Впервые нормирование строительных размеров было принято в Японии, где после большого пожара в Токио в 1657 г. формы (стиль) и размеры домов были подчинены системе размеров по методу «Киварихо». За основу этой системы был принят кен — 6 японских футов — 1,818 м. Расстояние между осями стен зданий принималось кратным кену, или 1/2 кена; размеры окон, дверей и даже циновок также назначались на этой же основе, что позволило значительно упростить, удешевить и ускорить строительство жилых домов.
В Германии подобная система размеров еще до введения метрической системы возникла в области фахверкового строительства. Основной размерной величиной служил прусский фут, имевший наибольшее распространение в Германии и равный величине фута, принятого на Рейне и в Дании.
Осевое расстояние между стойками фахверка в большинстве случаев составляло: 1 размах рук = 2 локтя = 4 фута (рис. 1). Прусский, рейнский и датский футы (последний и сейчас ещё применяется в строительной практике Дании) равен 31 ¼ см; локоть соответственно равен 62,5 см, а размах рук — 1,25 м. Аналогичную систему с модулем 1,25 м применяют многие фирмы, ведущие строительство деревянных щитовых домов.
Дискретные и интервальные вариационные ряды. Практическая часть. 11 класс.
В англо-американской системе мер за основную модульную величину приняты 4 английских фута = 1,219м, т.е. величина, также близкая к 1,25 м. Поэтому в странах с метрической системой мер строительные плиты, например древесно-волокнистые, можно изготовлять на американском оборудовании. Пемзобетонные кровельные плиты, а также гипсовые плиты изготовляются стандартного размера 2 х 1,25 = 2,5 м.
Стандартное число 125 очень часто повторяется в современной строительной практике. Составленный на его основе ряд чисел был принят в 1942 г. за исходный ряд для нормирования уклонов крыш (рис. 2). С того времени по этой системе возведены тысячи типовых зданий. Расстояние между осями балок сборных перекрытий в настоящее время обычно принимается равным 125/2 = 62,5 см, т.е. шагу взрослого человека (DIN 4233).
а) Общие сведения. Для производственных и вспомогательных зданий в промышленном строительстве, как правило, принимается прямоугольная сетка осей. Осевые линии должны проходить через центр тяжести сечений несущих конструкций.
Расстояния между осями принимаются кратными общим размерам здания в плане и определяют расположение колонн, прогонов, осей стен и т.п. В рамных системах разбивочные оси совпадают с осями опор рам на фундаменты. Сетка разбивочных осей даже для наклонных плоскостей всегда относится к горизонтальной проекции плана и вертикальной проекции фасадов.
б) Промышленные здания. В качестве основного модуля для назначения расстояний между осями опор в промышленном строительстве принят размер 2,5 м. Кратными этой величине являются расстояния между осями 5; 7,5; 10 м и т.д. В особых случаях (вспомогательные здания, здания панельной конструкции и пр.) можно применять размер, равный половине основного модуля 2,5 : 2 = 1,25 м, а также размеры, кратные 1,25 м.
13.1. Что такое ряд Фурье?
Таким путём получены промежуточные размеры 1,25; 3,75; 6,2; 8,75 м. Следует по возможности избегать половины модуля для размеров свыше 10 м.
Для размеров свыше 10 м рекомендуют возрастающие градации, равные 12,5; 15; 20; 25; 30: 40; 50; 60 (62,5); 80; 100 мм.
1. Старый датский дом фахверковой конструкции с расстоянием между осями стоек, равным размаху рук. | 2. Градация уклонов крыши в зависимости от материалов кровли. |
Уклоны крыш зависят от типа кровли и несущей конструкции крыш. Применительно к современной практике строительства установлены следующие уклоны крыш:
1 : 20 — для мягких кровель по стальным, железобетонным и деревянным несущим конструкциям за исключением специальных конструкций, например оболочек, пилообразных фонарей и т.д.;
1 : 4 — для кровель из волнистых асбестоцементных листов, из листового цинка по обрешетке, из волнистой листовой стал и стальной оцинкованной черепицы по обрешетке или сплошной опалубке, из оцинкованной кровельной стали с двойными стоячими фальцами, а также для толевых кровель вспомогательных зданий;
Пояснения. Последовательная унификация в области производственных и вспомогательных зданий разработана на основе типовых решений, получивших наибольшее распространение в строительстве.
Приведенные осевые размеры обусловливают размеры отдельных строительных элементов: колонн, стен, перекрытий, ферм, прогонов, стропил, кровельных покрытий, оконных переплётов, дверей, ворот, подкрановых путей и пр. Установление основного модуля для назначения осевых размеров создаёт предпосылки для стандартизации размеров отдельных строительных элементов, что обеспечит их взаимозаменяемость, а также возможность совместного применения. Для назначения размеров сетки разбивочных осей принимают целое число модулей без промежуточных размеров. При определении размеров строительных блоков, листов стекла, железобетонных плит и т.п. учитывают величину швов и зазоров.
Унификация строительных элементов и деталей обеспечивает их взаимозаменяемость, что позволяет производить их «на склад» для применения в самых разнообразных зданиях. Поточное производство, взаимозаменяемость и возможность хранения таких строительных элементов на складе снижают затраты труда, материалов, времени и стоимость строительства. Применение модульных размеров сетки разбивочных осей значительно упрощает также организацию строительства.
Источник: arx.novosibdom.ru
Архитектурные термины
1. Древнеримское монументальное здание для зрелищ.
2. Места для зрителей в закрытых помещениях.
Ансамбль
Группа построек, объединенная художественно, функционально или исторически.
Антаблемент
В классической архитектуре верхняя горизонтальная часть здания, опирающаяся на колонны.
Антефикс
Украшение из мрамора или терракоты (в виде пальметты или щита с рельефом).
Выступы продольных стен здания, ограждающие вход.
Анфилада
Ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений.
Апсида, абсида
расположеннй в восточной части христианского храма алтарный выступ.
Криволинейное перекрытие проёма в стене или пролёта между двумя опорами
Аркада
Ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы.
Аркатура
Ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на внутренних стенах помещений.
Аркбутан
Наружная каменная полуарка, передающая распор сводов главного нефа готического храма опорным столбам.
Архивольт
Обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены.
Архитектоника
Художественное выражение структурных закономерностей конструкции здания.
Архитрав
В архитектурных ордерах – балка, нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента.
Астрагал
Гладкий или обработанный в виде бус валик.
Атриум, атрий
Закрытый внутренний двор в средней части древнеиталийского и древнеримского жилища.
Аттик
Стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом.
Подножие, основание колонны, пилястры, анта или столба, более широкое, чем их ствол.
Базилика
Вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько частей, имеющих самостоятельные перекрытия.
Балдахин
Нарядный церемониальный навес над троном, парадным ложем, церковным алтарем.
Балюстрада
Невысокое ограждение лестниц, балконов, террас, исполненное из ряда фигурных столбиков.
Балясины
Гладкие или декорированные фигурные столбики, предназначенные для поддержания перил.
Баптистерий, крещальня
Помещение для совершения обряда крещения.
Барабан
Цилиндрическое или многогранное основание купола.
Башня
Сооружение, высота которого намного больше его горизонтальных размеров.
Бельведер
Надстройка над зданием, обычно круглая в плане.
Криволинейный облом, имеющий в поперечном разрезе вид полукруга.
Вальмовая крыша
Четырехскатная крыша с треугольными скатами (вальмами) от конька до карниза по торцовым сторонам.
Вестверк
Поперечная постройка в западной части храма (с 2-3 башнями, открытыми в неф галереями и капеллами на хорах).
Виадук
Мостовое сооружение большой протяженности и на высоких опорах.
Вимперг
Высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий.
Волюта
Архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком (“глазком”) в центре.
Восьмерик
В русском и украинском каменном и деревянном зодчестве восьмиугольное в плане сооружение или часть сооружения.
Выкружка
Криволинейный вогнутый облом, профиль архитектурно-пластической детали, по очертанию – четверть окружности.
Галерея
Длинное крытое светлое помещение, в котором одну из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада.
Гипостиль, гипостильный зал
В архитектуре Древнего Востока большой зал храма или дворца с многочисленными колоннами.
Гирька
Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой декоративным арочкам.
Глава, главка
Наружное декоративное завершение барабана.
Гульбище
В древнерусской архитектуре наружная терраса или галерея, окружающая здание на уровне перекрытий подклета.
Профилированные горизонтальные и вертикальные тяги на фасаде и в интерьере -в готической архитектуре.
Гусек
Архитектурный облом, представляющий собой сочетание двух дуг.
Гутты
Украшения в виде маленьких усеченных конусов или цилиндров под триглифами (либо над ними)
Дентикулы
Ряд небольших прямоугольных выступов на карнизе, выполняющих роль декора.
Десюдепорт
Панно, расположенное над дверью (обычно живописное или скульптурное).
Дорический ордер
Один из трех основных архитектурных ордеров.
Дынька
Утолщение на столбах, колонках, в наличниках окон и дверных порталах.
Закомара
Полукруглое или килевидное завершение участка стены.
Замковый камень
Верхний клиновидный камень в вершине арки или ceрфa
Зофорный фриз
Фриз, расположенный снаружи по периметру здания и украшенный рельефами.
Зубец
Архитектурно-декоративная деталь крепостного сооружения
Зубчики («Сухарики»)
Импост
Архитектурная деталь, служащая опорой для пяты арки. -Узкий простенок, членящий дверной или оконный проем по вертикали.
Интерколумний
Пролет между рядом стоящими колоннами в ордерной архитектуре
Интерьер
Внутреннее пространство помещения
Ионик
Декоративный элемент яйцевидной формы, выполняемый на капителях колонн, карнизах ионического и коринфского ордеров
Ионический ордер
Один из трех главных греческих архитектурных ордеров. Имеет стройную колонну с базой и фустом, прорезанным вертикальными желобками-каннелюрами.
Каблучок
Архитектурный облом, состоящий из выпуклой и вогнутой дуг.
Каланча
Возвышающаяся над зданием башня для наблюдения за возникновением пожаров
Кампанила
В итальянской архитектуре средних веков и Возрождения четырехгранная или круглая многоярусная башня-колокольня
Каннелюры
Вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры
Капитель
Верхняя наиболее пластически обработанная часть колонны или пилястры.
План здания в виде замкнутого четырехугольника
Кариатида
Скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки
Карниз
Выступающая часть антаблемента или стены
Картуш
Украшение в виде щита или не до конца развернутого свитка
Каскад
Естественный или искусственный водопад, низвергающийся уступами
Квадр
Каменный блок в форме параллелепипеда, употребляемый для кладки стен и сводов.
Квадрига
Античная колесница на двух колесах, запряженная четверкой лошадей.
Кессоны
Квадратные или многоугольные углубления на потолке.
Киворий
Алтарная сень, обычно поддерживаемая колоннами.
Колонна
Архитектурно обработанная опора, круглая или прямоугольная в плане, несущая часть стоечно-балочной конструкции.
Колоннада
Ряд или ряды колонн с антаблементом.
Конёк
Верхнее ребро (гребень) двухскатной или четырехскатной крыши.
Консоль
Выступ в стене или заделанная одним концом в стену балка
Контрфорс
Стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающее основную несущую конструкцию.
Конха
Полукупол, служащий для перекрытия полукруглых в плане частей здания.
Коринфский ордер
Один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом с каннелюрами, и пышной капителью, состоящей из листьев аканта, обрамленного небольшими волютами.
Крабб
Деталь в виде стилизованных листьев или цветов на элементах архитектурного декора готики.
Крестоцвет
Декоративная деталь, завершающая башни, вимперги, пинакли в архитектуре готики.
Купол
Вид перекрытия (свода), близкий по форме к полусфере. Формы купола образуются различными кривыми, выпуклыми наружу.
Курватура
Едва заметная кривизна прямолинейных частей здания, применяемая для устранения оптических искажений.
Лепнина
рельефные украшения на фасадах и в интерьерах зданий.
Лоджия
Помещение, открытое с одной или нескольких сторон.
Лопатка
Плоская вертикальная полоса, выступающая на поверхности стены здания.
Люкарна
Оконный проем в чердачной крыше или купольном покрытии .
Люнет
Арочный проем в своде или стене, ограниченный снизу горизонтально .
Мансарда
Помещение (преимущественно жилое) на чердаке здания .
Маскарон
Декоративный рельеф в виде маски, изображающей человеческое лицо или голову животного .
Машикули
Нависающие над стеной укрепления наклонные проемы .
Медальон
Орнаментальная композиция в овальном или круглом обрамлении .
Метопа
Прямоугольные, почти квадратные плиты, которые, чередуясь с триглифами, образуют фриз .
Модульон
Архитектурная деталь типа кронштейна, которая поддерживает выносную плиту венчающего карниза .
Мукарны
Декоративные выступы призматической формы, расположенные нависающими друг над другом рядами .
Мутулы
Плоский наклонный выступ под выносной плитой карниза в дорическом ордере .
Наличник, обрамление окон
Декоративное обрамление оконного проема .
Нервюра
Арка из тесаных клинчатых камней, укрепляющая ребра свода .
Вытянутое помещение, часть интерьера .
Нимфей
В античной архитектуре святилище, посвященное нимфам.
Углубление в стене здания для установки статуй, ваз и пр.
Обломы, мулюры
Архитектурные элементы, различные по своему поперечному сечению – профилю, расположенные по горизонтали .
Обмеры
Точные измерения всех элементов архитектурного сооружения с фиксацией на чертеже .
Или ионики – орнаментальный мотив в виде яйцеобразных выпуклостей, обрамленных валиками .
Ордера архитектурные
Система конструктивных, композиционных и декоративных приемов, выражающая тектоническую логику стоечно-балочной конструкции .
Орнамент
Узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов .
Павильон
Небольшая, легкая по конструкции открытая постройка, связанная с природой .
Пагода
Буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий.
Пандус
Наклонная площадка, служащая для въезда к парадному входу .
Панель
Плоский крупноразмерный элемент строительной конструкции, толщина которого мала по сравнению с шириной и длиной .
Панно
Обрамленная орнаментом или лепной рамой часть стены со скульптурными, живописными или резными изображениями .
Парапет
Ограда, перила или невысокая сплошная стенка .
Партер
В садово-парковом искусстве открытая часть сада или парка с газонами, цветниками, водоемами .
Патио
Открытый внутренний двор, часто окруженный галереями .
Пергола
Увитая зеленью беседка или коридор из трельяжей (легких решеток) на арках и столбах.
Периптер
Прямоугольное в плане здание, с четырех сторон окруженное колоннадой.
Перистиль
Прямоугольные двор и сад, площадь, зал, окруженные с четырех сторон крытой колоннадой.
Пилон
Массивные столбы, служащие опорой арок, перекрытий, мостов .
Пилястра
Вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, условно изображающий колонну .
Пинакль
Декоративные башенки, столбики на контрфорсах .
Пирон
Короткий металлический стержень, скрепляющий блоки каменной кладки .
Выполненное в определенном масштабе графическое изображение горизонтальной проекции здания .
Плафон
Любое (плоское, сводчатое или купольное) перекрытие какого-либо помещения.
Плетёнка
Плетёный орнамент, применявшийся в качестве декора различных архитектурных элементов.
Плинтус
Окантовка из профилированного бруса, устанавливаемого в месте сопряжения пола и стены.
Плинфа
Широкий и плоский обожженный кирпич.
Повал
В русской деревянной архитектуре расширенная верхняя часть сруба.
Повалуша
В русской деревянной архитектуре башня в комплексе жилых хором, в которой находилось помещение для пиров
Подзор
Декоративные деревянные доски или металлические полосы с прорезным узором, окаймляющие свесы кровли.
Подиум
Высокая, обычно прямоугольная платформа с лестницей с одной стороны и отвесными другими сторонами.
Подклет
Нижний этаж каменного или деревянного жилого дома.
Полица
Нижняя, более пологая, часть крутой скатной или шатровой крыши.
Полотенце
Короткая, доска, прикрывающая стык причелин
Полочка
Имеет вид узкого гладкого прямоугольного выступа и отделяет архитектурные элементы друг от друга
Полуколонна
Колонна, выступающая на половину диаметра.
Поребрик
Вид орнаментальной кирпичной кладки .
Портал
Архитектурно оформленный вход в здание.
Портик
Ряд колонн, объединенных аттиком и фронтоном .
Постамент
Архитектурное основание произведений скульптуры, колонн, и пр .
Придел
Дополнительный храм небольшого размера, пристроенный к основному объему церкви .
Притвор
Небольшое крытое помещение перед входом в церковь .
Причелина
Доска на фронтоне деревянного строения, украшенная резьбой .
Проём
Пронаос
Пропилеи, пропилон
Пропилон
Простиль
Профили
Разрез архитектурный
Раскреповка
Распалубка
Регула
Рельеф
Ризалит
Розетка
Рокайль
Ростральная колонна
Ротонда
Руины
Садово-парковое искусство
Саман
Сандрик
Скоция
Слухи
Небольшие отверстия, декорированные слуховые окна, обычно несколькими рядами прорезающие шатровую крышу колокольни, характерны для древнерусского зодчества.
Софит
Стереобат
Стилизация
Стилобат
Сухарики
«Сухарики» — см. Дентикулы. Ряд небольших прямоугольных выступов на карнизе, выполняющих роль декора.
Табернакль
Тамбур
Терраса
Тимпан
Тор, торус
Тосканский ордер
Травея
Триглиф
Трифорий
Тромп
Фасад
Фахверк
Филёнка
Финимент
Фонарь
Фонтан
Фронтон
Фундамент
Центрические сооружения
Цитадель
Цоколь
Чердак
Четверик
Шатер, шатровое покрытие
Шелыга
Ширинка
Шпиль
Щипец
Эдикула
Экседра
Эмпоры
Энтазис
Эркер
Яблоко
Авторизация
Регистрация
Сравнение
Предупреждение
Такой email уже зарегистрирован. Введите пароль. Если вы забыли пароль, перейдите на форму восстановления пароля
Заявка на замер
Заявка на расчёт
Задать вопрос
Заказать звонок
Колоннада
Основной целью и задачей компании «Вландо» является создание комфортной и уютной среды обитания человека с учётом всех пожеланий и запросов клиентов. Мы поможем вам Немецкий теоретик искусства профессор Фридрих Шеллинг в одном из своих сочинений уподобил архитектуру застывшей музыке. Парадоксально, что архитектура, более близкая к ремеслу, чем к высокому искусству, не имеющая своей музы-покровительницы среди спутниц
Источник: vlando.ru