Инновации Б. С. Радовский, д. т. н. , профессор, Лос-Анджелес, США Победа над сегрегацией Прогресс технологии укладки асфальтобетона в США благодаря мобильным перегрузчикам смеси В 1829 году известный французский инженер-дорож- ник А. Р. Полонсо (A. R. Polonceau) вместо трамбо- вания щебеночной россыпи предложил укатывать ее появлялись области шелушения и выкрашивания, воз- никали выбоины, а затем ямы.
Это в частности вызвано тем, что во время погрузки, транспортировки и укладки трехтонным катком, массу которого при последних про- смесь подвергалась зерновой и температурной сегрега- ходах увеличивали до 4,5 т. Он справедливо считал, что ции – расслоению. трамбовка позволяет уплотнить только самую верхнюю Сегрегацией асфальтобетона называют процессы, часть слоя. Этот каток был изготовлен из дубовых брусь- приводящие к неравномерному распределение крупных ев, окованных стальными обручами. и мелких зерен, битума и воздушных пор в объеме ас- Прошло сто лет, и Г. Барбер (H.
H. Barber) изобрел фальтобетона. В результате нарушаются необходимые самоходный асфальтоукладчик (патенты US 1,958,460 пропорции содержания разных фракций каменного ма- (1934 г) и US 2,138,828 (1938 г)). Компания Барбер – териала, а также битума и воздуха в асфальтобетоне, что Грин, известная всем дорожникам, была основана в 1916 приводит к значительному сокращению срока службы году двумя американскими инженерами-механиками, покрытия. Можно сказать, что сегрегация оказывает на один из которых (H.
Екатерина Шульман. Инклюзия или сегрегация? Дискуссия о конкурсах для детей с инвалидностью
H. Barber ) стал ее президентом, а смесь зернистого материала (сухую или с жидкостью) другой (W. B. Greene) – вице-президентом. В патентах Г. действие, обратное перемешиванию. Перемешивают, Барбера был впервые выдвинут принцип свободно пла- чтобы добиться однородности смеси, а сегрегация, на- вающего и самовыравнивающего рабочего органа ас- против, приводит к ее неоднородности.
Есть несколько фальтоукладчика. Его укладчик был впервые опробован механизмов сегрегации зернистого материала. в 1933 году на участке улицы перед зданием офиса ком- 1. 1. Просеивание мелких зерен сквозь промежутки между пании, а уже в следующем году укладчик Barber-Greene крупными Model 79 достиг производительности 200 т смеси в час. Это простейший вид сегрегации.
Просеивание про- Предложенный им принцип неизменно использовался исходит под действием силы тяжести при вертикальных во всех последующих моделях асфальтоукладчиков: вы- или горизонтальных колебаниях (рис. 1). В результате глаживающая плита с вибратором или без него и трам- бующий брус. Изобретение Барбера совершило революцию в тех- нологии строительства асфальтобетонных покрытий: с 1934 года появился отряд машин по устройству пок- рытий – автотранспортное средство, укладчик и каток. Сейчас стало очевидным, что следующую революцию в этой технологии совершило в 1988 году изобретение мобильного перегрузчика смеси из автомобиля в бункер укладчика.
Источник: knigogid.ru
Расизм и сегрегация в США. Законы Джима Кроу
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СЕГРЕГАЦИИ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ ПРИ ЕЁ ТРАНСПОРТИРОВКЕ НА ДАЛЬНИЕ РАССТОЯНИЯ
Статья посвящена поиску методов снижения сегрегации асфальтобетонной смеси. При долгой перевозке происходит температурное и фракционное расслоение асфальтобетона, что резко снижает качество устраиваемого слоя дорожной одежды. Перед авторами стояла задача по оценке различных добавок к асфальтобетону и сравнению их воздействия на входящий в состав смеси битум БНД 60/90.
Были проведены испытания по оценке влияния энергосберегающих добавок («ДАД-та», «АЗОЛ-1007», «АМДОР») на характеристики битума, а также на физико-механические свойства образцов из щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси (ЩМА-20). Была выбрана наиболее эффективная добавка, которая способствовала максимальному увеличению диапазона рабочих температур битума. Далее проводились испытания кернов, отобранных из слоя стандартной щебеночно-мастичной смеси и смеси с энергосберегающей добавкой, взятых с пробного участка. Экспериментально доказано, что при использовании предлагаемой добавки можно снизить температуру укладки, предупредить негативные последствия температурной сегрегации, а следовательно, увеличить плечо транспортировки смеси без потери ее качества.
Ключевые слова
Об авторах
Список литературы
1. Лупанов, А.П. Тёплые асфальтобетонные смеси с добавлением асфальтового гранулята / А.П. Лупанов, Н.В. Гладышев, В.В. Силкин, С.М. Дмитриев, И.О.
Козиков // Дороги и мосты. – 2018. — № 39/1. — С. 298-308.
2. Шеховцова, С.Ю. Особенности технологии теплого асфальтобетона / С.Ю. Шеховцова, М.А. Высоцкая, В.С. Холопов // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г.
Шухова. – 2017. — №2. — С.43-48.
3. ГОСТ 31015-2002. Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия. М.: ГУП ЦПП, 2003. – 23 с.
4. ВСН 19-89. Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог. Введ. 01.01.1991. – М.: Транспорт, 1990.
5. Справочная энциклопедия дорожника. Том 3. Дорожно-строительные материалы / под ред. Н.В. Быстрова. М.: Информавтодор. 2003, 1182 с.
6. Справочная энциклопедия дорожника. Том 9. Средства измерений и испытаний при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог / под ред. Д.Г. Мепуришвили. М.: Информавтодор, 2009. 528 с.
7. Радовский, Б.С. Победа над сегрегацией. Прогресс технологии укладки асфальтобетона в США благодаря мобильным перегрузчикам смеси / Б.С. Радовский // Автомобильные Дороги. – 2012. — №9. — С. 48-56.
Источник: www.adi-madi.ru
Совершенствование организации перевозки асфальтобетонной и цементобетонной смесей на объекты дорожного строительства
Асфальтирование дорог или других участков – важный процесс при благоустройстве территории. Широкое применение асфальта вызвано относительно небольшой стоимостью и простотой укладки. В данной статье будет описана пошаговая технология укладки асфальта на щебеночно-песчаное основание.
Укладка асфальта на даче существенного улучшает внешний вид участка. Наибольшее внимание уделяется подъездным путям и пешеходным дорожкам. Некоторые считают, что устройство асфальта во дворе ничем не отличается от строительства дорог. Однако в частном секторе нет необходимости в дорожном полотне, воспринимающее значительные нагрузки, а на ограниченную территорию нет возможности вызвать спецтехнику. Следовательно, основная часть работ выполняется вручную, что не сказывается на качестве дороги.
Готовый асфальт на щебенке
До начала выполнения работ следует знать предполагаемую нагрузку на будущее дорожное полотно. Это важный параметр, так как от него зависит скорость устройства асфальтированного покрытия. Если у владельца участка имеется грузовой автомобиль – следует подобрать более надежную технологию. В данном случае будет рассмотрено асфальтирование дачного участка под обычную нагрузку от легковых автомобилей, где достаточно нескольких слоев основания.
Виды и типы: технические характеристики
Асфальтобетонная смесь — это дорожное покрытие, которое изготавливается искусственным путем, способом применения материалов, имеющих минеральное происхождение, таких как песок, минеральные порошки, гравий или щебень, а также с активным вяжущем веществом в виде битума или полимерно-битумного состава.
Выделяют такие разновидности асфальтобетонных смесей:
Материал может изготавливаться на основе гравия.
- В зависимости от основы состава: гравий;
- песок;
- щебень.
-
объемный (крупнозернистый) — используемое зерно до 35 мм;
-
разряд «А» содержит 55—65% материала;
Основные типы асфальтобетонных смесей по применяемому связывающему веществу и температурному режиму в момент укладки:
Материал нужно укладывать, пока его температура держится на отметке выше 100 градусов.
- Горячая. Для изготовления используются вязкие и жидкие нефтяные дорожные битумы. Механизм установки — непосредственное применение после приготовления состава. Во время усадки термометр не должен показывать температуру ниже, чем +120 градусов.
- Теплая. Температура смеси 65 градусов. Укладывается теплый состав сразу после замеса раствора.
- Холодная. Основана на жидком битуме. Готовится холодный асфальтобетон без нагревания. Готовый раствор имеет длительные сроки годности, примерно 7—9 месяцев. Температура укладки до -5 градусов.
Классификация асфальтобетонной смеси
Виды дорожного материала:
Состав такого материала делает его очень плотным и достаточно прочным.
Будь умным!
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05
Узнать стоимость работы
1.5. Транспортирование асфальтобетонной смеси
Транспортные средства и требования к ним
Доставка асфальтобетонной смеси на строительный объект является весьма ответственной задачей. При ее выполнении необходимо, во-первых, максимально сохранить требуемую температуру, однородность и подвижность смеси и, во-вторых, обеспечить заданный темп укладки, равномерную загрузку и непрерывную работу укладчика и катков в течение смены.
Для перевозки большинства асфальтобетонных смесей используют автомобили-самосвалы, предпочтительно большой грузоподъемности, с подвеской, создающей минимальную вибрацию при движении.
Кузов должен иметь задний борт, полог, обогрев выхлопными газами, подъемное устройство, обеспечивающее постепенное увеличение угла наклона кузова с фиксацией в любом рабочем положении и устройство, встряхивающее кузов для освобождения его от налипшей смеси.
Подготовка транспортных средств
Кузов автомобиля-самосвала перед погрузкой должен быть тщательно очищен от всех посторонних предметов. Дно кузова должно быть гладким и без существенных вмятин и углублений, в которых могли бы скопиться затвердевшая смесь от предыдущей загрузки или вещества, используемые для смазки поверхности кузова. В качестве смазки лучше применять вещества, не содержащие нефтепродукты, например, водно-известковую эмульсию, мыльный раствор или другие подобные материалы. Смазку наносят тонким равномерным слоем, исключая ее скопление в отдельных местах.
Дизельное топливо для смазки применять не следует, так как оно растворяет битум и ухудшает его свойства. Кроме того, дизельное топливо причиняет вред экологии, так как загрязняет почву, и своими парами — воздух.
Погрузка асфальтобетонной смеси
Готовую смесь выгружают в транспортное средство из мешалки, либо из накопительного бункера, куда смесь направляют с помощью ковша скиповою подъемника. При этом во всех случаях следует максимально сохранить однородность смеси. Особенно важно соблюдать это требование при погрузке асфальтобетонной смеси типов: «А», «Б» и крупнозернистой смеси. Для этого замесы располагают в кузове так, как показано на рис.7.
Рис. 7. Схема погрузки асфальтобетонной смеси в кузов автомобиля-самосвала
Когда замесы в кузове расположены равномерно, крупные зерна щебня как наиболее тяжелые скатываются с пологого откоса на небольшое расстояние и зерновой состав смеси практически не изменяется.
Если же выгрузку замесов производить в одно место кузова, то с каждой новой порцией конус смеси растет, его откосы становятся круче и щебенки легко с них скатываются и скапливаются у основания конуса. Распределение и уплотнение такой неоднородной смеси практически всегда приводит к серьезным дефектам покрытия.
Выгрузка асфальтобетонной смеси из накопительного бункера должна производиться с высоты не более 2 м от дна кузова автомобиля-самосвала. При этом автомобиль должен стоять на месте. Иначе, при движении вперед, крупные зерна смеси при падении будут скапливаться в задней части кузова и у боргов, что ухудшит однородность смеси.
Для перевозки смеси водителю желательно выбрать, по возможности, наиболее короткий маршрут и ровную дорогу с минимальным числом помех для движения, знать надежные объездные пути, расположение других близлежащих строительных объектов.
При перевозке остывающая смесь покрывается коркой, которая твердеет и создает своеобразный панцирь, защищающий остальную смесь от быстрого охлаждения. Толщина корки зависит от погоды, продолжительности транспортирования, температуры и вида смеси. Чем плотнее смесь, тем тоньше и прочнее корка.
В теплую и безветренную погоду плотная смесь с температурой 150 °С после 1,5-2 ч нахождения в пути покрывается коркой толщиной до 5 см. Такая корка с трудом разрушается при разгрузке смеси. Холодные комки попадают под трамбующий брус и выглаживающую плиту асфальтоукладчика и следуют за ними, оставляя продольные борозды на покрытии или разрывая его от края до края.
Максимальная продолжительность транспортирования смеси при температуре воздуха +20 °С и выше не более полутора часов; при температуре воздуха от +15 до +20 °С — не более одного часа.
При перевозке смеси на дальние расстояния, в дождливую, холодную и ветреную погоду смесь следует укрыть специальным пологом. Иначе брак при укладке неизбежен. Полог должен плотно прилегать к стенкам кузова, во избежание проникания под него холодного ветра. Для этого полог должен иметь достаточное количество точек крепления к кузову. Материал полога должен быть непромокаемым, иметь необходимые прочность, массу и размеры, позволяющие полностью закрыть загруженный кузов.
Для повышения безопасности работы водителя процесс развертывания и свертывания полога должен быть механизирован.
Какие есть марки составов?
Марки асфальтобетона содержит информационная таблица:
Маркировка | Тип асфальта | Обозначение смеси |
Асфальт марки 1 (i) | Высокоплотный | А, Б, Г |
Плотный | Бх | |
Пористый | Вх | |
Высокопористый | Гх | |
Марки ii | Плотный | А, Б, В, Г, Д |
Пористый | Гх | |
Высокопористый | Дх | |
Марки iii | Плотный | Б, В, Г, Д |
Состав асфальтобетона
Компоненты материала обязательно должны связываться между собой битумом.
Классическая основа дорожной смеси:
- минеральный наполнитель;
- вяжущее вещество из битума.
Подробный состав асфальтобетонной смеси:
- Заполнитель: щебень;
- гравий;
- керамзит для керамзитобетона;
- шлак или продукты переработки горнорудных производств.
-
горный;
-
вязкие;
Материал изготавливается на основе ряда составляющих.
Технические требования к смеси
Полная характеристика смеси включает момент процентного совмещения в наполнителе минеральных пластинчатых соединений. Содержание дополнительных форм в гравии или щебне не должно превышать норм, указанных в госстандартах:
- марка 1, раствор «А» — 14,5%;
- класс Б, Бх — 24,5%;
- растворы В, Вх — 34,5%.
Существуют правила изготовления и правильная технология производства. Основное назначение существующих норм:
- нормированная плотность асфальтобетона;
- нормы расхода на 1 м кв.;
- удельный вес асфальтобетона.
Чтобы производить и использовать данный материал, нужно знать, сколько его потребуется на квадратный метр.
Важнейший аспект качества асфальтобетонной смеси — правильная транспортировка раствора и отгрузка. При неграмотно организованной погрузке, перевозке и укладке смеси возникает сегрегация материала, которая провоцирует образование неровностей, выбоин и трещин на дорожном полотне.
Расход и плотность стройматериала
Качество и уплотнение дорожного покрытия зависит от свойств, регламентированных в государственном стандарте. В соответствии с нормативами, на вес и плотность 1м3 асфальтобетонного состава влияет песок, который добавляют в его состав. Таким образом, масса составляет:
- кварцевый песок — 2200 килограммов на кубометр;
- шлаковый песок — 2350 килограммов на кубометр.
Шлаковый строительный песок используется для уплотнения смеси. Удельный вес бетона, в котором содержится щебень крупной фракции, больше других видов стройматериала. Точный показатель получить крайне сложно, но средняя масса составляет примерно 2100 килограммов на один м3.
Показатели принимают во внимание при произведении расчета нужного количества стройматериала для конкретных работ. Помимо этого, такие данные иногда учитываются при проведении разборки покрытия дорог, — это позволит определить грузоподъемность спецтехники и число машин. При проведении строительных работ на частной территории (бетонирование площадки и пр.) необходимо предварительно рассчитать расход состава. Таким образом, вы заранее определите стоимость и количество строительного материала. Расход раствора можно рассчитать следующим образом:
- Прежде всего, следует определить площадь территории, которая будет асфальтироваться. Например, есть площадка 50 м2. При это толщина асфальтобетона составляет один сантиметр.
- Чтобы покрыть 1 м2 дороги потребуется двадцать пять килограммов состава. Следовательно, для площадки в 50 м2 потребуется 25*50 = 1250 килограммов материала.
- Поскольку в одном м3 примерно 2250 килограммов асфальтобетона, на покрытии такой площадки потребуется 1250:2250 = 0,55 м3 бетона.
Где и как применяется?
Таким материалом покрываются велодорожки.
- Для возведения монолитного слоя дорожного покрова.
- Как выравнивающий слой уже возведенного полотна.
- Для создания асфальтовых покрытий в промышленных, торговых и хозяйственных зонах.
- В организации тротуарных, пешеходных, велосипедных частей.
- Для асфальтирования дорог различных категорий.
- В сооружении посадочно-взлетных аэродромных полос.
- При организации придомовых участков, заливки пола.
Укладка: технология проведения
Если планируется дорога специального назначения, то в ее пироге должна присутствовать геосетка.
Для транспортировки смеси к назначенному месту используется специальная техника (самосвал). Для приема асфальтобетона с автотранспорта используется перегружатель, с помощью которого и проводится контакт раствора с асфальтоукладчиком. Первый этап укладки дороги — это подготовка площадки, мусор убирается, поверхность уплотняется и выравнивается.
Если речь идет о ремонте существующего покрытия проводится демонтаж верхнего слоя, при разборке используется лом. При возведении дорог со специфическим целевым применением осуществляется усиление смеси. Для армирования асфальтобетона используется георешетка, имеющая сетчатую структуру и содержащая высокопрочные нити и специальные волокна. Укладка геосетки обязательна при устройстве автомагистралей, гоночных трасс, взлетных полос аэродромов.
Укатка материала должна проводиться в самую последнюю очередь.
Когда площадь убрана, дальнейшая технология укладки осуществляется с применением специальной техники и лома, укатка поверхности закончена, укладывается первый, выравнивающий слой из крупнозернистого асфальтобетона. Поверхность обрабатывается тонким слоем битумного вещества, проводится прогрунтовка. Далее асфальтоукладчиком делается основной слой асфальта.
Укладчик асфальтобетона наносит примерное количество смеси, которое равномерно распределяется по поверхности, чтобы не было заметно устройство шва-стыка. Схема покрытия для составов аналогична, горячие и холодные смеси ложатся одинаково. Разница усадочной процедуры может отличаться только температурным режимом, не ниже, чем -5 градусов по Цельсию. Финишный этап — укатка с помощью катка для лучшего последовательного уплотнения.
Правила приемки
Чтобы создать запас раствора транспортом и асфальтоукладчиком, используют перегружатели. Перегружатель представляет собой специальную технику, предназначенную для бесперебойной работы специального асфальтоукладчика. Перегружатели применяются при приемке асфальтобетона из автотранспорта и перемещении его в асфальтоукладчик.
Кроме того, существует ряд нюансов, которые необходимо учитывать при приемке подготовленного раствора из перегружателя. В частности, приемку из перегружателя следует производить партиями. Под партией подразумевается односоставный стройматериал, произведенный на станке во время одной смены на предприятии.
Что касается горячих составов, то их количество должно составлять не более шестисот тонн, а холодных – не более двухсот тонн. Количество раствора определяют по его весу. Для этого применяют автомобильные либо железнодорожные весы. Если необходимо погрузить материал на корабль, то после завершения приемки груза измеряют осадку судна.
Для проверки соответствия товара указанным характеристикам существует ряд испытаний, которые позволят подтвердить соответствие товара требованиям. После проведения проверки покупатель получает документ, подтверждающий соответствие материала. При этом для каждой партии груза необходимо выписывать отдельный документ.
Источник: stroi-s-ka.ru
Асфальтобетонные смеси: основные разновидности, особенности приготовления и использования
В этой статье мы расскажем о том, что собой представляют наиболее востребованные строительные материалы, используемые для устройства дорожных покрытий. Кроме того, мы рассмотрим то, как производятся асфальтобетонные смеси по ГОСТу и какие требования предъявляются к этому типу продукции.
Асфальтобетон готовый к погрузке
Особенности материала
Укладка дорожного полотна на предварительно уплотненный грунт
Асфальтобетон — это разновидность строительных материалов искусственного происхождения, используемая для устройства дорожного полотна и прочих крупногабаритных покрытий. Производственный процесс предполагает изготовление, и последующее уплотнение специальной смеси, подобранной в соответствии требованиями, изложенными в ГОСТ 9128.
Асфальтобетонная смесь в наши дни изготавливается из следующих компонентов:
- минеральные материалы (мелкозернистый щебень, кварцевый песок, а также тонкодисперсный минеральный порошок для асфальтобетонных смесей);
- вяжущая органическая основа (битум).
Важно: В прошлом веке, вместо битума или вместе с битумом, в качестве вяжущей основы, применялся деготь. Впоследствии, по причине дороговизны, малой прочности и нерентабельности использования, дёготь был исключен из состава асфальтобетонных смесей.
Изготовление смеси предполагает тщательное перемешивание всех компонентов с доведением состава до высоких температур.
Классификация смесей
На фото — щебёночный асфальт
В зависимости от того, какой минеральный порошок применен, различаются следующие модификации смесей:
- гравийные;
- щебеночные;
- песчаные.
Отношение к той или иной модификации определяет особенности применения асфальта.
Так, например гравийные и щебёночные модификации, как правило, используются при устройстве дорожного полотна, покрытия площадей, тротуаров и т.д. В то же время, песчаные модификации используются при изготовлении оснований пола на крупных промышленных объектах.
Важно: Удельный вес асфальтобетонной смеси, в зависимости от массы компонентов, в среднем, составляет 1.8-2.2 т из расчета на 1м³.
В соответствии с фракцией применённого заполнителя, асфальтобетонная смесь может быть следующих типов:
- крупнозернистая (с размером частиц не более 40 мм);
- мелкозернистая (с размером частиц не более 20 мм);
- песчаная (с размером частиц не более 10 мм).
По содержанию щебня или гравия плотные горячие асфальтобетоны делятся на следующие типы:
Холодные асфальтобетоны также содержат мелкозернистый заполнитель и представлены на рынке типами Бх и Вх, где добавочная буква «х» является температурной характеристикой готового материала.
На фото — литой асфальт на основе песчаного заполнителя
Песчаные асфальтобетоны как горячие, так и холодные, по типу примененного заполнителя делятся на следующие категории:
Исходя из физико-механических показателей готовых материалов и из состава примененных компонентов, асфальтобетонным смесям присваиваются соответствующие марки. В зависимости от присвоенной марки и от толщины покрытия, определяется расход асфальтобетонной смеси на 1 м2.
Марка холодных модификаций:
- МI, МII – Бх и Вх;
- МI, МII – Гх;
- МII – Дх.
Марка высокопористых и пористых модификаций — МI, МII;
Марка высокоплотных и плотных горячих модификаций:
- МI, МII — А;
- МI, МII, МIII – Б и Г;
- МII, МIII – В и Д.
Как уже было сказано, асфальтобетонные смеси изготавливаются с применением связующего компонента, который вместе с заполнителем разогревается до рабочих температур.
В соответствии с этой особенностью, готовые смеси подразделяются на следующие модификации:
- Холодные – изготавливаются с применением жидких нефтяных битумов. Рабочая температура готового материала составляет + 5°С и выше.
- Горячие – изготавливаются с применением преимущественно вязких нефтяных битумов. Рабочая температура материала, при которой возможна укладка + 120°С;
Важно: При изготовлении холодных смесей применяется только мелкозернистый или песчаный заполнитель.
При производстве дорожного материала наблюдается остаточная пористость асфальтобетонной смеси. Это явление присуще как горячим, так и холодным модификациям и рассчитывается в процентах, исходя из соотношения количества пор к объёму материала после уплотнения.
В соответствии с этим параметром, готовый материал подразделяется на следующие категории:
- высокоплотный асфальтобетон (степень остаточной пористости 1,0-2,5%);
- плотный (2,5-5,0%);
- пористый (5,0-10,0%);
- высокопористый (10,0-18,0%).
Холодные смеси после уплотнения характеризуются остаточной пористостью не более 10,0%.
АБЗ и актуальные на данный момент производственные технологии
АБЗ стационарного типа
После того как мы определились с общими характеристиками и классификацией асфальтобетонных смесей, разберёмся с тем, какова инструкция их производства.
Производство асфальтобетонных смесей осуществляется промышленным способом на специализированных предприятиях асфальтобетонных заводах (АБЗ). Рассмотрим вкратце, что собой представляет современный АБЗ.
Оборудование для изготовления асфальтобетона
Современные АБЗ могут быть мобильными (передвижными) или стационарными. Но, несмотря на конфигурацию, они оборудованы всеми устройствами, необходимыми для автономного выполнения всех технологических операций.
Среди технологических операций, проводимых на современных АБЗ, отметим следующие:
- Операции, в ходе которых выполняется приемка, хранение и подача в бункеры каменного заполнителя.
- Операции, в процессе которых выполняется приемка, хранение, нагрев и подача в дозатор связующего компонента (битума);
- Операции, в ходе которых выполняется прием, хранение и подача в дозатор минеральных порошковых заполнителей;
- Операции приема, хранения, нагрева и подачи в дозатор поверхностных активных веществ (ПАВ);
- Комплексные операции, ориентированные на приготовление смесей (дозирование компонентов, предварительная сушка минеральных заполнителей, грохочение (сортировка) нагретого щебня или гравия, дозирование связующего компонента (битума), смешение компонентов в смесителе и последующая их выгрузка в виде готовой смеси);
- Операции, в процессе которых выполняется складирование, кратковременное хранение и отгрузка готового продукта.
Для эффективного проведения вышеперечисленного перечня работ, АБЗ оснащаются следующим перечнем технологического оборудования:
- Устройства для приема, хранения и подачи каменных материалов в бункеры смесителя;
- Устройства для приема хранения и подачи минерального порошка к смесителю (подача материала осуществляется посредством пневмосистемы);
- Устройства для приема, хранения, разогревания и нагнетания битума в смеситель;
- Устройства для приема, хранения, разогрева и нагнетания ПАВ в смеситель;
- Дробильно-сортировочные установки, предназначенные для измельчения заполнителя и отсеивания требуемой фракции;
- Смесители, в которых происходит перемешивание всех компонентов до требуемой консистенции;
- Оборудование для отгрузки готового продукта (элеватор или скип) и накопительные бункеры.
Компактная модификация мобильного АБЗ
Современные АБЗ, в соответствии с типом расположения подъездных путей, подразделяются на приобъектные (притрассовые) и прирельсовые модификации.
Выбирая производственное оборудование, необходимо учитывать параметры производительности, которые напрямую зависят от числа смесительных установок. Так на стационарных заводах применяется от двух до шести смесителей, в то время, как на мобильных аналогах, цена которых доступнее, число установок не превышает двух единиц.
Учитывая то, что АБЗ по принципу действия подразделяются на модификации периодического и непрерывного действия, рассмотрим производственные технологии, характерные для каждой категории.
Производственные технологии непрерывного и циклического приготовления
Технология непрерывного приготовления асфальтобетона предполагает выполнение следующих производственных этапов:
- Приемка и хранение минеральных материалов в специальных бункерах, оснащённых дозаторами. На этом же этапе дозируется щебень и песок с учетом технологических норм и степени влажности материалов.
- Приемка и дозирование минерального заполнителя в виде порошка.
- Далее, требуемое количество материалов из дозаторов транспортируется в сушильный барабан, где компоненты будущей смеси нагреваются и интенсивно перемешиваются, в результате чего, избыточная влага выводится наружу.
- Нагрев и последующее дозирование битума. Нагретый материал направляется в смеситель, куда попадают остальные заранее просушенные материалы.
- Наиболее важный этап, в ходе которого все компоненты перемешиваются до однородной консистенции.
- Отгрузка готового материала в накопительный бункер с последующей отгрузкой продукции в транспортное средство.
Важно: Технология непрерывного действия не предполагает сортировки и дозирования горячих минеральных заполнителей. Поэтому необходимо особо ответственно отнестись к дозировке этих компонентов своими руками еще в холодном состоянии.
Циклическая технология приготовления асфальтобетона является классической методикой и предполагает тщательное отсеивание и дозировку минеральных заполнителей в нагретом состоянии. В результате смеси, приготовленные на таком оборудовании, в большей степени соответствуют технологическим требованиям.
Кроме того, продукт, приготовленный по классической технологии, считается более однородным, так как все заполнители перемешиваются как в сухом состоянии, так и после добавления связующего компонента.
Итак, мы рассмотрели основные особенности асфальтобетона и получили общее представление об изготовлении этого материала. Напоследок, расскажем о факторах, оказывающих негативное воздействие на свойства асфальтобетона, и рассмотрим способы минимизации ущерба.
Сегрегация асфальта и борьба с этим явлением
На фото — определение степени уплотнения покрытия
Практика строительства дорожного покрытия свидетельствует о том, что качество асфальтобетона во многом зависит от температуры и однородности гранулометрического состава укладываемой смеси.
В ходе выявления причин разрушения дорожного полотна, было установлено, что наиболее важным фактором, влияющим на эти параметры, является сегрегация асфальтобетонной смеси.
Эксплуатация комплексного оборудования при проведении ремонтно-строительных дорожных работ
Сегрегация (расслоение) применительно к асфальтобетону может быть температурной или фракционной. Явление сегрегации неизбежно возникает в процессе транспортировки готовой смеси от производственного предприятия до участка, на котором ведется строительство.
В ходе транспортировки материала происходит его остывание на участках соприкосновения с кузовом автотранспортного средства. Кроме того, смесь остывает сверху так как, чаще всего, перевозится в открытом состоянии. При протекании этих процессов на дно кузова осаждаются тяжелые фракции смеси.
В результате смесь расслаивается по температурным и фракционным параметрам, следовательно, при укладке полотна, оптимальные прочностные параметры не могут быть гарантированы.
Важно: Если не позаботиться о приостановлении сегрегационных процессов, ремонт дорожного покрытия при нормальной эксплуатации придется проводить как минимум раз в 2–3 года.
Схема устройства перегружателя (дисегрегатора)
Эффективным решением данной проблемы является перегружатель асфальтобетонной смеси. Если раньше технологическая цепочка состояла из самосвала, из которого смесь отгружалась прямо в асфальтоукладчик, и самого укладчика, то для предупреждения сегрегации вводится дополнительное звено — перегружатель.
Посредством этой техники смесь из самосвала перегружается в асфальтоукладчик. В процессе перегрузки, материал доводится до оптимальной рабочей консистенции и до рабочей температуры по всему объёму.
Разумеется, применение дополнительной спецтехники оборачивается удорожанием себестоимости готового результата, но прочность сданного в эксплуатацию полотна увеличится в разы.
На фото современный перегружатель
Современный перегружатель оборудован специальным вместительным бункером, способным обеспечить непрерывный процесс подачи асфальтобетона, что позволяет сократить сроки, необходимые для укладки покрытия.
Вывод
Теперь мы знаем о том, какой вес 1м3 асфальтобетонной смеси и о том, что представляет собой этот строительный материал. Кроме того, мы рассмотрели особенности промышленного производства в соответствии с ГОСТ на асфальтобетонные смеси и обозначили факторы, оказывающие негативное воздействие на прочностные параметры готового продукта (читайте также статью «Типы асфальтобетонных смесей и особенности их производства»).
Остались какие-либо вопросы? Больше полезной информации вы сможете найти, посмотрев видео в этой статье.
Источник: masterabetona.ru