В целях однозначного отнесения веществ, представленных в жидкой фракции, к отходам или сточным водам, Росприроднадзором по согласованию с Минприроды России внесены дополнения и изменения в федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО), утвержденный приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242.
Так, название блока 7 ФККО («отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов») дополнено словами «за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты)».
В связи с этим отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.
В случае если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами, и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.
Отменено согласование строительства объектов ИЖС с Росавиацией на приаэродромной территории?
В случае если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и Закона № 416-ФЗ и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с нормами Закона № 89-ФЗ.
Кроме того, хозяйственно-бытовые стоки, выкачиваемые из выгребных ям, подпадают под определение отхода и деятельность по их обезвреживанию и размещению подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
На основании изложенного, внесение изменений в законодательство в области охраны окружающей среды в данной части не требуется.
В части использования водных объектов Минприроды России сообщает, что ранее Минприроды России совместно с Минэкономразвития России, Минюстом России, Минфином России рассматривался проект федерального закона № 214526-7 «О внесении изменений в статьи 11 и 65 Водного кодекса Российской Федерации», направленный на установление возможности использования водных объектов без оформления разрешительных документов на водопользование для пересечения ледовых переправ на некоторых видах технических средств и, соответственно, движения данных технических средств в границах водоохранных зон, который впоследствии не был поддержан, в том числе Правительством Российской Федерации (официальный отзыв от 16.02.2018 № 1273п-П9), по следующим основаниям.
Предоставление поверхностных водных объектов в пользование осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса Российской Федерации.
Перечень видов водопользования, осуществляемых в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации на основании разрешительных документов, является исчерпывающим.
Как согласовать строительство с культурным наследием? Получение разрешения на строительство пошагово
Так, частями 2 и 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации установлены случаи использования водных объектов на основании договора водопользования и решения о предоставлении водного объекта в пользование. В свою очередь, в соответствии с частью 4 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации водопользование также осуществляется без предоставления водных объектов по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами.
По мнению Минприроды России, внесение изменений в статью 11 Водного кодекса Российской Федерации в части расширения перечня видов водопользования, не требующих оформление разрешительных документов на водопользование, в том числе для пересечения ледовых переправ на некоторых видах технических средств, представляется избыточным.
В свою очередь, для целей обеспечения жизнедеятельности населения требования к обеспечению безопасности населения на льду устанавливаются в Правилах охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, при этом организация работы ледовых переправ определяется эксплуатирующими организациями по согласованию с органами местного самоуправления, органами полиции, Государственной инспекцией по маломерным судам, в том числе с учетом ледового прогноза и максимальной безопасной нагрузки на лед, составленных Управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Одновременно обращаем внимание, что нахождение транспортного средства в водоохранной зоне в зимнее время должно соответствовать требованиям природоохранного законодательства и осуществляться при условии соблюдения установленного статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации запрета на движение и стоянку транспортных средств (кроме специальных транспортных средств) в границах водоохранных зон за исключением их движения по дорогам, стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Так, при организации ледовых переправ в целях соблюдения водного законодательства расположенные в водоохранных зонах подъездные пути должны быть оборудованы соответствующим образом и иметь твердое покрытие.
Источник: komitet4.km.duma.gov.ru
Согласование очистных сооружений
Как это довольно часто происходит, при строительстве очистных сооружений встаёт вопрос – как проходить согласование, и нужно ли вообще оно? Поскольку на эту тему уже сломано много копий, предлагаем разобраться подробнее.
Очистные сооружения — это объекты недвижимого имущества. Градостроительный кодекс РФ в статье 51 определяет порядок получения разрешения на строительство таких объектов.
Чтобы избежать нанесения вреда окружающей среде органы Росприроднадзора обязательно контролируют проект и установку очистных сооружений и отведение сточных вод от них.
Прежде всего, стоит отметить, что сложность согласования зависит от того, какой производительности и какого исполнения очистные сооружения.
Группы очистных сооружений
Первой подгруппой идут особо малые установки, которые предназначены для отведения сточных вод от частных коттеджей, домов и небольших жилых и административных зданий. Ключевым моментом здесь является производительность – до 15 куб.м/сут. Это единственный вариант, при котором юридически возможно в настоящее время в России отведение очищенных стоков под землю через подземные колодцы и поля фильтрации. Для более подробного изучения данной области рекомендуется ознакомиться с СТО НОСТРОЙ 2.17.176-2015, а также уточнять информацию у производителей вышеуказанных установок.
Следующей группой идут очистные системы малой производительности, смонтированные в блок-контейнерах. Диапазон их производительности разнится (например, у ООО НПО Агростройсервис это от 15 до 600 куб.м/сут), но в основном это до 1000 куб.м/сут. Но здесь ключевым моментом является уже не производительность, а то, чем считаются эти установки. Возможны два варианта – они являются оборудованием или же капитальным строением.
Капитальное строение или оборудование?
К сожалению, на практике в России дальше начинается неопределённость. С одной стороны, покупать очистные установки как оборудование проще; по сути это равноценно приобретению станка, насосной станции и подобного. Необходимо только, чтобы оборудование было сертифицировано и имело документ, подтверждающий качество очистки. Не требуется проведения государственной экспертизы, создания и защиты проектной документации и многих прочих этапов. В основном, коммерческие заказчики, которые вкладывают собственные деньги без привлечения государственных средств, предпочитают идти по данному пути.
Совсем другое дело, когда идёт привлечение государственных денег. Хотя формально законодательством не запрещено финансировать приобретение очистных сооружений как оборудования, большинство госзаказчиков подтвердят, что без положительного заключения государственной экспертизы проектно-сметной документации получить финансирование нереально. Соответственно, этот нюанс направляет нас на следующий путь – строительство очистных сооружений как объект капитального строительства.
Строго говоря, такой вариант обязателен при строительстве очистных в здании или (что актуально для крупных) с выносным оборудованием в железобетоне или стали (коридорные аэротенки, радиальные или горизонтальные отстойники и прочее). Блок-контейнерных же очистных он может коснуться в зависимости от ситуации.
Для объектов капитального строительства уже обязательным является проведение комплекса изысканий, составление проектно-сметной документации и защита её в главной государственной экспертизе. Это, с одной стороны, требует дополнительных временных, трудовых и финансовых затрат. С другой стороны, именно этот пакет документов является наиболее полным, поэтому некоторые коммерческие заказчики предпочитают перестраховаться и пройти главгосэкспертизу в добровольном порядке.
Документы для согласования очистных сооружений
Сначала необходимо собрать определенный пакет документов:
- Акты – сюда входят акты отводы земельного участка под строительство очистных, на скрытые работы по сооружениями, на проверку функционирования всех механизмов, гидравлических испытаний здания и трубопроводов;
- План объекта с коммуникациями
- Чертежи здания
- Техпаспорты на оборудование, приборы
- Проект очистных с приложенным полным технологическим расчетом
- Разрешение на сброс сточных вод после очистки
Согласование проектов проходит на различных этапах проектирования и строительства. Это защищает от переделок в будущем.
Сперва согласовываются точки сброса сточных вод в местном отделении Росрыболовства и Росприроднадзора. Подробнее о согласовании точки сброса читайте в нашей статье.
Прежде чем устанавливать очистные сооружения, нужно сделать следующее:
- провести обследование водного объекта и оценить его возможности принятия стоков
- утвердить точку сброса и обратиться к установщику для проведения проектирования по конкретному объекту. Проект разрабатывается с учётом требований, предусмотренных в выданном документе
- согласовать размещение очистных сооружений (стоков, труб)
- компании-установщику предоставить проект работ заказчику, после согласования его в Росрыболовстве и Бассейно-водном управлении. В случае получения заказчиком разработанного проекта он утверждает и согласовывает его самостоятельно
- согласовать санитарно-защитную зону (СЗЗ) (проект, разработанный компанией-установщиком, проходит согласование в Роспотребнадзоре). Предоставить программу мониторинга водного объекта и водоохранной зоны
Согласование места размещения очистных сооружений
Данный этап является начальным, но и одним из основных. Здесь территориальный орган Федерального агентства по рыболовству исследует технологии, применяемые на будущем объекте, этапы строительства, воздействие на окружающую среду.
Вывод о возможности расположения очистных сооружений в данном месте делается с учетом гидрологических и особенностей фауны водного объекта. При отсутствии положительного заключения на возможное размещение очистных сооружений строительство и эксплуатация установки будет незаконной, так же, как и сброс очищенных стоков в водный объект.
Место размещения очистных сооружений согласовывается в территориальном органе Федерального агентства по рыболовству по Постановлению Правительства РФ от 30.04.2013 №384 на основании томов проектной документации и раздел «Оценка воздействия проектируемых работ на водные биоресурсы и среду их обитания».
Исходная документация:
- Заявление о согласовании места размещения очистных сооружений
- Реквизиты предприятия, копия свидетельства ИНН, ОГРН, бланк предприятия, юридический и фактический адрес, ФИО Генерального директора, Устав — карточка предприятия
- Разделы Проектной документации разработанной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. №87 (пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка, система водоснабжения, система водоотведения;, технологические решения)
- Проект организации строительства
- Перечень мероприятий по охране окружающей среды
Срок рассмотрения заявки и документации отделением Федерального агентства по рыболовству на решение в согласовании (об отказе в согласовании) размещения очистных сооружений 30-40 календарных дней.
Санитарно-защитная зона очистных сооружений
Санитарно-защитную зону устанавливает федеральный орган исполнительной власти, которым осуществляется санитарно-эпидемиологический надзор. СЗЗ определяются в отношении следующих объектов:
- Действующих и планирующих строительство
- Требующих реконструкции, которые оказывают физическое, химическое, биологическое воздействие и превышают санитарно-эпидемиологические нормы
- С уровнем загрязнения выше 0,1 ПДК и ПДУ за пределом промплощадки
Подробнее о санитарно-защитной зоне очистных сооружений смотрите в нашей статье.
Получение административного акта
Разрешение на сброс стоков выдаётся после прохождения мероприятий по проектированию, согласованию и утверждению разработанных материалов. Срок действия этого документа составляет 5 лет. После выдачи административного акта можно пользоваться частью или всем водным объектом для сброса стоков.
Ответственность
Все действующие предприятие подвержены проверкам. Они делятся на плановые и внеплановые. Плановые проверки проводят раз в три года. Внеплановые – при поступлении в контролирующие органы жалоб от организаций или физических лиц.
В ходе проверки может быть установлено, что отсутствует необходимый перечень документов. Тогда контролирующие органы выносят предупреждение и выдают предписание для устранения нарушений. Если не устранить нарушения вовремя, то помимо устранения этих нарушений придется уплатить штраф.
Прохождение государственной экспертизы
Как мы указывали ранее, для прохождения главной государственной экспертизы необходимо собрать следующий пакет документов. Отметим, что в разных регионах комплектность может отличаться. Могут потребоваться:
- Инженерные изыскания
- Геологические изыскания
- Геодезические изыскания
- Гидрометеорологические изыскания
- Экологические изыскания
- Археологические изыскания
В некоторых регионах отдельно требуется дополнительное проведение исследований на карстоопасность.
Пример прохождения госэкспертизы
Госэкспертиза очистных сооружений
Проектно-сметная документация составляется в соответствии с ПП от 16 февраля 2008 года за №87. Специализированные проектные организации делают проект в соответствии с данным постановлением. Есть один важный нюанс – раздел «Пояснительная записка» по сути содержит описание технологии работы установки конкретного производителя. Поэтому данный раздел для проектных организаций, которые обычно специализируются на общестроительных проектах, имеет смысл в помощь привлечь специалистов именно производителя очистных сооружений.
После того, как весь пакет собран, он подаётся на рассмотрение государственной экспертизы. В срок до 3 месяцев (с учётом исправлений) происходит согласование проекта. С положительным заключением экспертизы становится возможен переход на следующий уровень, связанный с получением разрешения на сброс очищенных сточных вод в водоём, о котором мы подробно рассказывали здесь.
Поскольку в основном экспертизу проходят госзаказчики, то следующим этапом является выставление конкурса на осуществление капитального строительства. Поскольку сумма строительства очистных сооружений довольно значительна, то, скорее всего, частные заказчики также будут проходить через этап конкурса, поэтому в большой мере это относится и к ним.
По завершению конкурса начинается собственно строительство. Здесь стоит отметить несколько нюансов. Во-первых, при строительстве могут выясниться какие-то неучтённые или непредвиденные расхождения с проектом. Поэтому не исключено, что для их разрешения понадобится внесение изменений в проект с перепрохождением экспертизы. Во-вторых, как один из этапов согласования можно рассматривать и процесс сдачи объекта Заказчику и подготовку и подписание соответствующей исполнительной документации.
Как мы видим, вариант с рассмотрением очистных сооружений в качестве объектов капитального строительства наиболее трудозатратен. С другой стороны, он даёт ряд бонусов. Во-первых, как было указано выше, он даёт наиболее полный комплект документации. Во-вторых, при стоимости капитального строительства свыше 50 миллионов рублей допускается в конкурсе на строительство требовать строительство именно описанных в проекте очистных сооружений, без аналогов. Это позволяет избежать ситуации, когда при демпинге на торгах побеждает заведомо неспособный выполнить требуемый объём строительства подрядчик.
Иногда существует возможность провести модернизации существующих очистных сооружений, закупив дополнительную блок-контейнерную установку в параллель к имеющимся очистным как дополнительное оборудование, но в данном случае решение принимается индивидуально.
Экспертиза в госучреждениях
При прохождении экспертизы государственной организации кроме проекта требуется выставление конкурса для привлечения застройщиков. Работы стоят достаточно дорого, поэтому придется изучить много предложений. Оптимально выбрать компанию, предлагающую работы под ключ – от доставки оборудования и его установки до проведения пусконаладки.
После прохождения конкурса начинается само строительство, в ходе которого могут возникнуть недоработки, которые потребуется устранить. Если внесены существенные изменения, то назначают повторную экспертизу, которую заказывают в процессе строительства.
Как только конкурс пройден, начинается непосредственно строительство, в процессе которого может возникнуть необходимость некоторых доработок. При существенных изменениях назначается повторная экспертиза, ее заказывают в процессе строительства.
При капстроительстве могут возникнуть сложности с согласованием, но тут заказчик получит полный пакет документов. Выбирая профессиональные компании исключаются риски, возникающие при заключении с организациями, демпингующими цены на свои услуги.
Источник: acs-nnov.ru
Что делать, чтобы получить разрешение на подключение канализации к участку
При строительстве коттеджа или дачного домика на загородном участке владельцу нужно разрешение на подключение канализации для врезки в централизованную систему. Читайте статью и узнаете, какие документы потребуются для согласования, какие процедуры надо пройти, чем грозит несанкционированное подключение (размеры штрафов для частных и юридических лиц).
Разрешения нужно получать через специализированные компании в соответствующем региональном подразделении департамента жилищно-коммунального хозяйства, а также других служб.
Согласованное подключение к централизованной системе канализации даёт домовладельцу ряд преимуществ:
- Экономия на покупке и проведении системы канализации.
- Простота и экономичность обслуживания сети.
- Отсутствие необходимости постоянного контроля уровня и состояния сточных вод.
При устройстве канализации нужно соблюдать соответствующие с ГОСТы и СанПиНы, которые входят в свод правил по проектированию, проведению и обслуживанию разных видов канализационных сетей.
С чего нужно начать
Для подключения канализации дома нужно выбрать способ подключения (раздельный, смешанный). Можно раздельно подключить бытовую и ливневую канализацию, или же выбрать смешанную систему (если по такому же принципу устроена централизованная сеть).
Нужно также проверить, не лежит ли земельный участок в зоне водоохранного места, на территории с особыми условиями использования. К водоохранным зонам относятся территории, примыкающие к берегу реки, водохранилища, озера, моря и другим водных объектов. При проведении канализации на земле водохраняемой территории, необходимо обеспечить обеззараживание сточных вод ультрафиолетом.
Как получить разрешение на канализацию и что нужно сделать:
- Заказать услуги геодезической фирмы, специалисты которой разработают схему подключения.
Эта работа платная, стоимость разработки проекта зависит от перечня и объёма работ. Чтобы сэкономить, можно заказать общий проект совместно с соседями. Нужно подготовить пакет документов для предприятия, которое будет разрабатывать технические условия подключения, съёмку участка с указанием границ территории, письменное разрешение от владельцев участков, по которым будет проходить трубопроводы к централизованной канализационной системе.
- Согласовать документы с соответствующими санитарно-эпидемиологическими службами.
Получение разрешений необходимо для того, чтобы не загрязнять стоками землю, грунтовые воды, источники воды. Нужно получать разрешение на проведение трубопровода в Водоканале, СЭС, ГИБДД (если трубы будут проходить под или над дорогой общего назначения), организациями по обслуживанию электрических сетей, газопроводов и других инженерных коммуникаций.
Узнать, кто даёт разрешение на канализацию, нужно в региональном отделении коммунальной службы, которая выполняет водоснабжение и водоотведение на данной территории.
Договор заключается между домовладельцем и коммунальным предприятием. Чтобы подать заключить договор, владелец участка подаёт заявку, сканированный ситуационный план с географической привязкой, топографическую карту участка с нанесёнными коммуникациями (масштаб 1:500), информацию о составе стоков, которые будут вливаться в централизованную систему канализации. В большинстве случаев договор заключается на 18 месяцев или другой срок, указанный в документе.
После монтажа трубопроводов системы водоотведения сети подлежат промывке и дезинфекции. Коммунальное предприятие, которое обслуживает центральную канализационную сеть, подписывает акт технологического присоединения к системе.
Что нужно для получения разрешения на врезку в центральную канализационную сеть
В начале строительства многие задумываются над тем, нужно ли разрешение на строительство канализации. Согласовать проект и работы нужно обязательно, чтобы в будущем не платить штрафы и не демонтировать систему за счёт застройщика.
Для получения разрешительных документов необходимо предоставить в соответствующие органы:
- План земельного участка и план постройки. На планах должна быть указана схема проведения трубопроводов канализационной системы. Её наносит специалист компании, оказывающей услуги геодезической экспертизы.
- Проектная документация на подключение к централизованной системе канализации. Документ разрабатывается проектировщиком на основе технических условий и ситуационного плана.
- Подписи соседей. Разрешение соседей на прокладку канализации необходимо в качестве подтверждённого письменного согласия (если трубы будут проходить по соседним участкам).
- Разрешения служб, инженерные коммуникации которых проходят под участком, где будет проводиться укладка трубопроводов системы водоотведения (тепловые или газовые магистрали, электрические кабеля и пр.).
Образец разрешения на врезку в канализацию можно получить в компании, которая будет заниматься согласованием проекта.
Видео описание
Для общего понимания подготовки к строительству и проведению коммуникаций смотрите видео:
Источник: blog.brigada174.ru