Представляет собой единую многослойную монолитную качественно уплотненную конструкцию, состоящую из земляного полотна, основания и покрытия. Устройство дорожного полотна, или как еще принято у дорожников — дорожной одежды — трудоемкий и ответственный процесс.
Покрытие – верхний наиболее прочный конструктивный слой, превосходно сопротивляющийся сдвигающим и ударным нагрузкам от колес от автотранспортных средств, а также воздействию природных факторов (осадки и перепады температур), обеспечивающий ровность поверхности и высокий коэффициент сцепления.
Покрытие состоит из 1-го, или 2-ух слоев, нижний из которых всегда выравнивающий.
Основание – несущая часть дорожной одежды, состоящее из верхнего и нижнего слоев.
Верхний слой чаще всего устраивается из щебня, или материалов обработанных вяжущим и служит для равномерной передачи и распределения давления на расположенный ниже дополнительный слой дорожной одежды, или грунт. Как следствие, такой слой должен быть устойчивым против сдвигающих и изгибающих внешних усилий.
Автомобильные дороги, лекция №3 Проложение трассы на местности
Пример органического вяжущего — нефтяной дорожный битум. Основание в данном случае устраивается из черного щебня.
В случае применения неорганического вяжущего — портландцемента, основание может выполняться из цементобетонной, или гидрополимерцементогрунтовой (инновационный подход в строительстве дорог) смесей.
Нижний слой (морозозащитный) состоит из материалов устойчивых к излишнему переувлажнению: песок, ПГС и устраивается на дорогах с неблагоприятными грунтово-гидрологическими условиями, отсюда одно из его многочисленных названий — дренирующий.
— отвод избыточной влаги из верхних слоев земполотна;
— предотвращение возможного вспучивания покрытия из-за переувлажнения;
— обеспечение прочности грунта земполотна.
Нижнюю часть конструктива завершает (а если быть точным, то с него начинается возведение всей конструкции) грунт земполотна, в виде предварительно уплотненного и спланированного слоя на который укладываются остальные конструкционные слои дорожной одежды.
PS Добавим, что на картинке опубликованной вначале заметки изображен пример нежесткой дорожной одежды.
Источник: roadtm.com
Основные элементы автомобильной дороги
Автодорога представляет собой группу объектов, предназначенных для безопасного движения транспорта с максимально установленной скоростью в течение всей длины и при любой погоде.
Дорога и ее элементы находится в границах одной отводной полосы и условно делятся на несколько категорий по интенсивности движения:
- Общегосударственные, магистральные, подъезд к аэропортам и другим ключевым объектам, активность свыше 14000 машин в день;
- Аналогичная суть, но с меньшей интенсивностью движения — 6000-14000 авто в сутки;
- Республиканские, подъезды к городам, ж/д узлам, морским портам, крупным заводам, активность — 2000-6000 машин в день;
- Областные, районные, входят в общую сеть, ведут к строительным объектам, промпредприятиям, имеют нагрузку 200-2000 авто в сутки;
- Местные, служебные и патрульные трассы, интенсивность — до 200 машин в день.
Конструктивно автодорога состоит из земельного полотна, проезжей части, дорожной одежды, обочины, элементов обустройства, откосов, водоотводных канав и других частей. Каждый из них выполняет определенную функцию и обеспечивает безопасность движения.
08.02.05 Строительство автомобильных дорог и аэродромов
Дорожное полотно
Относится к основным элементам автомобильной дороги, играет роль базы для дорожной одежды. Представляет собой участок земли, расположенный на определенной длине, состоит из проезжей частии обочины. Отделен от остальных элементов откосами или боковыми каналами, используемыми для удаления воды и осушения поверхности.
Дорожная одежда
Многослойная конструкция, которая находится в границах проезжей части и принимает на себя нагрузку от двигающихся по ней ТС. Конструктивно состоит из ряда слоев:
- земляное полотно;
- нижнее основание песка — 0,2-0,5 м;
- верхний слой щебенки — 0,1-0,2 м;
- нижний и верхний асфальтобетонный слой — от 4 до 6 см.
Каждая из частей несет определенную нагрузку. К примеру, нижний слой обеспечивает отвод лишней влаги, защищает покрытие от вспучивания, гарантирует прочность грунта. Верхняя секция предусматривает применение щебня и материалов, обеспечивающих равномерность давления на расположенные ниже элементы.
На поверхности предусматривается наиболее плотный слой, защищающий от влаги и обеспечивающий высокую прочность. Это конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку. Как результат, эта часть подвержена разным разрушениям: трещины, выбоины, появление колеи, деформации и т. д.
Дорожные одежды различаются по типам с учетом капитальности и имеют индивидуальную структуру. Основная классификация:
- по капитальности — капитальные, облегченные, переходные, низшие;
- по жесткости — жесткие и нежесткие.
Боковые канавы
Используются для защиты дорожного полотна от чрезмерного увлажнения и разрушения. Конструктивно позволяет перехватывать и отводить влагу. При подготовке кюветов по бокам дороги убираются лишние элементы: пни, камни, корневые систем. Для удаления влаги используются разные системы: боковые, нагорные, осушительные и водоотводные.
Боковые канавы — наиболее распространенная конструкция, устанавливаемая на 0-м профиле. Предназначена для отвода воды, появляющейся при дожде и таянии снега.
При плохой водонепроницаемости конструкция имеет трапециевидное исполнение и следующие размеры:
- ширина — 40-50 см;
- глубина — 70-120 см.
При определении глубины необходимо учитывать действующие правила.
По ним расстояния от нижней части боковой канавы до основания дорожной одежды не должно быть меньше 20 см. Откос имеет заложение от 1 к 1.5 до 1 к 3, а при низких насыпях — от 1 к 3 до 1 к 4. В сухих участках с быстрым стоком воды боковые канавы имеют вид треугольника.
Проезжая часть
Геометрический элемент автомобильной дороги, по которому движутся безрельсовые ТС: автомобили, мотоциклы, грузовики, велосипеды и т. д. При отсутствии обочины или тротуарной части по нейвозможно перемещение людей. Проезжая часть часто совмещается с трамвайными или ж/д рельсами. Если на ней не предусмотрено обочины, она применяется для остановки или стоянки ТС.
Дорога может иметь одну, две и больше проезжих частей, разделяемых полосами. Как правило, их две, каждая из которых используется для перемещения ТС в определенном направлении. Подобная конструкция позволяет машинам разъехаться или совершить обгон при необходимости.В некоторых случаях их четыре: две главные и две боковые.
Поверхность проезжей части, как правило, асфальтированная. Но возможны и другие варианты:
- щебенка;
- бутовый камень;
- брусчатка;
- грунтовка.
Разделительная полоса
Разметка или конструкция, нанесенная или установленная на поверхности дороги. Область, находящаяся за разделительной полосой, используется для движения автомобилей. По полоске нельзя двигаться и останавливать машину. В некоторых случаях такой элемент отделяет зону с трамвайными путями и запрещает движение.
Разделительные полосы бывают двух видов:
- Разметка. Закрывает доступ к определенной части дороги с помощью нанесения краски на поверхность. Такой вариант наиболее бюджетный, но не исключает нарушений со стороны автовладельцев.
- Конструкции. Представляют собой элементы автомобильной дороги, имеющие каменную, металлическую, бордюрную или иную структуру.
За рассматриваемой полосой могут находиться насаждения, трамвайные пути, асфальт, участки для разгрузки / погрузки ТС и т. д. Цель создания — гарантия безопасности движения и разделение потоков. Разделительные полосы считаются неизменной частью скоростных магистралей.
Полоса движения
В ПДД указано, что это продольная полоса проезжей части с разметкой или без нее. Размер полосы движения должен быть достаточным для однорядного движения ТС. Используется в качестве ориентира для водителя и дает ощущение безопасности.
В зимнее время, когда разметка не видна, водитель сам определяет полосу и собственное положение на дороге. Для этого проезжая часть условно делится пополам, где справа находится полоса для движения, а слева — встречная часть. Количество элементов может различаться и зависит от ширины. К примеру, если на дороге может разъехаться четыре автомобиля, то и полос движения столько же.
Рассматриваемый элемент бывает нескольких видов по назначению:
- перемещение в одном направлении;
- реверсивное перемещение с возможностью изменения пути движения;
- перемещение ТС в обоих направлениях.
Выделяются также полосы движения специального назначения — для разгона, снижения скорости, подъема, аварийной остановки, автобусов / троллейбусов и т. д.
Трамвайные пути
Часть дороги, которая находится на самостоятельном полотне, расположенном отдельно, а также в профиле дорожной сети на обособленном или совмещенном полотне. Рассмотрим варианты трамвайных путей:
- Обособленные. Не применяются для перемещения безрельсовых средств, находятся в профиле сети.
- Самостоятельные. Не включены в структуру дороги.
- Совмещенные. Размещены на одном уровне с дорожным полотном, по которому разрешается движение безрельсовых ТС.
Предпочтительным считается 1-йи 2-й вариант исполнения, отличающийся наибольшей безопасностью. Допускается совмещенная версия при организации мероприятий, предотвращающих создание заторов, парковки и иных проблем. Для безопасности требуется разделение трамвайного участка полосками или специальными конструкциями.
Обочина
Конструктивный элемент, находящийся на стыке с автомобильной дорогой и примыкающий к ней. Используется для защиты асфальтированного покрытия от деформации и продлевает срок службы земляного полотна. Может иметь ширину от 1,75 до 3,75 м в зависимости от категории трассы.
Состоит из следующих полос:
- укрепительная — защищает асфальт от разрушений, имеет аналогичную прочность;
- остановочная — используется для остановки транспорта, бывает асфальтированной, может иметь щебеночную, гравийную или иную структуру;
- прибровочная — грунтовая часть шириной 50 или 75 см.
- повышение устойчивости дорожного полотна;
- защита краев асфальта от деформаций;
- удобство движения;
- организация перемещения пешеходов.
К обочине предъявляется ряд требований. В ней не должно быть деформаций и повреждений, углублений или дефектов. Зимой поверхность обязательно очищается от снега в течение 24 часов после окончания снегопада. Летом с обочины должны удаляться мусор и посторонние предметы.
Структура может быть различной: глиняной, песчаной, травянистой и т. д. На федеральных трассах делается такой же, как и основная дорога, для безопасности движения. Отделяется от основной проезжей части с помощью сплошной линии.
Тротуар
Элемент автодороги, предназначенный для пешеходов. Находится вплотную к проезжей части или отделен от нее. Является частью дороги, ведь люди также считаются участниками движения. В редких случаях допускается перемещение, остановка и стоянка ТС на этих участках. За пределами городов тротуары почти не используются, ведь пешеходы движутся непосредственно по обочине.
При строительстве этого элемента автодороги учитываются нормы ГОСТа 33150-2014 и СНИП II К.3-62. В идеале должна предусматриваться дренажная система, обеспечивающая отвод воды. Контроль состояния тротуаров возложен на территориальные органы ГИБДД.
Заключение
Автодорога — искусственное сооружение, имеющее множество элементов и созданное с соблюдением действующих норм / правил. Используется для безопасного движения рельсовых и безрельсовых транспортных средств, а в комплексе с тротуарами и пешеходов.
Источник: perevozka24.ru
«Дорога смерти» М-5 получит дублера: как пройдет новая трасса М-12 Челябинск — Екатеринбург — Москва
Президент Владимир Путин поставил в тупик «дорожных» чиновников внезапным предложением протянуть новую трассу М-12 не только до Екатеринбурга и Тюмени, но и до Челябинска, замкнув в кольцо. Строительство скоростной автодороги, соединяющей Москву с восточными окраинами Урала уже началось, а мы попытались выяснить, как именно в эту схему впишется Челябинск, расположенный на 200 километров южнее первоначального маршрута.
Что такое М-12
Это новая федеральная трасса, которая изначально планировалась как дублер магистрали М-7 на участке от Москвы до Казани. В отличие от М-7, трасса М-12 пройдет не через Нижний Новгород, а на сотню километров южнее — через Арзамас. Сдача дороги планировалась в 2027 году, но в конце апреля 2021 года президент потребовал добавить в ее схему участок от Казани до Екатеринбурга и завершить работы к 2024 году.
Инфографика: Полина Авдошина
Добавленный президентом участок состоит из трех фрагментов: от Казани он идет по существующему отрезку трассы М-7 (383 км), который «разгонят» за счет обхода ряда городов. Затем маршрут ляжет по новой дороге от Дюртюлей в сторону Ачита (274 км) и закончится секцией трассы Пермь — Екатеринбург (164 км).
Предполагаемая скорость движения на трассе М-12 составит 120 км/час, а большая часть ее будет платной.
Сколько стоит проезд по платным трассам в России? Например, одна из самых популярных автодорог М-4 «Дон» имеет индивидуальные тарифы, которые зависят от типа автомобиля, времени проезда и даже способа оплаты. Так, для легкового автомобиля в будний день при оплате без транспондера 1300 километров от МКАД до Краснодара обойдутся в 1760 рублей, для грузовика — более 6000. При этом подмосковные километры в среднем дороже, чем на юге.
Инвестиции в строительство участков от Екатеринбурга до Казани составят до 500 миллиардов рублей, по другим оценкам — 850 миллиардов рублей, что выше бюджета на прокладку основной магистрали от Москвы до Казани (ориентировочно — 650 миллиардов).
Глава свердловского Минтранса Василий Старков подтвердил сайту E1.RU, что проектирование нового участка уже началось и его ведомство обсуждает вопрос с представителями госкомпании «Автодор» — одного из исполнителей проекта:
— Мы предоставили в ГК «Автодор» информацию по планируемой трассировке, — объяснил министр. — Рассказали об особенностях территорий и о том, есть ли среди них особо охраняемые. То есть дали все данные, которые необходимы для реализации проекта, потому что 2024 год — это очень-очень близко.
При чём здесь Челябинск и Тюмень
В июле 2021 года Владимир Путин предложил «дотащить трассу М-12 до Тюмени, до Челябинска и кольцо замкнуть». Вице-премьер Марат Хуснуллин сказал, что проект протяженностью 600 километров возможен.
— Наша слаженная работа позволяет нам с уверенностью сказать, что мы в 2024 году дойдем и до Екатеринбурга, и до Тюмени, и до Челябинска, — прокомментировал Марат Хуснуллин.
Мы обратились к представителю вице-премьера за комментарием, но подробностей о том, как именно включат Челябинск в схему трассы М-12, нам не сообщили, заявив лишь, что как такового проекта пока не разработано.
Мы попытались представить на схеме, как именно можно добавить Челябинск на схему трассы М-12. Варианта три, один из которых реалистичный, два других — почти утопичные.
Инфографика: Полина Авдошина
Самым очевидным решением выглядит реконструкция участка трассы М-5 от Челябинска к Екатеринбургу до четырехполосной скоростной магистрали на всём протяжении, что и так планировалось до 2021–2022 годов. В эту картину вписывается и замыкание екатеринбургской кольцевой автодороги (ЕКАД) на участке от Челябинского до Полевского тракта — без этого невозможно объехать пригороды Екатеринбурга при движении из Челябинска в сторону будущей трассы М-12.
Ускоримся или удлинимся?
Сейчас расстояние от Челябинска до Казани по трассам М-5 и М-7 составляет порядка 960 километров. Новый путь, по нашим оценкам, будет лишь на 80–100 км больше, но займет на несколько часов меньше. Скоростной режим на трассе М-12 составит 120 км/час против 70–90 км/час на трассе М-5, к тому же автомагистраль пойдет в обход населенных пунктов. И главное, не придется штурмовать медленный и опасный горный участок М-5 между Миассом и въездом в Башкирию.
Сейчас путь из Челябинска до Казани занимает 10–12 часов, по новой автодороге — 9–10 часов.
Новый участок трассы М-5 под Челябинском
Фото: Илья Бархатов
Как прямые свернулись в кольцо
Поскольку президент говорил о неком «замыкании в кольцо», а Марат Хуснуллин упомянул дорогу длиной 600 километров, складывается впечатление, что речь может идти о дополнительном участке между Челябинском и Тюменью, что в сумме с дорогой до Екатеринбурга и даст упомянутые 600 км, которые соединят города треугольником. Можно рассмотреть и другой вариант дороги от Челябинска до смычки с трассой М-12 в районе Ачита через окрестности Кыштыма и Нязепетровска. На схеме выше мы показали эти направления пунктиром.
Впрочем, эксперты сомневаются в том, что такие идеи целесообразны.
— В принципе, Челябинск и Тюмень, а также Челябинск и Ачит уже сейчас соединяются региональной сетью дорог, и в теории, наверное, можно реконструировать их и превратить в федеральные трассы. Однако альтернативой им является участок от Челябинска до Екатеринбурга, который и так делают четырехполосным, — считает доцент кафедры «Автомобильный транспорт» ЮУрГУ Николай Горяев.
Его коллега, профессор той же кафедры, Владимир Городокин также видит наиболее реалистичным вариантом — реконструкцию дороги Челябинск — Екатеринбург.
— Было бы нерационально строить новую дорогу при наличии существующей. Замыкать скоростные магистрали в некое кольцо между Челябинском, Тюменью и Екатеринбургом также несерьезно. Что же касается «срезки» дороги от Челябинска напрямую к Ачиту, то нам, автомобилистам, она даст какой-то выигрыш, но с точки зрения затрат оправдана только при отсутствии хорошей дороги между Челябинском и Екатеринбургом. Но если этот участок приведут в нормальное состояние, в том числе устранят ряд проблем с организацией движения в Свердловской области, смысла в дороге Челябинск — Нязепетровск — Ачит не будет.
Срезка действительно получается небольшой: путь от Челябинска до Ачита по существующим дорогам с учетом ЕКАДа составляет 370 км, по воображаемой трассе через Нязепетровск — порядка 320 километров. Экономия в 50 километров не существенна для трассы М-12, тогда как расходы на строительство участка будут не сопоставимо большими.
Источник: 74.ru