4.14.2. Потребность в основных строительных машинах, механизмах и транспортных средствах определяется в целом по строительству на основе физических объемов работ и эксплуатационной производительности машин и транспортных средств с учетом принятых организационно-технологических схем строительства. Потребность представляют в следующей форме:
Потребность в основных строительных машинах, механизмах и транспортных средствах
Наименование и количество основных строительных машин, механизмов и транспортных средств уточняется при разработке проектов производства работ.
Потребность в электроэнергии
Потребность в электроэнергии, , определяется на период выполнения максимального объема строительно-монтажных работ по формуле:
,
где — коэффициент потери мощности в сети;
— сумма номинальных мощностей работающих электромоторов (бетоноломы, трамбовки, вибраторы и т.д.);
— суммарная мощность внутренних осветительных приборов, устройств для электрического обогрева (помещения для рабочих, здания складского назначения);
Мастер-класс «Техника и методы историко-философского исследования» (доц. П. В. Резвых)
— то же, для наружного освещения объектов и территории;
— то же, для сварочных трансформаторов;
— коэффициент потери мощности для силовых потребителей электромоторов;
— коэффициент одновременности работы электромоторов;
— то же, для внутреннего освещения;
— то же, для наружного освещения;
— то же, для сварочных трансформаторов.
Потребность в воде
Потребность в воде определяется суммой расхода воды на производственные и хозяйственно-бытовые нужды:
.
,
где л — расход воды на производственного потребителя (поливка бетона, заправка и мытье машин и т.д.);
— число производственных потребителей в наиболее загруженную смену;
— коэффициент часовой неравномерности водопотребления;
ч — число часов в смене;
— коэффициент на неучтенный расход воды.
,
где л — удельный расход воды на хозяйственно-питьевые потребности работающего;
Источник: www.dokipedia.ru
Расчеты потребности в ресурсах
Потребность строительства в трудовых ресурсах определяют на основе выработки на одного работающего в год, стоимости годовых объемов работ и процентного соотношения численности работающих по их категориям (табл. 20.10). При этом используется формула
где Njj — численность работников j-й категории на /-м виде работ; Si — годовой объем работ /-го вида; Bi — выработка на работах /-го вида на одного работника; К> — доля численности работающих j-й категории.
Таблица 20.10
Состав численности работающих на строительстве по категориям
Объекты капитального строительства
1 ^производственного назначения
Выработку на одного работающего определяют по данным генподрядных организаций аналогичного профиля. При отсутствии таких данных ориентировочная выработка на одного работающего по видам работ может быть определена по данным ПКТИпромстрой 1 . В табл. 20.11 приведены данные по годовой выработке в базисных ценах 2000 г., рассчитанные по данным ПКТИпромстрой. При этом принято 220 рабочих смен в году, для расчета средних данных удельный вес монтажа оборудования па промышленных объектах принят 30%, на гражданских объектах — 0,5%.
Как продвигать строительные услуги: полный список каналов и чек-лист. Часть 1.
Таблица 20.11
Годовая выработка на одного работающего в базисных ценах
Выработка, тыс. руб. в год
Устройство фундаментов и конструкций подвалов
Заполнение оконных и дверных проемов
1 Рекомендации по разработке календарных планов и стройгенплаиов / сост. С. Ю. Едлич- ка. М. : ОАО ПКТИпромстрой, 2008.
Выработка, тыс. руб. в год
Монтаж оборудования (без стоимости оборудования)
В среднем на строительно-монтажных работах
Примерно такие же значения выработки дает обработка смет, в которых, как известно, приводится показатель трудоемкости. В то же время данные Росстата показывают несколько более низкую оценку отношения объема работ к средней численности занятых в строительстве — примерно 435 тыс. руб. в 2011—2012 гг. Рост выработки в сопоставимых ценах за 2000—2012 гг. составил 6,5%.
Обобщение авторами данных по некоторым проектам и отчетам дает грубую оценку базисной выработки на 2012—2013 гг.: на строительных работах — 350 тыс. руб., на монтаже технологического оборудования (без стоимости оборудования) — 450 тыс. руб., на электромонтажных работах и монтаже КИП — 600 тыс. руб., на пусконаладочных работах — 900 тыс. руб. в год.
Кроме того, иногда используют укрупненные показатели расхода трудозатрат на физические единицы объемов работ, приведенные в нормативах ЦНИИОМТП. Например, для жилых крупнопанельных зданий высотой 12—16 этажей нормативы дают общую оценку около 70 чел-дней на 100 м 2 полезной площади здания, для кирпичных зданий — свыше 110 чел-дней. Такая производительность (порядка 2000 тыс. руб. в год в базисных ценах) в несколько раз больше указанной выше выработки, что подтверждает опасность оперирования усредненными показателями.
Потребность строительства в основных строительных машинах, механизмах, транспортных средствах определяется в целом по строительству на основе физических объемов работ и эксплуатационной производительности машин и транспортных средств с учетом принятых организационнотехнологических схем строительства. Потребность в машинах и транспортных средствах может быть определена по удельным показателям на 1 млн руб. строительно-монтажных работ, рассчитанным на основании нормативов ЦНИИОМТП (см. табл. 20.7 и 20.8). При разработке норм были приняты: коэффициент использования автотранспорта 0,63—0,70, коэффициент использования грузоподъемности 0,98, коэффициент использования пробега 0,5 и среднее расстояние перевозки 10—15 км [1] .
Для более подробных расчетов могут быть использованы оценочные показатели годовой выработки строительных машин, показанные в табл. 20.12 по данным ПКТИпромстрой, ЦНИИОМТП и ГЭСН—2001 (см. приложение 11-1).
Таблица 20.12
Годовая производительность некоторых строительных машин
Экскаваторы с обратной лопатой при работе в отвал, грунт III группы
м 3 грунта на 1 м 3 емкости ковша
То же, при погрузке в транспортные средства
Скреперы прицепные тракторные
Комплект машин из экскаватора вместимостью ковша 0,65 м 3 и трех бульдозеров мощностью 121 кВт при рытье и засыпка траншей для трубопроводов диаметром 700—800 мм в грунтах II группы
Бульдозеры мощностью 79 кВт при планировке площадей за один проход
Плавучий землесосный снаряд производительностью 140 м 3 /ч при разработке грунта II группы
Установка ударно-канатного бурения, глубина бурения до 100 м в грунтах III группы
м бурения скважины
Станок буровой колонкового бурения, глубина бурения до 100 м в грунтах III группы
Копровый агрегат на базе экскаватора 1 м 3 с дизель-молотом 2,5 т при погружении железобетонных свай до 12 м в грунты 11 группы
Бетономешалки емкостью 250 л и более, растворомешалки емкостью 100 л и более
м 3 бетона на 1 м 3 емкости барабана
Растворонасосы при транспортировании раствора
Машины для приклейки рулонной кровли
Грузоподъемные краны, погрузчики и другие машины, обслуживающие основные строительные процессы, нецелесообразно подбирать по производительности, так как их состав и количество должны определяться на основе организационно-технологических схем монтажа. Потребность в механизированном инструменте может быть определена по МДС 12-50.2009 «Нормирование потребности в строительных ручных машинах и инструменте».
Потребность в электрической мощности на период выполнения максимального объема строительно-монтажных работ предварительно может быть определена по табл. 20.9, а более точно — по формуле
где I = 1,05 — коэффициент, учитывающий потери в сетях; ki — коэффициент одновременного спроса, равный 0,5 для электродвигателей, 0,6 — для сварочных агрегатов, 0,8 — для внутреннего освещения и обогревателей, 0,9 — для наружного освещения; Р, — мощность установленных электрических устройств; cos ф — коэффициент мощности, равный 0,7 для электродвигателей и 1 — во всех остальных случаях.
Потребность в топливе может быть определена на основе проектируемого парка строительно-дорожных машин и транспорта в соответствии с нормами расхода топлива для машин 1 и транспорта [2] [3] . Потребность в смазочных материалах для строительных машин может быть определена на основании расхода топлива с помощью коэффициентов [4] .
Расход воды на производственные и хозяйственно-бытовые нужды, л/с, может быть определен но табл. 20.5, а более точно — но формуле
где qn = 500, qx = 15 и qA = 30 — средние удельные расходы воды на производственных потребителей, на хозяйственные нужды и душевые, л; II — количество производственных потребителей (моек, заправок, бетонируемых площадок и др.); N — численность работающих в наиболее многочисленную смену.
Расход воды на наружное пожаротушение строящихся производственных зданий объемом до 50 тыс. м [4] принимается равным 10 л/с, жилых и общественных зданий — до 25 л/с [6] . Потребность в сжатом воздухе определяется по табл. 20.6 или по общей потребности пневмоинструментов с учетом коэффициента запаса 1,4 и коэффициента одновременного спроса 0,9.
Потребность во временных зданиях и сооружениях может определяться прямым счетом. Площадь инвентарных зданий санитарно-бытового назначения, как правило, пропорциональна численности рабочих в наиболее многочисленную смену (кроме гардеробных, для которых принимается суммарная численность рабочих во всех сменах). Удельная площадь на одного рабочего составляет: для гардеробных — 0,7 м 2 , душевых — 0,54 м 2 , умывальников — 0,2 м 2 , туалетов — 0,1 м 2 , сушилок — 0,2 м 2 , помещений обогрева рабочих — 0,1 м 2 , столовых — 0,8 м 2 . Для инвентарных административных зданий площадь составляет 4 м 2 на одного ИТР, служащего, работника охраны и обслуживающего персонала.
При обосновании размеров и оснащении площадок для складирования материалов, конструкций и оборудования учитывают среднюю дневную потребность в материальных ресурсах, расчетное количество дней запаса и среднюю нагрузку на 1 м 2 складов различного типа. При этом используют формулу
где М; — расход г-го материала в расчетный год строительства; ‘I] — количество дней запаса г-го материала; 365 — расчетная длительность года, в днях; J, — удельная площадь хранения единицы материала, м 2 ; /ф‘ кт — коэффициент неравномерности поступления материалов, принимаемый для автомобильных поставок — 1,1, для железнодорожных — 1,2; отр — коэффициент неравномерности потребления материала, принимаемый обычно 1,3.
Количество дней запаса и удельная площадь складов на единицу хранения может быть принята по данным ЦНИИОМТП 1 (табл. 20.13). Для предварительных расчетов запас может быть принят в размере 8—12 календарных дней при расстоянии перевозки автомобилями до 50 км и 10—20 дней при большем расстоянии, 20—30 дней — при перевозке по железной дороге. Примеры расчетов и справочные данные приведены также в учебной литературе 2 .
Таблица 20.13
Потребность в открытых складских площадках на единицу хранения
Материалы и изделия (тип склада)
Удельная площадь, м 2
Цемент в мешках (закрытый склад)
Кирпич в пакетах на поддонах
- 1 Разработка проектов организации строительства и проектов производства работ для промышленного строительства. Справочное пособие к СПиП//ЦНИИОМТП. М.: Строй- издат, 1990.
- 2 Дикман Л. Г. Организация строительного производства : учебник для строительных вузов. М.: АСВ, 2006; Организация, планирование и управление строительством : учебник / под общ. ред. П. Г. Грабового и А. И. Солунского. М.: Проспект, 2012; Ширшиков Б. Ф. Организация, планирование и управление строительством : учебник для вузов. М.: АСВ, 2012.
Материалы и изделия (тип склада)
Удельная площадь, м 2
Щебень, гравий, песок в механизированных складах
Сборные железобетонные фундаменты
Сборные железобетонные плиты, колонны
Сборные железобетонные балки, марши, санитарно-технические блоки
Технологическое оборудование тяжелое и среднее (навес)
Технологическое оборудование легкое (закрытый склад)
Кроме материалов, указанных в табл. 20.13, следует предусматривать в расчете на 1 млн руб. в ценах 2000 г.: 1,13 м 2 закрытых отапливаемых и 2,36 м 2 закрытых неотапливаемых складов, 3,6 м 2 навесов, 0,93 м 2 складов ГСМ.
Расход материалов может быть определен по удельным показателям на 1 млн руб. годового объема СМР по нормативам ЦНИИОМТП или по нормам 5-й части СНиГТ 1982 г. [7] Указанные нормативы разработаны в ценах 1969 г. Для их перевода в базисные цены 2001 г. применяют усредненные индексы пересчета, однако, как показано в учебнике «Экономика строительства», использование таких обобщенных индексов может привести к грубым ошибкам.
Отметим, что нормативы 1960—1970-х гг. отражают строительные решения, принятые в то время. В частности, по сравнению с современными проектами в них сильно завышен удельный расход сборных железобетонных изделий и, напротив, занижен расход металлоконструкций. Значительно изменились и относительные расходы других материалов, в частности отделочных.
Более точно расход материалов может быть определен с использованием элементных сметных норм (ГЭСП—2001, ТСЫ—2001), в которых он приведен в расчете на физические единицы работ. Если на проектируемый объект составлены локальные сметные расчеты, определить расход материалов не представляет труда: сметные программы имеют возможность автоматического подсчета расхода материалов по полной номенклатуре. Даже если сметные расчеты имеют предварительный характер, такая точность вполне достаточна на этапе разработки ПОС.
Следует отметить, что нормативными документами [8] не требуется разрабатывать в НОС ведомости объемов работ в натуральном выражении. В то же время такие ведомости являются хорошим подспорьем при расчете показателей организации строительства и оценке стоимости, поэтому практически всегда такие ведомости составляются и приводятся в НОС.
При проверке достоверности определения сметной стоимости объектов, финансируемых из бюджета, орган экспертизы часто требует предоставления подробных ведомостей объемов работ: гораздо более подробных, чем обычно имеются в ПОС. Из-за этого на основе малоинформативной проектной документации приходится составлять ведомости объемов работ и спецификации оборудования, характерные для рабочей документации.
В ПОС необходимо обосновать также размеры укрупнительных площадок (стендов, плазов) для сборки укрупненных блоков конструкций и оборудования. Приводятся решения по перемещению тяжеловесного негабаритного оборудования, укрупненных блоков и крупногабаритных строительных конструкций.
Расчет площадей для хранения оборудования может быть определен по формуле
где Mj — масса оборудования г-го вида; т1> — удельная нагрузка у-го типа складов, т/м 2 (см. табл. 20.13); k-™™ — доля типов складов в хранении оборудования i-ro вида.
В ПОС приводится также перечень требований, которые должны быть учтены в рабочей документации, разрабатываемой на основании проектной документации, в связи с принятыми методами возведения строительных конструкций и монтажа оборудования.
При обосновании потребности в жилье и социально-бытовом обслуживании персонала, участвующего в строительстве, предварительно принимают количество персонала, которое может быть привлечено на месте строительства, размещено в имеющемся жилье, а также в возводимом постоянном или временном жилье. Для временного проживания работников строительно-монтажных организаций может быть создано общежитие из инвентарных контейнеров. Отдельно определяют количество персонала, которое может быть размещено в вахтовом поселке, а также в гостинице (иностранные и российские специалисты, наладочный персонал и т.п.). Если в проекте предусматривается возведение жилья для эксплуатационного персонала строящегося предприятия, то следует рассмотреть возможность частичного использования такого жилья для размещения строи- тел ьно-монтажн ых кадров.
Следует сказать, что в настоящее время в состав ПОС не входят многие разделы, которые помогли бы техническому заказчику при подготовке строительства. Практически не уделяется внимания вопросам управления и особенно управлению проектом, не разрабатывается план управления проектом (см. гл. 9, 10).
Не составляются предложения по основной схеме взаимодействия участников строительства (гл. 5), по составу лотов, проекты договоров, планы финансирования и кредитования строительства. Эти документы приходится разрабатывать сотрудникам службы заказчика, которые изучают проект «на скорую руку», а проектировщики, которые хорошо знакомы со спецификой проекта, оказываются отстраненными от вопросов управления и планирования.
Источник: studme.org
Средняя выработка на одного работающего в строительстве
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте профессиональную справочную систему
«Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах
и сметах на строительство и оплате труда работников
строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций
Настоящие Методические рекомендации подготовлены в соответствии с решением коллегии Госстроя России от 24 февраля 1999 г. N 5 «О ходе выполнения работ по реформированию сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве».
Рекомендации конкретизируют положения по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство, содержащиеся в Методических указаниях по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, введенных в действие постановлением Госстроя России от 29 апреля 1999 г. N 31. Дополнены практическими предложениями по оплате труда работников строительных организаций в непосредственной взаимосвязи с решениями, принятыми в договорных ценах и сметах на строительство и в договорах подряда.
В Рекомендациях приводятся общая нормативно-расчетная база для определения размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и организации заработной платы в строительно-монтажных и ремонтно-строительных организациях, методы определения размера средств на оплату труда, характеристика систем и форм оплаты труда, принципы разработки и применения единой тарифной сетки для оплаты труда работников любой строительной организации с конкретными примерами.
Рекомендации предназначаются для всех участников инвестиционно-строительной деятельности независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, региональных центров по ценообразованию в строительстве и могут использоваться также службами заказчиков при определении и согласовании договорных цен и смет на строительство и заключении договоров подряда.
Методические рекомендации разработаны рабочей группой в составе: С.А.Варзарь, В.А.Рогонов с участием Ю.С.Лычкина, В.А.Степанова и одобрены Управлением экономики строительного комплекса и Управлением совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве Госстроя России.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. По системам, формам и условиям оплаты труда работников предприятия, организации и учреждения, участвующие в инвестиционно-строительной деятельности, могут быть разделены на три основные группы:
1-я — предприятия и учреждения органов государственной власти и управления. В них труд работников оплачивается по должностным окладам с надбавками за квалификационный разряд, выслугу лет, особые условия государственной службы, а также выплачиваются премии и материальная помощь в пределах установленного фонда оплаты труда. Оплата труда в этих организациях регулируется соответствующими законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации (Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.95 N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 16.08.95 N 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих», Указы Президента Российской Федерации от 09.04.97 N 310 «О денежном содержании федеральных государственных служащих», от 15.06.99 N 755 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 16.08.95 N 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих» и другие);
2-я — организации и учреждения, финансируемые из бюджетных источников. В них оплата труда работников производится на основе Единой тарифной сетки с соответствующими надбавками, доплатами, поощрительными выплатами и т.д. и регулируется постановлениями Правительства Российской Федерации (от 14.10.92 N 785, от 08.11.92 N 855, от 30.08.93 N 870, от 07.12.93 N 1268, от 30.06.94 N 759, от 27.02.95 N 189, от 18.03.99 N 309);
3-я — предприятия и организации других форм собственности и организационно-правового статуса, самостоятельно решающие вопросы оплаты труда работников на основе действующего законодательства в области социально-трудовых отношений.
1.2. Предприятия и организации 3-й группы, к которым в большинстве своем относятся строительно-монтажные, ремонтно-строительные организации, предприятия промышленности строительных материалов и строительной индустрии, могут использовать в своих решениях отдельные элементы оплаты труда, применяемые в первых двух группах.
Организации 2-й группы при осуществлении деятельности, финансируемой не из бюджетных источников, могут решать вопросы оплаты труда по аналогии с предприятиями 3-й группы в пределах средств, получаемых за эту деятельность. Некоторые предприятия этой группы могут входить в состав строительных организаций (учреждения здравоохранения, культуры, спорта, образования и др.).
1.3. Действующим законодательством о труде предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельно определять и фиксировать в коллективных договорах и других локальных нормативных актах вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий и поощрений, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями работников (статья 80 Кодекса законов о труде Российской Федерации).
Решение этих вопросов в строительных организациях обусловливает размер средств на оплату труда, включаемых в договорные цены и сметы на строительство.
1.4. Договорная цена (смета на строительство) и включаемые в нее средства на оплату труда или способы их определения устанавливаются в договоре подряда по взаимному соглашению сторон (подрядчика и заказчика, генподрядчика и субподрядчика и т.п.), где определяются также порядок, условия и сроки расчетов за выполнение работы и сданные заказчику объекты, что создает для подрядчика соответствующую базу для организации оплаты труда работников, занятых на строительстве конкретных объектов, и выполнения программы строительных работ организации в целом.
1.5. При определении и согласовании размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство интересы договаривающихся сторон должны основываться на единых законодательных, нормативных и правовых актах с учетом сложившейся и ожидаемой на период строительства ситуации в области трудовых и социально-экономических отношений.
При этом рекомендуется широко использовать имеющуюся нормативную базу, согласованные принципы ее обновления и дополнения, а также применяемые в стране и отрасли методические разработки по вопросам оплаты труда и ценообразования в условиях рыночных отношений.
1.6. В строительных организациях целесообразно разрабатывать и использовать системы и формы оплаты труда работников, обеспечивающие максимальную их совместимость с методами определения размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство, а также единство нормативных и расчетных показателей, применяемых для этих целей.
Такой подход обеспечивает высокую обоснованность решений, принимаемых на стадии определения и согласования договорных цен и смет на строительство (в части размера средств на оплату труда) и на стадии расчетов по заработной плате с рабочими за выполненные работы, их комплексы, этапы и объекты в целом. При этом он позволит упростить организацию оплаты труда, которую можно будет осуществлять непосредственно по сметам на строительство.
1.7. Особенностями нормативной базы, используемой при определении размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и при организации оплаты труда в строительных организациях, являются стабильность технически обоснованных норм затрат труда (в чел.-часах, маш.-часах и т.п.) на традиционные строительно-монтажные процессы и работы и динамичность, изменчивость во времени стоимости (цены) труда, а следовательно, и сдельных расценок.
Этот двойственный характер нормативной базы предопределяет соответствующую этапность ее формирования, совершенствования и обновления на всех уровнях: отраслевом, региональном и непосредственно в организациях и на предприятиях.
При определении сдельных расценок на выполняемые работы и размеров заработной платы в целом необходимо использовать действующие в расчетном периоде тарифные ставки, оклады, а также нормативы и показатели, по которым начисляются на них различные доплаты, надбавки и другие выплаты.
1.8. Приводимые в настоящих Рекомендациях нормативные показатели по труду и заработной плате установлены различными законодательными и нормативными правовыми актами, в том числе принятыми в дореформенный период. Правомерность их применения, за исключением случаев прямой отмены или замены, обусловлена действующим трудовым законодательством и практикой работы строительных организаций в современных условиях.
Величина конкретного нормативного показателя по соглашению сторон договора подряда может быть изменена, но это изменение не должно ухудшать условия оплаты труда и снижать ее размер против установленного действующими законодательными и нормативными правовыми актами.
2. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ
ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ
ОПЛАТЫ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
2.1. Конституцией Российской Федерации каждому предоставлено право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37).
2.2. Кодексом законов о труде Российской Федерации (КЗоТ) установлено, что оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда и максимальным размером не ограничивается (статья 77).
Месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда, в который не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты (статья 78).
2.3. Кодексом законов о труде определены основные виды доплат, надбавок, премий и поощрений, гарантий, льгот и компенсаций, а также порядок их установления и выплаты работникам организаций и предприятий в зависимости от конкретных условий труда.
Классификация всех выплат, формирующих общий заработок работника, по их содержанию и источникам приведена в Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера, утвержденной постановлением Госкомстата России от 10.07.95 N 89 по согласованию с Минэкономики России, Минфином России, Минтрудом России и Центральным банком России.
Отнесение этих выплат на соответствующие статьи затрат определено Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ, разработанными в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 «Об утверждении положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» и от 01.07.95 N 661 об изменениях и дополнениях к указанному Положению (утверждены Минстроем России 04.12.95 N БЕ-11-260/7 по согласованию с Минэкономики России и Минфином России).
В приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям приводится состав затрат на оплату труда по отдельным статьям расходов.
2.4. В рыночных условиях размеры общего заработка и составляющих его элементов регулируются в рамках действующего законодательства договорными отношениями как внутри организации (предприятия), так и во взаимодействии ее с заказчиками (инвесторами).
Договорные отношения определяются:
отраслевыми, региональными и иными соглашениями, а также коллективными договорами, разрабатываемыми и заключаемыми в соответствии с законами Российской Федерации от 11.03.92 N 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» и от 01.05.99 N 93-ФЗ;
2.5. В отраслевых тарифных соглашениях по строительству и промышленности строительных материалов, систематически заключаемых между профсоюзами и работодателями с участием Госстроя России по согласованию с Минэкономики России, Минфином России и Минтрудом России, организациям и предприятиям устанавливаются минимальные тарифные ставки рабочих первого разряда при работе в нормальных условиях труда в размере, достигнутом на момент заключения коллективного договора и обеспечивающем общий месячный уровень заработной платы не ниже прожиточного минимума в соответствующем регионе Российской Федерации.
Указанные тарифные ставки ежеквартально индексируются в установленном порядке и доводятся до всех заинтересованных организаций, определяется порядок исчисления тарифных ставок рабочих последующих разрядов, должностных окладов руководителей, отдельных видов доплат, надбавок, вознаграждений и т.п.
2.6. Отраслевое тарифное соглашение, являющееся правовым актом, устанавливает обязательные для применения минимальные экономические и социальные гарантии работников отрасли и не ограничивает права работодателей в расширении этих гарантий при наличии соответствующего ресурсного обеспечения.
Затраты, связанные с удовлетворением этих гарантий, включаются в договорные цены и сметы на строительство.
2.7. Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (п.2.4) и Отраслевого тарифного соглашения подрядчик и заказчик вправе самостоятельно определять размер средств на оплату труда работников, занятых в основной деятельности, в договорных ценах на строительную продукцию (работы, услуги) в любых согласованных размерах, но не ниже предусмотренных в соглашении.
Принятие сторонами согласованных решений о размерах средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство должно основываться на использовании, наряду с указанными выше, действующих отраслевых нормативных документов по этому вопросу. Основными из них являются:
Нормы затрат труда и времени работы строительных машин, содержащиеся в сборниках Государственных элементных сметных норм и производственных норм (ЕНиР, ВНиР), которые должны обновляться и дополняться в связи с применением новых средств механизации, технологии производства работ, материалов и конструкций.
При решении отдельных частных вопросов могут использоваться и другие нормативные документы, которые приводятся в соответствующих разделах настоящих Рекомендаций.
3. ОБЩАЯ НОРМАТИВНО-РАСЧЕТНАЯ БАЗА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
РАЗМЕРА СРЕДСТВ НА ОПЛАТУ ТРУДА В ДОГОВОРНЫХ ЦЕНАХ И СМЕТАХ
НА СТРОИТЕЛЬСТВО И ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА
ЗА ВЫПОЛНЕННЫЕ РАБОТЫ
3.1. Основой всех форм и систем оплаты труда, применяемых в строительных организациях, является тарифная система, обеспечивающая соответствие квалификации и оплаты труда работников сложности выполняемых ими работ.
Тарификация работ и присвоение квалификации разрядов рабочим производятся по Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий (выпуск 3, раздел «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы»), утвержденному постановлением Госкомтруда СССР, Госстроя СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.07.85 N 226/125/15-88, с последующими изменениями и дополнениями к нему.
3.2. Тарифной системой устанавливаются тарифные ставки по квалификационным разрядам и тарифные коэффициенты, представляющие собой отношение тарифных ставок соответствующих разрядов к тарифной ставке первого разряда.
Источник: docs.cntd.ru