5.1. Подрядчик ежемесячно в срок до 25-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет Заказчику, представителю Заказчика комплект отчетной документации, справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), акты о приемке выполненных работ (форма КС-2), подписанные Подрядчиком, в 3 (трех) экземплярах.
По окончании выполнения всего объема работ, предусмотренных Контрактом, помимо перечисленных выше документов Подрядчик также представляет Заказчику, представителю Заказчика Акт сдачи-приемки результатов выполнения всего объема работ по Контракту, подписанный Подрядчиком, в 3 (трех) экземплярах.
5.2. Приемка выполненных работ производится с участием Подрядчика, представителя Заказчика.
5.3. В случае получения от представителя Заказчика, Заказчика запроса о предоставлении дополнительных документов, предоставлении разъяснений касательно результатов выполнения работ, относящихся к условиям исполнения Контракта Подрядчик в течение 3 (трех) рабочих дней обязан предоставить представителю Заказчика, Заказчику запрашиваемые дополнительные документы, разъяснения в отношении выполненных работ.
Акт сдачи-приемки работ и штрафные санкции
5.4. Представитель Заказчика осматривает выполненных работ и проверяет наличие всех документов, предусмотренных п.5.1 Контракта, соответствие результата выполненных работ Техническому заданию и иным исходным данным.
5.5. В случае, если выполненные работы в полной мере соответствуют условиям Контракта, в том числе требованиям к объему, качеству, безопасности, цене, представитель Заказчика в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента получения от Подрядчика документов, указанных в пункте 5.1 Контракта, подписывает акты о приемке выполненных работ (форма КС-2) и Акт сдачи-приемки результатов выполнения всего объема работ по Контракту (по окончании выполнения всего объема работ) и направляет их на подписание Заказчику.
5.6. В случае выполненные работы содержат отклонения от условий Контракта, представитель Заказчика направляет Подрядчику в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента получения от Подрядчика документов, указанных в пункте 5.1 Контракта, перечень замечаний (дефектную ведомость) к результату выполненных работ, в котором указывает недостатки результатов выполнения работ, явившиеся причиной для отказа от их приемки, а также порядок и сроки для устранения выявленных недостатков. При этом представитель Заказчика не подписывает акты о приемке выполненных работ (форма КС-2) и Акт сдачи-приемки результатов выполнения всего объема работ по Контракту.
5.6.1. Результаты выполнения работ с замечаниями и/или претензиями подлежат доработке Подрядчиком в сроки, установленные представителем Заказчика. доработка результатов выполненных работ осуществляется Подрядчиком за свой счет без последующей компенсации этих расходов Заказчиком.
5.6.2. В случае если по результатам рассмотрения отчета, содержащего информацию об устранении выявленных недостатков и выполнении необходимых доработок, представителем Заказчика будет установлено, что Подрядчиком устранены недостатки/выполнены доработаны в надлежащем порядке и в установленные сроки, а также в случае отсутствия у представителя Заказчика запросов касательно представления разъяснений в отношении выполненных работ, представитель Заказчика подписывает Акт сдачи-приемки работ и направляет его на подписание Заказчику в порядке и сроки, предусмотренные в п.5.5 Контракта.
Как доказать выполнение работ если акты не подписаны
5.7. В течение 10 (десяти) рабочих дней после получения Заказчиком документов, указанных в пункте 5.5 или 5.6.2 Контракта, Заказчик с особенностями, установленными Федеральным законом № 44-ФЗ, проводит экспертизу результатов выполненных работ, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта, с оформлением заключения по итогам экспертизы.
Для проверки соответствия качества выполненных Подрядчиком работ требованиям, установленным настоящим Контрактом, Заказчик вправе привлекать независимых экспертов.
5.7.1. В случае, если в соответствии с заключением, составленным по итогам экспертизы, представленные работы в полной мере соответствуют условиям Контракта, Заказчик в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней после получения Заказчиком документов, указанных в пункте пункте 5.5 или 5.6.2 Контракта, осуществляет приемку выполненных работ по настоящему Контракту и направляет Подрядчику подписанные Заказчиком акты о приемке выполненных работ (форма КС-2) и Акт сдачи-приемки результатов выполнения всего объема работ по Контракту (по окончании выполнения всего объема работ).
5.7.2. В случае отказа Заказчика от принятия результатов выполненных работ на основании заключения, составленного по итогам экспертизы, в связи с необходимостью устранения недостатков и (или) доработка результатов выполненных работ, Заказчик направляет Подрядчику мотивированный отказ от принятия результатов выполненных работ, с указанием сроков устранения выявленных недостатков и (или) доработки результатов выполненных работ.
5.8. Подписанные Заказчиком и Подрядчиком акты о приемке выполненных работ (форма КС-2), Акт сдачи-приемки результатов выполнения всего объема работ по Контракту (по окончании выполнения всего объема работ) и предъявленный Подрядчиком Заказчику счет на оплату выполненных работ являются основанием для оплаты Подрядчику выполненных работ.
Источник: megaobuchalka.ru
Акт приемки выполненных работ в строительстве — образец
Акт дополнительных работ будет нужен строительным организациям, когда объемы строительства выходят за перечисленные в смете. Акт помогает объяснить и официально оформить причины подобного рода изменений.
В ходе строительства нередко случаются ситуации превышения заранее оговоренной суммы оказания услуг. Опытные строители всегда включают в бюджет дополнительные расходы в сумме не меньше 10% от общей стоимости работ. В идеале – треть. Акт дополнительных работ составляется в случае, когда появляется необходимость в расходах, не предусмотренных в смете. Но они должны быть четко и аргументированно сформулированы исполнителем.
Необходимая для составления информация
Для того чтобы точно знать, каким образом сформулировать основную часть документа, необходимо быть знакомым с деталями договора между заказчиком и строительным подрядчиком. Принципиально важное значение имеют следующие моменты:
- Вид договора.
- Цена проведения работ на конкретном участке.
- В каком порядке и на каких условиях в соглашение должны вноситься изменения и дополнения. Срок, стоимость и объем дополнительных работ не должны превышать заранее оговоренные границы.
Общие правила при подобных ситуациях гласят, что обязательным условием будет предварительное подписание сторонами дополнительного соглашения. В отдельных случаях также подлежит утверждению новая смета. Но это уже после того, как заказчик будет согласен с необходимостью проведения каких-либо изменений.
Какие показатели применяют при расчете
Для оценки строительного объема используют следующие показатели:
- Высота здания. Расстояние от земли до максимально высокой точки конструктивного элемента строения.
- Длина здания. Расстояние между двумя торцами здания с учетом внешней стеновой отделки.
- Общая площадь. Сумма площадей этажей, галерей, веранд и прочих помещений и конструкций.
- Площадь застройки. Площадь горизонтального сечения вдоль цоколя, все размеры принимаются по внешнему обводу строения.
Законодательные основания
Для того чтобы изменения были возможны и акт дополнительных работ имел юридическую силу, обеим сторонам соглашения необходимо ознакомиться с 743 статьей Гражданского кодекса. Она касается утверждения сметы и технической документации по проводимым работам.
А согласно 744 статье того же документа заказчик вправе вносить изменения, не выходящие за пределы 10% от общей суммы. Причем изменения могут касаться только того характера строительных работ, которые были указаны в основном договоре.
Если же планируемая стоимость дополнительных работ превышает 10% от общей суммы, то Подрядчик имеет право потребовать составления новой сметы расходов на строительные услуги.
Нормативная база
Как уже было указано ранее, акт бросовых работ обычно относят к категории первичных документов. Особенно актуальна данная характеристика с учетом факта, подразумевающего обязательное наличие реквизитов, присущих для категории первичных документов.
Справка! В п. 2 ст. 720 Гражданского кодекса Российской Федерации отмечена возможность оформления акта по договору подряда, но строго по желанию участников сделки. Иначе говоря, с юридической стороны этот документ не считается необходимым.
Отдельно стоит отметить область бухгалтерии. На основании акта бросовых работ уполномоченный сотрудник проводит учет хозяйственных операций. При таком рассмотрении служащие налоговой службы и финансисты воспринимают документ как первичный учетный.
При его отсутствии может значительно усложниться деятельность отдела бухгалтерии по вопросам, связанным с подтверждением затрат и получением прибыли.
Что касается налоговых правоотношений, то позиция Федеральной налоговой службы по отношению к акту, однозначна – наличие данного документа позволяет подтвердить факт осуществления расходов.
Как итог: составление акта необходимо при выполнении работ или предоставлении услуг даже в пределах одной организации. Форма документа может быть любой, основное требование – наличие в содержании всех ключевых сведений.
Подготовка
Перед подписанием акта дополнительных работ должна быть сформирована комиссия. В ее составе должны присутствовать как представители исполнителя, так и представители заказчика.
При этом строительство на период согласования необходимости расширения сметы приостанавливается. Об этом четко прописано в 5-м пункте 663 статьи Гражданского кодекса. Во избежание недоразумений проинформировать о необходимости приостановке нужно заказчика в письменном виде.
Стороны не могут производить какие-либо работы в период, когда между ними нет четкого представления о цели подписываемого договора. Поэтому чем меньше времени займет согласование дополнительных работ, тем на меньший срок задержится фактическое выполнение.
На сегодняшний день приемка выполненного вида (комплекса) строительных работ осуществляется в порядке, установленном Правилами заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденными постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450, в редакции от 01.04.2014 № 30, и в соответствии с условиями заключенного сторонами договора строительного подряда.
Отметим, что к приемке выполненного вида (комплекса) строительных работ не применяются Положение о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденное постановлением Совмина от 06.06.2011 № 716, в редакции от 23.02.2015 № 124, и принятый в развитие постановления № 716 приказ Минстройархитектуры от 26.10.2012 № 339, в редакции от 13.06.2013 № 185. Ранее порядок проведения приемки выполненного вида (комплекса) строительных работ регулировался приказом Минстройархитектуры от 30.08.1999 № 255 «Об утверждении Правил приемки выполненного вида (комплекса) строительных работ». В связи с принятием постановления Минстройархитектуры от 07.04.2014 № 22 данный приказ утратил силу.
Виды (комплексы) строительных работ принимаются заказчиком:
- либо в составе строительства объекта в целом (очереди строительства, пускового комплекса) – здесь виды (комплексы) строительных работ, подлежащие отдельной приемке, определяются, как правило, в соответствии с графиком производства работ;
- либо самостоятельно в случае, если предметом договора строительного подряда является выполнение отдельных видов (комплексов) строительных работ.
Кроме этого, необходимо помнить, что согласно п. 48 Правил № 1450 отдельно обязательно принимаются заказчиком:
- все строительные работы, скрываемые последующими работами в соответствии с технологией, с составлением актов освидетельствования скрытых строительных работ (например, устройство фундаментов, гидроизоляции и т.п.);
- отдельные несущие конструкции, конструкции, определенные в проектной документации как ответственные, в случаях, предусмотренных техническими нормативными правовыми актами, с составлением актов промежуточной приемки отдельных несущих конструкций (например, опоры и пролетные строения мостов, арки, своды, подпорные стены и другие несущие конструкции) (п. 48 Правил № 1450).
Далее условно выделим этапы в процедуре приемки выполненного вида (комплекса) строительных работ и рассмотрим наиболее часто возникающие ошибки.
Этап 1. По факту выполнения вида (комплекса) строительных работ подрядчик уведомляет заказчика о готовности работ к сдаче. В свою очередь, заказчик, получивший соответствующее уведомление от подрядчика, обязан в течение 3 дней приступить к приемке указанного подрядчиком вида (комплекса) работ (п. 65 Правил № 1450).
Подрядчикам рекомендуется в письменной форме делать уведомление о готовности работ к сдаче с обеспечением доказательств получения заказчиком данного уведомления
Ошибки, допускаемые на практике:
- подрядчик игнорирует этот этап приемки, сразу оформляет акт сдачи-приемки выполненных работ по форме, установленной условиями договора, и отправляет его на рассмотрение и подписание заказчику, при этом у заказчика возникает законное основание отказаться от подписания акта выполненных работ;
- подрядчик не обеспечивает наличия доказательств уведомления заказчика о готовности работ к сдаче, в результате чего у заказчика возникает возможность злоупотребить возникшей ситуацией и отказаться от подписания акта выполненных работ в связи с непредоставлением ему возможности провести приемку выполненных работ в соответствии с нормами законодательства.
Этап 2. Подрядчик о предстоящих освидетельствовании или приемке работ письменно извещает представителя технического надзора заказчика не позднее чем за сутки по форме в соответствии с приложением А к ТКП 45-1.03-162-2009 «Технический надзор в строительстве. Порядок проведения», утвержденному приказом Минстройархитектуры от 07.12.2009 № 396, с учетом изменения № 3, в соответствии с п. 8.2 ТКП 45-1.03-162-2009.
Подрядчикам рекомендуется извещать представителя технического надзора о предстоящих освидетельствовании или приемке работ с обеспечением доказательств получения извещения.
Ошибки, допускаемые на практике:
- подрядчик игнорирует этот этап приемки, как следствие, у заказчика возникает законное основание отказаться от подписания акта выполненных работ;
- подрядчик не обеспечивает наличия доказательств извещения представителя технического надзора. Последствия такой ошибки будут аналогичны последствиям необеспечения подрядчиком доказательств уведомления заказчика о готовности работ к сдаче.
Этап 3. По факту сдачи выполненного вида (комплекса) строительных работ и их приемки заказчиком подрядчик оформляет акт выполненных работ по форме, установленной договором строительного подряда в соответствии с нормами действующего законодательства, и представляет указанный акт заказчику для рассмотрения и подписания.
Ошибки, допускаемые на практике:
- часто в договоре строительного подряда устанавливается совокупность оснований (документов), при представлении которых заказчик будет рассматривать (подписывать) акты выполненных работ и (или) осуществлять оплату выполненных работ. Как правило, в договоре стороны предусматривают в качестве таких оснований визирование акта выполненных работ представителем технадзора, представление копий исполнительной документации, в т.ч. первичных учетных документов на приобретение материальных ресурсов, дополнительно другую форму акта выполненных работ (форму акта С-2а) и т.д. При наличии такой оговорки в договоре строительного подряда подрядчик обязан представить заказчику все документы в совокупности, в противном случае заказчик имеет право отказать в рассмотрении и подписании акта выполненных работ и (или) оплате выполненных работ;
- подрядчик передает акт выполненных работ (при необходимости вместе с другими документами) не заказчику, а третьему лицу (например, представителю технического надзора) либо не обеспечивает наличия доказательств факта передачи этих документов (и их состава) заказчику. В свою очередь, заказчик, получив указанные документы, может злоупотребить сложившейся ситуацией и не направлять подрядчику ни подписанного экземпляра акта выполненных работ, ни письменного мотивированного отказа в его подписании. На практике, как правило, подрядчику в такой ситуации приходится заново оформлять акт выполненных работ (вместе с другими документами) и представлять его (их) повторно заказчику с обеспечением доказательств факта передачи и состава документов. В результате подрядчик получает «техническую» просрочку в выполнении работ;
- подрядчик самовольно приравнивает визирование акта выполненных работ представителем технического надзора к приемке работ заказчиком и подписанию им (заказчиком) данного акта. В действительности, если иное прямо не предусмотрено в договоре строительного подряда, приемку выполненных работ осуществляет заказчик (пп. 24, 64, 65 Правил № 1450). Представитель технадзора не принимает выполненные работы от подрядчика, он только визирует объемы выполненных работ, проверяет соответствие применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям ТНПА, соответствие состава и объема выполненных строительных работ проектной документации и т.п. (п. 2.10 ТКП 45-1.03-162-2009).
Этап 4. Заказчик не позднее 5 рабочих дней с даты получения представленного подрядчиком акта выполненных работ (вместе с другими документами при необходимости) рассматривает указанный акт, заверяет его подписью и печатью (печать является обязательным реквизитом). При несогласии с данными, отраженными в представленных документах, заказчик возвращает их в этот же срок с письменно мотивированным отказом подписать акт выполненных работ (п. 55 Правил № 1450).
Ошибки, допускаемые на практике:
- заказчик подписывает акт выполненных работ в отсутствие маркировки данного акта знаком соответствия. Акт выполненных работ, содержащий хотя бы один вид строительных работ, подлежащих обязательной сертификации, должен быть маркирован знаком соответствия, что установлено ст. 8 ТР 2009/013/BY «Здания и сооружения. Строительные материалы и изделия. Безопасность», утвержденного постановлением Совмина от 31.12.2009 № 1748, в редакции от 01.04.2014 № 301, и Методическими рекомендациями по применению технического регламента Республики Беларусь ТР 2009/013/BY «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность», утвержденными постановлением Минстройархитектуры от 09.11.2012 № 33, в редакции от 21.05.2014 № 31.
Заказчикам рекомендуется в договорах строительного подряда прописывать в качестве основания для рассмотрения ими акта выполненных работ (оплаты выполненных работ) наличие на акте маркировки знаком соответствия в порядке, установленном законодательством;
- заказчик отказывается от подписания акта выполненных работ, не имея на то ни договорных, ни законных оснований. Исходя из анализа законодательства можно выделить ряд случаев, когда заказчик имеет право отказаться от подписания акта выполненных работ:
-
заказчик не согласен с объемом выполненных работ;
- заказчик не согласен со стоимостью выполненных работ;
- заказчик не согласен с качеством выполненных работ;
- имеется иное несоответствие акта выполненных работ условиям договора строительного подряда (например, отсутствует виза представителя технадзора, не приложены установленные договором документы и т.п.);
- нарушена процедура приемки выполненных работ, в частности, отсутствует уведомление заказчика и (или) представителя технадзора о готовности работ к сдаче.
При отказе одной из сторон от подписания акта выполненных работ в нем делается отметка об этом с указанием мотивов отказа и акт подписывается другой стороной.
Также в работе следует учесть тот факт, что акт выполненных работ, подписанный только одной стороной, является надлежащим образом оформленным первичным учетным документом для целей бухгалтерского учета и может быть признан недействительным лишь в судебном порядке в случае, если мотивы отказа от подписания этого акта будут признаны судом обоснованными (п. 65 Правил № 1450).
Лилия Лисица, управляющий партнер Юридического бюро Лисицы Лилии/ ООО «Правовой стандарт» и ООО «Аудиторский и бухгалтерский стандарт», старший преподаватель ЧУП «БИП-институт правоведения»
Составные части акта
Существующее законодательство не предусматривает унифицированных форм для этого документа. Каждая из организаций может менять его по своему усмотрению, дополнять графами и таблицами. Неизменным требованием остается только отражение вновь сформированного документа в учетной политике организации. Также, согласно общепринятым требованиям в отношении официальных документов, в акте указываются:
- Реквизиты организации-составителя. Оптимальным решением будет печать акта дополнительных работ на фирменном бланке компании.
- Город подписания.
- Дата составления.
- Подписи представителей обеих сторон.
- ФИО представителей заказчика и подрядчика. Также понадобится указание должностей.
- ФИО главного инженера проекта (при наличии), наименование ответственной за выполнение работ проектной компании.
- Наименование объекта строительно-монтажных работ. Описание может включать адрес местонахождения.
- Причины, по которым появились новые объемы для выполнения работ. На эту графу в документе отпущено несколько строчек, так как эти обстоятельства должны быть признаны как исполнителем, так и заказчиком.
- Таблица с перечнем дополнительных работ и их описанием.
Последний пункт раскрывается наиболее полно, так как именно из-за наличия непредвиденных дополнительных работ и составляется этот акт.
Какой форме должен соответствовать акт выполненных работ
Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 № 100 была утверждена унифицированная форма КС-2 «Акт о приемке выполненных работ», предназначенная для использования в процессе приемки выполненных работ в сфере коммерческого, жилищного, гражданского и иных направлений строительства. С 2013 года применение унифицированных форм не является обязательным и аналог КС-2 может быть разработан самостоятельно.
Однако КС-2 отвечает всем необходимым требованиям, предъявляемым к первичному документу, поэтому ее использование сохранилось в практике правоотношений в российской сфере строительства.
Существенный нюанс, предопределяющий порядок использования акта приемки работ (и не важно, соответствует он форме КС-2 или нет): данный документ в силу того, что является первичным, должен быть утвержден приказом руководителя в рамках учетной политики (п. 4 ПБУ 1/2008).
Ознакомиться с критериями отнесения документов к первичным вы можете в статье «Первичный документ: требования к форме и последствия ее нарушения».
Дополнительные работы
Таблица содержит в себе несколько столбцов. Каждая строка выделена под отдельный вид работ, которые необходимо провести для продолжения строительства. В таблице необходимо будет прописать при заполнении:
- Порядковый номер строки.
- Название вида работы и требующихся для их проведения ресурсов.
- Единицы измерения.
- Необходимое количество.
- Сметную стоимость единицы выполнения работ в рублях.
Последний столбец подразделяется еще на четыре: отдельно прописываются общая цена единицы, стоимость предполагаемого потраченного времени сотрудниками на выполнение, стоимость аренды машин и стоимость ресурсов. Последние будут использоваться при выполнении дополнительных работ. Обычно на них приходится большая часть всей оговариваемой суммы.
Завершается таблица итоговыми подсчетами. При этом сумма прописывается отдельно, цифрами и прописью. В акте дополнительных работ расписываются представители исполнителя и заказчика. Причем последняя подпись имеет особое значение. Без наличия «автографов» всех заинтересованных в выполнении дополнительных работ лиц акт не будет иметь юридической силы.
Акт дополнительных работ составляется в двух-трех экземплярах. Каждая из сторон должна получить оригинал документа: заказчик, исполнитель, при наличии – представитель проектной организации.
Комментарий к оценке
Спасибо, ваша оценка учтена. Также вы можете оставить комментарий к своей оценке.
Образец документа полезен?
Если документ «Справка о выполнении работ по субподряду (контракту)» оказался для вас полезным, просим вас оставить отзыв о нём.
Запомните всего 2 слова:
Источник: xn--80aajrcjbjmedh4bq.xn--p1ai