Строительство асфальтные дороги это

Содержание

Асфальт – смесь щебня, песка и битума – используется для покрытия улиц с начала 20-го века. Дорожное строительство и в наши дни остается главной сферой его применения , в которой он всегда востребован.

Асфальтобетон используют для обустройства:

  • Скоростных дорог и автомагистралей
  • Обычных городских дорог
  • Проездов в жилых кварталах
  • Проездов в промзонах
  • Поселковых дорог
  • Подъездов к частным домам
  • Мостов и путепроводов
  • Аэродромов

Кроме того, функции этого материала в дорожной конструкции весьма разнообразны.

Его берут для:

  • Укладки основания, нижнего и верхнего слоя дорожного покрытия
  • Обустройства поверхностной обработки (слоев износа, защитных и шероховатых слоев)
  • Отсыпки грунтовых дорог (асфальтовая крошка)
  • Ремонта ям
  • Асфальт для дорожных работ
  • Типовые конструкции дорожного пирога
  • Какой асфальт используется в дорожных работах
  • Виды асфальта для дорожных работ
  • По особенностям укладки
  • По наличию добавок
  • По пористости
  • По зернистости
  • По типу и марке
  • Свойства асфальта для дорожных работ

В этой статье мы поговорим о том, какие виды асфальтобетона используются в этих видах работ и какими свойствами они обладают. Но для начала давайте разберемся, что из себя представляет конструкция дорожного полотна.

Вот как делают лучшие дороги в мире …

Укладка асфальта в городе

Укладка асфальта

Укладка асфальта

Асфальтированная дорога и бордюр

Асфальтированная дорога в городе

Укладка асфальта на мосту

Типовые конструкции дорожного пирога

Крепкая и надежная дорога, способная выдержать вес тяжелого транспорта – это не просто полоска асфальта на земле. Это сложная конструкция, которая уходит в землю на 1 -2 метра. Ее называют «дорожной одеждой» или – из-за наличия нескольких слоев – «дорожным пирогом».

Существует несколько типовых видов ее строения:

Типовые виды строения дорожного пирога – схема и описание

При необходимости, эти базовые схемы могут расширяться и дополняться. Например, при прокладке дорог в северных регионах под асфальт подстилается слой теплоизоляции – для защиты грунта от промерзания. Но такие тонкости мы не будем рассматривать в этой статье.

Еще один слой, который часто обустраивают на дорогах – это поверхностная обработка. Ее задача – компенсировать недостатки основного покрытия, а также продлить срок его службы.

Она делится на несколько видов:

Часто все эти три функции совмещаются. Например, тонкий слой щебеночно-мастичного асфальта (ЩМА) отличается не только высокими прочностью и износостойкостью , но и хорошей шероховатостью.

Какие асфальтобетонные смеси (АБС) берут для тех задач, которые мы упомянули выше? Давайте разберемся.

Какой асфальт используется в дорожных работах

У асфальтобетона есть большое многообразие видов, которые отличаются по составу и характеристикам. Соответственно, сферы применения у них тоже разные.

В дорожных работах, как правило, используются такие виды материала:

Вид работ Вид асфальта Зернистость Тип
Обустройство слоёв износа, шероховатых слоёв Горячий плотный асфальтобетон;
Щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА)
Мелкозернистый А, Б
Обустройство верхнего слоя дороги Горячий плотный или высокоплотный асфальтобетон;
ЩМА;
Литой асфальт
Мелкозернистый А, Б, В
Обустройство нижнего слоя дороги или основания Горячий плотный или пористый асфальтобетон;
ЩМА
Крупнозернистый А , Б, В
Обустройство однослойного покрытия Горячий плотный асфальтобетон Мелкозернистый А, Б, В, Г
Укрепление грунтовой дороги Срезка асфальта Мелкозернистый
Ямочный ремонт Горячий асфальт;
Холодный асфальт;
Срезка асфальта;
Литой асфальт
Мелкозернистый Бх, Вх, Гх, Дх

Для вашего удобства, ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Виды асфальта для дорожного строительства

Самым большим нагрузкам в дорожном пироге подвергается верхний асфальтобетонный слой. Речь идет не только о давлении от едущего транспорта, но и о климатических факторах. Воздействие воды и льда, перепады температур, солнечная радиация – все это естественные «враги» дорожных покрытий.

Поэтому к верхним слоям предъявляются разные требования в зависимости от их назначения:

Тип дороги Виды асфальта Характеристика
Покрытия аэродромов, трасс федерального значения, главных городских дорог Щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) Превосходные показатели прочности, стойкости к износу и образованию колей
Мосты и путепроводы Литой асфальт;
Полимерасфальтобетон;
Резиноасфальтобетон
Отличные гидроизолирующие свойства
Обычные городские дороги Плотный асфальтобетон типов А , Б, В (марка I-II) Достаточно хорошие прочностные характеристики для эксплуатации при средних нагрузках
Дороги местного значения, проезды Плотный асфальтобетон типов Б, В, допускается тип Г (марка I-III) Среднее качество за относительно низкую цену

Для вашего удобства, ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Требования к верхним слоям дорожной одежды в зависимости от их назначения

В продолжении статьи мы подробнее остановимся на этих классификациях материала и поговорим о том, в чем их практический смысл.

Виды асфальта для дорожных работ

На данный момент существует несколько классификаций асфальтобетона. Первая из них дана в ГОСТ 9128, последняя редакция которого вступила в силу 2013 году. Этот стандарт действует в России с 1950-х и распространяется на все асфальтобетонные смеси для дорог и аэродромов.

Новая классификация была введена в ГОСТ Р 58406.2-2020. Этот документ базируется на принципиально новом подходе к проектированию асфальта с учетом условий его эксплуатации. Цель такого нововведения – поднять качество российских дорог до международных стандартов.

Сейчас по новым правилам уже строят федеральные трассы и часть дорог в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске, Нижнем Новгороде и других. Но во многих регионах все еще применяют старый ГОСТ. Ведь процесс перехода стоит денег: нужно закупить инновационное оборудование, обучить персонал, отточить новые технологии производства.

В этой статье мы рассмотрим более универсальную классификацию по ГОСТ 9128-2013. А на новых нормативах мы подробнее остановимся в статье Асфальт для строительства дорог.

В соответствии с ГОСТ 9128-2013, асфальтобетонные смеси делятся на виды по таким основаниям:

  • Особенностям укладки
  • Наличию добавок
  • Пористости
  • Зернистости
  • Типу и марке

Давайте подробнее остановимся на каждом из них.

По особенностям укладки

Поведение АБС в ходе строительно-ремонтных работ зависит от двух основных факторов: свойств органического вяжущего (битума) и температуры материала.

В связи с этим выделяют такие виды асфальта:

Таким образом, самое широкое распространение в сфере дорожного строительства имеет горячий асфальт. Остальные разновидности используются ограниченно.

По наличию добавок

Существует мнение, что проблема с российскими дорогами кроется в некачественном битуме. Говорят, что он не отвечает международным стандартам, и потому асфальт из него получается плохой.

Насколько такая позиция близка к правде – вопрос спорный. Но нельзя не отметить, что самые качественные дороги в наше время неизменно строятся из материалов на основе модифицированного вяжущего.

Здесь выделяются три основных вида асфальта:

Конечно, этими тремя вариантами разнообразие добавок не ограничивается. Существуют экспериментальные составы, в которых к базовой битумно-минеральной смеси добавляют серу, технический углерод, стеклянную крошку, пластик, шлаки и прочие материалы. Но широкого распространения в дорожном строительстве они пока не получили, поэтому мы не будем подробно на них останавливаться.

По пористости

В толще покрытия после уплотнения остаются воздушные пустоты – поры. Это обусловлено тем, что зерна минерального наполнителя нельзя идеально подогнать друг к другу.

Выделяется 4 вида горячего асфальтобетона по пористости:

  • Высокопористый – 10-18% воздушных пустот
  • Пористый – 5-10% воздушных пустот
  • Плотный – 2,5-5% воздушных пустот
  • Высокоплотный – 1-2,5% воздушных пустот

Для холодного асфальта подобная классификация отсутствует, потому что требования к нему менее жесткие. После укладки в нем должно быть не меньше 6%, но не больше 10% пор.

Пористые и высокопористые асфальты не пользуются большим спросом при строительстве дорог. Во-первых, по прочности они ощутимо уступают плотным видам. Во-вторых , в пустоты такого материала активно проникает вода, отчего он быстрее разрушается.

По зернистости

Очень важный критерий классификации для всех сыпучих стройматериалов – это размер зерен в их составе. Асфальт тут не исключение.

Он делится на 3 основных вида:

  • Крупнозернистый – с частицами до 40 мм в диаметре
  • Мелкозернистый – с частицами до 20 мм в диаметре
  • Песчаный – с частицами до 5 мм в диаметре

Крупнозернистый асфальт имеет отличные показатели прочности за счет высокого содержания крупной щебенки. Но покрытия из него получаются очень шероховатые. Они быстро стирают шины автомобилей и поднимают уровень шума. Поэтому кладется такой материал обычно в основания и нижние слои дорог.

Для верхних и защитных слоев берут мелкозернистый асфальт. Он тоже имеет хорошую прочность и шероховатость, но мелкий размер камней позволяет укатать их до состояния ровного и плотного монолита.

А вот песчаный асфальт при строительстве дорог не используется вовсе. Его основная сфера применения – это тротуары и пешеходные дорожки.

По типу и марке

Сертифицированные асфальтобетонные смеси в своих названиях имеют цифробуквенные обозначения. Например, «тип А марка II». Это еще два очень важных критерия для выбора материала под конкретную задачу.

Тип асфальта показывает, какую долю в нем занимает крупный наполнитель:

  • Тип А – 50-60% щебня
  • Тип Б – 40-50% щебня или гравия
  • Тип В – 30-40% щебня или гравия
  • Тип Г – песчаный (с отсевом дробления)
  • Тип Д – песчаный (с природным песком)

Тип А считается наиболее качественным и надежным в дорожном строительстве. Именно он чаще всего используется на дорогах с нагрузкой как от легкового, так и от грузового транспорта.

Типы Б и В используются в менее ответственных работах: для городских дорог, по которым запрещено движение тяжелого транспорта, улиц в жилой застройке.

А вот использование асфальта типа Г и Д для укладки дорожных покрытий не рекомендуется. Они получаются малопрочными и слишком гладкими – ездить по таким в дождливую погоду или гололед опасно.

Марка АБС указывает на ее качественные характеристики:

  • Марка I (МI)
    Асфальт с самыми высокими показателями и широкой сферой применения.
  • Марка II (МII)
    Материал, который обладает хорошими характеристиками для своего типа. Он подходит для дорог со средними или низкими нагрузками.
  • Марка III (МIII)
    Преимущественно песчаные смеси, которые можно использовать в работах по оформлению и благоустройству территории.

В дорожном строительстве рекомендуется применять только марки I-II. Марку III , по-хорошему, использовать не следует, но где-то могут положить и ее – в целях экономии. Результат обычно получается плачевный.

Подробнее об этих и других классификациях асфальтобетона вы можете прочитать в статье Виды асфальта.

В заключительном разделе статьи мы поговорим о том, на какие показатели асфальта в первую очередь обращают внимание при выборе материала.

Свойства асфальта для дорожных работ

Асфальтобетон – это сложный композит, свойства которого зависят как от внутренних, так и от внешних факторов.

При строительстве и ремонте дорог учитываются в первую очередь такие показатели:

  • Прочность при сжатии
  • Сдвигоустойчивость
  • Износостойкость
  • Водонасыщение и водостойкость
  • Морозостойкость
  • Трещиностойкость
  • Шероховатость
  • Радиоактивность

Давайте рассмотрим их немного подробнее.

Прочность при сжатии

Эта базовая характеристика показывает, какое максимальное давление асфальт может выдержать без разрушения. Она очень актуальна в дорожных работах, где покрытия могут подвергаться огромным нагрузкам – например, от многотонных самосвалов.

Данный показатель зависит от целого ряда факторов. К ним относятся свойства минерального наполнителя, вязкость битума, влажность и даже температура окружающего воздуха. Проектирование состава с нужными качествами – это очень сложная работа.

Читайте также:  Сколько обошлось строительство зсд

Подробнее об этой и других прочностных характеристиках материала вы можете прочитать в статье Прочность асфальта.

Сдвигоустойчивость

Мы уже отмечали, что при высоких температурах асфальт становится более податливым и может продавливаться тяжелым транспортом. На нем образуются колеи, впадины и наплывы. Способность покрытия сопротивляться появлению таких необратимых деформаций называется сдвигоустойчивостью.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в статье Сдвигоустойчивость асфальта.

Износостойкость

Еще одна частая причина колейности – это образование полос наката. Они характерны для стран и регионов, где активно используются шипованные шины.

Износостойкость асфальта показывает, насколько хорошо он сопротивляется истиранию под колесами машин. Этот показатель до введения новых ГОСТов оценивался «на глаз» несмотря на свое большое значение. Теперь для него существуют специальные методы испытания и нормативы.

Подробнее об них вы можете прочитать в статье Износостойкость асфальта.

Водонасыщение и водостойкость

Поскольку асфальтобетон – это не абсолютный монолит, в его толщу могут проникать дождевая и талая вода. Она смачивает зерна щебня и песка и вызывает отслаивание битумных пленок на их поверхности. В результате структура материала постепенно нарушается, а сам он теряет свои качества.

Максимальный объем воды, который может поглотить асфальт , называют водонасыщением, а его способность сохранять прочность в напитанном влагой состоянии – водостойкостью.

Оба эти показателя зависят от пористости покрытия. Именно поэтому в ответственных работах отдают предпочтение плотным и высокоплотным АБС, у которых первая характеристика минимальна, а вторая – максимальна.

Подробнее об этих свойствах вы можете прочитать в статьях Водонасыщение асфальта и Водостойкость асфальта.

Морозостойкость

С водонасыщением и водостойкостью связано еще одно свойство, очень актуальное для России – это морозостойкость. Она характеризует способность асфальта сохранять прочность после многократных циклов заморозки и оттаивания.

При похолодании до 0°C вода, скопившаяся в порах, замерзает и расширяется. При потеплении она тает и уменьшается в объеме. За один период межсезонья (весной или осенью) этот процесс повторяется десятки раз. В результате структура асфальта расшатывается, он теряет прочность.

Морозостойкость имеет большое значение во многих регионах России, но в ГОСТах пока не нормируется. Тем не менее, при проектировании составов смесей ее обязательно учитывают.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в статье Морозостойкость асфальта.

Трещиностойкость

При очень низких температурах асфальт растрескивается. Причем иногда даже без видимых на то причин. Это обусловлено совпадением двух факторов: переходом вяжущего в хрупкое состояние и температурными напряжениями в толще покрытия.

Основной метод борьбы с появлением трещин – это улучшение деформативных свойств асфальта, то есть его способности сжиматься, растягиваться и изгибаться без разрушения. А поскольку такие свойства материалу придает битум, то и работа идет в первую очередь с ним. Для этого в состав смеси вносят добавки полимеров и резины.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в статье Трещиностойкость асфальта.

Шероховатость

Этот показатель тоже занимает далеко не последнее место по важности. Ведь именно от него зависит безопасность дорожного движения.

При выборе материала по этому критерию важно соблюсти баланс. Слишком гладкие покрытия не могут обеспечить надежного сцепления шин с дорогой, особенно в дождливую или снежную погоду. Но если асфальт слишком шероховатый, то по нему будет некомфортно ехать.

Подробнее об этой характеристике вы можете прочитать в статье Шероховатость асфальта.

Радиоактивность

Этот показатель замеряется для всех разновидностей асфальта при испытаниях на соответствие ГОСТу. Это делается для того, чтобы случайно не превысить допустимых норм радиационной активности. Ведь у щебня из некоторых горных пород (например, гранита) она может быть немного повышена.

В черте населенных пунктов разрешено строить дороги из материалов со значениями до 740 Бк/кг. За их пределами – до 1500 Бк/кг. Впрочем, у большинства смесей, представленных на рынке , этот показатель будет в разы ниже допустимого.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в статье Радиоактивность асфальта.

Подведем итог.

Горячий асфальтобетон уже больше 100 лет активно используется в дорожном строительстве. Из него обустраивают как покрытия, так и основания дорожных конструкций. А холодный асфальт и асфальтовая крошка применяются в качестве ремонтного материала для заполнения ям.

При строительстве дороги очень важно выбирать качественный материал, отвечающий требованиям ГОСТа. Только так можно гарантировать долговечность и безопасную эксплуатацию покрытия.

Если вы хотите узнать больше о разновидностях асфальта, рекомендуем к прочтению следующие страницы:

О том, как и из чего делают асфальт, читайте здесь:

Если вы хотите подробно прочитать о свойствах асфальтобетона, рекомендуем следующие страницы:

Источник: gruntovozov.ru

Покрытия из асфальтобетона — состав и технология

Асфальтобетонное покрытие — уплотненный слой искусственного строительного материала, состоящего из минерального порошка, заполнителей и битумного вяжущего. Смесь обладает ценными свойствами, которые нашли применение в прокладке дорог, устройстве взлетных полос, пешеходных коммуникаций, объектов ландшафтной архитектуры.

История асфальтобетонных покрытий уходит корнями в глубокое прошлое. Американские инки строили великолепные дороги из камней, проливая стыки природным битумом. Нововведение попало в Европу гораздо позже. На смену каменной и деревянной брусчатке появился асфальтобетон. Сегодня это наиболее распространенный материал для строительства дорог.

Образец асфальтобетона

Виды и применение

ГОСТ 9128-2013 классифицирует асфальтобетоны на несколько видов в зависимости от минерального заполнителя:

  • песчаные;
  • гравийные;
  • щебеночные.

Смеси изготавливают горячим или холодным способом. В первом случае используют вязкий или жидкий битум, а температура укладки составляет 110° и выше. Для холодного асфальтобетона применяют только жидкое вяжущее. Укладывают покрытие при температуре от 5°С.

В зависимости от характеристик компонентов различают следующие виды асфальтобетонных смесей:

  • Песчаный асфальтобетон изготавливают на основе заполнителей фракций до 10 мм. Материал слабо сопротивляется износу. Применяется для устройства тротуаров, велосипедных или пешеходных дорожек, детских площадок.
  • Мелкозернистый асфальтобетон содержит зерна крупностью до 20 мм. Используется для покрытия улиц, автотранспортных путей, аэродромов. Склонен к пластическим деформациям и образованию колеи, поэтому его модифицируют различными добавками.
  • Крупнозернистый асфальтобетон применяют для формирования нижних слоев дорожных одежд. В его составе щебень или гравий размером до 40 мм. Для заполнения пустот между крупными частицами и увеличения плотности добавляют песок.

Плотные щебеночные или гравийные составы соответствуют следующим типам асфальтобетонных смесей:

  • А — массовая доля крупного заполнителя 50-60%;
  • Б — 40-50%;
  • В — 30-40%.

Типы Г и Д содержат только песок из отсевов дробления или природного происхождения, щебня в них нет.

Для повышения прочности и улучшения связующих свойств между компонентами добавляют целлюлозные стабилизаторы. Полученный материал называют щебеночно-мастичным асфальтобетоном (ЩМА). Для его изготовления используют плотные горные породы кубовидной формы, которые образуют крепкий каркас. Благодаря стойкости к деформациям ЩМА применяют для строительства дорог с большой загруженностью.

ЩМА

Еще одна разновидность покрытий на органическом вяжущем — цветной асфальтобетон. При изготовлении состав подкрашивают пигментами. Используют осветленный битум, мраморную или кирпичную крошку, щебень из кварцита или гранита.

Цветным асфальтобетонным покрытием выделяют велосипедные или пешеходные дорожки, покрывают спортивные и детские площадки, оформляют ландшафты.

Цветные асфальтобетонные покрытия

Состав и технические характеристики

Состав асфальтобетона многокомпонентный. Его подбирают и рассчитывают исходя из условий работы покрытия, а также доступных местных материалов.

Компоненты

На 30-60% асфальтобетонная смесь состоит из щебня или гравия, который получают при разработке месторождений осадочных или вулканических пород, из отходов металлургии. Свойства покрытия во многом зависят от физических характеристик и формы этого крупного заполнителя.

Песок — обязательный компонент асфальтобетона. Он заполняет пустоты между камнями, делая смесь более однородной и плотной. Содержание зерен ограничивают, так как излишек ухудшает износостойкость покрытия. Помимо сыпучего материала природного происхождения используют отсев дробления щебня или осадочных пород, молотый шлак.

Минеральный порошок составляет до 20% массы асфальтобетонной смеси. Это измельченные до состояния пыли осадочные или доломитовые породы, отходы промышленности, зольные шлаки ТЭС. Их применяют в неактивированном или активированном виде. При этом увеличивается водонепроницаемость, прочность и плотность асфальтобетона.

Марку битума подбирают исходя из климатической зоны и нормативной нагрузки на дорожное полотно. Расход продукта переработки нефти составляет 25-90 кг на тонну асфальтобетонной смеси и зависит от пористости заполнителей и режима укладки. Для улучшения эксплуатационных свойств битум модифицируют добавками, содержащими резиновую крошку, вторичный полиэтилен, гашеную известь и адгезионную композицию.

Материалы для изготовления асфальтобетона

Основные технические характеристики

В зависимости от свойств и применяемого сырья ГОСТ выделяет 3 марки асфальтобетона:

  • к I относятся горячие высокоплотные и плотные типов А, Б, Г, пористые высокопористые щебеночные, холодные типов Бх, Вх, Гх;
  • ко II — горячие Б, В, Г, Д, пористые, высокопористые песчаные, холодные Бх, Вх, Гх, Дх;
  • к III — горячие плотные Б, Г, В, Д.

Основные физико-механические свойства асфальтобетонных смесей определяются маркой, режимом укладки и температурой при проведении испытаний:

  • предел прочности при сжатии — нормируется для 0°С — 9-13 МПа, для 20°С — 2-2,5 МПа, 50°С — 0,9-1,5 МПа;
  • плотность — 2000-2800 кг/м³;
  • водостойкость — 0,6-0,95;
  • коэффициент внутреннего трения (сдвигоустойчивость) — 0,62-0,87;
  • сцепление при сдвиге при t=50°С — 0,22-0,50 МПа;
  • трещиностойкость — 2-7,5 МПа;
  • водонасыщение — 1-4% для плотных, 4-10% для пористых;
  • пористость для холодных асфальтобетонных смесей — 18-21%;
  • морозостойкость F15-50 в зависимости от дорожно-климатической зоны.

Физико-механические свойства асфальтобетонных покрытий

Важнейшим показателем является коэффициент уплотнения покрытия из асфальтобетона, характеризующий качество укладки. Его определяют опытным путем. По нормативам величина для холодных составов не должна быть менее 0,96, для горячих — 0,99.

Для измерения коэффициента уплотнения смеси в покрытии вырубают керны, высушивают и находят фактический удельный вес асфальтобетона. После нагрева образцы измельчают, подвергают обработке под давлением. Искомый параметр определяют как отношение реальной плотности к стандартной, полученной в результате испытаний.

Для расчета расхода асфальтобетона на 1 м² покрытия пользуются опытными показателями на 1 см высоты:

  • мелкозернистые смеси типов А, Б, В — 24,6-25,7 кг;
  • крупнозернистые — 24,2 кг;
  • ЩМА — 25,8 кг;
  • литые плотностью 1500 кг/м³ — 15,4 кг.

Чем отличается асфальт от асфальтобетона?

Асфальтобетонная смесь — искусственный материал, который получают смешиванием твердых ингредиентов с нефтяным дорожным битумом.

Природный асфальт образуется в процессе загустевания и окисления нефти, выступившей на поверхность земли в виде пластовых залежей, отдельных жил или озер.

Слово «асфальт» в переводе с древнегреческого обозначает горную смолу. Это легкоплавкое вещество черного цвета. Излом раковистый, матовый или блестящий. Содержит до 70% нефтяного битума.

Крупнейшие источники природного асфальта — Мертвое море в Израиле, озеро Пич-Лейк в Тринидаде. Древние сирийцы добывали твердый битум, всплывавший на поверхность огромными глыбами, вес которых достигал 1000 кг.

Горную смолу применяли для гидроизоляции кораблей, стен хижин, полов зернохранилищ, а также изготовления красок или лаков. В Древнем Египте вещество использовали для бальзамирования умерших.

Запасы природного асфальта ограничены. Из высококачественного сырья изготавливают живописные краски, лакокрасочную продукцию. В дорожном строительстве при устройстве асфальтобетонного поверхностного покрытия замещают часть жидкого битума твердым. При этом значительно повышается стойкость к воздействию шипованных автопокрышек.

Классификация асфальта

Технология устройства

Асфальтобетонная смесь может быть качественной, но если при укладке не соблюдались технология, покрытие быстро выйдет из строя. При выполнении каждого этапа производства работ нужно соблюдать четкие правила, которые устанавливают ГОСТ Р 54401-2011, 9128-2009, СНиП 3.06.03-85.

Подготовка

Мероприятия включают разработку технического проекта, подготовку финансовой сметы. При планировке объект привязывают к рельефу, предусматривая возможность удаления сточных вод, сохранность надземных и подземных коммуникаций.

Перед устройством асфальтобетонного покрытия вырубают большие деревья, снимают верхнюю плодородную почву. Чем выше расчетная нагрузка на дорожное полотно, тем больший объем земляных работ предстоит выполнить, чтобы создать основание с достаточной несущей способностью. Для садовых дорожек и тротуаров высота слоя составляет 10-20 см, для нагруженных трасс — до нескольких метров.

Чтобы под асфальтобетонной дорогой не застаивалась вода, организовывают дренаж. Грунт вывозят за пределы территории, чтобы при размыве избежать засорения дренажной системы.

Читайте также:  Мелиоративное строительство что это

Устройство дренажа вдоль дороги

Устройство подушки

Функция подушки — восприятие сжимающих нагрузок при эксплуатации асфальтобетонных поверхностей. Ее толщина определяется расчетом. Сначала укладывают крупные фракции до 60 мм, затем средние 20-40 мм, сверху песок с обязательной утрамбовкой каждого слоя.

В частном обустройстве для подсыпки используют различный строительный мусор, который значительно экономичнее, чем щебень или гравий. По краям асфальтобетонной дороги укладывают бордюры или другие прочные материалы.

Устройство песчаной подушки

Укладка асфальтобетона

Работы проводят в сухую погоду при температуре не ниже 5°С. В зависимости от вида асфальтобетонных смесей применяют следующие технологии:

  • Холодную смесь укладывают на подготовленное основание, желательно, пролитое битумом, слоем до 5 см. Утрамбовывают ручной трамбовкой или виброплитой. Сверху посыпают цементом или песком, чтобы уменьшить липкость поверхности дороги.
  • Горячий асфальтобетон изготавливают из расплавленного битума и заполнителей, тщательно перемешивают и выкладывают на основание. Массу укатывают или трамбуют. Эксплуатация разрешена через 6 часов.
  • Литой асфальт укладывается очень горячим — до 235°С. Подается из кохера, нагревающего и перемешивающего смесь, в бункер асфальтоукладчика. После равномерного распределения по поверхности композит остывает и затвердевает. Утрамбовка или укатка не требуются.

Укладка асфальтобетона

Заключение

Устройство дорог из различных типов асфальтобетона позволяет получить прочное и долговечное покрытие. Выбор материала зависит от нагрузки при эксплуатации полотна и климатической зоны. При укладке нужно соблюдать технологию и температурный режим.

Источник: betonpro100.ru

Как происходит асфальтирование дорог?

В этой статье мы разберемся как происходит укладка дороги асфальтом и на какие этапы делится асфальтирование. Современная дорожная инфраструктура устойчиво развивается. Связано это с ростом предприятий, организаций, а также налаживания экономических связей с соседними регионами. Да и появление многочисленных туристических кластеров привело к востребованности организаций, занимающихся асфальтированием дорог.

asfaltirovanie-dorogi-v-moskve

Асфальтирование дороги

Можно достаточно долго перечислять сферы нашей жизни где такая услуга находит себе место. Между тем, сама технология укладки автомобильного полотна и асфальтного покрытия достаточно сложна. Без наличия квалифицированных, инженерных специалистов, а также парка специальной техники и оборудования с этой задачей не справиться. Необходимо понимать, что каждый из этапов формирования дороги требует свои рабочие инструменты и определённые методы.

Планирование и сбор данных для проектной документации

proektnaya-dokumentaciya-po-asfaltirovaniyu-dorog

Прежде, чем заасфальтировать дорогу требуется составить проектную документацию. Для этого проходят топографические и измерительные работы со сбором данных по всей протяжённости рабочего участка. Изучается состав грунта и его подвижность. Определяется глубина залегания грунтовых вод и возможность их выходы на поверхность земли. От этого напрямую будет зависеть сохранность дороги при потенциальной угрозе размытия нижних, насыпных слоёв.

Также собираются данные о сейсмической активности на территории, способные повлечь подвижку грунтов, и как следствие деформацию дорожного полотна.

Следующим шагом является расчёт динамической и вибрационной нагрузки на всём протяжении автомобильной нагрузки. Если это оживлённая автострада, то соответственно должно быть увеличено число слоёв асфальта, а также толщина щебня. При низкой нагрузки на дорогу эти параметры могут быть ниже. При этом эксплуатационный ресурс асфальтированной дороги не снижается, а экономия финансовой сметы будет заметна.

Еще раз стоит подчеркнуть важность технической документации с приложенными схемами и чертежами, на которых будет указано расположение ливневой канализации, люков технического назначения, бордюров и прочих частей, примыкающих к дорожному полотну.

topograficheskie-raboti

Подготовительный этап

В обязательном порядке проводя удаление мусора и грязи с поверхности места укладки асфальта, а также с прилегающих участков. В тех случаях, когда асфальтирование дороги будет осуществляться внутри жилого квартала — полностью снимается старое покрытие (если оно имеется) или верхняя часть грунта. Делается это для того, чтобы уровень придомовой территории был несколько не был ниже покрытия верхнего слоя.

Что касается назначения дорожного полотна, то здесь также глубина выемки будет неодинаковой в соответствии с техническими требованиями. К примеру, для дорожек пешеходного движения этот параметр будет равняться от 10 до 30 см. Сложнее произвести расчёт для подъездов с асфальтированным покрытием для тяжёлого грузового транспорта. Здесь требуется учесть степень интенсивности автомобильного движения на локальном участке дороге, а также принять во внимание фактический вес машин.

На этом же этапе определяется какую именно фракцию щебня необходимо использовать. Толстые основания дорог требуют смесь щебёнки из разных фракций, а средняя её фракция используется для пешеходных зон (слой не более 15 см). После укладки щебня он подвергается механическому воздействию — уплотнению при помощи спецтехники (катков).

Во время описываемых манипуляций акцентируется внимание на формирование правильного уклона, по которому будут сливаться дождевые осадки, а также талые, снеговые воды и наледь после переход в весенний сезон. При должном уходе за автомобильным полотном задержка снега на дороге будет минимальной, но всё же учитывать такую ситуацию необходимо.

Укладка асфальтового полотна

Перед тем, как правильно положить асфальт, необходимо определиться со способом асфальтирования:

— укладка горячего асфальта. Для этого смесь подготавливают до рабочего состояния, используя высокотемпературное воздействие. Делается это с помощью специальной машины, которая не даёт смеси остывать. Но чаще асфальт привозят уже горячим на самосвалах с быстрой разгрузкой и началом его выкладывания на подготовленный участок;

— укладка холодного асфальта. Для масштабных работ его не используют. Как правило, он востребован при изготовлении покрытий с небольшой площадью. Примером могут служить гаражные дорожки, перроны на железнодорожных участках, зоны технического пользования внутри предприятий (к примеру, наземный вал или ограничительный бортик). Также холодный асфальт идеально подходит для ремонта автомобильных дорог по ямочному принципу.

Не секрет, что при укладке асфальтового полотна учитываются технические требования прописанные в ГОСТЕ. Он же определяет строгую норму распределения асфальтовой смеси по всей площади дороги. Учитывается профиль формируемого покрытия, высота слоя, точная структура поверхности (конечно и несущей), а также общая длина и ширина обслуживаемого участка.

ukladka-asfalta-po-gostu

Как рассчитать асфальт?

При расчёте расхода асфальтной смеси на 1 м2 дорожного покрытия учитывается то, что 1 м3 асфальта — это приблизительно 2 тонны.

Имея такие данные можно рассчитать, что дорожное покрытие с толщиной слоя 1 см и общей площадью 1 м2 потребует расхода около 25 кг асфальта. Опираясь на это вычисление можно получить расход 125 кг асфальта на 1 м2 с толщиной слоя 5 см.

Важно, что при проведении таких расчётов зернистость не оказывает и малейшего влияния на конечный результат.

При необходимости можно воспользоваться специально разработанными ОНЛАЙН — калькуляторами, где можно произвести более сложные расчёты за одно мгновенье. Достаточно просто вбить в электронную формула, имеющиеся у вас данные.

Источник: imbuilder.ru

Преимущества асфальтированной дороги

Преимущества сотрудничества с компанией «Асфальтирование»

Если заказать услуги асфальтирования в крупной компании, то можно не сомневаться в качестве работ. Асфальтирование любой дороги, улицы с покрытием из асфальтобетона будет качественным. Что касается сроков асфальтирования, то они не являются большими, так как данный вид работ не считается особо трудоёмким.
При заключении договора на строительство дорог, необходимо указать все требования, которые предъявляются к покрытию: тип грунта, ширину, форму, длину, наличие коммуникаций и коммуникаций. Компания имеет большой опыт в выполнении работ по асфальтированию городских, пригородных и междугородних дорог и шоссе. Асфальтирование дорог и других территорий может быть выполнено с помощью техники, принадлежащей предприятию, либо же с привлечением субподрядчиков.
На асфальтирование дороги или других объектов требуется разное количество времени и при заключении договора необходимо указывать срок выполнения всего комплекса работ (асфальтобетонные работы, обустройство земляного полотна и его основания, устройство подстилающих слоев, укладка асфальта). Для ускорения процесса выполнения асфальтных работ компания «Асфальтирование» использует собственную дорожно-строительную технику, что позволяет сократить время и сэкономить деньги заказчика.
Асфальтировка в Москве и Московской области выполняется в соответствии с проектом и сметой. Специалисты компании «Асфальтирование», дорожат своей репутацией и поэтому выполнят асфальтирование дорог быстро, качественно и недорого.

Источник: archi.ru

Асфальтобетон: описание,виды,применение,свойства,фото,видео.

Асфальтобетонное покрытие — подходящий стройматериал для дорог. Его техническая характеристика позволяет обеспечить гладкость и нужную шероховатость поверхности при помощи выравнивающего асфальтоукладчика. Еще одним преимуществом асфальтобетонной смеси является возможность использования дорожного полотна сразу после укладки.

В свою очередь, цементобетон приобретает необходимую структуру только через двадцать восемь дней. Кроме того, теплые асфальтобетонные смеси распределяются равномерным выравнивающим слоем. Такие поверхности легко ремонтировать, мыть, на них долго держится краска.

Типы и предназначение асфальтобетона

Универсальный асфальтобетон — это смесь, которая содержит не более 15% асфальта. В ее состав входят дополнительные инертные вещества (тонкодисперсные минеральные добавки), улучшающие показатели и эксплуатационные характеристики состава.

Асфальтобетонные смеси используют при строительстве дорог, так как они выдерживают значительные механические нагрузки, отличаются прочностью и долговечностью. Благодаря составляющим компонентам, этот стройматериал может подвергаться укатке и уплотнению с целью повышения прочности. Асфальтобетон разделяют на крупнозернистый, среднезернистый и мелкозернистый. Разные типы дорожного асфальтобетона отличаются между собой количеством основного заполнителя (гравия, щебня, песка). Для создания крупнозернистого используют щебень размером до 40 мм, среднезернистого — до 25 мм, мелкозернистого — до 20 мм.

Невозможно точно определить, какой асфальтобетон лучше. Каждый тип имеет свое предназначение в дорожном строительстве: Крупнозернистый асфальтобетон обычно используется для обустройства нижнего слоя дороги. В составе смеси имеется щебень размером до 0,4 см.

Среднезернистый асфальтобетон применяется для укладки однослойных дорожных покрытий или для создания верхнего слоя двухслойного полотна. Один из основных компонентов асфальтобетонной смеси этого типа — щебень размером до 0,25 см. Мелкозернистый асфальтобетон отличается высокой сопротивляемостью к атмосферным и механическим воздействиям. Поэтому его часто используют для устройства автомобильных трасс с интенсивным движением и укладки верхнего слоя в двухслойных дорожных покрытиях. Щебень, содержащийся в составе смеси, имеет размеры 0,5-2 см.

Применение

Плотные пористые стройматериалы применяют при укладке слоев дорожного полотна, взлетно-посадочных полос, площадок и других поверхностей. Для этого специалисты используют смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон.

Растворы классифицируют, согласно нескольким параметрам. Классификация зависит от особенностей компонентов, содержащихся в асфальтобетонных смесях. Различают четыре типа растворов. Классификация асфальтобетонных смесей выглядит так:

Марки растворов

На рынке строительных материалов представлены две марки. Первая марка предполагает использование щебня 1000-1200. Для второй марки — применяют щебенку 800-1000. Перед тем как воспользоваться той или иной смесью, необходимо определить ее марку. Горячие составы, которые укладываются при определенной температуре, имеют следующую маркировку (i):

  • раствор марка;
  • высокоплотные; i;
  • плотные;
  • А; i, ii;
  • Б, В; i, ii, iii;
  • Г, Д. ii, iii;
  • пористые i, ii.

Органоминеральные составы

Кроме перечисленных выше классификаций, существуют органоминеральные растворы. Их изготавливают за счет смешивания битума и известняка. Применение плотных составов заключается в ремонте асфальтобетонного дорожного полотна.

Требования к смесям

  • пятнадцать процентов — для высокоплотных составов и растворов «А»;
  • двадцать пять процентов — для материалов Б и Бх;
  • тридцать пять процентов — для растворов В и Вх.

Свойства асфальтовых эмульсий

Асфальтовые эмульсии – это дисперсии из очень тонко измельченного битума, находящегося в водной среде. Такие эмульсии характеризуются низкой вязкостью – их используют при температуре окружающей среды, то есть этот материал идеален для строительной отрасли и применяется очень широко. Существует два класса асфальтовых эмульсий: химические (эмульсии со щелочным эмульгатором) и глинистые.

Асфальтовые эмульсии чаще всего применяют при строительстве дорожных покрытий для автострад, устройстве кровельных покрытий, а также в качестве адгезивных и герметизирующих соединений в строительной отрасли.

Одно из главных преимуществ адгезивов и герметиков на битумной основе – их низкая себестоимость. Битум в разы дешевле, чем синтетические полимеры и каучуки, поэтому выгода его применения как в качестве самостоятельного материала, так и в смесях с прочими полимерами, не вызывает никаких сомнений.

При помощи эмульсий осуществляется склеивание, создание покрытий, пропитка поверхностей, создание влагонепроницаемых покрытий, изоляция поверхностей. Используют битумные эмульсии и как адгезивы при укладке кровли,

Читайте также:  Основные характеристики незавершенного строительства

создании строительных оболочек, изоляции зданий, а также других операциях, требующих осуществление быстрого испарения воды из мест соединений.

Вязкость эмульсии — основной критерий для ее применения. Как правило, при создании покрытия или осуществлении герметизации поверхности необходимо придать эмульсии большую вязкость, чтобы получить пленку необходимой толщины. Асфальтовая эмульсия, которую используют при склеивании слоев оболочки, должна обладать достаточной текучестью, чтобы слой был максимально однородным. Поэтому для получения нужных свойств может быть необходимо разбавить эмульсию водой.

Особенности и основные характеристики асфальта

Чтобы ответить на вопрос, чем отличается асфальт от асфальтобетона, необходимо в отдельности разобраться с каждым из этих материалов.

Люди ассоциируют асфальт с автомобильной дорогой или тротуаром. Материал может быть искусственным или натуральным. Параметр определяется в зависимости от содержания битума который находится в диапазоне от 13 до 75%.

Асфальт – это смесь битума, гравия и песка, которая применяется в строительстве чаще всего. В искусственный вариант добавляют минеральный порошок.

Главное отличие асфальта от асфальтобетона состоит в том, что в последний вариант принято добавлять искусственные компоненты.

Сфера использования асфальта:

  • Основное покрытие дорог со средне нагрузкой.
  • Благоустройство тротуаров и детских площадок.
  • Выравнивание площади дома.

Асфальт может применяться и не по назначению. К примеру, из него делают лавки, печати гравюр и лаков.

Преимущества использования асфальта:

  • Влага остается на поверхности. Она не мигрирует по ней, поэтому не может уменьшить плотность. Для уплотняемых асфальтобетонов данное свойство не характерно.
  • Асфальт отличается большей адгезией. Асфальтобетон получают посредством воздействия высокой температуры, приводящей к нежелательному спеканию. Дополнительно приходится использовать рулонный материал для повышения гидроизоляции. Асфальт функционирует как системное покрытие. В нем нет пролетов. Она также применяется для мостовых сооружений.
  • Материал прослужит долго даже при условии постоянной нагрузки. Асфальт не пострадает от воздействия частот разного уровня. Жизненный цикл конструкции напрямую зависит от толщины слоя.
  • Демпфирование – колебания автоматически гасятся в поверхности.
  • Материал не подвержен коррозии. На его поверхности не могут размножаться бактерии. Он состоит из экологически чистых материалов.

Если стоит выбор асфальтобетон или асфальт, то выбирать нужно после тщательного анализа требований к будущей поверхности. К примеру, первый вариант материала водонепроницаем и более долговечен. Он получил такие свойства благодаря добавлению модифицированных термоэластопластов. Материал по устойчивости в несколько раз превышает битум.

Недостатки использования обычного асфальта:

  • Состав прослужит долго только в случае правильного замешивания.
  • Для укладки требуется специальная тяжелая техника.
  • Высокая себестоимость доставки, погрузки и разгрузки материала.
  • Отсутствие сопротивления пластического колебанию. Такая характеристика фиксируется при технических ошибках или отсутствии опыта работы в данной области у строителей.
  • Повышенный риск образования трещин в поверхности в холодное время года.
  • Повышается хрупкость материала при увеличении температуры воздуха.

Особенности и основные характеристики асфальтобетона

Материал имеет широкую сферу применения. Он ориентирован не только на создание покрытий дорог. Асфальтобетон получают посредством тщательного перемешивания битума и химических компонентов.

Для укрепления смеси добавляют инертные вещества. Они позволяют поверхности не деформироваться даже в случае сильной нагрузки. Асфальтобетон характеризуется твердостью и прочностью. Для повышения данных свойств используется щебень, гравий и песок.

Если рассматривать асфальтобетон, то его главное отличие от асфальта – возможность тщательного уплотнения. Характеристика достигается посредством искусственных добавок. Материал уже полностью уплотнен перед началом работ. Отличие между материалами также заключается в способе укладки и необходимом оборудовании. Без их наличия невозможно начать дорожные работы.

Существуют холодные смеси. Они набирают прочность при остывании поверхности. Затвердевание получается посредством устранения их состава углевода. Он входит в немедленную связь с воздухом и начинает испаряться. Химическая реакция происходит между добавками и битумов.

Благодаря этому удается получить прочное покрытие. Оно обладает следующими преимуществами:

  • Ремонтные работы производятся в любое время года.
  • Ремонт ям не требует наличия специальной тяжелой техники или оборудования.
  • Дороге не нужно время для сушки. После окончания работ по ней сразу же пускают транспорт.
  • Широкое распространение и ассортимент материала. Для удобства использования производитель фасует смесь в пластиковые мешки. Вес составляет 25 и 30 кг. Это очень удобно, комфортно и выгодно.
  • Максимальный срок годности составляет год.

Асфальтобетон характеризуется также рядом недостатков:

  • У холодного варианта смеси повышена водонепроницаемость. При использовании горячего варианта показатель снижается в три раза.
  • Покрытие страдает от сдвиговых нагрузок. От воздействия образуются волны.
  • Высокая стоимость в сравнении с обычным асфальтом.

Что входит в состав асфальтобетона?

Различают несколько типов асфальтобетона, состав которых заметно отличается. В отдельных случаях состав и качества исходных ингредиентов оказываются связанными с методом производства.

В общем виде АБ состоит из трех основных частей: вяжущего, минерального компонента и каменного. Последнее, однако, не касается песчаных модификаций асфальта, где каменная составляющая исключена.

О том, что входит по ГОСТУ в состав холодного, теплого и горячего, мелкозернистого и крупнозернистого асфальтобетона, а также песчаного и пористого, расскажем вам далее.

Вяжущее вещество

В производстве АБ в качестве вяжущего применяют битум. Несколько ранее использовался также деготь, но сегодня от его применения отказались.

Главная особенность этого ингредиента – вязкость. Она должна быть достаточной, чтобы при смешении покрывать щебень или гравий, но недостаточной, чтобы стекать с них. Вяжущее должно обладать приличной стойкостью, чтобы противостоять деформации, но при этом оставаться пластичным и не формировать трещины. Битум рекомендованных марок вполне подходит для этой задачи.

Может использоваться разжиженный битум – праймер, или эмульсия. В первом случае вещество разводят растворителем, во втором – смешивают с водой и эмульгатором. Цель такой операции – обеспечить высокую текучесть битума, что требуется при работе в морозы. Вода и растворитель по мере охлаждения состава испаряются, а битум сохраняет свои качества.

При получении АБ применяют вязкие битумы, свойства которых регулирует ГОСТ 22245, и жидкие – по ГОСТ 11955. Марки битума подбирают исходя из марки, класса асфальта и метода получения – холодная, горячая смесь.

Кроме того, используют и специальные разработки – полимерно-битумные вяжущие, повышающие коэффициент упругости готового покрытия, модифицированные битумы и так далее. Эти варианты регламентирует не ГОСТ, а ТУ.

Количество битума по массе или объему занимает разную долю в разных АБ.

Вид и тип АБ Содержание битума, % по массе
Горячие
Высокоплотные и плотные 4,0–6,0
А 4,5–6,0
Б 5,0–6,5
В 6,0–7,0
Г, Д 6,0–9,0
Пористые 3,5–5,5
Высокопористые щебеночные 2,5–4,5
Высокопористые песчаные 4,0–6,0
Холодные Б 3,5–5,5
Холодные В 4,0–6.0
Холодные Г, Д 4.5–6,5

Состав минеральной части асфальтобетона, а также щебень и гравий рассмотрены ниже.

Видео ниже посвящено гранулированному резинобитумному вяжущему веществу для модификации битумов в составе асфальтобетонов:

Каменный наполнитель

Для каменного материала значимым является зерновой состав. Причем именно соотношение зерен разного диаметра, количество пылевых частиц, глины и так далее определяет дальнейшее использование наполнителя.

Наиболее губительными для качества готового покрытия выступают пластинчатые и игольчатые зерна. Содержание подобных регулирует ГОСТ 8267 и ГОСТ 3344:

  • не более 15 % по массе для АБ типа. А и АБ высокой плотности:
  • не более 25% для типа Б горячего и холодного;
  • не более 35% для типа. А горячего и холодного.

Зерновой состав гравия и песка регулирует ГОСТ 23735. Происхождение его в немалой степени влияет на твердость и прочность асфальта, а также не износостойкость и морозостойкость.

  • Так, для получения высокоплотных типов материала, применяют щебень из метаморфических горных пород и из изверженных – базальт, диабаз, перидотит, серпентин, габбро. Также допускается камень из осадочных пород – известняк, доломит, марка дробимости которого должна быть не менее 1200.
  • Материал с меньшими параметрами используют для всех остальных типов АБ. Щебень из металлургического шлака для получения высокоплотного слоя не используется, но для плотного холодного типа и других применяют камень марки 1200, 1000 и ниже.
  • Щебень из гравия тоже неприменим для изготовления высокоплотного АБ.

Этот же материал проходит проверку на соответствие параметров по морозостойкости.

  • Так, для 1–3 климатического пояса плотные и высокоплотные АБ изготавливают из щебня, чей класс морозостойкости равен F50. Пористые и высокопористые – из камня классом F 15 и F25.
  • Для зон 4 и 5 только высокоплотный горячий асфальт выполняют на основе щебня классом F 50

Про роль песка в составе асфальтобетона поговорим ниже.

Песок

Добавляется в любые виды АБ, но в некоторых – песчаный асфальтобетон, он выступает как единственная минеральная часть. Песок применяют как природный – из карьеров, так и получаемый отсевом при дроблении. Требования к материалу диктует ГОСТ 8736.

  • Так, для плотных и высокоплотных подходит песок с классом прочности в 800 и 1000. Для пористых — уменьшается до 400.
  • Число глинистых частиц – в диаметре менее 0,16 мм, тоже регулируется: для плотных – 0,5%. Для пористых – 1%.
  • Глина увеличивает способность АБ к набуханию и снижает морозостойкость, поэтому за этим фактором следят особо.

Минеральный порошок

Эта часть формирует вместе с битумом вяжущее вещество. Также порошок заполняет поры между крупными каменными частицами, что снижает внутреннее трение. Размеры зерна крайне малы – 0, 074 мм. Получают их из системы пылеуловителей.

По сути дела, минеральный порошок производят из отходов цементных предприятий и металлургических – это пыль-унос цемента, золошлаковые смеси, отходы переработки металлургических шлаков. Зерновой состав, количество водорастворимых соединений, водостойкость и прочее регулирует ГОСТ 16557.

Дополнительные компоненты

Для улучшения состава или придания каких-то определенных свойств в исходную смесь вводят различные добавки. Разделяют их на 2 основные группы:

  • компоненты, разработанные и изготавливаемые специально для улучшения свойств – пластификаторы, стабилизаторы, вещества, препятствующие старению и прочее;
  • отходы или вторичное сырье – сера, гранулированная резина и так далее. Стоимость таких добавок, конечно, намного меньше.

Особенности изготовления

Мелкозернистые асфальтные смеси изготавливаются на специализированных заводах, а их укладка выполняется при помощи техники, с использованием специальных способов. Этот стройматериал обычно доставляется на объект при помощи спецтранспорта, так как некоторые асфальтобетонные смеси требуют непрерывного подогрева. Важная информация! Объемный вес готового мелкозернистого асфальтобетона зависит от пропорций составляющих элементов. Стройматериал представлен производителями в нескольких вариантах, которые отличаются комбинацией смеси или наличием дополнительных компонентов.

Главная задача производителя — при изготовлении мелкозернистого асфальтобетона надо определиться с фракцией наполнителя. Обычно для этого используется определенное количество щебенки, диаметр которой не превышает 20 мм. Правильно подобранные пропорции позволяют обеспечить требуемый удельный вес готового мелкозернистого асфальтобетона.
Также в асфальтобетонную смесь добавляют нужное количество сыпучих веществ, например, шлак или песок. От этого компонента зависит густота и тягучесть состава. Инструкция, по которой изготавливают асфальтобетон, содержит этап добавления связывающего вещества. Им является гудрон, получаемый в результате перегонки нефти. Полезный совет!

Обычно производители изготавливают на специализированном предприятии 2-3 вида асфальта, которые оптимально подходят для конкретных климатических условий. При крупном заказе они могут внести изменения в состав асфальтобетонной смеси.

Проектирование

Состав устройства покрытия из асфальтобетона подбирают исходя из назначения: улица в небольшом городе, скоростное шоссе и велосипедная дорожка требуют разного асфальта.Чтобы получить лучшее покрытие, но при этом не перерасходовать материалы, используют следующие принципы подбора.

Основные принципы

  • Зерновой состав минерального ингредиента, то есть, камня, песка и порошка, является базовым для обеспечения плотности и шероховатости покрытия. Чаще всего используют принцип непрерывной гранулометрии, и только в отсутствие крупного песка – метод прерывистой гранулометрии. Зерновой состав – диаметры частиц и правильное их соотношение, должны полностью соответствовать ТУ.

Смесь подбирают таким образом, чтобы кривая, помещалась на участке между предельными значениями и не включала переломов: последнее означает, что наблюдается избыток или недостаток какой-то фракции.

Источник: building-ooo.ru

Рейтинг
Загрузка ...