2. Пожарно-тактическая подготовка
Пожарно-тактическая подготовка включает в себя основы тактики тушения пожаров, а также вопросы организации и несения гарнизонной и караульной службы.
Содержание курса «Пожарно-тактическая подготовка» составляет 34 часа.
Занятия по темам № 1, 12, 14 проводит начальник подразделения ФПС ГПС или его заместитель, с личным составом отдельного поста – начальник поста.
ИсточникПрофессионально-должностная подготовка офицеров OLD
Отдельная механизированная бригада, ее боевой состав и предназначение. Предназначение воинских частей и подразделений отдельной механизированной бригады, их организационно-штатная структура и вооружение
Тема 3
Тактико-специальная подготовка
Тема 3. Рота, взвод, отделение в основных видах боя. Лекция
Изучаем Verilog / CPLD MAX II EPM570 / Специальный гость: Лис
Построение обороны мотострелковой (танковой) роты (взвода,отделения) в обороне. Ведение оборонительного боя. Боевой порядок,задачи и возможности мотострелковой (танковой) роты (взвода,отделения) в наступлении
Тема 4
Тактико-специальная подготовка
Тема 4. Механизированный (танковый) батальон в основных видах боя. Семинарское занятие
Основы обороны батальона. Боевой порядок. Система опорных пунктов и огневых позиций. Система огня и инженерных заграждений батальона. Подготовка и занятие обороны.
Ведение оборонительного боя.Основы наступления батальона. Виды наступления, место и роль батальона в наступлении. Возможные средства усиления.
Боевые возможности. Построение боевого порядка и задачи в наступлении.Задачи батальона в ходе ведения наступательного боя
Тема 5
Тактико-специальная подготовка
Тема 5. Отдельная механизированная бригада в основных видах боя
Задачи и боевой порядок отдельной механизированной бригады в обороне. Ведение оборонительного боя. Силы и средства усиления отдельной механизированной бригады в ходе ведения оборонительного боя. Задачи и боевой порядок механизированной бригады в наступлении. Порядок ведения наступления на обороняющегося противника.
Силы и средства усиления отдельной механизированной бригады в ходе ведения наступления.
Организация медицинского обеспечения в различных видах боя.Работа начальника медицинской службы отдельной механизированной бригады по организации медицинского обеспечения при подготовке и в ходе боя.
Тема 6
Тактико-специальная подготовка
Тема 6. Задачи и организация медицинской службы Вооруженных Сил Республики Беларусь в военное время. Семинарское занятие
Задачи медицинской службы Вооруженных Сил Республики Беларусь в военное время. Организационная структура медицинской службы Вооруженных Сил Республики Беларусь в военное время.Условия деятельности медицинской службы в современной войне.Особенности характера и содержания современных войн и вооруженных конфликтов и их влияние на организацию медицинского обеспечения войск
Укладка инженерной доски / Как правильно монтировать инженерную доску / Паркет или инженерная доска
Тема 7
Тактико-специальная подготовка
Тема 7. Система лечебно-эвакуационного обеспечения в военное время. Лекция
Сущность и принципы лечебно-эвакуационного обеспечения войск.Понятие об этапах медицинской эвакуации. Виды и объем медицинской помощи. Медицинская сортировка, цель, задачи, принципы и ее организация на этапах медицинской эвакуации. Предэвакуационная подготовка и медицинская эвакуация, их цели, задачи и организация их проведения
Тема 8
Тактико-специальная подготовка
Тема 8. Основы организации и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в войсках. Медицинская разведка
Тема 9
Тактико-специальная подготовка
Тема 9. Задачи и состав медицинской службы соединения (воинской части). Задачи, организационно-штатная структура и организация работы медицинского пункта соединения (воинской части)
Задачи и состав медицинской службы соединения (воинской части).Организация деятельности штатного медицинского персонала подразделений соединения (воинской части). Организация розыска и способы приближения к раненым. Сбор и способы выноса раненых с поля боя с использованием табельных и подручных средств, извлечение из труднодоступных мест и боевых машин.
Погрузка раненых и больных на санитарные транспортные средства и их выгрузка.
Задачи и организационно-штатная структура медицинского пункта соединения (воинской части). Организация работы медицинского пункта соединения (воинской части). Выбор и подготовка места для развертывания медицинского пункта.
Типовые схемы развертывания функциональных подразделений медицинского пункта соединения (воинской части). Порядок работы функциональных подразделений медицинского пункта
Тема 10
Тактико-специальная подготовка
Тема 10. Задачи, организационно-штатная структура и организация работы отдельного медицинского отряда
Задачи, организационно-штатная структура, схема развертывания отдельного медицинского отряда. Организация работы отдельного медицинского отряда. Задачи, организационная структура и организация работы приемно-сортировочного отделения.
Задачи, организационная структура и организация работы лечебных отделений (кабинетов) отдельного медицинского отряда. Задачи, организационная структура и организация работы подразделений обеспечения отдельного медицинского отряда.
Тема 11
Тактико-специальная подготовка
Тема 11. Медицинское обеспечение воинской части в основных видах боя
Условия деятельности медицинской службы воинской части в основных видах боя. Задачи и деятельность медицинских подразделений воинской части при подготовке к бою. Задачи и деятельность штатного медицинского персонала и медицинских подразделений воинской части в ходе боя
Тема 12
Подготовка по связи
Тема 1. Правила ведения служебных переговоров с использованием средств связи
Тактико-технические данные, общее устройство табельной техники связи и порядок ее использования. Правила ведения служебных переговоров с использованием средств связи. Органы управления радиостанцией и их назначение. Порядок подготовки к работе, настройка и установление связи
Тема 13
Подготовка по связи
Тема 2. Работа на средствах связи
Выполнение требований радиомаскировки и обеспечения безопасности связи. Порядок проведения технического обслуживания средств связи. Практическая работа на средствах связи
Тема 14
Инженерная подготовка
Тема 1. Основы инженерного обеспечения войск
Тема 15
Инженерная подготовка
Тема 2. Организация инженерного оборудования района развертывания отдельного медицинского отряда отдельной механизированной бригады
Организация инженерного оборудования района развертывания отдельного медицинского отряда. Определение задач по инженерному оборудованию района развертывания. Расчет сил и средств, последовательности и сроков инженерного оборудования района развертывания.
Влияние условий местности на объем выполняемых работ.
Оценка пригодности зданий, подвальных (полуподвальных) и других сооружений для развертывания и организации работы. Использование естественных укрытий и защитных свойств местности для развертывания подразделений, размещения запасов материальных средств. Постановка задач подчиненным.
Тема 16
Радиационная, химическая и биологическая защита
Тема 1. Поражающие факторы радиоактивных, токсичных химических веществ и биологических средств. Способы защиты от них
Поражающие факторы радиоактивных, токсичных химических веществ и биологических средств. Способы защиты от них. Основы защиты и жизнеобеспечения войск при действиях в условиях радиоактивного, химического и биологического заражения.
Воздействие радиоактивных, токсичных химических веществ и биологических средств на организм человека. Использование средств индивидуальной и коллективной защиты. Табельные средства специальной обработки.
Тема 17
Радиационная, химическая и биологическая защита
Тема 2. Оценка радиационной, химической и биологической обстановки. Определение наиболее целесообразных способов действий подразделений в условиях зараженной местности
Оценка радиационной, химической и биологической обстановки. Обеспечение защиты и безопасности личного состава при ведении боя в зонах заражения, районах разрушений, пожаров и затоплений. Определение наиболее целесообразных способов действий подразделений в условиях заражения местности. Организация РХБ защиты в обороне и наступлении
Тема 18
Топографическая подготовка
Тема 1. Топографические карты. Номенклатура топографических карт. Содержание топографических карт. Картографические условные знаки
Топографические карты. Номенклатура топографических карт. Содержание топографических карт.
Картографические условные знаки. Оценка медико-тактических свойств местности
Тема 19
Топографическая подготовка
Тема 2. Ориентирование на местности
Ориентирование на местности по карте и без карты. Сущность и способы ориентирования на местности. Движение по азимутам. Составление кроков маршрутов
Тема 20
Топографическая подготовка
Тема 3. Измерения по карте. Определение координат объектов
Тема 21
Огневая подготовка
Тема 1. Огневая подготовка. Материальная часть стрелкового оружия
Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата АК-74 и пистолета ПМ. Требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Неполная разборка и сборка АК-74 и ПМ после неполной разборки. Снаряжение магазинов АК-74 и ПМ патронами и заряжание оружия.
Возможные задержки и неисправности АК-74 и ПМ при стрельбе, способы их устранения. Снаряжение магазина АК-74 и ПМ патронами и заряжание оружия. Изучение условий начального упражнения учебных стрельб из АК-74 и упражнение №1 стрельб из ПМ.
Приемы и способы ведения огня из АК-74 и ПМ. Изучение условий упражнения и мер безопасности при выполнении упражнений учебных стрельб. Выполнение начального упражнения учебных стрельб из АК-74 и упражнения №1 стрельб из ПМ.
Проверка и осмотр АК-74 и ПМ после стрельбы. Чистка и смазка после стрельбы.
Тема 22
Военная психология, социология и педагогика
Тема 1. Психологические условия и пути укрепления авторитета офицера, методы эмоционально-волевой саморегуляции
Тема 23
Военная психология, социология и педагогика
Тема 2. Социально-психологические аспекты и сущность социализации личности военнослужащих. Подготовка и проведение социометрического опроса среди военнослужащих (студентов)
Тема 24
Уставы
Тема 1. Обязанности должностных лиц воинской части
Обязанности начальника по соблюдению законности. Обязанности начальника по руководству подготовкой и повышению готовности подразделения, военной медицинской организации. Работа начальника по укреплению воинской дисциплины и поддержанию уставного порядка в подразделении.
Действия начальника при подборе, подготовке личного состава суточного наряда и проверке исполнения ими обязанностей по обеспечению выполнения распорядка дня и поддержании внутреннего порядка в подразделении. Обязанности начальника по материально- бытовому и медицинскому обеспечению военнослужащих, организации хранения техники и имущества.
Действия начальника по организации и проверке состояния противопожарной охраны и правил пожарной безопасности в подразделении, местах расположения техники и запасов медицинского имущества. Требования общевоинских уставов по сохранению здоровья военнослужащих. Работа начальника по предупреждению травматизма и инфекционных заболеваний.
Соблюдение мер безопасности при проведении занятий и работ.
Тема 25
Уставы
Тема 2. Права должностных лиц воинской части
Изучение прав начальника по применению поощрений и дисциплинарных взысканий в процессе обучения и воспитания подчиненных.
Работа начальника по поддержанию вооружения и запасов медицинского имущества военной медицинской организации в постоянной готовности к применению. Хранение, сбережение и осмотр вооружения, техники и запасов материальных средств. Порядок, правила проверки технического состояния и готовности к использованию по назначению. Периодичность проверки запасов материальных средств и оценка их состояния
Тема 26
Строевая подготовка
Тема 1. Общие положения Строевого устава Вооруженных Сил Республики Беларусь
Подготовка сотрудников СпН: Снаряжение, навыки, взаимодействие
В понятие тактического мастерства входит комплекс специальных знаний, умений и навыков, дающих сотруднику возможность постоянно находиться в боевой готовности, быстро ориентироваться в сложной оперативной обстановке, в кратчайшие сроки принимать оптимальные, целесообразные решения, действовать решительно и грамотно, проявлять стойкость и волю.
Боевая готовность личного состава складывается из трёх обязательных составляющих:
- Высокие морально-волевые качества, то есть глубокая идейная убеждённость каждого сотрудника, высокая личная ответственность за порученное дело, самоотверженность, способность преодолевать любые испытания на пути к выполнению поставленной задачи. , доведённая до совершенства.
- Исполнительность, организованность, дисциплинированность.
Штурмовое снаряжение сотрудников спецпозразделений
Необходимо помнить, что экипировка и вооружение сотрудников зависит от степени интенсивности выполняемой задачи.
- задача низкой интенсивности — противник вооружён ружьём или пистолетом.
- задача средней интенсивности — противник вооружён автоматическим оружием.
- задача высокой интенсивности — вооружённое формирование.
Оружие
- автоматическое оружие с запасными магазинами;
- пистолет с запасным магазином;
- нож — один или несколько, на поясе (обязательно), на разгрузке, на ноге и т.д.
С собой всегда должно быть два ствола!
Снаряжение
- комбинезон чёрного, серого или камуфлированного цвета;
- разгрузочный жилет (в зависимости от интенсивности выполняемой задачи);
- баллистический шлем со штурмовыми очками (в зависимости от интенсивности выполняемой задачи); ;
- противогаз (в зависимости от выполняемой задачи);
- радиостанция с запасным аккумулятором;
- наручники;
- фонарик; ;
- перчатки;
- наколенники, налокотники;
- опознавательные повязки или знаки (по необходимости).
Дополнительно, в зависимости от задачи может использоваться следующее специальное снаряжение и имущество:
- специальное спусковое снаряжение, фалы, в зависимости от замысла выполняемой задачи;
- молоток;
- дубинка или кувалда; и взлома замков;
- специальные инструменты (домкраты, специальные гидравлические ножницы для перекусывания цепочек);
- дополнительные боеприпасы, оружие, химические и светозвуковые гранаты;
- приборы наблюдения (бинокли, приборы ночного видения, гибкие световоды);
- броневой щиток или щит; , вода;
- фонари-прожекторы.
Всё необходимое снаряжение заранее готовится и собирается в определённом месте.
Независимо от того, какая стоит задача, данное обеспечение необходимо брать с собой и укладывать в транспортные средства, т.к. захват вооружённых преступников может перерасти в освобождение заложников и другие задачи, выполняемые в течение длительного времени.
Подготовка сотрудников и организация тренировок
Заключается в должном планировании, эффективном использовании выделенного времени и имеющихся ресурсов в целях обучения и оценки результатов подготовки группы. В связи с тем, что многие подразделения испытывают острый дефицит учебного времени, вся боевая подготовка должна вращаться вокруг утверждённой программы, учитывающей направление боевого применения подразделения.
Тут отдельно стоит сказать, что в некоторых подразделениях существует практика тренировок без штурмового снаряжения. Сотрудники считают, что, надев шлем, бронежилет и другое необходимое снаряжение, они сделают это точно так же, как на тренировке. Действительно, согласно методике отработки учебных тем существует практика — от простого к сложному, без средств индивидуальной защиты с переходом к полному штурмовому снаряжению.
Давайте посмотрим на эту проблему с другой стороны. Прогон в штурмовом снаряжении два-три раза мало что даст. Сотрудник должен работать в том снаряжении, в каком будет выполнять поставленную задачу, в зависимости от её интенсивности.
Отсюда и стройте свою работу. Здесь расчет на личную сознательность сотрудников. И в первую очередь на уважение к своей профессии. А также на уважение к своему начальнику и/или инструктору.
И конечно на уважение к своим товарищам. Не забывая про уважение к себе.
Если сотрудники пришли на занятия без штурмового снаряжения, да ещё и недоумевают, для чего нужно снаряжение, инструкторам впору задуматься — «Что эти люди делают в подразделении?«
Основные направления в обучении:
- Индивидуальная подготовка.
- Групповая подготовка.
- Специальная техническая подготовка.
Индивидуальная и групповая подготовка, как правило, пересекаются.
Требуемые навыки сотрудников СпН
Индивидуальные навыки:
- подготовка и использование индивидуального и группового снаряжения; ;
- индивидуальная техника передвижения в сельской и городской местности;
- поддержание связи при помощи сигналов руками, голосом и радиоэлектронных средств;
- реагирование на условные слова;
- выбор путей скрытого сближения с объектом штурма;
- использование специальных пусковых устройств (ССУ); на предмет обнаружения противника, с последующей его нейтрализацией;
- скоростное выборочное поражение цели, обозначающих террористов: из пистолета, автомата, винтовки;
- использование слезоточивых газов, штурмовых гранат;
- оказание неотложной медицинской помощи;
- индивидуальное силовое задержание.
Групповые навыки:
- техника и боевой порядок передвижения групп захвата и прикрытия в городе и в сельской местности;
- в составе группы захвата и прикрытия вход в здание, досмотр комнат, коридоров и лестничных пролётов на предмет обнаружения и нейтрализации противника с использованием одного или нескольких направлений проникновения;
- подготовка и использование группами захвата и прикрытия специального оборудования, предназначенного для бесшумного проникновения и штурма здания;
- использование слезоточивого газа и дымов, передвижения групп захвата в индивидуальных средствах защиты;
- отработка вопросов взаимодействия снайперов, наблюдателей с группой захвата и пунктом управления;
- в составе группы захвата ведение огня из штатного вооружения и поражения террористов;
- соблюдение мер безопасности, огневой дисциплины при работе в составе группы с боевым оружием.
Технические навыки:
-
;
- умение пользоваться приборами наблюдения (бинокли, приборы ночного видения);
- использование специального оборудования и техники, включая транспортные средства, инструменты, комплекты для открывания дверей, замков;
умение обеспечивать коммунальную и бытовую технику
Основные недостатки тренировочных объектов
В ходе проведения занятий по штурму помещений и освобождению заложников необходимо учитывать следующие факторы:
- Постоянная тренировка штурмовых групп на знакомом комплексе порождает привыкание к однотонным действиям. Группа в любом случае выбирает один наиболее простой и проверенный вариант и всегда действует в предсказуемой обстановке. Зная это, при любой возможности следует работать на реальных строениях.
- Большинство учебных комплексов подобного типа не имеют установленных дверей и застеклённых окон (т.к. вышибание и приведение их в негодность — дорогое удовольствие). Штурмовые группы «учатся» преодолевать голые проходы, никогда не имея проблем с замками, запорами, цепочками, и т.п. Такой подход, естественно, порождает проблемы в боевой ситуации пи столкновении с наделено закрытыми дверями и окнами.
Подготовка личного состава к действиям в нестандартной ситуации
Сотрудники должны быть полностью готовы к действию в стрессовой ситуации, возникающей в ходе специальной операции. Необходимые навыки и умения вырабатываются и доводятся до автоматизма в ходе занятий и тренировок по боевой подготовке. Особое внимание должно уделяться отработке действий в следующих ситуациях:
1. Невозможность быстрого проделывания прохода в помещение в установленном месте
Как правило, при проведении серьёзной операции, если позволяет обстановка, выделяется дублирующая группа захвата, находящаяся в готовности проделать проход в другом месте и начать штурм через него.
2. Проделывание прохода и вскрытие дверей
Этим вопросом занимается группа обеспечения, сапёры, которые должны иметь в своём арсенале все необходимые инструменты и специальные ВВ (взрывчатые вещества).
3. Сотрудник группы ранен или убит
Отработка эвакуации раненого (немедленный вызов группы поддержки). Его место должен немедленно занять следующий за ним в боевом порядке сотрудник и выполнять его обязанности. Никто из участников штурма ни в коем случае не должен отвлекаться для оказания помощи раненому, это дело медиков.
Чем быстрее обстановка на месте, где находится раненый, будет под контролем, тем быстрее он получит квалифицированную помощь.
4. Задержки при стрельбе
Действия сотрудников при отказе оружия должны постоянно отрабатываться на занятиях по огневой подготовке.
Например: при возникновении задержки при стрельбе из автомата сотрудник должен поставить предохранитель, немедленно выпустить его из рук (во время штурма ремень автомата должен быть перекинут через голову и плечо стрелка, для удобства прицеливания стрелок сам выбирает длину ремня) и в дальнейшем вести огонь из пистолета.
5. Отказ средств радиосвязи
Личный состав должен знать и быть готовым использовать устные команды и сигналы, знаки, подаваемые руками и т.д., то есть разговаривать молча.
Всякое пренебрежение и неприятие нового, передового, а порой и старого, забытого, ведёт к срыву поставленной задачи, к гибели не только самих сотрудников; но и ни в чём неповинных людей.
Основные команды и речевые сообщения, применяемые подразделениями специального назначения при штурме помещений и освобождении заложников
При проведении операции внутри помещений постоянно используются различные команды и сигналы, как по радиостанции, так и голосом. Они должны быть заранее разработаны, хорошо различимы и понятны всем сотрудникам группы захвата.
Примеры типовых команд по радиостанции
При проведении специальных мероприятий, связанных с реальным вступлением в боевой контакт с террористами, освобождением заложников, нейтрализацией сил и средств противника, необходимо соблюдать режим радиомолчания и пользоваться только понятными сотрудникам группы сигналами, во избежание утечки информации о предстоящих действиях.
- «111» — элементам боевого порядка приготовиться к выполнению задачи (проверить вооружение, снаряжение, взять необходимое имущество, уточнить задачи каждому сотрудник), снайперские группы уже находятся на боевых позициях);
- «222» — элементам боевого порядка выдвинуться в исходное положение для штурма (группы выдвигаются в исходное положение и находятся в режиме ожидания);
- «333» — группе захвата и прикрытия занять непосредственные места для штурма (группа выдвигается непосредственно к объекту, все элементы боевого порядка на местах для проведения специальной операции, сапёры готовят участки для серии отвлекающих взрывов и подрыва дверей, окон, стен, снайпера ведут непрерывное наблюдение в готовности к открытию огня);
- «444«- старший группы захвата докладывает руководителю операции о готовности к штурму;
- «555«- начало 5-ти секундного отсчёта на штурм (команда касается в первую очередь сапёров, которые через пять секунд производят подрывы, что и является командой на штурм).
Примеры типовых устных команд
- «чисто«- в комнате отсутствует противник;
- «чисто вперёд» — сигнал очередной паре сотрудников о том, что они могут выдвигаться к входу в следующую комнату;
- «справа«, «слева«, «сверху«, «снизу«, «с тыла» — сигнал партнёру о том, что ему откуда-либо грозит опасность;
- «задержка» — сотрудник сообщает напарнику об отказе своего оружия, напарник немедленно переносит огонь в его сектор или контролирует его;
- «держу» — ответный сигнал напарника;
- «контроль» — сотрудник сообщает напарнику о готовности оружия и контроле своего сектора;
- «прикрой меня» — обращение к напарнику;
- «прикрываю» — ответный сигнал напарника;
- «двигаюсь«- предупреждение напарнику о своём движении вперёд.
Для быстрого управления группой (взаимодействия между напарниками), целесообразно использовать порядковые номера сотрудников в боевом построении при штурме или же нумерацию пар. В процессе штурма, командир группы при помощи коротких речевых сообщений, передаваемых по радиосредствам, информирует руководство о ходе операции. На основании этих сообщений руководитель принимает необходимые решения.
Необходимо отметить, что каждый участник операции должен проявлять особую осмотрительность, произнося открытым текстом что-либо, что может быть услышано противником, заложниками, представителями прессы, обычными людьми. и т.д.
Использование типовых команд жестами
При проведении специальных операций может возникнуть ситуация, когда штурмовая группа будет находиться возле помещения для штурма. Должен быть исключён всякий шум, и общаться придётся путём жестов.
Командир должен уметь объяснить сотрудникам языком жестов:
- сведения о противнике (численность, состав, их место нахождения в помещении, вооружение);
- сведения о заложниках (где находятся, живой, ранен или убит, мужчина, женщина).
Как обозначается вооружение противника:
- пистолет — сжатый кулак, и выставленный вперёд указательный палец;
- автомат — показ на аналогичное оружие в группе или другое обозначение;
- нож — выпрямленная ладонь;
- граната или взрывное устройство — сжатый кулак — разжатая ладонь (это движение повторить несколько раз);
Команда «Смотри!» — двумя пальцами показать на глаза.
Сектор №1 – центральная часть от двери. Сектор №2 – левая часть от центра комнаты. Сектор №3 – дальняя часть комнаты.
Сектор №4 – правая часть от центра комнаты. Сектор №5 – центр комнаты.
Любая комната делится на сектора. Нумерация сектора начинается от окна или двери по часовой стрелке, каждая группа выбирает для себя наиболее оптимальный способ определения секторов. Если мы используем снайперов и наблюдателей и есть возможность видеть, что происходит в помещении, в таком случае целесообразна вести отсчёт секторов от окна, В случае если снайперы и наблюдатели не могут дать такой информации, отсчёт, секторов происходит от двери. (При постановке задач, старший группы захвата должен чётко указать, откуда начинается нумерация секторов).
Последовательность сведении о противнике и заложниках, подаваемых командиром группы захвата с помощью сигналов руками:
- указание на пару — пауза (рука в кулак — обозначение паузы),
- показ номера сектора в комнате — пауза,
- показ количества террористов в данном секторе — пауза,
- показ, чем вооружены — пауза,
- показ пальцем на центр лба — это переход к информации о заложниках,
- сколько всего заложников (пальцы в кулак — пауза),
- где располагаются заложники, и в каких секторах, раненные или убитые — пауза,
- информация для данной пары закончена — (указательным пальцем обозначить в воздухе длинную черту).
Это пример типовых жестов и команд. Целесообразно использовать те сигналы, которыми подразделение уже пользуется длительное время. Можно разработать собственные.
Для успешного усвоения данных жестов целесообразно в классе на доске рисовать модельные ситуации, а сотрудники, молча жестом должны показать задание, затем эту тему отрабатывать в боевом порядке на тактических занятиях до полного усвоения.
Некоторые сотрудники к языку жестов относятся весьма скептически, считая это пустой тратой времени и сил. Однако на занятиях, наблюдая со стороны, сразу видна полная несостоятельность в данном вопросе. Действительно, язык жестов может и не понадобиться, но если это когда-то случится — будет уже поздно…
Источник