Слово «project» (лат.) буквально переводится как «брошенный вперед»; то есть проект является прототипом, прообразом некоего объекта или вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Причем, в конце XX века проектирование стало наиболее распространенным видом интеллектуальной деятельности. Обилие гуманитарных проектов (в бизнесе, в журналистике и в других сферах) заметно сгладило исходное техническое значение этого понятия.
Проект – совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта/ теоретического продукта.
Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.
Метод учебного проекта – одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на решение задач учебного проекта, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и др. методики. (Пахомова Н.Ю.)
Модель OSI | 7 уровней за 7 минут
Возрождение метода учебных проектов пришлось на 90 годы ХХ века и состоялось в педагогической практике уже Российской Федерации. После долгого забвения метод вновь стал популярен потому, что позволяет изменить позицию учащегося, сделать его субъектом образовательного процесса. Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов, но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных задач вне школы.
Метод учебного проекта:
обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
построенный на принципах проблемного обучения;
развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность, творческое отношение к делу;
Что такое учебный проект?
Проблема проекта «Почему?»(это важно для меня лично)
Актуальность проблемы — мотивация
Цель проекта «Зачем?»(мы делаем этот проект)
Задачи проекта «Что?»(для этого мы делаем)
Методы и способы «Как?»(как мы это можем делать)
Выбор способов и методов, планирование
Результат «Что получится?»(как решение проблемы)
Метод проектов целесообразно применять, если:
- Существует значимая проблема (интеграция знания, исследование).
- Есть значимость результата (теоретическая, практическая).
- Предполагается самостоятельная деятельность учащихся.
- Возможно структурирование (этапность) проекта.
- Используются исследовательские методы:
- формулировка проблемы исследования;
- выдвижение гипотез её решения;
- формулировка целей и задач исследования
- обсуждение методов исследования;
- обсуждение способов оформления результатов;
- сбор, систематизация, анализ экспериментальных данных;
- получение результата, выводы.
- Результат – материальный/теоретический продукт.
В основе проектирования лежит получение и присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать. Самое сложное для учителя в ходе проектирования оставаться в роли независимого консультанта и удерживаться от подсказок, даже если учащиеся «идут не туда». У учеников при работе над проектом возникают специфические сложности, но они объективны, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования.
Сетевое планирование и управление
В начале 80-х гг. прошлого века телекоммуникационные сети использовались в образовании лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку сетевая работа заключалась тогда в обмене писем между учащимися. Однако, специально организованная, целенаправленная совместная работа учащихся в Сети может дать более высокий педагогический результат. Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в Сети стал сетевой учебный проект.
В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок. Средства организации такой совместной деятельности включают:
электронные доски объявлений,
средства поиска информации в Интернете,
средства общения в реальном и отложенном времени,
аудио- и видеоконференции,
социальные сетевые сервисы или сервисы Web 2.0.
Под сетевым (телекоммуникационным) проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности. (ПОЛАТ Е.С.)
Е.Н. Ястребцева обращает внимание на требования, которыми должен обладать сетевой проект.
- В нем учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях.
- Работа учащихся, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и активна.
- В сетевом проекте организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы.
Основным видом деятельности в сетевом проекте является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета. Возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения позволяет добиться глубины размышлений и аргументированных выводов. Систематическая практика в совместной деятельности формирует не только самостоятельность, но и ответственность за собственную работу и работу всей группы. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.)
Планирование сетевого проекта
Чтобы разработать сетевой проект, необходимо определить: общую тему, в рамках которой будет проводиться проект, актуальность проекта, т.е. зачем он нужен; название проекта как предмет ученического исследования или другой их деятельности; сроки реализации проекта; состав участников; цели проекта, основные задачи, направления, из которых складывается проект, этапы проекта с конкретными предполагаемыми результатами.
Затем необходимо описать ключевые элементы проекта; ожидаемые трудности и проблемы, способы их решения; перечень основных образовательных продуктов, ожидаемых на отдельных этапах и в итоге проекта; критерии оценки результатов проекта по каждому его направлению и в целом.
Планируем сетевой проект.
Планирование сетевого проекта включает следующие шаги.
Шаг 1. Определение темы, в рамках которой собираетесь проводить сетевой проект.
Шаг 2. Определение примерной структуры проекта.
Сроки реализации проекта.
Этапы проведения проекта.
Особенности проведения, виды деятельности.
Формы взаимодействия организаторов с участниками.
Критерии оценивания работ участников и проекта.
Результаты проекта. Награды, призы.
Авторы, координаторы, администраторы, организаторы
Шаг 3. Формулировка проектных заданий.
Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания для участников разрабатываемого проекта, которые не имели бы единых, заранее известных решений.
Подготовьте проектные задания, при выполнении которых возможно:
- сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события,
- проведение множественных, систематических или разовых наблюдений за тем или иным природным, физическим, социальным явлением,
- сравнительное изучение эффективности использования одного и того же способа решения проблемы с учетом разности географических условий, культурных особенностей участников проекта,
- создание совместной творческой разработки какой-либо идеи (практической или творческой), но при условии совместного исследования какой-то проблемы,
- проведение экскурсии, экспедиции, состязания,
- сетевое общение.
Шаг 4. Разработка критериев оценивания этапов проекта.
Критерии оценивания зависят от характера работы на том или ином этапе. Кроме специфических критериев, характерных для определенного вида деятельности, есть определенный набор критериев, которые в том или ином сочетании могут присутствовать среди критериев оценки того или иного вида деятельности:
- Соответствие теме.
- Наличие исследования.
- Грамотность.
- Дизайн.
- Оригинальность.
Критерии оценки образовательных результатов проекта — это те параметры, которые вытекают из поставленных смыслов и целей проекта. Именно с помощью составленных критериев можно оценить степень достижения поставленных целей.
Перечислим несколько наиболее известных организаций, занимающихся проведением сетевых проектов для школьников.
Центр дистанционного образования Эйдос http://www.eidos.ru/ помимо олимпиад и конкурсов, проводит разные дистанционные проекты. Например, участники проекта «Мой виртуальный дом» совместными усилиями «строили» виртуальный город, в котором им хотелось бы жить. Участие в проектах платное (центр хозрасчетный) — однако, для участника цена невысока, а центру это позволяет жить и развиваться.
Полностью выстроенная в виртуальном пространстве система дистанционного обучения «Телешкола» (Интернет-школа «Просвещение.ru) обеспечивает полноценный учебный процесс на старшей ступени общего образования (10-11 класс). Система предусматривает учебные материалы по всем предметам ФБУП, материалы для подготовки к ЕГЭ, систему коммуникаций между учащимися и учителями, систему учета успеваемости. Образовательный ресурс «Телешколы» может использоваться общеобразовательными учреждениями России для решения кадровых проблем, расширения образовательного пространства уроков, мониторинга и контроля знаний учащихся, организации экстерната при школе.
Давно занимается проектной сетевой работой Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании. Среди проектов Центра http://www.edu.yar.ru/russian/projects/index.html — олимпиады и викторины по школьным пред-метам, творческие, экологические и игровые проекты.
Сетевому образовательному сообществу хорошо известен Международный Детский Компьютерный Центр в Переславле-Залесском (страница проектов http://www.botik.ru/ICCC/NewPage/ICCCpageRus/Projects). Этот центр стал родоначальником дистанционных обучающих олимпиад по географии (ДООГ), истории (ДООИ), программированию (ДООП). В организации олимпиады принимают участие учителя и методисты из разных организаций Москвы, Омска, Харькова, Невинномысска и, конечно, Переславля-Залесского — вот уж действительно виртуальный проект!
Активно ведет проектную работу со школьниками Новосибирская образовательная сеть НООС (школьные проекты находятся здесь: http://www.websib.ru/noos/projects/index.html). Созданный в рамках этой сети Интеллект-клуб http://www.websib.ru/~ic/index.phtml проводит однодневные сетевые игры для школьников. Зарегистрировавшаяся команда из 6 человек должна в определенный день и час зайти на сайт клуба и в интерактивном режиме ответить на задаваемые интеллектуальные вопросы.
Во всем мире существуют специальные сети, основная задача которых — помочь учителям найти себе партнеров по проектной работе. Организаторы сети, как правило, не являются авторами и руководителями проводимых проектов: они лишь координируют работу и создают условия, позволяющие школам искать партнеров, объявлять и проводить собственные проекты.
Пример тому — проект «Школьный сектор»: http://school-sector.relarn.ru. Впрочем, проектов тут много, это скорее среда, в которой успешно существуют школы из всей России. Сайт «Школьного сектора» поделен на три зоны: учительский сектор представляет сторож Ефимыч, вход для детей символизирует хулиганка Танька, и еще один раздел воз-главляет Петя — борец за права детей (здесь находится нечто вроде виртуальной юридической консультации для школьников). В секторе для школьников находятся сообщения о конкурсах и сетевых проектах, информация об обучающих курсах и программах, советы юным веб-дизайнерам, коллекция детских веб-проектов. В учительской зоне публикуются новости школьной жизни, информация о ключевых датах сетевых проектов, конференций и других образовательных событий (раздел «Телематический склерозник»).
Международная образовательная сеть iEARN (International Education and Resource Network: http://www.iearn.org или iearn.spb.ru — по-русски) объединяет школы и молодежные организации в 90 странах мира. Россия входит в их число: в сети есть школы из Москвы, Петербурга, Новосибирска и других российских городов.
Школьники из разных концов света участвуют в совместных проектах: творческих и художественных, исследовательских и научных. Структурно iEARN представляет собой набор форумов для учителей. Роль координаторов сети состоит в том, чтобы опубликовать объявление учителя, желающего создать собственный проект, и по каждому новому проекту создать специальный форум.
Ежемесячно выпускается новостной листок iEARN newsflash со списком действующих проектов и с координатами ответственных по каждому проекту: этот листок рассылается подписчикам по электронной почте — подробнее о подписке см. ниже главу «Где найти информацию», раздел «Списки рассылки». Список проектов на текущий год с кратким описанием каждого проекта находится здесь: http://www.iearn.org/projects.
Ежегодно в одной из стран, участвующих в работе сети, проводится очная конференция для учителей и школьников, наиболее активных участвующих в проектной работе. Интересно, что выросла сеть iEARN из двустороннего проекта для российских и американских школ. Потом в работу активно включились страны Латинской Америки, а затем — страны Азии и Восточной Европы.
Вы не найдете здесь много участников из Германии, Франции и Великобритании — основные европейские страны предпочитают сохранять суверенитет. Так что если хочется почувствовать себя настоящим жителем Европы, можно включиться в Европейскую Школьную сеть (European Schoolnet) http://www.eun.org. Нажав на ссылку Collaboration opportunities (в первом же абзаце), а затем ссылку на Open Projects, вы попадете на страницу действующих межшкольных проектов Здесь можно найти интересный проект по интересующей Вас теме — или предложить свой проект, заполнив соответствующую форму.
В большинстве случаев организаторы проектной деятельности предусматривают достаточно большую тематическую вариативность, которая позволяет выбрать ребятам свое направление — творческое, исследовательское, научное — о чем мы уже говорили, рассматривая проект iEARN. Ещё чаще деятельность учителей и ребят носит разноплановый характер и содержит как элементы исследования, так и творчества. Ведь одно совсем не исключает другое. Например, проводя иссдедование по экологии, ребята могут оформить отчет о работе в виде выразительных плакатов, публикаций и т.д. И все же имеющиеся проекты можно условно обощить в несколько групп в соответствии с акцентами, котрые в них преобладают.
Социальные и научные исследования
Исследовательские проекты — это совместная работа нескольких групп школьников над какой-то темой. Схематически такую работу можно разделить на следующие основ-ные этапы:
Знакомство команд (обмен письмами, рассказ о себе)
Выполнение каждой группой исследования; в процессе работы происходит открытый обмен мнениями и идеями
Совместное обсуждение выполненной работы, анализ возникших трудностей и неразрешенных проблем
Поведение итогов; представление результатов в Интернете
Международный образовательный проект http://ifrc.irk.ru/russ/index.htm «Global Village: Fort Ross». Форт Росс — географическое и историческое название государственного исторического парка и музея Калифорнии. Проект посвящен изучению истории города Иркутска и вклада иркутян в дело освоения Северного побережья Америки в период деятельности Российско — Американской Компании.
Экологических проектов в Интернете становится всё больше и больше. Проект “Eco-connections” http://www.eco-connections.org — «Эко-связи» особенно интересен тем, что серии уроков, которые выполняют ребята, разработаны самими учителями. Следовательно, его можно рассматри-вать не только как исследовательский проект, но и как площадку для отработки новых педагогических технологий, ориентированных на Интернет. В целом эти проекты, как и многие другие подобного рода, имеют много общего. Форма организации занятий с учащимися, в зависимости от условий работы конкретного учителя, может быть
Творческий проект предполагает обмен творческими работами — литературными или художественными, или совместное виртуальное творчество, завершающееся созданием единой публикации. Строго говоря, большинство сегодняшних сетевых проектов включает творческую составляющую: ведь почти все они завершаются представлением результатов в виде веб-страниц, а веб-дизайн является, безусловно, творческим занятием.
В Интернете можно найти огромное количество международных творческих проектов по созданию сборников детского творчества или журналов, посвященных актуальным современным проблемам. Международный язык общения, как известно, — английский. Написать же художественное произведение или статью в журнал на неродном языке могут немногие.
Для тех, кто может, приведем журнал Inside View http://www.iearn.org/projects/inside.html, издающийся в Нью-Йорке в рамках сети iEARN. Журнал посвящен проблемам подростков разных стран и создается силами самих подростков. Школьников и учителей всех стран мира приглашают к участию в журналистской работе: вы можете поделиться своими идеями по предлагае-мым темам или предложить свою тему для исследования.
Разработаем проект вместе
Технология обучения проектной деятельности
История метода проектов .
Метод проектов в обучении языку: теория и практика
При подготовке статьи использована литература:
Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна/Под ред. кандидата педагогических наук М.В. Моисеевой. — М.:Издательский дом «Камерон», 2004.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003.
Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Источник: nsportal.ru
Методы планирования: сетевые графики
Cистемы, основанные на использовании так называемых сетевых графиков
(моделей), впервые появились в США в период 1956-1957 гг.
Это были:
система CPM (Critical Path Method) – метод критического пути; первоначально применялась
при организации строительных работ.
система PERT (Program Evolution and Review Technique) – техника обзора оценки программ;
первоначально применялась при создании баллистических ракет «Поларис»,
после этого первыми его применили ремонтно-строительные организации при капитальном
ремонте крупного завода.
В бывшем СССР сетевые методы планирования и управления впервые нашли применение
— в строительстве Черкасского завода искусственного волокна,
— сооружении второй очереди блока цехов тяжелой химаппаратуры Уралхиммашзавода,
— строительстве комплекса Лисичанского химкомбината,
— ремонте двух мартеновских печей на металлургическом заводе им. Ф. Дзержинского в Приднепровье,
— капитальном ремонте технологического оборудования на Кировградском медеплавильном комбинате.
3. Понятие сетевых методов в управлении
В общем случае под сетевыми методами планирования и управления
понимают совокупность расчётных методов, а также организационных и
управленческих приёмов, обеспечивающих моделирование, анализ и
динамическую перестройку планов выполнения сложных комплексов работ
и разработок с помощью сетевого графика (сетевой модели).
Под СЕТЕВЫМ ГРАФИКОМ подразумевают графическое изображение
определенного комплекса работ, отражающее их логическую
последовательность, взаимосвязь и длительность.
График – это модель процесса, на которой можно проводить
эксперименты и выяснять к каким изменениям результирующего
показателя приведет то или иное изменение исходных параметров
модели.
4. Основные проблемы, которые можно решить с помощью методов сетевого планирования и управления
5. Для этого необходимо уметь
С учетом технологической последовательности работ строить
сетевой график выполнения этих работ;
Рассчитывать временные характеристики сетевого графика
(событий и работ);
Находить критические пути и их продолжительность;
Определять стратегию минимального удорожания комплекса работ при
сокращении сроков;
Оценивать вероятность того , что срок выполнения проекта не
превзойдет заданного директивного срока;
Определять максимальный срок выполнения проекта, который
возможен с заданной надежностью(вероятностью).
6. Виды сетевых графиков
7. Пример последовательности работ заданной графически разными видами сетевых графиков
12. Основные этапы построения сетевой модели
построение сетевой модели
Сетевая модель – это модель, отражающая технологические и
организационные взаимосвязи работ в процессе
производства.
Сетевой график – представляет собой модель с расчетными
временными параметрами.
В основе построения сети лежат понятия работа и событие.
элементы сетевого графика
Термин «РАБОТА» в сетевом планировании имеет несколько значений:
1) РАБОТА (действительная работа )– это производственный процесс, требующий
затрат времени и материально-технических ресурсов и приводящий к достижению
определенных результатов (например: рытьё котлованов, устройство фундаментов,
монтаж конструкций и др.). Работу на сетевом графике изображают сплошной
стрелкой, длина которой несвязанна с продолжительностью работы (без
масштаба).
2) ОЖИДАНИЕ – процесс, требующий только затрат времени и нетребующий никаких
материальных ресурсов. Ожидание по сути является технологическим или
организационным перерывом между работами непосредственно выполняемыми друг за
другом. (схватывание бетона, сушка штукатурки, т.д.). Ожидание изображается
сплошной стрелкой и над стрелкой пишут наименование ожидания.
3) ЗАВИСИМОСТЬ или фиктивная работа – вводится для отражения технологической и
организационной взаимозависимости работ и не требует ни времени, ни ресурсов. Она
указывает, что начало одной работы требует результатов другой.
Продолжительность фиктивной работы = 0. Обозначается такая работа пунктирной
линией.
элементы сетевого графика
СОБЫТИЕ – это факт или момент завершения какого-либо процесса, отражающий отдельный
этап выполнения комплекса. При этом оно может являться либо частным результатом
отдельной работы, либо совокупным результатом нескольких работ.
В любой сетевой модели события устанавливают технологическую и организационную
последовательность работ.
События изображаются кружками или любыми другими геометрическими фигурами,
внутри которых указывается определенный номер – код события.
События ограничивают рассматриваемую работу и по отношению к ней могут быть начальными и конечными .
Начальное событие – определяет начало данной работы и является конечным
для предшествующей работы.
Конечное событие – определяет окончание данной работы и является начальным
для последующей работы.
Исходное событие – это событие, которое не имеет предшествующих работ в рамках
рассматриваемого сетевого графика. Исходному событию присваивается 1.
Завершающее событие – это событие, которое не имеет последующих работ
в рамках рассматриваемого сетевого графика.
Сложное событие – событие, в которое входит, или из которого выходят две и более работ.
элементы сетевого графика
Продолжительность работы – это время, необходимое для ее выполнения. Чаще всего
продолжительность определяется делением трудоемкости работы (объем работы в
человеко-часах, человеко-днях или пр.) на численность, задействованного на ней персонала.
Трудоемкость работ устанавливается на основании действующих нормативов или по
экспертным оценкам специалистов.
Путь – это непрерывная последовательность работ и событий на сетевом графике. Длина пути
определяется суммой продолжительности составляющих его работ.
Можно выделить несколько видов путей:
• полные пути – это пути, ведущие от исходного события к завершающему. Таких путей может
быть несколько. Продолжительность полного пути определяется как сумма
продолжительностей работ, лежащих на этом пути;
• предшествующие пути – ведут от исходного события к рассматриваемому событию, их
обозначают;
• последующие пути – ведут от конечного события данной работы к завершающему событию.
Критический путь – это полный путь, имеющий наибольшую длину (продолжительность)
из всех полных путей. Его длина определяет срок выполнения работ на сетевом графике.
В сетевом графике может быть один или несколько критических путей. Работы, лежащие
на критическом пути, называются критическими. Эти работы резервов времени не имеют.
Увеличение продолжительности критического пути увеличивает общую
продолжительность работ на сетевом графике, т.е. увеличивает срок
строительства, что недопустимо
24. Метод критического пути
Метод критического пути использует единичное
определение длительности каждой операции.
Для каждой операции вычисляют даты раннего и
позднего старта, затем резервы времени,
определяется критический путь (последовательность
операций, имеющих нулевой резерв времени).
Операции критического пути не могут быть
задержаны, иначе будет задержано все расписание.
Расписание может иметь более одного критического
пути: чем их больше, тем рискованнее проект с точки
зрения расписания.
25. Метод критического пути
В методе критического пути узел работы на сетевой
диаграмме обозначают следующим образом:
где
ES (Early Start) – есть дата раннего старта операции;
EF (Early Finish) – дата раннего финиша;
LS (Last Start) – дата позднего старта;
LF (Last Finish) – дата позднего финиша.
26. Например, составим расписание методом критического пути для вымышленного проекта «Дипломный проект (ДП)».
Пусть дата старта проекта 02.03 и сетевая диаграмма с длительностями операций следующая:
В табличном виде эту сетевую диаграмму можно записать так:
Длительность
Наша задача:
1). выполнить прямой проход
расписания и вычислить ES и
FS для каждой операции;
2). выполнить обратный проход
и вычислить LS и LF;
3). вычислить резерв времени
и критический путь
В итоге получим сетевую диаграмму, а полученные значения можно перенести в вышеприведенное
табличное представление расписания:
Резерв времени :
=(LS-ES) или =(LF-EF)
Ранний
старт
Ранний
финиш (LF)
(ES)
Поздний
старт (LS)
Поздний
финиш (LF)
Как получены эти даты:
Так, для операции 2, ES = 03.03, EF = 16.03 … и так далее вычислены даты ES и EF для остальных
операций (прямой проход – если несколько предшествующих операций принимаем для расчета EF мах).
Обратным проходом, начиная с последней операции 7, вычислены LS и LF (даты подписаны снизу).
Например, для операции 4, LS = 13.04, LF = 15.04 и т.д.(если несколько предшествующих операций
принимаем для расчета LFmin).
Далее вычислены резервы времени операций как LS – ES. Операции, у которых ES=LS (EF=LF), не
имеют запаса времени, т.е. имеют нулевой резерв времени и находятся на критическом пути 1-2-5-7.
У данного расписания один критический путь и он равен 58 дней.
28. Аналитический метод расчета параметров сетевого графика
1) Ранний срок свершения СОБЫТИЯ – время, необходимое для выполнения всех предшествующих
этому событию работ. Так как предшествующие работы лежат на предшествующих путях, то это
длительность максимального предшествующего пути. Наиболее ранний срок свершения исходного
события принимается равным нулю.
2) Поздний срок свершения СОБЫТИЯ – срок, превышение которого вызовет аналогичную задержку
завершающего события. Следовательно, после свершения события должно оставаться достаточно времени для выполнения всех
работ последующих за этим событием. Так как, время необходимое для выполнения всех последующих работ равно продолжительности
максимального последующего за этим событием пути, то поздний срок свершения события – это разность между продолжительностью
критического пути и продолжительностью максимального последующего пути.
3) Резерв СОБЫТИЯ – максимальное время, на которое можно задержать событие, не вызывая
задержки наступления завершающего события – определяется как разность между ранним и поздним
сроками свершения данного события. События критического пути не располагают резервами времени.
4) РАННИЙ СРОК НАЧАЛА РАБОТЫ наибольшая суммарная продолжительность работ от исходного
события до определяемой работы – совпадает с ранним сроком свершения предшествующего
события.
5) Ранний срок окончания работы равен сумме раннего срока свершения предшествующего события
и продолжительности работы.
6) Поздний срок начала работы это наиболее поздний из допустимых моментов начала данной
работы, при котором еще возможно выполнение всех последующих работ в установленный срок,
определяется как разность ее позднего окончания и продолжительности
7) Поздний срок окончания работы tпoij – равен позднему началу последующей работы j,k, и
позднему сроку последующего события.
8) Полный резерв времени работы– это максимальное время, на которое можно задержать начало
работы или увеличить ее продолжительность, не вызывая задержки наступления завершающего
события.
Резерв пути – это разница между продолжительностью критического пути и продолжительностью
любого другого пути.
29. Графический метод расчета параметров сетевого графика
Предусматривает расчет параметров непосредственно на сетевом графике.
Для этого все кружки (события) делятся на 4 сектора (рис. 1):
В нижних секторах проставляются коды событий;
в левых секторах в процессе расчета записываются ранние сроки свершения событий;
в правых – поздние сроки свершения событий;
в верхних секторах – резервы свершения событий .
Графический метод расчета параметров сетевого графика
Резерв времени для события
ранние сроки
свершения
событий
0
0
0
10
4
7
0
4
Код события
поздние сроки
свершения
событий
Расчет ранних сроков свершения событий — время, необходимое для выполнения всех предшествующих
этому событию работ.
Ведется слева направо, начиная с исходного события, и заканчивается завершающим событием.
Если событию предшествует несколько работ, то выбирается максимальное время, т.к. для получения
события должны завершится ВСЕ предшествующие работы.
Например, для события №5 :
максимальное значение равно 8 (tp5 = мах(работы а,в,3-5; работы а,г,д; работы б,е) = мах(8 +0; 4+2; 2+3)=8.
32. Определение параметров сетевой модели для планирования производственных процессов во времени
Определение укрупненных этапов (стадий) производственного проекта –
События (ВЕХИ проекта)
Определение структуры работ проекта связывающих события [/данные/группа и
структура/группировать]
Определение последовательности наступления событий и взаимосвязей между
работами проекта (см. рис1 Создание модели, из методички «Определение
критического пути»)
Определяем и рассчитываем длительность выполнения работ по «трем точкам»
(метод PERT)
Определяем время задержки работ проекта
Генерируем сетевую модель
33. Приклад сіткового графіку процесу планування асортименту продукції
34. Построение критического пути в Excel
Инструмент Поиск решений
Для запуска надстройки Поиск решения в Excel 2003 необходимо выбрать в строке
Меню-Сервис-Надстройки-установить флажок против команды Поиск решения, если
такая строка отсутствует, то необходимо нажать на строку с командой: Надстройки, и
поставить отметку против строки Поиск решения (рис. 1).
Рис. 1.
Рис. 2.
Инструмент Поиск решений : Определение критического пути
Методические рекомендации для расчета критического пути с
помощью инструмента Поиска решений
http://excel2.ru/articles/poisk-resheniya-ms-excel-67-opredelenie-kriticheskogo-puti
Методические рекомендации построение графика Ганта
http://excel2.ru/articles/prosteyshaya-diagramma-ganta-v-ms-excel
Методические рекомендации к построению графика Ганта с с
установлением взаимосвязей между работами и определением
процента выполненных работ
http://excel2.ru/articles/diagramma-ganta-v-ms-excel-s-vypolneniya-i-svyazyami-mezhdurabotami
36. Выравнивание расписания по директивным датам
Рис. 1. Для демонстрации добавления резервов, представим наше расписание в виде диаграммы Ганта
Добавление резервов в расписание выполняется не за счет увеличения длительности операций, что
увеличивает плату за работу, а простым добавлением резервного времени (задержек) к операциям –
увеличением периода времени выполнения операции.
Так, если датой обязательства по нашему проекту является 20.05, то резерв в 21 день (20.05 – 29.04 = 21)
можно добавить к операциям критического пути, показанным черным цветом.
Для этого достаточно заменить вид связи операций, например, так: связь FS между операциями 2-5
заменить на связь FS+10 дней, а связь FS между операциями 5-7 заменить на FS+11 дней:
37. Выравнивание ресурсов расписания
Рис. 1. Расписание Дипломного
проекта в виде диаграммы Ганта
Человеко -часы
Рис. 2. Гистограмма
загруженности ресурсов
В программах календарного планирования гистограмма загруженности ресурсов отображается на экране
под диаграммой Ганта.
Вертикальные столбики обозначают количество трудозатрат ресурсов, требуемых в отрезок времени.
Здесь использована шкала трудоемкости в человеко-часах (макс. загрузка в день — 8 часов).
Как видно в некоторые дни перегружены, т.е. требуют сверхурочной работы студента в проекте
Дипломный проект.
38. Выравнивание ресурсов расписания
Сетевой график со сроками станет реальным расписанием только тогда, когда будет
гарантирован наличием ресурсов.
При выравнивании ресурсов расписания обычно существует одно из двух ограничений:
либо проект ограничен во времени (длительность операций не может быть увеличена),
либо проект ограничен по количеству ресурсов.
Задача менеджера проекта — определить приоритеты проекта, свести к минимуму риск
задержки проекта в целом и не превысить лимит ресурсов.
ПРИНЦИПЫ ВЫРАВНИВАНИЯ РЕСУРСОВ:
• фиксированная длительность, когда длительность работ сохраняется постоянной, но будет
меняться обеспеченность этого объема работ назначаемыми ресурсами;
• фиксированный объем ресурсов, когда ресурсы назначаются с учетом их доступности, т.е.будет
меняться длительность работ зависимости от доступности назначаемых ресурсов.
Таким образом, уменьшая обеспеченность работ ресурсами, их длительность возрастает, а
увеличивая число ресурсов – длительность сокращается.
39. Выравнивание ресурсов расписания
Человеко -часы
Рис. 2. Гистограмма
загруженности ресурсов
В нашем
проекте, если в нем занят один человек со 100% дневной занятостью, то гистограмма
загруженности ресурсов будет выглядеть, как показано на рисунке.
В первой половине расписания происходит перегрузка ресурсов.
Перегрузка человеческих ресурсов можно выровнять:
а) добавлением ресурсов,
б) увеличением периода выполнения операций,
в) сокращением трудозатрат операций.
В нашем случае разумно применить сокращением трудозатрат операций.
Например, перегрузку ресурсов можно ликвидировать уменьшением трудозатрат операций, т.е.
следующей загрузкой одного человека по операциям: операция №1 – 100%,
№2 – 50%, №3 – 50%, №4 – 50%, №6 – 100%, № 7 – 100%.
ПУТИ оптимизации сетевых графиков по времени:
Увеличение численности персонала при выполнении работ критического пути
за счет использования ресурсов работ некритической зоны, располагающих
резервами времени (ВНУТРЕНИЕ РЕЗЕРВЫ);
Уменьшение продолжительности работ критического пути за счет привлечения
дополнительного количества исполнителей, если есть соответствующие ресурсы и
позволяет фронт работ;
Совершенствование применяемой базы временных оценок работ, за счет
использования новейших достижений научно-технического прогресса и передового
опыта при выполнении подобного вида работ;
Разработка мер по разделению некоторых работ на более мелкие процессы, по
которым возможно параллельное выполнение;
Выявление возможности изменения технологии выполнения отдельных групп работ
для оптимизации топологии сетевого графика.
Увеличение численности персонала при выполнении работ критического пути за
счет использования ресурсов работ некритической зоны, располагающих
резервами времени (поиск внутренних резервов):
1.
Прежде всего, выбирается пара родственных работ, выполнение которых требует
исполнителей одной и той же профессии. Одна из этих работ должна быть критической,
другая должна иметь резерв времени.
2.
Введем следующие обозначения:
Qij – трудоемкость работы i-j (объем работ);
Иij – число исполнителей задействованных на работе i-j;
tij – продолжительность работы i-j.
тогда:
tij = Qij / Иij
3. Обозначим за х – число исполнителей, которое необходимо перевести с некритической
работы на критическую, за у – число дней, на которые сократится критическая работа.
4. Для того, чтобы задействовать резерв времени, имеющийся у некритической работы (РПi-j)
необходимо решить систему уравнений с двумя неизвестными:
В результате сокращения длительности одних работ и увеличения длительности других, получают
новую сеть, требующую пересчета всех временных параметров.
По мере оптимизации графика на нем возникают новые критические пути. В перспективе все пути
могут стать критическими. Однако следует учитывать, что при лишении резервов у большинства
работ, малейшие сбои в установленном календарном плане, могут вызвать задержки сроков
выполнения всего комплекса.
42. Составление календарных и ленточных графиков выполнения работ (оперативно-производственного задания)
Календарный план работ (фрагмент)
Ранние сроки
начала
работ, дней
Ранние сроки
окончания
работ, дней
Поздние сроки
окончания
работ, дней
Дата
начала
1
2
3
4
5
6
1
1,00
1,00
1,00
01.04.09
01.04.09
2
2,00
9,00
12,00
02.04.09
13.04.09
3
4,00
10,00
14,00
04.04.09
14.04.09
…
…
…
…
…
…
№
работ
1.
2.
Дата
окончания
Колонки 1-4 данной таблицы заполняются рассчитанными ранее сроками начала и окончания
работ.
Колонка 5 для каждой работы заполняется путем отсчета по календарю от даты начала всего
комплекса работ, количества дней равного раннему сроку начала этой работы. Например, ранее
начало работы 3 равно 4-м дням, комплекс работ начинается 01.04.09 соответственно 3я работа начинается 04.04.09 (01.04.09+4дня). При составлении календарного плана, к ранним
срокам начала каждой работы необходимо прибавить 1, так как работа начинается на
следующий день после завершения всех предшествующих ей работ.
Если работы выполняются ТОЛЬКО В РАБОЧИЕ ДНИ, при отсчете дней по календарю необходимо
пропускать выходные и праздничные дни.
3. Аналогичным образом заполняется и колонка 6.
Источник: ppt-online.org
Методы сетевого планирования и управления
Система методов сетевого планирования и управления (СПУ) — совокупность методов планирования и управления разработкой народнохозяйственных комплексов, научными исследованиями, конструкторскими и технологическими роботами, разработкой изделий нового вида, строительством и реконструкцией зданий и сооружений, капитальным ремонтом основных фондов путем применения сетевых графиков.
Методы сетевого планирования:
- · Детерминированные сетевые методы
- o Диаграмма Ганта с дополнительным временным люфтом 10-20%
- o Метод критического пути (МКП)
- · Вероятностные сетевые методы
- o Неальтернативные
- Ш Метод статистических испытаний (метод Монте-Карло)
- Ш Метод оценки и пересмотра планов (ПЕРТ, PERT)
- o Альтернативные
- Ш Метод графической оценки и анализа (GERT)
Диаграмма Ганта (англ. Gantt chart, также ленточная диаграмма, график Ганта) — это популярный тип столбчатых диаграмм, который используется для иллюстрации плана, графика работ по какому-либо проекту. Является одним из методов планирования проектов.
Пример диаграммы Ганта 1
Пример диаграммы Ганта 2
Диаграмма Ганта представляет собой отрезки (графические плашки), размещенные на горизонтальной шкале времени. Каждый отрезок соответствует отдельной задаче или подзадаче. Задачи и подзадачи, составляющие план, размещаются по вертикали. Начало, конец и длина отрезка на шкале времени соответствуют началу, концу и длительности задачи.
На некоторых диаграммах Ганта также показывается зависимость между задачами. Диаграмма может использоваться для представления текущего состояния выполнения работ: часть прямоугольника, отвечающего задаче, заштриховывается, отмечая процент выполнения задачи; показывается вертикальная линия, отвечающая моменту «сегодня».
Часто диаграмма Ганта соседствует с таблицей со списком работ, строки которой соответствуют отдельно взятой задаче, отображенной на диаграмме, а столбцы содержат дополнительную информацию о задаче.
Метод критического пути — эффективный инструмент планирования расписания и управления сроками проекта.
В основе метода лежит определение наиболее длительной последовательности задач от начала проекта до его окончания с учетом их взаимосвязи. Задачи лежащие на критическом пути (критические задачи) имеют нулевой резерв времени выполнения и в случае изменения их длительности изменяются сроки всего проекта. В связи с этим при выполнении проекта критические задачи требуют более тщательного контроля, в частности, своевременного выявления проблем и рисков, влияющих на сроки их выполнения и, следовательно, на сроки выполнения проекта в целом. В процессе выполнения проекта критический путь проекта может меняться, так как при изменении длительности задач некоторые из них могут оказаться на критическом пути.
Расчёт критического пути
Если начальный момент выполнения проекта положить равным нулю, то сроки окончания у первых работ сетевого графика, то есть работ, выходящих из первого события, будет определяться их продолжительностью. Время наступления любого события следует положить равным самому позднему времени окончания непосредственно входящих в это событие работ: считается, что работа в сетевом графике не может начаться, пока не завершены все предшествующие для нее работы.
В процессе решения — методом «эстафеты» — просматриваются все дуги сетевого графика. Пусть очередная просматриваемая дуга связывает вершины i и j. Если для вершины i определено предположительное время его свершения и это время плюс продолжительность работы больше предположительного времени наступления события j, тогда для вершины j устанавливается новое предположительное время наступления, равное предположительному времени наступления события i плюс продолжительность работы рассматриваемой дуги. Решение заканчивается, когда очередной просмотр дуг не вызывает ни одного исправления предположительного значения времени начала/окончания работ/событий. В результате может быть определено событие с самым поздним временем наступления, и путь от начальной вершины в эту конечную будет считаться критическим и определять продолжительность выполнения проекта. Наряду с общей продолжительностью выполнения проекта, критический путь определяет другие характеристики сетевого графика, играющие важную роль при планировании реализации нововведения, минимизации сроков и расходов на разработку.
Суть решения задачи сокращения сетевого графика сводится к привлечению дополнительных ресурсов к выполнению работ, лежащих на критическом пути, снятием работ, не лежащих на критическом пути, запараллеливанием работ.
Метод Монте-Карло (методы Монте-Карло, ММК) — общее название группы численных методов, основанных на получении большого числа реализаций стохастического (случайного) процесса, который формируется таким образом, чтобы его вероятностные характеристики совпадали с аналогичными величинами решаемой задачи. Используется для решения задач в различных областях физики, математики, экономики, оптимизации, теории управления и др.
Предположим, необходимо взять интеграл от некоторой функции. Воспользуемся неформальным геометрическим описанием интеграла и будем понимать его как площадь под графиком этой функции.
Для определения этой площади можно воспользоваться одним из обычных численных методов интегрирования: разбить отрезок на подотрезки, подсчитать площадь под графиком функции на каждом из них и сложить. Предположим, что для функции, представленной на рисунке 2, достаточно разбиения на 25 отрезков и, следовательно, вычисления 25 значений функции.
Представим теперь, мы имеем дело с n-мерной функцией. Тогда нам необходимо 25 n отрезков и столько же вычислений значения функции. При размерности функции больше 10 задача становится огромной. Поскольку пространства большой размерности встречаются, в частности, в задачах теории струн, а также многих других физических задачах, где имеются системы со многими степенями свободы, необходимо иметь метод решения, вычислительная сложность которого бы не столь сильно зависела от размерности. Именно таким свойством обладает метод Монте-Карло.
Обычный алгоритм Монте-Карло интегрирования
Рисунок 2. Численное интегрирование функции методом Монте-Карло
Для определения площади под графиком функции можно использовать следующий стохастический алгоритм:
- · ограничим функцию прямоугольником (n-мерным параллелепипедом в случае многих измерений), площадь которого Spar можно легко вычислить;
- · «набросаем» в этот прямоугольник (параллелепипед) некоторое количество точек (N штук), координаты которых будем выбирать случайным образом;
- · определим число точек (K штук), которые попадут под график функции;
- · площадь области, ограниченной функцией и осями координат, S даётся выражением
Для малого числа измерений интегрируемой функции производительность Монте-Карло интегрирования гораздо ниже, чем производительность детерминированных методов. Тем не менее, в некоторых случаях, когда функция задана неявно, а необходимо определить область, заданную в виде сложных неравенств, стохастический метод может оказаться более предпочтительным.
Использование выборки по значимости
Очевидно, что точность вычислений можно увеличить, если область, ограничивающая искомую функцию, будет максимально к ней приближена. Для этого необходимо использовать случайные величины с распределением, форма которого максимально близка к форме интегрируемой функции. На этом основан один из методов улучшения сходимости в вычислениях методом Монте-Карло: выборка по значимости.
Program Evaluation and Review Technique (сокращенно PERT) — техника оценки и анализа программ, которая используется при управлении проектами. Была разработана в 1958 году консалтинговой фирмой «Буз, Ален и Гамильтон» совместно с корпорацией «Локхид» по заказу Подразделения специальных проектов ВМС США в составе Министерства Обороны США для проекта создания ракетной системы «Поларис» (Polaris). Проект «Поларис» был ответом на кризис, наступивший после запуска Советским Союзом первого космического спутника.
Пример сетевой PERT диаграммы для проекта продолжительностью в семь месяцев с пятью промежуточными точками (от 10 до 50) и шестью деятельностями (от A до F)
PERT — это способ анализа задач, необходимых для выполнения проекта. В особенности, анализа времени, которое требуется для выполнения каждой отдельной задачи, а также определение минимального необходимого времени для выполнения всего проекта.
PERT был разработан в 50-ые годы главным образом для упрощения планирования и составления графиков больших и сложных проектов. Метод подразумевал наличие неопределённости, давая возможность разработать рабочий график проекта без точного знания деталей и необходимого времени для всех его составляющих.
Самая известная часть PERT — это «Сети PERT» — графики соединённых между собой временных линий. PERT предназначен для очень масштабных, единовременных, сложных, нерутинных проектов.
Диаграмма представляет собой множество точек-вершин вместе с соединяющими их ориентированными дугами. Каждая из них как направленный отрезок имеет начало и конец, причем модель содержит только одну из пары симметричных дуг (от вершины 1 к вершине 2 и от вершины 2 к вершине 1).
Всякой дуге, рассматриваемой в качестве какой-то работы из числа нужных для осуществления проекта, приписываются определенные количественные характеристики. Это — объемы выделяемых на нее ресурсов и, соответственно, ее ожидаемая продолжительность (длина дуги).
Любая вершина интерпретируется как событие завершения работ, представленных дугами, которые входят в нее, и одновременно начала работ, отображаемых дугами, исходящими оттуда. Таким образом, фиксируется что ни к одной из работ нельзя приступить прежде чем будут выполнены все предшествующие ей согласно технологии реализации проекта.
Факт начала этого процесса — вершина без входящих, а окончание — без исходящих дуг. Остальные вершины должны иметь и те, и другие. Последовательность дуг, в которой конец каждой предшествующей совпадает с началом последующей, трактуется как путь от отправной вершины к завершающей, а сумма длин таких дуг — как его продолжительность.
Обычно начало и конец реализации проекта связаны множеством путей, длины которых различаются. Наибольшая определяет длительность всего этого проекта, минимально возможную при зафиксированных характеристиках дуг графа. Соответствующий путь — критический и в каждый момент времени контролировать нужно состояние именно тех работ, которые «лежат» на нем.
Метод графической оценки и анализа (GERT, англ. Graphical Evaluation and Review Technique) — альтернативный вероятностный метод сетевого планирования, применяется в случаях организации работ, когда последующие задачи могут начинаться после завершения только некоторого числа из предшествующих задач, причём не все задачи, представленные на сетевой модели, должны быть выполнены для завершения проекта. Разработан в США в 1966 году. Основу применения метода GERT составляет использование альтернативных сетей, называемых GERT-cетями. Они позволяют более адекватно задавать сложные процессы строительного производства в тех случаях, когда затруднительно или невозможно (по объективным причинам) однозначно определить, какие именно работы и в какой последовательности должны быть выполнены для достижения цели проекта (то есть существует многовариантность реализации проекта).
Расчёт GERT-сетей, моделирующих реальные процессы, чрезвычайно сложен, однако программное обеспечение для вычисления сетевых моделей такого типа в настоящее время, к сожалению, не распространено.
Источник: vuzlit.com