Получение технических условий, определяющих возможность подключения объекта капитального (некапитального) строительства (реконструкции) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения города Получение технических условий, …
Кому принадлежат внешние инженерные сети, построенные на деньги дольщиков?
Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», разрешает Застройщику за счет денежных средств дольщиков возводить внешние инженерные сети в границах земельного участка, выделенного под строительство. При этом закон ничего не говорит о том, кому эти инженерные сети принадлежат после ввода здания в эксплуатацию.
Проблемная недвижимость
После окончания строительства застройщики часто сталкиваются с вопросом, что делать с построенными коммуникациями, расположенными в границах земельного участка, выделенного под строительство.
· Может ли Застройщик передать инженерные сети в управление управляющей компании?
· Вправе ли Застройщик передать инженерные сети в аренду или собственность ресурсоснабжающей организации?
· Должны ли начисляться налоги при передаче инженерных сетей в собственность ресурсоснабжающих организаций?
Это только часть вопросов, на которые должен ответить застройщик, решая судьбу оставшихся у него на балансе инженерных сетей. Ответ зависит от того, кто является собственником построенных сетей. А с этим ясности как раз и нет.
Когда общие сети не являются общедомовым имуществом
Как правило, дольщики становятся собственниками инженерных сетей в силу закона. Статья 36 Жилищного Кодекса РФ, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 устанавливают перечень имущества, которое в сиу закона является общим имуществом всех собственников дома. В частности, к такому имуществу относятся трансформаторные подстанции, тепловые пункты и наружные сети, которые обслуживают более одного помещения в одном доме.
Сложности с трактовкой этих норм возникают, когда к трансформаторным подстанциям, тепловым пунктам, ливневой канализации и другим объектам подключены сразу несколько домов. Будут ли такие объекты обладать статусом общего имущества в силу закона?
Из судебной практики следует однозначный вывод: нет, не будут.
Показательным в этом отношении является Постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2009 N 14801/08 по делу N А72-5489/06-22/219. В этом деле суд столкнулся с ситуацией, когда через подвал одного дома к другому дому проходила транзитная труба отопления. Собственники первого дома утверждали, что они являются и собственниками транзитной трубы, поскольку она расположена в их подвале и отапливает, в том числе, их дом. Собственники второго здания возражали, что не имеет значения чей подвал, на статус трубы это не влияет.
Высший Арбитражный суд РФ рассмотрел дело и ответил, что правы собственники второго здания. По смыслу пунктов 5, 6 Правил содержания имущества тепловые сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему отопления, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме. Часть подвальных тепловых сетей, которая осуществляет теплоснабжение, как жилого дома, так и отдельного здания за пределами дома, не может быть отнесена к общему имуществу.
Отсюда следует интересный вывод: инженерные сети, построенные на деньги дольщиков, но обслуживающие больше одного дома, не являются общим имуществом.
Бесхозное имущество в нагрузку муниципалитету
У застройщиков часто возникает желание передать построенные инженерные сети муниципалитету. В некоторых случаях это допустимо и даже является обязанностью застройщика. Инженерные сети должны быть переданы органам местного самоуправления в следующих случаях:
· По договору о развитии застроенной территории, если это предусмотрено договором (пункт 2 часть 4 статьи 46.2. Градостроительного Кодекса РФ);
· По договору о комплексном освоении территории, если это предусмотрено договором (пункт 2 часть 6 статьи 46.4 Градостроительного Кодекса РФ);
· В соответствии с постановлением правительства Москвы от 22 августа 2000 г. № 660 «О порядке приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы»;
· В Пункте 7 Постановления Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», правительство рекомендовало органам местного самоуправления принимать созданные за счет правообладателя земельного участка за пределами границ земельного участка сети инженерно-технического обеспечения в муниципальную (государственную) собственность. Однако это право, а не обязанность муниципалитета, которое ко всему прочему не касается инженерных сетей, созданных внутри земельного участка.
Как видно перечень является достаточно ограниченным. Это заставляет заинтересованных лиц ухищряется, и пытаться передать наружные сети муниципалитету, как бесхозное имущество на основании статьи 225 ГК РФ.
Интересна позиция, изложенная в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 мая 2015 г. по делу № А73-11133/2014. В этом деле суд пришел к выводу, что наружные инженерные сети, не являющиеся общим имуществом, пусть даже и созданные при строительстве здания, не являются имуществом дольщиков. Суд фактически признал такие сети бесхозные, но указал, что у Мэрии отсутствует обязанность принять такие сети себе на учет.
Сославшись на нормы пунктов 5, 6 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» суд отметил, что ресурсоснабжающии организации вправе эксплуатировать бесхозяйные объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также определяют порядок учета понесенных в этой связи расходов. Поэтому урегулировать статус наружных сетей должны между собой ресурсоснабжающия организация и муниципалитет. Собственников дома эти отношения волновать не должны.
Такая позиция напоминает страуса, прячущего голову в песок. Она позволяет решить проблему с практической точки зрения, но с правовой не выдерживает критики. Если инженерные сети кто-то построил, значит, у них есть собственник. И суд должен был решить, кто им является.
Бремя застройщика
В соответствии со статьей 218 Гражданского Кодекса РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Застройщик заинтересован в строительстве наружных инженерных сетей и обладает правом аренды или собственности на участок, предоставленный под строительство. Исходя из этих позиций, застройщик может быть признан собственником инженерных сетей.
Интересным является вывод, изложенный в Постановлении Президиума Красноярского краевого суда от 26.06.2018 по делу N 44Г-71/2018, 44Г-72/2018. Суд стал дословно толковать договор долевого участия, согласно которому предметом договора, являлась квартира в доме, но не трансформаторная подстанция. Суд учел, что трансформаторная подстанция входит в комплекс электроустановки, обеспечивающей электроснабжение микрорайона по кольцевой сети, т.е. не является общим имуществом. На основании этого суд признал, что у дольщиков отсутствуют права на трансформаторную подстанцию, собственников которой является застройщик.
Против такого подхода есть ряд возражений:
1. Земельный участок после завершения строительства отходит дольщикам. Из этого правила есть исключения, когда земельный участок, например, выделяется именно под строительство трансформаторной подстанции;
2. Инженерные сети могут строиться за счет дольщиков. Передача таких инженерных сетей застройщику можно рассматривать как своеобразное дарение денежных средств;
3. Застройщик строит инженерные сети не для их дальнейшей эксплуатации. В некоторых случаях застройщики создают дочерние компании, которые в дальнейшем обслуживают дома, возведенные застройщиком. Если застройщик не собирается обслуживать дома ни сам, ни через подконтрольную управляющую компанию, то насколько оправдано возлагать на него бремя содержания инженерных коммуникаций, которые нужны собственникам помещений в доме.
Для многих застройщиков инженерные коммуникации являются бременем, которое они не хотят возлагать на себя.
Общее имущество собственников нескольких домов
Мы вернулись к тому, с чего начали – могут ли собственниками общих инженерных сетей являться дольщики всех домов, которые к этим инженерным сетям подключены? Если дома два, то дольщики двух домов владеют и принадлежат этими инженерными сетями. Если дома три, то дольщики трех домов владеют сетями. А если у вас ливневая канализация обслуживает десять домов, то значит все десять тысяч жителей и являются собственниками этой ливневой канализации.
Такой вывод плавно вытекает из статьи 18.1 закона о долевом участии. Согласно указанной норме объекты социальной структуры, обслуживающие несколько домов, могут по соглашению быть переданы в долевую собственность всем собственникам. Конечно, в первую очередь закон под объектами социальной инфраструктуры понимает школы, детские сады, поликлиники, хотя вопрос о возможности передачи таких объектов дольщикам вызывает еще больше вопросов. Но, представляется, что к ним могут быть отнесены и трансформаторные подстанции, и другие инженерные сети, и даже дороги.
Для применения статьи 18.1. существует ряд условий. Как минимум должно быть заключено соответствующее соглашение с дольщиком. О фактах подписания таких соглашений мне неизвестно.
Можно настаивать на том, что несоблюдение застройщиком обязанности заключить соответствующие договоры с дольщиком, не лишает последних права собственности на инженерные сети, созданные на их земельном участке, за их счет и для их нужд.
На моей практики был случай, когда застройщик принял решение передать на баланс управляющей компании трансформаторную подстанцию, как общее имущество всех дольщиков, руководствуясь именно тем, что построена она была за счет средств дольщиков нескольких домов. Особенность гражданского оборота инженерных сетей и линейных объектов позволили это сделать без государственной регистрации права собственности.
Вот только нужна ли такая «радость» в виде регистрации права собственности самим дольщикам? После регистрации дольщики становятся собственником самостоятельного объекта недвижимости. Это не общее имущество, которое следует судьбе основной вещи. Если собственник продал квартиру, то он должен продать одну тысячную доли в праве собственности на трансформаторную подстанцию с соблюдением преимущественное право покупки другими дольщиками. Процедуру можно обойти, подарив долю новому собственнику. Оплатить дополнительную государственную пошлину и уговорить нового собственника принять «подарок» придется в любом случае. Обороноспособность квартиры усложняется.
Дальше возникает еще больше вопросов. Вы дольщик, и хотите, чтобы трансформаторную подстанцию обслуживала управляющая компания? Соберите общее собрание собственников всех домов. Хорошо, если будет одна управляющая компания на несколько домов. Можно собрать подписи о передачи объектов инфраструктуры в аренду ресурсоснабжающих организаций, если они не против, но вот кто будет подписывать такой договор от имени собственников? Еще хуже, если, вам надо будет присоединиться к ливневой канализации, у которой десять тысяч собственников. Для этого надо будет собрать подписи не менее, чем у двух третей из них.
Тут уж уместно создавать отдельную администрацию, которая будет обслуживать отдельные инженерные сети. Департамент по обслуживанию трансформаторной подстанции. Департамент по обслуживанию велосипедных дорожек. Народные органы местного самоуправления, которые начнут дублировать функции органов местного самоуправления с местечковым размахом. Над этим можно было бы смеяться, если бы за этой иронией не было реальной проблемы.
Неутешительные выводы
Сегодня существует целый пласт отношений в сфере градостроительства и коммунального обслуживания, находящийся в поле правовой неопределенности. Огромные количества инженерных сетей с неясным статусом, которые могут выходить из строя, требуют ремонта, нуждаются в использовании для подключения к ним новых домов и зданий. И такая же неопределенная судебная практика, которая не знает, что с этими инженерными сетями делать, предлагая каждый раз новые варианты. Стабильность и определенность гражданского оборота требует окончательного решения этого вопроса, которые будет учитывать интересы всех сторон и не создавать неоправданных трудностей в распоряжении и пользовании инженерными сетями. Если есть имущество, должен быть и собственник.
Согласно Градостроительному Кодексу РФ РАЗРЕШЕНИЕ на ввод в эксплуатацию — документ, удостоверяющий выполнение строительства , реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме, в соответствии с разрешением на строительство , соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства , реконструкции линейного объекта – проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации. … С этой точки зрения линейный объект — это вид сооружения.
Процессы, связанные с подключением объекта
Получение технических условий, определяющих возможность подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения города (далее по тексту ТУ) требуется на момент подготовки градостроительного плана земельных участков, предназначенных под строительство (реконструкцию) объектов капитального (некапитального) строительства на территории городского поселения. Технические условия подтверждают техническую возможность подключения объекта и содержат данные о нагрузках, точках подключения, плате за подключение и сроке действия технических условий.
Взаимоотношения между МУП города Хабаровска «Водоканал», органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления ТУ для строящихся, реконструируемых или построенных, но неподключенных объектов, включая порядок направления запроса, а также критерии возможности подключения, регулируются Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83.
Для получения ТУ орган местного самоуправления или правообладатель земельного участка предоставляет в адрес нашего предприятия запрос, содержащий информацию в соответствии с нормативными правовыми актами законодательства РФ:
- наименование лица, направившего запрос, его местонахождение и почтовый адрес;
- нотариально заверенные копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего запрос;
- правоустанавливающие документы на земельный участок (для правообладателя земельного участка);
- информацию о границах земельного участка, на котором планируется осуществить строительство объекта капитального строительства или на котором расположен реконструируемый объект капитального строительства;
- информацию о разрешенном использовании земельного участка;
- информацию о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, соответствующих данному земельному участку;
- необходимые виды ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения, а также виды подключаемых сетей инженерно-технического обеспечения;
- планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);
- планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации).
При подключении нескольких существующих частных (индивидуальных) жилых домов, расположенных на одной улице и имеющих единую точку подключения, необходимо предоставлять заявления от всех собственников.
Полученные ТУ включаются в градостроительный план земельного участка.
В случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта или подключение построенного (существующего) объекта и если ТУ для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей холодного водоснабжения и водоотведения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения ТУ.
Если правообладатель земельного участка не имеет сведений об организации, выдающей технические условия, он обращается в орган местного самоуправления с запросом о представлении сведений о такой организации, а орган местного самоуправления представляет в течение 2 рабочих дней с даты обращения сведения о соответствующей организации, включая наименование, юридический и фактический адреса.
Если у правообладателя земельного участка имеются ТУ и срок их действия не истек, а также если не изменились параметры и нагрузки подключаемых объектов, получение новых ТУ не требуется.
Получение ТУ не требуется также и в случае, если правообладателем земельного участка, на котором расположен строящийся (реконструируемый), ранее построенный, но неподключенный объект, определены необходимые ему нагрузки, требующиеся для обеспечения водоснабжения и водоотведения.
Сроки подготовки ТУ
При предоставлении заявителем полного пакета вышеперечисленных документов МУП города Хабаровска «Водоканал» определяются критерии возможности подключения объекта на основе анализа резерва мощности по производству ресурсов и пропускной способности существующих сетей водопровода и канализации централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения города. При наличии технической возможности подготавливаются ТУ или информация о плате за подключение (технологическое присоединение) объекта к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения города.
ТУ выдаются в течение 7 рабочих дней с даты получения запроса без взимания платы.
Отсутствие на момент запроса резерва мощности по производству ресурсов и пропускной способности существующих сетей водопровода и канализации является основанием для отказа в выдаче ТУ, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционной программе предприятия.
ТУ содержат следующие данные:
- максимальная нагрузка в возможных точках подключения;
- срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ (при их наличии);
- срок действия ТУ, исчисляемый с даты их выдачи и составляющий (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее 5 лет, а в остальных случаях не менее 3 лет. По истечении этого срока параметры выданных ТУ могут быть изменены.
Информация о плате за подключение объекта содержит:
- данные о тарифе на подключение, утвержденном на момент выдачи ТУ в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- дату окончания срока действия указанного тарифа (если период действия этого тарифа истекает ранее окончания срока действия ТУ);
- дату повторного обращения за информацией о плате за подключение (если на момент выдачи ТУ тариф на подключение на период их действия не установлен).
При смене правообладателя земельного участка, которому были выданы ТУ, новый правообладатель вправе воспользоваться этими ТУ, уведомив МУП города Хабаровска «Водоканал», о смене правообладателя.
Интересующую информацию о действующих тарифах возможно получить в разделе «Тарифы на подключение».
Заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального (некапитального) строительства (реконструкции) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения города
Данный этап реализуется при принятии заявителем (заказчиком) решения о начале строительства (реконструкции) объекта и уточнении подключаемых нагрузок в течение одного года с даты получения ТУ.
Подключение объектов к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов, федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и вытекающих из него нормативных актов, на основании договоров о подключении (технологическом присоединении), заключенных между сторонами, в соответствии с типовыми договорами о подключении (технологическом присоединении), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645.
Договорами о подключении (технологическом присоединении) объекта к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения для лица, обратившегося с заявлением о подключении, определяются условия подключения и плата за подключение. Плата за подключение (технологическое присоединение) объекта рассчитывается на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях, предусмотренных нормативными документами законодательства РФ. (Интересующую информацию о действующих тарифах возможно получить в разделе «Тарифы на подключение»).
Размер платы за подключение рассчитывается МУП города Хабаровска «Водоканал» исходя из установленных Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 № 406.
В отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 250 куб. метров в сутки и (или) осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с наружным диаметром, превышающим 250 мм (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Взимание с заявителя (заказчика) иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается.
Договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Для заключения договора о подключении (технологическом присоединении) и получения условий подключения (технологического присоединения) заявитель (заказчик) направляет в адрес МУП города Хабаровска «Водоканал» заявление о подключении, содержащее полное и сокращенное наименования заявителя (заказчика) (для физических лиц – фамилия, имя, отчество), его местонахождение и почтовый адрес, наименование подключаемого объекта и кадастровый номер земельного участка, на котором располагается подключаемый объект, данные об общей подключаемой нагрузке с приложением следующих документов:
- копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление;
- нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на земельный участок, нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на подключаемый объект, ранее построенный и введенный в эксплуатацию, а для строящихся объектов – копия разрешения на строительство (за исключением объектов, для строительства которых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется);
- ситуационный план расположения объекта с привязкой к территории населенного пункта;
- топографическая карта участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованная с эксплуатирующими организациями;
- информация о сроках строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию строящегося (реконструируемого) объекта;
- баланс водопотребления и водоотведения подключаемого объекта в период использования максимальной величины мощности (нагрузки) с указанием целей использования холодной воды и распределением объемов подключаемой нагрузки по целям использования, в том числе на пожаротушение, периодические нужды, заполнение и опорожнение бассейнов, прием поверхностных сточных вод, а также с распределением общего объема сточных вод по канализационным выпускам (в процентах);
- сведения о составе и свойствах сточных вод, намеченных к отведению в централизованную систему водоотведения;
- сведения о назначении объекта, высоте и об этажности зданий, строений, сооружений.
- градостроительный план земельного участка (при подключении линейного объекта – проект планировки территории и проект межевания территории), результаты инженерных изысканий либо ссылка на государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, где размещаются соответствующие результаты инженерных изысканий.
В случае если заявитель ранее предоставлял предприятию такие документы при получении технических условий подключения и сведения, содержащиеся в этих документах, не изменились, повторное предоставление документов не требуется.
Сроки заключения договора:
МУП города Хабаровска «Водоканал» в течение 3 рабочих дней рассматривает полученные документы и проверяет их на соответствие вышеуказанному перечню и соответствие представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, высоте и этажности зданий, строений и сооружений.
В случае некомплектности представленных документов или несоответствия представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, его высоте и этажности МУП города Хабаровска «Водоканал» в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявления до получения недостающих сведений и (или) документов.
В случае непредставления заявителем недостающих сведений и (или) документов в течение указанного срока МУП города Хабаровска «Водоканал» аннулирует заявление и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании указанного заявления.
В случае представления заявителем (заказчиком) сведений и документов в полном объеме и наличия технической возможности подключения (технологического присоединения), а также при условии наличия в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), для объектов, не превышающих предельный уровень нагрузки, МУП города Хабаровска «Водоканал» в течение 20 рабочих дней направляет заявителю подписанный договор о подключении (технологическом присоединении) с приложением условий подключения (технологического присоединения) и расчета платы за подключение (технологическое присоединение).
В случае определения платы за подключение (технологическое присоединение) объекта по индивидуальному тарифу, срок подготовки договора увеличивается до 70 календарных дней (за исключением праздничных). Данный срок складывается:
- из срока подготовки МУП города Хабаровска «Водоканал» комплекта документов (30 календарных дней);
- из срока рассмотрения Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края комплекта документов и утверждения ставки индивидуального тарифа (30 календарных дней);
- подготовки МУП города Хабаровска «Водоканал» проекта договора о подключении (10 календарных дней).
Заявитель подписывает 2 экземпляра проекта договора о подключении (технологическом присоединении) в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного предприятием проекта договора и направляет в указанный срок один экземпляр в адрес предприятия.
Для заключения договора о подключении по истечении этого срока, но в течение срока действия технических условий, заявитель вправе повторно обратиться с заявлением о подключении (технологическом присоединении) в МУП города Хабаровска «Водоканал», при этом повторного представления вышеперечисленных документов, если фактические обстоятельства на день подачи нового заявления по сравнению с указанными в представленных ранее документах не изменились и являются актуальными на день повторного представления, не требуется.
Договор считается заключенным со дня получения предприятием подписанного заявителем договора, если иное не установлено этим договором.
В случае непредставления заявителем в адрес МУП города Хабаровска «Водоканал» подписанного проекта договора о подключении (технологическом присоединении) либо мотивированного отказа от подписания договора заявка о подключении (технологическом присоединении) аннулируется не ранее чем через 30 рабочих дней со дня получения заявителем подписанного исполнителем проекта договора о подключении (технологическом присоединении).
Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется по результатам проектирования подключения, проводимого МУП города Хабаровска «Водоканал» на основании предоставляемых заявителем исходных данных для проектирования подключения.
В течение 30 календарных дней с даты заключения договора о подключении (технологическом присоединении) заявитель обязан предоставить МУП города Хабаровска «Водоканал» следующие документы, содержащие исходные данные для проектирования подключения:
план колодца, подвального помещения (техподполья) или иного помещения (иных помещений) проектируемого (существующего) объекта капитального строительства с указанием мест водопроводного ввода, узла учета холодной воды, канализационного выпуска;
планово-высотное положение проектируемого канализационного колодца с указанием отметки лотка, проектируемого на границе земельного участка заявителя;
план организации рельефа (вертикальная планировка) земельного участка, на котором осуществляется застройка.
Срок представления заявителем документов, содержащих исходные данные для проектирования подключения, может быть продлен по решению МУП города Хабаровска «Водоканал» (в случае письменного обращения заявителя), но не более чем на 30 календарных дней.
В случае непредставления заявителем в указанные сроки документов, содержащих исходные данные для проектирования подключения, МУП города Хабаровска «Водоканал» вправе расторгнуть договор о подключении (технологическом присоединении) в одностороннем порядке. При этом заявитель обязан возместить предприятию фактически понесенные затраты, связанные с исполнением им договора о подключении (технологическом присоединении).
Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения при наличии на день заключения договора о подключении технической возможности подключения (технологического присоединения) осуществляется в срок, не превышающий 18 месяцев со дня заключения договора о подключении, если более длительные сроки не указаны в заявке заявителя, после направления заявителем уведомления о выполнении условий подключения (технологического присоединения).
Отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения):
При отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности (пропускной способности сетей и сооружений) и при отсутствии резерва мощности по производству соответствующего ресурса, необходимых для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления – в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.
В случае отсутствия на дату обращения заявителя утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение (технологическое присоединение), но при включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу организации водопроводно-канализационного хозяйства, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления – в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) в течение 30 дней со дня поступления обращения рассматривает такое обращение и принимает решение о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), о применении тарифа на подключение (технологическое присоединение) или индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) и определяет финансовые потребности, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), или принимает решение об отказе во включении в инвестиционную программу указанных мероприятий с обоснованием принятого решения и направляет уведомление о принятом решении в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В случае принятия уполномоченным органом решения о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), финансовые потребности организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), учитываются при установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) или тарифов такой организации на очередной период регулирования. При этом сроки осуществления подключения (технологического присоединения) заявителей, для подключения (технологического присоединения) которых необходимо выполнение указанных мероприятий, устанавливаются в соответствии со сроками завершения реализации этих мероприятий.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства направляет заявителю проект договора о подключении (технологическом присоединении) и условия подключения (технологического присоединения) не позднее 10 рабочих дней после внесения изменений в инвестиционную программу и определения размера платы за подключение (технологическое присоединение).
Проверка и согласование рабочих чертежей наружных сетей водопровода и канализации и сооружений на них строящихся (реконструируемых) объектов капитального (некапитального) строительства
На основании условий подключения (технологического присоединения), являющихся приложением № 1 к договору о подключении (технологическом присоединении), заказчиком в установленном нормативными документами порядке разрабатывается проектная документация. Рабочие чертежи наружных сетей и сооружений холодного водоснабжения и водоотведения согласовываются с МУП города Хабаровска «Водоканал».
МУП города Хабаровска «Водоканал» в течение 14 рабочих дней выдает заключение по рабочим чертежам. В случае необходимости проведения натурных обследований срок выдачи заключения увеличивается до 30 рабочих дней. Ответственность за соответствие разработанной проектной документации требованиям нормативных документов в области проектирования и строительства несет проектная организация.
Ведение технического надзора над строительством сетей и оборудования на них строящихся (реконструируемых) объектов капитального (некапитального) строительства в части их соответствия условиям подключения и проектной документации
В связи с тем, что строящиеся сети, сооружения водопровода и (или) канализации объекта подключаются к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения города, все работы по возведению сетей водопровода и канализации, оборудования на них, предусмотренные проектом для присоединения объекта, выполняются заказчиком под техническим надзором МУП города Хабаровска «Водоканал».
Между сторонами заключается договор на ведение технического надзора (в смете на строительство предусматриваются соответствующие средства). Договор на ведение технического надзора подготавливается на основании обращения заявителя (заказчика) в двух подлинных экземплярах, в течение 15 рабочих дней с момента получения заявки, если иное не предусмотрено договором о подключении (технологическом присоединении).
Заявитель (заказчик) обеспечивает доступ представителей МУП города Хабаровска «Водоканал» на территорию объекта для проверки выполнения условий подключения и установки пломб на приборы учета ресурсов, кранах и задвижках на их обводах.
Представителями технического надзора МУП города Хабаровска «Водоканал» проводится проверка и подписываются акты на выполненные работы в соответствии с нормативными документами законодательства РФ в данной области.
Подключение (технологическое присоединение) объекта к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения
Заявитель (заказчик) после выполнения мероприятий по строительству сетей холодного водоснабжения и (или) водоотведения, сооружений на них, объекта, подает письменную заявку в МУП города Хабаровска «Водоканал» о подключении (технологическом присоединении) объекта к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
МУП города Хабаровска «Водоканал» выполняется подключение (технологическое присоединение) в сроки, оговоренные договором о подключении.
В случае если плата за работы по присоединению построенных сетей и оборудования объекта в точке подключения к сетям централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения не включена в состав платы за подключение (технологическое присоединение), такие работы могут выполняться МУП города Хабаровска «Водоканал» по отдельному возмездному договору.
МУП города Хабаровска «Водоканал» (цеха «Водоснабжение» и «Водоотведение») в течение 3 рабочих дней выполняется описание работ по подключению объекта к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения для заключения договора на оказание услуг.
Сметно-договорным отделом МУП города Хабаровска «Водоканал» подготавливается договор на оказание услуг по подключению (технологическому присоединению) после 100% предоплаты заказчиком работ по подключению (технологическому присоединению). Цехами «Водоснабжение» и «Водоотведение» выполняются данные работы в оговоренные сроки согласно утвержденной на предприятии инструкции.
Проверка и прием исполнительной документации построенных сетей и сооружений на них
Заявитель (заказчик) в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов законодательства РФ в области подготовки исполнительной документации по окончании строительно-монтажных работ на сетях и сооружениях холодного водоснабжения и водоотведения объекта представляет в отдел перспективного развития МУП города Хабаровска «Водоканал»:
- Исполнительную документацию построенных сетей и оборудования на них, заверенную печатью департамента архитектуры, строительства и землепользования (Д А, С и З), на бумажном и электронном (в формате mid/mif) носителях;
- Акты на скрытые работы, испытание трубопроводов (опрессовку), промывку труб;
- Копии платежных документов по оплате счетов по промывке труб, техническому надзору (если данная плата не входит в состав платы за подключение (технологическое присоединение);
- Сертификаты и паспорта на трубы, запорную и регулирующую арматуру, пожарные гидранты и другое оборудование;
- Заключения ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» о качестве воды;
- Акт о принятии в эксплуатацию узла учета воды и сточных вод (в случае если узел учета требуется в соответствии с нормативными законодательными актами в области водоотведения).
Выполнение сторонами условий договора о подключении (технологическом присоединении) объекта к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, подписание акта о подключении (технологическом присоединении)
Стороны выполняют предусмотренные договором о подключении и условиями подключения мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) объекта. Заявитель (заказчик) вносит плату за подключение (технологическое присоединение) в порядке, установленном законодательством РФ.
При необходимости обеспечения технологического процесса строительства объекта водой, заявитель (заказчик) или генеральный подрядчик обращается в МУП города Хабаровска «Водоканал» с заявлением о получении временных технических условий для подключения строительной площадки объекта.
До выполнения работ по подключению (технологическому присоединению) построенных сетей и оборудования объекта к сетям централизованной системы холодного водоснабжения заявитель (заказчик) обязан провести работы по промывке и дезинфекции построенных сетей и оборудования объекта. Работы по промывке и дезинфекции построенных сетей и оборудования могут выполняться МУП города Хабаровска «Водоканал» по отдельному возмездному договору. При этом стоимость указанных работ не включается в состав расходов, учитываемых при установлении платы за подключение.
В случае выполнения работ по промывке и дезинфекции построенных сетей и оборудования заявителем (заказчиком) собственными силами либо с привлечением третьего лица на основании отдельного договора МУП города Хабаровска «Водоканал» осуществляет контроль над выполнением указанных работ.
После промывки и дезинфекции сторонами составляется и подписывается акт о промывке и дезинфекции, в котором отражены результаты анализов качества холодной воды, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, а также сведения об определенном на основании показаний средств измерений количестве холодной воды, израсходованной на промывку.
Заявитель (заказчик) после выполнения условий подключения (технологического присоединения), в том числе мероприятий по подготовке построенных сетей и оборудования объекта к подключению (технологическому присоединению) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, направляет в адрес МУП города Хабаровска «Водоканал» соответствующее уведомление.
По окончании работ по технологическому присоединению между сторонами подписывается акт о подключении (технологическом присоединении) объекта, являющийся приложением № 5 к договору о подключении, в котором устанавливаются границы эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности сетей холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
МУП города Хабаровска «Водоканал» подписывает акт о подключении (технологическом присоединении) объекта к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в течение 5 рабочих дней со дня получения от заказчика уведомления о выполнении условий подключения (технологического присоединения) при отсутствии нарушения выданных условий подключения (технологического присоединения), установлении технической готовности построенных сетей и оборудования объекта к приему холодной воды и (или) отведению сточных вод и проведении промывки и дезинфекции сетей и оборудования объекта. Если в ходе проверки соблюдения условий подключения (технологического присоединения) будет обнаружено нарушение выданных условий подключения (технологического присоединения), в том числе отсутствие технической готовности построенных сетей и оборудования объекта к приему холодной воды и (или) отведению сточных вод, несоответствие холодной воды санитарно-гигиеническим требованиям, то МУП города Хабаровска «Водоканал» вправе отказаться от подписания акта о подключении (технологическом присоединении) объекта, направив заказчику мотивированный отказ. В случае согласия с полученным уведомлением о необходимости устранения замечаний заказчик устраняет выявленные нарушения в предусмотренный уведомлением срок и направляет в адрес МУП города Хабаровска «Водоканал» уведомление об устранении замечаний, содержащее информацию о принятых мерах по их устранению. После получения указанного уведомления МУП города Хабаровска «Водоканал» повторно осуществляет проверку соблюдения условий подключения (технологического присоединения), готовности построенных сетей и оборудования объекта к приему холодной воды и (или) отведению сточных вод и в случае отсутствия нарушений подписывает акт о подключении (технологическом присоединении) объекта не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем получения от заказчика уведомления об устранении замечаний.
Объект считается подключенным к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения с даты подписания сторонами акта о подключении (технологическом присоединении) объекта (приложение № 5 к договору о подключении).
Водоснабжение и (или) водоотведение в соответствии с условиями подключения (технологического присоединения) осуществляется МУП города Хабаровска «Водоканал» при условии получения заказчиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию после подписания сторонами актов о подключении объекта и заключения договоров холодного водоснабжения, водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.
Подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам горячего водоснабжения , холодного водоснабжения и (или) водоотведения объектов , не относящихся к объектам капитального строительства (за … (или) водоотведение, в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства . Подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам горячего водоснабжения , холодного водоснабжения и (или) водоотведения при комплексном развитии территории осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Правилами.
Оформление недвижимости. Регистрация права линейных объектов. Возможные проблемы и их решения.
Здравствуйте! Нам поступает много вопросов про то, какую недвижимость можно оформить в собственность или как зарегистрировать свою недвижимость. Попробуем сегодня подробно поговорить на тему регистрации прав собственности.
В данной статье мы предлагаем рассмотреть следующие вопросы:
- Регистрация прав собственности и оформление недвижимости;
При совершении сделок, связанных с недвижимостью всегда стает вопрос регистрации прав собственности.
1. Регистрация прав собственности и оформление недвижимости.
Для того чтобы зарегистрировать свое право собственности на объекты недвижимости, нужно подать документы в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по месту жительства или месту нахождения имущества.
Направить документы можно почтой с описью вложения и уведомлением, (подпись заявителя в этом случае должна быть удостоверена нотариусом) или подать документы в электронном виде на сайте Росреестра. А также документы на оформление недвижимости можно подать в многофункциональный центр (Далее – МФЦ).
Что для этого необходимо?
- Собрать все необходимые документы. Пакет документов зависит от типа объекта недвижимости;
- Записаться на прием или просто прийти в ближайшее отделение МФЦ;
- Совместно с сотрудником заполнить заявление о государственном кадастровом учете недвижимости и регистрации права;
- Оплатить государственную пошлину;
- Получить расписку от специалиста расписку о принятии документов ( по номеру расписки можно отследить результат обращения).
А также, есть возможность заказать выездное обслуживание (это бесплатно, но возможно только для ветеранов и инвалидов ВОВ, инвалидов 1 и 2 групп).
Важно, что заявлений должно быть столько, сколько лиц обращаются за оформлением прав (например, от продавца и от покупателя по заявлению).
При обращении с собой вы должны иметь документ – основание перехода права. Это может быть: свидетельство о праве на наследство в случае наследования имущества; документ, удостоверяющий права на землю, если регистрируется право собственности на здание, договор покупки, дарения, обмена; договор долевого участия в строительстве и прочие.
А также при себе необходимо будет иметь:
- доверенность, если кто-то из сторон сделки обращается не лично, а через представителя;
- согласие на продажу совместного имущества от супруга продавца (документ готовит нотариус) и свидетельство о браке;
- квитанция об уплате госпошлины за проводимую регистрацию прав.
Точную информацию по комплектности пакета документов, необходимых в каждом конкретном случае, можно получить на сайте Росреестр.
Что же касается сроков регистрации права собственности ? Это самый распространенный вопрос.
Отметим, что срок строго регламентирован Законом. В соответствии со ст.16 Закона №218 эти временные рамки составляют: составляет не более 12 рабочих дней.
- 7 дней при подаче документов непосредственно в Росреестр (в том числе по почте);
- 9 дней — если обращение сделано в МФЦ;
- 3 дня — если сделка была удостоверена нотариусом (если документы поданы в электронной форме — 1 рабочий день). Кстати, С февраля 2019 года нотариусы обязаны бесплатно подавать документы в Росреестр;
- 10 дней — если в Росреестр подано заявление и на регистрацию, и на кадастровый учет.
- 12 дней — в случае подачи документов через МФЦ на государственный кадастровый учет и регистрацию прав одновременно.
Отдельно остановимся на размере государственной пошлины.
Физические лица, при оформлении прав на недвижимость, должны оплатить госпошлину в размере:
- Для квартиры, дома, дачи (усадьбы, поместья) — 2 000 руб.;
- Земельного участка для ИЖС — 100 руб., земля для сельхозугодий — 50 руб., земли для дальнейшей постройке на ней зданий — 350 руб.;
- Нежилое помещение (офис или склад) — 2 000 руб.;
- Гаражное помещение — 500 руб.
Повторная выдача выписки ЕГРН будет стоить 350 рублей.
Для юридических лиц и организации цен будет другой.
- Квартира, дом, дача (усадьба, поместье) — 22 000 руб.;
- Земельный участок — 15 000 руб.;
- Промышленное и нежилое помещение — 22 000 руб.
Повторная выдача выписки ЕГРН будет стоить 1000 руб.
Квитанцию на госпошлину можно скачать на сайте Росреестра. Она действительна до тех пор, пока не изменится размер пошлины или реквизиты для перечисления денег, если по каким-то причинам не была использована. Если же стороны сделки уплатили госпошлину и вдруг передумали проводить регистрацию прав или уплатили госпошлину ошибочно, то деньги можно вернуть. Единственное сделать это нужно в течение 3 дней с момента оплаты пошлины: написать заявление о возврате на имя руководителя Ростреестра (регионального отделения).
По уплате госпошлины закон предусматривает льготы для некоторых категорий граждан и организаций (статья 333.35 НК РФ).
По окончании всех этапов регистрации настоящему владельцу выдается выписка из ЕГРН. При получении документов после регистрации права собственности рекомендуем внимательно сверить всю информацию, содержащуюся в выписке с действительными данными. Ошибок, разночтений или опечаток быть не должно.
В выписке из ЕГРН о зарегистрированных правах на имущество будет содержаться информация о самой недвижимости, правомочиях на нее, обременениях (залоге, аресте и т. п.). В выписке с информацией о переходе прав на недвижимость будут данные об имуществе, оформленных правах на него и основаниях, из-за которых права были зарегистрированы. Подробно о выписках из ЕГРН мы говорили в предыдущей статье.
2. Государственная регистрация прав на линейные объекты
Регистрация прав собственности на линейные объекты всегда вызывает немало вопросов у их правообладателей, особенно тогда, когда правоустанавливающие документы по каким-то причинам на такие объекты отсутствуют.
К линейным объектам можно отнести основные группы:
- автомобильные дороги и железнодорожные пути;
- линии электропередач (воздушные и подземные);
- трубопроводы и коллекторы;
- линии связи (линейно-кабельные сооружения);
Для постановки на кадастровый учет линейного объекта необходимо сформировать земельный участок, занимаемый им, с учетом технических и охранных зон.
Для этого необходимо:
В случае, если объект недвижимости является вновь образованным, то в данном случае необходимо провести процедуры предварительного согласования места размещения данного объекта, которая включает в себя: подготовку и согласование акта выбора земельного участка и схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории.
Ст. 25 вышеуказанного Закона говорит, что все вновь созданные объекты регистрируются на основании следующих документов:
- документ, подтверждающий права на земельный участок;
- акт ввода в эксплуатацию или иной документ, подтверждающий строительство этого объекта;
- разрешение на строительство для объектов незавершенного строительства.
Законодательно не уточняется вид правоустанавливающего документа, потому что в отношении линейных объектов может быть несколько видов правовых оснований для подтверждения прав на земельные участки.
Считаем необходимым сказать, что в случае, если выяснится, при регистрации объекта, что документов о праве нет, то в регистрации владельцу линейного объекта будет отказано.
Что делать в таком случае?
Например. После определения или уточнения границ земельного участка выяснилось, что остался линейный объект (трубопровод, кабель, канализация и пр.), который необходимо поставить на государственный учет. Для решения данного вопроса государственного регистратора устроило бы решение суда. Однако, как правило.
Земельные участки под такими объектами существует на праве собственности либо постоянного бессрочного пользования, и исковое производство в данном случае невозможно, так как нельзя предъявить иск в суд самому себе. То есть владелец объекта недвижимости может им пользоваться, может владеть, но не может распоряжаться им.
Зарегистрировать права на такой объект можно по декларации. Но скажем сразу, что каждый государственный регистратор решает субъективно, зарегистрировать право или нет.
На практике же юристы нередко сталкиваются с ситуацией, когда, получив отказ в регистрации от одного регистратора, по этому же пакету документов, другой специалист того же регистрирующего органа, может вынести положительный результат. Но ситуацию не всегда удается разрешить без решения суда.
Следует иметь в виду, что Декларация всегда составляется только на вспомогательный объект недвижимого имущества. Права на основной объект должны быть зарегистрированы.
Проверить, какой объект является основным достаточно просто: все вспомогательные объекты указаны в акте ввода в эксплуатацию основного объекта недвижимого имущества, расположенного на данном земельном участке.
А вот с основными объектами, которые были приватизированы в 1990-х гг. сложнее. В этом случае при регистрации прав на линейные объекты регистратор запрашивает информацию из БТИ, если это ему необходимо, и из архива, чтобы получить информацию о том, как и когда строился объект, когда он был введен в эксплуатацию.
Согласно Градостроительному Кодексу РФ РАЗРЕШЕНИЕ на ввод в эксплуатацию — документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме, в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта – проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Обращаем Ваше внимание, что если разрешение на строительство не требуется оформление прав на земельные участки государственной или муниципальной собственности осуществляется в упрощенном порядке.
Если же, объекты недвижимости, находятся на земельных участках, правообладателями которых являются физические лица, то необходимо заключить договора аренды с каждым из них, на части земельных участков, по которым проходит данный линейный объект.
А также в законе появилась возможность осуществлять постановку на учет и регистрировать линейные объекты как единый недвижимый комплекс (п. 1.1 ст. 16 Закона № 218-ФЗ).
Если у вас в собственности несколько объектов на земельном участке — здания, строения, сооружения, то можно обратиться в регистрирующий орган за государственной регистрацией единого недвижимого комплекса (Далее – ЕНК) в составе объектов недвижимого имущества.
Для начала необходима постановка на кадастровый учет всего недвижимого комплекса. Государственный регистратор выявляет объекты, входящие в ЕНК, проверяет права на объекты, вошедшие в комплекс, и прекращает права на них. Далее они прекращают существовать как самостоятельные объекты недвижимости.
Собственник становится владельцем ЕНК, распоряжаться которым можно только целиком, так как в законе имеется уточнение, что этот объект «неделим».
Существует еще одна форма — это предприятие как имущественный комплекс (Далее — ПИК), куда могут входить не только объекты недвижимости, но и все обязательственные права, земельные участки, договоры и пр., и может вообще не быть недвижимого имущества (согласно статье 132 ГК РФ).
Кстати, распоряжаться им можно как угодно: делить, выделять, осуществлять любые сделки с объектами, которые входят в его состав.
Но нужно отметить, что этот объект недвижимого имущества не ставится на кадастровый учет, поскольку сделать это невозможно из-за разрозненности объектов недвижимого имущества либо вообще по их отсутствию в составе этого объекта. Следовательно, ему присваивается условный номер по правилам, которые прописаны в приказе Минэкономразвития России от 23.12.2013 № 765.
Это удобно для крупных промышленных предприятий с большим количеством земельных участков и составляющих объектов недвижимости. Регистрацию ПИК осуществляет только центральный аппарат Росреестра. Но если в ПИК входят объекты недвижимости, то права на него регистрирует огран, находящийся на территории, на которой находится этот объект,. Росреестр, в свою очередь, вносит в записи ЕГРП изменения о составе предприятия как имущественного комплекса.. Но в свидетельстве о праве собственности на объект недвижимости, вошедший в ПИК, обязательно должна быть ссылка на то, что он — часть ПИК. При этом у каждого участка и объекта недвижимости будут свои кадастровые номера, а по месту нахождения будет проведена своя кадастровая оценка.
Обращаем Ваше внимание, что «Линейный объект» нельзя зарегистрировать , так как такого вида объекта в российском законодательстве нет. Определение содержится только в постановлении Правительства РФ от 11.02.2005 № 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи», где «линейный объект» рассматривается как сложная вещь и описывается порядок его регистрации.
Кинедвижимым объектам относятся земельные участки, здания, сооружения и помещения, объекты незавершенного строительства, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. С этой точки зрения линейный объект — это вид сооружения.
3. Оформление правоустанавливающего документа и проведения кадастровых работ в отношении земельных участков на период строительства и эксплуатации линейных объектов
В которой Горбунов Константин Сергеевич – Заместитель директора по развитию Компании «Региональный кадастровый центр» очень подробно раскрывает такие понятия как:
- Понятие правоустанавливающего документа на земельный участок.
- Оформление прав на земельные участки в границах действующих инженерных сооружений и естественных препятствий, на период строительства линейных объектов.
- Особенности оформление прав на период строительства и эксплуатации линейных объектов при пересечении автомобильных дорог федерального, регионального и местного значения.
- Особенности оформления прав на период строительства и эксплуатации линейных объектов при пересечении лесных участков.
Если у вас есть дополнительные вопросы, высококвалифицированные специалисты ООО «РКЦ» помогут Вам. Будем рады ответить на все возникшие вопросы. Присылайте отзывы и комментарии.
схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства ( водоснабжения и водоотведения) федерального, регионального и местного значения, схем водоснабжения и водоотведения; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.05.2010 N 341 , от 29.07.2013 N 644 , от 30.12.2013 N. КонсультантПлюс.
- https://zakon.ru/blog/2019/04/16/komu_prinadlezhat_vneshnie_inzhenernye_seti_postroennye_na_dengi_dolschikov_77996
- https://www.vodocanal.org/podklyuchenie/protsessy-svyazannye-s-podklyucheniem-obekta/
- https://rkc56.ru/articles/3422