Сроки подачи уведомления о начале строительства

В 2022 году контрактная система претерпела значительные изменения — сначала вступил в силу «оптимизационный» закон, который, по сути, полностью перекроил существовавшую ранее систему, а затем было введено множество мер, направленных на минимизацию последствий накладываемых иностранных санкций. Более того, во второй половине этого года контрактная система продолжит обновляться, в частности, вступят в силу правила работы с цифровыми перевозочными документами, требование о формировании электронных счетов-фактур в ЕИС и особые правила, касающиеся участия в госзакупках иноагентов.

Скачать Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 с последними изменениями из КонсультантПлюс

Изменения в системе госзакупок, грядущие в сентябре-декабре 2022 года

Осенью и в начале зимы ожидаются следующие нововведения, которые коснутся организаций, работающих в системе госзакупок:

  • в сентябре новости по 44-ФЗ связаны со вступлением в силу Постановления Правительства № 931 от 21.05.2022 и утверждаемыми им правилами работы с цифровыми перевозочными документами;
  • начиная с октября 2022 года, поставщики, подрядчики и исполнители по контрактам обязуются формировать электронные счета-фактуры в ЕИС (подробнее: счета-фактуры для исполнения госконтрактов в ЕИС: как с ними работать);
  • с 01.10.2022 утверждены формы независимых гарантий для госзакупок по 44-ФЗ по Постановлению Правительства № 1397 от 09.08.2022;
  • с 02.10.2022 применяется положение о независимых гарантиях и типовые формы гарантий для закупок по 223-ФЗ с ограничениями для МСП по Постановлению Правительства № 1397 от 09.08.2022;
  • в ноябре изменения произойдут для госкорпораций, работающих по 223-ФЗ, — вступит в силу Федеральный закон № 285-ФЗ от 14.07.2022, позволяющий им курировать компании из числа СМП, чтобы те смогли участвовать в закупках;
  • последние нововведения в контрактное законодательство в текущем году ожидаются в декабре. Тогда вступает в силу Федеральный закон № 255-ФЗ от 14.07.2022, в соответствии с которым усилится контроль за иноагентами, и они утратят возможность участвовать в корпоративных закупках.

Изменения августа 2022 года

Собрали в таблицу последние изменений в 44-ФЗ в 2022 году, уже вступившие в силу в августе 2022 года:

Заполнение уведомления о начале строительства онлайн, часть 1-ая

Конкретизировали порядок включения сведений в РНП при отказе заказчика, против которого ввели санкции, от исполнения договора и установили новый срок размещения в ЕИС уведомления и заключения о несоответствии плана закупки, изменений в него, годового отчета

Применяются типовые условия контрактов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автобусами, троллейбусами и трамваями по регулируемым тарифам. Подробнее: утвердили типовые условия контрактов в сфере перевозок

Изменения в закупках с июля 2022 года

Прописали специальные правила для сроков вступления в силу новых правил одностороннего отказа от исполнения контракта и переходные положения. Новые нормы появились в законе с 01.01.2022, но порядок одностороннего отказа от контракта, который заключен по итогам электронной процедуры, в рамках ч. 12.1 44-ФЗ в новой редакции, заработал только с 01.07.2022. Теперь, в соответствии со ст. 95 44-ФЗ с последними изменениями 2022 года, уведомление об одностороннем отказе формируется с помощью ЕИС и направляется поставщику автоматически.

Как я отправлял уведомление о строительстве на портале «Госуслуги»? Строительство дома в 2020 году

Для поставщика нововведения по 44-ФЗ в виде права отказаться от исполнения контракта с использованием ЕИС доступно только с 01.07.2022.

С июля 2022 года при применении мер ответственности стороны госконтракта начнут использовать электронный документооборот путем направления электронных уведомлений и обмениваться юридически важными сообщениями в электронном виде.

Эксперты КонсультантПлюс разработали удобный сервис сравнения редакций. Используйте эти инструкции бесплатно.

Сервис КонсультантПлюс: изменения по 44-ФЗ с 01.07.2022 в таблице для заказчика и поставщика в сравнении с действующей редакцией

Однако в июле 2022 года произошло и множество других изменений в системе госзакупок, собрали изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2022 года в таблице с комментариями и ссылками на соответствующие НПА:

Введен единый срок оплаты контрактов — семь рабочих дней, что зафиксировано в ст. 34 44-ФЗ с последними изменениями 2022.

Изменен перечень товаров по параллельному импорту.

Заработал «электронный магазин» для закупок у СМП по 223-ФЗ.

Заказчики получили возможность закупать вместе:

  • проектные работы;
  • инженерные изыскания;
  • строительство, реконструкцию или капремонт;
  • оборудование.

Облегчили условия заключения офсетных контрактов и снизили до 10 миллионов минимальный объем инвестиций. Более того, разрешили проводить совместные межрегиональные закупки.

Разрешили в определенных случаях оплачивать контракты на обычные банковские счета, а не на казначейские.

Минфин дал обязательные к применению разъяснения о порядке изменения условий контрактов в текущем году.

ФАС дала разъяснения о порядке приобретения ветеринарных лекарств, зарегистрированных в других странах ЕАЭС.

Нововведения июня 2022 года

Актуальные нововведения в законе о контрактной системе, которые приняты в июне, собрали в таблицу:

Смягчили требования к предельным ценам при нормировании закупок.

Обновлен перечень товаров с допуском по нацрежиму.

Изменения в госзакупках в мае 2022 года

Белорусским банкам предоставлена возможность выдавать гарантии для госзакупок в России.

Для выполнения строительных договоров со стоимостью до 10 миллионов более не требуется членство в СРО.

Государственные вузы и научные организации получили возможность закупать без ограничений через запрос котировок некоторые виды товаров. Например, химреактивы, оптическое оборудование и ряд других.

Изменения апреля 2022 года

Заказчик обязан направить проект контракта победителю электронного запроса котировок в течение одного рабочего дня.

Срок оплаты договоров по 223-ФЗ сократили до семи рабочих дней.

Нововведения марта 2022 года

В марте 2022 года в системе госзакупок произошло значительное количество изменений. Это связано с необходимостью срочно адаптировать систему под условия иностранных санкций.

Принято решение не размещать в ЕИС сведения о закупках заказчиков, попавших под иностранные ограничительные меры.

Введено новое основание изменения существенных условий контрактов — решение правительства РФ, региональной или местной администрации.

Изменен порядок списания неустоек.

В текущем и следующем годах при расчете объема закупок у СМП и СОНКО не учитывают контракты на лекарства и медизделия..

Принят повышенный размер авансов по некоторым закупкам.

Запрет на закупку без согласования софта для критически значимой инфраструктуры.

Изменения февраля 2022 года

В феврале 2022 года вступили в силу два постановления правительства РФ, касающиеся госзакупок.

3 февраля вступило в силу ПП от 27.01.2022 № 60, в соответствии с которым:

  • утверждены новое положение о ЕИС, порядке работ с документами в ней и правила регистрации участников закупок;
  • услуги общественного питания, поставка товаров и услуги по организации детского отдыха внесли в число исключений из аукционного перечня;
  • относительно 223-ФЗ — установили правило о том, что в случае длительных договоров необходимо публиковать информацию о ежегодных оплатах.

26 февраля вступило в силу ПП от 23.08.2021 № 1382, в соответствии с которым увеличен перечень отечественных товаров с повышенным приоритетом при закупках.

Изменения в закупках с января 2022 года

Рассмотрим подробнее Федеральный закон ФЗ-44 с изменениями на 01.01.2022, которые внес в контрактную систему Федеральный закон № 360-ФЗ от 02.07.2021 — так называемый «оптимизационный» пакет поправок.

Новое в закупках по 44-ФЗ с 1 января 2022 года

Операторов специализированных электронных площадок добавили в перечень участников контрактной системы.

Добавили определение заказчика, который осуществляет деятельность за рубежом.

Добавили определение контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан.

Добавили определение отдельного этапа исполнения контракта.

Понятие «банковская гарантия» утратило значение, которое было в ГК. Утратила силу ч. 2 ст. 3 44-ФЗ.

Из ЕИС пропала библиотека типовых контрактов.

ЕИС наполняют не только документами, которые заказчик обязан разместить по 44-ФЗ и 223-ФЗ, но и теми, которые обязан сформировать.

Прописали в 44-ФЗ, что согласие на обработку персональных данных не требуется для госзакупок.

Запретили разрабатывать информационные системы в сфере закупок, которые не интегрированы с ЕИС.

Закупочные документы обязали хранить не менее 6 лет.

Иностранные участники подписывают документы электронными подписями, которые выпущены по нормам иностранного государства, международным стандартам и признаны в России.

Ввели единую форму для всех документов, которые размещают в ЕИС, на площадках. Требования к документам разработает правительство.

Прописали приоритет данных из ЕИС, если другие сведения, которые предоставляют участники контрактной системы, противоречат данным из ЕИС.

Документы через 1 час после размещения в ЕИС или на площадке доступны для ознакомления.

Если извещение меняется, то об этом оператор площадки не позднее 1 часа сообщает всем, кто подал заявки или отправил запросы разъяснений.

Оператор обеспечивает конфиденциальность участника закупки, кроме малых закупок в электронной форме по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ.

Запретили накладывать взыскания на заблокированные деньги со спецсчета, например, по исполнительному листу.

Судебные издержки вывели из-под действия 44-ФЗ.

Общественное обсуждение проводится от 2 млрд руб. Нижний порог вправе снижать правительство, региональные и местные власти. Под исключение подпадают закрытые закупки и федеральные закупки по ГОЗ. Порядок проведения прописали в Законе о контрактной системе, не в постановлении правительства. Предложения и замечания с нецензурной бранью не выложат в ЕИС.

У УИС и организаций инвалидов заказчики закупают любой товар, как и у другого участника рынка, но если товар есть в перечне, который утвержден правительством, то придется закупать его отдельно, ни с чем не смешивая. В таких закупках продолжают предоставлять преимущества.

Сократили способы закупок. Оставили:

  • конкурсы (открытый конкурс в электронной форме);
  • закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме;
  • аукционы (открытый аукцион в электронной форме);
  • закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме;
  • запрос котировок в электронной форме;
  • малая электронная закупка у единственного поставщика по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ.

Порядок проведения совместных закупок прописали в 44-ФЗ. Участник подает предложение о сумме цен всех контрактов. Цену определяют пропорционально. Если закупка не состоялась и контракт заключают с единственным поставщиком, то каждый заказчик совместной закупки согласовывает контракт отдельно.

Заказчики разрабатывают только извещение.

Независимо от НМЦК закупки заказчики рассматривают первые части заявок в течение 2 раб. дн. со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на конкурс.

Исключения прописали для госзакупок на:

  • научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
  • создание произведения литературы или искусства;
  • работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России;
  • работы по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, которые включены в состав Музейного фонда, документов Архивного фонда, особо ценных и редких документов, которые входят в состав библиотечных фондов;
  • работы, услуги, связанные с допуском подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности или сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Читайте также:  Фссп в строительстве это

В этом перечне случаев заявки рассматриваются в течение 5 раб. дн. с момента окончания срока подачи заявок.

Независимо от НМЦК закупки заказчики рассматривают, оценивают и формируют протокол в течение 2 рабочих дней со дня, следующего за днем подачи 2 частей заявок.

Заказчики разрабатывают только извещение.

Заказчики рассматривают заявки участников один раз и только после получения от ЭТП протокола подачи ценовых предложений.

С начала подачи ценовых предложений время приема ценовых предложений составляет 4 минуты, а не 10, как раньше. А общая продолжительность приема ценовых предложений не превышает 5 часов с начала аукциона.

Заказчики проводят запрос котировок только в электронной форме.

Годовой объем закупок запросом котировок составляет до 20% от СГОЗ или 100 млн руб. в отношении заказчика, СГОЗ которого в прошедшем году составил менее 500 млн руб.

Срок подготовки итогового протокола составляет два рабочих дня после даты окончания подачи заявок. Остальные сроки остались без изменения.

Определили 6 случаев, когда открытая конкурентная закупка не состоялась:

  • подана только одна заявка;
  • только одна заявка допущена;
  • не подано ни одной заявки;
  • комиссия отклонила все заявки;
  • все участники, не отозвавшие заявки, признаны уклонившимися;
  • заказчик отказался заключить контракт с единственным участником.

Установили специальный порядок проведения открытого электронного конкурса и аукциона, если подана только одна заявка:

  1. Не позднее 1 часа с момента окончания срока подачи заявок оператор направляет заявку заказчику.
  2. Не позже 2 рабочих дней после окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов комиссия рассматривает заявку и подписывает протокол на площадке.
  3. Оператор в течение 1 часа размещает протокол в ЕИС.
  4. В электронном конкурсе оценивать единственную заявку по критериям оценки не нужно.
  5. Участник закупки вправе запросить разъяснения итогового протокола.
  6. Если комиссия допустила заявку, то контракт заключается с ед. поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Установили специальный порядок проведения конкурса. Если по результатам рассмотрения первых частей заявок допущена только одна заявка:

  1. Не позднее 1 часа с момента получения протокола оценки первых частей заявок оператор направляет вторую и третью части заявки.
  2. Не позже 2 рабочих дней после получения всех частей заявки, но не позднее даты подведения итогов комиссия рассматривает заявку и подписывает итоговый протокол на площадке.
  3. Оператор в течение 1 часа размещает протокол в ЕИС.
  4. Оценивать заявку по критериям оценки не нужно.
  5. Участник закупки вправе запросить разъяснения итогового протокола.
  6. Если комиссия допустила заявку, то контракт заключается с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Если конкурентная закупка не состоялась по одной из трех причин:

  • комиссия отклонила все заявки;
  • все участники, не отозвавшие заявки, признаны уклонившимися;
  • заказчик отказался заключить контракт с единственным участником.

В перечисленных случаях заказчик проводит новую закупку или закупает у единственного поставщика по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Закрытый конкурс или аукцион проводят только после согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Отправляет обращение о согласовании заказчик. Порядок согласования устанавливает правительство.

Заказчик приглашает поучаствовать в закрытом конкурсе не позднее 180 дней после получения согласования, но не позже чем за 15 рабочих дней до окончания срока подачи заявок. Копии приглашения заказчик направляет в орган исполнительной власти, который согласовал закрытый конкурс. Срок — не позже одного рабочего дня.

Сократили сроки для рассмотрения заявок — не более 10 рабочих дней после окончания срока подачи заявок, но не позже даты подведения итогов.

Определили закрытый перечень оснований, когда заявку участника отклонят.

Установили требования к содержанию протокола подведения итогов.

Установили новый порядок заключения контракта:

  1. В течение 3 рабочих дней заказчик отправляет проект контракта победителю.
  2. Победитель подписывает контракт и направляет заказчику в срок, установленный в документации.
  3. Заказчик подписывает контракт в срок не позднее 3 рабочих дней, но не ранее 10 дней после подписания итогового протокола.

Если заказчик признал победителя уклонившимся, он заключает контракт со вторым или третьим участником. Второй или третий участник не вправе отказаться от контракта. Остальные также обязаны подписать контракт, если не отозвали заявки.

Если закрытый конкурс не состоялся, заказчики проводят новую закупку или заключают контракт с едпоставщиком по п. 24 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Новый порядок проведения закрытого электронного конкурса:

  1. Заказчик формирует в ЕИС приглашение и документацию и направляет оператору не позже рабочего дня.
  2. Оператор приглашает аккредитованных на специализированной площадке участников. Срок направления — один рабочий день.
  3. Участник вправе запросить у оператора закупочную документацию. Срок — 3 рабочих дня.
  4. Оператор направляет заказчику документы и запросы участников в течение 1 часа.
  5. Заказчик рассматривает документы в течение 2 рабочих дней и формирует в ЕИС протокол рассмотрения запросов о предоставлении документации о закупке.
  6. Оператор направляет участнику протокол и документацию в течение 1 часа с момента получения протокола.
  7. Участник вправе только 3 раза запросить разъяснения положений закупочной документации.
  8. Заказчик рассматривает заявки и формирует итоговый протокол в ЕИС в срок не позже 5 раб. дн. после даты окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов.
  9. Контракт заключают не ранее чем через 10 календарных дней после размещения итогового протокола.

Закрытый аукцион проводится по правилам для закрытого электронного конкурса, но с такими особенностями:

  • сроки направления приглашений — не более 180 дней после получения согласования, но не позже чем за 7 раб. дн. до окончания подачи заявок;
  • если заказчик изменял документацию, он продлевает срок подачи заявок так, чтобы до даты окончания осталось не менее 7 дней;
  • срок рассмотрения заявок — не более 10 раб. дн. после даты окончания подачи заявок, но не позже даты рассмотрения заявок, которая установлена в документации;
  • итоговый протокол заказчик составляет в срок не позднее одного рабочего дня после процедуры подачи ценовых предложений, но не позднее даты подведения итогов, которая прописана в приглашении.

Установлены 8 случаев для признания закрытой конкурентной закупки несостоявшейся:

  • подана только одна заявка;
  • только одна заявка допущена;
  • не подано ни одной заявки;
  • комиссия отклонила все заявки;
  • все участники, не отозвавшие заявки, признаны уклонившимися;
  • заказчик отказался заключить контракт с единственным участником;
  • не подано ни одного запроса о предоставлении документации;
  • если комиссия отказала в предоставлении документации всем участникам закупки.

Если закрытый конкурс или закрытый электронный конкурс признали несостоявшимся, потому что подана или допущена только одна заявка, то:

  • заказчик не оценивает заявки;
  • контракт заключают по п. 24 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Если закрытый аукцион или закрытый электронный аукцион признали несостоявшимся, потому что подана или допущена только одна заявка, то контракт заключается по п. 24 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Правила закупки у единственного поставщика

Чтобы заключить контракт с единственным поставщиком на коммунальные услуги или подключение к сетям, регулируемый тариф не нужен.

Работы по сохранению объекта культурного наследия разрешили закупать у единственного поставщика.

Закупают услуги, которые связаны с командировкой работника, разрешено для участия в официальных физкультурных и спортивных мероприятиях.

У единственного поставщика закупают любые ТРУ для подготовки и проведения выборов, референдума, для деятельности избирательной комиссии, комиссии референдума. Перечень ТРУ утверждает правительство по предложению ЦИК.

Заказчик получил возможность закупить не только товары, которые произвели на территории субъекта по госконтракту, но и услуги, которые окажут с использованием имущества. Такое имущество создается или реконструируется на территории субъекта.

Напрямую проводят процедуру на приобретение зданий, нежилых помещений и земельных участков по обязательным торгам в рамках исполнительного производства, банкротства или земельного законодательства.

У единственного поставщика покупают ценности, которые выпущены из государственного материального резерва.

Разрешили малые закупки любых ТРУ:

  • дипломатическим представительствам России;
  • консульским учреждениям России;
  • торговым представительствам России;
  • представительствам России при международных организациях.

Прямые контракты начали заключать на поставку спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд России по Олимпийским и Паралимпийским видам спорта и для участия спортивных сборных команд России в Олимпийских играх и Паралимпийских играх, в международных спортивных соревнованиях по Единому календарному плану межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий.

Во всех случаях заказчику придется определять цену контракта с единственным поставщиком по правилам 44-ФЗ. А обосновать цены и включить такое обоснование в контракт придется только в рамках закупок по п. 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30-35, 37-41, 46 и 49 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

В закупке до 3 млн руб. у единственного поставщика заказчик устанавливает единые и дополнительные требования к участникам закупки только при их наличии.

Прописали новые обязанности оператора электронной площадки в закупке до 3 млн руб. Он перестанет блокировать количество товара, если заказчик признает победителя уклонившимся или откажется от заключения контракта. Срок составляет 1 час с момента, когда оператор опубликует протокол об этом факте.

Контракт с единственным поставщиком по п. 2, 6 и 17 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ заключают в ЕИС. А вносят сведения в реестр контрактов и исполняют контракт по правилам для электронных процедур.

Состав комиссии — не менее 3 человек.

Прописали в Законе о контрактной системе возможность проводить заседания комиссии по видеоконференцсвязи.

Единые требования для участников закупок распространили не только на конкурентные закупки, но и на закупки у единственного поставщика по пунктам 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54, 59 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Если НМЦК выше 20 млн руб., то допускают только тех, кто подтвердит опыт исполнения контрактом или договором по 223-ФЗ с ценой не менее 20% НМЦК за последние 3 года.

Из-за того, что заказчики перестали составлять документацию, в извещение начали включать больше информации. В его состав входит, например, описание объекта закупки, обоснование НМЦК.

Заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые, а не банковские гарантии.

Вместо реестра банковских гарантий в ЕИС теперь реестр независимых гарантий.

Независимые гарантии вправе выдать:

  • банки из утвержденного перечня;
  • государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»;
  • региональные гарантийные организации;
  • Евразийский банк развития (для участников из ЕАЭС).

Заказчики обязательно устанавливают требование об обеспечении заявки во всех конкурентных закупках, если НМЦК превышает 1 млн руб. Предельный размер НМЦК установлен самим 44-ФЗ, а не постановлением правительства.

Предельные размеры для обеспечения заявки предприятиями УИС и организациями инвалидов составят 0,5% НМЦК независимо от размера НМЦК.

Обеспечивают заявку или деньгами, или независимой гарантией. Срок действия независимой гарантии снизили до месяца с даты окончания срока подачи заявок.

Отменять электронную и закрытую электронную закупку вправе не позже чем за рабочий день до окончания срока подачи заявок. В закрытых конкурсах и аукционах отменить закупку вправе не позднее чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок.

В контракт жизненного цикла обязательно включают стоимость жизненного цикла товара и детализируют ее.

Читайте также:  Проект строительства бизнес центра

В предмет одного контракта разрешили включать консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия.

Если применяется типовая проектная документация, то заказчик вправе включить в объект одновременно подготовку проектной документации, выполнение инженерных изысканий и выполнение работ по строительству объекта капитального строительства.

Заказчик размещает проект контракта в ЕИС и на ЭТП не позже 2 раб. дн. после дня размещения итогового протокола закупки. Под исключение попал запрос котировок — 3 часа с момента размещения итогового протокола закупки.

Победитель закупки подписывает проект контракта не позднее 5 раб. дн. после размещения заказчиком проекта контракта. Под исключение попал запрос котировок — один рабочий день после размещения заказчиком проекта контракта.

Заказчик размещает подписанный контракт в ЕИС и на ЭТП в течение 2 раб. дн. после даты подписания контракта победителем. При запросе котировок заказчик размещает подписанный контракт в ЕИС и на ЭТП в течение рабочего дня после дня подписания контракта победителем.

Существенные условия контракта разрешили изменять, и если такого права нет в документации и контракте. Добавили возможность менять объем и вид работ. Появилась законодательная возможность однократно изменить срок по контрактам жизненного цикла и контрактам на работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. А изменить стоимость получается только в пределах доведенных ЛБО.

Утратит силу п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ об изменении цены контракта без изменения объемов.

Дополнили список исключений, когда стороны вправе изменять существенные условия контракта:

  1. В контрактах жизненного цикла со стройкой и капитальным ремонтом и контракт на работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Если сметная стоимость по результатам госэкспертизы превышает цену контракта. Менять цену контракта получится в пределах 30%.
  2. Для изменения срока исполнения отдельного этапа контракта, но в рамках срока исполнения контракта.
  3. Контракт на срок не менее одного года с предметом закупки является НИОКР и технологическими работами. Цена равна или превышает предельный размер правительства. Возникли обстоятельства, которые не зависят от сторон и препятствуют исполнению. Чтобы изменить контракт, придется подготовить обоснование. Изменить объем и цену получится в пределах 30%.

Если стороны меняют существенные условия и у поставщика появляются новые обязательства, то их обеспечивают. Поставщик обеспечивает контракт, но только если такая обязанность прописана контрактом и документацией о закупке. У поставщика появилась возможность уменьшить обеспечение в случаях, которые предусмотрены 44-ФЗ. Если поставщик внесет обеспечение банковской гарантией, то не обязательно получать новую, разрешено внести изменения в гарантию, которую поставщик предоставил ранее.

Если предоставлена новая гарантия, то заказчик откажется от прав по старой. Если обеспечение внесено деньгами, то поставщик вносит на тот же счет обеспечение дополнительных обязательств. Если цена контракта уменьшилась, то заказчик возвращает часть денежного обеспечения поставщику.

Если стороны изменяют срок исполнения контракта, необходимо установить новые сроки возврата обеспечения. Это прописано в ч. 1.3-1.5 ст. 95 44-ФЗ в новой редакции.

Если сметная стоимость по результатам государственной экспертизы меньше цены контракта, то заказчик уменьшает цену до сметной. Это указано в ч. 1.2 ст. 95 44-ФЗ в новой редакции.

При заключении контракта жизненного цикла обеспечение устанавливают отдельно для поставки и обслуживания. Это указано в ч. 1.1, 6.2-1 ст. 96 44-ФЗ в новой редакции.

Если в контракте прописано поэтапное исполнение, то направляют информацию о ходе исполнения, о сложностях и документы для приемки по исполнению каждого этапа.

Приемка по контракту жизненного цикла проводится только после предоставления обеспечения обязательств по обслуживанию, при необходимости — эксплуатации, ремонту, утилизации товара или созданного объекта капитального строительства.

По контрактам, которые заключены по результатам открытых электронных закупок, установили правила электронной приемки:

  1. Поставщик в ЕИС формирует и подписывает документ о приемке.
  2. Определили требования к содержанию документа о приемке.
  3. Закрепили приоритет электронного документа о приемке, если сведения расходятся с прилагаемыми документами.
  4. Через час документ о приемке поступает заказчику. Дата поступления — это дата размещения в ЕИС.
  5. Заказчик подписывает или мотивированно отказывает в подписании документа о приемке. Срок подписания или отказа от подписания — который указан в контракте, но не позже 20 рабочих дней.
  6. В течение 1 часа документ о приемке или отказе от приемки через ЕИС поступает поставщику.
  7. Поставщик устранит в документе недочеты и направит исправленный экземпляр документа заказчику.

Вносят контракт с прилагаемыми документами по итогам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур и копию контракта.

Заказчик вносит в реестр контрактов информацию о приемке продукции, отдельных этапов исполнения контракта с приложением документа о приемке.

Информация направляется в реестр контрактов и размещается автоматически с помощью ЕИС. Контракт, документ о приемке, соглашение об изменении контракта, соглашение о расторжении контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписали в ЕИС.

Документы и информация попадают в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем их подписания.

Информация и документы, которые заказчик вносит в реестр контрактов, размещаются в ЕИС. Есть исключения:

    , п. 7, 24, 45, 52 и 56 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ;
  • закупки по п. 5 ч. 11 ст. 24 44-ФЗ;
  • закупки, которые не размещают в ЕИС в рамках ч. 1 ст. 111 44-ФЗ.

Данные, содержащиеся в информации и документах, которые предусмотрены п. 10 и 13 ч. 2 ст. 103 44-ФЗ, вносятся в регистры бухгалтерского учета после включения таких информации и документов в реестр контрактов в рамках ст. 103 44-ФЗ.

Размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта составляет от 0,5 до 30 процентов от одного из значений, которые указаны в ч. 16 ст. 108 44-ФЗ.

Утратила силу ст. 109 44-ФЗ, которая регулирует особенности заключения госконтрактов на оказание услуг связи для обеспечения обороны страны, безопасности государства, правопорядка с единственным исполнителем.

Заказчики, которые закупают на территории иностранного государства, проводят закупки по правилам 44-ФЗ для закрытого конкурса, закрытого аукциона. Такие закупки не попадают под согласование с ФАС и контроль по ч. 5 и 5.1 ст. 99 44-ФЗ. Еще прописали особенности, которые учитывают, когда заказчик приглашает, рассматривает заявки и заключает контракт. Заказчики не применяют нацрежим в закупках за границей.

А когда устанавливают требования к участникам, обеспечению, форме контракта, вправе руководствоваться законами иностранного государства. Заказчик вправе не составлять документацию о закупке, а все требования изложить в приглашении.

Скорректировали информацию, которую направляют в РНП. Вносят полное и сокращенное (при наличии) наименования юрлица. Если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство, то вносят их наименования.

В РНП вносят номер реестровой записи в едином реестре участников закупок при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур.

В РНП больше не вносят основания и дату расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Утратил силу п. 6 ч. 3 ст. 104 44-ФЗ.

Переписали правила, по которым участник закупки жалуется на заказчика, площадку. Часть правил осталась прежней, но есть и изменения. Например, при электронных процедурах жалоба подается исключительно с использованием ЕИС. Отзывать жалобы будут через ЕИС.

При закрытых конкурентных закупках жалобу подают письменно. Обжаловать действия оператора площадки при аккредитации разрешено в течение 5 дней, добавили возможность обжаловать действия оператора при размещении предварительного предложения.

Участник вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в т. ч. с использованием систем видеоконференцсвязи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности для видеоконференцсвязи.

Контролеры вправе приостановить заключение контракта при рассмотрении жалобы. Если закупка электронная, то заключение контракта приостанавливают с помощью функционала ЕИС. Решение по жалобе участник получает через ЕИС.

Под контроль по ст. 99 44-ФЗ попали и банки, госкорпорация «ВЭБ.РФ».

Заказчик вправе не предоставлять дополнительные документы и информацию, которые запрашивают контролеры при проведении плановых и внеплановых проверок, если данные размещены на официальном сайте.

Заказчики перестали разрабатывать типовые контракты и типовые условия. Используют только контракты и условия, которые утверждены федеральными органами исполнительной власти, «Росатомом» и «Роскосмосом».

Запретили разрабатывать и типовые контракты для субъектов РФ.

Государственная информационная система, которая осуществляет мониторинг и фиксирует действия, бездействие участников контрактной системы в ЕИС и на электронной площадке, начнет работу поэтапно, в соответствии с порядками, установленными правительством.

Больше не действуют особенности, которые заказчики применяли, когда закупали строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства.

Действия 44-ФЗ, которые касаются объектов культурного наследия народов РФ, применяют и к выявленному объекту культурного наследия.

  • обязательную долю госзакупок у СМП и СОНКО по 44-ФЗ с 15 до 25%;
  • объем закупок у СМСП по 223-ФЗ.

При заключении контрактов в 2022-2024 годах федеральные заказчики должны предусматривать в них предельный срок оплаты:

  • 7 рабочих дней — при закупке у СМП и СОНКО;
  • 10 рабочих дней — остальные закупки.

Срок оплаты по всем контрактам, по общему правилу, составит не более 15 рабочих дней (с 01.01.2023 — не более 10 рабочих дней) с даты подписания заказчиком документа о приемке.

По контрактам, заключенным по итогам закупки только среди СМП и СОНКО, этот срок составит не более 10 рабочих дней (с 01.01.2023 — 7 рабочих дней).

Редакция закона, вступившая в силу с 01.01.2022, разительно отличается от той, которая действовала ранее: корректировки внесены в большинство статьей, некоторые изменены не сильно, например, ст. 37 44-ФЗ с последними изменениями 2022 отличается от ранее действовавшей, но не критично. Другие же переписали почти полностью.

Изменения с января 2023 года

На этом изменения в систему госзакупок не закончатся, новое в закупках по 44-ФЗ с 1 января 2023 года уже запланировано. В соответствии с Постановлением Правительства № 1224 от 08.07.2022, для заказчиков вводится новое правило описания объекта закупки — с этого момента придется указывать требование к объему вторсырья, которое переработано для изготовления поставляемой продукции.

Изменения в закупках с апреля 2023 года

У единственного поставщика будут закупать любые ТРУ для подготовки и проведения выборов, референдума, для деятельности избирательной комиссии, комиссии референдума. Перечень ТРУ утверждает правительство по предложению ЦИК.

Заказчик получит возможность закупить не только товары, которые произвели на территории субъекта по госконтракту, но и услуги, которые окажут с использованием имущества. Требование к этому имуществу — оно создано или реконструировано на территории субъекта.

Напрямую будут проводить процедуру на приобретение зданий, нежилых помещений и земельных участков по обязательным торгам в рамках исполнительного производства, банкротства или земельного законодательства.

У единственного поставщика будут покупать ценности, которые выпущены из государственного материального резерва.

Разрешают малые закупки любых товаров, работ, услуг:

  • дипломатическим представительствам России;
  • консульским учреждениям России;
  • торговым представительствам России;
  • представительствам России при международных организациях.

Прямые контракты начнут заключать на поставку спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд России по Олимпийским и Паралимпийским видам спорта и для участия спортивных сборных команд России в Олимпийских играх и Паралимпийских играх, в международных спортивных соревнованиях по Единому календарному плану межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий.

Читайте также:  Как наращивают краны при строительстве высоток

Во всех случаях заказчику придется определять цену контракта с единственным поставщиком по правилам 44-ФЗ. А обосновать цены и включить такое обоснование в контракт придется только в рамках закупок по п. 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30-35, 37-41, 46 и 49 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

В закупке до 3 млн руб. у единственного поставщика заказчик устанавливает единые и дополнительные требования к участникам закупки только при их наличии.

Пропишут новые обязанности оператора электронной площадки в закупке до 3 млн руб. Он перестанет блокировать количество товара, если заказчик признает победителя уклонившимся или откажется от заключения контракта. Срок составляет 1 час с момента, когда оператор опубликует протокол об этом факте.

Контракт с единственным поставщиком по п. 2, 6 и 17 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ будут заключать в ЕИС. А сведения в реестр контрактов и исполнять контракт придется по правилам для электронных процедур.

Изменения в закупках с июля 2023 года

По «оптимизационному» закону № 360-ФЗ планируется, что последние поправки в 44-ФЗ вступят в силу в июле 2023 года. В частности, с этой даты соглашение об изменении, расторжении контракта по результатам электронных процедур стороны начнут заключать в ЕИС, кроме случаев, когда в ЕИС запрещено публиковать информацию.

Для закупки по п. 6 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ региональные акты не будут определять исключительную компетенцию единственного поставщика.

Изменения в закупках с января 2021 года

Согласно Федеральному закону № 124-ФЗ от 24.04.2020, в 44-ФЗ с изменениями, вступающими в силу с 01.01.2021, появились такие новации:

  • убрали правило о том, что действие закона о контрактной системе не распространяется на закупки при подготовке проведения общероссийского голосования;
  • прописали порядок вступления в силу изменений в закон о контрактной системе (новая редакция ч. 2 44-ФЗ);
  • дополнили обязанности закупочной комиссии в рамках ч. 8 ст. 31. Это связано со вступлением в силу с января 2021 года Постановления Правительства № 917 от 18.07.2019. Оно закрепило обязанность электронных площадок, помимо других сведений, передавать заказчикам данные о привлечении участников к ответственности за незаконное вознаграждение от имени юрлица. Эти данные и обязаны проверять заказчики.

44-ФЗ

С января 2021 года вступили в силу Постановление Правительства № 2013 от 03.12.2020 и Постановление Правительства № 2014 от 03.12.2020, которыми утвердили минимальную долю закупок отечественных товаров и то, как отчитываться о ее выполнении.

Приказом № 10/пр от 14.01.2020 Минстрой утвердил, что с 2021 года типовые контракты начинают применяться при проведении проектных и изыскательских работ.

С января 2021 года вступил в силу Приказ госкорпорации «Роскосмос» № 339 от 04.12.2020, который утвердил методику оценки и сопоставления заявок участников конкурентной закупки.

С 07.01.2021 обязательно применяется обновленный типовой госконтракт на поставку техсредств для реабилитации инвалидов.

C 11.01.2021 Приказом Тендерного комитета № 70-01-176/20 от 01.12.2020 актуализировали регламент работы портала поставщиков.

С 12.01.2021 применяется решение Совета Евразийской экономической комиссии № 105 от 23.11.2020, которое определило новый порядок определения страны происхождения отдельных видов товаров на территории государства — члена ЕАЭС для закупок.

19.01.2021 на сайте Казначейства выложили Приказ Казначейства № 4н от 11.01.2021 о порядке формирования идентификатора госконтракта на 2021 год. В письме № 07-04-05/22-870 от 20.01.2021 ведомство указало, что приказ находится на регистрации в Минюсте, но госзаказчикам следует использовать его в работе.

19.01.2021 Казначейство опубликовало Приказ Казначейства № 5н от 11.01.2021 об утверждении регламента проверки на соответствие фактически поставленных товаров указанным в госконтракте.

19.01.2021 Казначейство опубликовало Приказ Минфина № 334н от 30.12.2020 об утверждении правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по контракту при казначейском сопровождении.

19.01.2021 Казначейство опубликовало Приказ Минфина № 316 от 22.12.2020 об утверждении порядка казначейского обеспечения обязательств при казначейском сопровождении целевых средств в 2021 году.

С 22.01.2021 Приказом № 27/21 от 22.01.2021 ФАС скорректировала план проверок госзаказчиков в 2021 году.

С 23.01.2021 в обязательном порядке применяются 3 новых типовых контракта в сфере пожарной безопасности, которые утвердили Приказом МЧС № 756 от 12.10.2020.

С 23.01.2021 Приказом № 294н от 02.12.2020 Минфин обновил порядок работы с идентификационным кодом закупки (ИКЗ).

С 26.01.2021 Приказом № 605 от 12.10.2020 Минсельхоз скорректировал информационную карту типового контракта на поставку продуктов питания.

С 27.01.2021 Постановлением № 39 от 23.01.2021 правительство дало возможность авансировать некоторые госзакупки повышенного объема в 2021 году.

Изменения в закупках с февраля 2021 года

C 02.02.2021 Постановлением № 34 от 23.01.2021 правительство ввело правило, что в госзакупках продукции судостроительной промышленности (за исключением продукции в рамках гособоронзаказа) правила формирования начальной цены контракта определяет Минпромторг по согласованию с Минфином и ФАС.

С 07.02.2021 Постановлением № 63 от 28.01.2021 правительство поставило на паузу до 31.12.2022 централизованные закупки российского офисного и антивирусного софта.

С 07.02.2021 Постановлением № 76 от 28.01.2021 правительство изменило порядок закупок медизделий с ограничениями на допуск иностранных товаров.

Изменения в закупках с апреля 2021 года

Проверяйте основные изменения по 44-ФЗ с 01.04.2021 в таблице.

  1. Пороговое значение НМЦК — 3 млн рублей.
  2. Ограничение в 100 млн рублей больше не действует.
  3. Новый срок окончания подачи заявок — 4 дня после публикации извещения о заказе.
  4. Вносить исправления в извещение нельзя. Отмена допускается за 1 час до момента окончания получения заявок.
  5. Заказчик обязан запросить не только декларацию, но и документы, подтверждающие соответствие требованиям по п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ.
  6. Требовать документы, предназначенные для передачи с продукцией, запрещено.
  7. Обязательно решение об одобрении крупной сделки, если заключение контракта или обеспечение его исполнения является крупной сделкой.
  8. Комиссия заказчика готовит только итоговый протокол. Теперь в него включают сведения об увеличении стоимости контракта из-за предоставленных преференций учреждениям уголовно-исправительной системы, инвалидным организациям. Указывают и информацию о несостоявшейся процедуре.
  9. Закупочная комиссия рассматривает заявки, ранжирует предложения участников и присваивает им порядковые номера. Эти сведения включаются в итоговый протокол.
  10. Заказчик направляет проект контракта в ЕИС и на электронную площадку в течение 3 часов после размещения итогового протокола. У победителя и заказчика есть по 1 рабочему дню на подписание соглашения. Протокол разногласий теперь не допускается. Срок заключения контракта — минимум 2 рабочих дня.
  11. Если на электронный запрос котировок подана (допущена) только одна заявка, заказчик вправе не продлевать процедуру и заключить контракт с единственным поставщиком.
  1. Формируем на ЭП первоначальное предложение о поставке продукции. Указываем такую информацию:
    • наименование объекта заказа;
    • основные параметры товара;
    • товарный знак — при наличии;
    • страну изготовления и документ, подтверждающий эти сведения в рамках применения национального режима;
    • цену одной единицы;
    • максимальное количество поставки;
    • срок предварительного предложения (действует 1 месяц);
    • регистрационные данные участника;
    • декларацию о соответствии требованиям ФКС и подтвердительную документацию;
    • решение об одобрении крупной сделки.

    Размещаем подготовленное извещение. Оператор ЭП проводит предварительный отбор пяти предложений с самой низкой стоимостью единицы товара. На это отводится 1 час. Если двух предварительных предложений участников не хватает, оператор ЭП отправит уведомление в ЕИС, а заказчику не придет ценовая информация от других поставщиков.

    1. Заказчик рассматривает предложения и принимает решение в течение 1 рабочего дня. Ответственный сотрудник подводит итоги в протоколе и публикует его на ЭП. В протоколе надлежит указать обоснованное решение по каждому предложению.
    2. Контракт заключается упрощенно — по новым правилам (см. заключение контракта по результатам электронного запроса котировок). С 01.01.2021 планируют ввести функционал по взаимосвязи малых закупок в электронной форме и ЕИС.

    Изменения с июля 2021 года

    Собрали изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2021 года в таблице с комментариями и ссылками на нормативно-правовые акты.

    При планировании ряда закупок указывается больше сведений. В плане-графике на 2022 год федеральные заказчики начнут указывать специальный код в графе КБК для закупок, предметом которых выступают:

    • приобретение недвижимости;
    • подготовка проектной документации, инженерные изыскания;
    • строительство, реконструкция, капремонт, снос объектов капстроительства.

    Новации затрагивают региональных и муниципальных заказчиков, если расходы на госзакупку субсидируются из федерального бюджета.

    Утвердили новые правила ведения РНП в госзакупках.

    Получается, что с 1 июля 2021 вступили в силу два изменения в 44-ФЗ: новые правила ведения реестра недобросовестных поставщиков и правила работы с планами-графиками на 2022 год. Но еще в этом месяце была важная судебная практика и интересные проекты изменений.

    Изменения с августа 2021 года

    С 21.08.2021, по Постановлению Правительства № 1315 от 09.08.2021, некоторые федеральные заказчики увеличивают цену строительных контрактов из-за удорожания материалов.

    С 31.08.2021 вступило в силу Постановление Правительства № 1432 от 28.08.2021, которое изменило правила нацрежима для медизделий и радиоэлектроники.

    Изменения в закупках с сентября 2021 года

    С 10.09.2021 определили особенности госзакупок музыкальных инструментов для детских школ искусств до конца года.

    Изменения в закупках с октября 2021 года

    С 01.10.2021 проводят больше закупок среди СМСП. Закупку товаров, работ, услуг, которые заказчик включил в перечень для СМСП, разрешено провести только среди таких участников, если НМЦД не превышает 800 млн руб.

    С 01.10.2021 установлены новые требования к протоколам конкурентных закупок и ежемесячным отчетам о заключенных договорах.

    Минпромторг в письме № ПГ-11-9743 от 01.10.2021 разъяснил, как применять правила нацрежима при госзакупках радиоэлектронной продукции. Ведомство отметило, что закупки радиоэлектроники из перечня без ограничения на допуск иностранной продукции возможны только в исключительных случаях и при наличии разрешения.

    Однако порядка оформления таких разрешений нет, поэтому целесообразно устанавливать ограничения при любых таких закупках.

    22.10.2021 Центральный банк повысил ключевую ставку до 7,5% годовых.

    С 30.10.2021 по 07.11.2021 Указом президента № 595 от 20.10.2021 установлены нерабочие дни. Минфин в письме № 24-03-05/86049 от 25.10.2021 разъяснил, как проводить госзакупки и закупки по 223-ФЗ в этот период.

    Изменения с ноября 2021 года

    Собрали в таблицу последние изменения в 44-ФЗ в 2021 году, которые вступают в силу в ноябре.

    Когда вступает в силу Суть изменений Реквизиты нормативно-правового акта
    18.11.2021 Придется устанавливать требования энергоэффективности к новым видам товаров. Требование распространили на двигатели электрические асинхронные, телевизоры, насосы для воды, комнатные вентиляторы, кондиционеры воздуха. Новшества не применяются, если продукция, отвечающая таким требованиям, несовместима с товарами заказчика. Приказ Минэкономразвития № 131 от 22.03.2021

    Об авторе этой статьи

    Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.

    Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
    Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.

    Источник: gozakaz.ru

    Рейтинг
    Загрузка ...