Служба госрегистрации недвижимости, работая над повышением качества государственных услуг в своей сфере, действует многовекторно. Электронный портал, через который можно получить некоторые сведения, консультация специалиста по телефону горячей линии, электронная очередь, открытие регистрационных окошек в многофункциональных центрах…
Одним из наиболее сложных направлений деятельности ведомства является межведомственное взаимодействие с другими органами госслужб.
Межведомственное взаимодействие представляет собой обмен документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами власти, органами государственных внебюджетных фондов в целях предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг.
Для чего это делается? Основной озвучиваемый мотив: чтобы значительно сократить перечень документов и всевозможных справок, требуемых при регистрации той или иной сделки с недвижимостью. И действительно, сегодня нам уже не обязательно прилагать некоторые бумажки – специалисты регистрирующего органа самостоятельно запросит необходимый ему документ в смежном ведомстве.
Раздел: текстовые процессоры. Заметка 16. Создание организационной схемы в MS Word
Особенно важен открытый обмен информацией между Росреестром и кадастровой палатой. На данный момент этот процесс не доведён до совершенства. Сложность составляют не приведённые в соответствие и расходящиеся (по разным причинам) данные о некоторых объектах недвижимости в ЕГРП и ГКН. На языке профессионалов согласование таких противоречивых сведений называет гармонизацией. Именно гармонизация данных позволит устранить многочисленные ошибки, возникающие в связи с оформлением недвижимости, сделок с ней, уплаты налогов и т.д.
Об особенностях межведомственного взаимодействия в настоящее время можно узнать, взглянув на любой действующий филиал кадастрового органа, например на филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области.
Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Постановлением правительства РФ от 28.12.2011 г. № 1184 «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде».
С 1 июля 2012 года филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области перешёл к межведомственному информационному взаимодействию при предоставлении государственных услуг с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, подведомственными указанным органам власти.
В настоящее время этот переход позволяет оказывать гражданам государственные и муниципальные услуги, не требуя с них тех сведений и документов, которыми располагают другие органы власти и государственные организации, принимающие участие в межведомственном информационном взаимодействии.
Вопросы взаимодействия с ТСО в рамках новой системы планирования перспективного развития
При обращении за услугами в кадастровый орган заявитель вправе не предоставлять ряд документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, например:
- документ, подтверждающий принадлежность земельного участка к определенной категории земель, – решение об отнесении земельного участка к землям определенной категории;
- документ, подтверждающий установленное разрешенное использование земельного участка, – решение об установлении вида разрешенного использования земельного участка;
- разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию;
- иные документы, поименованные в Федеральном законе от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Вышеназванные документы будут запрошены специалистами без участия заявителей в рамках межведомственного взаимодействия.
Но необходимо отметить важный для понимания механизма момент: кадастровый орган запрашивает утвержденные материалы, а не заказывает их оформление в уполномоченных органах. А запросить можно только то, что уже есть. Если документ (к примеру, отнесение земельного участка к определенной категории земель) ранее органом местного самоуправления не оформлялся, гражданин должен будет сам обратиться в орган местного самоуправления за оформлением такого документа. Иными словами, в рамках межведомственного взаимодействия предоставляются только те документы, которые имеются в органах власти и государственных организациях, участвующих во взаимодействии.
Специалист филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской областиотмечает, что филиал в рамках межведомственного взаимодействия предоставляет органам государственной власти и государственным внебюджетным фондам сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости бесплатно, в виде следующих документов:
- копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости;
- кадастровой выписки об объекте недвижимости;
- кадастрового паспорта объекта недвижимости;
- кадастрового плана территории;
- кадастровой справки о кадастровой стоимости земельного участка.
Основными потребителями данной услуги являются Федеральная налоговая служба, Росимущество, Росприроднадзор, Россельхознадзор, Министерство внутренних дел, Федеральная служба судебных приставов, а также органы местного самоуправления Брянской области (порядок предоставления вышеуказанных сведений утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 27.02.2010 № 75 «Об установлении порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости»).
Следует отметить, что направление межведомственных запросов допускается только в целях, связанных с предоставлением государственной услуги, а должностные лица, направившие необоснованные межведомственные запросы, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 7.1. Федерального закона № 210-ФЗ).
Основной задачей, которая стоит перед кадастровой палатой, является повышение качества и доступности государственных услуг Росреестра, в том числе оказание услуг в электронном виде. Для достижения этих целей в полном объеме органам государственной власти и органам местного самоуправления необходимо обеспечить эффективное использование информационных и телекоммуникационных технологий.
Источник: 1k-k.ru
Анализ существующих форм и методов управления в строительстве
Процесс взаимодействия предприятий строительного комплекса в едином экономическом пространстве в настоящее время недостаточно обоснован. Не в полной мере определены факторы, влияющие на выбор того или иного способа отношений, не установлена область действия каждой модели интеграции интересов участников строительного комплекса, направленной на реализацию их экономических интересов. Вместе с тем рационализация инвестиционно-строительного производства невозможна без поиска наиболее эффективных способов продвижения продукции к конечному потребителю, оптимального организационного построения технологических систем и развития экономического механизма распределения результатов совместной деятельности.
Множество способов межотраслевого взаимодействия и моделей инвестиционно-строительной интеграции предполагает задачу выбора способа сотрудничества предприятий. В настоящее время эта проблема решается эмпирическим путем стихийной адаптации форм взаимодействия и моделей интеграции в практике функционирования предприятий. Вследствие разнообразия условий хозяйствования невозможно выявить рациональный вид отношений для каждого конкретного случая.
В настоящее время достаточно хорошо типологизированы и описаны как формы взаимодействия отраслей строительного комплекса, так и модели инвестиционно-строительной интеграции (акционерные общества, ассоциации, финансово-строительные группы, холдинги, корпорации и др.). Определение их приложимости к реальным условиям производства в данном случае невозможно на основе установления факторов, способствующих или препятствующих наиболее эффективному использованию организационно-экономического потенциала каждой формы и модели.
Формы инвестиционно-строительного взаимодействия и факторы их выбора
Договор ные отноше ния
Центрированная диверсификация (государственная собственность)
Перекрест ное владение акциями
Холдин- говые компании
Финансово-строитель- ные группы
Уровень техноло гической связанности
Не имеет значения
Средний или высокий
Конку рентность рынка строительной продукции
Не имеет значения
Не имеет значения
Специали- зация участников
Низкая или средняя
Не имеет значения
Низкая или средняя
Количество технологи ческих объектов взаимо- действия
Организа ционно-правовые принципы построения отношений
Не имеет значения
Не имеет значения
Не имеет значения
Наличие инвести ционных или банковских структур
Не предпо лагает
В процессе исследования выявлены основные факторы, влияющие на выбор формы взаимодействия предприятий (таблица 1). Перечень приведенных факторов не представляется бесспорным, однако на сегодня ни нормативная, ни теоретическая экономическая литература однозначно не определяют конечный перечень факторов и показателей, которые легли бы в основу алгоритма выбора формы взаимодействия предприятий.
Используя приведенные в таблице 1 факторы, опишем формы межотраслевого взаимодействия и модели инвестиционно-строительной интеграции с учетом особенностей регионов. Многие из этих структур могут реализовать дополнительные организационные преимущества именно в силу компактности местоположения входящих в них предприятий в качестве доминирующего фактора.
- 1) Договорной тип регламентации отношений обеспечивает высокое качество трансакционных операций только в случае развитости рыночных средств регулирования взаимоотношений. К таким инструментам в первую очередь следует отнести достаточное количество торговых посредников на сырьевых рынках, развитость информационных и коммуникационных инфраструктур, наличие у предприятий специализированных служб и подразделений по реализации строительной продукции и закупке материально-технических ресурсов. Их действие приводит к высокой конкурентности рынка строительной продукции, а при его неразвитости качественное взаимодействие может достигаться за счет организационных факторов, путем реализации определенных моделей инвестиционно-строительной интеграции.
- 2) Централизованная диверсификация присутствует, когда речь идет о государственной собственности.
- 3) Интеграция небольшого количества предприятий с высоким уровнем технологической связанности может осуществляться посредством перекрестного владения пакетами акций (вплоть до контрольных), что позволит предприятиям участвовать в органах управления смежников. Вместе с тем возможность реализации этого варианта довольно незначительна и ограничена степенью технологической связанности предприятий. Низкая связанность предприятий компенсируется большим количеством смежников, что весьма затрудняет участие предприятий в деятельности каждого из них. Поэтому реальное воздействие предприятий-смежников друг на друга возможно только в случае высокой технологической связанности.
- 4) Преобразование строительного предприятия в производственный кооператив представляет собой одну из форм стратегического альянса между конкурирующими мелкими производителями, что обеспечит контроль за деятельностью остальных товаропроизводителей и распределение прибыли в их пользу. Кроме того, количество участников кооператива практически не ограничено, что делает эту организационно-правовую форму наиболее приемлемой при решении вопросов между большим количеством однородных поставщиков или потребителей строительной продукции. Однако кооперативы имеют существенные недостатки в организации интеграционных процессов, трудности в управлении и функционировании, сложности в создании. Прежде всего, кооперативные формирования не могут обеспечить организационную целостность всей технологической цепи движения строительной продукции. Законодательством четко не определена степень участия каждого члена производственного кооператива в органах его управления в зависимости от его деятельности. Поэтому возможна ситуация, при которой управление в кооперативе будет осуществляться по принципу: один член — один голос при принятии решений общим собранием. Это может привести к тому, что в одинаковой степени будут учитываться голоса крупных товаропроизводителей, принимающих наибольшее участие в деятельности кооператива, и мелких, принимающих в ней незначительное и случайное участие. В результате создаются предпосылки для дезорганизации управления крупным специализированным производством. Поэтому целесообразно, чтобы в уставе кооператива были предусмотрены положения об определении количества голосов каждого члена в зависимости от его вклада в деятельность предприятия.
В соответствии с родом производственной деятельности в качестве организаций могут выступать: домостроительные комбинаты; заводы железобетонных изделий и конструкций; проектно-строительные, подрядные и субподрядные строительно-монтажные организации.
В строительстве утвердилось многообразие форм собственности. Доля негосударственного сектора в общем объеме работ, выполненных по договорам строительного подряда, достигла 88%. Организации частного сектора экономики различаются в зависимости от того, одно или несколько лиц являются их владельцами; от ответственности за деятельность организации, способа включения единоличных капиталов в общий капитал организации. Общественный сектор экономики — это государственные (федеральные и субъектов РФ) и муниципальные предприятия.
Особняком стоит предпринимательская деятельность граждан (физических лиц) без образования юридического лица (имеются в виду индивидуальные предприниматели, прошедшие государственную регистрацию). Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.
Оценивая в целом положительно тенденцию развития малого и среднего бизнеса в строительстве, необходимо заметить, что при существующих недостатках функционирования и трудностях создания этой модели взаимоотношений кооперативные формирования не способны полностью решить проблему межотраслевых связей, поэтому закономерно появление и развитие других форм инвестиционно-строительной интеграции.
5) Так, объединяющая структура в виде координирующей ассоциации может способствовать развитию внутренних договорных отношений между предприятиями разных отраслей. Однако ассоциация не обладает ни административными, ни экономическими средствами воздействия на предприятия, а «мягкие» способы обеспечения управляемости межотраслевыми отношениями быстро исчерпывают свои возможности.
Участие в деятельности ассоциации предприятий с разными взаимозависимыми интересами, а также неспособность ассоциации воздействовать на интегрированные предприятия значительно снижают эффективность ее работы. Отсюда можно сделать вывод: ассоциация как координирующий орган, лишенный средств управления предприятиями, может эффективно функционировать только тогда, когда в ее состав входят предприятия, имеющие одинаковые или разные, но не взаимозависимые интересы. Такая ассоциация может заниматься, например, вопросами сбыта продукции, ведением общих дел предприятий и т. д. Вместе с тем она не способна выполнять функции хозяйственного органа управления, не имея на это средств, а следовательно, и регулировать межотраслевые отношения.
В исключительных случаях возможно полное слияние строительных и промышленных предприятий в одно юридическое лицо. Такая модель может быть реализована в пределах административно-территориального района или локальной зоны при высоком уровне технологической связанности предприятий.
7) Отличительная особенность финансово-строительных групп — их высокая способность объединять активы предприятий разных отраслей, что обеспечивает развитие связей между ними. Привлекательным этот вид интеграции делает также участие в ее деятельности финансово-кредитных организаций.
В то же время необходимо отметить, что создание интегрированных формирований в виде финансово-строительных групп имеет свои ограниченность и трудности. Подобным объединениям присущи недостатки крупных объединений, требуется разработка документов, регламентирующих внутренние взаимоотношения (устав, соглашение по финансовым вопросам, положение о межпроизводственных отношениях и т. д.). Кроме того, сужают область применения этих моделей заложенные в них акционерные принципы функционирования и управления.
Анализ различных организационных форм управления предприятиями строительного комплекса, получивших развитие в ходе рыночных преобразований в проблемных регионах России, позволил установить факторы, тормозящие развитие финансово-промышленных (финансово-строительных) групп. Главными из них, по нашему мнению, являются дефицит управляемости инвестиционным (в том числе инновационным) процессом и проблемы обеспечения инновационных программ финансовыми ресурсами.
Отсюда можно сделать вывод: финансово-строительные и подобные им группы наиболее активно образуются в самодостаточных регионах с сильно развитым промышленным сектором. В проблемных регионах, исходя из сложившихся условий, в настоящее время наиболее перспективным направлением развития организационных форм инвестиционной (в том числе инновационной) деятельности является развитие малого предпринимательства в сфере производства инновационно-инвестиционных услуг для строительного комплекса. Однако условия, благоприятные для эффективного развития малых организационных форм подобного рода, т.е. отвечающие требованиям рыночной экономики, в регионах пока не созданы. Во многом это связано с отсутствием государственного протекционизма и программно-целевого подхода к решению вопросов развития строительного комплекса.
Развитие строительного комплекса в современных условиях предполагает развитие всех видов строительной деятельности, как подрядной, так и хозяйственной, исходя из потребностей локального рынка. В ряде случаев целесообразно производить первичную переработку строительного сырья в местах его добычи для сокращения его потерь и снижения транспортных расходов. Решение о строительстве предприятий строительных материалов должно обосновываться исходя из характеристики технологического оборудования, его способности обеспечить получение прибыли, транспортных расходов, связанных с доставкой сырья к месту переработки и готовой продукции к месту потребления. Развитие хозяйственной переработки не является альтернативой монополии перерабатывающих предприятий, но должно способствовать наиболее рациональному использованию сырьевых ресурсов. Такая постановка вопроса предполагает, что решение об их создании будет основываться на сравнении эффективности переработки продукции в различных производствах, а не определяться взаимоотношениями строительства и промышленности строительных материалов.
Анализ различных вариантов межотраслевого взаимодействия предприятий строительного комплекса позволяет сделать вывод, что ни один из них не обладает абсолютным преимуществом над другими. Поэтому закономерно появление и развитие всех способов регламентации отношений. Необходимо также отметить, что современное развитие инвестиционно-строительной деятельности предполагает не только разнообразие способов организационного устройства продвижения продукции к потребителю, но и их сближение и тесное переплетение.
В заключение следует заметить, что выбор воздействий, методов и технологий экономического взаимодействия участников строительного комплекса должен быть адекватен общим целям и ожидаемым результатам интеграции, т.е. соответствовать уровню развития строительного производства и потребления. Согласно принципам синергетики то, что на уровне системы более низкого порядка выступает как целевое поведение, на более высоком (региональном) уровне выступает как самоорганизация соответствующей системы. Это в конечном счете ведет к получению глобального положительного синергетического эффекта от процесса производственной интеграции. Исходя из данного положения организация экономической интеграции участников строительного комплекса на микроуровне и на среднем уровне должны быть взаимодополняемой.
Одна из ключевых характеристик рыночной экономики — её многоукладность, базирующаяся на многообразии форм собственности, на оптимальном сочетании её частного и государственного секторов, государственного регулирования экономики и рыночного механизма хозяйствования. На различных исторических этапах в зависимости от конкретных исторических (внутренних и внешних) обстоятельств экономическая роль государства изменялась и в количественном и в качественном аспектах — по целям, сферам, отраслям, направлениям, масштабам, формам и методам, функциональной роли.
Это свидетельствует о том, что и частный, и государственные секторы находятся в состоянии эволюции. Необходимость и масштабы государственного сектора в национальной экономике стран, по мнению большинства экономистов, обусловлены «провалами» рынка, где рыночный критерий максимизации прибыли не применим.
Следует заметить, что структура государственного сектора — явление не только сложное, но и неоднородное. Эффективность госсобственности — более сложная категория, чем, эффективность частной формы собственности, ориентированной на прибыль. Поэтому к ней не всегда и не везде применим данный критерий оценки. Дело в том, что в ряде сфер, отраслей, производств государственная форма собственности может обеспечить получение прибыли, в другом же ряде отраслей и производств эффективность государственной формы собственности, воплощаясь на самых различных уровнях экономики и жизни общества, проявляется в таких показателях, как обеспечение надежной обороны страны, правопорядка, выравнивания уровней регионального развития, прогрессивной структурной перестройки экономики и т.п.. А с экономической точки зрения здесь может проявляться и проявляется низкая рентабельность и даже убыточность.
Это делает необходимым исследование такого важнейшего элемента государственного сектора, как государственные предприятия, занимающиеся производством и поставкой товаров (работ, услуг).
Перечислим типичные проблемы российского строительного государственного предприятия.
Во-первых, процесс строительного производства представляет собой сложную вероятностную систему с динамичным характером развития, т.к. формируется под влиянием большого количества организационных и хозяйственных форм процесса производства, большого количества участников, имеющих различные функциональные цели и задачи, научно-технических, экономических, производственных, природно-климатических и других факторов по своей природе имеющих вероятностный характер.
Во-вторых, формирование в соответствии с государственной инвестиционной программой перечня строек и объектов, подлежащих финансированию с привлечением средств государственного бюджета, начинает осуществляться в конце предшествующего финансированию периода и завершается, как показывает практика, в середине финансового года. Т.е. отсутствие многолетнего планирования программ государственного финансирования, лишает возможности ведения госпредприятием плановой предпроектной подготовки объекта строительства.
В-третьих, предприятия, как правило, с одной стороны, остро ощущают дефицит финансирования, а с другой — неэффективно используют ресурсы: оборудование, товарно-материальные запасы, персонал.
В-четвертых, на большинстве предприятий сохранилась организационная структура управления, основанная на бюрократических принципах. Иерархическое распределение полномочий и ответственности, стандартизованные правила, управление исходя из прецедентов — эти принципы плохо работают в современных экономических условиях.
В результате перечисленных причин наблюдается низкая эффективность и недостаточная управляемость госпредприятий. Чтобы вывести предприятия из кризиса, необходимы инновации и внедрение новых технологий, как производственных, так и управленческих.
Проектный подход позволяет создавать гибкие организационные структуры, предназначенные для решения конкретных задач при постоянных отклонениях от запланированного хода выполнения работ. Управление при помощи проектов позволяет сконцентрироваться на достижении поставленных целей и вместо долгого и очень формального выполнения регламентированных процессов, осуществлять короткое и прямое взаимодействие, координацию и четкое разделение труда.
Управление при помощи проектов — современный подход в менеджменте — позволяет справиться практически со всеми перечисленными проблемами. В его основе лежит системный анализ. Сложная общая картина производственной деятельности разбивается на отдельные работы, этапы, изучаются взаимосвязи отдельных компонент.
Формируется команда сотрудников, ставятся конкретные цели, задаются сроки, назначаются ресурсы на работы и определяется бюджет проекта. Лучше, если сотрудники в команду набираются из разных отделов организации, и только те, которые действительно нужны для выполнения проекта.
Не должно быть ничего лишнего, скрупулезный расчет ресурсов (люди, оборудование, товарно-материальные запасы и т.д.), необходимых для выполнения работ, тщательно рассчитанный бюджет (смета) проекта. Проектируемая трудоемкость выполнения работ может служить базой для «справедливого» разнесения производственных накладных расходов. Прозрачная организационная структура управления при помощи проектов позволяет достигать высокой эффективности управления по показателям производительности, оптимизации сроков и затрат на выполнения отдельных работ, этапов, проекта в целом. Во многих странах по проектной системе работают не только государственные организации, но и правительства.
Источник: vuzlit.com