Архитектурное и строительное проектирование зданий и сооружений индивидуального, жилого, гражданского и производственного назначения Выполнение функций Генерального проектировщика и/или разработка отдельных разделов проектной и рабочей документации. Осуществление авторского надзора
Стадии проектирования
В данной статье речь пойдет о стадиях проектирования объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения.
Стадии проектирования разделяют на одностадийное и двухстадийное.
Одностадийное проектирование
Одностадийное проектирование осуществляется при параллельной разработке проектной документации и рабочей документации. Проектный документ, разрабатываемый при одностадийном проектировании, именуют «Рабочий проект» (РП). Он состоит из утверждаемой части рабочего проекта (проектная документация), которая подлежит государственной экспертизе том, что рабочая документация разрабатывается сразу, не дожидаясь утверждения проектной документации.
Одностадийное проектирование дает возможность сократить срок разработки проекта в 1,5-2 раза и снизить стоимость проектирования на 40%. Тем не менее, проектирование в две стадии снижает риски возникновения необходимости по доработке документации за счет того, что рабочая документация разрабатывается на основе уже утвержденной проектной. В основном, одностадийное проектирование применяется для объектов капитального ремонта, а также для объектов, строящихся по типовым и повторно применяемым проектам.
Принципиальное отличие одно- и двухстадийного проектирования заключается лишь в параллельной или последовательной разработке проектной и рабочей документации, поэтому основные этапы, а также дополнительные стадии в процессе генерального проектирования не отличаются. Более подробно рассмотрим вариант двухстадийного проектирования.
Двухстадийное проектирование
1. Предпроектное предложение
Предпроектное предложение — это первичный комплект документов, необходимый для прохождения регламента в соответствующем регионе и получения исходной разрешительной документации или архитектурного планировочного задания.
Целью разработки предпроектных предложений являются градостроительное обоснование размещения нового объекта строительства или проведения работ по реконструкции существующего, установление инвестиционной привлекательности, возможности реконструкции или строительства объекта на конкретном участке с учетом градостроительных, социально- экономических, историко-культурных, экологических, санитарно-гигиенических норм и требований, а также разрабатывается концепция строительства, определяющая функциональные, стилевые, конструктивные и архитектурные решениях проекта.
Предпроектные предложения разрабатываются, в основном, в тех случаях, когда проектируется сложный объект или здание, к которому предъявляются особые требования по архитектурной выразительности и оригинальности. Как правило, разрабатывается несколько вариантов будущего сооружения, чтобы выявить сильные и слабые стороны различных вариантов реализации проекта.
На основе разработанного предпроектного предложения формируются точные требования к работе над проектом по всем направлениям, что позволяет избежать многих сложностей в ходе дальнейшего проектирования и ввода объектов в эксплуатацию.
На стадии предпроектных предложений составляется исходно-разрешительная документация и разрабатываются соответствующие документы, которые проходят согласование в различных инстанциях.
Можно выделить следующие этапы работы над предпроектным предложением:
- подготовка исходно-разрешительной документации (ИРД);
- разработка документации;
- согласование документации стадии ПП.
1.1 Подготовка исходно-разрешительной документации (ИРД)
Пакет исходно-разрешительной документации содержит разрешительное письмо Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) на проектирование, задание на проектирование, согласованное Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, топографическую съемку в масштабе 1:500, инженерно-экологические изыскания, согласованные Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН), предварительные технические условия на подключение к наружным инженерным сетям и проект границ землепользования. В случае реконструкции объекта исходно-разрешительная документация дополняется заключением по результатам обследования фундаментов и конструкций, а также обмерными чертежами.
1.2 Разработка документации
Разработка документации на стадии предпроектных предложений включает в себя следующие позиции:
- Фотофиксация объекта (компьютерная 3D модель объекта и прилегающей территории).
- Общая пояснительная записка (содержит краткую характеристику состояния объекта, основные технико-экономические показатели и результаты расчетов экономической эффективности проектных решений, данные об объемах строительных и монтажных работ и др.).
- Генеральный план (содержит решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки, сроки подготовки документации по планировке территории для размещения объекта, а также финансово-экономическое обоснование реализации генерального плана).
- Архитектурные решения (комплексное решение внутреннего пространства и внешнего облика объекта с подробным описанием порядка и последовательности проведения работ, используемых материалов и т.д.).
- Утверждение эскизного проекта у заказчика (производится после получения оформленного в установленном порядке акта выбора земельного участка для строительства и распоряжения на проведение проектно-изыскательских работ).
- Конструктивные решения.
- Демонстрационный материал (выполняется в объеме, необходимом для согласования с Главным архитектором – ситуационный план, генплан, планы этажей, фасады и др. материалы, характеризующие особенности объемно-планировочного решения объекта).
- Охрана окружающей среды (мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды при проектировании и строительстве объектов разного назначения, выбор оптимальных способов размещения отходов производства, применение ресурсосберегающих технологий).
- Противопожарная защита (государственный пожарный надзор за строительством объекта, проверка выполнения противопожарных мероприятий, предусмотренных проектом).
- Инженерные системы и оборудование (монтаж инженерных систем и оборудования при строительстве объекта, изменение качества инженерно-технического обеспечения при реконструкции объекта, замена сетей инженерно-технического обеспечения при капитальном ремонте объекта).
- Принципиальные схемы инженерных систем (принципиальные решения по инженерному обеспечению – прокладке наружных сетей, перекладке сетей, попадающих под застройку, а также по оборудованию системами отопления, водопровода, канализации, газоснабжения, диспетчеризации, автоматизации и управлению инженерными системами).
- Расчет нагрузок (определение проектной группой основных нагрузок объекта для присоединения к сетям).
- Технологические решения (обмерные чертежи, план электрики, развертки по стенам, спецификация материалов, планы санузлов с привязкой сантехники, узлы декоративных элементов, ведомость отделочных работ и др.).
1.3 Согласование документации стадии ПП
Вся необходимая документация на стадии предпроектных предложений согласуется с Главным архитектором города и с районным архитектором Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА), а также проходит согласование в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГКИиОП), в Центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН), в отделе городского транспорта КГА, в Государственной инспекции безопасного дорожного движения (ГИБДД), в Управлении садово-паркового хозяйства (УСПХ) и в Главном управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России (ГУПР и ООС МПР).
2. Исходные данные для проектирования
Основанием для разработки проекта и документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, является договор, заключаемый на проектирование здания с заказчиком, неотъемлемой частью которого является задание на проектирование.
Задание на проектирование здания должно содержать комплекс основных требований заказчика, условий исходно-разрешительной документации, требований городских служб.
Вместе с утвержденным заданием на проектирование здания заказчик передает проектировщику исходные данные, необходимые для проектирования. Перечень исходных данных на проектирование уточняется в зависимости от специфики объекта и особенностей участка строительства.
Сбор исходных данных на проектирование осуществляется заказчиком, если привлечение к данной работе проектировщика не предусмотрено договором.
Перечень исходных данных на проектирование зданий и сооружений:
1. Реквизиты одного из документов на основании которых принято решение о разработке проектной документации:
1.1 Федеральная программа, либо программа субъекта РФ, либо комплексная программа развития муниципального образования, ведомственная программа, либо прочие другие программы;
1.2 Решение Президента РФ, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
1.3 Решение застройщика.
2. Исходные данные и условия для подготовки проектной документации:
2.1 Задание на проектирование (в случае подготовки проектной документации на основании договора);
2.2 Отчетная документация по результатам инженерных изысканий;
2.3 Правоустанавливающие документы на объект капитального строительства (в случае проведения реконструкции или капитального ремонта объекта капитального строительства);
2.4 Утвержденный и зарегистрированный градостроительный план земельного участка, предоставленного для объекта капитального строительства;
2.5 Документы об использовании земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется, либо не устанавливаются и выданные в соответствии с федеральными законами уполномоченными органами власти;
2.6 Технические условия (на основании см. ч.7 ст.48 Градостроительный Кодекс РФ или нормативно-правовыми актами), технические условия на подключение к сетям инженерно- технического обеспечения общего пользования;
2.7 Документы о согласовании отступлений от положений технических условий;
2.8 Документы на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства (при необходимости);
2.9 Акты (решения) собственника здания (сооружения) о выведении их эксплуатации и ликвидации объекта капитального строительства (в случае необходимости сноса);
2.10 Решение органа местного самоуправления о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу (при необходимости сноса жилого дома);
2.11 Сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства, состав и характер производства, номенклатуру выпускаемой продукции (работ, услуг и т.д.)
2.12 Сведения о потребности объекта капитального строительства в топливе, газе, воде, водоотведении, электрической энергии;
2.13 Данные о проектной мощности объекта капитального строительства (для объектов промышленного назначения);
2.14 Сведения о земельных участках, изымаемых во временное пользование (на период строительства) или постоянное пользование с обоснованием размеров изымаемого земельного участка, если такие размеры установлены нормами отвода земель для конкретных видов деятельности, или правилами землепользования и застройки, или проектами планировки, межевания территории — при необходимости изъятия земельного участка;
2.15 Сведения о категории земель, на которых будет располагаться объект капитального строительства;
2.16 Сведения о размере средств, требующих для возмещения убытков правообладателям земельных участков (в случае изъятия во временное или постоянное пользование);
2.17 Сведения об использовании в проекте изобретений, результатах проведенных патентных исследований;
2.18 Обоснование возможности осуществления строительства объекта капитального строительства по этапам строительства с выделением этих этапов (при необходимости);
2.19 Сведения о предполагаемых затратах, связанных со сносом зданий (сооружений), переселением людей, переносом сетей (при необходимости);
2.20 Схему мест размещения проектируемых объектов (не в рамках данного проекта) с указанием проектируемым подъездов и подходов к ним;
2.21 Определение зон и границ публичных сервитутов (при их наличии).
3. Дополнительные исходные материалы для разработки проекта:
3.1 Заключение о химическом составе и агрессивности грунтовых вод и грунта; состояние радоновой активности под зданием, данные приземной концентрации загрязняющих веществ;
3.2 Сведения о существующих и проектируемых источниках водоснабжения;
3.3 Сведения о существующих и проектируемых зонах охраны источников питьевого водоснабжения, водоохранных зонах;
3.4 Сведения о фактическом напоре в сети водоснабжения;
3.5 Сведения о качестве воды;
3.6 Сведения о существующих и проектируемых системах канализации, водоотведения и станциях очистки сточных вод; обоснование способов предварительной очистки и применяемых реагентов, оборудования;
3.7 Обоснование способов прокладки сетей теплоснабжения, сведения о фактическом напоре и температуре во всех трубопроводах в месте их подсоединения к существующим, прочие данные;
3.8 Обоснование способа соединения сетей связи (на местном, внутризонном, междугороднем уровнях), обоснование способов учета трафика, обеспечение устойчивости связи в чрезвычайных ситуациях;
3.9 Обоснование систем диспетчеризации лифтов, пожарно-охранной сигнализации, внутренней связи, радиофикации, телевидения, локальных вычислительных сетей (при необходимости);
3.10 Сведения об оформлении разрешения видов и лимитов топлива, определения резервного вида топлива, обоснование выбора маршрута газопровода и границ охранной зоны, обеспечения безопасности обслуживания объектов газоснабжения в т.ч. оповещения и связи в аварийных ситуациях, сведения о фактическом напоре газа в точке подсоединения и прочих характеристиках газа (для объектов производственного назначения).
4. Исходные данные для технологических решений в проекте:
4.1 Сведения о производственной программе и номенклатуре продукции (услугах), характеристику технологической схемы производства в целом и отдельных параметров технологических процессов, требования к организации производственного процесса; основных видах ресурсов для технологических нужд, описание источников поступления сырья и материалов (для объектов производственного назначения);
4.2 Описание требований к параметрам и качественным характеристикам продукции – для объектов производственного назначения;
4.3 Обоснование показателей и характеристик (на основе сравнительного анализа) принятых технологических процессов оборудования — для объектов производственного назначения;
4.4 Обоснование количества и типов вспомогательного оборудования, в т.ч. грузоподъемного оборудования, технологического горизонтального и вертикального транспорта, транспортных средств и механизмов — для объектов производственного назначения.
5. Для раздела «Проект организации строительства» необходимы следующие исходные данные:
5.1 Определение генеральной подрядной организации, наличие у генподрядчика основной строительной техники и механизмов, трудовых ресурсов и его технологических возможностях и последовательность возведения зданий и сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций;
5.2 Сведения и технические условия на подключение к инженерным сетям для нужд строительства электроэнергии, воды, пара, связи, временных зданиях и сооружениях, подъездных путях и дорогах к объекту капитального строительства;
5.3 Определение мест отвалов и карьеров для технологических нужд строительства, указание транспортных схем для вывоза строительного мусора на свалку и утилизации опасных отходов.
6. Для разработки раздела «Смета на строительство объекта капитального строительства»:
6.1 Определиться в электронной базе составления сметной документации (в случае отсутствия таковой у проектной организации обеспечить последнюю таковой), определить все базовые коэффициенты для составления сметы (временные, плановые, зимние, накладные и т.д.)
6.2 Определение транспортной схемы доставки основных строительных материалов до объекта капитального строительства;
3. Стадия «Проект» (П)
После сбора необходимой информации и выполнения предпроектных работ, начинается стадия проектирования объекта (стадия «П») — самый объемный и ответственный этап в процессе создания проектной документации.
Стадия «Проект» представляет собой основной утверждаемый этап проектирования объектов реконструкции и строительства, на основании которого получают разрешения на строительство и подсчитывают уточнённую смету на проведение работ. Стадия «Проект», по сути, является воплощением общего технического задания.
Именно данная стадия определит потенциальную надёжность конструкций, возможность реализации тех или иных требований и множество других общих характеристик возводимого объекта. Отметим, что на следующих стадиях разработки будет проводиться детализация, которая, в свою очередь, позволит уточнить проектные решения и дойти до уровня учёта мельчайших элементов.
«Проект» же является конкретным техническим воплощением здания и подразумевает общее описание объекта. По сути, стадия «Проект» дает полное представление о том, какой это будет объект, а следующая стадия генеральноего проектирования («Рабочая документация») описывает процесс реализации проекта.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 13 разделов.
По мере получения положительных заключений по утверждаемой части проектной документации, начинается выполнение следующего этапа проектных работ – стадия «Рабочая документация».
4. Стадия «Рабочая документация» (РД)
Рабочая документация представляет собой комплект документации на проектирование здания, необходимая для выполнения монтажных и строительных работ.
На этой стадии уточняются и детализируются решения, принятые на стадии «Проект», по всем разделам составляются рабочие чертежи, локальные сметы, готовятся спецификации материалов и оборудования, детально разрабатываются узлы и прочая документация, необходимая подрядчику для производства строительно-монтажных работ, а также при проверке работ Техническим надзором и при необходимости другими заинтересованными лицами.
Состав рабочей документации на новое строительство или реконструкцию зданий и сооружений определяется соответствующими государственными стандартами и уточняется заказчиком и проектировщиком в договоре на проектирование.
Состав рабочей документации
В состав рабочей документации, передаваемой заказчику, включают:
- рабочие чертежи, предназначенные для производства строительных и монтажных работ, которые объединяют в комплекты (основные комплекты рабочих чертежей) по маркам;
- прилагаемые документы, разработанные в дополнение к рабочим чертежам основного комплекта.
В состав основных комплектов рабочих чертежей включают общие данные по рабочим чертежам, чертежи и схемы, предусмотренные соответствующими стандартами Системы проектной документации для строительства (далее – СПДС).
Основной комплект рабочих чертежей может состоять из:
- комплект чертежей марки ГП: Разбивочный чертёж. План организации рельефа. План земляных масс. Сводный план инженерных сетей. План благоустройства.
- комплект чертежей марки АР: Планы подвала, цокольного, первого, типового, технических этажей, кровли, разрезы, фасады, входы, узлы и детали, спецификации.
- комплект чертежей марки КЖ: План котлована, фундаменты, стены и перекрытие подвала, стены и перекрытие цокольного этажа, стены и перекрытие первого этажа, стены и перекрытие типового этажа, стены и перекрытие технического этажа, лифты, лестницы, входы, узлы и детали, спецификации.
- комплект чертежей марки ОВ: ИТП, план инженерного оборудования (отопление и вентиляция) подвала, цокольного, первого, типового и технического этажей, схемы, спецификации.
- комплект чертежей марки ВК: План инженерного оборудования (водопровод, канализация, ливнесток) подвала, цокольного, первого, типового и технического этажей, схемы, спецификации.
К прилагаемым документам относят:
- рабочую документацию на строительные изделия;
- эскизные чертежи общих видов нетиповых изделий, выполняемые в соответствии с ГОСТ 21.114;
- спецификацию оборудования, изделий и материалов, выполняемую в соответствии с ГОСТ 21.110;
- опросные листы и габаритные чертежи, выполняемые в соответствии с данными заводов-изготовителей оборудования;
- сметную документацию;
- другие документы, предусмотренные соответствующими стандартами СПДС. Конкретный состав прилагаемых документов и необходимость их выполнения устанавливаются соответствующими стандартами СПДС и заданием на проектирование.
Прилагаемые документы передаются заказчику одновременно с основным комплектом рабочих чертежей в количестве, установленном для рабочих чертежей.
Итак, проектные работы окончены, проектная документация утверждена, строительство начато. Наступил последний этап участия проектировщика в процессе — авторский надзор.
5. Авторский надзор
Авторский надзор представляет собой контроль со стороны авторов проекта, проектной организации, осуществляемый на протяжении всего периода строительства и приемки в эксплуатацию объекта, за соответствием действий, осуществляемых подрядчиком в процессе возведения объекта строительства, принятым в утвержденном проекте решениям и составленной на его основе рабочей документации.
Авторский надзор предусмотрен для всех объектов строительства и осуществляется юридическими и физическими лицами-разработчиками соответствующей проектной документации, а также проектировщиками, перерабатывающими (использующими) данный проект и обладающими лицензией на проведение проектных работ.
Авторский надзор ведется на договорной основе в течение всего срока строительства – от начала строительных работ до сдачи и приемки в эксплуатацию завершенных объектов.
5.1 Основные задачи авторского надзора
Основные задачи авторского надзора – выявление отклонений от проекта, нарушений в технологии и качестве применяемых материалов и (если нужно) принятие решений по внесению в проект необходимых изменений.
Таким образом, авторский надзор способствует недопущению всего, что может привести к ухудшению качества строительства, снижению безопасности и надежности здания (сооружения) или ухудшению их эксплуатационных характеристик, а также проследить за тем, чтобы конечный результат в точности соответствовал проекту.
Перед началом строительства, приказом на проведение авторского надзора, назначаются ответственные специалисты, контролирующие ход строительства от начала до конца.
Для проведения авторского надзора специалисты, ответственные за его выполнение, выезжают на строящийся или реконструируемый объект в соответствии с графиком осуществления авторского надзора, либо по вызову заказчика или строительного подрядчика для проверки качества выполняемых строительно-монтажных работ, проверки соблюдения технологии производства работ, для решения возникающих вопросов или уточнения деталей, возникающих в процессе строительства.
На весь период строительно-монтажных работ генеральным проектировщиком ведется Журнал авторского надзора, в котором фиксируются все отклонения от проектной документации, принятые в процессе строительства.
5.2 Что должен включать авторский надзор
В зависимости от условий договора и фактической необходимости мероприятия, производимые в рамках авторского надзора, могут включать:
- плановое посещение объекта (как правило, 1-2 раза в неделю, для удаленных объектов может быть существенно реже) для уточнения деталей проекта, проверки результатов работ и внесения соответствующих замечаний в журнал производства работ, а также решение вопросов по проектной документации, возникающих у заказчика или, строительного подрядчика. В зависимости от договоренностей, плановые выезды могут дополняться или заменяться выездами по запросу Заказчика;
- выпуск дополнительной, корректирующей или уточняющей проектной документации, необходимость которой возникла в процессе строительства;
- выборочная проверка качества строительно-монтажных и/или работ на предмет соответствия проектным решениям, строительным нормам и правилам, участие в приемке «скрытых» работ и работ, от правильности выполнения которых зависит конструктивная устойчивость здания или функционально-эстетический результат. Здесь необходимо отметить, что сама по себе полная проверка технологии и качества строительных работ является функцией Технического надзора (функция службы Заказчика), в рамках Авторского надзора проверяется лишь соответствие результата уже выполненных работ заложенным в проекте решениям.
5.3 Нужен ли авторский надзор?
Следует отметить, что в российском законодательстве вопрос об обязательности авторского надзора в строительстве окончательно не урегулирован.
С одной стороны, предусмотрено, что организации, разработавшие проектную документацию, должны в установленном порядке осуществлять авторский надзор.
Но есть и положение, согласно которому «заказчик (застройщик) либо подрядчик вправе не привлекать автора архитектурного проекта с его согласия к разработке документации для строительства и к авторскому надзору за строительством архитектурного объекта при условии реализации архитектурного проекта без изменений».
Однако по Правилам подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 № 857-ПП, «производство работ должно осуществляться… при авторском надзоре проектных организаций» (п. 1.8), а на строительной площадке у ответственного за производство работ должен находиться журнал авторского надзора (п. 5.15.6).
Поэтому окончательное решение о необходимости заключения договора на авторский надзор при строительстве принимает сам Заказчик.
5.4 Договор по проведению авторского надзора
Следует также отметить основные моменты составления договора по проведению авторского надзора. Чаще всего заказчик заключает договор непосредственно с проектной организацией, разработавшей проект. Однако для недопущения нарушений авторских прав на проект внесение изменений в проектную документацию может осуществлять только автор (ст. 7 Закона РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» в число объектов авторского права внесены также произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства).
В данной статье речь пойдет о стадиях проектирования объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения. Стадии проектирования разделяют на одностадийное и двухстадийное. Одностадийное проектирование . Одностадийное проектирование осуществляется при параллельной разработке проектной документации и рабочей документации.
Архитектурно-строительное проектирование
является стадией проектирования и сооружений, не подлежащей согласованию с органами государственного надзора. Эскизный проект способствует более детальной проработке всех параметров объекта перед принятием окончательных решений по всем разделам, которые включает проектирование зданий и сооружений.
«Эскизный проект»выполняется с целью:
— градостроительного обоснования размещения объекта нового строительства,
— демонстрации внешнего вида и внутренних планировок проектируемого объекта
— определения инвестиционной привлекательности проекта,
-возможности строительства или реконструкции объекта на данном участке с учетом градостроительных, историко-культурных, социально-экономических, санитарно-гигиенических и экологических требований.
Состав эскизного проекта:
1. Пояснительная записка
2. Ситуационный план с прилегающими территориями
3. Генеральный план (схема организации земельного участка)
4. Поэтажные планы с экспликациями помещений
5. Разрезы с описанием «пирогов» и конструктивных элементов
7. Цветовое и объемное решений фасадов
8. Фотомонтаж объекта в существующей ситуации
9. 3D Визуализация
Проектная документация на стадии «Эскизный проект» разрабатывается в объеме, необходимом для получения исходно-разрешительной документации.
Стадия «Проектная документация»
утверждаемая стадия проектирования объектов строительства и реконструкции. Разрабатывается в соответствии с государственными нормами, правилами и стандартами.
В настоящее время состав разделов проектной документации указан во многих нормативных актах и в частности Постановлением Правительства РФ №87 от 16 февраля 2008г. «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
Состав проектной документации включает в себя:
Схема планировочной организации земельного участка
Конструктивные и объемно-планировочные решения
Система вентиляции и кондиционирования
Сети связи (телевидение, телефонизация и радиофикация, компьютерная сеть)
Проект организации строительства
Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства
Мероприятия по охране окружающей среды
Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов
Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов
Проект автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре.
контроль и управление доступом
автоматизация (диспетчеризация) инженерных систем
вертикальный транспорт (лифт)
Проект внутриплощадочных инженерных сетей
Проект внеплощадочных инженерных сетей
Проектная документация на стадии «Проект» является основой для разработки «Рабочей документации».
Проектная документация на стадии «Проект» необходима для согласования в государственных надзорных инстанциях.
Стадия «Рабочая документация»
Стадия рабочая документация включает в себя
предыдущую стадию — проектную документацию» и комплект документов, необходимых для производства строительных и монтажных работ. Состав рабочей документации на новое строительство или реконструкцию зданий и сооружений определяется соответствующими государственными стандартами и уточняется заказчиком и проектировщиком в договоре на проектирование.
В две стадии (проектная и рабочая документация) разрабатывают проекты, когда проектируют особо сложные объекты с новыми конструктивными решениями, сложными архитектурно-строительными решениями.
Рабочая документация зданий и сооружений при двухстадийном проектировании разрабатывается после утверждения документации на стадии «Проектная документация» в соответствии с принятыми в нем решениями.
Проектная документация при затрагивании несущих конструкций здания ОБЯЗАТЕЛЬНО подлежит государственной экспертизе.
Также необходимо отметить, что проектная организация, разработавшая проектную документацию, несет полную ответственность за предлагаемые проектные решения, поэтому инженеры вправе затребовать у заказчика необходимые данные и документацию для проектирования или убедить в проведении дополнительного технического обследования.
Стадия «Рабочий проект» включает в себя:
Одностадийное проектирование (рабочий проект)дает возможность сократить срок разработки проекта в 1,5-2 раза и снизить стоимость проектирования на 30%. В составе Рабочего проекта разрешается в отдельных случаях при необходимости для объектов средней сложности разрабатывать проектные решения в объеме Проекта, а затем дорабатывать по ним рабочие чертежи.
Состав проектной документации может быть уменьшен или увеличен, в зависимости от Технического задания на проектирование.
Во многих случаях, заказчики не уделяют большого внимания Рабочей документации, пытаясь сделать все параллельно (строительство и рабочую документацию), что приводит к затягиванию сроков работ и дополнительным денежным затратам. Мы Вам советуем соблюдать очередность. Делая все постепенно, но качественно. Когда готов полный комплект рабочей документации, можно не опасаясь приступать к строительству.
Возможно также выполнить разработку проектной документации на стадии «Рабочий проект» с выделение утверждаемой части для прохождения необходимых согласований в надзорных государственных инстанциях.
Необходимые документы, для разработки Вашего, индивидуального, проекта определят наши специалисты, по факту тех документов, которые есть у Вас на руках.
Следует сказать, что любая проектная документация подлежит согласованию с государственными надзорными органами.
Проектирование зданий можно доверить только высококвалифицированным специалистам, настоящим профессионалам своего дела, которые быстро и качественно выполнят порученную работу.
утверждаемая стадия проектирования объектов строительства и реконструкции. Разрабатывается в соответствии с государственными нормами, правилами и стандартами. В настоящее время состав разделов проектной документации указан во многих нормативных актах и в частности Постановлением Правительства РФ №87 от 16 февраля 2008г. … Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства . Мероприятия по охране окружающей среды. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.
Проектная документация: оптимизация требований к составу и содержанию разделов
Одним из ключевых элементов в жизненном цикле строительного объекта является разработка проектной документации (проектирование). Этап проектирования – важная стадия инвестиционно-строительного процесса, в ходе которой закладывается эффективность как строительства, реконструкции, реставрации, приспособления или технического перевооружения, так и последующей эксплуатации зданий и сооружений. От требований, предъявляемых к составу и содержанию разделов проектной документации, зависят временные и экономические затраты как на проектирование, так и на реализацию объекта капитального строительства в целом.
Правила и принципы
Состав проектной документации объектов капитального строительства определен Градостроительным кодексом Российской Федерации, который предусматривает необходимость разработки не менее 14 разделов. При этом определение состава и требований к содержанию разделов проектной документации отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.
В настоящий момент все требования к проектной документации собраны в «Положении о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 (далее – Положение). Оно устанавливает состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, объектам производственного и непроизводственного назначения, к отдельным этапам строительства объектов капитального строительства, а также при проведении капитального ремонта или реконструкции объектов капитального строительства, включая линейные объекты.
До принятия Положения регламентация состава и содержания проектной документации осуществлялась ведомственными актами различных министерств. Переход от ведомственного регулирования правил подготовки проектной документации, регулируемых строительными нормами и правилами (далее – СНиП), к нормативному правовому акту, принимаемому на правительственном уровне, характеризовал существенное повышение значимости проектной документации, но не решил ряд проблем в сфере проектирования.
Так, например, Положение не предусматривает стадийность проектирования и изменение требований к содержанию текстовой и графической частей разделов проектной документации применительно к конкретным видам объектов капитального строительства различного функционального назначения. В нем не приведены требования к содержанию разделов в части мероприятий по гражданской обороне и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения промышленной безопасности, безопасной эксплуатации объекта капитального строительства. Также не приведены требования к проектной документации повторного применения. Профессиональное сообщество неоднократно поднимало вопрос необходимости внесения изменений в Положение, указывая на то, что требования, предъявленные в нем, приводят к увеличению сроков реализации инвестиционных проектов, удорожанию стоимости проектирования и строительства в целом, создают препятствия для внедрения инновационных технологий, новых строительных материалов и оборудования.
По мнению экспертного сообщества, для определения направления оптимизации требований к составу и содержанию разделов проектной документации необходима глубокая проработка данного вопроса с проведением сравнительного анализа требований к составу и содержанию проектной документации как в отечественных строительных нормах, регулировавших данный вопрос на более ранних этапах становления строительной отрасли, так и с современным альтернативным подходом к данному вопросу в технически раз- витых государствах. Нормативные технические документы Госстроя СССР, такие, например, как СН 202-62 «Инструкция по разработке проектов и смет для промышленного строительства», СН 202-69 «Инструкция по разработке проектов и смет для промышленного строительства», СН 202-76 «Инструкция по разработке проектов и смет для промышленного строительства», СН 202-81 «Инструкция о со- ставе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов и смет на строительство предприятий, зданий и сооружений», СНиП 1.02.01-85 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений», СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство пред- приятий, зданий и сооружений» последовательно сменяли друг друга на протяжении длительного времени. Их изучение позволяет провести сравнительный анализ действовавших норм. По мнению отдельных специалистов, нормативная база того времени не соответствовала современным потребностям и сдерживала развитие экономики Российской Федерации, что и стало одним из стимулов для проведения реформы технического регулирования в строительной отрасли. Тем не менее анализ СН 202-81 «Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов и смет на строительство предприятий, зданий и сооружений» наглядно показывает актуальность и соответствие этих норм современным требованиям в сфере технического регулирования.
Уникальность, предшествующих Положению строительных норм, заключалась в принципах подхода к подготовке проектной документации, которые не нашли своего места в современных требованиях к составу разделов проектной документации и их содержанию. Рассмотрим основные принципы, положенные в основу строительных норм СССР и востребованные строительным сообществом на современном этапе развития строительной отрасли.
Министерства и ведомства СССР, органы государственного надзора и общественные организации в соответствии с предоставленными им правами могли разрабатывать нормативные документы по проектированию и инженерным изысканиям, отражающие специфику отдельных отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности и видов строительства, и утверждать их по согласованию с Госстроем СССР. Допускалось строительство объектов по иностранным лицензиям на базе комплектного импортного оборудования на основе компенсационных соглашений и контрактов с компаниями других стран. Данный принцип реализуется сейчас в гармонизации и стремлении к взаимному признанию механизмов оценки и подтверждении объектов капитального строительства установленным (или декларируемым) нормам, стандартам и иным аспектам оценки в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Европейского союза (ЕС).
Проектные и изыскательские организации при проектировании предприятий, зданий и сооружений должны обеспечивать реализацию достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта с тем, чтобы построенные или реконструированные предприятия ко времени их ввода в действие были технически передовыми и обеспечивали выпуск продукции высокого качества в соответствии с научно обоснованными нормативами по затратам труда, сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов, утвержденными по отраслям народного хозяйства и отраслям промышленности. Не допускается строительство по устаревшим проектам и рабочим проектам. Основы данного принципа в настоящее время зало- жены в сфере технического регулирования и выражаются в стремлении отечественной строительной отрасли соответствовать уровню материально-технической базы и научно-технического развития европейских стран
Проекты и материалы проектов, представляемые на экспертизу и утверждение, должны разрабатываться без лишней детализации, в минимальном объеме и составе, достаточном для обоснования принимаемых проектных решений и определения объема основных работ. Данный принцип реализуется сейчас посредством проведения работы, направленной на оптимизацию требований к проектной документации.
При разработке проектно-сметной документации необходимо руководствоваться законами СССР, указами Президиума Верховного Совета СССР и решениями Правительства СССР, нормативными актами по капитальному строительству, государственными стандартами, документами по основным направлениям в проектировании объектов соответствующих отраслей, нормами технологического проектирования, общесоюзными строительными каталогами, в том числе территориальными и ведомственными. Решение данного принципа на современном этапе предусмотрено путем внедрения обязательности для государственных заказчиков применения экономически эффективных проектов повторного использования.
Организации, осуществляющие экспертизу и утверждение проектно-сметной документации, не должны предъявлять требования, приводящие к неоправданному увеличению ее объема и излишней детализации. Данный принцип не потерял свою актуальность на современном этапе. Исключение завышенных требований при проведении экспертизы проектной документации является одним из самых обсуждаемых вопросов в проектном и экспертном сообществах.
Одним из наиболее острых вопросов, регулярно поднимаемых сообществом проектировщиков, являются избыточные требования к проектной документации. Предъявляемые в настоящее время требования к проектной документации способствуют появлению административных барьеров и увеличению расходов, как временных, так и финансовых, на разработку проектной документации и проведение ее экспертизы. Документация, выполненная с обоснованными отступлениями от действующих норм, правил и инструкций, подлежит согласованию в части этих отступлений с органами государственного надзора и заинтересованными организациями, утвердившими их. Данный принцип в подавляющем большинстве случаев позволял обходиться без разработки и согласования Специальных технических условий (далее – СТУ). В выделенных выше принципах заложена необходимость применения и активного внедрения в сфере строительства современных эффективных технических решений, технологий, материалов, конструкций и оборудования, а также возможность использования при проектировании как национальных стандартов и строительных норм, так и соответствующих передовому техническому уровню европейских стандартов
В начале восьмидесятых годов ХХ века проектная документация состояла из пяти разделов. К 2016 году количество разделов увеличилось до семнадцати. Для получения адекватной оценки сопоставим требования к составу и содержанию проектной документации на 2017 год и к началу восьмидесятых годов ХХ века. Как уже отмечалось, строительные нормы 1981 года предусматривали в составе проектной документации пять разделов: общая пояснительная записка, технологические решения, строительные решения, организация строительства и сметная документация. К примеру, раздел «Строительные решения» должен был содержать:
● в текстовой части – краткое описание и обоснование основных архитектурно-строительных решений, мероприятий по освещенности, бытовому и санитарному обслуживанию работающих, по электро-, взрыво- и пожаробезопасности, защите строительных конструкций от коррозии. Также там должны были быть приведены основные решения по водоснабжению, канализации, отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха и решения по объектам гражданской обороны;
● в графической части – планы, разрезы, фасады зданий и сооружений, а также схемы трасс внешних и внутриплощадочных инженерных сетей и коммуникаций. По производственным зданиям со сложными системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, со сложными системами водоснабжения и канализации допускалась разработка планов и разрезов этих зданий с нанесением указанных систем
Сегодня данные сведения и решения, входящие ранее в один раздел, разнесены по нескольким обособленным разделам проектной документации. Сопоставив требования к содержанию разделов проектной документации начала восьмидесятых годов с требованиями Положения получаем объем информации, который уже сопоставим с различной степенью проработки проектных решений. По оценкам многих представителей проектно-экспертного сообщества, именно «устаревшие» строительные нормы содержат минимальные и достаточные требования к количеству разделов проектной документации в объеме, который позволяет проходить экспертизу и получать разрешение на строительство.
Большое количество разделов и подразделов проектной документации усложняет и удорожает процессы проектирования и экспертизы. Необходимость готовить такое большое количество разделов и подразделов приводит к привлечению множества субподрядных проектных организаций, что отрицательным образом сказывается на качестве проектной документации в целом, так как действия субподрядчиков нередко недостаточно скоординированы генеральной проектной организацией. В СССР проектно-сметная документация, разработанная субподрядными проектными организациями, использовалась генеральной проектной организацией при составлении общей пояснительной записки и других разделов проекта, представляемого на экспертизу и утверждение. Сегодня зачастую вместо монолитного проекта имеется набор слабо увязанных между собой разделов проектной документации, разработанных субподрядными организациями. Появлению в смежных разделах проектной документации проектных решений, не увязанных между собой, способствуют многочисленные дублирующие требования к содержанию разделов проектной документации, установленные Положением. Субподрядные организации, разрабатывая свой раздел, а зачастую отдельную инженерную систему, технологическое или конструктивное решение, не имеют представления об общей концепции развития объекта капитального строительства и о проектных решениях, разрабатываемых иными субподрядными организациями по смежным разделам. Генеральный проектировщик, не обладая достаточным количеством времени, что особенно проявляется при устранении замечаний при прохождении экспертизы, не имеет возможности обработать большое количество разделов и проектных решений, отданных на откуп субподрядным организациям. Своевременность внесения изменений в проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87» в соответствии с пунктом 15 плана мероприятий («дорожная карта») «Оптимизация требований к составу и содержанию разделов проектной документации объектов капитального строительства», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2013 г. № 1336-р, обусловлена необходимостью корректировки состава разделов проектной документации. Какими могут быть иные возможности оптимизации требований к проектной документации, которые могли бы способствовать совершенствованию правового регулирования градостроительной деятельности и улучшению предпринимательского климата в сфере строительства?
До принятия Положения регламентация осуществлялась ведомственными актами различных министерств. Министерства и ведомства СССР, органы государственного надзора и общественные организации в соответствии с предоставленными им правами разрабатывали нормативные документы по проектированию и инженерным изысканиям, отражающие специфику отдельных отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности и видов строительства, и утверждали их по согласованию с Госстроем СССР.
Не менее значительным является вопрос о требованиях, предъявляемых к содержанию разделов, проработке и детализации принимаемых проектных решений. Крайне важно определить, что следует разрабатывать и представлять на экспертизу в объеме проектной документации. Отсутствие однозначных требований к содержанию разделов проектной документации приводит к разногласиям между экспертами, проектировщиками на этапах проектирования и экспертизы. Градостроительным кодексом и иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено одностадийное проектирование в виде «рабочего проекта». Поэтому остро стоит проблема определения степени детализации проектных решений и соответственно глубины экспертизы. Объем и степень детализации проектных решений, представляемых сегодня на экспертизу, зачастую завышены, что приводит к необоснованному усложнению и удорожанию проектирования, препятствует внедрению инновационных технологий и современного оборудования. Для прохождения экспертизы проектировщикам приходится максимально задействовать свои ресурсы для детальной проработки проектных решений и подбора оборудования. В значительной мере время, отведенное на реализацию инвестиционного проекта, тратится на подготовку проектной документации для прохождения экспертизы и получения разрешения на строительство. С момента получения разрешения на строительство и выхода рабочих на объект до ввода объекта в эксплуатацию проходит значительный временной промежуток – от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от сложности и технико-экономических показателей объекта капитального строительства. В период строительства, до ввода объекта в эксплуатацию, возможно появление новых строительных материалов, инновационных технологий и архитектурно- строительных решений. Внедрение новых строительных материалов, инновационных технологий и архитектурно-строительных решений на объекте, проектные решения которого прошли согласование в экспертизе, связано с переработкой проектной документации и, возможно, повторным прохождением экспертизы. Все это приводит к необоснованным расходам и увеличению сроков реализации инвестиционного проекта. Зачастую инвесторам и проектировщикам приходится отказываться от внедрения на объекте новых технологий, оборудования и инженерных систем в пользу устаревших из-за отсутствия времени на переработку проектной документации и согласование новых проектных решений.
Какой объем проработанной в проектной документации информации необходим для получения разрешения на строительство?
В настоящее время в рейтинге Doing Business Всемирного банка по показателю получения разрешения на строительство Российская Федерация находится на 115-м месте. В этой связи на совещании с членами Правительства Российской Федерации, состоявшемся 31 октября 2017 года и посвященном, в том числе вопросам улучшения делового климата, Президент России В.В. Путин особо обратил внимание на необходимость активизации соответствующей работы в сфере строительства. 2 Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории. Градостроительный регламент устанавливает вид разрешенного использования земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Градостроительный план земельного участка содержит информацию о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном участке, информацию о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Таким образом, на момент прохождения экспертизы и получения разрешения на строительство должны быть определены назначение и предельные параметры объектов капитального строительства, а также необходимые сведения в целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан и охраны окружающей среды. Полный объем информации и проектных решений (рабочий проект) об объекте капитального строительства необходим только к моменту ввода его в эксплуатацию, поскольку разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, подтверждающий:
● выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство и проектной документацией;
● соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
● соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям.
По мнению профессионального сообщества, данное положение предоставляет возможность изыскания иных мероприятий, способствующих дальнейшей минимизации требований к составу и содержанию разделов проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств частных инвесторов без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных капиталах которых составляет более 50%, и не являющихся уникальными и технически сложными. Содержание проектной документации на такие объекты на момент предоставления в экспертизу возможно должно ограничиваться основными архитектурно-планировочными и конструктивными решениями, основными решениями по инженерному и технологическому оборудованию, отделке зданий, обоснованием предельных параметров объектов капитального строительства, необходимыми сведениями, направленными на обеспечение защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды. Дальнейшая детальная проработка и увязка на объекте проектных решений должна осуществляться на последующих стадиях проектирования и завершаться до момента получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Представляется целесообразным для определения возможности внедрения стадийности процесса проектирования воспользоваться апробированными решениями нормативных технических документов Советского Союза, европейских стандартов и стандартов сопредельных стран таможенного союза ЕАЭС. Проектирование предприятий, зданий и сооружений в СССР могло осуществляться:
● в одну стадию – рабочий проект со сводным сметным расчетом стоимости – для предприятий, зданий и сооружений, строительство которых будет осуществляться по типовым и повторно применяемым проектам, а также для технически несложных объектов;
● в две стадии – проект со сводным сметным расчетом стоимости и рабочая документация со сметами – для других объектов строительства, в том числе крупных и сложных.
Определение стадийности проектирования также включено в большинство международных и национальных нормативных документов по строительству. Европейские нормативные документы предполагают более глубокую дифференциацию процесса проектирования. На анализе основных международных и ряда национальных нормативных документов европейских стран были определены наиболее типичные стадии разработки проектной документации строительного объекта.
Предпроектные материалы – проектное задание (задание на проектирование).
Технико-экономическое обоснование (Design Concept) – набор основных положений, касающихся проекта, учитываемых на всех этапах проектирования и принимающих во внимание все существующие ограничения.
Эскизный проект (Schematic design) – начальный проект, представленный на второй стадии процесса проектирования и основанный на концепции проекта.
Проект (Detail design) – документация, разработанная в период третьего этапа процесса проектирования, основанного на утвержденной стадии принципиальных решений (схематического проектирования).
Рабочая документация (Final design) – финальный этап проектирования, выполняемый после одобрительной оценки детального проектирования.
Стадия 5. Утвержденная рабочая документация
В нормативных документах стран таможенного союза ЕАЭС, таких как Беларусь и Казахстан, также сделан акцент на многостадийность процесса проектирования объектов капитального строительства. Но европейские нормативные документы предполагают более глубокую дифференциацию процесса проектирования, чем стандарты стран таможенного союза ЕАЭС. К тому же Европейский комитет по стандартизации (CEN) не остановился на достигнутом результате и продолжает работу в части структурирования стадийности проектных работ в области капитального строительства. Из национальных стандартов Российской Федерации только ГОСТ Р 55654-2013 (ИСО 16813:2006), являющийся модифицированным по отношению к международному стандарту ISO 16813:2006 «Building environment design – Indoor environment – General principles» с учетом потребностей национальной экономики Российской Федерации и особенностей российской национальной стандартизации, предусматривает выделение четырех стадий процесса проектирования объектов капитального строительства. Положительный опыт использования в европейских стандартах многостадийного проектирования позволяет рассмотреть возможность исключения излишней детализации проектных решений и сокращения разделов проектной документации на момент прохождения экспертизы до количества, достаточного для последующего качественного проектирования и строительства зданий и сооружений с надлежащими параметрами безопасности, надежности и эффективности.
Представленный выше анализ Положения приводит к выводу о необходимости оптимизации требований к составу и содержанию разделов проектной документации объектов капитального строительства, предоставляемой на государственную экспертизу.
В целях дальнейшего совершенствования правового регулирования градостроительной деятельности и улучшения делового климата в сфере строительства представляется целесообразным рассмотреть также возможность внедрения на законодательном уровне многостадийности процесса проектирования. При проведении оптимизации содержания разделов проектной документации особое внимание следует уделить исключению:
● возможного дублирования требований к содержанию в смежных разделах проектной документации;
● избыточного наполнения разделов информацией и решениями, не затрагивающими конструктивные и иные характеристики обеспечения безопасности объекта капитального строительства;
● требований, приводящих к излишней детализации проектных решений.
Краткая, а потому сугубо казеная и наукоемкая статья, раскрывающая основные понятия проектирования объекта капитального строительства . Выполнена по результатам семинара СРО, посвященного проблемам проектирования . … Краткая, а потому сугубо казеная и наукоемкая статья, раскрывающая основные понятия проектирования объекта капитального строительства . Выполнена по результатам семинара СРО, посвященного проблемам проектирования . 1.1 Обзор базовых документов градостроительного регулирования. В настоящее время существует несколько базовых документов строительной сферы, регулирующие, в том числе процесс проектирования [1] строительных объектов
- https://raschet.info/stadii-proektirovaniya/
- http://arhimax.ru/stadii_i_sostav_proektirovanija/
- https://gge.ru/analytics/experts/otsutstvie-odnoznachnykh-trebovaniy-k-soderzhaniyu-razdelov-proektnoy-dokumentatsii-privodit-k-razno/