Российская газета — издание Правительства Российской Федерации, официальный публикатор документов
Дачный домик-объект капитального строительства
На днях получили информационное письмо из налоговой инспекции, что на нашем земельном (приватизированном) участке располагается незарегистриррванная капитальная постройка плошадью более 50 кв.м и приложен снимок с квадракоптера. На снимке наш участок-и фото домика с тенью.
По факту-это летний домик, без фундамета, площадью максимум 20 кв.м
Дозвониться по указанным телефонам невозможно. Что делать чтобы избежать налога и дальнейших разбирательств.
Статья 130. Недвижимые и движимые вещи
1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2004 N 213-ФЗ, от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 216-ФЗ)
К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 315-ФЗ)
2. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
В Вашем вопросе речь идет об объекте недвижимого имущества. Обязанность по уплате налога на имущество возникает с момента ввода объекта незавершенного строительства в эксплуатацию! Необходимо оформлять технические документы и вводить в эксплуатацию, регистрировать право собственности. В ином случае:
Статья 222. Самовольная постройка
1. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 258-ФЗ)
2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 258-ФЗ)
3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 258-ФЗ)
4. Органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
В течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления, принявший такое решение, направляет лицу, осуществившему самовольную постройку, копию данного решения, содержащего срок для сноса самовольной постройки, который устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев.
В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, орган местного самоуправления, принявший решение о сносе самовольной постройки, в течение семи дней со дня принятия такого решения обязан:
обеспечить опубликование в порядке, установленном уставом городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;
обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;
обеспечить размещение на информационном щите в границах земельного участка, на котором создана самовольная постройка, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки.
В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, снос самовольной постройки может быть организован органом, принявшим соответствующее решение, не ранее чем по истечении двух месяцев после дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о планируемом сносе такой постройки.
(п. 4 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 258-ФЗ)
Какой дом можно строить на участке. Как прописаться на даче. Как признать садовый дом жилым. Отнимут ли участок, если не сажать помидоры. Как дачникам сэкономить на взносах и налогах в 2022 году. Обжаловать решения СНТ. … Если ее выделили под индивидуальное строительство , нужно строить дом , если под личное подсобное хозяйство — выращивать овощи или разводить животных. Дачи, то есть садовые и огородные участки, можно использовать для: Отдыха. … Регистрировать в Росреестре нужно не все объекты недвижимости, а только капитальные постройки. Это те объекты , что прочно связаны с землей, их перемещение без несоразмерного ущерба назначению невозможно.
Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 312-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Внести в Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4766; 2018, N 32, ст. 5133; 2020, N 22, ст. 3383; N 31, ст. 5066; N 46, ст. 7213; N 52, ст. 8591) следующие изменения:
1) пункт 8 статьи 3 изложить в следующей редакции:
«8) территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее — территория садоводства или огородничества) — территория, представляющая собой элемент планировочной структуры, в границах которой граждане осуществляют ведение садоводства или огородничества для собственных нужд.»;
2) дополнить статьей 4 1 следующего содержания:
«Статья 4 1 . Территория садоводства или огородничества
1. В состав территории садоводства или огородничества входят садовые земельные участки или огородные земельные участки, а также земельные участки общего назначения.
2. Территория садоводства или огородничества может быть создана на землях сельскохозяйственного назначения или землях населенных пунктов.
3. Местоположение границ территории садоводства или огородничества определяется проектом межевания территории. Разработка проекта планировки территории садоводства или огородничества не требуется, но может быть осуществлена по решению общего собрания членов товарищества. Проект межевания территории и проект планировки территории, подготовленные в отношении территории садоводства или огородничества, до их утверждения должны быть одобрены решением общего собрания членов товарищества.
4. Включение в границы населенного пункта территорий садоводства или огородничества, находящихся за пределами границ населенного пункта, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования, при соблюдении которых территории садоводства или огородничества могут быть включены в границы населенного пункта либо в границах территории садоводства может быть образован новый населенный пункт, устанавливаются субъектами Российской Федерации.
5. В границы территории садоводства или огородничества при подготовке проекта межевания территории для товарищества, созданного в соответствии с пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, включаются:
1) садовые или огородные земельные участки, находящиеся в собственности учредителей товарищества;
2) земли и (или) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, площадь которых не может быть более двадцати пяти процентов суммарной площади земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей части.
6. В границы территории садоводства или огородничества не могут быть включены территории общего пользования, земельные участки общего пользования и иные участки, включение которых в границы территории садоводства или огородничества не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Создание территории садоводства или огородничества не должно препятствовать свободному доступу граждан к территориям общего пользования, землям и земельным участкам общего пользования, расположенным за пределами границ такой территории.
8. В границы территории садоводства или огородничества запрещено включать земельные участки, принадлежащие лицам, не являющимся учредителями товарищества, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи.
9. Садовый земельный участок и огородный земельный участок могут быть включены в границы только одной территории садоводства или огородничества.»;
а) в абзаце первом слова «В уставе товарищества» заменить словами «1. В уставе товарищества»;
б) в пункте 9 слово «порядок» заменить словами «правила определения размера взносов, порядок»;
в) дополнить пунктом 17 следующего содержания:
«17) перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания членов товарищества, по которым решение общего собрания может приниматься путем очно-заочного голосования или заочного голосования.»;
г) дополнить частью 2 следующего содержания:
«2. В случае, если общим собранием членов товарищества принято решение о возможности принятия решений, отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом к компетенции общего собрания членов товарищества, с применением электронных или иных технических средств, в уставе товарищества наряду со сведениями, предусмотренными частью 1 настоящей статьи, указываются:
1) перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания членов товарищества, по которым решение такого собрания может приниматься с применением электронных или иных технических средств;
2) порядок принятия решений общего собрания членов товарищества с применением электронных или иных технических средств;
3) сайт товарищества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при его наличии), в том числе с использованием которого осуществляются голосование при принятии общим собранием членов товарищества решений путем очно-заочного голосования или заочного голосования с применением электронных или иных технических средств (за исключением голосования посредством передачи коротких текстовых сообщений) и (или) размещение информации о проведении общего собрания членов товарищества и его результатах, иной сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо информационная система, используемые товариществом для указанных целей;
4) порядок хранения и учета результатов голосования на общем собрании членов товарищества, проведенном с применением электронных или иных технических средств.»;
а) в наименовании слово «принятия» заменить словом «приема»;
б) часть 2 изложить в следующей редакции:
«2. Прием в члены товарищества осуществляется на основании заявления правообладателя садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, которое подается в правление товарищества лично либо посредством почтового отправления (заказным письмом) для его последующего рассмотрения правлением товарищества.»;
в) часть 5 дополнить пунктом 4 1 следующего содержания:
«4 1 ) номер телефона для связи с заявителем, по которому в том числе может быть направлено сообщение, включая короткое текстовое сообщение;»;
г) часть 7 изложить в следующей редакции:
«7. Рассмотрение правлением товарищества заявления, указанного в части 2 настоящей статьи, осуществляется в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня подачи такого заявления.»;
д) часть 8 изложить в следующей редакции:
«8. Днем приема в члены товарищества лица, подавшего указанное в части 2 настоящей статьи заявление, является день принятия соответствующего решения правлением товарищества.»;
е) дополнить частью 9 1 следующего содержания:
«9 1 . Отказ в приобретении членства товарищества по иным основаниям, кроме указанных в части 9 настоящей статьи, не допускается.»;
5) статью 14 дополнить частями 7 1 и 7 2 следующего содержания:
«7 1 . Указываемые в уставе товарищества правила определения размера взносов должны предусматривать порядок расчета размера взносов в виде текстового описания и (или) формулы расчета.
7 2 . Плата, предусмотренная статьей 5 настоящего Федерального закона, рассчитывается в порядке, установленном уставом товарищества для определения размера взносов.»;
пункт 6 после слова «огородничества,» дополнить словами «в собственность организаций, осуществляющих газо-, водо-, тепло- и электроснабжение, водоотведение, либо»;
в пункте 7 слова «прием граждан в члены товарищества,» исключить;
пункт 9 изложить в следующей редакции:
«9) принятие решения о подготовке проекта межевания территории и (или) проекта планировки территории применительно к территории садоводства или огородничества либо о подготовке изменений в такую документацию, об одобрении таких проектов или изменений в них;»;
пункт 10 изложить в следующей редакции:
«10) распределение образованных на основании утвержденного проекта межевания территории садовых или огородных земельных участков между членами товарищества с указанием условных номеров земельных участков для их последующего предоставления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;»;
дополнить пунктом 25 следующего содержания:
«25) принятие решения о возможности применения электронных или иных технических средств при принятии решений общим собранием членов товарищества и включении в устав товарищества перечня вопросов, указанных в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона;»;
дополнить пунктом 26 следующего содержания:
«26) принятие решения об использовании земельного участка общего назначения для реализации гражданами, являющимися правообладателями садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, выращенной на таких земельных участках сельскохозяйственной продукции при условии соблюдения земельного законодательства, ветеринарных норм и правил, санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.»;
б) дополнить частью 1 1 следующего содержания:
«1 1 . Общее собрание членов товарищества вправе принимать решения по иным вопросам деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, не предусмотренным частью 1 настоящей статьи.»;
в) в части 2 цифры «21 — 24» заменить цифрами «21 — 26»;
г) в части 3 слова «4 — 6, 21, 22 и 24» заменить словами «4 — 6 1 , 21, 22, 24 и 26»;
д) в части 4 слова «в части 1» заменить словами «в частях 1 и 1 1 «;
е) в части 15 первое предложение дополнить словами «, а также способ ознакомления с проектами документов и иными материалами, планируемыми к рассмотрению на общем собрании членов товарищества»;
ж) в части 16 слова «4 — 6, 21, 22 и 24» заменить словами «4 — 6 1 , 21, 22, 24 и 26»;
з) часть 21 изложить в следующей редакции:
«21. Решение общего собрания членов товарищества может быть принято путем очно-заочного голосования или заочного голосования по вопросам, определенным уставом товарищества в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона.»;
и) дополнить частью 21 1 следующего содержания:
«21 1 . Очное голосование, очно-заочное голосование или заочное голосование может быть проведено с применением электронных или иных технических средств с учетом особенностей, установленных статьей 17 1 настоящего Федерального закона.»;
к) дополнить частью 21 2 следующего содержания:
«21 2 . Заочное голосование также может быть проведено с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.»;
л) в части 22 цифры «4 — 6,10, 17, 21 — 24» заменить словами «4 — 6 1 , 10, 17, 21 — 24 и 26»;
м) часть 23 признать утратившей силу;
н) в части 27 слова «4 — 6, 21, 22 и 24» заменить словами «4 — 6 1 , 21, 22, 24 и 26»;
о) дополнить частью 30 следующего содержания:
«30. Информация о принятых решениях общего собрания членов товарищества доводится до сведения членов товарищества, а также лиц, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, не позднее чем через десять дней после принятия таких решений путем размещения соответствующего сообщения об этом:
1) на сайте товарищества в информационно-телекоммуникацйонной сети «Интернет» (при его наличии);
2) на информационном щите, расположенном в границах территории садоводства или огородничества.»;
7) дополнить статьей 17 1 следующего содержания:
«Статья 17 1 . Особенности принятия решений общего собрания членов товарищества с применением электронных или иных технических средств
1. Уведомление о проведении общего собрания членов товарищества:
1) направляется в форме электронного сообщения (посредством электронной почты либо передачи коротких текстовых сообщений в соответствии со сведениями, представленными правообладателями садовых или огородных земельных участков для внесения в реестр членов товарищества);
2) размещается на сайте товарищества в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (при его наличии), ином сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо в информационной системе, которые указаны в уставе товарищества;
3) размещается на информационном щите, расположенном в границах территории садоводства или огородничества.
2. В уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества путем очно-заочного, заочного голосования с применением электронных или иных технических средств наряду со сведениями, указанными в части 15 статьи 17 настоящего Федерального закона, указываются дата и время начала и окончания заочного голосования по вопросам повестки общего собрания членов товарищества, сведения об используемых электронных или иных технических средствах, а также адрес электронной почты и (или) номер телефона для направления участниками общего собрания членов товарищества подтверждения факта участия в голосовании и решений по вопросам, включенным в повестку общего собрания членов товарищества, либо иной порядок подтверждения факта участия в голосовании и направления таких решений, установленный уставом товарищества.
3. При проведении очного голосования, предусматривающего совместное дистанционное участие, в уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества указываются перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на общем собрании членов товарищества, дата, время и место проведения общего собрания членов товарищества (в случае проведения голосования, предусматривающего возможность присутствия), а также сведения об используемых электронных или иных технических средствах.
4. Голосование на общем собрании членов товарищества путем передачи коротких текстовых сообщений осуществляется без использования сайтов либо информационной системы, указанных в пункте 3 части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона. В таких сообщениях должны содержаться:
1) наименование товарищества, дата голосования;
2) номер (или иной идентификатор) вопроса в повестке общего собрания членов товарищества и принятое решение по данному вопросу.
5. Продолжительность заочного голосования по вопросам повестки общего собрания членов товарищества с применением электронных или иных технических средств должна составлять не менее семи и не более четырнадцати дней (без перерывов) с даты и времени начала проведения такого голосования.
6. При проведении голосования в очно-заочной форме заочное голосование с применением электронных или иных технических средств должно быть завершено до дня проведения очного обсуждения вопросов повестки общего собрания членов товарищества.
7. Голосование с применением электронных или иных технических средств осуществляется в порядке, установленном уставом товарищества, при соблюдении следующих условий:
1) проверка личности участников голосования, которая заключается в необходимости подтверждения факта участия в голосовании лица, сведения о котором содержатся в реестре членов товарищества и которое заявило о своем участии в общем собрании членов товарищества посредством отправления сообщения с адреса электронной почты и (или) номера телефона, содержащихся в указанном реестре. В случае проведения голосования с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг проверка личности участников голосования осуществляется посредством единой системы идентификации и аутентификации;
2) направление участниками голосования решений в электронной форме посредством отправления сообщения с адреса электронной почты и (или) номера телефона, содержащихся в реестре членов товарищества, либо с использованием сайта товарищества в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (при его наличии), иного сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо информационной системы, указанных в уставе товарищества;
3) уведомление участника голосования о получении его решения с указанием даты и времени поступления решения лицу, осуществляющему подведение итогов голосования;
4) обеспечение тайны голосования в случае, указанном в части 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.
8. При проведении очного голосования с применением электронных или иных технических средств, предусматривающего совместное дистанционное участие, может предусматриваться также возможность присутствия лиц, обладающих правом голосовать на общем собрании членов товарищества, в месте его проведения либо, если это предусмотрено уставом товарищества, место его проведения не определяется и возможность присутствия в таком месте не предусматривается. При проведении указанного голосования может осуществляться его видеозапись.
9. При проведении очно-заочного, заочного голосования с применением электронных или иных технических средств допускается направление решений лиц, имеющих право голосовать на общем собрании членов товарищества, в письменной форме в порядке, предусмотренном статьей 17 настоящего Федерального закона.
10. Решения общего собрания членов товарищества, принятые с применением электронных или иных технических средств, оформляются протоколом с указанием результатов голосования и приложением информации о решении каждого участника голосования по пунктам повестки такого собрания, сведений об участнике голосования (фамилия, имя, отчество, адрес электронной почты, номер телефона (в случае, если решение было направлено с номера телефона, указанного в реестре членов товарищества), иных сведений, предусмотренных уставом товарищества, а также с указанием даты и времени поступления лицу, осуществляющему подведение итогов такого голосования, решения участника голосования.
11. В случае проведения очного голосования, предусматривающего совместное дистанционное участие, без определения места его проведения и возможности присутствия в таком месте в протоколе общего собрания членов товарищества место проведения такого собрания не указывается.
12. Видеозапись проведения очного голосования, предусматривающего совместное дистанционное участие (в случае ее осуществления), прилагается к протоколу общего собрания членов товарищества на электронном носителе.»;
а) часть 3 дополнить предложением следующего содержания: «В случае, если количество членов товарищества не превышает шестидесяти человек, количество членов правления товарищества должно составлять три человека.»;
б) часть 7 дополнить пунктом 16 следующего содержания:
«16) прием граждан в члены товарищества.»;
9) наименование главы 5 изложить в следующей редакции:
«Глава 5. Образование, предоставление и использование садовых земельных участков и огородных земельных участков, особенности строительства объектов капитального строительства на садовых земельных участках»;
10) статью 23 изложить в следующей редакции:
«Статья 23. Особенности образования, использования садовых земельных участков и огородных земельных участков
1. Садовые земельные участки и огородные земельные участки могут быть образованы из земель населенных пунктов или земель сельскохозяйственного назначения.
2. Образование садовых земельных участков и огородных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. В целях образования таких земельных участков подготовка и утверждение проекта планировки не требуются.
3. Садовые земельные участки и огородные земельные участки должны использоваться по целевому назначению и в соответствии с их разрешенным использованием.
4. Допускается использование садовых земельных участков и огородных земельных участков для выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственной птицы и (или) кроликов при условии установления градостроительным регламентом для территориальной зоны, в границах которой расположен такой земельный участок, соответствующего вспомогательного вида разрешенного использования либо в соответствии с разрешением на условно разрешенный вид использования, при условии соблюдения земельного законодательства, ветеринарных норм и правил, санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.»;
11) главу 5 дополнить статьей 23 1 следующего содержания:
«Статья 23 1 . Особенности строительства объектов капитального строительства на садовых земельных участках
1. Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
2. Предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами. При этом параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
3. Садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.»;
а) наименование изложить в следующей редакции:
«Статья 24. Особенности образования, предоставления земельных участков общего назначения, использования имущества общего пользования»;
б) часть 1 дополнить предложением следующего содержания: «Для образования таких земельных участков подготовка и утверждение проекта планировки не требуются.»;
в) часть 3 признать утратившей силу;
г) дополнить частью 6 следующего содержания:
«6. В соответствии с решением общего собрания членов товарищества допускается использование земельного участка общего назначения для реализации гражданами, являющимися правообладателями садовых земельных участков и огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, выращенной ими сельскохозяйственной продукции с возможностью возведения для такой реализации некапитальных строений, сооружений или нестационарных торговых объектов при условии соблюдения земельного законодательства, ветеринарных норм и правил, санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.»;
а) в части 3 слова «при условии, что все собственники земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, выразили согласие на приобретение соответствующей доли в праве общей собственности на такое имущество» заменить словами «при условии принятия такого решения общим собранием членов товарищества в соответствии с требованиями статьи 17 настоящего Федерального закона»;
б) дополнить частью 9 следующего содержания:
«9. Имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, может быть передано в собственность организаций, осуществляющих газо-, водо-, тепло- и электроснабжение, водоотведение, в случае одновременного соблюдения следующих условий:
1) решение о передаче указанного имущества принято общим собранием членов товарищества;
2) в случае, если указанное имущество принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, получено согласие таких лиц на осуществление данной передачи;
3) передача указанного имущества осуществляется при условии его дальнейшего использования для нужд товарищества и правообладателей садовых и огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества.»;
в) дополнить частью 10 следующего содержания:
«10. Имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, может также принадлежать товариществу на праве собственности и ином праве, предусмотренном гражданским законодательством.»;
14) в части 3 статьи 26:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2) принимать государственные и муниципальные программы, предусматривающие меры поддержки садоводства и огородничества (в том числе инвестиционные программы), а также ведомственные целевые программы;»;
б) дополнить пунктом 7 следующего содержания:
«7) создавать информационные системы либо обеспечивать развитие существующих информационных систем в целях их использования для проведения голосования на общем собрании членов товарищества.»;
а) часть 9 после слова «наименований» дополнить словом «, назначения»;
б) часть 11 после слова «наименований» дополнить словом «, назначения».
Статья 2
Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2004, N 52, ст. 5276; 2005, N 30, ст. 3122; 2006, N 23, ст. 2380; N 50, ст. 5279; 2008, N 30, ст. 3597; 2009, N 30, ст. 3735; 2011, N 1, ст. 47; N 30, ст. 4562; 2013, N 27, ст. 3440, 3477; N 52, ст. 6971, 7011; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4218, 4225, 4235; 2015, N 1, ст. 52; N 10, ст. 1418; N 27, ст. 3997; N 29, ст. 4339, 4350, 4378; 2016, N 18, ст. 2495; N 26, ст. 3875, 3890; N 27, ст. 4267, 4269, 4282, 4287, 4298, 4294, 4306; 2017, N 27, ст. 3938, 3940; N 31, ст. 4765, 4766, 4829; 2018, N 1, ст. 90; N 27, ст. 3947, 3954; N 28, ст. 4139, 4149; N 32, ст. 5133, 5134, 5135; N 53, ст. 8411; 2019, N 26, ст. 3317; N 31, ст. 4442; N 52, ст. 7795, 7820; 2020, N 29, ст. 4504, 4512; N 42, ст. 6505; N 52, ст. 8581; 2021, N 1, ст. 33, 44; N 17, ст. 2878; N 24, ст. 4227; N 27, ст. 5054, 5101, 5127; N 50, ст. 8414; 2022, N 1, ст. 5, 18, 45, 47; N 22, ст. 3537) следующие изменения:
1) подпункт 2 пункта 3 статьи 11 3 дополнить словами «, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
2) пункт 4 статьи 11 4 после слов «садоводства или огородничества» дополнить словами «для собственных нужд»;
3) в пункте 8 статьи 11 10 слова «огородничества, садоводства» заменить словами «ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд»;
4) подпункт 10 пункта 2 статьи 39 3 после слова «садоводства» дополнить словами «для собственных нужд»;
5) в статье 39 6 :
а) в подпункте 15 пункта 2 слово «садоводства» заменить словами «ведения гражданами садоводства для собственных нужд»;
б) подпункт 2 пункта 3 дополнить словами «для собственных нужд»;
6) в пункте 4 статьи 39 10 слова «проекта планировки территории и» исключить;
7) пункт 2 статьи 39 13 после слова «садоводства» дополнить словами «для собственных нужд»;
8) пункт 8 статьи 39 14 после слова «садоводства» дополнить словами «для собственных нужд»;
9) в подпункте 13 статьи 39 16 слово «садоводства» заменить словами «ведения гражданами садоводства для собственных нужд»;
10) в статье 39 18 :
а) наименование после слова «садоводства» дополнить словами «для собственных нужд»;
б) абзац первый пункта 1 после слова «садоводства» дополнить словами «для собственных нужд»;
11) в подпункте 3 пункта 1 статьи 39 28 слова «огородничества, садоводства» заменить словами «гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд»;
12) в абзаце первом пункта 5 статьи 39 39 слова «садоводства, огородничества» заменить словами «гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд»;
13) в подпункте 4 пункта 1 статьи 39 44 слова «садоводства, огородничества» заменить словами «гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд»;
14) пункт 2 статьи 77 дополнить словами «, либо на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства для собственных нужд»;
15) в абзаце втором пункта 1 статьи 78 слова «садоводство, животноводство, огородничество» заменить словами «животноводство, садоводство или огородничество для собственных нужд»;
16) в пункте 1 статьи 80 слова «садоводства, животноводства, огородничества» заменить словами «животноводства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд»;
17) в подпункте 1 пункта 7 статьи 95 слова «садоводства, огородничества» заменить словами «гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд».
Статья 3
Внести в статью 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4148; 2003, N 28, ст. 2875; N 50, ст. 4846; 2004, N 41, ст. 3993; 2005, N 1, ст. 17; N 25, ст. 2425; 2006, N 1, ст. 3, 17; N 17, ст. 1782; N 27, ст. 2881; N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 31, ст. 4009; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; N 48, ст. 5812; 2008, N 30, ст. 3597; 2009, N 19, ст. 2281; N 29, ст. 3582; N 52, ст. 6418, 6427; 2011, N 1, ст. 47; N 13, ст. 1688; N 30, ст. 4562; N 49, ст. 7027; N 51, ст. 7448; 2012, N 27, ст. 3587; N 53, ст. 7614, 7615; 2013, N 23, ст. 2881; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4072; 2014, N 26, ст. 3377; 2015, N 1, ст. 9; N 24, ст. 3369; 2016, N 22, ст. 3097; N 27, ст. 4294, 4306; 2017, N 25, ст. 3593; N 27, ст. 3940; N 31, ст. 4766; 2018, N 1, ст. 90; 2019, N 31, ст. 4426; 2022, N 1, ст. 47) следующие изменения:
1) в абзаце шестом пункта 2 1 слова «до 1 января 2024 года» заменить словами «до 1 марта 2031 года»;
2) пункты 2 7 — 2 10 изложить в следующей редакции:
«2 7 . До 1 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В случае, если земельный участок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, относится к имуществу общего пользования, указанный земельный участок до 1 марта 2031 года предоставляется бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади таких земельных участков.
В случае, если указанные в абзацах втором и пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, в аренду или аренду с множественностью лиц на стороне арендатора собственникам земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд. При этом размер арендной платы определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.
2 8 . В случае, предусмотренном пунктом 2 7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39 2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К этому заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2 7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2 7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
В случае, если ранее ни один из членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2 7 настоящей статьи, не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:
сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный указанной некоммерческой организации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
сведения об указанной некоммерческой организации, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
2 9 . В случае, предусмотренном пунктом 2 7 настоящей статьи, предоставление в собственность или аренду земельного участка общего назначения осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, указанных в статье 39 2 Земельного кодекса Российской Федерации, заявления указанных в абзаце пятом пункта 2 7 настоящей статьи собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, или лица, уполномоченного на подачу соответствующего заявления решением общего собрания членов товарищества. К такому заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем (заявителями). Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, либо описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
выписка из решения общего собрания членов указанной в абзаце первом пункта 2 7 настоящей статьи некоммерческой организации о приобретении земельного участка общего назначения в собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;
учредительные документы указанной в абзаце первом пункта 2 7 настоящей статьи некоммерческой организации.
Сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2 7 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39 2 Земельного кодекса Российской Федерации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя).
2 10 . Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39 2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2 8 или 2 9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предварительном согласовании предоставления или решение о предоставлении в собственность или аренду указанного в пункте 2 7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в предварительном согласовании его предоставления или об отказе в его предоставлении.»;
3) дополнить пунктами 2 11 и 2 12 следующего содержания:
«2 11 . Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в собственность бесплатно в порядке, предусмотренном статьей 39 17 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных положениями пунктов 2 7 — 2 10 настоящей статьи.
На отношения, регулируемые пунктами 2 7 — 2 10 настоящей статьи, не распространяются положения подпункта 2 пункта 3 статьи 11 3 , подпункта 6 пункта 1, пункта 2 статьи 39 15 , подпунктов 8 — 10 статьи 39 16 , подпункта 4 пункта 1, пункта 2 статьи 39 17 Земельного кодекса Российской Федерации.
2 12 . В порядке, предусмотренном пунктами 2 7 — 2 11 настоящей статьи, садовый или огородный земельный участок также может быть приобретен без проведения торгов в собственность бесплатно членами садоводческих и огороднических некоммерческих организаций, указанных в пункте 2 7 настоящей статьи, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, а также гражданами, прекратившими членство в указанных некоммерческих организациях вследствие их ликвидации или исключения из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением деятельности юридического лица.»;
4) дополнить пунктом 31 следующего содержания:
«31. Положения пункта 6 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации не распространяются на земельные участки, в отношении которых до 1 января 2019 года в предусмотренном в соответствии с законом или иными нормативными правовыми актами порядке был установлен вид разрешенного использования, предусматривающий возможность ведения гражданами садоводства для собственных нужд. При этом параметры жилого дома, садового дома, созданных на садовых земельных участках, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.».
Статья 4
Внести в статью 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2016, N 27, ст. 4306; 2018, N 32, ст. 5135; 2021, N 1, ст. 33; 2022, N 1, ст. 45) следующие изменения:
1) часть 5 после слов «Применительно к» дополнить словами «территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд,»;
2) дополнить частью 7 следующего содержания:
«7. Особенности подготовки документации по планировке территории садоводства или огородничества устанавливаются Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».».
Статья 5
В части 12 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2016, N 26, ст. 3890; N 27, ст. 4294; 2017, N 31, ст. 4766, 4796, 4829; 2018, N 10, ст. 1437; N 32, ст. 5133, 5134, 5135; 2019, N 31, ст. 4426; 2020, N 29, ст. 4512; N 50, ст. 8049; 2021, N 15, ст. 2446; N 18, ст. 3064; N 27, ст. 5054, 5103, 5127; N 50, ст. 8415; 2022, N 1, ст. 18, 45, 47; N 10, ст. 1396; N 12, ст. 1785; N 18, ст. 3010) слова «частью 2 статьи 23» заменить словами «частью 1 статьи 23 1 «.
Статья 6
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением подпункта «к» пункта 6 статьи 1 настоящего Федерального закона.
2. Подпункт «к» пункта 6 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2023 года.
В соответствии со статьей 3 Закона № 217-ФЗ на садовом земельном участке разрешено строительство садовых домов , жилых домов , хозяйственных построек и гаражей. При этом в силу положений статьи 23 Закона № 217-ФЗ строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства . В свою очередь, на огородном земельном участке строительство объектов недвижимости запрещено.
Права дачников
С 2019 года из законов убрали слова «дачные участки», но дачи у россиян остались.
Так продолжают называть участки за городом с домом, огородом или без них. По закону они теперь делятся на садовые и огородные: на одних можно строить дома и жить в них, на других разрешается сажать помидоры и ставить сарайчики и теплицы.
Владельцы участков могут оформить землю и дом по дачной амнистии, прописаться на даче, выращивать овощи и разбивать цветники — или ничего не сажать. Если заставляют платить гигантские взносы, можно потребовать расчеты и обратиться в суд.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Чтобы было удобнее разбираться с нормативкой и спорить с председателем, сделали таблицу со ссылками на законы, чтобы вы могли скоипровать ее себе.
Права работодателей
Использовать землю не под огород
Как это работает. Землю нужно использовать строго по назначению. Если ее выделили под индивидуальное строительство, нужно строить дом, если под личное подсобное хозяйство — выращивать овощи или разводить животных.
Дачи, то есть садовые и огородные участки, можно использовать для:
- Отдыха.
- Выращивания сельскохозяйственных культур для собственных нужд.
То есть можно ничего не выращивать на участке, а просто приезжать на дачу на шашлыки. Это не будет нарушением земельного законодательства, участок за такое не заберут. Однако, даже если редко бываете на даче, нужно время от времени косить на участке траву и убирать мусор. Это противопожарные требования, владельцы дачных участков обязаны их соблюдать.
На садовых участках можно строить дома, а на огородных — только хозяйственные постройки: сараи, теплицы, туалеты, бытовки. Садовый у вас участок или огородный, можно узнать в Росреестре, заказав выписку на участок или отыскав его на публичной кадастровой карте. Смотрите раздел «Разрешенное использование». Вид разрешенного использования может быть вот таким: «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства», «для дачного строительства». Так написано в законе, на практике в ЕГРН можно найти и иные похожие сочетания, например «для дачного участка». Если написано что-то про дачи, считайте, что участок садовый.
См. также:
См. также:
Построить жилой дом на садовом участке
Как это работает. Частные жилые дома можно строить на участках под индивидуальное жилищное строительство, под личное подсобное хозяйство и на садовых участках. Они могут находиться за пределами населенных пунктов, но строительство там все равно разрешено. До 2019 года такие участки могли называться или дачными, или садовыми.
Дом на садовом участке может быть максимум в три этажа и не больше 20 метров в высоту. Кроме того, он должен соответствовать градостроительным регламентам и правилам застройки СНТ.
Градостроительные регламенты — это часть правил землепользования и застройки, их разрабатывают муниципалитеты. Они должны в принципе разрешать строительство на территории СНТ. Есть такие регламенты или нет и что в них написано, узнавайте в администрации. Например, если СНТ находится на территории села, обращайтесь в сельскую, а если где-то в полях или лесах — в районную.
Правила застройки СНТ должны соответствовать специальному своду правил СП 53.13330.2019. Он действует с 15 апреля 2020 года. Если правила СНТ приняты в советское время, проверьте: они могут быть неактуальными. Общие правила не менялись — между жилым домом и границей участка, например, должно быть минимум 3 метра.
Перед тем как строить дом, нужно подать уведомление о строительстве.
См. также:
Прописаться в жилом доме
Как это работает. Если по документам дом на даче — жилой, в нем можно прописаться, как в любом частном доме. Можно продать квартиру, переехать жить на дачу и оформить там постоянную прописку, а на официальном языке — регистрацию по месту жительства. Квартиру можно и не продавать, но прописаться получится только по одному адресу.
Оформить регистрацию можно через МФЦ или на госуслугах. Дом должен быть оформлен в собственность. Важно, чтобы дом был именно жилым. В садовом доме не пропишут. Но на садовом участке может находиться жилой дом — тогда прописка там разрешена.
Прописка может быть необходима, если человек хочет продать квартиру и переехать жить на дачу. Без постоянной прописки многие социальные выплаты получить удастся только через суд. Поменять прописку при переезде может понадобиться и в случае, если квартира в городе остается. Это как минимум позволит получать официальные письма на дом.
Если квартиры нет, а в доме прописываться не разрешают, на время судов можно оформить временную прописку по адресу центра соцобслуживания для лиц без определенного места жительства. Это на крайний случай, если нет никаких других вариантов.
См. также:
Построить садовый дом и жить в нем
Как это работает. Закон разграничивает понятия жилого и садового дома. Жить можно в каждом из них, но прописаться и жить круглогодично — только в жилом. Садовый дом предназначен для сезонного использования, по закону он подходит только для временного пребывания. Предполагается, что в нем нет отопления, канализации и водопровода — это летний дачный домик.
Садовый дом можно построить только на садовом участке. Для него действуют такие же правила, как и для жилого дома: должны соблюдаться градостроительные регламенты и правила застройки СНТ.
По сути, садовый дом отличается от жилого только возможностью оформить в доме прописку. Но с юридической точки зрения разница большая: такой дом не будет учитываться при расчете обеспеченности семьи жильем, построить его на средства маткапитала не получится. По факту вы можете жить в таком доме и летом и зимой, но по документам это будет нежилое помещение.
Признать садовый дом жилым
Как это работает. Если садовый дом только по документам нежилое помещение, а на самом деле в нем есть и отопление, и туалет, и горячая вода, его можно признать жилым. Вот что для этого нужно сделать:
- Найти ИП или организацию, которые проведут обследование технического состояния дома и выдадут заключение. Они должны состоять в СРО по инженерным изысканиям.
- Подать заявление в местную администрацию. К нему нужно приложить документы о правах на дом. Если они уже зафиксированы в ЕГРН, можно ничего не прикладывать.
Решение примут в течение полутора месяцев. Отказать могут, если дом стоит на огородном участке. Сейчас на них нельзя возводить капитальные строения, но дом могли построить еще по старым правилам. Сносить такие дома не нужно, но и в жилые перевести не получится.
Если дом признают жилым, нужно будет обратиться в Росреестр, чтобы указать в ЕГРН новые характеристики дома. Это позволит оформить прописку, но вот получить по такому дому имущественный вычет на покупку жилья не удастся. Его можно оформить, только если сразу купить жилой дом.
См. также:
Поставить на огороде сарай без фундамента
Как это работает. Есть участки, которые называются огородными. Это не то же самое, что садовые или для ИЖС. На огородном участке можно строить сараи для хранения инвентаря и урожая, ставить теплицы, туалеты. У таких построек должно быть хозяйственное или бытовое назначение, они должны быть некапитальными. Это значит, что их можно разобрать и собрать в другом месте без особого ущерба. Обычно под такими постройками нет фундамента.
Если на участке стоит фургон, который можно перевезти в другое место, это некапитальное строение. Но сарай с бетонным фундаментом считается капитальным. Такие на огородных участках строить нельзя.
Для хозяйственных построек тоже действуют правила застройки СНТ. Если слишком близко к границам соседнего участка построить сарай или туалет, по суду его могут заставить перенести. Например, от уличного туалета до границы участка должно быть хотя бы 2 метра.
У женщины туалет был расположен на расстоянии 0,36 метра от границы участка. Соседи обратились в суд, туалет пришлось снести. Деревья, которые росли близко к ограде, тоже заставили спилить.
Участвовать в общих собраниях СНТ
Как это работает. Дачные участки создаются на землях садовых и огородных некоммерческих товариществ — СНТ и ОНТ. Садовые товарищества встречаются гораздо чаще, поэтому дальше я буду говорить о них, имея в виду и огородные товарищества тоже.
Решения в СНТ принимают на общем собрании, текущие вопросы решает правление и председатель. В общем собрании может участвовать каждый собственник земельного участка на территории СНТ. Для этого достаточно прийти на собрание и высказать свое мнение при обсуждении и голосовании. Допускаются заочные голосования, тогда мнение нужно выразить письменно.
Даже если собственник участка на территории СНТ не является его членом, он все равно может участвовать в собрании. Такие садоводы могут голосовать не по всем вопросам, но принимать участие в собрании и выражать свое мнение они имеют полное право. К месту, где проводится общее собрание, должны свободно пропускать и членов СНТ, и тех владельцев участков, что не состоят в товариществе.
Если вас не позвали на собрание и не оповестили о нем, можете обжаловать принятые на нем решения в суде. Правлению придется доказать, что оно вас оповестило. Оно обязано сообщать о собрании заранее — за две недели, в том числе по электронной почте. Если постоянно не живете на даче, убедитесь, что у членов правления есть ваши актуальные данные.
Проверять расходы СНТ
Как это работает. Члены СНТ имеют право потребовать у председателя бухгалтерскую или иную финансовую отчетность, чтобы ее изучить. Так можно проверить, действительно ли новые трубы стоили 100 тысяч рублей и на что еще были потрачены взносы садоводов.
Как любая организация, СНТ должно вести бухгалтерский учет, платить налоги. За правильностью следит ревизионная комиссия, ее избирают на общем собрании. Однако право следить за расходами СНТ есть не только у ревизоров, но и у любого владельца земельного участка на его территории, даже не члена СНТ.
Вот что, например, можно потребовать у председателя СНТ:
- копии бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств;
- копии приходно-расходных смет и отчетов об их исполнении, это финансовые планы доходов и расходов СНТ;
- заключения ревизионной комиссии;
- документы о правах СНТ на то или иное имущество.
За копии документов нужно будет заплатить. Сумма должна быть указана в уставе — и не превышать стоимость изготовления. Копии должны быть заверены.
Разбираться с размером взносов
Взносы можно тратить только на определенные цели, перечисленные в законе. С учетом этого и определяют размер. Он должен быть обоснован. Довольно часто никаких документов о расчете взносов в СНТ не готовят, поэтому к председателю и правлению возникают вопросы. Чтобы сделать эту процедуру более прозрачной, закон предоставил членам СНТ право запрашивать у товарищества финансово-экономическое обоснование размера взносов. Оно утверждается общим собранием.
То есть, во-первых , такое обоснование должно наличествовать. Во-вторых , копии должны без вопросов выдаваться любому владельцу участка на территории СНТ. Достаточно подать письменное заявление.
Обжаловать решения СНТ и действия председателя
Как это работает. Если правление товарищества или председатель принимают незаконные решения, их можно оспорить. Есть несколько способов:
- подать жалобу в само СНТ, порядок может быть прописан в его уставе или специальном регламенте. Например, правлению можно пожаловаться на действия председателя;
- пожаловаться в прокуратуру. Она следит за соблюдением законности во всех организациях, в том числе и в СНТ. Жалобу можно подать онлайн;
- подать исковое заявление в суд. Иногда это единственный способ добиться справедливости, например оспорить протокол общего собрания, которое на самом деле не проводилось. Заявление нужно подавать в районный суд по месту нахождения СНТ, можно онлайн.
Выйти из СНТ и продолжать пользоваться общим имуществом
Как это работает. Чтобы владеть землей в СНТ, построить там дом, посадить деревья и помидоры, необязательно состоять в товариществе. По Конституции никто не может быть принужден к вступлению в какие-либо объединения.
Если участок находится на территории СНТ, его владелец может вступить в это СНТ, не вступать или выйти из него. Не состоящих в товариществе называют садоводами-индивидуалами. При этом они могут пользоваться всем общим имуществом СНТ: дорогами, трубопроводом, скважиной, электросетью. СНТ не вправе отключить их от общего водопровода или не пускать их машины на территорию.
Правда, платить за пользование имуществом тоже придется. Индивидуалы платят взносы точно так же , как и члены СНТ.
Раньше правила были другие. Можно было не заключать договор и спорить с председателем о плате за общее имущество. Однако сейчас обязанность индивидуалов платить взносы в СНТ прописана в законе и не зависит от того, заключили вы с ним договор или нет. Разница в статусе членов и нечленов СНТ сейчас в основном в том, что последние голосуют не по всем вопросам повестки общего собрания. В принципе, они могут вообще не ходить на эти собрания, если им не хочется. Это дело добровольное.
Не платить взносы наличными
Как это работает. В новом законе, который действует с 2019 года, появилось интересное правило: все взносы члены СНТ и садоводы-индивидуалы перечисляют на расчетный счет товарищества. В законе вообще нет варианта, чтобы их платили наличкой. Это дает право всем садоводам требовать на общем собрании, чтобы им обеспечили возможность вносить деньги на счет СНТ в безналичном порядке. Не на карту кассиру или председателю, а именно на расчетный счет.
На практике не всем СНТ это удобно. В маленьких товариществах экономят на банковском обслуживании, пенсионеры не всегда дружат с онлайн-банками, а наличка нужна на мелкие текущие расходы. Поэтому строго эта норма не соблюдается. Но если в вашем СНТ деньги уходят в неизвестном направлении, настаивайте и ссылайтесь на закон: у вас есть право переводить взносы на счет, минуя председателя и кассира.
Жаловаться в налоговую на нарушение порядка приема денежных средств смысла нет, это не ее компетенция. Однако она может оштрафовать за несоблюдение требований о применении контрольно-кассовой техники. Если взносы от членов СНТ можно принимать без ККТ, то плату от индивидуалов — только с ее использованием. Поэтому за прием взносов от индивидуалов наличкой без ККТ товарищество может получить штраф от ФНС. Однако если просто написать жалобу в налоговую и ничем ее не подтвердить, штрафа, скорее всего, не будет.
Не межевать дачный участок перед продажей или дарением
Как это работает. Межевание — это определение границ участка на местности. Оно позволяет указать в ЕГРН точные координаты участка. На публичной карте Росреестра у него будут видны границы, привязанные к местности.
В России многие участки поставлены на учет по старым правилам, без указания этих точных координат. Но можно свободно пользоваться этими участками, продавать их или дарить. Можно оформить такую сделку в Росреестре и получить выписку о праве собственности на нового владельца. Нигде в законе не сказано, что перед продажей или дарением участка его нужно межевать.
Риск здесь только в том, что соседи могут раньше обратиться к кадастровому инженеру и в Росреестр и захватить часть вашей территории. В таких случаях свои права гораздо проще подтвердить тому, кто первым внес в ЕГРН сведения о границах своего участка.
См. также:
Бесплатно оформить в собственность старый участок
Как это работает. Если участок выдали до 30 октября 2001 года, его можно бесплатно оформить в собственность по упрощенной процедуре. Точнее, можно официально подтвердить право собственности и внести данные о нем в ЕГРН.
Для регистрации в Росреестре права собственности на дачный участок нужно, чтобы он был выдан для целей огородничества или садоводства. Понадобится документ, который это подтвердит: государственный акт или свидетельство на землю. Это может быть желтый потертый листок, который хранится в бабушкином сундуке. С документом нужно обратиться в Росреестр, написать заявление и заплатить госпошлину — 350 Р . Все это можно сделать через МФЦ.
Если акт потерялся, нужно искать его архивную копию. Она может храниться в управлении Росреестра или в местной администрации.
Узаконить жилой дом без разрешения на строительство
Как это работает. По дачной амнистии можно оформить собственность не только на старый участок, но и на дом, который стоит на участке. Раньше для постройки дома нужно было получить разрешение на строительство. С августа 2018 их выдавать перестали, а на новые строящиеся дома стали регистрировать уведомления о строительстве.
Для домов, которые на этот момент уже были построены без разрешений и не оформлены официально или только строились, ввели специальное правило: их можно оформить в собственность в упрощенном порядке, без суда. Это можно сделать только до 1 марта 2031 года, подав уведомление о строительстве. Если пропустить этот срок, придется обращаться в суд, чтобы узаконить самовольную постройку.
Оформить дом без уведомления по дачной амнистии
Как это работает. Особый порядок действует для тех владельцев домов на садовых участках, что еще не зарегистрировали свое право на землю в Росреестре. Они могут официально оформить собственность сразу и на участок, и на дом, который на нем стоит. Такое право есть только до 1 марта 2031 года.
Право на землю нужно подтвердить государственным актом, свидетельством на землю, договором, свидетельством о наследстве или другим документом. На дом достаточно составить декларацию и на ее основании заказать кадастровому инженеру технический план. Подавать в администрацию уведомление или запрашивать разрешение не нужно.
Например, если владелец получил участок в советское время, построил дом и пользуется ими в свое удовольствие, он может оформить право на них официально. Это поможет в будущем без проблем продать участок, подарить или передать по наследству.
Не регистрировать в Росреестре постройки без фундамента
Как это работает. Регистрировать в Росреестре нужно не все объекты недвижимости, а только капитальные постройки. Это те объекты, что прочно связаны с землей, их перемещение без несоразмерного ущерба назначению невозможно.
Если на участке стоит временная бытовка, теплица, сарай, уличный туалет, которые легко разобрать и собрать заново или перенести на другое место не разбирая, — они не капитальные. Можно их не регистрировать. Подавать уведомление об их строительстве тоже не нужно. Налог на имущество с них не платят.
Уменьшить или не платить налог на имущество за счет вычета
Как это работает. Постройки на дачном участке облагаются налогом на имущество. В каком размере его платить, определяют муниципалитеты. Найти правила для своего района можно на сайте ФНС. Дачники могут уменьшить налог — или вовсе его не платить, если площадь постройки меньше 50 м². Правила немного различаются для жилых домов и хозяйственных построек.
Налог на дом платят только с той площади, что превышает 50 м². Если площадь дома — 100 м², заплатить налог нужно с 50 м². Здесь садовые дома тоже считаются за жилые. Вычет автоматически применяется к каждому дому, даже если их несколько. Заявление подавать не нужно.
Налог на хозяйственную постройку платят, если ее площадь превышает 50 м². Это уже льгота. Если площадь бани или хранилища — 100 м², налог нужно заплатить со всех 100 м². А если 45 м², не нужно платить вообще. Льгота действует только для одной хозпостройки, но муниципальные образования могут предоставить дополнительные льготы. Чтобы использовать льготу, нужно подать заявление в ФНС.
У многодетных есть право дополнительно уменьшить налог на дом. Если в семье трое несовершеннолетних детей или больше, маме или папе дадут дополнительный вычет: 7 м² на каждого ребенка. Но его дадут только на один жилой дом и только по заявлению. Тут действует такой же порядок, как при получении льготы.
Если в семье трое детей и у отца в собственности дом за городом, он может не платить налог с 50 м² по общему правилу и еще с 21 м² по дополнительному вычету. Если площадь дома — 70 м², налог платить вообще не придется.
См. также:
Уменьшить или не платить земельный налог
Как это работает. За земельный участок платят земельный налог. Его ставку тоже устанавливают муниципалитеты, а посмотреть ее можно на сайте ФНС. Земельный налог можно уменьшить или не платить, но это доступно только некоторым категориям граждан: Героям СССР и России, ветеранам, инвалидам, пенсионерам, предпенсионерам и ликвидаторам, а также многодетным семьям. Полный перечень федеральных льгот приведен в налоговом кодексе, а в регионах его могут дополнительно расширить.
Если участок меньше 6 соток, граждане из льготных категорий могут вообще не платить земельный налог. Если же участок больше, то для расчета налога эти 6 соток из общей площади вычитаются. Если у пенсионера или многодетного отца в собственности участок в 10 соток, то налог они заплатят всего с 4.
Льготу дают только на один земельный участок в собственности. Если их больше, за каждый следующий придется платить налог по полной. Автоматически льготу не предоставят, нужно подать заявление в ФНС. Необязательно идти туда лично: заявление можно подать из личного кабинета или направить почтой.
См. также:
Не платить налог на дом, если вы пенсионер или инвалид
Основание. НК РФ ст. 407
Как это работает. Льготные категории граждан могут вообще не платить за дом на дачном участке. Неважно, какой он площади, садовый или жилой по документам. Перечень федеральных льготников есть в налоговом кодексе, а муниципалитеты могут предусмотреть дополнительные категории. Право на льготу есть у Героев СССР и России, инвалидов, ветеранов, пенсионеров, членов семей военнослужащих, потерявших кормильца и др.
Налог можно не платить за один жилой дом, одну квартиру, один гараж. Если у пенсионера квартира в городе и дом в СНТ, он не будет платить налог вообще. Если у него два частных дома, за один налог придется заплатить — но с учетом вычета.
Право на льготу есть у пенсионеров не только по старости, но и по любому другому основанию, например по потере кормильца. Еще ее могут использовать предпенсионеры — те, кто из-за пенсионной реформы еще не вышел на пенсию, хотя по правилам 2018 года сейчас имел бы на это право.
Заявление о льготе достаточно подать один раз, а дом, который освобождается от налога, можно менять по уведомлению хоть каждый год. Если ни о чем ФНС не уведомлять, она автоматически освободит от налога дом, по которому налог самый большой.
В муниципалитетах могут установить дополнительные льготы. Например, пенсионерам могут разрешить не платить налог с нескольких жилых домов. Посмотреть муниципальные льготы можно на сайте ФНС.
См. также:
Продавать урожай без налога
Как это работает. На садовых и огородных участках можно выращивать овощи, фрукты, зелень для собственных нужд. Если помидоров, огурцов, клубники или укропа вырастет слишком много, излишки можно продать.
Налог на доходы от продажи платить не нужно, если соблюдены вот такие условия:
- В собственности садовода или огородника не больше 50 соток земли — если законом субъекта РФ этот лимит дополнительно не увеличен.
- Владелец не использует труд наемных работников, то есть выращивает все сам или с родственниками.
Чтобы это подтвердить, нужна справка о том, что участок принадлежит садоводу, в ней указывают площадь. Получить справку можно в местной администрации или в СНТ. Справка подтвердит право не платить налог, если у налоговой вдруг возникнут вопросы.
Если продажа носит разовый, непостоянный характер — это не предпринимательская деятельность. Чтобы продать ведро огурцов, не нужно открывать ИП и подавать декларацию.
1. Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства . … При этом параметры жилого дома , садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства , указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
- https://pravoved.ru/question/1664959/
- https://rg.ru/documents/2022/07/21/document-sadovodstvo.html
- https://journal.tinkoff.ru/prava/vrukilopaty/