С 1995 года в Амурской области учреждена памятная дата – 13 апреля. Этот день памяти жертв БАМЛага, Байкало-Амурского исправительно-трудового лагеря (впоследствии – Амурский железнодорожный ИТЛ, Амурский ИТЛ, Свободненский ИТЛ, АМУРлаг). 13 апреля 1932 г. вышло правительственное постановление о начале строительства БАМа.
После постановления Правительства бюро Далькрайкома ВКП (б) в течение 1932 г. принимает два постановления по БАМу: «О строительстве Байкало-Амурской магистрали» (10 июня) и «О строительстве БАМа» (19 декабря). С этого же года получает распространение и аббревиатура БАМ, – вначале среди специалистов и только в Приамурье, затем и шире.
Именно в 1932 г. в районы будущей магистрали вышли многочисленные изыскательские партии. Тогда же в основном от линии Транссиба начали закладывать промышленную и кадровую базу для обеспечения будущей дороги. Основой для промышленной базы БАМа должны были стать многочисленные города и посёлки, станции и пристани региона Приамурья и Транссиба. Кадровое же обеспечение было возложено на специально созданное управление концлагерей – БАМЛаг. Столицей «старого» или «первого» БАМа и центром БАМЛага стал г. Свободный.
Видеомэппинг «Байкало-Амурская магистраль»
Название: БАМЛаг, Амурский железнодорожный, Амурский, Свободненский, АМУРлаг.
Время существования: создан в соответствии с приказом ОГПУ № 1020/с 10.11.1932 — закрыт 22.05.1938 [1] ; 20.05.1938 – 30.01.1940; 1941 – 1945; 30.01.1941 – июнь 1946; 07.06.1947 – 29.04.1953
Подчинен: ГУЛАГ
Дислокация: Дальневосточный край, г. Свободный Хабаровского края (ныне Амурской области)
Литер: нет
Телеграфный код: нет
Производство: БАМЛаг — обслуживание работ Управления Строительства БАМа ОГПУ–НКВД [2] , что включало в период 1932–1937 гг. развитие Транссибирской железной дороги и увеличение ее пропускной способности (строительство вторых путей Забайкальской и Уссурийской железной дороги) [3] , гражданское строительство по трассе БАМа, проектно-изыскательские работы по строительству участка БАМа [4] Тында — Комсомольск [5] , укладка пути на головном участке БАМа Тахтамыгда — Тында (190 км, завершена в конце 1937 г. [6] ), с середины 1937 г. — подготовительные работы на участках Байкало-Амурской железной дороги Известковый — Усть-Ниман (Ургал), Усть-Ниман (Ургал) — Комсомольск, Тайшет — Падун, Тында — Зея, Комсомольск — Совгавань [7] . Амурский железнодорожный – строительство и обслуживание железной дороги Зея – Тында – Тахтамыгда. Амурский — строительство и обслуживание железных дорог Тында – Урульга, Ерофей Павлович, Завитая, Арга, Биракан, Биробиджан, Хабаровск, Бикин. Свободненский – обслуживание лесокомбината, мехмастерских, сельское хозяйство. АМУРлаг – золотодобыча, лесозаготовки, строительство дорог.
Численность:
- декабрь 1932 — 3 800;
- ср./г. 1933 — 35 397;
- 01.01.1934 — 62 130;
- 01.01.1935 — 153 547;
- 01.01.1936 — 180 067;
- 01.01.1937 — 127 483;
- 01.01.1938 — 200 907 (УРО) [8] ;
- 20.05.1938 – 125 313;
- 30.01.1940 – 50 040;
- 30.01.1941 – 6 069;
- 1942 – 15 333;
- 07.06.1947 – 764;
- 29.04.1953 – 1956.
Как изменится БАМ?
- начальник УС БАМа — Мрачковский С.В., с 03.05.1932 по 17.08.1933 гг. [9] ;
- дивизионный интендант Френкель Н.А., с 17.08.1933 по 22.05.1938 [10] ;
- начальник БАМЛага — Еремин Н.Ф., с 10.11.1932 [11] по 28.08.1933;
- Чунтонов М.М., с 28.08.1933 по 19.02.1934;
- дивизионный интендант Френкель Н.А. [12] , с 19.02.1934 по 22.05.1938.
- В ОИТК УМВД по Амурской области: личные дела з/к — 408 245, картотека з/к — 1135 174, материалы делопроизводства — 62 043, личные дела и картотека вольнонаемных;
- В Центральном Государственном Архиве РСФСР Дальнего Востока: «3 ед. хранения с личными делами слушателей курсов десятников».
30-40 годы были годами, когда через БАМЛаг прошли десятки тысяч людей. Десятки тысяч людей были подвергнуты моральным и физическим истязаниям. Одни из них были расстреляны, другие осуждены и направлены в концентрационные лагеря, в переселенческие зоны. Жизнь их семей и близких была превращена в беспросветную полосу унижений и страданий.
Постановлением правительства от 13.04.1932 было создано Управление строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Но рабочих рук не хватало, при официально установленном количестве работников в 25 тысяч человек, удалось привлечь только 2,5 тысячи человек. Привлекать вольнонаёмных рабочих было сложно: надо было давать высокую зарплату, предоставлять жильё, создавать условия для нормальной жизни. В малонаселённом крае это сделать сложно. И выход был найден – строительство БАМа было передано в ведомство ГУЛАГа.
Приказом ОГПУ от 10.11.1932 создаётся Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь — БАМЛаг. Управление БАМЛага подчинялось ГУЛАГу, которое находилось в Москве. Первым начальником строительства на БАМе являлся С.В. Мрачковский. Его заместителем и одновременно начальником лагеря становится Н.Ф.
Еремин.
Управление БАМЛага находилось в городе Свободном, который в ту пору был одним из самых крупных городов Дальнего Востока, уступая по количеству населения только Владивостоку, Хабаровску, Благовещенску. В Свободном долгое время располагалось управление Амурской железной дороги, а после начала строительства БАМа – управление строительством вторых путей Транссиба (на многих участках при этом прокладывался второй путь и заменялись шпалы и балласт.
В эксплуатацию вторые пути были сданы в 1937 г. – к 20-летию Октября). Так что Свободный был значительным железнодорожным центром региона. По всем направлениям будущей железной дороги развернулась сеть лагерных пунктов: десятки посёлков заключённых за колючей проволокой. В Свободном сосредоточилась основная масса лагерей, в этом смысле город стал центром не только в Амурской области, но и одним из главных в Хабаровском крае, т.е. практически на всём Дальнем Востоке. БАМЛаг уступал только Колыме с Магаданом.
Управление БАМЛага ОГПУ, впоследствии переименованное в АМУРлаг НКВД, размещалось в здании Управления железной дороги. Управление БАМЛага состояло из отделов: административный, учетно-распределительный (УРО), 3-й отдел, санитарный, культурно-воспитательный (КВО), сельскохозяйственный, финансовый, научно-исследовательский, проектный, производственный, транспортный, контрольно-плановый, отделы изысканий, планирования населенных пунктов и отчуждения, механизации и рационализации, подсобных предприятий и другие. Всего их было около двадцати.
В апреле 1933 г. управление БАМЛага издало специальное письменное распоряжение «О наименовании будущих станций и разъездов БАМа и в связи с этим о наименовании лагпунктов». Циркуляр отмечал, что командировки и лагпункты БАМЛага носят наименования либо протекающих вблизи речек и ручьев (Крестовка, Коровиха, Муртыгит), либо наименования были взяты произвольно (Дита, Полянная, Сочи). Такой подход расценивался как ошибочный, поскольку «командировки и лагпункты создавались там, где в будущем будут строиться станции и разъезды БАМа», и обозначения структурных подразделений БАМЛага со временем могли перейти к пунктам железной дороги.
Управление Байкало-Амурского ИТЛ рекомендовало практиковать такие названия, как «Вторая пятилетка», «Ударник», «Труд», «Трудовой энтузиазм», «Перековка», «Бамармеец», «План», «Темпы», «Большевик». Эти и иные названия должны были отражать «революционное время второй пятилетки», раскрывать формы труда, применяемые на стройке. В подразделениях БАМЛага стали появляться названия «Куем будущее», «Победитель тайги», «Красный строитель», «Новый путь», «Путь к исправлению», «Октябрьский штурм» и т.п.
Вскоре первое руководство с рядом специалистов было репрессировано по ложному обвинению. Судьбой БАМЛага стали заведовать новые люди. Костяком персонала, как управленческого, так и инженерно-технического, был контингент, прибывший со строительства Беломоро-Балтийского канала во главе с крупнейшим организатором подневольного труда Нафталием Ароновичем Френкелем.
Френкель оставался начальником строительства в БАМЛаге весь последующий период. Менялись лишь его заместители. Сам же он оказался одним из немногих деятелей ГУЛАГа, кто смог продержаться на такой должности и даже продвинуться наверх. Часть из прибывших специалистов – бывшие заключенные: главный инженер Бакин, инженеры Туполев, Щукин и др.
Свое руководство БАМЛагом, Френкель начал с радикального переустройства лагерных подразделений и созданию новой эффективной системы управления. Он сам разработал ее административную структуру. Например, территория от Транссиба (нулевой пикет трассы в 250 метрах от входной стрелки разъезда Тахтамыгда, назвали «БАМ», название сохранено и сегодня) до крохотного поселка Тындинского (тогда в нём проживало около трёхсот жителей), разделена на лагпункты.
Следующим структурным подразделением являлось отделение БАМЛага, которое, в свою очередь, имело свои подразделения, инспекции и сектора такие, как лагерный, комендантский, подсобных предприятий и т.д. Каждый из этих секторов, делился на несколько частей.
Например, производственный сектор имел производственно-техническую часть, группу по строительству железнодорожного пути, группу гражданских сооружений, группу связи, группу механизации и т.д. В аппарате каждого отделения были свои сектора, например, подсобных предприятий или производственный. Но и они могли меняться в зависимости от специфики стоящих перед ними задач. Управлению БАМЛага подчинялись 28 отделений БАМЛага, которые размещались в различных местах области (в Свободном, Рухлове, Тынде, Тахтамыгде, на ст. Магдагачи, в Арге и др., в Архаринском, Джелтулакском, Завитинском, Магдагачинском, Сковородинском районах).
В конце 1932 года взамен существующих районных участков БАМа УС БАМ НКПС, для выполнения строительных работ непосредственно на линии Байкало-Амурской магистрали сформировали четыре отделения БАМЛага с центрами в населенных пунктах Тахтамыгда, Зея, Стойба, Пермское (будущий г. Комсомольск на Амуре). Позже сформировали пятое, а в феврале 1933 года появляется 6-е Нюкжинское отделение со штабом в поселке Тындинский, в этом же году создают 7 и 8 отделение.
Всего на территории Амурской области располагались 8 отделений: 1-е – Муртыгит (впоследствии объединённое с № 6 (Нюкжа) и № 11 (Тында), 2-е – Урульга и Шилка, 3-е – ст. Ксеньевская, 4-е – ст. Ерофей Павлович, 5-е – Тахтамыгда, 6-е – г. Свободный, 7-е – Аргинское, 8-е – Магдагачи. Отделениям БАМЛага, в свою очередь, подчинялись лагпункты (зоны), колонии, лагучастки.
Были даже мобильные лагеря – они находились на каждой железнодорожной станции в «столыпинских» вагонах-теплушках, проходили по ведомствам строительных колонн, могли содержать до полутысячи заключённых. Бамлаговские стройколонны считались самыми мощными. Были в системе БАМЛага и сельскохозяйственные лагпункты (Джелунский, Возжаевский, Аргинский и т. д.).
Нередко лагерное отделение представляло из себя сложное хозяйство. В него входило и строительство вторых железнодорожных путей, и сооружение паровозоремонтных депо, вокзалов и других гражданских сооружений, были и механические мастерские, и свой мостострой, и пожарная команда, и подсобные сельские хозяйства, и своя агитбригада, и лагерная печать, и «околотки» — лечебницы, и изоляторы для провинившихся, и фаланги для штрафников и отказчиков, и десятки производственных фаланг, размещенных по обе стороны однопутки с сотнями заключенных — «путеармейцев».
В 1933 г. организационная структура БАМЛага имела 11 отдельных лагерных пунктов, 7 «командировок» (отделения лагпункта) и через каждые 50 км – фаланги. К началу войны насчитывалось уже 35 отделений, 793 колонны и почти 80 самостоятельных единиц. Каждый месяц Френкель получал эшелоны с новыми арестантами и его лагерь распухал по всей территории Хабаровского края (Амурская область до 1948 (?) г. входила в состав Хабаровского края).
Отдельные лагпункты выполняли различные задачи: концентрация «неполноценной рабочей силы» (слабосильные, инвалиды, хронические больные); обслуживание изыскателей; развитие сельхозпредприятий, форсирование лесозаготовок (в т.ч. шпалозаготовок); прием и распределение для поступающих в лагерь пополнений. Изменение производственной программы БАМЛага вело к закрытию старых и появлению новых ОЛП.
Отдельные лагерные пункты, в свою очередь, подразделялись на фаланги, имевшие постоянное место дислокации. Талантливый организатор и знаток лагерной жизни Н. Френкель, создал в БАМЛаге новую структуру, так называемые фаланги.
Фалангой назывался небольшой хозяйственно-самостоятельный отряд заключённых, занятых на определённых работах, численностью 250-300 человек каждая (бывали и по 500 человек). Например, необходимо было сделать выемку скалы в 30-40 тысяч кубометров за 5-6 месяцев работы, сюда и направляется фаланга.
В фаланге все заключенные повязываются круговой порукой и соревнованием за самое важное и дорогое в лагерной жизни, за пайки. Производительность фаланг была заоблачной. Тем заключенным, которые работают в фаланге плохо, не позавидуешь. Наказание он получит внутри фаланги от самих же заключенных (по его вине, они могут не получить дополнительный паек), вмешиваться во внутренние дела фаланги негласно запрещалось самим Френкелем.
Существует документ, представляющий из себя определённую ценность – дневник вохровца Чистякова, служившего в БАМЛаге в 1933-1934 гг. Среди прочих описаний и наблюдений внёс он в свой дневник и такое: «На фаланге драка, дерутся бабы. Бьют бывшую. и убивают. Мы бессильны помочь, нам на фаланге применять оружие запрещено. Мы не имеем права ходить с оружием.
Все они 35 [13] , но все же жалко человека. Эх, дорвемся, попадут, где мы правы, раскаются. Накипевшее прорвется. Черт знает что, а не третья часть [где служил Чистяков], нас жгут, дают срока, правильно или не правильно применено оружие, а з/к за убийство ничего. Ну, уж ладно пускай з/к сами себя бьют нам не пачкаться в ихней крови».
Разборкой дел внутри фаланги руководство, ИТР или охрана могли заняться только в одном случае, если не выполнялся план. Однако таких случаев было мало. Вот эти самые рабы (иначе их не назовешь) в лагерной газете и других средствах массовой информации назывались «путеармеец».
В сложных условиях лагерной жизни, заключённые показывали образцы высокопроизводительного труда, среди них было много стахановцев. Люди работали буквально на износ, так как в фалангах действовала своеобразная мотивация, так называемая система зачётов. Получив срок в 10 лет, они могли освободиться на 2-3 года раньше. А также их заставлял ударно работать дифференцированный хлебный паёк: от 200 граммов до 2 килограммов в сутки.
Суть этой новой системы точно описал человек, находившийся в начале тридцатых годов по другую сторону колючей проволоки, знаменитый автор «Колымских рассказов» Варлам Шаламов: «Ведь только в начале тридцатых годов был решен этот главный вопрос. Чем бить – палкой или пайкой, шкалой питания в зависимости от выработки. Выяснилось, что с помощью шкалы питания, обещанного сокращения срока можно заставить и «вредителей», и бытовиков не только хорошо, энергично, безвозмездно работать даже без конвоя, но и доносить, продавать всех своих соседей ради окурка, одобрительного взгляда концлагерного начальства».
Вместе с тем, нельзя ограничивать эти структурные единицы только производством. Документы свидетельствуют об их использовании для концентрации заключённых, болевших малярией, хронических больных, инвалидов, отказчиков от работы и т.д. Количество фаланг в отделениях менялось.
Постепенно, с накоплением опыта, получила очертания другая немаловажная сторона фаланговой системы – специализация. Если в первое время фалангам БАМЛага давались патриотические названия: «17 лет Октября», «Даешь темпы», «Вперед в тайгу», «Куем будущее», «Октябрьский штурм», «Большие темпы», «Победитель тайги», «Путь к исправлению», «Красный строитель», «Новый путь», «Штурм перевала» и поручались различные по характеру задания, то с расширением масштабов строительства и увеличением числа составных частей лагеря приняли и стали использовать общелагерную нумерацию и буквенную индексацию, соответствующую специфики фаланги. Например, фаланги, выполнявшие балластировочные работы, имели букву Б, земляные работы — З, на строительстве искусственных сооружений — И, карьерные — К, лесные — Л, подсобные — П, строительные — С, транспортные – Т, укладочные – У, сельскохозяйственные – Х, штабные – Ш.
С 19 декабря 1936 года фаланги БАМЛага были переименованы в колонны [14] . С этого момента во всех учётных документах и во всякой переписке запрещалось упоминать слово «фаланга». Однако сохранилась прежняя нумерация и буквенная индексация присвоенных им производственных и административно-хозяйственных функций, и конечно той сути, для чего они и были созданы.
Случалось и выдвижение женщин БАМЛага на руководящую работу в фаланги-колонны. Среди них не только отбывавшие наказание, но и вольнонаёмные — жёны чекистов, вохровцев, инженерно-технического персонала.
Начальники фаланг, их помощники по культурно-воспитательной, административной и хозяйственной работе отвечали за выполнение производственных планов. Они должны были знать своих подчинённых. На каждого заключённого заводилась карта зачёта рабочих дней работающего на производстве. Учёту и контролю уделялось серьёзное внимание.
Даже на типографских бланках личных формуляров на работающих в Байкало-Амурском ИТЛ содержалось, по меньшей мере, восемь строжайших предупреждений начальнику и его помощникам. Кроме общей информации (Ф.И.О., год рождения, когда и кем осуждён, срок и статья, когда прибыл в БАМЛаг и т.д.) в карте отмечались причины невыхода на работу: болезнь, этап, прогул, отказ, штрафной или следственный изолятор.
Прораб вносил данные о качестве работы, отношении к инструменту, к обмундированию; помощник начальника фаланги по культурно-воспитательной части – о посещении производственных совещаний, политзанятий, участии в соревновании, лагкоровской работе, в драмкружке и музкружке; помощник начальника по быту оценивал поведение заключённого, его отношение к товарищам, вписывал взыскания и поощрения.
Штаб фаланги, пользуясь трёхбалльной шкалой, мог зачесть работу заключённого «по-ударному», зачесть «не по-ударному» и даже вовсе отказать в зачёте рабочих дней.
Фаланговая система, при которой каждый человек был на виду, способствовала более жесткому и действенному контролю за количеством и качеством труда, его учёту, позволяла добиваться чёткости и слаженности в организации производства. Эта система давала возможность держать лагерников в абсолютной зависимости. Если фаланга не выполняла задания, то её руководство в лучшем случае лишалось каких-то льгот, а чаще всего – привлекалось к уголовной ответственности. О рядовых заключённых и говорить не приходится. Вот почему даже при наличии в фалангах отказчиков, дезертиров и т.д. задание старались выполнить любой ценой.
Заключенные БАМЛага строили железную дорогу в невероятно трудных географических и климатических условиях. Они прокладывали рельсы через неосвоенные территории Дальнего Востока — горы, реки, болота, преодолевая скалы, вечную мерзлоту, высокую влажность грунта.
В таких условиях строительные работы можно было вести не более 100 дней в году, но заключенные работали круглый год и в любую погоду. Когда строительство не укладывалось в сроки, администрация лагеря немедленно увеличивала рабочий день. «Работали по шестнадцать, а то и восемнадцать часов. Не успевали обсыхать. Подымали среди ночи на разгрузку, и невыспавшиеся зеки шли на стройки.
У многих появилась «куриная слепота», то есть с наступлением вечера люди переставали видеть. Все больше оставалось больных в бараке: свирепствовала малярия, простуда, ревматизм, желудочные заболевания». (С. Воронин, «Преступление без наказания») Основной инструмент, тачка, лом, лопата, кайло, носилки.
Наконец, наступал момент сдачи участков в эксплуатацию и лагерь охватывало всеобщее возбуждение: администрация объявляла о досрочном освобождении, на которое могли рассчитывать отличившиеся в труде. Но свобода доставалась часто не тем, кто ради нее надрывал силы. «Досрочно освобожденных оказалось много. И что удивительно, особенно много среди них было урок. Оказывается, их освобождали, чтобы очистить от них бригады. Для завершения строительства оставались настоящие путеармейцы».
При Управлении БАМЛага работал спецлагсуд (выездные сессии Военной коллегии Верховного суда СССР в г. Свободном), он заседал в здании особого отдела. Спецлагсуд выносил самые жестокие приговоры, высшие меры наказания следовали одна за другой. Приговоры без промедления исполнялись – в тот же день, как зачитывался приговор, заключённых расстреливали.
Нередко, человек, и так отправленный в заключение в БАМЛаг, попадал под расстрел, осуждённый к высшей мере наказания в лагере, т.к. спецлагсуд выполнял свой план по 58 статье. Это была настоящая «фабрика смерти», подобная нацистским лагерям в годы Отечественной войны в Германии. Тысячи заключённых, безвинно осуждённых по первому разу, были повторно осуждены в лагерях к высшей мере наказания.
После отмены тройки в 1939 году создан Московский спецлагсуд, он функционировал как выездная сессия. Судебные заседатели и секретари судебных заседаний были местные. В декабре 1948 года спецлагсуд расформирован. (Из воспоминаний Р.К. Алексеевой и В.Н. Нестеренко, работавших секретарем и судебным заседателем с 1947 по 1948 гг.).
Постоянные расстрелы и объявление информации о них должны были устрашать лагерников, напоминать постоянно, что карательные органы по-прежнему на посту. Карательные органы лагерей и их территориальные образования прибегали к испытанному методу монтажа больших и малых процессов: раскрывались «заговоры», пресекалась религиозная деятельность, контрреволюционная агитация и пропаганда, предупреждались «попытки восстаний» и т.д.
Кто же были эти заключенные? Это были крестьяне и рабочие, казаки и военнослужащие, интеллигенция и духовенство, безвинно осуждённые «двойками», «тройками», комиссиями ОГПУ и НКВД, осуждённые без свидетелей, без заседателей. Среди заключённых было много коммунистов.
В стране в 30-40 годы шла настоящая охота за врагами народа, за шпионами, диверсантами, люди обвинялись во вредительстве, в антисоветской пропаганде, в участии в контрреволюционных заговорах, в подготовке восстаний и т.д. В стране шли судебные процессы над «врагами народа», на предприятиях, в учреждениях, в колхозах проводились массовые митинги, митингующие требовали самых жестоких наказаний.
В районных газетах того времени публиковались сообщения с митингов, в них митингующие требовали «расстрелять бешеных собак», «раздавить ползучих гадов», «стереть с лица земли». И расстреливали, и давили «гадов», и стирали с лица земли людей, ни в чём не повинных. Большинство этих людей в настоящее время реабилитированы. Доносительство было широко распространено, городам и районам давались разнарядки, сколько врагов народа арестовать, предать суду.
- http://www.alekseevsk-amur.narod.ru/town-life/space-time-town-life.htm;
; - http://www.navigator-dv.ru/history-and-people/v-1930-x-%E2%80%93-nachale-1940-godov-v-manzovke-raspolagalsya-lagerniie-punkt-bamlaga-i-amurlaga.html;
;
;
;
;
; - Книга Памяти жертв политических репрессий Амурской области, т. 1;
- Книга Памяти жертв политических репрессий Амурской области, т. 2;
- Книга Памяти жертв политических репрессий Амурской области, т. 3;
- Книга Памяти жертв политических репрессий Амурской области, т. 4;
- Книга Памяти жертв политических репрессий Амурской области, т. 5;
- Книга Памяти жертв политических репрессий Амурской области, т. 6;
- Книга Памяти жертв политических репрессий Амурской области, т. 7.
- Интернет-портал с последующими книгами: https://bessmertnybarak.ru/books/Kniga_pamyati_Amur_obl_8/ Кому надо — пишите сюда. К сожалению, ссылка на приёмную автора Книг уже почему-то не рабочая
[1] УС БАМа НКВД и БАЙКАЛО-АМУРСКИЙ ИТЛ реорганизован в ЖДСУ на ДВ ГУЛАГа. На базе БАМЛага организованы АМУРСКИЙ, ЮЖНЫЙ, ЗАПАДНЫЙ, ВОСТОЧНЫЙ, БУРЕИНСКИЙ, ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ железнодорожные исправительно-трудовые лагеря
[2] УС БАМа НКПС организовано Постановлением СНК СССР № 544 от 13.04.32. Постановлением СНК СССР № 1650/340с от 27.10.32 строительство БАМа передано ОГПУ (вопросы проектно-изыскательских работ остались за НКПС). Передача оформлена приказом ОГПУ и приказом НКПС от 15.11.32, согласно которым расформировывалось УС БАМа НКПС и создавалось УС БАМа ОГПУ и БАЙКАЛО-АМУРСКИЙ ИТЛ. При начале строительства полной трассы БАМа (от Тайшета до Совгавани) в 1937 г. вновь организуется УС БАМа НКВД
[3] Первоначально планировалось строительство БАМа, но из-за неготовности проекта вплоть до 1937 г. основными были работы на Транссибирской магистрали
[4] В 1932 г. Байкало-Амурской магистралью (БАМ) была названа трасса ст. Уруша Забайкальской железной дороги — зимовье Тында — с. Пермское-на-Амуре (10.12.32 преобразовано в г. Комсомольск-на-Амуре) протяженностью около 2000 км. На строительство отводилось 3,5 года. Во второй половине 1937 г. решениями правительства НКВД поручено начать строительство железнодорожной магистрали от Тайшета до Совгавани (около 5000 км). Осуществление этого строительства БАМа НКВД возложил на БАМЛаг, срок окончания постройки — 1945 г.
[5] Проектно-изыскательские работы переданы в ГУЛАГ в мае 1933 г. и возвращены НКПС (Союзтранспроекту) осенью 1935 г.
[7] Фактически на участке Известковая — Ургал работы начались в 1937 г., в 1942 г. линия с большими недоделками вступила в эксплуатацию, в 1943 г. — демонтирована. В начале войны строительство участка БАМа от Ургала до Комсомольска законсервировано. К этому моменту уложено 123 км рельсовых путей. На участке Тайшет — Падун строительство началось в 1938 г., к 1941 г. построено 70 км пути (вместо 350 плановых), законсервировано в конце 1941 г. Тогда же законсервировано строительство на участке Комсомольск — Совгавань, хотя до директивных сроков открытия движения оставалось менее года
[8] При принятии решения в апреле 1932 г. о строительстве БАМа предполагалось, что УС БАМ НКПС будет использовать вольнонаемных рабочих. Однако к сентябрю 1932 г. план вербовки был выполнен лишь на 50%. При передаче в ГУЛАГ ОГПУ решено использовать на строительстве БАМа в качестве рабочей силы з/к и спецпереселенцев. В декабре 1932 г. на строительстве работали 9608 человек (из них 3652 з/к), на 01.02.1933 — 11 330 (7009 з/к), на 01.05.1933 — 32 411 (31 415 з/к)
[9] При передаче строительства БАМа из НКПС в ОГПУ назначение С.В. Мрачковского начальником УС оставлено в силе (см. Постановление СНК от 27.10.1932) и подтверждено приказом. Освобожден от занимаемой должности Постановлением СНК от 17.08.1933, освобождение оформлено также приказом
[10] Назначен Постановлением СНК СССР от 17.08.1933, назначение оформлено также приказом. Предыдущая должность — помощник главного инженера строительства Беломоро-Балтийского водного пути. При реорганизации БАМЛага назначен начальником ЖДСУ ГУЛАГа на Дальнем Востоке и начальником АМУРСКОГО ИТЛ
[11] Одновременно назначен заместителем начальника УС БАМа с оставлением в должности помощника начальника ГУЛАГа ОГПУ
[14] Вполне возможно, что переименование продиктовано тем, что в 30-е гг. фалангами назывались фашистские и правые реакционные организации в ряде стран, например, в Испании
Источник: tanya-norka.livejournal.com
Землетрясение в городе Бам. Иран 26 декабря 2003 года.
Спустя 55 лет после Ашхабадского землетрясения 1948 года, схожая трагедия произошла в городе Бам на юго-востоке Ирана. Застроенный также как и некогда Ашхабад, иранский город был полностью разрушен землетрясением.
Бам находится примерно в тысяче километрах от Тегерана. Он насчитывает возраст около двух тысяч лет. Уже в XVI-XVII веках город стал крупным торговым центром на Великом шелковом пути, проходившем из Китая и Индокитая через Центральную Азию и Иран. Поэтому на его территории было много древних построек.
Пятнадцать веков простояла городская цитадель Бама, которую называли жемчужиной архитектуры и посещали многочисленные туристы. Ни ветер, ни влага, ни афганские племена не смогли ее разрушить, пока не пришло землетрясение.
Подземный удар с магнитудой 6,7 по шкале Рихтера, почти такой же силы, как и землетрясение в Сиэтле 2001 года, произошел в пятницу — выходной для мусульман день в 05 часов 26 минут по местному времени. В это время город только просыпался, и многие люди встретили свою смерть во сне. Стены из сырцового кирпича обрушились по всему периметру домов и люди мгновенно оказывались заживо погребенными тяжелыми крышами и обломками стен.
Город Бам расположен в пустынной местности на южной границе иранского плоскогорья. Он был важным перекрестком больших шелковых и хлопковых путей. Его история восходит к временам династии Ахеменидов (с VI по IV век до н.э.). Наивысшего расцвета он достиг в период с VII по XI век.
Бам развивался в оазисе, созданном, в основном, благодаря древней и до сих пор действующей водопроводной системе, использующей подземные воды. Главные его памятники находятся в крепости Арге Бам: 38 сторожевых башен, апартаменты правителя, древний город Бам с его мечетью VIII или IX века, одной из древнейших в Иране. Арг-е Бам — самый наглядный пример средневекового города-крепости, построенного в соответствии с местной техникой использования слоев земли. В самом Арге и на прилегающих территориях после землетрясения археологи обнаружили новые свидетельства истории этого места — в частности, остатки поселений и систем ирригации парфяно-эллинистического периода (не позднее II века до н.э.).
Очаг землетрясения располагался на глубине 8 км и в 10 км от Бама, т.е. практически под самим городом. Сотрясения в эпицентре землетрясения достигали IX баллов по шкале MSK-64. Жилые дома либо разрушились полностью, превратившись в хаотическое нагромождение развалин, либо пострадали настолько основательно, что их восстановление было невозможно.
Сначала местные власти сообщали, что стихия уничтожила в Баме более 60% жилых строений. Затем появилась другая цифра — 90% строений, включая две городские больницы и всю историческую часть города, включая историческую цитадель. «Бам стерт с лица земли, здесь множество погибших и раненых, масштаб катастрофы не поддается описанию», передавали западные СМИ слова Хасана Хошрои, депутата иранского парламента от провинции Керман.
Людские потери были ужасными — несколько десятков тысяч человек. Несмотря на отсутствие точных данных, в городе с окрестностями проживало не менее двухсот тысяч человек. В самом Баме население составляло около восьмидесяти тысяч человек, из которых погибла почти половина. Как заявил руководитель департамента образования провинции Керман Мохаммед Таги-Заде — в результате землетрясения погибло 1200 учителей и десять тысяч учащихся. «Многим из учителей и учащихся нужна психологическая помощь, поскольку они перенесли тяжелейшую моральную травму», — сказал тогда руководитель городского отдела образования Бама Али Занг-Абади.
Первоначально сообщалось о тысяче погибших. Но уже к вечеру страшного дня говорилось о четырех тысячах и не менее тридцати тысячах раненных. Затем появилась цифра в двадцать тысяч погибших, позже — в 30, 40 и 50 тысяч. «Если принять, что в среднем в каждом доме жила семья из пяти человек, то количество погибших достигнет пятидесяти тысяч», — сказал тогда один из иранских чиновников.
Официальные власти Ирана заявили, что за сутки в общих могилах было захоронено 5500 жертв землетрясения. Спустя три дня представитель вооруженных сил Ирана, которые занимались захоронениями погибших, сообщил, что ими погребено 20 тысяч человек. Через четыре дня из-под завалов число извлеченных трупов достигло 30 тысяч. Местные кладбища оказались переполненными и погибших хоронили в братских могилах.
Землетрясения в Иране
* По другим данным — до 35 тысяч погибших. Сведения о числе погибших в Иране от землетрясений достаточно противоречивы.
** Два землетрясения — в феврале (1000 человек) и мае (1500 человек).
Тем временем, из-за огромного числа трупов в завалах, возникла угроза возникновения инфекционных заболеваний. «Мы начинаем чувствовать запах смерти, — сказал в то время один из иранских специалистов. — Если к концу недели район не будет очищен, появится угроза эпидемий».
Город, вернее то, что от него осталось, погрузился в скорбь и ужас — улицы были заполнены людьми, потерявших всех родственников. «Я лишилась всей семьи. Мои родители, бабушка и две сестры — все находятся под завалами», — сказала одна из жительниц Бама.
Сразу после землетрясения часть жителей бежала за пределы города в пальмовые рощи. Тысячи людей оказались под открытым небом, согреться можно было только у костров. По ночам температура воздуха опускалась ниже нуля, и несколько детей погибло от ночных заморозков.
В районном центре Керман, расположенном в 180 км севернее Бама, был создан кризисный центр. Власти призвали население очистить дорогу между Кемраном и Бамом для движения машин скорой помощи и спасателей. На тот момент основной задачей стало обеспечение пострадавших медицинской помощью, пищей и водой.
Международное сообщество немедленно откликнулось на трагедию и спустя сутки в поисково-спасательных операциях участвовало около четырехсот спасателей из шестнадцати, а затем более чем из сорока стран. Правительство Ирана заявило, что страна примет помощь всех, исключая только Израиль. В страну прибыли 45 иностранных самолетов с гуманитарной помощью.
Первыми, 26 декабря на место трагедии прибыли немецкие спасатели. Они вылетели в считанные часы после землетрясения, после того, как МИД ФРГ получил официальное согласие Тегерана.
В спасательных работах участвовали специалисты Службы технической помощи и особой Группы быстрого реагирования ЗЕЕБА, созданной в Германии специально для оказания помощи в зонах стихийных бедствий за рубежом. Пятьдесят шесть участников поисковых групп с собаками и семьдесят специалистов начали вести поиск тех, кто мог остаться в живых. Германия отправила в Иран 33 тонны продовольствия, медикаментов и др. Палаток с теплыми одеялами, походных кухонь, из Германии, хватило для обеспечения около 40 тысяч пострадавших.
Местные отделения Красного креста в разных уголках планеты немедленно откликнулись на просьбу о помощи, с которой к ним обратился иранский филиал этой организации. В субботу в Иран начали прибывать самолеты, которые доставляют, в частности, бригады спасателей со специально обученными собаками, помогающими разыскивать погребенных под обломками людей. Сотрудник отделения Красного Креста в Тегеране Кнут Касперсен.
Впервые после исламской революции 1979 года на иранской территории приземлились американские военно-транспортные самолеты с продовольствием, медикаментами, медицинским оборудованием, одеялами и палатками. Общий объем помощи США составил около четырех миллионов долларов. 27 декабря в район бедствия вылетела группа американских специалистов. В неё вошли 66 медиков, 11 спасателей и семь сотрудников Агентства США по международному развитию — ведомства, которое координирует вопросы предоставления гуманитарной помощи. 31 декабря в Баме приступил к работе американский полевой госпиталь.
В 2002 году США причислили, вместе с Ираком и Северной Кореей, Иран к «оси зла». Однако после землетрясения США временно ослабили санкции с тем, чтобы облегчить доставку гуманитарной помощи пострадавшему населению. Поскольку в США имеется многочисленная иранская община, благодаря временной отмене санкций ее члены получили возможность сделать пожертвования со счетов в американских банках непосредственно в Иран.
Иранское руководство приветствовало решение Вашингтона. Так, вице-спикер парламента Реза Хатами, брат президента Ирана, сказал, что расценивает решение США как шаг к созданию доверия. В свою очередь государственный секретарь США Колин Пауэлл отметил, что Вашингтон готов к началу открытого диалога с Тегераном.
Тем временем, на экстренном заседании Совета по сотрудничеству стран Персидского залива в Эр-Рияде было принято решение выделить четыреста миллионов долларов в качестве помощи Ирану. ООН выделила 74 миллионов долларов, а всего международному сообществу удалось собрать около пятисот миллионов долларов США.
Российские спасатели прибыли на место катастрофы 27 декабря. Два ИЛ-76 приземлились в аэропорту города Керман. На их борту находились спасатели, кинологи, врачи экстренной медицины катастроф. Были доставлены палатки, теплая одежда, одеяла, печи, станции для очистки воды, генераторы, медицинское и спасательное оборудование. Российская колонна из двух автомобилей КАМАЗ, аварийно-спасательного автомобиля и автомобиля УАЗ отправилась в город Керман.
Несмотря на большое количество спасателей, спасти удалось немногих. Зарубежные спасательные службы впервые столкнулись со спецификой спасения людей из-под развалин крайне непрочных домов. Это было связано с тем, что основное часть жилья строилась из подручных материалов, буквально рассыпавшихся в прах от сейсмического удара.
Развалины не образовывали пустот, в которых могли бы выжить люди. Их разбирать было намного легче, чем железобетонные конструкции, но вся беда заключалась в том, что откопанные даже без повреждений люди были уже мертвы. Нескольких минут нахождения в плотном завале было достаточно, что бы они задохнулись от мелкой пыли.
Спустя сутки после землетрясения из-под завалов было спасено всего 150 человек. Когда прибыли поисковые собаки живых людей стали находить значительно больше, так как из-под развалин не было слышно криков о помощи, а животные могли чувствовать живых людей. С помощью собак было спасено двадцать человек более полутора суток находившихся под развалинами.
Через два дня из-под руин было вызволено живыми только пятнадцать человек, на четвертый день всего пятеро. Еще спустя день было найдено одиннадцать живых людей. Одного из жителей спас платяной шкаф — он был обнаружен живым своей женой, вернувшейся спустя шесть дней из больницы. 1 января 2004 года была спасена девятилетняя девочка и одна беременная женщина.
Таким образом, за несколько суток спасательных работ из-под завалов было освобождено живыми около пятисот человек. Практически все спасенные имели ранения и находились в тяжелом психологическом состоянии. Отметим, как в Ашхабаде и ряде других мест, в Баме удавалось находить живых людей, проведших под завалами более пяти суток. Но их было крайне мало, в сравнении с общим числом попавших в завалы людей.
Более тяжелая ситуация наблюдалась в населенных пунктах, удаленных от Бама. Жители сельских районов в течение несколько суток после землетрясения оставались без помощи. Тому виной было отсутствие представлений у властей о масштабах катастрофы и испорченные дороги.
Через пять суток спасатели начали покидать район стихийного бедствия. Стало ясно, что шансов найти живых людей почти не осталось. Министр здравоохранения Ирана Ахмед Пезешкян заявил об отсутствии потребности в новых группах спасателей. Насущной задачей стало обеспечение уцелевших жителей медикаментами, продовольствием и водой.
В городе начали проводиться поминальные молитвы. В них принял участие духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи. Власти приняли решение о восстановлении города. «Город Бам должен вновь появиться на карте Ирана», — сказал президент Хатами на чрезвычайном заседании правительства в городе Керман.
Тем временем, еще один подземный толчок, магнитудой 5,3 по шкале Рихтера был зафиксирован южнее Бама, вблизи города Джироф. Новое землетрясение с магнитудой 4 произошло в провинции Хузестан, рядом с городом Месджеде-Солейман. 31 декабря 2003 года в Баме ощущались четыре подземных толчка — афтершока произошедшего 27 декабря землетрясения.
В 2005 году, 22 февраля от соизмеримого по силе с землетрясением в Баме, сейсмического толчка по данным официальных источников, 612 человек погибли и более 1,5 тысяч получили ранения. Более 50 деревень и сел в окрестностях Заранда были разрушены от 20 до 100%. В зоне землетрясения оказалась провинция Керман и крупные города Заранд, Хоткан, Ханук, Мотахарабад и Исламабад. Сообщается, что больше других пострадал город Заранд с населением в 135 тысяч человек.
Скорее всего, афтершоков было гораздо больше, однако в силу отсутствия как в районе Бама, как на большей части Ирана сейсмических станций, ничего нельзя сказать по этому вопросу определенно. Как десятки — сотни лет назад здесь приходится полагаться на ощущения людей и данные международных сейсмических станций. Однако последние зачастую не способны зарегистрировать слабые местные землетрясения.
Многие после землетрясения задавались одним вопросом. Как могло произойти то, что в течение одной недели при одинаковой силе землетрясений в Иране и Калифорнии, в США погибло три человека, а Иране в десять тысяч раз больше?
Столь большое количество погибших объясняется, прежде всего, повсеместным не соблюдением правил сейсмостойкого строительства. Автор, неоднократно посещая Иран, убеждался в отсутствии какой либо политики государства в этом отношении. Люди продолжают жить в домах традиционной постройки. Даже в таких городах как Кучан, Мешхед и Горган, где в прошлом неоднократно возникали сильнейшие землетрясения.
Застройка большинства иранских населенных пунктов схожа с той, которая была в Баме. Впрочем, также же, как некогда были застроены разрушенный в 1887 году город Верный (ныне — Алмата, Казахстан), уничтоженный в 1902 Андижан (Узбекистан), в 1946 году разрушенный город Казанджик и в 1948 году стертый с лица земли город Ашхабад в Туркменистане. Эти катастрофы многократно подтвердили простой факт — саманные глиняные жилища, здания из сырцового и обожженного кирпича с использованием глиняного и известкового раствора без специальных антисейсмических мероприятий не в состоянии противостоять сейсмическим ударам.
Разрушения зданий Бама произошли из-за несоблюдения элементарных правил строительства в сейсмоактивных зонах. Качество кладки и особенно раствора были недостаточными для обеспечения сопротивляемости устойчивости зданий к сейсмическим ударам. Большинство домов были своего рода мазанками с тяжёлой глиняной крышей. Другие построены из некачественного и не достаточно выдержанного в обжиге кирпича.
Обычной практикой была постройка домов в несколько этажей, основными несущими элементами которых являются одно и двутавровые металлические балки. Проемы стен заполнялись кладкой в один кирпич или полкирпича. Из-за нехватки древесины и дороговизны металла, потолки чаще всего сооружались набивным способом из кирпича.
При подземных толчках такие дома легко разрушаются и образуют сплошные завалы. В них, как правило, не образуется пустот, в которых могли бы укрыться люди. К тому же, в отличие от европейских стран, внутренне убранство иранских домов не содержит тяжелой и высокой мебели, которая могла бы принять на себя рухнувшие своды и дать возможность людям уцелеть или выбраться из-под развалин.
Скорее правилом, чем исключением является неплановая застройка населенных пунктов в Иране и отсутствие государственного контроля за строительством жилья и общественных зданий. Теми же бедами страдает строительство в соседней Турции, где число жертв от землетрясений немногим уступает Ирану.
К слову, землетрясение в Баме почти совпало не только с годовщиной сильного землетрясения в Турции 27 декабря 1939 года, но и оказалось соизмеримой с ним по числу жертв. В Турции оно также произошло в ночное время (2 часа ночи) и унесло жизни более 50 тысяч жителей турецких провинций Эрзинджан, Сивас и Самсун, а сотни тысяч получили ранения.
С другой стороны население Ирана и, возможно Турции, имеют очень слабое представление о природе землетрясений и мерах, которые необходимо предпринимать для уменьшения сейсмической опасности. «Многие считают, что это Божья воля», — заключает профессор геофизики Тегеранского университета Бахрам Акашех. Как указывалось ранее, возможно это связано с бытующими в исламе настроениями оптимистического фатализма — фатум-судьбы. Однако, эти настроения в XXI веке возможны лишь в отсутствии у широких масс населения доступа к современным знаниям.
Иными словами, когда в обществе неразвиты механизмы для обеспечения безопасности его членов, а поминание постоянной и непрерывной угрозы природных катастроф не сопровождается принятием адекватных ей мер. Это подтверждается тем, что с 1991 по 2001 годы, только по официальным данным, землетрясения в Иране унесли жизни более 17 тысяч человек, а 53 тысячи получили ранения.
Источник: namtaru.ru
«Идем с опережением графика на год»: Дмитрий Булгаков рассказал о ходе реконструкции БАМа
В 2022 году ВС РФ планируют сдать 10 объектов в рамках работ по реконструкции Байкало-Амурской магистрали.
Заместитель министра обороны России Дмитрий Булгаков на полях Международного военно-технического форума «Армия-2022» рассказал «Звезде» о том, как продвигается работа по реконструкции Байкало-Амурской магистрали. Вопреки всем трудностям, среди которых и непростые условия «вечной мерзлоты», и ведение СВО, план по БАМу, по словам представителя оборонного ведомства РФ, выполняется быстрее ожидаемого.
«Эту задачу мы выполняли и выполняем, несмотря на проведение нашей специальной военной операции. Железнодорожные войска работают. В этом году мы идем с опережением графика. Министру ежемесячно об этом докладываю», — указал Булгаков.
Как отметил замглавы Минобороны, во всех документах Минтранса указано, что ремонт 339 километров БАМ будет закончен в 2024 году. Однако в настоящий момент специалисты МО РФ идут с опережением графика на год.
«У нас всего 19 объектов. В этом году мы сдаем 10, и на следующий год сдадим девять. Сейчас уже три участка мы сдали. Уже верхнее строение пути кладут. И семь сдадим.
С опережением графика на год идем», — обозначил Дмитрий Булгаков.
Полную версию интервью с заместителем министра обороны РФ Дмитрием Булгаковым в студии «Звезды» на форуме «Армия-2022» смотрите в видео к новости.
В ходе эксклюзивного интервью Булгаков также коснулся вопроса работы Департамента по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
Источник: tvzvezda.ru
Sergey Dolya Сергей Доля
Северомуйский тоннель — самый сложный участок Байкало-Амурской магистрали. Его строили 26 лет, за это время произошло несколько аварий с человеческими жертвами. В общем сложности в 15-ти километровом тоннеле погибло 57 рабочих. Тем не менее, Северомуйский тоннель дал возможность безостановочного движения по БАМу тяжелых грузовых поездов. До его открытия такие составы приходилось расцеплять и перемещать в обход частями.
Выехали рано утром из Таксимо:
Проехали странную остановку-беседку с надписью «С НАМИ БОГ». Внутри лавки и столик, на столике сидит собачка. Более абсурдного сооружения в этих краях я не видел:
На второй день дорога вдоль БАМа стала пошире, хотя это никак не повлияло на её качество — яма на яме:
Озеро покрыто ледяными буграми:
Дорога тоже идёт волнами:
Воду для чая набираем прямо из ручья:
Сколько раз переезжали БАМ то в одну, то в другую сторону, я уже и не вспомню, сбился со счету. По моим ощущениям, не меньше полусотни раз:
Пересохшее русло реки:
Камни, долгие годы лежавшие на дне реки, приняли округлые формы. Сейчас, похоже, вода появляется тут только по весне:
Потихоньку въезжаем на территорию Бурятии (легко можно догадаться по ленточкам на деревьях):
Кроме ленточек нашу кавалькаду встретил манекен дорожного рабочего:
Кстати, Википедия подтверждает мои наблюдения: в сутки по этому участку БАМа проходит не более12-14 поездов:
Сделали небольшой перекус прямо в машине:
Между тем, с каждым часом приближаемся всё ближе к Северомуйску:
На въезде в город встретили двух женщин, которые занимались скандинавской ходьбой с палками:
Было неожиданно увидеть внезапно в тайге такую картину:
Посёлок представляет собой многочисленные бараки (преимущественно заброшенные) построенные среди деревьев:
В этом поселке как раз и находится въезд в Северомуйский тоннель:
На перевале очередная стелла с приветствием:
Тоннель рыли из шахт. Со времен строительства остались многочисленные указатели:
До Северомуйского тоннеля железная дорога проходила в обход хребта через перевалы. С этим было связано много проблем и неудобств. Поезд не мог пройти целым составом из-за наклонов перевала, приходилось разделять его на две части и ставить дополнительный локомотив. На некоторых участках набор высоты составлял 40 метров на каждый километр. Для железной дороги это очень много:
Частично наша автомобильная дорога пролегала прямо там, где раньше был железнодорожный объезд (это видно по столбам):
Указатель ближайших населенных пунктов. Некоторое недоумение вызвал Краснодар:
«Волны» дороги в лучах заходящего солнца:
Это последний пост о поездке на Чарские пески, скоро начну выкладывать фотографии Больший каменной реки в Челябинской области. Stay Tuned!
37.
Я в других социальных сетях:
Записи из этого журнала по тегу «Байкал»
Байкал с севера на юг
Наглядно представить размер Байкала можно по расстоянию от Москвы до Санкт-Петербурга. Длина самого глубокого в мире озера — 636 км, примерно…
Дорога вдоль БАМа
Байкало-Амурская магистраль — одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Её идея родилась еще в 1888 году, а один из самых сложных…
Один из самых опасных мостов в мире
Куандинский мост через реку Витим — один из самых страшных автомобильных мостов в мире. Находится он в Забайкалье. Мост не сдан в эксплуатацию,…
Самая северная и маленькая пустыня в мире
Это был один из лучших дней за всю историю экспедиций Land Rover «Открывая Россию». Мы увидели Чарские пески в Забайкальском крае: это…
Где у автомобиля ватерлиния?
Дорога до Чарских песков — самой северной пустыни в мире, — оказалось непростой. От посёлка Чара до этого Забайкальского чуда ехать около 10…
Что делать с Ольхоном?
Ситуация на Ольхоне заставила задуматься. Почему администрация не в состоянии решить элементарную проблему бытового мусора, а дополнительные…
Ситуация с мусором на острове Ольхон
На прошлой неделе был на Ольхоне — поехал принять участие в экологической программе » Чистые берега Байкала». Это социальный проект…
Байкал. Бухта Бабушка, снегопад и гонки на собаках
К сожалению, я покинул экспедицию по Байкалу раньше, чем планировалось. Тем не менее, я увидел большую часть всего, что хотел: застал…
Байкал. По дороге в Листвянку II
Предпоследний день на Байкале прошел очень энергично: мы ехали по прозрачному голубому льду в сторону юга в поселок Листвянку. По пути встретили…
Информация об этом журнале
- Цена размещения 400 жетонов
- Социальный капитал 219
- В друзьях у
- Длительность 24 часа
- Минимальная ставка 400 жетонов
- Воскресный пиар № 164
- Азербайджанская кухня
- 113 комментариев
- —
А где сам туннель?
Тема абсолютно не раскрыта. Бабло не отработано!
+1
ждал когда сам тоннель будет и нифига. Кстати, при как это «тоннель рыли из шахт»? И фотка с метростроевским логотипом.
Нет фото тоннеля. Даже въезда.
Аднака,
Уже с неделю в блоге Сергея не отображаются фотографии
Скрин тут https://gyazo.com/02f36bee9f60510538181d2e5f0a7d2a
Уже с неделю в блоге Сергея не отображаются фотографии
При попытке просмотра изображения пишет: «Your trial has expired. More info at 4sync.com»
Разобрался. У кого проблема с не отображением изображений в блоге Сергея, либо удалите все следы своего старого аккаунта 4sync, либо зайдите с другого браузера где на 4sync не логинились и все получиться!
Edited at 2015-11-16 06:57 (UTC)
Фотографии уже второй день не вижу к Вашим постам, Сергей. При попытке открыть изображение в другой вкладке получил сообщение «