СССР в строительстве что

В данной статье рассмотрены определенные аспекты исторических особенностей развития строительной индустрии в СССР. Дана философская оценка мотивационных факторов становления и развития советской отрасли строительства и ее роли в советской экономике . Дана оценка роли и влияния бюджетного финансирования строительных проектов на развитие регионов .

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы —

ПРОМЫШЛЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В СИСТЕМЕ ГУЛАГа НА ЕВРОПЕЙСКОМ СЕВЕРЕ РОССИИ В 1930 – НАЧАЛЕ 1940-х ГОДОВ: МАСШТАБЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ

Лагерно-производственный комплекс НКВД-МВД в послевоенной экономике 1945 начала 1950-х годов и Гидротехническое строительство в Поволжье

Экономическая деятельность нквд СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны: структура, производственные параметры, мобилизационные возможности

Текст научной работы на тему «Философия и история строительства в СССР: влияние советской стройиндустрии на развитие регионов»

Философия и история строительства в СССР: влияние советской стройиндустрии на развитие регионов.

СССР. Квартиры

Philosophy and history construction in the USSR: influence of the soviet construction industry on region development

Фаттахова Айгуль Рубисовна

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

В данной статье рассмотрены определенные аспекты исторических особенностей развития строительной индустрии в СССР. Дана философская оценка мотивационных факторов становления и развития советской отрасли строительства и ее роли в советской экономике. Дана оценка роли и влияния бюджетного финансирования строительных проектов на развитие регионов.

This article deals with the certain aspects of historical features of construction industry development in the USSR. Philosophical assessment of the motivating development factors, the development of the soviet construction industry and its role in soviet economy were given. An assessment role and influence of the financial construction project budgeting on region development were shown.

Ключевые слова: история строительства, советская экономика,

философские аспекты созидания, «великие стройки» СССР, бюджетное финансирование строительства, развитие регионов.

Key words: construction history, soviet economy, philosophical aspects of creation, great buildings of the USSR, constructional budgetary financing, region development.

Строительство — как вид деятельности человека служит не только для создания материальной базы закрепления и развития социума на определенной территории, но и несет в себе позитивные последствия от осознания каждым участвующим в процессе индивидуумом своей причастности к процессу созидания. Возникает ощущения «творца», чьи результаты труда позволяют индивидууму не только удовлетворить свои текущие личные потребности через получение вознаграждения от общества за свой труд, но и в какой-то мере увековечить свои усилия, поскольку результаты строительной деятельности одни из самых долгоживущих материальных результатов деятельности человека.

Строительство стран! Новый СССР! «Барбаросса» DLC No Step Back Hearts of Iron 4 1.11 Гайд

Советские социологи четко осознавали данный философский аспект процесса строительства и использовали его для нефинансовой мотивации индивидуумов, участвующих в процессе — яркий пример плакаты с фразой:

«Не каждому дано так щедро жить — на память людям города дарить»

Строительная отрасль в любой стране мира является одной из крупнейших отраслей экономики с большим мультипликативным эффектом на смежные экономические отрасли.

В истории нашей страны отрасль строительства всегда оказывало огромную роль на развитие конкретных региональных экономик. СССР, а затем и РФ, по своей территории самая значимая и, к сожалению, самая малоосвоенная территория в мире.

Поэтому развитие любого региона начинается со строительства, как абсолютно необходимой базы для развития региона, продолжается с помощью строительства, как инструмента развития экономики региона, освоения его промышленного и социального потенциала и не будет остановлено, пока строительная отрасль выполняет все свои социально-экономические функции.

Строительная отрасль в нашей стране всегда характеризовалась особым позиционированием, имела безусловный национальный колорит и отличия, вызванные особенностями социального-политического развития.

В начальном периоде истории СССР, который изобиловал войнами, гражданскими вооруженными конфликтами и другими социальнополитическими потрясениями, которые приводили к большим промышленным и инфраструктурным разрушениям, строительство прежде всего играло восстановительную роль, помогало воссоздать заново промышленный потенциал, восстановить инженерные коммуникации и инфраструктуру, социальные и жилищные объекты.

В этом же периоде отличительной особенностью строительной отрасли СССР было достаточно массовое использование принудительного труда. Благодаря трудовым усилиям заключенных, организованно использовавшихся через так называемый ГУЛАГ, были начаты, а многие и завершены, большие и очень значимые стройки на территории нашей огромной страны. Главное, что с помощью данной системы, пусть социально неприемлемого, но в то время относительно эффективного строительства были освоены крайне трудные, неблагополучные в первую очередь в климатическом плане территории. Были реализованы проекты, которые послужили основой развития для целых регионов страны.

Затем строительная отрасль нашей страны служила одним из самых необходимых инструментов поддержания развития как всей экономики в целом, так и отдельных ее регионов в частности.

Данный период характеризуется так называемыми великими или ударными стройками — проектами, которые носили грандиозный характер, предусматривали использование огромного количества трудовых ресурсов, привлечения значительных государственных инвестиций.

Большое количество городов в нашей стране начиналось именно как поселение строителей большого промышленного либо инфраструктурного объекта. Затем данное поселение дополнялось персоналом, обслуживающим построенный объект, и в итоге превращалось в достаточно типичный город, состоящий прежде всего из работников строительных и промышленных отраслей.

Таким образом, финансируемое бюджетом строительство всегда выступало базой для создания и основой для дальнейшего развития многих, особенно отдаленных регионов страны.

Советское государство на этапе своего формирования воспринималось обществом, его созидающим, как свое «детище», как что-то грандиозное и могучее, к созданию которого они причастны. Создание нового государства на обломках старого пусть процесс для человечества и не новый, но в истории человечества существовали периоды, когда подобный возможностей созидания не было у десятков поколений подряд.

Советский союз был уникальным актом социального творения в истории человечества, поскольку впервые этот процесс происходил на такой огромной территории да еще одновременно с вхождением человечества в осознание реального существования нового на том момент социального уклада -социалистического.

Все это откладывало свой отпечаток на отношение к процессу строительства со стороны участвующих в нем индивидуумов — как к процессу в чем-то сакральному, уникальному, базисному по отношению к таинственному новому времени и новым возможностям, которые виделись обществу в этом времени.

В начальном периоде для советской строительной индустрии было характерно реализация проектов по строительству небольших объектов энергетической инфраструктуры — сельские электростанции, небольшие линии электропередач и т.п.

В декабре 1920 году был разработан план ГОЭЛРО, который задал один из основных векторов довоенного развития советской строительной отрасли.

Не смотря на то, что строительство объектов жилья и социальной инфраструктуры велось и тогда, основной упор делался на ускоренную индустриализацию страны, строительство крупных промышленных и транспортных объектов, большое значение строительной отрасли отводилось в деле индустриализации сельского хозяйства.

В силу всем известных исторических и социально-политических особенностей развития страны в 1930 году возник так называемый ГУЛАГ, где основой строительства стал принудительный труд.

Принудительный труд членов общества, которых общество посчитало нужным в наказание лишить свободы, практиковалось человечеством всегда. И обычно этот принудительный труд был в самых тяжелых и опасных сферах жизнедеятельности.

Однако и общество, и осужденные обществом всегда нуждались в глубинном осознании справедливости, ценности, необходимости для всего общества этого принудительного труда. И если, например, рабский труд на рудниках по добыче драгоценных камней воспринимался обществом как паразитическое использование элитой своих привилегий, поскольку результат такого труда, драгоценные камни, был не жизненно необходим, да и большинству членов общества не доступен, то использование принудительного труда на строительству общественно значимых объектов — дорог, каналов, дамб, обществом внутренне приветствовался и создавал некую базу для частичного морального оправдания насилия обществом над некоторыми его членами.

Заключенные ГУЛАГа сыграли огромную роль в строительстве многих, прежде всего инфраструктурных, объектов — это и железнодорожные пути сообщения, шоссейные дороги, такие большие стройки как БеломороБалтийский канал, завод «Североникель» на Кольском полуострове, судостроительные предприятия в Архангельске. Силами ГУЛАГа осваивались

многие месторождения, разрабатывалась и развивалась ресурсная база страны, строились многие объекты военной инфраструктуры.

Таким образом, экономическая деятельность ГУЛАГа играла определенную роль как в экономике СССР в целом, так и в строительной отрасли в особенности. Труд заключённых использовался прежде всего для освоения малонаселенных территорий, где были значительные запасы природных ресурсов. Это стало одной из направлений политики индустриализации страны.

Однако к пятидесятым годам двадцатого столетия роль принудительного труда в советской экономике постепенно сошла до минимума. Настала пора «великих строек» СССР.

Читайте также:  Как платить зарплату в строительстве

Перед любым социумом, объединенным одной и той же общественной надстройкой — государством, периодически встают цели по мобилизации усилий конкретных представителей общества для достижения результатов, остро необходимых для развития, либо даже для выживания общества.

Очень часто подобные цели были связаны со строительством грандиозных объектов, требующих большого сосредоточения представителей общества и больших усилий общества в целом.

Обычно процесс достижения этих целей был связан с такими трудностями, лишениями и чисто бытовыми трудностями, которые общество не могло позволить себе компенсировать материально в полной мере. Тогда большее значение имело осознание участвующих в процессе достижения целей представителей общества важности и даже уникальности своего труда как жизненно необходимой общественной миссии, что замещало им моральной компенсацией недостающую материальную.

Этап «великих строек» характеризовался прежде процессами модернизации и строительства гидротехнических сооружений, промышленных предприятий-гигантов, крупных железных дорог.

К подобным проектам, в частности, относили такие объекты как: Днепрогэс, Братская ГЭС, Магнитка, Байкало-Амурская магистраль и многие другие.

Многие из «великих строек» были экономически нецелесообразны и малоперспективны на тот момент. Однако они, безусловно, дали импульс к развитию многих регионов страны, а некоторые регионы без данных строительных проектов были бы не освоены до сих пор и очевидно, что наследие, оставленное «великими стройками», будет отдавать свой позитивный потенциал еще многие годы.

Процесс созидания через усилия общества в процессе строительства и процесс оберегания, защиты уже созданного, построенного очень важен для скрепления общества как единого социального целого и осознания каждым конкретным его представителем себя не как винтика большой бессмысленной машины, а как участника творения чего-то действительно нужного, необходимого, что будет оценено обществом в настоящем и, что немаловажно, в будущем времени.

Подобные процессы жизненно необходимы обществу для повышения его морального здоровья, для его духовной консолидации, для осознанного увеличения личной моральной ответственности каждого члена перед породившем и воспитавшем его обществом за результаты своих трудовых и творческих усилий, всей своей жизнедеятельности.

Благодаря таким процессам любое общество увеличивает свою конкурентоспособность по отношению к другим социумам, повышает свои шансы на менее болезненное прохождение привходящих внешних негативных факторов, дает шанс на сплочение, а затем и на выживание в случае возникновения катастрофических, чрезвычайных, социально крайне опасных ситуаций.

Вся история развития нашей страны показывает, что без усилий прежде всего самого государства в области строительства, без бюджетного финансирования основополагающих и системообразующих строительных,

предпочтительно транспортных и инфраструктурных, проектов не было бы развития национальной экономики, а скорее всего и самой страны в целом в ее нынешнем современном виде.

Мы имеем огромную малоосвоенную территорию Сибири и Дальнего Востока, множество депрессивных и слаборазвитых в экономическом плане регионов, масштабные строительные инвестиции в которые крайне маловероятны из частных источников ввиду длинного периода возврата и размытости позитивного эффекта по многим отраслям экономики.

Поэтому очень важно создание конструктивного методологического подхода к макроэкономической оценке влияния того или иного строительного проекта во всей его массе и многообразии социально-экономических эффектов.

Проектное финансирование строительного комплекса региона, как считает А.И Романова, является одним из перспективных направлений его инвестиционного развития. При этом проектное финансирование может быть не только строительных и общественно-инфраструктурных проектов, но и природно-ресурсных, энергетических, телекоммуникационных, то есть по факту являться частью комплекса обеспечения необходимого для региональной экономики эффективного уровня капитальных вложений [1].

В опубликованной статье журнала «Эксперт» №2 (834) 14 января 2013 года приводятся интересные расчеты, согласно которым на текущий момент по капитальным вложениям на душу населения в сопоставимых ценах мы находимся на относительно неплохом уровне, соответствующем уровню СССР 1978 года:

Инвестиции в основной капитал в России и РСФСР на душу населения в сопоставимых ценах

1946 1956 1966 1976 1986 1996 2011

тыс. руб на человека в год в ценах 2011 года

Структура инвестиций также показывает, что доля, приходящаяся на строительные инвестиции, как минимум не снижается в отличии от, например, сельского хозяйства:

Отрасль народного хозяйства 1956- 1960 1961- 1965 1966- 1970 1971- 1975 1976- 1980 1981- 1985 1986- 1990 1991- 1995 1996- 2000 2001- 2005 2006- 2010

Промышленность 36,9 37,3 35,6 35,9 35,7 36,2 38,4 н. д. 37,6 37,8 35,4

Сельское хозяйство 9 11,6 13,9 16,3 16,6 15,3 14,4 н. д. 3,1 4,1 4,2

Транспорт и связь 9,7 10,2 9,7 11,3 13 14 11,9 н. д. 17 22,2 24,8

Жилищное строительство* 24,4 19,8 18,3 16,2 14,2 15,2 15,7 н. д. 16 13,4 13,7

* До 1991 года — жилищное хозяйство (строительство), после 1996 года — операции с недвижимым имуществом.

Источник: «Эксперт» на основе данных Росстата и сборников «Народное хозяйство РСФСР за 70 лет», «Народное хозяйство РСФСР в 1990г.».

Структура инвестиций в основной капитал (капитальных вложений) в России и РСФСР с 1956-го по 2010 год (%)

Однако в этой же статье констатируется более низкая материальная и трудовая наполненность производимых инвестиций. Условно, на каждый рубль инвестиций стало покупаться меньше механизмов — связано с большим преобладанием дорогостоящего импорта, и меньше трудовых усилий — связано с относительным ростом трудовых ресурсов без соответствующего роста их производительности.

Также, безусловно, имеет место традиционная для России низкая эффективность бюджетных трат, которая порождает недоверие и пессимизм в отношении одного из важнейших инструментов регионального развития -бюджетного финансирования ключевых строительных проектов. Однако без использования этого инструмента у многих отдаленных и неблагополучных с климатической точки зрения регионов практически нет шансов на сколь либо интенсивное и эффективное развитие.

Большую роль в оптимизации процесса развития регионов по мнению А.И. Романовой играет пространственное территориальное планирование строительных услуг. А.И. Романова считает, что подобная пространственная организация территории не только является одним из важных факторов эффективного развития экономики региона в целом, но и позволяет успешно прогнозировать долгосрочные тенденции и направления всех видов региональной строительной деятельности [2].

И наше государство делает такие важные шаги в этом направлении, как утверждение в сентябре 2007 года государственной «Программы создания в транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР» (Восточная газовая программа), которая предусматривает, в том числе, большое количество инфраструктурных и промышленных строительных проектов.

Сюда же можно отнести реализованные проекты на о.Русский -строительство Дальневосточного Федерального Университета и строительство мостового перехода на остров Русский через пролив Босфор Восточный во Владивостоке, который является крупнейшим вантовым мостом в мире.

Также с поддержкой государства реализуются и частные строительные проекты. Один из них — совместный проект РУСАЛ с РусГидро по завершению строительства Богучанской ГЭС, строительство двух алюминиевых заводов суммарной мощностью более 1,3 млн.тн. алюминия в год. YES Energo -совместное предприятие нашей энергетической компании ЕвроСибЭнерго и китайского гидроэнергетического гиганта China Yangtze Power Co -прорабатывает проекты строительства новых электростанций на Востоке России суммарной мощностью до 10 ГВт, продолжается строительство в рамках развития автосборочного производства компании «Соллерс-Дальний Восток».

У нашей страны огромный потенциал и такие инструменты, как экономически обоснованное бюджетное финансирование строительных проектов может обеспечить многолетнее поступательное экономическое развитие всех ее регионов.

1. Романова А.И., Добросердова Е.А. Инвестиционное развитие строительного комплекса региона на основе проектного финансирования // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. — 2012.-№ 4. — С. 459-464.

2. Романова А.И. Развитие рынка строительных услуг как условие инвестиционного роста региона // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. — 2013.-№ 2. — С. 326-331.

3. Большая советская энциклопедия в 30 т. — 3-е издание, М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.

4. Хлевнюк О.В. Гулаг. Экономика принудительного труда — М.: Российская политическая энциклопедия, Фонд Первого Президента России Б. Н. Ельцина. — 2008. — С. 320.

Источник: cyberleninka.ru

12 великих строек в ФОТО

Размеры России сделали необходимым возведение по истине гигантских объектов, будь то мосты, дома или промышленные объекты.

1. В 1862 году была проложена железная дорога из Москвы в подмосковную Коломну. С тех пор этот древний город с собственным Кремлем стал и промышленным центром. В нем появился паровозостроительный завод и крупный мост через реку Оку.

2. Транссибирская железная дорога — одна из самых масштабных строек Российской Империи. На снимке рабочие сооружают мост на уральском ее участке. Строительство шло с 1885 по 1899 годы.

3. Беломорско-Балтийский канал был построен за рекордные сроки: 227 километров меньше, чем за два года (1931-33). Однако это одна из самых печально известных строек, на которой погибло 12 тыс. рабочих — заключенных ГУЛАГа.

Фото для журнала «СССР на стройке».

Фото для журнала «СССР на стройке».

Читайте также:  Земельный налог для индивидуального жилищного строительства коммерческих

4. Одна из первых гидроэлектростанций в СССР появилась на Днепре. Стройка началась в 1927 и для этой ГЭС советы закупали иностранное оборудование. В эксплуатацию ввели несколько агрегатов, но во время второй мировой при отступлении советских войск НКВД решило подорвать станцию. Восстановили ее лишь после войны.

5. Первая линия метро в Москве появилась еще в 1930-х, а вот масштабное расширение и продление линии осуществляли уже после войны — в 1950-х. Один из самых амбициозных проектов был Метромост через Москву-реку, он соединил Лужнецкую набережную и МГУ с центром Москвы.

6. Знаменитые сталинские высотки были, конечно, главной московской стройкой 1950-х. Планировалось построить аж девять, но в итоге свет увидел лишь «семь сестер». На фото — слева строительство высотки на Котельнической набережной, а справа — МГУ.

7. Это фото будто сделано во время возведения египетских пирамид, но на самом деле это народная стройка Большого Ферганского канала. Он был необходим для орошения огромных плантаций хлопка в Узбекской, Киргизской и Таджикской республиках, входивших в то время в СССР. В 1939-40 году к стройке привлекли 160 тыс. колхозников.

8. В 1950-ые по всей стране начинается массовая стройка гидроэлектростанций огромных мощностей. На фото строительство Волжской ГЭС в Волгоградской области.

9. А это кадры со стройки знаменитой Братской ГЭС на реке Ангаре. Когда она была введена в эксплуатацию в 1961-66, она была мощнейшей ГЭС не только в СССР, но и во всем мире. Но в 1971 году ее опередила наше же, Красноярская ГЭС на Енисее.

10. В 1935 году Сталин утвердил Генеральный план реконструкции Москвы, который включал масштабную стройку жилых домов, метро, расширение улиц и закладки новых магистралей. Так например, на центральной Тверской улице даже пришлось двигать дома! Но вот проспект Калинина (нынешний Новый Арбат) «прорубили» уже в начале 1960-х годов, после смерти Сталина.

11. Саяно-Шушенская гидроэлектростанция на реке Енисей — на данный момент крупнейшая в России. Ее строительство началось в Саянских горах в 1963 году, а завершилось полностью лишь в 2000. Фото 1972 года.

12. Байкало-Амурская магистраль на Дальнем Востоке России — одна из самых протяженных в мире, ее длина 4300 километров. Строилась же она с 1932 по 1984 год! На фото завершающие этапы. Изначально для сооружения железной дороги было сформировано отделение ГУЛАГа и около 160 тыс. заключенных трудились в сложнейших северных условиях.

Источник: ru.rbth.com

Советское жилое домостроение: от «сталинок» до «брежневок»

Пример номенклатурной «сталинки»

Квартиры в таких домах имели просторные кухни, раздельные санузлы, что для тех времён было очень даже прилично, и изолированные просторные комнаты площадью до 30 м².

Нередко нижние этажи с такой же планировкой и квартирами полностью отдавались под жильё обслуживающему персоналу: уборщикам, дворникам, сотрудникам охраны и т.д.

Одним словом, это элитные апартаменты, которые и сейчас являются очень приличным жильём.

Рядовые “сталинки” – это дома меньшей престижности, нежели номенклатурные. Элиту советского общества сюда уже не селили. Эти дома строились преимущественно в рабочих посёлках, посёлках городского типа либо в городских кварталах, которые были предназначены для заселения рабочими заводов.

Пример рядовой «сталинки»

Им присуща так называемая «коридорная» планировка зданий, которая используется в общежитиях. Площади квартир в данных домах существенно меньше чем в номенклатурных: общая площадь однокомнатной квартиры, с кухней и санузлом в среднем составляет 30м²(в номенклатурных «сталинках» столько занимала одна комната).

Внешне рядовые «сталинки» также были скромнее нежели номенклатурные. Так называемых «архитектурных излишеств» здесь было по минимуму. Вместо лепного декора использовали рустовку стен и другие простейшие архитектурные приёмы, которые позволяли избежать эффекта “плоской стены, присущий домам панельной застройки.

Существовало несколько типовых серий рядовых “сталинок”, которые несущественно отличались внешним видом и планировкой:

Более скромные как внешне так и внутренне, рядовые “сталинки” всё же хорошо справлялись со своими функциями.

Преимущества и недостатки “сталинок”

Преимущества

Высокое качество строительства

Прежде всего, “сталинки” – это очень надёжное жильё. Как нуменклатурные, так и рядовые “сталинки” до сих пор годны в эксплуатации. Срок службы для “сталинок” довоенного периода составляет 125 лет, то есть нормативное время сноса приблизительно 2050-2070 гг. Для “сталинок” послевоенного периода составляет 150 лет, то есть нормативное время сноса примерно 2095 – 2105 гг.

Это если не учитывать капитальные ремонты, которые могут увеличить срок эксплуатации ещё на 100 лет. Это показатель хорошего качества строительства.

Высокая шумо- и теплоизоляция

Толстые наружные стены, сложенные из белого силикатного или красного керамического кирпича, обеспечивали «сталинкам» прекрасную теплоизоляцию. Данные стены также обеспечивали хорошую шумоизоляцию внутри дома. Данныя шумо- и теплоизоляция превосходят подобные в других советских жилых домах.

Сталинские квартиры, в большинстве своём, имеёт значительное число комнат – три-четыре. Одна, две или же больше четырёх комнат – это уже скорее исключение из правил. Также отличительной чертой сталинских квартир является их очень высокие потолки (3 – 3,5 м). В совокупности всё это даёт очень просторные квартиры, в которых очень хорошо дышится.

“Сталинки” чаще всего располагались в центральных и прилегающих к центру районах, с хорошей транспортной доступностью и инфрастуктурой. И чаще всего (как в принципе и все советские дома) имеют просторные дворовые территории с густым озеленением, которое отделяет дома от дороги.

«Сталинка» в центре Минска

Данное достоинство характерно прежде всего для номенклатурных “сталинок”. Почти все они выполнены в стиле неоклассицизма (сталинского ампира) – стиль который объединил в себе элементы барокко, ампира эпохи Наполеона, позднего классицизма, постконструктивизма, ар-деко, а также неоготики. Он придаёт зданиям эффект величественности монументальности. По моему субъективному мнению – это один из самых красивых стилей архитектуры вообще.

Недостатки

Важно учитывать, что “сталинки” строились довольно давно, как минимум полвека назад. Оттого возникают проблемы с системами отопления, водоснабжения и канализации, которые в большинстве “сталинок” остались со времён постройки дома, (полвека назад). Поэтому чаще всего они сильно изношены. Электрические сети не присоблены под современные электроприборы, что может привести к перегрузке сети.

В таких домах отсутствует подвал, поэтому на первых этажах может быть холодно, сыро, а деревянные полы, при отсутсвии обслуживания могут ускоренно гнить.

Отсутствие или старость лифта

Отсутствие лифтов является характерной чертой многих сталинок высотой до 6 этажей. Это чувствительный недостаток, особенно для старых людей. В тех же «сталинках», в которых лифт присутствует – он в большинстве случаев старый, изношенный и потребляет много электроэнергии, нагружая и без того перегруженные старые электросети.

Старая планировка квартир

Данный недостаток может не касаться перепланированных сталинских квартир. В неизменённом же виде, особенно в рядовых «сталинках», в квартирах отсутствует ванная комната как таковая. При такой планировке ванна или душ были установлены прямо в квартире.

Кухни в «сталинках»

Говорить о том, на сколько это существенный недостаток не буду. Тут и так всё понятно.

Итоги по «сталинке»

Просторные и с величественным внешним видом — «сталинки» являлись и до сих пор являются элитным жильём, которое не всем по карману.

«Хрущёвки»

Немножечко истории

«Хрущёвки» -это дома, построенные во времена правления, как же это неожиданно, Никиты Сергеевича Хрущёва.

Никита Сергеевич Хрущёв

Отсчётным временем «хрущёвок» можно считать XX съезд КПСС в 1956 году, на котором помимо развенчания культа личности Сталина, обильно критиковали домостроение его времён. Архитекторов причастных к этому домостроению, Хрущёв упрекал в расточительстве:

«…понимают архитектуру слишком эстетически, как художественную деятельность, а не как средство удовлетворения насущных потребностей советского народа. Это они тратят народные деньги на никому не нужные красоты, вместо того, чтобы строить проще, но больше».

Приводились аргументы, что высотка МГУ обошлась в сумму, на которую можно было построить маленький город из 5-этажных панельных домов.

Выступление Никиты Сергеевича Хрущёва на XX съезде КПСС

Итогом всего этого, стало принятие постановления «О развитии жилищного строительства в СССР». Именно оно дало начало индустриальному (панельному) домостроению, воплощением которого, и стали «хрущёвки».

Краткое описание

Хрущёвки представляют собой 3-, 5- этажные панельные здания с малогабаритными квартирами и неброским внешним видом.

Разновидности «хрущёвок»

У «хрущёвок» нет такого разделения как у «сталинок», которые делятся на номенклатурные и рядовые. Это обусловлено тем, что строительство «хрущёвок» имело индустриальный характер, и деление на элитные и простачковые не имело смысла. Элита, в большинстве своём, селилась либо в номенклатурных «сталинках», либо в государственных частных домах.

«Хрущёвки» имели типовые серии, которые несущественно отличались во внешнем виде и планировке. Вашему вниманию некоторые из них:

Читайте также:  Недостатки в строительстве определение

И другие…

Преимущества

Низкая стоимость как самого жилья, так и его обслуживания.

«Хрущёвки» были задуманы как жильё для миллионов и миллионов людей, которые не имели возможности приобрести квартиру в «сталинках» и жили в бараках. Понятно, что такое жильё не должно быть дорогим. Так оно и получилось. Конечно пришлось пожертвовать любыми архитектурными элементами и площадью квартир. Однако те самые миллионы и миллионы людей получили индивидуальную жилую площадь.

И сейчас «хрущёвки» можно купить за вполне демократичную сумму. Что в принципе и делают многие люди, покупая «хрущёвку» вместо новостроя, который иногда стоит на 30% больше.

Если же купив квартиру, вы будете недовольны её интерьером и планировкой, то из-за того, что площадь квартир невелика, вы сможете неплохо сэкономить на отделке своего нового жилища. Сэкономить также получится на коммунальных платежах, которые в данных домах невелики. С экономической точки зрения, «хрущёвка» — это хорошое жильё.

В своё время хрущёвки строили везде: от старых центров до городских отшибов. Центр как был центром, так им и остался, а вот отшибы превратились в оживлённые и обустроенные районы. Выходит, что большинство «хрущёвок» находятся в оживлённых места с развитой инфраструктурой. Рядом всегда будут магазины, школы, детские сады, поликлиники и т.д. и т.п.

Недостатки

Это обратная сторона дешёвых “хрущёвок”. Пренебрежение архитектурными элементами в угоду функционализму неприятно сказалось на внешнем виде “хрущёвок”. Серые, безликие и потрёпанные — они выглядят действительно ужасно. Здесь лучше три раза увидеть нежели сто раз прочитать.

Однако, надежда на то, что этот архитектурный (ад) изменится ещё есть. Сейчас во многих городах происходит реставрация “хрущёвок”, которая делает ужасную “коробку” менее ужасной, а иногда и весьма симпатичной.

Ещё одна ( и не последняя) обратная сторона дешевизны “хрущёвок”. Площади квартир в данных домах не впечатляют. Общая площадь:

  • 1-комнатная — 31-33м²

  • 2-комнатная — 30-46м²

  • 3-комнатная — 55-58м²

И нельзя не упомянуть площадь кухонь, в таких квартирах. Они просто микроскопические: от 4,5м² до 5,8м².

Кухня в «хрущёвке»

И если для одиночного проживания такая площадь квартиры не является помехой, то для семейного, особенно если есть дети, это может стать серьёзной проблемой, так как банально негде будет расположить всё семейство.

Плохие шумо- и теплоизоляция

Чтобы обеспечить людей жильём, “хрущёвки” строились рекордными темпами. Делая упор на количество домов, часто забывали об их качестве. Так и получилось, что квартиры в таких домах не особо герметичны (по большей части это из-за наличия щелей в стыках плит).

Обведённое — это стыки плит, которые являются причиной продуваемости «хрущёвок»

Особенно это заметно в зимнее время года, особенно в северных районах России, где зимой температуры опускаются до -50 ℃. В таких случаях спасёт только внешняя теплоизоляция.

Что же касается шумоизоляции, то так вышло, что межкомнатные и межквартирные перегородки в “хрущёвках” тонкие. И вам будут слышны крики, ссоры, плачь и прочие звукоизречения ваших соседей, а им, соответственно, ваши. Это сильно вредит частной жизни. И из этой ситуации есть выход: смонтировать звукоизолирующий материал на стены. Однако, это стоит денег и тратит ваше время, да и делает и без того небольшую квартиру ещё меньше.

Хоть строились “хрущёвки” позже “сталинок”, однако проблема изношенности у них также присутствует. Водопроводные сети, проводка, канализация – всё то за многие года эксплуатации серьёзно поизносилось и постоянно ломается.

Конечно, не стоит забывать, что существуют программы по капитальному ремонту “хрущёвок”, которые приводят коммуникации в порядок. Однако, действуют такие программы, в большинстве своём, в наиболее крупных городах. Города поменьше обделены данной прелестью.

Итог по “хрущёвкам”

“Хрущёвки” – это диаметральная противоположность “сталинкам”. Доступные, тесные и уродливые – они всем своим видом противопоставляют себя всему сталинскому домостроению, как на XX съезде КПСС Хрущёв противопоставлял себя Сталину.

“Брежневки”

Краткое описание

«Брежневка» — это дома массовой застройки постсталинской эпохи второго поколения. Иначе говоря, улучшенные «хрущёвки», которые выросли и вверх (стали многоэтажными), и вширь (квартиры стали просторнее). Иногда эти дома ещё называют «улучшенками», имея в виду улучшение качества жилья.

Немножко истории

По устоявшейся традиции, «брежневками» называют дома, преимущественно построенные в период нахождения на посту Генсека ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева.

Леонид Ильич Брежнев

После того, как огромное количество людей получило своё индивидуальное жильё в «хрущёвках», всплыла обратная сторона такого экстенсивного строительства: качество жилья было не самым высоким. Встал вопрос об усовершенствовании жилого домостроения. И в 1969 году руководство СССР поставило перед строителями задачу «повысить художественно-эстетический и эксплуатационный уровень жилья». И хоть «брежневки» начали строиться и до этого, однако именно с этого момента начинается массовое их строительство.

Разновидности

Хоть «брежневки», как и «хрущёвки» строились массово, но разделение на элитные и простачковые всё же было.

Элитные «брежневки» назывались цековскими домами (от аббревиатуры ЦК) и предназначались для высших слоёв советского государства: членов ЦК КПСС, Совета министров СССР, Верховного совета СССР, высших военных чинов (генералов, маршалов) и т.п.

Пример цековской «брежневки»

Строились такие дома из кирпича с железобетонными перекрытиями, что давало повышенные шумо- и теплоизоляцию. В домах обязательно имелись лифты с зеркалами, просторные вестибюли и холлы, комнаты для консьержей. Также имели место подземные гаражи для авто. Одним словом, было всё, что требовалось для комфортной жизни.

Стоит отметить, что в отличие от аналогичных номенклатурных «сталинок», которые внешне заметно отличались от рядовых, цековские дома внешне были очень похожи на обычные кирпичные «брежневки» и представляли собой всё те же «коробки» в стиле функционализма.

Второй пример цековской «брежневки»

Площади квартир в таких домах превышают площади номенклатурных «сталинок». Средняя площадь составляет:

  • двухкомнатной квартиры — 75 м 2 ;
  • трёхкомнатной — 105 м 2 ;
  • четырёхкомнатной — 130 м 2 .

Для высших руководителей площади квартир могли превышать 200 м 2 .

Массовые «брежневки» строились для простого народа. Они имели типовые серии, которые иногда значительно отличались в планировке и внешнем виде и которых было куда больше нежели у «хрущёвок»: около сорока. Вот некоторые из них:

И многие-многие другие…

Преимущества

«Брежневки», как и «хрущёвки», в абсолютном большинстве своём, строились для простых граждан Советского Союза. Оттого жильё было доступно многим. Что уж говорить, когда по статистике «брежневки» стали кровом для 162 млн. человек. Сейчас же цены на «брежневки» ниже, чем на новострой. Поэтому, с финансовой точки зрения, «брежневка» является доступной до сих пор.

За время своего строительства, «брежневки» буквально заполонили города СССР, превратившись в их неотъемлемую часть. Пространство вокруг них заполнялось зеленью, магазинами, школами, остановками и прочими элементами городской ифнраструктуры, которые делают районы с «брежневками» оживлёнными и развитыми.

Район состоящий из «брежневок»

Отличительная черта «брежневок» — они стали просторнее. Потолки подросли с 2,5 до 2,7 метров, до 7 м 2 увеличились кухни (в улучшенных типовых версиях кухни могут быть площадью до 13,5 м 2 ). Появились раздельные санузлы, что, является очень серьёзным усовершенствованием. Впервые появились квартиры с четырьмя жилыми комнатами. Общая площадь которых могла достигать 74 м 2 . Вашему вниманию планировки квартир в «брежневках»:

Нельзя сказать, что данная перепланировка сделала квартиры настолько же просторными и комфортными, как и в «сталинках», однако по сравнению с «хрущёвками» — это был шаг вперёд.

Недостатки

Плохие шумо- и теплоизоляция

Проблема с шумо- и теплоизоляцией, которая присутствовала в «хрущёвках» перекочевала и в «брежневки». Всё те же тонкие внутренние перегородки и щели в стыках плит. Как итог: вы будете каждый раз слышать, когда ваш сосед повысит голос, а зимой в квартире будет ощущаться нежелательная прохлада.

Итог по «брежневкам»

По большому счёту, «брежневка» — это среднее арифметическое между «сталинкой» с её комфортными квартирами и «хрущёвкой» с её доступностью. Если подбирать к ней синонимы, то лучшим выбором будет ухудшенная «сталинка» или улучшенная «хрущевка». Следует отметить, что именно «брежневки» стали прообразом современных многоквартирных домов.

Общий итог

Советское домостроение имеет довольно интересную историю. Каждый тип домов олицетворяет ту эпоху, в которую он был построен: от просторных, престижных и монументальных «сталинок», которые характеризуют собой империалистические амбиции Сталина, до одинаковых, тесных, уродливых, но доступных простым людям «хрущёвок» и «брежневок», которые характеризуют собой «уравниловку».

Самое интересное это то, что большинство этих зданий сохранилось до наших дней, и вы без проблем можете проследить за историей своего города, просто прогулявшись от его центра к окраинам. Настоятельно рекомендую сделать это каждому, кто прочитал данную статью. Всем кроме тех, кто болен коронавирусом, само собой. Сделайте это только тогда, когда выздоровеете.

Источник: www.websmi.by

Рейтинг
Загрузка ...