Аналитика Публикации Действующее законодательство, предусматривающее детальное регулирование порядка образования земельных участков, не регламентирует механизм образования объектов капитального
Способы создания нового объекта недвижимости
В одном из комментариев, опубликованных в ответ на предыдущее обсуждение, инициированное мною, прозвучало легкое сомнение в возможности создания нового объекта недвижимости в результате реконструкции, в связи с чем попытаюсь сформулировать свою позицию по этому вопросу, однако поскольку я занимаюсь публично-правовым направлением права недвижимости, то и анализировать любую правовую категорию считаю корректным исключительно с точки зрения публичного законодательства. Речь идёт не только о градостроительном законодательстве, которое лишь создаёт предпосылки для возникновения нового объекта недвижимости, является, своего рода, «машинным отделением» права недвижимости, но и о регистрационном законодательстве, поскольку лишь после учета созданного объекта в Реестре недвижимости можно говорить о возникновении нового объекта недвижимости.
Сразу определю свои приоритеты. Я полностью солидарна с подходом, содержащимся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (далее – ВАС РФ) от 22.05.2012 № 17395/11, где в своей традиционной манере он не согласился с решениями трёх нижестоящих инстанций, которые указали, что реконструкция представляет собой изменение параметров объектов капитального строительства, а не создание нового объекта, и констатировал, что реконструкция не исключает создание нового объекта недвижимого имущества, с иными индивидуально-определенными характеристиками. Мне не понятна логика сделанного Верховным Судом РФ вывода, содержащегося в Определении от 28.06.2017 № 41-КГ17-13, в соответствии с которым новые объекты недвижимости при осуществлении реконструкции существующих объектов недвижимости не создаются.
Из контекста Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) следует, что в результате реконструкции объекта капитального строительства (ОКС), также как и в результате строительства, в отличие о капитального ремонта, появляется новый ОКС, поскольку ГрК РФ предусматривает, что разрешение на строительство (рнс) и разрешение на ввод в эксплуатацию выдаются на два вида градостроительной деятельности — строительство и реконструкцию ОКС. (Работы по приспособлению объекта культурного наследия к современному использованию в данной публикации не анализируются).
Однако для застройщика само по себе разрешение на ввод в эксплуатацию ОКС интереса не представляет, за исключением разве что бухгалтерии — с точки зрения зачисления созданного объекта на счёт основных средств, да и то в судебной практике встречается иной подход применительно к отделочным работам.
Застройщику разрешение на ввод нужно лишь для целей регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости по правилам ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – ФЗ № 218-ФЗ).
При этом возникает вопрос, а любая ли реконструкция ОКС приведёт к созданию нового объекта недвижимости, поскольку в этом случае в разделе Реестра недвижимости «Кадастр недвижимости» должны быть отражены новые основные характеристики созданного объекта. Применительно к зданию это, прежде всего, высота, площадь и площадь застройки.
П. 14 ст. 1 ГрК РФ, содержащий понятие реконструкции, (п. 14.1 ст. 1 — реконструкция линейных объектов — требует отдельного анализа) предусматривает, что существует два вида реконструкции: во-первых, реконструкция, меняющая параметры ОКС — высоту, количество этажей, площадь, объем, в том числе надстройка, пристройка, и, во-вторых, реконструкция, которая заключается лишь в замене несущих строительных конструкций, то есть не влекущая изменения параметров.
После введения кадастрового учёта объектов недвижимости для регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости был установлен следующий порядок.
Для получения разрешения на ввод в эксплуатацию кадастровый инженер должен подготовить Технический план построенного объекта, в котором отражаются основные характеристики, необходимые для постановки на кадастровый учёт вновь созданного объекта.
Технический план предоставляется в орган, уполномоченный на выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию, которое в порядке информационного взаимодействия направляется в Росреестр для постановки этого объекта на кадастровый учёт, после чего застройщик обращается с заявлением о регистрации прав на него.
Чтобы не было оснований для принятия решения о приостановлении кадастрового учёта по причине расхождения в площади объекта, отраженной в техническом плане, и площади, фигурирующей в рнс, Приказом Министерства экономического развития России (далее — МЭР РФ) от 1 марта 2016 г. № 90 был изменен порядок подсчёта площади здания и теперь при подсчете общей площади созданного объекта кадастровые инженеры внутренние стены не учитывают.
Таким образом, замена несущей строительной конструкции, особенно если она является внутренней, не повлечёт за собой изменения основных характеристик объекта, подлежащих отражению в техническом плане и в Реестре недвижимости.
Исходя из этого получается, что первый вид реконструкции, меняющий параметры объекта капитального строительства, ведёт к созданию нового объекта недвижимости. В этом случае в техническом плане будет отражён объект с иными основными характеристиками, что позволит застройщику зарегистрировать права на вновь созданный объект недвижимости.
В результате же реконструкции второго вида, нового объекта недвижимости создано не будет, поскольку параметры, основные характеристики реконструируемого здания не изменятся.
При этом если сопоставить понятие реконструкции без изменения параметров (замена, восстановление несущих строительных конструкций, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы) и понятие капитального ремонта (замена, восстановление строительных конструкций или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, а также замены отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы – п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ), то становится ясно, что они мало чем отличаются.
То есть реконструкция – это замена несущих строительных конструкций, а капитальный ремонт – это замена элементов несущих строительных конструкций на аналогичные, а также элементы, улучшающие показатели таких конструкций.
По поводу термина несущие строительные конструкции имеется «умопомрачительный» комментарий Минстроя России – термин «несущие конструкции» практически не используется в нормативно-технических документах, так как определение несущих конструкций приведено в учебниках по строительной механике и является понятным для каждого проектировщика! (Письмо Минстроя РФ от 29.09.2917 № 35062-АС/08).
Однако для осуществления реконструкции, даже не ведущей к созданию нового объекта недвижимости, необходимо преодолеть всю сложную полосу препятствий, предусмотренную ГрК РФ (экспертиза проектной документации, рнс, строительный надзор, разрешение на ввод в эксплуатацию), а для капитального ремонта ничего этого не требуется (Исключение составляет с 2020 г. капитальный ремонт с использованием бюджетных средств — необходимо будет направить проектную документацию на государственную экспертизу проектной документации в связи с включением в предмет экспертизы проверки достоверности сметной стоимости. Но эта проблема выходит за рамки данной публикации).
Такая непоследовательность публичного законодательства, а вернее отсутствие преемственности, провоцирует застройщиков подменять реконструкцию, не меняющую параметры ОКС. капитальным ремонтом.
При этом, если в результате того, что застройщик позиционирует как капитальный ремонт, будет создан объект с новыми основными характеристиками, это потребует регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости.
Однако сделать это по правилам ч. 10 ст. 40 ФЗ 218-ФЗ не получится, так как потребуется разрешение на ввод в эксплуатацию, а оно выдаётся только по результатам реконструкции. В этом случае застройщик рискует остаться с самовольной постройкой.
Таким образом, с определённой долей условности, можно сказать, что новый объект капитального строительства появится в результате любой реконструкции, новый же объект недвижимости может быть создан лишь в результате строительства и реконструкции, влекущей изменение основных характеристик реконструируемого объекта, которые найдут отражение в Реестре недвижимости. Капитальный ремонт ни при каких обстоятельствах не повлечёт создание нового объекта недвижимости.
Действующее законодательство не регулирует такого вида градостроительной деятельности как перемещение объекта капитального строительства. Термин перемещение фигурирует лишь при определении понятия объекта недвижимости, а теперь и объекта капитального строительства – невозможность перемещения без несоразмерного ущерба.
Однако представляется, что при анализе данного термина следует сместить акцент и рассматривать его сквозь призму регистрационного законодательства.
Физическое перемещение здания без несоразмерного ущерба в силу технического прогресса вполне возможно. Но будет ли такой перемещенный объект прежним объектом недвижимости? Конечно, нет. К основным характеристикам здания (ст. 7 ФЗ №218-ФЗ) относится, в том числе, местоположение здания на земельном участке и кадастровый номер земельного участка.
Соответственно, в случае перемещения объекта даже без несоразмерного ущерба появится объект с иными характеристиками, новый объект недвижимости. То есть критерий прочной связи с землей следует рассматривать не как физическую категорию, а как правовую категорию – привязка объекта недвижимости в Реестре к определенному земельному участку.
Довольно интересно складывается ситуация с разделом объекта недвижимости.
Как совершенно справедливо отмечает МЭР РФ (Письмо от 01.10.2014 № Д23и-3421), законодательство РФ не содержит положений, регламентирующих порядок раздела зданий, сооружений (в отличие от порядка раздела земельных участков, в отношении которых, кроме того, установлены требования к образуемым земельным участкам).
При разделе объекта недвижимости образуются объекты недвижимости того же вида, чтобы исходный объект недвижимости, но с собственными характеристиками, отличными от характеристик исходного объекта недвижимости, при этом сам исходный объект недвижимости прекращает свое существование.
При этом образованные объекты недвижимости должны иметь возможность быть введенными в эксплуатацию. Объекты капитального строительства не могут быть образованы в результате раздела такого объекта без реконструкции (Письмо МЭР РФ от 19.03.2015 №ОГ-Д23-3755).
Таким образом, изначально позиция МЭР РФ была ориентирована исключительно на регистрационное законодательство: действующий в то время ФЗ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в ст.25 в качестве основания регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости называл разрешение на ввод в эксплуатацию, ст. 25.3 ФЗ № 122-ФЗ, допускающая регистрацию на основании декларации, к данной ситуации была не применима.
Соответственно, независимо от того, требовалось или нет для раздела объекта недвижимости проведение строительных работ, для регистрации прав на новые объекты нужно было разрешение на ввод.
Такой подход крайне негативно сказывался на разделе домов блокированной застройки, автомобильных дорог, ЛЭП, сетей.
Однако впоследствии, возможно в связи с вступлением в силу ФЗ 218-ФЗ, МЭР РФ заняло более гибкую позицию, в соответствии с которой, если в отношении здания в силу его конструктивных особенностей не может быть осуществлен раздел, здание может быть реконструировано таким образом, чтобы его раздел стал возможен.
То есть МЭР РФ различает процедуру реконструкции как вид градостроительной деятельности, и раздел как кадастровую процедуру. И более того, допускает раздел без реконструкции при наличии заключения кадастрового инженера о возможности раздела без проведения строительных работ. Регистрация прав на образованные объекты недвижимости в этом случае будет производиться на основании технического плана (Письмо МЭР РФ от 04.04.2017 № Д23и-1881).
Проектная документация для объектов капитального строительства . В трех частях. Часть 1. Проектирование. Проектирование объектов промышленного и гражданского строительства . Проектирование это. ╪ Процесс определения следующих характеристик объекта : — Архитектура — Внешний вид — Состав — Прочие характеристики. … обеспечивающих создание требуемого напора воды ╪Материалах труб систем водоснабжения ╪Мерах по защите труб от агрессивного воздействия грунтов и. грунтовых вод ╪Качестве воды. Содержит расчеты. ╪Расхода горячей и холодной воды ╪Баланса водопотребления и водоотведения по объекту .
Аналитика Публикации
Действующее законодательство, предусматривающее детальное регулирование порядка образования земельных участков, не регламентирует механизм образования объектов капитального строительства из уже существующих объектов. В связи с этим на практике возникает значительное количество споров относительно того, в каком порядке должны проводиться учетно-регистрационные действия при образовании таких объектов, в частности при разделе или объединении исходных объектов капитального строительства.
В настоящей статье остановимся на отдельных аспектах правового регулирования кадастрового учета объектов недвижимости при их образовании, вопросах правоприменительной практики и законодательных инициативах.
Образование путем реконструкции
Для вовлечения объекта в гражданский оборот как самостоятельного объекта недвижимости необходимо осуществление его кадастрового учета, который подтверждает существование объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218‑ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при образовании объектов капитального строительства кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости. При этом в силу п. 2 ст. 14, положений ст. 41 Закона № 218‑ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образованный объект капитального строительства является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, технический план объекта, прилагаемый к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию, и иные предусмотренные законом документы (в частности, соглашение о разделе объекта недвижимости – при разделе объекта, находящегося в общей собственности нескольких лиц).
Таким образом, основным документом, необходимым для совершения учетно-регистрационных действий в отношении образованного объекта, является разрешение на ввод в эксплуатацию, получаемое в результате выполнения строительных работ (реконструкции объекта) и отражающее произведенные изменения его основных характеристик.
Изложенный вывод согласуется с позицией Росреестра. Росреестр разъясняет, что объекты капитального строительства не могут быть образованы в результате раздела исходного объекта без проведения его реконструкции. Для кадастрового учета и регистрации прав на объект, образованный из единого исходного объекта капитального строительства, необходимо представить разрешение на ввод в эксплуатацию, подтверждающее, что образованный объект соответствует установленным градостроительным требованиям и проектной документации.
Изложенная позиция регистрирующего органа поддерживается судами.
Вместе с тем данный подход не учитывает специфику отдельных объектов недвижимости, преобразование которых возможно по иным правилам. Минэкономразвития России выпустило разъяснения относительно возможности раздела отдельных видов объектов капитального строительства для целей кадастрового учета и государственной регистрации прав без осуществления их фактической реконструкции.
Так, согласно позиции Минэкономразвития России, в определенных случаях, если в отношении объекта не требовались и не производились строительные работы по его физическому разделу, учетно-регистрационные действия могут быть осуществлены на основании технического плана, содержащего описание характеристик объекта и подтверждающего, что реконструкция исходного объекта не осуществлялась. В этом случае приложением к техническому плану может быть заключение по итогам проведенного технического обследования образованного объекта, подтверждающее возможность автономной эксплуатации такого объекта, независимо от иных образованных в результате раздела объектов. При этом, согласно указанной позиции Минэкономразвития России, проведение кадастровых работ для целей внесения в ЕГРН сведений об образованных объектах может допускаться только в случае, если исходный объект является делимой вещью.
Кроме того, в практике признается допустимым раздел без проведения реконструкции такого специфического объекта как производственно-технологический комплекс (ПТК) железнодорожного транспорта: выдел автономной части ПТК осуществляется на основании решения собственника комплекса и технического плана.
Необходимо учитывать, что приведенные позиции были сформированы в целях осуществления кадастрового учета в отношении специфических объектов недвижимости – индивидуальных жилых домов (для кадастрового учета и регистрации прав на которые законодательством предусмотрены упрощенные процедуры), автомобильных дорог, разделяемых без фактического ведения строительных работ, а также ПТК железнодорожного транспорта, исторически сформированных как совокупность самостоятельных объектов, для удобства учтенных ранее в качестве единого объекта недвижимости.
В то же время вопрос о возможности применения аналогичного подхода в иных случаях остается дискуссионным. С учетом приведенной выше основной позиции регулирующих органов и судов использование такой аналогии представляется маловероятным. Допустимо ли изменение вида объекта? Особого внимания заслуживает вопрос о том, могут ли в результате преобразования объекта (объектов) капитального строительства образовываться объекты разного вида. Например, могут ли быть образованы из здания в результате раздела здание и сооружение, а также может ли быть изменено назначение исходного объекта?
Согласно разъяснениям контролирующих органов в результате раздела объекта капитального строительства могут быть образованы только объекты того же вида, но с собственными характеристиками, отличными от характеристик исходного объекта недвижимости. В то же время существуют разъяснения, подтверждающие, что при образовании объекта в результате его реконструкции может происходить изменение вида данного объекта. Так, например, в результате реконструкции здания (сооружения) может быть образован объект незавершенного строительства.
Отметим также, что Росреестр прямо указывает на невозможность изменения вида объекта в порядке учета изменений его характеристик. Госорган рассматривает в качестве единственно возможного механизма такого изменения исключительно прекращение существования исходного объекта одного вида и образование иного объекта другого вида в результате реконструкции с постановкой нового объекта на кадастровый учет.
Законопроект о порядке образования объектов недвижимости
В целях совершенствования вопросов государственного кадастрового учета и регистрации прав на образуемые объекты недвижимости Минэкономразвития России разработало законопроект, который предусматривает регулирование порядка образования объектов недвижимости, не являющихся земельными участками.
Данным законопроектом устанавливается общий порядок образования объектов недвижимости –вследствие завершения их строительством или вследствие реконструкции объектов. Законопроект предусматривает условия допустимости образования объектов, например условие об обеспечении доступа к образуемым объектам. Кроме того, он закрепляет специальные правила образования отдельных видов объектов. Так, без проведения строительных работ могут быть образованы сооружения – путем раздела или объединения иных сооружений. Законопроект предлагает урегулировать вопросы возникновения и сохранения прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные объекты недвижимости в зданиях, сооружениях, устанавливает требования к соглашениям сособственников об образовании объектов недвижимости, а также случаи образования объектов по решению суда.
Отсутствие должной правовой регламентации образования объектов капитального строительства влечет многочисленные затруднения для собственников объектов недвижимости в пользовании своим имуществом, в связи с чем разработка соответствующего регулирования является давно назревшей необходимостью.
На данный момент не представляется возможным определить, будут ли приняты предлагаемые министерством изменения и если будут, то в какой редакции. Вместе с тем сам факт ведения соответствующей законотворческой работы вселяет надежду на разрешение проблем образования объектов капитального строительства.
осуществлять строительство объектов капитального строительства , если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов в соответствии со статьей 51, пунктом 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации [1]. 4.2.2 Разрешение на строительство является основанием для выноса осей зданий и других сооружений в натуру геодезическими службами [1]. 4.2.3 В разрешении на строительство (приложение А) объекта капитального строительства предоставляемого лицу, осуществляющему строительство , ука-зывается [1]
Основные понятия проектирования объекта строительства
Краткая, а потому сугубо казеная и наукоемкая статья, раскрывающая основные понятия проектирования объекта капитального строительства. Выполнена по результатам семинара СРО, посвященного проблемам проектирования.
1.1 Обзор базовых документов градостроительного регулирования
В настоящее время существует несколько базовых документов строительной сферы, регулирующие, в том числе процесс проектирования[1] строительных объектов:
1) Градостроительный кодекс Российской Федерации №190-ФЗ от 29.12.2004 (с изменениями 12-го года): регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, по капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
2) Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27.12.2002 (ред. 21.07.2011 г): регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее – продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Устанавливает статус технических регламентов, которые содержат требования безопасности к технической продукции. Для строительной отрасли в области проектирования актуальны технический регламент о требованиях пожарной безопасности №123-ФЗ от 22.07.2008, технический регламент о безопасности зданий и сооружений №384-ФЗ от 30.12.2009.
3) Федеральный закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 (ред. 19.07.2001).
4) Федеральный закон Российской Федерации «О саморегулируемых организациях» №315-ФЗ от 01.12.2007 (ред. 21.11.2011).
1.2 Основные этапы создания объекта строительства
В общем случае можно выделить следующие основные этапы создания объекта строительства:
1) Сбор исходных данных для проектирования в соответствии с документами:
— Приказ Министерства регионального развития «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка» №207 от 10.05.2011;
— Постановление Правительства Российской Федерации «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» N20 от 19.01.2006 (ред. 04.02.2011);
— Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям» N83 от 13.02.2006 (ред. 27.11.2010);
— Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» №36 от 01.04.2008.
2) Проведение инженерных изысканий (ИИ).
3) Создание проектной документации (ПД):
— Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» №87 от 16.02.2008 (ред. 15.02.2011);
— нормативно-техническая документация (см. п. 7).
4) Экспертиза ИИ, ПД:
— Постановление правительства Российской Федерации «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» №145 от 05.03.2007 (ред. 27.09.2011);
— Постановление правительства Российской Федерации «О негосударственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий» № 1070 от 29.12.2008 (ред. 17.10.2011);
— Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения «О Порядке проведения государственной экологической экспертизы» №698 от 11.06.1996.
5) Утверждение ПД техническим заказчиком.
6) Разрешение на строительство.
7) Выполнение рабочей документации (РД):
— национальные стандарты СПДС, в том числе, вошедшие в перечень по приказу ФАТРМ №2079 от 01.06.2010;
— своды правил, в том числе вошедшие в перечень по РПРФ №1047-р от 21.06.2010;
8) Строительство (выполнение работ), строительный контроль и авторский надзор.
9) Ввод объекта в эксплуатацию.
10) Регистрация объекта (для объекта недвижимости).
1.3 Организационные формы проектирования. Генеральный проектировщик
Любой реализуемый проект удобно классифицировать по степени сложности (в рамках опыта и сферы деятельности ООО «Электроавтоматика»). В основу классификации следует положить объем выполняемых работ, а также количество функций, которое необходимо взять на себя проектной организации. В зависимости от этой классификации проекта следует принимать решения об организационной форме работы над проектом.
Если речь идет о проекте небольшом, выполняемом компанией своими силами (как правило, это проекты, где компания выступает в качестве субподрядчика), то в рамках компании достаточно назначить главного инженера проекта (ГИП), которому подчинить на время проектирования ведущих специалистов требуемой квалификации. Такая структура оправдывает себя и позволяет минимизировать трудовые ресурсы, при этом в качестве ГИПа может выступать технический специалист, разрабатывающий один из разделов проекта.
Проект средней сложности подразумевает использование подрядных организаций и значительный объем работы. Компания общается непосредственно с техническим заказчиком и отвечает за весь объем выпускаемой документации. В этом случае следует говорить о функциях генерального проектировщика.
В обязанности генерального проектировщика входит:
— участие в разработке технико-экономических обоснований (ТЭО) экономической целесообразности и хозяйственной необходимости проектирования объекта;
— участие в составлении задания на проектирование;
— определение объемов, этапов и стоимости проектных и изыскательских работ;
— подготовка и выдача субподрядным организациям заданий на разработку технических проектов, рабочих чертежей, а также производство инженерных изысканий;
— подготовка совместно с субподрядными организациями в соответствии с нормами продолжительности проектирования графиков разработки проектов, согласование их с подрядными организациями и представление их заказчику для утверждения;
— координация работ субподрядных организаций и увязка всех частей проекта;
— согласование в процессе проектирования принципиальных технических решений, принимаемых субподрядными организациями;
— обоснованное определение объемов строительно-монтажных работ, состава и количества оборудования, изделий и материалов;
— составление заказных спецификаций и заявочных ведомостей на оборудование и материалы;
— составление сводной сметы и сводки затрат на строительство;
— обеспечение соответствия технических проектов заданию на проектирование и рабочих чертежей — утвержденному техническому проекту;
— обеспечение патентной чистоты проектных решений;
— приемка готовой проектно-сметной документации и материалов инженерных изысканий от субподрядных организаций;
— комплектация проекта по частям, главам и передача заказчику всей проектно-сметной документации, в том числе и разработанной субподрядными организациями;
— защита совместно с субподрядными организациями проекта в экспертных организациях.
В рамках организации проектировщика целесообразно создавать команду проекта во главе с менеджером проекта (его задачи: административное руководство участниками, контроль сроков, общение с Заказчиками, подрядными организациями, разрешение возникающих трудностей). В команду проекта необходимо включить помимо назначенного ГИПа (ГАПа), также начальников отделов и ведущих специалистов, инженеров-исполнителей. Важно включить в состав команды экономистов и юриста.
Третий тип проектов «особо опасных, технически сложных и уникальных объектов» (ГК, ст. 48.1), накладывает в настоящее время ряд дополнительных требований к команде проекта. Эти требования связаны с аттестацией участников проекта по промышленной безопасности (привлечение специалистов высшей квалификации). В команду проекта в обязательном порядке необходимо включить инженера по промышленной безопасности, который будет следить за наличием удостоверений у исполнителей, проводить первичную экспертизу технических решений, готовить документацию для экспертизы промбезопасности.
1.4 Главный инженер проекта
Главная проблема при назначении ГИПа — это отсутствие специалистов высокой квалификации, способных выполнять его функции и нести ответственность за проект. Часто приходится снижать планку требований к данной должности, что практически сразу сказывается на качестве выполнения работ проектной организацией. Не удается организовать и передачу знаний и опыта от уже сложившихся инженеров к подрастающему поколению. Как правило, загрузка таких сотрудников велика, а коммерческое руководство компании крайне неохотно одобряет дополнительные ставки.
Между тем, требования к ГИПу в условиях рынка значительно выше, чем, скажем при плановой экономике. В методических рекомендациях МДС 11-11.2000 рассматриваются вопросы организации работы управляющего проектом. Не пересказывая текст этого документа, хочется отметить: ГИП несет ответственность за все, что происходит с проектом, начиная от заключения договора, заканчивая прохождением экспертизы и сдачей проекта Заказчику, авторским надзором. Уровень требований к ГИПу значительно превышает уровень технического специалиста, заставляя кандидата разбираться в экономике, юридических аспектах, маркетинге.
1.5 Проектная документация
После отмены стадийности проектирования (ГОСТ 21.1101 – 2009) в настоящее время существуют два понятия, которые могут классифицировать результат проектных работ. Первое — проектная документация, второе — рабочая документация (рабочий проект).
1) Проектная документация (ПД), которая выполняется в соответствии с постановлением Правительства №87 «Об утверждении Положения «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»» и подлежит государственной экспертизе.
Проектная документация представляет собой совокупность документов различной тематической направленности (таблица 1).
14) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов ) — изменение параметров объекта капитального строительства , его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства , а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства , за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления.
- https://zakon.ru/blog/2020/7/9/sposoby_sozdaniya_novogo_obekta_nedvizhimosti
- https://www.vegaslex.ru/analytics/publications/features_of_cadastral_registration_in_the_formation_of_objects_of_capital_construction/
- http://texpert.info/osnovnyie-ponyatiya-proektirovaniya-obekta-stroitelstva/