул — многоэтажных домов. Среди них особое место занимает показательное строительство жилого комплекса с типовыми трех-четырех этажными инсулами в Остии.
Облицовка из плоского кирпича и черепицы в то время почти полностью вытесняет «ретикулат». Так выполнены термы Траяны, Торговые ряды Траяна в Риме и Вилла Адриана (рис. 5—8). Часть набережной Тибра в период правления этого императора также была изготовлена из бетона с облицовкой методом «ретикулат» и чередующимися рядами кирпича.
Рис. 5. Торговые ряды Траяна с бетонным сводом
Рис. 6. Торговые ряды Траяна с бетонным сводом
В 123 г. заканчивается в Риме строительство Пантеона, раз-, мер бетонного купола которого диаметром 43 м до XIX в. оставался рекордным для данного типа бетонных конструкций. Основные строительные работы по Пантеону были выполнены при императоре Адриане. Именно при нем строительство из бетона достигает своего наивысшего расцвета, начинается третий период его развития.
Рис. 7. Вилла Адриана. Вестибюль «Золотой площади»
В Британии, Северной Африке, Германии, Испании — во всех римских провинциях прокладываются дороги, строятся многочисленные оборонительные сооружения, жилые и общественные здания. Бетонные своды этих построек имели несколько другое конструктивное решение, чем прежде. Они выполнялись не в виде кирпичных арок, заполненных бетоном, а в виде сплошного каркаса из кирпича, уложенного плашмя по деревянным доскам, на который поверху набрасывался бетон.
После смерти Адриана намечается постепенный спад бетонного строительства. Это было закономерно и связано с начавшимся политическим и экономическим кризисами, которые на протяжении последующих 2,5—3 столетий сотрясают древнеримское рабовладельческое государство.
На общем фоне упадка, несомненно, были отдельные периоды подъема строительного дела. В это время построены термы Каракаллы и Домициана, где бетон был применен в стенах, Сводах и бассейнах для купания. В 268 г. был закончен большой храм Минервы Врачевательницы (Minerva Medica). Ее сферический бетонный купол имеет весьма любопытную конструкцию. Каркас свода храма состоит, по мнению французского ученого Шуази, из меридиональных кирпичных арок, пространство между которыми заполнено бетоном.
Рис. 8. Центральная стена на вилле Адриана
Бетон, хотя и в более ограниченном количестве, продолжал применяться вплоть до IV в. н. э. Наиболее выдающиеся сооружения этого периода условно — четвертого периода — термы Диоклетиана, базилика Максенция и трехпролетная арка Константина (рис. 9-10).
Рис. 9. Арка Константина
Рис. 10. Арка Константина
Последние примеры использования бетона в античный период можно встретить в Константинополе, куда в начале IV в. н. э. переместилась столица римского государства. Так, в частности, нижние части сводов и арок знаменитого Софийского собора в Константинополе, построенного в 540 г., были сделаны из бетона. В последующий период строительство из бетона практически прекращается.
Клей для бетона
Долговечность римского бетона поразительна. Можно лишь удивляться, глядя на отдельные древнеримские здания и сооружения, простоявшие почти 2000 лет. Даже их развалины поражают наше воображение.
Сегодня мы имеем более прочные цементы для бетона, чем слабые известковые вяжущие вещества Римлян, прогнозируем работу железобетонных конструкций на много лет вперед, и все-таки у нас нет полной уверенности, что современные бетонные и железобетонные сооружения выдержат без разрушения хотя бы 100 лет эксплуатации. Почему же стоят бетонные сооружения римлян? Вероятно, они владели какими-то секретами, которые со временем были утрачены? Попробуем разобраться в этом сложном вопросе. Правда, для этого нам потребуется пройти по всей длинной технологической цепочке приготовления и производства римского бетона.
Для того чтобы каменный скелет превратился в монолитный искусственный камень, нужен прочный и желательно дешевый клей. В качестве такого клея, а точнее — его основного компонента, римляне использовали воздушную известь, хотя были случаи применения гидравлической извести и вяжущего типа роман-цемента.
Известь получают из обычного известняка, известняка-ракушечника, мела, мергеля — т. е. всех тех горных пород, в которых основным компонентом является кальцит. Серый бутовый камень, из которого выкладывают фундамент, мрамор, мел — все они в большей или меньшей степени содержат .кальцит. В зависимости от его относительного содержания известняки, например, называются чистыми (не менее 98% кальцита) и мергелистыми. Древние строители предпочитали чистые белые известняки, считая, что именно из них можно получить наиболее качественное вяжущее вещество.
Однако известняк еще не известь, и им невозможно склеить камни или кирпичи. Для этого он должен пройти длинный путь последовательных превращений — обжиг, дробление и гашение в воде.
За несколько тысячелетий до новой эры люди научились получать готовую известь из известняка. Со временем объемы строительства из камня и кирпича росли и требовали все больше и больше извести, поэтому вместе с увеличением выпуска кирпича и камня росла и совершенствовалась технология получения извести. Особенно больших, успехов достигли в этом деле, древние римляне.
Источник: tvin270584.livejournal.com