ГОСТ Р 58439.1-2019; Статус:Отменен; Организация информации об объектах капитального строительства. Информационный менеджмент в строительстве с использованием технологии информационного моделирования. Часть 1. Понятия и принципы
Стандарт информационного моделирования объектов капитального строительства ответ аргументировать
Методические рекомендации по формированию BIM-среды Заказчика, основанные на нормативных документах РФ
BIM-стандарт описывает методологию по организации процессов проектирования, строительства и эксплуатации на основе технологий цифрового информационного моделирования, а также требования к созданию цифровых информационных моделей. BIM-стандарт АСКОН рекомендуется к применению организациям, которые участвуют в процессе реализации инвестиционно-строительного проекта с применением BIM-технологий.
Какие задачи предстоит решить при переходе на BIM‑технологии?
Проработка взаимосвязанных инженерно-технических и инженерно-технологических данных об объекте капитального строительства, представленных в цифровом объектно-пространственном виде. Таких как инженерная цифровая модель местности, цифровая информационная модель объекта капитального строительства и другие виды цифровых информационных моделей, применяемых для различных целей.
Все создаваемые в ходе разработки одного проекта ИМ должны быть взаимоувязаны друг с другом и при совместном просмотре в специализированных инструментах формировать корректное визуальное представление
Среда общих данных дает возможность всем участникам проекта обмениваться актуальными данными без искажения или потерь. Одной из главных причин увеличения сроков как проектирования, так и строительства является плохая подготовка и организация обмена проектной информацией. Также в практике было замечено, что большое количество времени тратится на согласование проектных решений с заказчиком. СОД предназначена именно для обеспечения надежного обмена актуальной информацией о проекте, ускоряющая этим согласование и принятие проектных решений всеми участниками. СОД заодно представляет место хранения цифровой информации об инвестиционном проекте.
Контроль качества информационных моделей включает совокупность подходов, обеспечивающих получение достоверной информации о том, что модель соответствует определенному набору требований к ее качеству. В целом контроль качества – это процесс проверок моделей, нахождения ошибок в моделях и их исправления.
Переход на новую технологию предусматривает оптимизацию действующих процессов. Наш опыт реализованных проектов показывает, что за разумное время можно настроить комплекс систем, протестировать процессы на пилотной группе и масштабировать наработки на всю организацию.
Обучить часть сотрудников и провести первые пилотные проекты. На последующих этапах происходит подготовка или коррекция регламентов, стандартов, каталогов и вовлечение в технологию основной части персонала.
BIM или Building Information Modeling — это технология моделирования зданий и сооружений, в ходе которой создается объектно-ориентированная 3D-модель наполненная различной информацией, которую можно использовать на различных этапах жизненного цикла — проектирование, строительство, эксплуатация. В российской интерпретации также принята аббревиатура ТИМ — технология информационного моделирования.
Имеющиеся в сети Интернет шаблоны чаще всего разработаны с определенной целью. Если он разработан разработчиком ПО, то использование требований из такого шаблона приведет к невозможности выполнить проект в другом ПО. Для госзаказчика это означает снижение конкуренции, рост стоимости проектов, возникают риски разбирательств с ФАС и другими контролирующими организациями.
Документ, определяющий важные для заказчика свойства модели (уровень проработки, именования, матрицу проверок на коллизии и так далее). Часто EIR является составной частью (одним из пунктов или приложением) к заданию на проектирование. EIR необходим для однозначного понимания всеми сторонами того, какими свойствами будет обладать итоговая BIM-модель.
Документ, который отражает требования заказчика к информационным моделям, задачи применения информационного моделирования, требуемые уровни проработки, роли и функциональные обязанности участников процесса информационного моделирования.
Любой, который необходим. Но важно понимать что повышение уровня проработки модели всегда влияет на скорость выполнения проекта и прямо связан с мощностью компьютеров. Не нужно закладывать в модель излишнюю детализацию без явной на то необходимости.
Упорядочению создания информационных моделей объектов капитального строительства (ИМ ОКС ) могут послужить стандарты Единой системы информационного моделирования (ЕСИМ), разработка которых по аналогии с системами стандартов ЕСКД и СПДС я считаю совершенно правильным. Как известно, до настоящего времени нет документа, детально регламентирующего ИМ ОКС , её разделы или рекомендуемого типового технического задания на её разработку проектировщиком или формирование заказчиком. Проект (первая редакция) одного из ключевых стандартов создаваемой системы — ГОСТ Р «ЕСИМ. Строительная информационная модель .
ГОСТ Р 58439.1-2019 Организация информации об объектах капитального строительства. Информационный менеджмент в строительстве с использованием технологии информационного моделирования. Часть 1. Понятия и принципы
Текст ГОСТ Р 58439.1-2019 Организация информации об объектах капитального строительства. Информационный менеджмент в строительстве с использованием технологии информационного моделирования. Часть 1. Понятия и принципы
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБЪЕКТАХ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Информационный менеджмент в строительстве с использованием технологии информационного моделирования
Понятия и принципы
(ISO 19650-1:2018, NEQ)
Москва Стандартинформ 2019
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «Научно-исследовательский центр «Строительство» (АО «НИЦ «Строительство») — Центральным научно-исследовательским институтом строительных конструкций имени В.А. Кучеренко (ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 июля 2019 г. No 347-ст
4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 19650-1:2018 «Организация информации о строительных работах. Информационный менеджмент в строительстве с использованием технологии информационного моделирования. Часть 1. Понятия и принципы» (ISO 19650-1:2018 «Organization of information about construction works — Information management using building information modeling — Part 1: Concepts and principles», NEQ)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок—в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Содержание
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины, определения и сокращения
4 Информация о проекте и активах, аспектах и совместном работе
4.2 Взаимосвязь между управлением информацией и совместной работой
4.3 Аспекты управления информацией
5 Определение требований к информации и создаваемым информационным моделям
5.2 Корпоративные требования к информации
5.3 Требования к информации об активах
5.4 Требования к информации по проекту
5.5 Требования к обмену информацией
5.6 Информационная модель актива
5.7 Информационная модель проекта
6 Процесс доставки информации
6.2 Соотношение с жизненным циклом актива
6.3 Определение требований к информации и планированию доставки информации
7 Функции управления информацией по проекту и активам
7.2 Функции управления информацией об активах
7.3 Функции управления информацией по проекту
7.4 Функции управления информацией по задаче
8 Совместная работа на основе информационных контейнеров
9 Квалификация и возможности группы исполнителей
9.2 Состав критериев для оценки квалификации и возможностей
10 Планирование доставки информации
10.2 Сроки доставки информации
10.3 Матрица ответственности
10.4 Определение стратегии объединения и структуры разбиения информационных контейнеров. .21
11 Управление совместным производством информации
11.2 Уровень потребности в информации
11.3 Качество информации
12 Реализация среды общих данных и рабочего процесса
12.2 Статус «В работе»
12.3 Переход «проверка/рассмотрение/утверждение»
12.4 Статус «Общий доступ»
12.5 Переход «рассмотрение/разрешение»
12.6 Статус «Опубликовано»
12.7 Статус «Архив»
13 Итоговые положения информационного моделирования в строительстве согласно настоящему стандарту и ГОСТ Р 58439.2
Приложение А (справочное) Примеры стратегии объединения и структуры разбиения контейнеров.. .27
Введение
Настоящий стандарт определяет понятия и принципы для бизнес-процессов управления и производства информации (называемых информационным менеджментом) в строительстве на протяжении жизненного цикла активов, представленных в форме объектов капитального строительства, с использованием информационного моделирования (BIM). Эти процессы могут положительно влиять на результаты деловой активности собственников (операторов) актива, заказчиков, участников цепочки поставок, инвесторов проекта и тех. кто повышает возврат инвестиций, сокращает риски и снижает стоимость за счет разработки и использования информационных моделей проектируемых, строящихся и уже возведенных объектов капитального строительства.
Настоящий стандарт прежде всего предназначен для использования лицами;
— вовлеченными в процессы заказа, проектирования, строительства и/или ввода в эксплуатацию строительных объектов;
— вовлеченными в мероприятия по управлению активами, включая эксплуатацию и техническое обслуживание.
Настоящий стандарт применим к построенным зданиям и сооружениям, инвестиционно-строительным проектам всех размеров и уровней сложности. Однако требования, включенные в настоящий стандарт, должны применяться таким образом, чтобы они были пропорциональны и соответствовали масштабам и сложности объекта или проекта. Особенности применения требований стандарта важно учитывать в связи с тем. что управлением активами и реализацией проектов занимаются преимущественно предприятия малого и среднего бизнеса. Важно обеспечить максимальную интеграцию процедур закупок и мобилизации подрядчиков в проектах строительства или работах ло эксплуатации объектов капитального строительства с существующими процессами закупок и мобилизации.
Конкретные требования по управлению информацией на протяжении реализации строительных проектов будут приведены во второй части настоящего стандарта. Они основаны на понятиях и принципах первой части стандарта, но сама по себе первая часть не обязывает применять вторую часть стандарта. Следующие части настоящего стандарта могут быть опубликованы позже.
Понятия и принципы, содержащиеся в настоящем стандарте, направлены на всех участников, вовлеченных в жизненный цикл актива. К ним относятся собственники (операторы) актива, заказчики, группы проектировщиков и строителей, производители оборудования, специалисты по инженерным системам. технические регуляторы строительства, инвесторы, страховые компании, конечные пользователи. а также иные заинтересованные стороны.
Существует много различных способов, благодаря которым собственники (операторы) актива или заказчики могут наилучшим образом удовлетворить свои частные требования, а также соответствовать контексту национальных требований. К этому относятся схемы контрактации и механизмы контрактов. Понятия и принципы управления информацией, описанные в настоящем стандарте, должны приниматься и применяться в соответствии с определенными обстоятельствами и требованиями к мероприятиям по управлению активами или реализации строительного проекта. Требования к информации должны указывать на способы их выполнения, а все детали должны быть согласованы заранее. Только в этом случае возможно обеспечить эффективное выполнение установленных требований.
Для обеспечения эффективности при возведении и эксплуатации объектов решающее значение имеет взаимодействие между участниками, вовлеченными в проекты строительства и управление построенными активами. Чтобы добиться более высокого уровня качества и большего повторного применения накопленных знаний и опыта, организации все чаще выбирают работу в новой среде коллективного взаимодействия. Важными результатами такой совместной работы являются эффективное общение, повторное использование и обмен информацией, а также снижение рисков возникновения потерь, противоречий и неверного истолкования.
Полноценная совместная работа требует взаимопонимания и доверия, а также более глубокого уровня стандартизации процесса, чем это происходило до сих пор. Только в этом случае можно обеспечить своевременное производство информации и ее доступность для участников процесса. Требования к информации должны передаваться по цепочке поставок до той точки, где эта информация может быть произведена наиболее эффективным способом. Затем требуемая информация должна быть собрана и возвращена назад.
В настоящее время ежегодно на исправления неструктурированной информации или результатов неправильного управления информацией неподготовленным персоналом, на решение проблем. возникающих из-за несогласованных действий участников проектов, а также на решение проблем, связанных с повторным использованием и воспроизведением информации, тратятся значительные ресурсы. Эти ресурсы относятся к потерям, которые можно уменьшить, если применять понятия и принципы, изложенные в настоящем стандарте.
Настоящий стандарт уточняет или изменяет некоторые основные положения ИСО 19650*1:2018 в соответствии с принятыми в Российской Федерации терминами и определениями, а именно; «жизненный цикл» («Life cycle»), «план реализации задач информационного моделирования инвестиционностроительного проекта» («BIM execution plan»), «стадия капитального строительства» («Delivery phase»), «стадия эксплуатации» («Operational phase») и «среда общих данных» («Common data environment»). Кроме того, в текст настоящего стандарта не включены нормативные ссылки, имевшиеся в ИСО 19650-1:2018. на другие стандарты ИСО. не имеющие аналогов в российской нормативно-технической документации.
ГОСТ Р 58439.1—2019
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБЪЕКТАХ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Информационный менеджмент в строительстве с использованием технологии информационного моделирования
Понятия и принципы
Organization of infocmabon about capital construction facilities. Information management using in construction information modeling technology. Part 1. Concepts and principles
Дата введения — 2019—09—01
1 Область применения
Настоящий стандарт содержит общие понятия и принципы, регламентирующие процессы управ* пения информацией, характерные информационному моделированию для уровня зрелости 2, а также уровней 1 и 3 (см. рисунок 1).
Настоящий стандарт содержит требования по созданию структуры управления информацией, включающей обмен, запись, поддержку версионности данных и организацию деятельности всех участников (акторов).
Настоящий стандарт применим ко всему жизненному циклу объекта капитального строительства, включая обоснование инвестиций, инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервацию), эксплуатацию (в том числе текущие ремонты), реконструкцию, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.
Однако ввиду большой разновидности типов активов и размеров организаций, к которым применим настоящий стандарт, а также связанного с этим широкого спектра потенциальных контрактных стратегий положения настоящего стандарта должны рассматриваться с учетом этого многообразия и гибко применяться. В связи с вышеизложенным, а также принимая во внимание возможную стоимость внедрения настоящего стандарта, понятия и принципы, изложенные в нем. должны быть адаптированы к масштабу и сложности строительного проекта или имеющегося актива.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 55.0.01—2014/ИСО 55000:2014 Управление активами. Национальная система стандартов. Общее представление, принципы и терминология
ГОСТ Р 58439.2—2019 Организация информации об объектах капитального строительства. Информационный менеджмент в строительстве с использованием технологии информационного моделирования. Часть 2. Стадия капитального строительства
ГОСТ Р ИСО 9001—2015 Системы менеджмента качества. Требования
ГОСТ Р ИСО 12006-2 Строительство. Модель организации данных о строительных работах. Часть 2. Основы классификации информации
ГОСТ Р ИСО 12006-3 Строительство. Модель организации данных о строительных работах. Часть 3. Основы обмена объектно-ориентированной информацией
ГОСТ Р ИСО 21500 Руководство по проектному менеджменту
ГОСТ Р ИСО/МЭК 27000 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Общий обзор и терминология
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерагъного агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных е данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 Общие термины
3.1.1.1 матрица ответственности (responsibility matrix): Таблица, содержащая роли каждого участника группы проекта, отвечающего за выполнение отдельных этапов и задач проекта.
1 Адаптировано из стандарта (1] (статья 3.16).
2 Матрица ответственности классического типа «RACI» предполагает разделение обязанностей между такими ролями, как ответственный исполнитель, подотчетный руководитель, консультант и администратор.
пространство (space): Ограниченный трехмерный объем, определяемый физически или теоретически.
(ГОСТ Р ИСО 12006-2—2017. пункт 3.1.8]
3.1.2 Термины, имеющие отношение к активам и проектам капитального строительства
актор (actor): Лицо, организация или ее подразделение (так же как департамент, группа и т. д.), вовлеченные в процесс строительства.
(ГОСТ Р 57310—2016 (ИСО 29481-1:2010), подраздел 3.2]
Примечание — Для целей настоящего стандарта строительные процессы рассматриваются применительно к стадии капитального строительства (см. 3.1.2.11) и стадии эксплуатации актива.
3.1.2.2 контракт (appointment): Предварительно определенное соглашение по выполнению работ. оказанию услуг, поставке товаров.
Примечание — Термин используется независимо от наличия формального контракта между сторонами.
3.1.2.3 исполнитель работ (appointed party): Поставщик товаров, исполнитель работ, услуг.
1 Для каждой группы исполнителей должен быть определен ведущий исполнитель (lead appointed party). 8 роли которого может выступать одна из групп по задаче, связанная с производством информации 8 соответствии с контрактом.
2 Поставка товаров, работ, услуг предполагает также предоставление требуемой информации относительно поставляемых товаров, выполняемых работ или услуг.
3 Термин используется независимо от наличия формального контракта между сторонами.
3.1.2.4 заказчик работ (appointing party): Получатель товаров, результатов работ или услуг от ведущего исполнителя работ.
1 К термину также относится получение требуемой информации относительно работ, товаров или услуг.
2 Заказчик работ в большинстве случаев может привлекать третьих лиц для помощи в задачах управления информацией или передать эту функцию непосредственно исполнителю работ, особенно если у заказчика работ недостаточно собственных ресурсов и компетенции, и при условии, что это не создает конфликта интересов.
3 Термин используется независимо от наличия формального контраста между сторонами.
3.1.2.5 заказчик (client): Актор, ответственный за инициирование проекта и утверждение технического задания.
Примечание — Под заказчиком понимается государственный заказчик, застройщик (инвестор), технический заказчик или юридическое лицо, осуществляющее функции технического заказчика.
3.1.2.6 группа исполнителей (delivery team): Ведущий исполнитель работ и назначенные им другие исполнители работ.
1 Группа исполнителей может быть любого размера; от одного человека, выполняющего все необходимые функции, до сложных многуровневых групп по задачам, ответственных за производство информации. Размер и структура каждой группы исполнителей соответствуют масштабам и сложности мероприятий по управлению активом или инвестиционно-строительным проектом.
2 Несколько групп исполнителей могут назначаться для параллельной и/или последовательной работы применительно к одному активу или проекту, в соответствии с масштабом и сложностью мероприятий по управлению активом или инвестиционно-строительны проектом.
3 Группа исполнителей может состоять из нескольких групп по задачам, как из организации — ведущего исполнителя работ, так и из других исполнителей работ.
4 Группа исполнителей работ может формироваться непосредственно заказчиком работ, а не исключительно ведущим исполнителем работ.
задача (task): Комплекс мероприятий, как правило, под ответственность одного агента.
(ГОСТ Р ИСО 22263—2017. подраздел 3.16]
3.1.2.8 группа по задаче (task team): Исполнитель работ, производящий информационные контейнеры в рамках своего контракта.
Примечание — Группа по задаче может, например, отвечать за реализацию архитектурного, или конструктивного. или одного из инженерных разделов проекта и т. д.
актив (asset): Идентифицируемый предмет, вещь или объект, который имеет потенциальную или действительную ценность для организации.
[ГОСТ Р 55.0.01—2014/ИСО 55000:2014. пункт 3.2.1)
Примечание — Актив также относится к понятиям «здание» и «сооружение», используемым 8 определении термина «Жизненный цикл» (см. 3.1.2.11).
3.1.2.10 проект (project): Инвестиционно-строительный проект, представляющий комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание объекта (основных фондов), комплекса объектов производственного или непроизводственного назначения, линейных сооружений в условиях временных и ресурсных ограничений.
3.1.2.11 жизненный цикл (life cycle): Период, в течение которого осуществляются обоснование инвестиций, инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.
Примечание — К зданиям и сооружениям также относится понятие «Актив» (см. 3.1.2.9).
3.1.2.12 стадия капитального строительства (delivery phase): Часть жизненного цикла строительного объекта, предшествующая по времени моменту окончания периода его ввода в эксплуатацию.
Примечание — Для стадии капитального строительства обычно характерен поэтапный подход к реализации проекта.
3.1.2.13 стадия эксплуатации (operational phase): Часть жизненного цикла строительного объекта начиная с момента начала его эксплуатации и технического обслуживания.
3.1.2.14 инициирующее событие (trigger event): Плановое или внеплановое событие, изменяющее актив или его статус (состояние) на протяжении его жизненного цикла и приводящее к обмену информацией.
Примечание — На протяжении стадии капитального строительства инициирующие события обычно отражают завершение этапов проекта.
3.1.2.15 точка принятия ключевого решения (key decision point): Момент времени жизненного цикла, когда принимается критически важное для актива решение или выбирается направление дальнейшего развития актива.
Примечание — В рамках инвестиционно-строительного проекта точка принятия ключевого решения обычно согласована с его этапами.
3.1.3 Термины, связанные с управлением информацией
3.1.3.1 информация (information): Представление данных формализованным способом, подходящим для передачи, интерпретации или обработки.
1 Адаптировано из стандарта [2] (пункт 3.1.4).
2 Информация может обрабатываться человеком или с помощью средств автоматизации.
3.1.3.2 требования к информации (information requirement): Спецификация о характере, сроке, способе и получателе производимой информации.
3.1.3.3 корпоративные требования к информации (organizational information requirements): Требования к информации в отношении целей организации.
3.1.3.4 требования к информации об активах (asset information requirements): Требования к информации в отношении эксплуатируемого актива.
3.1.3.5 требования к информации по проекту (project information requirements): Требования к информации в отношении реализации проекта капитального строительства актива.
3.1.3.6 требования к обмену информацией (exchange information requirements): Требования к информации в отношении контракта.
3.1.3.7 обмен информацией (information exchange): Действие по полному или частичному выполнению требований к информации.
3.1.3.8 информационная модель (information model): Совокупность структурированных и неструктурированных информационных контейнеров, представляющая собой единый достоверный источник информации по проекту (активу) на всех или отдельных стадиях его жизненного цикла.
Примечание — Информационные контейнеры со структурированной информацией включают 8 себя цифровые информационные модели, спецификации, базы данных. Контейнеры с неструктурированной информацией включают в себя текстовую и графическую документацию, видеозаписи, звукозаписи.
3.1.3.9 информационная модель актива (asset information model): Информационная модель, относящаяся к стадии эксплуатации актива.
3.1.3.10 информационная модель проекта (project information model): Информационная модель. относящаяся к стадии капитального строительства.
3.1.3.11 объединение (federation): Создание информационной модели из отдельных информационных контейнеров.
Примечание — Отдельные информационные контейнеры, используемые во время объединения, могут поступать от различных групп по задачам.
3.1.3.12 информационный контейнер (information container): Именованный неизменяемый набор информации, извлекаемый из иерархии файлов, систем или программных приложений.
Пример — Подкаталог, файл с информацией (включая модель, документ, таблицу, календарный график) или некоторое подмножество такого файла, например глава или раздел, слой или символ.
1 Неизменяемая информация должна существовать на протяжении такого периода времени, пока она необходима для управления. Используется в противоположность изменяющейся информации, такой как результаты поиска в сети Интернет.
2 Именование информационного контейнера должно соответствовать принятому соглашению об именованиях.
3.1.3.13 код состояния (status coda): Метаданные, описывающие целевую применимость содержимого информационного контейнера.
3.1.3.14 среда общих данных (common data environment): Единый источник информации для любого отдельно взятого проекта или актива, предназначенный для сбора, управления и распространения каждого информационного контейнера с помощью управляемого процесса.
3.1.3.15 уровень потребности в информации (level of information need): Схема определения необходимого объема и степени детализации информации.
Примечание — Одна из целей определения уровня потребности в информации заключается в предотвращении доставки слишком большого количества информации.
3.1.3.16 план реализации задач информационного моделирования инвестиционно-строительного проекта (building information modeling execution plan): Документ, регламентирующий выполнение группой исполнителей работ аспектов контракта, связанных с управлением информацией.
3.1.3.17 предварительный план реализации задач информационного моделирования инвестиционно-строительного проекта (pre-contract building information modeling execution plan): Документ. позволяющий группе исполнителей работ в качестве критериев оценки продемонстрировать свои методы и подходы, квалификацию и возможности, предварительно обосновав свою готовность дальнейшего выполнения положений контракта, относящихся к управлению информацией.
Примечание — На этапе формирования предварительного плана ВЕР участники и предметы инвестиционно-строительного проекта обозначаются причастием «предполагаемый», например: предполагаемый ведущий исполнитель работ, предполагаемый внешний исполнитель работ, предполагаемая группа исполнителей, предполагаемая схема контрактации проекта и т. д.
3.1.3.18 квалификация (capability): Навыки, знания и опыт в управлении информацией.
3.1.3.19 возможность (capacity): Обеспеченность средствами, ресурсами и процедурами для управления информацией.
транзакция (transaction): Акт взаимодействия между двумя ролями, соответствующий отношениям между ними.
(ГОСТ Р 57310—2016 (ИСО 29481-1:2010), подраздел 3.17]
8 настоящем стандарте применены следующие сокращения:
AIM (asset information model) — информационная модель актива;
AIR (asset information requirements) — требования к информации об активах;
PIM (project information model) — информационная модель проекта;
8ЕР (building information modeling execution [Han) — план реализации задач информационного моделирования инвестиционно-строительного проекта;
EIR (exchange information requirements) — требования к обмену информацией;
OIR (organizational information requirements) — корпоративные требования к информации;
PIR (project information requirements) — требования к информации по проекту;
RACI (responsible — accountable — consulted — informed) — классический тип матрицы ответственности.
4 Информация о проекте и активах, аспектах и совместной работе
Информационная модель актива (AIM) и информационная модель проекта (PIM) являются структурированными хранилищами информации, необходимыми для принятия решений на протяжении всего жизненного цикла актива. К нему относят проектирование и строительство новых активов, реконструкцию существующих активов, а также эксплуатацию и обслуживание актива. Следует ожидать, что объем информации, хранящейся в информационных моделях, а также количество различных целей, для которых она используется, будут в основном возрастать на протяжении капитального строительства и в ходе управления активом.
Как модель AIM. так и модель PIM могут включать в себя структурированную и неструктурированную информацию. Примерами структурированной информации являются цифровые информационные модели, календарные графики и базы данных. Примерами неструктурированной информации являются документация, видеозаписи и аудиозаписи. Неоцифрованные данные, такие как образцы естественного грунтового основания и другие натурные источники информации, должны управляться с помощью процессов управления информацией посредством соответствующих перекрестных ссылок, например номеров образцов.
Большинство проектов включает в себя работу над некоторым существующим активом, даже если с рассматриваемой точки зрения он ранее не разрабатывался. Такие проекты должны включать в себя некоторую существовавшую ранее информацию об активе, необходимую для разработки технического задания и для ответов на обращения со стороны ведущих исполнителей, работающих над проектом.
В настоящем стандарте процессы управления информацией включают в себя передачу соответствующей информации между информационной моделью актива и информационной моделью проекта в начале проекта и при его завершении.
Информация об активе и информация по проекту имеют большое значение для заказчика работ, ведущих исполнителей работ и исполнителей, участвующих в управлении активом и реализации проекта. Данное положение верно и в том случае, когда между сторонами отсутствуют формальные контракты. Заказчик работ, ведущие исполнители работ и исполнители включают собственников, операторов и управляющих построенных активов, а также представителей проектных и строительных организаций. Информация о проектах и активах также необходима для лиц. определяющих отраслевую политику, регулирующих органов, инвесторов, страховщиков и других внешних сторон.
Понятия и принципы, содержащиеся в настоящем стандарте, должны применяться таким образом. чтобы они были пропорциональны и соответствовали масштабам и сложности актива или проекта.
4.2 Взаимосвязь между управлением информацией и совместной работой
Рекомендации и требования по управлению информацией, содержащиеся в настоящем стандарте. основаны на совместной работе заказчика работ, ведущего исполнителя работ и исполнителей работ: все стороны должны участвовать в выполнении положений настоящего стандарта.
Развитие управления информацией может быть представлено в виде последовательности уровней зрелости, изображенных на рисунке 1 как уровни 1, 2 и 3. Разработка стандартов, развитие технологий и уточненные методы управления информацией в совокупности способствуют повышению эффективности бизнеса. Настоящий стандарт применим главным образом на уровне зрелости 2. но также применим на уровнях 1 и 3.
Для уровня зрелости 2 характерно применение сочетания ручных и автоматизированных процессов управления информацией для создания сводной информационной модели. Сводная информационная модель содержит все информационные контейнеры, разработанные различными группами по задачам относительно рассматриваемого актива или проекта.
Моделирование информационное в строительстве . Требования к эксплуатационной документации объектов завершенного строительства . Настоящий стандарт устанавливает требования к эксплуатационной информационной модели (ЭИМ) объекта капитального строительства . … Положения настоящего стандарта применимы к объектам капитального строительства и активам любых размеров и уровней сложности, находящимся как на стадии капитального строительства , так и на стадии эксплуатации. Нормативно-технические документы по внедрению технологии информационного моделирования объектов капитального строительства . Своды правил.
Минстрой России актуализировал технические нормативы информационного моделирования в строительстве
Подготовлены изменения в СП 333 «Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла» и СП 328 «Информационное моделирование в строительстве. Правила описания компонентов информационной модели».
«До актуализации СП 333 не существовало документа, который предъявляет однозначные требования к составу информационной модели объекта капитального строительства. Прежняя редакция носила методологический характер без конкретных параметров информационных моделей. Актуализированная редакция содержит требования к составу информационной модели на каждом этапе жизненного цикла и требования к атрибутивному описанию отдельных элементов», — рассказал заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Дмитрий Волков.
Внедрение новой редакции свода правил обеспечит технологическую возможность сквозного сопровождения жизненного цикла объектов капитального строительства инструментами технологий информационного моделирования, что существенно повысит эффективность управления процессами.
По мнению специалистов, такой подход позволит удешевить и ускорить процессы индустриального строительства, улучшить качество строительства за счет информационных средств ведения строительного надзора, повысить достоверность процессов управления стоимостью строительства с применением информационных систем, и, как следствие, конкурентоспособность российских строительных компаний на мировом рынке.
При разработке изменений свода правил были учтены результаты научно-исследовательских работ, выполненных специалистами по данной тематике в 2019 году.
Также Минстроем России внесены изменения в СП 328 «Информационное моделирование в строительстве. Правила описания компонентов информационной модели», которые обеспечивают синхронизацию требований к компонентам библиотек информационных моделей и к элементам информационных моделей, описанных в других нормативных документах.
«Разработанный документ предоставляет инструмент технологической интеграции производителей строительной продукции, строителей и проектировщиков. Без такого стандарта крайне затруднена задача индустриального домостроения в современных условиях. Внедрение новой редакции свода правил обеспечит технологическую возможность «бесшовного» применения моделей как отдельных строительных изделий, так и типовых решений в проектах зданий и сооружений и расширит технологическую возможность сквозного сопровождения жизненного цикла объектов капитального строительства инструментами технологий информационного моделирования», — рассказал заведующий кафедрой НИУ МГСУ Павел Челышков.
В документ также внесены положения, обеспечивающие возможность применения Классификатора строительной информации (КСИ) для кодирования компонентов и атрибутов.
«Применение КСИ в информационных моделях объектов капитального строительства предусмотрено Градостроительным кодексом Российской Федерации и обеспечивает однозначную идентификацию каждого элемента и атрибута. То есть каждый элемент здания получает уникальный номер, по которому его всегда можно определить в любой информационной системе, а при нанесении соответствующей маркировки, и физически — в здании. Актуализированная редакция описывает правила применения КСИ при разработке информационных моделей, тем самым делая эту технологию реализуемой», — отметил директор ФАУ «ФЦС» Сергей Музыченко.
Разработанные положения позволят обеспечить единство наименований информационных моделей объектов капитального строительства в государственных информационных системах.
Работа по актуализации сводов правил организована ФАУ «ФЦС» и выполнена авторским коллективом НИУ МГСУ.
Свод правил. Информационное моделирование в строительстве . Правила применения в экономически эффективной проектной документации повторного использования и. при ее привязке" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя. … информационная модель объекта капитального строительства ( информационная модель ): Совокупность взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства , формируемых в электронном виде на этапах выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства , реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и (или) сноса объекта капитального строительства .
- https://ascon.ru/bim-standart/
- https://allgosts.ru/35/240/gost_r_58439.1-2019
- https://www.minstroyrf.gov.ru/press/minstroy-rossii-aktualiziroval-tekhnicheskie-normativy-informatsionnogo-modelirovaniya-v-stroitelstv/